Проблемы воспитания ребенка с аутизмом. Советы взрослым из ближнего и дальнего окружения ребенка аутиста. Основные признаки аутизма у детей

Дарья Яушева, социальный предприниматель и журналистка, растит шестилетнего сына, которому несколько лет назад диагностировали аутизм. Вместе с семьей, педагогами и единомышленниками она делает все, чтобы ее ребенок и другие дети с расстройствами аутистического спектра могли получать адекватную помощь, общаться, абилитироваться и расти в инклюзивном обществе. По просьбе НЭН Даша написала колонку о том, каково это – быть мамой ребенка с особенностями развития.

Вспомните тот момент, когда у вас родился ребенок. А теперь сделайте крохотный шажок назад по линии времени. О чем вы думали до его рождения? Помните, вы впервые разглядывали его долго-долго, когда он в пеленках лежал, сонный, очаровательный, пахнущий ни с чем не сравнимым грудничковым запахом?

Многие отвечают, что хоть раз, да задумывались о том, как ребенок будет расти, как будет выступать в костюме мушкетера (или Мальвины) на утреннике в детском саду, учиться в самой лучшей языковой школе, поступит в какой-нибудь вуз с приставкой «престижный», ну и так далее по списку. С женитьбой, детьми и стажировкой за границей.

После рождения сына мне посчастливилось прожить с такими мыслями четыре года. Мне это нравилось. Вообще, фантазии – это классно. Они мотивируют, воодушевляют, заставляют двигаться вперед тогда, когда накапливаются усталость и раздражение. Представишь себе в рабочем и домашнем чаду, ради чего это все, и жить снова хочется. А сколько тем для обсуждений с мужем по вечерам: на футбол или хоккей, в МГУ или в МГИМО, к твоим родителям или моим!

Когда ребенку исполнилось четыре с половиной года, на наших фантазиях суровая врачебная рука поставила штамп: «Аутизм». И расписалась: «к.м.н. Петрова А.В.». Я тогда, помню, прищурила глаз и посмотрела на сына каким-то новым взглядом. Примерно час я гадала: а не подменили ли его в роддоме, пока я выбирала, на какие кружки его буду записывать?

Расстройство аутистического спектра – это история без сценария. Это похоже на ситуацию, когда твой близкий пропал, а найти его не могут, и ты ждешь, не зная, что будет завтра. Страшно. Психологи утверждают, что неизвестность – это ключевой фактор стресса. А что мы делаем в таком состоянии? Для начала, решаем: копать или не копать. В смысле, информацию. Пока копаем, согреваемся, узнаем что-то новое, что-то пробуем – тут методика, здесь лекарство, к этому специалисту надо сбегать, а тут вроде и на личную терапию не мешает сходить.


Параллельно в голову приходят страшные мысли. Не о выпускном вечере в старшей школе – я уже перестала чего-то ждать, – а о том, что случится с сыном, если я, не дай бог, попаду под машину завтра. Правда, спросите любого родителя ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Их самый большой страх – умереть раньше собственного дитя.

Во многих случаях личная терапия решает. Рано или поздно все эти демоны-дементоры, шепчущие: «а что, если…» («а что, если прививку сделают не ту?», «а что, если я отвернусь, а он в окно?», «а что,если это он такой из-за того, что я спала во время беременности на правом боку, а надо было на спине?», «а что, если его высмеют в новой группе?», «а что, если мы выйдем за порог, а он в свои шесть истерику в стиле трехлетки закатит?») начинают отступать, потому что появляются первые успехи: диета ли по показаниям дала результат, препарат подобрали верный, или поведенческая терапия сработала, или он просто что-то перерос.


Вот он подошел на улице к соседскому мальчику и улыбнулся. А тут он впервые долго и пристально смотрел в глаза. Мне. А тут он танцевал в саду в общем хороводе. После массажа стал засыпать не за час, а всего за 40 минут. И все это как снежный ком в хорошую погоду: крепче, прочнее, больше становится. А вот и зима подошла: «Давай письмо напишем дедушке Морозу». И он садится, пишет и приносит. Сам. «Подари мне поезд, – пишет, – и кису». И совершенно непонятно, по какому поводу слезы текут: потому что сын живое существо захотел, хотя еще вчера циклился на поездах и самолетах, или потому что выяснилось, что он умеет писать!

…Выбираю билеты на концерт: «Будем слушать виолончель или рояль? Рояль или виолончель?» «Мама, а давай, и то, и это», – отвечает и машет руками. Стиммит, говоря «нашим» языком. Отлично! Приезжают наши любимые Piano Guys. Покупаю билеты. Скоро мы пойдем на концерт и будем обсуждать успехи в музыкальной школе. Кажется, я снова начинаю что-то планировать. Может, в консерваторию пойдет?..

Подростки с расстройствами аутистического спектра имеют уникальные проблемы, которые часто трудно понять их родителям, учителям и сверстникам. Особенно тяжело приходится подросткам, пытающимся понять постоянно меняющиеся социальные ожидания. Все мы помним, как проходили через этот стресс. Наши тела меняются, друзья меняются, меняются и правила жизни. Так как люди с расстройствами аутистического спектра полагаются на последовательность и предсказуемость социальной среды, они вступают в эту и так непростую фазу жизни в исключительно неблагоприятных условиях. Поддерживая их в этом возрасте, необходимо понимать особенности синдрома и знать, какие навыки помогут им успешно жить и реализовать свой потенциал.

Без правильной поддержки подростки с расстройствами аутистического спектра могут в этот период погрузиться в себя. Они чувствуют крайнее одиночество и растерянность. Повышается риск депрессии и самоубийств в течение этих лет. Как непредсказуем социальный мир в подростковом возрасте, так непредсказуема и реакция подростков на этот стресс.


В последние годы это явление стало серьезной проблемой для родителей и педагогов. Эпидемия аутизма была выявлена более 15 лет назад. До этого считалось, что аутизмом страдает примерно один из 2500 детей. Теперь эта оценка составляет один ребенок на 110 детей. По мере того, как дети растут, все больше появляется учеников средней и старшей школы, а также студентов, страдающих аутизмом.

В прошлом многие из этих учеников были бы размещены в специальных учебных классах, отдельных от основного потока. Поскольку система образования улучшается, образование для детей с особыми потребностями, как в области развития, так и поведения, становится более доступным. Однако набор проблем подростков с аутизмом отличается от проблем подростков с другими нарушениями развития. Большинство детей с особыми потребностями очень общительны и легко выражают свои потребности и желания, для подростков же с расстройствами аутистического спектра коммуникация и понимание других людей даются с трудом. Их поведение может оказаться непредсказуемым для неподготовленного специалиста. Когда же они вступают в подростковый возраст, каждый аспект этого синдрома усиливается.

И преподаватели, и родители пытаются справиться с проблемами подросткового возраста ребенка, лучше понять их и помочь. Это выходит далеко за рамки простого раздражительного или угрюмого поведения, которое свойственно многим подросткам. Они не выходят из под родительского контроля и не хотят больше времени проводить с друзьями - часто они вообще не имеют друзей. Школа кажется им более угрожающей, чем когда-либо прежде. Они не могут чувствовать себя в безопасности и возвращаются домой с повышенной чувствительностью, гневом и печалью. Подростки, страдающие аутизмом, испытывают трудности с выражением своих эмоций. Многие регрессируют по сравнению с тем, чего они добились в предыдущие годы, проводят свое время в повторяющихся действиях, пытаясь контролировать свой мир самым доступным способом. Они легко раздражаются, что является общим для всех форм депрессии. И хотя они одиноки, они отчаянно хотят, чтобы их оставили в покое.

Как же им помочь? Как оценить потребности такой разнообразной группы подростков? Это не простой вопрос. Лица, страдающие аутизмом, обладают очень различными характеристиками. Они могут варьироваться от молчаливых до очень экспрессивных. Некоторые борются даже с самыми простыми социальными взаимодействиями, в то время как другие взаимодействуют легко, но не адекватно. Поведенческие проблемы могут варьироваться от отказа установить зрительный контакт до физической агрессии. Компульсивное поведение может быть таким простым, как желание организовать вещи на своем столе определенным образом, и таким тяжелым, как постоянно качание или повторение одной фразы снова и снова.

Визуальное представление


Для подростков с аутизмом важно, чтобы школа и общество были предсказуемы. Родители часто понимают, как сделать обстановку дома предсказуемой. Когда в семье происходит что-то новое (например, праздники, новая мебель, новое домашнее животное) они уже понимают, как подготовить к этим изменениям своего ребенка. Школьные же и общественные изменения часто приходят быстро и без предупреждения, однако существуют основные стратегии, которые могут помочь сделать даже такие ситуации более предсказуемыми.

Люди с расстройствами аутистического спектра часто являются визуалами, и именно визуальные носители становятся первым шагов в обеспечении предсказуемости любой социальной среды. Это может быть график учебного дня или график, обозначающий последовательность ближайших событий. Для некоторых учащихся новую деятельность в школе (например, лабораторную работу или научный эксперимент) можно объяснить шаг за шагом на графике действий. Вся окружающая среда может казаться угрожающей, и подростки замыкаются в себя или стремятся уйти.

Визуальные образы могут представлять собой либо общий инструмент планирования, например, ежедневный график, либо поэтапный план для понимания какой-то деятельности от начала и до конца. Инструмент, который успешно работает в одной ситуации, может не работать в другой, так как разные люди в стрессовых ситуациях ведут себя по-разному. Так же, как вы зависите от вашего органайзера или календаря для организации ежедневных действий и обязанностей, подростки, страдающие аутизмом, нуждаются в инструментах, помогающих им структурировать свою жизнь.

Визуальное представление облегчает приобретение новых навыков. Например, очень эффективным инструментом оказалось видео-моделирование, включающее в себя примеры выполнения нового навыка. Затем такое видео используется в качестве модели, чтобы обучить подростка новому навыку. Это способ иметь предсказуемую модель, которая соответствует примеру из реальной жизни. Видео дает четкую модель поведения, и подросток совершает действия с меньшим стрессом, чем с живым инструктором. Это помогает быстрее получить социальные навыки.

Практика

В дополнение к наличию визуальных представлений о каждодневных событиях, важно практиковать те действия, которые представляют самые большие проблемы. Подросток может не понимать, как ориентироваться во взаимодействиях в классе, школьных событиях или общественной деятельности. Любое взаимодействие может быть подробно разобрано и практиковаться. Это не только сделает его более предсказуемым, но и даст возможность разработать недостающий навык, который, возможно, не был нужен раньше.

Всякий раз, когда на горизонте появляется новый учитель, новый класс, новое событие, нужно попытаться получить как можно больше деталей.

Определить, чего можно ожидать, и заранее практиковать это в безопасной обстановке.

Например, посетить новый класс или заранее понаблюдать за предстоящей деятельностью. Убедитесь в том, что ученик имеет необходимые навыки и знает, например, к кому обратиться за помощью.

Развитие независимости

Одним из самых мощных методов помощи является развитие независимости. Существует большое число исследований, подтверждающих успешность этого метода в помощи людям с расстройствами аутистического спектра. Такой подход особенно полезен для социальных навыков и навыков преодоления трудностей, так как он помогает в то время, когда родителя или учителя нет рядом.

Существует множество различных процедур, используемых в этой форме лечения. В целом она учит людей наблюдать и контролировать свое собственное поведение. Процесс может включать в себя обучение специфическим социальным навыкам или стратегии преодоления, которые можно впоследствии использовать в потенциально сложных ситуациях. Это метод является чрезвычайно успешным. Умение пользоваться такими методами позволяет людям использовать их когда и где в них возникает необходимость. Это помогает подросткам с аутизмом организовать свое поведение и получить необходимые навыки, а в конечном итоге они сами становятся своими собственными терапевтами.

В конце концов подростки с аутизмом должны стать более независимыми, используя социальные, адаптивные и общественные навыки. При переходе в среднюю и старшую школу должна проводиться глобальная оценка текущего уровня независимости ребенка и того, каких долгосрочных целей еще предстоит достичь. Это может вызывать стресс, поскольку в школе ведется интенсивная социальная и учебная жизнь. Один из способов взглянуть на эту проблему - задать себе вопрос: «Насколько полезны учебные навыки, если мой ребенок не знает, как эффективно самостоятельно общаться и жить?» И хотя подросткам с аутизмом очень важно преуспеть в учебе, для них в равной степени важно развить навыки, которые помогут им работать и поддерживать отношения во взрослой жизни.

Качество жизни

Большинство из нас согласны с тем, что качество жизни человека как сейчас, так и в будущем, является лучшим компасом. В то время, как все родители хотят подготовить своих детей к самостоятельной взрослой жизни, принимать правильные решения в личной жизни и карьере, родители подростков с расстройствами аутистического спектра должны быть дополнительно вовлечены в развитие этих способностей. Такие родители часто начинают беспокоиться о том, как их ребенок будет ориентироваться в мире, еще до школы. Они должны понимать свои возможности и ресурсы, необходимые им при вступлении их ребенка в подростковый возраст.

Общей приоритетной задачей является постройка отношений. Этот процесс включает в себя поднятие социальных навыков на следующий уровень, чтобы узнать возможности дружбы и открытой дискуссии. Самое важное, что он включает в себя определение краткосрочных целей, которые являются и достижимыми, и значимыми. Это очень пугающе для подростков с аутизмом, поэтому частые успехи имеют особо важное значение, помогая облегчить страх и укрепить доверие.

То же самое справедливо и для навыков, необходимых для самостоятельной взрослой жизни. Родители и ребенок должны договориться о важных для них целях в спокойной домашней обстановке. Эти цели могут включать в себя такие основные навыки, как приготовление пищи, уборка и поездки, но они также должны включать в себя и более сложные навыки, которые часто стоят на пути к более полной независимости, например, организационные навыки. Для того, чтобы добиться успеха вне дома, человек должен иметь возможность составить список своих приоритетов (покупка продуктов и вещей, посещение врача, друзей и т. д.) и организовать необходимые шаги для своевременного достижения этих задач. Другой важной задачей является обучение тому, как правильно обратиться за помощью и советом. Вне семейных отношений человеку с аутизмом необходимо определить соответствующие источники поддержки и узнать, как при необходимости искать и использовать помощь. Может показаться, что это задача для детей младшего возраста, но на самом деле гораздо сложнее искать поддержку взрослому, особенно если в социальной среде мало людей, знакомых с расстройствами аутистического спектра.

Хотя очень важно обучить подростков важнейшим жизненным навыкам и поощрять независимость, очень важно также обеспечить высокое качество жизни. Это должно начинаться с анализа того, что именно понимается под «качеством жизни» для конкретного человека и его семьи. Один из подходов заключается в том, чтобы собрать вместе людей в благоприятной обстановке для обсуждения конкретных возможностей и потребностей. Такая группа будет включать в себя семью, педагогов, близких людей, терапевтов и всех тех, с кем имеются значимые отношения. Цель состоит в том, чтобы понять, как жизнь этого человека прогрессировала до настоящего момента. Кто был его верными друзьями? Какие мероприятия или интересы приносили радость? Что удалось? Что не получилось? Что люди, сидящие вокруг, могут привнести в жизнь этого человека и кто еще должен быть вовлечен в это?

Очень трудно построить образовательную программу, необходимую для достижения успеха на многих уровнях, чтобы научиться независимости и обеспечить оптимальное качество жизни.

Стратегии обучения

Разработан целый ряд различных программ, нацеленных на обучение социальным навыкам и навыкам социальной жизни. Необходимо разрабатывать индивидуальную программу, соответствующую конкретным потребностям и результатам. Доказательная база для этих методов быстро расширяется, особенно в отношении их эффективности для людей с расстройствами аутистического спектра.

Лучшим началом будет найти сильного специалиста по поведению в вашем регионе. Если такого найти не удалось, можно продолжить поиск консультантов в Интернете.

Многие родители считают полезным видеть общий пример подхода к лечению, например, тот, который обращается к социальным навыкам.

  • Обучение подростков различным стратегиям самоконтроля, которые приводят к социальным успехам . Эти стратегии работают для уменьшения социальной тревожности и выявлению и организации социальных возможностей. Например, программа самоконтроля может включать в себя обучение тому, как избежать конкретных ситуаций, которые приводят к негативным последствиям, а также выявлению возможностей для успешной практики новых навыков. Она также может включать в себя конкретные поведенческие стратегии для снижения тревоги и самовознаграждения за успехи. Если существуют социальные модели поведения, стигматизированные у сверстников, программа поддержит замену этих моделей поведения на более подходящие, выполняющие ту же социальную функцию.
  • Оценка поведенческих проблем и поиск значимых моделей поведения . В подростковом возрасте человек разрабатывает множество способов справиться с социальной путаницей и стрессом. Один из подходов заключается в оценке каждого варианта поведения и отработке на практике лучших вариантов. В результате разрабатывается новый набор социальных навыков. Помимо основных навыков, необходимых для социального успеха, эти методы служат устранению барьеров и созданию условий для развития более широкого спектра социальных навыков. Например, если подросток повышает голос всякий раз, когда разговор становится трудным, необходимо заменить такое поведение на более подходящий навык, выполняющий ту же функцию, но уменьшающий беспокойство и меняющий социальное взаимодействие. Существует множество способов избежать сложных тем или ситуаций. Цель обучения состоит в том, чтобы выбрать варианты, лучше всего подходящие для конкретного человека и социальной ситуации.
  • Создание социальных возможностей, в которых подросток может испытать успех и повысить шансы приобретения друзей-сверстников. Подросток обучается новым навыкам, чтобы лучше понять своих сверстников. Этот процесс может оказаться самым трудным. Он включает в себя тесный контакт с семьей, школьным окружением, общественными контактами. Каждый случай индивидуален, имеет разные потребности, поэтому социальная поддержка каждого отдельного ребенка представляет собой новую головоломку.

Независимо от используемой стратегии очень важно иметь помощь профессионала, хорошо разбирающегося в оценке поведения и разработке различных программ поддержки разных потребностей. К ним относятся проблемы поведения, возможность справиться со стрессом, развитие социальных навыков, навыков общения, отдыха, заботы о собственном здоровье, развитие карьеры и отношений.

При выборе профессионала, который будет руководить обучением, убедитесь, что он или она разбирается во всех потребностях подростка или может получить консультацию другого специалиста, чтобы разработать эффективный план.

Коррекция аутизма дома: игры и игрушки. Воспитание ребенка с аутизмом - видео

Семьи детей с аутизмом вынуждены справляться с множеством разнородных и трудных задач: растить очень сложного в воспитании ребенка, искать необходимую информацию, специалистов, выбирать адекватные формы помощи. Погружаясь в эти проблемы, родители часто не имеют четких ориентиров, и почти всегда сомневаются, все ли сделано для благополучия ребенка. Организация процесса помощи ребенку на годы становятся постоянной заботой семьи, которой снова и снова на каждом возрастном этапе приходится искать, куда он пойдет, где его примут, какой подход и какой специалист ему поможет.

Известно, что ребенок с аутизмом для своего развития нуждается в помощи врача, психолога и педагога, но каждая семья ставит здесь свой акцент. Одни концентрируются исключительно на медицинских обследованиях, и проходят бесконечные и мучительные круги поиска причин случившегося и специалистов, способных радикально изменить ситуацию. Эти родители считают, что прежде, чем начать заниматься, ребенка необходимо вылечить. Другие, напротив, относятся к обследованиям и лекарствам крайне скептически, от лечения категорически отказываются, считая его слишком грубым и опасным вмешательством в развитие ребенка, и свои надежды связывают исключительно с психолого-педагогической помощью, упуская возможность необходимой медикаментозной поддержки.

Радикальные установки и в том, и в другом случае нехороши для ребенка. Известно, что проблемы аутизма в наибольшей степени связаны с биологическими особенностями детей, и они, в силу этого, нуждаются в постоянном внимании и поддержке врачей разных специальностей. Действительно, во многих случаях лекарственная терапия может смягчать трудности, успокаивать, «собирать» ребенка или активировать его, но возможности радикально изменить ситуацию, «вылечить аутизм» в настоящее время, к сожалению не существует. Хорошо подобранное лечение в некоторой степени улучшает условия психического и социального развития ребенка, но продвинуться оно может, только если родители, психологи, педагоги немедленно помогут ему реализовать приоткрывшиеся благодаря терапии возможности взаимодействия.

Разные акценты существуют и в ориентации семьи преимущественно на психологическую или педагогическую помощь. Традиционно на занятия с психологами больше настроены семьи, стремящиеся к развитию эмоционального контакта, общения и взаимопонимания с ребенком; педагогический подход предпочитают родители, видящие продвижение ребенка, прежде всего, в приобретении конкретных знаний и умений. Надо сказать, однако, что и здесь делать ставку на что-то одно тоже не стоит, поскольку это взаимодополняющие направления помощи ребенку. Без эмоционального контакта с ребенком, так же, как и без формирования у него необходимых навыков, невозможны социализация и развитие средств коммуникации. Без психологической помощи ребенку в осмыслении происходящего, в развитии более активных и гибких форм взаимодействия он не сможет пользоваться знаниями и умениями в реальной жизни, даже если они блестяще отработаны на занятиях.

Если говорить об оптимальной организации психолого-педагогической помощи, то ребенку с аутизмом необходимо:

  • на первом году жизни - выявление самой угрозы формирования нарушений аутистического спектра и оказание специальной психологической помощи семье в развитии эмоционального контакта, налаживании взаимодействия с ребенком, что позволяет если и не избежать диагноза РАС, то, по крайней мере, значительно улучшить прогноз развития;
  • в период раннего возраста , особенно в период постановки диагноза РАС, семье нужна психологическая поддержка, получение информации о специфике трудностей ребенка, обучение эффективным методам его воспитания и своевременное начало специальных занятий ребенка с психологом;
  • в дошкольном возрасте , т.е. в период наиболее выраженных проявлений детского аутизма (заострения трудностей эмоционального контакта и поведенческих проблем, выявления искажения психического развития) семье по-прежнему необходима психологическая поддержка, а самому ребенку - индивидуальные занятия с психологом и, в случаях выраженной задержки развития, с логопедом и дефектологом, специально подготовленным к работе с такими детьми;
  • в старшем дошкольном возрасте всем таким детям, помимо сохранения регулярных занятий с психологом, для подготовки к школе требуются индивидуальные занятия с педагогом, а также введение в детскую группу (в условиях специального сопровождения), расширяющую опыт социального взаимодействия;
  • на протяжении всего периода школьного обучения и ребенок, и его семья продолжают нуждаться в специальном психолого-педагогическом сопровождении. При использовании всех возможностей интеграции ребенка в группу сверстников, ему необходима не только поддержка в освоении школьной программы, но и специальная помощь в развитии представлений об окружающем, социальной компетенции, в освоении навыков коммуникации и бытовой адаптации;
  • подростку с РАС и его семье также необходима психологическая и педагогическая поддержка. Подростку требуется помощь в выработке навыков, обеспечивающих его самостоятельность в быту, ориентировку в ближнем и дальнем социальном окружении, навыков взаимодействия со сверстниками. Необходим также и поиск возможностей профессионального развития;
  • во многих случаях психолого-педагогическая поддержка требуется и взрослому человеку с проблемами аутистического спектра ; его близкие также часто нуждаются в психологической помощи.

Организовать такую помощь в полном объеме и на всех возрастных этапах семье аутичного ребенка в настоящее время практически невозможно. Во многих случаях родителям приходится полностью брать на себя функции специалистов, что нехорошо для ребенка. При аутизме малышу не меньше, чем профессионалы, нужны родные и близкие люди в своей собственной роли. Только они могут сделать для него уклад повседневной домашней жизни активизирующим, вовлекающим во взаимодействие, делающим происходящее предсказуемым и осмысленным.

Именно поэтому так важны постоянная профессиональная поддержка и сопровождение семьи. Родителям нужны сведения не только о существующих и появляющихся возможностях профессиональной помощи ребенку, но и информация, помогающая разбираться в происходящем, видеть трудности и пути их преодоления, адекватно оценивать успешность своих действий.

Задачи и приемы домашнего воспитания ребенка с аутизмом в наибольшей степени близки тому, что делают на занятиях психологи, работающие в русле разработанного нами подхода. Необходимо, чтобы родители так же, как и психологи, искали возможность вовлечь ребенка в совместные переживания и совместные действия. На специальных занятиях взаимодействие с ребенком насыщено и интенсивно, его цель – возможно более активизировать ребенка, включить в коммуникацию и дать ему положительный опыт осмысления происходящего. При этом вместе с ребенком психолог проживает и делает более ярким его удовольствие от впечатлений не только новых, но и уже привычных по домашней жизни.

Например, купание в ванне дома или в море летом, приготовление обеда, впечатления от встреченной на дороге лужи, похода в цирк или зоопарк, от новогодней елки и задувания свечей на дне рождения, от ветра и огоньков за окном, зеленых и красных огней светофора, прыжков белки на дереве, поездки на автобусе или в метро, игры в прятки и с мыльными пузырями, на качелях или на горке на прогулке, игровых эпизодов с героями знакомой детской телепередачи или мультфильма и т.д.

Взрослый помогает осознать такие впечатления и сделать их частью личного опыта. Порядок прорабатываемых впечатлений не случаен: будет ли это игра с привычными или новыми сенсорными впечатлениями, проигрыш уютных сюжетов из домашней жизни или ее более ярких событий зависит от уровня аффективного развития ребенка и его индивидуальных предпочтений. Включение ребенка в игру стимулирует его к использованию доступных средств коммуникации, к освоению новых возможностей, и развивает психические функции, обеспечивающие процесс взаимодействия со взрослым.

Задача близких, которую не могут взять на себя специалисты, состоит в совместном с ребенком осмыслении круговорота повседневной домашней жизни. Выделяя в нем эмоционально значимые впечатления и опираясь на них, близкие могут поддерживать каждодневную активность ребенка, выстраивать и день ото дня развивать осмысленное взаимодействие.

Одним из основных средств насыщения бытового уклада моментами, объединяющими ребенка и взрослого, является эмоционально-смысловой комментарий. В полном объеме его могут осуществить только близкие люди, с пониманием и участием проговаривая сначала для ребенка, а потом, в идеале, вместе с ним все то, что каждодневно с ними происходит. Такой комментарий - это обычное вербальное поведение взрослого, воспитывающего ребенка раннего возраста: в нашей речи при этом отражается все, на что обращает внимание малыш, что он пытается делать, что его удивляет, радует или беспокоит. Такое отражение не бывает бесстрастным: мы невольно подчеркиваем то, что хотим усилить – удовольствие, радость, интерес малыша, его успехи. И, таким же образом, своей интонацией смягчаем его тревогу, «заговариваем» боль и испуг, отодвигаем опасность. Перерабатывая вербально вместе с малышом его впечатления, эмоционально отзываясь на его действия, мы даем ему не только ощущение уверенности и безопасности, но и ориентиры для организации собственной подробной картины мира, стимулируем и задаем направления развития.

Никольская О.С. Домашнее воспитание ребенка с аутизмом // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014..04.2019)

Аутизм представляет собой серьезное врожденное заболевание, при котором ребенок не может найти общий язык с окружающими и которое полностью не лечится.

Больной не имеет возможности выражать эмоции, а также не понимает их выражение от других людей. Кроме того, заболевание сопровождается пониженной интеллектуальной активностью и неспособностью полноценно пользоваться разговорной речью.

Все симптомы объясняются неспособностью оптимального функционирования разных отделов мозга. Следует отметить, что проблемы больных, связанные с общением, будут преследовать их всю жизнь – универсального лекарства нет. Однако своевременное выявление заболевания и оперативное лечение позволяет людям со временем реализовать свой умственный потенциал.

При появлении у ребенка определенных симптомов, необходимо в срочном порядке обратиться к медицинским специалистам.

Пациент испытывает сложности, независимо от возраста, но самым сложным периодом считается именно переходный период. Пациенту сложно участвовать в общественной деятельности, быстро принимать решения в сложных ситуациях. Подростки постоянно повторяют определенные предсказуемые действия, не могут контролировать собственные эмоции, симптомы часто повторяющиеся.

Почему переходный возраст усугубляет проявления аутизма?

Максимальное общение приходится именно на период полового созревания. В это время подростки начинают взрослеть, а также формируются как социальная и индивидуальная личность, у них еще нет стабильной модели поведения. Для создания нормальных отношений с ровесниками необходимо активное общение. Поэтому как раз в переходном возрасте пациенты испытывают сильнейшие стресс за всю жизнь.

Чтобы справиться с возрастными изменениями в психике, подросткам нужна помощь. К этому возрасту у многих больных наблюдаются значительные улучшения состояние здоровья. Но из-за многочисленных стрессовых ситуаций могут наблюдаться ухудшения психологического состояния.

В этот сложный период аутисты начинают понимать, что отличаются от ровесников, у них нет возможности устроиться на перспективную работу, создать нормальную семью и иметь надежных друзей. В результате чего, одни начинают полностью замыкаться в себе, но другие могут самосовершенствоваться, больше общаться, вести активную общественную деятельность.

Не сегодняшний день известно несколько форм врожденного недуга. Многие люди считают, что все аутисты ведут себя, как герой фильма «Человек дождя». В некоторых случаях, не всегда можно определить, что у человека серьезное заболевание. Многие добиваются больших успехов, несмотря на проблемы с психическим состоянием.

Жизнь подростка-аутиста

Невозможно представить полную картину жизни больного, ведь все зависит от сложности заболевания. Если у подроста наблюдается высокая активность мозговой деятельности, то он обучается в обычной школе, и часто бывает отличником. Несмотря на наличие сложностей в общении, больной находит общий язык со своими одноклассниками, ровесниками и активно участвует в общественной деятельности школы.

Но если у ребенка явное выражение симптомов, то ему гораздо сложнее справиться со своими проблемами. В данном случае необходимы комплексные методы лечения, а также обучение в специализированных учебных заведениях. При сложной форме аутизма подросток не может самостоятельно справляться с простыми жизненными задачами, поэтому они не могут обойтись без дополнительной помощи других людей.

Большинство детей-аутистов испытывают проблемы с коммуникабельностью или даже не имеют представления, как нужно участвовать в общественной жизни, поэтому они нуждаются в постоянном обучении. Когда ребенок не способен справиться со стандартной жизненной ситуацией, его психическое состояние ухудшается, в результате он отказывается принимать участие в социальной жизни.

Это приводит к тому, что подросток не желает общаться со своими сверстниками, участвовать в играх, посещать общеобразовательную школу и устраиваться на работу. Важно понимать, что воспитание больного при сложной форме болезни является трудной, и иногда непосильной задачей.

Симптомы аутизма

В зависимости от формы заболевания, у ребенка могут быть различные признаки. Однако есть основные симптомы, по которым можно определить, что подросток болеет аутизмом и основываясь на полученных результата формировать тактику воспитания.

  1. Для больных свойственно проводить большую часть времени в одиночестве. Обычно, у таких детей нет друзей, и они не проявляют инициативы к новым знакомствам.
  2. Некоторые дети отмечают, что испытывают сильную эмоциональную нагрузку.
  3. Аутисты отличаются повышенной чувствительностью, поэтому их раздражает свет и громкие звуки.
  4. Явным симптомом врожденного аутизма считается отсталое общественное развитие. Они не знают, как общаться с людьми, могут неправильно воспринимать социальные сигналы.
  5. У больного не развиты отделы мозга, которые отвечают за проявление эмоций, поэтому мимические жесты подростка не позволяют понять его настроение и состояние. Поведение значительно отличается от состояния здоровых детей.
  6. В переходном возрасте аутисты начинают понимать и воспринимать простые навыки общения с другими людьми. Однако они не стремятся быть коммуникабельными и предпочитают проводить все свободное время в одиночестве.
  7. Период полового созревания для больного является большим стрессом. У подростков наблюдается агрессивность, панический страх, эпилептические припадки. Также они часто могут впадать в депрессивное состояние.

Модели поведения

Для пациентов подросткового возраста с рассматриваемым диагнозом свойственно несколько моделей поведения.

  1. Большинство подростков с таким заболеванием являются очень тихими. Они не могут понять, зачем необходимо общаться с людьми и налаживать связи со сверстниками, поэтому не стремятся к этому. У подростков заторможенная умственная активность, речь может быть не развита. Однако аутисты успешно используют жесты для общения.
  2. При другой форме заболевания, подростки ведут гиперактивный образ жизни. Они не знают, как нужно правильно проявлять свои эмоции в обществе, поэтому часто бывают раздражительными и агрессивными. Такие больные сложно переносят изменения привычного распорядка дня.
  3. Некоторые подростки страдают тяжелой формой болезни. Такие дети могут быть одержимы определенной идеей или повторяют определенные последовательные действия. Когда они испытывают волнение, то могут совершать, несвойственные здоровому ребенку движения: покачивание телом, махи руками, топтание на месте и другие.

Как относиться к подростку с аутизмом?

Важно понимать, что аутизм не является приговором, подросток может научиться себя вести в обществе. Большинство больных стараются научиться выражать свои эмоции и чувства в соответствии со сложившейся социальной ситуацией

Однако не всегда окружающие люди могут понять, что они хотели выразить таким образом.

Некоторые пациенты несколько лет обучаются правильному поведению в сложных ситуациях. Для увеличения шансов на успех в социальном развитии и общественном взаимодействии необходимо своевременно обнаружить симптомы заболевания и начать комплексное лечение.

Подростки ограничены в своих возможностях, поэтому они нуждаются в понимании. Во время обучения их следует хвалить и поощрять за успехи. С такими детьми сложно общаться, поэтому нужно быть доброжелательным и терпеливым.

Адаптация в социуме

В результате масштабного исследования стало известно, что дети, страдающие нарушением развития нервной системы, после коррекционного обучения меньше участвуют в социальной жизни, по сравнению с детьми, которые имеют проблемы с речью или интеллектуальными возможностями.

  • почти 40% больных аутизмом никогда не встречались со своими одноклассниками вне школы;
  • 50% никогда не участвовали в общественных мероприятиях;
  • более 54% детей, страдающих данным заболеванием, никогда не общались по телефону со своими знакомыми.

Многие больные дети сообщают, что отсутствие друзей является сильнейшим стрессом для них. Большинство людей считают, что они не стремятся заводить друзей, но специалисты с этим не согласны. Подростки хотят добиться понимания со стороны общественности, они нуждаются в компании.

Многие дети-аутисты полностью погружаются в определенное увлечение, поэтому они стараются избегать общения с окружающими людьми. Такие интересы можно использовать на пользу ребенку, ведь существует множество детей, которые имеют подобные увлечения, поэтому им будет интересно вместе общаться.

Лечение аутизма

При обнаружении определенных симптомов, характерных для аутизма, необходимо сразу обратиться к медицинскому специалисту. В результате чего собирается специальная комиссия (невролог, психиатр и другие врачи, воспитатели, учителя, родители). Проводится тест и диагностика, цель которой — определение степени и особенностей болезни.

На сегодняшний день не существует универсальных методов и препаратов лечения данного заболевания, поэтому никто не сможет обещать полное исцеление. Однако существуют комплексные лечебные мероприятия, которые позволяют самостоятельно существовать больному и взаимодействовать с окружающим миром. Важно отметить, что аутизм лечится успешно только в случае своевременного обнаружения признаков и начала лечебных процедур.

Поделиться: