Развитие интеллекта ребенка с рождения до трех месяцев. Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам

Ребенок - это не чистый лист бумаги и не «бесформенный кусок пластилина», которому просто необходимо придавать какую-то форму. Этапы развития человека заложены природой. Зная врожденные ожидания малыша и всего лишь общаясь с ним с учетом этих ожиданий, родители смогут вырастить гармонично развитого, умного, любознательного, творческого и здорового во всех отношениях человека.

Как и с физическим развитием, нужно только лишь создавать условия, поддерживающие развитие интеллекта и творчества, а всё остальное ребенок сделает сам. Это много раз проверено на практике и соответствует теоретическим представлениям о становлении человека. Родители, растившие вундеркинда, в результате получают умного, но эмоционально неблагополучного, имеющего психологические проблемы подростка.

Как показывает жизнь, все известные, одаренные творческие личности были сформированы в атмосфере свободы и поддерживающих условий. Соблюдая основные правила ухода за малышом, мама как раз такие условия обеспечивает. Помещая же ребенка на длительное время в кроватку, коляску или манеж, запрещая ему знакомиться с предметами, которые его окружают в доме, мама создает вокруг малыша информационно бедную среду и препятствует его интеллектуальному развитию.

Конечно, мама может поместить малыша в такую бедную познавательными стимулами среду и при этом специально заниматься интеллектуальным развитием ребенка. Но, во-первых, это негативно скажется на отношениях в диаде мама-малыш и на воспитании. Во-вторых, искусственные методики развития всегда однобоки, схематичны и не учитывают всего творческого и познавательного потенциала ребенка.

И не нужно забывать, что нахождение в коляске вместо маминых рук, ограничение свободы передвижения по дому кроватками и манежами препятствуют гармоничному физическому развитию.

Еще раз обратим внимание, что любое искусственное и чрезмерно активное вмешательство в телесный или умственный рост малыша пользы не принесет. У маленького ребенка есть врожденные способы, помогающие ему усваивать информацию и интеллектуально развиваться самым оптимальным образом. Это наблюдение за деятельностью взрослого и подражание ему.

  • Ползая и манипулируя с предметами, с которыми работал взрослый, ребенок естественным образом узнает свойства и функции этих предметов и обучается.
  • Принимая посильное участие в хозяйственной деятельности мамы, подражая ей, малыш усваивает огромные объемы информации о мире и о жизни в нем.

Лучше всего ребенок первых лет воспринимает информацию на слух. Мама рассказывает малышу о своих действиях, находясь дома, комментирует происходящее во время прогулки на улице - и ребенок запоминает всё с первого раза!

Действия с предметами, образные рассказы об окружающей малыша среде - это как раз та форма познания, которая соответствует врожденным ожиданиям малыша. Рано обучать ребенка знаковым системам (чтению и счету) с тем, чтобы он затем с помощью этих знаковых систем познавал мир (читая и считая) - значит, не учитывать его психовозрастные особенности.

Оперирование знаковыми системами требует хорошо развитого абстрактного мышления, а у этого у маленького ребенка просто нет. Научившись читать, он, конечно, сможет усваивать информацию, но будет это делать далеко не так полно и легко, как если бы он усваивал её в процессе практической деятельности, в игре, слушая сказки и эмоционально проживая их.

Мышление маленького ребенка - это мышление в основном наглядное, образное, конкретное и эмоциональное. Мышление маленького ребенка сводится к оперированию в уме конкретными образами, окрашенными эмоционально.

Ребенок может представить себе известную ему уже последовательность определенных действий или собственных перемещений. Может представить конкретные предметы и ситуации. Например, он понимает, что такое конкретная собачка, «вот эта собачка», но не сможет понять, что такое собака как вид животных. Это уже требует абстрактного мышления.

психолог, преподаватель психологии и философии МГУ

Специально для информационного портала Мир во мне

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см. 350 г.
Месяц 11 1 см. 350 г.
Месяц 12 1 см. 350 г.

Уровень умственного развития малыша занимает лидирующее место в оценке нормативности.
Название вида человека – homo sapiens, то есть человек, наделённый разумом. Разум подразумевает нравственность, способность обуздать свой тяжёлый , агрессию, приход к правильному поведению, адаптации.
Высокий коэффициент интеллекта у каждого четвертого, средний коэффициент у двоих из четырёх людей, менее удовлетворительный — у каждого шестого человека, низкий интеллект у каждого десятого ребёнка. Семь процентов из них находятся на границе между нижней нормой и умственной отсталостью. Три процента – умственно отсталые.
Оценка умственного развития является неоднозначной и непростой проблемой. Ею занимаются психиатры, невропатологи, педагоги, медицинские психологи.

Но ежедневное и заинтересованное наблюдение мамы и папы за становлением ребёнка при знании мозга ребёнка даёт не менее, чем проведённая клиническим психологом проверка.
Возможно, в день проверки малыш находится в плохом настроении, быть уставшим, не заинтересованным проверкой.

Из-за неуверенности в себе, лени, стремлении избавиться от назойливых людей, заставляющих проходить тест, ребёнок может отказаться от выполнения задания. Он неправильно решит тест, скажет, что не знает и не умеет.
После обследования результат может не соответствовать действительности.


В пять лет ребёнок должен отличать круг от овала и треугольника, рисовать человека с чертами лица, конечностями, туловищем, одеждой.
Но есть одно но, если ребёнка этому не учили, или ему это было неинтересно, это не значит, что чадо глупо.

Либо наоборот – дитя может отличить одну фигуру от другой, нарисовать человека. Неужели это может сказать о его большом уме?
Вследствие чего не стоит к этой теме подходить категорично. Это вопрос деликатен.
Не торопитесь делать выводы относительно разума своего малютки.
Однажды уважаемый невропатолог профессор принял неизвестного ему молодого юношу. Тот зашёл к профессору и положил на стол диплом с отличием одного из ведущих технических университетов.
Юноша сказал, что врач посоветовал двадцать лет назад его маме отдать его в специальное учреждение для умственно отсталых. Но мать не стала этого делать, она начала упорную работу над ребёнком.
Школа постоянно оценивала детей, которые впоследствии стали выдающимися, как людей с низким интеллектом.
Антон Чехов получал трояки в школе за свои сочинения. Уатт, создатель парового двигателя, Томас Эдисон, Исаак Ньютон в школе считались малоспособными.
Большая часть времени, направленная на умственное воспитание дошкольника, проходит в кругу семьи.
Из этого следует, что родители должны обладать объективными критериями о нормативности интеллекта ребёнка.
Если дитя не соответствует данным критериям, это квалифицируется как задержка умственного развития.

Если Вы заподозрили задержку, обратитесь к психиатру или невропатологу.
При подтверждении опасений, родители должны упорно работать над тем, чтобы преодолеть задержку.
В любом случае, некоторая доля внимания к развитию ребёнка повлияет на него благотворно.
Лучше иногда ошибиться и заподозрить задержку напрасно, чем не выявить её вовремя.

Каковы же нормативы по умственному развитию

Эти нормативы характеризуют интеллект до 6 лет, самых важных в формировании.
На десятый день жизни ребёнок старается поднять свою голову, он лежит на животе, задерживает свой взгляд на каком-либо ярком объекте, глазах мамы. В возрасте двух недель малыш различает резкий и тихий звук.

Ребёнок в возрасте внимательно прислушивается к звукам.
В полтора месяца малыш держит головку, сосредотачивает внимание на чем-либо, поворачивает голову для удержания в поле зрения объект, который перемещается.
В 1.5 ребёнок хочет к родителям на ручки. Ему необходимо видеть и слышать всё для ориентации в пространстве.
Всё, что замечает малыш, удивляет его, за счет этого он познаёт мир. Удивление считается показателем нормального развития ума.
В возрасте трёх месяцев малыш внимательно смотрит на лица взрослых, видит предметы, расположенные за 4-7 метров. Он ищет источник звука, прислушивается и присматривается.
В 4 месяца ребёнок выделяет свою маму из всех остальных людей, узнаёт голос мамы, слыша его, ищет маму.
Для привлечения внимания мамы, он произносит звуки. Ребёнок радуется маме, улыбается, всплёскивает руками, двигает ногами.
Он проявляет эмоции, это также влияет на умственное развитие.

На протяжении полугода активность и отзывчивость малыша – критерий нормативности интеллекта. Но и впоследствии чем богаче переживания малыша, тем богаче психически данный человек, сложнее, глубже закладывается опыт.


В возрасте пяти месяцев малыш может следить за предметом или живым существом около десяти-пятнадцати минут. Теперь малыш сам выбирает объект, на который нужно обратить внимание. Это зрительная сосредоточенность. Ребёнок способен самостоятельно повернуться со спины на пузико и в обратную сторону, опирается на ладони, поднимает голову и слушает, смотрит. Он захватывает предмет, ощупывает его, подносит к глазам.
В полгода малыш ищет взглядом человека /кошку /собачку, про которых у него спрашивают.

Сангвиник тотчас улыбнётся, флегматик и холерик не поторопится это сделать. Он будет внимательно всматриваться с серьёзным лицом. После того, как он оценит тех, кого он заметил перед собой, проведёт экспертизу (приятный человек или нет, опасный ли). Потом он либо улыбнётся, либо заплачет, отворачиваясь.
В шесть месяцев малыш начинает ползти. В семь – лепечет слоги. Если его спросить «где киса», он будет искать взглядом кошку, и если не найдёт, он укажет пальцем на то место, где она обычно лежит, на кресло, например.

Ребёнок в семь месяцев понимает многое из того, что от него хотят взрослые. Ему необходимо объяснять всё, что от него требуется, не нужно трясти его как куклу.
Через месяц дитя уверенно сидит, тянется к игрушкам, старается переложить одну игрушку из одной ручки в другую. Занимайте его руки делом, самое время. Подкладывайте новую игрушку вовремя.
Ребёнок, который не способен сосредоточиться, отстаёт в развитии интеллекта.
В возрасте девяти месяцев дитя уже откликается на своё имя.
Начиная с 9-ти месяцев и до 11-ти во взгляде ребёнка должен быть пытливый интерес к окружающему миру. Его глазки как будто задают вопрос.
Заметьте данный интерес, не погашайте его, отвечайте ласково на вопросительные взгляды, побуждайте направление вопрошающего взора.
Ребёнок, который задерживается в развитии, смотрит на своих родителей пассивнее. Нужно рассказывать своему крохе обо всём, что окружает его, называйте все предметы, по которым он скользит своим взглядом.
Малыш радуется, потому что с ним разговаривают, он пытается понять, что говорят о том или ином объекте.
Когда у ребёнка вопросительный взгляд, в нём присутствует любознательность, начинается период вопросов. Он будет задавать их, как только начнёт говорить.

В возрасте десяти месяцев, когда ребёнку говорят «дай», он подаёт известные ему предметы.
Когда малышу исполняется 12 месяцев, в его речи есть от семи до четырнадцати слов.
Ребёнок сосредоточен на чём-то одном до двадцати пяти минут. Он отлично знаком со словом «нельзя».

В один год по обыкновению малыш начинает новый этап в развитии — хождение. У него появляется желание, а точнее, необходимость дойти до какого-либо места. Самый первый начинает ходить сангвиник, затем холерик, ну а флегматик начинает ходить позже всех.


Когда детишки постигают этот навык, происходит развитие психомоторное.
То есть разворачивается генетическая программа, которая подчинена развитию интеллекта.
Самое главное в этой программе сосредоточенность, внимание, поэтапность. Комплексность, одновременное дозревание возможностей, которые взаимосвязаны.
Из этого следует важная рекомендация – не стремитесь к освоению чего-либо следующего, пока не освоили предыдущего.
Необходимо всё развивать в комплексе. Помните, что движение ножек и ручек происходит с помощью головы. Но развитие рук и ног развивает голову.
У малыша с ловкими пальцами психоречевое развитие без отклонений.

Развивать ребенка интеллектуально можно, уже начиная с самого его рождения. Для этого всего лишь необходимы и полезны любые развивающие игрушки, которые способны развить у ребенка интеллектуальное и творческое восприятие. Игры с родителями, совместное прочтение сказок и обучающих книг, рациональное и сбалансированное питание – это все то, что поможет любому взрослому повлиять на интеллектуальное, и не только, развитие маленького создания.

Только от мамы и папы зависит, насколько будет развит их ребенок и сколько он сможет получить полезной информации. Рождаясь, ребенок уже несет в себе определенный комплект генов, которые достались ему от родителей, и это не только цвет волос или глаз, но и интеллектуальные навыки. И этот «начальный пакетик интеллекта» лишь задаток, который необходимо развивать и увеличивать ежедневно. И именно родители лучше всех знают то, что необходимо их ребенку, а без чего можно и обойтись. Кстати, вот ссылка , где вы найдёте множество развивающих игр для детей.

Методы стимулирования интеллекта у ребенка до года

Спустя некоторое время после рождения, ребенок уже может сфокусировать свое внимание на лице родителя, именно так он наблюдает за эмоциями, реакциями и признаком любви и внимания со стороны мамы или папы к своей персоне. Поэтому, специалисты советуют, наклоняйте чаще свое лицо, поближе к личику малыша, дайте ему несколько минут посмотреть на вас, при этом можете изобразить какую-либо эмоцию. Только не стоит резко менять выражение лица, делайте это медленно, и в скором времени вы увидите, что ребенок начнет вам подражать.

Прикасайтесь к малышу чаще, делайте легкие массажи, которые благотворно влияют на развитие ребенка и его моральное состояние. Массаж способен расслаблять и стимулировать нервные окончания.

Показывайте малышу разные игрушки, которые имеют различные цвета и формы. Повесьте на головой не обычный яркий мобиль, а какие-либо геометрические фигурки в нежный тонах. Так ребенок будет учиться сравнению и концентрации.

Постарайтесь чаще вкладывать в маленькие ручки какие-либо предметы: мягкие, твердые, шелестящие или гладкие. Пусть он их потрясет, подвигает, повращает или соприкасается. Так ручки будут более послушными в будущем, а в голове ребенка будут скапливаться всевозможные знания об окружающем его мире. Каждый день давайте малышу по одному предмету, но ненадолго.

Чем чаще вы будете петь ребенку песенки, читать детскую литературу или просто с малышом разговаривать, тем богаче будет его внутренний мир, расширяться кругозор и развиваться воображение.

Давайте своему малышу ежедневно немножко «поскучать». Если он не плачет, то оставьте его одного, но находитесь поблизости. Можно подсовывать небольшие предметы. Пусть прислушивается к звукам, к своему «агу», к тишине, трогает предметы и пытается сам себя занять — это способствует развитию концентрированию и проявлению изобретательности.

Специально для женского журнала

Нередко, когда речь заходит о раннем развитии ребенка, часто упоминается слово «интеллект». Но есть ли интеллект у новорожденного? Или он появляется позже? В таком случае, - в каком возрасте? Можно ли его развить и когда нужно начинать это делать?

0 70263

Фотогалерея: Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте

Зачастую интеллект определяют как сумму знаний, однако это не совсем так Скорее, интеллект связан со способностью ребенка познавать новое. А поскольку он с самого рождения занимается познанием мира, то и действия родителей должны быть соответствующими. Возможно, вы удивитесь, но, например, то, что учителя называют «врожденной грамотностью», напрямую зависит от того, как часто родители читали ребенку книжки в младенчестве. И не только это… Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте - тематика публикации.

Первые эмоции

На едва родившегося ребенка сразу же обрушивается целая гамма ощущений: он чувствует мамино тепло, пробует вкус молока, его встречает свет дня, он видит яркие пятна игрушек, слышит огромное количество незнакомых звуков, чувствует запахи. На вопрос о наличии интеллекта у новорожденных ученые пока отвечают неоднозначно, в основном указывая на рефлекторную природу младенческих реакций. Как знакомится с миром маленький человечек? Главный орган познания - все тельце младенца, особенно рот. Чем богаче ощущения ребенка, тем выше будет его интеллект. А пока он познает окружающий его мир всем своим крошечным тельцем и посвящает этому все свое время, свободное от жизненно важных для выживания процессов - сна и принятия пищи. У него может болеть животик, и, едва родившись, он уже знает, что такое боль. Он может испытывать нечто похожее на панику, когда мама уходит из комнаты, и, едва родившись, он уже знает, что такое страх. Будучи туго спеленатым, он хочет свободы, и, едва родившись, он уже знает, что такое гнев. Младенец познает мир эмоционально, сосредоточившись на своих внутренних ощущениях. Все, что ему нужно сейчас, - это ощущение комфорта и безопасности.

Первые открытия

Ребенок растет, и первое, что вы непременно заметите, это то, что приблизительно в два месяца он научился схватывать и держать игрушку. Все, что захватывается младенческой ладошкой, немедленно изучается ртом. Малыш внимательно следит за движущейся игрушкой, а при случае может изобретать свои способы ее «добыть». Например, не в силах дотянуться до заинтересовавшего его предмета, он совершает великое открытие: если потянуть за простынку, на которой лежит игрушка, она может оказаться в руках. Такие действия юного изобретателя расцениваются учеными как процесс зарождения интеллекта. Еще один плюс развития - ребенок не только узнает маму, он по-своему ласково к ней обращается: «гулит», выражает свою радость, улыбаясь и оживленно двигая ручками и ножками.

Действия родителей

Предоставьте ребенку возможность ощупывать, слушать, разглядывать, нюхать, трогать и пробовать ртом и пальчиками различные предметы. Позвольте ему ощущать запахи готовящейся пищи, весеннего ветерка, сгоревшей спички, зацветающей розы, вареной картошки, прошедшего ливня. Естественно, позаботьтесь о безопасности.

Не пугайтесь, если ребенок тянет в рот резиновую игрушку, соску, собственный палец, погремушку. Он таким способом успокаивает себя в отсутствие мамы, делая из этих предметов «временного ее заместителя». Специалисты даже придумали им название - «переходные объекты». Бывает, что старенький, замусоленный зайка для ребенка милее дорогих новых игрушек.

Будьте рядом, хорошо, если есть возможность носить ребенка в «кенгуру» или слинге. На этом этапе все еще очень важен телесный контакт с родителем - ведь ребенок ощущает мир всем тельцем! Если ему тепло и комфортно, а мама рядом - это профилактика тревожности.

Помните о том, что ребенок буквально «впитывает» в себя тот мир, что его окружает. Слушайте вместе ту музыку, которую вы любите, пусть звучит папин бас и мамино нежное сопрано, пусть малыш чувствует тепло бабушкиной щеки, ощущает пушистую ткань маминого халата и цепляется за круглые деревянные прутики кроватки. Все, что становится знакомым для ребенка, конструирует его мир, устойчивый и безопасный.

Мир маленького ученого

Малышу исполнилось шесть месяцев, и скачок в его развитии заметен невооруженным взглядом. Главное достижение ребенка - он научился сидеть. Сидя можно многое достать, до многого дотянуться. Меж тем малыша интересует все большее количество предметов, да и просто погремушка мало интересна. Нужно чтобы она звучала, мигала, играла мелодии. Важно, чтобы можно было вкладывать игрушки друг в друга, нанизывать колечки на палочки, складывать кубики, сравнивать их размеры и цвета. Его занимает собственно предмет, который он внимательно изучает всеми возможными способами: пробует на вкус, тянет в разные стороны, подносит к глазам, одевает на голову, стучит по стенке, бросает, с интересом наблюдая за игрушкой и слушая звуки. При этом - обратите внимание - он получает необычайное удовольствие от своей деятельности. По мнению психологов, сейчас ребенок - это «ученый в своей лаборатории», скрупулезно, внимательно и по-настоящему творчески (!) изучающий незнакомый предмет. Кроме того, ребенок вполне осознанно произносит звуки, иногда создавая свой собственный язык. Это занятие столь интересно, что звуки он часто произносит исключительно ради удовольствия еще и еще раз услышать их звучание.

Действия родителей

Дайте ребенку для изучения максимально интересный материал. Покупайте игрушки разных цветов, форм, размеров. Желательно - звучащие. Подумайте о покупке пирамидок, кубиков, формочек, матрешек, досок Сегена, различных вариантов самого крупного лего. Теперь развитие мышления пойдет в плане пространственного воображения, конструирования, изучения формы. Если игрушка, которую изучает ребенок, очень сложна, можно поиграть вместе: показать, как, например, можно крутить колесики. Но если ребенок догадался сам - это большой шаг в его развитии. Теперь, когда он заинтересован игрушкой, он на некоторое время может быть предоставлен сам себе.

Во время занятий не мешайте малышу, не отвлекайте его, позвольте в полной мере развиться его игре - это зачатки творческих способностей ребенка. Когда игрушка полностью изучена и даже несколько поднадоела, обратите внимание малыша на «социальный аспект» изучаемого предмета: «А как кукла кушает кашку?».

Чаще говорите с малышом, читайте ему стихи. Делайте акцент не столько на детской, сколько на хорошей литературе - с известной долей вероятности все это ляжет в основу речи, письма и того, что значительно позже кто-то из учителей назовет «врожденной грамотностью».

Юный оратор

Следующим шагом в развитии ребенка является появление речи. Это происходит после девяти месяцев. Вначале эта речь больше похожа на лепет, однако она гораздо более осмыслена. Произнести слово целиком малышу пока трудно - и он ограничивается частью слова, на которую, как правило, падает ударение. Машинка - «маш»; ложка - «ло», бабушка - «ба» или «баба», дай - «да» и т. д. Кроме того, каждое придуманное ребенком слово может иметь несколько значений, смыслов: например, «ло» - ложка, лужа, лото, мыло. Это своеобразный язык хорошо понимает ухаживающая за ребенком мама. И пока она работает в качестве «переводчика», всем хорошо понятно, что именно необходимо ребенку Другим большим достижением первого года жизни ребенка является ходьба - к 12 месяцам ребенок начинает передвигаться в пределах отведенного ему пространства, сначала с помощью родителя, а потом и самостоятельно. Этот способ передвижения открывает огромные возможности, расширяя внешний мир тесной комнаты до непостижимой беспредельности фантазии ребенка.

Действия родителей

Следуйте за ребенком. Ребенок любит воду? Купите плавающие игрушки, мячик, кубики - все в ванну. Хорошо дать ребенку пальчиковые краски для ванной - купание будет огромной радостью для малыша.

Ребенок любит собирать-разбирать игрушки - подключайте все возможные варианты: печете пирог - пусть будет конструктор из теста, разрежьте яблоко на несколько частей - перед вами «яблочный» конструктор.

Вы заметили, что ребенок активно ползает, любит передвигаться? Создайте разные «игровые площадки», возможность двигаться разнообразными способами: ползать по ковру в комнате, по надутому матрасу, слегка подтянувшись, дотягиваться до мячика или мыльных пузырей, перелезать через «горы» валиков от дивана, прыгать в «прыгунке».

Если ребенок прислушивается к музыке, звукам - уделите внимание «музыкальному сопровождению» ребенка: пойте ему, читайте стихи, предлагайте послушать звучание различных музыкальных инструментов, пение птиц. Не забывайте, укладывая малыша спать, спеть песенку, рассказать сказку, поставить диск с хорошей музыкой. Возможно, сейчас малыш не вполне понимает смысл сказки, но уже знает ее, как «знает» звуки музыки.

Не забывайте: самое страшное для любого человека, а для маленького особенно - это равнодушие. Возможно, сейчас ваш малыш сделал свое личное уникальное открытие, и ваша радость, ваша гордость за него и радость от общения с ним - это главная, сущностная необходимость его развития.

Поделиться: