Как правильно перегородить дорогу свадьбе. Как все должно проходить на свадьбе. После официальной церемонии

Обряд выкупа невесты входит в традиционный русский свадебный обряд. Выкуп невесты проводился на Руси примерно с XIII-XIV века. Важно отметить, что в разных поселениях этот обряд проводился по-разному: были свои свадебные песни, свои испытания для жениха. Но в то же время, всегда существовала определенная последовательность событий и постоянные действующие лица.

Традиционно обряд выкупа невесты проводили в виде праздничного спектакля, к которому очень тщательно готовились.

Жених, дружка и друзья жениха составляли так называемый "свадебный поезд".

Обычно проводили несколько выкупов.

Самый первый выкуп был на въезде в селение или на подъезде к дому невесты. Сельчане перегораживали дорогу и требовали с жениха выкуп за проезд. Чаще всего откупался дружка жениха. Но иногда приходилось расплачиваться и жениху. Так, например, достаточно широко был распространено испытание богатырской силы жениха. Его проводили с помощью бревна, которым перекрывали дорогу к дому невесты. Жених должен был перепилить бревно, а в то время как он это делал, со всех сторон неслись шутки и насмешки. Критиковали и его силу, и сноровку, и умение. Зато когда бревно было побеждено, жениху предлагалась вода, чтобы умыться, и роскошно вышитый рушник, чтобы утереться.

Вторую часть свадебного обряда выкупа невесты проводили у дома будущей жены. Обычно, когда жених прибывал к дому суженой, ему приходилось выкупать и ворота, и двери, которые были перекрыты соседями и родственниками невесты. При этом не забывали одарить сладостями малышей, которые окружали дом невесты.

Также традиционно испытывали ум жениха. Это испытание проводил родственник невесты (чаще дедушка), который загадывал жениху разные загадки. Когда жених не мог ответить, ему помогал дружка и добрые люди, которым приходилось отплатить за помощь.

Когда жених, прошедший испытания, попадал в дом, его ждали новые задачи. Во-первых, надо было одарить гостинцами подружек невесты. Во-вторых, приходилось искать, где прячется невеста, или выбирать свою милую из нескольких невест, предлагаемых на выбор. В роли "дополнительных" невест могли быть предложены соседки, родственники и даже старушки. Поэтому приходилось тщательно оглядывать каждую, отмечая рост, осанку, туфельки и прочие приметы.

После испытаний по обряду выкупа невесты жениха приглашали за стол, где уже сидела невеста. Но место возле нее было уже занято каким-либо мужчиной. Приходилось и ему заплатить. Затем уже к столу приглашались гости.

В традиции современной свадьбы обряд выкупа невесты вошел несколько лет назад. Теперь обязанность по подготовке выкупа ложится по подруг невесты. Здесь все зависит от их фантазии. Они придумываю свадебные конкурсы , загадки, составляют сценарий обряда.

От жениха во время обряда ждут не столько демонстрации силы и ума, сколько умения выходить из затруднительной ситуации с помощью юмора и шуток, находчивости и отличного настроения.

Иногда и в наши дни обряд выкупа невесты проводят в старинной русской манере с использованием стихов и песен. Но такой обряд достаточно сложно подготовить хотя бы потому, что приходиться много заучивать наизусть. И к тому же теряется новизна и, как следствие, интерес к обряду. Поэтому можно посоветовать проводить обряд выкупа невесты в шутливой форме в виде конкурсов, задач и загадок для жениха.

    54292 просмотра

    Публикации раздела Традиции

    7 секретов традиционной русской свадьбы

    П рипевки и корилки, запытывание и гадания - в каждой местности на Руси были свои свадебные обряды. Как проходил девичник у наших прабабушек, кто продавал косу невесты и что подавали на праздничный стол - знакомимся с особенностями русской традиционной свадьбы.

    Николай Петров. Смотрины невесты. 1861

    Константин Маковский. Сваха. 1900-е

    Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777

    Припевки. «Тили-тили тесто, жених и невеста»

    Традиционные обряды раньше сопровождали невесту и жениха еще до официального сватовства. Например, помочь молодым влюбленным соединиться в браке должны были специальные «припевки» . По традиции в них обязательно упоминали имена будущих супругов: «Хороший молодец - Иван Иванович! Ему понравилась Мария Ивановна!» или «Молодой князек - Иван Васильевич! Молода княгинюшка - Любовь Ивановна!» Раньше такие песни исполняли во время «толоки» - общей работы - на строительстве домов, во время косьбы или уборки хлеба. В Псковской области их называли «полевой голос» или «голос полешный».

    «Ой, молодой-то молодец у нас Лександра Лексеевич!» Припевание пары на толоках в деревне Горбунова Гора Палкинского района Псковской области

    Сватовство. Разведка боем

    По традиции о свадьбе молодых договаривались сваты и родители. Перед сватовством часто проводили предварительное «запытывание» - узнавали, готова ли избранница выходить замуж. Разговор сваты вели иносказательно: «Вот, говорят, у вас овечка есть. А у нас - купец» , «У вас тут телушечка заблудилась!» или «Наши охотники ходили в округе и нагледили лису. Лиса побежала к вам во двор» . Жениха нужно было показать с лучшей стороны - если и не принцем на белом коне, то обязательно хорошим хозяином и семьянином.

    Чтобы на первом «свидании» не отказали, в Ленинградской области, войдя в хату, старались «завалить клюки» (кочерги или ухваты), а по казачьей традиции мать жениха прятала под кофтой веник. Гости приносили для родителей невесты пирог. Если «запытывание» проходило неудачно, пирог возвращали обратно. В Белгородской области гостям после отказа могли вынести «гарбуз» (тыкву) - но только в том случае, когда жених не устраивал категорически. Чтобы насолить невесте, отвергнутые сваты, уходя, старались «закрывать дверь задом» . Считалось, что к привередливой девушке после этого никто не посватается.

    Константин Трутовский. Пропивают невесту. XIX век

    Николай Пимоненко. Сваты. 1882

    Николай Пимоменко. Засватали. 1896

    Если «запытали» успешно, мать невесты делила пирог от сватов на две или четыре части, а будущая жена в знак своего согласия дарила жениху платок, покрывало или простынь. Родители могли сразу же договориться об официальном сватовстве - этот обряд в каждом регионе назывался по-своему. На сговоре (или магарыче, пропое, барыше, запоинах) пели веселые застольные песни. На стол подавали традиционные блюда: пироги, холодец и окрошку. Родня жениха приносила с собой сало, ржаной хлеб и крепкий алкоголь.

    Свадебная песня «Пьяница-пропойница» в исполнении А.И. Курской и М.И. Долженко из села Купино Шебекинского района Белгородской области

    После окончательного сговора невеста уже не могла отказать жениху, это считалось оскорблением. Наступал период подготовки подарков будущим родственникам. Обычно невеста шила или вязала для жениха какую-нибудь одежду: шарф и перчатки, нижнее белье или даже весь свадебный костюм. К торжеству также готовили «сундук» - приданое. Полотенца, наряды и постельное белье шила и украшала вышивкой сама невеста с близкими родственницами.

    Девичник. «Прощай, молодость!»

    За несколько дней до свадьбы устраивали девичник. На Руси в этот день прощались с молодостью и родительской заботой. Невеста собирала подруг, девушки пели традиционные песни:

    Ой, у ворот вереюшки повились,
    Вот к Манечке подруженьки собрались.
    Шли - прошли красные девки горою
    И кликали да вот Марьюшку с собою:
    - Пойдем, пойдем, да вот Марьюшка с нами в ряд,
    Да заиграем, Ивановна, с нами в лад.
    - Уйдите красны девки, да не ждите,
    Ох, я себе сильного роя выловила,
    Ох, сильный рой - Иванечка молодой.

    Грустные «причитания» исполняли те, кого печалил переезд в семью мужа:

    Свадебное причитание невесты «Голубушки, милые подруженьки» в исполнении П.А. Ревуновой из села Теблеши Бежецкого района Тверской области

    Пели на девичнике и «благодарности» родителям:

    Красное ты солнышко, Аннушка ты Тимофеевна,
    А побереженней ты мне, красно солнушко-матушко.
    Уж спасибо-то тебе за цветно платье,
    Уж спасибо-то тебе за хлеб, за соль.

    Однако девичник в первую очередь оставался праздником, и отмечали его с песнями, танцами и гостями. Иногда на него приглашали и жениха с друзьями. В Курской области на девичнике гости разыгрывали сценки. Девушки выстраивались в ряд, третьей по счету становилась будущая жена. Жених трижды проходил мимо них, танцуя, напевая и «выбирая» суженую. Потом гости водили хоровод, или «кривульки», как его называли в Архангельской области.

    Свадебная песня «На широкой, на улочке», которую пели на девичнике, в исполнении ансамбля из деревни Кеба Лешуконского района Архангельской области

    Гадания. Кто в доме хозяин?

    Перед самой свадьбой и жених, и невеста, и их родственники гадали, чтобы узнать, как сложится совместная жизнь молодоженов.

    Некоторые свадебные обряды помогали составить психологический портрет избранника надежнее, чем гороскоп. Родственники невесты утром в день свадьбы привозили в дом жениха украшенную лентами курицу. Ее запускали под стол и угощали пшеном. Если курица громко кудахтала и хлопала крыльями, то жениху следовало приготовиться: жена будет сварливой. А невесте дополнительные беспокойства доставлял сломанный каблук. Эта примета говорила, что у мужа будет тяжелый характер.

    С помощью караваев «решали», кто будет хозяином в доме. Чья сваха - жениха или невесты - выше поднимала каравай, тот и будет главенствовать в семье. В Свердловской области судьбу молодой семьи также определяли свахи: при встрече они здоровались за руки и обменивались наполненными рюмками. Затем чокались, и каждая старалась перелить вино в рюмку другой. Чьей свахе это удавалось, тот и будет хозяином в доме.

    В Белгородской области гадали на каравае с двумя свечками. Одна из них олицетворяла жениха, другая - невесту. Каравай сажали в печь: чья свеча гасла, тот и разлюбит свою половинку первым.

    Обмен свах хлебами - фрагмент свадебного обряда в исполнении Л.В. Кораблевой и Е.А. Тебеньковой из деревни Слобода Афанасьевского района Кировской области

    Свадебный поезд. Дорогу жениху!

    Утром в день свадьбы жених отправлялся к невесте на свадебном «поезде». Первый конь в упряжке был самым нарядным - с лентами, колокольчиками и цветами. Родственники невесты старались перекрыть путь процессии и «продавали дорогу». Жених откупался наливкой или подарками.

    Перегораживание дороги в свадебном обряде деревни Марьино Глинковского района Смоленской области

    В доме невесты его также ждали непредвиденные расходы: он выкупал места за столом и для себя, и для своих гостей.

    Дружко богатеня,
    Молодой торватина,
    Откупи у нас местечко -
    Мы не дорого просим,
    Дешево отдаваем:
    Сто рублей с полтиною,
    С золотою гривною,
    С чарой наливною.

    Коса невесты шла отдельным лотом. Аукционистом по традиции назначался младший брат будущей супруги. Он стучал скалкой о стол и приговаривал: «Моя коса не рублевая, моя коса сторублевая» , пока жених не давал достойный выкуп за символ девичества. Не все женихи охотно платили за каждый свой шаг. На этот случай придумывались дразнилки:

    Куды Любочка глядела -
    Полюбила Ванюшу-слюнтея.
    ен красив, красив да пригож:
    Совиные вочи, цаплин нос.

    А в некоторых регионах дразнилки и корилки были отдельной свадебной традицией. И родственники устраивали на свадьбах песенные перепалки.

    Корения представителей родов жениха и невесты в свадебном обряде деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

    Свадебный пир. В перерывах - танцы

    В день свадьбы невесту ждал особый обряд - повивание. Девушку причесывали и меняли головной убор на новый - замужний. Сваха прикрывала ее от сглаза фатой, заплетала две косы «на бабий манер» и укладывала их пучком или «рожками». А поверх прически надевали головной убор, обозначающий новый социальный статус. Это был чепец или почапушник, сорока или кукошник - в зависимости от региона.

    Повивание невесты на свадьбе в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области

    Одевание невесты в женский костюм на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области

    На стол в день свадьбы подавали куриную лапшу, холодец, пироги, кисели, узвары (компоты) и кашу. На праздничном ужине появлялись и особые блюда - «шишечки» (маленькие булочки) и свиной окорок, который перед свадьбой варили целые сутки. Тут же резали свадебный каравай и раздавали всем по кусочку. Жених и невеста, опасаясь сглаза, иногда ели в отдельной комнате.

    Ни одна традиционная русская свадьба не проходила без музыки и танцев. В Псковской области на торжестве играли свадебные марши - на скрипках и цимбалах.

    «Надельный марш» - свадебный наигрыш на скрипке и цимбалах в исполнении Я.П. Петрова (скрипка), В.А. Борисова (цимбалы) из деревни Бондари Себежского района Псковской области

    В Подмосковье под праздничные песни плясали «проходки» . Этот танец обычно разучивали прямо на свадьбе.

    Проходочная песня «Яровая солома» в исполнении фольклорного ансамбля из деревни Субботино Павлово-Посадского района Московской области

    Первая брачная ночь также сопровождалась обрядами. На стол ставили кувшин с калиной, который символизировал невинность молодой жены. В Воронежской области брачное ложе молодых «согревала» другая пара - друзья или родственники, которые были счастливы в браке.

    Рассказ о брачной ночи группы исполнительниц из деревни Липовка Шумячского района Смоленской области

    Второй день свадьбы. Испытания невесты

    Второй день свадьбы - время испытаний молодой жены на хозяйственность (и стрессоустойчивость). Ее могли отправить к колодцу, а затем снова и снова выливали воду, пока она не откупится традиционными подарками - водкой, носовыми платками или табачными кисетами.

    Обряд выливания воды с ряжеными на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области

    Во время другого испытания молодая хозяйка должна была, подметая, отделить деньги от соломы, почти как Золушка. Солому вперемешку с монетами по полу рассыпали родственники, приговаривая: «Не слепая ли наша молодайка?» В Тверской области на второй день свадьбы в избе расставляли столы. Их невеста застилала сотканными ею скатертями. Если их было много, молодую жену ждали почет, уважение и звание хорошей рукодельницы.

    Потом родственники и гости съезжались пировать в дом родителей жены. После застолья всех ждали карагодные (хороводные) танцы и песни, посвященные молодой семье.

    Плясовой наигрыш «Чеботуха» с припевками в исполнении А.А. Ельниковой, М.С. Ельниковой, Е.Г. Чупахиной, А.П. Беловой из села Белица Беловского района Курской области

    Особый обряд существовал на случай, если вдруг свадьба затянулась, а гости засиделись. Жители Белгородской области, например, по полу рассыпали табак и поджигали его. Гости, понимая намек, вскоре расходились.

    Итак, решено: быть свадьбе! Но с чего же начать?
    Сегодняшняя свадьба, конечно, отличается от той, давней, участниками которой были наши прабабушки и прадедушки, а может, и более отдаленные предки, но суть ее осталась прежней. Свадьба — это многоактное действо, причем порой довольно продолжительное.
    Как у любой пьесы, у свадьбы есть пролог, завязка, кульминация и эпилог. По жанровому признаку свадьбу можно отнести к мелодраме с хорошим концом или к лирической комедии — если участники обладают достаточной долей юмора. Главные действующие лица — это, конечно, жених и невеста. Кстати, в старину их называли князь и княгиня, хоть бы они были из бедных-пребедных крестьян или чиновничьего сословия.

    Итак, вот план старинной свадьбы:
    . сватовство,
    . смотрины,
    . помолвка,
    . венчание,
    . свадебный пир.

    А так выглядит план современной свадьбы:
    . оповещение родителей о намерении вступить в брак (сватовство),
    . подача заявления в загс (помолвка),
    . девичник и мальчишник,
    . регистрация брака в загсе,
    . венчание (по желанию),
    . свадебный пир.

    Как видите, разница хоть и небольшая, но есть. Поскольку сегодня многие хотят восстановить утраченные обычаи в максимально полном объеме, познакомимся с традиционной русской свадьбой, какой она была в начале XX века.

    Сват, сватья, сватовство — эти слова всем знакомы и понятны. Они имеют отношение к людям, которые берутся устроить чью-то судьбу — сосватать. В городах сватовством занимались свахи — женщины среднего возраста и достатка, чаще всего вдовы (кто от скуки, а кто и по призванию). Они выведывали, где есть девушки на выданье, а где — женихи, и пытались их свести. Получалась прибыль. В деревнях редко были профессиональные свахи. Чаще ими становились на время ближайшие родственники жениха или же в роли свата выступал сам отец. Когда приходили сваты, девушка не должна была показываться.

    «У вас — товар, у нас — купец», — говорили сваты (то есть у вас девица на выданье, а у нас — жених). Если родители невесты не возражали против такого предложения, они сообщали представителям жениха о наличии и размерах приданого. Ответный ход родителей жениха — назначение смотрин, если, конечно, их устраивало приданое. На смотринах жених и невеста видели друг друга якобы в первый раз. Невеста меняла наряды, показывала, какая она хозяйка и рукодельница.

    Довольные друг другом родители через две-три недели назначали помолвку. В богатых домах по этому случаю устраивался бал с угощением, который открывался вальсом жениха и невесты. Заинтересованные лица оповещались о помолвке пригласительными карточками. Иногда давалось объявление в газете. Но это у состоятельных людей. Гораздо шире был распространен обычай скромной домашней помолвки без гостей. В этот день обычно жених дарил невесте кольцо с драгоценным камнем.

    После помолвки жених мог общаться с невестой сколько пожелает. От помолвки до свадьбы могло пройти от нескольких недель до года и более — смотря как складывались обстоятельства.

    Помолвку, или сговор, можно назвать, говоря юридическим языком, предварительным договором о заключении брака. Веками это событие было важнейшим в жизни людей. Порой сама свадьба была менее важна, поскольку являлась естественным завершением целого ряда событий. Интересно, что еще в петровские времена сговор сопровождался обменом колец (потому и назывался обручением) и был чуть ли не значительнее самого венчания. Лишь в 1775 году при Екатерине Второй обмен кольцами был по велению Священного Синода соединен с венчанием.

    Время от помолвки до венчания было предназначено для подготовки к свадьбе и самое главное — к будущей самостоятельной жизни молодых. Именно для этого готовилось приданое, которое в идеале должно было включать все, что необходимо для семейной жизни: от подушек до сковородок.

    Подготовкой приданого занималась невеста, женщины-родственницы и подружки. Жених в это время мог приходить в дом невесты и общаться сколько пожелает.
    Накануне свадьбы действие происходило в основном в доме невесты. Она готовилась покинуть родительский дом, во-первых, а во-вторых, — расстаться с девичеством. Как известно, девушки на Руси носили косы и ходили с непокрытой головой. Замужние женщины должны были обвивать голову косой и покрывать платком или каким-либо другим головным убором. Кстати, и сегодня в православную церковь женщины допускаются только с покрытой головой.

    Накануне свадьбы совершался обряд расплетания косы. В это время пели грустные песни о том, что кончилась счастливая девичья пора и наступает трудная жизнь в чужом доме.
    Накануне свадьбы перевозили в дом жениха приданое. Его принимала мать жениха. Сваха или ближайшая родственница жениха стелила постель для молодых.

    К венчанию жених и невеста готовились порознь по своим домам. В доме жениха готовились к свадебному пиру. Родители, сваты, дружка благословляли его ехать за невестой, а затем к венцу. Родители жениха и невесты на венчании не присутствовали.
    С приездом жениха к невесте фактически начиналось свадебное веселье. Свадебному поезду жениха преграждали дорогу, запирали ворота невестиного дома. Опять, как и при сватовстве, велись переговоры о товаре и купце. Популярна была такая присказка: «Мы купцы, едем с товаром, заблудились — пустите переночевать». После переговоров, а порой и платы, поезд жениха пускали на двор. Здесь происходили обмены караваями, символический выкуп невестиной косы и другие обряды. Наконец свадебный поезд отправлялся в церковь. Жених и невеста при этом ехали в разных колясках.

    После венчания молодые ехали уже вместе. Свадебный поезд теперь уже был украшен лентами, цветами, колокольчиками.

    Поезд с молодоженами направлялся к месту свадебного пира. По дороге было принято посетить святые или чем-то замечательные места. При этом повсеместно существовал обычай перегораживания дороги свадебному поезду. Чтобы проехать, нужно было отдать выкуп. Обычно это было вино.

    Возвратившихся из церкви молодых встречали родители жениха и невесты. Они благословляли молодых. И начинался пир.

    Ната Карлин 31 мая 2018

    Свадебное торжество у славян всегда была действом, недаром говорят: «сыграть свадьбу» . Ее обыгрывали, сопровождая множеством обрядов и ритуалов. Игровое оформление события – внешняя форма соблюдения большого количества традиционных русских народных обрядов. За таким способом проведения свадьбы скрыты элементы древних магических ритуалов, со временем потерявших свой первоначальный смысл и превратившихся в игру, но все же исполнявшихся благодаря старинной благожелательной символике.

    К таким обрядам относится и традиция «закидывать молодым зайца» ‒ перегородить дорогу свадьбе. Как правило, перегораживают путь те, кто не попал в число приглашенных на торжество, однако в городе перегораживают дорогу просто чужие люди, а чаще мальчики-подростки, требуя выкупа.

    Заяц на свадьбе

    Заяц в народных приметах и преданиях

    Почти во всех народных сказаниях заяц воплощает в себе человеческие черты – робость и слабость. Про человека говорят: «Труслив как заяц». Однако по поверьям и приметам, если этот зверек перебежал дорогу, то лучше вернуться домой – удачи ни в делах, ни в охоте не будет. Используя именно эту примету, перегораживают дорогу молодым, а чтобы удача сопутствовала в жизни, предлагают откупиться.

    Как правильно закинуть зайца на свадьбе? Свадебный поезд раньше состоял из саней, запряженных лошадьми, сегодня это автомашины, но суть от этого не изменилась – молодых везут к месту регистрации на транспорте. Первая лошадь или машина украшается по-особенному, красочно. Это могут быть разноцветные ленты, бубенчики, цветы.

    Именно первый транспорт везет невесту и жениха. Вот этому свадебному кортежу и перегораживают дорогу – забрасывают зайца

    Поперек дороги ставится жердь или просто становятся несколько человек, взявшись за руки – свадебный поезд останавливается, и кто-либо из приближенных жениха начинает угощать перегородивших дорогу. Часто перегораживают дорогу не один, а несколько раз. Могут это сделать и приглашенные гости, чтобы откуп молодых в виде спиртного или денег привлек положительные силы и отпугнул все отрицательное .

    На таких торгах (выкуп невесты, перегораживание дороги, обсыпание рисом и деньгами молодых при выходе из ЗАГСа) производится очень много шума . Громкий разговор, аплодисменты, сигналы машин и громкая музыка – все это направлено на то, чтобы отпугнуть нечисть и злых духов. В соответствии с игровым характером свадьбы даже простым бытовым предметам придавалось особое магическое свойство, предназначенное для защиты участников торжества от злых сил.

    Русские традиции: закинуть зайца на свадьбе

    Современные свадьбы придерживаются многих обрядов и традиций проведения торжества в русском стиле, однако мало кто знает, что говорить, когда закидываешь зайца. Этот обряд предусматривает словесную перепалку с двух сторон, участники свадьбы быстро сдают свои позиции и начинают задабривать тех, кто «держит» дорогу . Те, кто перегородил путь говорят:

    • дороги нет, что ее надо откупать;
    • просят угощения с прибаутками и частушками.

    Кто-то из свиты жениха выставляет угощения и лично потчует тех, кто закинул зайца

    Звучат заздравные тосты молодым, пожелание долгой счастливой жизни, поются песни. Затем дорогу освобождают.

    Идеальным вариантом является присутствие баяниста в свадебном кортеже . Сопровождение всего действа русской народной музыкой и частушечными напевами делает эту сцену очень яркой и самобытной. Незабываемые моменты свадебных обрядов делают торжество памятным и оригинальным.

    Соседи перевязывают дорогу свадьбе

    Как откупиться от соседей на свадьбе?

    Зная, что скоро будет справляться свадьба, многие соседи (даже в городе) собираются, берут канат или веревку и перегораживают дорогу свадебному кортежу. Это также является закидыванием зайца молодым . Смех, шуточные препирательства и искренние пожелания молодым счастья и долгих лет жизни становятся ярким событием свадебного дня.

    В момент подготовки торжества необходимо предусмотреть такие расходы и запастись спиртным, конфетами, угощениями на такой случай. Многие специально предупреждают соседей, в какое время будет ехать свадебный поезд и с какой стороны и соседи на свадьбе перевязывают дорогу .

    В селе все происходит ярче, с использованием русского колорита и соблюдением большего количества обрядов.

    Как правило, перегораживают дорогу по пути в ЗАГС или в дом жениха, где молодых уже ждут родители молодого человека с иконами и хлебом-солью

    Крестьянская свадьба в традиционном русском стиле – действо особенное, колоритное. Оно включает в себя:

    • элементы хореографии;
    • песенно-музыкальное оформление в виде частушек, запевных подвенечных песен;
    • театрализованные обряды с использованием национальных костюмов;
    • сценические перевоплощения и использование масок.

    Свадебному сценарию присущ определенный состав участников обряда и зрителей, особая драматургия. Основу любого этапа свадьбы составляют древние ритуальные или магические обряды или то, что осталось в памяти народа.

    Свадебный обряд: выкуп невесты

    Большое количество обрядов в игровой форме сопровождают свадьбу не только во время выкупа невесты, закидывания зайца и встрече молодых родителями хлебом-солью , но и во время банкета. Однако большое участие в этих играх принимают уже гости, учитывая тот факт, что молодожены за целый день устали.

    Тамада или ведущий свадьбы делает все, чтобы приглашенные не сидели за столами, и чтобы конкурсы были веселыми, требующими от гостей креативного подхода

    Сегодня возрождаются многие традиции, связанные с проведением свадьбы. Возвращение к корням, к истокам православной культуры, выраженным в использовании обрядов в самые торжественные моменты жизни – это и есть наша дань предкам.

    Народные приметы

    Неудача поджидает невесту, если до свадьбы она увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде: свадьба может не состояться. Поэтому принято во вре­мя примерки какую-то часть туалета не надевать; напри­мер, одну перчатку. Если наряд неполный - это уже не наряд.

    Жениху и невесте, едущим в загс или в церковь венчаться, нужно обязательно воткнуть в одежду булавки, чтобы новобрачных во время свадьбы не сглазили.

    Неожиданный дождь в день свадьбы - к богатству в молодой семье.

    Невеста не должна позволять подруге становиться перед зеркалом впереди себя - уведет жениха.

    Доброй приметой считается перегораживание дороги свадебному кортежу. В старину для остановки свадебного поезда клали жердь или перегораживали путь веревкой. Проезд без выкупа не только был бесчестьем для жениха, но и считался приметой несчастья. Перегораживание в современном исполнении это не только требование выкупа, но и одновременно поздравление молодых. Как и прежде, выкуп выплачивают водкой или вином, иногда конфетами. Выкуп зависит от количества и состава перегораживающих, а также от умения обеих сторон торговаться.

    Жених к невеста не должны фотографироваться на свадьбе после регистрации порознь - иначе они расстанутся.

    Жениться с родительскими кольцами - повторить их семейные отношения.

    Если дотронешься до колец жениха и невесты на свадьбе, скоро будешь на своей свадьбе гулять.

    Если у невесты на свадьбе порвалось платье, то свекровь будет злая.

    Кто из новобрачных вперед ступит на коврик в зале загса или в церкви во время венчания, тот в семье будет хозяином.

    Если в свидетели брать не­замужнюю (при этом не разведенную) - это к счастливой семейной жизни.

    Согласно поверьям, по пути к венчанию злые пожелания и проклятия имеют особую силу, молодые доступны влиянию злых сил и колдовства. В целях оберега во время венчания просят звонить в колокола, чтобы отогнать нечистую силу.

    Дождь во время венчания знаменует богатство или счастливую жизнь молодых, но иногда и слезы, солнце чаще предвещает светлую, веселую жизнь, но иногда и бедность.

    Плотная фата скрывала невесту от любопытных глаз и торжественно снималась после церемонии бракосочетания. Это означало переход невесты под власть мужа. Если невеста сама сбрасывала фату, то этим она демонстрировала стремление быть с супругом на равных.

    Перед отправлением к венцу обычно происходили своды - символическое соединение жениха и невесты, совершавшееся под соответствующие песни посреди избы или во дворе. Дружка или сват подводил их друг к другу и соединял или связывал им руки полотенцем (платком). Распространенный вариант - троекратно водят жениха и невесту по кругу, иногда вокруг стола, дежи (кадки для теста). Стол и дежа - символы дома, поэтому обвождение вокруг них подобно обвождению в церкви вокруг аналоя (тоже трехкратному).

    Встречается обычай, когда на свадебный стол ставят две бутылки шампанского, перевязанные лентой, на каждую надевают по бублику.


    "Свадебные быки"

    Во время застолья жениху и невесте наливают одновременно из обеих бутылок. Пустые бутылки молодые хранят целый год.

    В одних областях для предохранения молодых от порчи при выходе из дома невесты их переводили через зажженную на пороге лучину, в других - горящие пучки соломы клали на пути от венца к дому жениха: на дороге, в воротах и на пороге. Дружка обходил поезд с иконой и кропил его святой водой.

    Иногда дружка в качестве предохранительной меры от злых духов щелкал кнутом или стрелял в воздух из ружья.

    Перед отправлением к венцу жених и невеста одновременно вставали одной ногой в лукошко с овсом. Осыпание очень распространено и на современных свадьбах. Но теперь вместо зерна чаще используются конфеты, иногда добавляют металлические деньги. То есть обряд постепенно теряет прежнее значение, символизирующее плодородие.

    Когда молодые покидают загс после регистрации брака или церковь после венчания, им на головы обрушивается рисовый «дождь» - это чтобы у них родились хорошие, здоровые дети.

    К свадьбе пекут «рощу» - свадебный пирог, украшенный фигурками из теста на палочках. Фигурки символизируют жениха и невесту, палочки - рощу, в которой все деревья вместе, а не поодиночке. Тесто - символ плодородия, благополучия.

    Выйдя из церкви после венчания, жених и невеста как можно дольше хранят молчание. Считается, что тот, кто дольше промолчит, будет главным в семье. Во-первых, следует с максимальным почтением отнестись к такому событию, как венчание. Во-вторых, слово - серебро, а молчание - золото. И часто так бывает, что один потратит свою энергию на то, чтобы выговориться, и слово второго оказывается последним и решающим.

    Когда невеста выходит из церкви, кто-либо из домашних разбивает сырое яйцо. Это действие ассоциируется с пожеланиями легких родов и множества детей.

    Когда молодожены после бракосочетания впервые переступают порог своего дома, муж должен непременно взять жену на руки - чтобы уберечь ее от дурной напасти.

    На следующий день после свадьбы теща зятя блинами кормит. Изживший себя обычай сообщать присутствующим о целомудренности невесты. Если жених выедал середину блина и откладывал его в сторону тарелки, это значило, что невеста не сберегла девственности.

    При свадебном обряде молодым нужно разломить на две части лавровую ветку. Оба, и жених и невеста, должны хранить свою половинку всю жизнь. И пока эти половинки у них хранятся, их семейная жизнь не будет омрачена невзгодами.

    Сватать, как правило, отправлялись после захода солнца (по-видимому, во избежание сглаза).

    Если в день свадьбы идет дождь, брак будет счастливым. Примета имеет силу в сельской местности, где дождь - символ урожая. А будет урожай, будет и достаток в доме.

    Более удачными считаются браки, заключенные после полудня.

    Не следует выходить замуж в зеленом платье. А вот старая обувь на невесте принесет удачу в семейной жизни. Именно потому рекомендуется перед свадьбой походить хотя бы день в новой обуви, приготовленной к свадьбе.

    После того, как невеста уехала венчаться, в ее доме надо вымыть полы. Тогда уж она точно не вернется обратно к родителям, потому что будет счастлива с мужем.

    Молодым, едущим в ЗАГС или в церковь венчаться, нужно воткнуть в платье и в рубашку булавки, чтобы новобрачных во время свадьбы не сглазили.

    Если вдруг у невесты во время бракосочетания зачесалась левая ладонь, значит, будет жить богато, а если правая- в доме всегда будет полно гостей и веселья.

    Вслед жениху и невесте бросают старую, изношенную обувь. Делается это для того, чтобы все старое, пройденное, изношенное оставалось для молодых в прошлом. И чтобы никогда не вспоминалась, как не вспоминается изношенная обувь.

    Новобрачных за столом надо посадить на шубу, вывернутую вверх шерстью, чтобы жили богато.

    Для того, чтобы быть счастливой в браке, невеста в день свадьбы должна поплакать.

    Чтобы брак был удачным, невеста должна надеть что-нибудь старое, что-нибудь новое, что-нибудь чужое и что-нибудь голубое (эта традиции появилась совсем недавно и пришла к нам из западных культур).

    В день свадьбы мать невесты передает дочери какую-либо семейную реликвию. Этот предмет невесте нужно держать при себе, чтобы обеспечить благополучие.

    Перед отправлением на бракосочетание невеста, желающая, чтоб ее сестры быстрее вышли замуж, должна слегка потянуть за скатерть, которой покрыт стол.

    Раньше при первом приезде молодых после бракосочетания в дом жениха свекровь давала молодой яблоко. Молодая изо всех сил бросала это яблоко через дом. Если она перебрасывала его - это считалось хорошим предзнаменованием в жизни молодой семьи.

    Перед тем, как молодоженам в дом войти, под порог кладут незапертый замок. Как только вошли - замок запирают на ключ и выбрасывают. Замку и действиям с замком и ключом в семейной магии уделяется особое место. С одной стороны, замок - это мощный оберег семейного счастья, с другой - сильное оружие в руках колдуна.

    На свадьбе всегда кричат «Горько!» Этот обычай имеет давнюю историю. Раньше невеста обходила гостей с подносом, гость клал на него деньги, брал чарку, выпивал и говорил: «Горько!», - подтверждая, что выпил именно водку, а не воду. После этого он целовал невесту. Те, кто денег не давал, просто выпивали, говорили: «Горько!» и довольствовались тем, что наблюдали за поцелуями других. Постепенно этот обычай заменился шутливым требованием все новых поцелуев от самих молодоженов.

    Свадебный венок выбрасывать нельзя. Во время венчания венок служил оберегом, так как раньше в него вплетались обереговые растения, например базилик. Именно поэтому и нельзя выбрасывать венок, как нельзя выбрасывать оберег.

    Монеты, положенные во время свадьбы в рюмки жениху и невесте, нужно хранить дома под скатертью - будет всегда достаток.

    Первый бокал с шампанским молодожены разбивают на счастье.

Поделиться: