Конспект коррекционно-развивающего занятия по подготовке детей к школе «Мои помощники. Упражнение «Волшебный мешочек». задание « Раз, два, три»

ГБОУ Оренбургский санаторный Дом детства

Подготовила и провела

педагог-психолог

Агеева Ирина Сергеевна

Цель: показать возможности здоровьесберегающих технологий в улучшении общего состояния здоровья и в процессе учебной деятельности.

Задачи:

  • воспитывать культуру здоровья;
  • создавать условия для формирования мотивации здорового образа жизни;
  • учить детей использовать полученные знания на занятиях и умения в повседневной жизни;
  • активизировать элементарные мыслительные операции;
  • стимулировать познавательную активность;
  • развитие мышления;
  • развивать организованность и целенаправленность познавательных психических процессов;
  • формирование и развитие психологических основ учебных действий;
  • развитие личности школьника, его способностей и возможностей;
  • коррекция учебных навыков, преодоление учебных трудностей;
  • расширение «Зоны ближайшего развития» ребенка с учетом актуального уровня развития.
  • развитие мелкой мускулатуры кистей рук;
  • развитие мотивации учения и формирование желания получать знания.

Адресат: учащиеся 1-2класса

Методические приемы:

  • показ
  • обсуждение
  • элементы сюжетно-ролевой игры
  • релаксационные приемы

Оборудование:

  • магнитофон;
  • картинки с нарисованным деревом;
  • краски;
  • цветные карандаши.

Ход занятия.

Психолог : Здравствуйте ребята!

Перед тем, как начать работу, я хочу прочесть вам стишок.

То жара к нам приходит, то вьюга,

Только вместе нас не напугать,

мы поближе узнаем друг друга

И друг друга начнем понимать.

Игра «Знакомство»

Дети по кругу держатся за руки поворачиваясь к соседу говорят свое имя и качество.

Пример (Игорь - веселый; Костя- озорник; Миша-добряк).

Психолог : Ну вот, мы и познакомились. Теперь я тоже что-то про вас знаю.

Сегодня я предлагаю поговорить о «Настроении». Как вы думаете, что такое настроение?

Ответы детей.

Психолог : Да, я с вами согласна, настроение – это душевное состояние человека. А для чего нужно настроение человеку, какая от него польза?

Ответы детей.

Психолог : Оно может быть разным: веселым, грустным, сердитым. Каким ещё может быть настроение?

Ответы детей.

Психолог: Как человек может выразить своё настроение?

Ответы детей.

Психолог : да, человек может выразить настроение разными способами

Настроение

Слова Мимика

Песня Молчание Цвет

Психолог: Мы сказали о том, что настроение можно выразить цветом. Давайте определим, какое у вас настроение в данный момент.

Подойдите к столу и выберите яблоко того цвета, который вам приятен сейчас в эту минуту. Это яблоко нужно наклеить на дерево.

Дерево эмоций


Психолог: мне интересно, почему ты, (обращение к ребенку), выбрал именно этот цвет.

Ответы детей.

Игра «Поменяйтесь местами те, у кого…».

Психолог: А еще настроение можно выразить мимикой. Вам знакомо это слово?

Ответы детей.

Психолог: Мимика – это язык лица. С его помощью можно разговаривать не произнося ни слова. Язык лица разнообразен посмотрите на столе лежат лица, мордочки, смайлики. Здесь представлено много мимических выражений. Давайте каждый выберет себе одно наиболее понравившееся выражение понравившееся и все вместе попробуем изобразить при помощи собственной мимики различные виды настроений.

Психолог: Ребята, скажите, а от чего зависит настроение?

Ответы детей.

Психолог: т. е., вы хотите сказать, от ситуации. Давайте сейчас припомним своё настроение и себя в разных ситуациях. (детям поясняются условия выполнения задания). После работы ученики анализируют, какое настроение у них возникает чаще.

Психолог: Какое настроение полезнее для человека?

Ответы детей.

Психолог: а когда человеку грустно или обидно, можно ли изменить его настроение?

Ответы детей

Психолог: Как можно это сделать? Давайте поразмышляем.

Ответы детей.

Психолог:

  • можно угостить конфеткой;
  • сказать доброе слово;
  • рассмешить;
  • устроить праздник;
  • подарить подарок;
  • обнять;
  • посмотреть мультики
  • потанцевать под веселую музыку;
  • совершить прогулку на природу, подышать свежим воздухом
  • пофантазировать

Игра «Измени настроение другу»

Психолог: ребята, а какое у вас возникает настроение, когда вы гуляете в лесу или у водоема?

Ответы детей: радостное, спокойное, хорошее

Психолог: согласна, но правильно оно называется умиротворение. Когда человек общается с природой у него возникает именно это настроение.

Психолог: а вы хотели бы сейчас оказаться на природе?

Релаксационное упражнение «Прогулка »

Психолог: Играет спокойная музыка. Давайте представим на минутку, что мы там и подышим полной грудью. Вдох-выдох, вдох- выдох А где в городе есть места, где можно подышать свежим воздухом, куда вы обычно ходите гулять с классом?

Ответы детей . В парк.

Психолог: ваше настроение меняется? Ответы детей.

Еще изменить настроение можно подключив фантазию. Давайте представим, что мы живем в городе, который называется «Настроение» и улицы там тоже необычные (психолог открывает карту и удивляется)

Психолог : вот это да! Надо же здесь только что было много деревьев и цветов, но куда все это делось?

Раздается звонок от Бяки Забияки.

Психолог: (разворачивает карту и показывает детям пустоту в центре)

Надо же, какая беда. Как же теперь жить без сквера? Нужно что-то делать. Если мы не проучим злодейку, то она и наш парк заколдует. Мы ей этого не позволим:

Но мы не станем унывать

И дело будем исправлять

Посадим мы деревья

и скверик разобьём,

и вместе в выходные

сюда гулять придем

(Ученики под музыку рисуют деревья на ватмане)

Психолог : вот и вновь здесь шелестят деревья и цветут цветы. Мы вместе с вами совершили доброе дело. Добрые дела всегда повышают настроение. А у вас настроение изменилось

Ответы детей.

Психолог: давайте посмотрим, какое у вас сейчас настроение. Пройдите к столу и сделайте выбор. Наклейте яблоко на то же дерево. Можно сказать, что наше настроение стало ярче.

Конспект развивающего занятия с дошкольниками.

Тема занятия: «Развивай-ка».

Цель занятия: Развитие познавательных способностей у дошкольников

Задачи занятия:

Развитие зрительной памяти;

Развитие внимания;

Развитие речи;

Развитие мышления;

Развитие мелкой моторики руки;

Возраст детей: 6-7 лет.

Материалы: презентация к уроку, раздаточный материал.

Оборудование: мультимедиапроектор.

План занятия.

I.Вводная часть.

Оргмомент

Упражнение «Цепочка дружбы»

II.Основная часть.

Упражнение «Мушка»

Упражнение «Паравозик»

Упражнение «Схема»

Упражнение «Графический диктант»

Физ. минутка

Упражнение «Четвертый лишний»

Упражнение «Аналогии»

Упражнение «Запомни»

Упражнение «Найди общий признак»

Упражнение «Штриховка»

III.Заключительная часть.

Рефлексия

Упражнение «цепочка дружбы

Ход занятия.

Вводная часть.

1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово к занятию:

Цветные карандаши, простой карандаш, ручка.

2. Психологический настрой “Цепочка” дружбы.

Давайте встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его!

А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась “цепочка” дружбы! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

3.Цели занятия

Сегодня на занятии будем развивать внимание, речь, память, мышление, мелкую моторику пальцев

А для чего это нужно развивать? Где вам пригодится?

Основная часть.

4.Упражнение на развитие внимания, ориентировки в пространстве «Мушка»

Ребята перед вами игровое поле, в центре которого находится «Мушка». Ваша задача мысленно следить за передвижением «Мушки» и как только она вылетит за пределы игрового поля, вам необходимо хлопнуть в ладоши. Итак, приступим к игре:

1.1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо. (Хлопок)

2. 1 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх. (Хлопок)

3. 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз. (Хлопок)

Молодцы, хорошо размяли свои глазки и ручки. Переходим к следующему упражнению.

5.Упражнение для развития звукобуквенного анализа слов, речи «Паровозик»

Паровозик всех везет, звуки нужные найдет! Ребята, найдите, пожалуйста, пассажиров с нужным звуком, который написан на вагоне («Л», «С»).

6.Упражнение «Схема»

Ребята, сейчас я вам раздам бланки, на которых нарисованы картинки, а вверху схемы. Сколько слогов в названиях этих предметов? Соедините каждый предмет линией с подходящей схемой.

7.Упражнение для развития мелкой моторики руки и умения действовать по правилу «Графический диктант»

Раздать бланк с таблицей.

Сейчас, ребята, мы порисуем под диктовку. Но сначала разомнем наши пальчики:

Разминка:

(пальцы сжимаются в кулаки и разжимаются)

Вышли пальчики гулять,

(разжали кулаки)

Этот пальчик гриб сорвал,

(загибаем большие пальцы)

Этот пальчик чистить стал,

(загибаем указательные пальцы)

Этот резал,

(загибаем средние пальцы)

(загибаем безымянные пальцы)

Ну а этот лишь смотрел.

(загибаем мизинцы)

Встряхнули кисти рук, потерли ладошки друг об друга.

Теперь выполняем задание рисуем от точки: 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 4 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 2 вправо, 7 вниз, 1 влево, 2 вверх, 4 влево, 2 вниз, 1 влево, 5 вверх, 3 влево, 2 вверх.

Кто же у нас получился? (Собака). Что ещё надо дорисовать собаке? (Нос, глаза). Молодцы, ребята!

8. Физ.минутка

Ребята, вы наверно немножко устали, давайте, выполним небольшую физ. минутку.

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Переходим к следующему упражнению.

9.Упражнение для развития мышления «Четвертый лишний» (Процесса обобщения).

Перед вами 4 картинки с предметами, выберите картинку, которая вам кажется лишней. Назовите, одним словом оставшиеся предметы. (Задание выполняется всеми детьми по очереди).

10.Упражнение «Аналогии» для формирования умения устанавливать связи между понятиями (картинками).

Раздать бланки с упражнением «Аналогии».

В задании, которое вам сейчас предстоит выполнить, необходимо найти связь (отношения), в которой находятся две картинки в левой стороне листа. Примерная пара картинок служит как бы ключом выявления этой связи. Зная ее, необходимо подобрать пару к контрольной картинке. От картинки, которая вы считаете, что подходит к контрольной картинке нужно провести линию к знаку вопроса. Приступаем к выполнению задания, выполняем все самостоятельно.

Готово? А теперь объясните свой выбор. Смотрим на экран и проверяем правильность выполнения задания.

11.Упражнение для развития зрительной памяти «Запомни».

Сейчас я вам буду показывать картинки, которые вам необходимо запомнить. По окончании просмотра назовете те, которые запомнили.

А теперь проверяем, все ли вы картинки мне назвали.

12.Упражнение «Найди общий признак».

Перед вами четыре рамки с группами картинок. Каждую группу картинок объединяет какой-то общий признак. Но какой? Это вам и предстоит найти.

13. Упражнение «Штриховка»

Переходим к следующему упражнению. Но прежде чем приступить к его выполнению, вам нужно отгадать загадку.

1.Загадка:

Волосата, зелена

В листьях прячется она.

Хоть имеет много ножек,

Бегать все ровно не может. (Гусеница.)

Правильно! Молодцы!

2. Теперь с помощью трафарета геометрических фигур постройте гусеницу и заштрихуйте ее так, как показано на экране. (Раздать трафареты фигур).

Заключительная часть.

14.Подведение итогов

Что мы сегодня развивали?

Что удалось выполнить хорошо? Почему?

Что не удалось? Почему?

15.“Цепочка” дружбы

(ритуал группового прощания)

Давайте встанем в круг и скажем:

До- сви - да – ни – Я!

А теперь берёмся за руки и говорим:

До – сви – да – ни – Мы! (руки вверх)

1. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М., 1998.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.

Цель: (обобщение, классификации) по заданному признаку, мыслительных операций (сравнения, анализа, синтеза), развитие сосредоточенности, активизация монологической речи.

Упражнение 1. Артикуляционная гимнастика с элементами психогимнастики

Жили-были две подружки - Нина и Зина. Пошли они в лес погулять. Идут, в овражки спускаются, на пригорки поднимаются, пеньки обходят. Вдруг споткнулась Нина - упала, расстроилась. (Дети изображают грустное лицо.)

Утешила ее Зина и продолжили они путь. Проходя мимо елочки, увидели большой гриб, удивились, сказали: “О-о-о-о!” (Дети изображают удивление. Изображают гриб: рот открыт, язык присосан к небу.)

Вышли девочки на полянку, увидели ласковое солнышко, и стало им радостно. (Дети изображают радость.)

Вдруг Нина увидела жука, испугалась. (Изображают испуг.)

Жук летит и жужжит: “Ж-ж-ж-ж!” (Жужжат.)

Сел жук на цветок, подошла Зина, цветок понюхала. (Дыхательное упражнение: вдох носом, выдох - ртом.)

Захотелось девочкам на полянке отдохнуть. (Все отдыхают, слушая легкую, приятную музыку.)

Упражнение 2. “ Дорисуй лесную сказку”

Детям предлагается закончить рисунок, изобразив на нем лесную сказку, а затем рассказать о том, что они изобразили.

Упражнение 3. “ Назови по памяти”

Дошкольникам предлагается вспомнить, что видели подружки Нина и Зина в лесу, и выставить карточки с изображением этих предметов на фланелеграф. У детей уточняют, какие еще грибы, цветы, деревья и насекомых они знают. В процессе называния предметов на фланелеграфе выставляются карточки с их изображением.

Упражнение 4. “ Четвертый лишний”

Карточки с изображением предметов классифицируют по заданному признаку.

Детям предлагаются изображения геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Среди грибов, цветов, деревьев, насекомых надо найти предметы, похожие по форме на круг, квадрат, треугольник.

«Детский сад №10 «Гусельки»

Конспект коррекционно - развивающего занятия по развитию познавательных способностей (внимание) в старшей группе

на тему «Страна Знаний»

Составила:

Рычкова Жанна Эдуардовна,

педагог-психолог

г. Нефтеюганск

Тема: «Страна Знаний»

Цель: Формирование оптимального уровня развития внимания, как возрастно-психологического новообразования в дошкольном возрасте (5-6 лет).

Задачи:

    Развитие основных видов внимания: слуховое и зрительное;

    Развитие основных свойств внимания: объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключение.

Форма проведения: путешествие в страну знаний (станции)

Предварительная работа:

    подготовить аудио-обращение;

    подготовить план – карту (приложение 1);

    оформить станции;

    оформить ключи и замочные скважины (приложение 2).

Ход занятия

Вводная часть

1.Настрой на работу

Цель: установление контакта с группой, повторение правил работы.

Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами вновь собрались нашей дружной компанией (дети располагаются в кругу ). Посмотрите что у меня в руках (психолог держит в руках мяч небольшого размера )? Давайте с вами вспомним, какое правило игр в кругу мы приняли с вами еще на нашей первой встречи! (Дети: не перебивать друг друга; тот, у кого мячик может говорить, а остальные его внимательно слушают ).

Ребята давайте с вами вспомним, как мы приветствуем друг друга, когда находимся в кругу? (передаем мяч рядом сидящему ребенку со словами «Здравствуй …имя..» и так по кругу ).

А как еще можно поприветствовать человека, с которым мы встретились? (ответы детей: здравствуйте, добрый день, пожать руку, обнять и т.д ). Я бы хотела с вами сыграть в игру «Приветствие»

2. «Приветствие»

Цель: развитие слухового внимания, распределение внимания.

Дети стоят в кругу. На фоне играет веселая музыка

Психолог: Сейчас мы с вами будем ходить по кругу и здороваться. Когда я хлопну в ладоши один раз – мы пожинаем руки своему соседу, два раза – мы здороваемся локтями, три раза – здороваемся спинками.

3.Организационный момент.

Цель: мотивация воспитанников, развитие слухового внимания; развитие свойств внимания: объем, концентрация, переключение

Психолог. Ребята, сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо. Давайте откроем его.

Дети открывают письмо и слушают электронное обращение.

«Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам жители волшебной страны «Всезнандия». У нас случилась большая неприятность. Злой волшебник заколдовал нашу страну, и теперь мы не можем делиться своими знаниями с детьми. Чтобы снять чары нужно найти 5 волшебных ключей, которые помогут расколдовать нашу страну. В конверте вы найдете карту, где можно отыскать волшебные ключи. Помогите нам, пожалуйста. Ваши друзья из страны Знаний .

Психолог: Ой, ребята, что – то я запуталась, кому нужно помочь? Что нужно сделать? поможем жителям волшебной страны. Готовы? Тогда начинаем (психолог выдает детям план – карту).

Основная часть.

4. 1 станция «Фотоаппарат» (Приложение 3)

Цель: развитие умения произвольно переключать и распределять внимание.

На каждой станции есть записка от злого волшебника с инструкцией к выполнению задания. Задача воспитанников найти записку и узнать задание.

Текст: «Ребята, мне очень нравиться фотографировать. Совсем недавно я сфотографировал свою бабушку и дочку, но у меня получилось две фотографии и почему то разные. А вот сможете ли вы найти, чем отличаются две фотографии друг от друга? Если вы найдете 10 отличий, сможете получить волшебный ключ! Злой волшебник!» (ребята берут фломастеры и находят отличия - отмечают их на листе ).

5. 2 станция «Заполни пропуски» (Приложение 4)

Цель: Развитие умения концентрировать и переключать внимание.

Текст записки - задания: «Перед вами на столах лежат две картинки, а рядом с ними карточки. Помоги мне правильно разложить карточки по своим местам».

В конце задания дети получают ключ.

6. 3 станция «Систематизация» (Приложение 5)

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Текст записки – задания «Заполните пропуски в таблице, но помните: в строке и в ряду не может быть одинаковых фигур

В конце задания дети получают ключ.

7. 4 станция «Подбери заплатку». ( Приложение 6)

Цель: развитие зрительного внимания.

Текст записки – задания «У вас на столах лежат два коврика и несколько заплаток к ним. Правильно подберите заплатки, соответствующие рисунку коврика».

В конце задания дети получают ключ.

8. 5 станция «Варежка».

Цель: Развитие концентрации внимания; умения договариваться.

Текст записки – задания: «Ребята я хочу узнать насколько вы дружная команда. Для этого я предлагаю вам разукрасить варежки! Но помните, что одна варежка должна быть похожей на вторую варежку».

В конце задания дети получают ключ.

9. «Замочная скважина».

Цель: Развитие умения концентрировать внимание.

Психолог. Вот вы и собрали все 5 ключей. Какие вы молодцы. А куда же нам сейчас отправиться? (Ответы детей: страна Знаний Что же делать с этими ключами? Ребята, а вы знаете какой ключ к какой замочной скважине подходит? А как вы это поняли?

Дети подбирают ключи к замочным скважинам, по окончании задания раздается звук сообщения.

Завершающая часть.

10. «Письмо»

Цель: завершение занятия.

Психолог: «Ребята мне кажется, нам пришло сообщение. Может быть, посмотрим, что нам прислали?»

«Дети открывают аудио - сообщение. «Друзья, вы не испугались трудностей. Выиграли у злого волшебника все пять ключей, верно, подобрали ключи к замкам и освободители нас. Теперь мы свободны и можем делиться со всеми своими знаниями. От жителей волшебной страны Знаний большое вам спасибо. До новых встреч».

11. «Рефлексия»

Цель: подведение итогов занятия.

Приложение 1

Приложение 2



Поделиться: