Что такое социальная адаптация детей определение. Социальная адаптация ребенка в дошкольном учреждении. Именно в семье пересекаются силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. И это особо актуально в период детства, когда родителями заклад

  • Первый раздел баланса представлен внеоборотными активами (основные средства и нематериальные активы), которые учитываются в соответствии с остаточной стоимостью за вычетом износа (строка 1100 бухгалтерского баланса);
  • Второй раздел баланса представлен оборотными средствами, которые напрямую участвуют в процессе производства (строка 1200 бухгалтерского баланса).

Активы предприятия в сумме зафиксированы по строке 1600 бухгалтерского баланса, который составляется бухгалтерами на конец каждого года. Применяя данную формулу, используют показатели по балансу за несколько лет, при этом из баланса за каждый год берется показатель по строке 1600, суммируется и делится впоследствии на 2.

Среднегодовая стоимость оборотных средств: формула расчета по балансу

Сравнивая начальные и конечные величины, определяющие стоимость, экономист может делать выводы о росте или снижении количества оборотного имущества в денежном выражении за заданный период, определять относительные значения, характеризующие темпы роста показателей каждой строки второго раздела баланса. Однако цифры лишь дают информацию о наличии имущества на определенную дату, не всегда отражая реальную картину, поскольку в жизни предприятия интенсивность работы не одинакова, а это ведет к неравномерности закупа и расхода оборотных средств, например, в компаниях, зависящих от сезонности циклов. Целесообразнее анализировать состояние активов за небольшие периоды времени либо рассчитывать такой показатель, как среднегодовая стоимость оборотных средств. Значение этого показателя исчисляют для производства множества экономических расчетов.

Активы фирмы – это стоимостное выражение ресурсов, обеспечивающих процесс производства. В имущественный комплекс компании входят внеоборотные активы (здания административные и производственные, оборудование, станки, транспортные средства), а также оборотные средства, в структуре которых имеются такие виды имущества, как:

Среднегодовая стоимость активов

Активы компании – это выраженные в стоимости ресурсы, обеспечивающие производственный процесс. К ним относятся внеоборотные фонды (здания, сооружения, рабочее оборудование, станки, транспортные средства, а также деловая репутация, программные продукты, представляющие собой нематериальные активы) и оборотные, т. е. деньги в кассе и на банковских счетах, МПЗ, задолженность дебиторов, краткосрочные вложения и прочие. Наша публикация посвящена такому понятию, как балансовая стоимость активов. Где посмотреть в балансе, а также узнать, как рассчитывается балансовая и среднегодовая стоимость активов – тема настоящей статьи.

Необходима балансовая стоимость активов, в первую очередь, при проведении анализа финансовой деятельности компании – главного инструмента оценки производственно-финансового состояния фирмы. Используют этот показатель при расчете внутрифирменных значений:

Как расчитать рентабельность активов

Показатель можно рассчитать и с помощью других способов вычисления. Следует учесть, что формула рентабельности активов по балансу исключает задолженности учредителей в уставной капитал и денежные средства, которые были потрачены на приобретение акций у акционеров.

Если предприниматель не знает среднюю величину суммированного имущества компании, он все равно может вычислить ее самостоятельно. Для выполнения действия требуется сложить стоимость всех ресурсов предприятия на начало и конец периода. Полученный результат требуется разделить на 2.

По какой формуле ведут расчет рентабельности активов предприятия

Полную себестоимость (TC) можно найти, сложив все затраты предприятия: материалы, комплектующие, заработную плату рабочих и административно-управленческого персонала, амортизационные отчисления, затраты на коммунальные услуги, охрану и безопасность, общецеховые и общезаводские расходы и др.

В финансово-экономическом анализе предприятия существуют две основных группы – показатели абсолютные и относительные. К абсолютным показателям относят выручку, объем продаж и прибыль. Анализ данных показателей не позволяет комплексно оценить хозяйственную деятельность предприятия.

Рентабельность активов: основные подходы к расчётам и профессиональная интерпретация

  • ВнАср – стоимость внеоборотных активов (среднегодовая) – стр. 190 («Итого» в I разд.)
  • ОбАср – стоимость оборотных активов (среднегодовая) – стр. 290 («Итого» во II разд.)Для малых предприятий соответствующие показатели рассчитываются иначе:
  • ВнАср – стоимость внеоборотных активов равна сумме стр. 1150 и стр. 1170;
  • ОбАср – стоимость оборотных активов равна сумме стр. 1210, стр. 1250 и стр. 1230.

Хотя название того или иного показателя, используемого в финансовой отчётности в России, идентично названию показателя согласно международным стандартам, значение их может интерпретироваться по-разному. Так, амортизационные отчисления у нас вычитаются из валовой прибыли, по западным стандартам – нет .

Онлайн журнал для бухгалтера

В конце зимы и начале весны все организации активно готовят бухгалтерскую отчетность за 2016-й год. Расскажем про один из ключевых показателей любого предприятия – балансовую стоимость активов. Где посмотреть ее в балансе за 2016-й год и в чём это поможет.

Любой специалист, который когда-нибудь сталкивался с бухгалтерией, знает слова «баланс» и «активы организации». Если объяснять их смысл доступным языком, то выходит, что балансовая стоимость активов – это некоторое число средств и благ, которое можно выразить в денежном эквиваленте.

Рентабельность активов (ROA)

Коэффициент рентабельности активов относится к группе коэффициентов «Рентабельность». Группа показывает эффективность управления денежными средствами на предприятии. Мы будем рассматривать коэффициент рентабельности активов (ROA), который показывает, сколько денежных средств приходится на единицу активов, имеющихся у предприятия. Что такое активы предприятия? Более простыми словами – это его имущество и его деньги.

Норматив для коэффициента рентабельности активов, как и для всех коэффициентов рентабельности Кра >0 . Если значение меньше нуля – это повод серьезно задуматься над эффективностью предприятия. Вызвано это будет тем, что предприятие работает себе в убыток.

Рентабельность оборотных активов и её формулы расчёта

Особое внимание все же зачастую уделяется рентабельности активов предприятия. Это процентное соотношение, которое показывает, насколько деятельность предприятия является доходной. Другими словами, рентабельность активов отражает сумму дохода, полученную с каждого потраченного предприятием рубля.

Такое понятие, как рентабельность оборотных активов, отражает результативность процесса производства. С его помощью можно смело судить о характере выполнения хозяйственных и финансовых планов. Увеличение объемов производства и сбыта товаров, завоевание новых рынков сбыта, постоянно должно гарантироваться оборотными средствами.

Оборачиваемость активов: формула расчета

Значение показателя ресурсоотдачи прямо зависит от объема продаж. Если наблюдается тенденция к снижению значения коэффициента, то это означает, что финансовая деятельность идет на спад. И, наоборот, его увеличение говорит о том, что объемы продаж выросли, а капитал оборачивается быстрее.

Анализ качества работы с дебиторами производится на основании коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности. Он характеризует то, насколько быстро дебиторы рассчитываются за продукцию, предоставленную в кредит. Чем выше показатель, тем более эффективной считается ценовая политика.

27 Июн 2018 200

Каждое предприятие независимо от его формы собственности имеет оборотный капитал, значение которого представляет собой суммарную стоимость имеющихся производственных фондов и всех активов в денежном выражении. В течение одного производственного цикла его часть задействуется, что является показателем чистых активов компании в обороте. Исходя из полученных цифр бухгалтерского баланса за отчетный период, а в данном случае это календарный год, можно определить какая среднегодовая стоимость оборотных активов имела место быть по итогам деятельности компании.

Применяем незатейливую формулу и анализируем полученное число

Средняя стоимость активов в балансе рассчитывается следующим образом:

Данное среднеарифметическое число отображает насколько изменились есурсы организации в сравнении с предшествующим периодом и нужно ли более эффективно использовать имущество в будущем времени. При нормальном ведении хозяйства собственные активы по завершению цикла всегда возвращаются к исходной величине в разрезе отдельных элементов, а коммерческая сторона производства наращивает свои обороты.

Сводим результат работы предприятия

Перед тем, как будет выведена среднегодовая стоимость активов в балансе, необходимо рассчитать суммы обособленных элементов баланса, а это:

  • Сырье и материалы;
  • Готовая продукция;
  • Денежные средства;
  • Дебиторская задолженность;
  • Незавершенное производство и расходы будущих периодов;

Выше были приведены строки второго раздела баланса касающиеся оборотных активов. А в части внеоборотных активов заполняется информация об основных средствах и нематериальных активах, незавершенном строительстве, ценных бумагах.

Следует помнить! Чистая балансовая стоимость активов – это разница между суммой текущих активов и краткосрочными долговыми обязательствами фирмы. Но берутся во внимание не все активы и пассивы общества! Опускаем стоимость акций и задолженность учредителей в уставной капитал, а также резервный фонд и доходы будущих периодов.

В чем заключается политика управления оборотными активами?

Структура активов имеет три типа управления:

  • Агрессивный;
  • Консервативный;
  • Умеренный.

Каждая из перечисленных моделей отслеживает рост текущих оборотных активов, определяя их удельный вес и длительность оборачиваемости во избежание оказаться в категории неплатежеспособных компаний.

Существенный момент: получение кредитов и займов отображается на росте оборотных активов, которые в конкретном случае будут заметно сдвинуты и нарушится пропорциональность их долевого участия, что изменит финансовую устойчивость предприятия.

Какая же стоимость будет максимально точной?

  • За основу берется ценовой показатель более близкого по своим характеристикам аналогичного имущества на рынке;
  • Экспертом применяется доходный подход: денежный поток, полученный от эксплуатации либо аренды конкретного актива по прошествии некоторого времени, где сумма дисконтируется и выводится совокупный окончательный результат с учетом курса инфляции;
  • Из средневзвешенной стоимости подобного объекта вычитается сумма износа, что определяется при умножении на коэффициент условной поправки.

На практике же выводится средневзвешенное число, взятое после расчета каждым из этих трех вариантов, и согласно полученной стоимости актив ставится на баланс.

Если возникла необходимость «делить» бизнес, тогда проводится оценка имущества в разрезе единиц как прописано в первом методе. Но не стоит отказываться от применения иных более точных подходов, потому как бухгалтерский учет не любит относительных данных. Когда же речь идет об отчуждении активов, то для определения реальной стоимости объекта сделки, нужно проводить оценку именно в момент ее заключения.

Ответственность никто не отменял

Аналитические данные показывают, насколько качественным был уровень оборачиваемости ресурсов компании и каким был процент прироста капитала. Регламентируемый порядком ведения бухгалтерского учета расчет среднегодовой стоимости оборотных активов гласит о достоверности полученного результата. Правовое поле накладывает большую ответственность на главного бухгалтера, который ставит свою подпись при сдаче в соответствующие государственные органы баланса и финансовой отчетности.

Иными словами, это приспособление человека к социальной группе или обществу, в котором он живёт или будет жить.

Попадая в определённую группу и выполняя установленные нормы данной группы, человек в процессе адаптации может быть почитаем и уважаем, но разрушая эти нормы, не подчиняясь им, может быть отвергнут группой. Каждый человек в той или иной степени зависит от людей, окружающих его, поэтому адаптация оказывает большое влияние на развитие человека как личности.

В обществе существуют установленные нормы и законы, выполнять которые обязан каждый. Но есть и неписаные законы и правила, присущие только для той или иной группы общества. Например, ребёнок, пойдя в детский сад, должен приспособиться к группе своих сверстников. Более серьёзные проблемы появляются у первоклассника, когда он не посещал детский сад, а сразу пошёл в школу. Человек обычно принадлежит одновременно нескольким социальным группам, и ему приходится соответствовать требованиям каждой из них. К примеру, взрослый в семье является главой семейства, а на работе - представителем какой-то профессии или должности. В каждой из социальных групп человеку приходится приспосабливаться к нормам и правилам, которые присущи каждой из них. Это означает, что адаптация - процесс постоянный.

Человека, который способен быстро адаптироваться, называют нормальным, но для разных социальных групп это понятие может коренным образом отличаться. Проблемы с адаптацией могут возникнуть, прежде всего, из-за правил, принятых в обществе. Например, у иностранцев могут возникнуть проблемы из-за различий культуры и норм поведения, принятых в родной стране. Проблемы могут возникнуть благодаря индивидуальным особенностям человека. К примеру, тихий, застенчивый и несмелый человек не сможет быть лидером в коллективе.

У подростков тоже возникает множество проблем, связанных с адаптацией. У человека, вступающего в самостоятельную жизнь, обычно есть две основные проблемы: как определить своё место в окружающей жизни и как найти смысл жизни. Социальная адаптация личности отдельных подростков происходит очень трудно: они постоянно беспокоятся о своём месте в жизни, о цели своего существования, о смысле своего бытия на этой земле. Причём практически никто из взрослых не в силах помочь подростку в этом. Вот почему в подростковом возрасте происходит так много суицидов.

Проблемы с адаптацией возникают и у пожилого человека. В пенсионном возрасте у него порой возникает «возрастная депрессия». Он испытывает глубокий кризис, остро переживает из-за многого, у него возникает много конфликтов с окружающими. На пожилого человека оказывает воздействие факторы жизненных этапов, когда он анализирует прожитые годы. Порой в это время он больше ничего от жизни не ждёт, ни на что не надеется, ожидает только несчастья. И в этот сложный период такой человек требует особого внимания, поддержки, участия. Социальная адаптация человека в обществе происходит безболезненно, если учитывать и факторы здоровья, и Адаптации привыкания требует и одиночество.

Адаптационные проблемы часто могут вызвать такой сильный стресс, что в результате возникают проблемы со здоровьем: недомогание, нервозность. Иногда, при определённых условиях, эти проблемы вызывают и серьёзные болезни, такие как астма, язва, артрит. Эмоциональное перенапряжение может спровоцировать и психические заболевания.

Социальная адаптация может спровоцировать особые проблемы у детей иностранцев, проживающих в нашей стране временно. Несовпадение ролей человека в разных социальных группах тоже может привести к проблемам.

Особенно часто возникают проблемы с адаптацией в обществе у инвалидов. Инвалидность ставит перед человеком массу проблем, особенно у людей с ограниченными возможностями. Эти люди становятся особой У них низкий уровень дохода, невысокая возможность получения образования, почти отсутствует занятость трудом. Большинство инвалидов не создают свои семьи, у них нет интереса к жизни, желания заниматься чем-то полезным и нужным. Поэтому социальная адаптация инвалидов должна быть направлена на внедрение в сознание общества идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Пока этого не произойдёт, человек с ограниченными возможностями не сможет находиться в «струе» общественной жизни.

Из всего вышесказанного можно утверждать, что социальная адаптация - это целостная структура, имеющая свои определённые проблемы, решение которых приведёт человека к возможности развиваться и изменяться.

Детская дружба очень важна для ребенка, прежде всего тем, что ребенок сам выбирает себе друга. Слова известной детской песенки «Если с другом вышел в путь, веселей дорога. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!», раскрывают основные чувства ребенка к своим сверстникам и ощущение своей личности в их кругу.

В процессе взаимодействия у людей возникают разнообразные взаимоотношения, которые можно определить как общественные отношения. Они могут быть официальными и неофициальными. Официальные отношения — это те, которые в некотором смысле контролируются обществом, официально и документально оформляются. Неофициальные же — возникают в неформальных структурах, могут поощряться и обществом, но они не закреплены документально. Различают еще деловые и личные (межличностные) отношения. Где именно деловые взаимоотношения могут быть у ребенка? Это садик, школа, клубы и кружки, спортивные секции. Там, где его и сверстников связывает учебная или трудовая совместная деятельность. Личные отношения связаны с потребностью ребенка в общении с близкими ему людьми. Это неформальное общение, которое «навязывает» ему взрослый. Ходи в садик, в школу, посещай спортивную секцию, музыкальную школу! Личные отношения на то и личные, что они близки лично ребенку.

В психолого-педагогических источниках они получили название межличностные. Их характеризует уровень понимания между людьми, межличностная привлекательность партнеров по общению и взаимодействие в поведении. Общение связано с развитием эмоциональной сферы ребенка.

На уровень общения влияет наличие положительных или отрицательных эмоций у ребенка, степень конфликтности, развитие чувств и умение ими пользоваться. Дети страстно защищают друга от нападок взрослого, даже если эти нападки обусловлены плохим поведением детей. Нередко приходится наблюдать, как различными « гримасами » дети пытаются помочь друг другу в разрешении каких-либо жизненных задач. Общаясь с другом или друзьями, ребенок проявляет чудеса изобретательности. С возрастом им становится интереснее все делать вместе. Конечно, нельзя еще сказать, что ребенок готов взять всю ответственность за совместные с другом проступки, но уже есть первые всходы «жертвенной дружбы». От меры этой жертвенности во многом зависит отношение детей друг к другу во время общения. В свою очередь, «качество» и длительность общения зависит от развития познавательных процессов и участников общения (мышление, память, внимание, воображение и пр.).

У каждого ребенка есть своя, индивидуальная «история» удовлетворения потребности в общении. Одни растут, окруженные вниманием и любовью близких людей. Их потребность в общении удовлетворяется на всех уровнях. Другие дети лишены подобных условий, они растут в атмосфере холодности и слабо выраженной эмоциональности. Но и в том, и в другом случае они могут испытывать трудности в адаптации к условиям жизнедеятельности. Общительные дети могут попасть в коллектив класса или группы со слабыми установками к общению, с ярко выраженной индивидуалистической направленностью взаимодействия. И, наоборот, малообщительные дети могут попасть в коллектив широко и красиво общающийся. В любом случае, межличностное общение для ребенка очень важно и взрослым, интересующимся его жизнью, тоже должно быть небезразлично, как использует их ребенок те механизмы, которое позволяют ему «спрятаться» в общении от своих детских невзгод.

Межличностное общение функционально. Оно имеет характеристики, позволяющие судить о роли общения в жизни ребенка. Если мотивом межличностного общения является одиночество, то, как правило, ребенок будет тянуться к более самостоятельным, «смелым» в его понимании, наделенным житейским опытом, сверстникам или более старшему ребенку. Это как раз и приводит к дружбе с детьми из «группы риска». Ребенок, выросший на улице или в неблагополучной семье, знает жизнь и понимает, чего именно не хватает ищущему дружеских отношений вне дома, семьи ребенку. Вот это опасно! Тогда родителям необходимо задуматься, почему ребенку одиноко дома, чего не хватает ему в семейной лодке. Скорее всего, понимания, участия в его детских, но таких важных, делах. Пока не поздно, следует изменить свои взгляды на личность ребенка. Вспомнить, что он такой же полноправный член семьи. Уделять ему больше времени для общения. Мобилизовать усилия всех членов семьи для участия в жизни ребенка. В этом случае можно изменить ситуацию. Если потребности в общении будут удовлетворены в стенах дома, то теряется смысл в поиске друга на стороне. Ребенок будет общаться со сверстниками, но такое общение уже не будет носить «болезненный» оттенок.

Эмоционально-нравственные начала, на которых строятся межличностные отношения, формируют личность ребенка. Важен выбор субъектов общения. У дошкольника и младшего школьника этот выбор очень велик. Ребенок положительно настроен на построение большого количества взаимосвязей. Можно наблюдать, как легко дети этого возраста сходятся и также легко расхо-дятся. У них еще не выработаны привязанности и эмоциональная привлекательность собеседников не так велика. Но уже с поступлением в школу ребенок учится управлять своими чувствами, поведением. Его симпатии или антипатии к другим детям могут выражаться более рельефно. В это период особенно важно, какой круг общения формируется вокруг ребенка.

➠ Поэтому внимание родителей должно сосредотачиваться не только на учебных достижениях ребенка, но и на том, какого рода друзья его интересуют. И не паниковать, если ребенок вдруг задружит с «хулиганом». Помните, что его связи еще не крепки. Главное, не запрещать, а действовать педагогическими методами, позволяющими вовремя правильно реагировать на изменение пристрастий ребенка. Выбор объектов общения в дошкольном и младшем школьном возрасте может определить нравственный потенциал его дальнейшей жизни.

Обобщая вышесказанное, сделаем вывод о том, что потребность в общении создает основные условия адаптации ребенка к жизни во взрослом мире. Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка, и вы не пропустите появляющиеся проблемы. Следует всегда помнить о том, что ребенок строит свои отношения по-разному в раннем детстве, дошкольном, в младшем школьном и подростковом возрасте.

Основная задача родителей — бережно и уважительно относиться к выбору друзей своим ребенком. А если выбор неудачен с их точки зрения, избегать авторитарных, запретительных методов «разрушения» дружбы. Но это действует в том случае, если ребенок общителен, экстравертен. Если же он замкнут и не общителен, интравертен — то ему необходимо помочь в преодолении робости в отношении взаимодействия со сверстниками. Этому во многом способствуют специальные упражнения на формирование коммуникативных навыков.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения

Петрова Светлана Тадеушевна,
старший воспитатель ГБДОУ №104
Невский район, Санкт-Петербурга

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности. Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.

Приход в детский сад коренным образом меняет положение ребенка. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и с взрослыми рассматриваются теперь через призму норм, моралей, обязанностей. У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов, например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни.

Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны.

В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками особенно важно для закладывания характера, формирования личности. В этом сложном процессе становления человека и его социализации немало зависит от того, как ребенок в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников), в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Часто приходя в новый коллектив людям нужно некоторое время, чтобы привыкнуть - адаптироваться. Детям не только нужно адаптироваться, но и научиться жить в коллективе, кроме того социальное окружение (детский коллектив, взрослые) тоже должны адаптироваться к индивидуальным особенностям ребёнка, иными словами социальная адаптация это сложенная работа личности, среды, сверстников, и родителей.Особого внимания требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом. Именно этот возраст является главным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований. В дошкольном возрасте перестраивается вся мотивационно-потребительская сфера человека. Ошибки и просчёты в воспитании, допущенные в этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности ребёнка.

Социальная адаптация - это вхождение ребенка в коллектив сверстников, принятие норм, правил поведения, существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Причины, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста:

1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими; атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанные.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.

3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.

4. Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации и т. д.

Решению задач социальной адаптации помогает раздел ФГОС социально-коммуникативное развитие для детей дошкольного возраста. Оно включает в себя следующие параметры:

· уровень сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим;

· уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками;

· уровень готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками;

· уровень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка; уровень развития целенаправленности и самостоятельности;

· уровень формирования позитивных установок по отношению к труду и творчеству;

· уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях);

· уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание).

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому саду. Чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском коллективе, необходимо обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад.

Развитие навыков общения с детьми

· Способствовать его контактам с детьми во дворе и дома.

· Стараться не вмешиваться в его общение с другими детьми (по крайней мере, пока нет открытого конфликта).

· Создавать ему время от времени своего рода безопасные трудности. Например, иногда над ребенком можно подтрунивать - добродушно. Необходимо научить малыша не пасовать перед проблемами, не бежать сразу за помощью, но и не отвечать на обиду агрессией.

Развитие навыков общения со взрослыми

· Подробности прогулки или поездки с кем-то из родителей непременно обсуждать дома (попросить ребенка рассказать другому родителю о прогулке).

· Вводить запреты и правила, начиная с конца первого года жизни.

· Не отгораживать ребенка от реальной жизни. Развивать его устойчивость к стресс-факторам, случающимся в повседневной жизни, способствовать формированию уверенности в себе.

· Научить ребенка говорить "нет", особенно тем взрослым, которые предлагают ему неприемлемые для него вещи.

· Для безопасности ребенка важно научить его не идти за незнакомыми взрослыми и сообщать родителю о любом случае, когда кто-то его просит о чем-то "папе с мамой не говорить" - за этой просьбой может скрываться опасность.

· И сверстникам, которые могут его подбивать на какой-нибудь неблаговидный поступок, тоже нужно уметь отказать.

В дошкольном возрасте должны быть сформированы так называемые внутренние этические инстанции, т. е. ребёнок должен усвоить, что такое хорошо, а что такое плохо. Для усвоения понятий «добро» и «зло» ребёнок должен видеть их проявления в том социальном окружении, где он находится, и не просто видеть, а научиться их различать. В современном мире современные дети постепенно теряют ориентиры, мир, где иногда происходит открытая инверсия: подмена добра злом. Такие социальные «предложения» мешают ребёнку различать чёрное и белое, потребное и непотребное, а значит, ему трудно будет ориентироваться в мире. Часто это проявляется в форме отождествления себя с отрицательным персонажем, который кажется ребёнку привлекательным. Для ребенка новая социальная среда, несомненно, является неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Правильное и всестороннее воспитание служит фундаментом успешной и насыщенной жизни в социуме, гарантирует социальную активность в будущем каждого ребёнка, а значит, и развитие общества в целом.

А поскольку игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому использование игры в целях социальной адаптации ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации, как члена общества, и будет способом решения этой задачи. Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.

Самым эффективным способом социализации детей в детском коллективе являются коммуникативные игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Цели и задачи:

Чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;

Умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;

Умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;

Развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;

Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

· С помощью этих игр у детей:

· Снимаются телесные зажимы;

· Происходит эмоциональная разрядка;

· Развиваются воображение, мимика и жестикуляция;

· Активизируется внимание;

· Проявляются навыки правил поведения;

· Повышается самооценка.

Ниже представлены некоторые из игр, развивающих коммуникативные навыки:

Игра «Вежливые слова» учит уважению и вежливости. Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч, произнося вежливые слова приветствия, извинения, прощания или благодарности;

Игра «Подарок на всех» развивает умение дружить, понимать и радовать других. Детям по очереди дается задание: «Если ты вдруг стал волшебником, что ты всем нам подаришь?» В конце игры провести конкурс, чей подарок самый лучший;

Игра «Волшебный букет цветов» учит замечать положительные качества других детей, делать комплименты, быть внимательным, развивает доброжелательные отношения. На полу расстелить кусок зеленой ткани. Это лужайка. Чего на ней не хватает? Цветов. Нужно украсить эту полянку цветами из лепестков, каждый лепесток - это комплимент, доброе и нежное слово любому малышу. Таким образом, взрослый подводит к мысли, что нужно быть добрым и внимательным к окружающим и украшать жизнь хорошими словами;

Ситуации - коммуникативные игры для детей, которые способствуют умению выражать свои мысли, вступать в разговор, обмениваться чувствами и переживаниями. Детям предлагается разыгрывание различных ситуаций: познакомься с незнакомыми детьми, помири поссорившихся мальчиков, пожалей брошенного котенка, успокой плачущего ребенка, попроси понравившуюся тебе игрушку, поговори с кем-то по телефону и т.д.; Игра «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся». В этой игре развивается умение понимать другого человека и способность выражать свои чувства. Дети разбиваются на пары, садятся напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки, закрывают глаза, а затем выполняют команды воспитателя: руки находят руки напарника, руки знакомятся, руки узнают друг друга, руки ссорятся, руки мирятся, руки расстаются друзьями.

Игра «Клеевой ручеёк» развивается умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

Игра «Слепец и поводырь» развивается умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”. По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Игра «Коврик примирения» направлена на развитие коммуникативных навыков и умение разрешать конфликты. Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

Игра «Закорючка» развивает уважение в общении. Уметь учитывать интересы других детей. Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.

Во многом успех социальной адаптации детей дошкольного возраста зависти от компетентности воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Воспитатель служит для них эталоном. Поэтому для повышения уровня нравственности, воспитатель сам должен соответствовать этому эталону. Он открывает дошкольнику мир социальных взаимоотношений, правил поведения в обществе. Если воспитатель будет служить образцом нравственности, правильно оценивать поступки детей, переводить знания о нормах морали в практические умения, то развитие дошкольника будет стремительно расти.

И не маловажным условием на успешную адаптацию ребёнка к новым условиям жизни в детском коллективе, является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция и родителей, и педагогов, что имеет прямое положительное влияние.

You have no rights to post comments

Поделиться: