Темы для разговора с детьми 3 лет. Когда и о чем говорить с ребенком? Книжка, идеальная для этого возраста

В.В. Бибиков

Вспомнить поименно.
Электронная база «Алфавитные списки потерь нижних чинов 1914-1918 гг.»
Проект Союза Возрождения Родословных Традиций (СВРТ)

В середине этого года будет отмечаться 100-летний юбилей начала Первой мировой войны.

Первая мировая война — один из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества. До этого ее называли «Великой войной», «Второй Отечественной». А я хорошо помню слова моей бабушки, которая называла ее «германской». В советской историографии война считалась «несправедливой и захватнической» и до начала Второй мировой войны она именовалась не иначе, как «империалистическая».

В результате войны прекратили свое существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская.

Страны-участницы потеряли более 10 млн человек убитыми солдат, около 12 млн убитыми мирных жителей и около 55 млн человек были ранены.

Известно, что в период той войны в Российской Империи было мобилизовано около 15,5 млн солдат. Из них погибло около 1,7 млн, ранено около 3,8 млн, попало в плен почти 3,5 млн человек.

Зачастую, изучая историю нашей огромной страны, мы прекрасно помним даты и события, происходившие в ней на протяжении многих веков, совершенно не задумываясь о том, что все эти события были непосредственно связаны с судьбой наших предков. Историю страны, общества составляют истории и судьбы множества отдельных людей. Изучение истории своего рода, знание своих корней, своей родословной помогает осознать значимость каждого отдельного человека, позволяет почувствовать свою принадлежность к семье и к роду, выступает неким связующим звеном, препятствует разобщению и отчуждению людей в современном мире.

Именно поэтому СВРТ — организация, занимающаяся пропагандой генеалогии — посчитал своим долгом в преддверии 100-летия начала Первой мировой войны восстановить имена простых солдат — героев Великой войны.

Идея систематизации потерь нижних чинов в Первую мировую войну появилась у нас еще в 2010 году. С этого момента начался поиск документов, где бы эти данные были отражены.

По имеющейся информации, списки потерь, составленные в годы Первой мировой войны, сейчас хранятся в региональных архивах в фондах губернских правлений. Имеются они и в фондах крупнейших библиотек России.

Примерно два года назад эти списки начали размещаться на электронных ресурсах Российской Государственной библиотеки и онлайн библиотеки «Царское Село». Появились и энтузиасты, которые начали обработку списков, но большинство из них занималось выборкой только по какому-либо конкретному уезду, в лучшем случае — губернии, или же обработанные списки оговаривались разного рода условиями, ограничивающими свободный доступ к ним.

Видя такое положение дел, Союз Возрождения Родословных Традиций решил оптимизировать все имеющиеся в свободном доступе списки и сделать их доступными каждому. В основу работы была положена алфавитизация списков по территориям Российской империи. Такой принцип обработки списков позволяет максимально быстро произвести поиск искомого лица. Впервые мы обратились к этим спискам в августе 2012 года, а с августа 2013 года начал планомерно осуществляться проект «Первая мировая война, 1914-1918 гг. Алфавитные списки потерь нижних чинов».

Под этот проект мы начали формировать коллектив добровольных помощников, к нам начали активно присоединяться волонтеры, желающие помочь в его осуществлении. Возглавил проект член СВРТ Чернухин Николай Иванович, врач, живущий в Ставропольском крае, на плечи которого и легла основная работа по реализации проекта.

В настоящее время проект работает в полную силу, списки активно обрабатываются и выкладываются на сайте СВРТ в свободный доступ. В проекте участвуют 59 волонтеров: это и члены нашего Союза, и просто люди, живущие в нашей стране и за рубежом, объединенные общей целью.

Благодаря активному участию таких волонтеров как Богатырев В.И., Гаврильченко П.В., Ефименко Т.Д., Каленов Д.М., Кравцова Е.М, Мясникова Н.А., Наумова Е.Е., Щенников А.Н. и многих других проект имеет практическое наполнение и близится к завершению.

В настоящий момент, все найденные в свободном доступе списки разобраны и находятся в работе. Из 97 территорий, имеющихся в списках, уже обработаны и выложены на нашем сайте 96 территории. В сформированной базе уже представлены сведения более чем об одном миллионе человек нижних чинов, и каждый из нас теперь может поискать там своих родственников.

Размещенные на сайтах ранее упомянутых библиотек списки содержат сведения примерно об 1 млн. человек, а всего же было учтено около 1,8 млн персон.

К сожалению, не все списки имеются в свободном доступе, а лишь примерно половина, но работа продолжается, в том числе и по поиску недостающих сведений.

Нашими наработками уже начинают пользоваться, и на региональных сайтах размещаются выборки по соответствующим территориям.

Мы рады любой помощи, в том числе и по предоставлению нам недостающих списков. Помогали и помогают нам в этом Елена Кравцова, Андрей Горбоносов. Часть списков была предоставлена Борисом Алексеевым.

С реальными итогами проекта можно ознакомиться на сайте СВРТ .

Все волонтеры, уже показавшие практический результат, отмечены признательностью со стороны Правления СВРТ, части из них вручены Знаки СВРТ III степени за бескорыстный и благородный труд. По окончании проекта самые активные участники будут представлены к орденам и медалям Российского Императорского Дома.

Хотел бы представить наш проект с помощью небольшой электронной презентации сканов с сайта СВРТ. Итак,

Кадр 1. Заставка проекта с сайта СВРТ.

Кадр 2. На главной странице нашего сайта есть кнопки самых крупных проектов СВРТ, среди них есть кнопка с изображением бравого солдата времен войны 1914-1918 годов.

Кадр 3. Нажав на эту кнопку попадаем на страницу сайта, посвященную этому проекту.

Кадр 4. Здесь мы видим краткую аннотацию проекта, поименный список участников проекта (посетители сайта должны знать, кто подготовил к работе списки потерь). Далее расположен алфавит из букв: нажав на одну из них, можно попасть на страницу, на которой расположены губернии, название которых начинается на соответствующую букву. Чуть ниже алфавита расположено напоминание о том, что территориальное деление Российской империи не во всех случаях идентично современному. Для людей, занимающихся генеалогией, это очевидная вещь, но для остальных пользователей интернета это вовсе не так.

Кадр 5. Нажав, например, на букву «О» видим сразу три губернии: Олонецкую, Оренбургскую и Орловскую. Далее следует нажать в соответствующей губернии на букву, с которой начинается искомая фамилия.

Кадр 6. Теперь мы попадаем на сводную таблицу. В таблице расположены несколько столбцов с персонами на соответствующую букву. Название столбцов: звание, ФИО, вероисповедание, семейное положение, уезд, волость (населенный пункт), причина выбытия, дата выбытия, номер опубликованного списка и страница в списке.

Кадр 8. Почему же попал в список потерь человек два раза? Из данных списка следует, что 31 мая 1915г он был ранен, но оставлен в строю, а 16 июля того же года записано, что он был ранен и очевидно отправлен в госпиталь. Я без труда нашел в своей базе потенциального его отца — Степана Яковлевича. Сравнив даты рождения сестер, братьев, племянников героя я понял, почему он не попал ранее в родословное Древо. Георгий Стефанович, вероятно, не вернулся в родное село после войны, и причин могло быть несколько. Возможно, «вихрь революции» кардинально изменил судьбу человека, а, возможно, он был ранен смертельно, поэтому и не попал в выборные списки 1917г., которые я просматривал в архиве. Теперь я знаю, что Георгий Стефанович Бибиков — это мой троюродный дед, участник той «забытой войны». Вот такую косвенную генеалогическую информацию можно получить из этих списков, т.е. эти списки являются хорошим дополнением известной базы ОБД-Мемориал, которой все мы активно пользуемся. Но, конечно, основная цель работы над списками — перечислить поименно незаслуженно забытых героев Первой мировой войны 1914-1918 гг.

Кадр 9. Представлена страница форума СВРТ. Проследить за обсуждением проекта, его наработками, дополнительной информацией по проекту, равно как и поучаствовать в дискуссиях, разговорах и обсуждениях можно на нашем форуме .

Кадр 10. Наиболее активные участники проекта отмечаются нашей наградой, знаком «Участник проекта СВРТ». Знак утвержден в трех степенях и вручается за каждый проект отдельно. На снимке представлены 3-я и 2-я степени знака. В настоящее время этим знаком награждены 20 участников проекта.

Присоединяйтесь к нашему проекту, помяните своих прадедов!

Бибиков В.В. — Президент Союза Возрождения Родословных Традиций, член Общественного совета при Федеральном архивном агентстве, член Совета Российской генеалогической федерации, действительный член Историко-Родословного Общества в Москве.

Цель проекта - дать возможность гражданам установить судьбу или найти информацию о своих родных и близких, принимавших участие в войне 1914-1918 гг.
Отдельно отмечу этот ресурс как еще одну возможность поиска информации генеалогического характера.
Напомню, что в августе 2014-го года в Волгограде был установлен памятник жителям Царицына участникам первой мировой войны.

оригинал фото - http://v1.ru/
В преддверии годовщины на сайте, где также шел сбор средств на установку памятника, был опубликован Именной список убитым, раненым и без вести пропавшим жителям Царицынского уезда Саратовской губернии . Этот список был составлен методом выборки из одноименных списков, печатавшихся в периодических изданиях того времени. Смею заметить, название неточное: опубликованный список отражает данные по потерям не только уроженцев Царицынского уезда, но и Камышинского.
Составитель списка, увы, не указан. Можно лишь предположить, что это Андрей Т. - именно так обозначен автор аналогичного списка, опубликованного на сайте царицын.рф .
Для нашего региона, дореволюционная историография которого весьма скудна ввиду документальных потерь времен Гражданской и Великой Отечественной войн, подобные инициативы крайне ценны.


К сожалению, указанные списки отражают лишь сведения (а точнее, лишь малую их часть) о тех уездах Саратовской губернии, имеющих непосредственное отношение к современной Волгоградской области. Часть районов в составе нашего региона в годы Первой мировой войны относились к Области Войска Донского и, увы, авторы списка не включили сведения о потерях среди их жителей.
Как уже упомянули выше, указанные списки составлялись методом выборки сведений из "Именных списков убитым, раненым и без вести пропавшим нижним чинам", издававшимся Военной Типографией Императрицы Екатерины Великой (Петроград). С указанными "Именными списками..." можно ознакомиться на многих ресурсах, я предпочитаю РНБ .

Если говорить о количестве таких списков, для меня оно неизвестно. Поиск в электронном каталоге РНБ дает 979 результатов, по запросу "Именной список убитым, раненым Область Войска Донского" - 62, аналогичный с топонимом "Саратовская губерния" - 87.
Так как "Именные списки..." являются не единственным (хотя и наиболее ценным) источником информации о потерях в Первой мировой войне, а также тот факт, что поиск по ним весьма трудоемок и затруднителен (хотя в электронной библиотеке РГБ работает живой поиск), рекомендую обратиться к проекту СВРТ.
Проект представляет собой информационно-справочную систему, поиск информации здесь достаточно прост. Обсудить проект можно на форуме Союза , там же можно посмотреть справочную информацию (например, в случае затруднения по определению территории поиска).
Кроме "Именных списков..." для формирования базы использовались следующие источники:
- сведения РГИА;
- сведения региональных государственных архивов (Кировская, Омская области) и ведомственных подразделений (официальный сайт Комитета Ставропольского края по делам архивов);
- периодические (военный и литературный журнал "Разведчик" и его приложение "Высочайшие приказы", Тульские губернские ведомости) и продолжающиеся издания ("Именные списки...").
- Мемориальная книга участников Первой мировой войны - уроженцев Царёвококшайского уезда Казанской губернии .
Проведем поиск информации на сайте проекта по нашему региону.
Территории поиска - Саратовская губерния (здесь нас интересуют Царицынский и Камышинский уезды) и Область Войска Донского (здесь - 2-й Донской, Усть-Медведицкий и Камышинский округа).
Саратовская губерния, Царицынский уезд. Найдено 1736 записей.


Саратовская губерния, Камышинский уезд. 1607 записей.


Область Войска Донского, 2-й Донской округ. Найдено 505 записей.


Область Войска Донского, Усть-Медведицкий округ. Здесь найдено 1066 записей.


Область Войска Донского, Хоперский округ. Найдено 656 записей.

Таким образом, мы видим неоспоримое преимущество указанного ресурса, как источника информации. В опубликованном в 2014-м году и уже упомянутом в начале текста "Именном списке убитым, раненым и без вести пропавшим жителям Царицынского уезда Саратовской губернии" - всего 355 фамилий.
Всего в уже сформировавшейся и действующей базе данных на 1 августа 2014 года - 1012943 записи о нижних чинах. Участником проекта СВРТ может стать любой желающий, в команде занято более 60 волонтеров.
Подробнее об этом и других (не менее интересных) проектах СВРТ on-line .

20 ноября 2018 г. на имя директора РГВИА И.О. Гаркуша поступило благодарственное письмо Отделения Российского исторического общества в Пензе за подписью Председателя Совета Отделения, доктора исторических наук С.В. Белоусова за работу по сохранению и использованию архивных документов и вклад РГВИА в проведении мероприятий, посвященных 100-летию окончания Первой мировой войны.

Об участии в конкурсе "Лучшие книги года - 2016"

5 июня 2017 г. дипломом конкурса «Лучшие книги года - 2016», проведенного Ассоциацией книгоиздателей, был награжден сборник документов «Первая мировая война 1914-1918 гг. в дневниках и воспоминаниях офицеров Русской императорской армии», подготовленный специалистами Российского государственного военно-исторического архива (члены редколлегии И.О. Гаркуша, Е.Г. Мачикин, А.В. Ганин; составители С.А. Харитонов (отв. сост.), О.В. Чистяков, М.В. Абашина, Б.Б. Давыдов, Л.Ю. Соболевская, В.М. Шабанов) и изданный издательством «Политическая энциклопедия». Награждение состоялось в рамках книжного фестиваля на Красной площади.

Присуждение столь высокой награды было бы невозможным без кропотливой и высокопрофессиональной работы всего коллектива авторов по составлению, комментированию и созданию научно-справочного аппарата сборника. Издание было подготовлено в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 годы)» при активном содействии Федерального архивного агентства, за которое приносим искреннюю благодарность.

Еще совсем недавно Вы учили своего ребенка говорить, и радовались каждому новому слову. Но время летит незаметно, и вот уже Вы с удивлением обнаруживаете, что можете говорить со своим малышом на любые темы . В 4-5 лет детки уже способны анализировать ситуацию, и зачастую имеют свое мнение на любой счет! Особо разговорчивые комментируют все, что видят, а молчуны просто наблюдают за тем, что происходит в окружающем мире. Но и те, и другие, делятся своими эмоциями и переживаниями с самыми близкими и родными людьми – мамой и папой.

Как отвечать на детские вопросы?

С самого рождения очень важно вестиразговор с ребенком. С первых дней жизни малыша, Ваш голос успокаивает кроху, и дает ему чувство защищенности. Потом этот же любимый и родной голос помогает назвать все окружающие предметы, все, что кроха видит, и что он чувствует. Поэтому когда ребенок растет, именно Вы становитесь тем человеком, которому он верит безоговорочно. Все, что Вы произносите, ребенок воспринимает как истину. Тщательно следите за тем, что Вы говорите. Ведь именно от Вас зависит то, каким этот мир будет в глазах Вашего малыша. Ответ на вопрос, о чем можно говорить с ребенком, прост – обо всем. Гораздо сложнее понять, о чем нужно и важно говорить. Также важно, чтобы ответы на детские вопросы содержали необходимый минимум информации.

Самое важное, показать крохе, что Вы его любите, что в любой ситуации он может рассчитывать на Вашу помощь. Никогда не ругайте ребенка по пустякам, не кричите, и тем более не бейте его. Как можно чаще обнимайте малыша и говорите о своих чувствах. О том, как сильно Вы его любите, как для Вас важно, чтобы он был здоров, как Вы гордитесь, когда у него что-то хорошо получается и как Вы счастливы уже просто потому, что он у Вас есть. Если ребенок будет всегда об этом помнить, он никогда не будет злиться, если Вы запретите ему скушать лишнюю шоколадку, или не позволите бегать по лужам. Ведь Вы просто хотите сохранить его здоровье. Так говорите об этом!

Кроме любви существует и уважение. Нельзя обижать других детей. И не потому, что они могут дать сдачи, а потому что их нужно уважать. Нельзя выбрасывать хлеб. Не потому, что «это некрасиво». Просто нужно уважать труд других людей. Перед тем, как зайти в комнату родителей, нужно постучать. Ведь это их пространство, которое нужно уважать. Сами также всегда уважайте честь и достоинство своего ребенка, и всегда цените все, что он для Вас делает.

Никогда не пытайтесь скрыть свои чувства от малыша. Если он Вас обижает, объясните ему, как Вам больно. Если Вы злитесь, конечно, нужно контролировать себя, но нужно обязательно дать ребенку понять, что Вы очень недовольны его поведением. Если Вы устали, и хотите, чтобы Вас просто оставили ненадолго в покое, попросите кроху Вас пожалеть и дать Вам полчаса передохнуть. Не отталкивайте малыша со словами «отстань от меня». Если Вы были на работе весь день, то вечером не забудьте сказать Вашему ребенку, как сильно Вы скучали. Вы ведь действительно думали о нем много раз. Не стесняйтесь говорить о своих чувствах. Тогда и малыш будет с Вами открыт.

Как бы Вы ни любили своего малыша, но он должен понимать, что в мире позволено не все. И чем раньше ребенок это поймет, тем проще для него. Это не означает, что Вы должны без капли сомнения отказывать ему во всем. Наоборот, хорошенько подумайте, прежде чем отказать. Действительно ли нужно отказывать ребенку, когда он просит с ним поиграть? Так ли Вы устали на работе? А может, просто Вы ленитесь? Тогда «нет» нужно сказать себе. Но часто ребенок действительно просит то, что вредно или Вы просто не можете ему дать. Целый день есть конфеты нельзя, даже если малыш плачет и просит. Сначала спокойно и доходчиво объясните, как вредно это для зубов, а потом смело и безоговорочно говорите «нет». Покупать много новых игрушек Вы тоже не можете. Объясните ребенку, что на те деньги, которые Вы зарабатываете, Вы покупаете еду, одежду, зубную пасту, шампунь, и еще много всего. Поэтому Вы не можете покупать много дорогих игрушек. Если ребенок поймет, что Вы готовы сделать для него все, что можете, то отказы уже не будут казаться таким обидными. Тем более, если он будет уверен, что отказав раз, Вы не измените своего решения.

Вы должны не только заниматься воспитанием ребенка, но также и его образованием. Даже посещая садик, или детские кружки, многое со своим ребенком Вы должны освоить сами. Когда ходите гулять, старайтесь чередовать посещение игровых площадок с походами в парк или лес. Во время таких спокойных прогулок у Вас появится время что-нибудь рассказать или научить ребенка чему-нибудь полезному. Так, например, каждый раз, гуляя в парке, повторяйте один и тот же стишок, и скоро Вы увидите, как ребенок будет рассказывать его вместе с Вами. Точно также можно выучить и счет, и иностранные слова. Просто описывайте все, что видите, и малыш с удовольствием будет с Вами играть и учиться. Можете даже тихонько описывать людей, которых встречаете. Пытаться угадать, в каком они настроении. Ребенок вырастет хорошим психологом, и будет хорошо понимать эмоции людей по выражениям их лиц. Или, например, играть в слова, по очереди называя слова на одну букву. В общем, можно делать все, что Вам обоим интересно, и на что способна Ваша фантазия.

На игровой площадке уже стишок не поучишь, но зато там у ребенка есть возможность общаться с другими детками. Это очень полезно, так как у детей развиваются социальные навыки. Так помогите ребенку в этом. После каждого похода на площадку говорите с ребенком о его друзьях, кто как был одет, аккуратно или не аккуратно, кто как себя вел. Тогда общение с ребенком будет более полезным. И Ваш малыш сможет сделать выводы о том, что хорошо, а что плохо.

Детские вопросы родителям

Как бы Вы не оберегали своего малыша, ему все же приходится сталкиваться с реалиями окружающего мира. Поэтому Вы должны датьответы на вопросы ребенка, почему люди иногда ругаются, почему плачут, почему люди болеют и должны лежать в больнице, почему у метро стоит бабушка с протянутой рукой, почему нельзя разговаривать с чужими и многое другое. Конечно, нужно стараться преподносить все более позитивно, но важно, чтобы ребенок воспринимал мир таким, каким он есть. Даже если Вы будете избегать подобных тем, ребенок сам начнет Вас спрашивать, так что будьте готовы ответить на подобные вопросы.

Не забывайте и о том прекрасном, что есть в этом мире. Ведь нужно уметь наслаждаться красотой природы, закатом, золотыми осенними листьями и первыми весенними цветами. И если Вы хотя бы иногда перед сном будете выглядывать в окошко и смотреть вместе на звездное небо, то может однажды уже взрослым Ваш сын или дочь также посмотрит на звездное небо и наберет Ваш мобильный.

Рассказывайте малышу о том, какая большая и дружная семья у него есть. Обязательно помогайте Вашему ребенку общаться с близкими людьми. Если Вы звоните родителям, дайте трубку и малышу, чтобы он мог поздороваться с бабушкой и дедушкой. Если у Ваших братьев или сестер есть дети, также обязательно организовывайте встречи. Даже если у Вас самих несколько детей, и они играются вместе, ощущение большой семьи очень важно. Собирайтесь по праздникам за большим столом, эти воспоминания останутся у детей на всю их жизнь. И в будущем они будут настроены создать такую же большую и крепкую семью.

О чем говорить с ребенком

Говорите с ребенком обо всем, что для Вас важно. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, что Вы любите. Если Вам нравится готовить, делайте это вместе с ребенком. Если Вы любите кататься на лыжах, когда ребенок подрос, вперед! Покоряйте снежные склоны вместе. Если Вы хорошо плаваете, научите и малыша. Если Вы свободно говорите на нескольких иностранных языках, разговаривайте с ребенком. Ему непременно будет интересно все, что интересно Вам. Ведь малыш копирует все, что Вы делаете. Так пускай он возьмет все самое лучшее, что есть в Вас.

Не забывайте разговаривать с ребенком о том, что интересно ему. Обязательно смотрите вместе его любимые мультфильмы. Если Вашему малышу 3 года, Вы просто обязаны знать имена всех друзей Лунтика! Когда ребенок подрастет, постарайтесь определить какие виды спорта ему нравятся, какие способности у него есть – может он хорошо танцует, или поет, или считает все, что видит, или с легкостью может запомнить длинный стих, или с удовольствием занимается гимнастикой. Ведь сознание малыша – это целая вселенная. И может Ваш ребенок сможет Вас чему-нибудь научить. Может быть, Вы всю жизнь ждали его появления, чтобы начать кататься на роликах! Или занимаясь с ребенком его любимым рисованием вдруг обнаружите, что и в Вас проснулся художник! Так что будьте готовы к тому, что не только Вы будете учить и воспитывать малыша, но и он Вас. Приятного Вам общения и занимательных бесед!

Новорожденные малыши и детки до года также остро нуждаются в общении с родителями. И пусть пока ваши беседы больше напоминают монолог, знайте: вас слышат и понимают.

Но когда ребенку 1−3 года — перед вами настоящий собеседник. И неважно, говорит малыш 5−10 слов или уже изъясняется короткими предложениями. Ребёнок с удовольствием выслушает все то, о чем поведают ему родные и близкие.

Темы для разговоров с детьми — повсюду. Но не забывайте, что содержание ваших рассказов должно излагаться на понятном для малыша языке. Вот несколько примеров.

Каждому человеку приятно слышать о себе хорошие слова. Для детей это особенно важно. Расскажите ребенку историю о том, как он рос в мамином животике и как пришел в этот мир. Проговаривайте дату рождения, описывайте время года, в которое родился ребенок, погоду в день его рождения. Вспомните выписку из роддома, встречу с родными, первое купание. Расскажите, как были рады появлению на свет малыша вы и близкие люди. Здорово, если вместе с ребенком вы создадите альбом с фотографиями и видеоархив, который будет наполняться по мере взросления малыша. Сопровождая рассказ демонстрацией фото, вы сделаете историю более яркой и наглядной.

Наполняйте жизнь малыша интересными событиями. Покормите бездомную кошку, прокатитесь вместе на горке, устройте праздник с переодеваниями и т. д. А потом вместе вспоминайте эти моменты. Обсуждайте не просто событие, но и детали: чем кормили кошку, какого цвета была горка, кто надел папину шляпу. В ходе таких бесед-воспоминаний вы обнаружите удивительную способность малыша запоминать не только событие, место, героев, но и различные детали, о которых, возможно, забыли вы сами.

Рассказывайте ребенку о родственниках: бабушках, дедушках, тетях, дядях, братьях и сестрах. Называйте их по именам, показывайте фотографии. Вспоминайте моменты встреч с близкими людьми. Старайтесь в момент повествования истории о событии или человеке отметить его какой-либо отличительной особенностью. Например: «Ты помнишь, у тети Наташи дома живет большой попугай?» или «Когда мы ехали в гости к бабушке, то купили торт, который ты сам выбрал».

Ребенку в возрасте 2−4 лет будет интересно узнать о том периоде жизни родителей, когда они еще сами были детьми. Расскажите о своих первых игрушках, ушибленных коленках, первом самостоятельном походе в магазин за хлебом. Поведайте ребенку о том, что вам нравилось и не нравилось в детстве: нелюбовь к манной каше, радость от бега по лужам и т. п. Рассказав ребёнку о своих достижениях, слабостях или страхах, вы откроетесь для него с другой стороны. Подобные откровения дают понять вашему малышу, что вы понимаете и принимаете его чувства и желания.

Если у вас дома есть домашнее животное, наверняка ребенок уже успел к нему привязаться. Поэтому рассказ о том, как и при каких обстоятельствах кошка/собака/черепаха стали членами вашей семьи, будет очень интересен малышу. Если есть фотографии домашнего питомца того времени, обязательно покажите их.

Впоследствии у ребенка появятся свои любимые истории и темы для разговоров. Скорее всего, вы неоднократно услышите просьбу: «Мама, расскажи, как я родилась» или «Папа, расскажи про свой первый велосипед». Такие беседы могут проходить в любой обстановке и в любое время, когда ребенок настроен вас слышать и слушать. Они помогут вашему малышу узнать и запомнить о себе и своих близких много интересного и полезного.

Поделиться: