Пусть ребенок съест четыре порции одного блюда и совсем не ест другого, если ему так хочется (при условии, что это простая, здоровая пища). Ребенок много ест: почему, плохо ли это и что делать

Всегда является причиной повышенной тревоги родителей. Паниковать не стоит. Изначально следует разобраться, почему малыш отказывается от еды. Нередко проблемы с аппетитом у детей имеют психологический характер. Если ребенок не ест, но при этом отлично себя чувствует и не капризничает, скорее всего, повода для беспокойства нет. Но проконсультироваться с педиатром все же стоит.

Мнимое отсутствие аппетита

Нередко малыш питается отлично, набирает вес, но мама при этом считает, что ребенок кушает очень плохо. Считается, что правильное питание должно состоять из завтрака, обеда, полдника и ужина. Если ребенок пропускает хоть один из этих компонентов, значит, он питается плохо. На самом деле это ошибочное мнение, которое формировалось на протяжении долгих лет. Необходимо употреблять столько пищи, сколько требует организм. Очень важно, чтобы в рацион питания ребенка входили все полезные микроэлементы и витамины. Количество же продуктов, употребляемых в день, не имеет значения.

Каждый организм индивидуален. У малышей по-разному происходит обмен веществ. Один ребенок может почувствовать голод уже через два часа после полноценного кормления, другой же не будет хотеть кушать целый день. Ребята, у которых протекает обмен веществ медленно, за один раз могут употребить гораздо меньше пищи. Небольшого количества продуктов им будет достаточно для того, чтобы восполнить энергию.

Главным показателем нормального питания является самочувствие малыша. Если он активен, не отстает в развитии, с радостью общается со сверстниками, беспокоиться о плохом аппетите не стоит. Сложнее дела обстоят с грудными детками. Чтобы определить, хватает ли пищи малышу, стоит провести тест на мокрые пеленки. Для этого придется на один день отказаться от подгузников. Если грудничок питается правильно, в течение дня мама поменяет пеленки не менее 15 раз. Если в течение трех часов пеленки остаются сухими, есть повод для беспокойства.

Ребенок протестует

Даже взрослые люди нередко выражают протест с помощью голодовки. Если ребенок ничего не ест в течение дня, возможно, он чем-то недоволен. С помощью отказа от еды маленький человек стремится привлечь внимание окружающих: «Я ничего не стану есть, пока не сделают то, чего я хочу». Это один из способов манипуляции родителями. Причин для протеста может быть множество. Если в семье ребенка привыкли воспитывать слишком строго, он может выражать недовольство с помощью отказа от еды на интуитивном уровне. Малыш будет беспрекословно выполнять волю родителей, чтобы не получить наказания. А вот проблем с аппетитом избежать вряд ли удастся.

Если малыша в семье окружают чрезмерной заботой и вниманием, также могут появиться проблемы с едой. Ребенок не ест, если хочет получить больше свободного пространства. Дети в таких семьях часто вырастают эгоистичными и капризными. Они привыкают, что происходит все так, как им хочется. Ребенок не хочет есть суп - не ест! А если малышу захотелось пирожное и сок, родители с радостью выполняют его прихоть.

Если в семье складывается непростая обстановка, родители постоянно ругаются или вообще живут отдельно друг от друга, малышу уделяется совсем мало внимания. Это еще одна причина отказа от еды. По этой же причине не ест прикорм. Если нервничает мама, будет беспокойным и малыш. Он будет стремиться дольше находиться с грудью или любимой бутылочкой. Сосательный рефлекс успокаивает грудных деток. А вот холодная ложка, пусть даже с вкусной кашей, не всегда может успокоить.

Если медицинские причины исключаются, стоит разобраться, почему ребенок не ест. Почему он может выражать протест? Возможно, есть смысл обратиться к психологу.

Малышу неудобно за столом

Нередко малыш отказывается от пищи только потому, что ему некомфортно на кухне. Возможно, в помещении слишком темно, или стол очень высокий для младенца. Вследствие этого ребенок устает во время приема пищи. Результатом может стать отсутствие аппетита. Еще одной причиной отказа от еды может стать поведение других членов семьи за столом. У многих детей уже в раннем детстве развивается брезгливость. Если рядом сидящий во время приема пищи чавкает или кусочки еды остаются на лице, у ребенка может пропасть желание кушать.

С раннего детства нужно учить малышей пользоваться столовыми приборами. Однако делать это следует постепенно. В первую очередь ребенок должен научиться пользоваться ложкой. Заставлять маленького члена семьи кушать по всем правилам этикета не стоит. Нередко родители удивляются, почему ребенок не ест мясо. Причина же заключается в неумении малыша правильно держать вилку и нож.

Обстановка на кухне должна располагать к приему пищи. Для маленьких деток стоит заранее приобрести специальный стульчик для кормления, который будет регулироваться по высоте. Если же сын или дочь захочет сидеть на обычной табуретке, как взрослые, не стоит препятствовать. Чтобы малыш не пачкал одежду, стоит надеть на него фартук или слюнявчик. И уж точно нельзя ругать маленького члена семьи за то, что он пачкается за обедом. Придет время, и ребенок будет кушать аккуратно, согласно всем правилам этикета. А пока главное — не спугнуть хороший аппетит.

Ребенка развлекают во время еды

Многие мамы и папы во время приема пищи веселят ребенка, читают ему сказки, обставляют обеденный стол игрушками. Все это делается для того, чтобы малыш съел всю порцию. Такой способ, конечно, помогает накормить маленького члена семьи. Однако лучшим его назвать точно нельзя. Проблема в том, что ребенок привыкает употреблять пищу с различными развлечениями. А если нет привычных игрушек и веселых историй, нет и аппетита. Не стоит удивляться, если ребенок не ест в садике. Что делать, если в общественных заведениях никто не станет уделять внимание одному малышу, который привык кушать с песнями?

Процесс употребления пищи для многих деток кажется достаточно скучным. Ведь вместо обеда можно играть с игрушками, познавать мир и смотреть мультфильмы. Некоторые родители быстро решают проблему. Они усаживают ребенка кушать перед телевизором. Этого делать категорически нельзя. Во-первых, малыш привыкает к удобствам и уже не может есть без любимого атрибута. Во-вторых, учеными давно доказано, что отвлекаться во время приема пищи вредно. Еда плохо переваривается, а большинство полезных компонентов просто не усваивается. Нередко дети, которые привыкли кушать перед телевизором, страдают гастритами, имеют проблемы с избыточным весом.

Употреблять пищу нужно исключительно за обеденным столом. Даже если ребенок не ест полноценный ужин или завтрак, а лишь решил полакомиться яблоком, делать это желательно исключительно на кухне. Родители не должны подавать дурной пример ребенку, обедая перед телевизором. Лучше придумать интересный ритуал, когда вся семья во время приема пищи садится за круглый стол и обсуждает важные семейные проблемы, дает советы. Это и увлекательно, и безопасно.

Ребенок боится

Причиной отказа от еды может являться страх малыша подавиться или испытать боль. Очень часто ребенок не ест молочные продукты, если однажды пришлось отравиться йогуртом или некачественным мороженым. Малыш даже может не помнить, что именно его напугало, но неприятные эмоции, связанные с тем или иным продуктом питания, остаются надолго.

Стоит задуматься, почему ребенок не ест мясо. Комаровский утверждает, что отказ от такого рода продуктов также может быть связан со страхом. Малыш будет бояться употреблять ту пищу, которую нужно долго пережевывать. Это не только вареное мясо, но и твердые овощи, рыба, некоторые виды фруктов. Готовить малыша к жеванию следует постепенно. Изначально в прикорм вводятся перетертые пюре и мягкие фрукты, такие как банан, печеное яблоко. Далее нужно начинать предлагать ребенку пищу с комочками. Куски, которые нужно пережевывать, следует увеличивать постепенно. Если малыш давится, значит, продукты все еще нужно перетирать до состояния пюре.

Невкусная еда

Уже с раннего возраста у детей формируются свои вкусовые предпочтения. Одни малыши не любят молочные продукты, другие не переносят вареные овощи. Дневной рацион следует формировать, исходя из потребностей маленького члена семьи. Многие дети едят только привычную пищу, такую как макароны, картошка и сосиски. Возможно, ребенок не ест овощи, приготовленные на пару, только потому, что он их никогда не пробовал. Предлагать новые блюда малышу нужно аккуратно. Чтобы у ребенка возник интерес к новому продукту, его важно красиво подать. Из вареной морковки можно сформировать на тарелке солнышко, а толченый картофель может отдаленно напоминать тучку.

Не стоит паниковать, если ребенок не ест фрукты и овощи в обычном виде. Из вкусных ингредиентов всегда можно приготовить оригинальный салат, заправленный йогуртом. Такое блюдо обязательно придется по душе маленькому члену семьи. Фруктовый салат - это красиво, вкусно и полезно!

Культ еды в семье

Во многих семьях на протяжении нескольких поколений формируется Процесс приготовления и приема пищи занимает большую часть времени. Если маленький ребенок поел - это настоящее событие, а вот если карапуз отказывается от обеда или ужина - это катастрофа. Маленький человек быстро схватывает, что с помощью пищи можно манипулировать родителями. Ребенок ничего не ест только потому, что хочет добиться желаемого от взрослых.

Чтобы восстановить аппетит ребенка, родителям стоит меньше внимания уделять еде как таковой. Если малыш голоден, он обязательно поест. Рано или поздно маленький член семьи поймет, что на его манипуляции никто не обращает внимания, и начнет употреблять пищу как положено. Особое внимание стоит уделить самочувствию малыша. Если ребенок бодр, имеет хорошее настроение, но не ест, причин для беспокойства нет.

Родителям не стоит фанатично придерживаться трехразового питания. Завтрак, обед и ужин должны присутствовать лишь тогда, когда ребенок действительно хочет есть. Ничего страшного, если во время прогулки малыш перекусил печеньем с компотом и отказывается есть борщ. Такое бывает нечасто и никак не повлияет на развитие крохи.

Малыш не знает, что такое голод

Очень часто ребенок не ест прикорм лишь потому, что никогда не испытывал чувство голода. Малыш не понимает, что еда может приносить радость. А все потому, что родители предлагают ему еду практически каждые два часа. Следствием этого может стать полное отсутствие аппетита. Малыш съедает несколько ложек супа или каши, и этого ему вполне достаточно для того, чтобы дождаться следующего приема пищи. Ребенок воспринимает еду как необходимость.

Все, что нужно сделать родителям, это увеличить промежутки между кормлениями. Ничего страшного, если ребенок старше 6 месяцев немного проголодается. Благодаря новому чувству он сможет понять, зачем нужна еда, и новую порцию съест с огромным удовольствием.

Со старшим ребенком можно поступить более строго. Можно создать ситуацию, когда в холодильнике нет еды совсем, а есть лишь картошка в кладовке. Когда ребенок наконец проголодается, он поймет, что нужно ценить еду в том виде, в котором она есть. Если придется вечером съесть вареную картошку без ничего, на следующий день малыш будет рад вкусному полноценному обеду.

Стадный инстинкт

В большинстве случаев на плохой аппетит при нормальном самочувствии жалуются родители деток, которые не посещают детский сад. Малыши понимают, что родителями можно манипулировать как угодно. Стоит ребенку переступить порог дошкольного учреждения, проблемы с сами собой. Дело в том, что в детском саду с маленькими членами общества никто не церемонится. Если хочешь - ешь, не хочешь - покушаешь в следующий раз. Кроме того, у деток срабатывает «стадный инстинкт». Каждый стремится делать то, что делают остальные. Поэтому в детских садах малыши кушают гораздо лучше, чем дома. Если есть возможность записать сына или дочь в дошкольное учреждение, это обязательно стоит сделать. Даже если ребенок не ест молочные продукты, что делать, подскажет специалист в саду.

Подведем итоги

Причин плохого аппетита может быть огромное количество. Нередко отказ от еды носит психологический характер. Стоит понять, все ли в порядке в семье, нет ли у ребенка проблем в общении со сверстниками.

Гораздо сложнее обстоят дела, если ребенок не ест прикорм. Комаровский утверждает, что понять желания ребенка поможет материнский инстинкт. Если малыш ведет себя бодро и хорошо набирает вес, беспокоиться не стоит. Однако консультация педиатра не будет лишней. Несмотря на то, что общепринятой нормой ввода прикорма считается шестимесячный возраст малыша, начинать знакомить ребенка с новыми продуктами можно и позже - ближе к году.

Не делайте различий между разными видами пищи.
Пусть ребенок съест четыре порции одного блюда и совсем не ест другого, если ему так хочется (при условии, что это простая, здоровая пища). Если он не хочет супа, а хочет десерт, дайте его с таким видом, как будто вы не видите в этом ничего особенного. Такие замечания, как: "Я не дам тебе добавки мяса, пока ты не съешь овощи" или: "Я не дам тебе компота, пока ты все не съешь", еще больше отобьют у ребенка желания есть овощи или суп и ему еще сильнее захочется компота. Другими словами, вы добьетесь прямо противоположного результата.
Вам, конечно, не нравится, что питание ребенка будет односторонним. Но, если у него плохой аппетит, - самое лучшее, что вы можете сделать, это дать ему почувствовать ваше безразличие по этому поводу.
Я думаю, что родители делают большую ошибку, когда настаивают, чтобы ребенок с плохим аппетитом "только попробовал" пищу, к которой он относится подозрительно. Если он будет вынужден съесть то, к чему он испытывает отвращение, это уменьшает его шансы изменить свое отношение к нелюбимому блюду и полюбить его. Кроме того, это уменьшает удовольствие от еды и еще больше снижает аппетит ребенка. Никогда не заставляйте его есть то, от чего он отказался в предыдущий раз. Это может привести к потере аппетита.
566. Лучше меньше, чем больше.
Если у ребенка плохой аппетит, предлагайте ему маленькие порции. Если вы положите слишком много в его тарелку, вы тем самым напомните ребенку, как много ему придется оставить, и это только еще больше снизит его аппетит. Но, если вы даете ребенку намного меньше, чем он обычно съедает, вы заставляете его просить добавки. Таким образом, вы будете способствовать тому, что он к еде начнет относиться, как к чему-то желанному. Если у него совсем плохой аппетит, предлагайте ему миниатюрные порции: чайную ложку мяса, чайную ложку овощей, чайную ложку мучной пищи. Когда ребенок закончит еду, не спрашивайте его с энтузиазмом: "Ты хочешь добавки?" Пусть он сам попросит у вас добавки, даже если ему понадобится несколько дней, чтобы додуматься до этого.
567. Как научить ребенка есть самостоятельно.
Нужно ли матери кормить плохого едока? Ребенок, которого соответственно поощряли (см. раздел 396), начинает есть самостоятельно между 12 и 18-м месяцем. Но если излишне заботливая мать продолжала сама кормить его до 2, 3 или даже 4 лет (да еще с уговорами и сказками), то теперь, даже если и прекратить его кормить, это ни к чему не приведет. В этом возрасте у ребенка уже нет желания научиться есть самостоятельно. Ему и в голову не приходит, что может быть иначе. Теперь это для него важная составная часть материнской любви и заботы. Если мать неожиданно перестает его кормить, он обидится и рассердится. Он может вообще не есть 2-3 дня, а это больше, чем любая мать может выдержать. Она снова начинает кормить его, но он уже затаил на нее обиду. Когда же мать еще раз пытается заставить его есть самостоятельно, он понимает свою силу и ее слабость.
Двухлетний ребенок должен как можно скорее научиться есть самостоятельно. Но обучение займет несколько недель и потребует терпения и такта. Вы не должны создавать у ребенка впечатление, что отнимаете у него привилегию. Постарайтесь организовать дело так, как будто он сам хочет есть ложкой, а вы только уступаете его желанию. В течение нескольких дней давайте ему только его любимые блюда. Поставив перед ним тарелку, выйдите на минутку в кухню или в другую комнату, как будто вы что-то забыли. Каждый день отсутствуйте немного дольше. Вернувшись, весело покормите его, не обмолвившись ни словом о том, ел он сам или нет. Если ребенок не может дождаться, пока вы придете, и зовет вас из другой комнаты, сразу же вернитесь к нему, весело извинившись. Его успехи будут неуклонно возрастать. Недели через две он будет в состоянии почти полностью справиться со своим обедом самостоятельно, а на следующий день попросит, чтобы его покормили. Не спорьте с ним, пока идет процесс обучения. Если он ест только одно блюдо, то попросите его попробовать второе. Если он доволен, что умеет есть самостоятельно, похвалите его, не очень бурно, чтобы он не почувствовал подвоха.
Предположим, в течение недели вы оставляли его на 10-15 минут наедине с вкусной едой, но он не притрагивался к ней. Тогда вам нужно заставить его поголодать. Постепенно, в течение 3-4 дней, уменьшите его обычную порцию наполовину. Голод обязательно сломит его упорство при условии, что вы ведете себя дружелюбно и тактично.
Вскоре ребенок начнет самостоятельно съедать свои полпорции. Теперь не поддавайтесь желанию докормить его с ложечки, пусть лучше он встанет из-за стола голодным. Не обращайте внимание, если он оставит часть еды на тарелке. Его голод будет нарастать и вскоре заставит его лучше есть. Если вы будете докармливать его с ложечки, он может никогда не научиться съедать самостоятельно весь обед. Лучше скажите ему: "Я думаю, ты сыт". Если он попросит вас покормить его, дайте ему 2-3 ложки еды, чтобы не обострять отношений, а затем снова скажите: "Ну, теперь хватит".
После того, как он в течение 2 недель будет самостоятельно съедать весь свой обед, ужин и завтрак, не начинайте снова кормить его с ложечки. Если в один из дней он очень устанет и попросит покормить его, дайте ему несколько ложек с рассеянным видом, а потом скажите ему, что он, видимо, просто не голоден. Я специально останавливаюсь на этой ситуации, так как очень хорошо знаю, что мать, которая в течение очень многих месяцев или лет беспокоилась о питании ребенка, слишком долго кормила его с ложечки и, наконец, позволила ему делать это самому, испытывает огромное искушение снова покормить его, как только у него временно пропадет аппетит или он заболеет. А тогда все придется начать сначала.
568. Нужно ли матери оставаться в комнате, пока ребенок ест.
Это зависит от того, привык ли ребенок к такому порядку, а также хочет и может ли мать не проявлять своего беспокойства. Если мать всегда сидела рядом с ребенком, пока он ел, и вдруг перестала это делать, ребенок безусловно расстроится. Если мать может быть общительной и спокойной и не думать о его аппетите, то ее присутствие будет приятно и ей, и ребенку. Если мать найдет, что даже после многих попыток она не в состоянии перестать беспокоиться об аппетите ребенка и уговаривать его есть, то лучше ей не присутствовать, пока ребенок ест. Но уходить надо, не сердясь, не неожиданно, а тактично и тихо все на более долгое время каждый день, чтобы ребенок не замечал перемены.
569. Никаких сказок и подкупов.
Разумеется, родители не должны подкупать ребенка, чтобы заставить его есть, т. е. рассказывать ему сказку, устраивать представление за каждую ложку пищи или обещать, что папа постоит на голове, если ребенок съест шпинат. Такого рода уговоры в конечном счете еще больше снижают аппетит ребенка, хотя в данный момент они как будто заставляют ребенка съесть несколько лишних кусков. Родителям приходится увеличивать подкуп, чтобы получить тот же результат. Такие родители кончают тем, что разыгрывают часовой спектакль за пять ложек супа.
Не просите ребенка есть обед, чтобы получить третье блюдо или конфету, или золотую звездочку, или другую премию. Не просите его съесть ложечку за "тетю" или чтобы доставить удовольствие маме, или чтобы вырасти большим и сильным, или чтобы быть здоровым и чтобы очистить тарелку. Другими словами, поставьте себе за правило вообще не просить ребенка есть.
Мать может рассказать сказку во время еды или включить радио, если в семье так заведено и это никак не связывается с тем, хорошо ест ребенок или плохо.
570. Нет необходимости быть "под каблуком" у ребенка.
Я так подробно говорил о том, что ребенок должен есть по своему желанию, что у некоторых родителей могло создаться неправильное представление. Я помню одну мать, которая в течение многих лет вела войну со своей семилетней дочерью, заставляя ее, уговаривая, споря каждый раз за едой. Изучив теорию, она поняла, что у ребенка, возможно, всегда был скрытый нормальный аппетит и стремление к сбалансированному питанию и что лучший способ оживить ее аппетит - это прекратить войну из-за него. Но она ударилась в другую крайность, она пошла на поводу у дочери. К этому времени у девочки развилось сильное чувство противоречия в результате длительной борьбы. Обнаружив, что ее мать стала сама кротость, она воспользовалась этим. Например, она высыпала в кашу полную сахарницу сахара, наблюдая исподтишка за молчаливым ужасом на лице матери. Мать стала спрашивать ее каждый раз перед едой, что она хочет. Если ребенок говорил: "Сардельку", она послушно шла в магазин и покупала сардельки. Садясь за стол, ребенок мог сказать: "Я не хочу сардельку, я хочу сосиску", и мать опрометью бежала в ближайший магазин покупать сосиски.
Существует и средняя позиция. Вы вправе ожидать от ребенка, чтобы он вовремя приходил к обеду, ужину, завтраку, был вежлив и дружелюбен по отношению к сидящим за столом, воздерживался от неприятных замечаний о еде, ел относительно культурно для своего возраста. Хорошо, если мать, составляя меню, максимально учитывает его вкусы и вкусы других членов семьи. Спрашивайте иногда ребенка, чтобы ему хотелось. Но он не должен чувствовать в семье главной персоной, с которой все считаются. Разумно ограничить его в отношении таких продуктов, как сахар, конфеты, фруктовая газированная вода, пирожные. Это может произойти без пререканий, если мать будет вести себя, как человек, который знает, что делает.
571. Если ребенок давится.
Ребенка, который даже после года не в состоянии глотать непротертую пищу, видимо, часто кормили насильно или по крайней мере энергично уговаривали. Он вполне мог бы справиться с непротертой пищей, но когда его кормят насильно, он давится. Матери таких детей часто говорят: "Удивительно, что он не давится кусками, если еда ему нравится. Он может проглотить даже куски мяса, когда гложет кость". Лечение состоит из трех частей: во-первых, поощряйте его к тому, чтобы он ел полностью самостоятельно (см. раздел 396); во-вторых, помогите ему преодолеть подозрительное отношение е еде (см. разделы 563-569); в-третьих, очень постепенно переходите от протертой пище а непротертой. Пусть он ест все протертое в течение нескольких недель или даже месяцев, если необходимо, пока не перестанет бояться есть и начнет получать удовольствие от еды. В этот период можно совсем не давать ему мяса, например если ему не нравится мелко перемолотое мясо.
Другими словами, переход от протертой пищи к непротертой должен осуществляться в соответствии с реакцией ребенка.
Некоторые дети давятся даже от протертой пищи. Иногда это бывает из-за ее вязкой консистенции. Попробуйте немного разбавлять такую пищу водой или молоком. Или попробуйте мелко рубить овощи и фрукты, не разминая их.
Слишком толстый ребенок
572. Лечение зависит от причины ожирения.
Многие думают, что ожирение зависит от неправильного функционирования желез, но на самом деле это редко бывает действительной причиной. На вес человека влияет несколько факторов: наследственность, темперамент, аппетит, душевное равновесие. Если у ребенка и мать, и отец, и родственники расположены к полноте, у него больше шансов стать полным. У спокойного, малоподвижного ребенка остаются неиспользованными питательные вещества, которые откладываются в организме в виде жира. Главный фактор - аппетит. Ребенок, который любит высококалорийные продукты - пироги, пирожные, печенье, естественно, будет полнее ребенка, предпочитающего овощи, фрукты и мясо. Но возникает вопрос: почему некоторые дети так любят высококалорийную пищу? Мы не знаем всех причин повышенного аппетита. Но нетрудно узнать ребенка, который как будто рождается, чтобы всю жизнь много есть. С самого рождения у него огромный аппетит, который никогда не пропадает, здоров он или болен, спокоен или взволнован, вкусная перед ним еда или нет. К 2-3 месяцам этот ребенок уже излишне толст и таким он остается по крайней мере все детские годы.
573. Иногда причина в душевном разладе.
Когда позднее у детей развивается повышенный аппетит, то часто его причина в душевном разладе ребенка. Это может случиться с семилетним ребенком, почувствовавшим одиночество и тоску. В этот период ребенок освобождается от былой эмоциональной зависимости от родителей. Если он не умеет заводить закадычных друзей, чья привязанность компенсировала бы уменьшившееся чувство к родителям, он чувствует себя заброшенным в огромном чужом мире. Сладости и другие высококалорийные блюда приносят ребенку частичное удовлетворение. Переживания из-за неприятностей в школе или по другим поводам иногда заставляют ребенка искать утешение в еде. Вес часто становится излишним в период полового созревания. В это время аппетит повышается, чтобы поспеть за активным ростом, но возможно, чувство одиночества тоже играет некоторую роль. В этот период ребенок может быть замкнутым и застенчивым из-за всех изменений, происходящих в его организме, и это может уменьшить его способность получать удовольствие от общения с товарищами.
574. Между 7 и 12 годами вес часто немного превышает норму.
Я не хочу создать впечатления, что каждый толстый ребенок несчастен. У детей, даже веселых и успевающих, бывает тенденция к увеличению веса между 7 и 12 годами. Очень многие из них доходят до ожирения. Большинство становятся чуть-чуть более упитанными в течение 2 лет полового созревания, а затем худеют по мере приближения к юношескому периоду. Очень многие девочки без всяких усилий к 15 годам становятся стройнее. Родителям полезно знать, что небольшое ожирение в школьном возрасте - обычное явление, которое часто проходит с годами, поэтому незачем расстраиваться из-за лишнего веса ребенка. Какова бы ни была причина ожирения, она может превратиться в заколдованный круг. Чем толще ребенок, тем труднее ему получать удовольствие от подвижных игр и спорта. Но чем меньше он двигается, тем больше питательных веществ его организм вынужден откладывать в виде жира. Кроме того, толстый ребенок, которому неловко участвовать в общих играх, будет чувствовать себя более чужим среди детей, которые могут начать дразнить его и насмехаться над ним.

Добрый вечер нам 5 месяцев и меня беспокоит лысина на голове моего сынишки педиатор наш сказал рахит пьем витамин Д по 1 капле в день но улудшений нет и еще у нас квадратная голова по мнению врача спим больше на спине.второй месяц мало прибавляем в весе только 440 грам родились 2030 весом.что делать

24/02/2016 17:11

Беларусь, Новополоцк

Дина, не переживайте. Вы не одни такие... Вон сколько обеспокоенных мам пишут,что их малыши плохо едят. У нас была такая же ситуация. Кормила только спящего. И то съедал по пол-порции,потом просыпался и выплевывал. Перепробовали ОЧЕНЬ много смесей. Дорогих и не очень. Пробовала и бутылочку сменить (соску)-результата никакого. Так и мучились до 6-7 месяцев,пока не стали кушать каши и пюре. Нам сейчас 9 месяцев,вес уже 7700-это только потому,что я стала кормить кашами,сын стал набирать по 500гр. До этого набирали по 200-300 гр. Не переживайте и наберитесь терпения. Я думаю-с желудком и с кишечником у вашего малыша все в порядке. Просто у вас родился такой ребенок-малоежка,как и мой сынок. Если уже не находите себе места-для утешения сходите к участковому педиатру и попросите направление на копрограмму. С помощью копрологического исследования можно оценить: ферментативную активность и переваривающую способность желудка...

23/02/2016 23:02

Казахстан, Астана

Здравствуйте! Моему малышу 3 месяца на ИВ с рождения. Последнее время ест мало. Не знаю в чем проблема. Стул иногда каждый день а иногда через день. В последнее время стал зеленоватый густой. Меня беспокоит что он плохо ест. Например просыпается в 6 утра покушает и все до обеда т.е до 12 он не ест, пробую кормить в промежутке этого времени не сосет бутылку. Обычно пил 150 мл. а сейчас 90-120 мл. только пьет. Иногда совсем 30-40. Здесь на сайтах все пишут про инфекции, про глистов что такое может быть. Мне стало страшно теперь. Что делать теперь нам? Куда идти? Где проверяться?

01/02/2016 06:30

Ребенку 3 месяца мы на смешеном кормлении, грудь и фрисавом. Сначало было все хорошо, вес, стул. А после курса антибиотиков после болезни все разладилось. Главное малыш стал плохо есть. И смесь меняли, грудь еще хоть как а смесь полоыену выплевывает. В туалет ходит плохо и с зеленковатым оттенком. Как быть?

18/12/2015 11:07

малышке 4 мес отказывается есть смесь нестажен, чувствует себя прекрасно, от груди отказалась 10 дней назад. первое время ела, потом стала есть только во сне, а теперь вообще не ест. ест только каши и пьет воду, что делать?

01/10/2015 16:48

Беларусь, Новополоцк

Здравствуйте. Мой 4х-месячный малыш съедает за день только 450 мл смеси,при этом ночью спит 8-9 часов,а проснувшись утром просит поесть только через полтора-два часа после пробуждения. Вес у нас 6 кг. Сначала я истерила по этому поводу-мол,вон наш ровесник "мордастенький" и весит около 8 кг. А потом как-то успокоилась. Сынок играет,развивается-как и положено. Значит,хватает ему. Мы едим наш белорусский Беллакт.

20/04/2015 18:53

Украина, Кегичевка

Нам 4 месяца и до сегодня мы ели 150 мл смеси тоже Нестожен. А сегодня не могу даже 120 мл впихнуть. Чувствует себя прекрасно, активная, агукает улыбается но одно волнует что сначала ест как голодная, а потом булюбы пускает из рта кашей! Так вот не знаю волноваться мне или нет! Подскажите пожалуйста!

21/02/2014 13:08

Россия, Среднеуральск

Мария, и у нас такая же ситуация.... мы родились на 2500, на днях нам 4 месяца, накормить мою лялю:а)могу только я. Б)в полусонном состоянии. самостоятельно опорожнять кишечник с января месяца не можем... педиатр участковый посоветовала нам элькар-начали давать, еще хуже стало-появились страшнейшие колики. вес набираем потихоньку, сейчас весим 5300. малышка активная, улыбается, гулит, тянет все в рот.Дак вот что я думаю, может это дело неврологии?

28/01/2014 23:12

Россия, Чебоксары

А что делать, если ребенок вообще отказывается пить? Нето что 150, даже 10 мл смеси не пьет через соску. Спасаюсь пробиркой оставшейся от лекарства, вливаю по 2 гр пока лежит и держит игрушку. Ложкой кормить не дает, отталкивает. Такие проблемы у нас с 2-х мес. Щас нам 7. Едим только так от 50 до 100 гр. Еще и держит во рту и не глотает подолгу. Аналогичная проблема и с соком и кефиром и грудным молоком - самостоятельно не пьет. Смесь или свое молоко очень редко можно скормить через соску во сне, если проснется - сразу выплевывает и плачет. Единственное что он пьет из соски это воду, да и то грамм 20 не больше.... ладно хоть щас прикорм приличный пошел. Ато раньше с 2 до 5 мес вообще сложно было накормить. Укачивала и кормила во сне... Прогулки и долгие бодорствования не помогали и не помогают. Однажды не ел 20 часов вообще ничего, не выдержала и скормила молоко с ложки.... кое-как... Кто подскажет совет?

Начиная вводить прикорм, мама ищет ответа не только на вопросы, с какими продуктами знакомить малыша и в какой последовательности. Важно знать так же, в каких количествах предлагать ребенку новые продукты.

Поскольку мы знакомим малыша с совершенно новыми, незнакомыми ему блюдами, совершенно логично начинать введение каждого продукта с микропорций. На этом этапе нашей задачей является не накормить ребенка овощным пюре или кашей, а дать ему привыкнуть к новому вкусу и консистенции блюда. Немаловажным является и проверка реакции организма на продукт. Именно поэтому рекомендуется давать каждый новый овощ или фрукт в первой половине дня.

Что же такое микропорции?

Это буквально четверть чайной ложки . Даже если малыш с удовольствием съест этот объем, больше в первый день давать не стоит. Ведь если к вечеру у ребенка вдруг расстроится пищеварение или появятся высыпания, то они будут менее выражены, чем в случае, если вы на радостях скормите карапузу сразу полбаночки пюре.

Ну, а если ребенок на ваше восторженное: «Какое вкусное пюре сейчас попробует Ванюша!» сделал выразительное «беееее» или размазал кабачок по мордахе, - переживать не стоит.

Назавтра опять предложите крохе четверть чайной ложки того же кабачка. Такая ситуация может повториться не раз и не два. Иногда новый продукт нужно предлагать ребенку до 10-15 раз, чтобы малыш согласился его съесть. Будьте последовательны и терпеливы, и ваши старания вознаградятся. А кто говорил, что будет легко?

Как увеличивать объем порций

Если на следующее утро после того, как ребенок попробовал первый продукт прикорма, (чаще всего это овощное пюре из кабачка или цветной капусты), он чувствует себя хорошо, порция чуть увеличивается - до половины чайной ложки.

Не переживайте, ничего плохого от такой «черепашьей» скорости не будет. Будет мягкое привыкание малыша к новому вкусу. А далее увеличиваем порцию день ото дня в полтора-два раза.

То есть на третий день малыш получит уже полную чайную ложечку , на второй - две, на третий - четыре, что составит 20 гр продукта. На четвертый день объем порции составит уже 30-40 гр, на пятый - 50-80 гр, на шестой - 100-120 гр, на седьмой - 120-150 гр. Таким образом, примерно за неделю вы достигаете возрастной нормы порции. В полгода, когда мы вводим прикорм, именно такой объем съедает ребенок.

Однако не стремитесь, во что бы то ни стало, впихнуть в кроху именно столько и ни граммом меньше. Далеко не все дети съедают полный объем . Некоторым достаточно 80-90 гр пюре или каши. Не забывайте о том, что основным питанием ребенка до годовалого возраста продолжает оставаться грудное молоко или адаптированная молочная смесь, которые предлагаются после прикорма. Так что «свое» малыш возьмет.

А в поисках ответа на вопрос, наедается ли ребенок, ориентируйтесь не на объем съедаемой порции, а на общее самочувствие и ежемесячную прибавку в весе малыша . И еще помните, что пищевое насилие недопустимо ни на каком этапе жизни ребенка. Иначе вы вызовете стойкое отвращение к пище или определенным продуктам на долгие годы, растя маленького нехочуху.

Временной промежуток, когда мы наращиваем объем порции до возрастной нормы, может быть удлинен до 10-12 и даже более дней, если кроха - аллергик или, к примеру, приболел, или ему сделали прививку. Помните, что чем меньше объем порции и чем медленнее он увеличивается, тем меньше вероятность диатеза или расстройств пищеварения .

Когда вы переходите к введению следующего овоща, то общий объем овощного пюре остается прежним. Просто вы чуть уменьшаете объем пюре из привычного продукта, например, кабачка, ровно на столько, сколько даете пюре из нового продукта, например, цветной капусты.

Постепенно, по мере роста ребенка, объем порции увеличивается. К году малыш съедает уже до 180 гр овощного пюре в обеденное кормление .

Как вводить следующие продукты прикорма

Аналогичная ситуация и с кашей - вторым продуктом прикорма. Начинаем с малых количеств - с четверти или половины чайной ложки , и в течение 5-7 дней доводим объем приблизительно до 150 гр. В семь месяцев объем каши составляет 160-170 гр, в восемь-девять месяцев - 170-180 гр, к годовалому возрасту - 200 гр.

С семи месяцев в овощное пюре вводится растительное масло в небольших количествах - 5-10 гр. Этот объем остается неизменным.

В шесть-семь месяцев предлагаем ребенку фруктовое пюре . Как и в случае с овощным пюре или кашей, давать фруктовое пюре начинаем с четверти-половины чайной ложки, в течение 5-7 дней увеличиваем до 50 гр. В восемь месяцев объем фруктового пюре составляет 60-80 гр, в 10-12 месяцев - 100 гр.

Следующим продуктом прикорма является мясо. Вводить его можно уже с шести месяцев, однако многие вводят его в семь или даже в восемь месяцев. Традиционно начинаем с малых количеств продукта и постепенно увеличиваем, доводя в течение 5-7-и дней до 10 гр. Со временем порции растут - приблизительно на 10 гр каждый месяц. К году ребенок съедает до 70 гр мясного пюре.

Уже с шести месяцев по рекомендации педиатра можно ввести творог. Начинаем с 5 гр детского творога без фруктов, например, добавляя его в кашу. Убедившись в хорошей переносимости детского творожка, увеличиваем порцию до 10 гр, в последующем объем увеличивается примерно на 10 гр каждый месяц. К году малыш получает 50 гр творога ежедневно.

В 8 месяцев рацион малыша можно расширить за счет таких кисломолочных продуктов как кефир, биолакт, йогурт. Первая порция составляет буквально 1 чайную ложку, затем увеличиваем объем по 1 чайной ложечке в день. За неделю-десять дней достигаем объема 50 мл, а за три недели - 150 мл. Ежедневная порция всех питьевых кисломолочных продуктов не должна превышать 200 мл .

После семи месяцев в овощное пюре или кашу добавляем ¼, а с 9 месяцев - половину яичного желтка ежедневно.

С восьми-девяти месяцев ребенку 1-2 раза в неделю вместо мяса необходимо давать рыбу . Предпочтительно, чтобы это были пюре промышленного производства. Первоначальный объем рыбного пюре, темпы его наращивания и возрастные нормы аналогичны таковым при мясном прикорме. К году ребенок получает 30-60 гр рыбы, общий объем за неделю - около 100 гр.

На сегодняшний день к введению соков детям до года относятся очень осторожно. Их сладкий вкус может затруднить последующее введение в рацион менее сладких продуктов. Вводят сок приблизительно в 10-12 месяцев. Первый объем - половина чайной ложки. В течение 3-4 недель порция увеличивается до 80-100 мл .

Конечно, поначалу рекомендуемые возрастные нормы и схемы увеличения объема порций могут показаться сложными. Однако, поверьте, начав прикорм, вы быстро освоите эти нехитрые премудрости. А помогут вам эти знания и материнская интуиция.

Приведем наиболее частые заблуждения родителей детей-«малоежек».

Малыш должен съедать весь положенный по возрасту объем пищи.

Данное утверждение является неверным. Существуют усредненные по возрасту (без учета индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей) рекомендации по объему, калорийности и распределению пищевого рациона малыша в течение суток. Но ваш ребенок попадет в число этих «средних» малышей. Вполне возможно, что кроха унаследовал от родственников замедленный или ускоренный обмен веществ, что также выражается в повышенном или пониженном аппетите, избирательный вкус (ребенок отказывается есть некоторые продукты) или пониженный аппетит. В силу возрастных особенностей желудочно-кишечного тракта или каких-то заболеваний у ребенка возможно снижение ферментной активности пищеварительной системы, а значит, замедление процессов пищеварения и снижение аппетита. Любая вирусная или бактериальная инфекция, а также другие заболевания крохи также сопровождаются снижением аппетита.

Повышенные энерготраты требуют компенсации, поэтому подвижные дети отличаются хорошим аппетитом, а «флегматики», как правило, «малоежки». Объем предлагаемой пищи зависит от аппетита детей. Нужно с пониманием относиться к ребенку со сниженным аппетитом: если он не всегда съедает порцию, рекомендованную по возрасту, то не стоит настаивать - ему можно временно организовать пятый прием пищи в качестве дополнительного легкого ужина не позже 21 часа или второго завтрака.

Среднесуточный объем и калорийность рациона для ребенка 1 года составляет 1000 мл/сут., 1000-1100 ккал/сут.; для ребенка 1,5--2 лет суточный объем пищи составляет 1200--1300 мл, а калорийность – 1200--1300 ккал/сут.; для ребенка 3 лет суточный объем пищи составляет 1500 мл, а калорийность – 1500 ккал/сут. Увеличение объема потребляемой в течение суток пищи малышом связано с тем, что емкость желудка с возрастом у ребенка увеличивается. У годовалого ребенка она равна 250--300 г, у трехлетнего – 350--400 г, а у четырехлетнего – 450--500 г.

Если в тарелке остается еда, то ребенка необходимо заставить все доесть.

Это огромное заблуждение родителей, нередко приводящее к избыточному весу у ребенка. Потребность малыша в еде – это потребность в энергии, которую он расходует. Здоровый детский организм сам регулирует аппетит: если ребенок хорошо и много двигается, не перегревается, занят умственной работой, то и аппетит у него хороший. Растратив всю полученную за предыдущий прием пищи энергию, малыш, как правило, съедает всю положенную по возрасту порцию. А в случае низких энегротрат возможен отказ от еды. И тогда в случае регулярного насильного кормления детей, оставляющих в тарелке еду, преобладает избыток питательных веществ, которые не будут преобразованы в энергию, что чревато избыточным развитием жировой ткани, ведущее к ожирению. Поэтому аппетит в прямом смысле нужно «нагулять» - стимулировать ребенка побольше двигаться, играть с ним в подвижные игры и желательно на свежем воздухе.

Для достижения цели подойдут любые методы – мультфильмы, сказки, игры и т.п.

Недопустимо отвлекать внимание ребенка от еды, а именно это и происходит за просмотром мультфильмов, игрой: ребенок не только не видит пищу, но даже плохо чувствует ее запахи. А значит, не запускается процесс пищеварения – не начинают вырабатываться пищеварительные соки и ферменты. Происходит это потому, что органы желудочно-кишечного тракта работают рефлекторно, и для их точной и сложной работы нужно сначала увидеть пищу и почувствовать ее запах. Это и называется рефлекторной фазой пищеварения. Уже через несколько секунд после того, как мы почувствуем запах еды, значительно усиливается отделение пищеварительного сока поджелудочной железой, происходит выход желчи в двенадцатиперстную кишку, усиливаются секреторные процессы в желудке (образование желудочного сока) и кишечнике, усиливается перистальтика (сокращения). Отвлекая внимание ребенка от еды, мы снижаем или полностью снимаем рефлекторную фазу пищеварения: малыш проглатывает еду, не замечая ее вкуса, цвета и запаха. Недостаточное количество ферментов и пищеварительных соков, а также медленная работа желудочно-кишечного тракта приводят к задержке процессов пищеварения. А это, в свою очередь, может привести к возникновению многих проблем – нарушению обменных процессов, в том числе ожирению, воспалительным заболеваниям, например гастриту - воспалению слизистой желудка - и функциональным нарушениям органов желудочно-кишечного тракта - изжоге, отрыжке и пр.

Надо во что бы то ни стало накормить ребенка полезным, но, на его взгляд, невкусным или нелюбимым продуктом – «запихнуть» в него творог, кашу и т.п.

Это неправильно. Навязывание детям нелюбимых ими продуктов или блюд может привести не только к «физическим» проблемам – снижению аппетита, но и к психосоматическим проблемам – развитию анорексии (отказ от еды за счет выраженного снижения или отсутствия аппетита). Даже у малышей могут складываться предпочтения в еде. Не стоит насильно засовывать не полюбившийся продукт ребенку в рот: механизмы физической защиты вызовут рвотный рефлекс, а если данная манипуляция будет повторяться с завидной периодичностью, в дальнейшем один вид или запах, постоянно сопровождающий «засовывание» невкусной еды, будет вызывать тошноту и рвоту. Зная, что ребенок не любит конкретное блюдо, лучше предложить более-менее приемлемый для малыша продукт, дать ему возможность отдохнуть от нелюбимого блюда (например, ненавистной каши), тогда возрастает вероятность того, что в дальнейшем он будет относится к ней более доброжелательно. Необходимо разнообразить ассортимент блюд из нелюбимых, но полезных продуктов – замаскировать их под подливку, сделать из них котлетки. Можно добавить в кашу или творог кусочки фруктов, изменив тем самым их вкус, и т.п.

Для стимуляции аппетита между приемами пищи надо дать ребенку что-то соленое или кислое.

Действительно, соленая и кислая пища стимулирует повышенное слюноотделение и аппетит. А как известно, именно в ротовой полости начинается процесс пищеварения, и от того, насколько хорошо будет смочена слюной, а значит, расщеплена ферментами пища, зависит ее дальнейшее качество усвоения в пищеварительном тракте. Кислая пища еще больше «закисляет» желудочное содержимое, что ускоряет процессы переваривания, а значит, и эвакуации пищи. Чем быстрее пища переваривается, тем быстрее наступает чувство голода. Поэтому в питании детей со сниженным аппетитом допускается использование соленых блюд – вымоченной сельди, соленых огурцов и пр. Небольшой кусочек (7-10 г) филе сельди можно предложить ребенку старше 2,5 лет не чаще 1 раза в неделю. Разнообразить рацион солеными, но не маринованными огурцами можно в том же возрасте, с той же частотой и в том же количестве. Но можно их давать только в основной прием пищи, а не в перерывах, иначе ребенок в дальнейшем откажется от основного приема пищи. В большей степени это обусловлено тем, что после соленой или кислой пищи очень хочется пить, и за оставшиеся 1,5--2 часа до основного приема пищи ребенок утолит жажду, заполнив желудок водой: создастся чувство наполнения и временного утоления голода. К нужному времени чувство голода еще не обострится и малыш откажется от еды.

Как улучшить аппетит у ребенка:

1.Правильный режим питания (количество приемов пищи и объем порции в соответствии с возрастом
крохи).
2.Исключение перекусов между основными приемами пищи.
3.Правильный распорядок дня (питание, сон и бодрствование по определенному режиму дня).
4.Активные физические нагрузки – подвижные игры, длительное пребывание на свежем воздухе.
5.Исключение всех моментов, отвлекающих ребенка от процесса приема пищи.
6.Ограничение сладостей в рационе.
7.Совместное с ребенком приготовление пищи, украшение блюд и сервировка стола.
8.Использование красивых кухонных приборов, посуды, привлекающей внимание ребенка..

Можно кормить ребенка, пока он играет или бегает, лишь бы ел.

Абсолютно неверное решение проблемы. Именно детский возраст является благодатной почвой для закладывания определенных навыков, формирования правильных стереотипов. Для хороших и физиологически правильных процессов пищеварения необходимо, чтобы у ребенка было свое место для приема пищи, свои тарелка, ложка, чашка. Соблюдение определенных правил приема пищи приучает ребенка к дисциплине, что в дальнейшем ему очень пригодится. Кроме того, ребенок должен учиться есть самостоятельно, пользуясь столовыми приборами, а не руками, аккуратно принимать пищу. Для закрепления навыков нужны ежедневные тренировки. А пробежки мимо стола не способствуют соблюдению определенных правил, и у ребенка не вырабатываются правильное пищевое поведение и привычки. Кроме того, физическая активность во время еды недопустима, так как нельзя исключить несчастные случаи: ребенок может подавиться куском пищи, что приведет к возникновению удушья, или захлебнуться. Во избежание различных проблем со здоровьем и нежелательных поведенческих реакций малыша предпочтительно кормить ребенка правильно с самого раннего возраста (с начала введения прикорма), причем не только обучая его определенному порядку приема пищи, но и показывая правильный пример поведения за столом со стороны взрослых.

Каждый раз после еды можно обещать ребенку что-то вкусное, но совсем не полезное (сладости, выпечку и пр.).

Данное поведение родителей является неправильным. Существует категория детей-сладкоежек – они идут на любые условия, лишь бы получить желаемое угощение, и надо остерегаться избыточного поступления простых углеводов в их организм. Но это необходимо не только для сладкоежек, но и абсолютно для всех детей. Именно для утилизации глюкозы (образуется при переваривании углеводов) поджелудочная железа вырабатывает гормон инсулин. Повышенная нагрузка на эндокринный орган может привести к нежелательным последствиям – развитию сахарного диабета (заболевание, при котором нарушено усвоение глюкозы организмом за счет снижения выработки инсулина, основного участника данного процесса). Кроме того, все сладкие продукты отличаются высокой калорийностью, и ребенок, съев всю порцию еды и уже получив должное количество энергии с пищей, поглощая сладости, значительно превышает калорийность суточного рациона. А при регулярном избыточном питании развивается избыточный вес, а в дальнейшем – ожирение, влекущее за собой большие проблемы со здоровьем, ведь нет практически ни одной системы в организме, которая бы не страдала от лишнего веса. Сладости, кондитерские изделия, выпечка не должны регулярно присутствовать в рационе малыша, их можно давать изредка, лучше в полдник и не больше 10 г, после 3-летнего возраста, так как сладкие продукты перебивают аппетит. В противном случае ребенок с плохим аппетитом, получив вдоволь сладостей, откажется от очередного и последующих приемов пищи.

Поделиться: