Христианские праздники. Рождество Христово: традиции праздника у протестантов. Справка

Не секрет, что церквям ВСЕХБ праздновать Рождество Христово 7 января навязали советские власти, и произошло это только после великой отечественной войны, где-то в 1946 году, не смотря на то, что раньше Рождество и баптисты и евангельские христиане праздновали, как и все их братья зарубежом, 25 декабря.

В последнее время участились нападки на дату Рождества. Это в основном из-за пропаганды так наз. свиджетелей Иеговы, которые рождение Иисуса Христа вообще хотят отнести к осени. Но прислушиваться к таким "знатокам" вообще несолидно.

Можно ли доказать, что Иисус Христос родился именно 25 декабря, или проще - в декабре? Да. Есть такие расчеты. Вот они.

В Западной Церкви Рождество Христово стало праздноваться 25 декабря значительно раньше, чем в Восточной. Однако, с конца IV века и Восточная Церковь начала праздновать этот день также 25 декабря. Эта дата была выбрана для празднования Рождества Христова по следующим соображениям.


  • Есть предположение, что праведный Захария, отец Иоанна Предтечи, был первосвященником и что явление Ангела ему было за завесой в Святом Святых, куда первосвященник входил лишь однажды в год в день очищения. Этот день приходится по нашему календарю на 23 сентября, его и стали считать днем зачатия Иоанна Крестителя. В шестой месяц после этого было Благовещение матери Иисуса Марии, которое и стали праздновать 25 марта, а через девять месяцев, то есть 25 декабря родился сам Господь Иисус Христос.

  • Однако, точных данных о том, что Захария был первосвященником нет. Поэтому вероятнее другое символическое объяснение для выбора дня празднования Рождества Христова. Древние считали, что Христос, как второй Адам, зачался от матери Христа Марии во время весеннего равноденствия 25 марта, когда, по древнейшему преданию, создан и первый Адам. Родился же Христос - свет миру, солнце правды, через 9 месяцев во время зимнего солнцеворота, когда день начинает увеличиваться, а ночь уменьшаться. В соответствии с этим, зачатие Иоанна Крестителя, который на 6 месяцев был старше Господа, положено праздновать 23 сентября, во время осеннего равноденствия, а рождение его - 24 июня - время солнечного поворота, когда дни начинают сокращаться. Еще один из отцов древней церкви Афанасий указывал при этом на слова Иоанна Крестителя (Ин. 3:30): "Ему должно расти, а мне умаляться".

  • Существует еще одно предположение о вычислении дня Рождества Спасителя. Месяц и день Крестных страданий Христовых точно известен из Евангелий, как и его возраст. Издавна в Церкви было распространено убеждение о том, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Значит, что Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, т.е. в еврейскую пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта (День Благовещения). Отсчитывая от этой даты 9 месяцев, получим дату Рождества Христова - 25 декабря.

Еще раз.

Учитывая сложности, связанные с определением года Рождества, есть ли возможность вычислить день, когда родился Иисус? Да, есть. Первое из событий Нового Завета, описываемое в Евангелии, может быть датировано достаточно точно. "Во дни Ирода, царя иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария... Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения; тогда явился ему Ангел Господень". (Лк. 1,5-11).

Итак, Захария - из "Авиевой чреды". Священнослужение в Ветхом Завете было потомственным, и, чтобы каждой семье было определено время ее служения в Храме, царь Давид разделил священнический род левитов на "чреды", то есть смены. Авиевой чреде жребий выпал восьмым (1 Пар. 24,10). Всего таких чред было 24. Следовательно, в год каждой чреде доставалось по две недели служения. Как служитель восьмой чреды, Авий служил в конце четвертого месяца по богослужебному еврейскому календарю.

Богослужебный календарь начинался с месяца нисан (авив). Поскольку лунный календарь Ветхого Завета и наш солнечный календарь не совпадают - месяц нисан (месяц цветов) соответствует марту-апрелю современного календаря. Плюс к этому 12-й месяц года адар раз в три года повторялся и был дважды в году - чтобы компенсировать укороченность лунного месяца в сравнении с солнечным (в год разница достигает 12 дней

Добавим четыре месяца - и мы получаем август как время служения Захарии. Захария возвращается домой (не сразу после видения, а "когда окончились дни службы его" - Лк. 1,23) и вскоре "после сих дней зачала Елисавета, жена его" (Лк. 1,24). Итак, время зачатия Елисаветой Иоанна Крестителя можно определить как сентябрь (23 сентября). Время рождения Иоанна Крестителя, таким образом, оказывается девятью месяцами позже - в июне (24 июня). Однако в период беременности Елисаветы произошло еще одно событие. Деве Марии было возвещено, что она родит Христа. Мария не решается открыть возвещенное ей своему мужу, а из родственников у нее была жива только Елисавета.

В течение пяти месяцев Елисавета скрывала свою чудесную беременность (Лк. 1,25), а в шестой месяц ее беременности "послан был Ангел Гавриил от Бога в Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф". Значит, Благовещение Марии происходит шесть месяцев спустя после зачатия Иоанна Крестителя. Это - март (Благовещение празднуется 25 марта). Спустя девять месяцев наступает Рождество Христа. Месяцем Рождества оказывается декабрь (25 декабря).

Рождество Христово - один из любимых христианских праздников. Он отмечается во всем мире людьми разных культур и конфессиональных традиций. К сожалению, в современном мире все больше забывается смысл праздника. Более того, и само слово «Рождество» не в чести на современном Западе. Все больше людей, боясь «обидеть» представителей нехристианских религий, поздравляют своих знакомых не с Рождеством Христовым, а с «праздниками». Как не прискорбно, при этом люди не очень боятся обидеть Бога, явившего им спасение в Иисусе Христе, родившемся в Вифлееме.

Для настоящих христиан Рождество - один из важнейших дней в году, когда мы вспоминаем о Боге ставшем Человеком, Который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:7). Он пришел в этот мир для того, чтобы умереть. «Смирил Себя, быв послушен до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8). Он добровольно избрал этот путь «чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:5). Христос родился как Спаситель. Поэтому Его рождение в христианском сознании тесно связано и с последовавшим страданием на кресте и с пасхальным торжеством воскресения Господа из мертвых.

Первое упоминание о празднике Рождества Христова относится к 4 столетию. В более древние времена христиане также помнили о рождении Иисуса. Например, долгое время в христианских церквах праздновался день Богоявления, во время которого вспоминали и о приходе Спасителя в мир, и о Его крещении от Иоанна Крестителя. Однако, в конце концов, христиане, как на западе, так и на востоке, сочли более приемлемым события, связанные непосредственно с рождением Сына Божия, вспоминать и праздновать как отдельный праздник. Рождество, со временем, стало важнейшей датой христианского календаря, наряду с Пасхой.

Для христиан всегда значимым был смысл Рождества Христова. Важным было то, что как свидетельствует апостол Иоанн: «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодать и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Дата праздника Рождества была установлена произвольно, так как точное время рождения Господа Иисуса Христа нам неизвестна. Священное Писание Нового Завета говорит о духовном смысле Рождества, а не о его дате. Иногда люди, считающие себя христианами, спорят о дате Рождества, между тем как в этом споре по определению не может быть «правильной» и «ошибочной» точки зрения. Важно не то, когда мы празднуем Рождество, а как мы празднуем.

В Россию праздник Рождества пришел с древности вместе с первыми христианами, появившимися на территории древний Руси. Со времен князя Владимира, сделавшего христианство государственной религией, Рождество навсегда вошло в народный календарь. Однако духовный смысл праздника для многих оставался неясным, скрытым за непонятными религиозными обрядами и различными традициями. Евангельские христиане-баптисты, появившись в России в 19 веке, наполнили Рождество подлинно библейским духовным смыслом, поставив в центр праздника евангельскую историю рождения Божественного Младенца и духовное значение этого события для нашего спасения.

Рождество было и остается для нас праздником подлинно духовным. Одновременно и церковным и домашним. Христине прославляют родившегося Спасителя и на церковных богослужениях и в семейном кругу. Евангельские христиане-баптисты всегда любили встречать этот светлый праздник всей семьей. Поэтому для нас Рождество - это еще и детский праздник. В отличие от светского Нового Года со сказочным Дедом Морозом, Рождество с самого детства вводит наших детей в подлинную правдивую евангельскую историю и ориентирует их на осознанную встречу с Иисусом.

В любые времена Рождество Христово является для нас праздником веры. Рождественские дни помогают нам хотя бы на время замедлить темп современной жизни, сосредоточится на Боге и прислушаться к голосу Иисуса, нежно говорящему слова мира и ободрения христианскому сердцу. Как бы ни была сложна наша жизнь, сколько бы в ней не было переживаний и печалей, Христос пребывает с нами. Его «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Ничто не способно погасить свет Христа, свет надежды в жизни христианина. Пока мы держимся за Христа и уповаем на Него, даже в наши самые темные дни Он пребывает с Нами, Он наш Свет Истинный (Ин. 1:9). Об этом напоминает нам и в этом утверждает нас Рождество.

И, конечно, Рождество - это праздник любви. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Это то время, когда христиане являют Христову любовь друг другу в поздравлениях и подарках. Это те дни, когда церковь особенно стремится явить любовь Божью всем людям, приглашая их на праздничные богослужения, проповедуя им Евангелие спасения во Христе и проявляя заботу о нуждающихся и одиноких, которым так нужен Спаситель.

Пусть Рождество Христово вновь обогатит и обрадует наши души! Будем праздновать во славу Божью!

Мир вам, дорогие друзья. Желаю благословений Свыше в эти рождественские дни, когда мы снова напоминаем друг другу о событии, свершившемся в Вифлееме больше двух тысяч лет тому назад. Мы поем и рассказываем о пастухах, волхвах, ангелах, яслях, таинственной звезде, Иосифе и Марии, но, прежде всего о Младенце, Который «родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» (Рим. 1:3-4).

Бог стал человеком. Он не просто приблизился к нам, не просто стал похожим на нас, но стал одним из нас. Евангелие от Иоанна первая глава четырнадцатый стих: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины…». Иисус жил среди людей, умер за нас, воскрес и вознесся во славе, но при этом Он остается с нами до скончания века. Он по-прежнему дарит полноту радости, не уничтожаемый обстоятельствами или временем смысл жизни, светлую надежду… А без Него мы, в сущности, не можем иметь ни первого, ни второго, ни третьего…

После революции 1917 года проходили диспуты между верующими и атеистами. В одном из них участвовал Владимир Марцинсковский, другие лекторы, в том числе Луначарский, выступавший против религии. Во время лекции поступали записки из публики. Одна была полна упреков по адресу атеистической проповеди Луначарского. Женщина написала: «Я пришла сюда с разбитой душой, и ухожу еще более разбитая».

Действительно, разве может человек жить только земным? Разве это не бесчеловечно – отнимать у людей Бога? Разве удовлетворится душа комфортом или материальным благополучием? Разве насытят ее Санта Клаус или Дед Мороз со Снегурочкой?

Слава Богу, с неба сошел Хлеб жизни. Родился Иисус Христос! Бог приготовил нам чудесный подарок! Замечаем ли мы Его среди множества рождественских декораций: елок, гирлянд, мишуры, огней, игрушек? Так много вокруг праздничной «волшебной пыли». Даже детали Его рождения — пастухи, звездочка, ясли, волхвы – могут отвлечь от Лежащего в яслях.

Поучительный пример был рассказан в брошюре «Дар Рождества». Две нарядно одетые женщины заказали дорогой обед в первоклассном ресторане. Знакомый, увидев их, подошел к столику, чтобы поздороваться. «Что у вас за событие?» — поинтересовался он. Одна из женщин ответила: «У моего малыша сегодня день рождения: два года!» «А где же малыш?» — удивился собеседник. Мама виновника торжества пояснила: «Я оставила его на вечер с бабушкой. Будь он тут, никакого веселья не было бы».

Может быть, поэтому большинство людей предпочитают праздновать Рождество без Христа, чтобы Он Своим присутствием «не испортил праздник»? Иисус нужен только как повод для праздника, но не как Спаситель и Господь.

Примеры такого отношения ко Христу можно найти и среди тех, кто считает себя верующим. Меня, например, поражает реакция первосвященников и книжников на весть о рождении Христа (Мф. 2:1-6). Они правильно ответили на вопрос Ирода: «где должно родиться Христу?» — «В Вифлееме Иудейском». Что удивительно, при этом священникам не пришла в голову мысль: «Это же исполнение пророчеств! Надо бежать в Вифлеем! Пойдем, поклонимся Ему!»

Кажется, Христос их совершенно не интересовал… Они сделали свое дело, и, вероятно, ушли готовиться к богослужению или изучать пророчества, в том числе пророчества о Мессии!

Прочитаем текст, который с удивительной глубиной раскрывает идею рождения Христа. Записан он в шестнадцатом стихе третьей главы Евангелия от Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что о тдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Бог возлюбил мир… возлюбил каждого из нас. В греческой мифологии все обстояло не так. Прометей однажды попытался украсть огонь для смертных. За это он заплатил невероятными мучениями, ниспосланными в виде наказания от Зевса. Жившие на Олимпе «боги» не желали делиться своими благами с людьми, а вечный живой Бог отдал Себя. Ведь Он возлюбил нас, когда мы были еще грешниками.

А что значит «возлюбил»? Пережил какие-то приятные теплые чувства? Подарил цветы? Написал стихотворение? Испытал эмоциональный подъем? Так бывает с нами, когда от любви (влюбленности) перехватывает дыхание, учащается сердцебиение, к лицу подступает краска.

Божье выражение любви намного глубже: Он о тдал Своего Сына.

Конечно, и мы из любви способны делать ценные подарки: дорогой сувенир, путешествие на двоих, букет цветов, ужин в ресторане, шоколадку. (К счастью, наши любимые имеют скромные потребности.) Но Божья любовь проявляется в несравнимой мере. Он отдает самое дорогое, самое ценное… Он приносит в жертву Себя… Это действительно любовь, превосходящая разумение. Но не в этом ли мы нуждаемся более всего?

Наталья Трауберг заметила: «Почему человек так одинок, самолюбив, требователен, жаден? Потому что он нуждается в любви. Нуждается он правильно: без любви жить невозможно». И вот Бог являет любовь, восполняет нужду в любви… Забудем слова старой неправильной песни: «Мы ничто, пока нас не полюбят…» Бог возлюбил нас, возлюбил прежде создания мира.

Евангелие говорит и о благах, которые мы имеем, благодаря этой удивительной любви. Бог возлюбил мир, чтобы «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

Слово Божие говорит, что «возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23). Человеку угрожает погибель… Речь не только о физической смерти: это далеко не самое страшное. Смерть духовная (когда человек живет без Бога), и смерть вечная (вечное отделение от Бога, ад), вот что ужасно.

Без Бога мы живем в состоянии духовной смерти, не имеем мира, полноты радости, глубины взаимоотношений. Грех разделил нас с Источником жизни, и мы потеряли утешение, блаженство, отраду, которые можно иметь только в Нем. Мы, как расстроенный инструмент, и пальцы Мастера должны коснуться его, чтобы он зазвучал. А без Христа мы не найдем себя, не обретем жизни с избытком, в чем так нуждается человек.

Один ученый, оценивая состояние современного человека, пишет: «Современные информационные технологии, реализуемые телевизионной и компьютерной техникой, производят особый искусственный мир виртуальной реальности, в свою очередь творящий (конструирующий) нового человека… [Этому человеку] присущи тотальное бесстыдство и порочная извращенность, сексуальная разнузданность, похабщина, разгул страстей, пикантное отношение к смерти, вседозволенность. «Новый человек не любит – он занимается любовью». Он не творит – он «самовыражается». Он не смиряется – он пытается приспособиться. Он не раскрывает в себе образа Божьего – он делает себе имидж. Он даже не играет – он «ведет игру».

Действительно, человек не может разобраться даже в себе. Он ищет счастья, и не находит его… Более того, эти поиски разрушительны для его души и тела, поскольку часто связаны с грехом…

Мы ищем общения, придумывая новые средства связи, чаты, форумы и блоги в Интернете, недорогие (дешевле только бесплатно, уверяют нас) тарифные планы мобильной связи, но не может найти общего языка с самыми близкими людьми, живущими в одной квартире: дети не могут нормально общаться с родителями, муж – с женой и наоборот. В результате семьи распадаются. Дома красивые, о домашние очаги разрушены.

Человек считает себя слишком образованным, чтобы верить в Бога, но при этом поклоняется творению, обожествляя знаки Зодиака, черного кота или других людей («кумиров»). Разве это не говорит о состоянии духовной гибели?

Но грех, и это поистине ужасно, ведет к вечному отделению от Бога, к вечной смерти, если отчуждение между Создателем и творением, пропасть между Богом и человеком не преодолевается смертью и воскресением Христа.

Но возрадуемся сегодня! Христос пришел, чтобы спасти людей Своих от грехов их. Сын Божий родился, чтобы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Спасены ли вы от погибели? Имеете ли вы в Его любви будущность и надежду? Ведь Он отдал самое дорогое. Разве Он не может принять, простить, наполнить радостью?..

Иисус хочет, чтобы мы доверились Ему, последовали за Ним. Такой поступок станет благословением не только для нас, но и многих людей вокруг нас. «Спасись сам, и спасутся тысячи вокруг тебя», — говорил Серафим Саровский. Когда мы верим, когда мы служим Ему, когда мы поклоняемся Младенцу, другие люди получают через это благословения: наши дети, мужья и жены, близкие родственники и, вообще, все, кто встречается на нашем пути. И через нашу жизнь прославляется Небесный Отец.

Благословений вам в праздник Рождества Христова и жизни с Богом.

В каждом народе, в каждой религии и конфессии есть свой праздничный календарь. Евангельские христиане - не исключение. Наш календарь сформировался в ходе истории нашего братства, и у каждой праздничной даты есть свое духовное значение. Некоторые из праздников являются общехристианскими. Другие связаны с национально-культурными особенностями России. Некоторые являются достоянием исключительно евангельских церквей. Между тем, вопросы о том, почему мы празднуем те или иные праздники время от времени возникает у верующих людей нашего братства. И мы постараемся коснуться наиболее важных вопросов, касающихся этой темы.

Нужны ли нам праздники?

Одним из самых интересных вопросов является вопрос о необходимости праздников как таковых. Ведь в Новом Завете мы не находим конкретных указаний на необходимость для церкви отмечать какие-либо праздничные даты. Исключение составляет лишь воскресный день, упоминающийся в библейском тексте как день собраний (Деян. 20:7). Конечно в нашем распоряжении много тестов Священного Писания, повествующих о ветхозаветных праздниках. Но они не празднуются христианами по причинам, о которых мы скажем ниже.

Итак, нужны ли нам праздники? Безусловно. Говоря о чувствах верующих людей по отношению к Христу, апостол Павел пишет: «станем праздновать» (1Кор. 5:8). Конечно, это имеет отношение ко всей жизни христианина, к каждому прожитому дню. Мы спасены, мы имеем полное право радоваться тому, что наши имена написаны на небесах (Лук. 10:20). С этой точки зрения, христианин может каждый день пребывать в праздничном настроении. Однако такое не всегда возможно. Бывают, например, времена когда необходимо плакать с плачущими (Рим. 12:15). У нас самих могут быть не простые жизненные ситуации, более подходящие для плача (Еккл. 3:4), размышления (Еккл. 7:14) и молитвы (Иак. 5:13), чем для праздничного веселья. Наконец, даже при наличии радостного настроения, которое должно быть нормальным состоянием верующего (Фил. 4:4), мы не можем вполне отдаться празднику, так необходимо работать, делать повседневные дела. А полноценный праздник подразумевает отдых (Втор. 5:14; 16:8), радостное общение (Втор. 16:14), совместное прославление Бога (Лев. 23:4). Именно праздничные дни дают нам возможность погрузиться в праздничную атмосферу.

Неумение праздновать, унылый вид христиан на праздничных богослужениях и общениях – удручающее зрелище. «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Пр. 17:22). Наличие праздников в нашей жизни оправдано и благотворно влияет на наше духовное и психологическое состояние. И если, как поется в одной старой бардовской песне: «Праздниками календарь уже не трогает души», то на лицо признак духовного неблагополучия. В таком случае у нас есть повод для размышления и молитвы.

Итак, будем праздновать! Но какие праздники? Может быть ветхозаветные?

Праздники современной (новозаветной) церкви

Некоторым сама мысль о праздновании ветхозаветных праздников может показаться абсурдной. Мы же не иудеи. У нас церковь, а не синагога. Но есть некоторые евангельские верующие, которые вполне серьезно размышляют над возможной перспективой празднования ветхозаветных праздников. От них можно услышать и аргументацию в пользу ветхозаветных праздников. Указывают, в частности, на преемственность между Ветхим и Новым Заветами. Здесь есть над чем поразмышлять.

Прежде всего, стоит обратить внимание на характер духовной преемственности между Ветхим и Новым Заветом. С одной стороны, духовная ценность Ветхого Завета для христиан в целом не подлежит сомнению. Сам Господь Иисус Христос сказал: «истинно, истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мат. 5:18). С другой стороны, при безусловной ценности и значимости ветхозаветного учения о Боге, ветхозаветной этики (в особенности 10-ти заповедей), ветхозаветных пророчеств и многого другого, далеко не все тексты Ветхого Завета могут служить для христиан непосредственным руководством к действию. Например, вряд ли кому-нибудь придет в голову попытаться исполнять ветхозаветные законы о жертвоприношениях.

Ритуальные нормы Моисеева Закона (Кол. 2:20-21) вместе с всем комплексом храмового богослужения и жертвоприношений уже исполнили свое предназначение: «где прощение грехов, там не нужно приношение за них» (Евр. 10:18). Закон, «имея тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр. 10:1), часто лишь указывал на будущую духовную реальность, затем открывшуюся во Христе.

К числу ветхозаветных установлений, не имеющих вечной значимости, отнесены в Новом Завете и праздники: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу : это есть тень будущего, а тело во Христе» (Кол. 2:16-17). Иначе говоря, никто не в праве осуждать христиан за то, что они не празднуют ветхозаветные праздники, включая субботу. Суббота и другие праздники Ветхого Завета несли на себе лишь тень благодати, явившейся в мир в личности Спасителя. Нам не нужна тень благословения, когда мы имеет доступ к ее Источнику.

Конечно, и празднование ветхозаветных праздников на первый взгляд нельзя назвать большой проблемой. Однако так как былой духовной ценности они не представляют, то и единственным оправданием внесения их в календарь отдельных христианских сообществ могут быть соображения культурного или миссионерского характера. Иными словами общины христиан-евреев могут считать целесообразным праздновать их с целью единения со своими соплеменниками и проповеди им Благой Вести об Истинном Мессии Иисусе.

Евангельские христиане-баптисты не только не имеют нужды в том, чтобы праздновать ветхозаветные праздники (по причинам, изложенным выше), но и рисковали бы нажить себе много проблем, пойдя по этому пути. В контексте православно ориентированной культуры было бы крайне не разумно давать повод называть нас иудейской сектой. Отвергая антисемитизм, как уродливое и чуждое нам воззрение, мы, тем не менее, должны всячески подчеркивать нашу стопроцентно христианскую идентичность. Кроме того, для нас реален соблазн подменить благодать законом (Гал. 5:4), чего следует всячески избегать, помня, что Бог «дал нам способность быть служителями нового завета» (2Кор. 3:6).

Итак, ветхозаветные праздники мы не празднуем, но потребность в праздниках осталась. Книги Нового Завета не упоминают о церковных праздниках, за исключением воскресного дня. Как же быть? Кто же имеет право устанавливать праздники? Такие полномочия принадлежат новозаветному Божьему народу. Так как сама необходимость празднования не отвергается Новым Заветом (1Кор. 5:8), то церковное сообщество, следуя словам Священного Писания: «К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5:13), имеет все полномочия свободно определять праздничные даты. Поговорим теперь непосредственно о календаре евангельских христиан-баптистов.

Календарь праздников евангельских христиан-баптистов

Воскресный день

Каждое воскресенье для нас является особым днем. Воскресный день, день в который воскрес Христос (первый день недели по древнему счету) издревле был днем богослужебного собрания христиан (Деян. 20:7). В Вероучении ЕХБ записано: «Воскресный день как день Господний должен быть днем святого труда для Господа, днем посвященным изучению Слова Божия, пребыванию в молитве; участию в богослужениях и проявлению христианской любви в делах милосердия».

Первое воскресенье месяца

По традиции первое воскресенье каждого месяца в церквах нашего братства проходят особые богослужения, на которых совершается хлебопреломление. Это одновременно и траурное, и праздничное богослужение. Мы скорбим о Страдающем и Умершем за нас Господе, и в то же время благодарим Бога за наше искупление.

Рождество Христово

Рождество является одним из самых главных и любимых наших праздников. Мы празднуем приход Спасителя в наш мир. Мы радуемся тому, Кто «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил. 2:7). Мы прославляем Бога-Сына ставшего Человеком. Рождение Христа – это рождение Агнца Божьего, предназначенного для того, чтобы искупить грехи человечества. Точная дата рождения Христа неизвестна, поэтому вопрос о времени празднования Рождества вообще не принципиален. Каждая община ЕХБ вправе самостоятельно решать вопрос о праздновании Рождества по григорианскому или юлианскому календарю (25 декабря или 7 января).

Крещение Господне

В праздник Крещения (19 января) мы вспоминаем о начале служения Христа. Иисус, будучи безгрешным, принимает крещения покаяния от Иоанна Крестителя наравне с грешными людьми, показывая тем самым, что Он понесет чужие грехи. Этот праздник имеет еще одно название – Богоявление, поскольку при крещении Иисуса звучал голос Бога-Отца и Святой Дух спускался на Него в виде голубя. Таким образом, Бог впервые ясно явился как Бог триединый (Троица).

Сретение Господне

Праздник Сретения (15 февраля) напоминает нам о встрече Младенца Христа праведным Симеоном и пророчицей Анной в Иерусалимском Храме. Нам особенно важно, что Симеон предрек в тот день, что Иисус станет Спасителем всех людей, всех народов.

Благовещение

Ангел Гавриил возвестил деве Марии, о том, что она чудесным образом зачнет и родит Сына Божьего. Мы прославляем чудо непорочного зачатия Христа, вспоминаем о смирении девы Марии. Это событие по сути является началом земного пути Спасителя мира, так как Его жизнь как Человека, подобно всем людям началась с зачатья во чреве матери. Празднуется 7 апреля.

Вход Господа в Иерусалим

Народ встречал Иисуса, въезжавшего в Иерусалим на осле, как Царя. Это было исполнением древнего пророчества Захарии. И хотя Христос ехал в Иерусалим, чтобы быть осужденным на смерть, Он в тоже время действительно ехал как Истинный Царь, готовящийся отдать жизнь за спасение людей. И пусть Его троном стал крест. Он воистину «Царь царей и Господь господствующих» (Откр.19:16). В России этот праздник еще называют Вербным Воскресеньем. Празднуется за неделю до Пасхи.

Страстной Четверг

Четверг перед Пасхой – это день, когда мы вспоминаем об установлении Христом Вечери Господней – Хлебопреломления. В этот день мы также вспоминаем последние дни Христа перед распятием, Его мученический путь и искупительную смерть. В этот день совершается хлебопреломление. По давней традиции многие верующие в этот день пребывают в посте (без пищи и питья) и молитве.

Светлое Христово Воскресение – Пасха

Важнейшее по смыслу торжество церковного года. В этот день мы торжественно празднуем победу Искупителя над смертью и грехом, зримо явленную в великом чуде Христова воскресения. Этот праздник особенно дорог нам. Мы продолжаем жить в мире где последствия грехопадения так наглядны: горе, болезни, страдания, преступления, войны, смерть… Но Христос воскрес! Воистину воскрес! Что бы не происходило вокруг нас, Христос уже победил диавола. И хотя мы пока еще страдаем в этом мире, ничто и никто не способны отнять у нас результаты победы Христа. «Благодарение Богу, даровавшего нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор. 15:57). Празднуется в 1-й воскресный день после весеннего равноденствия и 1-го мартовского полнолуния.

Вознесение Господне

Вознесение Христа – это завершающее событие земной жизни Сына Божьего. Иисус ушел с Земли, чтобы затем послать ученикам Святого Духа. Господь Иисус Христос продолжает присутствовать среди христиан духовно. Христос телесно вернется на Землю в конце времен. В ожидании возвращения своего Искупителя и Жениха Церковь призвана бодрствовать, молиться и трудиться во славу Божью. Празднуется на 40-й день после Пасхи.

Пятидесятница (Троица)

В праздник Пятидесятницы мы торжественно вспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов, а также размышляем о роли Бога-Святого Духа в судьбах мира и в нашей жизни. Другое название праздника – Троицин День. Поскольку после сошествия Духа Святого – триединая природа Бога была вполне открыта людям. Празднуется на 50-й день после Пасхи.

Преображение Господне

Преобразившись перед избранными учениками, Господь Иисус Христос явил им Свою небесную славу. Небо стало для учеников зримой реальностью. Этот праздник напоминает нам о реальности духовной красоты и блаженства, которые откроются при наступлении полноты Божьего Царства. И хотя мы еще не ходим по улицам Нового Иерусалима, мы можем быть уверены, что слава небес уже принадлежит нам, благодаря заслугам Искупителя Христа. Празднуется 19 августа.

Праздник Жатвы

Праздник Жатвы – это, прежде всего, день благодарения за урожай и за все милости, которые посылает нам Всевышний. Это не ветхозаветный праздник, который израильтяне обязаны были отмечать по Закону, но торжество евангельских церквей, которое они добровольно согласились праздновать. Кроме благодарения в этот день не редко вспоминают о таких духовно назидательных темах как свидетельство о Христе, духовный плод в жизни верующего, кончина мира. В этот праздник принято устраивать обильную общую трапезу и приглашать гостей из других общин. Чтобы иметь возможность побывать в гостях друг у друга церкви одного региона часто переносят праздник Жатвы с последнего воскресенья сентября (официальная дата) на другой воскресный день

День Единства

День Единства был первоначально установлен в 1945 году в память об историческом объединении двух братских течений: евангельских христиан и баптистов – в единый Союз осенью 1944 года. Ныне этот праздник посвящен духовному и вероучительному единству и взаимопомощи церквей и региональных объединений, входящих в Российский Союз ЕХБ. В этот день (последнее воскресенье октября) мы должны вспомнить о молитвенной, материальной и иной поддержке, которую церкви могут оказать Союзу.

Новый Год

Новый Год празднуется не во всех церквах нашего братства. Некоторые считают его сугубо светским праздником. В некоторых церквах принято собираться в канун Нового Года – 31 декабря. Часто богослужения назначаются непосредственно на 1 января. Во многих церквах принято совместная молитвенная встреча Нового Года (особенно среди молодежи). Хотя Новый Год дата и условная, но это хороший повод оглянуться назад, оценить свои успехи и неудачи, задуматься над планами на будущее, и, главное, поблагодарить Бога за все Его милости в уходящем году и попросить благословения на будущее.

Будем праздновать!

М. В. Иванов,
руководитель отдела богословия и катехизации Российского Союза ЕХБ.

Поделиться: