Биологическая связь между матерью и ребенком. Отношения матери и ребенка. Причины застревания в симбиотической связи матери и ребёнка

Беременность для любой женщины является периодом трансформации ее личностной, профессиональной, телесной и других представлений о себе. Вместе с тем это период прилива психофизиологических сил, которые могут и должны быть направлены на рождение здорового ребенка и личностное взросление самой женщины – будущей матери. Беременность есть естественный, требующий повышенного внимания процесс, предполагающий духовное возвышение женщины в интересах ребенка и всего общества.

Во время перинатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Следовательно, мать и ребенок представляют собой единый организм. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода, спокойствие и возрастание уровня сенсорного восприятия плода. Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики. Благополучное развитие новорожденного и его благоприятное отношение к внешнему миру является основой его психического здоровья. Личность ребенка, его характер, наклонности и многое другое оформляются позднее, однако благоприятное течение перинатального периода создает предпосылки оптимального развития. Именно поэтому так необходимо в первые месяцы жизни обеспечить хороший уход, который одновременно является и средством воспитания.

Для психического здоровья ребенка необходимо, чтобы его отношения с матерью приносили взаимную радость и тепло. В развитии ребенка можно выделить две взаимосвязанных стороны:

1. Физиологическое развитие, требующее удовлетворения физиологических потребностей в пище, физическом комфорте, движениях, притоке впечатлений, необходимых для развития нервной системы. Оно обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, организацией его окружения. Однако, как показывают исследования обеспечение физиологических потребностей необходимо, но недостаточно для развития ребенка.

2. Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка. В современной психологии влияние культурных и индивидуальных особенностей матери на развитие ребенка считается необычайно значимым. Необходимым в развитии ребенка является участие взрослого в формировании эмоциональной сферы. Здесь гораздо больше культурных и индивидуальных вариантов развития, однако тоже есть некий общий минимум, обеспечивающий выживание ребенка как психически и физически полноценного и способного к жизни и развитию.

Особое внимание уделяется образованию тесной эмоциональной связи с матерью, которая является залогом эмоционального комфорта и обеспечивает условия для успешного развития ребенка. Функции матери состоят в эмоциональном принятии ребенка, эмоциональном выражении своей любви в процессе взаимодействия с ребенком. Термином, наиболее полно выражающим содержание и роль в развитии ребенка, скорее всего является эмоциональное благополучие . Именно эмоциональное благополучие ребенка, какими бы индивидуальными особенностями он ни обладал, дает возможность оценить успешность выполнения матерью ее функций, так как свидетельствует о положительной оценке ребенком мира и себя в этом мире в конкретных условиях своей жизни.

Чувство привязанности матери к ребенку возникает не вдруг - после его рождения, а проходит длительный путь становления, начиная с периода вынашивания беременности (а возможно и раньше) и продолжается уже после родов, в тесном контакте с ребенком.

Сначала остановимся на характере телесных ощущений и эмоциональных реакций у женщин, вынашивающих желанную беременность. Формирование этого опыта взаимодействия с плодом связано с тем, что, начиная со второй половины беременности, у всех женщин возникают естественные ощущения, непосредственно связанные с движениями формирующегося плода.

Обычно, женщины субъективно выделяют эти ощущения и сразу отличают их. Они подчеркивают их необычность, несравнимость ни с какими иными, ранее пережитыми телесными ощущениями. Описывая эти естественные ощущения женщины, обычно прибегают к чрезвычайно образным сравнениям. Это особенно выражено в первое время, пока плод еще мал. Пытаясь передать свои ощущения, беременные рассказывают, как в начале они испытывают очень смутные, слабые «толчки», «неотчетливые перемещения». Для сравнения они используют, соответствующие своему настроению, метафоры: «теплые волны», «мягкие прикосновения», «как будто слегка прикоснулся», «мягко зашевелился» и пр. Ощущения, которые испытывает беременная, обычно эмоционально окрашены в приятные тона. Беременные женщины рассказывают, как они постоянно «прислушиваются», с нетерпением «ждут» этих сигналов, наделяют их важным смыслом, как бы «медитируют» на этих ощущениях. Периодически возникающие шевеления оживляют у них поток фантазий, связанных с ребенком и будущим материнством.

В последующем, по мере роста плода, чувственный компонент этих ощущений становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщины переживают «отчетливые толчки», «перевороты», «бьется», «толкается». Беременные в этот период обычно начинают трактовать поведение будущего младенца: «проснулся…», «он маму тревожит…», «шалит…» и пр. Можно видеть, как наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий эмоциональный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца. Поэтому в их переживаниях его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые эмоциональные тона. Для выражения своих чувств, как правило, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы: «мой маленький», «крошечка», «зайчик» и пр. Мысли о нем вызывают улыбку. Некоторые женщины бывают настолько захвачены, погружены в эти переживания, что в их поведении также начинают появляться черты детскости. Они становятся более чувствительными и внушаемыми, беспомощными и размягченными.

В этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Формирующееся во время беременности особое эмоциональное состояние, способствует простаиванию образа ребенка.

Однако , в процессе развития даже самой желанной и осмысленной беременности у женщин имеются условия для возникновения целого ряда негативных изменений эмоциональной сфере. На физиологическом уровне эта тенденция связана с появлением ряда вполне естественных психофизиологических изменений в организме беременной женщины. Здесь и опасения и страхи, связанные с предстоящими родами, и неуверенность в своих способностях родить и стать «полноценной» матерью; и страх за здоровье и судьбу будущего ребенка, перед возможным ущемлением личной свободы, и наконец переживания своей телесной метаморфозы и, связанной с этим переживания своей сексуальной непривлекательности.

Оба этих противоположных психологических плана развиваются одновременно и, даже самая желанная беременность прокрашивается особым двойственным, противоречивым состоянием, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм и надежда, и - настороженное ожидание, страх, и печаль. Этот двухсторонний комплекс зарождается уже на самом раннем этапе, когда женщина узнает о своей беременности.

Своего апогея двухсторонний эмоциональный фон достигает в момент деторождения. В этот момент болезненные схватки и потуги в чувственно-эмоциональном плане прокрашены радостным нетерпением, ожиданием, восторгом свершения. После родов эмоциональное состояние родильницы окрашено блаженным чувством радости, успокоения, умиротворяющей прострации. На лице сияет блаженная улыбка; женщины с восторгом всматриваются в лицо своего новорожденного ребенка.

Однако, психологическое состояние женщин в случаях желанной и нежеланной беременности значительно различаются. И центральным звеном этих различий становятся субъективные ощущения женщины, связанные с ее новым положением.

Качество телесных ощущений женщин, находится в зависимости от эмоционального настроя женщины на беременность и предстоящее материнство.

Таким образом, материнское чувство привязанности к ребенку формируется во время беременности, в том числе и благодаря новому телесному опыту. Телесно-эмоциональный комплекс беременных чрезвычайно специфичен. Он участвует в формировании привязанности не только как фактор, стимулирующий появление тех или иных фантазий будущих матерей, но и непосредственно связан с более глубинными, физиологическими аспектами этого чувства.

Уважаемые будущие мамочки, приглашаем Вас на консультации специалистов ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики», а также посетить:

Получить более подробную информацию о работе специалистов,
а так же записаться, можно по телефону: 468-500

Статью подготовила: психолог Кабинета кризисной беременности – Юлия Олеговна Мытницкая.

Хотите быть в курсе новостей Центра, расписания лекций и тренингов, узнавать о публикации новых интересных статей, присоединяйтесь к

Грудной ребенок не сможет выжить без тепла и заботливого ухода взрослых. Обычно выполнение этих задач возлагается на плечи матери. Однако эту роль может выполнять и другой человек. Надо учитывать два основных момента:

  • Грудной ребенок нуждается не только в пище и уходе, но также в любви и ласке. Только тогда он будет нормально развиваться в физическом, духовном и психическом плане.
  • Грудные дети с трудом привыкают к присматривающим за ними новым людям.

Связь между матерью и ребенком формируется уже во время беременности. Как только будущая мама почувствует движения малыша, она начинает с ним общаться - разговаривает с ним, поглаживает свой живот Эту форму близости плод начинает воспринимать на 6 месяце беременности. После рождения он может помнить голос матери.

Связь матери и ребенка после рождения

В формировании эмоциональной связи между матерью и ребенком большое значение имеет течение родов и первые часы после них. Очень важно в первые часы после родов правильно организовать первый телесный контакт матери и младенца. Ребенка лучше всего положить матери на живот, затем приложить к груди. Однако в настоящее время существует мнение, что этот первый опыт общения не влияет на дальнейшее психическое развитие ребенка.

Значение грудного вскармливания

По сути, не столь важно, как мать кормит ребенка: грудью или из бутылочки - главное, он должен чувствовать при этом ее любовь. Однако следует заметить, что грудное вскармливание способствует становлению глубокой эмоциональной связи между матерью и ребенком. Материнское молоко содержит целый комплекс специальных гормонов, регулирующих рост и развитие малыша. Грудное вскармливание в течение нескольких часов в лень обеспечивает тесный контакт новорожденного и его матери. Кроме того, из положения у груди во время кормления ребенок лучше всего может видеть лицо матери, т.е. материнское вскармливание содействует и развитию зрительных анализаторов. Наконец, было доказано, что в развитии привязанности ребенка к родителям большое значение имеет тактильное общение.

Психология отношений мать-ребенок

Мать и ребенок очень внимательно наблюдают друг за другом. Кроме того, почти все мамы способны подобрать оптимальные формы общения со своим ребенком, будь то игры, нежность или просто слова, и при этом совсем неважно, в какой стране они живут и какая у них национальность.

По данным психологических исследований, в первые годы жизни ребенок проходит три этапа развития:

  • Сначала младенец посылает свои «сигналы» (плач, крик, улыбку) тем, кто его окружает.
  • Примерно на третьем месяце он посылает эти «сигналы» только конкретному человеку (чаще всего матери). Улыбка является важным моментом в психоэмоциональном развитии ребенка. Она укрепляет связь малыша со взрослыми, призывает их к общению.
  • Было замечено, что ребенок, воспитывающийся в благополучной семье, начинает улыбаться на несколько недель раньше того, который растет в детском доме.
  • Однако истинная психоэмоциональная связь возникает примерно на седьмом месяце, когда ребенок стремится к общению со взрослым и начинает скучать, когда его нет рядом. Привязанность ко взрослым возникает у ребенка не только тогда, когда они ухаживают за ним и кормят, но и тогда, когда общаются и проводят с ним много времени.

Все дети (за очень редким исключением) испытывают чувство привязанности к близким людям, например, матери и отцу. То, насколько сильна эта привязанность, в наибольшей степени зависит от поведения матери или другого, близкого ребенку человека.

Материнский инстинкт

Материнство - это способность женщины выносить, родить и выкормить ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями. Чтобы реализовать эти задачи, у женщины есть материнский инстинкт, на его основе формируется материнское поведение.

Женщина должна созреть для того, чтобы стать матерью. Не всегда с первых дней жизни ребенка у матери инстинктивно возникает любовь к нему. Иногда это чувство появляется несколько позже.

Отношение матери и ребенка-подростка

В подростковый период период от матери требуется максимальная тактичность, терпение и уважение к подростку. В этот период подростки постепенно отдаляются от родителей. Изменяется их поведение, у них появляются новые интересы и цели. Подростки часто спорят с родителями, уделяют им меньше внимания, проводят больше времени со сверстниками, проявляют интерес к противоположному полу. Подростки склонны к экспериментам, стремятся испытать новые впечатления, при этом стараются быть похожими на взрослых. Мать должна смириться с тем, что ее ребенок уже вырос. Он все еще нуждается в ней, т.к. подростку нужен внимательный собеседник и друг, а не человек, который его наказывает и контролирует.

Мать имеет право воспитывать своего ребенка, но кроме этого, она несет за него ответственность. Часто эти понятия путаются, поэтому у матери при общении с ребенком возникают дополнительные трудности.

Отношения матери и сына

Мать - первая женщина в жизни сына. Для раннего детского возраста характерен Эдипов комплекс (он получил свое название по имени одного из героев древнегреческого мифа, царя Эдипа, который, по преданию, убил своего отца и женился на матери, не зная, что это его родители). Он обозначает группу противоречивых переживаний мальчика по отношению к отцу, в основе которых лежит бессознательное влечение к матери и ревность, а также желание избавиться от отца-соперника. Если роль матери в жизни сына очень велика, то во взрослой жизни он предпочитает девушек, похожих на его мать.

В период взросления сына от матери требуется тактичность - она не должна проявлять по отношению к нему чрезмерную заботливость, однако при этом их отношения должны оставаться теплыми и доверительными. У «маменькиных сынков» часто возникают проблемы в школе и при общении со сверстниками. Мать должна уважительно относиться к девочкам, которых сын приводит домой, и не навязывать ему свое мнение. Чаще всего подросток очень болезненно реагирует на критику в адрес понравившейся ему девушки, чувствует себя оскорбленным и неуверенным в себе.

Отношение матери и дочери

В жизни девочки мать играет очень важную роль. Согласно психоанализу, маленькая девочка считает мать своей соперницей и ревнует ее к отцу, т.е. у нее проявляется комплекс Электры. Со временем девочка избавляется от этого комплекса путем подавления тяги к отцу и идентификации себя с матерью. Таким образом, в течении длительного времени мать является примером для дочери и самым близким для нее человеком. Девочка-подросток часто боится, что не оправдает маминых надежд и считает себя недостойной ее любви. Только с началом периода полового созревания девочки начинают критически оценивать своих матерей, между ними возникает эмоциональная отчужденность. В этот же период у девочек происходит сексуальная идентификация. Они начинают уделять большое внимание своей внешности.

После преодоления отчужденности мать и дочь могут стать настоящими и очень близкими подругами. Эта дружба помогает матери быть в курсе всех событий, происходящих в жизни дочери, и помочь ей советом в трудной ситуации. В свою очередь дочь перенимает у матери опыт.

Как сохранить хорошие отношения с ребенком?

  • Старайтесь не прерывать беседу с дочерью или сыном.
  • Не запрещайте в тех случаях, когда заранее знаете, что запрет будет нарушен.
  • Будьте последовательны в воспитании, не изменяйте постоянно запреты. Также не предъявляйте к ребенку завышенные требования. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.
  • Не унижайте ребенка. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций.
  • Слишком строгое воспитание вызывает у ребенка протест и желание всякий раз доказывать свою независимость.
  • Мать должна дать почувствовать подростку, что доверяет ему, даже тогда, когда не одобряет некоторых его решений или поступков.

БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МАТЕРИ И РЕБЁНКА

Энергетическая связь матери и ребёнка: до родов и после

Многие учёные работали над вопросом энерегетической структуры человека, поэтому в наши дни в научном мире факт наличия био энергетического поля у человека больше не составляет никаких сомнений. В повседневной речи этот сложный научный термин «био энерегтическое поле» получил более расхожее название – аура.

Еще в восьмидесятых годах в ленинградском университете провели комплексное исследование тонких тел человека. Для определения физической сущности биополя сконструировали ряд специальных датчиков и приборы, регистрирующие поля, окружающие человека. Полученные результаты экспериментов показали наличие у человека нескольких энергетических оболочек, которые имеют четкие границы. В ходе экспериментов учёным удалось выяснить, что внешнее поле, окружающее человека, колеблется в среднем от 1 до 3-4 метров и более (например, у экстрасенса). И тут вспоминается тот факт, что в различных древних исторических и религиозных источниках есть указание на то, что у великих духовных Учителей такое поле могло быть аж до 5 километров. Бытует мнение, что у Христа оно составляло- 1 км, а у Будды - 5 км. Значит. Чем человек духовнее и добрее, тем больше и сильнее его биополе. Известно, что чем меньше и слабее будет диаметр ауры, тем опустошеннее и энергетически весьма обессиленным чувствует себя человек. Как правило, у жителей городов из-за слишком сильных стрессов их био поле может доходить аж до 60 см., что считается критическим и говорит о том, что человек вот вот сляжет с очень тяжёлой формой болезни.

Аура на самом деле многослойна, имеет разные цвета и плотность. Каждый цвет несёт своё значение. Существует различная аппаратура, которая позволяет делать фото ауры, на одном из таких аппаратов был сделан снимок, который вы видите выше. Теперь такое же фото на «Аура камере» можно сделать и в Риге в Ориго на первом этаже.

Если задать вопрос о том, как выражается взаимосвязь матери и ребёнка на энергетическом плане, то многие целители отмечают, что ребёнок находится (и его можно видеть, ощущать) в ауре матери уже примерно за полтора - два года до своего рождения. Поэтому тем дамам, которые очень хотят стать мамами желательно в мыслях ласково обращаться к своему будущему ребёночку, рассказывать ему, как сильно вы его хотите, просить помочь выбрать себе папу, если вы ещё не встретили своего избранника. Считается, что ещё не рождённые детки, как маленькие Купидончики, знакомят своих будущих пап и мам, если те ещё не знакомы. Но это, конечно, лирика. На практике бывает иначе: многие женщины долго не могут забеременеть так как их энергетическая структура не соответствует вибрациям души ребёнка, которая готова и должна родиться у этой мамочки. И тогда ребёночек выжидает - ну когда же мама уже поменяется: станет более деликатной к людям, более терпимой, толерантной, менее агрессивной и принципиальной. В таких случаях детки то появляются в ауре матери, то пропадают…Есть люди (в основном целители), которые этих деток видят. Однако, энергетических причин поздней беременности на самом деле очень много.

Года два назад на одном из российских сайтов прочитала интересную статью о таинстве рождения. Её автор писал, что к порогу жизни ребенок приходит в виде духа, видит всё отрицательное, что есть в чувствах мамочки и воспринимает его как отношение к себе. Бытовые и психологические неурядицы родителей вполне могут накрыть словно тяжёлым куполом их любовь. Малыш это видит. Он стоит и ждет, но так как мама слишком занята обидой и недовольством своим бытом, то у ребенка возникает убеждение, что меня не любят, ведь из за моего рождения столько проблем! Чувство вины в таком случае уже начинает копиться в ауре ребёнка. Проходит время, ребенок рождается и сразу ждет материнской любви.У него чрезвычайно велика потребность слиться с матерью воедино. Мать это не всегда знает и в лучшем случае радуется тому, что ребенок родился, но ей обязательно нужно стараться слиться с ним воедино – положить его сразу после родов себе на грудь (в район солнечного сплетения), погладить, успокоить, сказать «Здравствуй, малыш. Я так тебя люблю! Я всё нам с стобой прощаю! И ребёнок с радостью примет своё рождение, и чувство вины уйдёт на совсем». Увы, на практике часто детки даже бояться рождаться, так как чувствуют себя виноватыми в том сложном, что происходит между родителями, с жизнью и телом матери. Милые дамы, как бы сложно не складывались обстоятельства беременности не жалейте об этом, не проецируйте на невинную детку чувство вины. Оберегайте ребёночка даже от своих печальных мыслей, ведь он вас слышит.

Ребёнок и после рождения находится в очень тесной энергетической связи с матерью. Оно и логично, ведь в момент рождения обрезается только физическая связь новорожденного с телом матери – пуповина. При этом сильная энергетическая связь остаётся, как минимум лет до 5-7.

Дело в том, что у ребенка на момент рождения ещё не до конца сформированы те самые тонкие тела или, как их ещё называют по научному: электро-магнитное поле. Только к пяти – семи годам полностью сформируется и укрепиться личная энергетика ребёнка и он, наконец, сможет отделиться от непосредственной связи с аурой матери.Вот почему детей лучше отдавать в школу не в 5 или в 6 лет, а именно в 7. Однако, полностью био энергетическое поле молодого человека разворачивается в среднем к 20-ти годам, что астрологи объясняют началом полноценного включения механизма законы причины и следствия (цикл Лунных узлов). И только к 24-25-ти годам ребенок полностью выходит из поля матери (если, конечно, там нет сильной привязки с той или другой стороны).

Довольно частом не приходится обсуждать тему энергетической взаимосвязи детей с матерью, рождённых путём кесарева сечения. Мамочки волнуются, ведь с точки зрения энерегтического обмена ребёнок не прошёл весь необходимый путь в процессе рождения. Но в таких случаях я всегда говорю, что ребёнок с рождения находится в ауре матери и под защитой материнской энергии. Данное положение вещей никак не нарушается на энергетическом уровне при кесаревом сечении. Однако, такой мамочке важно в первый месяцы после родов стараться быть в максимально гармоничной среде и наращивать такое же чувство в своём сердце.

В принципе, я совершенно согласна с мнением медиков, о том, что если мамочка живёт в стрессе, она замученная или истощённая психически и эмоционально, то это, как правило, отражается на состоянии ребёнка. Медики уже давно отметили, что в тех семьях, где родители постоянно скандалят малыши много и часто болеют. Это логично, как с общепризнанной точки зрения медицины, так и с точки зрения эзотерического учения.

Давайте беречь наших деток! Здоровья и счастья вашим семьям!
С уважением,
Астролог
Анжелика Журавская.

Мама – самое важное, что может быть в жизни ребенка. И не только потому, что она заботится о малыше. Благодаря маме младенец развивается, познает мир. Связь с мамой – все, что есть у грудничка. А значит, эта связь должна быть прочной и безопасной.

Отношения между матерью и ребенком очень точно описывает фраза: «Возможно, в этом мире ты лишь человек, но для кого-то ты – весь мир». Для грудного младенца вселенная начинается с мамы – ведь ничего другого он пока не знает. В два с половиной месяца физическая взаимосвязь с мамой равна эмоциональной: мамины объятия не только дают ребенку ощущение безопасности и покоя, но и укрепляют иммунитет.

Наблюдая за мамой, младенец учится выражать эмоции; слушая мамину речь, он старается воспроизводить звуки. Неправда, что совсем маленькие дети ничего не понимают: даже если смысл ваших слов пока им неясен, они отлично поймут интонацию. Регулярно разговаривайте с ребенком, но не сюсюкайте: пусть малыш с рождения слышит правильную речь.

Многие мамы стремятся как можно скорее вернуться на работу. Разумеется, этому могут быть вполне объективные материальные и бытовые причины, но все же, если ситуация позволяет, не стоит спешить выходить из декрета. Хотя, разумеется, это не значит, что надо проводить с малышом 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Все-таки быть мамой – не только удовольствие, но и очень тяжелый труд. Вам необходим отдых, смена обстановки, так что лучше время от времени все же выбираться куда-то, передав ребенка няне или родным.

От того, как малыш взаимодействует с мамой, начиная с самого раннего детства, зависит, насколько активно и гармонично он будет развиваться и как относиться к жизни и другим людям. Помните: дети растут очень быстро, все трудности, без которых не обходятся первые месяцы жизни ребенка, скоро закончатся – а ваша связь, заботливые и доверительные отношения останутся.

Поделиться: