Почему люди с иррациональным мышлением, являются счастливчиками. Почему нужно избавиться от иррациональных мыслей? Как бороться с иррациональным мышлением

Глава 16. Иррациональное мышление

Во всех индуктивных процессах мы идем от частного, от факта к правилу. В результате индукции вывод получается гипотетический. Суждение, что индукция есть переход от суждения о факте к суждению гипотетического типа: если А есть, то есть В; нет В, А может быть, а может не быть.

Девятнадцатый век ознаменовался гонением на общее. Бесконечные скопища отдельных фактов внушили логикам мысль, что частное есть первоначальная форма нашего сознания.

Нам, в лучшем случае, даются законы абстрактного мышления, а не реальность. Еще Гегель справедливо указывал: «Мышление обладает живым прогрессивным характером, между тем как тезис А = А не двигается с места. И это называется законом мышления! Ни одно сознание не мыслит, ни один человек не говорит, ни одна вещь не существует, подчиняясь этому закону; поэтому закон тождества не есть закон мышления, это не только не закон мышления, а вовсе ничего не говорящее утверждение: А есть А, Бог есть Бог, дух есть дух…»

Законы формальной логики разрывают живую ткань мысли, отрезают воображение и изобретают такие схемы и правила, которые останавливают развитие мысли и самого творчества. Но сама живая мысль не терпит никаких остановок и требует от разума обоснования своих подсознательных или исходных посылок, побуждает разум выходить за пределы жестких рамок закона тождества, чтобы установить самоочевидность реальности, уходы от дурной бесконечности закона достаточного основания, согласно которому А требует для себя основания не в А, а в Б, а Б, в свою очередь, в С и так далее.

Разум изначально противоречив. Ведь его работа определяется двумя законами - законом тождества, требующим остановки мысли, и законом достаточного основания, настаивающим на беспредельном движении мысли. Очень хорошо сказал об этом Флоренский: «Ткань рассудка, сотканная из конечности и бесконечности… раздирается в противоречиях. Рассудок равно нуждается в обеих своих нормах, и ни в одной… работать не может. Он не может работать, однако, и в пользовании обеими ими, ибо они несовместны. Нормы рассудка необходимы, но они и невозможны. Сам разум раздроблен и расколот».

Наша логика полуэмперична, полурациональна. Необходимость логических законов имеет силу только для нашего мышления. Мы не можем знать только наше мышление. Но ведь может быть мышление, которое не подчиняется принципам нашего мышления. Закон противоречия есть закон земной логики, с его помощью мы хорошо разбираемся в наших земных отношениях. Это трагическое положение разума снимается только обращением к сверхрассудочному, или иррациональному, способу мышления. Как указывает Флоренский, «но то, что для рационального есть противоречие… то на высшей ступени духовного познания перестает быть противоречивым… в состоянии духовного просветления… противоречия нет».

Существует особое, сверхрациональное, или иррациональное, мышление, которое способно воспринимать мир и его явления в целостности. Этому есть подтверждения высоких духовных подвижников, которые нельзя отрицать, чтобы не показать своего вопиющего невежества. Обычно переживания таких подвижников духа-мистиков невозможно передать словесно, в лучшем случае - какими-то символами.

Но на протяжении длительного времени наука относилась и относится к такому типу мышления как к психопатологии, шарлатанству. В связи с этим можно привести хрестоматийный пример, связанный с астрономом прошлого Лапласом, который в ответ на замечание, что в его космогонической теории нет Бога, ответил, что он в такой гипотезе не нуждается.

Подавляющее большинство людей живут так называемым обыденным сознанием, бытовым мышлением. В результате они воспринимают не многомерную действительность, а мнимую очевидность, бессистемно, отрывочно и противоречиво. Вся мешанина миропонимания обывателя держится на противоречивом рассудке или разуме. Очень хорошо охарактеризовал такой тип мышления Флоренский: «Бытовое жизнепонимание бессвязно и непоследовательно: аметодично; у него нет ни определенного предмета, ни определенной точки зрения. Смешивая все предметы и все возможные точки зрения, по произволу меняя один на другой, переходя с одной на другую, не отдавая себе отчета в своей подвижности и неопределенности, житейская мысль владеет полнотой всесторонности, но в этой полноте нет порядка, нет формы, а потому нет самоотчетности. В нем все есть, все возможное богатство мысли. Житейскою мыслью все объяснено, уже объяснено, и она ни в чем не нуждается. Однако объяснено где-нибудь и как-нибудь, где же и как именно - найдешь лишь случайно. Такое жизнепонимание подобно огромной библиотеке, не только не имеющей каталога, но и не расставленной по плану».

Борясь с такой обыденностью сознания, углубляя полученные знания, наука незаметно, но неизбежно теряет ту поверхностную полноту целостного восприятия мира, присущую обыденному сознанию. В результате мы имеем не НАУКУ, а науки, не целый мир, а точечные знания, объясняющие отдельные механические части мира.

Самое печальное в том, что возведенная в абсолют формальная логика, формальное мышление, по сути своей воюет с Его Величеством Человеком, которому призваны служить, так как человек изначально целостен, в нем изначально сидит стремление к целостному восприятию и пониманию мира. Современная наука пытается понять это и пристроиться к этой природной цельности человека, изобретает то кибернетику, то семиотику, то синергетику. Но чего в результате добивается? Ничего, ибо она лишь сдвигает угол зрения, но все эти «углы зрения» сами нуждаются в синтезе, которые, будучи сваленными в кучу, дать не могут.

Как некогда народная медицина была единственной, но вытесненной более «нахрапистой» современной, химической, считалась традиционной, точно так же иррациональное мышление было вытеснено на обочину столбовой дороги исторического развития рациональным мышлением, олицетворенным научно-техническим прогрессом. В результате, например, человек оказался принадлежащим одному только физическому, материальному миру, в то время как он есть воплощенное триединство трех миров - физического, психического и духовного, в частности - тела, души и духа. Древний человек мог не знать «научных» законов природы, но зато он знал Природу в ее цельности. И достичь этой Истины одной головой невозможно, нужно и сердце. Но наука берет истину силой, однако становящиеся все более дорогими эксперименты в науке приносят все меньшие результаты. Наука, научное мышление подошли к своему пределу, причем всего более испытывают кризис в плодотворных идеях, ключ к которым опять же находится в пределах иного типа мышления - иррационального. Но заформализованное логикой мышление боится переступить через запретную черту. Рациональные объяснения все менее объясняют раскрывающуюся картину мира. Квантовые физики все чаще начинают использовать иррациональную «гипотезу» Бога, так запальчиво отвергнутую некогда Лапласом. Ученые еще могут признать из форм иррационального мышления две первичные его стадии - интуицию и озарение, но «просветление» и «откровение» будут встречаться «штыками и картечью». Самое ругательное для таких ученых слово - «мистик». Они боятся его как огня, хотя в действительности именно они со своей запутавшейся в дебрях очевидности, а не реальности наукой и есть мистики, ибо они блуждают в тумане одряхлевших, ослепших и оглохших псевдонаучных парадигм. И от широкой публики будут скрывать, что якобы «сугубый материалист» Ньютон искал Бога, а открыл закон всемирного тяготения. Пусть историки науки посчитают, сколько научных открытий стало следствием именно иррациональных поисков, а не вытекло из логических сухомудрых рассуждений.

Русский ученый Н. Васильев отрицал Аристотелеву логику и признавал необходимость иной логики - воображаемой, или логики иного мира. Он признал, что логика Аристотелова истинная только для нашего физического мира очевидности, но реальность многообразнее и полнее очевидности. И он выдвигает понятие воображаемой логики, или логики реальности, в том смысле, что она является орудием для познания этой реальности и благодаря этому находится в самом тесном отношении к реальности. Новая логика лишена этого отношения к нашей реальности, она является чисто идеальным построением. Только в ином мире, чем наш, в воображаемом мире воображаемая логика могла бы стать орудием познания.

В свое время великий Лобачевский назвал свою геометрию воображаемой, позже ее назвали неевклидовой.

Никто еще не доказал, что возможна только единственная логика - Аристотелева. Мы просто привыкли верить во многие вещи, которые сами не видели в глаза. «То, что очевидно для нас в нашем мире, с нашей структурой ума и ощущающей способности, то может быть не только очевидно, но и прямо неверно в другом мире, для существ с другой психической организацией».

Неужели божество обязательно должно мыслить по аристотелевской логике, по канонам силлогизма и миллевским правилам индукции? Очень рано религиозность создала представление о божестве, разум которого бесконечно превышает человеческий. Почему нет ничего невероятного или абсурдного в том, что логика божества иная, чем логика человека.

Значит, вполне мыслимо, что могут существовать системы логического мышления и логические операции, совершенно отличные от наших.

В современной логике существуют три главных взгляда на основные логические законы: закон тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Кто-то видит в законах логики законы мышления. И Васильев справедливо замечает: «Мы должны мыслить иные логиче-ские законы, если мы только представим себе мир с другими естественными законами мышления, представим себе существо с другой интеллектуальной организацией».

Сама математика дает нам примеры воображаемых дисциплин. Например, математики ввели отрицательные числа, которых нет в природе. Мы должны понять, что может быть иная логика, чем наша.

Воображаемая логика есть логика, свободная от закона противоречия. И, прежде чем приступить к построению воображаемой логики, мы должны точно сформулировать отбрасываемую нами аксиому, чтобы избежать всяких недоразумений. Закон противоречия утверждает несовместимость утверждений и отрицаний. Отрицание - это то, что несовместимо с утверждением.

Я могу не видеть вещи в комнате, но она может быть. Вещь может быть, а может отсутствовать в зрительном восприятии. Доказательством существования или наличия стакана, а не воды, может служить только то, что мы должны попробовать его содержание. И сам вкус будет служить основанием для утверждения, что в стакане. То есть единственным логическим основанием отрицания является несовместимость.

Надо построить логику, где не было бы нашего отрицания, сводящегося на несовместимость.

В нашем мире непосредственное восприятие дает только один вид суждения - утвердительный, но можно предположить такой мир, такую логику, где наше восприятие даст два вида суждения: утвердительный и отрицательный. Потому могут составить основания для одновременного утверждения и отрицания.

Помимо логического (рационального) мышления есть нелогичное (иррациональное) мышление, которому в большинстве случаев отказывается в существовании, в праве иметь свою логику. Но, как показывает история, большая часть человеческого развития проходила и будет проходить под знаком иррациональной логики. Человек погрузился в мир физической реальности, которой наиболее соответствует логика так называемого научного мышления. Однако большая часть научных открытий происходила и происходит, как признают многие ученые, внезапно, спонтанно, в результате некоего «озарения», «вдохновения свыше» или в сновидениях, как это было в хрестоматийном случае с Менделеевым. Однако все это почему-то игнорируется, и нам упрямо навязывается логика линейного мышления. Первобытный человек с его мышлением воспринимается и подается как нечто убогое, достойное снисходительного похлопывания по плечу. Только нашим высоким ученым - философам и психологам - невдомек, что так называемые «первобытные» люди имели за своими плечами многомиллионную историю с блестящим развитием цивилизации, что они представляют собой осколки посткатаклизменного состояния. Лишь отдельные ученые-исследователи понимают, что так называемое нелогическое мышление, «доисторическое», вовсе не есть хаотическое, неупорядоченное. Оно имеет свою логику, свой порядок. Только на месте формально-логических связей стоят связи «мистические», сверхчувственные, сверхсознательные, вместо закона исключенного третьего здесь стоит закон «мистического сопричастия», или чувство всеединства. Этот закон в древнем мышлении, так основательно потесненный научным, логическим, является главным. Это мышление выразилось в гениальной формуле «Человек подобен Космосу» . Целостное мышление древних установило связи и отношения между явлениями социального, космического и культурного порядка: структурой Вселенной и человеческого тела, между жизнью и смертью, между былинкой и Космосом; все это великое Единство человек древности назвал Жизнью, Богом.

Ничуть не умаляя логического мышления, надо отметить, что познавательные возможности иррационального типа мышления также не менее богаты и имеют свои достоинства. Этот тип мышления разрешает все создаваемые разумом противоречия и антимонии между субъектом и объектом, реальным и очевидным, целым и частью, вещью и смыслом. Иррациональное мышление реализует основные принципы диалектики - всеединства, причинной обусловленности, развития, универсальные методы познания - анализ, синтез, индукцию, дедукцию, абстрагирование, обобщение, сравнение и др.

Детское мышление отличается конкретностью, живостью, эмоциональностью, богатым воображением, отсутствием рассудочности. Именно оно наиболее близко иррациональному мышлению. Не случайно Христос советовал людям быть «как дети», то есть свое сознание сделать по-детски непо-средственным, радостным, творческим. И уже сейчас появляются в среде психологов концепции, что иррациональное мышление первичнее в сравнении с логическим. Иррациональное мышление основывается на сердечном постижении мира, а рассудочное - на логической абстракции. Мышление стало точнее, но зато утерялись цельность и живость, связь с миром. Между человеком и миром встал его рассудок. Зато оно изготовило мощный логико-методологический аппарат, против которого трудно что-либо возражать.

Но, к сожалению, в сознании человечества с помощью науки и техники утвердилось мнение, что реально лишь то сознание, которое опирается на пять внешних органов чувств, а вся остальная реальность, воспринимаемая «сверхчувственно», есть галлюцинация, шизофрения. Но иррациональное состояние сознания имеет право на существование, так как мы, например, треть жизни проводим в необычном состоянии сна, в котором наше привычное состояние отключается, и мы видим некую новую реальность, многое из которой может сбываться в этом мире. Ученые обнаружили в мозгу некие вещества, которые возникают при мышлении и вводят его в так называемые измененные состояния сознания. То есть организм от природы как бы подогревает и стимулирует мышление, либо, наоборот, само мышление стимулирует появление таких веществ.

Рационалистическое мышление, упоенное успехами науки и технократии, все более ограничивает для нас доступ к иррациональной действительности, отказывая в праве на существование нелогическому мышлению. Рационализм увел нас целиком во внешний мир (особенно чудовищна последняя придумка технократов - компьютер с его неисчислимыми возможностями). Человек все более превращается в биологический обрубок с технократическими придатками, - бесчувственный, бессердечный, подслеповатый, полуоглохший и неизлечимо больной. Но от самой природы человеку необходима связь с миром Реальности, а не технократической очевидности, потому уже в древности человек стал искусственно приводить свое сознание в измененное состояние, чтобы выйти в иную реальность. Это делалось при помощи табака, еще более сильных наркотиков, в том числе и алкоголя, музыки. Даже ошалевшие уже от технократического давления крысы предпочитают утолять жажду не обыкновенной водой, а алкоголем, если случится такая возможность выбора. Отсекая себя от ноосферы, человек тем самым резко сокращает свои творческие способности и возможности, ведь все свои идеи и образы он черпает из этого, мифического пока еще для науки, тонкого энергоинформационного мира. Для научного мышления, очень довольного своими технократическими победами, принципиально невозможен брак с мышлением иррациональным с его подозрительными мирами, снами и видениями. ««Не может быть, потому что не может быть» - такова убедительная логика логического мышления, ведь ему давно известно, что «камни с неба падать не могут». А они вдруг стали падать и не раз по вине этих камней-астероидов на Земле случались катаклизмы, сметающие с поверхности всех этих умников-профессоров с их более чем убогой очевидностью. Что ж, остается еще подождать падения с неба очередного астероида. Может, убедит Фом неверующих и, паче того, не желающих знать ничего нового «нелогичного». А пока нацепим на длинные крючковатые носы систему «логических линз» и через них будем выискивать кусочки того, что нам подбрасывают от щедрот своих наши чувства и рассудок.

Существует очевидность, постигаемая нашими органами чувств, и существует Реальность, постигаемая сердцем и другими тонко энергетическими центрами души. Очевидность - от времени, а Реальность - от вечности и включает в себя эту временную очевидность.

Так что для кого-то камень падает потому, что существует закон всемирного тяготения, а для кого-то камень падает потому, что он хочет упасть. А захотел бы - так стал бы и летать.

В даосизме и буддизме существуют оригинальные упражнения, имеющие целью для ученика познание всей ограничености логического мышления. Например, предлагается подумать над тем, что хлопок есть производное действие двух ладоней, а каким будет хлопок одной? В суффизме этому служат притчи.

Человеческое мышление призвано от природы совмещать две реальности - чувственную и иррациональную. Эти две реальности пересекаются в его сознании.

Связь между двумя видами реальности - грубо материальной очевидности и тонко энергетической Действительностью может осуществляться разными способами, вплоть до недопустимых - магии и наркотиков. Но самый верный и самый лучший - это чистота мышления - самый чистый канал и единственно правильный, ибо мысль есть психическая энергия, а психическая энергия есть все. Чистое высоконравственное мышление обеспечит съем информации из сверхчувственной Реальности.

Если мы сравним образцы мышления древних мыслителей и современных философов, то убедимся в преимуществе первых: древние общее и конкретнее ограничивали друг от друга, единство конкретного и общего было живо и цельно. Уступая научному мышлению в анализе, мышление древних превосходило его в синтезе, в цельности.

Мировоззренческие истины открываются обычно в мышлении иррациональном или мистическом, когда человек как бы отключает свой интеллект и земные чувства и отдается шестому чувству, называемому интуицией. Высшая сущность вещей и явлений лежит за пределами современного интеллектуального постижения мира. Это знание целостно, оно не может быть передано в категориях рассудочного мышления. Так как его невозможно анализировать, сравнивать, измерять. Это высшее знание открывается человеку в виде смыслообразов или символов.

В свое время известный мыслитель О. Шпенглер заявил о завершении цикла «западного природопознания». Чтобы спасти себя, наука, а значит, и научное мышление, должны интегрировать свои отдельные подразделения. Пути спасения впавшей в кризис науки лежат во внимании к человеку, в очеловечивании науки, в переходе на новые формы мышления, как способа познания всеобъемлющей Действительности. Это мышление должно стать подлинно творческим, то есть соединить ранее несоединимое - рациональное и иррациональное. Творчество же основывается на сердце, на чувствознании. Наступает эпоха умного сердечного мышления.

Каким же образом, минуя сложные логические формулы, иррациональное в целостном мышлении развертывалось в единую осмысленную картину? Этим средством служило воображение . Благодаря логике воображения целостное мышление преодолевает препоны рационального мышления, так называемого «здравого рассудка», и выводит человека на новые творческие горизонты. Во все времена творчество обязано своим существованием воображению, которому в логическом мышлении уделяется чрезвычайно малое внимание. Именно воображение позволяет воспринимать мир в целостности, в синтетическом единстве: живым, исполненным смысла, в то время как здравый смысл режет весь этот целостный мир на части при помощи скальпеля в виде формальной логики и получает мертвые абстракции, не связанные между собой и даже вступающие в противоречия. Рациональное мышление, имеющее свою формальную логику, по самой своей природе противоречиво, в то время как целостное, творческое мышление таких противоречий не знает. Доходит до курьезов. Так, в математике критерием истинности новой формулы порой становится красота ее, а не длинные, непонятные самому ученому, логические доказательства. А критерий красоты - основа целостного творческого мышления. Научное мышление затрачивает уйму усилий, чтобы решить проблему синтеза естественнонаучного знания, но ищет опять же с помощью только формальной логики, хотя невозможность такого противоестественного синтеза уже научно доказана (Гейзенберг - соотношение неопределенности, Бор - принцип дополнительности).

Здесь нужна уже иная логика - интуитивная. Об этом в свое время говорили наши отечественные выдающиеся мыслители Н.А. Васильев и П.А. Флоренский.

Интуиция (чувствознание) есть высшая форма ума на этом и следующем эволюционном этапе развития человече-ского мышления. Это вид сердечного мышления. Чувствознание возникает вместе с пробуждением и ростом Психической энергии, переработанной огнем сердца. Перед человечеством стоит задача думать и решать сердцем . Пока же идет перекос в сторону мозгового интеллекта.

Высшей формой мышления является дух разумения , когда мир воспринимается непосредственно самим духом, или монадой. Об этом накале огненного мышления мы можем косвенно судить по выдающимся подвигам духовных подвижников человечества, не давшим во все времена затухнуть человеческим сознаниям. Духовное мышление - это безоглядное служение Общему Благу, это вечное самопожертвование, это мгновенное действие на всех планах бытия, это цельное единство мысли и действия, в которых нет ничего личного. Здесь мысль представляет собой огненное чувство и одновременно огненное же действие. Это нерасторжимое три-единство, которое дает возможность воспринимать и понимать все космические явления, жить жизнью вселенского всеединства и действовать по законам этого вселенского всеединства.

иррациональный искусство мышление

Рассматривается проблема доминирования субъекта в объективном воплощении (объективации) иррациональной мысли при создании художественного образа; единение художника (субъекта) с образами объекта, возникновение чувственных фрагментов бытия, а также рациональное построение художественного образа в сознании субъекта.

Проблема единства рационального и иррационального является одной из важнейших проблем философии с самого момента возникновения последней, ибо что есть философия, как не раздумье над устроением универсума и человека, погруженного в него: рационален ли универсум, или в своей основе он иррационален, следовательно, непознаваем и непредсказуем: рациональны ли наши средства познания бытия, или проникнуть в бытийственные глубины можно только с помощью интуиции, озарения и т.п. Подобные вопросы не совсем корректны, ибо разведение рационального и иррационального не философично. Как нет среднего без многого, бытия без небытия, дня без ночи, так нет в философии рационального без иррационального.

В искусстве это один из важных моментов: определение степени использования рационального и иррационального мышления. Хорошим примером может служить возникновение в искусстве импрессионизма, где основой является иррациональное мышление, рационализм здесь выступает лишь как формообразование (отношение большого и малого, ритмов и движений). Пренебрежение или сознательное отвержение рационального или же иррационального пластов бытия приводит к поистине трагическим последствиям -- возникает не просто неверная теоретическая схема, объединяющая действительность, но формируется заведомо ложное представление об универсуме и положении человека в нем. Вспомним наше ближайшее прошлое. Существовавшая идеология попросту запретила иррациональное и приказала считать мир предельно рациональным.

В искусстве это выразилось в становлении детали в картине как отдельной части, несущей смысловую и художественную ценность. Посредством детали, которая являлась, по сути, культом, можно решать любые рациональные задачи в политике, экономике, религии. Но будет ли в данном случае изображение являться произведением искусства, если в нем отсутствует иррациональное начало?

Для нас привычно думать, что в процессе создания художественного произведения участвует рациональное мышление, то есть разум человека, обуздывающий «бессознательные» эмоции, или интуиция, как нечто подсознательное. Академик Б. Раушенбах считает, что не меньшее значение для научного и художественного творчества имеет иррациональное мышление . Это существенно, так как открывает новые области творческого импульса, не поддающегося рациональному объяснению. Иррациональное мышление приводит к открытиям отнюдь не меньшим, чем в случае с интуицией или рационализмом. С позиции иррационального мышления мы способны осознать абстрактное творчество, задатки и открытия того же Малевича. Хотя иногда трудно понять, то есть почти невозможно, что в творчестве художника явилось продуктом рационального или иррационального мышления. Прозрение законов тяжести, веса, гравитации, осознание «ничего», нуля и т.д., вероятно, есть плод иррационального мышления, создающего в искусстве некое значение, адекватное закономерностям бытия живого вещества.

Каждый человек с момента рождения имеет определенную точку отсчета в своем развитии. Если рассматривать развитие как прямую со множеством точек, то принято считать, что начальное развитие человека, исходящее из рационального восприятия окружающей действительности, в процессе приобретения жизненного опыта продвигается к иррациональности:

Эмпирически наблюдая за деятельностью человека, можно определить точку нахождения на прямой между иррационализмом и рационализмом. В данном случае речь идет об эстетической антропологии творческой личности в определенной форме развития (иррационализм -- рационализм).

Степень креативности человека имеет решающую роль в достижении успеха, высокого уровня развития, независимо от того, в какой форме развития он находится. Тем не менее предпочтение в творчестве отдается иррациональной форме, художник находит свою доминанту как движущую силу, очаг возбуждения в сознании, она вспыхивает и живет, пока иррациональное начало не завершится рационализмом.

Доминанта эволюционного процесса предсуществует, она задана природой. Художник сам задает свою доминанту и потом уже истово, преданно служит ей. Человек -- раб своей доминанты и господин. Доминанты вспыхивают, живут и, разрешившись, гаснут. Они необыкновенно разнообразны: могут различаться по силе, по деятельности, по времени существования. Несколько доминант могут совмещаться, попеременно владея субъектом.

Доминанта -- стимул творчества. Если исходить из того, что доминанта есть мысль или чувство, довлеющее над всеми чувствами и мыслями, значит, творческое начало может быть как иррационально, так и рационально.

Возьмем для примера творчество Леонардо да Винчи. Даже в известной картине «Джоконда» построение композиции, сдержанный цвет говорят о преобладающей рациональности у автора. У него не наблюдается определенного движения от иррационализма к рационализму, последнее -- это его прерогатива. «Черный квадрат» Малевича, его супрематические композиции также рациональны и логичны, разница только в условности и форме изображения.

В мире искусства то, что относится к эстетике и ограничивается на сегодняшний день рамками эстетического идеала, уже само по себе рационально. Зритель не может к этому относиться как к «чуду», ведь «чудо» -- это то, что недоступно логике, а логичность объясняется прежде всего поиском образа случайных комбинаций. Творец после его иррациональных колебаний, находок, разочарований подсознательно стремится рационализировать продукт своих чувств в стройную систему. Возникает вопрос: «Где формируется образ и его кульминации?» От этого зависит, насколько искусство может быть субъективно. Если мы обратимся к сновидениям, анализируя работы Фрейда, то можно отнестись к сновидению как к «скрытому» рациональному мышлению. Сон чаще алогичен из-за отсутствия информации, поэтому он бессознателен по своей природе. В сущности, художник, находящийся в состоянии поиска нового образа (это прежде всего форма и сюжет) ведет себя двойственно, обманывая самого себя (или второе «Я») для нахождения того состояния, которое он ищет.

Но если сновидение бессознательно, то изображение, полученное благодаря ему, бывает рациональным, примером могут служить картины Дали. В этом случае происходит рационализация сновидения. Зритель видит сон, воплощенный на холсте, уже построенный по законам композиции, логично объяснимой, в определенной последовательности. То же самое происходит с художником, который эмпирически наблюдает за объектом -- чтобы создать образ, он иррационально настраивает себя по отношению к нему. С этого и начинаются труднообъяснимые вещи -- антология творческой личности. Интуиция и рука человека в качестве инструмента совершают неосознанные движения, собирают нагромождение линий, пятен, обобщая их в одно целое, параллельно эмпирически наблюдая за объектом, рождая художественный образ.

Любопытно, что эмпирически наблюдающий за создаваемым образом человек не может контролировать действия этого образа в своих фантазиях (представлениях), они существуют отдельно, сами по себе. Для того, чтобы кардинально изменить движение фантазий, художник прибегает к приему импровизации. Он рисует на плоскости деталь его фантазии, которая помогает ему перевести ее в себе в другую плоскость или состояние, что радикально может изменить или открыть следующую грань нового образа в картине.

Погружаясь в созерцание своего «Я», мы обнаруживаем движущую причину своего существования -- волю. Обратив взор на лежащий перед нами мир, убеждаемся, что воля проявляется во всем, начиная с отражения в луже травы, деревьев, различной фактуры и заканчивая самим человеком, последний сам строит отношения со временем, пространством и причиной через осознание своего «Я».

Если субъект способен ощущать протяженность времени в прямой зависимости от способа его мышления (иррационального), значит, можно допустить, что окружающие нас объекты, как мыслящие, так и немыслящие материальные части (окружающего нас пространства), обобщенные с внешней средой, постоянно находятся в изоляции от субъекта. Большая часть является лишь объектом познания, они существуют лишь как меняющиеся материальные частицы объектов. Они есть, как объекты в динамике, и их нет как субъектов мыслящих частиц материального мира для отдельно взятой группы индивидуумов. Пример: субъект эмпирически наблюдает за динамикой материального объекта, познает объекты, не входя с ними в контакт, но посредством иррационального мышления, используя чувства, старается рационализировать систему движения материальных движущихся частиц.

Для обобщения и нахождения нужного художественного образа художник изолирует свой взор, как было выше сказано, от не контактируемых с субъектом материальных частиц. Рационализируя все мыслящие и немыслящие объекты в одну гармонично выстроенную композицию (схему), иррационально мыслящий субъект, как бы сопротивляясь, оставляет себе нишу для изъявления свободной воли. Субъективно выстроенные художником частицы движутся, а также находятся какое-то время в покое, располагаясь в определенном порядке, с соблюдением законов материальной и нематериальной природы явлений. Задача творческого субъекта -- распознать систему движения и распределения массы объектов в пространстве или плоскости, а объекты, не включающиеся в эмпирически наблюдаемый образ, обобщаются субъектом в одно движение или покой. Что же делает познающий субъект с подобными объектами, или как влияют объекты на иррациональное мышление субъекта? Вспомним о протяженности времени в ощущениях, о чем говорилось выше. Нечто подобное происходит и сейчас, мы раздвигаем границы материальной природы с ее немыслящими материальными частицами (объектами), с рационально выстроенными схемами движения и покоя и чувственными иррациональными образами, возникающими внутри субъекта. Особенность состоит в том, что чем больше расстояние между двумя границами рационально выстроенных объектов и иррациональными образами внутри субъекта, тем больше обозначен образ, который используется субъектом. Пример: художник, сочиняя композицию будущей картины, закрывает глаза, чтобы устранить эмпирию рефлексующих частиц, оставшись наедине с образами объектов, возникших на почве иррационального мышления.

Единение художника (субъекта) с образами объекта выявляет ассоциативные связи на основе возникающих чувственных фрагментов бытия.

Такие образы сложно уживаются с эмпирически наблюдаемым объектом, симбиоз практически невозможен, возникает дисгармония в ритмических конструкциях (можно использовать данное лишь в качестве эксперимента).

Разведенные по разные стороны мыслительные процессы организуют качественный ассоциативный ряд будущего художественного образа. Но иррациональная мысль творческого субъекта питается эмпирическими наблюдениями и психологическими эмоциональными контактами с другими субъектами, происходит непроизвольное сближение двух противоборствующих сторон материального и нематериального миров. Важно, чтобы субъект выбрал сам мыслящие и немыслящие материальные объекты, мог подчинить их себе и создать благоприятную ситуацию для познавательной деятельности.

Из жизненного опыта многих известных творческих субъектов наблюдается рефлексия по поводу наступления всего рационального на субъективную внутреннюю сторону человека: он защищает себя, находя различные методы и способы мышления.

Все, что разрушает иррациональную мысль субъекта, обобщается, как было выше сказано, в немыслящие материальные объекты в виде одного целого движения или покоя. Так как в иррациональном мышлении, в его чувственных ощущениях не существует реального времени и точных материальных объектов, в субъекте творчество сомнительно блуждает и постоянно тяготеет к материализации своих идей. Так как мир объективных предметных реальностей есть мир вторичный, а не первичный мир явлений, творческая личность отстаивает свое первенство, несмотря на слабость и легкость суждений, осознавая, что объективизация мысли в рамках материального мира -- это уже другой продукт человеческой деятельности.

В социуме сущность креативной личности находится в рамках эстетических нравственных идеалов, нерационализированная идея не воспринимается. Стремление материального мира рационализировать, подчинить себе свободно блуждающую мысль, систематизировать научно иррациональную мысль приводит к обезличиванию искусства.

Иррациональность -- это прежде всего чувственность, а где чувственность -- там образ. Отсутствие иррациональности -- отсутствие образа, а там, где нет образа, там нет искусства.

Можно ли назвать образом «Черный квадрат» или «Красный овал» Малевича? На наш взгляд, это не образ. Это некие значения порядка вещей, которые сам Малевич характеризует как концентрацию энергии, меру пространства, время или нулевое значение всякого предмета. Эти значения вещей -- даже не супрематические символы, оформленные в ритмическую, цветовую, конструктивную или пространственно построенную оболочку. Художественная форма пластична. Пластика строится по закономерностям и зависимостям, предложенным художником. Произведения Малевича зависят не только от оригинального пластического языка, но и представляют новое мышление. Структура искусства коренится не только в общественном сознании, но и в природной органике, питающей многие области человеческого таланта.

Таким образом, сознание человечества имеет своим источником не только общество, но прежде всего органическую природу. Каждый из этих источников устанавливает свои причинные связи, свои закономерности развития искусства.

Иррациональное поведение присуще многим личностям. Что это за черта характера? Почему люди позволяют себе такое поведение? лишь разрешение, личное позволение себе не обращать внимания на обстоятельства при принятии решений, не обдумывать их последствия?

Основное понятие

Иррационально - это с философской точки зрения по-особому нравоучающе, отрицающе человеческое начало, в противоположность здравому функционированию разума в постижении мира. Оно допускает существование областей мировоззрения, непонятных для разума, но совершенно допустимых из-за таких качеств, как интуиция, чувство, вера. Поэтому оно характеризует особый характер действительности. Его тенденции в той или иной мере изучали такие философы, как Шопенгауэр, Ницше, Дельтой, Бергсон.

Характеристика нерационального

Иррационально - это образ поведения, присущего свободным людям, которые могут позволить себе не думать о последствиях. Этот способ действия представляет собой которое подразумевает невозможность понимания действительности научными способами. Как объясняют представители этого учения, реальность и ее отдельные производные, такие как жизнь и психологические процессы, не поддаются общепринятым законам. Подобное состояние может быть подвластно только лишь избранным, к примеру, гениям искусства либо некоему сверхчеловеку. По тезисам этого учения, иррациональный человек - это тот индивид, который, нарушая все ранее утвержденные законы, с помощью субъективного мышления способен понять основные законы бытия.

Влияние алогичного поведения на научные исследования

Иррационально - это не по-научному или без логического подхода. Философские учения в этой области подразделяются на такие сферы, как интуиция, психология, созерцание чего-то сверхреального, а также появление у человека необъяснимых, но субъективных переживаний. Все эти факты послужили причиной повторного и более глубокого рассмотрения данного явления. В первую очередь исследователями человеческой психологии, которая в свое время была обделена пристальным и доскональным изучением.

Многие ранние опыты были не приняты за недоказанностью явного проявления иррационального поведения у сотрудников не только научных центров, но и у представителей рационального мышления. Но многие серьезные теоретические проблемы, возникавшие в дальнейшем, заставили ученых в области человека вновь вернуться к изучению алогичной деятельности человека.

Непостижимые действия

Иррациональное поведение - это действие, нацеленное на получение результата без заранее обдуманных поступков и оценки. Такое поведение не имеет предварительно осмысленных возможных вариантов развития ситуации, вопроса или задачи. Обычно оно связанно со спонтанным проявлением чувств, эмоций, которые раздражают либо, наоборот, резко успокаивают мысли, возникающие вследствие душевного порыва.

Обычно такие люди способны видеть действительность за пределами ее логического объяснения и с преимуществом одних доводов другим. Они ориентируются на поступки без заранее подготовленных алгоритмов действий, получивших название "жизненные инструкции". Чаще всего такое поведение основано на вере самого человека в хороший результат выполняемой работы, при полном практическом непонимании, каким же все-таки образом был достигнут требуемый результат. Иногда у людей находится только одно объяснение - благосклонность судьбы.

Зачастую можно заметить, что иррациональное мышление спасает человека от губительной критики собственных действий и поступков. Оно выводит на первый план ту мысль, что индивид уже сталкивался с такой проблемой и в очередной раз решил ее с помощью приобретенного опыта. Хотя проблема возникла впервые, а ее решение было спонтанно и не осознано. Это объясняется тем, что человек ищет ответы в своем подсознании на чувствительном, а также интуитивном уровне, и уже в процессе решения поставленной задачи справляется с ней.

Иррациональное мышление мешает или помогает жить?

Взрослея с каждым днем, человек мыслит все более и более стереотипно. Иррациональное выражение - это речь ребенка. Только малыш может себе позволить мыслить в подобном русле, опираясь на знания, заложенные в него еще с детства, а затем все время подкрепляемые, и добавленные новые, полученные позже.

В размышлениях и полученных выводах, как и во всех остальных глобальных законах этого мира, действует правило сохранения энергии. Мыслить по стереотипной схеме зачастую бывает выгодно: тратится меньше сил и необходимого времени. И хорошо, если полученные знания в детстве правильные, тогда человек решает поставленную задачу верным путем. Но если знания иррациональные, тогда человеку повезло в меньшей мере. Основные факторы, почему такие мысли препятствуют правильному мышлению:

  • они спонтанны;
  • уводят человека от основной его деятельности;
  • зачастую срабатывают в ненужных ситуациях;
  • являются причиной появления тревоги и раздражительности.

Чем быстрее человек избавится от алогичности в своем мышлении и поступках, тем скорее в его жизни перестанут происходить отрицательные события, психика укрепится, а функциональная деятельность улучшится. Иррационально - это неправильно для человека здравомыслящего.

Рациональное мышление основано на логике. Оно ставит перед собой цели и последовательно добивается их достижения. Ум основан на рациональном мышлении. Рациональное мышление, по большей части, консервативно. Его движущей силой является ЭГО - животные желания. Нужно ли оно человеку? В определенной степени – «да». Оно делает жизнь предсказуемой, стабильной, а это то, к чему человек постоянно стремится. Рациональное мышление принуждает создавать для себя материальные блага и стремиться их приумножить, чтобы расширить круг получаемых материальных удовольствий и быть более защищенным от стихийных бедствий. Рациональное мышление основано на расчете, на получении выгоды и в этом нет ничего плохого, если амбиции ЭГО не чрезмерны. Что собой представляет иррациональное мышление? Оно основано на эмоциях, на интуиции, на неопределенности и оно не содержит в себе такой конкретики, как рациональное мышление. Но, иррациональные знания намного глубже и шире знаний рациональных, надо только уметь их конкретизировать. Люди могут нормально существовать в обществе как с рациональным, так и с иррациональным мышлением. Рациональным мышлением пользуются математики, физики, военные, то есть им пользуются в тех областях, где нужна конкретика. Иррациональным мышлением пользуются художники, музыканты, люди творческих профессий. Хуже всего, когда рационалисты начинают подстраивать под себя иррационалистов и учить их жить по своему разумению. Есть такая басня про талантливого художника, картинами которого все восхищались…. Решили художники узнать, в чем заключается секрет его гениальности. Для этого, они пригасили его к себе, если можно так выразиться, в офис и начали расспрашивать, как он подбирает краски и пр. Оказалось, что он все делает «не так», не по правилам и начали его учить этим самым «правилам». Стал он следовать их советам и полностью выродился, как художник. Рациональность – это порядок, конкретика, предсказуемость. Мы вынуждены быть рациональными, иначе не сможем выстроить карьеру, построить дом, купить машину, спланировать свой отпуск. Даже на работу надо вставать по будильнику и рассчитывать время в пути, чтобы не опоздать на работу. Людям, не умеющим планировать свою жизнь, сложно жить, так как они везде будут опаздывать и в жизни будут совершать множество ошибок из-за неумения просматривать ход событий. С другой стороны, рациональность делает мышление консервативным и значительно ограничивает возможности разума, в то время как иррациональность делает его возможности безграничными. Но эту безграничность надо увидеть и конкретизировать, чтобы она принесла реальную пользу, а не виртуальные представления о ней. Как совместить несовместимое? Дадим рациональности и иррациональности другое название, которое является более точным, но не меняет сути. Это – «материальное» и «духовное». Действительно, рационализм основан исключительно на материальных ценностях, а иррационализм – на духовных ценностях. Вроде бы, духовность не конкретна, но без нее человек перестает быть человеком. К тому же, именно духовная составляющая определяет ход событий. В норме, духовная и материальная составляющие есть суть единого целого, но из-за несовершенства разума, они часто бывают разделены на крайности, противостоящие друг другу, в то время как они должны дополнять друг друга. Существует ли сила, способная их объединить, для благо целого? Существует и называется она «Равновесное мышление». Равновесное мышление представляет собой устойчиво – неустойчивое равновесие. Равновесие, под воздействием раздражителей и постоянно меняющейся среды, будет нарушаться постоянно, а задача равновесного мышления - все время поддерживать равновесие. Каким образом можно объединить рациональное и иррациональное мышление, чтобы сделать мышление "равновесным»? С помощью устойчивого внимания (видения). Образно, равновесное мышление можно представить, как если бы вы шли с шестом по канату, натянутому над пропастью и с помощью шеста поддерживали равновесие. Еще его можно сравнить с двумя сообщающимися сосудами, в которых жидкость поддерживается на одном уровне автоматически за счет свободного ее перетекания из одного сосуда в другой. На уровне мозга, это огромная разветвленная сеть условных сосудов и сосудиков, по которым перетекают эмоции. Стоит где-то что-то запереть, перекрыть, как сразу же нарушится свободное перетекание мысли, начнут создаваться напряжения и мировосприятие станет искаженным. Равновесное мышление позволяет устранить все запоры и вывести разум на совершенно иной уровень мышления – мышление сутью. Равновесное мышление позволяет выйти на астральный, космический уровень мышления, в мир тонких духовных связей, позволяющих заглядывать в будущее и прошлое, и упреждать негативное развитие событий. Равновесное мышление делает время единым. Оно не позволяет отрываться от реальности и всю просматриваемую информацию конкретизирует, иначе от нее не будет практической пользы. Если заглянуть в интернет и просмотреть информацию о рациональном и иррациональном мышлении, то запутаетесь в словах и смыслах. Равновесное мышление позволяет охватывать «сразу все» и одновременно проникать в суть того, что вас интересует. Без всяких лишних слов, даже вообще без слов. Просто видите и знаете. Когда же вы ведетесь за словами, то задействуете логику, которая является другом ума, но врагом разума, так как с ее помощью невозможно широко и глубоко мыслить. Логика – антипод чувствованию. Но, как же без логики? Линейная логика присуща сдвиговому мышлению, а при равновесном мышлении действует «пространственная логика», которая позволяет воспринимать мир без искажений, фотографически точно, в режиме реального времени, какие бы события вокруг не происходили, как бы быстро они не менялись (смотрите статью «Пространственная логика»). Стремление к равновесию, гармонии, видению, заложено в человеке природой и этот механизм хорошо просматривается в сновидениях. Именно с восстановлением нарушенного во время деятельности равновесия, во время сна, происходит осмысление и упразднение накопленных раздражений (информация переводится в нейтральное состояние), ремонт поломок и наполнение организма энергией. Людям сложно поддерживать равновесие, потому что они поддаются эмоциям и следуют за ними, от чего запутываются и сбиваются с пути разума. Чтобы не сбиться с пути, научитесь смотреть вперед с широко раскрытыми глазами. Вы когда видите, перед вами все раскрывается, когда же начинаете пропускать информацию через страх, то сбиваетесь с главной дороги в разные ответвления, называемые «ложными правильностями». Потом, чтобы вернуться на «главную дорогу», придется проделать весь путь назад, а это - тяжелая работа, в первую очередь, для души. Лучше и правильней, изначально не сворачивать с главного пути и в этом поможет устойчивое внимание. 31.03.2014 г.

Рецензии

Очень понравилось! Разрешите один вопрос.
Я человек иррациональный. Во всём. И со временем понимаю и отвергаю рационализм всё больше. Что толку себя переделывать.
Но вот, что интересно, был у меня учитель(диплом мы с ним писали),очень умный и очень странный. Не такой как все. Так вот, при своей привычке всегда и везде опаздывать, ни одного раза к нему в течении года опоздания не было. Хотя встречи часто были в семь утра и в разных, часто далёких частях города.Почему так?

Глава 16. Иррациональное мышление

Во всех индуктивных процессах мы идем от частного, от факта к правилу. В результате индукции вывод получается гипотетический. Суждение, что индукция есть переход от суждения о факте к суждению гипотетического типа: если А есть, то есть В; нет В, А может быть, а может не быть.

Девятнадцатый век ознаменовался гонением на общее. Бесконечные скопища отдельных фактов внушили логикам мысль, что частное есть первоначальная форма нашего сознания.

Нам, в лучшем случае, даются законы абстрактного мышления, а не реальность. Еще Гегель справедливо указывал: «Мышление обладает живым прогрессивным характером, между тем как тезис А = А не двигается с места. И это называется законом мышления! Ни одно сознание не мыслит, ни один человек не говорит, ни одна вещь не существует, подчиняясь этому закону; поэтому закон тождества не есть закон мышления, это не только не закон мышления, а вовсе ничего не говорящее утверждение: А есть А, Бог есть Бог, дух есть дух…»

Законы формальной логики разрывают живую ткань мысли, отрезают воображение и изобретают такие схемы и правила, которые останавливают развитие мысли и самого творчества. Но сама живая мысль не терпит никаких остановок и требует от разума обоснования своих подсознательных или исходных посылок, побуждает разум выходить за пределы жестких рамок закона тождества, чтобы установить самоочевидность реальности, уходы от дурной бесконечности закона достаточного основания, согласно которому А требует для себя основания не в А, а в Б, а Б, в свою очередь, в С и так далее.

Разум изначально противоречив. Ведь его работа определяется двумя законами - законом тождества, требующим остановки мысли, и законом достаточного основания, настаивающим на беспредельном движении мысли. Очень хорошо сказал об этом Флоренский: «Ткань рассудка, сотканная из конечности и бесконечности… раздирается в противоречиях. Рассудок равно нуждается в обеих своих нормах, и ни в одной… работать не может. Он не может работать, однако, и в пользовании обеими ими, ибо они несовместны. Нормы рассудка необходимы, но они и невозможны. Сам разум раздроблен и расколот».

Наша логика полуэмперична, полурациональна. Необходимость логических законов имеет силу только для нашего мышления. Мы не можем знать только наше мышление. Но ведь может быть мышление, которое не подчиняется принципам нашего мышления. Закон противоречия есть закон земной логики, с его помощью мы хорошо разбираемся в наших земных отношениях. Это трагическое положение разума снимается только обращением к сверхрассудочному, или иррациональному, способу мышления. Как указывает Флоренский, «но то, что для рационального есть противоречие… то на высшей ступени духовного познания перестает быть противоречивым… в состоянии духовного просветления… противоречия нет».

Существует особое, сверхрациональное, или иррациональное, мышление, которое способно воспринимать мир и его явления в целостности. Этому есть подтверждения высоких духовных подвижников, которые нельзя отрицать, чтобы не показать своего вопиющего невежества. Обычно переживания таких подвижников духа-мистиков невозможно передать словесно, в лучшем случае - какими-то символами.

Но на протяжении длительного времени наука относилась и относится к такому типу мышления как к психопатологии, шарлатанству. В связи с этим можно привести хрестоматийный пример, связанный с астрономом прошлого Лапласом, который в ответ на замечание, что в его космогонической теории нет Бога, ответил, что он в такой гипотезе не нуждается.

Подавляющее большинство людей живут так называемым обыденным сознанием, бытовым мышлением. В результате они воспринимают не многомерную действительность, а мнимую очевидность, бессистемно, отрывочно и противоречиво. Вся мешанина миропонимания обывателя держится на противоречивом рассудке или разуме. Очень хорошо охарактеризовал такой тип мышления Флоренский: «Бытовое жизнепонимание бессвязно и непоследовательно: аметодично; у него нет ни определенного предмета, ни определенной точки зрения. Смешивая все предметы и все возможные точки зрения, по произволу меняя один на другой, переходя с одной на другую, не отдавая себе отчета в своей подвижности и неопределенности, житейская мысль владеет полнотой всесторонности, но в этой полноте нет порядка, нет формы, а потому нет самоотчетности. В нем все есть, все возможное богатство мысли. Житейскою мыслью все объяснено, уже объяснено, и она ни в чем не нуждается. Однако объяснено где-нибудь и как-нибудь, где же и как именно - найдешь лишь случайно. Такое жизнепонимание подобно огромной библиотеке, не только не имеющей каталога, но и не расставленной по плану».

Борясь с такой обыденностью сознания, углубляя полученные знания, наука незаметно, но неизбежно теряет ту поверхностную полноту целостного восприятия мира, присущую обыденному сознанию. В результате мы имеем не НАУКУ, а науки, не целый мир, а точечные знания, объясняющие отдельные механические части мира.

Самое печальное в том, что возведенная в абсолют формальная логика, формальное мышление, по сути своей воюет с Его Величеством Человеком, которому призваны служить, так как человек изначально целостен, в нем изначально сидит стремление к целостному восприятию и пониманию мира. Современная наука пытается понять это и пристроиться к этой природной цельности человека, изобретает то кибернетику, то семиотику, то синергетику. Но чего в результате добивается? Ничего, ибо она лишь сдвигает угол зрения, но все эти «углы зрения» сами нуждаются в синтезе, которые, будучи сваленными в кучу, дать не могут.

Как некогда народная медицина была единственной, но вытесненной более «нахрапистой» современной, химической, считалась традиционной, точно так же иррациональное мышление было вытеснено на обочину столбовой дороги исторического развития рациональным мышлением, олицетворенным научно-техническим прогрессом. В результате, например, человек оказался принадлежащим одному только физическому, материальному миру, в то время как он есть воплощенное триединство трех миров - физического, психического и духовного, в частности - тела, души и духа. Древний человек мог не знать «научных» законов природы, но зато он знал Природу в ее цельности. И достичь этой Истины одной головой невозможно, нужно и сердце. Но наука берет истину силой, однако становящиеся все более дорогими эксперименты в науке приносят все меньшие результаты. Наука, научное мышление подошли к своему пределу, причем всего более испытывают кризис в плодотворных идеях, ключ к которым опять же находится в пределах иного типа мышления - иррационального. Но заформализованное логикой мышление боится переступить через запретную черту. Рациональные объяснения все менее объясняют раскрывающуюся картину мира. Квантовые физики все чаще начинают использовать иррациональную «гипотезу» Бога, так запальчиво отвергнутую некогда Лапласом. Ученые еще могут признать из форм иррационального мышления две первичные его стадии - интуицию и озарение, но «просветление» и «откровение» будут встречаться «штыками и картечью». Самое ругательное для таких ученых слово - «мистик». Они боятся его как огня, хотя в действительности именно они со своей запутавшейся в дебрях очевидности, а не реальности наукой и есть мистики, ибо они блуждают в тумане одряхлевших, ослепших и оглохших псевдонаучных парадигм. И от широкой публики будут скрывать, что якобы «сугубый материалист» Ньютон искал Бога, а открыл закон всемирного тяготения. Пусть историки науки посчитают, сколько научных открытий стало следствием именно иррациональных поисков, а не вытекло из логических сухомудрых рассуждений.

Русский ученый Н. Васильев отрицал Аристотелеву логику и признавал необходимость иной логики - воображаемой, или логики иного мира. Он признал, что логика Аристотелова истинная только для нашего физического мира очевидности, но реальность многообразнее и полнее очевидности. И он выдвигает понятие воображаемой логики, или логики реальности, в том смысле, что она является орудием для познания этой реальности и благодаря этому находится в самом тесном отношении к реальности. Новая логика лишена этого отношения к нашей реальности, она является чисто идеальным построением. Только в ином мире, чем наш, в воображаемом мире воображаемая логика могла бы стать орудием познания.

В свое время великий Лобачевский назвал свою геометрию воображаемой, позже ее назвали неевклидовой.

Никто еще не доказал, что возможна только единственная логика - Аристотелева. Мы просто привыкли верить во многие вещи, которые сами не видели в глаза. «То, что очевидно для нас в нашем мире, с нашей структурой ума и ощущающей способности, то может быть не только очевидно, но и прямо неверно в другом мире, для существ с другой психической организацией».

Неужели божество обязательно должно мыслить по аристотелевской логике, по канонам силлогизма и миллевским правилам индукции? Очень рано религиозность создала представление о божестве, разум которого бесконечно превышает человеческий. Почему нет ничего невероятного или абсурдного в том, что логика божества иная, чем логика человека.

Значит, вполне мыслимо, что могут существовать системы логического мышления и логические операции, совершенно отличные от наших.

В современной логике существуют три главных взгляда на основные логические законы: закон тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Кто-то видит в законах логики законы мышления. И Васильев справедливо замечает: «Мы должны мыслить иные логиче-ские законы, если мы только представим себе мир с другими естественными законами мышления, представим себе существо с другой интеллектуальной организацией».

Сама математика дает нам примеры воображаемых дисциплин. Например, математики ввели отрицательные числа, которых нет в природе. Мы должны понять, что может быть иная логика, чем наша.

Воображаемая логика есть логика, свободная от закона противоречия. И, прежде чем приступить к построению воображаемой логики, мы должны точно сформулировать отбрасываемую нами аксиому, чтобы избежать всяких недоразумений. Закон противоречия утверждает несовместимость утверждений и отрицаний. Отрицание - это то, что несовместимо с утверждением.

Я могу не видеть вещи в комнате, но она может быть. Вещь может быть, а может отсутствовать в зрительном восприятии. Доказательством существования или наличия стакана, а не воды, может служить только то, что мы должны попробовать его содержание. И сам вкус будет служить основанием для утверждения, что в стакане. То есть единственным логическим основанием отрицания является несовместимость.

Надо построить логику, где не было бы нашего отрицания, сводящегося на несовместимость.

В нашем мире непосредственное восприятие дает только один вид суждения - утвердительный, но можно предположить такой мир, такую логику, где наше восприятие даст два вида суждения: утвердительный и отрицательный. Потому могут составить основания для одновременного утверждения и отрицания.

Помимо логического (рационального) мышления есть нелогичное (иррациональное) мышление, которому в большинстве случаев отказывается в существовании, в праве иметь свою логику. Но, как показывает история, большая часть человеческого развития проходила и будет проходить под знаком иррациональной логики. Человек погрузился в мир физической реальности, которой наиболее соответствует логика так называемого научного мышления. Однако большая часть научных открытий происходила и происходит, как признают многие ученые, внезапно, спонтанно, в результате некоего «озарения», «вдохновения свыше» или в сновидениях, как это было в хрестоматийном случае с Менделеевым. Однако все это почему-то игнорируется, и нам упрямо навязывается логика линейного мышления. Первобытный человек с его мышлением воспринимается и подается как нечто убогое, достойное снисходительного похлопывания по плечу. Только нашим высоким ученым - философам и психологам - невдомек, что так называемые «первобытные» люди имели за своими плечами многомиллионную историю с блестящим развитием цивилизации, что они представляют собой осколки посткатаклизменного состояния. Лишь отдельные ученые-исследователи понимают, что так называемое нелогическое мышление, «доисторическое», вовсе не есть хаотическое, неупорядоченное. Оно имеет свою логику, свой порядок. Только на месте формально-логических связей стоят связи «мистические», сверхчувственные, сверхсознательные, вместо закона исключенного третьего здесь стоит закон «мистического сопричастия», или чувство всеединства. Этот закон в древнем мышлении, так основательно потесненный научным, логическим, является главным. Это мышление выразилось в гениальной формуле «Человек подобен Космосу» . Целостное мышление древних установило связи и отношения между явлениями социального, космического и культурного порядка: структурой Вселенной и человеческого тела, между жизнью и смертью, между былинкой и Космосом; все это великое Единство человек древности назвал Жизнью, Богом.

Поделиться: