Деревенские свадьбы 30 годов ссср. Комсомольская свадьба. Свадьба в ссср. как это было

Сегодня мы предлагаем вернуться на несколько десятков лет назад и очутиться на обычной советской свадьбе, выпить пару рюмок «Столичной» и покричать «Горько!» молодоженам. Давайте вспомним, как отмечали свадьбы...

Сегодня мы предлагаем вернуться на несколько десятков лет назад и очутиться на обычной советской свадьбе, выпить пару рюмок «Столичной» и покричать «Горько!» молодоженам. Давайте вспомним, как отмечали свадьбы в СССР…

Гражданский брак

Период СССР – достаточно долгое время. И в разные годы существовали отличающиеся друг от друга свадебные традиции.

Сразу после революции 1917 года религиозный брак потерял свою юридическую силу и в обиход вошло новое для того времени понятие «гражданский брак». Теперь уже не церковь, а государство регистрировало семью.

Хотя советская семья не была самоценностью (часть большевиков вообще ратовала за ликвидацию института семьи как такового), а воспринималась как часть коллектива единомышленников – строителей нового общества, а основная ответственность за воспитание детей возлагалась государством на дошкольные и школьные учреждения, призванные исправлять «негативное» воздействие семьи на формирование личности ребенка.

Но если на бумаге все было просто, то в головах людей изменения не произошли так быстро, как того ожидали реформаторы. Еще долго гражданский брак считали незаконным сожительством. Это мнение досталось в наследство и нам. Многие и сейчас под словосочетанием «гражданский брак» понимают сожительство без штампа в паспорте и кольца на руке.

«Красные свадьбы»

В 1920-х годах в противовес церковному венчанию стали практиковаться так называемые «красные свадьбы» (стол для регистрации обязательно был покрыт красной скатертью). Роспись, а затем небольшие посиделки дома. Вот и вся церемония.

«Красные свадьбы» рассматривались прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации. Первой «красной свадьбой» была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко (их брак просуществовал с 1918 по 1923 год).

Нарком государственного презрения в первом Советском правительстве Александра Коллонтай и 1-й народный комиссар по морским делам РСФСР Павел Дыбенко.

Ушла в прошлое и традиция выкупа невесты. Идеология брала свое. Во-первых, дело это коммунистам показалось языческим. Во-вторых, выкуп считался прерогативой деревенских простолюдинов, а горожане мнили себя интеллигенцией…

Тем не менее уже к 1930-м годам большевики были вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Так что в конце 30-х – начале 40-х начался бум «красных свадеб», дни регистрации выбирали так, чтобы они совпадали с советскими праздниками…

Холостяцкий налог

После войны численность мужчин значительно снизилась. Одной из основных послевоенных правительственных задач стало повышение рождаемости. Для мужчин, не захотевших жениться, был введен особый «холостяцкий» налог. Не хочешь жениться – плати штраф в государственную казну.

Что касается свадеб, то после войны проводились они очень скромно. Люди жили крайне бедно, денег не хватало даже на еду, что уж говорить об организации красивого торжества. Свадьбы как таковые никто не праздновал, обычно все «церемонии» заканчивались короткой регистрацией. У невест второй половины 1940-х годов порой не было даже платья. Но это никого не останавливало, замуж выходили в любых одеяниях, лишь бы связать себя узами брака с любимым человеком.

Букет роз

В конце 1950-х стали внедряться «гражданские обряды», то есть людям начали озвучивать точные правила – как подготовиться к свадьбе и как жениться.

Особо почетным было участие в выездной церемонии, когда регистрировали одновременно несколько десятков пар (рекорд в 80 пар был побит в Москве в 1959 году). Так свадьба в СССР превратилась в индустрию.

Почетная миссия

В 1964 году в СССР был установлен определенный срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны новобрачных стало обязательным).


Эта миссия считалась особенно почетной, ведь своими подписями эти люди как бы заверяли право жениха и невесты на взаимную любовь. По этому поводу было придумано несколько примет. Например, свидетели не должны были состоять в родстве между собой и ни один из них не должен был быть в браке. Свидетели должны были носить опознавательные праздничные ленты красного или белого цвета с золотыми надписями, что немало уродовало торжественный наряд, но прибавляло людям статусности.

Фрагменты книги «Советские традиции, праздники и обряды» 1986 года издания. 300-страничный иллюстрированный труд представляет собой инструкцию на все случаи жизни - от свадьбы до обряда посвящения в хлеборобы. Книга была отпечатана в Москве тиражом 70 тысяч экземпляров и стоила по тем временам 2,5 рубля…

До войны из свадьбы никто не делал культа - не до того было. Люди просто заходили в загс и ставили свои подписи, не задумываясь над нарядами. В послевоенных 50-х почти ни у кого не было денег, поэтому на торжества не тратились. Мужчины часто женились в военной форме или самом приличном костюме, женщины доставали свой, часто единственный, вечерний наряд.

Если и праздновали, то дома. Никаких изысков - небольшая вечеринка. В 70-е, когда благосостояние советского народа начало расти, появились и первые проблемы.

В 80-е свадьба в СССР стала по-настоящему хлопотным делом. В условиях дефицита у молодоженов возникала масса проблем. Сложно было достать и платье, и приличный костюм. Во времена антиалкогольной компании возникла еще одна проблема - где взять водки? Именно в эти годы и была написана книга по советским традициям и обрядам.

Глава, посвященная свадебным торжествам, начинается с разъяснения серьезности всего происходящего.

Отдельное место отведено под описание заведующего районным отделом загса и его подчиненных. Так заведующий загсом должен обеспечивать «образцовую работу всех служб, причастных к обрядовому обслуживанию населения, оказывает методическую помощь исполнителям обрядов…

Он должен иметь достаточные знания и опыт, чтобы самому проводить обряды на высоком идейно-художественном уровне». К вопросу о том, какую специальность имеют регистраторы: «исполнители обряда имеют специальное образование, которое устанавливается областными и районными комиссиями.

К исполнению этих функций, особенно в сельской местности, наряду со штатными работниками загса и депутатами местных Советов, привлекаются также работники культуры, учителя и другие лица, которые имеют необходимые способности». К сожалению, пояснения того, какими именно способностями они должны обладать, не приводится.

Поскольку регистратор на свадьбе символизирует госвласть, его наряд также был регламентирован.

Судя по всему, форма работников загса так и не поменялась. Женщины по-прежнему облачаются в бесформенные, но очень торжественные балахоны светлых тонов.

Желательно, чтобы в гостиной Дома или Дворца бракосочетания была установлена чаша-факел.

Сегодня в загсах факелы не жгут по причинам техники безопасности, да и на молодежных праздниках тоже, за исключением футбола, и то исподтишка.

Исполнитель обряда обращается к жениху и невесте:

Жених и невеста повторяют за регистратором слова клятвы:

После произнесения этих слов, представители трудовых коллективов и общественности поздравляют молодоженов и дарят им подарки. После выхода молодоженов из обрядового зала их поздравляют родственники и друзья. Родственникам и друзьям рекомендуется дарить не только небольшие букеты былых роз невесте и гвоздик жениху, но и ягоды калины и рябины.

Председатель колхоза им. С.М. Кирова Вознесенского района Николаевской области Герой Социалистического Труда Н.Н. Рябошапка вручает молодым хлеб-соль.

В день свадьбы молодожены обязательно должны посетить памятник В.И. Ленину, монумент или братскую могилу павших воинов и возложить там цветы «в знак глубокого уважения к людям, жизнь которых была великим подвигом и примером служения священному делу Октябрьской революции и защиты социалистической Родины».

Эта традиция не исчезла, а преобразовалась. До сих пор в каждом городе есть свой свадебный маршрут. Делегации молодоженов практически выстраиваются в очередь, чтобы сфотографироваться на память у различных объектов культурного наследия.

Есть в книге и действительно дельные, вечные замечания:

На советских картинах часто изображаются свадебные гуляния. На их обязательно присутствуют дети - желательно в школьной форме, а также люди в национальных костюмах. Часто это женщина в расшитой украинской рубахе и с платком или лентами на голове. Если свадьба проходит в деревне - то гуляют всем селом, с баяном, соседями и самогонкой.

После свадьбы молодой семье рекомендуется отправиться в «свадебное туристское путешествие в столицу, в города-герои, по родной стране». Эта традиция жива и поныне, изменились только направления. Сегодня мало кто поедет осматривать город-герой, молодожены выбирают море и загар…


Свадьба в СССР. Советская свадьба. Свадьба в 60-е, 70-е, 80-е Еще свежи в памяти наших родителей и родственников то, как организовывалась и прородилась свадьба во времена СССР. Дефицит и простота – эти слова лучше других характеризуют то, с чем сталкивались молодожены в 60-80х годах прошлого века при подготовке к свадьбе. Им и не снилось тогда, что прилавки могут ломиться от экзотических фруктов, что торт и колбасу легко купить в любом магазине, что свадебный кортеж автомобилей рискует застрять в пробке, и главное – что не нужно мучительно стоять в очереди! Тем не менее, молодые люди вопреки всему организовывали большие свадьбы. Так какой же она была, свадьба 60-х, 70-х, 80-х? Заявление в ЗАГС подавалось за два-три месяца до регистрации брака. Будущим молодоженам выдавались талончики на приобретение свадебных колец, нарядов и туфель. В свободной продаже их не находилось. Кольца в тот период стоили около 120-150 рублей, что для рядового советского труженика было сопоставимо с размером месячного оклада, а то и выше. Но если кольца и туфли приходилось покупать, то свадебные платья зачастую девушки или их мамы шили сами либо заказывали в ателье. При этом использовались такие материалы (а ведь и они были в дефиците), как атлас, шелк, тафта или парча. В советской моде главенствовала скромность, поэтому платья невест отличались простотой, часто прямым покроем и недорогой отделкой. Женихам с выбором костюмов – непременно черных - было проще. В то время легкая промышленность выпускала их в достаточном количестве. А вот ботинки старались приобрести импортные, дорогие, в основном производства стран социалистического лагеря, например, Чехословакии или Польши. Отметить свадьбу в кафе могли себе позволить далеко не все. Подавляющее большинство молодоженов торжество устраивало прямо дома, а некоторые даже в общежитии. В связи с этим вставал вопрос не просто о выборе меню, а о том, как и где найти продукты. Мяса в магазинах почти не было. Приходилось искать знакомых в сфере общепита или покупать вдвое дороже на рынке. Так, если в магазине килограмм мяса стоил 2,5 рубля, на рынке тот же вес обходился в 5 рублей. За тортом почти всегда приходилось стоять в очереди. Кто-то из молодых, их друзей или родственников отправлялся к магазину за час до открытия. После трех часов ожидания заветное сладкое изделие, если не успевало закончиться, оказывалось в руках счастливчика. Поначалу, водку отпускали по справке ЗАГСа, получить которую, было очень просто - подаешь заявление о бракосочетании, и по окончанию испытательного срока, за неделю до свадьбы, приносишь еще одно заявление, в котором указываешь точную дату свадьбы, которая, как правило, совпадала с датой бракосочетания. Согласно данного заявления, на руки будущих супругов выдавался талон, где указывался адрес магазина, количество спиртного и точная дата отпуска ликеро-водочных изделий. Дабы не напрягать молодоженов и их сородичей стоянием в очередях за водкой в день бракосочетания, её отпускали за пару дней до свадьбы. Как правило, это был ящик водки. Но со временем со свадьбами стали происходить весьма странные вещи. Чиновники ЗАГСа вдруг заметили, что показатель так называемых «отказников» катастрофически пополз вверх. Молодые люди, и будущие супружеские пары более преклонного возраста, не успев ещё пройти процедуру обмена обручальными кольцами, и подписания брачных обязательств, в самый последний момент подавали заявление об отмене своего решения воссоединиться в одну дружную семью. Призадумались чиновники, как выйти из такого щепетильного положения, и придумали они постановили, чтобы водочный талон выдавали вместе со свидетельством о браке. Теперь, после официальной регистрации в ЗАГСе, пока молодожены пускались в небольшое путешествие по городу, их ближайшие родственники мчались в обозначенный в талоне магазин за ящиком спиртного, которое надо было не только успеть купить, но и своевременно доставить к месту предстоящего свадебного торжества. Порой так случалось, что на дверях магазина висел замок, и написанное от руки объявление, мол, водка на сегодня вся закончилась, приходите завтра... В качестве свадебного автомобиля наибольшей популярностью пользовалась «Волга», а самой респектабельной, позволить себе которую мог не каждый, считалась черная «Волга». Ее аренда обходилась примерно в 25 рублей, т.е. в пятую часть средней зарплаты. По причине дороговизны, как правило, в ЗАГС молодые оправлялись лишь со свидетелями, а гости подтягивались после завершения рабочего дня непосредственно к месту празднования. Самым популярным днем бракосочетания являлась пятница. После объявления их мужем и женой, новобрачные по традиции отправлялись возложить цветы у Вечного огня, к памятнику вождю мирового пролетариата и фотографироваться на фоне иных достопримечательностей. На свадьбе роль тамады исполнял кто-то из гостей или друзей молодоженов. Выбирали самого бойкого и говорливого человека. Живая музыка на свадьбе в 70-е как правило представлялась баянистом. Это было и требование старшего поколения, которое любило во время застолья затянуть песню. Если пара была более состоятельная и имела желание, в качестве живой музыки всегда можно было заказать местное ВИА. В каждом доме культуры были свои музыкальные ансамбли, которые насчитывали от 4 до 12 человек. Если на свадьбе не было живой музыки, гости танцевали под музыкальные пластинки. Подарки молодым оговаривались заранее. Деньги (10 рублей с человека, 20 – с пары), как правило, дарила молодежь, а взрослые – вещи. Популярными были сервизы, вазы, фужеры, многие из которых и по сей день можно обнаружить в шкафах у родителей. Вручали и ложки, а вот ножи и вилки – нет, опасаясь дурных примет. Стоит также упомянуть и о комсомольской свадьбе, которая имела целый ряд отличий от обычной свадьбы. Она подразумевала безалкогольное торжество, которое устраивал и оплачивал Комитет комсомола. На комсомольской свадьбе присутствовала практически одна молодежь – друзья, коллеги и родственники молодоженов. Родители отмечали торжественное событие отдельно. Обычно комсомольская свадьба отмечалась в каком-нибудь комсомольском клубе, украшенном, соответственно моменту, цветами, плакатами и воздушными шарами. Среди приглашенных гостей на такой свадьбе можно было встретить работников комсомольской организации города или области. Конечно, приходили они не с пустыми руками. Телевизоры, холодильники, а иногда даже ордер на квартиру или место в общежитии – такие подарки вручались счастливым молодоженам от имени Советского комсомола. Верующие обряд венчания проводили значительно реже, так как это происходило в церкви, что было труднее скрыть и официально не одобрялось. Обо всех случаях венчания и крещения детей докладывалось в партийный комитет. Но с какими бы сложностями советские молодожены не сталкивались, любовь побеждала все!

Свадебная обрядность – один из наиболее устойчивых компонентов традиционно-бытовой культуры. Она вбирает в себя фрагменты разных эпох – от верований и магических действий прошлого до образцов церемониального поведения, выработанных в новейшее время. Социальная сущность брака определяется господствующими в обществе отношениями.

В предреволюционные годы российское семейное законодательство было объектом серьезной критики со стороны общества. Регистрация актов гражданского состояния находилась в ведении религиозных институтов, и правовая практика постоянно выявляла расхождение реального положения дел и декларируемых постулатов. Церковные правила различали браки первые, вторые и третьи, браки лиц одной веры и смешанные браки. Для ряда категорий населения существовал церковный запрет на регистрацию брака и на признание отцовства или материнства. Несовершенство процедур заключения и расторжения брака привело к тому, что к началу XX века порядка 1/6 от рождавшихся по России в целом и более 1/4 по столице, Санкт-Петербургу, были незаконнорожденными. При этом такие дети и их матери оказывались поражёнными в гражданских правах.

Мероприятия новой власти по реформированию семьи были продиктованы коммунистической идеологией, объявлявшей “буржуазную” семью виновной в моральной и социальной патологии старого общества. Одними из первых советских законов были декреты от 18-20 декабря 1917 г. о расторжении брака и о гражданском браке как акте, устанавливающем гражданское и моральное равенство супругов, об уравнении в правах внебрачных детей с законнорожденными, а также о ведении книг актов гражданского состояния (работа с регистрационными книгами была возложена исключительно на советские органы; дореволюционные документы о регистрации брака, выданные церковью, приравнивались к документам, выданным советскими ЗАГС ами, подведомственными НКВД ).

Новый уклад внёс изменения в символику и обрядность брака и семьи. В их основе лежали идеологические установки правящей партии, нацеленные на утверждение советского образа жизни, поведения и норм.

В противовес церковному венчанию в 1920-х гг. стали практиковаться т. н. “красные свадьбы”. Они рассматривалась прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации, и как массовое явление просуществовали до первой половины 30-х. Первой красной свадьбой была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко (брак просуществовал с середины марта 1918 года по 1923 год).

19 ноября 1926 года был принят Кодекс РСФСР о браке, семье и опеке (вступил в действие 1 января 1927 года). По этому кодексу церковный брак стал “частным делом брачащихся”, а совместная жизнь супругов без регистрации в ЗАГС е была приравнена к браку, официально зарегистрированному государством (фактический брак признавался имеющим юридическую силу по судебному решению). Это декларировалось и законодательствами ряда союзных республик, кроме Азербайджанской, Таджикской, Узбекской и Украинской ССР .

В художественной литературе и кинематографе 20-х годов нет описаний свадебного церемониала, и это неслучайно. Советская семья не была самоценностью (часть большевиков ратовали за ликвидацию института семьи как такового), а воспринималась как часть коллектива единомышленников – строителей нового общества, а основная ответственность за воспитание подрастающего поколения возлагалась государством на дошкольные и школьные учреждения, призванные исправлять “негативное” воздействие семьи на формирование личности ребенка.

Тем не менее, уже к 1930-м годам большевики оказались вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Здесь важно отметить: сложность разговора о советском свадебном церемониале обусловлена базовым явлением советской культуры – невозможностью доверия “официальному слову”. Риторика брака и семьи, возникшая в первые годы советской власти, сохранялась в официальной культуре до середины 50-х, однако реальное состояние дел было не столь революционным.

20 марта 1933 года в дополнение к Кодексу была принята Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния (новая редакция вступила в силу 29 августа 1937 года), а 27 июня 1936 года – постановление ЦИК и СНК СССР “О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах”. Законодательство 1936 года по сути восстановило, хотя и в новых формах, дореволюционный институт семьи. Идеология “пролетарского брака любви” потерпела фиаско. Это проявила и статистика: в стране неуклонно рос процент зарегистрированных союзов между очень молодыми женщинами и пожилыми хорошо обеспеченными мужчинами; аборт и даже совет его сделать достаточно сурово наказывались (в начале 1920-х годов в стране осуществлялось около 2 млн. абортов ежегодно). Советская власть активно противодействовала лишь двум традиционным в ряде регионов явлениям – многожёнству и принуждению к браку.

Угроза депопуляционной катастрофы, ставшая очевидной в годы Великой Отечественной войне, предопределила принятие законов, направленных на укрепление брачно-семейных отношений. Так, 8 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР стало возможным записывать усыновлённых детей как родных с сохранением тайны усыновления (в 20-е годы “приписки” в определении отцовства и материнства осуждались). А 8 июля 1944 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания “Мать-героиня”, учреждении ордена “Материнская слава” и медали “Медаль материнства”“. В соответствии с этим документом была утверждена обязательная регистрация брака. Выражение “законный брак” вновь стало общеупотребимым. Все супружеские пары, состоящие в незарегистрированных фактических брачных отношениях, для их официального признания обязаны были посетить отделы ЗАГС . В случае смерти одного из супругов или пропажи его без вести на фронте в военное время другой супруг был вправе обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести лица. 14 марта 1945 года принят Указ, установивший, что родители, вступившие в брак после рождения ребенка, имели право признать его законнорожденным Процедура развода ужесточалась (было введено обязательное разбирательство в народном суде). Брак без регистрации в органах ЗАГС стал официально называться слово “сожительство” (этот термин просуществовал до конца 1990-х годов – лишь в последнее десятилетие употребляется выражение “фактический брак”).

Середина 1950-х годов была ознаменована двумя эпохальными событиями в области семьи и брака.

Во-первых, вновь были легализованы аборты (указом Президиума ВС от 5 августа 1954 года было прекращено уголовное и административное преследование женщин, а указом от 23 ноября 1955 года аборты, проводимые по желанию женщины и исключительно в медицинских учреждениях, были вновь разрешены).

Во-вторых, в 1956 году состоялась передача органов ЗАГС из подчинения МВД в ведение местных Советов депутатов. Ранее размещавшиеся в отделениях милиции органы ЗАГС получили отдельные помещения и были укомплектованы более квалифицированным контингентом сотрудников (большинство делопроизводителей имели полное среднее образование; тогда как прежде у сотрудников в основном были за плечами начальная школа или семилетка).

В ЗАГС ах крупных городов было выделено специальное время для регистрации рождения и браков: эти акты регистрировали с 15 до 19 часов во все дни недели, кроме среды, а остальные акты (смерть, разводы, исправления в документах и т.д.) – с 10 до 14 часов.

Торжественность регистрации бракосочетания обеспечивали районные Советы народных депутатов и их органы записи актов гражданского состояния. В населенных пунктах, где отсутствовали органы ЗАГС , проведение гражданских обрядов осуществляли сельские, поселковые Советы народных депутатов. А в 1958 году по предложению комсомольцев Ленинградского производственного объединения “Светлана” и при поддержке Ленинградского горкома партии был создан первый в СССР дворец бракосочетаний.

Что касается Москвы, то здесь стали практиковаться выездные регистрации брака: в 1959 году в Доме культуры Горбунова была произведена массовая единовременная регистрация браков (80 пар).

15 декабря 1960 года по решению исполкома Моссовета в столице был открыт Дворец бракосочетания № 1 (Грибоедовский), в котором стало возможным регистрировать и браки с иностранцами.

Общее методическое руководство органами ЗАГС в 1956-1971 годах осуществляли специальные юридические комиссии.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов в процедуру регистрации брака были вновь внесены изменения направленные на “внедрение в быт советских людей новых гражданских обрядов” (так называлось постановление Совмина, вышедшее 18 февраля 1964 года, на основании которого стала вестись широкомасштабная работа по созданию системы обрядов, сопровождающих акты гражданского состояния). Был установлен определённый срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны обоих новобрачных стало обязательным). Для помощи в организации свадебных торжеств были созданы салоны для новобрачных. По месту работы новобрачным стали предоставлять 2-3 дня отгулов – “на свадьбу”.

Отошли в прошлое годы, когда вступающие в брак праздновали свадьбу только в скромной семейной обстановке, – теперь для них работали фирма “Весна”, Ювелирторг, Цветторг, управление автомобильного транспорта, фабрики фоторабот и т.д. Свадебный обряд стал индустрией.

Свадьбы, как правило, стали играть с приглашением большого количества людей. При этом значительное распространение получили обряды, имитирующие вековые народные традиции. К ним относились, в частности, родительское благословение, украшение свадебного кортежа (машина оформлялась лентами, на бампер сажали игрушечных медведей, а позже – кукол в костюмах жениха и невесты), комсомольские напутствия, а также полулегальные гадания на счастливую жизнь (ставшие популярными на рубеже 1970-х -80-х годов астрологические прогнозы).

В 1960-80-е годы в процедуру свадьбы был введён ряд обязательных ритуальных элементов: поездка по “местам памяти” (посещение памятника вождю мирового пролетариата В.И. Ленину, монумента или братской могилы павших воинов и возложение цветов), символическое напутствие молодым (чтение “Обета верности”, вручение “ключа” от семейного счастья, “Летописи семьи”, медали “Совет да любовь”), посадка “деревца семьи” или участие в создании “аллеи молодоженов”… Популярностью стало пользоваться свадебное путешествие в столицу, в города-герои, по родной стране (путёвку получали в салонах новобрачных или в общественных организациях учреждений по месту работы или учёбы). Полиграфия выпускала миллионными тиражами открытки “Приглашение на свадьбу” (традиционное оформление – цветы и два соединённых кольца)…

В 80-х годах в обряд бракосочетания стали вводиться народные элементы: так, при встрече жениха и невесты исполнялись величальные песни, на вышитом полотенце преподносился хлеб-соль. В те же годы уделялось большое внимание серебряным и золотым свадьбам, брачным юбилеям.

Кроме того, при проведении свадебных торжеств нередко учитывались актуальные социально значимые мероприятия и кампании. Например, во время активной борьбы с пьянством и алкоголизмом проводились свадьбы, исключающие употребление алкогольных напитков.

В 1968 году были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, на основании которых в республиках были разработаны Кодексы о браке и семье (КОБИС ).

В 1977 году семейные нормы впервые вошли в Конституцию СССР : “Статья 53. Семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье”, “Статья 66. Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь” (глава 7 “Основные права, свободы и обязанности граждан СССР ”).

Во второй половине 80-х советский брачный церемониал, как и общество в целом, претерпевал кризис: годы перестройки ознаменовались, с одной стороны, взлетом популярности церковных обрядов легитимизации брака, а с другой – ростом процента отказов от государственной регистрации брачных отношений.

Арманд И.Ф. Коммунистическая мораль и семейные отношения. – Л., 1926.

Эволюция семьи и семейная политика в СССР / Отв. ред. А.Г. Вишневский. – М.: Наука, 1992.

Семейные узы: модели для сборки / Cост. и ред. С. Ушакин. – М.: НЛО , 2004. – В 2-х кн.

Татьяна Воронцова

В Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА: Свадьбы в СССР. Как это было

Сегодня мы предлагаем вернуться на несколько десятков лет назад и очутиться на обычной советской свадьбе, выпить пару рюмок «Столичной» и покричать «Горько!» молодоженам. Давайте вспомним, как отмечали свадьбы в СССР…

Гражданский брак

Период СССР - достаточно долгое время. И в разные годы существовали отличающиеся друг от друга свадебные традиции.
Сразу после революции 1917 года религиозный брак потерял свою юридическую силу и в обиход вошло новое для того времени понятие «гражданский брак». Теперь уже не церковь, а государство регистрировало семью.

Хотя советская семья не была самоценностью (часть большевиков вообще ратовала за ликвидацию института семьи как такового), а воспринималась как часть коллектива единомышленников - строителей нового общества, а основная ответственность за воспитание детей возлагалась государством на дошкольные и школьные учреждения, призванные исправлять «негативное» воздействие семьи на формирование личности ребенка.

Но если на бумаге все было просто, то в головах людей изменения не произошли так быстро, как того ожидали реформаторы. Еще долго гражданский брак считали незаконным сожительством. Это мнение досталось в наследство и нам. Многие и сейчас под словосочетанием «гражданский брак» понимают сожительство без штампа в паспорте и кольца на руке.

«Красные свадьбы»

В 1920-х годах в противовес церковному венчанию стали практиковаться так называемые «красные свадьбы» (стол для регистрации обязательно был покрыт красной скатертью). Роспись, а затем небольшие посиделки дома. Вот и вся церемония.

«Красные свадьбы» рассматривались прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации. Первой «красной свадьбой» была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко (их брак просуществовал с 1918 по 1923 год).

Ушла в прошлое и традиция выкупа невесты. Идеология брала свое. Во-первых, дело это коммунистам показалось языческим. Во-вторых, выкуп считался прерогативой деревенских простолюдинов, а горожане мнили себя интеллигенцией…

Тем не менее уже к 1930-м годам большевики были вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Так что в конце 30-х - начале 40-х начался бум «красных свадеб», дни регистрации выбирали так, чтобы они совпадали с советскими праздниками…

Холостяцкий налог

После войны численность мужчин значительно снизилась. Одной из основных послевоенных правительственных задач стало повышение рождаемости. Для мужчин, не захотевших жениться, был введен особый «холостяцкий» налог. Не хочешь жениться - плати штраф в государственную казну.

Что касается свадеб, то после войны проводились они очень скромно. Люди жили крайне бедно, денег не хватало даже на еду, что уж говорить об организации красивого торжества. Свадьбы как таковые никто не праздновал, обычно все «церемонии» заканчивались короткой регистрацией. У невест второй половины 1940-х годов порой не было даже платья. Но это никого не останавливало, замуж выходили в любых одеяниях, лишь бы связать себя узами брака с любимым человеком.

Букет роз

В конце 1950-х стали внедряться «гражданские обряды», то есть людям начали озвучивать точные правила - как подготовиться к свадьбе и как жениться.

Особо почетным было участие в выездной церемонии, когда регистрировали одновременно несколько десятков пар (рекорд в 80 пар был побит в Москве в 1959 году). Так свадьба в СССР превратилась в индустрию.

Почетная миссия

В 1964 году в СССР был установлен определенный срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны новобрачных стало обязательным).

Эта миссия считалась особенно почетной, ведь своими подписями эти люди как бы заверяли право жениха и невесты на взаимную любовь. По этому поводу было придумано несколько примет. Например, свидетели не должны были состоять в родстве между собой и ни один из них не должен был быть в браке. Свидетели должны были носить опознавательные праздничные ленты красного или белого цвета с золотыми надписями, что немало уродовало торжественный наряд, но прибавляло людям статусности.

Брачная индустрия

Для помощи в организации свадебных торжеств были созданы салоны для новобрачных. По месту работы молодоженам стали предоставлять 2-3 дня отгулов - «на свадьбу».

Отошли в прошлое годы, когда вступающие в брак праздновали свадьбу только в скромной семейной обстановке - теперь для них работали фирма «Весна», «Ювелирторг», «Цветторг», управление автомобильного транспорта, фабрики фоторабот и т. д. Свадебный обряд был поставлен на поток.

Жениху и невесте в момент подачи заявления в ЗАГСе выдавалась книжка, которая называлась «Приглашение». По этому «Приглашению» в специальных магазинах можно было купить некоторые дефицитные товары. Например, после свадьбы молодожены могли приобрести две простыни, две наволочки, два двуспальных пододеяльника, одну скатерть и четыре полотенца.

Выкуп и хлеб-соль

В начале 1970-х годов в СССР стали возрождаться многие свадебные традиции, имеющие место и на современных церемониях: хлеб-соль, величальные песни, конкурсы для новобрачных, выкуп и пр.

Когда выкуп невесты вернул себе право на существование, встала еще одна проблема. Жених, и без того сильно потратившийся на организацию торжества, должен был платить за будущую жену. В пул подружек невесты обычно включались жильцы соседних квартир, а то и весь подъезд. Так что оккупированный толпой жених покрывался холодным потом уже на подступах к дому. Выкрутиться помогали друзья, которые стали делать заготовки в виде дешевого шампанского и коробок конфет.

Комсомольские свадьбы

Если же в брак вступали два комсомольца, то молодожены могли рассчитывать на дотацию от ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи).

Подобные свадьбы назывались «комсомольскими». Ну а так как комсомольцами в ту пору были почти все поголовно, то и дотации от комитета комсомола на свадьбу могли получить практически все. Естественно, и тут не обходилось без «любимчиков»: если ты был на хорошем счету на предприятии, являлся передовым работником, а еще лучше работал в самом комитете, то и помощь было получить намного легче.

Иногда жениху и невесте давали автомобиль: простых людей на регистрацию возили на «Москвичах», блатных - на черных «Волгах».

Кольца взаймы

Когда денег на свадебные наряды не было вообще, то одежду заимствовали у друзей. Частенько у друзей брали не только платья, костюмы и обувь, но и кольца. Выйдя из ЗАГСа, молодожены снимали чужие кольца и возвращали знакомым. Иногда свои им удавалось купить только спустя несколько лет.

Банкетный зал и развлечения для гостей готовили сами гости. Обычно в роли заводилы выступал кто-нибудь из друзей. Получалось очень весело, ведь такому тамаде не приходилось находить подход к каждому гостю. Он знал, что кому нравится и не нравится. Часто приглашенные устраивали веселые капустники: сами разыгрывали занимательные сценки, пели песни и ставили танцы.

Что касается оформления, то здесь в ход пускались кисти и краски. Часто на стенах квартир можно было увидеть задорные плакаты с красующимися на них надписями: «С милым рай и в шалаше, если милый - атташе».

После распада СССР сильное влияние на свадебный обряд оказали зарубежные традиции. Когда постсоветское телевидение скопом запустило бразильские и аргентинские сериалы, в моду вошли церемонии на открытом воздухе, в молодоженов стали бросать рисом, гостей кормили у шведского стола, в морозилке долгое время стал храниться кусок свадебного торта с шоколадными фигурками жениха и невесты, а свадебное путешествие по морям и странам стало обыденным делом…

источник

Поделиться: