Что надо сделать чтобы ребенок помолчал. Как сделать, чтобы ребенок убирал игрушки? Контроль уровня стресса

Метафора нашей жизни

В 2012 в мою жизнь пришли ассоциативно-метафорические карты (далее МАК). Пришли, остались и, похоже, уходить не собираются)))

И, начиная с этой статьи, я буду делиться с Вами своими знаниями в работе с этим красивым, волшебным, игровым, и при этом настолько глубоко проникающим в подсознание инструментом, что переоценить его нужность и полезность в работе с людьми невозможно.

И начать мне хотелось бы с прояснений некоторых понятий, связанных непосредственно с метафорическими картами.

В этой статье я расскажу о том, что такое метафора и какова ее роль в нашей жизни.

Почему важно понимать, что такое метафора, почему она является очень важным элементом нашей жизни и каков смысл метафор?

Если мы научимся это понимать, мы научимся за тем, что мы проговариваем или нам проговоривают другие, видеть то состояние, в котором находимся мы или человек, с которым мы общаемся.

Часто за ставшими привычными выражениями скрываются:

— «судьба человека»,

— то, как он живет, чем он «дышит»,

— то, как он взаимодействует с внешним миром,

— то, как он выстраивает свои отношения в семье, на работе, с друзьями и пр.,

— и многое другое.

Поэтому, поняв смысл метафорического языка, на котором человек общается с миром, мы поймем его потребности, его невысказанную обычными словами боль и радость. А поняв это, мы сможем говорить с человеком на его языке, и тогда у нас будет возможность достучаться до его внутреннего и помочь ему решить его жизненно важные вопросы.

А если Вы научитесь прислушиваться к себе любимому и осмысливать метафоры, которые Вы используете в своем языке, поверьте, вы узнаете очень много нового о мире, в котором Вы живете и, который, как Вам казалось, Вы знаете от А до Я.

Итак…

Метафора (от др. греч. μεταφορά - «перенос») – «иносказание» (Михельсон, 1994) - «слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение одного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака» (Википедия)

Другими словами:

Метафоры — это образы, с помощью которых можно выражать мысли более наглядно и сильно короче. Вместо того, чтобы подробно описывать предмет или явление, мы можем его сравнить с уже известным предметом или явлением. И мы делаем это постоянно, регулярно, по большей части, неосознанно.

Например, выражения, к которым мы уже давно привыкли, которые перестали для нас быть чем-то необыкновенным:

ледяные руки, ледяное сердце, серебряные волосы, глаз-алмаз, железные нервы, деликатный вопрос, бойкий спор, любопытный вопрос, мудрое решение, горы своротить, струны души, любовь угасла, банк лопнул, хождение доллара, падение доллара.

Просто прочтите сейчас эти слова и представьте, как звучало бы их объяснение на «нормальном» языке. Трудно себе представить, как у доллара вырастают ноги, и он начинает ими ходить. Смешно. Но нам ведь абсолютно понятно, что такое «хождение доллара».

Очень много в нашем языке существует метафор-клише — общепринятых метафор, переносный смысл которых уже не ощущается.

Ножка стула, спинка кровати, лист бумаги, стрелка часов, докторская колбаса и т.п.

Все давно привыкли к таким выражениям, которые тоже являются метафорами:

рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике.

или

лес рук, носок ботинка, пустить корни, концы с концами сводить, пойти как по маслу.

Метафоричными являются связи животное - человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:

баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.

Когда мы применяем к человеку название животного, мы совершенно четко понимаем, о чем это))) Т.е. зная, какими свойствами обладает животное, мы переносим их на человека, и всем сразу становится понятным, что мы имеем ввиду, называя кого-то сорокой, а кого-то ослом))))

Мы уже совершенно бессознательно используем в качестве метафор сложных житейских ситуаций сюжеты древнегреческих мифов, которые прочно вошли в европейские языки:

ахиллесова пята (символ точечной уязвимости),

прокрустово ложе (символ непомерных требований, в которые человека искусственно втискивают),

троянский конь (символ обмана, подлой атаки, замаскированной под дар),

яблоко раздора (причина для острой конкуренции),

сизифов труд (труд монотонный, безостановочный и бессмысленный),

танталовы муки (когда то, в чем ты нуждаешься, на расстоянии вытянутой руки, но взять не получается).

Наша жизнь пронизана метафорами. Они являются ее неотъемлемой частью. Без метафоры, практически, невозможно представить нашу речь. Она станет скудной, скучной и непомерно длинной. Мы запутаемся в определениях и описаниях.

И, если мы говорим о «Метафоре жизни» – то можно представить себе, что это такие заархивированные, сжатые папки, где хранятся наши представления о мире.

И, конечно, очень важным является то, какими метафорами Вы пользуетесь, когда описываете какие-то события вашей жизни, свои состояния, свои отношения, свое видение происходящего внутри вас и во внешнем мире.

Другими словами: каково сложившееся у Нас образное представление нашей жизни, что и в каком виде у нас сохранено на уровне подсознания — такова «метафора Нашей жизни». И именно она отвечает за то, в каком мире мы живем, какую реальность мы для себя творим.

Наша жизнь-это метафора, которая не только отражает жизнь, но и творит её.

Часто метафоры, которые сотню лет назад имели один смысл, сегодня имеют абсолютно другой, часто противоположный. И об этом тоже нужно знать. Мы употребляем сегодня слова и выражения, который кардинально изменили свое значение в сравнении с первоначальным и на этом строим свою сегодняшнюю метафору.

Приведу пример, который нашла в интернете, и он как нельзя лучше помогает понять сказанное.

Но иногда все-таки имеет смысл выражать свои мысли обычным языком, потому что в некоторых случаях применение метафорического языка может привести к нежелательным последствиям, как в следующем примере:

Для понимания того, о чем я сегодня говорила предлагаю Вам выполнить три очень простых упражнения. Советую делиться Вашими ответами в комментариях. Тогда Вы наглядно увидите, насколько по-разному мы видим мир.

Упражнение 1.

Придумайте по 5 слов, которые бы наиболее точно описали состояние, которое в ВАС вызывают эти картины

Упражнение 2 .

Напишите по 5 слов, которые бы наиболее точно описали мир, в котором живут изображенные на картинках женщины.

Л иния учебников по литературе

под ред. В. Ф. Чертова


1. Чертов Виктор Фёдорович – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания литературы МПГУ.

2. Трубина Людмила Александровна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы МПГУ.

3. Ипполитова Наталья Александровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи МПГУ.

4. Антипова Алла Михайловна – доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания литературы МПГУ.

5. Маныкина Анна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ

6. Мамонова Ирина Вячеславовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ.


  • Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5–9, 10–11 классы.
  • Учебники, с фонохрестоматиями.

5–9 классы (переиздаются), 10–11 классы (в производстве).

  • Методическое пособие для учителя «Уроки литературы». 5–9 классы (изданы),

10–11 классы (в производстве).

  • Рабочие тетради для учащихся. 5–11 классы (в производстве).


Принципы построения программы

  • Сочетание концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов построения курса в 5-8 классах и возможность изучения в 9-11 классах курса на историко-литературной основе, дополненного обзорами историко-литературного, теоретико-литературного, проблемно-тематического характера.
  • Изучение русской литературы в историческом и историко-культурном контексте, сопоставление произведений русской и зарубежной литературы.
  • Учёт полифункциональности литературы, сочетание произведений, составляющих золотой фонд классической литературы, и произведений, интересных и близких школьникам (приключения, фантастика, фэнтези, лимерики, пародии, современная литература).

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

  • 5 класс. Художественный образ в литературе.
  • 6 класс. Образ человека в литературе.
  • 7 класс. Сюжет как метафора жизни.
  • 8 класс. Художественный мир литературного произведения.
  • 9 класс. Художественный мир литературной эпохи, направления.
  • 10 класс. Литературное произведение в историко-культурном контексте.
  • 11 класс. Литературный процесс, традиции и новаторство.

Структура современного учебника

по литературе

  • Учебные тексты , адресованные современным школьникам, учитывающие особенности их восприятия и освоения информации (объём, рубрикация, маркировка, навигация, иллюстрации и др.)
  • Подготовленные к размещению в учебнике художественные тексты (объём, использование фрагментов, маркировка, навигация, иллюстрации и др.).
  • Подробные комментарии , необходимые для анализа и интерпретации литературных произведений (сноски в тексте, дополнительные комментарии после текста, отсылки к другим источникам информации и др.).
  • Система вопросов и практических заданий , направленная на создание учащимися собственных текстов (сочинений, аннотаций, рецензий, сценариев, письменных работ, связанных с выполнением проектов, и др.).

Монографические темы

Обзоры

Практикумы


  • Вводная статья по ключевой теоретико-литературной, историко-литературной проблеме.
  • Статьи о писателях, литературных жанрах, формах, тематике и проблематике литературных произведений.
  • Практикумы. New!
  • Мир в слове. New!
  • Комментарии к литературным произведениям. New!
  • Основные и индивидуальные вопросы и задания.
  • Краткий словарь литературоведческих терминов.

МАРКИРОВКА ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ

« Поиск информации» - задания, направленные на поиск дополнительной информации, в том числе через поисковые системы Интернета;

«Точка зрения» - задания, направленные на развитие навыка оформления собственной реакции и оценочных суждений по поводу прочитанного;

«Опыт исследования» - задания для углублённого изучения литературного материала;

«Творческое прочтение» - задания, связанные с интерпретацией литературного произведения, научной и художественной, в том числе с выразительным чтением, чтением по ролям, созданием иллюстраций, киносценария и т. п.;

«Опыт творчества» - задания, связанные с созданием собственных литературных произведений разных жанров, стилизаций, подражаний, пародий;

«Для дискуссии» - вопросы дискуссионного характера;

«Публичное выступление» - задания, связанные с подготовкой устных связных высказываний, сообщений, выступлений с тезисами доклада и т. п.;

«Вместе с товарищами» - групповые задания;

«Вместе со старшими» - задания, предназначенные для совместной работы учащихся с членами семьи;

«Сочинение» - задания, связанные с работой над сочинением, подготовкой материалов к сочинению;

«Внеклассное чтение» - задания, организующие, направляющие и поощряющие внеклассное чтение учащихся;

«Связь с другими видами искусства» - задания, предполагающие обращение к произведениям других видов искусства.


Тематика ОБЗОРОВ

5 класс: «Литературная сказка», «Жанр басни в мировой литературе», «Образ времени года в литературном произведении», «Образ родины в русской поэзии», «Образы детей в мировой литературе», «Образы детей в поэзии и прозе Великой Отечественной войны», «Образы животных в мировой литературе», «Жанр рассказа в мировой литературе».

6 класс: «Жанр баллады в мировой литературе», «Литература нонсенса и абсурда», «Автобиографические произведения русских писателей», «Жанр песни в русской литературе», «Жанр повести в русской литературе».

7 класс: «Классические сюжеты в мировой литературе», «Изображение исторических событий в художественной литературе», «Жанр новеллы в зарубежной литературе», «Сюжет в детективных произведениях», «Сюжет в фантастических произведениях».

8 класс: «Духовная традиция в русской литературе», «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе», «Форма сонета в мировой литературе», «Литературные жанры в зеркале пародии», «Образ школы в современной литературе».


Тематика ОБЗОРОВ

9 класс: «Жанр оды в мировой литературе», «Художественный мир романтизма», «Поэты пушкинской поры», «Жанр элегии в мировой литературе», «Жизнь души в произведениях русской литературы XIX века», «Гуманистическая традиция в русской литературе XX века», «Традиции смеховой культуры в русской литературе XX века», «Диалог поэтов в русской литературе».

10 класс: «Художественные открытия русский писателей первой половины XIX века», «Художественный мир реализма», «Российская действительность в изображении писателей XIX века», «Жанр романа в мировой литературе», «Символизм в европейской литературе XIX века».

11 класс: «Русский символизм», «Русская реалистическая проза первой половины XX века», «Поэзия акмеизма», «Русский футуризм», «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе», «Нравственная проблематика русской прозы второй половины XX века», «Традиции и новаторство в русской поэзии второй половины XX века», «Современный литературный процесс».

Тематика ПРАКТИКУМОВ

5 класс: «Аннотация», «Заглавный образ в литературном произведении», «Письменный отзыв о литературном произведении», «Поэзия и проза как формы художественной речи», «Монолог и диалог как средства создания образа», «Тема и идея литературного произведения».

6 класс: «Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации», «Портрет в литературном произведении», «Сообщение о жизни и творчестве писателя», «Сочинение о персонаже литературного произведения», «Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения», «Сопоставительная характеристика персонажей».

7 класс: «Конфликт в литературном произведении», «Характеристика сюжета литературного произведения», «Пейзаж в эпическом и лирическом произведении», «Тропы и поэтические фигуры», «Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение или театральную постановку».

8 класс: «Сочинение-эссе на литературную тему», «Эпиграф в литературном произведении», «Интерьер в литературном произведении», «Сочинение об образе социальной группы», «Анализ жанрового своеобразия литературного произведения».


Тематика ПРАКТИКУМОВ

9 класс: «Работа над рефератом на литературную тему», «Целостный анализ лирического стихотворения», «Лирические отступления в эпическом произведении», «Композиция литературного произведения», «Анализ вставного текста в эпическом произведении», «Характеристика художественного мира литературного произведения».

10 класс: «Исследовательские и творческие проекты по литературе», «Целостный анализ драматического произведения», «Работа со справочной и критической литературой», «Анализ индивидуального стиля автора», «Конкретно-историческое и общечеловеческое в литературном произведении», «Психологизм как стилевое явление в литературе».

11 класс: «Философская, социальная и нравственная проблематика литературного произведения», «Символ в литературных произведениях», «Традиционное и новаторское в литературном произведении», «Цитаты и реминисценции в литературных произведениях», «Имя собственное в литературном произведении», «Интертекстуальные связи литературного произведения».


Уроки-практикумы посвящены освоению и закреплению важных читательских умений и навыков :

  • выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста;
  • филологического анализа литературного произведения (целостного и в заданном аспекте);
  • построения самостоятельных устных и письменных высказываний;
  • работы со справочной и критической литературой;
  • применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения.

Практикумы в 5 классе

1. Аннотация.

2. Заглавный образ в произведении и средства его создания.

3. Письменный отзыв о литературном произведении.

4. Проза и поэзия как формы художественной речи.

5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.

  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе)
  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе) 1. Аннотация. 2. Заглавный образ в произведении и средства его создания. 3. Письменный отзыв о литературном произведении. 4. Проза и поэзия как формы художественной речи. 5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.
  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе) 1. Аннотация. 2. Заглавный образ в произведении и средства его создания. 3. Письменный отзыв о литературном произведении. 4. Проза и поэзия как формы художественной речи. 5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.
  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе) 1. Аннотация. 2. Заглавный образ в произведении и средства его создания. 3. Письменный отзыв о литературном произведении. 4. Проза и поэзия как формы художественной речи. 5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.

ПРАКТИКУМ

«ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» (5 класс)

Основные виды деятельности:

1. Изучение состава заголовочного комплекса (в литературных и фольклорных произведениях).

2. Определение вида художественного образа, вынесенного в заглавие:

- персонажа (одного или нескольких),

- животного, растения, явления природы,

- предмета (одного или нескольких),

- времени (года, суток),

- пространства,

- события (с том числе события рассказывания).

3. Краткая характеристика заглавного образа (примерный план).


Практикумы в 6 классе

(Образ человека в литературе)

1. Выразительное чтение как способ его интерпретации.

2. Портрет в литературном произведении.

3. Сообщение о жизни и творчестве писателя.

4. Сочинение о персонаже литературного произведения.

5. Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения.

6. Сопоставительная характеристика персонажа.


Практикумы в 7 классе

(Сюжет как метафора жизни)

1. Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении.

2. Характеристика сюжета литературного произведения.

3. Анализ эпизода эпического произведения.

4. Пейзаж в эпических и лирических произведениях.

5. Сочинение о событии, изображенном в художественном произведении.

6. Тропы и поэтические фигуры.

7. Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение.


Практикумы в 8 классе

(Художественный мир литературного произведения; литературные жанры)

1. Сочинение-эссе на литературную тему.

2. Анализ проблематики литературного произведения.

3. Эпиграф в литературном произведении.

4. Интерьер в литературном произведении.

5. Сочинение об образе социальной группы.

6. Анализ жанрового своеобразия литературного произведения.


Практикумы в 9 классе

(Художественный мир литературной эпохи

и направления)

1. Работа над рефератом по литературе.

2. Целостный анализ лирического произведения.

3. Лирические отступления в эпическом произведении.

4. Композиция литературного произведения.

5. Анализ вставного текста в эпическом произведении.

6. Характеристика художественного мира литературного произведения.


Практикумы в 10 классе

(Литературный процесс; литературное произведение в историко-культурном контексте)

1. Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя.

2. Работа со справочной и критической литературой.

3. Целостный анализ драматического произведения.

4. Конкретно-историческое и вневременное в литературном произведении.

6. Психологизм как стилевое явление в русской литературе.

7. Анализ романа в аспекте жанра.


Практикумы в 11 классе

(Литературный процесс; традиции и новаторство; интертекстуальные связи литературного произведения)

1. Традиционное и новаторское в литературном произведении.

2. Символ в литературных произведениях.

3. Цитаты и реминисценции в литературных произведениях.

4. Имя собственное в литературном произведении.


ПРАКТИКУМ

«ИМЯ СОБСТВЕННОЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ» (11 класс)

Основные виды деятельности:

1. Обобщение известных школьникам сведений об имени собственном как «сильной позиции» любого текста, в том числе и художественного текста.

2. Повторение материала об антропонимах и топонимах как самых распространённых видах имён собственных, в том числе и в художественном тексте.

3. Самостоятельный поиск других видов имён собственных в художественном тексте (теонимы, зоонимы, астронимы и др.) и объяснение их функции.

4. Подготовка развёрнутого сообщения о художественной функции имён собственных в конкретном литературном произведении по примерному плану (роман И. А. Гончарова «Обломов», поэма А. А. Блока «Двенадцать», рассказ Л. Н. Андреева «Красный смех» и др.).


  • Электронные версии и приложения к учебникам.

5 – 11 классы (2016 г.).

  • Обновлённые рабочие программы. 5 – 9, 10 –11 классы (2016 г.).
  • Обновлённые методические пособия для учителя «Уроки литературы». 5 – 9, 10 – 11 классы (2016-2017 гг.).
  • Рабочие тетради. 5 – 11 классы (2017-2018 гг.).

Жизнь прожить - не поле перейти;
Жизнь – не только голубое небо,
Иногда на жизненном пути
Мы находим камни вместо хлеба.

Иногда теснится в сердце боль;
Иногда – тяжелая утрата;
Иногда, не совладав с собой
Мы бросаем камень в спину брата.

Называясь именем Христа
Мы живем, как будто и не верим;
Не желая для себя креста
Обретаем новые потери.

Обращаясь к Богу в тишине
Мы не слышим Божьего ответа;
И, блуждая ощупью во тьме,
Привыкаем жить, не видя света.

В чем причина, кто...

Жизнь моя полосатая,
Как тельняшка на мне.
То, я птица крылатая,
То, как червь на земле.
Не всегда был удачлив я
Иль поко́рен судьбе.
Потому полосатую
Жизнь устроил себе.

Повидал много всякого
Разноцветья чудес,
От глубинного мрачного,
До сиянья небес.
Чередою проходит всё,
Как добро, так и зло.
Но душой не остыл ещё,
Знать, пока повезло.

Волны вновь норовят крутнуть
Из огня в полымя,
Успеваю едва глотнуть
Воздух жизни в себя.
И опять устремляюсь ввысь,
Жизнь, как...

Жизнь хмельнее солода
И крепче коньяка.
Что придёт без повода,
Уйдёт она в века.

Жизнь подобна пламени,
Вскоре догорит.
Будет еще с ними ли,
Только вдаль летит.

Жизнь укроет чарами
Крыши всех домов.
Падать под ударами
И не видеть снов.

Жизнь порою длинная,
Нам чего-то ждать.
Часто агрессивная,
Смерть не миновать.

✍️
Жизнь сатанеет, жизнь стервенеет.
Стою и смотрю, край неба алеет.
Всё не напрасно, всё не нарочно,
Пожалуй, лишь это и знаю я точно.

Только что солнце вставало и грело,
Только что с запада небо алело...
Вот уже вьюга, вот уже тучи.
Жизнь- штука мудрая, многому учит.

Грустно бывает в минуты усталости,
Вы уж простите такие мне слабости.
Это- экзамен мне на выживание.
Полностью жизнь познаётся в страдании.

Вот и страдаю, судьбой мне повелено.
Как повзрослела? Безмерно...

Жизнь течет, и мимо с блеском
Пролетают города.
Всё пройдет, от сердца с треском
Оторвётся навсегда.

Люди, здания, заботы-
Всё мелькает за окном,
По дороге на работу
Каждый грезит о своём.

В этой жизни монотонность
Вдруг влетает человек,
Удивляя ту покорность,
Что была здесь целый век.

Он эмоциями хлещет,
Каждый жест его красив,
Доказательствами блещет,
Он всегда красноречив.

Он не ждет и не играет,
Он бежит всегда вперёд,
Вместе с миром он летает,
Отдышаться не даёт...

Жизнь с чистого начну листа,
Оставлю в прошлом все тревоги.
Возьму я радуги цвета,
Раскрашу ими все дороги.

По ним пойду искать друзей
И сердце верное в придачу.
Открыта будет в сказку дверь.
Я счастлив буду и удачен.

Найду друзей, любовь мою,
И с ними больше не расстанусь.
Наполню счастьем жизнь свою.
Звезду удачи я достану!

Тарас Тимошенко
07.01.2018

Жизнь- это сложная штука,
Люди в ней беззащитные птахи,
Ссоры, слёзы, неприятности и крахи,
Безответная любовь это же мука!

Жизнь-это Божий подарок,
Но не у всех усроенна она,
Мой догарает надежды огарок,
Чаша любви вся иссохла до дна!

В ней столько много грубой лжи,
В ней столько много дикой боли,
О ангел мой, прошу, любовь мне одолжи,
Я не такая как кажусь, устала я от этой роли!

И почему настолько зол народ?
И почему они пускают злые сплетни?
Не закрывают не на миг они...

Поделиться: