Ранимый мальчик, как быть? Впечатлительные дети. Шпаргалка для родителей

Типы характеров и темпераментов у детей.

Ангельский характер

Ребенка с ангельским характером еще часто называют «золотком». Такой ребенок с детства очень общителен, он легко вливается в новый коллектив, группу детей и легко адаптируется к новым условиям. Как правило, у таких детей речь развивается очень рано, чем у остальных сверстников, они лучше, чем другие могут объяснить взрослым, что им нужно. Если ребенок с ангельским характером хочет чего-то, чего у него еще нет, то его легко переключить на что-то другое (прежде чем ребенок расстроится и расплачется). Таких детей также легче успокаивать. Играя, они любят уделять больше внимания индивидуальным заданиям. С такими детьми можно легко путешествовать, они послушны и легки на подъем, не капризны.

Ранимый, обидчивый ребенок

Ранимый ребенок - это очень чувствительный ребенок, который очень медленно адаптируется к новой среде. Такому ребенку нравится, чтобы все было предельно предсказуемо и к тому же по возможности знакомо. Ранимые дети не любят, когда их перебивают (в ходе общения, игры). Как только кто-то пытается перебить их, дети моментально расстраиваются и начинают плакать. Такие дети к тому же очень застенчивы, по этой причине им сложнее влиться в коллектив. Ранимые дети также испытывают трудности, когда приходится делиться игрушками с другими детьми. Если же предоставить ребенку самостоятельно что-то делать, то он с радостью погрузится в работу, будет рассуждать, обдумывать что-то.

Раздражительный, упрямый ребенок

Таких детей еще называют «дети с характером». Такие детки, как, правило, очень упрямы, если что-то идет не так, как они хотели бы, то дети начинают проявлять свое упрямство, злиться, кричать. Упрямые дети терпеть не могут, когда вы их торопите, а они еще, к примеру, не готовы вставать, идти в детский сад, кушать (они же желают жить в своем собственном ритме). Дети с характером предпочитают независимость, им не нужна компания (либо же они хотят быть в ней лидером, но у ж никак не середнячком). Упрямым детям порой труднее остальных выразить свои чувства, желания словами, однако, с другой стороны, такие дети бывают очень креативны в индивидуальных творческих заданиях. Порой этим детям не хватает терпения довести дело до конца, что выбивает их из колеи и очень раздражает.

Очень активный ребенок

Дети с таким темпераментом очень активны, энергичны, им также свойственны резкие перепады настроения (то они радостно носились по комнате, то вдруг они уже чем-то расстроены и чуть ли не плачут). Такие дети очень общительны и любопытны (уже с самого детства тянутся к игрушкам, предметам в квартире), они с удовольствием изучают новое. Активных детей рекомендуется родителям направлять, контролировать и где-то ограничивать (дети слишком энергичны и не знают, куда лучше направить энергию). Если детей направлять, то из них в будущем могут получиться неплохие лидеры, руководители.

Спокойный и уравновешенный ребенок

К таким относят большинство детей, они развиваются вовремя (т.е. нет никаких отклонений в развитии, развитие ребенка идет нормально), вполне общительны в коллективе, однако немного застенчивы при общении с незнакомыми людьми. Для того чтобы дети чувствовали себя нормально в новой среде, их необходимо постепенно готовить к изменениям, тогда адаптация пройдет без особых осложнений. Таким детям нравится рутина, поскольку им нравится знать наверняка, что за чем идет.

Во-первых - не сравнивайте и, главное, ей не транслируйте ваши оценки ее способностей!
Во-вторых, 5 лет - это в принципе уже не только догонялки-лазилки. Это и ролевые игры, и куклы, и многое другое, для чего ловкость и быстрота не нужна. Если что, я сама физически была как раз как ваша девочка - либо не бегала и не прыгала вообще, либо делала это заметно хуже всех, ни скакалку, ни прыжки "в резиночку" так и не освоила, и т.д. и т.п. Так вот - отлично выносились на площадку игрушки и с подружкой (единственной тогда, кстати) прекрасно играли в игрушки, без всякой особой подвижности. Так что организуйте ей хотя бы одну подружку (возможно, с чьей мамой вы дружите), и аккуратно организовывайте "темы" прогулок: куклы, "дочки-матери", рисование мелками и пр.
В-третьих, имхо конечно, но - не пихайте, не подталкивайте ее к "массовым" подвижным играм. Не получит она от них сейчас удовольствия, только больше будет убеждаться, что это не ее, что дети с ней играть не хотят (а дети прямолинейны и редко любят играть с тем, кто совсем не тянет), и что она снова маму разочаровала. Не нужно.

Конечно, как ниже советовали - убедиться, что медицинской проблемы нет. Конечно, ловкость и подвижность развивать. Кмк, даже не обязательно на занятиях и в секциях - там у нее тоже большой шанс оказаться в отстающих. Хотя бы с вами пусть учится: кататься на велосипеде, роликах, бегать (или сами с ней бегайте, или в игре отправляйте ее бегом за цветочком и пр., только не в формате обязаловки!), лазать (а хоть бы и по деревьям), ловить мяч (в съедобное-несъедобное прекрасно играется и вдвоем) и т.д. Конечно, найти ее личные зоны успешности, ресурс, который можно использовать: рисование, декламация, лего, лепка - что угодно. Что-то же у нее хорошо получается или хотя бы нравится ей?

27.07.2015 09:01:31, УникаЛьнаЯ

"Организовать подружку" - да, я так и делала в свое время. Мы сдружились с мамой девочки, наши дети одногодки. Я их приглашала домой, чайные посиделки и просто общение.
Дети сдружились. Но мы переехали, хоть и поддерживаем связь и даже пару раз друг друга навещали, но когда расстояния между городами - это сложно.
На новом месте пол-года, друзей пока не появилось. Это не значит, что не появятся, но на настоящий момент так.
Массовые подвижные игры- нет, даже не пробовали, в такие игры ребенка не толкаю. Не ее явно.
Все пробуем развивать, конечно. Велосипед освоила только трехколесный, такие детские с ручкой - но для не уже достижение, раньше и этого не получалось.
Ролики исключены по медицинским показаниям, как и самокат.
Когда разыграется она да, бегает. Например вчера убегалась на горку кататься по очереди с мальчиком маленьким. Но уже хорошо!
На настоящий момент ей нравиться плести косы, резиночки - браслеты. Насколько я знаю, это уже зона успешности, редко кто в этом возрасте, например, сам себе шнурки может завязать или косы заплести, а для не без проблем - прически себе всякие делает. Рисование, лепка пока не идут особо и интереса не вызывают.
Декламация - да, неплохо. Пробовали театральный, но ей сложновато там.
Да, сейчас еще раз пройдемся по врачам - невролог, эндокринолог. Массаж попробую организовать.
Спасибо Вам! 27.07.2015 09:14:57, Маковинка

От кого:

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

Для бегания большого ума не надо, в любом возрасте, а вот плести что бы то ни было отнюдь не всем доступно. Велосипед (если вам зачем-то вдруг это надо) трехколечный на ручке - выкиньте уже, это не велосипед. Мой сын, который в 5 лет катался на подростковом велосипеде наравне со взрослыми, этот 3-х колесный так и не освоил - похоже он вообще не понял принцип действия сего девайса. Так что 3-х колесный - это отнюдь не обязательное звено в цепи. Как впрочем и умение кататься на любом велике - не является обязательным. Моя мама например никогда не умела (хотя возможностей было хоть отбавляй), еще одна знакомая маленькая ранимая, девочка - велик простоял в коридоре несколько лет, пока его не продали - она так и не подошла ни разу, хотя я лично бралась ее научить. 27.07.2015 16:35:37, hanhi

Не могу я выкинуть этот велосипед. Ни на какой другой она даже не хочет смотреть. Сложно ей пробовать что-то новое. Малейшая неудача, а понятное дело, сесть и поехать сразу не получится - все, на это дело потом не заманишь.
Ну а так понятно, что умение кататься на велосипеде не обязательно. Велосипед просто для примера. Сама позиция - чуть не получилось - все, сразу в слезу и больше этого никогда не пробовать. 27.07.2015 18:51:46, Маковинка

Такие дети легкоранимы, обидчивы, надолго расстраиваются. Они очень эмоционально реагируют на отношение и даже на интонации голоса других людей. По наблюдению американского клинического психолога Элейн Эйрон*, которая уже четверть века изучает феномен высокой чувствительности, эти дети способны замечать малейшую новизну вкуса и любое изменение температуры. Они вздрагивают от громких звуков и плачут, если яркий свет попадает в глаза. А становясь старше, они все чаще проявляют эмоциональную чувствительность: быстро начинают плакать, если их чувства задеты, больше тревожатся и могут быть настолько счастливы, что просто «не в силах вынести этого».

Задуматься о причинах

Многие из этих проявлений вызывают у их родителей беспокойство или отчаяние, они хотели бы видеть своих детей более стойкими, уравновешенными и приспособленными к тем ударам, которые им может наносить жизнь. «Бороться и перевоспитывать ранимого ребенка бессмысленно и вредно, – объясняет возрастной психолог Галина Бурменская. – Ведь высокая чувствительность – это врожденное свойство темперамента, качество, которое передается генетически и, как правило, сопровождает человека всю жизнь. Но если взрослый человек с повышенной чувствительностью уже способен сам оценить глубину нанесенной ему раны, он знает, что боль в конце концов прекратится, то у ребенка нет нужного опыта, и поэтому он ощущает панику из-за любого расстройства». Вместо того чтобы приводить взрослые доводы («Да этих жуков в лесу полно, люди ведь не могут летать по воздуху, чтобы уступать им дорогу...»), проявите сочувствие, помогите ему выразить свои переживания с помощью слов или слез («Поплачь, я тебя понимаю, иногда бывает очень больно, когда не можешь сохранить жизнь даже такому маленькому существу»).

Бурная реакция на незначительный повод (вроде потерянной пуговицы или резкого голоса отца) может свидетельствовать о существовании в душе ребенка совсем другого, более глубокого страдания, связанного с проблемами в школе или дома... Может быть, это событие напомнило о давнем переживании, которое испытал в свое время ребенок и не сумел выразить (например, оказавшись свидетелем ссоры родителей).

Выразить свои переживания

В любом случае важно попытаться определить глубинную причину его реакций и постепенно укреплять его изнутри. Что значит «укреплять»? Прежде всего – уделять больше внимания его эмоциям и поощрять открытое выражение чувств с помощью слов или слез, помогающих облегчить боль. (Кстати, о том, что слезы дают нам эмоциональную разрядку, освобождение, мы нередко забываем.) «Грубость сверстника, бестактное замечание педагога, охлаждение друга ребенок перенесет более стойко, если у него сложились близкие, доверительные отношения с родителями, если он уверен, что дома его выслушают без критики и насмешек, – объясняет Галина Бурменская. – Если вашего ребенка кто-то обидел, высмеял, унизил, объясните, что если не он, а с ним поступили плохо, а значит, моральное превосходство на его стороне и не он должен расстраиваться. Конечно, это не избавит полностью ребенка от горьких чувств, но позволит их пережить без опасного накопления и формирования позиции жертвы».

Сочувствовать другому

А кроме того, важно помнить о том, что высокочувствительные дети чувствительны не только по отношению к себе, но и к другим людям, к их эмоциональному состоянию; они способны на глубокое сопереживание, сочувствие, они искренне откликаются на радость и боль ближнего. Эти качества стоит ценить и всячески поддерживать в своем ребенке. Если вы замечаете, что он слишком болезненно, остро реагирует на страдания других, попробуйте направить его переживания в русло практической, действенной помощи. Предложите ему вместе с вами собрать посылку с книгами для воспитанников детского дома или написать новогоднюю открытку пожилой одинокой соседке по подъезду. Родителям, которые слишком обеспокоены, что их душевно хрупкий ребенок не сможет добиться значительных успехов в карьере, требующей напора, жесткости характера, Галина Бурменская напоминает: «Успеха нельзя достичь ценой ломки индивидуального склада личности. А без душевной чуткости не может быть ни любви, ни дружбы, ни сочувствия, столь ценимых каждым из нас».

«Высокочувствительный ребенок»

Замечательное руководство для родителей необычных детей написала Элейн Эйрон. В нем она подробно рассказывает о сложностях воспитания чувствительных детей разного возраста – от младенчества до юности, описывает их проблемы и преимущества и подсказывает взрослым, как вести себя, когда ребенок, например, плохо спит, отказывается ходить в детский сад или чувствует себя отчужденно в школе.

Вот фрагмент из ее книги:

Так что же такое высокая чувствительность?Высокочувствительные люди – это люди, которые рождаются со способностью замечать больше в окружающей их среде и глубоко размышлять обо всем, прежде чем действовать, чем те, кто замечает меньше и действует быстро и импульсивно. В итоге чувствительные люди – как дети, так и взрослые – как правило, эмпатичны, умны, обладают хорошей интуицией и творческими способностями, заботливы и сознательны (они просчитывают последствия нарушений и поэтому не склонны совершать их). Их легко выводит из строя слишком большой объем поступающей одновременно информации. Они пытаются избежать этого и поэтому часто кажутся застенчивыми, стеснительными или занудными. Когда им не удается избежать чрезмерных раздражителей, они производят впечатление «слишком чувствительных» или «легко расстраивающихся». Несмотря на то что ВЧЛ замечают больше, это не означает, что у них лучше глаза, уши, обоняние или вкусовые рецепторы, хотя некоторые действительно говорят как минимум об одном чувстве, которое у них особенно остро. Просто их мозг обрабатывает информацию более основательно. Между тем это не исключительно мозговой процесс, так как высокочувствительные люди, дети или взрослые, обладают более высокой скоростью рефлекторной реакции (реакция, которая идет от спинного мозга), более чувствительны к боли, медикаментам или стимуляторам, у них очень реактивная иммунная система, чаще возникают аллергические реакции. В некотором смысле их тело в целом лучше приспособлено замечать и тщательно анализировать все, что его касается.

У вас высокочувствительный ребенок?

Анкета для родителей

Пожалуйста, ответьте на каждый вопрос как можно точнее. Отвечайте «верно» (В), если это верно или так или иначе относится к вашему ребенку или относилось в определенный период в прошлом. Отвечайте «неверно» (Н), если это вовсе не о вашем ребенке или не совсем точно.

  • В Н Легко пугается.
  • В Н Жалуется на колючую одежду, швы на носках или бирки, которые соприкасаются с его кожей.
  • В Н Обычно не в восторге от больших сюрпризов.
  • В Н Лучше запоминает сдержанные замечания, нежели строгое наказание.
  • В Н Кажется, читает мои мысли.
  • В Н Использует сложные для его возраста слова.
  • В Н Замечает легчайший незнакомый запах.
  • В Н Обладает хорошим чувством юмора.
  • В Н Обладает хорошей интуицией.
  • В Н Трудно засыпает после бурного дня.
  • В Н Не особенно хорошо переносит большие перемены.
  • В Н Хочет сменить одежду, если она мокрая или в песке.
  • В Н Задает много вопросов.
  • В Н Перфекционист.
  • В Н Замечает чужие беды.
  • В Н Предпочитает тихие игры.
  • В Н Задает глубокие, заставляющие задуматься вопросы.
  • В Н Очень чувствителен к боли.
  • В Н Беспокоится в шумных местах.
  • В Н Замечает нюансы (что-то передвинули, что-то изменилось в облике человека и т. д.).
  • В Н Размышляет, безопасно ли это, прежде чем залезть высоко.
  • В Н Выступает лучше, если рядом нет незнакомцев.
  • В Н Глубоко чувствует.

Если вы ответили «верно» на 13 и более вопросов, ваш ребенок, вероятно, высокочувствительный. Однако ни один психологический тест не может быть настолько точным, чтобы вы могли определить, как вам обращаться с вашим ребенком, опираясь на его результаты. Если всего один или два признака верны по отношению к вашему ребенку, но проявляются в крайне высокой степени, вы также можете уверенно называть вашего ребенка высокочувствительным.

Copyright © 2002 by Elaine N. Norton

«Высокочувствительный ребенок», Ресурс, 384 с., 550 руб.

* Элейн Эйрон (Elaine N. Aron), клинический психолог и исследователь, занимается изучением высокой чувствительности с 1990 года. Она опубликовала пять книг и ряд статей в ведущих научных журналах на эту тему. Элейн Эйрон занимается психотерапевтической практикой в Сан-Франциско, а также проводит семинары для профессионалов и широкой общественности.

Галина Бурменская, возрастной психолог, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова, соавтор (совместно с О. Карабановой и А. Лидерсом) книги «Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков» (МПСИ, 2007).

Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.

Ребенка, который имеет взрывной и непостоянный характер, женщины называют солнечным. Такого малыша, который чаще всего является всеобщим любимцем, реже наказывают, так как списывают провинности и проступки на его столь неуемный и яркий темперамент. Воспитывать такого ребенка проще, так как он даже, несмотря на противостояние желаниям взрослых, будет слушаться, и стараться порадовать любимую мамочку.

Больше проблем доставляют женщинам детки, которые отличаются психологической гибкостью, неуверенностью в своих силах, а также обидчивостью и ранимостью. Поэтому мамочки должны знать, что у такого малыша очень плохо развита способность противостоять окружающим проблемам. Ребенок с таким характером не столь задиристый и задорный. Поэтому за столь явную мягкость в поведении и неуверенность в себе, отец может пренебрежительно относится к нему.

Время постепенно проходит и мамочка, видя, что малыш остается застенчивым и неуверенным решает хоть как-то изменить его характер и повлиять на его поступки и поведение.

Например, деткам боле старшего возраста можно предложить самостоятельно придумать дизайн комнаты. Ребенок сможет выразить свое желание и показать свой вкус. Посетив, интернет магазин мебели из ротанга есть возможность приобрести очень интересные гарнитуры. Ведь сегодня диваны и кресла из такого материла подойдут не только для загородных домов. Они будут отлично смотреться в уютной комнате вашего отпрыска.

Для начала женщина должна постараться показать, насколько ей дорог ребенок и как сильно она его любит. Родительская привязанность не должна зависеть от успехов или талантов малыша, тем более мамочка любит его таким, какой он есть. Не нужно бояться показывать ребенку свою искреннюю привязанность.

Попробуйте создать своеобразную ситуацию успеха, которая может из неуверенного в себе и замкнутого ребенка сделать коммуникативную, творческую и активную личность. Например, если отец ребенка любит играть в футбол, то тон обязательно должен взять любимого сына в команду. В гостиной или детской комнате на самом видном месте обязательно выставляйте и вывешивайте медали, дипломы и грамоты ребенка. Ведь даже небольшие успехи в учебе или спорте станут отличным стимулом для новых достижений и дальнейших побед.

Помните, что полноценной частичкой дружной и счастливой семьи ребенок сможет чувствовать себя только в том случае, если он станет самым любимым и необходимым для родителей. Тем более радость от постоянного общения с мамочкой важна каждому ребенку, и тихоне, и бунтарю. Женщины должны стараться воспитывать своих детей так, чтобы им всегда хотелось вас навестить и к вам вернуться.

Ранимый ребёнок — очень чувствительный и и зачастую плаксивый ребёнок, который медленно адаптируется к новой среде. Таким детям нравится, когда всё предельно предсказуемо и знакомо и не нравится, когда их перебивают, когда что-то идет не так или противоречит их воле. В противном случаем ранимый ребенок моментально расстраиваются и начинает плакать.

К тому же ранимые дети очень застенчивы и им сложнее влиться в коллектив. Они, как правило, эгоистичны и испытывают трудности, когда приходится делиться игрушками с другими детьми. В некоторых случаях ранимые дети проявляют агрессию, злость и устраивают истерики. Однако, если же предоставить такому ребенку самостоятельно что-то делать, то он с радостью погрузится в работу, будет рассуждать, обдумывать что-то.

Если сравнивать ранимых детей со взрослыми, то их можно в какой-то степени приравнять к интровертам. Они вроде бы достаточно умны и амбициозны, но очень закрыты от внешнего внимания. Они живут в каком-то своем «плюшевом» или «изумрудном» мире, где все происходит по их правилам.

Причины ранимости детей.
  • Инстинкт сохранения достоинства. Если ребёнок слишком силен, то он склонен к сверхранимости и сверхобидчевости. Такие дети заблаговременно ожидают от других агрессии, унижения, оскорблений в свой адрес, даже когда этого не происходит и всегда готовы дать бой. Данное поведение вызывает конфликты со сверстниками. Да и со взрослыми ранимые дети ведут себя спокойно до тех пор, пока те «гладят их по шёрстке». Но и тут надо быть аккуратным, чтобы не дай Бог, не погладить против шерсти. Иначе плач и замкнутость ребёнка — гарантированы.
  • Комплексы ребёнка. Исходя из первого пункта, к основным причинам можно отнести и различные комплексы ребенка: дефекты речи, непристойный или невыразительный внешний вид, социальное и материальное положение и т.п. Ребенок слишком зависит от своего комплекса и также везде видит попытки издёвок от других. За частую такие дети становятся изгоями и «козлами опущения».
  • Врожденная чувствительность. Некоторые дети от природы эмоционально чувствительны и ранимы, поэтому часто обижаются. Такие дети особенно испытывают потребность в привязанности к родителям, их любви, принятии ими со всеми особенностями.
  • Родители во всём потакают ребенку. Когда родители стремятся выполнить все желания ребёнка и разрешают вести себя, как угодно, у него формируется впечатление, что весь мир ему должен. Ребёнок начинает считать себя главным. И когда будут поступать замечания о его поведении, то он будет обижаться и плакать.
  • Ожидания ребёнка. Излишняя избалованность ребенка зарождает в нем множество стереотипов и ожиданий. Например, ребёнок думает: «Мама должна мне каждый раз покупать что-то вкусное». И когда этого не происходит ребёнок обижается и протестует. Наверно многие из вас видели в магазинах мам, тащащих за собой капризного ревущего ребёнка, которому не купили игрушку.
  • Как быть, если у вас ранимый ребенок?

    Прежде всего, нужно набраться терпения и шаг за шагом давать понять вашему ребёнку, что это такое — истинное чувство достоинства. Объясните малышу, что гордость и гордыня совершенно разные понятия, так же как шутка и злопыхательство, или справедливая критика и обычное критиканство. Внушите своему ребенку, что из-за своей обидчивости и плаксивости он может не только лишиться друзей и никогда не приобрести новых, но и, наоборот, нажить себе врагов.

    Ваш ребенок должен уяснить раз и навсегда, что на таких, как он, «возят воду» злые люди, используя их обидчивость. Дайте ему понять, что его чрезмерная обидчивость — это проявление глупости, которая не защищает его, а наоборот убивает в нём всякое уважение.

    Однако, ни в коем случае не пытайтесь сравнивать своего ребенка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой (какой он был вчера и, какой, возможно, будет завтра). Проводите с ребёнком этакие «взрослые» беседы, чтобы он понимал к чему может привести его нынешнее поведение.

    Ранимые детки нуждаются в ободрении, упорных занятиях с репетитором, чтобы добиться желаемого уровня успеваемости. Им нужно окрепнуть физически и морально, чтобы в трудной ситуации они смогли постоять за себя, терпеть боль и издевательства, а не убегать или плакать. Если уделять ранимому ребенку достаточное внимание и постоянно работать над его проблемой, то вскоре и взрослые, и дети изменят к нему свое отношение. Сам ребенок успокоится и станет добродушнее и терпимее относиться к подтруниванию над собой, обретёт понимание той или иной ситуации и будет осознанно принимать свои решения. Тем самым прекратятся постоянные плачи и капризы. Ребенок перестанет считаться ранимым и будет преуспевать, как в учёбе так и в отношениях с окружающими людьми.

    Поделиться: