Самые шокирующие традиции разных стран в отношении женщин. Права женщины в разных странах

В современном мире одной из наиболее актуальных в политической, экономической, социальной жизни общества является проблема равенства и неравенства полов. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года гласит:«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Однако женщины сегодня составляют одну из уязвимых категорий общества, нуждающуюся в международной и внутригосударственной защите. Насколько же реально воплощенными являются права женщин в современном мире?

Несомненно, в прошлом веке был совершен огромный скачок вперед в борьбе за права женщин. Во многих странах женщины добились права избирать и быть избранными в органы власти, получили экономическую и социальную независимость, немыслимую 100 лет назад. В ряде стран были приняты законы, установившие запрет на дискриминацию по признаку пола.

Однако практически повсюду в мире по-прежнему сохраняется огромная пропасть между социальным и экономическим положением женщин и мужчин, женщины остаются наиболее уязвимыми в различных жизненных ситуациях.

Так, именно женщины составляют большую часть беднейшего населения планеты, среди них наиболее распространена безграмотность. Рабочий день женщины зачастую более длительный, чем день мужчины (в некоторых странах Азии и Африки на 13 часов), при этом заработная плата женщин меньше. По данным ЮНИСЕФ, каждый год более 1 млн. девочек умирает в младенчестве только потому, что они родились женщиной. Во многих странах женщины не обладают равными юридическими правами с мужчинами, и в полицейских участках, и в залах судебных заседаний с ними обращаются не должным образом. Женщин продают и покупают в ходе официально не признанной, но реально существующей международной работорговли в домашних и сексуальных целях. Ужасающие формы приобретает насилие в семье в разных странах. Как правило, женщины составляют большую часть всех беженцев и перемещенных лиц по время вооруженных конфликтов.

Осознание масштабов этих проблем крайне важно для решения ситуации на внутригосударственном уровне. Такое положение дел нередко является результатом распространенной дискриминации в семье, в обществе, на работе. Дискриминация по отношению к женщинам сохраняется благодаря наличию стереотипов сознания (как у мужчин, так и у самих женщин), мифов, культурных обычаев и представлений, ущемляющих женщину (см. более подробно в разделе – кабинет психолога)

Безусловно, международное сообщество выражает озабоченность таким положением дел. В настоящее время разработаны и действуют международные стандарты, закрепляющие права женщин. Важнейшими из них являются: Устав ООН, утвердивший принцип равенства прав женщин и мужчин, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и другие.

В 1993 году на Всемирной конференции ООН по правам человека была принята Венская декларация и Программа действий. В этих документах было провозглашено, что права женщин являются неотъемлемой составной частью прав человека в целом и подчеркнута необходимость искоренения насилия в отношении женщин в публичной и частной жизни. А IV Всемирный конгресс женщин, собравшийся в 1995 году в Пекине (189 стран) принял ещё 2 документа - Пекинскую декларацию и Платформу действий. Государства взяли на себя обязательства обеспечивать женщинам и девочкам возможность полностью пользоваться всеми правами человека, принимать все необходимые меры по ликвидации всех форм дискриминации.

Полное и равное участие женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными целями международного сообщества. В различных договорах по правам человека содержатся требования к государствам-участникам о соблюдении закрепленных в этих договорах, прав без какой бы то ни было дискриминации, в том числе по признаку пола. В частности такое положение предусмотрено в статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, а в статье 3 содержится дополнительное требование, предусматривающее, что государства-участники должны обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте.

Еще одним правовым документом, в котором рассматриваются права женщин, является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая была принята ООН в 1979 году и вступила в силу в 1981 году. Конвенция расширяет положения других международных правовых актов, направленных на прекращение дискриминации в отношении женщин. Дает определение самому понятию «дискриминация в отношении женщин» (ст.1) - любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной и любой другой области.

Согласно статье 2 Конвенции, государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются:

а) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа;

b) принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин;

с) установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;

d) воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;

е) принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;

f) принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин;

g) отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.

Контролирует реализацию данной Конвенции специально созданный Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 23 эксперта, собираются 2 раза в год и изучают положение женщин в разных странах по средством анализа докладов государств-участников).

10 декабря 1999 года был открыт для подписания Факультативный протокол к Конвенции, в котором была предложена процедура для рассмотрения Комитетом индивидуальных или межгосударственных жалоб. Российская Федерация подписала и ратифицировала Конвенцию и Факультативный протокол к ней.

В современном мире одной из наиболее актуальных в политической, экономической, социальной жизни общества является проблема равенства и неравенства полов. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года гласит:«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Однако женщины сегодня составляют одну из уязвимых категорий общества, нуждающуюся в международной и внутригосударственной защите. Насколько же реально воплощенными являются права женщин в современном мире?

Несомненно, в прошлом веке был совершен огромный скачок вперед в борьбе за права женщин. Во многих странах женщины добились права избирать и быть избранными в органы власти, получили экономическую и социальную независимость, немыслимую 100 лет назад. В ряде стран были приняты законы, установившие запрет на дискриминацию по признаку пола.

Однако практически повсюду в мире по-прежнему сохраняется огромная пропасть между социальным и экономическим положением женщин и мужчин, женщины остаются наиболее уязвимыми в различных жизненных ситуациях.

Так, именно женщины составляют большую часть беднейшего населения планеты, среди них наиболее распространена безграмотность. Рабочий день женщины зачастую более длительный, чем день мужчины (в некоторых странах Азии и Африки на 13 часов), при этом заработная плата женщин меньше. По данным ЮНИСЕФ, каждый год более 1 млн. девочек умирает в младенчестве только потому, что они родились женщиной. Во многих странах женщины не обладают равными юридическими правами с мужчинами, и в полицейских участках, и в залах судебных заседаний с ними обращаются не должным образом. Женщин продают и покупают в ходе официально не признанной, но реально существующей международной работорговли в домашних и сексуальных целях. Ужасающие формы приобретает насилие в семье в разных странах. Как правило, женщины составляют большую часть всех беженцев и перемещенных лиц по время вооруженных конфликтов.

Осознание масштабов этих проблем крайне важно для решения ситуации на внутригосударственном уровне. Такое положение дел нередко является результатом распространенной дискриминации в семье, в обществе, на работе. Дискриминация по отношению к женщинам сохраняется благодаря наличию стереотипов сознания (как у мужчин, так и у самих женщин), мифов, культурных обычаев и представлений, ущемляющих женщину (см. более подробно в разделе – кабинет психолога)

Безусловно, международное сообщество выражает озабоченность таким положением дел. В настоящее время разработаны и действуют международные стандарты, закрепляющие права женщин. Важнейшими из них являются: Устав ООН, утвердивший принцип равенства прав женщин и мужчин, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и другие.

В 1993 году на Всемирной конференции ООН по правам человека была принята Венская декларация и Программа действий. В этих документах было провозглашено, что права женщин являются неотъемлемой составной частью прав человека в целом и подчеркнута необходимость искоренения насилия в отношении женщин в публичной и частной жизни. А IV Всемирный конгресс женщин, собравшийся в 1995 году в Пекине (189 стран) принял ещё 2 документа - Пекинскую декларацию и Платформу действий. Государства взяли на себя обязательства обеспечивать женщинам и девочкам возможность полностью пользоваться всеми правами человека, принимать все необходимые меры по ликвидации всех форм дискриминации.

Полное и равное участие женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными целями международного сообщества. В различных договорах по правам человека содержатся требования к государствам-участникам о соблюдении закрепленных в этих договорах, прав без какой бы то ни было дискриминации, в том числе по признаку пола. В частности такое положение предусмотрено в статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, а в статье 3 содержится дополнительное требование, предусматривающее, что государства-участники должны обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте.

Еще одним правовым документом, в котором рассматриваются права женщин, является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая была принята ООН в 1979 году и вступила в силу в 1981 году. Конвенция расширяет положения других международных правовых актов, направленных на прекращение дискриминации в отношении женщин. Дает определение самому понятию «дискриминация в отношении женщин» (ст.1) - любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной и любой другой области.

Согласно статье 2 Конвенции, государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются:

а) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа;

b) принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин;

с) установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;

d) воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;

е) принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;

f) принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин;

g) отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.

Контролирует реализацию данной Конвенции специально созданный Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 23 эксперта, собираются 2 раза в год и изучают положение женщин в разных странах по средством анализа докладов государств-участников).

10 декабря 1999 года был открыт для подписания Факультативный протокол к Конвенции, в котором была предложена процедура для рассмотрения Комитетом индивидуальных или межгосударственных жалоб. Российская Федерация подписала и ратифицировала Конвенцию и Факультативный протокол к ней.

Всемирный экономический форум ежегодно публикует рейтинг стран по гендерному неравенству. В 2013 году Саудовская Аравия оказалась десятой с конца, за ней идут Мали, Марокко, Иран, Кот-д"Ивуар, Мавритания

Индекс гендерного разрыва по версии Всемирного экономического форума-2013. Самое большое правовое неравенство между мужчиной и женщиной существует в странах, обозначенных красным и оранжевым цветами

Женщины Саудовской Аравии сели за руль в знак протеста против отказа властей выдавать им водительские права. Таким образом, они бросили вызов не только давним ограничениям, но и всей системе законов, основанной на гендерных признаках. Саудовская Аравия считается самой жёсткой в этом смысле страной.

Однако, согласно одному исследованию, в мире есть несколько стран, где права женщин ущемляются едва ли не больше, чем в Саудовской Аравии.

Всемирный экономический форум, ежегодно публикует рейтинг стран по половому неравенству. В 2013 году Саудовская Аравия оказалась десятой с конца, за ней идут Мали, Марокко, Иран, Кот-д’Ивуар, Мавритания, Сирия, Чад, Пакистан и Йемен. Ущемление прав женщин не ограничивается Северной и Западной Африкой или Ближним Востоком, хотя именно оттуда мы слышим подобные истории наиболее часто.

«Большое количество очень серьёзных проблем в этой сфере исходит из давно существующих правовых систем», — говорит Ротна Бегум, исследователь прав женщин Ближнего Востока и Северной Африки от независимой организации «Хьюман Райтс Вотч».

Однако она также считает, что некая «модернизация» всё-таки происходит, особенно это касается Саудовской Аравии.

Ниже вы найдёте девять наиболее странных ограничений женских, действующих прав в разных уголках мира, от Азии до Латинской Америки.

1. Индия: Правила безопасности на дорогах не относятся к женщинам

В некоторых районах Индии правила безопасности на дорогах не распространяются на женщин. Например, женщины не обязаны надевать шлем при передвижении на мотоцикле, это допущение стоит тысячи жизней каждый год. Защитники прав женщин утверждают, что это происходит из-за обесцененности женской жизни. Защитники же закона упирают на то, что просто заботятся о причёске и макияже.

2. Йемен: Женщина не считается полноценным свидетелем

По докладу правозащитной организации «Фридом Хаус», согласно политике юридического свидетельствования Йемена, женщина не может считаться полноценным свидетелем в суде. К свидетельским показаниям женщины вообще не относятся серьёзно, если они не подтверждены показаниями мужчины или не касаются места или ситуации, где мужчины быть не может. Также женщина вообще не имеет права свидетельствовать в случаях супружеской измены, клеветы, кражи или гомосексуализма.

3. Саудовская Аравия и Ватикан: Женщины всё ещё не могут голосовать

Как ни удивительно, но это действительно так, хотя королевский декрет 2011 года всё же разрешает женщинам голосовать на предстоящих выборах в 2015 году в Саудовской Аравии. Ватикан единственная такая же страна, где голосовать могут только мужчины.

4. Эквадор: Аборт запрещён всем, кроме «идиотов»

Эквадор – страна, где аборты долгое время были вне закона для всех, кроме «идиотов» и «сумасшедших». Сегодня политики заменили эти термины на более корректный – «психически нездоровый», но это не изменит нелегального статуса аборта и того факта, что закон часто используется для криминализации такой операции.

5. Саудовская Аравия и Марокко: Жертвы насилия сами могут быть обвинены в преступлениях

Очень многие страны не защищают жертв насилия, но некоторые идут ещё дальше – наказывают женщин за то, что те покинули дом без мужского сопровождения, за нахождение наедине с мужчиной, не являющимся родственником, или за последующую беременность. Самый печально известный случай – дело «девушки из Эль-Катифа» в Саудовской Аравии, но и недавнее самоубийство в Марокко тоже наделало шуму – 16-летняя Амина Филали наложила на себя руки после того, как суд приказал ей выйти замуж за своего насильника, поскольку законодательство этой страны снимает все обвинения в изнасиловании, если стороны женятся.

6. Йемен: Женщина не может покидать дом без разрешения мужа

Однако в Йемене, где всё ещё действует этот закон, есть и некоторые исключения. Например, если женщина должна уходить, чтобы заботиться о своих больных родителях.

7. Саудовская Аравия: Женщины не могут водить машину

Однако, есть и хорошие новости. В докладе Всемирного экономического форума говорится о том, что на Ближнем Востоке всё-таки есть продвижение вперёд относительно прав женщин и есть перспективы для дальнейших изменений.

Женщины Саудовской Аравии высокообразованны и компетентны, они не хотят оставаться в тени.

В 1940 году основатель Пакистана Мухаммад Али Джинна сказал:
«Ни одна нация не поднимется на вершину славы, если ваши женщины не будут рядом с вами. Мы - жертвы пагубных привычек. Это преступление против человечности - то, что наши женщины заключены в четырех стенах как узницы. Нигде не сказано, что они должны жить в таких плачевных условиях».

Спустя семьдесят лет участь мусульманских женщин во всем мире едва ли улучшилась. И первый шаг к решению любой проблемы - это ее признание.

Согласно докладу Всемирного Экономического Форума «Глобальный гендерный разрыв - 2013», в мусульманских странах существует огромный разрыв между мужчинами и женщинами в таких ключевых областях, как здравоохранение, образование, экономика и политика. Ни одна мусульманская страна не попала в десятку стран с наивысшим индексом гендерного равенства. Напротив, 9 из 10 стран, замыкающих рейтинг, - это страны мусульманского мира.

Эти низкие показатели вряд ли можно объяснить уровнем доходов: 8 мусульманских наций из 10 с наибольшей степенью гендерного неравенства относятся к странам с высокими доходами. Несмотря на колоссальные богатства, такие страны как Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, так и не смогли решить проблему гендерного разрыва. Регион Ближнего Востока и Северной Африки, где практически полностью преобладают мусульманские государства, занимает последнее место, его опережают менее состоятельные страны субсахарской Африки.

Тем не менее, ситуация не безнадежна. По данным Всемирного Банка, гендерный разрыв в БВСА постепенно сокращается. Сегодня здесь в университетах можно встретить больше женщин, чем мужчин, а женская смертность во время родов ниже среднемировых показателей.

Но несмотря на прогресс в образовании и здравоохранении, женщины не имеют достаточно широких возможностей в экономической и политической жизни. Они составляют лишь четвертую часть рынка рабочей силы, тогда как в остальных странах доля женского участия на рынке труда составляет около пятидесяти процентов.

В Саудовской Аравии, Египте и Иордании по показателю занятости молодежи безработица среди женщин в два раза выше безработицы среди мужчин. Несмотря на то, что женщины имеют широкие возможности в образовании, у них очень мало шансов начать карьеру по избранной специальности. Кроме того, женщинам принадлежит только 9% мест в парламенте.

Бывший президент США Джимми Картер обвиняет в женском бесправии духовенство, как христианское, так и мусульманское. Но, бесспорно, это не единственный фактор, хотя действия или бездействие религиозных лидеров и групп действительно этому способствует.

Во всем мусульманском мире происламские деятели, секуляристы, националисты и социалисты (сознательно или соблюдая политику невмешательства) пренебрегают женским образованием, а это, вероятно, и есть важнейший фактор женского бесправия.

Конечно, упрекать можно многих, но показать пальцем мало, чтобы решить проблему. Между тем, и секуляристам, и происламским силам ничто не мешает использовать священные тексты ислама, чтобы исправить эту, без сомнения, вопиющую для всего мусульманского мира проблему.

Ислам и равенство полов

Ислам за равенство полов, несмотря на существование отдельных текстов, которые ошибочно трактуют как указание на подчиненную роль женщины в исламе. Так, 1 аят 4 суры Корана гласит:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему...»

Этот аят, а также аяты 7:189 и 42:11 однозначно утверждают, что мужчина и женщина имеют одинаковую духовную природу и созданы из единой души (нафсин вахида), и наша пара (азвайа) - это часть нас самих (мин анфусикум).

Коран гласит, что «от божественного духа» были наделены оба пола, потому что оба были созданы с одной человеческой и духовной природой:

«Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц» (Коран, 15:29).

Мужчина и женщина имеют одинаковый дух, поэтому естественно, что Коран возлагает на них одинаковые религиозные и моральные обязанности. В Коране сказано:

«Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других» (Коран, 3:195) ;

«А если кто сделает что-нибудь благое - будь то мужчина или женщина, и он при этом верующий, - то эти войдут в рай и не будут обижены и на бороздку финиковой косточки» (Коран, 4:124) ;

«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (Коран, 33:35) .

Эти повторяющиеся обращения отдельно к мужчинам и женщинам, сегодня, возможно, не выглядят необычно, но в то время это была радикально прогрессивная идея и она впервые была явлена в Коране.

Зачем это специальное обращение к женскому полу? Чтобы сообщить патриархальным обществам, в которых проповедовал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), что исполнение грандиозного замысла ислама требует одинаково справедливого отношения к мужчинам и женщинам.

Передают, что второй халиф ислама Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Клянусь Аллахом, мы не привыкли думать, что женщина что-то имеет, пока Аллах ни явил нам это в Коране, и ни наделил их тем, чем наделил».

Эти слова показывают, что послание Корана вносило кардинальные изменения в гендерные нормы арабов VI-VII веков.

Послание Корана имело радикальный преобразующий характер в плане равенства полов, по крайней мере, для первого поколения мусульман.

Первым человеком, уверовавшим в послание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), была женщина - его первая жена Хадиджа. Первым мучеником за ислам тоже стала женщина, Сумайя. Две жены Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), Аиша и Умм Салама, были в числе величайших передатчиков хадисов. Многие сегодняшние мусульманские ритуалы дошли до нас благодаря сообщениям этих двух великих женщин.

Первое в мире высшее учебное заведение из действующих в наши дни - университет Карауин в Фесе, Марокко, также был основан женщиной по имени Фатима аль-Фихри.

Асма Афсаруддин в своей книге «Первые мусульмане: история и память» ((Asma Afsaruddin, The First Muslims: History and Memory) отмечает, что еще одна сподвижница Пророка (мир ему и благословение) Нусайба бин Кааб была известна своими военными навыками, участвовала в битвах при Ухуде, Хайбаре, Хунайне и Ямаме, а также она присутствовала в Худайбийе при подписании мирного договора.

Известно, что сражаясь при Ухуде она была несколько раз ранена, защищая Пророка (мир ему и благословение). Восхваляя ее храбрость, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), сказал, что в тот день на поле брани ей не было равных среди мужчин и женщин.

Самое священное для мусульман место на земле - Мекка - было основано женой Ибрагима (Авраама), Хаджар. Ее вера и усердие были столь же выдающимися, что и у ее прославленного мужа. Она оказалась одна в пустыне без воды, еды и крыши над головой, но с маленьким ребенком. Она договорилась с племенем Джурхум, которое хотело поселиться рядом с колодцем Зам-зам. Хаджар проявила глубокую веру, бесстрашие и независимость.

Эти примеры из ранней истории ислама показывают, что женщины участвовали во всех сферах жизни общества. Они не были исключены из общественной жизни, хотя принадлежали к культуре, которая, до прихода ислама, относилась к женщинам довольно враждебно.

Что же случилось потом?

С течением времени роль, которую мусульманские женщины приобрели в обществе, стала тускнеть под сильным влиянием местных культур, на которые распространился ислам. Кроме того, несмотря на влиятельность таких женщин как Аиша и Умм Салама, среди исламских ученых все равно преобладали мужчины - хотя были редкие исключения, например, жившая в VIII веке Рабия аль-Басри.

Мнение о месте женщины стало все дальше уходить от эгалитарных взглядов, изложенных в Коране, по которым жил сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Многие современные исламские ученые утверждают, что то, что часто воспринимается как религиозная заповедь, на самом деле является историческим наследием и продуктом мужской субъективности, и мусульманское общество в этом смысле не исключение.

Неоднозначные трактовки

Многие мусульмане, чаще по незнанию, приводят в доказательство превосходства мужчин 34 аят 4 суры Корана. Однако в своей книге «Равенство полов в исламе» доктор Джамал Бадави (Jamal Badawi, Gender Equity in Islam) пишет:

«В Коране нигде не утверждается, что один пол превосходит другой. Некоторые ошибочно переводят „кивама“ (Коран, 4:34) как „превосходство“, тогда как на самом деле оно подразумевает более высокую степень ответственности».

Вышеупомянутый аят 34 суры «ан-Ниса» гласит:

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества» .

В этом аяте возникает вопрос по поводу слова «кавамуна», которое имеет разные, противоречивые значения. Ат-Табари, живший всего через двести лет после Пророка (мир ему и благословение), объяснял отношения «кивама» как необходимое условие, позволяющее мужчине заботиться о социально-экономических потребностях жены. Поэтому обобщение этого понятия до «врожденного превосходства» мужчины над женщиной неуместно.

В Коране слово «кавамун» использовано три раза, и во всех трех случаях оно сочетается с идеей справедливости. Таким образом, «кавамун» дает мужу ограниченное определенными условиями право взять на себя руководство семьей в том случае, если он будет выполнять эту обязанность справедливо и добросовестно.

Хиджаб как камень преткновения

Необъяснимую одержимость как у консервативных мусульман, так и у многих немусульман (и правых, и левых) вызывает такая простая вещь, как платок на голове у женщины.

Консерваторы используют хиджаб (этот самый платок) как лакмусовую бумажку для определения благочестия женщины. Многие немусульмане считают его символом угнетения.

Аят Корана называет хиджаб признаком женской скромности и начинается с увещевания мужчин:

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы...» (Коран, 24:30).

Тем не менее, некоторые мужчины пренебрегают этими правилами и в довершение проблемы бесстыдно обвиняют женщин, хотя сами являются жертвами мужской нескромности.

Как и все другие аспекты ислама, хиджаб - это право женщины, с помощью которого она идентифицирует себя и выражает свою преданность Всевышнему. Это касается только Ее и Бога. Принуждать носить или не носить хиджаб недопустимо.

Самое важное в том, что касается соблюдения прав и расширения возможностей женщин, - это осознать, что им нужно дать полную свободу и возможность выбирать свой путь в жизни - без страха, запугиваний и принуждения со стороны религиозных фанатиков или ярых противников религии.

Позиция ислама

Цель ислама - углубление отношений верующих с Богом. Социальные нормы - это средства приближения к Аллаху. Пытаясь углубить эти отношения, верующие должны стремиться устранить все духовные препятствия, стоящие у них на пути. Всевышний говорит:

«Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина» (Коран, 3:195).

«А те мужчины и женщины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи верующими, войдут в Рай...» (Коран, 4:124).

Таким образом, с точки зрения Корана, пол не преграждает путь для духовных поисков. Тогда что дает мужчинам право чинить женщинам препятствия, если Бог не возлагает на них этого дополнительного бремени?

Чтобы двигаться вперед, нужны равные условия, необходимо, по возможности, перестроить свои умы и сердца или принять решительные меры на государственном уровне, если отжившие культурные нормы не сдают позиций.

Страны и компании могут конкурировать только тогда, если они будут развивать, привлекать и сохранять лучшие таланты, и мужчин и женщин.

Решительные действия требуются не только от правительств, но и от корпораций, гражданского общества и СМИ.

Соблюдение прав женщин - это мечта женщин и забота мужчин.

Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин назвал это государство« мировой столицей изнасилований»: каждый год около 400 000 жительниц Конго подвергаются сексуальному насилию. То есть — 45 женщин каждый час(больше тысячи в день) становятся жертвами сексуального насилия. В конце девяностых — начале нулевых страна стала ареной так называемой Великой Африканской войны, в которую были втянуты почти все государства Центральной и Южной Африки, но до сих пор, спустя более 10 лет после войны, вооруженные банды мародеров продолжают нападать на женщин и детей. Их похищают, насилуют и продают в сексуальное рабство. Неудивительно, что средняя продолжительность жизни женщин в ДРК — всего 57 лет.

Афганистан


Исламистcкое движение Талибан, которое зародилось в Афганистане в 1994 году и фактически контролировало большую часть государства с 1996 по 2001 год, всего за 5 лет сумело организовать на территории страны настоящий ад для женщин. По словам самих талибов, это делалось ради безопасности женщин, чтобы они могли« сохранять свое достоинство и целомудрие». На самом же деле женщины Афганистана были почти полностью лишены базовых человеческих прав. В 2002 году режим талибов был ликвидирован, а права женщин прописаны в Конституции, но де-факто женщин все еще угнетают. Детские браки официально запрещены, но девочки по сути являются живым товаром, которым расплачиваются за долги семьи. 9 из 10 жительниц Афганистана подвергались физическому и сексуальному насилию. Средняя продолжительность жизни женщин — 44 года. 85% рожениц не получают медицинской помощи, поэтому Афганистан занимает первое место в мире по количеству младенческих смертей. Большинство девочек, которые все же выжили, не получают полного образования.

Индия


Каждые 22 минуты в Индии совершается изнасилование. При этом преступления сексуального характера занимают 4 место в списке преступлений против женщин: первые три — домашнее насилие, оскорбления на улицах и похищения. Сексуальное рабство так же распространено, при этом большинство женщин, ставших жертвами преступлений сексуального характера, заражаются ВИЧ. Единственное право женщины, которое в Индии не нарушается — это право на работу: индианки работают наравне с мужчинами на стройках, в шахтах и на вредном производстве, правда вот зарплату получают в два раза меньше. Касты, официально запрещенные в Индии, продолжают существовать. И мужчина из высшей касты, совершивший преступление в отношении женщины из низшей касты, как правило, избегает наказания.

При этом в Индии до сих пор сохраняется существенный гендерный дисбаланс: женщин существенно меньше, чем мужчин. Считается, что сын — это будущий помощник, а дочь — просто статья расходов, ведь девушку невозможно выдать замуж без приданого, а бедные семьи не могут позволить себе копить деньги. Поэтому раньше младенцев женского пола относили в джунгли или топили, а после появления ультразвуковой диагностики женщины начали делать селективные аборты. До сих пор каждый год абортируют более 700 тысяч эмбрионов женского пола. Индия занимает второе место в мире по численности населения, и количество индийцев, которые никогда не смогут завести семью, исчисляется десятками миллионов. Неудивительно, что число изнасилований все растет, но удивительно, что число селективных абортов при этом не снижается. И значит, все те девочки, что рождаются сейчас, тоже в опасности.

Сомали


95% девочек в Сомали становятся жертвами изнасилований в возрасте от 4 до 11 лет. 98% девочек подвергаются процедуре женского обрезания: им отсекают клитор и малые половые губы, чтобы навсегда лишить их возможности получать сексуальное удовлетворение. Практикуется также фараоново обрезание: девочке удаляют и клитор, и малые половые губы, а большие сшивают так, чтобы осталось только отверстие для выхода менструальной крови. Подобная операция гарантирует девственность невесты: пенис мужчины просто не может проникнуть через это отверстие, и в первую брачную ночь муж рассекает рубец бритвой. При этом калечащие операции проводятся в антисанитарных условиях, поэтому девочки часто умирают или остаются инвалидами.

Саудовская Аравия


Государства, перечисленные выше, относятся к развивающимся странам с достаточно низким уровнем жизни. А вот Саудовская Аравия располагает 25% мирового запаса нефти и занимает 10% всемирного нефтяного рынка. Уровень жизни в этом государстве высок, но оказывается, что это никак не влияет на отношение к женщинам: в рейтинге равенства полов Саудовская Аравия занимает 129 место. Из 134.

Саудовская Аравия — единственное государство в мире, в котором женщинам запрещено водить машину. Женщинам также запрещено свободно передвигаться — каждую должен сопровождать« опекун»: отец, брат или муж. Опекун и принимает все решения за женщину: он вправе запретить ей получать образование или работать, выдать ее замуж, за кого сам пожелает. Без разрешения опекуна или мужа женщине не окажут медицинскую помощь. После случая удачного побега женщины из страны была разработана специальная электронная система, чтобы мужчина-опекун мог следить за местоположением женщины.

Подать на развод женщина тоже не вправе, это может сделать только мужчина. Женщине же сперва придется доказать, что муж причиняет ей вред. При этом муж должен быть согласен на развод. Показания же в суде трактуют так: голос одного мужчины равен голосам двух женщин, поэтому женщины фактически лишены права на законный развод.

Половая сегрегация затрагивает всех без исключения женщин в этом государстве. Им запрещено появляться на улице без хиджаба, а в некоторых регионах страны женщины обязаны носить никаб — вуаль, закрывающую лицо. С 2011 года религиозная полиция стала требовать от женщин закрывать также и глаза, ссылаясь на то, что порой они могут быть слишком« сексуальными». Общественные места — транспорт, магазины, больницы — разделены на мужские и женские половины. Но это не спасает женщин от сексуального насилия, ведь в Саудовской Аравии насильник, как правило, остается безнаказанным. Зато жертва насилия может быть наказана за то, что« спровоцировала» преступника. Громкое дело получил приговор 18-летней жертвы из Эль-Катифа, которая была похищена и подвергнута групповому изнасилованию. Суд приговорил её к шести месяцам тюрьмы и 200 ударам плетью. По постановлению судьи она нарушила закон о половой сегрегации, а именно — находилась в одной машине вместе с одним из злоумышленников перед нападением. Позже девушка рассказала журналистам, что после изнасилования родной брат пытался убить ее, чтобы« смыть позор семьи». При этом бытовое и сексуальное насилие в самой семье вовсе не считается позором: один из вопиющих случаев произошёл в семье имама(исламского священника), который жестоко избил и изнасиловал свою пятилетнюю дочь, сломал ей руки, рёбра и череп, оторвал все ногти на пальцах. Девочка скончалась, а отец просидел в тюрьме лишь 2 месяца и должен был оплатить штраф в размере 50 тысяч долларов.

Поделиться: