В каком возрасте груднички начинают держать голову. Когда малыш начинает держать головку самостоятельно

В этой статье мы расскажем о том, когда ребенок начинает держать голову самостоятельно и стоит ли волноваться, если в три месяца малыш не держит голову.

У новорожденных детей мышечная система развита слабо. Самыми развитыми мышцами в этот период являются:

  1. мышцы языка и губ, обеспечивающие сосание;
  2. мышцы диафрагмы, отвечающие за дыхание;
  3. мышцы спины и шеи.

Пока ребенок не научится держать голову крепко и уверенно, нужно быть предельно осторожным, чтобы не повредить шею при выполнении разных манипуляций. Во время водных процедур, одевании, кормлении и перемещении в пространстве, обязательно нужно поддерживать затылочную часть головы. В позвоночном столбе проходят кровеносные сосуды, через которые мозг получает питание. Излишнее сгибание и разгибание шеи, может нанести вред сосудам, а значит и мозгу.

Беречь шею нужно до трех-четырех месячного возраста, после чего мышцы окрепнут, и малыш без труда сможет удерживать голову сам.

Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову?

Стандартные сроки:

  • Первые три недели. Первые двадцать дней голова ребенка словно висит на туловище. Это очень ответственный период, когда нужно проявлять предельную осторожность, в обращении с новорожденным, чтобы не повредить шейные позвонки.
  • С трех до шести недель. С третьей недели, новорожденный ребенок начинает понемногу осваивать движения своего тела. Во время укладывания малыша на животик, он будет делать попытку поднять голову. Многим мамам кажется, что ребенок может задохнуться в таком положении, но следуя инстинкту самосохранения, малыш кладет голову на бок. Для развития мышечного тонуса шеи, полезно носить ребенка на руках, в положении на животике, укладывая его на свою руку. Укладывать новорожденного на животик следует с того момента, когда окончательно заживет пупочная ранка
  • Шестая неделя. Ближе ко второму месяцу, находясь на животике, малышу удается поднимать голову всего на несколько секунд, после чего он устает и опускает ее. И чем старше становится ребенок, тем дольше ему удается удерживать голову. Чтобы малышу не скучно было лежать на животике, разложите перед ним яркие игрушки, перекладывая их в разные стороны, чтобы он делал попытки их разглядеть. Напомним, что ребенка, лежачего на животе, оставлять без присмотра нельзя!
  • Третий месяц. Достигнув трех месяцев, лежа на спине, схватившись за пальцы мамы, ребенок подтягивается и удерживает голову на одной линии со спиной. Но, несмотря на это, нужно продолжать подстраховывать голову. При выполнении подтягиваний, проговаривайте стишки, которые параллельно будут развивать у ребенка чувство ритма и слух.
  • Четвертый месяц. На четвертом месяце, благодаря окончательно окрепшим мышцам шеи, малыш не только самостоятельно удерживает голову, но и поворачивает ее во все стороны. В этом возрасте, уложив ребенка на живот, родители с радостью обнаружат, что ребенок уверенно поднимает голову вверх, а вместе с ним и часть туловища.

Перечисленные сроки дают общее представление о развитии ребенка. Они могут слегка меняться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша. Не стоит паниковать, если ровно в три месяца, ребенок держит голову не уверенно.

Как научить ребенка держать голову. 8 простых упражнений

Родителям новорожденного очень важно помогать своему малышу выполнять столь сложные действия. Только благодаря им ребенок сможет делать уверенные движения:

  1. После того, как пупочная ранка зажила, можно выполнять следующее упражнение. Перед кормлением положить младенца на пеленальный стол на животик. Малыш начинает интуитивно наклонять головку вбок, чтобы ознакомится с обстановкой. Чтобы разжечь любопытство ребенка, разместите недалеко от него яркие и блестящие предметы: малыш с удовольствием будет рассматривать их. Естественно, для этой цели крохе придется прикладывать усилия и приподнимать головку. Такое упражнение в ближайшее время даст хорошие результаты.
  2. Чтобы укрепить и помочь мускулатуре правильно сформироваться, важно ежедневно выполнять массаж всего тела. Вся процедура основана на методических движениях, выполняемых легкими движениями и поглаживаниями. Чем чаще и правильнее будет выполнен массаж, тем быстрее младенец сможет поднять головку. Первые сеансы массажа лучше доверить специалисту, а после вы сможете и сами проводить процедуру.
  3. Когда ребенок лежит на животике его следует потихоньку раскачивать в разные направления. Такой метод помогает укрепить мускулатуру и развить координацию. Когда малыш фокусируется в одном положении, у него происходит напряжение мышц, поднимая головку, задерживает ее в одном положении. Эффективность данного упражнения вы сможете увидеть достаточно быстро.
  4. Укладывая ребеночка спать, желательно переворачивать его то вправо, то влево. Если всегда укладывать в одном и том же положении, то развивается привычка держать голову только в одном положении. В дневное время очень важно менять место и направлять голову в разные стороны, чтобы малышу легче было рассматривать окружающую обстановку.
  5. Фитбол позволяет укрепить мышцы и развить координацию. Малыш, лежа на животике, на мяче, когда взрослый придерживает его за подмышки, поворачивает голову в разные стороны, стараясь придержать ее ненадолго. Это отлично укрепляет мышцы ребенка и стимулирует его физическое развитие.
  6. Когда ребенок был у мамы в животике, он постоянно контактировал с водой, эта атмосфера для него привычна. Упражнения в ванной – прекрасный способ укрепить мышцы и веселое время провождение. Для этого желательно приобрести специальный круг на шею и выложить малыша на животик, придерживая его. В воде он будет свободно двигать ножками и ручками, что непременно понравится вашему ребеночку. Кроме того, техника плавания с кругом даст толчок, и ребенок со временем будет уже автоматически держать головку без применения тех или иных приспособлений.
  7. В ванну положить специальный матрас для гимнастических упражнений. Выложить ребенка на спинку. Приподнимать поочередно ручки и ножки, поворачивать малыша в разные стороны. Это положительно влияет на укрепление мышц.
  8. Положить ребенка на спину, аккуратно приподнимать его за руки и плечи. Сам того не замечая, ребенок начинает держать голову. Манипуляции должны быть спокойными, плавными.

Не торопитесь: ребенок начинает держать голову в тот период, когда его организм готов к подобным напряжениям. Естественно, многое зависит от самочувствия и состояния здоровья, потому наблюдайте за крохой. Кроме того, сильные нагрузки могут только навредить, создавая серьезные проблемы с позвоночником или шеей.

Структура скелета младенца хрупкая, поэтому все движения выполняются без резких движений и в спокойной обстановке.

Помните, что только регулярные занятия позволят достичь желаемого результата в короткий период. Занимайтесь с малышом ежедневно, чтобы эффективность упражнений не заставила себя ждать.

Когда ребенок начинает держать голову раньше трехмесячного возраста

Многие родители с гордостью сообщают, что их ребенок способен держать голову уже на третьей или шестой неделе. Но, к сожалению, такое явление свидетельствует о гипертонусе мышц тела. Иначе это называется перенапряжением мышц.

У новорожденного постоянно напряжены ручки, ножки и подбородок, которые он крепко прижимает к туловищу. Такой ребенок все время находится в беспокойном состоянии, в результате чего спит урывками, и постоянно просыпается. При гипертонусе требуется пройти курс лечебного массажа, который должен назначить невропатолог, после осмотра малыша. Обычно такое явление проходит самостоятельно к трем месяцам, но если сроки затянутся, нужно ребенка обязательно показать врачу.

Если вовремя не обратить внимание на гипертонус мышц у новорожденного, то в будущем ребенок будет ходить на цыпочках, во время плача у него будут дрожать руки и ноги, и в целом, малыш будет крайне раздражительным и беспокойным.

Ребенок плохо держит голову в три месяца

Если ребенок начинает держать голову позже трехмесячного возраста или держит головку под наклоном, то это должно вызвать беспокойство у родителей. Причины могут быть скрыты в следующем:

  • неврологические проблемы, связанные с трудными родами;
  • недоразвитость мышц, из-за того, что ребенка мало выкладывали на живот;
  • недобор в весе, отставание в развитии;
  • искривление мышц шеи – парез.

Родители должны помогать развиваться ребенку, так как он рождается абсолютно не адаптированным к внешнему миру. Благодаря взрослым, ребенок развивается физически и познает окружающий мир.

Хорошо укрепляет мышцы шеи – плавание на животе. С этой целью нужно приобрести специальный круг. С его помощью, малыш будет держать голову над водой, развивая двигательные навыки, а вместе с тем и мышцы спины. Пока ребенок маленький, для плавания ему достаточно обычной ванны.

Сразу после рождения родители задаются вопросом: когда ребенок начинает держать голову? Этот, казалось бы, простой навык управления телом появляется у новорожденных не сразу. Малыш учится овладевать мышцами шеи в течении 2-3 месяцев, но срок зависит от индивидуальных особенностей развития.

Четыре этапа формирования важного навыка

Перед тем как ответить, во сколько месяцев , необходимо проследить этапы формирования навыка. Процесс происходит постепенно и отклонения в развитии заметны уже в первые недели жизни крохи.

Богданова Людмила Алексеевна, Израиль, клиника «Топ-Ихилов», нейрофизиолог, физиотерапевт, врач функциональной диагностики

Даже доктор не сможет вам точно ответить, с какого месяца ребенок начинает держать голову. Каждый организм развивается индивидуально.

Как правило, дети держат головку к трем месяцам. Но если малыш родился слабеньким, не торопите его. Дайте время мышцам окрепнуть. А еще слушайте вашего невролога и педиатра. Массаж и гимнастика помогут укрепить мышцы и ускорить формирование навыка.

От рождения до 6 недель

До полутора месяцев у новорожденных слабые мышцы шеи и держать голову вертикально они не могут. Чтобы не повредить верхний отдел позвоночника, поддерживайте головку крохи, когда держите его на руках .

После заживания пупочной ранки начинайте выкладывать ребенка на животик. Врожденный защитный рефлекс заставит кроху приподнять головку и положить ее на бок. При этом тренируются мышцы шеи, а также улучшается перистальтика кишечника, что поможет предотвратить колики.

Если месячный малыш держит голову наравне с туловищем, не стоит радоваться . Это может свидетельствовать о неврологических проблемах, поэтому покажите маленького пациента врачу.

6 недель – 2 месяца

В полтора месяца младенец, лежа на животике, может приподнять голову на 45° и держать ее на протяжении одной минуты и более. А ближе к 8 неделе кроха делает первые попытки поднять головку вертикально.

Сажать ребенка запрещено – слишком рано, а вот потянуть за ручки – и он потянется за вами

Если вы поднимите лежащего на спине ребенка за ручки, пытаясь его посадить, затылок малыша останется на одном уровне со спинкой .

В более раннем возрасте при таких манипуляциях новорожденный не способен приподнимать голову и запрокидывает ее назад.

2-3 месяца

Малыш начинает держать голову вертикально, но быстро устает. Подстрахуйте кроху, подставив свою ладонь под детский затылок.

4 месяца

Это период, когда дети начинают держать голову самостоятельно. Малыш вертит ею во все стороны, а при выкладывании на живот приподнимает еще и верхнюю часть туловища .

Нельзя однозначно сказать, во сколько ребенок начинает держать голову. Первые попытки он делает еще в 3-4 недели, а окончательно навык закрепляется к четырем месяцам.

Когда начинают держать голову рожденные раньше срока малыши

Развитие недоношенных деток отличается от рожденных в срок. Такие крохи рождаются слабыми и неокрепшими, часто требуют инкубационного ухода.

Недоношенные дети на втором месяце жизни еще не приподнимают голову

4 Слабый тонус мышц шеи и спины . Возникает вследствие частичного поражения центральной нервной системы или недостаточного развития мышц. Чаще встречается второй вариант, который лечится массажем и специальной гимнастикой.

После одного-двух курсов у мануального терапевта проблема уходит бесследно. В первом случае необходимо лечение поражения нервной системы, которое включает в себя как массаж, так и прием медикаментов.

5 Дисбаланс между сгибателями и разгибателями шеи . Способность вертикального держания головы формируется в результате достижения баланса задних мышц шеи и их антагонистов – «кивателей», расположенных спереди.

У новорожденных мышцы задней поверхности активнее благодаря безусловному рефлексу. Он позволяет поворачивать голову или приподнимать ее при возникновении опасности задохнуться.

Функции «кивателей» быстро развиваются и уже к двум месяцам позволяют держать голову вертикально. Если мышцы передней поверхности шеи недоразвиты, кроха при попытке поднять голову запрокидывает ее назад .

В этом случае помогут специальные воротники, которые одевают ребенку для предотвращения запрокидывания, а также массаж и гимнастика.

Предлагаем посмотреть видео и вместе с малышом проделать упражнения на фитболе, которые займут у вас 3 минуты:

Регулярное посещение педиатра поможет вовремя заметить проблему. Врач точно знает, в каком возрасте дети начинают держать голову и как лечить, если кроха не усвоил такой нужный навык.

Зайцев Сергей Владимирович, г. Москва, МЦ «Невро-Мед», детский невролог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории

Не стоит стремиться как можно раньше научить малыша держать голову, сидеть, стоять. Всему свое время. Если у ребенка нет патологий и неврологических проблем, регулярных выкладываний на живот для укрепления мышц шеи вполне достаточно.

Вмешиваясь в естественный процесс, вы можете навредить. Детский организм хрупок, подождите, пока он окрепнет.

5 методик для укрепления мышц шеи

Вашему малышу скоро 3 месяца, он здоров, но не держит головку? Возможно, его мышцы еще недостаточно окрепли. Для их укрепления делайте несложные упражнения, у которых нет противопоказаний:

  1. Почаще выкладывайте ребенка на живот . Если крохе тяжело находиться в такой позе, помогите ему. Для этого поверните малыша ножками к себе и обхватите его с боков руками. Ладонями придерживайте ручки, чтобы локотки не разъезжались и младенец не терял равновесие. Чтоб ускорить процесс , разработаны специальные методики.

Не укладывайте ребенка на животик сразу после еды. Сжатие диафрагмы вызывает обильные срыгивания.

  1. Носите кроху на руках в позе «самолетик» . Одной рукой придерживайте шею, а вторую подложите под животик и грудь. В таком положении малыши любят находится, ведь во время упражнения их покачивают и носят по комнате, где много интересного.
  2. Делайте младенцу специальный массаж . Положите кроху на спинку и поглаживайте и похлопывайте шею от подбородка к грудке. Таким образом вы приведете мышцы в тонус.
  3. Делайте с ребенком упражнения на фитболе . Положите малыша животиком на мяч и покачивайте вперед-назад и влево-вправо. Младенец будет стараться поднять голову вертикально полу. При этом прокачиваются не только передние и задние мышцы, но и боковые, что предотвращает кривошею. Больше упражнений с грудничком найдете .
  4. Занимайтесь с крохой плаваньем в ванной . Во время первых занятий необходимо придерживать малыша под подбородком. Когда ребенок слегка окрепнет, взрослый держит его двумя руками за грудку и животик. Следите, чтобы младенец не наглотался воды. Насколько полезным может быть и 7 причин когда это запрещено раскрыто подробно в другой нашей статье.

Не прекращайте упражнения, когда ребенок начал уверенно держать голову. Так вы закрепите навык, избежав регресса.

Следующая статья поможет пролить свет на вопрос родителей, .

В первый год жизни малыш стремительно развивается. Один из важных навыков – умение держать голову. Если он не появляется после 3 месяцев, нужно обратиться за медицинской помощью.

Время, когда малыш самостоятельно начинает держать голову

К 3 месяцам у 80-85% детей умеют держать голову . Они могут поднять ее на 45-90 ⁰ над поверхностью. Ребенок уверенно держит голову в течение 1 минуты и более. При этом он опирается на предплечья, а таз и бедра плотно прижаты к твердой поверхности.

Здоровые доношенные дети держат голову с 2 месяцев, недоношенные — с 2,5-3 месяцев. Если ребенок делает это раньше 1,5 месяца, необходимо пройти осмотр у невролога, и исключить повышение внутричерепного давления. В первые недели после рождения, мышцы находятся в повышенном тонусе. Они недостаточно развиты для того, чтобы поддерживать голову.

Раннее удержание бывает вариантом нормы, если малыш носил специальный воротник с рождения (показан при травмах, неврологических проблемах).

Без надлежащего ухода, здоровые дети формируют навык позже. Это происходит, если родители не выполняют свои обязанности или есть психические расстройства.

Этапы 3 месяцев

Формирование навыка проходит следующие этапы:

  • поднятие головки на несколько секунд или минут в возрасте 2-3 недели;
  • удержание головки на 1 минуту и более в положении на животе в 2-3 месяца;
  • самостоятельное удержание в вертикальной позе в 2,5-3 месяца;
  • поднятие головки и плечевого пояса лежа на животе после 3 месяцев.

Некоторые дети начинают держать голову в 3,5-4 месяца. Если остальные показатели развития соответствуют возрасту, повода для беспокойства нет.

Выявить отклонения в развитии можно самостоятельно. Ребенка, в возрасте более 1 месяца, поворачивают на живот. Над головкой звенят погремушкой. Если нарушений нет, малыш поднимает голову, пытаясь определить источник звука.

Для второго варианта проверки малыша медленно усаживают из положения лежа, в позу сидя. При этом его держат за руки. У здорового ребенка головка остается прямой в течение 30 секунд.

  1. Допустимы небольшие покачивания головы в стороны.
  2. Далее малыша снова укладывают на спинку.
  3. Медленно тянут за ручки, до полу сидячего положения.

Ребенок должен несколько секунд удержать голову , а затем опрокинуть. Эти действия, выполняемые ежедневно, могу служить тренировкой.

При хорошем уходе, кормлении, играх с малышом, все навыки формируются вовремя. На активность ребенка влияет наследственность и темперамент.

Что делать, если на 3 месяц малыш не начинает держать голову?

  1. осмотр у педиатра и невролога;
  2. исследование крови, мочи;
  3. контроль массы тела;
  4. нейросонография;
  5. дуплексное сканирование.

Гимнастика

Если отклонений в состоянии здоровья не выявляют, врач назначает ежедневную гимнастику. Она включает следующие упражнения:

  • ношение на руках горизонтально животиком вниз;
  • ношение в вертикальном положении, придерживая затылок;
  • удержание столбиком, когда подбородок упирается в плечо;
  • выкладывание на живот;
  • катание на фитболе.

Гимнастика для малыша — катание на фитболе

Гимнастику выполняют между кормлениями, когда ребенок спокоен. В помещении должна быть оптимальная температура – 20-22 ⁰С. Регулярная тренировка мышц способствует формированию навыка.

Она позволяет укрепить мышцы шеи и плечевого пояса. Ее разрешено выполнять с первого месяца жизни. Упражнения проводят в игровой форме, спокойно разговаривая с малышом. Они оказывают такой эффект на ребенка:

  1. Развитие двигательных навыков.
  2. Укрепление мышц.
  3. Тренировка равновесия.
  4. Развитие координации.
  5. Усиление кровообращения.
  6. Улучшение дыхания.

Мышцы и связки у малыша нежные и эластичные, поэтому все движения должны быть мягкими.

Упражнения помогают ребенку развиваться. Они не подходят для форсирования новых навыков. Если ребенка учат держать головк с 1 месяца, могут возникнуть осложнения. Удержание появляется тогда, когда к этому готовы мышцы спины и шеи.

Массаж


Массаж для малыша
  • При хорошем состоянии кожных покровов, с 2 месяцев можно делать массаж. Он усиливает кровоснабжение мышц, рефлекторно стимулирует нервные окончания. Движения должны быть поглаживающими, легкими. Перед массажем нужно вымыть руки и согреть их. Для процедуры готовят детское массажное масло и пеленку.
  • Если ребенок здоров, массаж может выполнять мама. При серьезной патологии, его проводят у специалиста. При гипертонусе непрофессиональный массаж может его усилить, а при гипотонусе, еще больше расслабить мышцы спины. Если процедуру проводят длительно, специалист может обучить маму технике массажа.

Положение по время сна

Важно менять положение во время сна. Рекомендовано поворачивать ребенка на правый или левый бок каждые 2-3 часа. Это предотвращает повышенный тонус мышц и кривошею. Такое положение препятствует попаданию пищи в гортань. Источник света также помещают попеременно справа или слева. Это обеспечивает активные движения головой.

Плаванье

Благотворное влияние на мышечную систему и опорно-двигательный аппарат оказывает плаванье.

  • Купание в ванной начинают после заживления пупочной ранки. Для водных процедур применяют специальный надувной круг. Он поддерживает голову ребенка и позволяет свободно двигаться
  • В ванной удерживать голову легче и ребенок быстрее приобретает этот навык. Потом он реализует его в других условиях.

Как купается малыш

Питание

На развитие ребенка влияет качество грудного молока. Кормящая мама должна употреблять достаточное количество кальция, фосфора, магния.

Выкладывание на живот проводят во время одевания, между кормлениями, перед сном:

  • Процедура укрепляет мышцы, способствует выведению газов из кишечника. Если малыша раздевают, то он еще получает воздушные ванны.
  • Ребенка кладут на твердую поверхность, накрытой пеленкой или одеяльцем.
  • В первые дни процедура занимает несколько минут. По мере роста ребенка, его можно класть на живот на 20 минут.
  • Поддерживать голову в позе на животе не нужно. Врожденные рефлексы обеспечивают поворот головки в сторону. Благодаря этому, ребенок свободно дышит.

Нельзя прекращать занятия из-за того, что малыш капризничает. Через несколько дней он привыкнет лежать на животе.

Как стимулировать малыша для упражнений

Для стимуляции движений, можно использовать звуки. Для этого берут погремушку, колокольчик, музыкальную игрушку и звенят с разных сторон от ребенка. Это заставляет ребенка вертеть головкой. Такие упражнения тренируют мышцы шеи и предотвращают кривошею.

В качестве дополнительных занятий можно применять такие упражнения:

  • Поднятие в воздухе лицом вниз, когда одна рука находиться под грудью ребенка, а вторая на бедре.
  • Катание на фитболе с двумя взрослыми (один держит кисти малыша, второй таз).
  • Попеременное поднятие головы и таза, лежа лицом вниз на предплечье взрослого.

Гимнастика не должна вызывать болевых ощущений . Кратковременный плач бывает из-за непривычных ощущений. Чтобы успокоить ребенка, используют позу эмбриона. Для этого ручки и ножки прижимают к туловищу.

Когда стоит бить тревогу

Не стоит беспокоиться, если в 2-2,5 месяца не удерживает голову. Если при этом есть попытки ее поднятия, нужно помочь ребенку занятиями и массажем.


Согласно исследованиям, 4 месяца – это окончательный срок, когда у здорового ребенка формируется навык.

Если он не развит – необходимо выявить патологию.

К задержке развития могут приводить такие факторы:

  • Родовая травма.
  • Снижение тонуса мышц.
  • Неврологические заболевания.
  • Неправильный уход, отсутствие занятий.
  • Недоношенность.
  • Низкая масса тела.

При выявлении отклонений назначается консультация таких специалистов:

  1. педиатра;
  2. невролога;
  3. хирурга;
  4. ортопеда.

Если выявлено заболевание центральной нервной системы, проводят медикаментозное лечение, курс массажа, физиопроцедуры. При низком тонусе мышц эффективны занятия гимнастикой.

До 2-3 месяцев, голову ребенка нужно поддерживать. Это делают в положении на руках, при держании вертикально, во время кормления. Важно держать голову при купании. Три пальца укладывают на спинку, а большой и указательный, поддерживают голову в области затылка и нижней челюсти.

Головка не должна запрокидываться назад. Туловище ребенка до 1 месяца можно прижимать к своей грудной клетке, придерживая одной рукой голову. Второй рукой поддерживают таз. Поддержку осуществляют до тех пор, пока ребенок не будет уверенно держать голову. При резких движения и наклонах, придерживание головки необходимо после 3 месяцев.

Поддержка обеспечивает такие условия:

  • Предотвращает травму шейных позвонков.
  • Контролирует мышцы шеи.
  • Препятствует чрезмерному разгибанию головки.

У новорожденного ребенка мышечная деятельность рефлекторная. Сознательные движения головкой развиваются к 2-3 месяцам.

На формирование мышц шеи влияют такие факторы:

  • положение ребенка во время сна, кормления;
  • качество матраса в кроватке;
  • родовая травма;
  • уровень кальция и витамина Д в грудном молоке или смеси.

Положение во сне оказывает влияние на формирование позвоночника. В первый месяц он спит более половины всего времени. Для малыша нужно выбирать качественную кроватку и матрас.


Они должны создавать поддержку для еще не сформированного позвоночника. До 2 лет не рекомендовано использовать подушку. Ее может назначить ортопед, при наличии кривошеи. В других случаях, малыша кладут на ровную поверхность.

При гипоксии в родах и родовой травме происходит задержка развития. Малыш может не держать голову до 4 месяцев. Таких деток должен чаще осматривать невролог и педиатр. На силу мышц и формирование костей влияет питание ребенка.

Профилактика

Чтобы предотвратить развитие кривошеи или задержку развития, нужно выполнять такие требования:

  1. Ежедневно выкладывать ребенка на живот.
  2. Чередовать положение головы и ног в кроватке.
  3. Использовать яркие игрушки, мобиль.
  4. Менять сторону, с которой падает свет в кроватку.
  5. Занимайтесь плаваньем.
  6. Играть и разговаривать с ребенком.
  7. Своевременно кормить.
  8. Гулять на свежем воздухе.
  9. Поощрять к активным действиям.

Важно! Меры профилактики обязательно применяют для недоношенных детей и при низкой массе тела.

Если ребенок не удерживает головки, нужно выполнять рекомендации врача. Необходимо рационально питаться, заниматься массажем, гимнастикой. Патология легко устраняется на начальной стадии.

В случаях, когда лечение начинают через 2 и более месяцев, могут развиться необратимые нарушения.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы поговорим о первом этапе психо-физического развития ребенка, о том, когда начинает держать головку новорожденный. Этот показатель дает врачам и родителям малыша понять, правильно и своевременно ли он развивается.

С рождения природа наделила людей различными рефлексами самосохранения, некоторые из них исчезают через несколько месяцев, некоторые остаются навсегда. Например, когда вы даете новорожденному в ручки свои пальцы, он цепко за них хватается, немного позже пытается приподниматься. Этот рефлекс исчезает через 3 месяца.

Мышцы шеи при рождении слабые, ребенок не может самостоятельно поднимать головку и держать ее. Дорогие взрослые, обязательно придерживайте новорожденного под головку, когда поднимаете его, носите на руках или кладете в кроватку.

Другим врожденным рефлексом у новорожденного есть поднимание головы и поворот ее на бок, при укладывании лицом вниз.

Если не придерживать голову новорожденного при поднимании в первые 1-2 месяца, она будет опрокидываться назад. После двух месяцев малыш уже начинает держать голову при поднимании за руки на одной линии с туловищем, хотя и недолго:

2. Когда новорожденный начинает самостоятельно держать головку

Физиологическое развитие спинного мозга идет по плану у всех здоровых деток. То, с какого возраста ребенок начинает держать головку, обусловлено его состоянием здоровья и активностью. Недоношенные дети позже начинают держать голову.

Развитие костно-мышечного аппарата ребенка до года поэтапно:

  1. Начинает приподнимать и держать голову;
  2. Поворачивает голову в стороны и приподнимает плечи;
  3. Переворачивается с живота на спину и наоборот;
  4. Садится с помощью, а затем самостоятельно;
  5. Ползает;
  6. Встает на ножки с опорой;
  7. Ходит, держась за опору руками.

В норме, новорожденный должен пробовать удерживать голову при поднимании или находясь на руках у взрослых, после двух месяцев .

К трем месяцам мышцы окрепнут больше, и ребенок уже поднимает и держит головку несколько минут, лежа на животе. Новый обзор радует малыша, и он старается повторять свои действия. Дорогие родители, помните, что первые достижения вашего малыша еще неустойчивы, поэтому ему нужна ваша страховка.

С 4 месяцев малыш обычно уже хорошо самостоятельно держит головку в вертикальном положении и в положении на животе, он уже пытается приподнять плечи, поворачивает голову:

3. Тревожные признаки

Если ребенок держит голову раньше, чем в 2 месяца, это может свидетельствовать о:

  • Повышенном внутричерепном давлении;
  • Других неврологических заболеваниях.

Бывает так, что ребенок начинает удерживать головку вовремя, после двух месяцев, но затем перестает это делать. Это тоже тревожный признак и может свидетельствовать о:

  • Пониженном тонусе мышц, в том числе и шеи;
  • Медленном развитии;
  • Плохой прибавке в весе и общей слабости;
  • Эффекте от недавно перенесенных болезней.

4. Как помочь новорожденному держать головку

Если ребенок в 4-5 месяцев еще не держит голову при вертикальном положении и не пытается поднять ее, помочь вам сможет только врач.

Лечение обычно включает:

  • Массаж:
  • Прогревание;
  • Компрессы;
  • Инъекции.

Для того, чтобы улучшить тонус мышц всего тела малыша, делайте ему профилактический массаж. Это можно делать не только в поликлинике, но и самостоятельно, ознакомившись с правилами.

Как помочь новорожденному вовремя начать поднимать и держать головку? Нужно чаще выкладывать его на живот:

Частые выкладывания на живот помогают не только свободному отхождению газов из кишечника, но и тренируют мышцы шеи. Поначалу ребенок будет приподнимать головку на несколько секунд. Во сколько начинать эти процедуры? Начинайте с 3 недель.

Если малыш отказывается лежать на животе и плачет, не спешите его переворачивать. Сначала ему будет некомфортно, но со временем ему самому понравится новое положение, обзор с другого ракурса. Успокаивайте ребеночка, отвлекайте яркими игрушками, поглаживаниями. Обязательно страхуйте головку, чтобы ребенок не ударился носом.

Частые выкладывания на живот тренируют плечевой пояс, ребенок начинает скорее приподниматься, а затем и ползать, сидеть.

5. Профилактика кривошеи

Если ребенок постоянно лежит в одном положении в кроватке, он может привыкнуть смотреть только в одну сторону. В результате этого мышцы шеи будут скованы, и образуется кривошея.

Чтобы предупредить этот недуг, старайтесь класть ребенка в кроватку головой то в один конец, то в другой. В этом случае ребенок поворачивает голову вправо и влево попеременно. Также нужно менять положения ребенка, держа на руках, чтобы он смотрел в разные стороны.

Если шея все-таки уже скривлена на один бок, врач назначает ношение специального валика и ортопедическую подушку для новорожденных. Несколько сеансов массажа в поликлинике помогут восстановить искривлённые мышцы.

Поводом для беспокойства должно стать вялое состояние ребенка и неспособность держать головку в 4 месяца.

Но даже это не приговор. При правильном лечении возможно полное восстановление мышечной активности.

Помните о том, что врач должен выявить причину, почему ваш малыш не держит голову вовремя. Не всегда причина в неврологии, возможно ребенок мало весит или ослаблен. В этом случае назначают другую терапию, и все приходит в норму. Не болейте и почаще заглядывайте на наш сайт. До скорого.

Поделиться: