Акцентуация неустойчивый тип. Психологически неустойчивый характер: стоит ли бояться? сенситивный тип

Религиозность, как психологическое явление, строится на различных свойствах человеческой психики, одним из которых является склонность человека следовать поведенческим «образцам» или «моделям». Акцент на этой психологической компоненте религиозности отсылает нас к теории социального научения, автором которой является американский психолог-бихевиорист Альберт Бандура (1925 – 1988 гг.).

Родился Альберт Бандура в маленьком канадском городке Мундеа в семье фермера, поляка по происхождению. Со школьной скамьи он был вынужден заниматься самообразованием, рано познакомился с физическим трудом. Степень бакалавра гуманитарных наук Бандура получил в Университете провинции Британская Колумбия в Ванкувере (1949 г.). В поисках университета с хорошей теоретической программой по клинической психологии, Бандура переехал в США, где в Университете Айовы получил степень магистра (1951 г.) и доктора философии (1952 г.). После годичной клинической интернатуры в консультативном центре Уичиты (Канзас) Бандура был приглашен на кафедру психологии Стенфордского университета в качестве профессора (1953 г.), где и осуществлял свою научную деятельность на протяжении последующих трех десятилетий.

Бандура известен как один из самых авторитетных современных бихевиористов, автор социально-когнитивной теории личности, исследователь, внесший значительный вклад в теорию научения. Он занимался многими аспектами теории научения: имитацией и идентификацией, социальным подкреплением и убеждением, самоподкреплением и изменением поведения посредством моделирования, подростковой агрессией. Начав свои исследования в традиционном стимул-реакционном бихевиористском ключе, Бандура пришел к выводу, что человеческое поведение нельзя объяснить исключительно категориями стимулирования и реагирования. Он обратил внимание на то, что в значительной степени поведение формируется путем наблюдения за социальными «образцами» и подражания им. В отличие от Скиннера, который отводил подкреплению главную роль в формировании человеческого поведения, Бандура счел подкрепление всего лишь вспомогательным фактором. Главной детерминантой поведения Бандура считал научение, построенное на наблюдении за поведением других людей в сходных условиях, и, что еще более важно, – за последствиями этого поведения. Последствия наблюдаемых действий в контексте научения имеют весьма важное мотивирующее значение: если доступные наблюдению последствия вознаграждаются – наблюдаемое поведение воспроизводится, если наказываются – не воспроизводится. Бандура с коллегами провели множество экспериментов, анализ результатов которых изложен в многочисленных публикациях и книгах: «Подростковая агрессия» (1959 г.), «Социальное научение и развитие личности» (1963 г.) и «Принципы модификации поведения» (1969 г.). Последнюю книгу, посвященную обзору психосоциальных принципов, регулирующих человеческое поведение, журнал «Current Contents» назвал «классикой цитирования», поскольку за последующие 10 лет ссылки на нее в других источниках встречались 1215 раз. Далее были книги: «Теория социального научения» (1971 г.), «Агрессия: анализ с позиции социального научения» (1973 г.), «Социальная теория научения» (1977 г.) и «Социальные основы мышления и поведения» (1986 г.) – последний и фундаментальный труд Бандуры.

Заслуги Бандуры в социальной психологии были отмечены избранием его действительным членом Центра углубленного изучения поведенческих наук Стенфордского университета (1969 г.), президентом Американской психологической ассоциации (1973 г.), а также наградами за выдающиеся научные достижения. В последние годы жизни Бандура занимал специально учрежденный для него Стенфордским университетом пост, свидетельствующий о признании его заслуг в клинической и исследовательской психологии.

Основу научных взглядов Бандуры составила идея, согласно которой человеческое поведение формируется и управляется посредством механизма научения. Бандура отошел от ортодоксально бихевиористических взглядов, согласно которым поведение является реакцией на воздействие внешней среды, но и не приблизился к взглядам представителей глубинного направления психологии, приписывающих поведение состоянию психики человека, без учета средового воздействия на нее: «Так как концепции людей, их поведение и их окружение взаимно детерминированы, индивиды не являются ни беспомощными объектами, контролируемыми силами окружения, ни совершенно свободными существами, которые могут делать все, что им вздумается» . Окружающая среда, сама по себе, не определяет поведение человека, считал Бандура, – побудительным мотивом к тому или иному действию является восприятие человеком этой среды. Человеческое поведение - не только функция, но и независимая переменная, оказывающая влияние и на среду, и на саму личность.

Бандура сфокусировал внимание на способности человека к мышлению и самоконтролю, которые проявляются во взаимодействии со средой и разработал принципы социального научения, обеспечивающие адекватное поведение человека при его взаимодействии с социальной средой. Квинтэссенцией взглядов Бандуры стала тройственная модель реципрокного детерминизма (reciprocal determinism), согласно которой поведение человека есть результат взаимодействия:

– личностных факторов (главным образом мышление и познавательная способность (cognition));

– явлений окружающей среды;

– действий самого человека.

Анализируя процесс освоения людьми новых реакций, Бандура отметил, что символические, когнитивные умения людей формировать, комбинировать и трансформировать усвоенные формы поведения в совершенно новые поведенческие паттерны, играют не меньшее значение, нежели способность к имитации. Большая часть научения человека происходит косвенно, когда индивид наблюдает выполнение действий другими людьми и затем пробует их повторить: «По большей части социальное научение происходит на основе случайного или целенаправленного наблюдения поведения, демонстрируемого другими людьми в повседневной жизни» . Непроизвольное подражание жестам и звукам, производимым значимым окружением, является первой социально-когнитивной реакцией человека. Дальнейшее психическое развитие предполагает вычленение отдельных поведенческих паттернов и их оценку с точки зрения пригодности для подражания, т.е. оценку того, нужно ли осваивать наблюдаемые формы поведения. Наблюдая и подражая (что характерно для всех человеческих культур), человек проходит путь от простого копирования чужого «образца» до выработки собственных поведенческих решений, которые, в конечном итоге, оформляются в характерный поведенческий стиль: «После того, как способность к научению через наблюдение достигает своего высшего уровня развития, воспрепятствовать человеку уже невозможно: он учится тому, что видит» .

Поскольку бихевиористы принципиально не рассматривают то, что нельзя проверить экспериментально, в работах Бандуры нет теоретических рассуждений о Боге или религии. Скорее речь идет о религиозности как поведенческом конструкте, входящем в поведенческий репертуар человека. Религиозное поведение укладывается в рамки теории социального научения, как и любая другая освоенная форма поведения. Можно сказать, что социально-когнитивная теория дала развернутый ответ на вопрос, какова природа поведенческой составляющей религиозности человека. Как и другие поведенческие формы, религиозность нужно рассматривать в терминах непрерыв­ного взаимодействия поведенческих, когнитивных и средовых факторов.

В целом, Бандура рассматривал процесс научения как синтез взаимосвязанных процессов:

– внимания:

а) с точки зрения оценки качеств «образца» (характерность, доступность, авторитетность, приемлемость, т.д.);

б) как характеристика наблюдателя (установка восприятия, опыт прошлых подкреплений, индивидуальные особенности сенсорного восприятия);

– сохранения:

а) сохранность впечатлений о наблюдаемом поведении в отсутствие поведенческого «образца»;

б) конкретные мысленно закрепленные вербально кодифицированные психические образы;

– моторно-репродуктивного:

а) способность к закреплению модели поведения;

б) индивидуальные физические способности;

в) качество практики;

г) способность кор­ректировать поведение на основе информативной обратной связи;

– мотивационного:

а) на основе анализа поведения и викарного 6 подкрепления «образца» делается вывод о том, будет ли наблюдаемое поведение воспроизводиться

б) качество внимания к поведению «образца».

Последовательность поведения, сохраняющаяся при изменении условий внешней среды, обеспечивается функцией самоподкрепления. Функция самоподкрепления развивается на основе накопленного опыта подражания, интернализованных внешних стандартов и выражается в формировании собственной системы внутренних стандартов, позволяющей индивиду оценивать собственные действия посредством самоодобрения или самокритики. Функция самоподкрепления производит своеобразный мониторинг поведения и последующую его корректировку в направлении желаемого.

Таким образом, религиозное поведение с точки зрения теории социального научения формируется в процессе непрерывного стимулирующего взаимодействия социальной среды и индивида, пребывающего в постоянном состоянии формирования собственного поведения. Этот основополагающий процесс, названный Бандурой «взаимным детерминизмом», означает, что любое поведение является продуктом взаимодействия ситуационных факторов и индивидуальных специфических поведенческих предрасположенностей. Иными словами, религиозное поведение человека зависит от внутренних детерминант личности (интернализованный религиозный опыт значимого окружения, сила веры, собственные религиозные переживания, мистический опыт, т.д.) и внешних детерминант (влияние религиозной среды, поощрения и наказания, связанные с религиозными отправлениями). При этом религиозное поведение является включенным в замкнутую цепь взаимообусловленных системных процессов, в которой один элемент системы является и причиной, и следствием состояния другого элемента. Модель взаимной причинности действует на всех психических уровнях, обеспечивающих целостность поведенческих реакций человека: интеллектуальном, эмоциональном, физическом, социальном.

Люди стано­вятся религиозными, наблюдая и анализируя религиоз­ное поведение в своей социальной среде, а собственными религиозными переживаниями и действиями они эту социальную среду поддерживают и изменяют: «Когда реакции, соответствующие действиям модели, позитивно подкрепляются, а отличающиеся реакции не вознаграждаются или даже наказываются, то поведение окружающих людей начинает функционировать как подсказка для осуществления нужной реакции, сочетающейся с поведением модели» .

Бандура утверждает, что люди обычно не допускают предосудительного поведения до тех пор, пока не оправдают для себя моральную сторону своих действий.Ослабление моральных устоев общества и изменение социальных стандартов в сторону негласного поощрения аверсивного поведения, побудило Бандуру к тому, чтобы поднять вопрос о целесообразности моделирования моральных стандартов. Особую проблему Бандура видел в усилении влияния СМИ на формирование морального облика общества, что ведет к нежелательным и неконтролируемым последствиям. СМИ превратились во влиятельный источник социального научения, посредством которого осуществляется символическое моделирование поведения: «Столь стремительно возрастающее значение символического моделирования может привести к тому, что родители, преподаватели и прочие традиционные модели будут вытеснены с ведущего места в системе социального научения» . В целенаправленном моделировании моральных стандартов Бандура видел способ преодоления возрастающей агрессивности и случаев аверсивного поведения в обществе.

По мере развития моральные суждения изменяются от одномерных правил поведения в сторону многомерных и гибких правил. Согласно Бандуре, маленькие дети нуждаются в постоянном внешнем контроле за их поведением и физическом вмешательстве, если это необходимо. По мере взросления, физические санкции постепенно заменяются социальными. Успешная социализация предполагает замещение внешних санкций символическими и внутренними средствами контроля. Посредством процессов научения и моделирования формируются моральные стандарты поведения, которые и выступают в дальнейшем в роли внутренних запретов на совершение недопустимых действий. «Мера моральных понятий должна включать широкий диапазон факторов, имеющих непосредственное отношение к формированию моральных суждений», – писал Бандура . «Стандарты, усваиваемые посредством моделирования, подвержены влиянию непоследовательности в поведении той же самой модели, а также несовпадением между тем, как модель ведет себя на практике, и тем, что она проповедует» . Поскольку религия является одним из влиятельных источников моральных суждений, в отношении религии и служителей религиозного культа, фактор компетентности и последовательности является весьма существенным.

Поведение является процессом, который фактически регулируется своими последствиями. Основными детерминантами усваиваемого поведения являются тесно связанные с ним влияния: стимулирующие побуждения, ожидаемое удовлетворение, наблюдаемые преимущества, функциональная ценность, воспринимаемый риск, самооценочные производные, а также различные социальные барьеры и экономические ограничения. Результаты влияют на поведение посредством интегрирующего мышления, а знание схем подкрепления может оказать гораздо более сильное влияние на поведение человека, чем само подкрепление. Однако эти общие принципы формирования поведенческих реакций не распространяются автоматически на все виды человеческой деятельности. Бандура писал: «Научные открытия имеют ограниченное применение для подкрепляющих практик, когда воздействия побуждений изучаются при обстоятельствах, в которых вознаграждение не служит побудительной функцией» .

Сфера религиозности относится к видам деятельности, основной мотивирующей силой которых становится самоподкрепление посредством задействования внутренних источников подкрепления. При самоподкреплении оценочные последствия производятся во внутреннем плане, и если изначально религиозная деятельность может стимулироваться внешним подкреплением (ситуационные воздействия, желание избавиться от чувства тревоги, вины, т.д.), то по достижении некоторого уровня овладения религиозными практиками, человек начинает сам вырабатывать самоподкрепляющие суждения, служащие источником личной удовлетворенности или неудовлетворенности. Поведение, в основе которого лежит самоподкрепление, в меньшей мере подвержено влиянию ситуационных факторов и внешнего влияния. При этом Бандура отмечал, что «внутренняя мотивация – высокопривлекательный, но ускользающий конструкт» . Внутренняя мотивация предполагает осуществление деятельности в отсутствие внешнего вознаграждения и внешних побудительных причин для этой деятельности, поэтому ее нужно изучать с точки зрения постоянного взаимодействия персональных и ситуационных источников влияния. Бандура объясняет поведение, основанное на внутреннем источнике мотивации тем, что человеческое поведение, в целом, поддерживается не прямыми последствиями, а ожидаемыми, поэтому внутренняя стимуляция такого поведения вполне может поддерживаться ожиданием отсроченного вознаграждения в неопределенном будущем, даже после смерти.

Существенными факторами в осуществлении деятельности, которая может вознаградиться только в перспективе, являются насыщение и утомление. Насыщение и утомление преодолеваются позитивными побуждениями, которые могут быть использованы как:

– принудительное средство;

– поддерживающая помощь;

– поощряющая оценка.

Бандура обращает внимание на то, что с точки зрения перспектив социального научения, изучение того, как позитивные побуждения влияют на развитие навыков и потенциальных возможностей, которые служат в качестве постоянного источника личного удовлетворения, заслуживает особого внимания. Фактор личного удовлетворения от производимой деятельности, подкрепленный осознанием «верности», «правильности», спасительного характера этой деятельности, способен превзойти по влиянию такие факторы, как денежное вознаграждение, общественное признание и физический комфорт. Чем сильнее развита в человеке символизирующая и самореактивная способность, тем в меньшей степени он зависит от внешней поддержки своего поведения. Бандура отмечает, что в его научной концепции некоторые вопросы остались без должного объяснения, например:

– Что побуждает людей отказывать себе в излишнем вознаграждении, над которым они имеют полный контроль?

– Почему люди наказывают себя?

– Почему они придерживаются точных стандартов, требующих сложного исполнения, не получая за это вознаграждения?

Возможно, ответить на эти вопросы нельзя, исключив из рассмотрения идею существования трансцендентной реальности под именем Бог.

Контрольные вопросы:

    В чем Бандура был последовательным бихевиористом, и в чем отличие его теории от других бихевиористских концепций?

    Какие факторы Бандура считал определяющими для человеческого поведения?

    Что такое религиозность в свете концепции «взаимного детерминизма» Бандуры?

    Объясните идею «моделирования моральных стандартов». На ваш взгляд, могут ли моральные стандарты заменить религию?

    Сформулируйте принцип формирования внутренней мотивации и укажите на ее роль в деятельности с отсроченным вознаграждением.

Литература:

    А. Бандура. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.

    A. Bandura. «The self system in reciprocal determinism». AP № 3, 1978, p. 356-357.

Альберт Бандура родился в 1925 г. в Канаде, в маленьком городке. В местной школе было всего двадцать учеников и два учителя. После окончания школы он работал с бригадой строителей на территории Юкона на ремонте дорог Аляски. Бандура искренне восхищался теми людьми, с которыми ему пришлось работать на севере.

Бандура получил степень доктора философии в университете штата Айова в 1952 г. и поступил на факультет Стэнпфордского университета. Еще в начале шестидесятых годов он предложил свою версию бихевиоризма, которую определил как социальный бихевиоризм, а позднее назвал социальной когнитивной теорией.

Социальная когнитивная теория Бандуры отражает возобновление интереса психологии к когнитивным факторам. Общий подход Бандуры основан на бихевиоризме. Его исследования базируются на наблюдении за поведением испытуемых людей в процессе их взаимодействия. Он не использует интроспекцию и отдает должное значению подкрепления в формировании или модификации поведения.

Бандура подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. Человек сознательно воспринимает положительное подкрепление, он предвидит его получение в случае соответствующего поведения.

Модификация поведения может осуществляется посредством косвенного подкрепления, наблюдения за поведением других людей и последствиями этого поведения, т.е. человек обладает способностью прогнозировать и оценивать последствия того, что он наблюдал у других людей, что еще не пережито им на личном опыте.

Бандура полагает, что связь между стимулом и реакцией, поведением и подкреплением не прямая. Он вводит понятие промежуточного механизма между стимулом и реакцией, этим механизмом являются когнитивные процессы личности.

Бандура провел широкомасштабные исследования характеристик тех моделей, которые оказывают влияние на поведение.

Подход Бандуры получил название теории социального научения поскольку он занимается изучением поведения на уровне его формирования и модифицирования в социальных ситуациях.

Бандура провел серьезные исследования эффективности личности, т.е. чувства самоуважения и собственного достоинства, адекватность и проявление умения решать жизненные проблемы.

Высокой личная эффективность позволяет человеку справиться с неблагоприятными событиями и обстоятельствами жизни, поддерживает высокий уровень уверенности в своих силах. И у мужчин, и у женщин личная эффективность достигает максимального уровня в середине жизни и постепенно снижается после шестидесяти лет.

Бандура ставил практическую задачу: каким образом можно модифицировать те виды поведения, которые общество рассматривает как нежелательные или ненормальные. Согласно его рассуждениям, если все виды поведения, включая и ненормальное поведение, изучаются на основе наблюдений за другими людьми и моделирования их поведения, значит, поведение можно «выучить заново» или хотя бы частично изменить его.

Бандура сосредоточил свое внимание на внешних проявлениях ненормальности, то есть на поведении, а не на предполагаемых внутренних сознательных или подсознательных конфликтах. Лечение симптомов, по Бандуре, является одновременно и лечением самого расстройства, поскольку симптом и заболевание считаются единым целым.

При модификации поведения используется моделирование: испытуемые должны наблюдать за моделью в определенных ситуациях. Методы бихевиоралыюй терапии, разработанные Бандурой, широко применяются в клинической практике, бизнесе и сфере образования.

Наиболее характерная черта в теории Альберта Бандуры - это способ научения посредством наблюдения и повторения действий других. Философское понятие зла ассоциируется с и человеческой агрессией. В истории человечества неоднократно возникали споры, является ли зло в человеке врожденным или приобретенным.

Но все же исследования показывают влияние окружающих факторов на агрессивность человека. К таким факторам относятся воспитание, наказания, социальная изоляция, унижения, запрет эмоциональных проявлений, плотность населения. Последний фактор особо актуален в наши дни в условиях крупных городов и большой скученности населения. Также остается актуальной проблема культуры и воспитания в целом, дестабилизирующего влияния окружающего мира.

Альберт Бандура: биография

В небольшой Канадской деревне Манделе, 4 декабря 1925 года родился мальчик. Это Альберт Бандура. Единственный сын в окружении пяти сестер, которые были старше него. Окончив школу, уехал работать на Аляску, участвовал в восстановлении шоссе. Через год Альберт Бандура поступил на учебу в университет. По окончании учебы по специальности психология, ему была присвоена степень бакалавра университета Британской Колумбии. В 1951 году получил степень магистра в университете Айовы, а через год там же защитил докторскую диссертацию. Во время учебы в университете, он познакомился со своей будущей женой, Вирджинией Варнс. Позже она родила ему двух дочерей, Мэри и Кэрол.

После окончания учебы, Альберт Бандура преподавал в Стэнфорде, там же получил диплом профессора. В 1969 году была опубликована его первая книга «Принципы модификации поведения».

Теория научения

Согласно теории Альберта Бандуры, человек всегда был агрессивен, и еще долго будет оставаться таковым. Но что делает его таким? Теории человеческой агрессии можно разделить на четыре категории: 1) врожденная или наследственная агрессия; 2) активация агрессии внешними стимуляторами; 3) эмоциональный и познавательный процесс; 4) проявление социума.

В период с 40-х по 70-е годы, исследования Долларда, Миллера и работы Бандуры, привели к продолжению теории подражания и агрессии. Так появился новый научный термин, который создал Альберт Бандура -

В 1974 году Альберта Бандуру выбрали президентом ассоциации психологов Америки, также он являлся президентом ассоциации психологов Канады.

Теория Альберта Бандуры гласит, что для того, чтобы научить детей совершенно новому поведению, недостаточно только наказания и поощрения. Новое поведение возникает при помощи имитации моделей поведения. Одно из таких проявлений - это процесс идентификации, при котором заимствуются чувства, мысли. Таким образом, происходит научение, посредством наблюдения и копирования.

Влияние наблюдаемого на поведенческие черты наблюдателя

Согласно теории личности, Альберт Бандура считает что, образец поведения может быть приобретенным посредством наблюдения за другими или же через личные опыты. Существует три возможных влияния наблюдаемого на наблюдателя: новая реакция приобретается посредством визуального наблюдения за моделью; через созерцание последствий возникших в результате действия модели; ослабление ранее приобретенных реакций в процессе наблюдения за поведением модели.

Анализ агрессии

С точки зрения Альберта Бандуры, можно регулировать ранее приобретенные реакции, посредством действий моделей. Пытаясь показать на практике ранее сформулированные принципы исследований агрессивности, Альберт Бандура провел работу «Агрессия: анализ с позиции теории социального научения». Его теория предполагает оптимистичный взгляд на человеческую деструктивность. Он вычленил проблему поведения при деструктивном потенциале и факторы, определяющие реализацию приобретенного поведения.

По мнению Бандуры, фрустрация является одним из важнейших факторов, которые влияют на человеческую агрессивность. Иными словами, чем хуже обхождение с человеком, тем более агрессивно его поведение.

Личность способна приобретать новые реакции, посредством наблюдения за моделью. Но вот реализация данных приобретенных реакций зависит от личного опыта. Освоение данной проблемы до сих пор не до конца изучено. Основное внимание уделялось подражанию, как одному из факторов агрессивности, но исследования не дали однозначного результата.

Радикальность бихевиоризма

Альберт Бандура подверг резкой критике бихевиоризм, так как он отрицает детерминанту человеческого поведения, возникающую из Также бихевиоризм подразумевает, что индивид не является самостоятельной системой, способной влиять на свою жизнь.

Альберт Бандура считал, что причины человеческого функционирования нужно искать во взаимодействии окружения, поведенческой и познавательной сферах. Таким образом, факторы ситуационные и предрасположенность - это две взаимозависимые причины человеческого поведения. Двойная направленность взаимодействия окружающих обстоятельств и открытого поведения показывает, что человек является как производителем, так и продуктом своего окружения. В социально-когнитивной теории описывается модель взаимопричастности, где аффективные, познавательные и прочие частные факторы и действия представляются как взаимосвязанные детерминанты.

Возможности изменения поведения индивидуумов

Признавая всю важность подкрепления извне, Бандура все же не рассматривает это как единственную возможность изменения человеческого поведения. Люди способны менять свое поведение, наблюдая за поведением других моделей. Результаты опытов показали, что человек может ожидать последствия своего поведения и в зависимости от ожидаемых последствий регулировать свое поведение. Таким образом, это показывает, что психические способности индивидуума позволяют предвидеть и изменить поведение.

американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. - профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал Спенс. Начав с методологии „стимул–реакция“, он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это - и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии. Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии. Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций. В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения.

Последнее обновление: 04/05/2015

«Люди с твёрдой уверенностью в своих возможностях рассматривают сложные задачи как вызовы, которые нужно принять, а не как угрозы, которых следует избегать».

Альберт Бандура

Наибольшую известность Альберту Бандуре принесли:

  • изучение ;
  • 1949 - окончил Университет Британской Колумбии со степенью в области психологии;
  • 1952 - получил степень доктора философии в области клинической психологии в Университете
  • штата Айова;
  • 1953 - начал преподавать в Стэнфордском университете;
  • 1974 - возглавил АПА;
  • 1980 - получил премию АПА за выдающийся вклад в развитие науки.

Ранние годы жизни

Альберт Бандура родился в небольшом канадском городке, расположенном примерно в 50 милях от Эдмонтона. Он был младшим из шести детей, школьное образование его заключалось в посещении небольшой школы, в которой работали всего два учителя. Как говорил сам Бандура, из-за столь ограниченного доступа к образовательным ресурсам «студенты должны были взять на себя ответственность за собственное образование» (Стоукс, 1986).

Он понял, что тогда как «содержание большинства учебников устаревает… инструменты самонаправлености служат человеку и с течением времени» (Стоукс, 1986). Эти ранние переживания, возможно, способствовали его дальнейшему вниманию к важности личной деятельности.
Bandura вскоре после зачисления в Университет Британской Колумбии увлекся психологией.

Сначала он специализировался в области естественных наук, и его интерес к психологии проснулся совершенно случайно. Работая по ночам, он догонял программу вместе с группой студентов; он заметил, что стал приходить в университет задолго до начала занятий. Чтобы скоротать время, он начал заниматься дополнительно в эти утренние часы, и, в конечном итоге, заинтересовался психологией.

Бандура вспоминал: «Однажды утром я проводил время в библиотеке. Кто-то забыл сдать перечень курсов, и я полистал его, чтобы найти факультатив, который можно было бы посещать рано утром. Я заметил курс психологии, он бы подошёл идеально. Я загорелся интересом; так и я выбрал свою профессию».

Отучившись всего три года, он пошёл в аспирантуру при Университете штата Айова. Это учебное заведение подарило миру Кларка Халла и других именитых психологов - Кеннета Спенса и Курта Левина. Основной акцент программа делала на теории социального научения, и Бандура считал, что она была слишком сосредоточена на бихевиористской точке зрения.

Степень магистра Альберт Бандура получил в 1951 году, а степень доктора наук - в 1952.

Карьера

После получения докторской степени он получил предложение занять должность в Стэнфордском университете. Бандура принял это предложение (хотя это обстоятельство и означало отставку с должности, которую он уже занимал в то время) и продолжает работать в Стэнфордском университете по сей день. Именно в период, когда он занимался изучением подростковой агрессии, Бандура особенно заинтересовался вопросами викарного научения (обучения на чужих ошибках), моделирования и имитации.

Теоретические взгляды Альберта Бандуры

Теория социального научения Альберта Бандуры подчеркивает важность обучения через наблюдение, подражание и моделирование. «Обучение было бы чрезвычайно трудоёмким, не говоря уже об опасности, если бы люди полагались исключительно на последствия своих собственных действий, чтобы определить, что им следует делать, а чего нет», - объяснил Бандура (1977). Его теория подразумевает постоянное взаимодействие поведения, познания и окружающей среды.

Его самый известный эксперимент - « » (1961). Для исследования он смонтировал видеозапись, на которой женщина била куклу Бобо и выкрикивала агрессивные слова. Затем плёнку показали группе детей, после чего детям разрешили поиграть в комнате, в которой была также кукла Бобо. Дети сразу же начали бить куклу, имитируя действия и слова женщины в записи, созданной для исследования.

Данное исследование имело большое значение, поскольку оно позволило отойти от бихевиористских представлений о том, что абсолютно все проявления поведения обусловлены подкреплением или наградой. Дети не получали поддержку или стимул, избивая куклу; они просто подражали поведению, которое они наблюдали. Бандура назвал это явление обучением через наблюдение и охарактеризовал элементы эффективного обучения через наблюдение, к которым причислил внимание, память, моторику и мотивацию.

Альберт Бандура - бихевиорист?

В большинстве учебников по психологии теории Бандуры помещаются в один раздел с идеями бихевиористов, однако сам Бандура отметил, что он «…никогда не соглашался с базовыми идеями ». Даже в своих ранних работах Бандура утверждал, что описание поведения через цикл стимул-реакция является слишком упрощённым. Хотя в своих работах он и использует такие бихевиористские термины, как «обусловливание» и «подкрепление», как объяснил сам Бандура, он «…рассматривал эти явления через призму когнитивных процессов».

«Авторы учебников по психологии продолжают неправильно интерпретировать мой подход, загоняя его в рамки бихевиоризма», - объяснил Бандура, описывая свою собственную точку зрения как «социальный когнитивизм».

Вклад в развитие психологии

Идеи Бандуры считаются частью когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х годов. Его теории оказали огромное влияние на развитие психологии личности, когнитивной психологии, обучения и психотерапии.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Поделиться: