Социальная среда как основной фактор, влияющий на развитие и воспитание подростков. Влияние семейных отношений на подростковую психологию
Социальная среда - это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий .
Социальную среду подростка составляют: школа, семья, друзья, сверстники, средства массовой информации и др. Рассмотрим влияние основных составляющих социального окружения на подростка. К ним мы относим:
1) семья: социально-экономический статус родителей, отношения в семье, ценностные ориентации родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростка.
2) школа: отношение к учебе, отношения с учителями, статус подростка в классе, ценностные ориентации одноклассников;
3) друзья, сверстники: социальное положение, положение подростка в группе, ценностные ориентации.
4) средства массовой информации: телевидение, книги, журналы, газеты и пр.
Влияние семьи на воспитание подростка. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что в свою очередь расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Именно здесь подросток впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык.
Родители помогают раскрыться внутреннему миру и индивидуальным качествам личности. На подростков влияют образ жизни их родителей, их поведение, стиль воспитания. Это некая микромодель общества. А для того чтобы стать полноценной личностью с положительными жизненными установками, подростку надо помочь овладеть огромным багажом знаний, умений и навыков. Это и адекватная самооценка, и верное восприятие окружающего мира, и конструктивное поведение в опасных ситуациях, и многое другое.
Однако 50 процентов времени подростки проводят вне дома. Поэтому особое место в становлении личности занимают и школа, и различные учреждения системы дополнительного образования.
Влияние школы на развитие подростка. Школа и учение занимают большое место в жизни подростков, но не одинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми важности и необходимости учения. Для многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками, но само учение от этого нередко страдает. Для подростка урок - это 45 минут не только учебной работы, но и ситуация общения с одноклассниками и учителем, насыщенная множеством значимых поступков, оценок, переживаний.
Обогащение и расширение жизни, связей с окружающим миром и людьми уменьшают поглощенность подростка учением в школе. Учебная деятельность протекает в иных, чем раньше, условиях.
К моменту перехода в среднюю школу дети различаются по многим важным параметрам. Такие различия существуют: 1) в отношении к учению - от очень ответственного до довольно равнодушного; 2) в общем развитии - от высокого уровня и значительной для возраста осведомленности в разных областях знаний до очень ограниченного кругозора; 3) в способах усвоения учебного материала - от умения самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы в сочетании с привычкой заучивать дословно; 4) в интересах - от ярко выраженных интересов к какой-то области знаний и наличия содержательных занятий до почти полного отсутствия познавательных интересов.
Оптимальные условия для развития личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится для подростка субъективно необходимым и важным для настоящего и для подготовки к будущему и когда разные виды занятий насыщаются задачами познавательного и продуктивно-творческого характера, ведут к самообразованию и самосовершенствованию.
Взаимоотношения подростков со школьным коллективом, как личные, так и межгрупповые, часто складываются независимо от отношений со взрослыми и даже вопреки их желанию и влиянию. Эти взаимоотношения имеют свое содержание и логику развития. Высокий социометрический статус подростка в классе обеспечивается: 1) наличием положительных качеств личности, ценимых классом; 2) совпадением ценностей подростка с ценностями класса, 3) адекватной и даже немного заниженной самооценкой по особенно ценимым товарищами качествам.
У непопулярных и отверженных классом подростков самооценка часто ошибочна, в большинстве случаев - завышена. Характер самооценки подростка - важный момент для развития отношений с товарищами. В подростковом возрасте, по сравнению с младшим школьным, увеличиваются две крайние группы детей (популярные и изолированные) и возрастает стабильность положения ребенка в коллективе.
Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обиды товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований.
В подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особенность - умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях. Отсутствие такого умения расценивается старшими подростками как инфантилизм. Первопричиной неблагополучия в отношениях нередко бывает завышенная самооценка подростка, которая делает его невосприимчивым к критике и требованиям товарищей. Именно поэтому он становится для них неприемлемым.
Влияние сверстников и друзей на подростка. Для подростка характерно отношение к определенной субкультуре. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Субкультура влияет на воспитание подростка постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, друзья), значимы для него .
Влияние средств массовой информации на развитие и воспитание подростка. В процессе взаимодействия подростка с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально-одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
Средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию подростка не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и др.
Увлечение кино характерно для подростков, а книга становится субъективно необходимой для подавляющего большинства их. Книга и фильм не только объективно, но и субъективно выступают как средство познания жизни и людей. То и другое является своеобразным способом вхождения в разные стороны жизни и проблемы человеческих отношений.
Любимый герой подростка - это человек активный, стремящийся к цели, преодолевающий серьезные, почти непреодолимые препятствия и выходящий победителем. Подростка увлекают сюжеты, где показана борьба с силами природы, различными трудностями, со злом в разных формах его проявления. С возрастом подростка все больше интересуют проблемы человеческих отношений, возможностей, любви. Именно книги и фильмы позволяют подростку узнать о сложности отношений и чувств, об их месте в жизни человека. Они раздвигают границы его жизни. Для подростков характерны сопереживание героям, воображаемое вхождение в разные ситуации, подстановка себя на место героя, изменение обстоятельств в направлении привлекательного исхода, домысливание ненаписанного.
Благодаря книгам и кино он в особой форме и особым способом приобщается к жизни взрослых - осваивает опыт человеческих отношений и чувств, в данный момент ему недоступный. Мысленное освоение опережает практическое. Это очень важно для развития подростка.
Таким образом, на подростка оказывают влияние различные факторы. От социального окружения зависит развитие и воспитание ребенка. В семье закладываются основы поведения и жизненные установки (ценности), однако большую роль в воспитании подростка оказывает школа и школьный коллектив. Подросток проходит важную стадию становления своего "Я" и поэтому для него свойственно подражание значимым для него лицам и принятие тех установок, которые характерны для той или иной молодежной субкультуры. Немаловажную роль в воспитании подростка играет телевидение, которое формирует в подростке определенные образцы поведения.
СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ ПОДРОСТКА
Подростка окружают люди, которые имеют прямое и косвенное, близкое и дальнее отношение к нему. К ближним относятся семья, родственники, друзья, соседи... Иными словами, все, с кем он хорошо знаком, с кем то и дело общается, взаимодействует.
А вот армия, милиция, производство и другие отдалены от него на некоторое расстояние. Если он не совершает серьезных проступков, то с милицией подросток скорее всего не сталкивается (если она сама к нему не является). Армия - далеко на горизонте. Ей придет время после 18 лет. Радио, газеты и телевидение оказывают сильное влияние на сознание подростка. Но они состоят из незнакомых людей.
Школа занимает как бы промежуточное положение. Она стоит между двумя мирами - ближним и дальним. Учитель, особенно классный руководитель, может стать самым близким и родным человеком. Но школа как учреждение скорее дистанцирована от индивида.
Чем дальше отстоит от подростка круг общения, тем меньше уровень доверия к нему (рис. 20). В 1999 г. провели международное исследование во многих странах мира и выяснили, что меньше всего подростки из разных стран доверяют информации из Интернета, чуть больше, но ненамного - средствам массовой информации. Самый высокий уровень доверия - се-
Рис. 20. Подросток, его ближняя и дальняя социальная среда
мье. Более 50% опрошенных считают, что сведения, получаемые от родителей, самые правильные и правдивые.
Специалисты заметили, что функции агентов первичной социализации обладают очень важным с точки зрения общества свойством - они взаимозаменяемы. Ровесники часто заменяют родителей, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых. Но того же самого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узкоспециализированы: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.
Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают. Начальная социализация - в основном область приписываемых статусов, продолженная сфера достигаемых.
Исследования ученых показали, что уже на втором году жизни у детей возникает тяга к сверстникам, а на третьем году присутствие и мнение ро-
весников начинают играть приоритетную роль в воспитании наиболее значимых положительных качеств и черт характера 1 .
РОВЕСНИКИ
Ни один социальный институт пока не может взять на себя те функции, которые выполняют подростковые группы. Они помогают усвоить навыки социального поведения, присваивают первичный статус, помогают легче пережить ослабление связей с родительским домом. Ровесники передают специфические для подросткового возраста ценностные представления и, наконец, удовлетворяют потребность в гетеросексуальных контактах.
Жизнь внутри группы подростков характеризуется как «стадная». Компании подростков собираются на улице для совместного времяпрепровождения и болтовни; отправляются покататься на автомобиле, ходят в кино, на танцы или рок-концерты. Могут организовать поездку за город, чтобы покататься на лыжах или поваляться на пляже.
Чтобы играть заметную роль в подростковой среде, нужно влиться в «общество» и следовать его предписаниям.
По мнению А.П. Файна, интенсивное группирование, столь характерное для этого «трудного возраста», играет важную роль в становлении личности подростка, адаптации к окружающей действительности, иными словами, служит необходимым условием его социализации 2 . Считается, что взрослых людей лучше всего сближают между собой великие дела или мелкие грехи. Взрослых и детей - только общение и совместные игры.
Кажущаяся жесткость иерархии, конкретность ролевых функций и авторитетность лидеров на том или ином этапе функционирования группы создают иллюзию ее формальности. Но меняющиеся условия существования сводят на нет всю систему поведенческих предписаний, какой бы страшной юношеской клятвой она ни была закреплена (хотя степень вариативности групповой структуры конечна и определяется характеризующими модальность группы традициями, если таковые успели сложиться). Речь, таким образом, идет о собственно неформальных объединениях, обладающих в высшей степени адаптивной структурой и быстро реагирующих на любые изменения параметров социальной среды внутренней перестановкой сил.
Таким образом, тусовки и группировки - характерная метка «трудного возраста» - играют важную роль в становлении подростка. Они помогают приспособиться к окружающей действительности, подготовиться к взрослой жизни. Для подростков среднего возраста характерно стремление стать членами какой-то группы или компании, вызывающей их восхищение. Подростки добиваются признания группы, приспосабливаясь к ней.
Группы сверстников играют в детстве и отрочестве очень важную роль, особенно для развития идентификаций и формирования установок. Подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими, даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и
Павлова Л. Нужен ли садик: Семья или общество (www.nanya.ru ). Человек. 1990. № 4. С. 46-56.
общине, что и они сами. Даже если «хороших друзей» у подростка меньше, чем в каком-либо ином возрасте (обычно не больше пяти), среди них в это время больше доля представителей другого пола. Это, пожалуй, единственный возраст, когда настоящая дружба не связана с сексуальными претензиями индивида. Мальчики дружат с девочками так же, как они дружили бы с мальчиками, и наоборот.
Группа сверстников предоставляет своим членам необходимые им сво
боду и независимость, которые являются чертами взрослой субкультуры, и
вместе с тем сохраняет для них социальную защиту и эмоциональную при
надлежность, в которой они нуждаются как еще неполные взрослые. Груп
па сверстников включает людей одно-
Парадоксально, но факт
го возраста, которые считаются впол
не подходящими на роль судей тех
поступков и действий, которые совер
шают молодые люди. Впервые их су
дят не родители и взрослые родствен
ники, а сверстники. Это совершенно
новая ситуация, в которую только еще
вступает подросток. С точки зрения социализации это принципиально важ
ный момент: подросток учится смотреть на себя глазами других людей, ко
торые, во-первых, являются не родственниками, а во-вторых, не старше их
по возрасту. То и другое - непременные атрибуты «взрослого общества», где
также поступки людей оценивают равные по возрасту и не родственники.
В группе сверстников индивид как бы примеряет на себя социальные одеж
ды взрослого человека.
Согласно данным исследования СП. Иваненкова 3 , 21% респондентов на первое место в ряду социализаторов поставили сверстников. Они могут дать совет и поддержать своего товарища. Для многих молодых людей сверстник - второй человек (36,2%) после матери (44,9%), к кому они обращаются в трудную минуту. Отвечая на вопрос «На кого Вам хочется быть похожим больше всего?» молодые люди ответили следующим образом в порядке убывания: 23,1 - ни на кого; 13,6 - на знаменитого человека (артист, спортсмен, ученый); 13,1 - на мать; 11,5 - на героя книги, фильма; 11,3 - на отца; 9,4 - не знаю; 8,1 - на брата, сестру; 5,5 - на взрослого знакомого; 2,9 - на своего приятеля, сверстника; 2,4 - на деда, бабушку; 0,5 - на своего учителя.
Вообще можно говорить о том, что как только к мнению группы ребенок начинает прислушиваться в той же степени, как и к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10-12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают доминировать. И так может продолжаться всю жизнь. Во всяком случае, начиная с подросткового возраста, когда группа сверстников становится равным с семьей агентом социализации, она уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге. Юность - это такой переходный период, когда изменяется групповая принадлежность индивида: подросток частично принадлежит к группе детей, а частично - к группе взрослых.
3 Иваненков СП. Актуальные проблемы социализации молодежи (www.ispp.ru ).
Ровесники, являясь наряду с родителями главными агентами первичной социализации, выступают с иных ценностных позиций, чем они, а потому оказывают на подростка влияние, вектор которого направлен совсем в другую сторону. Если семья закрыта для внешнего общения и ребенок не приглашает друзей домой, влияние двух агентов социализации может быть прямо противоположным. И наоборот, если родители приглашают в дом друзей своего ребенка, часто общаются с ними, происходит сближение ценностных векторов. В наиболее благоприятном случае они складываются, оказывая на подростка удвоенное положительное воздействие. Если векторы разнонаправлены, т.е. идеалы и ценностные ориентации улицы и дома существенно расходятся, то у объекта социализации, т.е. подростка, может возникнуть ситуация ценностной неопределенности: он не будет знать, чью сторону ему принять и на чьи идеалы ориентироваться. Если ценности дворовых ровесников преобладают над установками домашних агентов социализации, то возрастает риск отторжения подростка от семьи и увлечения делинквентным поведением. Риск девиантного поведения со стороны подростка увеличивается также в ситуации интерференции ценностей (накладывания и взаимопогашения ценностных ориентации) 4 .
В подростковом возрасте первостепенную значимость приобретает система взаимоотношений с окружающими и социальной средой, что в свою очередь определяет направленность психического развития подростка. Проявления подросткового возраста обуславливаются конкретными социальными обстоятельствами и изменением места подростка в социуме. Подросток вступает в новые отношения с миром взрослых и, следовательно, меняется его социальное положение в семье, школе, на улице. В семье на него возлагают более ответственные обязанности, и он сам стремиться к более "взрослым" ролям, копируя поведение старших товарищей. Смысл понятия "социальная среда подростка" включает совокупность отношений, складывающихся в обществе, идеи и ценности, которые направлены на развитие личности. Общаясь в социальной среде, подростки активно осваивают нормы, цели и средства поведения, вырабатывают оценочные критерии для себя и других.
Таблица 1. Социальная среда подростков
При нормальной обстановке в школе и дома, ближайшая среда имеет большое влияние на поступки, мысли и взгляды подростка: он прислушивается к мнению родителей, хорошо общается с друзьями. Если подросток не находит понимания среди людей из ближайшей среды, то дальняя среда (мир незнакомых людей) может оказывать большее влияние на сознание, мировоззрение и поступки подростка, чем люди из ближнего окружения. Чем дальше от подростка стоит круг общения, тем меньше доверия он к нему испытывает. Родители или школа, которые по какой-то причине теряют авторитет для подростка, оказываются за кругом его доверия.
Психологи утверждают, что зависимость подростка от социальной среды носит максимально выраженный характер. Всеми своими поступками и действиями подросток ориентирован на социум.
Ради статуса и признания подростки могут пойти на необдуманные жертвы, войти в конфликт с ближайшими людьми, изменить своим ценностям.
Социальная среда может влиять на подростка, как положительно, так и отрицательно. Степень влияния социальной среды зависит от авторитета участников и самого подростка.
Таблица 2. Влияние социальной среды на подростков
Говоря о влиянии социальной среды на формирование личности и поведение подростка, следует рассмотреть специфику общения со сверстниками.
Общение важно по нескольким причинам:
- - источник информации;
- - межличностные отношения;
- - эмоциональный контакт.
Внешние проявления коммуникативного поведения основаны на противоречиях: с одной стороны подросток хочет быть "таким, как все", а с другой, во что бы то ни стало, стремится выделиться и отличиться.
В подростковом возрасте начинается процесс эмансипации подростка от родителей и достижение определенного уровня независимости. В переходном возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростка, и он хочет построить новую систему отношений, центром которой будет он сам. У молодых людей формируется своя система ценностей, которая зачастую кардинально отличается от той, которой придерживаются родители. Благодаря накопленным знаниям и опыту у подростка возникает важная потребность в осознании своей личности и своего места среди людей.
Чтобы помочь подростку успешно адаптироваться в социуме, ближайшему окружению следует проявить гибкость и мудрость.
В подростковом возрасте первостепенную значимость приобретает система взаимоотношений с окружающими и социальной средой, что в свою очередь определяет направленность психического развития подростка. Проявления подросткового возраста обуславливаются конкретными социальными обстоятельствами и изменением места подростка в социуме. Подросток вступает в новые отношения с миром взрослых и, следовательно, меняется его социальное положение в семье, школе, на улице. В семье на него возлагают более ответственные обязанности, и он сам стремиться к более «взрослым» ролям, копируя поведение старших товарищей. Смысл понятия социальная среда подростка включает совокупность отношений, складывающихся в обществе, идеи и ценности, которые направлены на развитие личности. Общаясь в социальной среде, подростки активно осваивают нормы, цели и средства поведения, вырабатывают оценочные критерии для себя и других.
Социальная среда подростков - схема
При нормальной обстановке в школе и дома, ближайшая среда имеет большое влияние на поступки, мысли и взгляды подростка: он прислушивается к мнению родителей, хорошо общается с друзьями. Если подросток не находит понимания среди людей из ближайшей среды, то дальняя среда (мир незнакомых людей) может оказывать бόльшее влияние на сознание, мировоззрение и поступки подростка, чем люди из ближнего окружения. Чем дальше от подростка стоит круг общения, тем меньше доверия он к нему испытывает. Родители или школа, которые по какой-то причине теряют авторитет для подростка, оказываются за кругом его доверия.
Влияние социальной среды на подростка
Психологи утверждают, что зависимость подростка от социальной среды носит максимально выраженный характер. Всеми своими поступками и действиями подросток ориентирован на социум.
Ради статуса и признания подростки могут пойти на необдуманные жертвы, войти в конфликт с ближайшими людьми, изменить своим ценностям.
Социальная среда может влиять на подростка, как положительно, так и отрицательно. Степень влияния социальной среды зависит от авторитета участников и самого подростка.
Влияние общения со сверстниками на подростка
Говоря о влиянии социальной среды на формирование личности и поведение подростка, следует рассмотреть специфику общения со сверстниками.
Общение важно по нескольким причинам:
- источник информации;
- межличностные отношения;
- эмоциональный контакт.
Внешние проявления коммуникативного поведения основаны на противоречиях: с одной стороны подросток хочет быть «таким, как все», а с другой, во что бы то ни стало, стремится выделиться и отличиться.
Влияние общения с родителями на подростка
В подростковом возрасте начинается процесс эмансипации подростка от родителей и достижение определенного уровня независимости. В переходном возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростка, и он хочет построить новую систему отношений, центром которой будет он сам. У молодых людей формируется своя система ценностей, которая зачастую кардинально отличается от той, которой придерживаются родители. Благодаря накопленным знаниям и опыту у подростка возникает важная потребность в осознании своей личности и своего места среди людей.
Чтобы помочь подростку успешно адаптироваться в социуме, ближайшему окружению следует проявить гибкость и мудрость.
Социальная среда - это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличийНа сегодняшний день современное образовательные тендеции нашей страны направлены на развитие личности каждого участника образовательного процесса, учебный процесс строится на основе личностно-ориентированного подхода. Сегодня сотавляя занятие преподаватель делит его не основные три составлющие: вводно-мотивационный, опреационно-содержательный и рефлексивно-оценочный. В нашей работе сособе внимание хочется уделить именно-вводно-мотивационному этапу, так как это наиболее основполагающий фактор дальнейшего хода учебной деятельности. Мотивация- это желание риобрести новые знания, это желание к самосовершенствованию. И то как будет мотивирован подросток на занятие будет зависеть от того с кем проходило его общение до начала занятия, и самое главное насколько качественным оно было.
Современный подросток сегодня имеет большую психологическую нагрузку в течение дня. Обычный день проходит день подростка по статистике нашего образовательного учрежения проходит примерно одинаково: утро-семья, дорога в колледж - друзья, занятия – одногруппники, обед – семья, друзья, вечер-друзья, свободное время – интернет общение. Таким образом, мы видим, что течение одного дня подросток постоянно переходит из одной социальной среды в другую, следовательно, каждый раз он испытывает не большой, но психологический кризис, сознание меняется и переориентируется на ту социальную микросреду, где он находится в данный момент. Такие изменения могут происходить и внешне, это влиляет на поведение, на манеру речи, на движение и многое другое.
В ходе нашего исследоваия мы выделяем четыре основных социальных фактора влияния на современного подростка: семья, друзья (сверстники, одноклассники, одногруппники, друзья по проживаию, по интетресам), образовательное учреждение, друзья
Влияние семьи на воспитание подростка. В семье не только закладывается основа личности, именно в семье происходит последовательное приобщение личности к ценностям жизни нравственным и материальным, что в свою очередь расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Семья – это микромодель общества, здесь закладываются основы поведения в обществе, умение общаться. Родители помогают раскрыться внутреннему миру и индивидуальным качествам личности. На подростков влияют образ жизни их родителей, их поведение, стиль воспитания.Для полноценного развития личности, подростку необходимо овладеть огромным багажом знаний, умением адекватного восприятия собственного «я», конструктивного поведения в опасных ситуациях, и многое другое.
Однако 50 процентов времени подростки проводят вне дома. Поэтому особое место в становлении личности занимают и образовательная организация, и различные учреждения системы дополнительного образования.
Школа и учение занимают большое место в жизни подростков, но не одинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми важности и необходимости учения. Для многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками, но само учение от этого нередко страдает. Для подростка урок - это 45 минут не только учебной работы, но и ситуация общения с одноклассниками и учителем, насыщенная множеством значимых поступков, оценок, переживаний. Для студента колледжа занятия проходят парами, с прерывом. Но студенты колледжа - это такие же подростки, которым необходимо психолого-педагогическое сопровождение. Обогащение и расширение жизни, связей с окружающим миром и людьми уменьшают поглощенность подростка учением в ОУ. Учебная деятельность протекает в иных, чем раньше, условиях. Занятия проходят в основном в форме лекций и зачетов, семинарских зантий.
К моменту перехода на обучение в колледж дети различаются по многим важным параметрам. Такие различия существуют: 1) в отношении к учению - от очень ответственного до довольно равнодушного; 2) в общем развитии - от высокого уровня и значительной для возраста осведомленности в разных областях знаний до очень ограниченного кругозора; 3) в способах усвоения учебного материала - от умения самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы в сочетании с привычкой заучивать дословно; 4) в интересах - от ярко выраженных интересов к какой-то области знаний и наличия содержательных занятий до почти полного отсутствия познавательных интересов.
Оптимальные условия для развития личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится для подростка субъективно необходимым и важным для настоящего и для подготовки к будущему и когда разные виды занятий насыщаются задачами познавательного и продуктивно-творческого характера, ведут к самообразованию и самосовершенствованию.
Взаимоотношения подростков с коллективом, как личные, так и межгрупповые, часто складываются независимо от отношений со взрослыми и даже вопреки их желанию и влиянию. Эти взаимоотношения имеют свое содержание и логику развития. Высокий социометрический статус подростка в коллективе обеспечивается: 1) наличием положительных качеств личности, ценимых классом; 2) совпадением ценностей подростка с ценностями класса, 3) адекватной и даже немного заниженной самооценкой по особенно ценимым товарищами качествам.
У непопулярных и отверженных подростков самооценка часто ошибочна, в большинстве случаев - завышена. Характер самооценки подростка - важный момент для развития отношений с товарищами. В подростковом возрасте, по сравнению с младшим школьным, увеличиваются две крайние группы детей (популярные и изолированные) и возрастает стабильность положения ребенка в коллективе.
Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обиды товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований.
В подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особенность - умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях. Отсутствие такого умения расценивается старшими подростками как инфантилизм. Первопричиной неблагополучия в отношениях нередко бывает завышенная самооценка подростка, которая делает его невосприимчивым к критике и требованиям товарищей. Именно поэтому он становится для них неприемлемым.
Таким образом, мы приходим к выводу, что психологическое здоровье современного подростка во многом зависит от социальной среды. Социальнная среда это и есть жизнь современного подростка, здесь идет развитие личности, и то насколько качественным будет его развитие, зависит от тех главных факторов, которые мы определили в своей работе. В свою очередь для благотворного влияния ОУ на психологическое здоровье подростка преподавателю следует вести психолого-педагогическую диагностику коллектива, определять уровень мотивации к обучению, способствовать его повышению используя различные инновационные технологии. На своих занятиях я рекомендую использование практико-ориентированного обучения, особенно в начеле занятия, на первом этапе можно использовать кейсовый метод – метод, когда просматривается случай из жизни или наиболее приближенный к реальной жизни случай, определяющий проблему и методы его решения. Также использование информационно-коммуникационных технологий во время занятия: онлайн-тесты, видеоролики с ностелями языка, квесты и так далее. Практика показала, что такие приемы на вводно-мотитвационном этапе максимально включают студентов к работе на дальнейшем занятиии.
Литература
Арпадьев Г. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий // Развитие личности. - 2000. - № 2.
Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.
Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки // СоцИс. - 2001. - № 2.
Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2002. - 21 с.
Иванова Е.В. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков): Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Пермь, 2001. - 18 с.
Ивченкова Н.П., Ефимова А.В. Установки подростков по отношению к началу половой жизни // Вопросы психологии. - 2001. - № 3.
Кабаева В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2002. - 32 с.