Здоровье во 2 младшей группе. Конспект занятия для второй младшей группы: «Береги здоровье. Что необходимо знать о кишечных инфекциях

Сидоркина Татьяна Викторовна

МБДОУ ЦРР №19 "Золушка" Г.О.Подольск, мкр.Климовск

Воспитатель

Конспект ООД по ЗОЖ во второй младшей группе на тему: «Путешествие в город Здоровья»

Цель: формировать у детей навыки здорового образа жизни; вызывать желание заботиться о своем здоровье; приобщать детей к регулярным занятиям физкультурой; закреплять знания о необходимости быть чистыми, а также пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека; развивать познавательно - эмоциональный интерес, двигательную активность детей; воспитывать желание быть здоровым; развивать интерес к пальчиковой, дыхательной гимнастике.

Оборудование: зубная щетка, расческа, мыло, полотенце, плакаты, картинка с продуктами, музыкальная запись гимнастики.

Ход ООД:

Воспитатель: - Ребята, у нас с вами сегодня будет очень интересное занятие.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие в город Здоровья. Хотите?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Как вы думаете, что значит быть здоровым?

Дети:- Быть здоровым это значит быть сильным, не болеть, быть крепким, выносливым, не кашлять, не чихать, закаляться, есть больше овощей и фруктов.

Воспитатель: - Итак, на чем поедем? Давайте на автобусе. Вставайте за мной, я буду вашим водителем, повезу вас в город здоровья.

Едем под музыку. У воспитателя в руках руль, дети друг за другом двигаются по группе. Подъезжаем к плакату «Спорт»

Воспитатель: - Вот и первая остановка. Она называется «Спортивная».

«Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно! Только надо знать, как здоровым стать. Приучай себя к порядку, делай каждый день… »

Дети: - Зарядку!

Воспитатель: - Ребята, а для чего делают зарядку?

Дети: - Чтобы проснуться, быть здоровым, зарядиться бодростью.

Воспитатель: - Утро в этом городе начинается с зарядки! А вы, ребята, умеете делать зарядку? Давайте сделаем несколько наших любимых упражнений.

Включается музыка. Дети делают упражнения.

Воспитатель: - Молодцы, хорошо размялись, хорошо позанимались.

Вдруг слышим стук.

Воспитатель: - Что за шум? Кто, это там? (Появляется Мойдодыр)

Мойдодыр: - Я великий умывальник, знаменитый мойдодыр, умывальников начальник и мочалок командир. Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы пожаловали в наш город Здоровья. На нашей остановке Чистоты - полная чистота и порядок. Вот скажите - вы, сегодня все умывались, чистили зубы?

Мойдодыр: - А вот мы сейчас и проверим. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики и скажите для чего надо мыть руки, лицо, вообще мыться?

Как нужно мыть руки? - покажите

А зубы нужно чистить?

Когда нужно чистить зубы? (утром и вечером)

А что будет, если мы не будем чистить зубы? (будут болеть и выпадать)

Ну, молодцы, все знаете! А вот я сейчас вам загадаю загадки про предметы, которые помогают нам быть чистыми и опрятными.

Загадки загадывает и показывает отгадки.

Гладко, душисто, моет чисто. (Мыло)

Костяная спинка, Жестяная щетинка, С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щетка)

Оказались на макушке

Два вихра и завитушки.

Чтобы сделать нам причёску,

Надо что иметь? (Расческа) .

Вафельное и полосатое,

Ворсистое и мохнатое,

Всегда под рукою -

Что это такое? (полотенце)

Воспитатель: - Мойдодыр, а наши ребята знают интересную пальчиковую гимнастику, хочешь посмотреть.

Показ «Две лягушки-хохотушки…»

Лягушки-хохотушки

Две лягушки-хохотушки Показывают указательный и средний пальцы, остальные подбирают.

Прыгали-скакали. Изображают прыжки на этих пальцах.

Лапкой — хлоп, другою — хлоп Хлопают ладонью по ноге.

Щеки раздували. Показывают округлость вокруг щек.

Увидали комара, Делают щепотку из трех пальцев правой руки, изображют траекторию полета комара, прослеживая ее глазами.

Закричали: Ква-ква-ква! Ладони складывают пальцами от себя, открывают и закрывают, не отрывая запястья.

Улетел комар как ветер. Резко выдвигают руку вперед.

Хорошо пожить на свете! Поглаживают себя ладонью по груди

Воспитатель: - Ну, Мойдодыр, до свидания, мы поедем дальше. (Мойдодыр уходит)

Воспитатель: - Ой, ребята, что -то наши колеса в автобусе сдулись.

Дыхательная гимнастика «Насосы».

Воспитатель: - Ну вот, автобус в порядке, пора дальше в путь. (едем)

Следующая остановка «Витаминная».

Здесь мы видим различные витамины - А, В, С.

Все эти витамины живут в домиках. А домиками для них являются разные продукты, которые мы с вами видим и едим. Дети, посмотрите на эту картинку.

Воспитатель: - Как вы думаете, что из этих продуктов полезное, а что вредное. (Дети называют продукты полезные и вредные).

Итак, дети, вот и проехали мы по городу Здоровья, пора нам возвращаться в детский сад. (дети едут на автобусе назад).

Что же вы запомнили сегодня. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Дети: Делать зарядку, быть всегда чистыми, кушать только полезные продукты, богатые витаминами.

Воспитатель: - Будьте здоровы!


План проведения недели здоровья во второй младшей группе «Лучики»

Цель: дать представление о здоровье, его значении, способах сохранения и укрепления; формировать представление о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни, провести комплексный план мероприятий, состоящий из разнообразных видов физкультурно оздоровительной работы, направленной на формирование личности в социально – психологическом, интеллектуальном, двигательном развитии, укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие детей, укрепление детско – родительских отношений.

Задачи:

  • формирование КГН ухода за телом
  • создавать проблемные ситуации наглядно демонстрирующие значимость правильного отношения к здоровью
  • формирование у ребенка мотивов самосохранения, воспитании привычки думать и заботиться о своем здоровье.

Конспект оздоровительного мероприятия «День здоровья» во второй младшей группе «Лучики»

Тема: «Зимние забавы»

Физкультурный руководитель: Колоскова О.А.

Воспитатель: Бабаева Н.Н.

Программное содержание.

Цель: Совершенствование двигательных навыков и укрепление

Задачи:

  • Совершенствование навыка прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
  • Совершенствование ходьбы в разных направлениях, не наталкиваясь, бросании мяча на дальность правой и левой рукой.
  • Совершенствование детей ходьбы и бега, соблюдая дистанцию.
  • Развивать ловкость, глазомер, чувство равновесия, координацию движений, мелкую моторику, речевое дыхание, желание играть вместе с педагогами в подвижные игры, активизировать речь детей, умение отвечать на вопросы педагогов.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слышать сигналы и реагировать на них, воспитывать внимательность и организованность.

Предварительная работа.

Игровое упражнения: «Разминка», «Сугробы и снежинки», «Оленьи упряжки», подвижная игра «Снеговик-ловишка», загадки о зимних видах спорта.

Материалы, инструменты, оборудование: костюмы: Снеговик, Баба Яга. Обручи.

Действующие лица: дети, физкультурный руководитель, воспитатель.

Ход мероприятия.

Детей встречает Снеговик

Снеговик:

Здравствуйте ребята.

Всем ребятам мой привет и такое слово!

Спорт любите с малых лет — будете здоровы!

Я приглашаю вас на спортивную спартакиаду. Вы знаете, что такое Спартакиада?

Дети: Нет!

Снеговик: Спартакиада – это спортивные соревнования, названные в честь Спартака, который был очень сильным человеком-гладиатором! Соревнования проходили несколько дней, несколько этапов. Самые сильные награждались медалями.

Снеговик: Что за шум? Что за гам?…

К нам на праздник не шутя,

Вихри снежные крутя,

Из далёка – далека

Едет Бабушка Яга!

Появляется баба Яга на метле.

Баба Яга: – Ох, ох, ох, застыли ноги,

Долго ж я была в дороге,

По сугробам, бурелому

Еду к детям я знакомым!

Кости старые размять,

Себя людям показать!

Снеговик: – Здесь, Яга, спортивный праздник,

Ты, Яга, спортсменка разве?

Баба Яга: Что ты, какая я спортсменка, Я Баба Яга — костяная нога! Не дам я вам спартакиаду провести, и медали я ваши унесла в лес! Зачем вам теперь соревноваться? Награждать — то нечем! Ха-ха-ха!

Снеговик : Ребята, мы не будем расстраиваться. В соревновании самое главное участие, а самое главное, чтобы всем было очень весело и интересно. А давайте мы с вами сделаем разминку?

Дети : Давайте!

Разминка.

Снеговик:

Малыши – крепыши и ты Бабушка Яга

Вышли на площадку. (Свободно шагают по площадке)

Малыши – крепыши делают зарядку!

Надо нам ребята встать, (Останавливаются, поднимают руки)

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать, (Сжимают пальцы в кулачки, разжимают.)

Руки вниз и так стоять. (Опускают руки вниз.)

Наклонитесь вправо, влево, (Наклоняются вправо, влево.)

И пойдём гулять мы смело. (Ходят на месте.)

Баба Яга: Я смотрю вы даже не расстроились, не расплакались, и я приготовила вам первое препятствие.

Переправа на льдинах (обручи).

Дети встают в колонны, на снегу лежат обручи в две полосы, дети перепрыгивают из обруча в обруч.

Баба Яга: Да неужели так интересно, без медалей?

Дети : Очень интересно.

Снеговик: Не нужны нам твои медали, Баба-Яга. Наши дети собрались здесь не ради каких-то наград. Просто они очень любят спорт, праздник и веселье. А еще наши дети все очень сильные и здоровые.

Баба Яга: Здоровые? Нет, я этого не понимаю. У меня-то все болит, все и ломит и трещит (показывает на себя).

Снеговик: Конечно, будет болеть. Ты же только тем и занимаешься, что вредности детям делаешь. А про спорт забыла.

Баба Яга: Простите меня! Возьмите меня к себе в спортсмены! Научите, как мне стать здоровой.

Снеговик: Дети, простим Бабу-Ягу? Оставим ее на нашей Спартакиаде?

Дети: Оставим Бабу Ягу.

Баба Яга: Чтоб сто лет на свете жить,

Со спортом нужно нам дружить!

Вот пришла к ребяткам я,

Помогите мне, друзья!

И зарядке научите, и со спортом подружите.

Снеговик: Ребята поможем бабушке Яге быть здоровой и спортивной?

Дети: Конечно, поможем.

Баба Яга: А знаете ли вы ребята зимние виды спорта?

Дети: Да!

Баба Яга: Сейчас я посмотрю. Я буду загадывать вам загадки о спорте, а вы будете отгадывать мои загадки.

1.Два березовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их…….(лыжи).

2.Есть ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих,

Что за кони у меня? (коньки).

3.Все лето стояли, зимы ожидали,

Дождались поры — помчались с горы. (санки).

4.Загадка эта не легка:

Пишусь всегда через два К.

И мяч, и шайбу клюшкой бей.

А называюсь я…..(хоккей).

Баба Яга : Да, и правда, знают ребята про спорт и умеют отгадывать мои загадки.

Снеговик: Нам пора пройти к следующим препятствиям. Какая команда быстрее пройдёт по лабиринту на оленьих упряжках и участники не упадут, эта команда и выиграла.

Эстафета «На оленьих упряжках».

Команды стоят парами, первый игрок (олень)стоит в обруче, второй (оленевод) держится за обруч и пробираются через лабиринты.

Снеговик: Молодцы, ребята! Победила дружба! Вот мы и добрались до главной спортивной арены! Здесь мы проведём ещё одно соревнование.

Подвижная игра «Снеговик — ловишка»

По сигналу Бабы Яги Снеговик ловит детей: «Раз – два – три! Лови!» дети разбегаются по площадке, Снеговик ловит их.

Снеговик: Ой, молодцы, никого не поймал. Ну как, Баба-Яга, меньше у тебя стало все болеть, размяла ты свои косточки, а то лежишь на печи, ничего не делаешь?

Баба Яга: Да, и боком могу повернуться, и вниз наклониться.

Снеговик: Это хорошо, если ты будешь всегда заниматься физической культурой, то станешь такой же сильной и здоровой как наши ребятки.

Баба Яга: А у меня как раз есть для вас одна интересная игра.

Игровое упражнение «Сугробы и Снежинки».

Баба Яга: Мы мороза не боимся,

Мы внимательны во всем,

Скажу «сугробы» — мы садимся,

Скажу «сосульки» — все встаем.

Как скажу «снежинки» — кружимся,

«Елочка» — хлопаем руками.

Баба Яга: Дети, вы меня простите за то, что я ваши медали забрала. Искала я их, искала, но нашла не все, а только золотые. И хочу их вам вручить, за участие в спартакиаде. Все вы получите золотые медали, потому что вы все сильные, ловкие, меткие, быстрые.

(Баба-Яга и ведущая вручают всем медали).

Баба Яга: Какие вы все молодцы, поздравляю всех с победой. Спасибо, за то, что показали как надо заниматься, чтобы быть всегда здоровыми, сильными и ловкими. До свидания, ребята!

Снеговик: Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо справились со всеми сегодняшними заданиями и по праву получили по золотой медали. Снеговик отводит детей на детскую площадку.

Конспект по непрерывно образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Лучики»

Тема: «Путешествие в страну здоровья».

Воспитатель: Бабаева Н.Н.

Программное содержание.

Обучающие задачи. Формировать у детей желание вести здоровый образ жизни, потребность в здоровом образе жизни, негативного отношения к вредным привычкам, простейшие навыки безопасного поведения во время игр, разминок, выполнения упражнений. Закрепить знания, умения о правильном пользовании предметами гигиены и культурно-гигиенические навыки.

Развивающие задачи. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в разминках и играх, диалогическую форму речи, умения взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

Воспитательные задачи. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, отзывчивость и доброту. Вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в разминках и играх.

Материалы: игрушки животных: зайчик, лягушонок, тигрёнок, фонограммы музыкальных игр и разминок: «Вот мы в автобусе сидим», «Два лягушонка»; песня про здоровье, развивающий мультфильм «Как правильно чистить зубы», обручи, кочки и пенечки, зубная паста, зубная щетка, конверт.

Предварительная работа:

  • беседы: «Что такое здоровье?», «Кто такие микробы?», «Что мы делаем в детском саду для того чтобы не болеть?», «Полезные привычки», «Вредные привычки», «Полезная и здоровая пища»;
  • разучивание пословиц: «В здоровом теле – здоровый дух», «Здоровье дороже золота», «Здоровье ни за какие деньги не купишь», «Солнце воздух и вода — наши верные друзья», «Чистота – залог здоровья»;
  • рассматривание картин: «Культурно-гигиенические навыки», «Занимаемся спортом», «Режим дня»;
  • разучивание стихотворений к занятию: «Чистить зубы дважды в сутки…», «Чаще с мылом умывайтесь…»;
  • разучивание потешек: «Водичка, водичка…», «Мыло душистое, белое, мыло…», «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды…».
  • чтение сказок: К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»; З. Александрова «Утором», «Купание»; А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка-ревушка».

Ход НОД:

Для создания радостного настроения у детей в начале занятия музыкальная игра «Это что же за народ, так смешно себя ведет».

Это что же за народ, так смешно себя ведет?

Уши, словно паруса! Вот такие чудеса!

(Дети приставляют руки к ушам, и бегут по кругу)

Головою он кивает, по коленям себя бьет!

Это что же за народ? Так смешно себя ведет!

Взял рукой себя за носик и вперед себя ведет!

Это что же за народ? Так смешно себя ведет!

Он одной рукою пилит, а другою гвозди бьет!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну «Здоровья», где узнаем много нового, интересного. И как можно укрепить свое здоровье. Посмотрите сколько у нас гостей, они тоже хотят услышать от нас, как быть здоровыми и никогда не болеть. Ребята, поздоровайтесь с гостями!

(дети дружно приветствуют гостей: «Здравствуйте!»)

Воспитатель: При встрече люди обычно говорят это доброе, волшебное слово, желая друг другу здоровья. Что такое здоровье? Ответы детей.

Воспитатель: Здоровье человека зависит от него самого, а для этого мы должны быть физически активными, заниматься спортом, много гулять, быть добрыми, правильно питаться. Будем вести здоровый образ жизни и проживем долго и счастливо. А теперь приглашаю вас в автобус, поедем путешествовать. Ты, Паша, будешь водителем, а мы все остальные — пассажирами (Дети садятся на стульчики, импровизированный автобус)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, тут какое то письмо (Берет письмо и читает его: В Лесу беда! Лесным жителям помощь ваша нужна! Скорее, скорее туда!)

Воспитатель: Интересно, что же произошло? Что за беда? Ребята, давайте отправимся в лес, чтобы узнать, что случилось и поможем лесным жителям.

Музыкальная разминка – игра «Вот мы в автобусе сидим» (Аудиозапись)

(Дети соглашаются)

Воспитатель: Ну вот и первая остановка. В лес по кочкам и по пням попрыгаем, друзья (дети прыгают по кочкам и по пням, круги черного и коричневого цвета).

Дети приходят в «Лес», их встречает зайчик (ребенок старшей группы).

Зайчик: Плачут зайки – ноют зубки

Чистить зубы мы не любим,

Ни снаружи, ни внутри —

Развалилось сразу три!

Воспитатель: Какая беда! Мы научим вас с ребятами, что нужно делать, чтобы зубки не болели.

Дети: Читают стихотворение

Нужно чистить зубы дважды в сутки.

Чистить долго – три минутки.

Щеткой чистить не лохматой,

Пастой вкусной, ароматной.

Чистить щеткой вверх и вниз-

Ну, микробы, берегись!

Показ обучающего мультфильма «Как правильно чистить зубы»

Зайки: Спасибо вам, ребята!

Нужно нам в него войти!

Дети проползают змейкой в стоящие дуги.

Встречают игрушку лягушку.

Воспитатель: Что у вас у лягушат случилось? Почему ты такой грустный?

Лягушонок:

Мы по болоту прыгали,

Прыгали, старались.

Что видели в болоте,

Тем и угощались.

Вдруг животы у нас заболели

Все мы сразу побледнели.

Лежим и плачем на боку.

Воспитатель:

А мы вам сейчас с ребятами поможем. (Дети читают стих).

Вы, лягушата, постарайтесь.

Чаще с мылом умывайтесь!

Лапки мыть перед едой!

Надо теплою водой,

От простой воды и мыла

У микробов тает сила.

Потешка «Водичка, водичка»

Воспитатель: Ребята, а что еще нужно делать чтобы не болеть? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, надо спортом заниматься! Давайте пригласим лягушат сделать разминку «Два лягушонка» . (Дети вместе с лягушатами выполняют разминку) .

Воспитатель: Ну вот, лягушонок уже смеется, значит ему стало легче. Попрощаемся с ним и попрыгаем дальше. (Дети прыгают на двух ногах с продвижением вперед в обручи за воспитателем).

Воспитатель: Посмотрите, ребят,а мы с вами припрыгали на полянку в лесу, чувствуете какой чистый воздух?

Дети вдыхают глубоко через нос и выдыхают с шумом через рот:

Воспитатель : Посмотрите на носики друг друга, они маленькие, дырочки для дыхания маленькие, а если открыть рот сильно, какой он большой!

Дети смотрят на носики друг друга, трогают свой носик и широко открывают ротики.

Воспитатель: Если мы будем дышать через нос, то микробы и пыль в носу застрянут, а если дышать через рот, то человек будет как «пылесос». Микробы попадут в горло и оно заболит. Попробуйте подышать носиком, а потом ртом.

Дети поочередно дышат то носиком, то ртом.

Воспитатель: Поднесем ладошку ко рту и тихо, медленно подышим на ладошку: какой воздух, теплый, или холодный?

Дети медленно дышат на поднесенную ко рту ладошку:

— Теплый.

Воспитатель: Мы все живые люди и тепло находится внутри нас. Тот, кто дышит через рот, выпускает из себя много тепла, поэтому даже летом может простудиться.

Дети увидели тигренка, у которого пропал голос и он не может рычать.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете почему у тигренка пропал голос?

Дети: Потому что тигренок неправильно дышал.

Воспитатель: Правильно. Давайте покажем тигренку как правильно дышать (проводится дыхательная гимнастика : набрать воздух носом и на выдохе сказать – устали).

Воспитатель: Ну вот, молодцы, ребята, научили тигренка правильно дышать.

Ребята, а теперь я хочу научить вас восстанавливать носовое дыхание.

Воспитатель проводит с детьми упражнение «Бульканье» (перед каждым ребенком стакан, на 1/3 заполненный водой и коктейльная трубочка. Глубокий вдох носом, затем глубокий длинный выдох в трубочку).

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы помогли тигренку, а вы все научились восстанавливать носовое дыхание. К сожалению, наше веселое путешествие в страну «Здоровья» подходит к концу давайте вместе вспомним что же нужно делать, чтобы быть здоровыми? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Здоровье — это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым, и даже животным.

А теперь занимайте места в нашем автобусе и мы отправляемся в детский сад.

(Фонограмма — песня про здоровье)

Родительское собрание «Что мы можем, что мы умеем или Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Форма проведения – круглый стол.

Цель:

  • Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
  • Познакомить с понятиями «каприз» и «упрямство», причинами их возникновения.
  • Научить родителей видеть за негативными проявлениями стремление ребёнка к самостоятельности становление детской личности.

План проведения

1. Вступительное слово педагога.

2. Практикум «Учимся воспитывать детей правильно»

3. Мониторинг тестирования «Мой ребёнок»

4. Обсуждение проблемы

5. Консультация педагога – психолога «Об упрямстве и капризах»

Этапы мероприятия.

1. Подготовительный этап

  • Оформление фотостенда из жизни группы «Здоровье – всему голова», приглашений для родителей, оформление альбома «Фото – коллаж «В природу за здоровьем»»
  • Подготовка материала к выступлению
  • Подготовка наглядного материала к родительскому собранию в виде презентации, памяток.

2. Организационный этап

Родители воспитанников рассаживаются, которые расставлены по кругу.

На столах разложены открытки «Ситуации для анализа».

3. Вступительная часть собрания

Ход мероприятия.

Воспитатель знакомит родителей с темой, целью и задачами родительского собрания, сообщает план его проведения. Воспитатель обращает внимание на то, что все мы разные, но можно найти всегда, что нас объединяет. Объединяет нас то, что мы с вами собрались поговорить о наших детях.

Встречу с родителями воспитатель начала с вопроса:

— Наблюдаются ли какие-то изменения в развитии самостоятельности вашего ребёнка?

— Стал ли он другим за данный период?

— Что нового появилось?

(высказывания родителей)

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств. Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности — труда по самообслуживанию. Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять. «Будем умываться»,- говорит в начале года воспитатель и показывает все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.

Практикум «Учимся воспитывать детей правильно»

Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать “Я сам!”

(на экране фотографии детей и слова из стих. И. Муравейка “Я сама!”)

Давай будем одеваться…

Я сама! Я сама!

Пойдём, будем умываться…

Я сама! Я сама!

Ну идём, хоть причешу я…

Я сама! Я сама!

Ну давай хоть покормлю я…

Я сама! Я сама!

В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.

Воспитатель предлагает рассмотреть несколько ситуаций.

Ситуация для анализа

Трёхлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но…наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:

— Сам, сам, сам!

Мать строго говорит:

— Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь “сам”.

1. Правильно ли поступила мама? И почему?

2. Бывают ли подобные ситуации у вас?

3. Как вы выходите из них?

Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?

Как вы считаете?

Может ли маленький ребёнок быть самостоятельным?

Важно отметить, что в детском выражении “Я сам” проявляется стремление к самостоятельности.

Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Пример: Ребёнок пытается одеться сам, но мама всё делает за него. Он тяжко вздыхает и говорит: “А я так хотел сам!”

Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.

Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.

Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.

Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых), наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Сталкивались ли вы с подобными проявлениями?

Как выходили из таких ситуаций?

(стих. “Взрослым” М. Шварц)

Я в своей родной квартире

Как на службе строевой.

Командир на командире…

Я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться.

По приказу – умываться,

По приказу – одеваться,

Рано заправлять кровать.

По команде – есть садиться,

По заданию – учиться.

По режиму – спать ложиться,

По будильнику – вставать.

Теперь вам ясно, почему

Начал огрызаться я?

Конец терпенью моему.

Де – мо – би – лизация!

При формировании навыков самостоятельности у детей мы часто сталкиваемся, что ребёнок не может или не справляется с предложенным заданием. Как действовать в таких ситуациях?

Ситуация для анализа.

Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся задвигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Гена не приложил какого-либо старания, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил своё намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: “Никак не получается!”

Какие действия нужно предпринять взрослым?

Итак, дети стремятся к самостоятельности.

Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем д/о возрасте?

Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши малыши.

(обсуждение с родителями)

  • Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
  • Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.
  • Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
  • Своевременно пользоваться носовым платком, платком, туалетом.
  • Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
  • Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

  • прямое обучение;
  • показ;

В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше. И мы постепенно предоставляет им все больше самостоятельности.

Воспитывая нормы поведения за столом, мы также учитываем, что, помимо привития детям культурно-гигиенических навыков, перед ними возникает целый ряд задач: формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности.

Большое внимание мы уделяем воспитанию у детей опрятности. Мы обращаем внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.

Очень тяжело встать рано утром, да еще и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки. Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните», «Завяжите», «Оденьте». Наверное замечали сами, что как только начинаете помогать ребенку, он перестает участвовать в процессе одевания.

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет взрослая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение об отдельных поступках и поведении ребенка. Нам с вами необходимо широко пользоваться положительной оценкой действий ребенка: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

В процессе работы мы заметили такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к образовательной деятельности или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.

Воспитатель предлагает родителям подготовленную памятка «Здоровые дети — в здоровой семье»

Тест «Мой ребёнок»

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

1. Мыть лицо, уши, руки

2. Закатать рукава;

3. Смочить руки;

4. Взять мыло, намыливать до появления пены;

5. Смыть мыло;

6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

7. Пользоваться расческой.

1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

2. Не крошить хлеб;

3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;

4. Не разговаривать с полным ртом;

5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

6. Благодарить;

7. Пользоваться только своим прибором.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

1. Расстегнуть пуговицы;

2. Снять платье (брюки);

3. Аккуратно повесить;

4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;

5. Снять обувь;

6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);

7. Надеть в обратной последовательности.

Критерии оценки:

3 балла – правильно выполненное действие;

2 балла – действие выполненное с небольшими неточностями;

1 балл – неумение выполнять действие.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков

Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно;

Средний уровень (62-40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;

Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы

Мониторинг тестирования «Мой ребёнок»

По второму вопросу заслушали педагога — психолога Бровко Н.С. по теме «Об упрямстве и капризах». Наталья Сергеевна рассказала, что является причиной капризов и упрямства, характерные особенности поведения ребёнка при упрямстве и капризах. Педагогические советы родителям для искоренения упрямства и капризов у детей.

Решение родительского собрания.

1. Объединить усилия семьи и детского сада в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей, видеть за негативными проявлениями стремление ребёнка к самостоятельности становление детской личности.

Памятка

Здоровые дети в здоровой семье!

  • Старайтесь поддерживать стремление ребёнка к самостоятельности.
  • Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
  • Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.
  • Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
  • Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
  • Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
  • В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
  • Старайтесь использовать игровую ситуацию.
  • Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

Педагогические приёмы.

  • прямое обучение;
  • показ;
  • упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
  • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают:

  • Мыть лицо, уши, руки
  • Закатать рукава
  • Смочить руки
  • Взять мыло, намыливать до появления пены
  • Смыть мыло
  • Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку
  • Пользоваться расчёской

Навыки опрятной еды включают умение:

  • Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой
  • Не крошить хлеб
  • Пережёвывать пищу с закрытым ртом
  • Не разговаривать с полным ртом
  • Тихо выходить по окончании еды из-за стола
  • Благодарить
  • Пользоваться только своим прибором

Навыки снимания и надевания одежды в определённом порядке включают умение:

  • Расстегнуть пуговицы
  • Снять платье (брюки)
  • Аккуратно повесить
  • Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки
  • Снять обувь
  • Снять колготки, повесить на рубашку (платье)
  • Надеть в обратной последовательности

Авторы:
Бабаева Наталья Николаевна, воспитатель МАДОУ №48 «Ягодка», посёлок Свердловский, Щёлковский район, Московская область, Россия;

Колоскова Ольга Алексеевна, инструктор по физической культуре МАДОУ №48 «Ягодка», посёлок Свердловский, Щёлковский район, Московская область, Россия.

Утверждаю _______ Давлетшина Е.А.

заведующий МБДОУ

«Детский сад №81 «Островок»

Воспитатель: Прохоренкова С,В.

Цель: дать представление о здоровье, его значении, способах сохранения и укрепления; формировать представление о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни, провести комплексный план мероприятий, состоящий из разнообразных видов физкультурно оздоровительной работы, направленной на формирование личности в социально – психологическом, интеллектуальном, двигательном развитии, укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие детей, укрепление детско – родительских отношений.

Задачи:

    формирование КГН ухода за телом

    создавать проблемные ситуации наглядно демонстрирующие значимость правильного отношения к здоровью

    формирование у ребенка мотивов самосохранения, воспитании привычки думать и заботиться о своем здоровье.

Занятие № 1

Тема : Как устроено тело человека.

Цель : Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека.

Материал : Энциклопедия «Всё обо всём. Организм человека»

ООО «Издательство Астрель», 2001г., иллюстрации с изображением людей.

Ход занятия.

Ребята, эта неделя у нас праздничная. Она называется – «Неделя здоровья» почему? А потому, что всю неделю мы будем говорить о своём теле и о том как его защищать.

Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни. Каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе. Слабое здоровье, болезни являются причиной отставания в росте, невнимательности на занятиях, плохого настроения. Поэтому каждый с детства должен помнить о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нём, развивать и совершенствовать, не вредить своему организму.

Посмотрите на картинки. Все люди между собой отличаются. (Высокие и низкие, старые и молодые, дети.) Обратите внимания на возраст, рост, вес, пол. Цвет глаз, цвет волос. А что же общего у всех людей? Люди похожи друг на друга формой своего тела.

Наше тело устроено так, чтобы мы могли прочно держаться на ногах. Голова находится вверху – в надёжном месте; на ней спереди – то, с помощью чего мы узнаём об окружающем мире, познаём его: глаза – чтобы видеть, уши – чтобы слышать, нос – чтобы ощущать запахи, язык во рту – чтобы чувствовать вкус пищи. Голова укреплена на шее так, что может поворачиваться вправо и влево, благодаря чему мы видим, что находится вокруг.

Руки находятся посередине туловища, чтобы ими было удобно пользоваться. На кистях рук – пять пальцев, ими удобно держать в руках карандаш, кисточку для красок, ложку, расчёску и многое другое. Ноги – длинные и крепкие, чтобы удерживать и передвигать тело. Заканчиваются они ступнями – для опоры.

Давайте посмотрим на наших ребяток Алешу и Полину.

Что у них одинаковое?

А что разное?

Что можно делать ногами? В какие игры можно играть, какими видами спорта заниматься?

Что делают руками, почему руки называют нашими первыми помощниками?

Как вы думаете, наше тело хрупкое или прочное?

Почему нужно его беречь?

Можно ли засовывать что-нибудь в нос или ухо?

От чего нужно беречь глаза?

Ребятки, когда вы были маленькими, у вас было маленькое тело, крошечные руки, ноги. Вы многого не могли, например, быстро бегать. Кататься на велосипеде. Постепенно вы росли, и тело ваше росло, длиннее стали руки и ноги.

А как можно узнать, вырос ты или нет?

Как измерить рост?

Молодцы. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Покажи, что назову».

(Воспитатель в быстром темпе называет разные части тела и лица, а дети показывают их у себя.)

Занятие №2

Тема : «Режим дня».

Цель : Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.

Материал : картинки с изображением разного времени суток; деятельность людей и их режим дня.

Ход занятия.

Организм человека имеет одну особенность, о которой нельзя забывать: он старается соблюдать своё внутреннее расписание и страдает, когда этот порядок нарушается.

Например, ты заигрался с друзьями во дворе и совсем забыл, что уже время обедать. И вдруг что-то начинает беспокоить в животе, посасывает в желудке, урчать в кишечнике. Это твой организм даёт сигнал, что пора обедать. Он привык получать пищу в определённое время, уже готов к пищеварению и сообщает тебе об этом чувством голода. Ты понимаешь, что проголодался, и идёшь домой обедать.

Вечером ты рассматриваешь интересную книжку с картинками и вдруг зеваешь. Глаза начинают слипаться. В чём дело? А это твой организм опять напомнил о своём внутреннем расписании. Он говорит: «Уже пора спать, за день ты устал, нужно отдохнуть и накопить сил».

Если мешать своему организму соблюдать правильный режим дня, нарушать его внутренний распорядок – организм рассердится, поссорится с тобой. Ты садишься за стол обедать, а аппетита нет, всё кажется невкусным. Ложишься спать, а заснуть никак не можешь. Пора вставать, а глаза слипаются, руки и ноги не слушаются. Голова клонится к подушке.

Нужно соблюдать правильный режим дня: спать, есть, гулять, играть и заниматься в определённое время. Тогда организму будет легко работать, и ты будешь чувствовать себя здоровым и бодрым.

Ребята, а какой у нас режим в детском саду? Когда мы с вами завтракаем, гуляем, играем, обедаем, отдыхаем?

А как вы проводите свой день в выходные? Как вы узнаёте если хотите есть? Если хочешь спать? Когда это бывает?

Давайте посмотрим на картинки, которые я вам приготовила. Кто из ребяток поступает верно, а кто нет?

А кто из вас неправильно себя ведёт в саду, дома?

Кто мало гуляет, много сидит у телевизора, поздно ложится спать?

1.Завтрак, полдник, днём обед и вечерний ужин

Для здоровья малышам режим питания нужен!

Кушай правильно, дружок, вовремя и в меру.

Подрастать ты будешь в срок здоровым непременно.

2.Тих, невидим, невесом, в гости к нам приходит сон.

За собой зовёт в кроватку, спи, малыш, в ней сладко-сладко.

Все спят ночью, но и днём мы немного отдохнём.

За полдня устали слишком, надо сделать передышку.

Голове, рукам у нас, нужен отдых – тихий час.

Занятие №3

Тема : «Личная гигиена».

Цель : Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Материал : картинки с изображением выполнения правил личной гигиены; стихотворение А.Барто «Девочка чумазая».

Ход занятия.

Мы всё время говорим, что нужно охранять своё здоровье, беречь его. Давайте вместе с вами вспомним как к нам в организм попадает грязь и микробы? (Ответы.)

Когда мы с вами моем руки, с чем? А после чего необходимо мыть руки?

(Дома они могут играть несколько раз в день с домашними животными, помогать маме убирать в квартире, а папе что-нибудь мастерить.)

Как поступают ваши мамы и папы в том случае, если на улице, транспорте, в каком-то общественном месте ребятам очень захотелось пить или есть?

Просят потерпеть или покупают еду в киоске, магазине?

А как правильно нужно делать? Почему?

Посмотрите на картинки, которые я для вас приготовила. Кто правильно выполняет правила личной гигиены? Почему вы так считаете? (ответы)

Ребята, а кто знает, что такое предметы личной гигиены? Это предметы, которыми можно пользоваться только одному человеку.

Какие предметы личной гигиены вы знаете? (помощь воспитателя и объяснение) Надеюсь, что вы запомните их и будете всегда ими пользоваться.

«Девочка чумазая»

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Чёрные

Ладошки;

На локтях-

Дорожки.

Я на солнышке,

Лежала,

Руки кверху

Держала.

Вот они и загорели.

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный,

Будто закопченный.

Я на солнышке

Лежала,

Нос кверху

Держала, вот он и загорел.

Ах ты, девочка чумазая, ноги в полосы

Измазала,

Не девочка, а зебра,

Ноги,

Как у негра.

Я на солнышке

Лежала, пятки кверху держала.

Вот они и загорели.

Ой, ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну-ка. Дайте мыло.

Мы её ототрём.

Громко девочка кричала,

Как увидела мочало,

Царапалась,

Как кошка:

Не трогайте

Ладошки!

Они не будут белые:

Они же загорелые.

А ладошки-то отмылись.

Оттирали губкой нос –

Разобиделась до слёз:

Ой, мой бедный

Носик!

Он мыла

Не выносит!

Он не будет белый:

Он же загорелый.

А нос тоже отмылся.

Отмывала полосы-

Кричала громким

Ой. Боюсь щекотки!

Уберите щётки!

Не будут пятки белые,

Они же загорелые.

А пятки тоже отмылись.

Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

Это была грязь.

Обсуждение стихотворения.

О ком стихотворение?

Почему назвали девочку чумазой?

Что и кто помог девочке? И т.д.

Занятие №4

Тема : «Физические упражнения. Спорт»

Цель : Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека.

Материал : игровой дидактический материал «Малыши-крепыши», картинки с изображением разных видов спорта.

Ход занятия.

(Дети стоят в лицом в круг)

Все вы смотрите телевизор. И можно увидеть, как люди ездят на лыжах, играют в мяч (футбол), катаются на коньках, прыгают, бегают. Всё это спорт, виды спорта. И занимаются этим спортсмены. Но они не сразу стали такими. С раннего детства они учились быть сильными и ловкими. А что этому помогало – физические упражнения. Повторяйте за мной. (стихи и движения)

Ходьба.

Раз! Два! Раз! Два!

Марширует детвора.

Друг за другом! Ровный строй!

Будь внимательным, не стой!

Ходим прямо и кругами,

Громко топаем ногами.

Помогает бодрый марш

Весел воспитатель наш.

Бег.

Приготовились! Бежим!

Быстро. Словно мы летим!

Догоняем. Обгоняем,

Будто птиц весёлых стая.

Прыжки.

Прыг-скок! Прыг-скок!

Прыгаем. Как мячик!

На одной, на двух ногах

Легко и ловко скачем!

Прыгаем на месте

И передвигаясь,

Через палку, обруч,

В зайку превращаясь.

Сейчас мы с вами выполняли физические упражнения, а есть ещё и спортивные развлечения которыми вы тоже с удовольствием любите заниматься. Это катание на санках, коньках, лыжах. (чтение и показ вместе с детьми)

Лыжи.

Большой сугроб пушистый

Ногами не пройти,

Но это не преграда

Для лыжного пути.

Вставай скорей на лыжи!

Шагай или вихрем с горки!

Всем для здоровья нужен

Морозный воздух звонкий!

Это спортивные зимние развлечения. А чем мы любим заниматься летом. Конечно же, кататься на велосипеде, самокате, ходить в походы и, конечно же, плавать.

Плавание

Плаванию учиться нужно малышам.

Это без сомненья. Пригодится вам.

На земле так много морей, озёр и рек.

Уметь свободно плавать должен человек!

Молодцы, как хорошо вы мне всё показали. Давайте отдохнём. А я вам покажу картинки, посмотрите.

Какие виды спорта изобразил художник?

Какие из них вам нравятся больше всего и почему?

Каким видом спорта вы занимаетесь или хотели бы заняться?

Чем полезен спорт?

Какие виды спорта не нарисовал художник? (с помощью воспитателя)

На улице мы с вами поиграем в игру, которая называется «Угадай, кто я» (показать движениями любой вид спорта – с помощью воспитателя)

Занятие №5

Тема : «На воде, на солнце… Закаливающие процедуры»

Цель : Объяснить детям, что такое закаливающие процедуры, важность их в сохранении своего здоровья.

Материал : дидактический материал «Малыши-крепыши», картинка с изображением моржа.

Ход занятия.

Всю неделю ребята мы с вами говорили о том что если хочешь быть всегда здоровым надо заниматься физическими упражнениями, участвовать в спортивных развлечениях, следить за своим внешним видом, правилами личной гигиены. Сегодня, я хочу вас познакомить как можно ещё заботиться о своём здоровье. В одной песне поётся. «Если хочешь быть здоров закаляйся». Что такое – закаляться. Это значит приучать постепенно своё тело к морозу или теплу, то есть к тому что может быть и полезно и в то же время вредным. Например, когда мы идём на улицу зимой, мы одеваемся тепло чтобы не замёрзнуть. А для того чтобы нам было легче переносить холод есть такое закаливание – как умывание, душ, ванны, купание с холодной водой. Человек с каждым разом делает воду холоднее и холоднее и привыкает к холодному. Есть люди, которые купаются даже зимой, в очень холодной воде. Их называют моржами. Эти животные живут в воде где всегда зима и не мёрзнут. Вот поэтому и людей которые купаются зимой называют моржами.

Послушайте стихотворения.

Умывание.

Умывать лицо и руки,

Шею непременно

Надо по два раза в сутки,

Снижая постепенно

У воды температуру,

Чтобы позабыть микстуру.

Ножные ванны.

Знает даже осьминог,

Что идёт простуда с ног.

Значит, всем пора понять-

Надо ноги закалять:

Утром в таз воды прохладной

Нам ступни поставить надо,

Ненадолго, на чуть-чуть…

Завтра тоже не забудь!

А затем свои ступни полотенцем разотри.

Душ.

Душ прохладный – не для слабых-

Заставляет организм

Не бояться самых грозных

Ангино-грипповых каприз.

Только важно регулярно,

То есть каждый-каждый день,

Тебе вставать под душ прохладный

И будешь крепок как кремень.

Мы говорили что надо закаляться водой, а закаляться можно и воздухом. Воздух очень полезен для нас мы дышим кислородом, который очень полезен для нашего здоровья. Как же закаляться воздухом. Это играть на свежем воздухе, спать на свежем воздухе, ходить в походы (гулять), делать утреннюю гимнастику, загорать и купаться. Послушайте.

Утренняя гимнастика.

Утром форточку откроем,

Свежий воздух пригласим.

Зарядка нас взбодрит, настроит

И прибавит новых сил.

Пешеходные прогулки.

Так приятно посетить в любое время года

Тропинки парков, скверов и аллей.

Они для нас как островки природы,

Так щедро дарят свежий воздух для людей.

Только надо не забывать, что закаляться надо постепенно а не сразу. А то искупаешься в холодной воде или надышишься холодного воздуха и заболеешь. А также загорать надо аккуратно, лежать в тени и на голове всегда носить панамку.

Вечером напомнить детям о «Неделе здоровья», кратко вспомнить что узнали нового и предложить дома в выходные дни сходить с родителями на прогулку в сад, к реке, парк и т.д., поиграть, попрыгать, побегать и т.д. рассказать родителям, о чём они узнали в детском саду. Как надо заботиться о своём здоровье.

Проект для второй младшей группы по формированию ЗОЖ "Малыши - Крепыши"

Информационная карта проекта
Полное название проекта : «Малыши-Крепыши»
Автор проекта: Лебедева Елена Евгеньевна
Руководитель проекта: Лебедева Елена Евгеньевна
Кадры : воспитатели, физ.инструктор
Район, город, представивший проект : г.Тольятти, Самарская область.
Сроки реализации: краткосрочный проект (2 недели).
Участники проекта: педагоги, дети II младшей группы, их родители.
Тип проекта: познавательно-игровой.
Вид проекта: информационно-творческий.
Цель проекта : формирование культуры здоровья у детей 3-4 лет; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Актуальность проекта
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребёнок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Проблема
К сожалению, в России здоровый образ жизни не занимает пока первое место в шкале потребностей и ценностей человека. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы станем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно будет надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Таким образом, проблема формирования у дошкольников культуры здоровья очень важна. От её решения зависит будущее нации и государства.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Дать представление о здоровом образе жизни.
2. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.
3. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
Развивающие:
1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей.
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
3. Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни.
2. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным.
4. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Ожидаемые результаты:
Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.
Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.
Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья.
Форма работы с детьми и родителями:
- Индивидуальная;
- Групповая.

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Подборка методического и дидактического материала.
2. Подборка художественной литературы.
3. Оформление папок-передвижек, консультаций, буклетов для родителей по теме проекта.
4. Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.
5. Подборка дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним.
6. Разработка анкеты для родителей: «Здоровый образ жизни в вашей семье»
7. Привлечение родителей к реализации проекта.

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Ежедневная работа с детьми:
Утренняя гимнастика.
Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика
Гимнастика пробуждения. Хождение по «Дорожке здоровья»
Физкультминутки
Закаливающие процедуры
Подвижные игры в группе, на улице
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Воспитание культуры поведения за столом.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Ситуативный разговор о пользе утренней гимнастики.
Дидактическая игра «Правила чистюли».
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание), учить показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Д/и «Уложим куклу спать».
Цель: уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.
Д/и «Назови части тела и лица».
Цель: формировать представление о своём теле.

Беседа «Безопасность в группе».
Цель: рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, какие места в группе и предметы могут быть опасными. Формировать у детей основы культуры безопасности.
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Сюжетно-ролевая игра «Котенок Тимка заболел»
Цель: учить детей в игре отражать знания о профессии врача, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре; использовать во время игры медицинские инструменты и называть их.


Сюжетно-ролевая игра «Полезный завтрак»
Цель: формировать у детей представления о полезных продуктах, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.


Трудовое поручение «Поможем няне накрыть на столы».
Цель: воспитывать желание помогать взрослым.


Образовательная область «Физическая культура»
Подвижные игры в группе и на улице
Физкультминутки, артикуляционные, пальчиковые, дыхательные гимнастики


Физкультурные занятия


Утренняя гимнастика
Гимнастика пробуждения, хождение по «Дорожке здоровья»
Цель: развивать физические качества; накапливать и обогащать двигательный опыт детей; формировать у детей потребность к двигательной активности.

Образовательная область «Познавательное развитие»
Экскурсия по детскому саду «Кто заботится о детях в детском саду».
Цель: уточнить знания о работе сотрудников детского сада, закрепить названия профессий: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, прачка»; дать понятие о том, что все взрослые в детском саду заботятся, чтобы детям было весело и интересно, чтобы они были здоровыми.
Ситуативный разговор «Где живут витамины?»
Цель: рассказать детям о витаминах в доступной форме и их пользе для здоровья, уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья.
Д/и «Угадай на вкус».
Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их на вкус.
Рассматривание «Алгоритма умывания» при КГН
Цель: формировать умение пользоваться алгоритмом при умывании, проговаривать действия.
Рассматривание картинок «Предметы личной гигиены»
Цель: закреплять название и функции различных гигиенических предметов
Игра-лото «Здоровый малыш» (валеология)
Цель: знакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью.
Лото «Овощи, фрукты и ягоды»
Цель: закреплять знание названий овощей, фруктов и ягод; пополнять словарный запас детей; развивать память, концентрацию внимания.
Разрезные картинки «Способы закаливания»
Цель: формировать представления о закаливающих мероприятиях; развивать эмоционально-положительное отношение к закаливающим процедурам.


Образовательная область «Речевое развитие»
Отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях, о полезных и вредных продуктах.
Цель: развивать воображение, мышление, речь; закреплять знания о пользе тех или иных продуктов.
Беседа: «Кто такие микробы и где они живут?»
Цель: формировать осознанное отношение к необходимости вести здоровый образ жизни.
Беседа: «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»
Цель: Знакомить детей с понятием «здоровье», «здоровый человек»; воспитывать желание быть здоровым, стремление к соблюдению режима и чистоты.
Д/И «4-й лишний» (овощи, фрукты, ягоды, посуда, предметы личной гигиены)
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Закреплять названия предметов и продуктов, полезных для здоровья.


Рассматривание иллюстраций «Правила гигиены»
Цель: формировать у детей навыки ответа на простые вопросы «Кто? Какой? Что делает?»; ознакомить детей с предметами личной гигиены; формировать привычку заботиться о чистоте рук и тела.
Чтение: А.Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе», С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», И.Демьянова «Замарашка», Н.Павловой «Света любит шоколадки…», Т.Тониной «Мамин фартук».
Проговаривание потешек во время КГН: «Водичка-водичка», «Мыли мылом ушки, мыли мылом ручки», «Давай-ка с тобой закаляться, холодной водой умываться!», «Носик, носик! Где ты, носик?», «Кран откройся! Нос, умойся!» «Доктор, доктор, как нам быть: уши мыть или не мыть?»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Аппликация «Витаминный компот».
Рисование «Огурцы в банке».


Рисование по трафарету овощей и фруктов (карандашами, фломастерами)
Цель: закреплять знания о полезных продуктах, развивать мелкую моторику рук.
Рассматривание иллюстраций к произведениям: «Мамин фартук», «Про девочку, которая плохо кушала», «Замарашка», «Света любит шоколадки…», «Девочка чумазая».
Работа с родителями
Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни в вашей семье».
Цель: выявление отношения родителей к здоровому образу жизни, соблюдению принципов здорового образа жизни в семье.
Консультация «Как правильно одеть ребёнка на прогулку».
Цель: формировать представления у родителей о том, как правильно одевать ребёнка в холодное время года.
Создание рубрики в родительском уголке «Если хочешь быть здоров»
Цель: ознакомление родителей со способами оздоровления детей в семье.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Итоговое мероприятие
Выставка семейных фотогазет "Мы за здоровый образ жизни".
Цель: приобщать родителей к ведению здорового образа жизни к семье.

Заключение
Воспитательная ценность: У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах, ухаживать за собой.
Познавательная ценность: У детей и их родителей повысились знания о сохранении и укреплении здоровья, значимости здорового образа жизни. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях, о полезных продуктах питания.
Перспектива: С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении.

Список используемой литературы:
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд.: Москва Линка – Пресс 2009 г.
Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд.: Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие М., 2004 г.
Дик Н. Ф., Жердева Е. В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.
Оздоровление детей в условиях детского сада. Под редакцией Л. В. Кочетковой. М., 2007 г.
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
Савельева Н. В. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.

Проект по физкультурно-оздоровительной работе во второй младшей группе «Путешествие в страну здоровья»

« Забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период наблюдается интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна и значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Воспитание физически здорового ребенка стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Современная социально-экономическая ситуация привели к резкому ухудшению здоровья населения России, главным образом детского. Решить задачи физического воспитания и развития детей, снижения их заболеваемости можно только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей.

По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются актуальными задачами, стоящими перед обществом.

В связи с этим, воспитателем второй младшей группы «Неваляшки» была разработана программа «Путешествие в страну здоровья» на 2016-2017 годы для детей с 3-4 лет, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них мотивационных основ здорового образа жизни.

Целью данного проекта является создание единого здоровьесберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.

Основные задачи оздоровительной деятельности:

  1. Формирование у детей первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
  2. Организация условий для развития у детей познавательного интереса к своему организму и его возможностям.
  3. Воспитание бережного и заботливого отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
  4. Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах ЗОЖ, активизация роли родителей в создании ЗОЖ.

К концу работы по данному проекту мы планируем достичь следующих результатов:

Для детей:

1) Сформированные навыки здорового образа жизни.

2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.

3) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

4) Создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада.

Для родителей:

1) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

2) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов:

1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.

2) Повышение профессионального уровня педагогов.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Каждый месяц проекта представлен определенной темой (станцией), в которой прослеживается интеграция деятельности всех участников образовательного процесса. Важно, чтобы и дети, и родители, и педагоги положительно отнеслись к событиям каждого месяца, заразились идеей и осознали важность совместных дел.

Месяц

Тема месяца

(станция)

Идея, задачи месяца.

сентябрь

Чистюлькино

Герой месяца - «Мойдодыр». Цель:воспитание культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Физкультуркино

дать представление о том, что такое утренняя зарядка, физические упражнения, как они укрепляюти здоровье, поднимают настроение.

Витаминкино

Герой месяца - Карлсон.

Цель: Закреплять умение детей узнавать и

правильно называть овощи и фрукты, о месте их произрастания и пользе. Расширять знания детей о витаминах, их значении в здоровье человека. Развивать логическое мышление, память.

неболейкино

Герой - Доктор Айболит. Цель:

Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания. Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни. Формировать умение сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения.

Красотулькино

Герой месяца - Мойдодыр. Цель: Приучать детей следить за своим внешним видом. Продолжать учить пользоваться расческой и носовым платком. Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом,

Спортивная

Герой месяца - Олимпийский мишка. Цель:

развитие физических качеств {скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Вкусняшкино

Герой месяца «Мойдодыр». Цель:

1.Формировать знания детей о правильном и рациональном питании.

2. Познакомить детей с понятиями «вредная» и «полезная» пища.

3. Воспитывать у детей желание и потребность быть здоровым.

Отдыхалкино

Доктор Айболит. Цель: познакомить детей с релаксационными техниками, вариантами массажа и самомассажа.

Здоровейкино

Все персонажи. Цель: подведение итогов путешествия, повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков.

ПЛАН РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ

Месяц

Мероприятия

Отметка о выполнении

Сентябрь

НОД «Чистота- залог здоровья».

Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».

Отгадывание загадок о предметах личной гигиены.

Беседы на тему: «Личная гигиена».

Игровое занятие «Королева зубная щетка»

Опыт-сказка «Мыло - супергерой»

Развлечение: "Весёлая физкультура

Рисование «Мой веселый звонкий мяч»

Чтение В.Берестов «Лежебока»

Чтение П.Ефимов «Стихотворение о физкультуре»,

Организация групповой традиции «Двигательные минутки».

НОД «Овощи и фрукты - полезные продукты».

НОД «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»(

Лепка «Однажды хозяйка с базара пришла…»

Создание условий для сюжетно - ролевой игры «Магазин»

Чтение С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»,

Создание игровой ситуации.«К нам в гости пришёл Доктор Айболит »

Заучивание пословиц, поговорок о здоровье

Создание условий для сюжетно - ролевой игры « Больница»

Чтение К.Чуковский «Айболит

НОД «Зайка Ушастик заболел»

Сказка-беседа «В стране Болючке»

НОД «Поможем Незнайке»

Чтение Л.Воронкова «Маша-растеряша»;

Чтение «Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковский

Создание условий для сюжетно - ролевой игры «Семья».

чтение сказки «Мойдодыр» К. Чуковского,

НОД «Бабушка Забавушка в гостях у ребят»

Конструирование «Спортивная площадка»

НОД «Знакомство с зимними видами спорта»

Развлечение «Мы - спортсмены»

Чтение А.Бах «Надо спортом заниматься»,

Коллаж «Юные спортсмены».

Развлечение на улице «Зимние забавы»

Коллаж «Полезные и вредные продукты»

НОД «Овощи и фрукты - полезные продукты»

НОД «Молоко да каша — полезная пища наша»

Викторина «Угадай на вкус»

Создание игровой ситуации

«Полезно -не полезно»

Чтение Э. Мошковская «Маша и каша»

Создание условий для п/и «Съедобное-несъедобное».

Ситуативный разговор: «Что можно приготовить из овощей»

Организация групповой традиции «Релаксационная пауза»

НОД.«Я здоровье берегу - сам себе я помогу».

Фотовыставка «Наш отдых»

НОД «На пути к здоровью»

НОД «Азбука здоровья»

Создание игровой ситуации.«Девочка чумазая».

Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни.

Развлечение « В стране здоровья»

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Название мероприятия

Отметка о выполнении

Сентябрь

Консультация: «Личная гигиена дошкольника»

Папка-передвижка: «Утренняя гимнастика. Несколько простых советов».

Папка- передвижка: «Живые витамины»

Памятка: «Как сформировать правильную осанку?»

Папка-передвижка: .«Подвижные игры с детьми дома и на улице».

Буклет «10 заповедей здоровья».

Консультация:«Игры, которые лечат».

Совместное развлечение «В стране здоровья»

Поделиться: