Духовно-нравственное воспитание личности гражданина россии. Понятие духовно - нравственного воспитания школьников

Духовно-нравственное воспитание личности.

Ушакова Надежда Николаевна,

заместитель директора по ВР

МОУ "СОШ №16"

г. Подольска

Московской области

г. Подольск


Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом) .

В.И. Даль толковал слово мораль как "нравственное ученье, правила для воли, совести человека". Он считал: "Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного". "Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало , к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести".

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами".

Сухомлинский считал, что "незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает".

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России , о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения , утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление , представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем - и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом - человеческого развития обучающегося. Обучение - только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

Итак, духовно-нравствнное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации

Духовно-нравственное развитие осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно - смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Воспитание гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Ценности: любовь к своему народу, своему краю, России, свобода личная и национальная, доверие к людям.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании школьников учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.


Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский,

Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся.

Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.

Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации.

С развитием новых коммуникационных технологий и ростом количества средств массовых коммуникаций, а также относительная свобода в выборе и подаче материала увеличило роль этого фактора социализации.

Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени.

По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается и увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка.

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени, его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс.

Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми . Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

Из этого следует, что суть нравственно воспитанной личности состоит не только в усвоенных ее знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности. При организации процесса нравственного воспитания следует отдать предпочтение объективным отношениям, в которые включаются учащиеся в различных видах деятельности и общения. Эти отношения составляют истинный объект педагогической деятельности.

Список использованной литературы :


  1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М., 1979

  2. .Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Минск, 1988.

  3. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1979.

  4. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. М., 1994.

  5. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания в школе. М., 1980.

  6. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника.М., 1985.

  7. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. СПб., 1998.

  8. Нравственное воспитание личности школьника. Под ред. Колдунова Я.И. Калуга, 1991.

  9. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания. Под ред. Каирова И.А., Богдановой О.С.М., 1998.

  10. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности . Итоги социологического исследования. М., 1999.

  11. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. Под ред. Г.Н. Филонова. М., 2000.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

В последние годы в теории и практике воспитания, прежде всего учащихся общеобразовательной школы, все более широко используется понятие «духовно-нравственное воспитание». В регионах разрабатываются и действуют соответствующие программы воспитания учащихся (Воронежская область), детей и молодежи (республики Башкортостан и Татарстан, Краснодарский край, Воронежская, Курская, Тульская и др. области) и даже всего населения региона (Белгородская область). Аналогичные программы реализуются в муниципальных образованиях, районах, округах, таких как г. Ульяновск, Прокопьевск, Клин, Восточный административный округ г. Москвы и т.д. Растет число научных публикаций, где используется это понятие, издаются методические и учебные пособия по развитию, формированию духовно-нравственной культуры школьников. Положения о духовно-нравственном развитии обучающихся в 2007 г. включены в Закон РФ «Об образовании» (ст. 9, 14), в материалы, разрабатывающиеся в рамках обновления стандарта общего образования.

Нравственности не существует без мировоззренческого основания, той или иной картины мира. Нравственное воспитание выступает средством практической реализации определенного мировоззрения, обеспечивает единство мысли и чувства, слова и дела, убеждений и поведения, деятельности человека. Духовно-нравственное воспитание включает формирование взглядов, убеждений и соответствующих нравственных установок. Именно тех установок, которые соответствуют данному мировоззрению. Поэтому никакого духовно-нравственного воспитания на немировоззренческой или размытой мировоззренческой основе -- быть не может.

Представляется более обоснованным связывать духовно-нравственное воспитание школьников с приобщением к определенной системе взглядов на мир и соответствующей системе морали. Различительным знаком здесь может служить слово «система»: приобщение к системе взглядов на мир и системе морали, а не просто совокупности, набору некоторых взглядов, ценностей, нравственных установок, который может периодически изменяться.

Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т.е. высших смысложизненных ценностей, наиболее значимых представлений в мировоззрении данного типа, усвоение этого мировоззрения (как возможный итог) и выработку соответствующих нравственных качеств, духовно-нравственной культуры также определенного типа. Результатом духовно-нравственного воспитания является определенный образ жизни человека. В таком понимании духовно-нравственное воспитание детей в государственной и муниципальной школе может быть только вариативным и добровольным.

Исходя из всего вышесказанного, уточним определение и основные принципы духовно-нравственного воспитания учащихся в государственно-общественной, государственной и муниципальной общеобразовательной школе. Духовно-нравственное воспитание школьников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально-культурной группы, социализации в современном обществе. Духовно-нравственное воспитание в государственной и муниципальной общеобразовательной школе должно быть вариативным и добровольным, предусматривать возможность мировоззренческого выбора. Именно эти принципы: добровольность, возможность выбора и многообразие -- были перечислены как базовые принципы углубленного изучения истории и культуры религий в светской школе и в Предложениях Совета Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования от 29 ноября 2006 г., направленных Министерству образования и науки РФ . Духовно-нравственное воспитание учащихся в школе, проводимое с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей их семьи, также не должно противоречить общим гражданским ценностям и нормам, общепринятой в российском обществе морали.

Духовно-нравственное воспитание на определенной мировоззренческой основе в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях может реализовываться (и реализуется) по двум моделям :

1) добровольности выбора родителями (законными представителями) ребенка государственного или муниципального общеобразовательного учреждения с определенной мировоззренческой (этнокультурной, этноконфессиональной и др.) ориентацией образовательной программы: конфессионально ориентированные дошкольные учреждения, средние школы с этноконфессиональным, этнокультурным компонентом образования и т.п.;

2) добровольности выбора в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении посещения занятий, изучения курса, учебного предмета определенной мировоззренческой духовно-нравственной направленности: религиозной -- Православная культура (ОПК и т.п.), Исламоведение, Традиция иудаизма и др. или нерелигиозной -- Этика, Мораль, История религий, Религии мира, Религиоведение и др.

Наибольшую заинтересованность в этом проявляет православное сообщество и, соответственно, Русская Православная Церковь, как по причине масштабного запроса на эту практику от православного населения, так и потому, что другие конфессии до сих пор развивают религиозное образование и духовно-нравственное воспитание детей в светской школе в основном по первой из указанных выше моделей «религиозно-этнической школы». Соответствующие предложения были подготовлены в Комиссии по преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию при Отделе религиозного образования Русской Православной Церкви и в августе 2009 г. переданы в Минобрнауки России. Они предусматривают введение в стандарт одного из вариантов Базисного учебного плана по выбору школы (органа самоуправления), включающего преподавание учебных предметов по религиозной культуре и этике в основной (инвариантной) части плана с минимальной учебной нагрузкой по всем годам обучения. Это позволит развивать духовно-нравственное образование детей по выбору их семьи в каждой российской школе, а также создаст реальную основу для успешной реализации указанного выше «эксперимента».

Полномасштабное введение в российской школе такого общедоступного систематического духовно-нравственного образования учащихся в учебной и внеучебной деятельности будет означать, что наша школа наконец выходит из «идеологического ступора», вызванного разрушением системы воспитания советского периода. Это придаст импульс обновлению воспитательной деятельности школы в целом, а также ценностного содержания основных учебных дисциплин. Ориентиром здесь может быть рекомендация из тех же Предложений Общественной палаты РФ: «Реализуя установленные в законодательстве нормы: учитывать в содержании образования разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений -- при разработке требований к образовательным стандартам и программам, а также требований к выпускникам учитывать, что научные истины носят объективный характер, наряду с ними существуют мировоззренческие представления, включая религиозные, которые должны преподаваться на вариативной основе» .

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально - ответственному поведению.

Готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно - продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно - нравственной установки «становиться лучше».

Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли.

Н.И. Пирогов

Понятие духовно - нравственного развития школьников

Духовно-нравственное развитие личности - это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

Духовно - нравственное развитие гражданина России происходит в:

Семейной жизни,

Культурно - регионального сообщества,

Культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии,

Российской гражданской нации,

Мирового сообщества..

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России -- это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Ступень российской гражданской идентичности - это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Общие положения.

1. Национальный воспитательный идеал

2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

3. Духовно-нравственное развитие и воспитание

4. Базовые национальные ценности

5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

Заключение

Общие положения

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.

Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.

Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто:

«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Образованию отводится ключевая роль в духовно нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л. С. Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» 1. (1. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. - М., 1983. - С. 385.)

Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:

    характер современного национального воспитательного идеала;

    цели и задачи духовно нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

    систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

    основные социально педагогические условия и принципы духовно нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

    нация - государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций;

    национальное государство - государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация - национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;

    национальное самосознание (идентичность) - разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;

    формирование национальной идентичности - формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма; патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

    гражданское общество - общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;

    многообразие культур и народов - культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;

    межэтнический мир и согласие - единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;

    социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

    развитие - процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.;

    воспитание - педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

    национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

    базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

    духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

    духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Булдакова Т.Н., воспитатель МБДОУ «Д/с «Умка» г. Абакана

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком.

Hе бойтесь любить его и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, ему улыбались, разговаривали и играли с ним, любили его и были с ним нежны. Именно это научит его любить других людей и наслаждаться жизнью.

Шалва Александрович Амонашвилли

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации и закреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273 и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Воспитание с точки зрения нового национального воспитательного идеала ориентировано на достижение определенного образа человека, имеющего, приоритетное значение для общества в конкретно – исторических социокультурных условиях.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской федерации.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Меняются времена, вводятся новые образовательные стандарты, но личность ребенка всегда стоит для меня на первом месте. В нашем образовательном учреждении приоритетным направлением является социально-личностное развитие Ребёнка через организацию образовательной деятельности осуществляемой в рамках программы «Растим юного гражданина» по модулям "Ребёнок-Благородный человек-гражданин", "Государство – это мы", "Наши права". Работа ведется с использованием педагогической технологии академика РАО Шалвы Александровича Амонашвилли, гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе (адаптированная программа «Школа жизни»).

Главной целью воспитания в концепции Ш. А. Амонашвили, является: воспитание Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина, а также, становление, развитие, воспитание в ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств. Что не только не противоречит новому закону «Об образовании в Российской федерации» и Федеральным Государственным Образовательным Стандартам дошкольного образования, а позволяет решать поставленную государством задачу по духовно-нравственному воспитанию детей уже с раннего возраста, через реализацию части образовательной деятельности, предусмотренной Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования на это отводится сорок процентов. Вести детей по лестнице духовного становления личности мне помогает гуманная педагогика.

Основные установки в гуманно-личностной технологии Амонашвили Ш. А.:

Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей.

Вера в возможности каждого ученика, поощрение детей.

Радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.

Учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.

Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые морально-этические знания и нравственные убеждения.

Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.

Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.

Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

Педагогические аксиомы.

Доброта воспитывается добротой.
Любовь воспитывается любовью.
Радость воспитывается радостью.
Благородство воспитывается благородством.

Личность воспитывается личностью.
Сталь закаляется огнем, а сила духа растет от дыхания жизни.
Воображение ничто в сравнении с жизнью.
Учите читать книгу мудрости, разлитой в условиях жизни.
Жизнь это шанс - не упусти его.
Жизнь это красота - удивляйся ей.
Жизнь это мечта - осуществи её.
Жизнь это тайна - разгадай её.
Жизнь это трагедия - выдержи её.
Жизнь это приключение - решись на него. Жизнь это жизнь - спаси её.

Дети не готовится к жизни - они в ней живут. Реализация гуманной педагогики предусматривает включение в образовательный процесс специально организованную деятельность с детьми. Такую как: чтение детям философских сказок из книги А. Андрианова «Философия для детей», в которой, знакомство детей с таким чувством как любовь происходит с использованием сказок «Фиалка и подснежник», «Любите друг друга всегда». А так же дети узнают о благородстве через сказки «Испугался, или нет?», «Благородный олень». Тематика непосредственно образовательной деятельности также имеет большое разнообразие «Горячее сердце», «Дружить надо уметь», «Семейное древо», «Мамочке любимой песенку поем» и другие.

Таким образом, система гуманно-личностного подхода вдохновляет меня на создание такого образовательного процесса, в котором Ребёнок в самой жизни научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Источником такого стремления становится высокая духовность: воспитателя, ребенка, родителей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Образовательный процесс строится на принципе интеграции разных видов деятельности и форм работы с детьми:

Непосредственно образовательную деятельность;

Совместную деятельность воспитателя с детьми;

Деятельность в ходе режимных моментов.

Работа с родителями предусматривает активное участие в создании книжек – малышек совместно с детьми дома по темам НОД и пополнении детской библиотеки группы. Эта работа обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

Цель: формирование основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста как предпосылки их успешной социализации в демократическом обществе.

Задачи:

Приобщение детей к общечеловеческим, национальным ценностям, в том числе ценностям демократического общества.

Формирование первичных представлений и понятий о демократическом обществе, элементарных правовых нормах, избирательном праве.

Развитие эмоционального отклика и позитивного отношения к явлениям социальной действительности.

Формирование предпосылок активной гражданской позиции ребенка (умение осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность).

Становление в Ребенке Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина.

(подготовительная группа)

«Добротолюбие, сердцеведение и человечность»

сентябрь

Что такое красота и для чего она нужна

    Д/и «Сравни» (красивое и безобразное)

    Чтение «Красота души» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Психогимнастика « Щебетание птиц» (лёжа на ковре)

    Арт. Упражнение «Красивый букет»

О красоте внутренней и внешней

    ТРИЗ «Что было бы, если…»

    Чтение «Красивая лягушка и безобразный пёс» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «1,2.3.4.5»

    Арт. Упражнение «красивый поступок»

Культура – красота, создаваемая человеком

    Д/и « Красивые места в нашем городе» (по картинкам и фотографиям)

    Чтение «Дом высокой культуры» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Пальчиковая гимнастика «Кто живёт под потолком»

    Арт. Упражнение «Самое красивое место в городе»

Красота мечтаний о будущем

    Д/и «Моя мечта»

    Чтение «Холмик и звезда» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка (по желанию детей)

    Арт. Упражнение «Я мечтаю…»

октябрь

Что такое милосердие

    Чтение «Два облачка» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Д/и «Скажи по другому»

    Подвижная игра «Море волнуется раз»

Милосердие и сострадание

    Эвристическая беседа «Милосердие и сострадание»

    Чтение «Доброе преступление» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Арт. Упражнение «Лучики добра»

О полезности прощения

    Д/и «Простить – значит?»

    Чтение «Болезнь непрощения» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Руки кверху поднимаем»

    Арт. Упражнение «Обитатели озера»

Дружба и умение быть другом

    Д/и «Найди друга»

    Физкультминутка «По выбору детей»

    Арт. Упражнение «Портрет друга»

Ноябрь

Искренность и прямота

    Д/и «Искренние слова»

    Чтение «Почему же не поругали» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Шёл по мостику петух»

    Творческое задание «Честные цветы»

    Чтение «Дворец врулей» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Д/и «Скажи наоборот»

    Физкультминутка «Топ – топ»

    Арт. Упражнение «Правдивое сердце»

Честность

    Эвристическая беседа «Прямота и откровенность»

    Чтение «Как искренность маленькие чудеса творила» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Пальчиковая игра «Тра-та-та»

    Арт. упражнение «Впечатления по прочитанному»

Враньё и лживость

    Д/и «Объясни, как понимаешь»

    Чтение «Вежливый цветок» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Творческое задание «Честный поступок»

Декабрь

Трудолюбие и праздность

    Д/и «Назови профессию»

    Чтение «Труд, развлечение и безделье» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Рыбки»

    Арт. Упражнение «Что нужно для труда?»

Значение труда

    Объясни пословицу «Терпение и труд-всё перетрут»

    Чтение «Как Павлика по телевизору показали» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Жук»

    Творческое задание «Урок труда»

Вред безделья

    Чтение «Два мохнатых приятеля» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Рано утром я встаю»

    Д/и « Кто быстрее соберёт»

    Арт. Упражнение «Рисунок по прочитанному»

Творчество в работе

    Д/и «Давай пофантазируем»

    Чтение «Двигатель, который работать не любил» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Психогимнастика « В лесу» (лёжа на ковре)

    Арт. Упражнения «Мой вечный двигатель»

Январь

Вежливость

    Д/и «Продолжи ряд»

    Чтение «Как вежливый поступок жизнь спас» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Подвижная игра «Говорящие часы»

    Арт. упражнение «Вежливый человек»

Важное средство примирения

    Чтение «Чудище с двумя головами» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Д/и «Красивые поступки»

    Арт. Упражнение «Ласточка и слон»

Чуткое отношение к другому

    Д/и «Члены семьи»

    Чтение «Три дерева» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

    Арт. Упражнение «Моя семья»

Вежливые слова

    Чтение А.Н Толстого «Вежливое слово»

    Д/и «Скажи 10 вежливых слов»

    Физкультминутка «С любовью к маме»

    Арт. Упражнение «Цветок вежливых слов»

Февраль

Уроки дружбы

    Д/и Признаки настоящей дружбы»

    Чтение «История о короткой дружбе» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Подвижная игра «Куда иголка, туда и нитка»

    Арт. упражнение «Друзья»

Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

    Чтение «Сладость для сердца» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    ТРИЗ «Что было бы, если…»

    Творческое задание «Сделай подарок для самого слабого»

Что посеешь, то и пожнёшь

    Объясни пословицу «Что посеешь, то и пожнёшь»

    Чтение «Как кактус своё получил» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Психогимнастика «Сосулька»

    Арт. упражнение «Злой кактус»

С кем поведёшься, от того и наберёшься

    Объясни пословицу «С кем поведёшься, от того и наберёшься»

    Чтение «Плохой пример заразителен» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Психогимнастика «Два друга»

    Арт. упражнение «Только хорошее»

Март

Уроки мужества

    Чтение «Последний зайчонок» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Д/и «Скажи наоборот»

    Физкультминутка «Мой весёлый звонкий мяч»

    Арт. упражнение «Смелый заяц»

Мужество – бесстрашие души

    Д/и «Назови известных богатырей»

    Чтение «Чем же чудище победить?» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Тик-так»

    Творческое задание «Наклей богатырей»

Выдержка и самообладание

    Эвристическая беседа «Умение владеть собой»

    Чтение «Почему для медленной змеи быстрая крыса – лёгкая добыча?» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Подвижная игра «Змейка»

    Арт. упражнение «Терпеливая змея»

О страхах и о том, как их победить

    Чтение «Поджаривание страшилок» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Д/и «Что я боюсь»

Апрель

Воображение – творчество ума

    Д/и «Придумай конец истории»

    Чтение «Стоять в углу интереснее, чем смотреть мультики» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Алые цветки»

    Арт. упражнение «Моё воображение»

Любовь к природе

    Д/и Живая и неживая природа»

    Чтение «Сумасшедший лес» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Игра – имитация «Насекомые»

    Творческое задание «Природный коллаж»

Мудрость

    Д/и «Дуб мудрости»

    Чтение «Разумная середина и глупая крайность» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Самолёты»

    Арт. упражнение «Кто не знал меры?»

Любовь – самое прекрасное чувство человека

    Д/и «Кого мы любим?»

    Чтение «Фиалка и подснежник» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Ягода»

    Творческое задание «Кого я люблю»

Материнская любовь

    Чтение «Бьющий гром» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Д/и «Скажи ласково»

    Физкультминутка «Если нравится тебе, то делай так»

    Арт. упражнение «Для мамы»

    Д/и «Горячее и холодное»

    Чтение «Рассказ о горячем и холодном сердце» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Лошадка»

    Арт. упражнение «Счастливый человек»

Гостеприимство

    Д/и «Я встречаю гостей»

    Чтение «Подарок Деду Морозу» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Чтение «Рассказ о горячем и холодном сердце» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Арт. упражнение Сервируем стол»

Короткое настоящее и долгое будущее

Мониторинг

    Чтение «Шаль, которая туманила всем головы» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Д/и «Расскажи о Роме»

    Творческое задание «А как бы я поступил»

Результаты

Ребенок может иметь представление:

    О духовно-нравственных и общечеловеческих ценностях личности, таких как: совесть, любовь, вера, надежда, жизнь, истинна, добро, красота и другие;

    О нравственных качествах как основе гражданской позиции: человечность, духовность, сострадание, толерантность (терпимость), вежливость, доброжелательность, честность, любовь к ближнему, миролюбие, ненасилие, благородство, честь, достоинство;

    Об отдельных произведениях литературы, искусства и наиболее известных представителях художественной культуры родного края и России (писателях, художниках, изобретателях).

Тематическое планирование деятельности с детьми

подготовительной группы

«Растим юного гражданина»

сентябрь

    Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…»

    Чтение стихов Е. Серовой «Мы с мамой делали конфеты», «Не терпит мой папа безделья и скуки», Р. Гамзатова «У меня есть дедушка», Н. Голя «Ладушки, где были у бабушки»

    Физкультминутка «1,2,3,4,5»

    Рассказы детей о своей семье

Родной дом

    Рассматривание семейных фотографий

    Д/и «Объясни пословицы « Не нужен и клад, коли в семье лад», «Мой дом – моя крепость»»

    Д/и «Скажи ласково»

    Физкультминутка «Физкультминутка «С любовью к маме»

    Чтение стихов о родном доме

Пожилые люди

    Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»

    Д/и «Объясни пословицы «Как аукнется, так и откликнется» и «Что посеешь, то и пожнёшь»»

    Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»

    Арт. упражнение «Мой дедушка» (моя бабушка)

Моя родня

    Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня»

    Д/и «Подбери синоним»

    Чтение рассказа В. Драгунского Моя сестра Ксения»

    Физкультминутка «Поднимаем плечики»

    Д/и «Скажи ласково»

Октябрь

    Что такое детский сад?

    Экскурсия по детскому саду

    Д/и «Продолжи ряд»

    Д/и «Что нужно для…?»

    Физкультминутка «Все кто хочет быть здоров»

    Арт. упражнение «Мой детский сад»

Мой воспитатель

    Чтение стихотворения «Утром, прощаясь с мамой»

    Д/и «Как зовут?»

    Д/и «Продолжи ряд» (чему учит)

    Арт. упражнение «Детский сад моей мечты»

Кто заботится о нас?

    Д/и «Волшебные конверты» (с фотографиями работников дет. сада)

    Рассказы детей о работе этих людей

    Физкультминутка «Алые цветки»

    Д/и «Д/и «Чья работа важнее?»

Наш уголок природы

    Д/и «Что это?»

    Д/и «Найди отличия и сходства»

    Труд в природном уголке (полив, рыхление, уборка сухих листьев, протирание листиков)

    Арт. упражнение «Любимый комнатный цветок»

Ноябрь

В уголок леса

    Экскурсия на свой участок

    Д/и «Найди отличия» (деревья и кустарники)

    Д/и «Загадки» (о деревьях)

    Подвижная игра «Выше ноги от земли»

    Чтение стихов о природе

Природа России

    Рассматривание карты России и иллюстраций с изображением разнообразной природы России

    Эвристическая беседа по экосистемам

    Подвижная игра (по желанию детей)

    Д/и «Разложи правильно»

Природа других континентов

    Путешествие с глобусом

    Д/и «Найди отличия»

    Чтение географической энциклопедии

    Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

    Арт. упражнение «Где бы я хотел оказаться»

Миру – мир!

    Д/и «Путешествие по разноцветной земле»

    ТРИЗ «Что было бы, если…»

    Чтение стихов по теме

    Психогимнастика «Выйди к свету»

    Арт. упражнение «Мир на всей планете!»

Декабрь

Моя малая Родина

    Фотовыставка «Наша Хакасия»

    Чтение стихов о Хакасии

    Физкультминутка «Рыбки плавают в воде»

    Арт. упражнение «Моя Хакасия»

Россия, её столица, символика.

    К нам в гости прилетел инопланетянин

    Д/и «Основные символы нашей страны»

    Чтение стихов о Москве

    Физкультминутка «Алые цветки»

    Д/и «Прогулка по Москве» (найди подходящую картинку)

Берёза-символ России

    Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины

    Чтения стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина?»

    Пословицы о Родине

    Пение песни «Во поле берёзка стояла» и ведение хоровода

    Арт. упражнение «Берёзонька»

Русский и хакасский национальный костюмы

    К нам в гости пришли две куклы в национальных костюмах

    Д/и «Найди отличия»

    Чтение русских потешек и хакасской сказки

    Физкультминутка «Все кто хочет быть здоров»

    Арт. упражнение «Элементы русского и хакасского костюмов»

Январь

Культура и традиции России

    Эвристическая беседа о русском народном фольклоре

    Д/и «Что это за народный праздник?» (Пасха, Масленица, Троица и т.д.)

    Игра «Карусель» (с лентами)

    Арт. упражнение «Любимый народный праздник»

Рождество Христово, рождественские посиделки

    Чтение стихов о Рождестве

    Знакомство детей традицией празднования православного праздника

    Разучивание и пение песни «Рождественская ёлка! С хороводом

    Игра «Маша, ты где?»

Вот так конь!

    Эвристическая беседа о народной игрушке

    Д/и «Что за мастера?» (по картинкам-карточкам)

    Чтение стихов и потешек (с имитацией движений по текстам)

    Арт. упражнение «Полюбившаяся игрушка»

Русские матрёшки

    Д/и «Сундучок добра»

    Д/и «Загадки»

    Чтение энциклопедии о первой разъёмной игрушке-кукле

    Подвижная игра «Матрёшки и мышь»

    Арт. упражнение «Укрась матрёшку» (аппликация)

Февраль

Ладушки в гостях у бабушки (устное народное творчество)

    В гости к бабушке (в группе макет русской избы)

    Пальчиковая игра «Десять внучат»

    Разучивание песни-танца «Мы весёлые матрёшки»

    Чтение потешек

    Игра «Мыши водят хоровод»

Русские и хакасские богатыри

    Эвристическая беседа «Богатыри русской и хакасской земли» (с остановками для вопросов и рассматривания иллюстраций по теме)

    Физкультминутка (по выбору детей)

    Арт. упражнение «Богатырь»

Наша родная

    Рассматривание и чтение плакатов по теме

    Д/и «Дай полный ответ»

    Чтение рассказа А.Миняева «Почему армия родная?»

    Физкультминутка «Хомка, хомка, хомячок»

    Арт. упражнение «Смелый поступок»

Будущие защитники

    Д/и «Отгадай загадки»

    Д/и «Определи вид вооружённых сил»

    Эстафеты (три команды): «Составь слово», «Санчасть», «Меткий стрелок», «Пройди сквозь ущелье»

    Чтение стихов об Армии

Март

Наши отношения (культура общения мальчиков и девочек)

    Эвристическая беседа по теме (с остановками для вопросов)

    Разбор правил на конкретных примерах из жизни (рассказы детей)

    Физкультминутка «Птички весело летали»

    Д/и «Скажи антоним»

    Разыгрывание небольших сценок

Страна вежливости

    Путешествие в Страну вежливости

    Чтение стихотворения В.Солоухина «Здравствуйте»

    Д/и «Объясни»

    Пальчиковая игра «Волк и лиса»

    Арт. упражнение «Вежливое слово» (аппликация)

Учимся правильно разговаривать

    Слушаем запись одновременно-разговаривающих людей

    Д/и «Правила ведения диалога»

    Этическая зарядка «Минутка тишины»

    Проигрывание ситуаций (по ролям)

Правила, по которым мы живём

    Д/и «Зачем нужны правила?»

    Эвристическая беседа «Умения и навыки поведения в обществе»

    Игра «Правильно - неправильно» (с карточками-картинками)

    Д/и «Продолжи ряд»

Апрель

Мы все разные, но мы все равны

    Путешествие по глобусу и карте мира

    Игра «Спиной друг к другу»

    Рассматривание плаката с изображением людей трёх рас

    Подвижная игра «Пока горит фонарь» (две команды)

    Д/и «Как бы ты поступил?»

Я выбираю сам

    Эвристическая беседа «Умение делать разумный выбор, не в ущерб другим» (с остановками для вопросов)

    Д/и «Громко - тихо»

    Пальчиковая игра «Жили были три пингвина»

    Рассказы детей из собственного опыта

Декларация прав человека и конвенция о правах ребёнка

    Знакомство с содержанием важнейших международных законов

    Д/и «Права ребёнка»

    Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

    Д/и «Правильно – неправильно»

О правах - играя

    К нам в гости пришла Баба-яга

    Игра «Эхо»

    Д/и «Равные права»

    Физкультминутка «Все кто хочет быть здоров»

    Арт. упражнение «Цветы для Бабы-яги»

День Победы

    Чтение стихов о 9 Мае

    Эвристическая беседа «Этот День Победы порохом пропах!»

    Просмотр документального фильма о героях Хакасии

    Физкультминутка «Весенний лес»

    Арт. упражнение «День Победы»

Каждой вещи – своё место

    Чтение стихотворения «Маша – растеряша»

    Д/и «Правила вещей»

    Д/и «Что изменилось?»

    Физкультминутка «Самолёты»

    Д/и «Правила нашей группы»

Вербное воскресенье

    Эвристическая беседа о вербном воскресенье (с остановками для вопросов)

    Д/и «Православные праздники» (по картинкам)

    Физкультминутка «1, 2, 3, 4, 5»

    Арт. упражнение «Веточка вербы»

Досуг моей семьи.

    Д/и «Кто меня позвал?»

    Д/и «Круги Эллера»

    Фотовыставка «Традиции моей семьи» (с коротким комментарием ребёнка)

    Физкультминутка «Как живешь?»

    Арт. упражнение «Моя семья»

Результаты

Ребенок может иметь представление:

    О конституции своей страны;

    О Конвенции о правах ребенка;

    об основных правах и свободах человека и ребенка (свобода выбора, право использовать разные религии, право на образование, право на труд, право на защиту и другие);

    о правилах и законах;

    о ценностях демократического общества;

    о выборах и избирательных праве;

    о гражданской ответственности.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273.

2. Ш.А. Амонашвили. Школа жизни. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.

3. Ш.А. Амонашвили. Педагогическая симфония. Трилогия. М.: Издательство: Международный центр Рерихов, 2002.

4. Растим юного гражданина: программа становления основ гражданской – правовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста / сост. И. И. Гончарова, А. В. Крайсветняя, О. И. Шадрина. 2011.

5. Философия для детей в сказках и рассказах: пособ. По воспитанию детей в семье и школе / М. А. Андрианов. – Минск: Букмастер, 2012.

1.Воспитание может быть рассмотрено как:

  • Общественное явление, воздействие общества на личность
  • Специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса
  • Целенаправленное управление процессом развития личности
  • Все ответы верны

2. Деятельность педагогов, ориентированная на реализацию целей образования в условиях педагогического процесса:

  • Воспитательная работа
  • Воспитательная система
  • Воспитательное мероприятие
  • Система воспитательной работы

3. Создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом является ведущей целью:

  • Гуманистического воспитания
  • Гуманитарного воспитания
  • Демократического воспитания
  • Поликультурного воспитания

4. Согласно отечественной психолого-педагогической традиции, личность - это явление, которое:

  • Присуще человеку от рождения и неизменно на протяжении всей жизни
  • Проявляется в ходе онтогенетического развития
  • Характеризует индивидуальность человека
  • Свойственно лишь избранным людям

5. Свобода личности, формируемая в процессе духовно-нравственного воспитания - это:

  • Уход от власти низменных потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации
  • Удовлетворение всех имеющихся потребностей
  • Отсутствие потребностей, следование за обозначенными авторитетным лицом целями
  • Никогда не реализуемая потребность

6. Социализация в широком значении характеризуется как:

  • Взаимодействие человека и общества
  • Приспособление человека к требованиям общества
  • Развитие и саморазвитие человека
  • Общественное воспитание

7. К микрофакторам социализации (факторам, оказывающим непосредственное влияние на человека),выделенным в теории воспитания А.В. Мудриком относятся:

  • Космос, общество, государство и др.
  • Телевидение, город, поселок и т.п.
  • Семья, группа сверстников и пр.
  • Генетика, физиология человека

8. Создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях это:

  • Социальное воспитание
  • Диссоциальное воспитание
  • Коррекционное воспитание
  • Семейное воспитание

9. Установите соответствие принципов гуманистического воспитания с их содержанием (в таблице уже все установлено):

1. Принцип соединения воспитания с трудом

1. Социальное и интеллектуальное содержание труда, его нравственная направленность, труд как источник радости и удовлетворения

2. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности

2. Обращать внимание на положительные стороны человека, а не на его недостатки

3. Принцип увлечения детей перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости

3. Необходимо помочь ребенку наметить перспективы его личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива

4. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему

4. Как можно больше требований и как можно больше уважения одинаково направленных на всех обучающихся и на самого педагога

10. Установите соответствие принципов гуманистического воспитания с их содержанием (в таблице уже все установлено):

1. Принцип связи воспитания с жизнью

1. Включение обучающихся в общественно-полезную деятельность, ознакомление с текущими

событиями

2.Принцип согласования требований образовательного учреждения, семьи и общественности

2. Единство требований, предъявляемых обучающимся

3. Принцип сочетания прямых и непрямых

управленческих действий со стороны педагога

3. Каждое воздействие педагога является воздействием на коллектив, а через него на личность

4. Принцип эстетизации детской жизни

4. Эстетическая обстановка, создание продуктов эстетического характера самими детьми, эстетическое просвещение

11. Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на:

  • Внутреннюю свободу личности
  • Уважение к государственной власти
  • Гармоничное проявление культуры межнационального общения
  • Все ответы верны

12. Трудолюбие может быть сформировано у детей, если:

  • Работа, которую необходимо выполнить детям, прописана в программных документах образовательного учреждения
  • Работа, которую необходимо выполнить, задается взрослым, который сам не желает трудиться и не участвует вместе с детьми в процессе выполнения трудового задания
  • Работа, которую необходимо выполнить, приносит детям увлеченность и перспективу «завтрашней радости»
  • Работа, которую необходимо выполнить, предъявляется исключительно в форме требования взрослого

13. Формирование эстетического вкуса и преобразовательной эстетической деятельности детей возможно в условиях:

  • Пристального внимания к природной привлекательности ребёнка
  • Повышенных требованиях к эстетике одежды и внешнему виду детей
  • Эстетически оформленного места жизни ребенка, созданного взрослыми
  • Эстетически оформленного места жизни ребенка, идентификацией ребенка с этим местом и активным посильным участием в поддержании его эстетической привлекательности

14. Методы воспитания - это:

  • Способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения воспитательных задач
  • Техника и логика построения процесса воспитания
  • Формы организации детской активности
  • Наборы приемов воспитания

15. Современный национальный воспитательный идеал определяется:

  • Конституцией Российской Федерации
  • Законом Российской Федерации об образовании
  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Федеральным Государственным Образовательным Стандартом общего образования

16. В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

  • Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей
  • Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности
  • Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок
  • Ориентацию в сфере религиозной культуры и светской этики

17. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет роль педагога, прежде всего как:

  • Источника информации
  • Медиатора
  • Фасилитатора
  • Воспитателя

18. Знание теоретических концепций воспитания (к примеру, теория коллектива А.С. Макаренко, теория воспитательных систем Л.И. Новиковой, теория воспитывающего обучения И. Гербарта и др) относится к:

  • Методологическому уровню знания
  • Методическому уровню знания
  • Теоретическому- уровню знания
  • Технологическому уровню знания

19. Духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление

  • Ценностно-смысловой сферы личности
  • Эмоционально-волевой сферы личности
  • Когнитивной сферы личности
  • Деятельностной сферы личности

20. Духовно-нравственное воспитание личности - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися

  • Гуманистических ценностей
  • Общечеловеческих ценностей
  • Базовых национальных ценностей
  • Общенациональных ценностей
Поделиться: