Темперамент. Типы темперамента. Современные подходы к психологической характеристике типов темпераментов. Темперамент и стиль менеджера. Особенности и воспитание темперамента

Введите e-mail адрес:

Понаблюдайте за играющими детьми, и вы увидите такую картину: одни дети будут активными и энергичными, другие – спокойными и неспешными; одни будут говорить громко, другие – тихо; одни будут объединяться в группы, другие – держаться в стороне. Одни дети склонны командовать, другие – подчиняться, одни удовлетворены ситуацией, другие всегда стараются добиться своего.

Дети с рождения имеют свой уникальный способ мышления, поведения и проявления чувств. Эти врожденные свойства формируют темперамент, который непосредственно влияет на эмоции ребенка , на то, как он ест, спит и реагирует на окружающий мир.

Если вы лучше узнаете темперамент ребенка, воспитание станет более эффективным. Укрепится и ваша связь с ребенком, ведь вы сможете смотреть на мир его глазами. Чувствуя, что его понимают и принимают, ребенок обычно стремится выразить свою признательность.

Еще со времен Гиппократа люди понимали, что при всем разнообразии люди отличаются друг от друга всего по нескольким параметрам поведения:

  • Параметр А. Интровертность /экстравертность . Этот параметр определяет, откуда человек черпает энергию. Для отдыха интроверту требуется побыть в одиночестве, а экстраверту – в компании других людей.
  • Параметр Б. Цель/отношение. Этот параметр определяет, на чем человек концентрирует свою энергию – на цели или на отношении.

Что такое темперамент

Каждый ребенок уникален, и темперамент в этом смысле можно сравнить с семенем, из которого вырастает дерево. Семена почти не отличаются друг от друга, но генетические особенности, скрытые в них, имеют большие различия. Даже когда семена становятся саженцами, внешне они похожи между собой.

Но яблоня никогда не сможет стать грушей, несмотря на погодные условия или внешнее влияние. Так же и дети при кажущейся схожести отличаются уникальной внутренней организацией, которая определяет их рост и развитие.

Типы темперамента существенно отличаются друг от друга, но каждый по-своему ценен. Ребенок может проявлять отдельные черты разных типов, но обычно в его поведении преобладают черты одного-двух типов.

Холерик и сангвиник

  • часто торопятся и торопят других;
  • быстро едят, пьют и двигаются;
  • сами решают, когда идти спать;
  • указывают другим детям, что им делать;
  • могут играть в одиночестве;
  • игнорируют запреты в тех случаях, когда это возможно;
  • пробуют ходить в раннем возрасте;
  • нуждаются в том, чтобы постоянно чем-то заниматься, не любят скуки;
  • устанавливают свои собственные правила;
  • любят соревновательные игры.
  • теряют терпение, когда кто-то медлит;
  • отстаивают свое мнение;
  • могут быть требовательными или грубыми;
  • требуют, чтобы им дали контроль над ситуацией и людьми;
  • настаивают на том, чтобы им досталась самая лучшая игрушка;
  • любят находиться вне дома;
  • не обращают внимания на беспорядок или неопрятный внешний вид;
  • любят находить нестандартное применение обычным вещам;
  • проявляют воображение в играх;
  • могут быть смешными и озорными;
  • часто меняют занятия;
  • любят выполнять новые сложные задания;
  • всегда испытывают необходимость в том, чтобы двигаться и исследовать что-либо;
  • меняют правила в играх;
  • в детском саду любят творческие и веселые занятия;
  • часто попадают в затруднительные ситуации;
  • делают то, что хотят, независимо от правил;
  • трактуют факты так, как им выгодно;
  • склонны рисковать;
  • творят беспорядок просто для веселья.

Меланхолик и флегматик

  • беспокоятся о своей внешности;
  • избегают беспорядка и неопрятности;
  • легко занимаются повседневными делами;
  • задают много вопросов и ожидают правильных ответов;
  • предпочитают развивающие игры физическим;
  • могут концентрироваться на одной игрушке или занятии на протяжении длительного времени;
  • любят разбирать вещи и опять их собирать;
  • придерживаются установленного распорядка;
  • стараются придерживаться правил, ведут себя в рамках дозволенного;
  • в детском саду любят учиться новому.

Поведение в отдельных случаях:

  • настаивают на том, чтобы все вещи находились на своем месте;
  • привязаны к вещам, которые им принадлежат;
  • сильно расстраиваются, когда ломаются их игрушки;
  • беспокоятся о том, что может случиться в будущем;
  • не любят, когда вторгаются в их личное пространство;
  • объединяются, чтобы помочь другим;
  • медленно едят, пьют и двигаются;
  • беспрекословно ложатся спать по распорядку;
  • легко делятся игрушками с другими детьми;
  • хорошо ладят с другими детьми;
  • легко заводят друзей;
  • не сразу начинают ходить;
  • проявляют любовь с помощью объятий и поцелуев;
  • в играх подчиняются правилам;
  • любят ходить в детский сад;
  • плачут, когда им больно или когда они устали;
  • позволяют другим детям командовать собой;
  • упрашивают родителей, желая получить что-либо;
  • могут быть чрезвычайно застенчивыми ;
  • испытывают привязанность к людям, с которыми они чувствуют себя в безопасности.

Взаимодействие двух данных параметров формируют четыре типа темперамента. Впервые их выделил Гиппократ:

  • Холерик (экстраверт – цель) - любит командовать, энергичный, импульсивный, нетерпеливый, волевой.
  • Меланхолик (интроверт – цель) - любит, чтобы все выполнялось должным образом, нуждается в распорядке, любит быть в одиночестве, пассивный.
  • Флегматик (интроверт – отношение) - любит сотрудничать, спокойный, неторопливый. Дети-флегматики легко поддаются воспитанию.
  • Сангвиник (экстраверт – отношение) - социально активный, энергичный, любит быть в компании, обладает развитым воображением, веселый, непослушный.

Характеристика типов темперамента детей

В исследовании американских ученых выделены девять характеристик, по которым дети различаются с рождения:

  • уровень активности;
  • ритмичность активности;
  • приближение/уход;
  • адаптивность;
  • порог реагирования;
  • интенсивность реакции;
  • настроение;
  • отвлекаемость;
  • длительность/устойчивость внимания.

Данные характеристики у ребенка формируются уже в возрасте 2-3 месяцев. Сочетаясь между собой, они формируют три типа:

  • Дети, которых легко воспитывать (40 % всех детей). Они придерживаются распорядка, энергичны и хорошо адаптируются к новым условиям.
  • Трудные дети (10 % всех детей). Они с трудом привыкают к распорядку и новым условиям, реагируют на них негативно. Родителям трудно с ними справляться. Обычно они обладают сильной волей.
  • Неконфликтные дети (15 % всех детей). Они неактивны, демонстрируют умеренную реакцию. Часто подвержены плохому настроению. Медленно привыкают к новым условиям. Родители и окружающие характеризуют таких детей как застенчивых.
  • 35 % детей демонстрируют характеристики сразу нескольких типов темперамента.

Родители могут легко распознать, к какому из перечисленных типов принадлежит их ребенок. Таким образом, им становится легче понять, как он думает, чувствует и действует. Это способствует более эффективному воспитанию.

Некоторые дети очень активны. Еще до рождения они проявляют беспокойство, в первые месяцы жизни они не дают себя пеленать, а научившись ходить, не могут устоять на месте. Другие дети менее активны – они часто бывают в полусонном состоянии и проявляют усидчивость.

У некоторых малышей наблюдаются подъемы и спады активности. Они едят, спят и выполняют все ежедневные дела по распорядку практически с рождения. Другие менее предсказуемы. Определите, когда повышается и снижается активность вашего ребенка.

Некоторые с интересом и восхищением воспринимают всё новое – от блюд до людей в близком окружении. Другие долго привыкают к новым условиям. Некоторые дети могут долгое время играть со сверстниками. Другие очень быстро переключаются с одного занятия на другое. Некоторые малыши интенсивно проявляют эмоции. Например, плачут или смеются. Другие намного спокойнее, они проявляют эмоции с помощью улыбки или капризного поведения.

Одни младенцы слабо выражают свои эмоции после пробуждения, другие – громко плачут. Учась ходить, одни дети падают, но поднимаются и продолжают попытки, другие – кричат от негодования. Одни дети чрезвычайно чувствительны к звукам, свету и прикосновениям, другие не так восприимчивы к ним.

Некоторые дети всегда кажутся счастливыми. Они часто улыбаются и смеются. Другие кажутся несчастными: они всегда не согласны с тем, что им говорят. Все дети капризничают, чувствуя голод, но некоторых при этом легко отвлечь, а другие продолжают капризничать. Некоторых детей легко отвлечь и увести из опасного места, другие настаивают на своем и хотят остаться.

Каким бы ни был ваш ребенок, помните: он уникален. Цените это.

Оцените публикацию

Вконтакт

Поскольку каждая деятельность предъявляет психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники – для организаторской деятельности («политики»), меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, для деятельности летчика истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и меланхолики мало пригодны для подобной деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.



Четвертый , основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности, - формирование ее индивидуального стиля.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика наоборот пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения

начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.

И.П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (ВНД): мыслительный, художественный, средний. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.

У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие – шахматам, физике, математике.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции, и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

Что же касается проблем воспитания темперамента, то возрастные проявления темперамента зависят прежде всего от хода созревания мозговых структур, свойств нервной системы. Чем младше дети, тем более для них характерны проявления слабости нервной системы, а именно: малая выносливость и высокая чувствительность. У младших школьников активность нервной системы проявляется в легкости возникновения интереса и в отсутствии способности к длительному сосредоточению. При выполнении монотонной работы в более выгодном положении оказываются дети со слабым типом нервной системы, так как их высокая чувствительность не позволяет развиться сонливости, что вполне возможно при таких условиях. Но в тех ситуациях, где возникают сильные, порой неожиданные раздражители, такие дети теряются и не справляются с деятельностью.

Рассматривая подвижность нервных процессов, можно отметить следующее.

Школьники с высокой подвижностью быстрее справлялись с заданием, но при этом допускали ошибки. Обладающие инертной системой работали плавно, равномерно, пунктуально выполняли задание, допуская минимальное количество ошибок, однако не всегда укладывались в отведенное время.

Для того чтобы как можно точнее определить тип темперамента ребенка, важно отметить наличие следующих черт:

1) активность – проявляется в том, насколько энергично ребенок тянется к новому, взаимодействует с окружающими, преодолевает препятствия;

2) эмоциональность, о которой судят по тому, как легко сменяются эмоциональные состояния, насколько чуток ребенок к эмоциональным воздействиям, легко ли эмоция становится побудительной силой поступков; 3) моторика, выражающаяся в резкости, быстроте, амплитуде и других мышечных движениях.

Не следует списывать на темперамент элементарную невоспитанность ребенка, например: отсутствие выдержки – далеко не всегда свидетельство холерического темперамента, а следствие просчетов в воспитании при наличии любого типа темперамента.

По-разному дети относятся к отрицательной оценке педагога.

Оказалось, что ученика с сильной нервной системой это стимулирует к исправлению, а у ученика со слабым типом может возникнуть чувство подавленности, растерянности.

Особое внимание учителей часто привлекают дети-холерики и меланхолики.

Холериков следует всячески удерживать от проявления бурных эмоциональных вспышек, прививать привычку работать планомерно, спокойно, без спешки. Меланхолики нуждаются в четком режиме, в повышении их самооценки, требовании поступков, связанных с преодоление трудностей. Темперамент сказывается на чертах поведения, однако не предопределяет их обязательное проявление. Общеизвестно, что при благоприятных условиях воспитания у меланхолика можно развить сильные волевые качества, а холерика научить сдерживать свои бурные эмоциональные вспышки.

Темперамент ребенка и воспитание

К психологу на прием часто приводят детей, поведение которых вызывает тревогу учителей и родителей. Они не вписываются в схему планируемых уроков или не соответствуют ожиданиям родителей. Причина – темперамент ребенка, которым тот еще не умеет управлять. Взросдые же, зачастую не понимают и не принимают «нестандартного» ребенка, обрекая его и себя на страдания по поводу неуправляемого или заторможенного поведения.

Почему так важно определить темперамент вашего ребенка?

Как мы иногда сердимся на этих копуш, которые готовы по часу завязывать ботинки, задумываясь над непостижимой природой отношений шнурка и дырочек для завязок! Сколько раз мы хватали за рукав сына, рванувшего к двери, недослушавшего и половины того, что нам так хотелось ему сказать! А слезы из-за сущих пустяков! А непробиваемое молчание на все наши истерики?

Разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, простить, в конце концов, если вы определите, к какому типу ближе всего он стоит.

Что же такое - темперамент? Он определяет характер, но в чистом виде встречается редко. Обычно в характере человека преобладают признаки одного из типов темперамента, они сочетаются с проявлениями других и создают свой, индивидуальный стиль поведения, определяют реакцию на окружающую действительность.

Понаблюдайте за своими детьми. Внимательно прочитайте все, что написано ниже, и определите, какие черты наиболее свойственны вам и вашему ребенку. Проделайте все это обязательно, потому что темперамент определяет поведение вашего ребенка в коллективе, а также то, как он учится и играет, переживает и радуется.

Только помните, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий человека в окружающей среде.

Развернутая характеристика типов темперамента

Холерик

Общая характеристика:

Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке - реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск, приключения. Эдакий мистер Фикс - не знаешь, что от него ждать в следующую минуту, да и он сам этого не знает в силу своей импульсивности.

Ежедневные проблемы:

Часто он настолько увлечен очередной своей идеей, что просто не слышит ваших указаний;

Задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок;

С трудом идет на компромисс, бывает вспыльчив и агрессивен не в меру;

Излишняя самостоятельность, любовь к риску и склонность к необдуманным поступкам может привести к неприятным приключениям;

Холерик очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности. В начальной школе, когда авторитет взрослых силен, холерик, постоянно получающий замечания от учителей, легко может стать отверженным в детском коллективе;

Проблемы с общением в подростковом возрасте часто приводят к истерическим реакциям, угрозам суицида. К счастью, эти угрозы редко исполняются.

Ошибки родителей:

Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

Занятия и увлечения. Главное - повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства, чаще бывайте с ним на природе и не забывайте о том, что, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик может запросто попасть в неприятное приключение. Лучше уж исследуйте незнакомые места вместе с ним.

Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз - лучше меньше, да лучше! Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Старайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану.

Общение. Особенно важно научить его налаживать отношения в коллективе - вы ведь не можете быть рядом с ним постоянно. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения.

Самоконтролю поможет и элементарный счет про себя, и дыхательная гимнастика. Покажите ему способ выхода накопившихся эмоций - пусть колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях.

Его стремление быть первым тоже можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль объясняющего, учителя, и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Только не пускайте это на самотек - постоянно подчеркивайте, что взрослый, опытный человек умеет контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей.

Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях - восхищайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, покупайте книги, где герои побеждают именно за счет силы воли и умения ладить с окружающими людьми.

Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример "хорошего мальчика Васю", это вызовет только злость.

Вы узнали в этом описании свое чадо? Тогда наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам бы рад научиться держать себя в руках - помогите ему.

Известные холерики: А В. Суворов, Петр I, А. С. Пушкин.

Сангвиник

Общая характеристика:

Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок -"солнце" - обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.

Сангвиники - эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: "С кем ты дружишь?" - обычно отвечают: "Со всеми".

Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

Ежедневные проблемы:

Если вы поручили ему скучную и однообразную работу, он легко "забудет" о ней и займется чем-то более интересным;

Если же все-таки займется вашим поручением, то бросит дело, как только ему предложат что-то еще более привлекательное;

Не все его многочисленные друзья будут соответствовать привычному для вас кругу людей.

Ошибки родителей:

Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем - и на успехах в работе.

Занятия и увлечения. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребенок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.

Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про "мелочи" в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения "ненужных", по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.

Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.

Ваш ребенок - как раз то самое "солнышко"? Тогда простите ему непостоянство - это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

Известные сангвиники: М. Ю. Лермонтов, Винни-Пух, В. А. Моцарт.

Флегматик

Общая характеристика:

Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.

Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.

Он вполне может вырасти весьма предприимчивым человеком. Флегматик может ровно и продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.

Флегматик стремится создать упорядоченную систему организации всей своей жизни и взаимоотношений с окружающими людьми и миром. Стремление соблюдать традиции, экономность и расчет, стратегия и немногословие флегматика часто приводят к успеху. Но колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, часто сводят его достижения к нулю.

Ежедневные проблемы:

Пока он будет умываться, завтракать и аккуратно завязывать шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит;

Если он все же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради "Классная работа";

Попробуйте без согласования заменить привычный завтрак на что-нибудь новенькое, и вы рискуете нарваться на большой скандал;

Маленький флегматик способен заставить вас неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова;

Хитрый ленивец может нарочно еще медленнее двигаться, чтобы замученный ожиданием родитель вышел из себя и быстренько сделал все сам;

Предлагая сыночку или доченьке выбрать новую ручку для школы, готовьтесь к тому, что он пересмотрит весь ассортимент, и все равно вы сделаете выбор за него.

Ошибки родителей:

Не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Гораздо проще просто начать раньше;

Не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется;

Не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими "ласковыми" прозвищами;

Наберитесь терпения и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам.

Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

Занятия и увлечения. Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка - тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.

С другой стороны, если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все те правила, которые установил для себя он сам. Упрямого зануду - вот кого вы рискуете вырастить, если не научите его терпимости. Такая "белая ворона" может и не расстроиться, если большинство сверстников не общаются с ним. Тех, кто не хочет жить так, как он, флегматик спокойно причислит к категории "неправильных" людей, и не будет переживать из-за отсутствия внимания к своей персоне. Поэтому часто у других людей больше проблем с флегматиком, чем у флегматика с ними. Помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

Известные флегматики: М. И. Кутузов, И. А. Крылов.

Меланхолик

Общая характеристика:

Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор.

Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей. Люди с таким типом темперамента быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки.

Все вышеперечисленное совсем не говорит о том, что меланхолики - несчастные неудачники. Многие из них сильны в литературе, искусстве, в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости.

Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. Он склонен к самокопанию и постоянно не уверен в себе. В детстве ведет себя, как "маленький взрослый" - очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет.

Часто производит впечатление замкнутого человека, обычно среди близких выбирает одного, с кем полностью откровенен; мягок и добр, делится с ним своими переживаниями. Для других оставляет фразу: "У меня все нормально". Разглашение его тайн может стать большой травмой и заставит еще больше замкнуться в себе.

У людей, близких к этому типу, тихая речь, в разговоре они приспосабливаются к собеседнику; стремятся вызвать сочувствие окружающих.

Меланхолики предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество.

Ежедневные проблемы:

Делая совершенно невинное замечание, вы получаете поток слез и отчаянное: "У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь";

В детском летнем лагере первые три недели это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется вполне приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится;

Отправив делать уроки свое чадо, вы находите его над нетронутым заданием в горестных раздумьях на тему: "Все равно ничего у меня не выйдет";

Вы регулярно получаете порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных учителей.

Ошибки родителей:

Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.

Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, воспитатели только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом - "Людям свойственно ошибаться".

Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах.

Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету для школьного праздника, играет - выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если он хорошо пишет... Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.

Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя "белой вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него.

Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, эдакого серого кардинала, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.

Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь.

Как видите, нельзя говорить о «плохих» и «хороших» темпераментах. Надо знать особенности каждого типа темперамента

И правильно подходить к общению с представителями разных типов темперамента. Только тогда лучшие стороны темперамента развернутся и приятно удивят окружающих, а может и самого обладателя «проблемного» темперамента.

Список литературы

1. Немов П.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2006.

2. Общая психология / Под ред.Е.И. Рогова. - М.: Владос, 2008 г.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

4. Немов П.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2006. - стр.245.

5. Общая психология / Под ред. Е.И. Рогова. - М.: Владос, 2008 г. - стр.321.

6. Немов П.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2006. - стр.251.

7. Общая психология / Под ред. Е.И. Рогова. - М.: Владос, 2008 г. - стр.327.


Можно ли назвать новорождённого ребенка личностью и почему?

ЛИЧНОСТЬ - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ.

Можно ли воспитать темперамент и почему?

ТЕМПЕРАМЕНТ - устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент - индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

16. С чем связаны различия в поведение холериков и флегматиков:

ХОЛЕРИК - Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.

ФЛЕГМАТИК - Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

17. С чем связаны различия в поведение сангвиников и меланхоликов:

САНГВИНИК – Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности.

МЕЛАНХОЛИК – (от греч. melas – черный, chole – желчь) – субьект характеризующийся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов, проявляющийся в высокой реактивности психики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненным реагированием на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью и т.д.

18. Чем характер отличается от темперамента:

ТЕМПЕРАМЕНТ - индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

ХАРАКТЕР – в узком смысле - определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, - как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.


Основные отличия характера от темперамента состоят в следующем:

Темперамент человека является врожденным, а характер - приобретенным.

Темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а его характер - социальной средой, в которой человек живет и развивается. В различных социальных условиях у людей формируются разные типы характеров, в то время как о типах темперамента этого сказать нельзя.

Темперамент человека определяет только динамические особенности его психики и поведения, в то время как характер - реальное ценностное, моральное и другое содержание его поступков.

Типы и свойства темперамента не оцениваются в ценностных терминах, в то время как типы и черты характера поддаются такой оценке. О темпераменте человека нельзя, например, сказать, что он хороший или плохой, в то время как к оценке характера такие определения вполне подходят.

Применительно к описанию темперамента человека пользуются термином «свойства», в то время как по отношению к характеру - термином « черты ».

19. Назовите различия в поведении экстравертов и интровертов:

ЭКТРАВЕРСИЯ/ИНТРОВЕРСИЯ - в 1921 г. Карл Юнг в своей книге «Психологические типы» ввел в обиход термины «интроверсия» и «экстраверсия». Интроверт - человек, разум и чувства к-рого обращены вовнутрь (т. е., имеют сильные связи с Я). Юнг полагал, что интроверт направляет либидо вовнутрь вследствие чувства неполноценности. Интроверты достаточно замкнуты, избегают др. людей и интересуются прежде всего собой, особенно в периоды стресса. Интроверты часто скрытны, их трудно узнать близко, они склонны скрывать свои эмоции и не любят, когда вмешиваются в их личную жизнь. Экстраверты, напротив, ориентированы преим. на внешний мир, фокусируют свои суждения и восприятия на людях и обстановке. Экстравертам придают энергию др. люди и внешние события, они склонны выражать свои эмоции, нуждаются в отношениях больше, чем в уединении, обычно дружелюбны, разговорчивы, легко сходятся с людьми.

20. Условия возникновения и развития самосознания у человека:

САМОСОЗНАНИЕ - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень развития сознания - основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Стадии (или этапы) развития самосознания:

· Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

· К двум - трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

· К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

· Подростковый и юношеский возраст - этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

· Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

· Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

· Оценка результатов своей деятельности.

21. Чем отличается самооценка от уровня притязаний:

Самооценка - оценка человеком своих собственный качеств, достоинств и умений. Уровень притязаний - степень трудности задач, которые человек ставит перед собой.

Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи - атипичное изменение уровня притязаний - говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования, в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогноза, и пр.

Фотобанк Лори

И при этом обе мамы утверждают, что данная стратегия воспитания проверена на их собственных детях и показала себя превосходно. Однако, другая мама нередко заявляет, что её ребенку этот метод воспитания совершенно не подошел, отвратительный метод, неэффективный и бессмысленный.

Получается, все методики воспитания хороши, но подходят не любым детям. То, что одного превращает в ангела, другим просто не воспринимается.

Так как же тогда быть, как выбрать тот единственный подход к воспитанию, который будет хорош именно для Вашего ребенка? Что учитывать при выборе метода воспитания?

Выбирать нужно, естественно, исходя из особенностей ребенка. Из его базовых, ключевых, прирожденных особенностей. Но если даже характер формируется прижизненно, собственно, в процессе воспитания и формируется, то что же ребенку дано от рождения?

Впервые это качество выделил и описал древнегреческий врач Гиппократ. Позже многие исследователи постепенно приходили к схожей концепции. В начале 20го века И. П. Павлов (российский физиолог), выяснил, что темперамент напрямую связан со строением нервной системы, а Карл Юнг (немецкий психолог), дал точные описательные критерии темпераментов.

Всего выделяется четыре типа темперамента:

1. Флегматик - неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

2. Холерик - быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

3. Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

4. Меланхолик - , склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Соответственно, каждому типу темперамента подходит определенный стиль воспитания.

1) Спокойный несколько отрешенный ребенок флегматичного темперамента будет вести себя по Вашим правилам безо всякого принуждения, пока вопрос не касается чего-то по-настоящему важного для него. Это тот самый вариант, когда разговор и объяснение с раннего возраста (а не с 6-10 лет, как у большинства детей) дает результат куда лучший, чем авторитарный стиль воспитания. Хотя, с таким ребенком существует одна проблема. Флегматик совершает свои шалости тихо и незаметно, не привлекая к себе внимания и не делясь радостью от процесса.

Обычно родители видят не сам процесс, а последствия. Вы не увидите, как ребенок унес к себе документы с Вашего стола, вытащил мобильный из сумки, засунул в духовку мячик. Вы просто в какой-то момент обнаружите последствия его шалостей. Поэтому именно с ребенком-флегматиком очень важно заранее предусматривать возможные шалости и убирать подальше вещи, которые он может повредить или которые могут повредить ему. Помните: пройдет много лет, прежде чем маленький флегматик впервые догадается спросить: «Можно?»

2) Ребенок же холерического темперамента - активный, вспыльчивый и неуравновешенный - объяснениям и увещеваниям поддается крайне сложно. Его проще сначала резко осадить (вплоть до физического наказания), а потом уже спокойно объяснить, в чем он неправ и за что получил наказание, а так же, как надо поступать в этой ситуации на самом деле.

Холерики обидчивы и злопамятны, поэтому наказание, полученное после долгого скандала, воспринимают как продолжение скандала, как агрессию и акт самоутверждения со стороны взрослого, а не как меру пресечения. Однако, то же самое наказание, полученное сразу и немедленно после совершения поступка, холерики воспринимают куда более продуктивно, чем дети других темпераментов из-за ещё одной своей особенности - обостренной потребности в справедливости к себе (а справедливость, как известно, включает и наказания за прегрешения).

А вот чего нельзя делать с ребенком-холериком, так это припоминать старые прегрешения или по-настоящему долго преследовать за недавние. Его неустойчивая психика не справляется с таким прессингом и ребенок "идет вразнос" (перестает воспринимать слова, бурно, до криков, валяния по полу и швыряния вещей, иногда - прямой физической агрессии, протестует против давления со стороны взрослого). Таким образом, оптимальный вариант поведения с холериком - наказали, обсудили, простили навсегда.

3) Ребенок-сангвиник - энергичный, очень любознательный, часто нарушает запреты от избытка энергии или ради любопытства. Самое суровое наказание для такого не физическое, а наказание скукой (угол) либо лишение общения. Физические наказания маленький сангвиник воспринимает философски, и смело идет на проступок, который будет наказан таким образом, если ожидаемое удовольствие от проступка, с его точки зрения, превышает неприятность расплаты.

А вот чего он боится - так это оказаться "плохим", то есть в данном случае, увещевания (правильно оформленные), лишения развлечений и общения куда действеннее шлепков и т.д. Ребенок-сангвиник совершает свои провинности не со зла, а от избытка энергии. Поэтому очень охотно идет на "искупление" провинности. Искупление прямое - прибрать за собой, починить сломанное (с помощью взрослого) и т.д. Искупление косвенное - трудотерапия. Воспринимается не как наказание, а как способ восстановить своё доброе имя в глазах родителей.

4) Ребенок-меланхолик - «минное поле». Склонен "назначать" себя жертвой и жалеть (иногда очень бурно и шумно жалеть). С ним ещё важнее, чем с ребенком-холериком, соблюдать очень четкие правила. У ребенка должна быть тщательно структурированная картина мира, где однозначно указано "это можно, а это нельзя". Все действия и запреты должны быть очень четко обоснованы, но обоснованы на уровне понимания ребенка.

Меланхолик склонен к показательным рыданиям и страданиям (в принципе, холерик тоже, но, если холерик делает это от детского бессилия, в знак протеста, и это часто бывают злые слезы, меланхолик упивается жалостью к себе). С меланхоликом поощрения дают результаты куда лучшие, чем любые наказания.

Если для детей других типов темперамента Ваше одобрение является просто основой для формирования положительной самооценки, меланхолик нуждается в похвале и одобрении как в пище. Но при этом он очень чувствителен, настолько, что легко подмечает любую неискренность. Поэтому любая похвала должна быть заслужена им - лесть этот ребенок не воспринимает, она причиняет ему вред.

Самый продуктивный способ пресекать сцены «саможаления» и показательной истерики меланхолика - игнорирование. На улице - взять за руку и молча увести туда, где нет зрителей. Дома - оставить одного в помещении.

Физические наказания должны быть сведены к минимуму и использоваться в экстраординарных случаях (например, ребенок вырвался от мамы и выбежал на проезжую часть), в любых других старайтесь обойтись холодным (ледяным) тоном. Очень хорошо работает долгоиграющее наказание (лишение мультфильмов и т.д.) Крик недопустим: ребенок перестает понимать смысл сказанного и воспринимает происходящее как акт враждебности.

К сожалению, чистых носителей темперамента (которым свойственны признаки ровно одного из них) крайне мало. В основном, люди (и дети и взрослые) объединяют в себе два, реже три темперамента, один из которых преобладает, остальные же вносят вклад и "разбавляют" темперамент. Поэтому и вышеперечисленные рекомендации придется совмещать и комбинировать, исходя из особенностей собственного ребенка, а не использовать в чистом виде.

Ещё одна особенность детей - темперамент иногда изменяется с годами. Ребенок-флегматик или меланхолик может с годами планомерно перемениться в сангвиника или холерика, и т.д. Не забывайте корректировать стиль воспитания, если изменения темперамента ребенка начинают явственно себя проявлять.

Поделиться: