Здоровьесберегающая деятельность в доу средствами создания психологического и эмоционального комфорта дошкольников. Социально-психологическая адаптация

Всегда считалось, что самое безопасное и комфортное место для человека – его собственный дом, его семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение. Согласно статистике, приблизительно в 45% семей дети не только не находятся в безопасности, а даже наоборот – подвергаются родительской жестокости. И это только учтенные факты. Если же считать все угрозы, запугивания, шлепки и подзатыльники со стороны родителей и старших братьев и сестер, то почти каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости в семье.

Но ведь ребенок – это человек, хоть и маленький. Он нуждается в воспитании без насилия: ему нужны не окрики и наказания, а поддержка и мудрые советы родителей, не жестокое и злое обращение, а добро, забота и любовь. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Дети учатся у нас поведению, манерам общения: крику, если мы кричим; грубости, если мы грубим; жестокости, если мы это демонстрируем.

Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку зачастую вызваны не виной ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

Душа ребёнка как белый лист. Вы когда-нибудь ругали своих детей злобно, невыдержанно? Возьмите чистый лист и вспомните всё негативное, сказанное в адрес сына или дочки («бестолочь», «неумеха», «тупица» и т.п.), при этом начинайте сгибать листок в хаотичном порядке, а после медленно разгибайте его, вспоминая хорошее, которые вы говорили детям. Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним!

Уважаемые родители, попробуйте проделать с Вашим ребенком несколько упражнений, которые позволят укрепить детско-родительские отношения:

  1. 1 . В течение дня (а лучше двух-трех дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно, как может казаться на первый взгляд.
  2. 2 . Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга. Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле и первым делом, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту общение в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь “испортитъ” его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.
  3. 3 . Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются!).

Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства.

  1. 4 . Почаще хвалите ребенка. Ошибаются те родители, кто думает, будто похвалой можно испортить ребенка. Напротив, похвала является для него своеобразным свидетельством того, что его любят и ценят. Как говорил К.Д.Ушинский: “Если Вам не за что похвалить ребенка – похвалите хотя бы его тапочки”.

Дорогие родители, обязательно старайтесь формировать у своего ребенка чувство уверенности в себе. Обсуждайте с ним различные жизненные ситуации, по ходу которых он поймет, что в затруднительные положения попадают практически все люди. И поэтому нет ничего удивительного в том, что определенные трудности встречаются и у него.

Помните, что правильный психологический настрой не создается одними лишь воспитательными беседами с ребенком. Гораздо важнее реальные поступки пап и мам, которые ясно показывают сыну или дочке, как следует себя вести в той или иной ситуации.

В заключение хотелось бы сказать, что у нас всех есть возможность выбора стиля воспитания. Но именно от Вас зависит, каким вырастет Ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не нравоучения и наказания.

Полякова Д.С.,

педагог-психолог
КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»

Опросник СПА в качестве оснований для адаптации предполагает ряд факторов: принятие себя и других, эмоциональный комфорт, интернальность, т.е. ответственность, независимость поведения, партнерскую позицию, в которой человек способен строить отношения на равных без доминирования и чрезмерного подчинения. В качестве оснований для дезадаптации он предполагает: низкий уровень принятия себя и низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию.

Интерпретация шкал:

Шкала “Самоприятие” отражает степень дружественности-враждебности по отношению к собственному “Я”. Высокие баллы по этой шкале означают одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку. Низкие баллы – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению.

Шкала “Приятие других”. Отражает уровень дружественности-враждебности к окружающим людям, к миру. Высокие баллы по этой шкале означают принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Низкие баллы – критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания негативного отношения к себе.

Шкала “Эмоциональный комфорт”. Отражает характер преобладающих эмоций в жизни испытуемого. Высокие баллы – это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; на негативном – наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний.

Шкала “ Интернальность ”. Отражает в какой степени человек ощущает себя активным объектом собственной деятельности, и в какой – пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Высокие значения говорят о том, что человек ответственен, полагает, что происходящие с ним события являются результатом его деятельности. Низкие баллы – человек полагает, что происходящие ним события являются результатом действия внешних сил (случая, других людей и т.д.).

Шкала «Стремление к доминированию». Отражает степень стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими. Низкие показатели – склонность к подчинению, мягкость, покорность.

Эскапизм – уход от решения проблем.

Хорошо, когда показатели адаптации, принятия себя и других, интернальности, эмоционального комфорта набрали 70% и выше. Если по данным шкалам Вами набрано менее 70%, то эффективно подобрать специальные практики для повышения соответствующих аспектов Вашего социального здоровья

В ходе анализа важно сравнить показатели принятия других и принятия себя. Какой из этих показателей выражен в большей степени? О чем это говорит? Сделать соответствующий вывод по результатам сравнения данных двух шкал. Если показатели этих двух шкал значимо различаются подумать о соответствующих мерах гармонизации социального здоровья.

Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в том числе с чувством собственного достоинства и умением уважать других, открытостью реальной практике деятельности и отношений, пониманием своих проблем и стремлением овладеть, справиться с ними. Напротив, критерии дезадаптированости предполагают неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решением проблем, негибкость.

Что такое "эмоциональный комфорт"? В словаре Ожегова слово "комфорт" определяется бытовыми удобствами, словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук определяет "комфорт" (англ. comfort), как комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические. Т. е. эмоциональный комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма.

Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Можно выделить критерии, составляющие эмоциональный комфорт ребенка в ДОУ.

1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.
Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в доу. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога - изучение психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; а также учитывание индивидуальных особенностей каждой семьи.

2. Распорядок дня.
Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых - необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течении дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что - то не успевают и куда - то спешат. Главными компонентами режима по ФГТ являются еда, сон и прогулка не менее 2 часов, остальные моменты могут варьироваться с учетом возраста и программных задач.
Для маленького ребенка еда - важное занятие. Никогда, ни в какой ситуации взрослые не имеют права насильно кормить детей, заставлять их съесть что - либо.
Дети имеют право на собственные вкусы и предпочтения в еде, выявление которых, предполагает работа с семьей по определению индивидуальных особенностей каждого ребенка. У ребенка должно оставаться право не есть то, что они не любят или не хотят в данный момент. Единственное условие - это договоренность с родителями о возможности исключения каких-то блюд. Многие взрослые хорошо помнят, как омрачала их детство необходимость съедать ненавистные пенки или курицу с кожей. Ведь став взрослыми, люди сохраняют и позволяют себе многие предпочтения в еде, и никто их за это не порицает.

При укладывании спать дети нуждаются в ласке, внимании и заботе. Пробуждение должно происходить в спокойной обстановке, без спешки. Обязательным является нахождение воспитателя или помощника воспитателя в группе во время сна.

Прогулка - главное условие здоровья детей. Проведение занятий в помещении за счет сокращения времени прогулки категорически не допустимо. Прогулка должна проводиться в соответствии с требованиями и сохранением всех частей и активности педагога.
Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и туалету.

3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, и проч.;

4. Стиль поведения воспитателя.
Пребывание в группе 20 - 25 сверстников в течение целого дня - это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же создать спокойную обстановку?
Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит…

Старайтесь говорить не громко и не слишком быстро. Жестикулировать - мягко и не слишком импульсивно. Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности. Мягкая, тихая, спокойная музыка, напротив, успокаивает. Не торопитесь давать оценку чему бы то ни было: поступкам, работам, высказываниям детей - «держите паузу».
Можно выделить несколько простых общих правил, которые помогут установить добрые взаимоотношения с детьми и заслужить их доверие и признательность (приложение 1).
Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это - важнейшее условие доверия ребенка ко взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта.

5.Добрые традиции
Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.
В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому - то делают больше замечаний, кого - то чаще хвалят и т.п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.

Замечательная традиция отмечать дни рождения детей. Необходимо подготовить единый сценарий, который будет одинаково воспроизводиться при чествовании каждого именинника (традиционную хороводную игру - например, "Каравай"; разучить с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки).
Можно ввести еще один обычай - "Круг хороших воспоминаний". Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить "о хорошем". Затем необходимо коротко рассказать, что - нибудь хорошее о каждом ребенке. Это не обязательно должны быть какие - то невероятные подвиги или немыслимые добродетели. Достаточно сказать, что Катя сегодня быстро оделась, Петя сразу заснул и т.д. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что - то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие - то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка. Эту традицию можно вводить уже со второй младшей и средней (3 г. - 4 г. 6 мес.) группы.

В старшем возрасте у детей большая познавательная активность, зачастую мы просто не успеваем ответить на все детские вопросы, отмахиваясь от детей. Очень хороша традиция «Вопросительного места»: стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на "вопросительном месте".

Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Вместе с детьми можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить, порисовать. Немедленно к ним присоединяются еще многие дети. Каждый будет лепить, рисовать, строить что - то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.

Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями можно создать благоприятный психологический климат для ребенка. Примерами могут являться дневники успехов, шкатулки добрых дел, ромашки успехов на шкафчике в конце дня и т.п.

Атмосфера эмоционально комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды , которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т.к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество. Созданию психологического комфорта способствуют:

  • - работа с природными материалами - глиной, песком, водой, красками, крупой; арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;
  • - музыкальная терапия - регулярные муз.паузы, игра на детских муз.инструментах. Положительное влияние на развитие творчества, на стабилизацию эмоционального фона оказывает музыка Моцарта (и стихи Пушкина - «золотое сечение»);
  • - предоставление ребенку максимально возможных в его возрасте самостоятельности и свободы.
  • Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка (памятка 2)

Введение..…………………………………………………………………………3

    Сущность педагогического взаимодействия и его стили ………………4

    Стиль педагогического взаимодействия как фактор эмоциональной комфортности воспитанников в школе ………………9

Заключение ………………………………………………………………………13

Список использованной литературы …………………………………………14

Введение

Проблема эмоциональной комфортности воспитанников в школе в настоящее время приобретает все большую значимость, так как эмоциональная комфортность является неотъемлемой частью психологического благополучия ребенка в школе и необходима для его успешного развития и обучения. Главным образом эмоциональная комфортность воспитанников зависит от педагога, его особенностей взаимодействия с детьми, умения правильно выстроить учебный и воспитательный процесс, учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка. Именно через правильно организованный процесс взаимодействия педагога с воспитанниками зависит уровень эмоциональной комфортности ребенка в школе. Однако, в современных условиях развития общего образования педагоги не всегда готовы уделить должное внимание каждому ребенку, основываясь, прежде всего, на его способностях и интересах, в связи с этим проблема эмоциональной комфортности воспитанников в школе становится все более актуальной.

Вопрос эмоциональной комфортности ребенка в школе в процессе взаимодействия педагога с воспитанниками рассматривался такими учеными, как К. Левин, Н. Фландерс, Э. Стоунс, К. Роджерс, И. А. Зимняя, П. Крейтсберг, А. А. Реан, А. В. Фомина, Н. И. Петрова, З. Н. Вяткина, А. К. Маркова, А. Я. Никонова, Н. А. Амино, Л.Д. Столяренко, А.А. Венгер, Н. Ф. Маслова и др.

Целью нашего исследования в рамках данной работы является изучение взаимодействия педагога с воспитанниками как фактора их эмоциональной комфортности в школе.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

    Рассмотреть сущность педагогического взаимодействия и его стили;

    Изучить стили педагогического взаимодействия как фактора эмоциональной комфортности воспитанников в школе.

    Сущность педагогического взаимодействия и его стили

Понятие взаимодействия в психолого-педагогической и социально-педагогической литературе рассматривается главным образом через осуществление совместной деятельности. Педагогическое взаимодействие, по мнению многих ученых, предполагает осуществление совместной деятельности педагога и воспитанников.

Рассмотрим подробнее понятие педагогического взаимодействия, его характеристики и стили.

Под педагогическим взаимодействием, пишет Л. Д. Столяренко, нужно понимать прямое или косвенное воздействие субъектов образовательного процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь .

Л. Д. Столяренко считает, что важнейшей характеристикой педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере .

Как отмечает В.А. Сластёнин, педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Другими словами, педагог и воспитанники воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой - индивидуальные, личностные качества .

Личностные и ролевые установки педагога проявляются в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий эффект влияния его личности на воспитанников.

Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с воспитанниками обусловлена объективными условиями педагогического процесса, например контролем результатов деятельности учащихся.

Сочетание этих сторон взаимодействия отражается в стиле взаимодействия педагога с воспитанниками.

Наибольшее распространение в социальной педагогике получила классификация К. Левина, в соответствии с которой стиль взаимодействия условно делится:

    демократический;

    либеральный (непоследовательный, разрешительный, попустительский), которые представлены на схеме.

Стили педагогического взаимодействия


Демократический


Схема 1. Стили педагогического взаимодействия по К. Левину

Каждый из перечисленных стилей взаимодействия, согласно К. Левину, характеризуется рядом определенных качеств, которые сгруппированы и рассмотрены по их формальной и содержательной сторонам.

Формальная сторона стиля взаимодействия представляет собой, по мнению К. Левина, способ обращения педагога к воспитанникам. Содержательная сторона отражает особенности действий и поступков педагога по отношению к воспитанникам, которые в своей совокупности представляют собой воспитательную деятельность .

Проанализируем основные признаки стилей взаимодействия педагога с воспитанниками в соответствии с классификацией, предложенной К. Левином.

Формальная сторона характеризуется следующим образом: педагог

обращается к детям в основном в форме жесткого приказа, распоряжения, указания; тон его речи командный, лаконичный; характер речи чаще всего неприветливый; предъявляет к детям в основном завышенные требования, без учета их реальных возможностей и конкретных условий; подавляет всякое проявление чувств детей, не знает и не учитывает их психологических особенностей. Не обращает внимание на их реакцию на его действия; обладает негативным восприятием большинства действий воспитанников; редко хвалит детей, в основном их ругает, оценка эффективности деятельности детей с его стороны очень субъективна и предпочтение отдает в основном формальной стороне работы.

Содержательная сторона авторитарного стиля характеризуется такими признаками: педагог чётко планирует свою деятельность; часто использует бюрократический подход – способен «изобретать» всевозможные бумаги «на все случаи жизни»; пресекает инициативу подчиненных, свое мнение считает единственно правильным; считает себя вне критики; обеспечивает эффективную деятельность детей в основном за счёт волевого нажима на них; имеет трудности в общении с людьми, часто бывает сам инициатором конфликтной ситуации; обладает формальным авторитетом.

Дети такого преподавателя боятся и не любят. Ему часто дают различные прозвища, характеризующие его отрицательные черты.

Основные признаки демократического стиля педагогического взаимодействия.

Формальная сторона : обращение к воспитанникам в основном в форме совета, просьбы, пожелания, может быть и требование, но без жёсткости; тон обращения дружеский, характер речи спокойный; требования к ученикам адекватны с учетом индивидуальных особенностей; умеет общаться с детьми, не допуская панибратства; постоянно хвалит воспитанников за их фактически хорошие дела; очень осторожен в оценке по формальным признакам; использует положительные стимулы в своей воспитательной работе.

Содержательная сторона характеризуется следующим: имеет чёткий перспективный план, как своих действий, так и действий учеников, однако умеет избегать излишнего бумаготворчества; критически осмысливает свои действия и действия детей; не пресекает критику, способен к самокритике; обеспечивает эффективную деятельность своих подопечных, не допуская их работы на износ; проявляет истинную заботу и словом и делом; никогда не бывает сам инициатором конфликтных ситуаций, более того умеет погасить зарождающий конфликт в зародыше; пользуется истинным неформальным авторитетом.

Основные признаки либерального стиля педагогического взаимодействия.

Формальная сторона: п едагог не имеет чётких и постоянных требований, форма обращения непоследовательна, то просьба или заискивание, а то попытка приказа или угрозы; быстро забывает о своих прежних требованиях и через непродолжительное время может предъявить полностью противоположные требования; не уверен, что его просьбы будут исполняться, поэтому тон речи часто ласково-заискивающий или нерешительный; имитирует «демократа» - часто делает вид, что учитывает настроение пожелания, возможности подчиненных, но, быстро забывая об этом, может требовать выполнения нереальных указаний и распоряжений и указаний; необъективно оценивает итоги своих действий, так и действий учеников, может отчитаться за якобы колоссально большую проделанную работу.

Содержательная сторона : предпочитает действовать на авось, никогда не имеет четкого плана действия; стремиться переложить инициативу на подчиненных, уйти от малейшей ответственности, с большой радостью приветствует любую инициативу, где исполнителем и ответственным будет другой; стремиться ни во что не вмешиваться; не обеспечивая эффективной деятельности детей, в то же время «не мешает» органам самоуправления и действиям неформального лидера; легко общается с людьми, ни с кем не портит отношений, не выступает с открытой критикой; не участвует в производственных конфликтах, стремиться уйти от них в сторону. В конфликтных ситуациях, затрагивающих его личность, проявляет либо плаксивость и попытку вызвать сострадание, либо неприкрытую агрессивность к личности, «посмевшей» его критиковать; обладает временным формальным авторитетом. Это не позволяет фактически оказывать хоть какое-то заметное влияние на деятельность подчиненных.

Таким образом, педагогическое взаимодействие представляет собой взаимодействие педагога с воспитанниками, в процессе которого происходит преобразование личности последних через оказание воздействия друг на друга. В психолого-педагогической литературе существует классификация стилей взаимодействия, одной из них является классификация К. Левина, который выделяет авторитарный, демократический и либеральный стили взаимодействия педагога с воспитанниками. Каждый из этих стилей имеет свою специфику и особенности влияния педагога на личность воспитанника.

2. Стиль педагогического взаимодействия как фактор эмоциональной комфортности воспитанников в школе

Учитель играет незаменимую роль в процессе формирования личности ребенка. С первых моментов школьной жизни именно учитель становится для ребенка образцом для подражания. От того насколько внимателен будет педагог к своим подопечным зависит развитие познавательных процессов, личностной сферы воспитанников. Особенности построения процесса педагогического взаимодействия будут влиять на развитие установок личности, ее ценностей, поведение детей не только в школе, но и на протяжении всей жизни. И конечно, в первую очередь особенности взаимодействия педагога с воспитанниками будут отражаться на эмоциональной сфере ребенка, восприятии процесса обучения, классного коллектива и т.п., определяя эмоциональное благополучие ребенка.

Ниже представлен рисунок, отражающий влияние позиции педагога на эмоциональное благополучие, а, следовательно, и эмоциональный комфорт воспитанника. Ниже представлена схема, на которой показаны факторы, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка в школе.

Привлечение педагогом воспитанника к деятельности

Уважительное отношение педагога к воспитаннику

Эмоциональное благополучие ребенка в школе

Оказание помощи воспитаннику

Обогащение эмоциональной и духовной сферы ребенка в процессе взаимодействия

Схема 2. Факторы эмоционального благополучия ребенка в процессе взаимодействия с педагогом согласно А.А. Венгеру

То есть, А.А. Венгер считает, что влияние позиции педагога на эмоциональное благополучие воспитанника обусловлено следующими факторами:

– общение педагога и воспитанника, основанное на уважительном отношении к мыслям и чувствам ребенка;

– привлечение педагогом воспитанника к деятельности, в ходе которой последний становится субъектом собственного развития;

– оказание помощи воспитаннику в разнообразных видах его деятельности;

– одухотворение обучающегося цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов педагога .

Стиль взаимодействия, применяемый учителем в ходе работы с воспитанниками, отражает указанные выше характеристики и непосредственно оказывает влияние на эмоциональное состояние ребенка в школе, его настроение, мотивацию и процесс выполнения деятельности.

Проанализируем, рассмотренные в первом параграфе стили педагогического взаимодействия с точки зрения эмоционального комфорта воспитанников в школе.

При авторитарном стиле общения педагога эмоциональное развитие ребенка затруднено тем, что учитель не доверяет ученикам, чем сковывает проявление эмоций и их развитие. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для их обучения. Авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, при этом каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе.

Авторитарный стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Более того, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися приводит к искаженному пониманию ценностей, к высокой оценке таких качеств личности, как «умение выходить сухим из воды», «умение заставить других беспрекословно подчиняться», «внешняя привлекательность и физическая сила» и т.п. .

Попустительский стиль общения педагога, по мнению Н. Ф. Масловой, с воспитанниками является формальным. Дети неуверенно чувствуют себя в школе, во всем доверяют учителю, поэтому такой стиль, во-первых, недопустим, а во-вторых, он развивает в детях тревожность. Попустительский стиль хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но не дает ему и позитивных условий для развития личности. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. Эти стили не обеспечивает детям возможности пережить радость совместной деятельности, учебный процесс постоянно нарушается своевольными поступками и шалостями. Ребенок не осознает своих обязанностей .

В свою очередь, демократический стиль общения школе, пишет Н. Ф. Маслова, развивает в детях инициативу, общительность, доверительность в личных взаимоотношениях. Как у учителя, так и у воспитанников обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, они сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле взаимодействия учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает положительные эмоции при достижении успеха. Этот стиль объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу. В то же время именно этот стиль придает значение особой важности личной деятельности - каждый хочет сам выполнять задание учителя, сам дисциплинировать самого себя. Эмоциональное развитие воспитанников происходит гармонично, у ребенка формируется ощущение собственной значимости, уверенности в себе, эмоциональной комфортности в школе .

Таким образом, стиль взаимодействия педагога с воспитанниками непосредственно оказывает влияние на эмоциональное состояние ребенка в школе. Авторитарный стиль, как показывают исследования, формирует у ребенка в большей степени негативные эмоции, в частности тревожность, обеспокоенность, обиду. Попустительский стиль также способствует возникновению чувства неудовлетворенности, ограничения и безразличия. Демократический стиль способствует возникновению эмоциональной комфортности воспитанников в школе, так при его осуществлении присутствуют все факторы эмоционального благополучия ребенка, указанные А. А. Венгером, то есть ребенку предоставлено поле деятельности, руководство которым осуществляет педагог, оказывая при необходимости нужную помощь. Кроме того в ходе выполнения деятельности развиваются позитивные межличностные отношения, в процессе которых ребенок получает опыт общения, развиваются ценности ребенка и способность работать в коллективе.

Заключение

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия педагога с воспитанниками как фактора их эмоциональной комфортности в школе показал, что эта проблема в настоящее время является достаточно актуальной и в большинстве исследований рассматривается с точки зрения стилей педагогического взаимодействия. Среди их классификации наибольшее распространение имеет классификация К. Левина, которая включает в себя авторитарный, демократический и попустительский стили педагогического взаимодействия.

С точки зрения эмоциональной комфортности воспитанников авторитарный и попустительский стиль взаимодействия являются неблагоприятными, так как вызывают у ребенка чувство тревожности, низкую самооценку, отчужденность, недоверие, не позволяют воспитанникам проявлять себя. При демократическом стиле, наоборот, педагог строит процесс взаимодействия с детьми таким образом, что берутся во внимание, в первую очередь, интересы самих детей, им предоставляется инициатива, они могут проявить себя с разных сторон в совместной деятельности, в процессе которой испытывают удовлетворение, радость и восторг. Эмоциональная комфортность в данном случае выступает неотъемлемой составляющей демократического стиля взаимодействия.

То есть, эмоциональная комфортность обеспечивается особенностями взаимодействия педагога с воспитанниками. Для ее создания педагогу необходимо, в первую очередь, уважительно относиться к воспитанникам, учитывать мнение каждого из них, опираться в процессе взаимодействии на возможности и интересы ребенка, оказывать ему необходимую помощь, строить деятельность, привлекая его к ней и обогащая внутренний опыт ребенка в процессе ее осуществления. Именно с помощью таких методов в процессе взаимодействия у воспитанника будет развиваться эмоциональная комфортность.

Список использованной литературы

    Венгер А. А., Мухина В. С. Психология. // Учеб. для студентов пед. ин-тов. / Под ред. А. А. Венгера,-2-е изд., перераб. и доп.-М. Просвещение, 2010. – С. 263.

    Левин К. «Разрешение социальных конфликтов» Пер. с англ. СПб.: Изд. Речь, 2000. – С. 345.

    Маслова Н.Ф. Пути рационального использования времени в учебно-воспитательном процессе: Учеб пособие к спецкурсу. Курск: КГПИ, 1987. - С. 138 – 147.

    Сластенин В.А.. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. // В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. – С. 206.

    Столяренко Л.Д. Педагогическое общение. // Л.Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 76-82.

Колышкина Гульназ Василовна

Дошкольный возраст - время активного вхождения ребенка в социум, время установления разнообразных его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, время пробуждения гуманных чувств. Вот почему в этом возрасте так важно уделять этому особое внимание. Но для этого необходимо создать благоприятные условия, ведущее из которых - эмоциональный комфорт ребенка. Важно понимать, что его эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку и эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, формирует самоконтроль, ориентирует на успех в достижении целей. Именно по этому эмоциональное благополучие можно считать наиболееемким понятием для определения успешности развития ребенка.

Как известно, большую часть своего времени дети дошкольного возраста заняты игрой. Игра, таким образом, выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд. однако ребенок лучше усваивает тот материал, который соответствует его настроению, т. е. положительных эмоций ребенка и его настроения зависит успешность обучения, следовательно, наличие комфортного эмоционального фона во время игры просто необходимо.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний. (Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2003. С. 104).

Создание психологических условий для эмоционального комфорта ребенка и развития его личности - одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы решить её, необходимо опираться на более полное, адекватное представление об эмоциональной сфере ребенка, его истинных потребностях, на исследования ученых в этой области, а не только на представления взрослых о том, что, как им кажется, хочет ребенок, что ему полезно, а что вредно. Кроме того, очень многое зависит и от складывающихся профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых - руководителя дошкольного учреждения, воспитателей, специалистов, родителей, - от их отношения к происходящему в данном учреждении, к самим себе, друг другу, к ребенку. Причины сниженного эмоционального настроения детей могут крыться как в семейных условиях воспитания, так и в условиях эмоционального климата ДОУ.

Очень часто педагоги недооценивают значение эмоциональных переживаний для общего психического и даже интеллектуального развития детей, делая основной упор на образовательные и учебные моменты во взаимодействии с ребенком. Иначе говоря, взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер. поэтому так важно уделять особое внимание развитию адекватных способов общения с эмоциональным миром ребенка, обучению коммуникативным приемам, направленным на создание доверительной атмосферы во время общения как с взрослыми, так и с детьми, атмосферы, способствующей раскрытию творческих способностей ребенка и всей его индивидуальности.

Итак, создание психологически комфортных, развивающих условий для ребенка в ДОУ невозможно без профессионального и личностного роста взрослых, без понимания ими роли эмоций для развития природного потенциала ребенка, без обучения специальным навыкам доверительного, эмоционально - комфортного взаимодействия, как между самими взрослыми, так и между взрослыми и детьми. Результатом положительно - направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость и готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Это обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

Но как детям получить такой положительно - направленный эмоциональный опыт? Необходимо создать для них определенные игровые ситуации, помогающие пробудить их конкретные эмоциональные переживания и поступки, а затем помочь детям сделать нужные выводы.

Такие игровые ситуации лучше планировать 1 - 2 раза в неделю.

Примеры игровыхситуаций:

  1. Наши добрыедела (Ситуации, направленые на проявления заботы, внимания и сочувствия к людям). Напишем письмо больному другу. Мы готовимся встретить друга после болезни. Сделаем выставку рисунков для наших родителей. Порадуем нашу няню, поздравим её с днем рождения.
  2. Мы самые старшие в детском саду (Учим проявлять заботу о младших, проявлять чувство самоуважения, основанное на ощущении растущей самостоятельности) Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье. Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками. Подготовим для малышей кукольный театр. Научим малышей водить хороводы. Смастерим для малышей сказочный домик.
  3. Наша забота нужна всем Мы украшаем детский сад, группу к празднику. Мы ремонтируем книги. Мы выращиваем зеленый лук и петрушку. Мы готовимся к ярмарке.
  4. Хорошо заниматься любимым делом в группе детей (в вечернее время) (Ситуации, помогающие объединить детей общими интересами, помочь приобрести опыт дружеского взаимодействия со сверстниками, создать уголки в развивающей среде групп). Мастерская умелых рук. Избушка рукодельниц. Домик затейников. Пещера фантазий. Совет эрудитов. Все это - длительный период сотрудничества, дружеского общения.
  5. Ситуации гуманистического выбора (Неподготовленные беседы нравственно - этического содержания. Они рассматривают ситуации, требующие ответа на вопросы: как быть, что делать? Такие беседы проводить в утренние часы). Затруднительные игровые ситуации создает сам воспитатель, чтобы пробудить у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность, эмоциональную отзывчивость, готовность активно искать решение. Подобные эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого оределенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний (Эмоциональное развитие дошкольника / под. ред. А.С. Кошелевой. М., 2007.). Пример: 1. На шкафчиках отклеились картинки. 2. Не все краски выставлены к рисованию. 3. Не хватает пластилина для лепки. 4. На полу разлитая вода.

Воспитатель описывает определенную ситуацию и ставит перед детьми проблему "как быть?". Дети ищут решение. Таким образом, дети оказываются перед реальным выбором линии поведения: откликнуться на просьбу и помочь или остаться равнодушным, отдать поделку малышу или оставить себе. Создавая такие игровые ситуации, воспитатель должен содержанием предстоящего дела увлечь детей эмоционально, должен показать им, что результат приносит не только реальную пользу, но и радость окружающим. Именно в условиях игры дети лучше запоминают, как им следует вести себя в тех или иных ситуациях, приобретают необходимый эмоциональный и поведенческий опыт.

Итак, в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения развитие эмоциональной сферы наиболее эффективно происходит в условиях организации интересной для детей игровой деятельности. Разнообразные события, переживаемые детьми в реальных игровых и условных ситуациях, обогащают эмоциональный мир дошкольников, делают понятным язык эмоций и чувств, открывают новые возможности для самовыражения и социального взаимодействия с окружающими людьми. Развитие же эмоциональной сферы - залог эмоционального благополучия и комфорта, оказывающих влияние на все сферы психического развития ребенка.

Поделиться: