Воспитание детей в разные исторические эпохи. Проблема целей воспитания в педагогике. Цели и ценности воспитания в различные исторические эпохи

Проблема целœей воспитания в педагогике.

Человеческое общество в своей практической воспитательной деятельности всœегда преследует определœенные цели – даже если они не осознаются на уровне общественного сознания. Рассмотрим это на примере нескольких этапов истории человечества.

ЭПОХА ЦЕЛЬ СРЕДСТВА
Первобытное общество Выживание в условиях противоборства с дикой природой ʼʼИскусственныйʼʼ отсев слабых – инициации; культ функцио-нальных характеристик (первобытные ʼʼВенерыʼʼ)
Античность В Спарте – воспитание воина-захватчика. Жесткость отбора, жестокость общественного воспитания, жестокие эксперименты по выявлению лидеров
В Афинах – идеи совершенного государства для совершенного человека Впервые (хотя и на весьма ограниченном социальном пространстве) осуществляется попытка воспитания гармо-нически развитой личности
Средневековье Дуализм сознания приводит к распаду воспитания на религиозное и светское Два базовых типа воспитания реализуются в рамках двух не совпадающих вариантов содержания образования
Возрождение Воспитание в соответ-ствии с новыми иде-алами общества: гармо-ничность, предприим-чивость, оптимизм Возникновение университетов. Рост интереса к уникальной личности педагога. Поощрение самообразования.
Просвещение Воспитание гражданина , ставящего общественные интересы выше личных Просвещение максимально широких слоев населœения: обеспечение всœеобщей грамотности, образование женщин
Индустриаль-ная революция Разработка разноуров-невых взаимосвязанных систем образования и воспитания Поиски адекватного для каждого уровня содержания, форм и методов. Активизация изучения психологии детства
Социальная эволюция постиндустри-ального общества Поиски модели саморазвивающегося общества и гармоничной личности в нем Осознание неизбежной динамики целœей и средств воспитания теоретиками и практиками педагогического процесса

Интересно сравнить законодательно оформленные цели воспитания двух наиболее интенсивно развивавшихся в ХХ веке стран США и Японии. По решению Конгресса США цель воспитания в этой стране:

- хороший гражданин,

- хороший семьянин,

- хороший труженик.

Японское правительство выработало не столь чеканную, зато отвечающую важнейшим тенденциям национальной идеологии формулу:

- Человек, открытый мировому опыту, но ориентирующийся на национальные духовные ценности.

Анализируя взаимосвязь целœей и средств воспитания и их зависимость от своеобразия исторической эпохи, мы вплотную подошли к важнейшим закономерностям воспитания.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА позволяют понять сущность и взаимосвязь педагогических явлений, выявить типичные ошибки воспитания и предложить пути их преодоления.

1. Связь воспитания и социальной системы: характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества.

2. Процесс воспитания определяется и взаимообусловливается развитием личности. Целœесообразно воздействовать на актуальные зоны развития: ʼʼне плестись в хвосте психического развития ребенка, а, забегая вперед этого развития, вести его за собой, целœенаправлять, организовывать его, управлять имʼʼ.(Л.С.Выготский).

3. Связь воспитания и деятельности: воспитывать – значит включать ребенка в различные виды деятельности.

4. Взаимосвязь деятельности воспитателя и воспитанников; в т.ч. влияние на процесс воспитания межличностного общения.

5. Преемственность и взаимосвязь между частными процессами и субъектами воспитания в целостном педагогическом процессе.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В СВЕТЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

1. Формирование гуманистического мировоззрения (человек, его жизнь, свобода, счастье – главная ценность и богатство)

В решении этой задачи огромную роль играет искусство, ибо оно всœегда личностно, субъективно, эмоционально. Проживая чужую жизнь, мы усваиваем ее социальный опыт, наша личность формируется под воздействием заразительных примеров, почерпнутых не только из жизни, но и из произведений искусства. перефразируя пушкинского Годунова, можно сказать, что не только науки, но и искусство ʼʼ…сокращает нам опыты быстротекущей жизниʼʼ.

Важным компонентом мировоззрения являются ценностные ориентации личности. Культуру можно представить как систему ценностей. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, культурологи имеют аозможность воздействовать на весь спектр ценностных ориентаций в сфере

социально-политических ценностей;

Профессиональных ценностей;

Семейно-бытовых ценностей;

Эстетических ценностей;

Рекреационных ценностей и т.д.

2. Формирование социального опыта. В процессе приобретения социального опыта складываются интересы, потребности, мотивация деятельности личности.

3. Формирование активности личности путем стимулирования ее поведения и деятельности.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами :

Принцип научности;

Принцип природосообразности;

Принцип культуросообразности;

Принцип ненасилия и толерантности (при условии опоры на положительное в личности);

Принцип связи воспитания с жизнью;

Принцип открытости воспитательных систем;

Принцип вариативности деятельности.

Историческая динамика целей воспитания. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Историческая динамика целей воспитания." 2017, 2018.

Водить его на прогулки, но и воспитывать его. По закону родители обязаны заботиться о ребенке не только материально, но и духовно. Главным в воспитании как раз и является духовное развитие человека. С детства ребенку прививают правильные манеры поведения, учат грамматике и счету, знакомят с основами всех наук, расширяют кругозор. Родители или читают сами, или заставляют самостоятельно читать познавательные книги, водят детей на уроки музыки, в музеи и театры. Родители помогают детям понять, что такое добро и зло, честность и справедливость, почему надо защищать слабых, помогать престарелым и больным людям.

Ничего подобного не происходит вне человеческого общества. Животные не воспитывают своих детей. Они лишь заботятся о них, доставляя в гнездо пищу, а затем обучают элементарным навыкам охоты, помогая выжить среди хищников. Человек продвинулся гораздо дальше животных в своем развитии. Родители учат не тому, как выжить в мире, а тому, как помочь слабым, как быть вежливым и всесторонне развитым, отказываться от удовольствий, защищать свою честь и достоинство. Все это формируется обществом и передается благодаря воспитанию.

Родители - самые первые и самые заинтересованные воспитатели, так как имеют дело с собственными детьми. У них принимают эстафету школьные учителя, которые и обучают, и воспитывают. Но у одного учителя много учеников, поэтому всесторонне развить способности каждого он не в состоянии. К тому же видится с ребенком лишь несколько часов в день. И такой большой ответственности, как родители, за воспитание чужих для него детей школьный учитель не несет и нести не может. Тем не менее, учительницу многие называют второй мамой. Очень многие школьные учгггеля и воспитатели в детских домах проявляют к детям такую теплоту и нежность, какой дети не получают в своей семье.

В разные исторические эпохи и в разных странах детей воспитывали неодинаково.

В эпоху Возрождения и в Средние века детей подолгу не отнимали от груди и кормление происходило не по часам, а когда детям захочется есть. Сильно ограничивалась их физическая подвижность. Первые 4 месяца жизни младенец проводил полностью спеленутым, затем освобождали его руки и лишь много времени спустя - ноги. Тугое пеленание объяснялось заботой о безопасности младенца, который, как считалось, может искривить ноги или оторвать себе уши. Но вместе с тем оно избавляло взрослых от забот. Обретя свободу и повзрослев, девочки сразу же помещались в жесткие корсеты. Вследствие низкой гигиенической культуры детей поздно начали приучать к туалету.

В XVI-XVII веках битье детей стало массовым. В английских университетах публичной порке подвергали 18-летних юношей. Иного способа освоить языки древних народов и грамматику как только с помощью зубрежки и бесконечных повторений в те времена не знали.

В XVII веке воспитание детей сравнивали с дрессировкой лошадей, и во всем придерживались принципа подчинения воли. Телесные наказания и жестокие порки широко применяли не только в семье, но и в школе, включая университет. Учитель не мыслился без розог. На картинах его обязательно изображали с плетью в руках.

В конце XVII - начале XVIII века нравы постепенно смягчаются. Телесные наказания становятся более легкими. Появляется понятие о человеческом достоинстве ребенка и его праве на самостоятельный выбор жизненного пути. Правила хорошего тона запрещают держать локти на столе, чавкать, рыгать, сморкаться и т. д. Иначе говоря, в воспитании детей взят курс на дисциплину, воспитание воли и хороших манер.

У каждого народа, эпохи и класса были свои методы ухода за детьми. В странах с холодным климатом младенцев днем и ночью предпочитают держать в люльке спеленутыми. А в странах с теплым климатом - носить в платке или на перевязи за спиной. Одевают их легко или вовсе не одевают.

У малочисленной народности кётов ребенок не испытывает никаких ограничений со стороны взрослых. Он окружен заботой и вниманием. Взрослые обычно выполняют все его просьбы и требования. Полагают, что если ребенку в чем-то отказать, чем-то напугать его, наказать, то душа предка, находящаяся в его теле, уйдет обратно в мир мертвых, и ребенок, оставшись без души, умрет. Ругать ребенка нельзя, это равносильно неуважению к памяти предка. Вместе с тем с самого раннего возраста (у нанайцев - с трех лет, у турок - с четырех-пяти) начинается обучение ребенка трудовым навыкам, приобщение к хозяйственной жизни семьи. До этого ребенок был целиком на попечении матери, а теперь к нему, особенно к сыну, проявляет внимание и отец.

В Японии учитель чаще обращается к поощрениям, нежели к наказаниям. Воспитывать означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при явном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чт обы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат усилия. Японцы считают, что чрезмерное давление, направленное на достижение сиюминутного послушания, в будущем может дать обратный результат.

С европейской точки зрения, детей в Японии неимоверно балуют. Им ничего не запрещают, лишая тем самым поводов заплакать. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они постепенно. Он начинает подавлять в себе порывы, которые в раннем детстве никто не ограничивал. Он учится вести себя подобающе, уважать старших, чтить долг и развивать преданность семье. По мере взросления жесткость регламентации поведения сильно возрастает.

В Англии придерживаются иных методов. Англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру, к детям надо относиться сдержанно, даже прохладно. Мягкость и нежность они проявляют скорее к собакам и кошкам. К дисциплине приучают с раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое, даже жестокое наказание. Наказывать детей - это не только право, но и обязанность родителей. Баловать детей - значит портить их.

С детства англичане приучаются к самостоятельности и к ответственности за свои поступки. Дети рождаются как бы готовыми взрослыми и для перехода в мир взрослых их не надо специально готовить. Уже в 16- 17 лет, получив права и аттестат, дети уезжают и живут независимо от родителей.

К трудностям и физическим испытаниям с ранних лет приучают своих детей австралийские аборигены. При этом дети должны были с честью выдержать боль - без криков и слез.

Главными воспитателями у большинства народов считаются родители. Но так происходит не всегда. В некоторых странах детей отдают на воспитание родственникам или даже посторонним людям. Так происходило, например, в средневековой Европе. До сих пор у некоторых закавказских народов на терри гории России существует особый обычай, согласно которому родители отдают своего ребенка в семью близкого родственника, который считается приемным отцом и воспитывает ребенка до совершеннолетия.

Воспитание в чужой семье практиковалось в Японии, где ребенка отдавали на сторону в 10-летнем возрасте, и в средневековой Европе, где многие дети воспитывались в монастырях, закрытых школах и университетах с 7-10 лет. В Англии до 1,5 лет детей выкармливала наемная кормилица в родительском доме, затем их воспитанием занимались родители, а с 10 лет многие из них отправлялись жить и учиться в другие семьи. Европейские аристократы отдавали своих отпрысков в дома более знатных дворян, где они служили в качестве пажей и оруженосцев. Не отставали от них крестьяне и ремесленники, отдававшие детей в прислуги.

Ученые обнаружили немало таких обществ, где первоначальный уход за ребенком поручается дяде, особенно брату матери. До недавнего времени среди европейской аристократии и крупной буржуазии было принято использовать кормилиц. А воспитание детей возлагалось в основном на нянек и гувернанток; отцы же участвовали в воспитании сыновей, когда мальчики уже могли охотиться, заниматься спортом или обучаться военному делу.

Проверьте свои знания

1. Что общего и какие различия существовали в воспитании детей в разные эпохи у разных народов?

2. Зачем детей отдавали из собственной семьи на воспитание в чужие семьи?

3. Как бы вы продолжили фразы; «Чтобы хорошо воспитать ребенка, надо...», «При воспитании нельзя...»

4. Объясните смысл понятия: воспитание.

5. Как вы понимаете старые пословицы: «У семи нянек дитя без глаза», «Воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки лежит».

6. Приведите примеры разного воспитания из художественной литературы или из фильмов.

Кравченко А.И., Обществознание: учебник для 5 класс / А.И.Кравченко. - 9-е изд. - М.: ООО "Русское слово - учебник", 2011. - 112 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки Спарта: Цель воспитания – подготовка стойких и закаленных воинов, будущих рабовладельцев. Детей растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности. В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения. Наибольшее внимание уделялось военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим. Общая направленность афинской воспитательной системы – презрение к физическому труду и рабам. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку, затем зачислялись в войско. Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях. Афины: Цель воспитания – умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. До 7 лет все дети воспитывались в семье. Огромное внимание уделялось физическому развитию детей. В целях умственного воспитания маленьким гражданам, рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания. До 13-14 лет они учились в школе грамматиста – обучались чтению, письму, счету; и кифариста – где мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием – учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13-14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы. Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже – гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка. Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям рабовладельцев. Для большинства свободного населения – демоса – оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы. Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Воспитание как социальное явление и вид профессиональной педагогической деятельности. Человек как предмет воспитания. Базовая культура личности и ее компоненты. Формирование эстетической культуры у школьников. Методы, формы и средства воспитания.

    лекция , добавлен 21.06.2015

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе. Взаимосвязь нравственного и физического воспитания. Динамика мотивов при усвоении нравственных норм. Осуществление нравственного воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2012

    Основные проблемы воспитания в начальной школе. Психологические особенности младшего школьного возраста. Исследование средств воспитания художественной культуры младшего школьника в учреждениях социально-культурной сферы. Организация процесса воспитания.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2015

    Эволюция воспитания культуры поведения в первобытном, рабовладельческом и феодальном обществе. Культура поведения при социализме. Сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников. Анализирование опыта работы различных учителей.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Обзор задач физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Программы нового поколения. Физическая культура в разные периоды жизни человека. Особенности методики физического воспитания детей в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2015

    Формирование эстетической культуры личности. Понятие эстетической культуры: цели и задачи. Сущность эстетического воспитания, его содержание, цели и задачи. Труд как средство эстетического воспитания. Технология изготовления декоративных цветов из ткани.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2010

    Сущность и содержание понятия "культура поведения". Игровые средства и модели воспитания культуры поведения в учреждении дошкольного образования. Система экспериментальной работы по формированию культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

Труд является одним из важнейших средств воспитания, в процессе труда формируется личность ребенка, а так же складываются взаимоотношения с коллективом.

Трудовое воспитание в разные эпохи

С древних времен трудовому воспитанию детей уделялось особое внимание. Так, во времена первобытно–общинного строя, трудовое воспитание детей ограничивалось приобретением навыков коллективного труда. С раннего детства дети учились охотиться, ловить рыбу, добывать и выращивать еду, ухаживать за животными.

Дети так же участвовали в праздниках и обрядах, перенимали традиции своего племени. Таким образом, во времена первобытно – общинного строя умения и навыки, получаемые детьми, были необходимы в основном для того, чтобы выжить и вырастить потомство.

Гораздо позже, в Античной Греции, а именно в Спарте, наибольшее внимание в воспитании подрастающего поколения уделялось физической и военной подготовке, так как целью воспитания детей стало вырастить из них воинов и рабовладельцев.

Спартанцы считали, что необходимость передачи трудовых навыков подрастающему поколению отсутствует и воспитывали детей в презрении к труду, считая, что этим должны заниматься только рабы.

А вот в Афинах целью воспитания было разностороннее развитие ребенка, которое включало в себя не только умственное и нравственное развитие, но так же эстетическое и обязательно физическое. В то время считалось, что хорошее трудовое воспитание заключалось в безупречном руководстве невольниками.

В Средневековье детей воспитывали в смирении, терпении и покорности. В этот период, как воспитание, так и образование принимает ярко религиозный характер.

Подрастающие сыновья феодалов учатся владеть оружием и ездить верхом, охотиться, но при этом владеть грамотой для них было необязательно. Девочки обучаются в женских монастырях или дома, чтобы вырасти очень религиозными, при этом учатся чтению и письму, а так же рукоделию.

Таким образом, трудовые умения детей и их воспитание напрямую зависели от принадлежности к знатному роду. Начиная с эпохи Возрождения (XIV – XVI век нашей эры), создаются предпосылки современного трудового воспитания.

Талантливые философы и педагоги тех времен считали, что необходимо приучать детей к труду независимо от того, к какому сословию они относятся. Труд в это время становится важнейшим средством воспитания и развития ребенка, и развиваются не только физические силы, но и ум, а также формируется нравственность.

В эпоху Просвещения (XVII-ХVIII век нашей эры), педагогическая мысль продолжает свое развитие, и трудовое воспитание рассматривается в комплексе с нравственным, умственным, эстетическим, физическим, причем именно трудовому воспитанию отводится значительная роль.

Необходимость передачи трудовых навыков

И наконец, в XX веке именно развитие ребенка как личности становится целью воспитания, все большее значение придается трудовому воспитанию и дисциплине.

А. С. Макаренко (1888–1936), выдающийся советский педагог и писатель, выдвигает основные принципы создания детского коллектива и руководства им, обосновывает законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования.

Он разрабатывает современную методику трудового воспитания, а так же является одним из первых педагогов советского времени, кто занимается вопросом семейного воспитания.

Подводя итог, можно сказать, что во все времена проблеме трудового воспитания уделялось большое внимание, трудовое воспитание детей в разные эпохи начиналось достаточно рано и проходило весьма интенсивно.

Поделиться: