Тонкости окрашивания тканей. Красим натуральный шёлк натуральными красителями

Перед покраской обязательно постирайте ткань. Лучше это сделать вручную. Растворите в ведре воды 250 г высококачественного мыла. Можно воспользоваться и стиральной машиной, если у нее есть режим «Деликатная стирка». В этом случае используйте специальные моющие средства, предназначенные для стирки изделий. Тщательно прополоскайте и отожмите ткань.

Окрашивать лучше всего специальными красками для батика. Продаются они обычно в магазинах товаров для художников, однако иногда встречаются и в крупных хозяйственных. Можно их приобрести и через интернет-магазин. К набору красок обычно прилагается инструкция, и отступать от нее не стоит. Разведите краску в эмалированной или пластмассовой посуде.

Опустите в емкость с красителем изделие. Время зависит от желаемой интенсивности. Светлую ткань, которой вы хотите придать не очень густой оттенок, можно просто опустить в раствор. В других случаях подержите изделие подольше. Следите, чтобы оно полностью погрузилось в краску.

Прополоскайте изделие. Разложите его на горизонтальной поверхности, можно даже на пол, постелив ненужную простыню. Вешать не рекомендуется, поскольку образуются некрасивые потеки.

Если вам не очень нравится однотонное изделие, и вы хотели бы получить причудливые узоры, используйте один из следующих способов. Например, перед погружением в раствор завяжите изделие узлами в нескольких местах. Участки, находящиеся внутри узлов, не окрасятся. Можно расписать изделие в технике батик.

Перед тем как , шелк лучше прополоскать не в обычной, а в соленой воде. Вам понадобится еще рама, в магазинах художественных товаров продаются специальные, но в принципе подходит любая, на которую можно натянуть ткань, в том числе и достаточно большие пяльцы. Использовать можно как живописные приемы, так и роспись с помощью трафарета. Последний способ хорош для не очень опытных художников – излишки краски останутся на картоне. Для того чтобы краски лучше держались, после окрашивания прогладьте ткань.

Вне зависимости от того, окрашиваете ли вы ткань в один цвет или наносите роспись, ее потребуется второй раз прополоскать. Сделайте это после того, как она высохнет. В воду добавьте немного уксуса. Это сделает окраску более стойкой.

Несмотря на большой выбор красок в магазинах, естественные красители не теряют популярности. Однотонное и к тому же сильно выцветшее изделие можно обновить с помощью черники, черноплодной рябины, аира, луковой кожуры, крепкого чая или даже марганцовки. Но учтите, что чай дает бежевый оттенок. Для ткани более темных тонов применять его не имеет смысла. То же самое касается аира - он дает розоватый оттенок, довольно светлый. Наиболее надежна черника, дающая глубокий сине-фиолетовый цвет.

Процесс окрашивания естественными красителями мало чем отличается от обработки шелка специальными красками. Изделие точно так же нужно выстирать, прополоскать и сушить на горизонтальной поверхности. Главное – раствор. Заварите 200 г чая в ведре воды. Дайте остыть до температуры 55-60°С, после чего погрузите ткань в раствор на несколько минут.

Из черники сделайте настой. Соотношение ягод и воды примерно 200 г на 1 л. Залейте ягоды кипятком, дайте постоять, пока вода приобретет темно-синий оттенок. Тщательно сцедите чернику. Опустите ткань в настой.

Луковой шелухи потребуется много. Ее предварительно сушат, затем варят и сцеживают. Отвар остудите и погрузите в него ткань. Дальше поступайте так, как и при любом другом способе. Естественные красители хороши еще и тем, что после них в уксусной кислоте полоскать не обязательно.

Изделия из натурального шелка подготовляют к окраске так же, как и шерстяные. Их стирают в мыльном растворе, применяя умягченную воду (при стирке частично удаляется и первоначальная окраска). Кроме того, выводят жировые пятна, которые мешают прокрашиванию ткани.

При использовании прямых красителей для получения светлых и средних оттенков к раствору прибавляют мыло (15 г на 1 л воды) и иногда желатин (3-4 г на 1 л воды). Их отдельно разваривают в воде и (вводят в красильный раствор до начала, крашения.

Для темных цветов добавляют уксус и уксуснокислый аммоний.

Для светлых оттенков берут 1-3% прямого красителя, 10- 15% нейтрального мыла, 5-10% глауберовой соли; для темных оттенков - 4-5% красителя, 2-4% уксуснокислого аммония, 5-10% поваренной соли, 3-7% уксуса (8-процентного);

Красильный раствор для светлых оттенков нагревают до 40° и загружают в него вещи. Жидкость постепенно доводят до 90- 95° и красят, продолжая перемешивание при этой температуре в течение 30 мин. Затем, прекратив подогрев, оставляют изделия в растворе еще на 10-20 мин. Наконец, вещи вынимают, промывают в теплой, а потом в холодной воде. В промывную воду добавляют 15-20 г уксуса на 1 л воды.

В красильный раствор для темных оттенков добавляют поваренную соль и уксуснокислый аммоний. Вещи погружают в жидкость при температуре 40°. Постепенно доводят до 90-95° и красят в течение 20-30 мин., затем, прекратив подогрев, прибавляют уксус. После этого раствор снова подогревают до 95° и продолжают окраску еще 15 минут.

Кислотными красителями шелковые вещи красят примерно так же, как и шерстяные . Иногда при окраске в черный цвет применяют двухванный способ , т. е. сначала красят прямыми красителями, а затем - кислотными. Этот способ применим также и в том случае, если шелковые вещи сшиты хлопчатобумажными нитками.

При окраске кислотными красителями принята следующая дозировка: 1-4% красителя, 5-10% глауберовой соли, 2-3% уксусной эссенции (все соотношения взяты от веса вещей).

Процесс крашения начинают при температуре 40-50°. Красильный раствор постепенно подогревают до 90-95° и при этой температуре красят в течение 30 мин. При использовании красителей, которые быстро окрашивают шелк, уксусную эссенцию прибавляют в два приема («половину в начале окраски и вторую половину - через 30 мин.) в охлажденный до 50-60° красильный раствор, который затем снова подогревают до 95°.

Обычно к концу окраски получается почти светлый раствор.

Шелковые вещи после окраски промывают, как шерстяные.

Яркие цвета для натурального шелка получаются при окраске основными красителями в присутствии уксусной эссенции. Но эти красители мало прочны в стирке и плохо переносят действие света.

При окраске основными красителями принят следующий рецепт: 0,5-3% красителя и 0,4% уксусной эссенции (процентные соотношения от веса вещей).

К основным красителям принадлежат следующие: метиленовый голубой, основной синий К, основной фиолетовый К, основной яркозеленый, родамин Ж и другие.

Краситель растворяют в воде, умягченной уксусной эссенцией (10 г уксусной эссенции на 10 л воды). Вещи загружают в раствор при температуре 30-35°, затем его постепенно подогревают до 80% и красят около 30-45 мин. Потом раствор охлаждают, вещи вынимают и промывают в теплой и холодной воде.

Полушелковые вещи чаще всего красят прямыми красителями.

Принята следующая дозировка: 1-4% красителя; 4-10% г мыла ядрового (60-процентного); 10-20% глауберовой соли (процентное соотношение от веса вещей). Мыло в красильный раствор добавляют для получения более ровного тона. Вещи загружают в раствор при температуре 60-70°, подогревают его до 90-95° и красят около 60 мин. Потом изделия промывают в теплой воде, умягченной питьевой содой или нашатырным спиртом, а затем в воде, подкисленной небольшим количеством уксуса, для оживления окраски.

Перед последним полосканием необходимо убедиться в полном удалении мыла с вещей, так как мыло разлагается от уксуса, в результате чего на ткани остаются жирные кислоты.

Полушелковые вещи, состоящие из натурального и искусственного шелка или хлопка, также красят прямыми красителями, а из натурального шелка и шерсти - кислотными красителями.

Существует предание, будто однажды молодая девушка Лей-Цзу, будучи женой третьего китайского императора Хуан-Ди, решила попить чай в роскошном императорском саду под одним из тутовых деревьев. На дереве висели коконы гусениц тутового шелкопряда, которые Лей-Цзу приняла за диковинные плоды.
Сорвав из любопытства такой «плод», она случайно уронила его в горячий чай. И каково же было ее изумление, когда кокон начал превращаться в тончайшую нить! Не растерявшись, Лей-Цзу быстро собрала коконы и соткала первый в мире шелковый халат.
Так появился шелк, а спустя немного времени стала популярной и роспись по нему.

Подготовка материалов

Прежде чем приступить к росписи, определитесь с выбором техники и подготовьте все, что понадобится в работе. Сам шелк для усадки нужно выстирать в теплом (не выше 30°С) мыльном растворе и просушить. Затем прогладить утюгом, немного увлажнить и натянуть на рамку.

Из тканей можно использовать фуляр, шифон, эксельсиор, крепдешин, туаль или любой другой натуральный шелк. Тонкие шелка расписывать легче, обычно они более гладкие, быстрее высыхают и впитывают краски. По тем же причинам исправить на них какие-то ошибки практически невозможно.

Краски бывают двух типов: на водной и спиртовой основе. Спирт высыхает мгновенно - это вариант для тех, кто красит быстро, поэтому новичку лучше использовать краски, разводящиеся водой.
Чтобы надолго сохранить яркость красок, используйте дистиллированную воду, водопроводная со временем может испортить цвета.

Техники росписи по шелку. Горячий батик

Понадобятся:

  1. кисти для краски (акварельные вполне подойдут);
  2. чантинг или тонкие кисти из щетины - для воска;
  3. вода (2 емкости для чистки кистей и смачивания шелка);
  4. краски для батика;
  5. большая кисть для нанесения воды на шелк;
  6. палитра или белое блюдце;
  7. ватные шарики для удаления избытка влаги;
  8. небольшая электроплита, на которой будет греться воск;
  9. исчезающий маркер для ткани;
  10. воск или парафин.


Натяните шелк на рамку. Если вы отлично рисуете, то набросок будущего рисунка можно сделать сразу на материи. Если же нет, распечатайте любой понравившийся рисунок, обведите контур фломастером и положите его под шелк. Просвечивающийся сквозь тонкую ткань контур хорошо различим, останется только аккуратно скопировать его на ткань исчезающим маркером.

Теперь щетинистой кистью или чантингом нанесите тонкие линии парафина или воска поверх исчезающего маркера. После того как воск застыл, можно приступать к покраске. Быстро смочите ткань и нанесите самые светлые краски вашей картины. Затем сделайте еще один слой воска по старым линиям, захватывая новые участки ткани, и после его высыхания смочите шелк водой и нанесите более темные краски.

Повторив такую очередность несколько раз, вы получите множество оттенков. После просушки последнего слоя краски уложите шелк между старыми газетами и прогладьте утюгом, меняя верхний слой до тех пор, пока воск не перестанет пачкаться.

Холодный батик (техника «Гутта»)

Понадобятся:

  1. резерв - специальный резиновый клей, продается в небольшом флаконе с тонким носиком;
  2. кисти;
  3. краски;
  4. вода (2 емкости);
  5. исчезающий маркер.

Эта техника похожа на предыдущую, но гораздо легче в исполнении. После закрепления шелка на него маркером наносится рисунок. Затем контур обводится резервом, а после его высыхания шелк увлажняют, и можно приступать к покраске. Важно, чтобы рисунок был замкнутым, иначе краска растечется.

Акварельная техника

Натянутый шелк надо хорошо смочить водой и размашистыми штрихами быстро нарисовать какую-то картину. В акварельной технике нет никаких ограничителей для красок, поэтому они будут растекаться, смешиваться и образовывать новые цвета. Для этой техники хорошо подходят природные мотивы или причудливая абстракция.

Узелковая техника

Кусочек шелка, обычно это шарфик или платок, в произвольном порядке перевязывают нитками, создавая петельки и неровные выступы. Затем набирают краску в шприц и вливают ее в узелки, вкалывая туда иглу. Краски обычно берут контрастных цветов или нескольких оттенков одного цвета. После просушки нитки развязывают и закрепляют краски согласно инструкции.

Техника «Шибори»

Очень разнообразная по исполнению техника, немного похожа на «узелковую» и иногда выполняется только в одном цвете.

Первый способ. В шелк заворачивают небольшие предметы (например, камешки или большие пуговицы) затем каждый камешек туго перевязывают нитью или резинкой, шелк смачивают и опускают в краску. Если в узоре будет несколько цветов, то красят кистью. Как только заготовка высохнет, нитки можно снимать. Полотно будет закрашено, а места под нитками и складочками останутся белыми.

Второй способ. Влажную ткань складывают в выбранном порядке, например «гармошкой», зажимают между тонких досочек и вместе с ними туго связывают резинками. Красить можно как кистью, так и погружением в краску.

Третий способ. На уголок влажного шелка положите скалку или кусок трубы. Аккуратно по диагонали обмотайте шелк вокруг трубы, попутно равномерно укладывая складки ткани. Для лучшего прилегания туго перемотайте шелк ниткой по всей длине. Теперь сдвиньте оба края к центру (складки шелка должны крепко прилегать друг к другу), и начинайте красить. После просушивания и удаления ниток рисунок будет походить на водную рябь.

Четвертый способ. Спираль. В середину окрашиваемого шелка вертикально поставьте тонкую трубочку или карандаш. Теперь поворачивайте карандаш вокруг своей оси так, чтобы на него наворачивался шелк. Получившуюся «улитку» аккуратно перевяжите нитками, чтобы она не потеряла своей круглой формы. Теперь можно перейти к покраске. Визуально разбейте круг на части и красьте каждую, промачивая кистью, одним и тем же цветом с трех сторон (сверху, снизу и сбоку). После того как «улитка» высохнет, удалите нитки.

Солевая техника

На только что покрашенный участок любой из перечисленных техник насыпается немного соли. Соль притягивает к себе воду, а вместе с ней и краску, и на выбранном участке появляются ярко выраженные крапины и узоры. Точно так же работают и крупицы мочевины, но узоры от них немного отличаются, особенно если на крупинку капнуть воды или контрастной краски. После высыхания красок соль удаляют. Единственный минус такой техники - после нее практически невозможно закрасить ткань заново.

Закрепление красок

После любого из перечисленных способов окрашивания краски нужно закрепить согласно инструкции, обычно это утюжка или пропаривание. Постирать в теплой и в холодной воде, чтобы удалить излишки краски, а затем просушить и отгладить.

Как пропаривать?

Уложить ткань на старую газету (свежая оставит отпечатки), свернуть в рулон, а потом закрутить в нетугую «улитку» и связать нитками. В кастрюлю налить воды, около четверти, и поставить на огонь. «Улитку» привязать к палочке и повесить над водой в кастрюле. Внимательно проследите за тем, чтобы газета кроме палочки, на которой висит, ни к чему не прикасалась. Убавьте огонь, чтобы вода не бурлила, и накройте кастрюлю свернутым пледом или одеялом. Через 1-1.5 часа краски закрепятся.
Как видите, техник множество, и все они разнообразны. Несмотря на то, что роспись шелка насчитывает более трех тысяч лет, она по-прежнему остается популярной. Пробуйте, творите, и шелк откроется вам во всей красе!

О том, как покрасить ткань в домашних условиях и как это сделать правильно мы и расскажем в нашей статье. Все о красках для шерсти, шелка, хлопка и чем можно покрасить синтетические и натуральные материалы в домашних условиях.

Лучшим способом обновления старых вещей, которые выцвели, выгорели на солнце, испачкались или просто надоели, является покраска.

Подготовка к покраске ткани

Перед тем как выбрать, чем можно покрасить ткань, следует изучить все нюансы, связанные с эти процессом:

  1. Изделия светлых тонов можно окрасить практически в любой цвет. А вот яркую одежду окрашивают только в темные цвета или же ее придется предварительно обесцветить.
  2. Следует заранее изучить состав материала, поскольку от этого непосредственно будет зависеть результат окрашивания. Лучший результат получается при покраске натуральных материалов, а вот синтетика нередко и вовсе не окрашивается.
  3. Покраска ткани возможна только в том случае, если вещь чистая, то есть перед нанесением красителя ее нужно постирать.
  4. Перед тем как покрасить одежду ее нужно взвесить. Это позволит правильно определить количество красителя.
  5. Окраска тканей производится в дистиллированной воде. Обычную водопроводную воду придется дополнительно смягчить содой (1 чайная ложка соды на 10 литров воды).

После того, как все подготовительные мероприятия с одеждой выполнены, можно приступать непосредственно к подготовке красителя. Чтобы покрасить изделия в домашних условиях рекомендуется использовать такие виды краски для ткани как фабричные водорастворимые и натуральные (природные). Фабричные красители выпускаются в разных формах, например, в виде порошка, пасты или гранул.

Чем можно покрасить ткань?

Если не брать во внимание состав материи, покрасить изделие можно следующим образом:

    1. В стакан воды насыпать сухой порошковый краситель, растворить его и процедить через марлю.
    2. Добавить краситель в металлическую миску с подготовленной одеждой и влить столько горячей воды, чтобы она покрыла вещь полностью.
    3. Емкость с изделием и красителем поставить на плиту и довести жидкость до кипения. Одежду нужно постоянно переворачивать, чтобы материя прокрасилась равномерно. Через 20 минут от начала кипения в воду добавляют соль (от 2 до 5 столовых ложек). Это нужно для того, чтобы цвет стал более насыщенным.

Это домашняя интерпретация того, как красят ткани на производстве. Оценивать полученный цвет изделия нужно не сразу, как только ее покрасили, а после высыхания. Результат во многом зависит от того, насколько правильно было подготовлено исходное сырье.

Важно! Емкость, в которой производилось окрашивание фабричным красителем, больше нельзя использовать для приготовления пищи.

Окрашивание зависит от типа ткани. Так, для шерсти используют, как правило, кислотные красители, а в воду в процессе покраски добавляют кроме соли еще и уксус. Его же используют и при полоскании окрашенного шелка, что позволяет лучше закрепить цвет на материи. Перед тем, как покрасить синтетическую ткань, нужно заранее взвесить все «за» и «против». Покрасить такой материал очень сложно. Иногда краска и вовсе не ложится, а просто стекает с одежды как с целлофана. Если же покрасить все-таки необходимо, тогда лучше заранее выбрать подходящую дисперсную краску.

Более безопасным и естественным считается окрашивание ткани натуральными красителями.

Для его получения используются овощные, фруктовые и ягодные соки. Чтобы результат был стойким, при подготовке красителя натуральное сырье смешивают либо с солью, либо с уксусом. В целом, результат окрашивания зависит от того, насколько интенсивным был цвет овощного или фруктового настоя, что свидетельствует о достаточном количестве красящего пигмента в нем.

Покрасить ткань в домашних условиях: плюсы и минусы

Перед тем, как покрасить ткань в домашних условиях, необходимо заранее оценить все «плюсы» и «минусы» домашнего окрашивания.

Преимущества (плюсы) состоят в следующем:

    • для домашнего окрашивания используется анилиновая краска для хлопчатобумажной ткани, которая позволяет покрасить изделия легко и быстро даже новичку в этом деле;
    • обновление и восстановление вещей, возвращение старых изделий к жизни;
    • получение интенсивного стойкого цвета;
    • безопасность процедуры окрашивания (особенно при использовании натуральной краски для хлопковых тканей на основе овощных и фруктовых соков). Общие совету по уходу за материалами Вы можете прочитать в разделе " ".

Отрицательные моменты домашнего окрашивания:

  • покрасить одежду не так просто, как кажется на первый взгляд, и полученный результат окрашивания не всегда совпадает с тем, что ожидаешь увидеть;
  • первые 2-3 стирки одежда очень сильно линяет, да и после этого в воду придется добавлять уксус, чтобы краска не вымывалась;
  • краска для хлопчатобумажной ткани предназначена только для хлопка и других натуральных материалов и очень плохо окрашивает синтетику.

Перед тем как покрасить вещь следует обязательно изучить инструкцию к красителю. Это позволит добиться действительно хорошего результата от проведения запланированной процедуры.

Видео по окрашиванию:

Я могу подсказать специалистов кто красит на заказ натуральными красителями. сама я не рискну, уж очень ответственность велика:)

Про закрепители. в каждом отдельном случае они разные. например, для окраски индиго закрепители уже в самом кубе содержатся.

А для крашения мареной обязательно используются квасцовые закрепители - протравы называются. в зависимости от желаемого цвета - используются алюмокалиевые квасцы, хромкалиевые или другие. все они придают ализарину - красящему элементу марены - разный оттенок. есть хорошо описанная отработанная методика. крушина также при разных квасцах дает разный цвет - желтый или зеленый. при крашении черникой закрепители - лимонная кислота или мыло (щелочь) - смотря в какой цвет вы хотите чтобы антоциановый краситель обратился - малиновый или синий.

Раньше квасцы получали из глины, из мочи, из болотной воды, красильщики короче говоря имели дело со всякой дрянью. У нас есть чистые химические вещества, порадуемся!

Для всяких травок - чтобы получить зеленый цвет можно закреплять цвет содой, при крашении луковой шелухой закрепляют солью и содой. При крашении травками или дубовой корой, грецкой корой или коркой граната - без всего получается коричневый цвет, с протравой железным купоросом - черный в сизый и серый. Краситель - таннин.

Шелк наиболее хорошо красится, иногда ему даже не надо закрепителя. Для мягких способов крашения шелка закрепитель - молочная обезжиренная сыворотка.

Шелк перед крашением надо простирать, потом уже не трогать руками. Часто в краситель опускаем сухой шелк.

Часто после крашения вынимаю ткань и после отжмки лишь слегка споласкиваю холодной водой, не прополаскивая нормально - вешаю "созреть" - тщательно расправив, даю высохнуть. тогда уже закрепляю и стираю без фанатизма.

Куркумой или натуральным шафраном получается стойкий потрясающий золотистый цвет - закрепитель - спирт.

Золотистый цвет также дает акация, крушина, пижма, ромашка (все разные оттенки).

Как краситель можно использовать конский щавель, чернику, ежевику, черноплодную рябину, крапиву, тысячелистник, пеларгонию (лишайник).

На шелке красивый оттенок можно получить с помощью луковой шелухи.

Шерсть по способности впитывать краситель стоит на втором месте. На третьем - хлопок, на четвертом - лен. Лен труднее всего покрасить в интенсивный цвет.

Если охота покрасить шелк и шерсть вместе - сначала красьте шелк,а потом уже шерсть - шерсть из раствора весть краситель забирает.

При крашении можно красить в одном растворе шелковые тряпочки по очереди - получится разные оттенки, от ярких к бледным.

Классические алюмокалиевые квасцы (не путать со жжеными аптечными) во первых ядовиты, во вторых пары их летучи и ядовиты.

Так что перчатки, проветривание, не попадало чтобы лишний раз на кожу, все хорошо перестирывать, ванну и баки мыть после всего хорошо.

Растительного сырья надо столько же по весу, сколько сухой ткани.

квасцы - обычно рассчеты по весу 2-3 %

соды и соли не больше 10 %

квасцевание бывает предварительное, одновременное и последующее. то есть Вы можете замочить шелк перед крашением в растворе квасцов. и не давая ткани высохнуть, тут же бухнуть в горячий раствор отцеженного растительного отвара.

Вы можете сразу в прокипевший отвар бухнуть квасцы и начать варить там ткань.

а можете сначала отварить в отваре ткань, а потом ее не прополаскивая бухнуть в горячий раствор квасцов.

суть квасцов в том, что они заставляют краситель садиться на волокна ткани.

то есть ализарин марены, например, окрашивает прекрасно ткань и без квасцов, но он менее стоек, кроме того квасцы вляют на молекулу красителя, и краситель становится из краснофиолетового алым в рыжий (алюмокалиевые) или синефиолетовым (хромкалиевые).

марена. купить реально в аптеке. это аптечное растение. так же как и крушина.

аптечная марена несколько хуже чем индийская, шелк замечательно красит, а вот шерсть и лен очень плохо. для таких тканей мы покупаем индийскую у реализаторов. можно у них же купить готовые наборы для крашения натуральным индиго, кору и цветы акации, кору ореха грецкого и гранатовую кожуру. из солнечного Узбекистана. у них же можно купить уже готовые окрашенные натурально узбекские и индийские шелка нужной толщины и скрутки - в мотках и бобинах.

индиго. очень стоек. цвет от темно синего до голубого. сам краситель экономичен - его надо всего то несколько процентов от веса ткани, но он зато дорогой. если марена стоит 80 р 100 г, то индиго стоит 3000 р. сто грамм.

самые стойкие и дорогие красители - это кошениль и кермес. все - красные.

кармин стоит 10000 р сто грамм. их тоже можно заказать.

Поделиться: