Воспитание холерика. Предпочтения в играх. Общее описание детей-холериков

Как известно, все люди обладают определенным темпераментом. Существует четыре вида темперамента человека: сангвиники, холерики, меланхолики и флегматики. Если вы определили, какой темперамент у ребенка, тогда к его воспитанию можно подходить именно с этой точки зрения. Итак, вы определили, что ваш малыш холерик, значит, воспитывать его нужно, исходя именно из этих его личных качеств.

Какими же личными качествами обладает ребенок-холерик? Следует учитывать, что такой ребенок очень активен, он способен быстро принимать решения, несколько излишне самоуверен, целеустремлен и непоседлив. К тому же он абсолютно не умеет ждать, предпочитает идти на риск, не задумываясь о последствиях. Ребенок-холерик достаточно часто ввязывается в споры и драки. Исходя из всех этих качеств, следует знать, что воспитание детей, обладающих таким темпераментом, - совсем непростая, требующая большого терпения задача.

Проблемы детей-холериков

Проблем у детей-холериков достаточно много, так как они очень часто не прислушиваются к наставлениям и советам родителей и воспитателей, спешат сделать так, как сами решили. Все поручения спешат выполнить сразу же, никогда не дослушав до конца то, что и как нужно сделать, поэтому результаты не всегда положительные, к тому же часто задание выполнено небрежно.

Ребенок-холерик вспыльчив, зачастую даже агрессивен, не способен идти на компромисс. Несмотря на то, что часто затевает ссоры, такой ребенок всегда имеет много друзей и приятелей.

Достигая подросткового возраста, дети-холерики нередко закатывают истерики, угрожают попыткой суицида, однако, к счастью, угрозы используют только в качестве манипуляций взрослыми или друзьями.

Как воспитывать детей-холериков


Чтобы правильно подойти к воспитанию ребенка-холерика, необходимо четко осознавать все его плюсы и минусы.

  • Поскольку холерики очень активны и импульсивны, необходимо с раннего возраста постараться направить их энергию в мирное русло. Лучший вариант справиться с переизбытком энергии - отдать ребенка в спортивную секцию. Тренировки научат ребенка контролировать себя, а также будут способствовать умению концентрироваться на поставленных задачах.
  • Воспитывая ребенка-холерика, используйте занятия, которые помогают контролировать процессы торможения, например, рисование, конструирование, лепку. Помимо этого, всегда обсуждайте и анализируйте с ребенком все, что он видит и слышит.
  • Учитывая, что холерики очень самолюбивы, не следует стыдить ребенка в присутствии посторонних людей, а также ставить в пример других детей, в ответ ребенок может начать относиться к этим людям с враждебностью и пренебрежением.
  • Знайте, что ребенок-холерик просто не способен контролировать свое поведение. Может, позже с вашей помощью он и сумеет делать это, но пока не может, так что, воспитывая ребенка-холерика, запаситесь любовью и терпением.

Все они имеют свои секреты, ключ к которым мы пытались найти. Сегодня предлагаю познакомиться с детьми-холериками и узнать, какие акценты нужно ставить в их воспитании.

Какие они, дети-холерики

Как узнать ребенка-холерика, к примеру, на детской площадке? Представим такую ситуацию. Вечер. Мамы зовут детей домой. Странно было бы увидеть, если бы все дети как по команде дружно разошлись по своим подъездам. Нет, каждый из них отреагирует на просьбу в силу своего темперамента.

Ребенок-сангвиник несколько оттянет момент возвращения: «Сейчас, мам, вот только замок дострою! Ой, нет, еще не пора - дорогу осталось прокопать…» и после пяти просьб настойчивой мамы, наконец, забежит в дом. Малыш-флегматик подумает: «А, ладно, все равно мне этот замок не очень-то и нравится» и без сопротивлений, спокойно покинет песочницу. Меланхолик жутко расстроится, что не удалось доиграть, и, всхлипывая, также вернется в дом. Ребенок-холерик проявит себя ярче остальных: на просьбу мамы он вспылит, будет громко отстаивать свое мнение, кричать и топать ногами, потом, возможно, сломает все песочные постройки детей и еще и стукнуть кого-нибудь успеет.

«Какой невоспитанный малыш!»- подумают бабушки на скамейке в том же дворе. А дело-то, может, и не в воспитании вовсе? Давайте разбираться.

Физиологические основы холерического темперамента

Почему же они такие «взрывные»? Напомним, что темперамент характеризуется особенностями протекания в коре головного мозга двух противоположных процессов - возбуждения и торможения. Возбуждение - это активность нервных клеток и центров мозга, а торможение, соответственно, - их затухание. У холериков оба процесса - сильные и подвижные, но неуравновешенные . Сила процессов обозначает способность человека выдерживать сильное возбуждение и длительное торможение (это объясняет работоспособность и выносливость холериков). Подвижность показывает способность процессов возбуждения и торможения сменять друг друга (что и объясняет внезапную вспыльчивость, нетерпеливость, несдержанность и смену настроения таких деток). Уравновешенность указывает на пропорциональное соотношение между этими процессами (у таких людей процесс возбуждения доминирует над процессом торможения).

Что же делать родителям? Принимать своих детей такими, какими создала их природа, и воспитывать их, помогая справляться со слабыми сторонами темперамента.

Давайте подробнее остановимся на преимуществах холериков и на том, как сделать, чтобы их достоинства не стали недостатками.

Энергичность

Холерики и безудержная энергия - это слова-синонимы. Взгляд маленьких холериков всегда неспокоен, за одну минуту они успеют вволю нашалить и придумать последующий план действий. Глядя на этих энерджайзеров, думаешь, что сама жизнь не успевает за ними. Все они делают очень быстро, но не так аккуратно и скрупулезно, как флегматики и меланхолики. Они не останавливаются на деталях, поэтому родителям нужно воспитывать у таких деток привычку качественно выполнять свою работу.

Даже темп речи детей-холериков выдает их темперамент, вы не всегда успеете за ходом их мыслей. Они способны видеть на несколько шагов вперед, поэтому так инициативны, в будущем - успешные бизнесмены, предприниматели.

Уверенность в себе

Та самая твердость характера, которой не хватает меланхоликам, у холериков присутствует сполна. Они - прирожденные лидеры, стремятся командовать и подчинить своей власти уже с малых лет. Но если детей-холериков не ограничивать в этом, уверенность перерастет в самоуверенность и диктаторство.

Чтобы не иметь дома маленького тирана, не стоит уступать его капризам и заниматься гиперопекой. Между вами и ребенком должны быть установлены четкие правила, по которым живут все члены семьи всегда и везде. Будьте принципиальны в вопросах режима, домашних обязанностей, отношению к школе и т.д. Так вы избежите спорных ситуаций.

Публичность

С такой уверенностью в себе трудно не быть артистом. Вы, наверняка, увидите вашего малыша-холерика на сцене, да еще и в главных ролях. Смело записывайте его на кружки танцев, актерского мастерства и др., где встреча с публикой неминуема. Холерики очень любят привлекать к себе внимание, не боятся открыто высказывать свою точку зрения и показать себя.

Но, к сожалению, свой артистизм такие дети проявляют еще и в достижении своих целей. Публичный скандал в ответ на требования родителей - привычное дело. Помните, что громко плакать и кричать при отсутствии зрителей они не станут. Чем меньше вы будете обращать на это «выступление» внимание, тем быстрее успокоится чадо.

Кроме того, не пытайтесь переспорить, угрожать и перекричать малыша. Ваш протест вызовет еще большую агрессию. Отойдите в сторону, поговорите с ребенком шепотом (он станет прислушиваться, так как не в его правилах что-то пропустить), скажите, что все равно любите его, что он очень хороший. Пообещайте ребенку, что постараетесь ему помочь, когда он успокоится и объяснит, что на самом деле он хочет. И только, когда эмоциональный взрыв пройдет, объясните ребенку его неправоту.

Лидерство

Холерик - всегда лидер в детских играх и далее по жизни. Он идет напролом, обычно не считаясь с чужими чувствами. Но если родители не делают ограничения в этом, то такой ребенок становится слишком прямым и требовательным. Он настаивает на своем и может применить физическую силу. А если это произошло, ни в коем случае не наказывайте его тем же способом - ведь тогда вы подадите пример собственной агрессии, и ваше чадо поймет, что драться - можно и хорошо. Лучше подумать вместе с ребенком, как эту неприятную ситуацию исправить. Пообещать, что «так больше не буду» мало. Лучше сделать какой-то акт добра, чтобы почувствовать, что хорошим быть приятней, чем злым. Что если угостить обиженных детей конфетами или подарить сувениры?

Бесстрашие

Решительность, оптимизм, лидерство, уверенность и острота ума - слагаемые бесстрашия. Эх, его бы по капельке меланхоликам и флегматикам, как легче бы им жилось!

Но, к сожалению, к выше названым слагаемым, холерикам часто сопутствует авантюризм и жажда приключений. К сожалению, потому что без должного внимания к ребенку, его окружению, он, попав в асоциальную среду, становится хулиганом, лидером в преступных группировках. Направьте его бесстрашие в нужное русло, и все будет в порядке.

Добавлю, что дети-холерики любят соревноваться, но не умеют проигрывать, так как чувствуют свою бесспорную власть. Превосходство противника вызывает у них приступ агрессии. Это как болезнь, которая появляется при определенных условиях и обстоятельствах. Снимите эти условия, предугадывайте обстоятельства, чтобы избежать агрессию ребенка.

Ахиллесова пята холериков

Есть у маленьких и взрослых холериков одна слабая черта, которая все их достоинства превращает в недостатки. Речь идет об их равнодушии к чувствам других людей. Они настолько опережают темп жизни, что думать о людях им некогда. Для холериков люди - это лишь средство достижения своих целей.

Возможно, зная в своем окружении добрых и чутких холериков, вы со мной не согласитесь. Но любовь и сострадание к людям не приходит к ним сразу. Это чувство нужно развивать в маленьких холериках чтением добрых сказок, бережным отношением к природе и животным, собственным примером, лаской, правильным выбором книг, фильмов и мультфильмов, знанием правил этикета и др. Тогда их решительность не перерастет в диктатуру, уверенность в самоуверенность, предприимчивость в авантюризм, ответственность в трудоголизм, острый ум в хитрость и изворотливость.

Более того, в одной семье бывают совершенно разные дети, и те методы воздействия, которые срабатывали с одним ребенком, совершенно бесполезны с другим.

Психологи выдвигают все больше теорий о том, как же надо правильно воспитывать детей.

Теория о темпераментах была выдвинута еще древнегреческим врачом и философом Гиппократом и римским медиком Галленом. В 20-м веке они получили распространение на Западе, проводились серьезные исследования темпераментов в части детской психологии.

Что же такое темперамент?

Это характеристики личности человека, основанные на работе его нервной системы. Он не меняется со временем, но по мере взросления человек способен учиться сдерживаться в одних случаях и, наоборот, проявлять более яркие, ранее не присущие ему реакции на определенные события. Темперамент никак не влияет на способности и ум детей. Но следует учитывать, что одни жизненные вопросы легче решаются холериком, а другие, наоборот, флегматиком или сангвиником.

Воздействие темперамента

На что имеет влияние тип темперамента:

  1. На быстроту и интенсивность психической реакции.
  2. Речь ребенка, жесты и мимику.
  3. Поведение дома и в обществе.
  4. Характер.

Существует множество теорий о разновидностях темперамента, разработанных учеными-психологами в разных странах.

Виды темпераментов

Остановимся на системе, подразделяющей темперамент человека на четыре вида:

  1. Меланхолик.
  2. Флегматик.
  3. Сангвиник.
  4. Холерик.

Для того чтобы выбрать наиболее правильную тактику общения и воспитания малыша, желательно определить его темперамент. Это легко сделать с помощью современных тестов, которые в достаточно большом количестве есть в Интернете. Или можно просто внимательно понаблюдать за своим малюткой, заранее изучив информацию о типах детской натуры.

В этом материале мы расскажем об особенностях и воспитании детей-холериков. Но нужно учитывать тот факт, что «чистый» тип темперамента можно встретить крайне редко. Обычно человеческая эмоциональность имеет совокупность различных типов с преобладанием одного из них. Так, вполне можно встретить ребенка холерика-сангвиника. Это значит, что в маленьком человеке присутствуют черты двух типов характера, а в некоторых случаях трех или четырех, но с преобладанием одного основного вида. Например, встречается даже ребенок холерик-меланхолик, и, воспитывая его, следует учитывать сильные и слабые стороны обоих темпераментов.

Особенности темпераментов

Для более полного понимания приведем краткую характеристику всех типов темперамента.

  1. Меланхолик. Это застенчивый и пугливый малыш. Он любит тишину и привычную обстановку. Такой ребенок привязан к маме и дому, с недоверием относится ко всему новому. Меланхолик способен тонко чувствовать настроение и эмоции других людей, но при этом сам легко огорчается и часто грустит. Это дети-созерцатели, не приемлющие громких звуков и суеты окружающего мира.
  2. Флегматик. Главной особенностью такого малыша является спокойствие всегда и во всем. Этот терпеливый и уравновешенный маленький человек всегда доведет начатое дело до конца. Он не любит конфликтовать, но вместе с тем готов упорно отстаивать свои интересы. К нему применима поговорка: «Семь раз подумай, а один раз сделай». То есть этот ребенок сначала думает, а потом уже действует. Его бывает трудно переубедить, у него на все есть свое мнение. У него не бывает невыполненных домашних заданий, но делаются они медленно.
  3. Сангвиник. Это дети-солнышки, именно про них говорят «идеальный малыш». Сангвиники веселые и шустрые, но в меру. У них часто хорошее настроение, грустить такие детки не любят, они веселы и жизнерадостны. Сангвиник легко находит новых друзей, и его всегда окружает группа поклонников. Он легко может переключаться с одного дела на другое, например, сорок минут он спокойно сидел на уроке и занимался, а после звонка с легкостью бежит веселиться на перемене.
  4. Ребенок-холерик имеет самый яркий тип темперамента и наиболее трудно поддающийся корректировке характер. Рассмотрим этот вид темперамента более подробно.

Характеристика ребенка-холерика

Такого малыша легко отличить от других, он всегда и везде привлекает к себе внимание окружающих. У него громкий и звонкий голос, активная мимика и жестикуляция. Он заразительно смеется, а через секунду рыдает навзрыд. Даже обычные прохожие обращают внимание на этих деток, ведь они всегда в центре любого события. Такие малыши обожают шумные игры с большим количеством человек. Холерик - лидер и заводила.

Что присуще холерикам

Плюсы детей-холериков:

  • Лидерские качества. Маленький человек стремится и умеет быть лидером как никто. С самого младшего возраста эти дети осознают, что хотят командовать и быть первыми в любых играх. Громкая, эмоционально насыщенная речь и активная мимика только добавляют бонусов к их стремлению быть во всем первыми. Они способны отдавать всю свою энергию в то, что им интересно, и часто добиваются успеха. Но только если не перегорят еще до окончания процесса.
  • Активность. Как только холерик научился ходить, его уже не остановить. Родителям начинает казаться, что их кроха успевает находиться в нескольких местах одновременно. Он целый день без устали бегает, прыгает, залезает на шкафы, шведские стенки и кувыркается. Таким детям гиподинамия и ожирение в будущем не грозят.
  • Общительность. Они никогда не будут в одиночестве, ведь с легкостью заводят новые знакомства и находят друзей.
  • Повышенная адаптивность является большим плюсом детей-холериков. Для них не будет являться проблемой привыкание к новой школе или соседям по двору.
  • дети не сомневаются в своих решениях и выбранной тактике.

Отрицательные качества

Минусы детей-холериков:

  • Обратная сторона лидерства - повышенная агрессивность. Ребенок часто может пытаться заработать авторитет среди сверстников с помощью агрессивного поведения. Не обязательно это будет драка, агрессия проявляется и через бранные слова или высокую степень конфликтности.
  • Вспыльчивость приводит к частым конфликтам не только в детстве, но и во взрослой жизни. Там, где флегматик промолчит, а сангвиник посмеется над ситуацией, холерик устроит полноценный скандал.
  • Неумение держать себя в руках в дошкольном и раннем школьном возрасте. Зашкаливающие эмоции настолько захватывают ребенка, что он теряет управление над своими чувствами. В такие моменты ему не важно общественное мнение, малыш может устроить истерику в людном месте. Родителям в такие моменты рекомендуется просто переждать бурю, не обращая внимания на укоризненные или даже обвиняющие взгляды окружающих. Но чем старше становится кроха, тем лучше у него получается действовать исходя из норм поведения, принятых в обществе.

Воспитание ребенка-холерика

Воспитание - сложный процесс. Родителям придется сильно постараться и заслужить безоговорочное уважение своего крохи, чтобы он начал к ним хотя бы прислушиваться. А вот авторитарный метод воспитания таким детям не подходит. Перед тем, как кричать и жестко наказывать холерика, вспомните, что ничто не в состоянии сделать из забияки спокойного и послушного ребенка. Можно в течение нескольких лет откорректировать поведение, но изменить тип темперамента и нервных реакций нельзя.

Холерика таковы, что вряд ли он сможет быть отличником в школе. Но не потому, что недостаточно умен, а потому, что крайне трудно заниматься тем, что ему не интересно.

Подход к такому ребенку

  • Энергичные дети прекрасно могут проявить себя в спорте. Для детей-холериков рекомендацией могут стать активные виды спорта, например футбол, танцы или скалолазание. Для ребят с повышенной агрессивностью выплеснуть негатив поможет любой из видов борьбы.
  • Перемежайте активные занятия с тихими играми, направленными на улучшение усидчивости. Для малышей прекрасно подойдут пазлы, для ребят постарше лото или шахматы. Популярность набирает такое направление, как робототехника. Такое хобби поможет холерику не только развить внимание, но и научит доводить дело до конца, стремиться к поставленной цели, а не бросать все на половине пути.
  • Прекрасным хобби для холерика может стать фотографирование или рисование. Помимо педагогических функций, такие занятия станут хорошим заделом на будущее вашему ребенку.
  • Учить малыша доводить дело до конца надо начинать уже с раннего дошкольного возраста. Если маленький холерик не хочет до конца раскрасить картинку или собрать трудный пазл, сделайте это вместе с ним, чтобы кроха увидел результат.
  • Старайтесь не кричать на вашего малыша. Тем более не бейте его. Этим вы дадите понять и так достаточно агрессивному ребенку, что драться и ругаться вполне допустимо. Лучшим наказанием для него станет молчаливый укор с вашей стороны. Но все же не укладывайте кроху спать, предварительно не помирившись. Это опасно для детской неокрепшей психики, а особенно для холериков, склонных к перевозбуждению.
  • Объясняйте ребенку, как важно умение сдерживать свои порывы. Если в песочнице за сломанный куличик другой ребенок просто обсыплет его песком, то в школьном возрасте негативные вспышки могут повлечь за собой драки и травмы. Спокойно и доброжелательно говорите, как нужно было поступить в тех или иных обстоятельствах. Учите его вежливым фразам и словам, с помощью которых он сможет объясниться с другими детьми в конфликтной ситуации. Старайтесь это делать наедине, без зрителей, и не используйте таких слов, как «стыдно» или «некрасиво». Если кроха смог разрешить конфликтную ситуацию без применения агрессии и насилия, обязательно искренне похвалите его и обратите внимание на значимые моменты.
  • Можно использовать психологические методы коррекции поведения, такие как сказкотерапия и игротерапия. Самостоятельно придумывайте истории с вашим ребенком в главной роли, в которых он ведет себя спокойно и выдержанно, а в конце его ждет поощрение. Также в магазинах есть много литературы по этой теме.

Любым детям важна любовь и признание родителей. Принимайте вашего ребенка-холерика таким, какой он есть, а в ответ вы получите больше, чем ожидаете.

Я и сама, в детстве, была холериком:) Им, собственно, и осталась:)

Холерик- это энергичный ребёнок с резкими движениями и ярко выраженными эмоциями. Активность, подвижность, смелость, напористость, эмоциональность помогают малышу занять в детском обществе благоприятное положение. Но холерик может и вспылить, тогда он не способен к самоконтролю, становится раздражительным и агрессивным.

Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращал внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса, ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте!

Бывает, что малыш перегружен впечатлениями, очень хочет спать, но ложиться отказывается, уверяя родителей, что он не устал. В таких случаях ребенок нуждается в щадящем режиме. Желательно ограничивать до умеренного количества все, что возбуждает (кино, телевидение, музыку, шумные игры). За два часа до сна для такого ребенка полезно организовать спокойные игры. К таким детям не следует применять наказания, связанные с лишением движений; сидение, укладывание в кровать (кровать- это место сна, а не наказания) и т.п. Крайне нежелательны окрики, угрозы - от этого возбуждение еще больше усиливается.

Желательно, чтобы у ребенка-холерика были какие-либо обязанности по дому (выносить мусор или мыть посуду и т.п.), которые бы он систематически выполнял. Таких детей полезно учить правилам общения: говорить спокойно, не перебивая друг друга; просить, а не требовать; извиняться, если нагрубил. Но здесь есть маленькая хитрость: всего этого следует добиваться не сразу после поступка, а позже, когда возбуждение стихнет. Следует помнить и о том, что сдержанность к детям приходит не сразу. Поэтому родителям не стоит очень уж переживать по этому поводу- с возрастом у ребенка скорее всего появится умение управлять собой.

Детям- холерикам полезны все занятия, развивающие сосредоточенное внимание, например, настольные игры (но не соревновательного характера), рисование, лепка - все, что требует усидчивости и терпения. Рекомендуются игры с внезапной остановкой или игры, в которых холерик должен выполнять приказы, а не руководить товарищами, к чему он всегда стремится.

Игры, полезные холерикам:
. Метание в цель,
. Катание мяча по дорожке из скакалок, шнуров, по гимнастической скамейке или половице,
. Прыжки через ручеёк, из кольца в кольцо,
. Перебрасывание и катание мяча друг другу,
. Лазание по канату, шведской стенке,
. Пролезание под дугами, сквозь обруч, под гимнастической скамейкой и т.д.
Бесцельность движений, утомляет таких детей, превратите эти игры в соревнования.

“Плюсы” характера ребенка-холерика?

Он энергичный, бесстрашный, рискованный, смелый, настойчивый, целеустремленный и т.д.

“Минусы” характера ребенка-холерика?

Он неугомонный, склонный к упрямству, шаловливый, задиристый, нетерпеливый, горячный, конфликтный и т.д.

Как ребенок-холерик общается с окружающими?

* “Театр-одного актера” не для малыша-холерика. Ему просто необходимы сподвижники и зрители.

* В коллективе детей предлагает себя на роль лидера, но не все дети с этим соглашаются и относятся к нему по-разному.

* Постоянных друзей у ребенка-холерика мало, он предпочитает их менять, чтобы не было скучно.

Какой холерик на занятиях в детском саду?

Навыки любой деятельности холерик усваивает легко, соответственно своему возрасту. Но, как правило, предпочитает делать только то, что интересно.

то нужно делать при нарастании эмоционального напряжения ребенка-холерика?

Можно применять отвлекающие приемы. Ребенка нужно переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо или просто успокоить. Родителям следует больше наблюдать за поведенческими проявлениями своих детей и воздействовать на малыша до того, как он расплачется или сильно разозлится.

Что нужно для избежания конфликтов, вызванных плохим настроением ребенка-холерика?

В таких ситуациях родители могут прибегать к добродушному юмору и созданию дружелюбной атмосферы. В минуту, когда ребенок перевозбудился, можно использовать известный прием, под названием “тайм-аут” (т.е. небольшая передышка). Увести малыша в тихое место, сделать легкий массаж; спокойно, ласково, без лишних эмоций поговорить или просто помолчать, пока не наступит ощущение покоя.

Как обуздать бьющую ключом энергию ребенка-холерика?

Родителям следует привлекать ребенка к выполнению нужных, полезных дел. При этом малыш обязательно должен видеть ближайшую цель, а затем и результат своей работы. Например, создание семейной галереи (изготовление рамочек, подбор фотографий, забивание гвоздиков и т.д.) надолго увлечет и успокоит ребенка.

Все новое - сказки, стихи - ребенок схватывает мгновенно, но в основном детали, и таке легко и быстро забывает их через короткий срок.

Малыш-холерик вынослив, устает он в зависимости от степени выражения своих эмоций.

ХОЛЕРИКИ В ШКОЛЕ.

Дети-холерики выдают себя с первого же урока, нередко с первой же минуты школьных занятий. Они неусидчивы и беспокойны, не могут надолго сосредоточить внимание. Задребезжали стекла от проехавшей машины, скрипнула парта в противоположном конце класса, кто-то заглянул в дверь — мгновенно их внимание переключается.

Такие дети не могут спокойно сидеть на уроке: вертятся, толкают соседей, дергают девочек за косички, затевают всевозможные игры. Тетради у них недописаны, грязны, рисунки недорисованы...

Даже обладая достаточно высокими умственными способностями, дети-холерики (при недосмотре) нередко становятся неуспевающими, а потому отвергаются сверстниками Успевающие ученики не хотят сидеть с ними за одной Партой. Эмоциональных контактов с одноклассниками становится все меньше и меньше.

Изолированность детей-холериков часто приводит к тому, что они полностью теряют познавательный интерес. И холерик стремится компенсировать свои учебные неуспехи подвигами на другом «фронте». Именно из таких детей в первую очередь получаются так называемые грудные — дезорганизаторы, драчуны, классные шуты, а впоследствии и правонарушители.

Ребенку 2 года. Нормально ли, если ребенок пляшет и поет по 1,5 часа в день, очень энергично бегает, прыгает? Не вредно ли это? Что делать в этом случае?

Для ребенка двух лет такое поведение абсолютно естественно. У него достаточно много энергии, которую ему просто необходимо выплескивать. Поэтому те действия, которые помогают ему выпустить свою активность: бег, прыжки, пение, пляски - не вредны, а даже полезны. Не стоит насильно сдерживать двигательную активность ребенка, это принесет лишь вред. Это все равно что сжимать пружину. Она, несмотря ни на что, «выстрелит», но, правда, не знаешь когда...

Что в этом случае можно посоветовать родителям? Прежде всего, необходимо направлять и организовывать активность ребенка, чтобы она не была бесцельной. Например, если ваш ребенок поет или пляшет, то можно включить музыку и придумать, что он великий певец, который готовится к предстоящему празднику, выступлению, Можно вокруг посадить кукол и зверей, которые будут зрителями представления. При этом следите, чтобы музыка вначале была достаточно энергичной и активной, но постепенно становилась все более медленной и спокойной. Это позволит плавно и постепенно перейти к более спокойной деятельности или переключить внимание ребенка на что-либо другое.

Если ребенок активно бегает и прыгает, то в этом случае можно побегать и попрыгать вместе с ним. Спросите, от кого он убегает или, быть может, за кем гонится. Поинтересуйтесь у него, куда и откуда он бежит, где он хочет оказаться. Отвечая на эти простые вопросы, которые, по сути, органично вплетаются в игру, малыш учится осмысливать свою деятельность.

В любом случае при проявлении безудержной двигательной активности обязательно спрашивайте ребенка, что в данный момент он делает, в какую игру он играет. Это важный момент, так как вы в этом случае можете включиться в игру, расширить ее границы, структурировать ее, предложив ребенку варианты, изменения, дополнения, ввода дополнительных правил. Главное, чтобы они органично вплетались в игру. При этом не настаивайте на своем варианте, хорошо уже то, что ребенок узнал о других возможностях, и может быть, в следующий раз он воспользуется именно вашим вариантом. Родители часто думают, что если ребенок никак не отреагировал на их предложение, то он его просто не услышал. Но это не так. Ребенку, может быть, именно сейчас необходимо заниматься тем, что он делает. Возможно, ему просто трудно переключиться, он вас слышит, но в данный момент не хочет играть по вашим правилам.

Зная, что энергия вашего ребенка требует выхода, вы можете заранее предлагать ему возможные варианты выплеска своей активности. Например, хороший вариант, полезный для здоровья ребенка, это занятие спортом или танцами. Любые физические упражнения помогают привести в равновесие процессы возбуждения и торможения у ребенка,

Как можно больше гуляйте с ребенком на улице, особенно на детских площадках, где много различных горок, лазеек, турников, полос препятствий. Зимой можно лепить снеговиков, кидаться снежками, кататься с горки на санках,

Дома ребенок также может испытывать потребность в резких активных движениях, поэтому дайте ему задание, где бы он мог приложить свои силы. Например, дайте вашему ребенку пылесос, и пусть он пылесосит свою комнату. Пусть помогает полоскать вам белье в ванной или вытряхивать покрывала.

Самое главное, чтобы ваши требования соответствовали возможностям ребенка. Если вы хотите от двухлетнего малыша полного повиновения и дисциплины, соблюдения порядка, способности долгое время заниматься одним и тем же делом, вы явно переоцениваете его возможности. То, что у ребенка так много энергии и активности, это его особенность, которую необходимо учитывать и принимать. В этом возрасте полностью контролировать себя и управлять своим поведением ему пока трудно, поэтому принимайте его таким, какой он есть, и не требуйте слишком многого.

Не надо ли сдерживать бурные положительные эмоции ребенка? Девочке 7,5 года. Сильно всему радуется.

Все люди по-разному переживают радостные события. Для кого-то впечатления должны быть очень сильными, яркими, кому-то достаточно просто встретить знакомого человека, и это вызовет бурю положительных эмоций. Для маленьких детей каждое новое событие, явление становится очень важным. Проживая их, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, познает окружающий мир. Каждый малыш по мере своего взросления усваивает новый опыт, в том числе и эмоциональный. Он учится распознавать эмоции и чувства других людей, разбирается в своих переживаниях. Возраст полутора лет характеризуется очень активным развитием эмоциональной сферы, и не всегда ребенок легко может понять, что же происходит, и тем более контролировать свои переживания.

К полутора годам малыши уже представляют, что смех, улыбка, оживление - это проявления хорошего настроения. И если ребенок переживает большинство ситуаций как положительные, то не стоит ограничивать его в этом, а можно скорее порадоваться вместе с ним.

Если же эмоциональные проявления становятся утрированными или безудержными, то родители могут подать малышу пример того, как люди переживают разные эмоции. Маленький ребенок еще не до конца различает их, и очень важно расширять представления малыша о чувствах, переживаниях и способах реагирования в различных ситуациях. Родителям важно помнить о том, что моделью для малыша являются прежде всего они сами.

Когда ребенок станет постарше, очень полезно обсуждать с ним поведение различных персонажей мультфильмов, детских передач, сказочных героев, просто действий и переживаний близких людей.

Чему нужно научиться родителям холериков?

Поскольку дети-холерики - эмоционально нестабильны, то их родителям следует научиться контролировать свои эмоции. Прежде чем сказать что-либо в порыве страсти или гнева, рекомендуем остановиться и сосчитать до десяти или сделать несколько глубоких вздохов, или просто задуматься над тем, помогут ли окрики и нотации.

О чем нужно всегда помнить родителям холериков?

* Учитывая все минусы и плюсы холерического темперамента, не подавляйте, а управляйте им.

* Воспитывая, не пытайтесь превратить холерика в сангвиника или флегматика, то есть. в того, кто угоден и удобен для вас.

* Подавленный темперамент - тот же тигр в клетке. Человек, с подавленным темпераментом, устает от борьбы с самим собой, от внутреннего раздвоения.

Поделиться: