Титульник схемы для составления описательных рассказов. Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

Горячкина Екатерниа Владимировна

МАДОУ № 8 "Огонёк"

Учитель-логопед.

Краткая аннотация

В статье рассматривается методика обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи. Предложена разработка занятия по составлению описательных рассказов с использованием опорных схем. Также приводятся методические рекомендации родителям для работы с детьми в домашних условиях.

Составление описательных рассказов по опорным схемам

для детей старшего дошкольного возраста

Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. В дошкольном возрасте в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные процессы, восприятие, наблюдательность. Учить ребёнка рассказывать - это значит формировать его связную речь (1).

Развитие связной речи является очень важным условием обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные рассуждения, воспроизводить содержание текстов (2).

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя и начинает развиваться уже с раннего возраста, когда ребёнок не научился правильно произносить все звуки, владеет небольшим объемом слов и не освоил сложные синтаксические конструкции (4).

Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений — это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить (3).

Особым видом связной монологической речи является высказывание-описание, его коммуникативная задача состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определённой последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное сообщение.

При обучении старших дошкольников описанию предметов (одушевлённых и неодушевлённых) или описанию по предметным картинкам ставятся следующие задачи:

Формирование умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

Развитие обобщённых представлений о построении рассказа-описания предмета;

Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа;

Подготовительные упражнения к описанию предметов;

Формирование первоначальных навыков составления самостоятельного описания;

Описание предметов по основным признакам;

Закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий;

Усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

Структура таких занятий включает:

Организационный момент;

Введение в тему (рассказ педагога, лексико-грамматические задания (подбор признаков и действий к предметам, отгадывание загадок описаний, дополнение предложений однородными членами и др.)

Знакомство со схемой описания (мнемотехнической таблицей, всеми её символами);

Составление рассказа описания педагогом;

Подготовка детей к составлению рассказов;

Составление рассказов-описаний детьми;

Анализ и оценка детских рассказов.

Одним из приёмов, который значительно облегчает ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем, где опорные схемы выступают в роли плана-подсказки.

Работу по опорным схемам необходимо проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, картинным материалом подобранных в соответствии с лексической темой.

Организация фронтальных занятий по составлению описательных рассказов с использованием опорных схем

1. Организационный момент.

Цель: Предполагает организацию детей, введение в тему занятия, побуждение интереса к нему, создание эмоционального настроя.

Организационный момент можно проводить в разных вариантах.

Например, занятие на основе сюжета "В огороде" начинается с беседы: "Какое время года наступило? Как называется 2-ой месяц осени? Какой сегодня день недели? Что бывает перед осенью? Сколько месяцев осенью?" или с загадки: "Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь)", " Сто одежек - и все без застежек. (капуста)", " Без окон, без дверей, полная хата людей. (огурец)" или чтения стихотворения.

"В огороде много гряд.

Есть редиска и салат.

Тут и свёкла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

2. Введение в тему или сообщение темы.

Выставляются игрушки, картинный материал.

Например, тема занятия сообщается следующим образом: "Чтобы нам совершить путешествие в огород и узнать всё об овощах, важно сначала подружить слова".

Игра "Подружи слова".

Выросли, огород, в овощи.

Грядка, на, лук, вырос.

Капуста, мы, срезать.

Бабушка, из, морковка, тянуть, земля.

Мама, в горох, собирать, корзинка.

или "Будем учиться составлять рассказ об овощах, но сначала отгадайте загадки..." или детям необходимо самим подбирать слова-признаки, например: "А Чипполино предлагает нам поиграть в игру “В овощном магазине”. Чтобы купить овощи, нужно назвать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос: “какой?” или “какая?”. Например: “Я хочу купить зелёный, длинный, вкусный, свежий огурец.”".

или можно предложить детям объяснить смысл пословицы " Каждому овощу свое время", "Не смейся, горох, не лучше бобов: размокнешь, и сам лопнешь".

3. Физминутка

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.

Основные задачи физминутки:

Снятие усталости, напряжения;

Совершенствование общей моторики;

Закрепление чётких, точных, координированных движений во взаимосвязи с речью

Повышение эмоционального заряда.

Формы проведения физминуток могут быть различными:

Подвижная игра;

Имитация трудовых движений;

Произнесение чистоговорок, сопровождающихся действиями;

Использование психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных;

Использование в игровой форме артикуляционной гимнастики.

4. Знакомство со схемой описания (мнемотехнической таблицей, всеми её символами).

Например: "Составить рассказ об овоще нам поможет домик (схема). В домике есть окошки. Заглядывая в каждое окошко мы будем знакомиться с "символом - условным знаком", который поможет нам составить рассказ".

С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений необходимо провести следующие игровые упражнения.

"Расшифруй знаки-символы". Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок самостоятельно объясняет содержание символов.

"Исправь ошибку". Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме и последовательно объясняет содержание условных изображений, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание ее условного обозначения.

"Покажи правильный символ". Взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Например, "Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве". Ребёнок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.

5. Составление рассказа-описания педагогом.

Педагог даёт детям образец описательного рассказа. Описывая предмет, педагог последовательно показывает на схеме клеточки.

При составлении описательных рассказов по опорным схемам, педагогу необходимо обращать особое внимание на:

Полноту характеристики внешних признаков и свойств объекта описания;

Логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);

Связность текста (правильность согласования слов в предложении);

Образность (использование средств лексической выразительности);

В некоторых случаях необходимо проведение подготовительных игровых речевых упражнений.

"Укрась слово". Подобрать к предмету слова - эпитеты, которые бы характеризовали предмет и отражали бы субъективное отношение ребёнка к нему. Например: "Кот - ласковый, пушистый, весёлый, красивый, игривый".

"Какой, какая, какое?" Подобрать описательные слова признаки к предмету.

Например: "Яблоко" - красное, круглое, сочное, сладкое, полезное.

"На какую фигуру похож?"

Например: "морковка похожа на треугольник, арбуз похож на круг, картошка похожа на овал" (2).

Важно, на протяжении всего учебного года учить детей составлять рассказы по единой схеме (таб. 1).

Например: Овощ - морковка.

Таблица 1. План составления рассказа

5. Подготовка детей к составлению рассказов (разбор схемы плана по наводящим вопросам).

6. Составление рассказов-описаний детьми.

Составление предложений по цепочке;

Объединение в рассказ;

Повторение рассказа детьми (вначале более сильный ребёнок, а потом остальные).

После того, как дети научаться свободно оперировать моделью описания отдельных предметов и явлений, им можно предложить составить сравнительное описание двух объектов одной лексической темы.

7. Подведение итогов и оценка детских рассказов. По итогам занятия педагог даёт только положительную оценку, отмечая активность каждого ребёнка.

"План для составления описательного рассказа"

Памятка для родителей

Родителям необходимо дома закреплять знания полученные на занятиях. Поэтому, родителям важно знать, как правильно составить описательный рассказ. В этом вам поможет план для составления описательного рассказа.

1. Если предмет неодушевлённый.

Что это?

Строение, части, детали.

Из какого материала сделан?

Цвет, форма.

Для чего нужен?

2. Если предмет одушевлённый.

Кто это? Обобщающее понятие.

Строение, цвет, чем покрыто тело?

Чем питается?

Польза, вред для человека.

3. Методика составления рассказа.

Рассмотреть объект.

Ответить на вопросы.

Повторить план рассказа.

Составить рассказ.

"Как сравнить в рассказе два предмета?"

Памятка для родителей

После того, как ребёнок научился составлять описательный рассказ, вы можете предложить составить описательный рассказ в котором будите сравнивать два предмета. Сначала идёт сравнение того, чем не похожи предметы. Это легче. Предложения при этом нужно строить на противопоставлении: "Медведь не похож на ежа тем, что медведь большой, а ёж маленький" и т. д. по всем признакам: строение, цвет, размер, образ жизни.

Затем сравнивается предметы по схожести - это труднее, опять сравнение идёт по тем же признакам, и предложения строятся по тому же типу: "Медведь и ёж похожи тем, что оба дикие животные и т. д."

Это автобус и самолёт (пассажирский).

Автобус и самолёт непохожи тем, что:

У самолёта есть крылья и он летает, а у автобуса нет крыльев и он ездит по дороге;

У самолёта есть носовая часть и хвост, а у автобуса есть капот и багажник;

У самолёта есть иллюминаторы - маленькие окна со шторками, а у автобуса окна большие;

У самолёта есть шасси (6 колёс), а у автобуса четыре колёса;

У самолёта четыре двигателя на крыльях, а у автобуса один;

Самолётом управляет лётчик, а автобусом водитель;

Автобус и самолёт похожи тем, что:

Самолёты и автобусы делают из железа и они большие;

Это пассажирский транспорт, он перевозит людей;

Список литературы:

1. , Яшина развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М., 2000.

2. Волкова: Опорные схемы для составления описательных рассказов Издательство: Сфера Год: 2010.

3. , Коноваленко связной речи и развитие логического мышления. М., 2003.

4. . Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. М.,1979.

Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.

Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам

(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).

Цель:

Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.

Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»

  1. Размер.
  2. Форма.
  3. Цвет.
  4. Из чего сделана игрушка.
  5. Составные части (детали) игрушки.
  6. Как в неё играют.

Пример ответа:

Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»

  1. Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
  2. Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
  3. Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
  4. Что перевозит этот транспорт.

Самолет - пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.

Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»

  1. Вид птицы (зимующая или перелетная).
  2. Размер.
  3. Окрас перьев, внешний вид.
  4. Как передвигается, особенности поведения.
  5. Где живет.
  6. Чем питается.

Скворец - перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.

Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»

  1. Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
  2. Размер животного.
  3. Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
  4. Чем питается животное.
  5. Где живет (место обитания).
  6. Способы передвижения, поведение.
  7. Опасно или неопасно для человека.
  8. Польза для человека (только для домашних животных).

Лиса - дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса - хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.

Схема рассказа-описания по теме «Семья»

  1. Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
  2. Домашний адрес.
  3. С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
  4. Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
  5. Сколько всего человек.
  6. Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).

Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.

Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Величина.
  4. Вкус.
  5. Место произрастания (где растет).
  6. Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).

Яблоко - это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.

Схема рассказа-описания по теме «Времена года»

  1. Состояния неба и солнца в данное время года.
  2. Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
  3. Как одеваются люди в данное время года.
  4. Поведение птиц в данное время года.
  5. Поведение животных в данное время года.
  6. Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.

Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду - шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.

Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.

Дошкольное воспитание №10 за 1990 г. стр. 16 - 21

Краткое описание методики

Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные предложения в единое смысловое и структурное целое. Среди всех видов связной речи особое место занимают описательные рассказы . Для таких рассказов характерно создание словесного образа объекта, находящегося в статичном (неподвижном) состоянии. Отсутствие динамики заметно усложняет для ребёнка планирование, и, следовательно, формулирование развёрнутого высказывания.

Представим, что воспитатель детского сада показывает дошкольникам обычный помидор и просит составить о нём рассказ - описание. О чём ребёнку рассказывать, если никаких действий не происходит? Какие признаки помидора выделить? В какой последовательности перечислять эти признаки? Как удержать в памяти намеченную последовательность изложения? Какие предложения использовать, чтобы рассказ получился связным и чётким? Не только дошкольнику, но и рядовому ученику начальных классов непросто справиться с подобными задачами…

Многолетний опыт практической работы убеждает, что при стихийном речевом развитии ребёнок не в состоянии овладеть составлением описательных рассказов. Для подобной деятельности не достаточно самого благоприятного речевого окружения. Необходимо целенаправленное, научно обоснованное, системное обучение под руководством специалиста, а также использование особых наглядных средств.

В качестве универсального вспомогательного средства для моделирования дошкольниками описательного рассказа читателям предлагаются графические планы – схемы , которые разрабатывались, уточнялись и применялись автором на практике с 1983 года (первая публикация схем в журнале «Дошкольное воспитание» № 10 за 1990 год ).


Схема описания и сравнения игрушек


Схема описания и сравнения посуды

Характерно, что без зрительной опоры (при отсутствии схемы) обычный дошкольник (без речевых нарушений) не способен удержать в памяти плана рассказа – описания, состоящего более чем из 4х пунктов . Очевидно, что составление описательных и сравнительных рассказов в традиционном варианте (без схем) недоступно детям с ОНР.

Предлагаемые схемы позволяют ребёнку постоянно придерживаться графического плана рассказа, состоящего из 6 - 8 пунктов. Кроме того, схемы помогают дошкольнику: выделить определённые качества объекта, наглядно представить их количество и последовательность, соблюдать эту последовательность при изложении описательного рассказа и тем самым сделать его более полным, точным, связным, непрерывным.

Учитывая изложенное, описательные и сравнительные рассказы с использованием авторских схем могут применяться при коррекционном обучении детей с ОНР на пусковом этапе .

В наших схемах отражены наиболее характерные признаки объектов, относящихся к основным тематическим группам из Государственной программы дошкольного обучения: игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии людей, времена года.



Схема описания и сравнения овощей, фруктов


Схема описания и сравнения птиц

Каждый признак представлен в схемах особыми символическими изображениями , доступными детям дошкольного возраста. По мнению психологов, освоение различных знаков и символов помогает ребёнку не только анализировать, сравнивать, обобщённо воспринимать действительность, но и повышает умственный возраст ребёнка, способствуют переходу его мышления на более высокий уровень.



Схема описательного и сравнительного рассказа о профессиях людей


Схема описания и сравнения одежды


Схема описания и сравнения времён года


Схема описания и сравнения животных

Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье».

Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная.

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

  • Формировать умение составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.
  • Расширять и активизировать словарь по теме “Профессии”.
  • Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном и дательном падеже; в подборе слов-действий.
  • Совершенствовать умение вслушиваться в стихотворный текст загадки.
  • Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности инициативности.
  • Создавать эмоционально благополучный климат, обеспечивать необходимую двигательную активность.

Оборудование:

  • демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий
  • раздаточные картинки с изображением инструментов
  • схемы для составления описательных рассказов
  • компьютерная презентация
  • кукла Незнайка

Предшествующая работа:

  • Беседы «Профессии наших мам и пап».
  • Чтение В.Маяковский «Кем быть?», Е. Пермяка «Мамина работа».
  • Игры «Загадки о профессиях», «Как сказать иначе», «Доскажи словечко».
  • Экскурсии на стройку, в магазин, больницу.

Ход НОД

Организационный момент.

Игровое упражнение «Кто это? Кто спрятался (кого не стало?)»

Компьютерная презентация загадок.

Введение в тему.

Воспитатель: Сегодня на улице я встретила мальчика. На все вопросы он отвечал «не знаю», «не знаю». Вы не скажите, кто это, как его зовут? (Незнайка). Я его пригласила к нам.

Вноситься кукла.

Незнайка: О чем вы тут говорите?

Дети: О профессиях людей.

Незнайка: Я тоже много профессий знаю и даже знаю, кто, чем занимается.

Игровое упражнение «Кто что делает?»

Предложить детям послушать, как Незнайка рассказывает о том, что делают люди разных профессий. Решить, правильно ли он говорит, и поправить Незнайку, если это необходимо.

Врач варит суп.

Учитель учит детей в школе.

Повар лечит людей.

Шофер убирает двор.

Дворник водит машину.

Швея чинит сапоги.

Сапожник шьёт одежду.

Продавец продает продукты.

Строитель подстригает людей.

Парикмахер строит дома.

Незнайка благодарит детей за правильные ответы и предлагает поиграть в следующую игру.

Игровое упражнение с мячом “Кто, где работает?”

Дети стоят в кругу.

Шофер – на дороге.

Повар – в столовой.

Строитель – на стройке.

Врач–в больнице.

Швея – в ателье.

Продавец – в магазине.

Парикмахер – в парикмахерской.

Воспитатель – в детском саду.

Незнайка приглашает помочь разобраться кому, что нужно для работы.

Игровое упражнение «Кому что?»

Работа в микрогруппах. Дети к картинке с профессией подбирают инструменты.

Затем детям предлагается определиться, кем бы они хотели быть, когда вырастут. Раздаются схемы для составления рассказов.

Изучение нового.

Составление описательного рассказа по схеме.

План:

Название профессии. (Кто это?)

Место работы. (Где работает?)

Что делает человек данной профессии?

(Что делает на работе?)

Что ему нужно для работы?

(Какие предметы нужны ему для работы?)

Образец рассказа:

— Это продавец. Продавец работает в магазине(супермаркете, универсаме и т.д.). Он продает продукты, одежду, мебель и т.д. для работы ему нужны прилавок, весы, касса, продукты, одежда.

Самостоятельные рассказы детей.

Закрепление материала.

Игровое упражнение «Составь предложение»

Незнайка предлагает, опираясь на картинки закончить предложение.

Врач лечит…

Повар варит…

Строитель строит…

Швея шьёт…

Воспитатель воспитывает…

Шофер перевозит…

Парикмахер подстригает…

Продавец продает…

Итог.

— Чему вы сегодня научились?

— Что узнал Незнайка из ваших рассказов?

Поделиться: