Прописи для детей — буквы, цифры, игры. Бунеев Р.Н., Бунеева Е., Пронин О.В. по письму. Денисова, Дорожкин для подготовительной группы

«Отцы и дети» — выдающееся произведение И. Тургенева, в котором представлена широкая панорама отношений людей разных возрастов.

Отец Базарова - представитель старшего поколения, бывший военный лекарь. Нынче занимается лечением жителей деревни. Василий Иванович не доверяет новым тенденциям в медицине. Он человек, который живет старыми правилами, характерными для его поколения. Старый Базаров консерватор. Он полагается на помощь Бога.

Мать - настоящая хозяйка, хоть и дворянского происхождения. Ее нельзя назвать умной, зато она добрая и заботливая. Арина Власьевна суеверная и одновременно набожная женщина.

Родители любят сына без памяти. Мать тратит уйму усилий на должное воспитание отпрыска, а отец заботится о хорошем образовании. Арина Власьевна боится сына и всячески старается ему услужить, а Василий Иванович старается не показывать, насколько сильно любит Базарова. Они оба настолько гордятся сыном и настолько его превозносят, что считают себя ничтожными по сравнению с ним. Родители пекутся о его благе, готовы пылинки сдувать с ребенка. Все разговоры и помыслы только о сыне, о его благополучии, достижениях и заботах. Супруги любят Евгения безгранично и не замечают его истинной сути.

Когда Базаров приезжает домой, родители надеются на то, что он останется с ними. Но тихая деревенская жизнь быстро надоедает, и Евгений отправляется в путь. Расстроенный отец сетует, что снова остается в одиночестве.

Базаров привык к родителям, но он не любит их так сильно, как они его. Он хорошо к ним относится, они дороги ему. Но Евгений не задумывается над тем, что это нужно как-то выразить. Он и родителям не позволяет выставлять на всеобщее обозрение их эмоции, проявлять излишнюю заботу о нем. Только когда близится последний час, Евгений просит Одинцову присмотреть за Василием Ивановичем и Ариной Власьевной, потому что лучше на свет никого нет.

И. Тургенев изображает разность интересов молодежи и людей старшего поколения. Молодые быстро осваиваются с новшествами. А вот людям солидного возраста суета и либеральность взглядом ни к чему. Тургенев подчеркивает актуальную и для нынешнего времени мысль: поколения должны прислушиваться, помогать друг другу. Только так можно обрести взаимопонимание.

Источник:
Базаров и родители (сочинение)
«Отцы и дети» — выдающееся произведение И. Тургенева, в котором представлена широкая панорама отношений людей разных возрастов. Отец Базарова - представитель старшего
http://sochinenienatemu.com/ottsy-i-deti-turgenev/bazarov-i-roditeli-sochinenie/

Образы стариков родителей Базарова

Небогат. Управляет имением жены.

В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила

его в изоляции от современных идей.

Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен,

Василий Иванович Базаров,» высокий, худощавый человек с

взъерошенными волосами и тонким орлиным носом»,

с трубкой в зубах, «отставной ветеран» (как он себя именует) .

Он прожил долгую кочевую жизнь военного лекаря,» в каких только

обществах не бывал, с кем не важивался!»

Не без гордости бережёт он воспоминание из далёких лет

своей походной жизни:

Я у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал» .

Живёт в нём и другое, утаённое воспоминание — о декабристах:

«Техто, в южной армии, по четырнадцатому, вы понимаете

(и тут Василий Иванович значительно сжал губы) ,

всех знал наперечёт».

Живя в глуши, Базаров — старший — вставал с рассветом, в своем саду

сам каждое деревце сажал.

Имея весьма скромный доход, он посадил крестьян на оброк и

отдал им свою землю «исполу».

Он старается «не отстать от века», быть тем мыслящим человеком

Для которого «нет захолустья». Ему не хочется перед такими

передовыми людьми, как Базаров и Аркадий, ударить лицом

в грязь, и он пытается блеснуть перед ними своим интересом

к науке, заводит речь»о тяжёлых опасениях, внушаемых ему

наполеоновской политикой и запутанностью итальянского вопроса» .

Выражается он витиевато.

Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 22 души

Набожная последовательница православия.

Мнительна и сентиментально-чувствительна.

Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.

Арина Власьевна-«кругленькая, низенькая старушка» с «пухлыми ручками»,

набожная, чувствительная, верящая в приметы, гадания, заговоры, сны.

Всё это рисует образ «настоящей русской дворяночки прежнего времени» ,

которой следовало бы жить «лет за двести, в старомосковские времена» .

Но она покоряет своей добротой, искренностью.

но не докучали ему излишней опекой и “не притесняли”.

Он — гордость и слава добрых, наивных старичков.

Они дали “Енюшеньке” полную свободу, и он сформировал

себя как личность совершенно самостоятельно.

Но Евгений не жаловал своих родителей, считал себя

выше родителей и это создаёт пропасть в отношениях

Источник:
Образы стариков родителей Базарова
Пользователь Vlad Bouners задал вопрос в категории Литература и получил на него 1 ответ
http://otvet.mail.ru/question/196063421/

Родители базарова

Старик Базаров и его жена Арина Власьевна очень любят своего единственного сына Евгения. После смерти сына они печально и одиноко доживают свой век.

Образ и характеристика отца Базарова в романе «Отцы и дети»

Полное имя героя — Василий Иванович Базаров:

«. щеки Василия Ивановича смутно покраснели. «

«. вот я – старик, шестьдесят второй год живу. «

«. Отец в шестьдесят лет хлопочет. «

«. Он очень походил лицом на своего сына, только лоб у него был ниже и уже, и рот немного шире. «

«. как он, однако, поседел, бедняга. «

«. высокого, худощавого человека с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старый военный сюртук нараспашку. «

«. шлепая стоптанными туфлями. «

«. прикладывая по-военному руку к засаленной ермолке, прикрывавшей его голову. «

«. старый штаб-лекарь предстал перед молодыми людьми, облеченный в домоделанный полотняный пиджак и с соломенною, тоже домоделанною, шляпой на голове. «

«. Бронзовые щеки Василия Ивановича смутно покраснели. «

«. вдруг разевал широкий рот и хохотал безо всякого шума. «

«. Придерживая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке. «

«. руки тряслись у старика, и он не мог справиться с бинтами. «

«. его неподвижную, сгорбленную спину. «

«. хохотал, выказывая все свои черные зубы до единого. «

Отец Базарова управляет имением, принадлежащим его жене:

«. В нашей же губернии, верст восемьдесят отсюда. У него там небольшое именьице. «

«. и моего отца усадьбишка оттуда недалеко. «

«. небольшая деревушка, где жили родители Базарова. Рядом с нею, в молодой березовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. «

«. Впрочем, мне не в диво: я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная. «

«. в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров. «

«. Он был прежде полковым доктором. «

«. позвольте попросить в кабинет к отставному ветерану. «

«. Я у вашего дедушки в бригаде служил, – обратился он опять к Аркадию. » (служил в бригаде у генерала Кирсанова — дедушки Аркадия Кирсанова)

Отец Базарова — простой человек:

«. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать. «

«. Они у меня люди хорошие, особенно отец: презабавный. Я же у них один. «

«. Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. «

«. у меня здесь все по простоте, на военную ногу. «

«. Весь его домик состоял из шести крошечных комнат <. > кожаный, кое где продавленный и разорванный, диван. «

«. мы живем здесь, так сказать, на бивуаках*. » (бивуак — стоянка войск для ночлега)

«. мы с тобой не Крезы и <. > у тебя не дворец. «

«. Вот тебе на! Презабавный старикашка и добрейший. «

«. добродушнее хохотал <. > его осчастливленный отец. «

«. великодушничает с крестьянами – кутит, одним словом. «

«. По непринужденности обращения, – заметил Аркадию Базаров, – и по игривости оборотов речи ты можешь судить, что мужики у моего отца не слишком притеснены. «

«. Такой же чудак, как твой, только в другом роде. Много уж очень болтает. «

«. Василий Иванович <. > собирался было поболтать с ним, но Базаров тотчас его отослал. «

«. он беспрестанно двигался, поводил плечами, точно платье ему под мышками резало, моргал, покашливал и шевелил пальцами, между тем как сын его отличался какою то небрежною неподвижностию. «

«. Василий Иванович живо вскочил с скамейки. «

«. Замечательная живучесть! – проговорил, отходя от окна, Базаров. «

«. И Василий Иванович суетливо пошел вперед, шаркая и шлепая стоптанными туфлями. «

«. я стараюсь, по возможности, не зарасти, как говорится, мохом, не отстать от века. «

«. я, например, не без чувствительных для себя пожертвований, посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу. Я считал это своим долгом, самое благоразумие в этом случае повелевает. «

«. А ты посмотри, садик у меня теперь какой! Сам каждое деревцо сажал. И фрукты есть, и ягоды, и всякие медицинские травы. «

«. Василий Иванович. В бухарском шлафроке, подпоясанный носовым платком, старик усердно рылся в огороде. «

«. А я здесь, как видите, как некий Цинциннат, грядку под позднюю репу отбиваю. Теперь настало такое время, – да и слава богу! – что каждый должен собственными руками пропитание себе доставать, на других нечего надеяться: надо трудиться самому. «

«. Все это я делаю gratis* – анаматёр. » (*gratis — бесплатно)

«. Ведь я, ты знаешь, от практики отказался, а раза два в неделю приходится стариной тряхнуть. Идут за советом – нельзя же гнать в шею. Случается, бедные прибегают к помощи. «

«. толкует о «паллиативных» средствах, лечит людей. «

«. Ну да, я готов вот перед ними признаться, имел я эту страсть в молодости – точно; да и поплатился же я за нее. «

«. Василий Иванович повел всех в сад, для того чтобы полюбоваться красотою вечера. «

«. На сем месте я люблю философствовать, глядя на захождение солнца. «

«. Ну, коли христианство не помогает, будь философом, стоиком, что ли! Ведь ты хвастался, что ты философ. «

«. затерли бы меня, маленького человека. «

«. Василий Иванович не смел сознаться, что он сам пожелал молебна… Набожен он был не менее своей жены. «

«. в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу. «

«. мою военную, бивуачную жизнь, перевязочные пункты <. > Много, много испытал я на своем веку. Вот, например, если позволите, я вам расскажу любопытный эпизод чумы в Бессарабии. «

«. За который ты получил Владимира? – подхватил Базаров. «

«. он только накануне велел спороть красную ленточку с сюртука) и принялся рассказывать эпизод чумы. «

«. не только боготворю его, я горжусь им. «

«. Они тебя так любят. » (родители любят Базарова)

«. рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания. «

«. каждое утро, чуть свет, стоя о босу ногу в туфлях, он совещался с Тимофеичем и, доставая дрожащими пальцами одну изорванную ассигнацию за другою, поручал ему разные закупки. «

«. Главное – свобода; это мое правило… не надо стеснять… не…»

«. Василий Иванович принял от лица руки и обнял свою жену, свою подругу, так крепко, как и в молодости ее не обнимал: она утешила его в его печали. «

«Отцы и дети» для своего времени был знаковым. Написанный во второй половине XIX века, он всецело отражал проблемы эпохи и актуальный во все века конфликт между старшим и младшим поколением. Яркими представителями старшего поколения в нем являются родители Базарова - Василий Иванович и Арина Власьевна Базаровы. Это единственные люди, которые принимали своего сына таким, какой он есть, потому что искренне любили его.

Несмотря на то, что автор уделил им не так много внимания, как семье Кирсановых, мы понимаем, что это люди старой закалки, воспитанные в соответствии со строгими правилами и на традиционных догмах. Василий Иванович, также как и сын, врачующий лекарь. В глазах окружающих он старается казаться прогрессивным, но его выдает недоверии к современным методам медицины. Арина Власьевна - настоящая русская женщина. Она малограмотна и очень набожна. В целом она производит приятное впечатление на читателя. Автор отмечает, что ей следовало родиться двести лет назад.

К своему сыну и отец, и мать относятся с благоговением. Они в нем души не чают, несмотря на его резко либеральные взгляды. Для них неважно близко или далеко находится Евгений, главное, чтобы у него все было хорошо. Отношение самого Базарова к родителям сложно назвать любовью. Иногда они его откровенно раздражают. Нельзя сказать, что он ценит родительское тепло, которым они старательно его окружили. Его не радуют их попытки проявить радость от его присутствия. На то он и называет себя «нигилистом», чтобы отрицать все сложившиеся в обществе правила.

Василий Иванович и Арина Власьевна знают о взглядах своего сына и о его неприятии повышенного внимания, поэтому стараются скрывать свои истинные чувства. Возможно, и сам Базаров в душе любит родителей, но вот открыто проявлять какие-то эмоции не умеет. Взять к примеру, его отношение к Анне Сергеевне , которая ему всерьез нравилась и, в которую он был действительно влюблен. Евгений так и не сказал ей самого главного, а только намеренно заглушал свои чувства. Только, находясь уже при смерти, он написал ей письмо с напоминанием о своей любви и с просьбой приехать.

Как стало ясно в конце произведения, все его реакции были показными. Он был абсолютно нормальный, любящий и хороший человек, просто для того чтобы выделиться из толпы, выбрал такой неординарный способ. Более того, в письме к Одинцовой он не забыл упомянуть своих стариков, умоляя ее приглядывать за ними. Следующие строки свидетельствуют именно о его любви к родителям: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Евгений Базаров - главное действующее лицо романа Тургенева "Отцы и дети". Персонаж Базарова - молодой человек, убежденный нигилист, презрительно относящийся к искусству и уважающий лишь естественные науки, типичный представитель нового

поколения мыслящей молодежи. Главная фабула романа - конфликт отцов и детей, мещанского образа жизни и желания перемен.

В литературной критике много внимания уделяется противостоянию Базарова и Павла Петровича, личности Аркадия Николаевича (друга Базарова), однако совсем мало говорится об отношениях главного героя со своими родителями. Такой подход весьма необоснован, ведь без изучения его взаимоотношений с родителями невозможно до конца понять и его характер.

Родители Базарова - простые добродушные старички, очень любящие своего сына. Василий Базаров (отец) -старый уездный лекарь, ведущий скучную, бесцветную жизнь небогатого помещика, в свое время ничего не жалевший для хорошего воспитания сына.

Арина Власьевна (мать) - дворянка, которой "нужно было родиться в петровскую эпоху", очень добрая и суеверная женщина, умеющая заниматься лишь одним делом - превосходно готовить кушанья. Образ родителей Базарова, этакого символа закостенелого консерватизма, противопоставлен главному герою - пытливому, умному, резкому в суждениях. Однако, несмотря на столь различное мировоззрение, родители Базарова по-настоящему любят своего сына, в отсутствие Евгения все их свободное время проходят в размышлениях о нем.

Базаров же относится к родителям внешне суховато, он конечно любит их, но не привык к открытым излияниям чувств, его тяготит постоянное навязчивое внимание. Ни с отцом, ни с матерью он не может найти общий язык, с ними он не может даже вести дискуссии, как с семейством Аркадия. Базарову тяжело от этого, однако он ничего не может с собой поделать. под одной крышей он согласен лишь при условии, что ему не будут мешать заниматься естественными науками в своем кабинете. Родители Базарова отлично понимают это и стараются во всем угождать единственному ребенку, но им такое отношение, конечно, переносить крайне сложно.

Возможно, главная беда Базарова была в том, что он не был понят своими родителями, в силу большой разницы в интеллектуальном развитии и уровне образования, и не получил от них моральной поддержки, поэтому он и был таким резким и эмоционально холодным человеком, что часто отталкивало от него людей.

Однако в родительском доме нам показан другой Евгений Базаров - более мягкий, понимающий, полный нежных чувств, которые он никогда внешне не проявит из-за внутренних барьеров.

Характеристика родителей Базарова ставит нас в тупик: как же мог в такой патриархальной обстановке вырасти человек таких передовых взглядов? Тургенев очередной раз показывает нам, что человек может сам. Однако он также показывает главную ошибку Базарова - его отчуждение от родителей, ведь они любили своего ребенка таким, какой он есть, и очень страдали от его отношения. Родители Базарова пережили своего сына, но с его смертью закончился смысл их существования.

Каким должен быть урок, чтобы он запомнился, чтобы ученику хотелось идти в школу и заниматься там с удовольствием? Думаю, урок нужно строить так, чтобы он стал и доступным, и в то же время необыкновенным, нетрадиционным. В данной системе уроков я использую не только нестандартные методы и приёмы, но и обновляю содержание некоторых уроков, применяя элементы проблемного обучения. Создание проблемной ситуации учителем – творческий поиск знаний учащимися. В старших классах особенно актуальна на уроках литературы проблема семьи, проблема отношений в семье.

Большинство наших воспитанников из неблагополучных семей, хотя есть и дети – сироты, и дети, никогда не знавшие своих родителей. Вот на такой контингент учащихся и рассчитан цикл уроков литературы, где затрагивается тема семейных отношений, где на примере произведений “Война и мир” Л. Толстого, “Гроза” А. Островского, “Вишнёвый сад” А. Чехова, “Отцы и дети” И. Тургенева, “Доктор Живаго” Б. Пастернака, “Тихий Дон” М. Шолохова, “Жизнь и судьба” В. Гроссмана и др. ребята убеждаются в необходимости создания благополучной семьи, в которой при любой ситуации можно найти поддержку и понимание. Учащиеся пришли к выводу, что обязанности есть не только у родителей по отношению к детям, но и у детей перед родителями. Такое умозаключение я решила использовать в теме “Базаров и его родители” при изучении романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Мы не станем говорить о родителях Базарова, как об “отставных людях”, идущих не в ногу со временем, во многом не понимающих сына – нигилиста. Для нас, как и для самого Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна – любящие отец и мать, стремящиеся, чтобы их сын нашёл счастье в жизни. Важно увидеть на данном уроке, что эту семью объединяет любовь, уважение, искреннее дружелюбие. Когда Евгений умирает, горе родителей безмерно. Необходимо заставить учеников сострадать несчастью людей, потерявших сына, тогда они сами придут к решению, что дети ответственны перед родителями за их душевный покой, за их долгую жизнь.

Задача урока: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.

Цель урока: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу.

Оборудование урока:

  • эпиграфы к уроку на доске:

Базаров - человек реального, полезного дела.

Д.И. Писарев

Тревожится о сыне постоянно
Святой любви великая раба.

Р. Гамзатов


И отцу до земли поклонись...
Мы пред ними в долгу неоплаченном -
Помни свято об этом всю жизнь.

М. Рябинин

  • Репродукция картины В.Перова “Старики родители на могиле сына”, запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта “Аве Мария”.

Методические приёмы: создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам домашнего задания, сообщения учащихся, беседа по содержанию романа, самостоятельная работа в группах.

На предыдущих уроках по изучению творчества И.С. Тургенева десятиклассникам в домашнем задании было предложено написать эссе на тему “Что значат для меня мои родители?”. Высказывания учащихся легли в основу урока. К проблеме урока подходим через создание проблемной ситуации, использование “яркого пятна”, после чего ребята формулируют тему, задачу, цель занятия.

Ход урока.

I. Создание проблемной ситуации: под звуки произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” ученик читает стихотворение:

По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
“Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот, поди же, всех вас собери”.

Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
“Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!”

Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко -
У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!

После прослушивания стихотворения учитель задает классу вопросы:

Кому посвящено это стихотворение? Назовите тему и идею данного произведения.

В эту минуту десятиклассники строят предположения: “Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, дал образование”.

Учитель зачитывает выдержки из эссе “Что значат для меня мои родители?”

  • У меня есть мама и папа, я их очень люблю. Для меня они самые дорогие люди на свете. Когда я приезжаю домой, а это бывает очень редко, для меня наступают райские минуты. Я им многим обязана. Для меня мои родители – это то, что я больше всего ценю на свете.
  • Для меня мои родители очень много значат. Пока я без них никуда. Без их любви, ласки я бы, наверное, не смог жить. Когда надо, они меня всегда поддерживают в моральном и финансовом смысле. Мне их часто не хватает, потому что домой езжу только по выходным. Родители для меня – это жизнь.
  • Родители – это как две руки у человека. Если нет кого-то из них – уже как-то не так, чего-то не хватает, что-то не так в мире. Родители – это наша семья, наш дом, наша ценность. Каковы бы ни были родители, их надо любить уважать, и что бы ни случилось, они должны быть всегда рядом.

Задание классу:

Относительно изучаемого произведения определите тему урока, задачу и цель урока.

Десятиклассники выдвигают несколько гипотез и приходят к правильному решению.

Тема урока: “Базаров и его родители”.

Задача урока: воспитание чувства долга у детей перед родителями.

Цель урока: определить отношение Евгения Базарова к своим родителям.

II. Реализация домашнего задания.

Слово учителя:

Человек рождается, воспитывается, живёт в семье (так должно быть). Объясните смысл выражения:

"Семья как основа нравственного благополучия в смутное время".

Вспоминаем, что роман “Отцы и дети” был написан в 1862 году. В произведении изображены все основные общественные силы России, показано размежевание, затронуты главные стороны действительности, раскрыто своеобразие конфликтов духовной жизни тревожного времени конца 50-х и начала 60-х годов IXX века. Из ответов учащихся выстраивается алгоритм:

Нравственное благополучие семьи

Вывод: духовное родство и душевные качества находятся в благополучии.

Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств. Начнём с главы семьи: Базаров Василий Иванович, отец. Что из себя представляют отцы в понимании десятиклассников? Учитель зачитывает отрывки из эссе тех ребят, чьи отцы недавно ушли из жизни, но оставили свой след в душах детей (надо отметить, что один из них был директором школы, благополучным человеком, а другой, наоборот, пьяницей, неудачником):

Я очень хочу снова увидеть своего папу. Когда приезжаю домой, всё напоминает мне о нём, хочется поговорить с ним, рассказать о своих проблемах, посоветоваться. Я люблю свою маму, но с ней не поговоришь по-мужски, не раскроешь ей своих мужских секретов.

Вот мне, например, когда умер отец, стало чего-то не хватать в жизни. Обычно приедешь домой, папа сразу же встретит тебя, обнимет покрепче, расцелует в обе щеки, и весело ему, даже плакать хочется. А сейчас домой приедешь – всё тихо, никто не говорит, никто не ругается. Тихо и безмолвно.

Задание классу.

  • Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова.
  • Как называет его Евгений? (Примеры из текста, главы 11, 17, 19, 20).
  • Речь отца и сына. (Примеры из текста).
  • Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним? (Попутно в разговоре о родителях главного героя заполняется таблица).

Слово учителя.

Ребята, в ваших работах есть замечательные строки о матерях. Я позволю себе зачитать их.

  • Моя мама много значит для меня в этой жизни. Я её очень люблю и боготворю. Она всегда мне может помочь в какой-нибудь трудной ситуации, утешить. Со своей мамой я могу разговаривать о чем угодно и сколько угодно. У меня нет от неё секретов.
  • Когда я выйду замуж, и у меня родятся дети, я тоже стану такой матерью для своих детей, как и моя мама. А мама моя – это настоящее чудо, она добрая, ласковая, красивая, но самое главное – хороший человек и любящая, всегда понимающая, родная и просто... Мама!

Задание классу.

  • Расскажите историю жизни Арины Власьевны.
  • Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать?
  • Обратите внимание на эпиграф: “Тревожится за сына постоянно/ Святой любви великая раба”.
  • Почему Р. Гамзатов считает, что мать – “великая раба”?

Вывод: старики Базаровы безгранично любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах.

Докажите, пользуясь критической литературой, что вывод верен. (Индивидуальное домашнее задание: “Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта. По-видимому, что может быть ничтожнее и негоднее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками старины, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни...Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу. Среди всего этого света и этой теплоты умирает Базаров. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над ней поют птицы, и на неё льются слёзы...” ).

III. Самостоятельная работа учащихся в группах. Ответить на вопросы:

  • 1 группа. Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их? .
  • 2 группа. Можно ли назвать Базарова добродетельным сыном? Докажите текстом.
  • 3 группа. Почему Базарову жизнь родителей кажется “глухой”?

“Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь “отцы”, кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет; тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними” .

Слово учителя.

Обратим внимание на эпиграф. Д. И. Писарев отмечал: “Базаров – человек реального, полезного дела”. Почему между Евгением и его родителями не могло быть духовной близости? Объединяет ли семью Базаровых наличие душевных качеств?

Вывод: Евгений любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие, любовь, уважение. Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства отделяет молодого человека от его стариков.

IV. Слово учителя.

В 1874 году под впечатлением о романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” художник В. Перов заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”.

Сообщение ученика об истории создания данной картины .

Работа с текстом.

Прочитайте последний абзац эпилога ,сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация? Для матерей нет горя горше, чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно.

Вывод.

Все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках.

У поэта – песенника М. Рябинина есть такие замечательные строки (обращаем внимание на последний эпиграф урока, слова звучат на фоне произведения Ф. Шуберта “Ave Maria”):

Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись...
Мы пред ними в долгу неоплаченном –
Помни свято об этом всю жизнь.

V. Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщение: “История жизни Аркадия Кирсанова”.
  2. Написать сочинение-миниатюру “Почему Аркадия нельзя назвать настоящим другом Базарова?”

Литература

  1. Тургенев И. С. Избранные сочинения. / Библиотека учителя /. - М. , Худож. литер. , 1987.
  2. История русского искусства. В 2-х томах. - М., Госиздат “Искусство”, 1960.
  3. Иванихин В. В. Почему у Ильина читают все? - М., Просвещение, 1990.
  4. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПК и ПРО, 2002.
  5. Смолина Е. А. Четырнадцать нестандартных моделей детского досуга. - Волгоград, Учитель, 2001.
Поделиться: