Сказку об экономическая ситуация про деньги. Рыбка оказалась говорящей, оказаться на сковороде ей в этот день совершенно не хотелось, потому она предложила старику бартер – он её отпускает, а она выполняет его любое желание. Дед изумился, и выпустил удиви

Экономическая сказка, а может быть и быль!

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь, а у него на службе был стрелок по имени Андрей.

Пошёл раз Андрей-стрелок на охоту. Целый день по лесу ходил ничего не настрелял. Время к вечеру, идёт обратно, видит – сидит на дереве горлица. «Дай, -думает, -стрельну хоть эту». Стрельнул и ранил. Поднял Андрей с земли горлицу, хотел добить. А горлица ему говорит голосом человечьим: «Не губи меня, принеси домой, посади на окно. Как найдёт на меня дремота, бей наотмашь правой рукой, счастье великое себе добудешь». Удивился Андрей, но послушался. И вот задремала горлица. А он её наотмашь ударил. Упала горлица наземь и обернулась Марье-царевной. Женился на ней Андрей. Живёт в счастье. А службу не забывает: идёт в лес каждое утро, несёт дичь на царский стол: царь жадный мало платит Андрею. За утку – 3 рубля, за зайца – 10 рублей, за кабана – 100 рублей, а олень ещё дороже – 300 рублей. Вот такие расценки у царя! Пожили немного, Марья-царевна и говорит: «Бедно живёшь ты, Андрей! Добудь 100 рублей, да купи шёлку на все деньги, я всё дело поправлю». Послушался Андрей. Пошёл к товарищам, и занял. У первого взял 20 рублей, у второго – 50 рублей, а у третьего остальные. /сколько?/. Накупил пять видов шёлка и принёс жене. Марья-царевна взяла шёлк и говорит: «Ложись спать, утро вечера мудренее». Андрей лёг спать, а Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковёр, какого в целом мире не видать, на нём всё царство-государство расписано.

На утро Марья-царевна отдаёт ковёр мужу: «Понеси на гостиный двор, продай купцам, своей цены не запрашивай, а что дадут, то и бери». /каковы функции купцов, посредников?/

Подбегает один купец: «Послушай, сколько просишь за ковёр?». «Ты торговый человек, ты и цену давай», говорит Андрей.

Думал, думал купец – оценить не может.

Подскочил другой, третий – образовалась толпа великая купцов, диву даются, а оценить не могут. Тут едет царский советник. Увидев толпу, решил узнать, о чём купечество толкует. Вышел из кареты, насилу пропихался через толпу и спрашивает: «О чём, купцы заморские речь у вас?».

«Так и так, ковра оценить не можем», -шумят купцы. –Посмотрел на ковёр советник, глядит на ковёр и диву даётся.

Кто сделал это диво – дивное?

- «Жена моя»,- говорит Андрей.

Сколько тебе за него дать?

А я и сам не знаю, жена велела не торговаться. Сколько дадут – то и наше.

Ну, вот тебе, стрелок, 10 тысяч рублей.

/Сколько денег заработала Марья- царевна?/

Андрей взял деньги и пошёл домой. А советник поехал к царю и показывает ему ковёр. Царь взглянул и ахнул: всё царство на ковре.

Отдай ковёр, советник!

Ну, что хочешь, а ковёр тебе не отдам! /Что такое торговая наценка?/

Ну, что ж, тогда продавай ковёр!

Вынул царь 20 тысяч и отдал советнику. /Сколько заработал советник за посреднические услуги?/

- «Ничего, - думает советник, - я себе ещё лучше закажу».

Вопросы.

1.Что такое плата за труд? Какова она у Андрея? У Марьи – царевны?

2.Сколько денег взял Андрей в долг у третьего товарища?

3.Каковы функции купцов?

4.Какую прибыль за посредническую деятельность при продаже ковра получил царский советник?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс. Многоярусная экономика. Экономический продукт и экономические циклы.

урок для 7 класса по экономике. Рассматриваются понятия ВВП,ВНП, многоярусность современной экономики, экономический рост....

Методическая разработка учебной темы "Экономические системы" на различных ступенях экономического образования школьников

Презентация....

« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»

« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»...

Интересная заметка Edward L. Glaeser в ньюйорктамсовском блоге " Еconomix ". Автор, отрекомендовав себя экономически мыслящим родителем, задается вопросом как учить экономике (или по крайней мере экономности) своих детей... и обращается к теме поиска экономического смысла в детских сказках.
К счастью, столь любимые детьми истории могут служить блестящей иллюстрацией основных положений экономической науки. Многие сказки уже включают в скрытые экономические наставления, а родителям только и остается сформулировать их вместе с моралью, закрывая книгу.

Возможно, самый известный пример очаровательной экономики является -в-очарование является «Волшебник Изумрудного города » (в англоязычном девичестве: «Волшебник страны Оз»). Эту книгу ваще можно рассматривать как не очень завуалированную аллегорию, описывающую финансовые дебаты популистского толка, денежно-кредитную политику США в конце XIX века. Там есть фермер, пролетарий, споры о соотношение унции золота и денежной массы.

Однако, в произведении слишком много примеров нерациональных экономических действий. Так, одной из центральных идей сказки является свободный выпуск большого числа серебряных монет, что, конечно, сразу может напомнить нам о политике, стимулирующей инфляцию.

Не менее интересными с точки зрения обучения детей экономике представляется сказка «Три Поросенка ». Она рассказывает не только о том, что качественные стройматериалы гарантируют надежность и безопасность, но и о том, какую роль играют разумные инвестиции, приносящие отдачу и признание в подходящий момент.

Сказка «Джек и Бобовое Дерево » повествует о том, что авантюрные предприятия все же могут неожиданно принести большой доход, но также несут риск быть съеденным гигантом.

Есть сказки, где показана важная роль сотрудничества. Коллективное взаимодействие играет решающую роль в «Бременских музыкантах ».

Первой же работой об экономическом подтексте сказок у Эдварда Глазера была статья о сказке «Золушка », опубликованная в научном журнале.
Он пытался объяснить, почему «инвестируют» только в двух дочерей, хотя экономические стандарты зачастую пропагандируют более равномерное распределение ресурсов. Сама история объясняет этот факт гипотезой о произволе "злой мачехи", которая решает игнорировать интересы Золушки в пользу своих дочек. Автор блога предлагает другое объяснение: предложение на рынке браков было слишком ограниченным, тем более, что принц вообще был единственным. В таком случае победитель может быть тоже только один, и, с экономической точки зрения, действительно лучше сократить число конкурентов, в которых стоит инвестировать. И в этом смысле мачеха из сказки «поставила не на ту лошадку», но это делает ее действия неразумными, а не злономеренными.

А я подумал: а на примере каких русских сказок можно объяснить экономическую логику. Пошарил в памяти.

Я когда то « » разъяснил. Но это про отношение с женщиной. В крайнем случае, про агрессивный маркетинг. А вот чисто правовой экономической логики нормально функционирующего рынка… Может вы подскажете?

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№48 «Золотой петушок»

Педагогический проект

«Королева Экономика»

г. Нижневартовск

Педагогический проект

Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников.

«Королева Экономика»

Цель: развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению.

Задачи:

Расширить круг представлений о мире, человеческих отношениях;

  • развитие в ребенке понимания внутреннего мира людей;
  • пробудить фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Продолжительность проекта:

долгосрочный (2 года старший дошкольный возраст).

Паспорт проекта

Тип проекта – познавательный

По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности

По характеру участия – ребенок участник

По количеству участников – групповой

Форма представления – презентация

Актуальность проекта :

Экономико-образовательная деятельность помогает детям понимать и ценить окружающий и предметный мир, приобретать с детства способы и формы разумного поведения, умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка . «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Мы осуществили анализ литературы по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура».

Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты применения разнообразных методических приемов работы со сказкой и др. (В.Я. Пропп, Дж. Родари, Л.А. Вепгер, В. Кудрявцев, Л.М. Гуревич, Н.А. Рыжова, Л.Б. Фесюкова, А.Д. Кошелева, А. Удо- венко, О.Н. Сомкова, О.В. Акулова и др.).

В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально- правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю» (Лихачев Б.Т. Рыночные отношения и воспитание // Воспитание школьников. 1991, № 5. С. 56). Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития порядочных взаимоотношений. Искреннее отношение взрослых к кому или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах. Замечается деятельное стремление оказать взаимопомощь и поддержку. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности.

Представление о нравственности у дошкольников богаче и правильнее, чем их поведение. Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому задачей родителей и педагогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек. Самое главное, утверждает А.С. Белкин, помнить, что нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, а формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков. «Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна» (Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000).

Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать тот факт, что отношения между людьми строятся на основе моральных норм, при этом отношение дошкольников к моральным нормам отличается следующими особенностями: большим интересом к содержанию моральных правил поведения, отсутствием негативного отношения к правилам морали, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим (см. там же).

Аналогичные выводы были сделаны Л. Кольбергом, исследовавшим отношение детей к моральным дилеммам. В проводимом им эксперименте ребенок ставился в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, участником которой не был, но мог оценить положение человека, для которого следование нормам морали оборачивалось конфликтом с окружающими людьми, противоречило их интересам. Детям нужно было оценить конкретный поступок человека как хороший или плохой. Результаты исследования показали, что для ребенка дошкольного возраста «вести себя правильно» значит «отвечать ожиданиям других, доставлять другим радость» (Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд. центр «Академия»; Раритет, 1997. С. 497). Эта ориентация на правильность как соответствие некоторому образцу (поведения, чувства, действия) делает дошкольников сензитивными к усвоению моральных требований, к сознательному освоению норм нравственности.

А мы считаем, что именно сказка позволяет педагогам формировать нравственные взгляды детей.

У сказки множество функций:

Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

Расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

Способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

Пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

Помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.

Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого развития дошкольников (О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Л.М. Гуревич, О.Н. Сом- коваи др.), математического развития (Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Л. Новикова, Л.Н. Вахрушева и др.), экологического образования (Н.А. Рыжова, Е.Н. Синицына, Р.Ю. Посылкииа и др.).

Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой и др. доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.

Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1.Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.

2.Разработать методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.

Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини- программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский, О.Н. Меньшикова, Т.А. Попова, Л.В. Кнышова, ТА. Смирнова и др.). Сказки указанных авторов в основном предназначены для детей младшего школьного возраста, так как они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.

Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:

Использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;

Организация комплексной работы со сказкой;

Создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их
удовлетворения;

Сказки, отражающие труд людей;

Сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.;

Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо – культурную позицию ребенка.

Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний мы так же использовали народные и авторские сказки:

1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.

Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

2.Чтение и обсуждение сказок о труде.

Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.

3.Чтение и обсуждение сказок о бартере.

Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».

4.Чтение и обсуждение сказок о деньгах.

Народных: «Лиса и козел».

6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.

Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».


ГОКУ «Школа-интернат р.п. Квиток»

Занятие:

«Экономика в сказках»

6 класс

воспитатель Трохимчук Т.Г.

2018 год.

Цель

Программные задачи:

Образовательные:

-

-

2. Развивающие:

-

-

- 3.Воспитательные:

Воспитывать

» Сказки –

«Мужик и медведь» .

Материал и оборудование

Посмотрели на гостей, сели правильно. Отвечать на вопросы когда вас спросят и уметь слушать других.

Организационный момент:

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные!

Дети:

Воспитатель:

Для чего нужны деньги?

Дети:

Воспитатель:

Ответы детей : «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик», «Сказка о Попе и его работнике Балде».

Воспитатель:

Кто прочитает тему занятия?

Тема: «Экономика в сказках»

-

Я вас прошу быть внимательными.

Сказка «Три поросёнка»

Ситуация 1 .

Вопросы к детям:

Подумайте и скажите зарплата для поросят это что? (Доход)

Ситуация 2. Ребята внимательно слушаем.

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Расход? Прибыль?

Что такое расход?

Деньги, Расход.

Ситуация 3 . Ребята внимательно слушаем.

Подумайте и скажите это, что? Как можно сказать одним словом? (Потребности)

потребности (надо)

(Раздать карточки детям для в группах работы)

Расход семьи : (в месяц)

    Оплата за воду – 20 руб.00к.

    Покупка дров - 19 руб.20к.

расход: 1000 рублей

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

? Расход

Д Р , Д

Бюджет семьи:

Доход 1500руб.90к.

Расход - 1000 руб.00к .

500 руб.90к. (Сбережения?)

«Три поросенка». Ребята внимательно слушаем.

Ситуация 4.

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?

Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление, подарок, сбережение?

Что такое денежное накопление (сбережение )? Когда оно появляется?

Когда - Экономишь

Какое слово запишем в экономический словарь? Сбережения.

: раздать детям Экономические задачи, решить самостоятельно.

- Будьте внимательны.

    Экономическая задача - по электроэнергии

Бабушка девочку очень любила

Шапочку Красную ей подарила

Девочка имя забыла своё

А, ну-ка ребята вспомним его? (Красная шапочка)

В:

В:

Продолжение сказки «Красная шапочка»

После того как охотники спасли бабушку и Красную Шапочку от волка, бабушка стала жить вместе с Красной Шапочкой и её мамой. Мама стала работать в детском саду воспитателем и получать за свой труд зарплату. Красная шапочка: учится шить одежду и за хорошую учёбу получать - стипендию. Бабушка уже не работает, но зато что она много лет проработала на фабрике, она теперь получает пенсию. И семейный бюджет позволяет Красной Шапочке, маме и бабушке ездить отдыхать на море всей семьей.

В: Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».

В: Потребности - это всё то, в чем нуждаются все сказочные герои и люди.

В:

В : Как вы думаете ,

В:

Заключительная игра:

Дидактическая игра: « Доход - расход»

Я начну, а вы кончайте

Мама получила зарплату- доход

Бабушка заболела- расход

Выиграла приз -доход

Потеряла кошелёк -расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

- Поиграем в игру: «Дорого, дёшево» Я буду говорить вам Крылатые выражения, фразы.

ДОРОГО ДЁШЕВО

На вес золота

За бесценок

По божеской цене

Не подступиться

Цена кусается

Не по карману

По сходной цене

Подведение итогов.

Вопрос:

И на этом наше занятия закончилось, спасибо за внимания.

Занятие: «Экономика в сказках» 6 класс.

Цель : познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со сказками и её героями.

Программные задачи:

Образовательные:

- закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход.

- познакомить с экономическим понятием: потребность « Хочу» и « Надо».

2. Развивающие:

- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления,

- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас,

- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение. 3.Воспитательные:

Воспитыватьлюбознательность в процессе познавательно - деятельности

Формировать положительные взаимоотношения детей.

Предварительная работа: « Чтение художественной литературы » Сказки –

«Три поросёнка» английская сказка, «Петушок и бобовое зернышко» - русская народная сказка, «Как старик корову продавал» С. Михалков, «Золотой ключик или приключения Буратино», «Трое из Простоквашино», «Красная шапочка» Ш. Перро,

«Мужик и медведь» .

Материал и оборудование . Презентация, карточки с заданиями, загадки, отрывки сказок на новый лад, карточки - сочини продолжения сказки «Красная шапочка» используя такие слова (Зарплата, стипендия, труд, пенсия, семейный бюджет и т.д.; Экономический словарь - где будут делать записи.

Звучит музыка из кинофильма «Приключения Буратино» песенка Лисы Алисы.

Организационный момент:

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные!

Дети: Деньги, монеты (рассматривание монет разных стран: Крона- Чехия, Казахстан – тенге, Украина- гривна, Россия- рубль) Страны Евро союза- евро.

Воспитатель: Правильно, ребята, ответьте мне на второй вопрос.

Для чего нужны деньги?

Дети: Покупать товар, копить, класть в банк, давать в долг, коллекционировать.

Воспитатель: Совершенно верно. Деньги нужны людям, в без них прожить невозможно.

А вспомните, пожалуйста, героев сказок, мультфильмов, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги.

Ответы детей :

Воспитатель: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов. Вот видите, даже сказочные персонажи живут, так же как и люди. Хотите получше узнать о них? Давайте отправимся со сказочными героями в мир Экономики.

Кто прочитает тему занятия?

Тема: «Экономика в сказках»

Ребята обратите внимания, что у вас лежит на краю стола.

- Экономический словарь, в него вы будете записывать слова, а какие вы узнаете во время занятия.

Я вас прошу быть внимательными.

Сказка «Три поросёнка»

Ситуация 1 .

Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Три брата поросёнка были очень трудолюбивые, они работали на стройке. И за свой труд получали зарплату. Накопили денег и решили построить дом.

И вот заспорили поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф советует строить дом из кирпича.

Вопросы к детям:

Подумайте и скажите зарплата для поросят это что?

Наводящие вопросы: А деньги что они приносят людям?

Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?

Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили в Сибири?

Ситуация 2. Ребята внимательно слушаем.

Долго спорили три поросенка и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили все необходимые для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди, и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, и были очень довольны.

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?

Израсходованные деньги – это Доход? Расход? Прибыль?

Что такое расход?

Какое слово запишем в экономический словарь? Деньги, Расход.

Ситуация 3 . Ребята внимательно слушаем.

Живут поросята в новом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, покупают дрова.

Подумайте и скажите это, что? Как можно сказать одним словом?

Перед поросятами встала серьезная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для оплаты, и приступили к расчетам. Поросята успешно справились с задачей, но и увидели свои потребности (надо)

(Раздать карточки детям для работы в группах)

Расход семьи : (в месяц)

    Покупка продуктов питания - 300 руб.00к.

    Покупка одежды, обуви - 500 руб.00к.

    Оплата за электроэнергию – 150 руб.00к.

    Оплата за воду – 20 руб.00к.

    Оплата за телефон - 10 руб.80к.

    Покупка дров - 19 руб.20к.

расход:

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Как можно назвать деньги, потраченные поросятами? Расход

Назовите, в каком случае можно сказать об экономии денег:

Подумайте и скажите. О какой семье можно сказать, что они хорошо живут.

Д Р , Д

Учет доходов и расходов каждой семьи в течение недели, месяца или даже года – это Семейный бюджет.

Самостоятельное решение на карточках (Индивидуальная работа)

Бюджет семьи:

Доход 1500руб.90к.

Расход - 1000 руб.00к .

500 руб.90к.

«Три поросенка». Ребята внимательно слушаем.

Ситуация 4.

Пришел однажды Волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в нее. А в шкатулке большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?» - удивленно спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведем учет семейных расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», - с гордостью сообщили поросята.

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?

Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление, подарок, сбережение?

Что такое денежное накопление (сбережение )? Когда оно появляется?

Когда - Экономишь

Какое слово запишем в экономический словарь? Сбережения.

- Поросята рассказали Волку разные истории : Экономические задачи, решить самостоятельно.

- Будьте внимательны.

    Экономическая задача - по электроэнергии

Это было однажды Ниф-Ниф когда уходил на работу, забыл выключить свет.

Какой ущерб нанес семейному бюджету Ниф-Ниф, если за час использования электроэнергии поросята платили 3 рубля, а свет горел 8 часов?

Решение: ________________________________

    Экономическая задача - о воде.

Как-то у поросят сломался кран, они его быстро починили. Но посчитали если:

При неисправности крана, с самой тонкой струйкой за сутки может уйти в канализацию до 15 литров питьевой воды. Сколько литров питьевой воды уйдет в канализацию за месяц (30 дней)?

Решение: ______________________________________

Бабушка девочку очень любила

Шапочку Красную ей подарила

Девочка имя забыла своё

А, ну-ка ребята вспомним её? (Красная шапочка)

В: Вы помните, что случилось с Красной шапочкой? (Ответы детей)

В: А как же сказка закончилась? (Ответы детей)

А давайте вы сочините сказку на новый лад используя такие слова: Труд, зарплата, стипендия, пенсия, семейный бюджет: расход, доход.

(Дети рассказывают свои сказки).

Предлагаю свой вариант сказки «Красная шапочка »

После того как охотники спасли бабушку и Красную Шапочку от волка, бабушка стала жить вместе с Красной Шапочкой и её мамой. Мама стала работать в детском саду воспитателем и получать за свой труд зарплату. Красная шапочка : учится шить одежду и за хорошую учёбу получать - стипендию. Бабушка уже не работает, но зато что она много лет проработала на фабрике, она теперь получает пенсию. И семейный бюджет позволяет Красной Шапочке, маме и бабушке ездить отдыхать на море всей семьей.

А как вы думаете, почему они могут позволить ездить отдыхать на море?

    Заключительная игра:

Дидактическая игра: « Доход - расход»

Я начну, а вы кончайте

Хором мне не отвечайте: доход или расход

Мама получила зарплату- доход

Бабушка заболела- расход

Выиграла приз -доход

Потеряла кошелёк -расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

Из чего состоит семейный бюджет? (Ответы детей) дохода и расхода.

Поиграем в игру: «Дорого, дёшево»

ДОРОГО ДЁШЕВО

На вес золота

За бесценок

По божеской цене

Не подступиться

Цена кусается

Не по карману

По сходной цене

В: Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».

В: Потребности - это всё то, в чем нуждаются все сказочные герои и люди.

В: А вы, знаете, что есть потребности без которых нельзя прожить, их называют потребностями « Надо» т.е то что нужно каждому человеку,

В : Как вы думаете , какие это потребности – назовите? (Ответы детей) Продукты питания, одежда. обувь, оплата электричество, покупка дров, оплата за вода

В: Есть потребности, без которых можно обойтись их называют потребностями

« Хочу» - Путешествия, покупка телефона, домашнего кино-тетра, бытовой техники для кухни. Без чего может прожить человек.

Подведение итогов: Ребята мы сегодня в экономический словарь записывали слова .

Деньги, расход, доход- семейный бюджет, потребность.

Угадайте, что в «Шкатулке» (находятся шоколадные монеты)

Вопрос: Их делают из разного материала, у одних людей их много, а у других - мало, в разных странах их называют по-разному. Что это такое? (деньги)

Елена Домарева
Воспитание экономических знаний у дошкольников посредством сказки

Не так давно об экономике не было речи в дошкольном образовании . В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования , встает вопрос об экономическом образовании дошкольников . Приобщение ребенка к миру экономической действительности-одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешние дошкольники будут жить в веке не простых социальных и экономических отношений . Это потребует от них умения правильно ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Изучив разные технологии и опыт, содержание экономических знаний я разделила по пяти основным темам : моя семья (семейная экономика ) мир денег (деньги, цена) мой город (производство полезных товаров) мир товаров (основы маркетинга) моя страна (рессурсы) Осваивая эти темы. Дошкольники знакомятся с семейной экономикой , продуктами труда и их производителями, с окружающим миром вещей, людей, природы на региональном материале. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, сделать процесс познания экономики интересным , доступным. Главное-говорить ребенку о сложном мире экономики на языке , ему понятном. Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике , значительное место мы отводим сказке . Сказка -литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Я использую как авторские сказки , так и народные. Народные сказки , содержащие вековой экономический опыт народа , используется для воспитания таких экономических качеств личности , как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и другие. В них экономическое воспитание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, способность ориентироваться в ситуации поиска. Приведу несколько примеров из накопленного опыта при роботе со сказкой . Например, тема- «Бюджет семьи» . Цель : познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета : пенсией, зарплатой, стипендией. Знакомиться с этой темой можно на примере сказки «Репка» . Для этого делаем модель семейного бюджета в виде круга с изображением героев этой сказки и карточки с символическими изображениями денег (например, небольшие круги) . Предлагаю вспомнить сказку и ее героев . Далее рассказываю сказку с точки зрения экономических понятий . В этой семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию (на круг накладываются карточки с тремя кругами) . Пенсия-это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. Внучка учится и за свой труд (учеба-тоже труд) получает стипендию (карточка с одним кругом) . Стипендия-это тоже деньги. Собака, кошка, мышка живут с бабушкой и дедушкой. Они не работают и не получают никаких денег (пустая карточка) . В городе живут мама и папа. Папа трудится в строительной фирме и за свой труд получает зарплату (карточка с шестью кругами) . Зарплата-это деньги, получаемые за работу. Зарплата-это оплата труда за месяц (неделю, день) . Мама тоже работает на кондитерской фабрике и получает зарплату (карточка-четыре круга) . Модель постепенно заполняется карточками, и дети наглядно видят составляющие бюджета этой семьи. Почему так говорят? «Каков работник, такова и плата» . По модели можно сосчитать деньги, заработанные членами семьи. По этой сказке и модели можно объяснить, как изменяется бюджет, если, например, кошка съест мышку (не изменится, или мама в этом месяце не получила зарплату, потому что болела. Как изменится бюджет семьи? При знакомстве с понятием «доход» , я опираюсь на сказку «Колобок» . Цель : дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение) . Дети вспоминают сказку , ее героев. Воспитатель рассказывает : жили-были дед и баба. Они получали пенсию (карточки) и все было у них хорошо. Однажды дед попросил бабку испечь ему колобок. Баба испекла и положила на окошко остужать. Колобок остыл, спрыгнул с окошка и покатился по дорожке. По дороге ему встретился серый волк. Колобок спел свою песенку волку, она очень понравилась, и он дал ему монетку, спел медведю, тот тоже дал монетку. Вечером Колобок вернулся к бабушке и дедушке и отдал им заработанные деньги (карточки) . Как вы думаете, увеличился или уменьшился доход семьи? Почему? Но однажды Колобок повстречал на своем пути Лису. Она послушала его песню, но была голодная и хитрая, она съела Колобка. Теперь доход семьи как изменился? При изучении темы «Расход. Виды расходов» можно использовать сказку «Теремок» . Цель : дать представление о сущности расходов, показать их разнообразие. Дети подводятся к пониманию, что сущность расходов-удовлетворение потребностей (нужд) человека. Поселились в теремке мышка, лягушка, заяц, волк, медведь. Они жили дружно и все работали. Мышка-швеей, лягушка-водолазом, заяц-почтальоном, лиса-поваром, волк-шофером, медведь-строителем. Получив зарплату, они решили сделать необходимые покупки. Медведь решил, что продукты питания-самое необходимое, их надо купить, как можно больше и всю зарплату истратил на покупку продуктов. Мышка на сыр, лягушка на кока-колу, заяц на сладости, волк на запчасти. Лиса хотела купить себе кафе, чтобы кормить всех зверей. Она долго копила деньги и смогла это сделать. Кто из зверей правильно использовал заработанные деньги? Почему? На основе сказки «Трое из Простоквашино» мы знакомим детей с темой «Сбережения» . Кот Матроскин не тратил деньги, а складывал в копилку. Накопив много денег, купил корову. Сбережение-это накопление денег. Для чего нужны копилки? Зачем люди копят деньги, делают запасы? При ознакомлении с темой «Валюта» используем сказочного героя Карлсона , который путешествует по разным странам с денежкой-рублем, но нигде не может купить варенье, так как в разных странах свои деньги. Украина-гривна, Белоруссия-зайчики, европейская валюта-евро. Валютой называют денежную единицу (деньги) . Используя сказку с Кощеем бессмертным, вводим понятие- «сберегательный банк» . В его роли выступает дворец Кощея. Его сундук (со смертью) –сейф, где хранят свои богатства баба Яга, змей Горыныч, сам Кощей-банкир, то есть хозяин банка. Для темы «Обмен» (бартер) выбираем сказку «Иван-царевич и серый волк» . Для того, чтобы привезти отцу Жар-птицу, Ивану требовалось добыть коня, королеву Елену, то есть совершить обмен. Таким образом мы видим, что любое экономическое понятие можно передать через сказку . Конечно, разные экономические понятия можно связать в одной сказке , продолжая ее на следующем занятии. Но на практике я убедилась, что разные сказки более привлекают детей, становятся понятными для тех детей, которые пропускают занятия. Использование такого материала дает нам возможность придать обучению развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания , развивать у них интерес к экономическим знаниям , сделав их более доступными и понятными. В результате проведенной работы, убеждаешься в том, что дети свободно оперируют экономическими понятиями в общении друг с другом, применяют полученные экономические знания в своих повседневных играх.

Публикации по теме:

Правовое воспитание старших дошкольников через игру. Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек.

План работы по самообразованию на 2014-2015 учебный год воспитателя средней группы «Почемучки» Голубевой Оксаны Александровны Тема: Воспитание.

1. Актуальность проекта В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму.

Конспект занятия «Обогащение детской деятельности элементами экономических знаний» Конспект занятия «Обогащение детской деятельности элементами экономических знаний» ДОУ № 17 г. Климовска.

Конспект занятия для средней и старшей групп ДОУ Тема: «Мастерами русскими славится земля». Цель: Формировать и развивать основы художественной.

Патриотическое воспитание дошкольников через народные и православные праздники Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из.

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто.

Развитие самосознания дошкольников через экологическое воспитание. Природа! Восхищение его – сострадание к ней, сохранение и охрана её.

Поделиться: