Стили педагогического общения воспитателя с детьми. Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопоним

В педагогическом коллективе детского сада найдутся, по всей вероятности, не только подвижный мастер-импровизатор, но и более инертный воспитатель, предварительно тщательно продумывающий свою и детскую деятельность, заблаговременно создающий условия для успеха в ней.

Одна воспитательница - вся в мире детской игры; другая - сама погружена в искусство и свои педагогические воздействия предпочитает оказывать с помощью художественного слова, театра, музыки. В работе каждой - свой «почерк». У них разный индивидуальный стиль деятельности.

Известный исследователь данной проблемы В. С. Мерлин считает неопределенность деятельности важной предпосылкой индивидуального стиля деятельности. Она может заключаться не только в операциях, но и в относительной неопределенности промежуточных и опосредованных целей, которые выбирают разные люди для достижения одной и той же конечной и общей цели. С этой точки зрения деятельность педагога детского сада - благодатное поле для проявления в ней индивидуального стиля.

Воспитатель в силу специфики своего труда руководит разными видами детской деятельности. Нами выделены шесть типов воспитателей, различающихся профессиональными интересами, повышенным вниманием к некоторым из них. Специфика профессиональной направленности педагогов сказывается на их индивидуальном стиле деятельности.

Воспитатель игрового стиля

проявляет заметный интерес к играм детей. Сам склонен к «игровой позиции», успешно ее формирует и у своих воспитанников. В группе, в которой он работает, игра - королева. При руководстве игрой дошкольников такой педагог широко опирается на игровые мотивы, для него характерно применение общения с ребенком, косвенных методов воздействия (посредством взятой на себя роли в игре). При оценке ребенка (общей) он опирается прежде всего на его поведение в игровой деятельности.

Педагога художественного стиля

отличает повышенный интерес к художественной деятельности детей и руководствуется ею. Он и сам, как правило, увлечен искусством, проявляет художественные склонности и способности. Нередко воспитанники таких педагогов достигают высоких результатов в художественной деятельности — она любима ими. При решении педагогических задач часто прибегают к искусству, общению посредством литературно-художественного образа, музыки. При оценке своих воспитанииков исходят обычно преимущественно из их достижений в художественной деятельности.

У воспитателя дидактического стиля

в центре внимания образовательные задачи. Проявляет особую заинтересованность в их решении. Как правило, успешно руководит учебной деятельностью детей; тяготеет к «школьным» методам обучения. Преобладает деловое и познавательное общение. Осознание применяемых средств воздействия и их эффективности достаточно высоко, как правило, при реализации обучающей функции; при руководстве другими видами детской деятельности (игровой, художественной, бытовой и др.) осознанность воздействия ниже. Оценивает детей, опираясь преимущественно на их успехи в овладении знаниями на занятиях.

Гармонический стиль деятельности воспитателя

характеризуется проявлением одинаково высокого интереса ко всем основным видам детской деятельности и успешным руководством ими. Дети у таких педагогов, как правило, достигают относительно высоких результатов как в игровой, так и в художественной, бытовой, трудовой, учебной деятельности, экспериментировании. Воспитатели этой группы используют разные средства воздействия, преимущественно косвенные: в общении с детьми учитываются возрастные и индивидуальные особенности, специфика руководимой деятельности, ответные реакции воспитанников, меняющиеся ситуации и т.д. Характеризуют детей разносторонне, оценивая успехи в разнообразных видах деятельности дошкольников. Без труда вступают в разные виды общения с детьми.

Формально-прагматический стиль воспитателя

характеризуется достаточно высокой настойчивостью и ответственностью в выполнении своих функций, требовательностью к детям. Во взаимоотношениях с ними и родителями исходят из формально выдвигаемых требований к ним без учета их индивидуальных особенностей, конкретной ситуации; при этом не проявляют гибкости, тактичности. При общей оценке ребенка, как правило, исходят из выполнения ими предъявляемых требований, обеспечивающих нормальное протекание режимных моментов. Теплые отношения с воспитанниками возникают не часто.

Индифферентный стиль воспитателя

отличается отсутствием выраженной направленности на определенную деятельность детей. Как правило, такой педагог безразличен к работе с детьми, выполняет свои обязанности формально. Интереса к изучению ребенка, семьи не проявляет. При оценке детей исходит преимущественно из поведения при выполнении режимных моментов, занятий; близкий контакт с воспитанниками, как правило, отсутствует.

Сравнительное исследование деятельности воспитателей, различающихся направленностью на детскую деятельность, дает основание отнести первые четыре типа индивидуального стиля деятельности к позитивным, последние (формально-прагматический и индифферентный) - к негативным, педагогически нецелесообразным.

Специально проведенные исследования и жизненные наблюдения свидетельствуют о том, что индивидуальный стиль вырабатывается в процессе овладения профессиональной деятельностью как сознательно, так и стихийно.

Важная роль в сознательном овладении профессиональной деятельностью принадлежит самоконтролю, аутодиагностике. Чем содержательнее, тщательнее, глубже они будут, тем больше оснований для грамотного определения индивидуального стиля деятельности, выработки оптимальных путей и средств его коррекции, дальнейшего совершенствования. Обретение позитивного индивидуального стиля деятельности увеличивает возможность творческого самовыражения, переживания чувства радости как самим педагогом, так и теми, с кем он работает.

При этом возрастает возможность достижения воспитателем профессионального мастерства.

Педагогическое мастерство Что понимается под ним?

Во взглядах на педагогическое мастерство нет единства. Некоторые рассматривают его как своего рода совокупность безличностных профессиональных знаний, умений и навыков, передаваемых в процессе обучения и в значительной степени зависящих от стажа педагогической деятельности. Другие, в противовес такому взгляду, под педагогическим мастерством понимают результат личностного роста педагога в своей профессии, совершенствование его целостного творческого и личностного потенциала, неразрывно связанного со спецификой его личностной позиции в социально-психологическом контексте учебно- воспитательного процесса. И в такой позиции есть резон, ибо личность воспитывается личностью!

И все же нам ближе определение педагогического мастерства, данное в «Педагогической энциклопедии», где оно рассматривается как «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей».

Различен уровень профессионального мастерства воспитателей детского сада. Можно говорить о трех группах воспитателей, чей уровень мастерства высок, средний и низок, которых мы (вслед за Н. В. Кузьминой) условно обозначили соответственно: «мастер», «почти мастер», «не мастер». Говоря о педагогическом мастерстве воспитателя, мы имеем в виду не только уровень сформированности его операционального компонента деятельности, развитие его профессиональных умений, навыков, но и отношение к детям и своей работе (так, например, для «мастеров» характерно активно-положительное отношение к детям, ярко выраженная педагогическая направленность).

Характеристика опорного понятийного аппарата по теме

В социально-психологической литературе понятие общение определяется как сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия и понимания другого человека.

По определению А. Леонтьева, педагогическое общение - взаимодействие педагога и воспитанников, направленная на создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Общение включает в себя процессы перцепции (восприятия), коммуникации (обмена информации), интеракции (взаимодействия).

Профессиональное общение педагога - это процесс установления и развития контактов между субъектами социально-педагогического и психологического взаимодействия, вызванный личностно-профессиональными потребностями, включает обмен информацией и создания благоприятных условий для взаимодействия.

Следует учитывать особенности, эмоциональные механизмы в ситуациях длительного общения и общения впервые.

Суть и особенности общения впервые

На качество общения впервые влияют:

а) эффект ореола (гала-эффект, эффект первого впечатления). Первое впечатление о человеке складывается на основе впечатления от ее внешнего вида, манеры поведения, стиля одежды (встречают по одежке). Так, по данным исследований психологов, выбор партнера для танца на дискотеке зависит только от физических данных и внешней привлекательности, тогда как влияние внешнего вида на стабильность брака и семейные отношения является малозначительным. Если первое впечатление о человеке складывается негативным, возникает эстетический барьер в отношениях;

б) фактор преимущества - плацебо. Имеет место в ситуациях, когда убеждающее полностью сумеет идентифицировать себя с тем, кого убеждает, создав ситуацию абсолютного доверия клиента психологу или социальному педагогу. Может иметь место, когда клиенты, которым помог специалист, рекомендуют его для своих близких, друзей - людей, для которых такой клиент является очень убедительным и авторитетным. Недостатки фактора - преувеличение значения и роли педагога в образовательно-воспитательном процессе, в оказании помощи участникам педагогического процесса, что может формировать недооценке объектом собственных сил в работе над преодолением собственных проблем;

в) психологические барьеры (барьер темперамента, характера, негативных эмоций: гнева, страдания, отвращения, презрения, страха, стыда, плохого настроения; эстетический барьер, интеллектуальный, мотивационный, тезауруса (ценностей):

Эстетический барьер возникает вследствие негативного первого впечатления о человеке на основе внешней или физической непривлекательности. Исследования российских психологов (Л. Я. Гозман) показывают, что, начиная с четырехлетнего возраста, привлекательная внешность обеспечивает мальчикам и девочкам высокую популярность среди сверстников. Такая тенденция сохраняется до преклонного возраста. Как правило, людям с более привлекательной внешностью другие склонны приписывать положительные черты характера сравнению с менее привлекательными и непривлекательными. Л. Гозман описал эффект "иррадиации красоты": физическая привлекательность мужчины зависит от внешности женщины, в обществе которой он находится;

Интеллектуальный барьер возникает вследствие различий между правопівкульною и лівопівкульною принадлежности людей, их доминирующими каналами восприятия - визуальным, аудиальным, кінестетичним, теоретической и практической нацеленностью интеллекта. Американские психологи выделяют три типа интеллекта, различия между которыми могут формировать соответствующие интеллектуальные барьеры: вербальный - способность человека оперировать словами, символами, числами, идеями, логическими доведеннями; механический - способность воспринимать и понимать связи физических сил и элементов механизмов в практических ситуациях, способность быстро понимать принципы различных машинных операций; социальный - способность понимать других людей и предвидеть развитие различных социальных ситуаций, что проявляется, прежде всего, в чувстве такта, умении добывать уважение среди других людей, создавать для них благоприятную атмосферу для отношений и взаимопонимания;

Мотивационный барьер возникает вследствие несоответствия интересов, потребностей, мотивов собеседников, что, соответственно, не способствуют взаимопониманию (не понимаю потому, что не хочу понимать, отсутствует любая личностная заинтересованность). Барьер, что является распространенный в профессиональной деятельности педагога, его просветительской деятельности, чтении лекций и т.п. Поэтому важно для снятия барьера в начале лекции, объявляя тему своего выступления, связать ее с повседневными потребностями слушателей. Однако не только отсутствие мотивации, но и ее избыток может мешать пониманию других людей. В психологии существует закон Єркса-Додсона, согласно которому активизация мотивации сначала приводит к росту эффективности деятельности, а затем - к ее стремительного спада. Важным для предотвращения возникновения мотивационных барьеров является учет мотивов аффилиации (нацеленность на сотрудничество, общение, дружбу с другими) и мотивов достижения (нацеленность на индивидуальный успех в деятельности) и их столкновения;

Моральные барьеры - наиболее сложные для понимания и преодоления, поскольку возникают вокруг аморальных поступков или качеств человека, которые, как правило, маскируются или аргументированно оправдываются.

Исследования показывают, что опасность возникновения морального барьера имеет место в отношении человека, который не нарушил моральных норм. ("Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками - там нужна разменная монета..." (острослов Шамфор).) Американский психолог Э. Аронсон экспериментально утверждал, что избыток положительных качеств у человека может способствовать снижению ее привлекательности в глазах других. Пониманию и положительной оценке качеств и достижений человека может мешать зависть других - существенная составляющая морального барьера. Именно поэтому в жизни получить признание незначительных достижений проще, чем значительных; - эмоциональные барьеры связаны с проявлением и пониманием эмоциональности людей. Выделяют барьеры отрицательных и положительных эмоций. Негативные эмоции гнева, страдания, отвращения, презрения, страха, стыда, плохого настроения затрудняют и тормозят общения. Исследования в области психологии пропаганды демонстрируют, что негативные эмоции значительно ослабляют способность человека полноценно воспринимать и правильно оценивать информацию. Именно поэтому не желательно в дискуссии эмоционально и категорически отвергать аргументы другой стороны, если имеет место плохое настроение. Важно не воспринимать безусловно информацию, которую говорят эмоционально неуравновешенные люди в возбужденном состоянии. Если собеседники находятся в плену негативных эмоций, возможны два полюса в их отношениях: взаимопонимание и недоброжелательное отношение (собственная недоброжелательность проецируется на собеседника, который затем воспринимается как человек, может совершить зло). Положительные эмоции способствуют позитивному восприятию других, повышают скорость мыслительных процессов, улучшают коммуникабельность человека. Человек в позитивном настроении выглядит привлекательнее. Однако положительные эмоции имеют и недостатки в восприятии других, в частности, снижают критичность к информации или источники информирования. (Например, влюбленную человека легко ввести в заблуждение тем человеком, в которого влюблены,- феномен розовых очков.)

Краткая аннотация: Современный ребенок дошкольного возраста проводит в детском саду продолжительное время, основную часть этого времени с ним рядом находится воспитатель. Дети дошкольного возраста подражают взрослым, поэтому речь воспитателя должна быть правильной, четкой и красивой.

Общение воспитателя с детьми

Разговорная речь детей формируется во время разговора воспитателя с ними в повседневной жизни.

Разговор педагога с детьми имеет большое воспитательное значение для установления хороших взаимоотношений между ними, влияния на поведение ребёнка, на его умственное и речевое развитие.

Для развития детей большое значение имеет индивидуальное общение воспитателя с ребёнком. Чем меньше возраст детей, тем больше они нуждаются в индивидуальном общении со взрослым. Ребёнок, впервые пришедший в детский сад, сначала чувствует себя стеснённо, он ещё не привык к новым людям, к новой обстановке. Он ещё не запомнил, как зовут воспитательницу, не знает, как и когда можно подойти к ней и поговорить. В личном общении с воспитательницей ребёнок быстрее осваивается с новыми для него условиями жизни и находит своё место среди сверстников.

Ребёнок, давно посещающий детский сад, в личном общении с воспитателем ищет ответ на свои вопросы, удовлетворяет свою любознательность относительно того, что он видит вокруг себя – дома и на улице.

Чрезвычайно важно в течение дня найти время и место для разговора с каждым ребёнком отдельно или в маленькой группе. Надо поговорить с ребёнком так, чтобы у него осталось удовлетворение, даже радость от того, что его выслушали.

Если в разговоре воспитательница проявляет живой искренний интерес к ребёнку, к содержанию его речи, то он чувствует себя смелее, увереннее и доверчиво рассказывает обо всем, что его интересует. Разговор с ребёнком даёт воспитателю ближе узнать его внутренний мир, интересы, уровень развития речи.

Разговор воспитателя с ребёнком должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу. Внимание к одному ребёнку не должно отвлекать воспитателя от других детей. Разговаривая с одним или несколькими детьми, надо видеть остальных детей, знать, кто чем занят, кто где играет.

Речь воспитателя

В детском саду в течение дня есть такие периоды, когда индивидуальный разговор наиболее уместен, Это утренние часы сбора детей, вечернее время, когда дети постепенно начинают расходиться по домам, самостоятельные игры и занятия детей на прогулке.

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчётливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определённом темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недостатков в ней стремиться к их устранению.

Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на её содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочёты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться.

Какие же требования должен предъявить педагог к своей речи, с тем чтобы предупредить появление аналогичных недостатков у своих воспитанников?

Требования к звуковой культуре речи воспитателя

Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной и отчётливой речью, чётко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т.е. у педагога с хорошей дикцией. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

К нелитературному произношению относится побуквенное произношение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье) и т.д. Отклонением от нормы литературного произношения является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо что и др.), с неправильным ударением в словах (магазин, километр).

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и вовсе перестают слушать.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлюще. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемым в данный момент содержанием, является средством художественной выразительности.

Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе). Если всё-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить её до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более чётко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Требования к связной речи и её лексико-грамматическому оформлению

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и чётко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть это даже будут сложноподчинённые предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.

Рассказывая детям о проведённой экскурсии, о природе и т.д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, т.е. то, что относится к главной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащие. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание, и такой рассказ не принесёт им пользы.

Доступность, понятность речи воспитателя достигается прежде всего благодаря правильному и точному использованию слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.

В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, засорённость лишними словами (ну, вот, так сказать, значит), в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей.

К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой – постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение.

При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь, т.е. хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Работа над собственной речью

Устранение недостатков произнесения звуков

Своевременно не исправленные недостатки произношения могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочёты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой не замечают их.

При систематической и упорной работе педагог может улучшить свою речь или устранить недостатки произношения.

Прежде всего, воспитателю следует обратить внимание на произношение звуков с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь, так как именно они чаще всего произносятся неправильно.

Для уточнения артикуляции, для правильного произнесения звуков, а также для их постановки рекомендуется использовать специальную литературу (логопедическую или по технике речи).

Речевое дыхание

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создаёт возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое – физиологического дыхания вне речи.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания

1. Выберите удобную позу (лёжа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (живот при этом выпячивается вперёд и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в лёгких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

а———о———у-

Количество гласных, произносимых на одном выдохе, постепенно увеличивается.

Следите за плавностью перехода от одного звука к другому.

5. Произведите счёт на одном выдохе до 3-5, постепенно увеличивая счёт до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счёт.

6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе (сначала короткие, а потом длинные), добирайте вдох на смысловых паузах.

При выполнении упражнений соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

7. Подберите стихотворения, рассказы и прочтите их с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания проводятся в хорошо проветренном помещении, в свободной одежде, за 30 минут до еды или не раннее чем через полтора-два часа после. Упражнения можно использовать для работы с детьми в период проведения физкультминуток.

Работа над дикцией

Под дикцией понимается чёткое, ясное и отчётливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией, при чётком и ясном произнесении слов и фраз.

Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо прежде всего укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти), наладить правильное речевое дыхание. Для этого используют специальные упражнения, направленные на развитие подвижности мышц нижней челюсти, языка, губ.

Интонационная выразительность

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз (временной остановки голоса в речи), мелодии (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количества слов (слогов), произнесённых за определённую единицу времени), изменения громкости голоса, тембра.

Связная речь и её лексико-грамматическое оформление

Связность речи обеспечивается правильным подбором слов, правильным построением фраз, последовательность изложения материала.

Обогащение словаря, точное использование грамматических средств достигаются благодаря систематическому чтению художественной, научно-популярной, специальной и другой литературы. Однако это возможно в том случае, если читающий вдумчиво относится к слову, следит не только за содержанием, но и за его языковой, речевой формой: какие средства языка использует автор, чтобы точнее передать мысль, какие слова и грамматические формы и конструкции он употребляет, в какой последовательности излагает материал.

Серьёзное отношение к чтению, постоянная работа с книгой помогут глубже усвоить богатство и разнообразие родного языка.

Большую помощь в работе над словом, над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари (например, Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова, Словарь русского языка, составитель С.И. Ожегов и др.), а также различные справочники, руководства, учебники.

Воспитатель Сачкова Светлана Борисовна, МДОУ детский сад №212, г.Ярославль
Педагогическое общение имеет множество аспектов, один из которых проявляется в умении воспитателя выслушивать детей, вести с ними диалог, тактично комментируя их высказывания и проявляя неподдельную заинтересованность к маленькому собеседнику.
Разговор по душам «воспитатель-ребенок» имеет огромное значение в установлении доверительных отношений между взрослым и детьми. Ребенку важно иметь внимательного слушателя, который его понимает, поддерживает, советует, разделяет настроение. Видя отношение взрослого к тому, о чем он рассказывает, ребенок получает нравственные ориентации, уточняет, что такое хорошо, и что такое плохо. Он умнеет, взрослеет, набирается опыта.
А как важны педагогу детские высказывания! В них источник изучения ребенка, уровня его интеллектуального и нравственного развития, его интересов и потребностей. В общем, многие тайники внутреннего мира ребенка и семейной педагогики предстают как на ладони.
К воспитателю чуткому, заинтересованному дети идут с распахнутым сердцем, несут ему самое сокровенное, легко вступают в разговор. Воспитатель направляет детский разговор вопросами, отдельными репликами, если необходимо одобряет сказанное жестом, движением головы, эмоциональными реакциями. Такие разговоры, возникающие сами собой, непринужденно, сближают детей, создают атмосферу уюта, особенно если речь идет о доме, о добрых делах, о событиях, взволновавших детские чувства.

А можно ли сбрасывать со счетов, что общение с педагогом – это один из источников радости маленького ребенка? Вот почему воспитатель старается установить эмоционально- положительные отношения с каждым ребенком и со всеми детьми в целом. Он находит время для разговора с каждым воспитанником, одновременно привлекая и других ребят. И чем чаще и разнообразнее поводы для общения с детьми, тем большую потребность быть рядом со своим наставником они начинают испытывать. Как приятно услышать от него ласковое слово, одобрение своему поступку, поддержку возникшему замыслу.
Важно не оттолкнуть ребенка от себя несправедливым замечанием, окриком или резким осуждением его поступка. Даже в тех случаях, когда, казалось бы, детский поступок заслуживает порицания воспитатель обязан щадить ребенка как личность, помнить о том, что рядом другие дети.
Воспитатель должен всячески предотвращать негативные проявления – это значит не давать детям возможности приобретать опыт неправильного поведения. Разъяснения, напоминания, показ – вот основные приемы, которые отвечают решению этой задачи.
А. С. Макаренко говорил, что наказание – очень трудная вещь, которая требует от взрослых большого такта и осторожности, и применять его следует «как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись». Кроме того, надо помнить, что этот метод не является ведущим, а тем более единственным, при помощи которого можно руководить общением детей.
Прием параллелизма, опирающийся на детскую подражательность и стремление к самостоятельности, исключает излишние назидания и наставления. Ребенку легко равняться на образец, так как он видит и действует одновременно со взрослым. Показ в сочетании со словом вносит конкретность в восприятие требований, дети лучше понимают, что от них хотят. В связи с этим предложение взрослого «делай, как я» или «делай, как твой товарищ» становится конкретным, наглядным способом обучения.
Игровые приемы – это самые мягкие способы, создающие у детей желание слушаться. Их можно сравнить с волшебной палочкой, которая в руках опытного педагога дает возможность руководить поведением детей, не испытывая никакого сопротивления с их стороны. Игровой прием создает видимость добровольного подчинения, исключает какое-либо принуждение. Ребенку кажется, что он действует по своему желанию, в то время как он подчиняется воле взрослого. В этом особая ценность игровых приемов, они с успехом могут применяться и к малышам, и к детям старшего дошкольного возраста, особенно склонным к проявлению капризов и упрямства. Нужно только, чтобы образы, с помощью которых взрослые воздействуют на ребенка, были интересны, близки и понятны ему.
Не секрет, что отдельные дети «приносят из дома заряд негативных установок, например, проявляют недоброжелательность, чувство зависти к успехам товарища. В этих случаях требуется корректировка чувств, формирование у ребенка коллективистских черт, создание общих интересов, способствующих слитности с коллективом сверстников. Важно заставить ребенка поверить в себя, в то, что он хороший, и тем самым посеять семена доброго в его душе. Одновременно воспитатель стремится приобщать ребенка к участию в общих делах группы: вместе с ребятами вынести на участок игровой материал, дежурить в уголке природы, помочь товарищу застегнуть непослушную пуговицу. При проявлении ребенком собственной инициативы, например помощи в уборке игрушек, педагог говорит слова одобрения, чтобы слышали дети. Так педагог старается вселить в ребенка веру в добрые начала, создать желание стать лучше и одновременно вызвать у детей положительное отношение к нему.
Иногда ребенок поступает дурно не преднамеренно, а в силу несформированности нравственных представлений или незнания правил жизни в детском саду. В этих случаях от воспитателя требуется особая чуткость и такт, умение понять мотивы детского поступка и найти правильное решение сложной ситуации.
В отдельных случаях рекомендуется обсудить плохой поступок сверстника, причем разговор должен идти ненавязчиво, тактично. Цель такого разговора – убедить ребенка, что он неправ, а не навязывать готового мнения.
Мнение сверстников как фактора, регулирующего поведение ребенка, трудно переоценить. Детский коллектив – это своего рода школа, где каждый ребенок имеет возможность упражняться в умении устанавливать контакты с товарищами. В общении со сверстниками он поставлен перед необходимостью применять на практике то, чему учат его педагог, взрослые. Он то и дело сталкивается с необходимостью «применять» усваиваемые им способы поведения, приспосабливая их к разнообразным, складывающимся конкретным ситуациям.
Что скажут о тебе, твоем поведении товарищи? Это всегда значительно для ребенка, подчас даже более весомо, чем слово педагога.
Дети, усвоившие то или иное правило поведения, очень внимательно относятся к его выполнению другими. Они бурно реагируют, когда кто-либо из их сверстников преднамеренно нарушает эти правила. Особенно не безразлично мнение товарищей старшему дошкольнику: оно становится для него большой побудительной силой.
«Характеризуя оптимальное педагогическое общение педагога, А.А. Леоньтьев справедливо отмечал, что оно «позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя». Такую возможность создает и оптимальное педагогическое общение воспитателя с детьми дошкольного возраста. Интересы, склонности педагога, его способности, знания, индивидуальный стиль руководства находят отражение в его профессиональном общении.
В зависимости от того, какие пути руководства преобладают у педагога, их условно подразделяют на несколько групп. Наиболее часто выделяют демократическую и авторитарную форму воздействия, разработанную Н. В. Масловой, Е. М. Крутовой и др.
Для демократической формы воздействия характерна тенденция широкого контакта с воспитанниками, проявление доверия и уважения, разъяснение вводимых правил поведения, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетворяющие их любознательность, личностный подход, стремление учесть индивидуальные особенности, отсутствие значительной избирательности в контактах и субъективности в оценках, стереотипности.
Авторитарный стиль руководства характеризуется функционально-деловым и ситуативным подходом, резко выраженными установками, значительной избирательностью и субъективностью; руководство осуществляется с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение; представители этого типа проявляют тенденцию к работе «один на один» с ребенком, часто используют запреты и ограничения.
Демократический, либеральный и автократический (единоличный) стили общения педагога с учащимися выделил А.А.Бодалев. Продуктивность демократического и вредность авторитарного стиля руководства выявлена в ряде исследований советских и зарубежных психологов А. А. Бодалева, Е. М. Крутовой, И. Левина, Г. Андерсона и другие.
Воспитатели отличаются не только разным уровнем, характером поведенческого аспекта деятельности. Важный фактор, влияющий на эффективность педагогического общения, отношение воспитателя к детям. Выделяют следующие типы отношений педагога к детям: устойчиво-положительный, неустойчиво-положительный, пассивно-положительный, открыто-отрицательный, пассивно-отрицательный. (Березовин Н.А., Коломинский Я.Л.) Аналогичные типы отношений к детям выявлены и у воспитателей детских садов
1. Устойчиво-положительный тип. Характеризуется ровным, душевным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях. Воспитателям этого типа присуща положительная оценка ребенка, искренность, такт. Такой воспитатель действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой он дает понять ребенку, что тот для него не безразличен. Воспитатели этой группы отличаются педагогической направленностью деятельности.
2. Пассивно-положительный тип. Проявляется в нечетко выраженной эмоционально-положительной направленности в общении с детьми – нередко проявляется сухой, официальный тон.
3. Неустойчивый тип. Характеризуется ситуативностью отношений при общей эмоционально-положительной направленности. Педагоги нередко попадают под власть своих настроений и переживаний; оценка ребенка и манера поведения такого воспитателя в значительной степени зависят от характера ситуации, сложившейся в данный момент.
4. Открыто-отрицательный тип воспитателя. Характеризуется негативным отношением к детям, к педагогической работе. Всем своим поведением он как бы подчеркивает, насколько он выше детей. Такой педагог создает в группе часто атмосферу постоянной напряженности, сосредоточивает свое внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения.
5. Пассивно-отрицательный тип. Характеризуется скрытой отрицательной направленностью воспитателя к детям. Педагог умеет создавать внешние признаки хорошей организации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен.
Исследования обнаружили связь между типом отношения воспитателей к детям и такими показателями взаимоотношений дифференциации группы, как взаимность выборов и их устойчивость. Так, например, было выявлено, что группе детского сада, где работают воспитатели устойчиво-положительного типа, количество детей с устойчивым благоприятным положением в системе личных отношений значительно выше средних показателей. В то же время в этих группах отмечают наименьшее число детей, занимающих устойчиво неблагоприятное положение.
Сочетание конкретного типа мотивации педагогической деятельности, отношения к детям с определенным уровнем и преобладающим характером поведенческого компонента деятельности определяют, по нашему мнению, педагогический стиль деятельности. Разнообразны стили педагогической деятельности воспитателей детского сада».
Три основных стиля педагогической деятельности не отражают в полной мере разнообразия способов педагогической деятельности с детским сообществом. По результатам исследования В.Н.Белкиной, как минимум, шесть таких стилей можно выделить. При этом индивидуальный стиль педагогического регулирования взаимодействия детей определяется нами как особое индивидуально-своеобразное сочетание методов и приемов включения взрослого в процесс общения и совместной деятельности.
Гармоничный стиль характеризуется гибким использованием педагогом разнообразных воздействий (в том числе и обучающих), предоставлением необходимой самостоятельности детям, привлечением их к обсуждению хода и результатов взаимодействия, умением включиться во взаимодействие детей на правах партнера («стиль мудреца»).
Организаторский стиль – руководство всеми контактами детей, планирование совместной детской деятельности, вмешательство в детские объединения, вызванное излишним стремлением к упорядочению детской жизни, ориентацией в основном на педагогические задачи («стиль лидера»).
Контролирующий стиль отличается от предыдущего тем, что педагог часто предлагает детям самостоятельно сделать что-либо вместе, но наблюдает за каждым шагом детей, боясь детских ошибок («стиль опекуна»).
Деспотичный стиль отражает ориентацию взрослого исключительно на собственные интересы, в том числе интересы профессиональной значимости, эмоциональную неустойчивость в общении с детьми, проявляется в подавлении инициативы детей, требования неукоснительного выполнения собственных указаний. Все это может быть и при наличии «технологической» грамотности («стиль царедворца»).
Либерально-творческий стиль – педагог фактически не предоставляет детям самостоятельности, увлеченно принимая участие во всех детских делах, фантазируя и экспериментируя, ориентируясь на занимательность и не заботясь о целостности развития каждого ребенка («стиль фантазера»).
Либерально-попустительский стиль преобладает в том случае, если педагог не осознает ответственности за ребенка, стремится предоставлять детям максимум свободы, работая с детьми по формуле «сами разберутся и научатся», а иногда не умея предложить детям что-либо интересное («стиль чужака»).
Проблема развития индивидуального своеобразия стиля педагогического поведения взрослого вообще и в процессе регулирования им взаимодействия детей в частности требует особого обсуждения, в том числе и в контексте профессионального обучения будущих педагогов.
«Однако уже сейчас можно говорить о бесспорном преимуществе «положительного гармонического» стиля, когда «положительная мотивация» сочетается с позитивными формами общения с детьми, с высоким уровнем профессиональных умений и навыков.
Воспитание и самовоспитание такого стиля – одно из важных средств повышения эффективности педагогического общения»
Современные педагоги, управляя общением дошкольников, должны осознавать, что каждый ребенок- это личность и наша обязанность: относиться к нему с уважением, принимать его личностные цели и интересы, создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития его способностей, поэтому основополагающим является личностно-ориентированный подход к ребенку, который осуществляется через создание помогающих отношений.
Со стороны взрослого такой тип отношений характеризуется искренностью чувств, принятием и высокой оценкой ребенка, способностью видеть и его мир, и его самого «детскими глазами». В результате ребенок начнет понимать себя и свои особенности, приобретет уверенность в себе, станет творческим человеком, способным реализовать себя, научится понимать и принимать других людей, успешно справляться с жизненными проблемами.
В помощь педагогам для обеспечения работы над построением помогающих отношений с детьми предлагается памятка: «Позиции гуманного отношения к ребенку»
Наше стремление придерживаться этих позиций, поможет избежать авторитарного стиля руководства, и творческая деятельность детей будет протекать более интересно и плодотворно, при этом создается благоприятная атмосфера для общения и коллективной деятельности мальчиков и девочек.

Позиции гуманного отношения к ребенку.

1. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям.
2. Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому позволю детям учить меня.
3. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я есть на самом деле. Поэтому я буду сопереживать ребенку, ценить его, принимать его.
4. Я человек и делаю ошибки. Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности и ошибкам ребенка.
5. Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я поддержу ребенка в его усилиях.
6. Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте. Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.
7. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

Литература:

1. Белкина В. Н. «Педагогическая регулирование взаимодействия детей со сверстниками» Ярославль 2000 г.
2. Белкина В. Н. «Психология раннего и дошкольного детства» Ярославль 1998 г.
3. Бодалев А. А. Личность и общение М. 1983г.
4. Буре Р. С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада 2-е издание М. 1985г.
5. Возрастные особенности психического развития детей / под редакцией Дубровиной И. В., Лисиной М. И., М. 1982г.
6. Галигузова Л. Н., Смирнова О. Е. Ступени общения: от года до шести М. 1996г.
7. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учите детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль 1997г.
8. Коломинский Я., Панько Е. «Что такое педагогическое общение» //журнал «Дошкольное воспитание» 1985 г. №6
9. Леонтьев А. А. Психология общения М. 1997
10. Лисина М. И. «Проблемы онтогенеза общения» Москва 1986 г.
11. Социально-психологическая характеристика группы сверстников детского сада /под редакцией Репиной Т. А. Москва 1986/1987 гг.

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое общение воспитателя ДОУ: его стили и модели

Командин Е.Н.,

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

МБДОУ детского сада № 24 «Звездочка»

г. Пятигорска

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагогическое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому развитию. Для этого ему нужно знать, чего ждут от общения с ним его воспитанники, учитывать изменяющуюся на протяжении детского возраста потребность их в общении со взрослыми, развивать ее. Вступая в общение с детьми в «зоне ближайшего развития», воспитатель может способствовать реализации их потенциальных возможностей. Общение со взрослыми подготавливает появление новых, более сложных видов деятельности. Так, например, деловое общение способствует становлению предметно-орудийной - ведущей в раннем возрасте деятельности; внеситуативно-личностное общение - учебной, ведущей в младшем школьном возрасте (Лисина М. И., 1978).

Форма и содержание педагогического общения воспитателя в значительной степени определяются теми конкретными задачами, которые он пытается решить в процессе руководства деятельностью детей.

Эффективность педагогического общения зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Различные формы воздействия избирает педагог для общения в аналогичных ситуациях с детьми Разного темперамента и возраста. К самым маленьким он чаще выражает особую теплоту, использует ласковые формы обращения, к которым малыш привык в семье. Чуткость и заинтересованность педагог проявляет и в работе с более старшими детьми. Но здесь для создания оптимального характера взаимоотношений от него требуется и умение пошутить, а в случае необходимости - разговаривать
серьезно, строго. Отличается и содержание общения воспитателя с разными детьми - учитываются их интересы, склонности, пол, особенности семейной микросреды.

В процессе взаимодействия с детьми педагог использует как прямые, так и косвенные воздействия.

Обычно под прямыми понимаются воздействия, которые прямо обращены к воспитаннику, так или иначе касаются его поведения, взаимоотношений (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.). Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответствующую организацию совместной деятельности и т. д.

Сущность такого способа воздействия состоит в том, что управляющий не чинит никаких препятствий и не дает никаких указаний в отношении желаемого направления поведения, но он так изменяет окружающие условия, что каждая личность в отдельности выбирает именно ту форму деятельности, которая желательна была управляющему.

Наиболее эффективны в работе с детьми, особенно младшего и среднего возраста, косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игрового общения.

На прогулке дети средней группы катались на деревянных лошадках и самолетах. Особенно их привлекала лошадка, недавно выставленная на участке. Катались, как и договорились договорились с детьми, по очереди - сначала девочки, потом мальчики. Вот подошла очередь и Коли А. Но Люда С. продолжала кататься, уступать лошадку ему и не собиралась. «Это моя лошадка, я буду кататься на ней»,- в ответ на просьбу мальчика резко ответила она. Коля дернул ее за косичку, девочка заплакала и побежала жаловаться воспитательнице. Воспитательница, наблюдавшая за детьми, не стала никого из них ругать. Она подошла с ними поближе к лошадке. «Посмотрите, дети, какая лошадка стала грустная. Наверное, она обиделась на вас. Она не любит, когда дети ссорятся между собой. Ей тогда не хочется их и катать. Лошадка вас с удовольствием покатает, когда вы будете играть дружно, весело. А сейчас лошадка, наверное, уже и устала. Она хочет есть и пить. Давайте покормим ее и напоим, и она вас снова будет катать». Дети с удовольствием откликнулись на предложение воспитателя (из материалов Е. А. Панько).

Вступая в игровое общение, педагог получает возможность экономным путем, без излишнего нажима, морализирования осуществлять руководство деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты.

Оптимальность педагогического общения зависит и от способности воспитателя использовать сказку, искусство как средство косвенного воздействия на ребенка. Правильно организованное педагогическое общение создает наиболее благоприятные условия для развития творческой активности детей. Выявлено, что именно личностно-деловое общение, удовлетворяющее одновременно потребность в сотрудничестве и в сопереживании, взаимопонимании, в наибольшей степени способствует созданию благоприятного психологического климата в детском саду и школе.
Воспитатели руководят деятельностью детей, но формы их воздействий на детей бывают разные. Чаще всего выделяют «демократическую» и «авторитарную» форму руководства. Продуктивность «демократического» и вредность «авторитарного» стиля, недопустимость последнего в работе с детьми была доказана в целом ряде исследовании (А. А. Бодалев, К. Левин, В. С Мухина, Л. Н. Башлакова и др.).

Характеризуя оптимальное педагогическое общение учителя, А. А. Леонтьев справедливо отмечает, что оно «позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя». Такую возможность создает и оптимальное педагогическое общение воспитателя с детьми детского возраста. Интересы, склонности, способности, педагогическое отношение воспитателя находят отражение в стиле его профессионального общения.

Разнообразны стили педагогической деятельности воспитателей детского сада. В настоящее время проводится их изучение. Однако уже можно говорить о бесспорном преимуществе положительного гармонического стиля, когда положительная мотивация сочетается с позитивными формами общения с детьми, с высоким уровнем профессиональных умений и навыков. Воспитание и самовоспитание такого стиля - одно из важных средств повышения эффективности педагогического общения.

В совершенствовании педагогического общения, как и всей деятельности воспитателя, важную роль играет психологический климат в педагогическом коллективе детского сада.

Педагогические стили общения

«ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ»

Воспитатели данной группы в своей деятельности не проявляют четко выраженной направленности в руководстве каким-то определенным видам деятельности детей. Как правило, воспитатели данного типа, безразличны к детям, выполняют свои обязанности формально. И учитывают в работе индивидуальных особенностей ребенка, не предъявляют особых требований к родителям. При оценивании детей исходят из достижений их в бытовой деятельности, при выполнении режимных моментов. Близкий контакт с детьми налаживается с трудом. Высоких успехов в воспитательной работе не достигают.

«ИГРОВОЙ»

Воспитатели этой группы проявляют повышенный интерес к игровой деятельности детей, умеют руководить игрой. В работе часто используют игровое общение. Характерно широкое применение вне ситуативного общения с ребенком, косвенных методов воздействия на него. Проявляется относительно высокий уровень понимания детей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей. При оценивании ребенка прежде всего опираются на его поведение в процессе игровой деятельности умение общаться со сверстниками, не выпускаются из вида достижения ребенка и в других видах деятельности.

«ФОРМАЛЬНО - ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ТИП»

Воспитатели этой группы проявляют нередко достаточно высокую настойчивость и ответственность в выполнении своих функций, требовательны по отношению к ребенку и родителям. В своих взаимоотношениях с детьми и родителями исходят, прежде всего, из формально выдвигаемых требований к ним без учета индивидуальных особенностей, конкретной ситуации, ее своеобразия. Не проявляет при этом тактичности, деликатности, глубокий интерес к внутреннему миру ребенка отсутствует. При общей оценке воспитанника исходят, как правило, из успехов в овладении им бытовой деятельностью, характера выполнения предъявляемых требований, обеспечивающих нормальное протекание режимных моментов. Теплые отношения с детьми возникают не часто.

«ДИДАКТИЧЕСКИЙ»

Для воспитателей этого типа характерна направленность на учебную деятельность.

Нередко показывают высокий и средний уровень мастерства в данной проблеме. При оценивании ребенка чаще всего исходят из достижений его в учебной деятельности. Преобладает деловое общение.

«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ»

Воспитатели этой группы проявляют особый интерес к художественной деятельности детей и ее руководству. Нередко дети, воспитывающиеся у такого педагога, достигают широких результатов в художественной деятельности. В своей работе используют косвенные методы воздействия такие как художественное слово, песни, загадки и т.д.

Модели педагогического общения (А. Таллен)

Модель №1 "СОКРАТ"

Это педагог с репутацией любителя дискуссии, споров, намеренно провоцирующий их в группе детей. Он часто принимает роль "адвоката дьявола", отстаивающего непопулярные взгляды. Ему свойственны высокий индивидуализм, не систематичность в учебном процессе. Из-за постоянной конфронтации, напоминающей перекрестный допрос, дети, в результате, усиливают защиту собственных позиций, учатся отстаивать их.


Модель № 2 "МАСТЕР"

Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию детьми, прежде всего не столько в учебно-воспитательном процессе, сколько в отношении к жизни вообще


Модель № 3 «РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППОВОГО СОГЛАСИЯ"

Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между детьми, отводя себе роль посредника для которого поиск демократического согласия важнее самого результата дискуссии.


Модель № 4 "ГЕНЕРАЛ"

Избегает всяческой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ребенок, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен в практике, чем остальные, вместе взятые


Модель № 5 "МЕНЕДЖЕР"

Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных учебных заведениях и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности группы, индивидуальным подходом к детям, поощрением их инициативы и самостоятельности. Педагог стремится к обсуждению с каждым ребенком смысла решаемой им задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель № 6 "ТРЕНЕР"

Атмосфера общения в группе пронизана духом командной при-надлежности. Дети, как члены единой команды - каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но вместе они могут сдвинуть горы. Педагогу не отводится роль вдохновителя групповых дел, для него главное - конечный результат, блестящий успех, победа.


Модель № 7 "ГИД"

Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами возможные вопросы. Технически безупречен, а именно по этому слишком часто... откровенно скучен.

7 стилей общения педагогов (М. Шеин)

Для ПЕРВОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ характерны активность, контактность и высокая эффективность общения, педагогический оптимизм, опора на позитивный потенциал личности ребенка и детского коллектива, сочетание доброжелательной требовательности и доверия к самостоятельности ребенка, уверенная открытость, искренность и естественность в общении, бескорыстная отзывчивость и эмоциональное принятие партнера, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству, индивидуальный подход в решении педагогических ситуаций. Углубленное и адекватное восприятие и понимание поведения детей, их личностной проблематики, учет полимотивированности их поступков, целостное воздействие на личность и ее ценностно-смысловые позиции, передача опыта, как пережитого знания, высокая импровизационность в общении, стремление к собственному профессиональному личностному росту, достаточно высокая и адекватная самооценка, развитое чувство юмора.


Для ВТОРОГО СТИЛЯ общения характерно подчинение себя задачам профессиональной деятельности, полная самоотдача работе и детям в сочетании с недоверием к их самостоятельности, подмена их усилий собственной активностью, формирование у детей зависимости («порабощение» с благими намерениями), потребность в эмоциональной близости (иногда как компенсация одиночества в личной жизни), отзывчивость и даже жертвенность в сочетании с безразличием к пониманию себя со стороны, отсутствие стремления к собственному личностному росту, низкая степень рефлексии собственного поведения.


ТРЕТИЙ СТИЛЬ - поверхностное, депроблематизированное и бесконфликтное общение с недостаточно четко определенными педагогическими и коммуникативными целями, превращающееся в пассивное реагирование на изменение ситуации, отсутствие стремления к углубленному пониманию учащихся, подмена их ориентации на некритическое согласие (иногда - сведение необходимой дистанции до минимума, панибратства), внешняя формальная доброжелательность при внутреннем безразличии или повышенной тревожности, ориентации на репродуктивную деятельность, стремление соответствовать стандартам (быть не хуже других), уступчивость, неуверенность, недостаток требовательности, лабильная или низкая самооценка.

ЧЕТВЕРТЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - холодная отстраненность, предельная сдержанность, подчеркнутая дистантность, ориентация на поверхностное, ролевое общение, отсутствие потребности в эмоциональной включенности в общение, замкнутость, безразличие к детям и низкая сензитивность к их состояниям ("эмоциональная глухота"), высокая самооценка в сочетании со скрытой неудовлетворенностью процессом общения.


ПЯТЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - эгоцентрическая направленность личности, высокая потребность в достижении успеха, подчеркнутая требовательность, хорошо маскируемое самолюбие, высокое развитие коммуникативных умений и гибкое их использование с целью скрытого управления окружающими, хорошее знание сильных и слабых сторон в сочетании с собственной закрытостью, неискренностью, значительная степень рефлексии, высокая самооценка и контроль.


ШЕСТОЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - стремление к доминированию, ориентация на "воспитание-принуждение", преобладание дисциплинарных приемов над организуемыми, эгоцентризм, игнорирование точки зрения самих детей, нетерпимость к их возражениям и ошибкам. Недостаток педагогического такта и агрессивность, субъективизм в оценках, жесткая их поляризация, ригидность, ориентация на репродуктивную деятельность, стереотипизация педагогических воздействий, низкая сензитивность и рефлексия, высокая самооценка.


СЕДЬМОЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - неприятие общения и своей профессиональной роли, педагогический пессимизм, раздраженно-импульсивное отвержение детей, жалобы на их враждебность и "неисправимость", стремление свести общение с ними к мнимому и проявление агрессии при невозможности его избежать, "эмоциональные срывы", инфантильное возложение ответственности за неудачи в общении на детей или на объективные обстоятельства, низкая самооценка и слабый самоконтроль

Литература:

  1. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А.. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер,2004. -480 с., 2004
  2. Фоминова А.Н., Педагогическая психология
  3. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам ). - М . : Издательство ИКАР . Э . Г . Азимов , А . Н . Щукин . 2009 .
  4. Токпаева М. А. Педагогическое общение - важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 110-112.


Поделиться: