6 января сочельник канун рождества приметы. Актуальные приметы в сочельник. Церковные традиции на Сочельник

Канун Рождества Христова – особенное время для всех людей. Ведь именно к этому моменту заканчивается подготовка к большому и весёлому празднику, а над землёй витает особенный волшебный дух всеобщего благодушия и всепрощения, особенной просветлённости мыслей и чувств. Хозяйки готовят праздничные кушанья, а вся семья предвкушает мирную семейную трапезу, знаменующую окончание длительного поста.

Значение Рождественского Сочельника

Навечерие Рождества Христова, чаще называемое «Сочельник» или «Свят-вечер», не является праздником в точном смысле слова. Скорее это предпразднество, завершающее период подготовки к главному из церковных двунадесятых торжеств и как-бы приотворяющее дверь в рождественские обряды и гуляния.

В основе традиции особенным образом отмечать окончание Филиппова поста и канун Рождества лежит легенда о Вифлеемской звезде, чьё появление на небе когда-то стало для волхвов предзнаменованием появления на свет Спасителя.

Однако задолго до появления на Руси христианства и установления Рождества Христова наши предки именно в эти дни отмечали языческий праздник – Солнцеворот, посвящённый грозному богу по имени Карачун, знаменующий возрождение Солнца и всей природы. С тех пор сохранилось немало обрядов и ритуалов, с помощью которых народ пытался использовать себе на пользу необыкновенную энергетику этого особенного момента, стараясь обеспечить богатый урожай, умножить приплод скота, защитить домашних животных от болезней и нападения диких зверей.

Традиции Свят-вечера

Почти двум неделям январских праздников в христианской традиции предшествует строгий пост, продолжающийся с 28 ноября до самого Сочельника, то есть до 6 января. Последний день – самый строгий, когда не разрешается положить в рот ни кусочка еды вплоть до появления на небе первой звезды, символизирующей Вифлеемскую. Кроме воздержания в пище в этот день соблюдаются и другие традиции, как церковные, так и дохристианские.

  • Все верующие обязательно посещают 6 января церковь и присутствуют на особенном богослужении, посвящённом наступающему празднику. Литургия завершается пением тропаря Рождества и выносом в центр храма горящей свечи. Именно с этого момента по возвращении домой разрешается садиться за праздничный стол. Те, кто по каким-либо причинам не может в канун Рождества посетить церковь, творят молитву дома, и только затем приступают к трапезе.
  • Свое самое популярное название «Сочельник» праздник получил от главного блюда – сочива (или кутьи), первым появляющегося на столе во время вечерней трапезы. Классический рецепт его приготовления предусматривает в качестве основного продукта толчёные, распаренные, а затем проваренные зёрна пшеницы. Готовую кашу сдабривают растёртым маком и грецкими орехами, поливают мёдом. Существуют и другие вариации кутьи из риса или чечевицы, с добавлением кроме мака и орехов ещё и изюма. Мёд современные хозяйки иногда заменяют сахаром или халвой.
  • Кроме сочива непременно готовили ещё 11 постных блюд, которые подавались в строго определённой последовательности. После сочива на столе появлялись закуски, затем первые блюда с пирожками и пампушками. Завершали трапезу различными десертами, среди которых обязательно были медовые пряники. В качестве напитка в меню традиционно фигурировал один лишь узвар – компот из разнообразных сухофруктов (груш, яблок, вишни, сливы, изюма).
  • Интересно, что каждое из продуктов или блюд, обязательных для ужина в Сочельник, имеет свой особый смысл. Так, сочиво подаётся в качестве символа жертвы Христа во имя людей, горох означает возрождение к новой жизни, а капуста воплощает надёжность и непритязательность. Борщ призывает к терпению в рутинных заботах, рыба фигурирует как примета христианства, голубцы означают любовь к ближнему, вареники обещают достаток, а блины дают надежду на солнечный свет. Каша сулит продолжение рода, а пирожки – здоровье и счастье, узвар очищает душу от скверны, а пампушки служат напоминанием о вечной жизни. Стоит заметить, что количество блюд не ограничивается числом «12», их вполне может быть и гораздо больше.
  • Ещё одна важная традиция Сочельника – уютное семейное застолье. В этот вечер не принято приглашать в дом множество гостей. Праздник встречают в узком кругу самых близких людей, не проявляя излишнего оживления или неуёмного веселья. Его проводят за молитвами и неспешными разговорами, размышлениями о жизни и обсуждением планов на будущее, а все шумные гулянья следует отложить до Святок.
  • Желательно, чтобы во время трапезы каждый член семьи отведал все основные 12 блюд. Чётное количество человек за столом считалось счастливым предзнаменованием, а в противном случае ставили дополнительный прибор, чтобы исправить влияние неприятной приметы с помощью невидимого присутствия кого-то из усопших родных.
  • Кроме застольного общения отдельное значение придавалось декорированию «Божьей ладони». Столешницу непременно накрывали белоснежной, лучше всего новой, скатертью. Под миску с сочивом подкладывали клочок сена, напоминавший о простой подстилке в первой колыбели Христа – яслях. В качестве украшения выступала праздничная свеча как напоминание о Вифлеемской звезде.
  • Из языческих времён до наших дней сохранилась традиция украшать торжественное застолье пучком необмолоченных стеблей пшеницы, сбережённых при уборке урожая от первого или последнего снопа. Он носит название «Рождественский Дидух», устанавливается на почётном месте в самом центре столешницы и красуется там целую неделю до Маланьина дня (13 января). Спустя семь дней Дидух торжественно сжигается, а в его пламя бросают старые вещи, чтобы навсегда избавиться от прошлогоднего негатива.
  • Непременным атрибутом Сочельника с давних пор были Колядки. После праздничной трапезы вся молодёжь выходила на улицу, нарядившись в шкуры животных и украсив лица страшными масками. С криками «Коляда идёт!» юноши и девушки ходили от дома к дому, прославляя Христа. Если кто-то открывал дверь на призывные выкрики, удостаивался настоящего представления с пением колядок, танцами и наилучшими пожеланиями. В благодарность колядующих приглашали в дом, где одаривали сладостями, фруктами и выпечкой.

Приметы на Навечерие Рождества Христова

  • У наших предков считалось плохой приметой ложиться спать в праздничную ночь. Они были уверены, что в Рождество на людей с небес опускается особенная благодать. Тот же, кто проспит чудесное событие появления на свет Спасителя, рискует навсегда остаться без покровительства высших сил.
  • Согласно языческим поверьям в Сочельник становится особенно активной вся нечисть. Поэтому старшее поколение, умудрённое жизненным опытом, старалось не выходить из дома раньше времени, чтобы не стать жертвой злых чар.
  • Особенной удачей для молодёжи считалось чихнуть за праздничным столом. Незамужней девице это событие сулило хорошего жениха, а для парня означало, что тот уже повзрослел и превратился в настоящего мужчину. В зажиточных семьях за праздничный «чих» глава фамилии одаривал дочь телёнком, а сына – жеребёнком.
  • В Сочельник было принято радушно принимать в доме одиноких и бедных родственников. Их от всего сердца угощали яствами с праздничного стола, а на прощание подносили хороший презент. Ведь визит такого человека сулил всей семье счастье на следующие 12 месяцев.
  • Сочельник всегда считали последним этапом подготовки к рождественским гуляниям. Однако, чтобы из дома не уходил достаток, а добра лишь прибавлялось, следовало закончить все приготовление праздничных кушаний ещё до восхода солнца.
  • Количество и качество еды за праздничным столом в Свят-вечер определяло благосостояние дома в наступающем году, поэтому хозяйки не скупились на угощение. Чем обильнее и дороже оно было, тем больше материальных благ ожидало домочадцев.
  • Чтобы весь год не провести в лишениях и бедах, накануне Рождества не ходили на охоту и рыбалку. А мирное общение, отсутствие ссор, скандалов, шумного выяснения отношений в этот вечер гарантировало спокойное сосуществование с родными и друзьями до конца года.
  • По осадкам и температуре воздуха в Сочельник судили о будущем урожае. Обильный снегопад, иней на деревьях и сугробы обещали отличный хлебород. Лёгкий снежок, растаявший к вечеру, предсказывал обильный сбор гречихи.
  • Наши предки внимательно изучали небо перед Рождеством. Обилие звёзд в праздничную ночь обещало много гороха, а беззвёздный небосклон, затянутый тучами предвещал неурожай лесных ягод.
  • Не ускользал от внимания крестьян и Млечный путь. Если он был едва виден, то впереди ожидали ненастные дни с вьюгами и оттепелями. Ярко сверкающая «небесная дорога» сулила на праздники самую подходящую погоду для гуляний: мороз и солнце.

Как гадать в Рождественский Сочельник?

Языческая традиция гаданий в праздничный вечер не одобряется Церковью. Однако многие уверены, что в волшебный Свят-вечер предсказания особенно правдивы, и потому любимая народом традиция сохранилась до наших дней.

  • С давних пор одним из самых популярных гаданий на суженого был обряд с зеркалами и свечами. Для этого две отражающие поверхности располагались друг напротив друга, а между ними по краям ставились две горящие свечи. Девушка, желающая узнать свою судьбу, пристально вглядывалась в образовавшийся зеркальный коридор до тех пор, пока в его глубине не замечала будущего избранника.
  • Ещё одно марьяжное гадание проводили на улице. Девушки собирались во дворе перед воротами и по очереди бросали через них на улицу один из своих башмачков. Куда указывал носок «обувки», с той стороны и следовало ждать сватов. Если же сапожок «смотрел» на ворота, то его хозяйка могла не надеяться на замужество в наступающем году.
  • Каждая девушка мечтала узнать не только своего будущего избранника, но и судьбу в замужестве. Для этого красавицы одна за другой раскидывали руки и старались охватить как можно больше досок или жердей в заборе. Если девице удавалось «обнять» четное число столбов или кольев, то и супружеская жизнь ей предстояла счастливая.
  • Узнать о будущем женихе можно было и во сне. Для этого на ночь съедали что-то солёное, не запивая водой. Девушке, страдающей от жажды, в грёзе воду подавал будущий жених, и главное было запомнить его внешность и имя. Можно было узнать имя суженого и гораздо проще. Для этого достаточно было выйти в Свят-вечер на улицу и спросить у первого же встреченного мужчины, как его зовут.
  • Для того, чтобы узнать своё будущее, молодёжь не стеснялась даже подслушивать под чужими окнами. Считалось, что весёлые шутки соседей и приятные темы разговоров гарантировали нарушителю чужой приватности благоприятные изменения в судьбе, достаток и только счастливые известия.

Вечер накануне Рождества, для каждого из нас - это обычно кутья и колядки, а также тихий семейный ужин.

Названий у этого праздника несколько - канун Рождества, Сочельник, Свят-вечер, Богатый Вечер, Богатая Кутья, Вилия, пишет vedmochka.net . Готовились же к зимним праздникам еще задолго до их наступления. Хозяйки готовили вкусный ужин и убирали в доме, а самое главное соблюдали строгий пост, который заканчивался 6 января в 12 часов ночи. Однако это не единственные традиции, которые сопровождали этот день, поэтому давайте окунемся в историю и разберемся в чем отличие современного Сочельника от Свят-вечера раньше.

Как известно существует два кануна Рождества - один католический, который отмечается 24 декабря, а другой православный и празднуют его 6 января. Но и тот и другой является символом усиленной подготовки к одному из важнейших праздников в году - Рождеству.

Обычай отмечать канун Рождества, по преданиям, появился опираясь на историю с Вифлеемской звездой. За несколько дней до рождения Христа волхвам явилась самая яркая звезда, такой знак появляется только тогда, когда на свет появляется царь. Поэтому они решили отправиться в путь, чтобы преподнести Христу дары.

Но это не единственное значение праздника, ведь в основном все праздники имеют языческие корни. Свят-вечер не стал исключением и многие традиции не имеют никакой связи с христианством, сюда можно отнести святочные гадания. итак, согласно преданиям, еще в дохристианский период наши предки отмечали в этот день праздник «Корочуна», или по другому день приветствия солнца. По другим источникам в этот день отмечали канун рождения Кола Сварога. Именно в Свят-вечер, как верили раньше, Земля одаривала людей, растения, животных, в общем все живое, энергией, которая впоследствии способна поможет не только сохранить урожай, но и приумножить его, а животных она оберегает от болезней и способствует хорошему приплоду.

Церковные традиции на Сочельник

Как мы уже упоминали, зимним праздникам предшествовал строгий пост, который заканчивался с появлением первой звезды 6 января. В канун Рождества целый день вся семья питалась праздничной кутьей.

Вечером проводится богослужение с чтением евангелия, рассказом истории о волхвах, молитвами, а также литургия. Однако, если Сочельник припадает на субботу или воскресение, то основная часть богослужения проводится в пятницу вечером, а литургия уже в сам Сочельник.
Если же по каким-либо причинам попасть в храм раньше не удавалось, то разрешалось в этот праздник просто семьей прочитать молитвы и приступать к праздничному ужину. При этом важно было в Свят-вечер надеть все самые новые вещи, если же денег на новое не хватало, то надевали просто чистые. Эта традиция служила символом очищения от грехов и наступления чего-то нового.

Славянские традиции в Свят вечер

Святой вечер в славянской традиции отмечался торжественно, для этого обычно съезжалась вся семья, а хозяйка дома к приходу гостей убирала дом и готовила богатый ужин. Обязательно стелили чистую белую, а лучше новую скатерть, под которую подкладывали немного сена.

Рождественский Дидух

Отдельно стоит отметить об украшении стола. Для этого на стол обязательно ставили праздничную свечу, как символ первой звезды, а также Рождественский Дидух. Проще говоря сноп сена помещали в вазу и торжественно всей семьей вносили его в дом и ставили посреди стола.При чем Дидух готовили еще с лета. Для этого первый сноп пшеницы или хлеба оставляли не обмолоченным. В некоторых селениях отделяли от последнего снопа. Его перевязывали и оставляли до самого кануна Рождества, после чего ему выделяли самое почетное место на столе - посредине.

Внесение Дидуха начиналось с того, что глава семьи брал его в одну руку, а в другой был сноп сена. За ним шел старший сын, у которого в двух руках по снопу сена. Еще во дворе глава семейства приговаривал: «Пусть трусится сено, пусть кормит скотинку. Пусть мягко будет душечкам, пусть мягко будет Святому Дитяти и скотинке на сене лежать!». При этом вместе с сыном разбрасывая сноп сена. А на входе в дом отец кричал: “Святки идут!”, сын отвечал: “Святки пришли!”, а мать продолжала: «Чтим и просим дидуха и вас заглянуть в дом!»

Дидух не убирали вплоть до самого Щедрого вечера, после чего его сжигали, бросая туда старые вещи или одежду, в которой какой-либо член семьи перенес болезнь. Таким образом, наши предки очищались от негативной энергетики ушедшего года.

Праздничный стол на Сочельник

Основным блюдом на Свят вечер была кутья или как она еще называлась сочиво, коливо. Готовили её обычно из вареной пшеницы, ячменя с добавлением меда. Иногда хозяйки сочиво варили еще и с рисом. Трапеза начиналась именно с кутьи.

Причем очередность блюд также строго исполнялась по определенным правилам. Так первыми в ход шли обязательно закуски. После них обычно подавали первое, зачастую борщ, грибной суп или уха. К первому хозяйки обязательно готовили пирожки, ушки или лепешки, их еще называли сочни. Самыми последними подавался десерт. Это рулеты с маком, медовики, пироги, кисель и так далее. Обязательно к этому дню выпекали сладкие пряники.

Вторым обязательным блюдом был узвар, а проще говоря компот из сухофруктов. Зачастую он готовился из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других фруктов. При этом стоит отметить, что все блюда запивались только узваром и ничем другим.

Отдельно стоит отметить 12 блюд, которые обязательно должны были стоять на столе и что они означали:

  1. кутья готовилась как символ принесенной жертвы и пролитой крови;
  2. горох считался знаком того, что после упадка человек возрождается снова, как Божья весна;
  3. капустник - капуста является символом простоты и надежности;
  4. борщ - так как хозяйка старается приготовить это блюдо из простых продуктов, то это является символом того, что рутинная работа и ежедневная суета воспитывает в нас силу воли. Помимо всего прочего он еще является напоминанием жестокого приказа царя Ирода об уничтожении младенцев;
  5. голубцы готовились как знак Божьей любви к человеку;
  6. рыба - издревле именно рыба являлась символом христианства и жертвы Христа;
  7. вареники - это блюдо являлось символом достатка, которое ждет верующих на небе;
  8. блины - означали солнце. Готовить блины в этот день скорее исходит от язычества, но сегодня это блюдо стало символом того, что Христос стал символом нового солнца, света;
  9. каша - стала символом продолжения рода;
  10. пирожки - символ здоровья и счастья;
  11. узвар - это символ жизни, которую нам подарил Бог, а также очищения от всего плохого;
  12. пампушки готовят как напоминание того, что ждет человека после смерти - вечная жизнь.

Стоит отметить, что не обязательно в этот день готовили только эти блюда, самое главное - это, чтобы на столе было 12 постных блюд. Помимо этих рецептов, хозяйки готовили холодец, домашнюю колбасу, свиную голову, кисель, блюда из грибов, мяса, рыбы.

За столом старались вести себя сдержанно и спокойно. При этом вставать из-за стола до окончания трапезы нельзя было. Ни одно блюдо не должно было оставаться нетронутым, каждый, кто сидел за столом должен был отведать хотя бы по ложке от всех блюд. Считалось хорошим знаком, если за столом соберется четное количество людей, если нет, то хозяйка ставила дополнительный набор столовых приборов для усопших родственников.

Колядование в Свят Вечер

После праздничного ужина начиналась самая интересная часть для молодежи - гулянья, куда в частности и входило колядование. Для этого юные парни и девушки собирались около храма или в другом общественном месте. К ним могли присоединиться свободные неженатые мужчины.

Затем выбирали главного, кто руководит колядками - Березу, а также казначея, звездаря, латкового и так далее. Обязательно надевали интересные костюмы и придумывали небольшое представление. В главной роли обычно фигурировала коза, как символ достатка и богатства.

Колядование раньше немного отличалось от того, как это делают сейчас. Раньше не стучали и не заходили в дома как это делается в современном мире. наши предки обычно вызывали хозяев словами “Коляда идет!”. Кто выходил, тому и показывали представление с пением колядок и народных песен. Желали хозяину всего наилучшего в грядущем году. После чего колядующих приглашали в дом и одаривали подарками.

Приметы на Сочельник

  • - Плохим знаком было, когда в доме засыпали, чтобы этого не случилось, хозяева если и ложились на кровать, то в праздничной одежде, чтобы не заснуть. При этом старшее поколение и состоящие в браке старались из дому не выходить лишний раз - плохая примета, которая не несет ничего хорошего.
  • - Для свободной девушки и парня было хорошей приметой чихнуть во время праздничного ужина. Девушка в таком случае в грядущем году выйдет замуж, а парень станет хорошим казаком. При этом если такое случится, отцы иногда дарили своим детям подарки: девушкам - теленка, а парням - жеребенка.
  • - Также хозяева радовались, когда в этот вечер приходили в гости одинокие и неприкаянные люди, это означало, что в грядущем году в семье будет счастье, радость и достаток. Поэтому таких гостей щедро одаривали и угощали.
  • - Так как в Сочельник готовились к Рождеству, то старались всю еду приготовить к празднику еще до восхода Солнца. Тогда, согласно поверьям, в семье будет достаток и богатство.
  • - А снежный покров говорил о том, какой урожай будет в наступающем году. Так считалось, что чем больше в канун Рождества снега, тем богаче будет урожай. Если же перед 6 января выпал снег, но к Сочельнику растаял, то это говорит о том, что будет хороший урожай гречки. А вот если иней и сугробы, то это к хлебородию.
  • - Также следили внимательно и за звездами. Если, к примеру, на небе много звезд, то летом будет много гороха. А если звезд мало, то и ягод будет также не густо. Плохим знаком было и то, если млечный путь был тусклым - это к ненастью.
  • - На стол хозяева старались не скупиться, ведь чем обильнее будет ужин на Сочельник, тем богаче пройдет и грядущий год.
  • - Также старались с этого вечера не ссориться и избегать разногласий на весь период праздников. Ведь если с кем-то поссориться или поспорить в эти дни, весь год пройдет в ссорах и разногласиях.
  • - Нельзя было и охотиться и ловить рыб, иначе весь год пройдет в несчастьях и лишениях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Рождественский сочельник. В рождественский сочельник весь день постятся (до первой звезды) и готовят праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном (приходить на пир в печальной одежде). Как только загорается первая звезда - значит Иисус Христос пришел в мир, и можно начинать праздник. Сочельник завершал длительный Филипповский пост. Перед Рождеством все деревья в садах обвязывали соломенным перевяслом, чтобы они хорошо родили.
В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования (рождественские святки), которые продолжаются 12 дней. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни - коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги. Существовал даже специальный обряд, который соблюдался на «святой вечер» - сочельник. До появления первой звезды накрывают стол и начинается ужин - «вечеря». Обычно в этот день принято собираться всей семьей в родительском доме и встречать праздник. Вечером, перед тем как сесть за стол, на котором главным яством была медовая кутья, селяне всей семьей выходили на двор – «глядеть звезды». Высматривали «путеводную», а заодно по приметам рождественской ночи определяли будущий урожай – благополучие в хозяйстве.
Если звездная ночь – будет большой приплод скота, а в лесу уродится обилие ягод.
Метель на Рождество – пчелы будут хорошо роиться.
Погода ясная и небо звездисто – к урожаю гороха.
Иней на деревьях – к хорошему урожаю хлебов.
Если на Рождество капель – не уродится ни огурцов, ни проса, а греча хороша будет.
Снежная погода – добрые хлеба.
Перед трапезой хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы. Возвратившись, несколько ложек кутьи выбрасывал в дверь на двор, угощая духов. И, широко открыв дверь, приглашал на кутью «мороз» и просил его не нападать весной «на жито, пшеницу и всякую пашицу», т. е. не губить посевы. Ели кутью из общей чашки. В недоеденной кутье оставляли ложки, символически – бедным странникам.
Наступают морозы. Зима резвится не в лесу, а у нас на носу. Ясный день - к хорошему урожаю. Коли тропинки черны - урожай на гречу. Звездист небосвод - ждет ягодный год и на скот велик приплод. Дня прибыло на куриную ступню.

Сочельник.
Преобладание ясных дней с 28 ноября по 6 января считалось на Руси благоприятным знаком для будущего урожая.
Вороны летают и кружатся стаями долгое время - к прояснению.
Солнце закатывается в тучу - к бурану.
Молния зимой - к буре.

Другие народые приметы января.

Если январь в прошлом году был холодным, то в этом году будет теплее.
Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий: не жди грибов до осени.
Коли в январе март, бойся в марте января.
Если в этом месяце частые снегопады и метели, то в июле будут частые дожди.
Дятел рано стучит, в январе ещё, - к ранней весне.
Сух январь - крестьянин богат.
Зайцы держатся около жилья - к морозам.

Русские народные приметы и суеверия.

Домовой теплою и мохнатою рукою гладит по лицу - к добру; голою и холодною - к худу.
Замораживают к Новому году воду в ложке: пузыри - к долговечности, ямка сверху - к смерти и пр.
Змеи оттого не кусаются, что Стенька Разин их заговорил (в Астрахани, где большей частью змеи водяные, не ядовитые).
Мухи зимою в избе - к покойнику.
Покойника везти со двора вскачь (потому что он в последний раз здесь веселится, а также чтобы этого больше не было в доме. Родственник садится верхом на гроб. Уфа).
При язвах (чуме, море) пересекать мертвецу путь (перед шествием рубят косарем поперек дороги).
Черный глаз опасный. Бойся черного да карего глаза.

Что делать в сочельники перед Рождеством и Крещением хорошо знали наши предки. Сочельник считался особым магическим днем, когда духи и нечистая сила приходят на землю и предсказывают будущее. Существует множество примет перед Рождеством, которые способны предсказать, каким будет год. Перед Крещением также существуют свои традиции, соблюдая которые люди становятся духовно чище и здоровее. Считается, что в период с 6 января и вплоть до Крещения можно гадать, предсказывая судьбу, и такие гадания будут наиболее правдивыми.

Что делать в сочельник перед Рождеством - приметы и традиции

С древних времен канун Рождества Христова считается особым днем, в который необходимо придерживаться строгих правил и знать, что необходимо делать: соблюдать пост, поддерживать мир и не допускать злых мыслей. В этот день все православные люди с нетерпением ждут чуда в виде появления первой звездочки на небосводе — символа Вифлеемской звезды, означающей рождение Христа. В этот момент заканчивается строгий Пост, и, по традиции, все родственники собираются вместе. На стол подается традиционная каша. Готовят также узвар - напиток из сухофруктов. Считается, что одеваться необходимо празднично, желательно в белое, и не допускается черный цвет в одежде. По традиции, молодежь поет колядки и получает угощения. Существует также предписания о том, что требуется делать в сочельник перед Рождеством — приметы, которые способны предсказать погоду, урожай, удачу и любовь.

Приметы Рождественского Сочельника

  • Метель в Сочельник - к недолгой зиме.
  • Заиндевелые ветви деревьев - к богатому урожаю пшеницы.
  • Холодную весну предвещает потепление в канун Рождества.
  • Хороший урожай и раннюю весну предвещает снегопад 6 января.
  • Если в сочельник или во время Святок выйти на охоту, то с охотником может произойти несчастье в ближайшем будущем.
  • Падающая звезда с неба - это очень хорошая примета.
  • Теплый сочельник - к мягкому хлебу.
  • Если во время вечери чихнет молодая девушка - это к замужеству. Если парень - будет хорошим казаком.

Что делать в сочельник перед православным Рождеством - гадания 6 января

Канун православного Рождества является не только преддверием великого праздника, но и имеет особое мистическое значение. Испокон веков молодые женщины гадают на суженого или на удачу именно в сочельник. Однако, церковь считает, что делать в сочельник перед рождеством гадания - это большой грех.

Гадания в Рождественский Сочельник 6 января

  • Девушка ничком ложится на снег, а затем быстро встает и не оглядываясь уходит. Наутро необходимо прийти в это место и оценить отпечаток. Если углубление глубокое - к нескольким замужествам. Если отпечаток заметенный - к одиночеству. Если на этом месте сугроб - нужно соблюдать осторожность в течение года. Если отпечаток имеет ровные четкие контуры - характер мужа будет хорошим, а если след иссеченный - у мужа будет тяжелый характер.
  • Сжать в руках чистый лист бумаги, положить на железную посуду и поджечь. Затем по следу горящей бумаги смотрят, на что похоже очертание и предсказывают таким образом судьбу.
  • С вечера 6 на 7 января в сапог к одному из домочадцев кладут кусочек хлеба, а в другой сапог - обычную бумагу. Если наутро человек первым обует сапог с хлебом - это к богатому году, если с бумагой - к пустому и неудачному году.
  • Берут несколько луковиц и подписывают именами предполагаемых будущих женихов, затем ставят лук в воду. Та луковица, которая первой прорастет указывает на имя будущего жениха.
  • Зеркала - большое и маленькое — ставятся напротив таким образом, чтобы образовался коридор. С краев ставят зажженные свечи. Считается, что если долго всматриваться в коридор, то можно увидеть будущего жениха. Если появилось изображение — быстро сказать: «Чур меня».
  • Девушка должна бросить свой башмак через забор. Сторона, в которую смотрит носок и будет той, откуда придет будущий жених.

Что делать в сочельник перед Рождеством Христовым - заговоры в этот день

Рождественский Сочельник обладает особой мистической силой, поэтому считается, что любые заговоры перед Рождеством Христовым осуществляются. Правда, церковь не одобряет подобных ритуалов считая, что делать заговоры в сочельник перед Рождеством — грех. Мы приведем некоторые из сильных заговоров.

Заговоры, которые делают в Рождественский Сочельник

  • На подоконник в восточном направлении ставят церковную свечку и выключают электричество. Когда появится первая звезда трижды произносят слова: «…как на небе светит звезда, говоря о радости, когда появился Христос, так и большое счастье ждет меня, и удача будет рядом идти. Буду я, раба Божья (имя), счастливой и удачливой во всех свершениях». После этого свечку тушат.
  • Покупают новое полотенце из льна и наговаривают на него: «Заговариваю тебя от семидесяти семи хворей и болезни, от припадка и порчи. Как Богородица сына умывала и рушником вытирала, так и мое полотенце будет благословлено. Кого им оботру, с того все хвори сотру». Если кто-то в семье болеет, то этим полотенцем обтирают больного.
  • Берут совместную фотографию с любимым или склеивают одиночные. Их кладут на светлую скатерть и в полночь зажигают церковную свечу. На фото капают воском свечи и произносят заговорные слова: «Силы Рождества помогите, милого (имя) приворотите. Пусть любит он, как я люблю. Пусть не спит он, как я не сплю. Пусть отныне он со мною обручиться, навсегда со мной соединится».

Что делать в сочельник перед Крещением - традиции 18 января

Крещенским Сочельником называется день накануне великого праздника 19 января - Крещения Господнего. Крещенский сочельник - это приготовление к празднику, поэтому в этот день, 18 января, верующими людьми соблюдаются определенные традиции. Что делать в сочельник перед Крещением и традиции праздника мы описали ниже.

Традиции Крещенского Сочельника - что нужно делать в этот день

  • Воду в храмах святят Великим Иорданским освящением после Литургии.
  • До богослужения верующие ничего не едят, чтобы выпить святой воды после Литургии и набрать святыни с собой.
  • Ночью или в Навечерие принято купаться в проруби или в освященном водоеме. Купание придает душевные силы и здоровье.
  • Парни и молодые девушки ходят ряжеными колядовать к соседям, получая за это угощения. Эта традиция распространена в некоторых областях, а сам вечер называется «Щедрый вечер». Женщины наряжались в мужчин, мужчины - в женщин до тех пор, пока ряженый не перестанет узнавать сам себя.
  • В древности в Крещение было принято собирать снег. Женщины знали, что такой снег способен отбелить любую холстину. А если им умываться, то красота и привлекательность гарантированы. Таким снегом лечили болезни и бросали в колодцы, чтобы сохранить в них воду.

Можно ли гадать в сочельник перед Крещением — что делают в ночь с 18 января на 19 января

Древние верили, что Крещенский Сочельник переворачивает год, поэтому этот вечер наиболее благоприятен для гаданий. Существуют древние и современные способы предсказывать будущее, при этом ритуал делают всегда вечером или в ночь с 18 на 19 января при свечах. Множество обрядов проводят в сочельник перед Крещением, а можно ли гадать — каждый решает сам для себя.

Как можно гадать в Крещенский Сочельник с 18 на 19 января

  • Ночью на бумаге пишут 12 желаний и кладут их под подушку. Утром вытаскивают одно из них. Какое выпадет - такое и сбудется.
  • На ночь под подушку кладут зеркало, на котором пишут желание и вокруг кладут еловые веточки. Если надпись поутру сотрется полностью - желание сбудется.
  • С помощью крупы или орешков можно предсказать свое будущее. Нужно рассыпать их на столе и загадать желание, а затем пересчитать. Если число четное - сбудется, если нечетное - нет.
  • Девушки выбегают на улицу. Если первый встречный - молодой мужчина -выйти замуж, если старик - нет.
  • Компания девушек наливает в таз воду не до краев. На краях таза прикрепляют надписи с именами или пишут судьбоносные события: встреча с любимым, свадьба, неудачи, рождение ребенка, болезнь. С помощью скорлупы грецкого ореха делают своеобразную лодочку, внутрь ставят огарок зажженной свечи и пускают в воду. К какому событию подплывет скорлупа - такое и сбудется.

Сейчас можно только гадать, как весело проводили время наши предки, с каким нетерпением ждали люди этого волшебного времени - Рождественского Сочельника и Святок, когда нужно соблюсти традиции перед Крещением, от души повеселиться за колядками, гаданиями и заговорами перед Рождеством и так много рождественских примет могли показывать будущее.

Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).

Прмц. Евгении и с нею мчч. Прота, Иакинфа и мц. Клавдии.

Прп. Николая монаха.

Празднование Навечерия Рождества Христова установлено было в первые века новой эры. В народе это соединилось с традицией отмечать кануны больших праздников. Канун Рождества Христова называется Рождественским сочельником, просто Сочельником, а также Первой колядой или Первой кутьей, на Русском Севере — Кутейником.

О праздничной стороне этого дня будет сказано далее в главе «Святки», здесь же отметим иные составляющие Навечерия Рождества Христова.

В некоторых местах России на Рождество не выпускали скотину из хлевов, чтобы она своим дыханием согревала лежащего в яслях Младенца Христа. С той же целью сжигали близ ворот, ведущих во двор, большое количество соломы — называлось это «греть Христа». В Невельском районе Псковской области помнили, что на Святую ночь следует открывать все двери, чтобы Спаситель обошел и благословил все хозяйство.

Приметы на 6 января

В Рождественский сочельник наблюдали за состоянием снежного покрова, наличием и количеством инея, большое внимание уделяли звездному небу:

Большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля — к хлебородию.

Коли в Кутью тропинки черны (т. е. снег растаял или неплотно покрыл зем-лю) — урожай на гречу.

Если о Рождестве пригревина будет — к зеленому году.

Снег на земле, что навоз для урожая.

Какова в этот день опока (иней) на деревьях, таков будет цвет на хлебе.

Если перед Рождественским сочельником случится иней, то хлеб сеют только до Петрова дня (12 июля / 29 июня), а если иней случится после Сочельника, то сеют и после Петрова дня.

За сколько дней до Рождества случится иней, за столько дней до Иванова дня (21 / 8 мая) погода будет благоприятна для весенних посевов (воронеж.).

В ночь на Рождество небо звездисто — к урожаю гороха.

В Кутейник перед Рождеством как по дороге звездочки блестят, то грибы и ягоды будут (пинеж.).

Звезды на Рождественский кутейник — к урожаю черницы (черники).

Если звезды редки, то и ягод мало будет.

Если Млечный Путь на небе полон звезд и светел — к вёдру.

Млечный Путь тусклый — к ненастью.

Рождественский сочельник

Большое значение в Рождественский сочельник придавалось ужину. Избу обычно тщательно убирали, стол застилали чистой скатертью. По традиции, соблюдали пост, не ели до первой звезды. Придя из церкви, затепляли лампаду у образов, ставили перед ними восковые свечи, читали вслух молитвы, а затем в торжественном и строгом молчании усаживались за стол и разговлялись, ужинали.

По традиции, у жителей Смоленщины главное и необходимое кушанье на этой трапезе — кутья. В Сибири в Рождественский сочельник принято было есть капусту, квас и кутью. Население Подмосковья (Можайский р-н) обязательно выставляло на стол житную кашу. На Среднем Урале вечером в Рождественский сочельник после «вечерней звезды» устраивали постный ужин, где подавали хлеб, испеченный из зерна последнего урожая, кашу, сушеные ягоды, капусту с квасом. В один из хлебов вставляли зажженную свечу. Остатки ужина и ложки не убирали до утра. «Крестьяне Екатеринбургского, Осинского, Пермского уездов еще в 1920-е годы пекли хлеб из муки, полученной из дожиночных снопов последне-го урожая. В Чердынском уезде обязательно варили кашу из нераздробленного, цельного зерна ржи или пшеницы. Называли ее шомшей» [Чагин, 84]. Кутью иногда ставили не на стол, а в передний угол под образа, вместе с необмолочен-ным снопом ржи.

В Сочельник выполнялся целый ряд магических действий, направленных на то, чтобы установилась благоприятная погода, чтобы плодоносили фруктовые деревья, чтобы уродился хлеб, множилось поголовье скота и домашней птицы.

После ужина крестьяне заставляли ребятишек залезать под стол и «цыкать» цыпленком, чтобы весь год хорошо неслись куры.

В Острогожском уезде Воронежской губернии старший в семье, когда все размещались за столом, садился на пороге в разорванном полушубке и шапке и «квохтал», надеясь таким образом обеспечить благополучное появление из яиц цыплят «хохлатых и чубатых» [Яковлев, 1905; 168].

В эту же ночь давали обильный корм скоту, а кур, напротив, старались не кормить. Считалось, что этим отбивали у них охоту копаться на огородах, особенно в период, когда только высажены семена или рассада.

Обязательным блюдом рождественского стола были блины, и им тоже придавался особый смысл. В Заонежье первый испеченный блин давали съесть девочке или корове, чтобы, как объясняли сами крестьяне, «коровушка телилась телочками» [Логинов, 38]. Это, по-видимому, сугубо местный обычай. Гораздо чаще первый блин в Сочельник предназначался овцам — традиция, основанная на древнейших представлениях и верованиях. Овца, овечье руно повсеместно считались символом плодородия, счастья и благополучия. Среди многочисленных символических значений овцы в разных мифопоэтических системах стабильно присутствуют: робость, кротость, простота, нежность, терпение, невинность и жертвенность. Овца воспринимается как чистое животное, угодное божеству, потому она часто фигурирует в ритуалах как искупительная жертва. Овца выступает в христианстве как символ Спасителя. Широко известна в христианском учении и искусстве тема «Agnus Dei» (Агнец Божий); овцу или ягненка изображают нередко рядом с Иисусом Христом, у Креста. Народный (фольклорный) вариант рождественской драмы, разыгрываемый во время Святок поляками, украинцами, белорусами и русскими, непременно включал эпизод поклонения Младенцу пастухов с овечками.

Стол, на котором устраивался рождественский ужин, покрывали соломой или сеном, а поверх застилалась скатерть. Первые блюда — обязательная кутья и взвар. Все это носило символический характер. Сено и солома должны были напоминать о яслях, где лежал новорожденный Спаситель. Кутья (отваренные зерна пшеницы, ячменя, позднее риса, подслащенные сытой или медом) — принадлежность поминального стола, а взвар (напиток из сваренных в воде яблок, груш, слив, вишен и других плодов) — обычное ритуальное блюдо по поводу рождения ребенка. Так соединяются в рождественской трапезе понятия завершения и начала, прощание со старым временем (уходящим годом) и приветствие нового, представление о предуготованной смерти Спасителя ради жизни и духовного обновления человечества, память о предках и надежда на продолжение рода.

В Навечерие Рождества в ряде мест жгли костры, что связывалось с представ-лением о возрождении солнца, о начале нового солнечного года, а также понималось как отклик, чисто российское сочувствование Младенцу, появившемуся на свет в зимнее, холодное время: костры должны были «согреть» рожденного Спасителя, окружить его теплом. Кроме того, такой обычай рассматривался и как дань уважения родственникам, ушедшим в мир иной. Ученые справедливо видят в этом одно из проявлений культа предков, вообще чрезвычайно показательного для всех аграрных культур, когда-то мощно представленного и в славянской традиционной культуре, русской в том числе.

Вот несколько примеров из быта крестьян черноземных губерний, главным образом Тамбовской, Воронежской, Курской и Орловской. Когда речь идет о первом дне Рождества, то понимается Рождественская ночь: после заутрени, точ-нее говоря, раннее утро наступившего дня Рождества Христова.

«На дворах зажигают огни, полагая, что усопшие родители приходят обогре-ваться и что от этого огня пшеница народится ярая» [Зеленин, 1994; 165]. «Под Рождество и под Крещение жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались» [Даль. Послов., 900]. «Разжигают на Рождество особый костер из соломы и навоза. Крестьяне убеждены, что у таких костров вместе с ними незримо греются и их предки» [Зеленин, 1991; 401]. «В первый день Рождества среди дворов сваливается и зажигается воз соломы», так как «умершие в это время встают из могил и приходят греться. Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании и сосредоточенном молитвенном настроении» [Максимов, 182]. На первый день Рождества Христова село залито «огненным морем, дым большими столбами подымался кверху. <...> Все старались быть безмолвными. Среди каждого крестьянского двора кладется воз или более соломы, которая по отходе утрени и поджигается. Делается это для того, чтобы умершим родственникам не было холодно лежать в мерзлой земле в рождественские морозы» [Тамбов. ГВ, 1887, №4].

Довольно распространен был обычай, называемый «закармливание (кормление) мороза» или «закликание мороза». Семья собиралась за столом, выставлялась кутья с сытой и овсяной кисель. Во время ужина кто-либо из членов семьи, чаще всего хозяин, открывал окно или выходил в сени и кликал мороз:

— Мороз, мороз! Иди к нам есть кутью (кисель)! Зимой ходи, а летом под колодиной лежи!

— Мороз, мороз! Приходи кисель есть, не бей наш овес!

— Дед Мороз, дед Мороз! Приходи блины есть и кутью! А летом не ходи, огурцы не съедай, росу не убивай и ребятишек не гоняй!

Таким призывом пытались умилостивить мороз, чтобы он весною не побил ярового хлеба, овощной рассады, цвета на плодовых деревьях.

Мороз, Мороз Васильич!

Ходи кутью есть!

А летом не бывай:

Цепом голову проломлю,

Метлой очи высеку!

Мороз наделен здесь таким отчеством не случайно: на Смоленщине «кормление мороза» происходило в Васильев вечер, накануне Нового года.

В некоторых селениях, например сибирских, принято было на Рождество «закармливать» домового «для спокойствия и благополучия», как объясняли забайкальские крестьяне. Они оставляли еду на столе, приглашая вечером домового: «Господин хозяин, приходи заговлять. Вот тебе хлеб-соль, Божья милость, приходи, кушай!..» [Власова, 147].

Канун Рождества открывал пору разнообразных святочных гаданий. Здесь мы упомянем только о тех, что направлены были на вызнавание в предстоящем году судьбы и видов на урожай. Например, в чашку с кутьей и медом каждый член семьи должен был опустить свою ложку выемкой вниз, сверху клался пирог, и все это накрывалось скатертью. Утром, придя из церкви, смотрели: чья ложка перевернулась, тот может умереть в наступающем году (Воронеж.).

Запрету заниматься прядением — На Кутью ткать грешно — часто сопутствовал обычай, казалось бы, прямо противоположный: На Свят вечер тугие клубки пряжи мотать, чтобы кочны капусты тугие были.

Воры старались удачно стащить какую-либо вещь в ночь под Рождество: после этого успех воровства считался обеспеченным на весь год, несмотря на самые рискованные предприятия (тамбов.).

Навечерие Рождества Христова, по давней православной традиции, ознаме-новывалось благотворительными делами. Государи, люди богатые и даже живу-щие весьма скудно посещали тюрьмы и богадельни, раздавали милостыню, помогали сиротам и бедным вдовам, угощали нищих и странников.

Поделиться: