Самая черная девушка модель. Эти африканки поражают своей внешностью. Такие разные сёстры

Вконтакте

Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку.

В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н.э., но у различных культур они отличаются.

Общая периодизация

Выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века.

В начале бронзового века зона культур с металлом охватывала не более 8-10 млн км², а к его концу их площадь возросла до 40-43 млн км².

На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций.

Ранний бронзовый век

Рубежом, отделявшим медный век от бронзового века, был распад Балкано-Карпатской металлургической провинции (1-я половина 4 тыс.) и формирование ок. 35/33 вв.

Циркумпонтийской металлургической провинции. В пределах Циркумпонтийской металлургической провинции, доминировавшей на протяжении раннего и среднего бронзового века, были открыты и начали эксплуатироваться меднорудные центры Южного Кавказа, Анатолии, Балкано-Карпатского региона, Эгейских островов.

  • Охотники
  • Скотоводы-кочевники
  • Земледельцы
  • Земледельцы/Ранние цивилизации
  • Ранние цивилизации

* Розовая граница - бронзовый век на 2000 до н.э.

К западу от неё функционировали горно-металлургические центры Южных Альп, Иберийского полуострова, Британских островов, к югу и юго-востоку металлоносные культуры известны в Египте, Аравии, Иране и Афганистане, вплоть до Пакистана.

Место и время открытия способов получения бронзы достоверно неизвестно. Можно предположить, что бронза была одновременно открыта в нескольких местах.

Самые ранние бронзовые изделия с примесями олова обнаружены в Ираке и Иране и датируются концом 4 тысячелетия до н. э. Но есть свидетельства и более раннего появления бронзы в Таиланде в 5-ом. тысячелетии д.н. э.

Хотя этот вопрос спорный и другие результаты анализов говорят о том, что те же самые Майкопские бронзовые изделия изготовлены в середине 3-го тысячелетия д.н. э.

С началом бронзового века оформились и начали активно взаимодействовать два блока человеческих сообществ Евразии.

Южнее центрального складчатого горного пояса (Саяно-Алтай - Памир и Тянь-шань - Кавказ - Карпаты - Альпы) сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе с животноводством, здесь появились города, письменность, государства.

Севернее, в Евразийской степи сформировались воинственные общества подвижных скотоводов.

Средний бронзовый век

В среднем бронзовом веке (26/25 −20/19 вв. д.н. э.) происходит расширение (в основном на север) зоны, занятой металлоносными культурами.

Циркумпонтийская металлургическая провинция в основном сохраняет свою структуру и продолжает являться центральной системой производящих металлургических очагов Евразии.

Поздний бронзовый век

Началом позднего бронзового века является распад Циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже 3 и 2 тыс. и формирование целой цепи новых металлургических провинций, в разной степени отразивших важнейшие черты горно-металлургического производства, практиковавшиеся в центральных очагах Циркумпонтийской металлургической провинции.

Среди металлургических провинций позднего бронзового века наиболее крупной была Евразийская степная металлургическая провинция (до 8 млн кв.км.), наследовавшая традиции Циркумпонтийской металлургической провинции.

К ней с юга примыкала малая по площади, но отличающаяся особым богатством и разнообразием форм изделий, а также характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция и Ирано-Афганская металлургическая провинция.

От Саяно-Алтая до Индокитая распространились производящие центры сложной по характеру формирования Восточно-Азиатской металлургической провинции.

Разнообразные формы высококачественных изделий Европейской металлургической провинции, простиравшейся от Северных Балкан до Атлантического побережья Европы, сосредоточены преимущественно в богатых и многочисленных кладах.

С юга к ней примыкала Средиземноморская металлургическая провинция, существенно отличавшаяся от Европейской металлургической провинции производственными приемами и формами изделий.

В 13/12 вв. до н. э. происходит катастрофа бронзового века: распадаются или видоизменяются культуры практически на всём пространстве от Атлантического до Тихого океана, в течение нескольких столетий - до 10/8 вв. до н. э. происходят грандиозные переселения народов. Начинается переход к раннему железному веку. Дольше всего рецидивы бронзового века сохранялись на кельтской территории (Атлантическая Европа).

Бронзовый век в степной полосе

Курганная гипотеза относит к периоду поздней бронзы раскол прежде единой протоиндоевропейской общности, населявшей причерноморские степи. Обозначения бронзы в различных индоевропейских языках происходят от одного корня. Мария Гимбутас и её последователи связывают с протоиндоевропейцами такие культуры раннего бронзового века, как катакомбная и ямная.

К началу II тыс. до н. э. начинается распространение индоевропейских племён на восток и запад.

Андроновская культура, связываемая с индоиранцами, занимает обширные пространства Центральной Евразии (см. Синташта, Аркаим). Залогом успеха распространения индоевропейцев стало наличие у них таких новаторских технологий, как колесница и меч.

Влиянием европеоидных пришельцев с запада отмечены культуры бронзового века в Южной Сибири - в первую очередь, карасукская и тагарская. Находки идентичного оружия на территории в тысячи километров (т. н. сейминско-турбинский феномен) позволяют археологам предположить, что над туземными народами лесной полосы Евразии с XVI в. до н. э. господствовала некая подвижная дружинная элита

Бронзовый век на Ближнем Востоке

На Ближнем востоке 3 периодам соответствуют следующие датировки (даты очень приблизительные):

  • РБВ - Ранний бронзовый век (3500-2000 до н. э.)
  • СБВ - Средний бронзовый век (2000-1600 до н. э.)
  • ПБВ - Поздний бронзовый век (1600-1200 до н. э.)

Каждый главный период может быть разделён на более короткие подкатегории: как пример РБВ I, РБВ II , СБВ IIa и т. д.

Бронзовый век на Ближнем востоке начался с Анатолии (современная Турция).Горы Анатолийского нагорья обладали богатыми залежами меди и олова. Также медь добывалась на Кипре, в Древнем Египте, Израиле, Иране и вокруг Персидского залива.

Медь обычно смешивалась с мышьяком, и всё же растущие потребности в регионе в олове привели к созданию торговых маршрутов, ведущих из Анатолии. Также морскими маршрутами медь импортировалась в Древний Египет и Месопотамию.

Ранний бронзовый век характеризован урбанизацией и появлением городов-государств, а также появлением письменности (Урук, IV тысячелетие до н. э.). В Среднем бронзовом веке произошла существенная расстановка сил в регионе, (амориты, хетты, хурриты, гиксосы и возможно израильтяне).

Поздний бронзовый век характеризован конкуренцией мощных государств региона и их вассалов (Древний Египет, Ассирия, Вавилония, хетты, митаннийцы).

Обширные контакты были установлены с эгейской цивилизацией (ахейцы), в которой медь играла немаловажную роль.

Бронзовый век на Ближнем востоке завершился историческим явлением, которое в среде профессионалов принято называть бронзовый коллапс. Это явление отразилось на всём Восточном Средиземноморье и Ближнем востоке.

Железо появилось на Ближнем востоке, а также в Анатолии, уже в Позднем бронзовом веке. Вступление в силу железного века ознаменовалось скорее политическими мотивами, чем прорывом в области металлургии.

Подразделения Бронзового века

Древний ближневосточный Бронзовый век может быть разделён следующим образом:

Архитектура бронзового века

Фотогалерея



Дата начала: 3500/3300 гг. до н. э.

Дата окончания: 1300/1100 гг. до н. э.

Полезная информация

Бро́нзовый век

Европа

На бронзовый век приходится проникновение в Европу индоевропейских племён, которое положило конец многовековому развитию Старой Европы. Основные культуры бронзового века в Европе — унетицкая, погребальных полей, террамарская, лужицкая, белогрудовская.

Эгейские острова

Первые города-государства, образованные в XVII—XVI вв. до н. э. — Микены, Тиринф, Пилос — имели тесные культурные и торговые связи с Критом, микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации, влияние которой ощущается в культовых обрядах, светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов.

В XV—XIII вв. до н. э. ахейцы завоевали Крит и Киклады, колонизировали многие острова в Эгейском море, основали ряд поселений в глубине территории Греции, на месте которых позднее выросли знаменитые античные города-государства — Коринф, Афины, Дельфы, Фивы. Этот период считается временем расцвета микенской цивилизации.

Эгейская цивилизация установила крупную торговую сеть. Эта сеть импортировала олово и древесный уголь на Кипр, где олово сплавлялось с медью для получения бронзы. Бронза пользовалась огромнейшим спросом не только в Средиземноморье, но и за его пределами. Изотопный анализ некоторых образцов меди показал, что некоторая её часть импортировалась даже из такой отдалённой области как Великобритания. В то время получило широчайшее развитие такое ремесло как навигация.

Навигация к тому моменту достигла такого уровня, какого не достигала до приблизительно 1750 н. э. Например, мореходы Эгейского моря умели определять долготу, на которой они находятся. Очевидно, что минойская цивилизация с центром в Кноссе, координировала и защищала эту торговлю.

Средняя и Южная Азия

Бронзовый век на Индийском субконтиненте наступил в 34 веке до н.э, в эпоху зарождения Цивилизации долины реки Инд.

Как показали археологические раскопки, жители Хараппы были знакомы с медью, бронзой, свинцом и оловом и разрабатывали новые методы их обработки и получения.

Промежуточное положение между индской и месопотамской занимала т. н. маргианская цивилизация.

Восточная Азия

Китай

Бронзовые предметы были обнаружены на месте раскопок Культуры Мацзяяо (3100-2700 гг. до н.э), однако официально считается что бронзовый век Китая начался при династии Ся. Культура Эрлитоу, династия Шан и культура Саньсиндуй использовали бронзовые ритуальные сосуды, инструменты сельского хозяйства и оружие..

Индокитай

В Бан Чанге (Таиланд) были обнаружены бронзовые артефакты датируемые 2100 г. до н. э..

В донгшонской культуре широко использовались бронзовые барабаны. Они производились приблизительно с 600-ых годов до н. э. и до третьего столетия до н. э. Эта культура располагалась в областях поблизости от Красной реки на севере Вьетнама, но барабаны были найдены и поперёк области, простирающейся из Индонезии к южному Китаю.

Америка

Южная Америка

Первые находки изделий из мышьяковистой бронзы в Южной Америке относятся к культуре мочика (середина I тысячелетия н. э., северное Перу). Культуры тиуанако и уари выплавляли уже классическую оловянистую бронзу. Государство инков Тауантинсуйу уже может считаться цивилизацией развитого бронзового века.

Месоамерика

Единичные находки бронзовых предметов (возможно, южноамериканского происхождения) были сделаны на западе Мексики. В целом же термин «бронзовый век» к культурам Месоамерики не применяется (см. месоамериканская хронология).

Северная Африка

Если древний Египет и ряд соседних культур северо-востока Африки (например, Нубия) сыграли важную роль в истории бронзового века, то на прочей территории Африки искусство обработки металла появилось значительно позднее.

Несмотря на то, что в северную Африку проникали европейские культуры бронзового века (так, в Марокко обнаружены следы культуры колоколовидных кубков), металлургия проникает туда лишь во времена финикийской колонизации, около 1100 г. до н. э., а в центральной Африке металлургия появляется ещё позднее, во времена европейского Средневековья.

Архитектура бронзового века

В эпоху бронзы преобладающее значение получила монументальная архитектура, возникновение которой связано с развитием религиозных представлений, с культом предков и природы, то есть с духовными представлениями общества.

Мегалитические сооружения возводились усилиями всей первобытной общины и были выражением единства рода.

Пьер-Филипп Томир вырос в семье потомственных чеканщиков и уже в 14 лет пошел по стезе отца Л.-Ф. Томира, поступив в Академию Святого Луки. Мальчик оказался столь талантлив в изваянии скульптур, что вскоре стал любимым учеником настоящего виртуоза скульптурного портрета Ж.-А. Гудона. Помимо этого, учителем будущего известного скульптора-бронзовщика был О. Пажу.

Одаренный ученик добился таких успехов, что уже в возрасте 21 года получил от академии золотую медаль. Еще в молодом возрасте Томир понял, что хорошие заработки может принести декоративная бронза, создаваемая для знатных особ. Он выбрал себе в учителя прославленного бронзовщика Пьера Гутьера, создавшего к тому времени прекрасные образцы бронзы для французских дворцов.

Одаренный юноша и в этом направлении добился высочайшего мастерства, благодаря чему в 1776 году получил звание мастера бронзового литья и золочения и сумел наладить собственное производство. В 1806 году он стал первым из бронзовщиков, кого наградили золотой медалью.

После образования фирмы Томир выполнил серию работ по заказу своего учителя Гудона и известного скульптора Л.-С. Буазо. Среди них две уменьшенные копии из бронзы известной скульптуры «Вольтер», созданной Гудоном. Томир отправил их императрице Екатерине II, увеличив тем самым количество титулованных заказчиков. В дальнейшем российский императорский двор и русская аристократия охотно делали талантливому мастеру заказы на интерьерную бронзу. По словам исследователя бронзы П.П. Вейнера, редкий русский аристократический дом не мог похвастать работами славного французского мастера Томира.

В 1780-х годах Томир стал штатным бронзовщиком Севрской мануфактуры и трудился здесь вплоть до 1813 года. В это же время Людовик XVI сделал его своим придворным поставщиком. С 1806 года компания Томира изготавливала бронзу для дворцов в Фонтенбло, Тюильри и Компьене, а также выполнила заказ к женитьбе Наполеона Бонапарта на Марии-Луизе Австрийской.

Томир имел статус первого парижского бронзовщика и вскоре стал известен на всю Европу. Помимо родной Франции он выполнял крупнейшие заказы для дворцов Голландии, Италии и Испании.

Работы Томира являются подлинными шедеврами, которым пытались подражать многие мастера. Он создал множество великолепных часов, канделябров, каминных гарнитуров, подносов, декоративных ваз, торшеров, скульптур, поражающих своим великолепием, четкостью форм и прекрасной проработкой деталей. Каждое из его произведений можно назвать королевским, достойным украшения самых величественных дворцов мира.

В 1823 году, когда мастеру было 72 года, он покинул свою должность, но до конца жизни контролировал свою компанию. После смерти талантливого скульптора-бронзовщика его фабрика просуществовала до конца 1850-х годов.

Изящные работы мастера

Часы

Одной из весьма удачных работ Томира являются часы со скульптурами весталок, несущих священный огонь. Вся скульптурная группа получилась столь роскошной, что стала достойным украшением дворца Тюильри. Часы были созданы по мотивам рисунка известного пейзажиста Юбера Робера по прозвищу «Робер из Развалин». В отличие от обычных женщин жрицы богини Весты не подчинялись мужчинам, были неприкосновенны и могли распоряжаться имуществом по своему желанию. Именно такими они и предстают в работе Томира - свободными и далекими от мирской суеты.

Первая версия этих часов выполнена в 1788 году из фарфора, патинированной и золоченой бронзы. Фарфоровые части часов созданы мастерами Севрского фарфорового завода, на котором Томир работал бронзовщиком. Позже появилось еще более десятка экземпляров этого изделия. Часы с фарфором сегодня хранятся в ряде музеев в Париже, США и Испании. Существуют и другие варианты этой композиции, созданной с помощью мрамора. В разных вариациях модели можно встретить в качестве опоры фигуры львов или леопардов, разные сюжеты для лепного декора.

Часы «Весталки, несущие священный
алтарь». Мрамор, бронза.
Автор модели П.-Ф. Томир.
1790-е. гг.

Многие работы, созданные Томиром, находятся в Государственном музее «Царское Село». Одной из них являются каминные часы с музой Эрато. Муза поэзии представлена автором грациозной, нежной и погруженной в романтические переживания. Поэтический образ Эрато создан с помощью характерной позы и движений, которые даже в статике выгладят плавными, игры на лире и одухотворенного лица.

Часы со скульптурой музы Эрато.
П.-Ф. Томир. Л. Муане.
Золоченая бронза.
1810-е г.

Другой моделью из собрания «Царского Села» является популярная скульптурная группа Томира, состоящая из каминных часов «Минин и Пожарский» и двух канделябров с фигурами слав. Этот скульптурный ансамбль заказал Томиру крупный русский промышленник Николай Николаевич Демидов. Промышленник просил создать ему шесть экземпляров часов по известной в то время гравюре 1808 года.

В 1820 году мастер создал каминные часы и дополнил их канделябрами с фигурами слав. Слава представляет собой крылатое существо, которое прославляет кого-либо с помощью рожков разной длины в зависимости от того, идет ли речь о хорошей или о дурной славе. Славы были частыми спутницами французской ампирной бронзы. В данной композиции каждая из них держит в руке по четыре рожка для прославления русских национальных героев.

Часы так понравились жителям Франции, что Томир наладил серийное производство всего ансамбля. Скульптурную группу из каминных часов и двух канделябров отливали в трех размерах с некоторыми изменениями. В частности, существуют мраморный и золоченый варианты основания скульптуры.

Ансамбль из каминных часов
«Минин и Пожарский»
и двух канделябров.
П. Томир. 1820 г.

Канделябры и вазы

В 19 веке декорирование стола в домах знатных особ считалось делом, требующим особого мастерства и вкуса. Недостаточно было подать изысканные блюда на великолепных фарфоровых сервизах, выполненных лучшими мастерами эпохи. Хозяин должен был следовать специальному этикету парадных приемов, подразумевающему наличие на столе изящного декора. Над последним трудилась целая плеяда талантливых мастеров. Особой популярностью в начале 19 века пользовались многопредметные композиции из золоченой бронзы: канделябры, вазы, корзины для цветов и прочие предметы, служащие украшением стола.

Компания Томира была ведущей во Франции в плане производства настольных украшений, которые по-другому называли surtout de table. На сегодняшний день в Эрмитаже сосредоточена одна из крупнейших в мире коллекций украшений для стола, созданных компанией Томира. Она состоит из 12 плато и 77 предметов.


Каждое плато представляет собой роскошный скульптурный ансамбль из изящных ваз с рельефным декором, корзин для фруктов, канделябров, вазочек и других предметов. Любой элемент такого ансамбля является самостоятельным произведением искусства, выполненным с большим мастерством. Поверхность самого плато Томир делал зеркальным, что создавало интересный эффект на парадном столе. Отражение зажженных свечей, сверкающего хрусталя и золоченой бронзы создавало у присутствующих ощущение торжественности, величия момента.

Канделябры Томир также украшал фигурами античных персонажей. Например, скульптуры для вазы-канделябра на шесть свечей представлены тремя сильфами. Сильф в мифологии - это небольшое существо, олицетворяющее стихию воздуха. Мастер изобразил их в виде трех крылатых мальчиков, легко стоящих на основании изделия. Эта модель встречается в разных вариантах. Один из них без рожков для свечей с аналогичными фигурами присутствует в Музее декоративного искусства Парижа. Также известно, что один экземпляр был куплен в 1824 году в магазине Ж. Корбье для украшения апартаментов русской императрицы Марии Федоровны в Царскосельском дворце.

Не меньшей популярностью в 19 веке пользовались монументальные канделябры с военной атрибутикой. Войны Наполеона были одним из главных событий этого периода, которое оставило яркий след в искусстве. Многие бронзолитейные заводы Франции создавали канделябры с военными трофеями, но первенство среди них принадлежало Томиру. Величественные светильники с атрибутами военного времени можно считать визиткой его компании.

Наиболее монументальные канделябры он создал для Тронного зала французского дворца Фонтебло. Полутораметровые светильники из золоченой бронзы, украшенные лавровыми венками, органично вписываются в помпезную обстановку Тронного зала, подчеркивая его величие и роскошь.

Тронный зал дворца Фонтебло.
Франция.

Еще одним экспонатом разных музеев, включая Эрмитаж, является пара канделябров со щитами, знаменами и мечами. Для апартаментов Марии Федоровны был создан канделябр на шесть свечей с восьмиугольным щитом, знаменами и панцирями. Эти светильники также были приобретены в магазине Жерома Корбье.

Характерными элементами для канделябров этой группы является наличие рожков в виде валторн, щитов с копьями и мечами, знамен и панцирей. В самом верху композиции мастер помещал фигуру орла, славы или шлема. Основание часто делали мраморным, украшая его рельефным декором с изображением разной военной атрибутики: щитов, мечей, копий, фигурок Нептуна, Амфитриты и других элементов.

Для ваз, созданных Пьером Томиром, характерно изобилие лепного декора, изящные формы и наличие многоугольных подставок. Вазами украшали парадные столы или интерьер, что определяло их размер, форму и обилие декора. Среди вариантов для surtout de table встречаются вазы в форме античных треножников. Для них характерна форма чаши, установленной на треугольное основание.

Помимо золоченой бронзы в вазах Томира присутствуют и другие материалы. Например, очень эффектно смотрится резная ваза из слоновой кости, хранящаяся в Эрмитаже. Оплетенные листьями ручки, утонченный цветочный декор по всей поверхности, плавные формы самого изделия и линий декора на тулове, скульптурные элементы - все это подчеркивает высокий художественный вкус французского мастера. Такая работа, безусловно, требующая огромного мастерства и терпения, поистине достойна того, чтобы украсить лучшие дворцы мира.

Не менее великолепна фарфоровая ваза, отлитая на Севрской фарфоровой мануфактуре. Это огромное изделие в стиле ампир, богато украшенное золоченой бронзой.

Прочие изделия

Работы Пьера Томира очень многочисленны и разнообразны по своему типу. Помимо роскошных канделябров, ваз и часов мастер изготавливал люстры, скульптуры, мебель для высокопоставленных лиц. В частности, он декорировал кровать Наполеона для дворца в Бордо, создал колыбель для сына Наполеона, шкаф для драгоценностей Марии Антуанетты. Многие из этих предметов находятся в музеях разных стран мира.

Кровать Наполеона из дворца
в Бордо. П. Томир. Франция.

Скульптуры Томира в основном представлены фигурами античных персонажей, однако встречаются и работы на другие темы. Так, среди прочих есть фигуры простолюдинов, лица которых лишены утонченности, характерной для муз, сильфов и прочих античных существ. Простоту автор демонстрирует с помощью мешковатой одежды в заплатах, простой обуви и поз, лишенных грации и величия.

Томир создал и ряд бюстов известных людей, в частности Наполеона, Вольтера, Руссо, а также отлил фигуры Вольтера по модели Морана.

Клейма на изделиях Томира

Самым первым клеймом Томира, относящимся к 1780-м годам, является надпись «ТН» с указанием номера модели. Десятилетие спустя появились клейма «F. C. THOMIRE 1798 Paris» и «Thomire F. C. 1799 P».

В 1804 году, когда была создана фирма «Томир, Дютерм и К°», изделия Томира помечали клеймом этой компании. Надпись гласила: «Thomire, Duterme et C». В частности, оно присутствует на торшерах, созданных Томиром для наполеоновского кабинета в Тюильри. В более поздний период в названии фирмы не стало имени Дютерма, что привело и к его исчезновению из клейм.

Самым частым клеймом, встречающимся на изделиях Томира, является надпись: «Thomire a Paris». Это клеймо относится к 1820-м годам, когда производство достигло наивысшего расцвета. При этом буквы фамилии заметно выделяются на фоне остальных слов.


На часах клеймо «Thomire a Paris» наносили на циферблат, а также делали подпись на тыльной стороне изделия: «Thomire et Moinet horloger».


На работах, выполненных совместно с другими мастерами (часовщиками, мастерами по фарфору и т.д.), в клейме могли указать обоих авторов. Например, на часах с музой Эрато, созданных совместно с часовщиком Луи Муане, стоит клеймо: «Thomire & C-ie, Moinet aine H-er».

Интересно, что российские бронзовщики порой не гнушались тем, чтобы выдать свои работы за эталонную бронзу знаменитого Томира. Чтобы выдать свои изделия за французские, бронзовщики старались не клеймить свою продукцию. На фабрике братьев Вишневских и вовсе ставили клеймо Томира, пряча клеймо собственного завода под накладками изделий.

Не менее любопытно и частое соседство клейм THOMIRE A PARIS и AGR на некоторых вазах, конфектурах и других изделиях, хранящихся в Эрмитаже. Существует версия, что под аббревиатурой AGR скрывается Александр Герен - основатель знаменитой фабрики Феликса Шопена. Когда Герен руководил своим бронзолитейным производством, Ж. Шопен (отец Феликса Шопена) присылал ему из Франции множество моделей для отливки, среди которых могли быть и работы известного Томира. Возможно, фабрикант заключил негласное соглашение о том, чтобы отливать работы Томира при условии сохранения на изделиях клейма французского мастера.

Поделиться: