Воскресное чтение: Как физические ощущения меняют наши решения. Почему фактура имеет значение: выстраивание жизненного опыта

Мы не замечаем, как фактура самых разных предметов, которых мы касаемся, воздействует на наши суждения, мысли и поступки. Прикосновения к гладкой, шероховатой, твердой или мягкой поверхности влияют на то, «гладкой» или «шероховатой» мы сочтем некую ситуацию, мягко или жестко себя поведем. Эти невероятные на первый взгляд результаты совершенно логичны с точки зрения теории воплощенного познания . Они предполагают, что метафоры и абстрактные концептуализации связаны с нашим телесным опытом и на нем основываются. То есть физические ощущения от фактуры (мягкости и твердости, шероховатости и гладкости) – это «кирпичи», из которых строятся одноименные абстрактные понятия. Понятие «шероховатых» взаимоотношений между людьми, например, основывается на ощущении шероховатой фактуры, которое человек получает в самом начале жизни.

Ребенок усваивает понятия через физические ощущения. Он со временем понимает, что материнская рука или плюшевый мишка мягкие, а стол для медицинского осмотра жесткий. На этом фундаменте физических ощущений он выстраивает последующие структурные связи, расширяя значение дальше, словно бы создавая мысленный файл с тем же именем «мягкость», в котором вместе с физическим опытом хранится соответствующий эмоциональный. Когда мы взрослеем, тактильные ощущения гладкости, мягкости и шероховатости пробуждают в нас эмоции, соотносящиеся с младенческим сенсорным опытом, и таким образом влияют на наше поведение, эмоции и суждения. Наш мозг считывает старый файл и действует соответственно.

Абстрактные понятия могут возникать из нашего сенсомоторного опыта, когда физические ощущения активируют определенный участок мозга. Если физические ощущения суть «кирпичи» абстрактного знания, а метафорические выражения порождаются сенсомоторной деятельностью, то участки мозга, возбуждаемые при тактильных физических ощущениях (твердое/мягкое, гладкое/шероховатое), будут возбуждены и при использовании соответствующих метафор (гладкие отношения, твердый ответ). И напротив: если абстрактные понятия основаны не на сенсорном опыте и метафоры в языке случайны, то при прикосновении к гладкому предмету и при употреблении метафоры «гладкие отношения» будут активизироваться разные участки мозга. Именно этот вопрос исследовали недавно ученыес помощью аппарата функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ).

ФМРТ – неинвазивная технология, позволяющая замерить изменения в токе крови, вызванные активностью мозговых клеток (нейронов) в разных частях мозга, то есть отследить вовлеченность участков мозга в обработку поступающей информации. Аппарат дает возможность видеть активность различных участков мозга во время когнитивных и эмоциональных процессов, таких как формирование суждений, принятие решений, запоминание, решение задач, чтение различных текстов и пр.



В недавнем исследовании, о котором идет речь, ученые выбрали 54 фразы, содержащие тактильные метафоры, такие как «день прошел негладко», и поставили им в пару фразы, имеющие то же значение, но не содержащие метафор, такие как «день прошел плохо», например: «у нее мягкое сердце» – «у нее доброе сердце», «она дала твердое обещание» – «она дала надежное обещание». Участники, мозг которых сканировался аппаратом, лежали в наушниках, через которые им зачитывали фразы. В результате опыта исследователи, измерявшие мозговую активность, обнаружили, что, когда мы ощущаем фактуру через прикосновение и когда участник слышит фразу с фактурной метафорой («день прошел негладко»), активизируются одни и те же участки мозга. Когда же участникам зачитывали фразы с тем же значением, но без метафор («день прошел плохо»), сенсорные участки мозга не активизировались.

Эти результаты свидетельствуют о том, что метафоры обрабатываются теми же участками мозга, которыми он «чувствует» или отслеживает определенную сенсорную информацию. При обработке фраз, имеющих то же значение, но не использующих тактильных метафор, эти участки мозга не возбуждаются.

Брить или не брить?

Жизнь – череда переговоров. Вышеописанные открытия имеют самые реальные последствия для деловых переговоров и обсуждения сделок. Обратите внимание на стулья, на которых вы с оппонентом сидите во время важной беседы. Если его стул мягкий – больше вероятности, что собеседник будет более гибок и пересмотрит свое предложение или переменит взгляд на дело. Если же вы оба сидите на холодных твердых сиденьях, вы, скорее всего, покажетесь друг другу недружелюбными и несговорчивыми.



Эффект распространяется, конечно, далеко не на одни стулья. Вспомните, сколько разных предметов попадает нам в руки – мы касаемся множества вещей и даже не замечаем этого. Я постоянно ношу с собой сумку, обычно мягкую, и если откладываю ее в сторону, то, как правило, ненадолго. Зато на деловые переговоры мы приходим с компьютерами и не выпускаем эти твердые предметы из рук. Не из-за этого ли мы так твердо держимся своей точки зрения в обсуждениях? Еще один твердый предмет, часто попадающий в руки, – телефон, чехол которого может быть гладким, или шероховатым, или с мягкой подкладкой. Возможно ли, что из-за гладкого чехла мы чувствуем себя более расслабленными, когда говорим по телефону с семьей и друзьями?

Мы ежедневно общаемся со своими супругами, детьми, друзьями, ведем «переговоры» о том, сколько часов ребенку позволено просидеть за компьютером или у телевизора, во сколько ложиться спать, сколько денег тратить, в какое время приходить домой после вечеринки; обсуждаем с мужем или женой семейный бюджет, планы на отпуск, методы воспитания детей; на работе оцениваем проекты и контракты, сроки и условия, наем и увольнение работников, обсуждаем сделки с заказчиками и сражаемся за более выгодные условия.

В таких обсуждениях мы порой мягки, даже слишком, а в иных случаях жестки, тоже иногда сверх меры. Бывало ли так, что вы, твердо намереваясь стоять на своем, позже уступали? Всегда ли вы способны держаться своего решения и игнорировать доводы оппонента? Теория воплощенного познания предполагает, что наше восприятие ситуации может зависеть от простого контакта с гладким, шероховатым, мягким или твердым предметом из ближайшего обихода. Наш настрой может поменяться от пользования, например, мягкими полотенцами и гладкими простынями вместо грубого и неприятного на ощупь белья. Не секрет, что хорошо выглаженные льняные простыни приятны для кожи, но не всем известно то, что показали описанные исследования: гладкость простыней может повлиять на ваши чувства к партнеру, который делит с вами постель. Чтобы сгладить напряжение, накопившееся за день, можно выбрить лицо или ноги или одеться во что-нибудь мягкое и шелковистое для усиления эффекта.

В обыденной жизни результаты этих исследований могут помочь и с маленькими детьми, которые обычно любят мягкие игрушки. Предметы вроде любимого ребенком одеяла или любимой мягкой игрушки психологи называют «переходным объектом». Он усиливает у детей чувство защищенности и снижает беспокойство, особенно в незнакомых или тревожных ситуациях. Простое прикосновение к предмету, не обязательно «переходному», может смягчить поведение ребенка и его восприятие обстановки. Вспомните об этом, когда в следующий раз будете покупать игрушку своим детям или внукам.

Прикосновения к мягкому объекту могут помочь и детям постарше. Я часто слышу, как школьные психологи и учителя рассказывают о нестандартных способах помощи детям с дефицитом внимания или проблемным поведением. Один из таких способов – дать ребенку мягкий предмет, который можно потрогать, сжать, повертеть в руках во время урока (как, например, мягкий упругий мячик): профессионалы полагают, что это повышает внимательность ребенка и снижает агрессию.

Моя приятельница-психолог однажды ходила на сеансы к психотерапевту – женщине, которой она восхищалась. Во время бесед психотерапевт все время держала в руках кошку, и мою приятельницу (которая больше любит собак) это поначалу раздражало, однако со временем она привыкла и затем посещала сеансы несколько лет. Она отзывалась о психотерапевте как о терпимом, никогда не осуждающем, сопереживающем человеке, который во всем видел лучшую сторону даже в самых сложных ситуациях. Несомненно, психотерапевт сама по себе была человеком мягким и сочувствующим, однако не зависело ли ее поведение еще и от того, что она все время перебирала пальцами мягкую кошачью шерстку?

Животные иногда используются в психотерапии для лечения пациентов с эмоциональными проблемами и затрудненным общением. Взаимодействие с животными и забота о них, безусловно, положительно влияют на людей. Исследования показали, что самые простые действия – такие как приласкать или погладить животное – понижают частоту пульса и кровяное давление, частично снимают тревожность и стресс, помогают расслабиться. Если вы решите завести домашнего питомца, подумайте не только об ответственности за него, но и о пользе, которую он принесет всей семье. Погладить мягкое живое существо – лучший способ выявить мягкость не только его натуры, но и вашей собственной.

Поймай игрушку Цель: определение места прикосновения к телу.

Оборудование: мягкая игрушка киска (мокрая рыбка, колючий ежик и пр.).

Чудесный мешочек

Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).

Узнай фигуру

Цель: нахождение геометрической фигуры на ошупь по зрительно-воспринимаемому образцу.

Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).

Кто быстрее

Цель: нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога.

Оборудование: непрозрачный мешочек и мелкие предметы (шашки, колпачки ручек, пуговицы, ластики, монеты, орехи и др.).

Определи на ощупь

Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь;

сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.

Оборудование: непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т.д.).

Почтовый ящик

Цель: различение геометрических форм на ощупь;

умение пользоваться методом проб.

Оборудование: экран; коробка с прорезями различной конфигурации; набор объемных геометрических фигур.

Платочек для куклы

Цель: определение фактуры материала на ощупь. Оборудование: непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).

Угадай на ощупь, из чего сделан предмет

Цель: определение фактуры материала на ощупь.

Оборудование: набор предметов, изготовленных из различных материалов (стеклянный стакан, деревянный брусок, железный совочек, пластмассовая бутылка, меховая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.).

Угадай, из чего сделан предмет

Цель: определение фактуры материала при прикосновении.

Оборудование: набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл).

Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т.д.

Узнай предмет по контуру

Цель: определение предмета по контуру.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, вырезанные из картона фигурки (елочка, пирамидка, домик, рыбка, зайчик, птичка и др.).

Догадайся, что за предмет

Цель: определение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: тонкая непрозрачная салфетка; набор объемных предметов, разных по форме (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.).

Найди пару

Оборудование: пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой.

Соедини коробки

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

Оборудование: спичечные коробки, к внешней и внутренней стороне которых приклеены кусочки различных материалов (вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага, линолеум и др.).

находятся разобранные спичечные коробки. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать части коробок и правильно соединить их.

Разложи по размеру

Цель: определение размера наполнителей на ощупь. Оборудование: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т.п. Содержание: на столе находится набор мешочков. Педагог просит ребенка ощупать мешочки, определить размер наполнителя, а затем разложить мешочки по мере увеличения его размера, например: манка, рис, горох и т.д.

Отгадай цифру (букву)

Цель: определение знаков при помощи тактильных ощущений.

Собери матрешку

Цель: определение величины знакомых игрушек на ощупь.

Оборудование: две матрешки-вкладыши.

Золушка

Цель: различение мелких предметов на ощупь.

Оборудование: повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т.д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника). Содержание: дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником - мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными глазами за ограниченное время должны разобрать семена.

Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.

Пирожки

Цель: развитие осязательных ощущений руки.

Оборудование: пирожок - две склеенные поролоновые пластины, между которыми находится начинка (вклеен горох, фасоль или греча).

Лучше предложить несколько пирожков с разной начинкой.

Лабиринт

Цель: активизация движений большого и указательного пальцев.

Оборудование: лабиринт - два кусочка ткани, простроченных так, чтобы внутри имелись ходы, по которым можно проталкивать мелкие предметы; набор мелких предметов (фасоль, горох, бусинки и т.п.).

В то же время есть свойства предметов, которые воспринимаются только тактильно. Это температура, вес, качество поверхности.

Приведем примеры упражнений.

Гладкая - шершавая

Цель: определение различных качеств поверхностей на ощупь.

Оборудование: набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью.

Холодно - тепло - горячо

Цель: определение температуры воды на ощупь.

Оборудование: три миски с водой (холодной, теплой, горячей).

называние пальцев рук в произвольном порядке (педагог дотрагивается до пальца, ребенок его показывает и называет);

ощупывание фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала - той же или другой рукой;

ощупывание фигуры, предмета или буквы одной рукой, нахождение среди прочих - той же или другой рукой;

опознание фигур, цифр или букв, написанных на правой и левой руке.

Педагогу следует учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела, в том числе и ног.

Сенсорная тропа для ног

Цель: развитие тактильной чувствительности ступней ног.

Оборудование: сенсорная тропа - дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закреплены отличающиеся по фактуре кочки: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и т.д.) или расположены следы правой и левой ног, вырезанные из различной ткани.

МЫ УЖЕ БОЛЬШИЕ…

Почему на ощупь можно определить разные свойства и состояния предмета: его хрупкость, вес, толщину, высоту? Можно определить, холодный предмет или горячий, мягкий или наоборот, твердый. Есть такое чувство, которое называется осязание. Именно оно и помогает нам получать и запоминать важную информацию всякий раз, когда мы прикасаемся к чему либо. Порой та информация, которую мы получаем посредством осязания, может вполне заменить информацию, полученную при помощи зрения. Убедиться в этом нам поможет опыт, который мы назвали «Лабиринт».

Приготовьте лист ватмана, карандаш, фломастеры, кусок ткани, скотч, толстую иглу и часы с секундомером. Сначала нарисуем на ватмане лабиринт в виде цветных, переплетающихся линий. Попросите вашего малыша определить маршрут и найти выход из лабиринта. Время пошло. Сколько секунд понадобилось? Засеките время по секундомеру. А теперь, прислоните лист ватмана к окну и на обратной стороне прочертите выход из лабиринта. Положите лист на кусок ткани и иглой наколите весь путь до выхода. Снова поверните лист на лицевую сторону и попросите ребенка найти тот же путь, но с закрытыми глазами, только лишь касаясь пальцами наколотой линии. Вновь засеките время. И вы убедитесь, что в результате эксперимента пальцы найдут выход быстрее, чем глаза. А происходит это потому, что чувствительность подушечек пальцев помогает осязанию победить по времени зрение. Пока мозг анализирует информацию, потом обрабатывает данные, чтобы найти выход, на это и уходит дополнительное время.

Если дети прикасаются к какому либо предмету, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, различать, запоминать. Каждый согласится, что глазки малыша перебегают с одного предмета на другой. Зрительный канал ребенка часто перегружен, поэтому необходимо и очень полезно для развития вашего малыша использовать и тактильный канал. Кроме обычной памяти, у нас есть еще и тактильная память, которая помогает запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Развитие тактильных ощущений напрямую связано с развитием памяти, внимания, мышления, творческого воображения, хорошей, связной речи, да и просто помогает эмоционально воспринимать детям окружающий мир.

Предлагаем вашему вниманию всевозможные способы и методы развития тактильной чувствительности у детей. Все занятия рекомендуем проводить в игровой форме, ни в коем случае не заставляя и не навязывая. Попробуйте игры с малышом направить в полезное и приятное русло. И вы увидите, как такие развивающие занятия понравятся вашим детям.

Ура! Игра начинается!

«ТАКТИЛЬНЫЕ ДОЩЕЧКИ»

Для нашей игры понадобятся 10 карточек с разной поверхностью. Оптимальный размер – не менее 6-10 см, что примерно соответствует размеру детской ладошки. На картон наклеиваем различные на ощупь материалы, создающие твердую, мягкую, ворсистую, шероховатую, гладкую, ребристую поверхности. Это может быть мех, байка, наждачная бумага, крупа, пряжа, целлофан, фольга, даже расплавленный воск со свечи. Можно использовать и самые разные природные материалы. Игра проходит в два этапа.

  1. Исследование и запоминание .

Разложите карточки в ряд. Попросите ребенка закрыть глаза и тщательно, не торопясь, ощупать поверхности. Спросите малыша: «Что это тебе напоминает?» Пофантазируй и нарисуй. Постарайся запомнить, в каком порядке лежат карточки. Затем предложите перемешать их, не открывая глаза. Только не подглядывать! А теперь попробуй на ощупь разложить карточки в прежнем порядке. Попросите ребенка найти карточку по вашему описанию.

  1. Развитие тактильной памяти и ассоциативного мышления .

Будем учиться сопоставлять поверхность карточки с определенным предметом. «Что это напоминает? На кого же похожа наша дощечка? Найди самую злую дощечку, самую добрую, грустную и т.д.» Спросите у малыша: «Какая карточка нравится тебе больше всех? А какая совсем не понравилась?» Попросите ребенка разложить карточки по сюжету: «По дороге (карточка) ползет змея (карточка). Цыплята (карточка) клюют зернышки (карточка)». Можно использовать другой вариант – разложить карточки от самой неприятной до самой приятной на ощупь.

А теперь поиграем в другие игры.

Найди, из чего сделано?

Дети вначале ощупывают три-пять игрушек с различной поверхностью, затем кусочки материалов, из которых они сделаны. Попросите подобрать к игрушке «свой» материал, из которого она сделана.

Пальчиковый бассейн.

В высокую коробку (7-8 см) вместе с ребенком насыпьте горох, фасоль, рис и поместите несколько предметов, разных по величине и форме. А теперь предложите малышу самому найти предметы и узнать их на ощупь.

Горячо – тепло – холодно.

Ребенок должен на ощупь сравнить степень нагрева предметов. Сначала предлагаем грелку с теплой водой, затем мягкую игрушку, затем металлическую ложку.

Для развития тактильной памяти не менее полезно пальчиковое рисование. Приготовим лист бумаги, краски для рисования пальчиками или гуашь, смешанную с зубной пастой.

Осьминожек.

Примакиваем ладошки с раздвинутыми пальчиками. У нас получается голова и ножки. Пальцем дорисуем глаза и рот. Какой смешной осьминожек получился!

Ветка рябины.

Ребро детской ладони – ветка, сама ладошка – гроздь, пальчики – ягодки, ладошки – листики.

Между биоактивными точками пальцев, центральной нервной системой и внутренними органами существует тесная связь. Воздействуя на активные точки, можно регулировать работу внутренних органов. Так, точки безымянного пальца «отвечают» за печень, среднего – за кишечник, указательного — за желудок, большого – за голову. Массаж пальчиков и ладошек благотворно влияет на оздоровление организма ребенка, помогает профилактике заболеваний. Массаж или самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони сначала на одной руке, потом на другой. Затем растираем ладошку от серединки к краям большим пальцем другой руки. Теперь можно приступать к упражнениям.

Согреем ладошки.

Сильно потираем ладони одна о другую движениями вверх-вниз.

Какие горячие они стали! Затем сжимаем пальцы в кулак и с силой разжимаем, сначала быстро, потом медленно.

Утюжок.

Одна рука лежит на столе ладошкой вверх. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. Теперь меняем руки.

Пила.

Ребром ладони имитируем пиление по всей поверхности ладошки: вверх-вниз, вверх-вниз.

Каток.

Косточками сжатых в кулачек пальчиков одной руки двигаем вверх-вниз по ладони другой, разминая ее. Затем меняем руки.

Краб.

Согнув указательный и средний пальцы пощипываем пальцы сначала на одной, потом на другой руке.

Предлагайте как можно чаще вашему малышу массировать ладошки и пальчики карандашом, грецкими орехами, семенами. Можно удерживать их между пальчиками, катать между ладошками, по столу. Не менее полезно разминать глину, тесто и пластилин. Недаром считается, что развитие мышления, памяти и речи у нас на кончиках пальцев.

Тренировка детских пальчиков поможет не только развить интеллект ребенка, но и станет отличной подготовкой к освоению письма.

Предлагаем развивающие занятия.

Бильбоке.

Бильбоке состоит из деревянной чашечки на палочку и шарика, укрепленного на шнуре и привязанного к концу палочки. Играющие дети подбрасывают шарик и ловят его чашечкой.

Узелки.

За определенное время нужно завязать как можно больше узлов на веревке, затем как можно быстрее их развязать. Другие варианты –нанизать бусины на леску, расстегнуть и застегнуть пуговицы, крючки.

Шоферы.

Дети двумя руками накручивают на палочку веревку, к которой привязана машина.

Кто быстрее.

К веревке, на которой отмечена середина, с двух концов привязаны палочки. Двое детей встают парой и накручивают веревку на палочку. Побеждает тот, кто первым накрутит веревку до середины.

Колодец.

Из счетных палочек или спичек попросите ребенка построить колодец. Чем выше он получится, тем лучше.

Узоры.

Предложите ребенку выложить различные узоры из семян, геометрических фигур, ниток, проволоки.

Вышивка.

На картоне нарисуйте любой предмет. По контуру изображения через равные промежутки шилом проколите дырки. Задание для ребенка – вышить по контуру, продевая в уже готовые отверстия нитку с иголкой или проволоку.

Можно и устроить «театр в руке». Попробуйте сшить самых простых персонажей, например, гномика и его друзей. Наденьте их на пальчики и поиграйте с ними. Смейтесь, веселитесь! Можно сочинить стишок или считалку. Возьмите пальчиковые краски и нарисуйте себе и малышу на указательных пальцах забавные рожицы, дайте им имена и придумайте маленький спектакль.

Предлагаем пройти вашим детям теппинг-тест. Это упражнение поможет определить у ребенка уровень развития выносливости и быстроты мышц кисти.

Начертите по пять квадратов в два ряда. Предложите малышу поставить по всей площади как можно больше точек. Работа в максимальном темпе продолжается по 30 секунд, через каждые три секунды давайте ребенку команду переходить к следующему квадрату. Обязательное условие – занятие проводим в максимальном темпе без остановки. Затем подсчитайте количество точек в каждом квадрате и общее количество точек за тридцать секунд. Изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о работоспособности вашего малыша и его выносливости. Если вначале ребенок работает быстрее, а затем идет снижение количества точек, это говорит о его быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или его ровный уровень – о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Если такие занятия проводить часто, то можно и нужно развить эти качества у детей .

Мы предложили вам множество увлекательных упражнений и игр для развития в ваших детях внимания, памяти, речи, воображения, и,в конечном счете, интеллекта в целом. Не забывайте в процессе занятий хвалить и поощрять малыша, отмечая его достижения и успехи.

Можно вечерами сидеть перед компьютером или телевизором, смотреть фильмы или даже мультики… А можно проявить совсем немного фантазии и терпения, и мир ребенка заиграет новыми красками. Выбор как всегда — за вами.

Добавлено: Апрель 15, 2015

Семинар-практикум из цикла "Мир прикосновений". Для проведения необходимы такие предметы, как ракушки, металлические кнопки, фасоль, деревянные палочки, песок, краски, «волшебные дощечки, перышки, кусочки ваты, камни с острыми краями, пластилин,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

по теме

«Экспериментирование с предметами»

(из цикла «Мир прикосновений)

Педагог-психолог Шамонова С. А.

Первое занятие.

  1. Цели и задачи по данной теме.
  2. Диагностические упражнения для изучения умений детей.

1. Цели и задачи:

  1. Улучшить осознание ребенком самого себя через тактильные ощущения, научить высказывать чувства, которые вызывает соприкосновение с различными поверхностями и материалами.
  2. Расширить опыт тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения, развить умение дифференцировать осязательные ощущения.
  3. Развить у детей умение выражать свое эмоциональное состояние, чувства через прикосновение.
  4. По мере накопления опыта тактильного восприятия, учить взаимодействовать, экспериментировать с различными предметами.

2. Методы и приемы руководства деятельности детей.

На первом занятии дети сначала учатся высказываться о том, что ощущают, соприкасаясь с разными материалами, затем мы даем возможность самостоятельно обследовать предметы, при этом поддерживая активность детей и подсказывая способы обследования (сжать, погладить). В беседе создаем непринужденную атмосферу, чтобы каждый ребенок мог высказаться; обращаем внимание детей на то, чтобы они слушали товарищей, обменивались мнениями.

Упражнение «Прогулка вслепую», русская народная игра «Катай каравай» помогают научиться ориентироваться в окружающем пространстве без участия зрения, и дети начинают себя чувствовать увереннее в помещении, получают новые впечатления. Это делает их более восприимчивыми.

Для обследования лучше выбрать различающиеся на ощупь объекты (не более пяти-семи и не менее трех). Если дети затрудняются описать ощущения, воспитатель начинает первым: «Я чувствую перед собой что-то твердое, гладкое, сделанное из дерева и т.п. Мне это напоминает... Этот предмет мне знаком... Мне приятно прикасаться к нему». Во время «прогулки» каждый ребенок должен описать свои ощущения, поэтому взрослый обращается с вопросами к одному ребенку, называя его имя. Опрашиваем двух-трех детей, побуждаем их сравнить свои ощущения с ощущениями других детей.

Для занятия «Праздник мягких игрушек» предложили детям принести из дома свои любимые мягкие игрушки и расположить их в разных игровых уголках. Перед занятием сообщаем детям от лица гнома о празднике мягких игрушек, обсуждаем, что понадобится для праздника и чем будем угощать гостей. Важно, чтобы дети как можно больше игрушек обследовали на ощупь.

При подготовке угощения дети имеют возможность получить разнообразные ощущения.

Каждому ребенку даем возможность пощупать травяной сбор (когда он сухой и потом, когда чай выпьют и заварка будет мокрой, разбухнет), потрогать пальцем варенье, понюхать его, сравнить запахи, дотронуться до заварного чайника, когда он холодный и когда он теплый. Можно вместе приготовить морс из варенья - разной окраски, температуры, вкуса. Позволяем детям действовать самостоятельно и получать разные сенсорные ощущения. Дети получают и зрительные ощущения: они что-то разглядывают через стеклянный чайник, смотрят, как заливается вода, как оседают разбухшие листья травы, как тянется варенье при раскладывании. Стимулируем и аудиальную модальность: побуждаем прислушаться, как льется и булькает вода при заваривании чая, как позвякивает посуда. Акцент делаем не на рассуждениях, а на чувственном опыте, который получает ребенок.

Представляя свою игрушку другим детям, ребенок учится заявлять о себе. Каждую игрушку передают из рук в руки по кругу, чтобы дети обследовали ее на ощупь

«Приготовление теста» - совместная деятельность. Каждый продукт передаем из рук в руки по кругу, и дети самостоятельно его обследуют, при этом помогаем наводящими вопросами (сухая мука или влажная? Песок гладкий или шероховатый?) Акцент делаем не на приобретении знаний о качествах и свойствах продуктов, а на обогащении чувственного опыта ребенка. При обследовании натуральных продуктов ребенок получает очень важные для него сенсорные ощущения. Воспитатель обращает внимание детей на то, как меняются качества продуктов при их смешивании. Мука была сухой, а при добавлении воды стала жидкой, вязкой массой, и ощущения от прикосновения к ней меняются. Дети получают разнообразные приятные ощущения (тесто мягкое, гибкое, пластичное, вязкое, прилипает, тянется), что позволяет им расслабиться, сближает их.

Игры с водой дают хороший расслабляющий эффект, что особенно важно в работе с неуверенными детьми, которые всегда находятся в напряжении. Это своеобразный мостик между ощущениями и чувствами. Ребенок после игр с водой способен открыто выражать свои чувства.

Для игр подбираем камни и раковины разной конфигурации с характерными деталями, чтобы дети могли узнать их на ощупь.

В игре «Буря» побуждаем детей спокойно действовать как поочередно, так и всем вместе. В процессе игры стимулируем и аудиальную модальность: прислушиваемся, как булькает вода, когда дует один или дуют все. Напоминаем детям о правиле: кораблики не должны утонуть. Просим детей определить, легкие кораблики или тяжелые, сравнив их с камешками.

Игры с песком дают детям прекрасный тактильный и кинестетический опыт, помогают снять внутреннее напряжение. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах, ладонях, кистях. Когда песок сухой, он очень приятен на ощупь. Ребенок, испытывая удовольствие, открывается и может выразить свои чувства вербальным и невербальным (например, в ходе строительства) способом.

В игре «Ищем клады» обращаем внимание на то, чтобы дети соблюдали правило: прежде чем достать предмет, нужно описать, какой он на ощупь, узнать его. В этом случае происходит перевод из кинестетической модальности в аудиальную. Я даю образец описания предмета (гладкий или шероховатый, мягкий или твердый, теплый или холодный, какой формы - круглый, с ровными или с острыми краями). Помогаю детям вопросами, не заставляя давать полное описание предмета, избегая оценок. (Ну что же ты не угадал!) Одновременно могут играть двое-трое детей. Предмет в песке ребенок ищет двумя руками одновременно.

Для игры с тактильными дощечками раскладываю на столах по кругу, чтобы дети могли переходить с места на место и обследовать дощечки одну за другой. Дощечкам желательно дать название (мех, картон и т.д.).

В игре «Найди пару» использую различные варианты: я называю дощечку, дети находят пару на ощупь или показываю дощечку, а дети находят парную с закрытыми глазами.

На занятиях также используются такие материалы, как пластилин, краски. В процессе работы ребенок осознает свою индивидуальность, а также учится понимать другого человека.

3. Диагностические упражнения для изучения умений детей.

Мы собрали данные о тактильном опыте детей, отмечая их отношения к материалам разной тек структуры (мягким, шероховатым).

Для изучения опыта тактильного восприятия детей мы использовали следующие ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. «Найди предмет». Предлагаем ребенку вынуть из мешочка тот предмет, который назову. Также предлагаем нащупать рукой еще какой-нибудь предмет, описать свои ощущения и определить, что это за предмет, не вынимая его из мешка.

Предметы на ощупь могут быть: твердыми, мягкими, теплыми, холодными, гладкими, шероховатыми, шишковатыми, колючими, цепляющимися, острыми, пушистыми, скользкими, липкими, вязкими, клейкими, грубыми, тонкими, шелковистыми, резиновыми, деревянными, стеклянными и т.д.

  1. «Найди такой же». Необходимо рассмотреть предметы и выбрать тот, который понравился, обследовать его и найти на ощупь такой же в волшебном мешочке.

Результаты занятий по теме «Мир прикосновений»

Большее количество детей стало проявлять значительный интерес к объектам ближайшего окружения, при этом они научились высказывать чувства, которые вызывает соприкосновение с различными поверхностями и материалами.

Дети умеют различать предметы разной фактуры, различные поверхности, распознавать тактильные сигналы и выражать свое состояние, свои внутренние стремления прикосновениями. В результате чего снимается внутреннее напряжение, страх общения с малознакомыми объектами, боязнь тактильного контакта. У детей формируется установка на позитивное взаимодействие со сверстниками.

Второе занятие.

  1. Выставка предметов для экспериментирования.

2. Передача практических навыков и умений, необходимых для организации деятельности детей.

1 . Выставка предметов для экспериментирования.

На выставке представлены такие предметы, как перышко, кусочек ваты, камни с острыми краями, пластилин, кусочек веревки, ракушки, металлические кнопки, фасоль, деревянная палочка, песок, краски, «волшебные дощечки».

2 . Передача практических навыков и умений, необходимых для организации деятельности детей.

1 часть.

Участники сидят по кругу и передают предметы, обследуя их на ощупь. Ведущий рассказывает историю гнома Ладошки в сказочной стране (используется отрывок занятия).

Гном отправился в сказочную страну за волшебным перышком, которое исполняет любое желание. Летел он туда на белом облачке, вот таком... (Передают кусочек ваты.) Какое оно было? (Пушистое, мягкое, теплое.) Облако опустилось (показывают, как), посадило гнома на верхушку скалы. Карабкался долго гном по горам, по камням, и были они вот такие... (Передают камень с острыми краями.) Какие они были? (Острые, твердые, грубые, шероховатые.) Вдруг видит: сидит на камне, вот таком (показывают камень с узорами), какое-то существо и плачет. Пожалел его гном, дотронулся до него рукой, и было оно вот таким... (Кусочек пластилина.) Каким он было? (Липким, мягким, эластичным, вязким.) Существо звали Ли-пик. Он очень хотел иметь друга и мог стать таким, каким друг захочет: вылепить из него можно было все, что угодно (лепят шарик). Ли-пик показал дорогу гному к сказочной птице.

Проходя через пустыню, гном встретил змейку, которая грелась на солнышке. И была она вот такая... (Передают кусок веревки.) Какой она была на ощупь? (Плотная, шероховатая.) Она могла затаиться и стать прямой, как палочка, могла свернуться колечком, могла ползти, извиваясь (показывают). Ей очень хотелось найти такую же змейку, как она. Змейка доползла с гномом до речки и вернулась в пустыню.

На берегу гном увидел улитку, которая жила в ракушке, был у нее домик. Вот такой... (Показывают раковину.)

Какой был ее дом? (Гладкий внутри, с острыми краями снаружи, шероховатый, жесткий ломкий.)

Переплыл гном реку и пошел через поле. Там он встретил фасолинку, которая одиноко лежала на земле (всех ее сестричек собрали, а ее забыли). Была она вот такой... (Передают фасоль.) Какой? (Гладкой, жесткой.)

Проходя через пещеру, гном увидел бусинку, которая закатилась под камешек и затерялась. Была она вот такой... (Показывают бусинку.) Какой она была? (Гладкой или с узорами твердой.) Она была очень красивой (показывают), но печальной, потому что кому нужна красота, если некому на нее смотреть.

На дороге, что вела к лесу, где жила сказочная птица, гном нашел кнопочку, вот такую... (Показывают металлическую кнопку для одежды.) Какой она была? (Холодной, гладкой, с дырочками, круглой, твердой.) Кнопка искала свою вторую половинку.

В лесу гном встретил девочку, и была она вот такая... (Показывают деревянную палочку.) Какой она была? (Тонкой, гладкой.) Она была маленькой и хрупкой, заблудилась в лесу, отстала от своих братьев и сестричек. Девочка проводила гнома до волшебного луга, на котором сидела сказочная птица. Была она неприметной внешне - серенькой, с белой грудкой, но обладала большой силой. Она уже знала, зачем пришел гном в сказочную страну. Гном был ей очень симпатичен, и птица вспорхнула и полетела. А гном поднял вверх голову и увидел, что сверху летит к нему, покачиваясь, волшебное перышко. (Показываю, как летит.) Положил гном его на ладошку, и было оно вот таким... (Передают его с ладошки на ладошку, поглаживая пальчиком.) Каким оно было? (Мягким, пушистым, гладким, легким, теплым.) Только хотел гном загадать свое желание, как вспомнил про всех, кого он встретил на своем пути. И у всех жителей было одно желание - найти себе друга. Тогда пожелал гном всем им найти себе друзей, сдунул перышко с ладошки и радостный, полетел на пушистом облачке к себе домой.

2 часть.

Работа с красками.

Участникам предлагаются разведенные до консистенции жидкой сметаны краски (гуашь) четырех различных цветов. На чистые альбомные листы выливаются краски разных цветов, затем лист складывается пополам. Через несколько секунд лист разворачивается, в полученном цветовом пятне угадываются различные изображения.

3 часть.

Работа с пластилином.

Инструкция.

«Закройте глаза, пальцы станут более чувствительными к пластилину.

Разминайте его пальцами, ладонью, тыльной поверхностью кистей. Посидите немного, положив руки на пластилин. Сделайте два глубоких вдоха. Ощутите кусок пластилина таким, какой он есть, «подружитесь» с ним. Ощупайте его: он гладкий? Теплый? Плотный? Выпуклый? Влажный? Сухой? Легкий или тяжелый? Отщипните кусочек двумя руками. Делайте это сначала медленно, затем быстрее. Отщипните большие и маленькие куски, сожмите, а потом разгладьте пластилин. Ощупайте те места, которые вы разгладили. Слепите шар и проткните его сначала одной рукой, затем другой. Ударяйте по пластилину, шлепайте по нему, ощупывая гладкие места, которые образовались после похлопывания. Еще раз потрогайте весь кусок. Работа с пластилином подошла к концу».


Поделиться: