Методы быстрого запоминания информации. Как запоминать большие объемы информации

Екатерина Додонова

Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230

1. Поймите

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат . Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии - один из мощнейших инструментов для запоминания информации. значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

Пальцы Ассоциация
Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать - это научный факт. Для необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз - через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга - зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге .

Приятного чтения и отличной вам памяти!

На протяжении жизни человеку приходится чему-то учиться. А процесс обучения, как известно, часто связан с необходимостью запомнить большой объем информации за короткое время . Для одних людей это совсем не проблема, в то время, как другие испытывают некоторые трудности, особенно если в тексте встречаются незнакомые слова, термины, тяжелые для восприятия фразы.

Конечно, сегодня существует множество записывающих приборов, однако не всегда мы можем их применить. А информации в современном мире такое количество, что лучше всего удерживать ее в самом надежном месте, а именно – в своей голове.

Достаточно один раз усвоить , как запомнить большой объем информации за короткое время, и это умение будет выручать вас в любой ситуации. Например, в школе или в институте, во время повышения квалификации на работе, перед экзаменом в ГАИ. Здесь главное настроиться на результат, прочитать несколько полезных рекомендаций и тут же применить их на практике. Предлагаем вам прямо сейчас узнать, как быстро запомнить большой объем информации.

Знакома ли вам ситуация, когда необходимо быстро запомнить большой объем информации, а времени при этом очень мало? Что вы при этом испытываете? Начинаете паниковать? Чувствуете себя двоечником, который в свое время прогуливал уроки, а теперь вдруг взялся за ум и решил усвоить весь пройденный материал.

Не стоит огорчаться. Даже если у вас не идеальная память, существуют специальные методики, позволяющие выучить большой объем информации за короткое время , будь это объемный параграф учебника, текст вашего публичного выступления либо презентации или целая сотня экзаменационных билетов.

Запоминание может быть механическим, требующим зазубривания или логическим, то есть осмысленным.

Рассмотрим основные способы восприятия и воспроизведения информации.

  • Метод зубрежки . Он подходит далеко не всем, хотя и помогает быстро запоминать информацию. Однако она так же быстро выветривается из нашей головы , оставляя лишь приятные напоминания в виде хорошей оценки или похвалы.
  • Метод пересказа . Все очень просто: вы читаете текст и готовите подробный пересказ. При этом лучше всего усадить перед собой благодарного слушателя . Таким образом, вы не позволите себе расслабиться и будете подсознательно подбирать необходимые слова и четкие формулировки.
  • Метод записывания . Хорошие студенты пишут конспекты. А знаете почему? Это очень хороший способ упорядочить и систематизировать информацию . Даже если вы пропустили лекцию, не поленитесь переписать или составить краткий конспект. Во-первых, вся необходимая информация будет у вас под рукой, а во-вторых, вы будете вести рассказ по четко составленному плану, который визуализируется в вашей голове. К тому же, записывание способствует лучшему запоминанию.
  • Метод повторения . Мысленно повторяйте пройденный материал, стихотворение или выученные экзаменационные билеты.
  • Чтение вслух . Некоторым помогает именно этот метод. Важно прочитать текст несколько раз, осмыслить его . Можно разбить прочитанное на абзацы и применить метод пересказа.
  • Метод «запоминания места» . Попробуйте вспомнить обстановку , при которой вы получали информацию, возможно, вам необходимо сосредоточится на запахах, окружающих предметах, пейзажах.

Как быстро запоминать информацию с помощью визуальных образов?

Техника осмысленного запоминания информации называется мнемоника. Существует несколько секретов мнемотехники , которые помогают лучше запоминать информацию:

  1. Постарайтесь преобразовать информацию в образы . Причем живые картины могут вызывать не только стихотворения – с помощью образов можно запоминать даты, таблицы, графики и даже формулы. Для этого, конечно же, необходимо подобрать качественный и наиболее подходящий образ. Здесь можно использовать метод ассоциаций, основанный на соответствии цвета, формы, подбирать аббревиатуры, создавать небольшие истории.
  2. Рисуйте в голове яркие картины . Не бойтесь применять фантазию – пускай ваши образы движутся, взаимодействуют, выстраиваются в цепочки. Так одна информация будет постепенно исходить из другой, создавая законченную картину.
  3. Остановитесь на деталях . Постарайтесь подробно описывать тот предмет, о котором говорите. Вспоминайте его особенности и характерные признаки. Например, вам необходимо рассказать о мобильном телефоне. Перечислите его составляющие детали: дисплей, клавиши, разъем для зарядки, динамик, микрофон.

Видео уроки: как быстро запоминать большой объем информации?

Пока дочитал параграф — половина вылетела из головы... Знакомо? С этой проблемой сталкиваются почти все школьники и студенты. Дело в том, что мозг человека не запрограммирован на зубрёжку, а большую часть того, что написано в учебнике, он вообще воспринимает как шум — бесполезную информацию, которую не стоит сохранять в памяти. Но если вы знаете, как работают эти механизмы, то сможете научиться контролировать этот процесс и поймёте, как запоминать прочитанное с первого раза.

Наука памяти

Прежде чем какая-то информация попадает на наш "винчестер", она проходит сложный путь и подвергается многоуровневой обработке. Первым эти механизмы изучил и описал немецкий учёный Он выделил 4 основных процесса сохранение, воспроизведение и забывания.

Как лучше запомнить прочитанное? В этом деле ключевое значение имеют первые два этапа. Поэтому именно их стоит рассмотреть подробнее.

Запоминание - это непроизвольное запечатление того, что воздействовало на органы чувств. При этом какое-то время в коре головного мозга сохраняется некий след от возбуждения, вызванного электрическими импульсами. Говоря простым языком, всё, что мы видим, слышим и ощущаем, оставляет физические следы в нашем мозге.

Это может происходить по-разному. Ещё в раннем детстве у ребёнка активизируется процесс непроизвольного запоминания. Все мы храним моменты и факты, которые не пытались запомнить: прогулку в парке в 5 лет, первое свидание, кадры из любимого фильма... Интересный феномен заключается в том, что не всё мы помним одинаково хорошо. Почему так происходит?

Всё зависит от силы электрических импульсов, поэтому лучше всего мы запоминаем лишь определённые виды информации:

  • то, что имеет жизненно важное значение (боль, когда подносишь руку к огню);
  • необычные, яркие события и образы (яркий костюм актёра на карнавале);
  • информация, которая связана с нашими интересами и потребностями (рецепт вкусного блюда);
  • ценные знания, необходимые для нашей деятельности и осуществления целей (правильные ответы теста).

На 90 % то, насколько хорошо какая-то информация фиксируется в памяти, зависит от нашего восприятия. В первую очередь отпечатывается то, что вызывало сильные эмоции (как позитивные, так и негативные) или интерес.

Кроме того, существует преднамеренное запоминание — как раз тот процесс, при котором мы сознательно стараемся "записать" определённую информацию, например даты из учебника истории или важный номер телефона.

Сохранение - это процесс обработки, преобразования и закрепления новой информации в определённых отделах мозга.

Сперва все сведения попадают в некий "буфер", оперативную память. Здесь материал хранится в течение короткого времени в первоначальном виде. А вот на следующем этапе информация подвергается обработке, связывается с уже известной, упрощается и переходит в долговременную память. Сложнее всего не допустить искажений, не дать мозгу добавить несуществующие факты или "выкинуть" ключевые моменты. Зная всё это, гораздо проще понять, как запоминать прочитанное с первого раза.

Ставим чёткие цели

Даже если вы читаете очень внимательно и вдумчиво, перелистнув страницу, вы едва ли сможете подробно пересказать то, о чём только что узнали.

Ещё в XIX веке югославский психолог П. Радоссавлевич провёл любопытный эксперимент. Задача, которая стояла перед испытуемым, заключалась в заучивании бессмысленных слогов. Обычно для этого требовалось несколько повторений. Затем цель изменилась — теперь нужно было просто читать написанное. Испытуемый сделал это целых 46 (!) раз, но когда экспериментатор попросил повторить ряд наизусть, он не смог этого сделать. Зато как только понял, что их нужно было выучить — потребовалось всего 6 раз пробежаться взглядом по слогам, чтобы безошибочно пересказать их. О чём это говорит?

Здесь тоже есть свои хитрости. Основную цель нужно разбивать на более специализированные задачи. Проще говоря, вы выбираете, на чём концентрироваться. В одном случае достаточно выделить основные факты, в другом — их последовательность, а в третьем — запомнить текст дословно. Тогда мозг уже при чтении начнёт создавать "крючки", которые помогут запомнить нужную информацию.

Создаём комфортную обстановку

А мы продолжаем обсуждать, как запомнить прочитанный текст с первого раза. В первую очередь стоит оглянуться по сторонам в поисках "раздражителей". В шумной аудитории или общественном транспорте внимание рассеивается, и иногда вы даже не осознаёте, что написано в учебнике.

Для того чтобы полностью погрузиться в процесс, желательно расположиться в тихой комнате или найти уединённое местечко где-то на природе — там, где вас ничто не будет отвлекать.

Заниматься желательно в утренние часы, когда голова ещё максимально чиста и новая информация усваивается гораздо быстрее.

Обсуждаем с друзьями

Хотя многие не любят пересказы на школьных уроках литературы, это — один из самых эффективных способов, как лучше запомнить прочитанное. Когда вы проговариваете то, о чём недавно читали, мозг задействует сразу два канала запоминания и воспроизведения — визуальный и аудиальный (слуховой).

Учимся правильно читать

Если вы хотите знать, как научиться запоминать прочитанное с первого раза, прежде всего стоит поработать над техникой чтения. Не забывайте, что огромную роль в запоминании имеет зрительная память: вы мысленно "фотографируете" страницу, а если не можете что-то вспомнить — стоит лишь представить её, и нужная информация сама всплывёт в голове. Но как этого добиться?

  1. Не начинайте сразу вчитываться в каждое слово, а попробуйте охватить взглядом всю страницу целиком.
  2. Повышайте скорость чтения. Доказано, что чем быстрее человек изучает текст, тем эффективнее усваивается информация. Старайтесь расширять область фокусировки, чтобы "выхватывать" взглядом не одно, а хотя бы 2-3 слова. Кроме того, можно записаться на курсы скорочтения, где вас научат
  3. Когда замечаете, что отвлеклись и пропустили какой-то фрагмент, ни в коем случае не возвращайтесь к нему, чтобы перечитать. Такие "скачки" мешают целостному восприятию материала. Лучше изучить параграф до конца, а затем перечитать ещё раз полностью.
  4. Отучитесь от привычки мысленно проговаривать предложения или шевелить губами. Из-за этих детских привычек мозг не может сосредоточиться на тексте, а тратит часть ресурсов на поддержку вашего "внутреннего диктора".

В первые 3-4 часа будет непривычно и трудно. Но как только вы перестроитесь, увеличится не только скорость чтения, но и количество информации, которую вы будете запоминать уже с первого раза.

Пишем конспекты

Ещё один вариант, как запоминать прочитанное с первого раза. Если не просто пробежаться глазами по тексту, а проработать материал и хотя бы кратко записать основные моменты, впоследствии по этим пометкам вы легко восстановите в памяти нужную информацию.

Однако важно знать, что и как конспектировать, ведь без определённой системы вы просто запутаетесь в куче обрывочных фактов. Вот несколько методик, которые вы можете использовать:

  • Группировка . Весь материал разбивается на небольшие фрагменты, которые затем объединяются по каким-то признакам (тематике, временному периоду, ассоциациям и т. д.).
  • План . Для каждой части текста (абзаца, главы или раздела параграфа) создаются короткие пометки, которые выступают в качестве опорных пунктов и помогают восстановить полное содержание. Формат может быть любым: ключевые тезисы, заглавия, примеры или вопросы к тексту.
  • Классификация . Оформляется в виде схемы или таблицы. Позволяет распределить различные объекты, явления или понятия по группам и классам на основе общих признаков.
  • Схематизация. С помощью текстовых блоков, стрелочек и простых рисунков демонстрируются связи между различными предметами, процессами и событиями.
  • Ассоциации . Каждый пункт плана или тезис соотносится с привычным, понятным или просто запоминающимся образом, который помогает "воскресить" в памяти остальное.

При этом постарайтесь не увлекаться. Помните, что это не полноценный конспект, а небольшие указатели, которые направят мысли в нужное русло.

5 лучших техник активного запоминания

А теперь перейдём к самому "вкусному" и поговорим о том, как запоминать прочитанное с первого раза даже без подготовки. Возможно, вы уже сталкивались с понятием мнемотехники — это разнообразные приёмы, позволяющие усвоить большой объём информации в сжатые сроки.

1. Визуализация

При чтении вы должны как можно ярче представить себе все события и явления, описанные в тексте. Чем более "живыми" и эмоциональными будут картинки, тем лучше.

2. Креативные ассоциации

Мало кто знает, но придумывать их — целое искусство. Существует 5 "золотых" правил, которых нужно придерживаться, чтобы легко запомнить любую информацию:

  • Не думайте. Используйте первый образ, который пришёл на ум.
  • Ассоциации должны иметь сильную эмоциональную составляющую.
  • Представьте себя главным героем (например, если лимон лежал на столе — попробуйте "съесть" его).
  • Добавьте абсурда.
  • Сделайте получившуюся "картинку" смешной.

Как это работает? Допустим, вы изучаете направления живописи и хотите запомнить, что такое пуантилизм. Вкратце: это одна из разновидностей неоимпрессионизма, где картины состоят из множества ярких точек правильной формы (основоположник — Жорж-Пьер Сера). Какую ассоциацию здесь можно придумать? Представьте балерину, которая измазала пуанты в краске и, кружась в танце, оставляет на сцене картину из разноцветных точек. Движется дальше и случайно задевает ножкой банку с жёлтой серой, которая падает с громким грохотом. Вот и наши ассоциации: пуанты с яркими пятнами — пуантилизм, а ёмкость с серой — Жорж-Пьер Сера.

3. Метод повторения И. А. Корсакова

Этот приём основан на том, что огромную часть информации мы забываем практически моментально. Однако, если повторять материал регулярно, он прочно закрепится в памяти. О чём нужно помнить?

  1. Новую информацию нужно повторить в течение 20 секунд после её восприятия (если речь о большом фрагменте текста — до минуты).
  2. В течение первого дня перескажите материал несколько раз: через 15-20 минут, затем — спустя 8-9 часов и, наконец, по прошествии 24 часов.
  3. Чтобы запомнить прочитанное надолго, необходимо повторить текст ещё несколько раз в течение недели — на 4-й и 7-й день.

Техника очень проста, но в то же время невероятно эффективна. Регулярные повторения дают мозгу понять, что это не просто информационный шум, а важные данные, которые постоянно используются.

4. Метод Цицерона

Полезный приём для тех, кто хочет знать, как запоминать информацию, прочитанную в книгах. Суть довольно проста. Вы выбираете некую "базу" — например, обстановку вашей квартиры. Вспомните, с чего начинается ваше утро, что и в какой последовательности вы делаете. После этого к каждому действию нужно "привязать" какой-то фрагмент текста — опять же, с помощью ассоциаций. Так вы запомните не только суть, но и последовательность изложения информации.

Допустим, изучая параграф по истории, можно мысленно "нарисовать" сцены сражений на прикроватной тумбочке или "отправить" Колумба бороздить просторы ванной.

5. Метод пиктограмм

Приготовьте чистый лист и ручку. Сразу в процессе чтения нужно мысленно отмечать ключевые слова и моменты. Ваша задача — придумать для каждого небольшой рисунок-пиктограмму, которая напомнит, о чём шла речь. Не нужно делать схематичные или, наоборот, слишком подробные картинки, иначе не сможете сосредоточиться на тексте и нормально его запомнить. Когда дойдёте до конца параграфа или главы, попытайтесь, глядя лишь на пиктограммы, пересказать только что прочитанный текст.

Завтра экзамен, а вы не подготовились к нему, потому что у вас не было времени или вы откладывали учебу на потом? Вы можете подготовиться к экзамену за один день, если будете дисциплинированы и внимательны. Лучше готовиться заранее, например, за неделю до экзамена, но бывают ситуации, когда это невозможно сделать. В этой статье мы расскажем вам, как подготовиться к экзамену за один день.

Шаги

Окружающая обстановка

    Найдите подходящее место для занятий. Вас ничто и никто не должен отвлекать - ни друзья, ни какие-либо предметы в вашей спальне. Найдите такое место для занятий, где вы сможете сосредоточиться на изучаемом материале.

    • Занимайтесь там, где будет довольно тихо и спокойно, например, в уединенной комнате или в библиотеке.
  1. Приготовьте все необходимое. Перед тем, как приступить к изучению материала, приготовьте все, что вам может понадобиться, например, учебники, конспекты, маркеры, компьютер, легкий перекус и воду.

    • Уберите все то, что будет вас отвлекать.
  2. Выключите телефон. Если смартфон не нужен вам для учебы, выключите его, чтобы он не отвлекал вас от изучения предмета. Так вы сможете сосредоточиться исключительно на изучаемом материале.

    Подумайте, стоит ли вам заниматься самостоятельно или в группе. Так как время ограничено, то, скорее всего, лучше заниматься самостоятельно, но иногда полезно изучать материал в небольшой группе, чтобы лучше усвоить концепции и термины. Решив заниматься в группе, убедитесь, что она состоит из людей, которые подготовлены не хуже вас; в противном случае эффективность работы в группе будет не очень высокой.

    Научитесь эффективно работать с учебником. Вы не запомните материал, если будете просто читать учебник (тем более, если ваше время ограничено). Читая учебник, обращайте особое внимание на краткое изложение глав и основную информацию, набранную жирным шрифтом.

    • Найдите вопросы, которые приводятся после каждой главы (или в конце учебника). Попытайтесь ответить на эти вопросы, чтобы проверить себя и понять, что вам стоит подучить.
  3. Создайте учебное пособие. Оно позволит вам лучше усвоить материал и быстро просмотреть его в день экзамена. В учебное пособие внесите важнейшие концепции, термины, даты и формулы и попробуйте изложить основные понятия своими словами. Самостоятельная формулировка концепций и их запись на бумаге позволят вам лучше понять и запомнить материал.

    • Если у вас нет времени на создание учебного пособия, попросите его у друга или одноклассника. Но будет лучше, если вы создадите ваше собственное учебное пособие, так как формулировка и запись основных понятий позволит вам лучше запомнить информацию.
  4. Готовьтесь к соответствующему формату экзамена. Если время поджимает, при подготовке к экзамену обязательно учтите его формат. О формате экзамена поинтересуйтесь у учителя или посмотрите в учебном плане, либо спросите у ваших одноклассников.

План занятий

    Создайте план занятий. Включите в него материал, который обязательно будет на экзамене, например, важные даты, определенные научные концепции, математические формулы или уравнения. Если вы не знаете, о чем будут спрашивать на экзамене, поинтересуйтесь у ваших одноклассников. Чтобы успешно сдать экзамен, важно знать, какой материал нужно выучить (особенно когда время ограничено).

    Создайте расписание занятий. Распишите весь день, предшествующий экзамену, и определите часы, которые вы посвятите изучению материала. Не забудьте выделить время на сон.

    Создайте список тем, которые необходимо изучить. Просмотрите учебник, учебное пособие и конспект и выпишите темы, которые будут присутствовать на экзамене.

  1. Вы можете использовать учебный план в процессе изучения материала. Возможно, информация в учебном плане изложена таким образом, чтобы помочь вам в изучении материала. Используйте учебный план, чтобы посмотреть на изучаемый материал с другой точки зрения и организовать информацию должным образом.
  • По окончании экзамена не говорите одноклассникам, как вы ответили на вопросы, чтобы не подрывать свой авторитет.
  • Непосредственно перед экзаменом ни в коем случае не обсуждайте ту или иную тему с вашими одноклассниками. Так вы, скорее всего, только запутаетесь. Но вы можете спросить у них то, чего не знаете.
  • Не стоит заниматься ночь напролет. Не выспавшись, вы будете чувствовать себя не очень хорошо.
  • Занимаясь за день до экзамена, вам придется усвоить массу информации, которую необходимо будет вспомнить во время экзамена. Помните, что информация, которую пытаются запомнить в кратчайший промежуток времени, быстрее забывается , что может негативно сказаться на вашей дальнейшей учебе. Поэтому лучше изучать предмет понемногу и каждый день в течение всей четверти или семестра. Таким образом вы лучше усвоите и запомните изучаемый материал.

Всем мое приветствие. Обширный поток информации заставляет нас до головной боли нагружать свой мозг. А как быстро запомнить большой объем информации и можно ли этому научиться? Оказывается можно. Попробуем научиться запоминать большое количество важной информации, отбрасывая не нужную.

Сколько можно хранить информации

Ученые долго бьются над этим вопросом, но никак не могут прийти к единому мнению. Сначала предполагали, что это 10 млн. бит, но оказалось, что это слишком маленькая цифра. Ученые признали, что достоверной цифрой будет 10 в 17 степени бит.

Человеку приходится запоминать не только определенные сведения, но и то, что сопровождает его по жизни, например, имена, клички животных, черты лиц своих родных или любимых.

Поэтому ученые предполагают, что мозг способен вместить до 10 в 23 степени бит. А сколько люди запоминают в действительности? Очень мало, не используя все возможности своего мозга. Природа подарила людям достаточно сложный механизм, называемый памятью, значит надо использовать его в полной мере.

Типы памяти


В обычной жизни каждый человек отличается от другого разным количеством хранения информации. Личность характеризует особенность запоминания, которая отражается на его поведении и деятельности. Но все люди обладают разным типом запоминания.

Их всего четыре типа:

  • Зрительный.
  • Слуховой.
  • Двигательный.
  • Смешанный.

Зрительное восприятие помогает сохранять образы, которые человек видит своими глазами. Он надолго сохраняет в своей памяти и в случае надобности может их воспроизвести. У таких личностей сильно развито воображение. По мнению ученых люди с этим типом памяти могут работать инженерами, конструкторами, дизайнерами, художниками. Они продолжают «видеть» образ, даже если его уже нет перед глазами.

Слуховой тип еще называют звуковой или аудиальный. Люди с таким восприятием долго помнят всевозможные звуки. Это может быть музыка или голос, произнесенные слова. Этот тип запоминания способен сослужить добрую службу школьникам, студентам, композиторам, музыкантам, лингвистами всем, у кого профессия связана со звуками.

Двигательное или моторное восприятие помогает человеку запоминать движения, их характеристики, то есть, ритм, последовательность, амплитуду, скорость. Этим видом обладают спортсмены. Помогает он всем, кто связан с игровой, различной трудовой деятельностью.

Смешанный тип. Люди с этим типом не обладают каким-то одним, они способны использовать все типы памяти:

  • зрительно-двигательную.
  • зрительно –слуховую.
  • двигательно-слуховую.

Используя разные анализаторы, человек одинаково хорошо может запоминать все — звуки, движения, образы. Есть и другие виды, которые не оказывают существенного влияния на жизнь человека. К ним относятся обонятельный, вкусовой, осязательный вид. Они сводятся чаще всего к удовлетворению биологических потребностей человека.

Определение собственного типа запоминания


Чтобы выявить свой тип памяти, необходимо провести определенный тест, воспользовавшись методикой «Определения типа памяти». Попросите помощника прочитать вслух группу слов, потом по памяти надо их записать. В этой методике имеется специальный коэффициент, который поможет определить ваш тип запоминания.

Читайте также

Сегодня постараемся постичь методику: «Как научиться запоминать людей». Наш мозг создан для...

Почему хорошо писать шпаргалки?

Они помогут запомнить информацию, причем в короткий срок. Специалисты рекомендуют писать шпаргалки, а не зубрить урок или лекцию. Шпаргалки активизируют те отделы мозга, которые отвечают за запоминание.

При написании шпаргалок участвуют несколько типов памяти: зрительная и двигательная, поэтому информация легче запоминается. Студенты часто пользуются шпаргалками. Даже если они не пригодились во время сдачи экзаменом, студент все равно будет знать материал.

В чем заключается особенность шпаргалок? На маленьком клочке бумаги приходится кратко записывать самую важную информацию, которая прочно откладывается в памяти. Это могут быть ключевые слова или целые фразы, по которым составляется целый рассказ.

Кроме этого, схема составления шпаргалок нацеливает человека на последовательное воспроизведение информации. Этим способом пользуются не только студенты, но и преподаватели, менеджеры.

Слуховая память

Чтобы увеличить объем запоминания , специалисты советуют подключить слуховую память, то есть, писать шпаргалки, произнося вслух слова и фразы. Считается, что слуховое восприятие легче развить, чем остальные типы. Перед экзаменом необходимо вслух прочитать те сведения, которые уместились на маленьком листочке.

Отличный результат дает записывание текста на диктофон с последовательным его прослушиванием, причем текст надо произносить самому или записать то, что говорит преподаватель. Существовало мнение, что человек хорошо запоминает информацию во сне, но это мнение отвергнуто многими учеными.

Как усилить зрительное восприятие?

В этом поможет наглядный материал, поэтому все важные данные преподаватели записывают на доске. Чтобы лучше запомнить материал, необходимо просматривать яркие иллюстрации.

Учитесь быстро читать

Чтение тоже дает отличный толчок к запоминанию материала. Зрительный анализатор помогает мозгу запечатлеть нужную информации. Конспектирование — мощное оружие для запоминания материала. Особенно тогда, когда конспектирование проводится ручками разных цветов.

Большой объем материала можно запомнить, подключив двигательную память. Мы опять возвращаемся к написанию шпаргалок.

Если вы разучиваете танец, то здесь также поможет двигательный тип запоминания. Такая техника используется в детском возрасте, а также при обучении хирургов, летчиков, поваров, танцоров, спортсменов.

Как быстро выучить иностранный язык

Если вас интересует как быстро выучить английский язык или любой другой иностранный язык, то смотрите это видео. Николай Ягодкин рассказывает технику запоминания 100 иностранных слов за 1 час.

Найдите собеседника, который отлично владеет иностранным языком, общайтесь с ним на выбранном языке. Если есть возможность, чаще общайтесь с иностранцами. Хорошая методика, которая поможет овладеть иностранным языком, называется «Мысленные повторения».

Поделиться: