Практика управления доу журнал. Дошкольное образовательное учреждение — управление по результатам. Изучение новых методик, технологий, программ

Московский институт экономики, политики и права Юридический учебно-научный центр МГТУ им. Н. Э. Баумана

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

УЧЕБНИК ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина

2-е издание, переработанное и дополненное

Федерации по высшему образованию в качестве учебника для

студентов высших учебных заведений, обучающихся по

направлению и специальности "Правоведение"

Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996

ББК 67.99(2)0 О-28

Авторы: Ю.А. Дмитриев, И . Казь м и н \, В.В. Лазарев, О.Э. Лейст, А. В . Мицкеви ч , В.В. О к са м ытный, А.С. Пиголкин, Т.Н. Рах м а н ина, А.Х. Саидов, М.С. Студе н ики н а, В.М. Сырых.

Рецензенты: д-р юрид. наук, проф. Т.Н. Радько, кафедра теории и истории государства и права Российского университета дружбы народов.

О-28 Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, |И.Ф. Казьмин |, В.В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. - 384 с.

ISBN 5-7038-1288-7

Учебник посвящен общим вопросам права и его роли в жизни общества. В нем с современных позиций рассмотрен широкий круг проблем: происхождение и сущность права и государства, место права в системе социальных норм, его связь с государством, а также с экономикой и политикой, правовое положение личности, дана характеристика основных правовых систем современности.

Подробно рассмотрены вопросы, посвященные нормам и источникам права, правосознанию, правотворчеству и систематизации законодательства, реализации и толкованию норм права, правоотношениям, законности, правомерному поведению, правонарушениям и юридической ответственности.

Во втором издании (1-е изд. 1993 г.) добавлена новая глава "Правомерное поведение", расширен материал ряда глав, учтена новая Конституция Российской Федерации, даны примеры из недавно принятых законодательных актов.

Учебник предназначен для студентов юридических вузов.

ББК 67.99(2)0

ISBN 5-7038-1288-7

© Московский институт экономики, политики и права, 1995.

© Юридический учебно-научный центр МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1995.

© Оформление, Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1995.

Дмитриев Ю .А., д-р юрид. наук, профессор – гл. III (в соав-

Торстве), гл. IV

\Ка з ьми н И.Ф.\, д-р юрид. наук – гл. XII (в соавторстве)

Лазарев В ., академик РАЕН, д-р юрид. наук, профессор –

гл. VII, IX, XVI, XXII

Лейс т О.Э., д-р юрид. наук, профессор – гл. VI, X, XXI Мицкевич А ., заслуженный деятель науки Российской Федерации, д-р юрид. наук, профессор – гл. II, III (в соавторстве), § 1, 2, 4 гл. V, гл. XV О к с ам ыт н ый В.В., д-р юрид. наук, профессор – гл. XIX П и г олки н А.С., академик Международной Академии информатизации, заслуженный деятель науки Российской Федерации, д-р юрид. наук, профессор

Предисловие, гл. X, XIII, XVII, XVIII, XXIII (в соавторстве) Р а х ма н и н а Т.Н., канд. юрид. наук – § 3 гл. V, гл. XIV

Саидов А.Х., д-р юрид. наук, – гл. XXIII (в соавторстве) Студен ик ина М .С., канд. юрид. наук – гл. XI Сырых В. М ., д-р юрид. наук – гл. I, VIII, XII (в соавторстве), гл. XIV (в соавторстве)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий учебник подготовлен по новой дисциплине, изу чаемой студентами юридических учебных заведений – общей теории права. В большинстве российских вузов изучается другой предмет - теория государства и права. Среди ученых-юристов распространено мнение, что юридическая наука имеет два объек та исследования – государство и право, которые нельзя постиг нуть, исследуя изолированно. Главный аргумент в пользу двойст венности объекта юридической науки – тесная связь государства и права, их функционирование в обществе в неразрывном един стве. Поэтому и была создана единая отрасль науки и учебная дисциплина – теория государства и права. г

Действительно, объективные связи государства и права очевидны. С одной стороны, государство не может выполнять свое назначение в обществе без того, чтобы не предписывать индивидам, органам, организациям определенные нормы поведения, не охранять их, не обеспечивать использование прав и исполнение обязанностей. С другой стороны, правовые нормы создаются государством и обеспечиваются опять же государственно-властными средствами. Государственные Органы и организации реализуют предписания многих норм, организуют их исполнение. Государство и право возникают одновременно, развиваются параллельно и наследуют судьбу друг друга.

Однако указанные соображения не исключают того, что государство и право представляют собой особые, самостоятельные общественные явления, имеющие собственные закономерности становления и развития, которые вполне можно изучать и анализировать раздельно. У юридической науки должен быть один объект исследования – право как нормативный регулятор общественных отношений, инструмент государственного руководства обществом.

Право тесно связано не только с государством, но и с такими социальными явлениями, как мораль, политика и другие, причем точки соприкосновения с ними не менее существенны, чем с государством. Однако это не дает оснований говорить о какой-то единой науке, объектом которой могли бы быть все эти взаимосвязанные общественные явления в совокупности.

Таким образом, целесообразно пересмотреть традиционные представления о теории государства и права как единой науке. Существуют теория государства как составная часть особой науки

– политологии (ее студенты изучают отдельно) и общая теория права, которая, исследуя общие закономерности становления и развития юридической надстройки, входит в качестве отрасли в юридическую науку и составляет ее основную, принципиальную часть, теоретическую основу. Кстати, во всех российских дореволюционных вузах именно общая теория права изучалась как учебная дисциплина.

Этой науке и посвящено настоящее издание. В нем также освещаются некоторые проблемы теории государства, но рассматриваются они не самостоятельно, а в тесной связи с вопросами права, для иллюстрации органической взаимозависимости этих самостоятельных социальных явлений.

Учебник написан в период коренных социально-экономических и политических изменений в российском обществе. Становление новых рыночных отношений, кардинальное изменение политической системы, повышенное внимание к правам и свободам личности, всемерное развитие демократических институтов, борьба с отживающей тоталитарно-номенклатурной организацией государственной власти, решительное изменение идеологических основ общества – все это поставило перед юридической наукой новые, весьма сложные и важные проблемы. По сути дела в Российской Федерации создается качественно новое право, принципиально отличное от существовавшей ранее модели и отражающее новый этап в развитии российской государственно-правовой действительности.

Все указанные моменты не могли не отразиться на содержании настоящей работы. Авторы, не забывая о преемственности науки, попытались по-новому осветить ряд проблем теории права, отразить и проанализировать происшедшие в бывших социалистических странах коренные изменения в экономике, политике и идеологии, наметить пути развития законодательства в изменившихся условиях.

В работе отсутствуют характерное для предшествующей учебной литературы слепое преклонение перед марксистско-ленинской идеологией, как будто бы единственно верным учением о природе и обществе, бездумное цитирование и комментирование произведений ее основоположников. В то же время авторы в процессе критического анализа произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина стремились избежать и другой крайности – огульного отрицания марксистского наследия в области права, всех идей о государстве и праве. Многие их мысли о сущности

права и государства, об их роли в жизни общества прошли проверку временем и вполне могут быть использованы при анализе основных положений общей теории права.

Наконец, в работе использованы последние достижения общественной жизни в целом и юридической – в частности, новые теоретические идеи о современных государственно-правовых явлениях, предложено оригинальное решение ряда проблем современной юриспруденции. При этом каждый автор стремился дать свою трактовку тех или иных общих понятий права, которая в ряде случаев отличается от идей, высказанных другими членами авторского коллектива.

Глава I

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

§1. Общая характеристика юридической науки

Достижения современного человечества, общества стали возможными благодаря способности людей правильно понимать суть естественных и социальных явлений и процессов. Накопленная человечеством гигантская сумма знаний о природе, обществе "и познавательной деятельности представляет собой науку.

Система научного знания обычно подразделяется на три большие группы: философию, естественные науки и общественные науки. Философия изучает наиболее общие закономерности, присущие миру в целом, рассматривает проблему соотношения материи и сознания, разрабатывает пути и способы познания человеком окружающего его мира. Естественные науки – физика, химия, биология, геология, астрономия и другие – изучают природу. Человеческое общество, история его становления, развития исследуются общественными науками.

Как сложное образование, общество изучается многими науками. Имеется целый ряд конкретных общественных наук, предметом которых выступает какая-либо самостоятельная часть, сторона общественного бытия. Так, экономические науки исследуют закономерности развития экономического строя общества. Педагогика раскрывает пути и способы воспитания и развития личности, исследует процессы образования и просвещения. Отдельные формы общественного сознания (нравственность, искусство и др.) изучаются такими науками, как этика, литературоведение, эстетика.

К числу общественных наук относится и юридическая наука (правоведение) – совокупность знаний о процессах и закономерностях права, правового сознания, юридических отношений^

Правоведение изучает процесс возникновения права как социального явления и ищет ответы на нелегкие, за давностью лет, вопросы о том, когда данное явление возникло, какие причины вызвали его появление, какие стадии прошло право в своем многовековом развитии и почему, под влиянием каких социальных процессов происходило его развитие. Ученые-юристы боль-

шое внимание уделяют полному и всестороннему анализу современного состояния права в странах с различным общественно-политическим строем, стремятся предсказать пути дальнейшего совершенствования, развития государственно-правовых явлений.

Следует, однако, заметить, что не любая совокупность сведений о праве является научной. Каждый взрослый человек, независимо от его образования и профессии, знает конкретные юридические нормы, которыми регулируются его деятельность, отношения с другими гражданам^, юридическими лицами, государственными органами. Но знания такого рода носят неполный, отрывочный, схематический характер и относятся к сфере обыденного, житейского сознания.

Как и любая наука, правоведение характеризуется следующими чертами:

1)"научные знания о праве существуют в системе, в комплексе. Они последовательно и всесторонне раскрывают все связи, стороны, отношения, свойства правовых явлений;

2) задачи научного познания в сфере права в конечном счете сводятся к выявлению закономерных процессов государственно-правовых явлений, движущих сил их изменения и развития. Такой уровень знаний существует в форме системы понятий, категорий, юридических принципов и научных закономерностей;

3) правоведение представляет собой систему достоверного, объективного знания о праве. В нем отсутствуют какие-либо домыслы, мифы. Знание основывается на существующих или ранее существовавших в обществе правовых явлениях, обосновывается системой теоретических разработок о праве, а также положениями иных социальных и философских наук и проверяется общественно-исторической предметной деятельностью людей (практикой).

Воплощаясь в действующем законодательстве, в деятельности государственных органов, научные знания о праве подтверждаются или опровергаются практикой, и лишь положения, выдержавшие проверку практикой, становятся неотъемлемой частью правовой науки, используются для решения иных научных и практических задач.

Таким образом, правовая наука – это система полных и всесторонних знаний о праве, в основе которой лежит совокупность понятий, категорий и научных законов отражающих закономерности возникновения, развития и функционирования данного явления.

Правоведение относится к числу древнейших наук. Первь^е системные знания о праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней Греции – Платона (427–347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384–322 гг. до н.э.).

Наиболее интенсивно юридическая наука начинает развиваться в XVII в., в эпоху разложения феодализма и начала буржуазных политических революций, в связи с потребностью буржуазии в разработке принципов буржуазного государства и права и обосновании правомерности борьбы с феодальными порядками и феодальным государством и правом.

Значительный этап в истории правовой науки связан с именами К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, разработавших учение о праве с материалистических, классовых позиций. Марксистско-ленинская теория права не утратила полностью своей значимости в современный период, в условиях критического к ней отношения и перехода к рыночной экономике.

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УЧЕБНИК ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Под общей редакцией

доктора юридических наук, профессора,

заслуженного деятеля науки РФ

Абрамова А.И. - гл. XV (§ 1, 2, 5, 6);

Боголюбов С.А. - гл. XXIII;

Пиголкин А.С. - гл. I (§ 1 - 4), VIII (§ 2 - 4), XII, XIV, XV (§ 3, 4), XVI, XVII, XIX, XXII;

Рахманина Т.Н. - гл. IV - VII, VIII (§ 6);

Студеникина М.С. - гл. XIII, XXI;

Хабриева Т.Я. - гл. XX;

Чернобель Г.Т. - гл. X, XI, XXVI;

Юртаева Е.А. - гл. I (§ 5), XXIV, XXV.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий учебник подготовлен по предмету "Теория государства и права", предусмотренному нормативами Министерства образования Российской Федерации. Исходя из традиционного представления о теории государства и теории права как единой отрасли науки и учебной дисциплины, авторы учебника в то же время стоят на позиции, согласно которой проблемы государства должны рассматриваться лишь в той мере, в какой это необходимо для более углубленного понимания сущности и предназначения права, механизмов его действия, создания, реализации.

Книга рассчитана в первую очередь на студентов юридических вузов. Она позволяет им усвоить курс теории государства и права, получить полные, системные знания, необходимые для успешного освоения других учебных юридических дисциплин.

Вопросам теории государства и права в юридической литературе всегда уделялось большое внимание. Об этом свидетельствует богатое наследие отечественной правовой мысли, включающее в себя работы таких известных российских ученых, как Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, Л.И. Петражицкий, С.А. Муромцев, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин, В.С. Соловьев, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Ф.Ф. Кокошкин и др. Их идеи получили отражение в работе.

За последние годы по теории государства и права подготовлено и опубликовано много учебников и учебных пособий. Между тем сохраняется настоятельная необходимость в их новых изданиях. Это объясняется тем, что литература по данной дисциплине довольно быстро устаревает и перестает в полной мере отражать те перемены, которые непрерывно происходят в экономической, политической и духовной жизни российского общества. Кроме того, многие из изданных учебников написаны чрезвычайно сложно, что препятствует усвоению их содержания студентами первого курса, только что окончившими среднюю школу. Необходимо иметь в виду также, что наличие большого числа учебной литературы указанной тематики дает студентам возможность существенно расширить кругозор, познакомиться с различными взглядами ученых, увидеть и оценить действительную значимость и степень разработанности исследуемых проблем, проявить определенную самостоятельность в их изучении.

Авторы стремились избежать отрицания марксистского наследия в области права, учитывая, что в марксизме есть такие суждения о сущности права и государства, об их роли в жизни общества, которые, пройдя проверку временем, сохранили свое значение до наших дней и вполне могут быть использованы при анализе основных положений общей теории права.

Структура учебника в основном соответствует содержанию действующей программы по теории государства и права. Стремясь отразить последние достижения общественной жизни в целом и юридической в частности, теоретические идеи о современных государственно-правовых явлениях, авторы включили в учебник новые темы, не вошедшие в программу изучения теории государства и права. В их числе: российское законодательство и проблемы его развития; право и экология; государство, право, глобализация. Предложено оригинальное решение ряда проблем современной юриспруденции.

(Е.А. Аркина, А.И. Васильева, Е.Н. Димурова, Е.К. Кричевская, Л.Ф. Островская, М.Х. Светницкая, Г.А. Фортунатов, О.А. Фролова и др.), проблема педагогического анализа недостаточно изучена. Накопление данных осуществлялось империческим путём. В связи с этим поиск путей совершенствования анализа как функции дошкольного учреждения является актуальным.

Значимость педагогического анализа в управлении работой дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) возрастает в связи с тем, что в настоящее время определяются новые подходы к его управлению.

Их суть состоит в том, что дошкольному учреждению предоставляется больше самостоятельности, но в то же время повышается ответственность руководителей в обеспечении научного анализа за качеством воспитания, обучения и развития детей. Анализ качества работы воспитателя необходим, так как дети должны быть защищены от профессионально несостоятельных людей, не способных обеспечить им нормальную жизнь в яслях-саду.

Основной целью дошкольного образования на современном этапе становится всестороннее развитие ребёнка, которое задаётся государственным стандартом в соответствии с потенциальными возрастными особенностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека. Известно, синтез педагогики и психологии в процессе воспитания растущей личности желаемого результата не даёт. Формирование личности - многонаправленный процесс, в котором требуется учитывать множество влияющих позитивных факторов (семья, социум, средства информации и пр.). При этом важно учитывать как соматическое, так и психическое состояние самой личности (здоровье, ценностные ориентации, готовность к само-образованию и самосовершенствованию и т.д.).

С учётом этого процесс становления растущей личности обуславливается акмеологическими знаниями профессионалов, то есть междисциплинарными. Поэтому мы особое внимание в процессе общения с воспитателями уделяем их профессиональным (акме) качествам. Обеспечить учёбу воспитателей ключевому умению анализировать педагогический процесс в дошкольном учреждении должен его руководитель.

Одним из главных средств эффективной работы ДОУ является совершенствование управления. Успешно решать сложные и важные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением, возможно в процессе повышения научной обоснованности управления. Научное управление предполагает сознательное, целенаправленное воздействие на образовательный процесс, обеспечивающий должный его уровень и достижение оптимального результата, которое невозможно без анализа состояния, тенденций развития, объективной оценки результатов воспитательно-образовательной работы, причин, определяющих этот результат.

В.А. Сухомлинский писал: «Умение анализировать, обобщать, применять обобщения как инструмент мастерства, подхода к конкретным явлениям - это самая сущность педагогического руководства».

В работе руководителя это умение проявляется повседневно и особенно важно при завершении периодов, циклов учебно-воспитательного процесса. В.А. Сухомлинский учебный год считал одним из таких важных циклов. В анализе итогов учебного года он взял связующее звено между прошлым и будущим: «Умение предвидеть - это, прежде всего, умение оглянуться на пройденный путь, обозреть его, увидеть в нём истоки сегодняшних успехов и недостатков».

Анализ - это предельно комплексное явление, атрибут системы управления, необходимое средство и механизм обеспечения эффективности её функционирования. Он не сводится лишь к какому-либо одному этапу управленческого цикла, например, к заключительному («проверочному»), а встроен во все управленческие функции, обеспечивая их реализацию, а также возможность перехода от одних функций к другим. Анализ - это оборотная сторона планирования. Он позволяет определить, достигнута цель или нет, и тем самым «даёт санкцию» для перехода к последующим действиям, связывая все звенья цепи управления в единое целое.

Для того, чтобы анализ был действенным и эффективным, необходимо его осуществлять на научной основе.

Это значит, что он не должен сводиться к констатации обнаруженных ошибок или отклонений, а включать средства и механизмы их исправления. Последнее обеспечивается за счёт тесно связанной с анализом коррекционной функции. Итак, анализ в его широком, истинном смысле определяется как процесс обеспечения достижения дошкольным образовательным учреждением целей, а также как явление, носящее не локальный, а глобальный характер. Он распространяется на всю управленческую деятельность.

Данное определение требует детализации. Оно включает следующие основные аспекты:

  • анализ как необходимый атрибут управленческой деятельности, позволяющий достигать поставленных целей и задач;
  • анализ как необходимый компонент деятельности всех подразделений и членов коллектива, обеспечивающий её эффективность и согласованность с общими целями ДУ;
  • анализ как специфическая прерогатива определённых ответственных лиц, на которых возложены обязанности анализа (зам. заведующей по основным вопросам, ст. медсестра, воспитатель, узкие специалисты);
  • анализ как аспект деятельности руководителя ДОУ, связанный с ответственными лицами и их руководством;
  • анализ как непосредственная обязанность руководителя, реализующаяся в его индивидуальной деятельности, в том числе в системе личных, непосредственных взаимодействий с другими членами ДОУ (как с руководителями соподчинённых уровней, так и с рядовыми исполнителями).
  • характеристика видов и типов анализа, его структура;
  • требования к его организации;
  • выявление особенностей анализирующего и корректирующего поведения руководителя.

Наиболее общим, охватывающим все виды анализа, являются три его основных типа: опережающий (предварительный), текущий и итоговый.

Опережающий анализ является важнейшим типом и определяется сутью активной, то есть наиболее эффективной стратегии управления: предвидение и прогнозирование системы, концентрация усилий на предупреждении ошибок, неблагоприятных ситуаций. Опережающий анализ направлен на три сферы - человеческую, материальную и финансовую. Первая предполагает эффективный набор кадрового состава; вторая - определение предварительных нормативов к качеству ресурсов; третья - разработку бюджета. Предварительный анализ организационно осуществляется реализацией выработанной на этапе планирования системы правил, процедур и «линий» поведения. Они выступают в качестве ориентиров, а частично - критериев для всех иных типов анализа. Разработанная таким образом система анализа должна обнаруживать возможные отклонения до их появления.

Текущий анализ реализуется непосредственно в процессе исполнения работ и обычно к концу любой фазы процесса организационного функционирования. В нём наиболее полно воплощается принцип обратной связи, который позволяет не только оценить качество, но и внести незамедлительные коррективы и тем самым содействовать достижению целей.

Итоговый анализ осуществляется после окончания определённых видов работ. Его роль двояка. Во-первых, на его основе окончательно решается вопрос об их качестве. Во-вторых, от него зависят разного рода оценочные процедуры, организация стимулирования и мотивирования. В современный период развития всех сторон жизни ДОУ важное место занимает вопрос анализа её результатов. В настоящий момент перенос акцента с анализа промежуточных результатов на конечные имеет важное значение для менеджера образования.

В проведении педагогического анализа конечных результатов деятельности ДУ нами выделяются четыре основные этапа.

Первый этап - определение предмета, состава к содержанию анализа. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии образовательного процесса, управленческой деятельности за период учебного года. Эта информация фиксируется по основным блокам, определяются цели её анализа. Затем оценивается каждая часть предмета анализа с помощью количественных и качественных показателей, выявляются факторы и условия, способы, средства воздействия, положительно и отрицательно влияющие на развитие ДОУ.

Второй этап сводится к структурно-функциональному описанию предмета анализа. Для того, чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способы связей, а главное - педагогических усилий и средств воздействия на достижение целей (результатов деятельности).

На третьем этапе проводится анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление - причина - условия - следствия.

Осуществляя анализ, важно помнить, что причина имеет место при взаимодействии одной системы с другой или взаимодействии элементов данной системы.

Условия - это обстоятельство, от которого зависит деятельность причины. При проведении анализа по каждому блоку важно помнить, что всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализирующий выясняет причину, от чего произошло то или иное явление.

Четвёртый, заключительный этап - установление фактов достижения целей. В ходе этого этапа проходит подготовка материалов на педсовет по итогам учебного года. Формулируются цели и основные задачи на новый период. Педагогический анализ завершается синтезированием. На этом этапе формулируются окончательные выводы, аргументированные объективными данными.

Цель - это осознанный желаемый результат, задача - реально достижимый в данный отрезок времени и в определённых условиях результат.

Внедрение педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности в практику работы воспитателей, руководителей, методистов предполагает рассмотрение всех явлений ДОУ через призму педагогического анализа и их причин. Это важнейшая задача обновления дошкольного учреждения. Именно её решение позволит избавить любого участника процесса воспитания и обучения от имеющего место формализма в анализе и оценке деятельности и воспитателя, и руководителя.

Литература:

  1. Карпов, А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 1999. - 584 с.
  2. Кухарев, Н.В. Педагог-мастер, педагог-исследователь. - Гомель: УОГО, ГОСПО Беларуси, ГОИУУ, 1992. - 212 с.
  3. 3. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы. - М., 1993. - 72 с.
  4. Сухомлинский, В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. Т.3. - М.: Педагогика, 1980. - 640 с.
  5. 5. Третьяков, П.И. Практика управления современной школой (опыт педагогического менеджмента). - М., 1995. - 204 с.

В. Теленченко

Во-первых, продолжим разговор, начатый в (№2/2018) журнала, о том, как управлять социальными сетями , а именно - о чем и как писать в публикациях о своей дошкольной организации.

Во-вторых, поговорим о важном: о заработной плате . Согласно указу президента, принятому в 2012 году, «заработная плата педагогов должна планомерно повышаться и в 2018 году достигнуть своих максимальных значений». По данным мониторинга, поведенного экспертами НИУ ВШЭ, в 2017 году ежемесячные доходы воспитателей детских садов действительно выросли на 9% - до 19 842 рублей. Но при этом увеличились и нагрузка на педагогов, к тому же в большинстве регионов заработную плату стали задерживать. Что же делать, если задерживают заработную плату?

В-третьих, про перемены . В дошкольном образовании все перемены связаны с ФГОС ДО. В этом номере поговорим о том, как должна измениться методическая служба, чтобы не просто формально быть, а действительно оказывать профессиональную помощь педагогу в новых условиях.

В-четвертых, об экспериментах и экспериментировании. Как научить взрослых детскому экспериментированию? Наверное, каждый помнит себя ребенком: как нравилось набирать в кулачок песок и медленно выпускать его тонкой струйкой! А наливать воду в песок - это же так интересно! Мы, не отрываясь, с восторгом смотрели, как вода впитывается в песок, как он набухает… Конечно, мы не знали тогда, какую роль играет экспериментирование для развития нас, дошкольников… Давайте вспомним, какие вы в детстве ставили эксперименты? Возможно, что этот опыт поможет вам в работе с воспитанниками.

В-пятых, про службу примирения. Что предпринять, когда возникают конфликты между родителями и педагогами? Острые нерешенные конфликты иногда приводят к драматическим последствиям: ребенок получает психотравму, родители - серьезный стресс, а педагог теряет доверие и статус. Не надо опускать руки, на страницах журнала - об эффективных способах решения этой проблемы, а также плакат с играми-мирилками)))

В журнале много полезных плакатов, в электронной версии их можно скачать и повесить на видное место и использовать в своей работе.

Полезного Вам чтения и мирного неба над головой!

Подписку на печатный журнал с любого номера можно оформить через или по телефону 8(495)710–30–01. ВНИМАНИЕ!
Теперь наш журнал есть и в электронном виде! Оформив подписку, вы сможете просматривать онлайн номера журналов, скачивать PDF интересующего номера, а так же читать архив.

Поделиться: