Десять библейских истин о послушании детей. Аномалии родительской любви

Я сегодня глаголом жжог сердца людей в Раковской средней школе на празднике, организованном в честь Дня матери. Меня пригласили выступить, а я не смог отказать))
Если Вам интересно, то - пара тезисов.
В своем слове я отметил, что часто заповедь о почитании родителей мы понимаем только «в одну сторону», трактуя ее исключительно в направлении обязанностей детей (младших) по отношению к родителям (старшим). Но эта заповедь двунаправлена: она не только требует почтения со стороны детей, но и определенных достоинств со стороны родителей, которые должны соответствовать тому статусу, которым наделяет Господь отцов и матерей. К сожалению, сегодня родительству мы уделяем время и силы по остаточному принципу, посвящая себя детям только в то мизерное время, что осталось после работы и других забот: сначала карьера, а потом дети. Свои обязанности по воспитанию мы делегируем школе, дедушкам-бабушкам, улице... Кстати, также мы иногда также поступаем и с супружескими обязанностями (да-да!) - пусть и незаметным для себя образом: мы работаем ради семьи так, что эти семьи потом разваливаются от нашего усердия их сохранить ударным трудом, но это отдельная тема. Хотя, если перепоручать свои обязанности по воспитанию другим, почему так не поступать по своим супружеским обязанностям?
«Все ради детей», - оправдываемся мы. Мой ребенок должен быть не хуже одет, чем другие, у него должен быть современный телефон, ему должно хватать сладостей и так далее. Дай Бог, чтобы нашим детям всего хватало - в том числе и перечисленного. Но куда менее опасно недодать ребенку конфетку, чем недодать ему внимания, любви, тепла. Что пользы нашему ребенку, если мы купим ему все игрушки, о которых он мечтал, а душу его оставим обделенной?
Писание говорит нам: «не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6.4). Раздражение! Сегодня многие родители и педагоги говорят о том, что дети стали какими-то особенно раздраженными. Речь идет об общей нервозности, психической нестабильности и даже вполне конкретных диагнозах. Не дети, а психи какие-то. В этом обвиняется кино, компьютерные игры, Интернет, школа, опять же… Я не хочу сказать, что они не при чем. Однако я против того, чтобы мы, оправдывая себя, всю вину в духовных проблемах сваливали на что-то внешнее. Все у нас виноваты, но не мы.

Не намекает ли Апостол Павел на то, что источник раздражения находится в семье и, в частности в том, что мы не воспитываем чад в Слове Божьем, а если и воспитываем, то, опять же, по остаточному принципу: желая влить в их душу слишком многое за слишком малое время? Мы не можем наполнить бутылку из ведра так быстро, как нам хочется: пропускная способность узкого горлышка не даст нам того сделать. Так же и с душой ребенка: желая наполнить ее, нужно быть терпеливым, неторопливым и крайне осторожным, дабы не расплескать, не подавить, не захлебнуть. Раздражение наших чад - это психологический блок, защитная реакция в ответ на нашу дешевую настойчивость и нетерпеливость. А ведь кто хочет все и сразу, у того бывает ничего и постепенно.
И насчет раздраженности - посмотрите-ка на себя в зеркало. Им есть в кого такими родиться. Или - от кого заразиться.

А вообще из меня самого педагог и отец такой же, как из собачьего хвоста - сито. Зато я проповедовать люблю... Хотя и не на такие темы. Такие больше по душе монахам - им фиолетово, не стыдно и не больно. И проповедовать они тоже любят. А это ж не мешки таскать.

«Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол 3,21).
В христианских семьях, можно часто слышать, когда родители говорят своим детям, что если они не будут послушны, то ремня им не миновать. Это раздражает детей, о Господь нам повелевает этого не делать. Мы должны понять, что закон не раздражать детей, только показывает нам, что мы сами не можем не раздражаться, когда дети поступают не дозволенно. Мы дюбим их, когда они любит нас, но не можем любить не покорных. Не покорных детей можем любить только живя и возростая в новой природе в Духе Христа, потому, что Христос конец закона(Рым 10,4-5). Господь нас увещевает:

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями»(Гал 5,13-24).

СВИДЕТЕЛЬСТВО ВЕРЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛЮБОВЬЮ
«Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью»(Гал 5,6).

После возрождения от Духа Святого, мы должны жить и возростать в новой божественной природе. Возрастать в любви и так приготовиться к вечности. Одна из моих дочерей была ответственна за мытье посуды. Но она всячески уклонялось от этих обязанностей. Этим она меня раздражала и я говорил, что если она не научиться выполнять своих обязанностей, хотя бы по мытье посуды, то она всю жизнь проживёт в роли троечника. В одно утро, я нашел кучу не вымытой посуды, и это мне принесло горесть.
Вечером, после ужина попросил, чтобы дочка помыла посуду, потому, что вчера она не выполнила своих обязанностей. Дочь ответила, что она сегодня чувствует себя очень усталой и потому этот труд сделает позже. Я заметил, что ее ответ меня раздразнил, потому, что такие отговорки я слышал почти каждый день, о на утро находил невымытую посуду. Пришла мысль, взять бы ремень и отшлепать раз так, чтобы на всю жизнь запомнила. На помощь пришел Учитель Дух Святой и напомнил, что это плотское мышление, за которое следует смерть:

«Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут»(Рымл 8,5-9).

После Господнего увещевания, понял, что я не в новой природе в Духе Христа, о греховной плоти – в бревне, которого надо силой Господа выкатить. Покаялся пред Господом, за грех плотского мышления и попросил принять мою жертву, чтобы она сгорела в огне страдания.
Прошло минуты духовной борьбы с греховной плотью и увидел чудо действия Господней любви, которая происходила в моем сердце. Неприязнь, раздражение, из за халатности дочки по выполнению своих обязанностей, стало уменьшаться, о любовь, радость, спокойствие стало возрастать в сердце моем. Наконец я был наполнен Духом Святым и это называется свобода детей Господа, это называется наполниться Духом Святым:

«Верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем»(Еф 3,17-20).

Полный радости и духовных сил, вошел в комнату дочки и порадовался чуду Господа, которое произошло в сердце моем. Засвидетельствовал ей, что был раздражен на ее поведение из за мытья посуды, о теперь полный радости и любви приглашаю со мной выполнить эту работу. Сила Духа любви от меня перешла и на дочь, она подняла голову. В ее глазах в место усталости и безразличия, засверкали радость и бодрость. Она встала и пошла со мной на кухню, где мы очень быстро помыли всю посуду. Дочка сказала, что она по истине, только что, себя чувствовала очень усталой. Она не могла готовить уроков, о от мысли, что еще надо помыть посуду, брало великое уныние. Сейчас же, это все просто и радостно. Я осознал, что чудо жертвоприношения исполнилось и слава Господа проявилось, во всей моей семье.
После перехода из греховной плоти, воды живых рек изливается по обещанию Господа:

«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой»(Ин 7,38).

Я спросил дочку, видит ли она чудесное превращение ее чувств и мыслей, от света Господней любви? Она утвердительно сказала, что это чудо. За время мытья посуды, мы благодарили и славили Господа за эти чудеса в нашей семейной жизни.
Прекрасно благодарить Господа за чудеса в твоей посевдневной жизни, когда ты не видя Господа можешь видить Его могучее действие, который горькую воду в твой жизни превращает в воды живые. Потому и написано, чтобы мы радовались и благодарили Господа:

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте»(Мф 5,16-19).

Господня благодать и подзаконное проклятие отличаеться как одно к четырем. Галатиане это перепутали и Господь через апостола Павла им написал:

Вывод прост. Если меня раздражает поведение ребенка, то мое плотское поведение раздразнит и его. Перед тем, чтобы копать сучек в глазу ребенка, мне надо выкатить свое бревно – раздражение.
Взять розги для ребенка не надо Господней силы,. Но чтобы выкатить твое бревно, участие Господа обязательно. Когда Господь ежедневно совершает чудеса в твоем сердце и в твоем окружении ты исполняешь обязанности царского священства и видишь как Господь принимает твои жертвы. Это благодать и вера действующая любовью. Взять ролзги для непослушного ребенка это подзаконное ролклятие. Ведь написано, что воспитывать детей надо в Господе, о где Дух Господа, там свабода(2 Кор 3,17-18). Это так отличаеться от убивающей буквы закона:

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6,4).

БУКВА УБИВАЕТ ДУХ ЖИВОТВОРИТ
«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит»(2 Кор 3,6).

Мы можем взять розги непослушному ребенку, но от этого не произойдеть переход из греховной плоти в Дух Христа. И после применения розгов вы не почувствуете плодов Духа: Любви, радости спокойствия, которые животворит. Применять закон Старово завета о применении розгов для непослушных детей есть подзаконное проклятие:

«А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет»(Гал 5,10-11).

Что значит, что праведный будет жить верой? Взять ремень непослушному ребенку есть одноразовое действие. Вера действующая любовью это несколько шагов. Первый шаг это определить, что я непослушного ребенка сейчас не люблю. Господь говорит:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»(Мф 5,43-48).

Вы можете сказать, что беря розги для ребенка вы его любите. Но это лишь самаобман и лицемерие. Если Марфу спросили бы, любит ли она свою сестру Марию, она бы ответила утвердительно. Но мы видим, что в конфликтной ситуации, ее раздразнило поведение Марии, и она пожаловалась Господу, что она оставила ее одну работать. Мария ничего не делала, о только села у ног Христа и слушала Его. Но такое поведение Марии раздразило Марфу и в этом отношении она ее не любила(Лк 10,38-42). Работники виноградника любили хозяйна, что он выплатил договоренный динар за рабочий день. Но были не довольны, что он дал динарий и тем, которые работали одинь час(Мф 20,1-11). Получив по щечине, мы можем поставить ударившему и другую, но это не будет исполнением закона любить врага. Потому, что закон исполняеться только в новой природе в Духе Христа. Для этого надо выучить, что значит вера действующая любовью из послания галатианам:

«Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью»(Гал 5,4-6).

Таким образом, чтобы вера подействовала любовью нам надо сперва увидить свое бревно, оценить, что беря розги для ребенка мы его не любим. Любовь и радость должны наполнить наши сердца от выполнения обязанностей царского священства. О это происходить только когда Господь принял нашу жертву.
Один раз спросил брата из другой церкви, который применяет розги для непослушных детей, любит ли он своего ребенка в тот момент? Он ответил, что любит и в этот момент он говорит ребенку: «Папа тебя любит и потому берет розги. Ему будет болеть сердце, о тебе пупку». Это прямое лицемерие и Господь нам об этом напоминает:

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего ", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего»(Мф 7,1-5).

Любить непослушного ребенка можно только выполнив обязанности царсково священства и возложив на алтар как жертву свою греховную плоть с ее убийством лицеприятия. Если в твоем сердце нет любви, радости и спокойствия, то это лишь лицемерие. Господь пишет нам о двух потоках нашего сердца, которые есть зависимо от двух природ:

«Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир»(Иак 3,14-18).

C Господней любовью брат Леонидас

Сделав увещание, какое нужно было, детям, (апостол) переходить к отцам, говоря: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» . Не сказал: любите их; к этому влечет их, хотя бы они этого не хотели, самая природа, а потому излишне было полагать закон касательно этого предмета. Но что говорит? «Не раздражайте детей ваших» , как это делают многие родители, лишая детей своих наследства, оставляя их без призрения, обращаясь с ними жестоко, как с рабами, а не как со свободными. Поэтому говорит: «Не раздражайте детей ваших» . Затем, что самое главное, указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это всецело зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в ее муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случай в нем же полагает причину (послушания детей), когда говорит: «Но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» . Видишь ли, что, когда есть духовное (добро), за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его «в учении и наставлении Господнем» . Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит прежде всего: «Почитай отца твоего и мать» – слова, направленные к твоей пользе. Не говори: это (слушание Писаний) дело монахов; ужели мне сделать его монахом? нет надобности быть ему монахом! Что это в тебе за страх, – боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. И мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся здесь (в Писании), а особенно детям. Дети в этом возрасте многого не знают, к незнанию же присоединяется еще то, что они узнают нечто из сочинений языческих, изучая в них жизнь дивных, по их понятиям, героев, которые служили страстям и боялись смерти, каков, например, Ахиллес, безутешный и умирающий за наложницу, или другой, предающийся пьянству, и проч. в этом роде. Итак, он (сын твой) нуждается в этих лекарствах.

Гомилии на Послание к Ефесянам.

Свт. Тихон Задонский

И отцы, не раздражайте чад своих, но воспитовайте их

Это слово Дух Святой говорит через апостола родителям и увещевает их, чтобы воспитывали своих детей, как подобает христианам. «Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» . Все христиане в святом Крещении обновились к новой, святой и христианской жизни, и обещали Богу верой и правдой служить, и так Ему угождать. Но чтобы крестившимся не развратиться, и не прийти в бедственное состояние, и чтобы не случилось с ними по верной пословице: «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Пет. 2:22) , – нужно им непременно предотвратить это бедственное состояние добрым воспитанием детей, пока они еще малы и юны. Ибо с болью и воздыханием видим, что многие дети в юности развращаются. Это случается с ними от небрежения родителей. Многие родители учат своих детей художествам, служащим для временной жизни, иные стараются научить иностранным языкам, и не мало денег на это расходуют, но о христианском учении не заботятся, и не стараются научить своих детей жить по-христиански. Такие родители рожают своих детей для временной жизни, но двери к вечной жизни для них затворяют.

Краткие нравоучительные слова. Слово 15.

Свт. Феофан Затворник

Отцы . О матерях не поминает, не потому, чтобы и им не принадлежала часть в попечении о детях, но потому, что труд этот у отца и матери неразделен и что говорится одному, то падает на обоих. Отцы - то же, что родители.

Не раздражайте чад . Образом своего на них действования не доводите их до того, чтоб они могли возыметь на вас неудовольствие, серчание, досаду, гнев. Гнев вообще грешен; гнев на родителей еще грешнее. Не вводите их в этот грех. Это бывает от излишней строгости, от неразборчивой взыскательности и каких-либо несправедливостей, - от чего всего детям иногда бывает теснее рабов. Почему в послании к Колоссянам в побуждение к нераздражению детей поставлено: да не унывают (3, 21) . До христианства отцы слишком много власти являли над детьми: вошло в обычай так. В отсечение сего излишества и пишет так Апостол, чтоб между христианами не повторялось того, что обычно среди язычников.

Обязавши - не раздражать , чем, можно сказать, запретил всякое не соответствующее духу христианства действование на детей, - обязывает воспитывать . Настаивает же Апостол не столько на том, чтоб заставить воспитывать, ибо это и так делается повсюду, по закону естества, сколько на том, чтобы воспитывали их как должно. Двумя словами определяет это Апостол: в наказании и учении - παιδεια и νουθεσια . Если брать во внимание образ воспитания, то первым внушается педагогическая строгость, а вторым - сердечные материнские внушения и убеждения. Отсюда: воспитывать в строгости, с кротостию и нежностию. Если брать во внимание предметы или стороны воспитания, то первым указывается на образование нрава, а вторым - на вложение в ум здравых о всем понятий.

Норма для того и другого - дух христианства, чтоб и наказание, и учение были Господни. Итак, Апостол требует от родителей, чтобы они, соразмеряя строгость с кротостию, научали их и жить по-христиански, и смотреть на все глазами христианскими, или судить о всем христианским умом.

Святой Златоуст говорит на это место: «Не сказал: любите их; к этому влечет их, хотя бы они этого не хотели, самая природа, а потому излишне было полагать закон касательно этого предмета. Но что говорит? - не раздражайте чад своих , как это делают многие родители, лишая детей своих наследства, оставляя их без призрения, обращаясь с ними жестоко, как с рабами. Поэтому говорит: не раздражайте чад своих . Затем, что особенно важно, указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случае в нем же полагает причину послушания детей, когда говорит: . Видишь ли, что, когда есть духовное добро, за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? - С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит: , - слова, направленные к твоей пользе. Не говори: «Это слушание Писаний - дело монахов; ужели мне сделать его монахом? Нет надобности быть ему монахом!» Что это в тебе за страх, - боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. Ибо и мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся в Писании, а особенно детям, так как в этом возрасте еще многого не знают. Но, не зная Божественных истин, они знают, однако ж, нечто из сочинений языческих, изучая в них жизнь дивных, по их понятиям, героев, которые служили страстям и ничего доброго в пример и подражание не представляют. Итак, сын твой нуждается в этом спасительном руководстве, - в наказании и учении Господни.

Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училище, ничего не жалеть для такого их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господни не заботиться? За то-то сами мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными. Не будем же поступать таким образом и послушаем увещания блаженного Павла: станем воспитывать детей своих в наказании и учении Господни, подадим им пример благочестия, заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Писаний. Ах! я постоянно говорю это; только мне думается, не напрасно ли трачу слова свои? Но при всем том я не перестану говорить об этом: это - мой долг!

Доколе будем мы оставаться плотскими людьми? Доколе будем пресмыкаться по земле? Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и учении Господни . Кто прежде всего научается быть любомудрым, тот чрез это приобретает богатство, превосходящее всякое богатство, и величайшую славу. Не так полезно образовать сына, преподавая ему науки и внешние знания, посредством которых он станет приобретать деньги, сколько - если научить его искусству презирать деньги. Если хочешь сделать его богатым, поступай таким образом. Богат не тот, кто, заботится о большом стяжании имения и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды. Это внушай твоему сыну, этому учи его: в этом величайшее богатство. Не заботься о том, чтобы сделать его известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайся о том, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее. Это возможно сделать и богатому, и бедному; этому научаются не от светских учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний. Не заботься, чтобы сын твой здесь пожил долго, но чтобы там удостоился жизни беспредельной и нескончаемой: давай ему великое, а не малое. Внимай словам Апостола Павла: воспитывайте их в наказании и учении Господни . Не ритором старайся сделать его, но научи его любомудрию. Если он не будет ритором, отсюда не произойдет еще никакого вреда, а при недостатке любомудрия самое обильное риторство не принесет никакой пользы. Благоповедение нужно, а не остроумие, - нравственность, а не сила речи, - дела, а не слова: это доставляет Царство, это дарует и действительные блага. Не язык изощряй, но очищай душу. Говорю это не с тем, чтобы запретить светское образование, но для того, чтобы не привязывались к нему исключительно».

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем

Блаж. Феофилакт Болгарский

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших

Не сказал: любите; потому что этого даже помимо их воли требует от них природа, но: не раздражайте , то есть не лишайте их доли и наследства, не тесните их грубо, обращаясь с ними не как со свободными, а как с рабами, и постоянно будьте терпеливы к ним.

но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем

Восходит к началу и основанию покорности и указывает отцам, каким образом они могут сделать своих детей послушными. Ибо, если ты, говорит, желаешь, чтобы дети слушались тебя, воспитывай их в слове Божием, и не говори, что дело монахов - читать Божественное Писание. Ибо это - долг всякого христианина, и особенно живущих в мире, поскольку и нуждаются они в большей помощи, как живущие посреди житейского волнения. Равно как и для тебя нужно, что­бы дети слушали Писание; из сего ведь они могут узнать: чти отца твоего и матерь твою . Затем, ты воспитываешь сына на эллинских сочинениях, из которых познается все самое худшее, а ужели не будешь питать его словом Божиим?

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Блаж. Иероним Стридонский

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем

Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем … Пусть читают это епископы и пресвитеры, которые учат своих детей светским наукам, заставляют их читать комедии и петь постыдные сочинительства лицедеев, в то время как воспитание их, может быть, происходит на церковные издержки! Таким образом, что девица, или вдова, или бедняк какой-либо принесли в сокровищницу Церкви за свой грех, истощая все свое состояние, то в виде новогоднего подарка, или в виде корзинки в дни Сатурналий [Римские праздники в честь бога Сатурна, правление которого, согласно легендам, представляло собой золотой век, когда не существовало богатых и бедных. - Прим. ред.], или в виде платы Минервы [Плата за обучение. Римская богиня Минерва (греч. Афина) почиталась покровительницей учителей, актеров и врачей. - Прим. ред.] учитель грамматики и красноречия обращает на свои домашние расходы, на поддержку [языческого] храма или на грязные дела в непотребных домах!

Первое повеление Павла к родителям затрагивает негативный аспект; отцы, не раздражайте детей ваших. Эта концепция стала совершенно новым явлением во дни Павла, особенно в таком оплоте язычества, каким был город Ефес. Жизнь многих семей была отмечена жестокостью и физическими истязаниями, и ни о какой взаимной любви между членами семьи не могло быть и речи. Невозможно даже было и представить, чтобы отец любил своих детей. Согласно римского закона patria potestas, отец осуществлял неограниченную власть не только над своими рабами, но и над своими домочадцами. Их жизнь и смерть была в его руках. Он мог изгнать из дома любого из них, продать в рабство, или, даже, убить, не неся за это никакой ответственности. Новорожденного ребенка помещали у ног отца, чтобы он решал что с ним делать. Если отец брал его на руки, то ребенка оставляли жить в доме, если отец уходил, то от него попросту избавлялись, как от множества беременностей, прерываемых абортами в наше время. Ненужных младенцев, которые были крепки и здоровы, подбирали каждую" ночь и приносили в городской форум, где их можно было взять себе и воспитать в качестве раба или блудницы.

Послание одного человека, по имени Химрион, своей жене Алис, написанное в 1 веке до н. э., гласит: "Самое сердечное приветствие. Учти, что мы до сих пор пребываем в Александрии. Не беспокойся, если все вернутся назад, а я еще останусь здесь. Я прошу и умоляю тебя позаботиться о младенце. Как только мы получим оплату, я вышлю тебе деньга. Если, желаю тебе удачи, ты родишь еще одного ребенка, мальчика - оставь в живых, от девочки постарайся избавиться" (Папирус Оксиринкус 4.744). Сенека, известный римский государственный деятель, живший во времена Павла, когда тот написал Послание к Ефесянам, говорил: "Мы забиваем буйного вола, удушаем бешенного пса, зарезаем корову. Детей же, рожденных хилыми или увеченными, мы бросаем в воду".

Подобная бесчувственность вызывает дрожь. Однако, coгласно последнему сообщению, основная причина помещения детей в детские дома в наше время заключается не в разводах, финансовых трудностях или смерти родителей, но в потере интереса родителей к детям. И, пожалуй, самая ужасная жестокость по отношению к ребенку выражается в том, что его абсолютно игнорируют и относятся к нему так, как будто он вообще не существует.

Хотя слово pateres отцы относится к отцу семейства, иногда его употребляли, говоря о родителях вообще. Павел в трех предшествующих стихах вел речь об обоих родителях, и по всему ясно, что он имеет их ввиду, продолжая свое рассуждение в стихе 4. То же самое слово используется в Евреям 11:23 относительно родителей Моисея.

Отец, будучи самой доминирующей фигурой в семье в те времена, чаще всего и раздражал детей (своих). Но, вне сомнения, и мать способна вызвать это раздражение в детях и, в таком случае, ее поведение не более оправдано, чем поведение отца.

Ученые-социологи, сотрудники Гарвардского университета, Шелдон и Эленор Тлюк, разработали метод (точность которого 90 процентов) определения, будут ли пяти - шестилетние дети иметь преступные наклонности. Они пришли к выводу, что для предотвращения их совершенно необходимо учесть четыре фактора, это: последовательная твердость и справедливость, проявленная отцом в его дисциплинарных мерах; материнский присмотр и общение с ребенком в течение всего дня; наглядное проявление родителями любви друг к другу и детям, и совместное участие всей семьи в общих занятиях. "Разгадка преступности в среде малолетних" (Кембридж, Мак, Издательство Гарвардского университета, 1950, стр. 257-71).

Доктор Пол Мейер, христианин-психиатр, перечисляет аналогичный список факторов, ведущих к возникновению надлежащих между родителями и детьми отношениями, это: искренняя любовь родителей друг к другу и к детям; последовательная твердость и дисциплина; соответственность установлений в отношении родителей и детей; правильный родительский пример; и главенство отца в доме. Он также заметил, что подавляющее большинство неврастеников воспитывались в семьях, где не было отца, или мать занимала доминирующее положение ("Христианское воспитание ребенка и развитие личности") (Гранд Рапиде: Бейкер 1980, стр. 81-82).

Раздражение предполагает последовательное, неоднократное третирование ребенка, которое превращается в привычку, и которое постепенно способствует возникновению в нем глубокого, сердечного гнева и негодования, что проявляется внешним образом в его враждебном отношении.

Такое отношение к детям, обычно, не направлено на раздражение их. Часто считается, что оно предназначено способствовать доброму. Чрезмерная опека детей, из самых лучших побуждений, является самой типичной причиной, вызывающей раздражение в детях. Родители, подавляющие волю детей, ставящие чрезмерно строгие запреты, куда они могут пойти и что могут делать, никогда не доверяют их собственным действиям и постоянно сомневаются, что они могут высказывать здравые суждения. Этим самым родители воздвигают барьер между собой и их детьми, обычно, питая иллюзии, что содействуют их благу и способствуют возникновению близких взаимоотношений с ними. Детям необходимо руководство и некоторые ограничения, но они отличаются индивидуальностью, имея свои права, и должны учиться принимать собственные решения, соответственно их возрасту и зрелости. Их волю можно направлять, но никак не контролировать.

Другая причина, вызывающая в детях раздражение - это фаворитизм. У Исаака был любимчиком Исав, а Ревекка предпочитала Исаву Иакова и любила его больше. Этот авторитет и конфликтующий фаворитизм не только вызвал большие неприятности в семье, но и отразился в конфликте, продолжающемся между потомками Иакова и Исава до наших дней.

Когда родители сравнивают своих детей друг с другом, особенно в их присутствии, то это может принести душевное огорчение ребенку, который менее способен и менее любим. Он будет больше склоняться к тому, чтобы выражать свое раздражение, обиду, горечь, отдаляясь от семьи и замыкаясь в себе. Фаворитизм родителей обычно ведет к возникновению фаворитизма в среде самих детей, которые берут пример со своих родителей. Они будут предпочитать одного брата или сестру, другим братьям или сестрам, и часто предпочитать мать отцу и наоборот.

В-третьих, родители раздражают своих детей, оказывая на них давление, чтобы они стремились к достижениям, превышающим границы разумности. На ребенка можно осуществлять такой нажим, чтобы он добивался успехов, что может, буквально, оказать на него губительное воздействие. Он быстро начинает понимать, что ничем не может угодить своим родителям. Как только он добьется одной цели, его понуждают к более высшей. Отцы, мечтающие о своих достижениях, добытых ими посредством атлетических способностей своих сыновей, или матери, мечтающие о головокружительной карьере посредством жизни своих дочерей, продают свою ответственность, как родители.

Однажды, я посетил молодую женщину, содержащуюся в особом заведении, которая находилась в состоянии катанического шока. Она была христианкой и воспитывалась в христианской семье, но мать непрерывно побуждала ее добиваться популярности, быть самой красивой и удачливой девочкой в школе. Она постепенно поднималась вверх, делая карьеру, пока, наконец, не стала манекенщицей. Но этот нажим к достижению совершенства, настолько усилился, что, привел к умственному расстройству. Выписавшись из больницы, она опять попала в ту же напряженную обстановку. Не в силах ее больше выносить, она предприняла попытку покончить с собой. Выражая свое чувство безысходности, она однажды сказала мне: "Что бы я не делала, это никогда не удовлетворяет мою мать".

В-четвертых, детей весьма раздражает, когда им постоянно делают замечания негативного характера. Тот ребенок, которого никогда не хвалят и не прощают, скорее всего попадает в беду. Если всегда подчеркивают его отрицательные стороны и никогда не упоминают о положительных, то он приходит к убеждению, что вообще не способен ни к чему доброму. А поэтому, ему незачем даже стараться. Родители могут всегда найти что-либо в ребенке, что у него хорошо получается, и им не следует высказать свою высокую оценку и признательность за это. Ребенок нуждается в одобрении и поощрении в добром не меньше, чем в исправлении негодных наклонностей.

В-пятых, раздражение имеет место, когда родители не желают проявить жертвенность ради детей, вызывая в них чувство ненужности. Дети, которым дают понять, что они мешают родителям, всегда представляя препятствие их планам и счастливой жизни, не могут не проявлять раздражительности. Для таких детей сами родители превращаются в помеху, препятствующую их планам и счастливой жизни.

В-шестых, раздражение происходит по причине того, что родители не дают детям расти естественным образом. Постоянное ворчание на них, что они ведут себя по-ребячески, даже когда их поведение вполне нормально и безобидно, не способствует их возмужанию, но, напротив, утверждает их в ребяческом состоянии.

В-седьмых, детей раздражает, когда родители используют любовь, как средство вознаграждения или наказания. Ее даруют, когда ребенок ведет себя хорошо, и ее лишают при плохом его поведении. Часто это происходит неосознанным образом, но ребенок подмечает и чувствует, что его любят меньше, когда он непослушен. Бог любит нас не такой любовью; и Он не предназначал, чтобы земные родители имели подобную любовь. Бог наказывает Своих детей, являя им Свою любовь не меньше, чем при их благословении. "Ибо Господь, кого любит, того наказывает" (Евр. 12:6). Очень легко наказывать по причине своего гнева и раздражения, и родителям нужно особенно обратить внимание на то, чтобы дать детям понять, что любят их, применяя к ним дисциплинарные меры.

В-восьмых, дети впадают в раздражение в ответ на ругань и физическую расправу. В наши дни растет число истязаемых детей, превращаясь в настоящую трагедию. Даже родители-христиане, особенно отцы, впадают в крайность и задают детям порку больше, чем этого требует необходимость. Физическое наказание не преследует цель установления высшего авторитета и превосходства силы, но исправления в духе любви и с рассудительностью. Родители могут с легкостью поразить ребенка словами так же, как и физическим воздействием. Унизить его превосходящими аргументами или сарказмом -значит нанести ему серьезный вред и вызвать его гнев и раздражение. Довольно примечательно, что мы иногда высказываем своим детям то, что даже и не подумали бы высказать кому-либо иному из-за боязни повредить своей репутации! Один отец христианин признается в следующем: В моей семье все дети выросли и разлетелись кто куда. Но, если бы мне пришлось начинать семейную жизнь заново, то вот что бы я сделал. Я бы проявил большую любовь к своей жене, чтобы это видели дети. Я бы больше шутил со своими детьми над нашими ошибками и нашими радостями. Я бы больше их слушал, даже самого малюсенького ребенка. Я был бы более искренен по поводу своих слабостей, не притворяясь, что я являюсь образцом совершенства. Я бы по-другому молился за свою семью - вместо того, чтобы молиться за всех членов семьи, я бы обращал больше внимания на себя. Я бы больше занимался с ними. Я бы больше их подбадривал и поощрял. Я бы больше обращал внимание на подробности, такие как дела и слова, наводящие на размышление. И далее, в конечном итоге, если бы мне пришлось пройти этот путь заново, то я бы больше говорил о Боге, более интимным образом, со своей семьей, делясь с ними каждый день своим познанием о Боге, чтобы направлять их к Нему.

Служение детям - это служение Богу. «Так как вы сделали это одному из сих братьев меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Наш Господь Иисус Христос отождествляет Себя с детьми. «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили во глубине морской… Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 5–6,10). Отношение к детям определяет ваше отношение к Господу нашему Иисусу Христу! Равнодушие к детям - это равнодушие к Нему. Проклинаешь, поносишь, злословишь своего ребенка - проклинаешь, поносишь, злословишь Господа. Благословляешь детей - благословляешь Господа.

Пусть каждый из нас станет примером, достойным подражания, эталоном нравственной чистоты и христианского достоинства!

Сегодня мы должны пересмотреть свое отношение к детям. Если они постоянно мешали нам и обременяли нас, давайте молиться, чтобы Бог обратил наши сердца к ним, чтобы они стали для нас предметом пристального внимания, любви и служения.

МУДРОСТЬ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в наставлении Господнем

Послание к Ефесянам, 4, 6

Обуздывать, исправлять, воспитывать - это не право выбора, это серьезное требование Отца Небесного ко всем земным отцам и матерям. Они в ответе за своих детей. Приоритет ответственности, безусловно, принадлежит родителям и только родителям.

Откроем страницы Священного Писания и приведем некоторые выдержки: «Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3, 20–21). «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца и мать» , - это первая заповедь с обетованием: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» . «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6, 1–4).

В этих главах Апостол Павел вскрывает очень серьезную проблему. Взаимоотношения с детьми носят обоюдный характер, - «дети будьте послушны родителям» , и «отцы, не раздражайте детей ваших», - как две чаши весов. В зависимости от того, насколько эти чаши будут сбалансированы, настолько семья будет мирной и гармоничной.

«Отцы, не раздражайте детей ваших» . Апостол Павел делает серьезный акцент на этой фразе. Безусловно, это в равной степени относится и к матерям. Если Апостол предупреждает, значит, он встречал в своей жизни подобные случаи. Он бывал в различных семьях, видел различные школы воспитания, - и либеральные, и тоталитарные. Нередко на его глаза попадались «блюстители порядка» - нервные раздраженные отцы с розгами в руках. Корректируя слабые стороны подобной педагогики, Апостол Павел неоднократно подчеркивал эту мысль: «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их» (Еф. 6, 4), «дабы они не унывали» (Кол. 3, 21).

Апостол Павел выражает абсолютное согласие по этому поводу: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26), как и Апостол Иаков: «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1, 20).

Если родитель воспитывает детей в Слове Божием, они никогда не будут раздражаться и унывать. Прежде чем воспитывать детей в учении Господнем, сначала нужно самому пропитаться им. «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо так поступая и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4, 16). Вот где кроется ключ успешного воспитания. Учи ребенка своими реальными поступками, своею жизнью тем правилам, по которым живешь сам. Если родители пытаются учить детей заповедям Божьим, а сами их попирают, то воспитание становится болтовней и пустословием, которые никогда никого не изменят. Кроме раздражения и глухого ропота в этом случае ничего не добьешься от воспитанников. Детям нужны не слова, а образцы для подражания.

«Если рождаемые тобой дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание», - сказал св. Иоанн Златоуст. Цель воспитания - не скучные длинные лекции, не нравоучения, но реальная жизнь, любовь от чистого сердца, добрая совесть, нелицемерная вера. Вот что исправит и изменит, и привьет любовь к Богу. Берегитесь в воспитании пустословия: речей, не подкрепленных ни делами, ни мудростью. Гнев порождает гнев, ярость - ярость, тупость - тупое противостояние.

Ребенок нечаянно разбил вазу. Грозный отец пристает к нему с бессмысленным вопросом:

Ты зачем разбил вазу?

Я не разбивал вазу, она сама разбилась.

Ты еще обманывать меня вздумал? Отвечай, зачем разбил вазу?

Я не хотел…

Нет, признавайся, зачем разбил вазу?

Раздражение ребенка нарастает, потому что он не знает, как отвечать. Ярость отца усиливается, потому что нет правильного ответа. Терпение может лопнуть. Однажды отец может услышать сорвавшийся детский фальцет: «Папа, ты что, дурак?». Каков вопрос - таков ответ. Какая уж там любовь от чистого сердца. Лишь взаимное ожесточение, конфликт, срыв, взрыв, оскал, скандал.

Отцы, не раздражайте детей, задавайте им вопросы, на которые сами смогли бы ответить. Господь никогда не задавал глупых вопросов, не проявлял гнева по отношению к детям.

Все, что мы делаем без любви, - медь звенящая и кимвал звучащий. Взрослым гораздо легче свалить всю вину на детей, обвинить их во всех смертных грехах: «Они оскорбляют нас. Они бунтуют, непослушны, неблагодарны. Никакого почтения и уважения!!!».

Как важно родителям оставаться самокритичными и ходить перед Богом не только в церкви, но и дома, когда перед ними провинившийся ребенок, а в руках ремень.

Священное Писание не отрицает необходимости строгости и телесного наказания в воспитании детей. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13, 25), «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Прит. 22, 15), «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит. 29, 15). Однако же Слово Божие призывает исследовать себя, проверять свои пути, сердце, совесть. Главный мотив наказания - вера, движимая любовью. «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3, 19). Если мотивы чистые, если совесть добрая, если вера нелицемерная, не жалей розги твоей и «наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Прит. 19, 18).

В любви нет страха. «Если накажешь его розгою, он не умрет: ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней» (Прит. 23, 13–14). Лучше в пять лет ремень от любящей руки отца, чем в двадцать пять - тюремный срок.

О необходимости поиска баланса между родительской строгостью и родительской любовью пишет святитель Иоанн Златоуст: «Бог не попустил, чтобы дети лишены были естественного расположения к ним родителей, и, в то же время, не все предоставил этому расположению. Если бы родители любили своих детей отнюдь не по естественной необходимости, а только за их нравы и добрые поступки, тогда ты увидел бы многих детей изгнанными из родительских домов за свою небрежность и род наш расстроенным. С другой стороны, если бы Бог все отдал во власть природы и не попустил родителям ненавидеть даже и злых детей, напротив, и будучи оскорбляемы детьми и терпя от них тысячи неприятностей, отцы по естественной необходимости должны бы были оставаться ласковыми к дерзким и оскорбляющим их детям, тогда род наш дошел бы до крайнего нечестия.

Поделиться: