Психосексуальное развитие автор. Психосексуальное развитие человека. Оральная стадия развития

При этом, прежде чем начать действие, ребенок сначала планирует задание для себя в словесной форме, обсуждает сам с собой способы его выполнения, напоминает себе о том, для чего он, собственно, стремится к чему-либо. Причем, на что особенно следует обратить внимание родителей, девочка пользуется теми словами в формулировании мысли и способами достижения цели, что приняты в семье. Со временем она учится добиваться целей, преодолевая возникающие трудности. Но пока девочка еще мала, ее волевые действия сочетаются с непреднамеренными или импульсивными.

Следует отметить, что в этом возрасте у малышек начинается психологическое осознание своего пола т.е. собственное физическое и психологическое отождествление с женским полом. Сначала они учатся различать образцы поведения, соответствующие мужчине и женщине, а со временем родители отмечают у девочки стремление соответствовать принятым прежде всего в семье, а затем и в окружающем мире стереотипам женского поведения - мягкости, повышенной эмоциональности, чувствительности, разговорчивости, готовности к открытому общению и любви, склонности полагаться на других и др. Проявляется инстинкт материнства, он выражается повышенным интересом к другим малышам, заботливым отношением к куклам, в играх в «дом» и «семью». Девочка начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности представителей своего пола, отличаясь в поведении от мальчиков все больше и больше. В этот же период жизни начинается и сексуальное развитие. Поэтому родителям следует обратить внимание и на манеру отношения к дочери. Например, чрезмерно ласковое обращение, выражающееся в частых и крепких объятиях, поцелуях в губы, разрешении спать в одной кровати с ними, совместном купании, нарушает нормальное сексуальное развитие девочки, так как либо чрезмерно эротизирует ее, либо приводит к полному безразличию к проявлениям нежности и ласки.

Медицинская сексология является междисциплинарной наукой. Она занимается изучением причин, условий развития и клинических проявлений нарушений сексуального здоровья человека, а также разработкой методов их диагностики, профилактики и лечения.

В подростковом возрасте у девочек одновременно происходит физическое, половое, психическое и сексуальное развитие. Начало полового созревания является критическим периодом в развитии личности. Оно совмещает в себе черты прошлого и будущего, закрепляя накопленные в прошлом поведенческие формы, которые будут влиять на физическое и психологическое здоровье, на всю дальнейшую личную и общественную жизнь.

Психика девочки-подростка характеризуется повышенной чувствительностью и возбудимостью, неуравновешенностью, раздражительностью, причудливыми сочетаниями стеснительности. Характерны стремление к независимости, переходу к самостоятельности взрослого человека, индивидуализация психики, повышенное влиянию ближайшего окружения на девочку-подростка. Психологи отмечают, что именно в этот возрастной период многие девочки пытаются писать стихи, вести дневники, больше тянутся к словесному общению, при этом обостренно чувствуют искренность, справедливость и верность. Девочку начинает беспокоить и ее внешность, и новые ощущения: некуда девать удлинившиеся руки и ноги, движения становятся угловатыми и неловкими, формируется грудь, появляются первые менструации и т.д. Одни начинают переживать, что слишком быстро растут и полнеют, другие боятся стать уродливыми или смешными, а некоторые даже боятся развития вторичных половых признаков. Любые отклонения в физическом и половом развитии, особенно при сравнении с кумирами и идеалами, вызывают у девочки тревогу, которую она чаще пытается скрыть ото всех, но проявляет критическим отношением к своему отображению в зеркале. Если развитие вторичных половых признаков происходит медленнее, чем у сверстниц, часто возникает чувство неполноценности; если девочка на каком-то этапе опережает своих ровесниц по развитию вторичных половых признаков, это начинает тяготить. Она стремится изменить свою фигуру, становится робкой и замкнутой, прекращая общение с подружками. Появившиеся менструации часто вообще «переворачивают мир», так как появление менархе - это не только признак взросления, а прежде всего утрата детства, что часто сопровождается страхом перед будущим и неврозом. Нередко девочки, довольные своей внешностью, начинают охотнее и свободнее общаться с мальчиками; девочки, воспитывающиеся в религиозных семьях, испытывают сомнения в вопросах веры. При отсутствии должного воспитания подростки, привязанности которых осознанно или неосознанно связаны с формирующейся сексуальностью, ищут источники информации (далеко не всегда желательные), на основании которых будут строить межполовое общение. Кстати, согласно опросам девочек-подростков выяснилось, что при взрослении общение с подругами-сверстницами имеет намного большую ценность, чем с родителями. Но дети и не знают, что существует целый ряд неосознаваемых влияний родителей на их психосексуальное развитие. Например, девочки, которых в семьях «носили на руках», щедро одаривая безумной любовью, во взрослой жизни не столько любят, сколько позволяют себя любить, покровительствуют любви других к себе, так как для них такие отношения являются основным способом самоутверждения. При этом их будущие браки часто непрочны, и в поисках любви и защиты молодые женщины часто возвращаются к родителям. Дочери «холодных» и неласковых родителей, чувствуя себя лишними и ненужными, взрослея, либо вовсе не способны любить (просто на умеют), либо бывают пассивными, а порой чрезмерно благодарными за проявляемые к ним чувства, поэтому легко поддаются иллюзиям.

В подростковом возрасте девочек уже перестает удовлетворять просто приятельство с мальчиками или дружеское общение.

В этом возрасте любовь проявляется в мечтах, во влюбленности издали. Но порой в реальной жизни все происходит наоборот: девочка очень часто отвергает того или иного мальчика, а порой он даже вызывает у нее неприязнь. Столкновение романтической любви с сексуальностью остро переживается подростком, и в этом случае родители ничем помочь ему не могут.

Поэтому, чем лучше подготовлена девочка и окружающие люди к ее предстоящему взрослению, тем меньше физиологическое влияние на развитие личности, тем больше социальная опосредованность ее сексуальности, тем гармоничнее развитие ее личности.

Поскольку половое и физическое развитие в этом возрасте идет достаточно быстрыми темпами, то у девочки возникает множество вопросов, касающихся ее самой, изменений, происходящих в ней. Она пытается познать свое тело, его потребности и реакции, при этом у нее формируется представление о себе как о женщине, и если раньше она больше интуитивно стремилась вести себя подобно женщине, то теперь она делает это осознанно. При этом юная девушка все больше обращает внимание на свою внешность, думает о том, как выглядит в глазах своих сверстников и старших, какова она на самом деле. Пришло время любить и выбирать манеру поведения в отношении мальчиков.

В этот период родители, ориентируясь на возраст дочери, должны рассказать ей об особенностях этого возраста, свойствах организма, научить правильно реагировать на определенные физиологические изменения в организме (изменение внешности и фигуры, нарастающей активности половых желез), быть способной объективно оценивать свое состояние. Также будет полезно рассказать и о специфических особенностях юношей, научить строить свои отношения с ними, помочь выработать понятие хорошего и плохого поступка. Объяснения родителей, причем вне зависимости от вопроса, должны быть доступны дочери, корректны по форме, интересными и исчерпывающими, но всегда с акцентом на нравственный аспект. Только тогда наш ребенок будет удовлетворен ответами на все интересующие вопросы и не станет искать других источников информации, которая часто носит извращенный характер.

Сексуальное здоровье человека составляют способность к наслаждению, контроль за сексуальным и репродуктивным поведением; свобода от психологических факторов, подавляющих сексуальные реакции; отсутствие органической патологии, препятствующей выполнению сексуальных и детородных функций.

Другой реакцией, связанной с сексуальным интересом, у девочек-подростков является застенчивость. Она проявляется в как бы вынужденной ответной реакции на внимание парня только после проявления интереса с его стороны. (Ни в коем случае интерес к нему не проявляется раньше!) При этом девушка краснеет, смущается, опускает глаза, показывая, что присутствие и внимание молодого человека ей небезразлично.

К застенчивости близка и стыдливость, которая начинает проявляться в возрасте около 3 лет и усиливается в подростковом периоде.

У девочек-подростков появляется стремление к демонстрации своей бесспорной принадлежности именно к женскому полу. Многие девушки думают, что мода - это только современная красивая одежда, но не все понимают, что на самом деле это демонстрация вторичных половых признаков. Многие девушки, не понимая сущности моды, чисто интуитивно следуют ее направлению, при этом пытаясь выделиться своей индивидуальностью в одежде.

Сексуальное влечение определяется не только наличием половых признаков, но и хорошим здоровьем, а уже конкретный выбор молодого человека основан на оценке качеств, привлекающих только данную девушку. К таким качествам можно отнести черты характера, особенности внешности, привычки, привязанности, моральные ценности и т. п.

Высшей и специфической формой психосексуального развития человека является любовь - глубоко индивидуальное чувство, направленное на конкретного человека, который становится центром полового влечения. Это чувство позволяет расширить возможности восприятия девушкой окружающего ее мира, дает возможность увидеть многое с новой стороны, при этом почувствовать красоту жизни. Если родители, имеющие дочь подросткового возраста, знают, что она влюблена, то им также следует помнить, что стремление девочек-подростков и девушек к общению со сверстниками противоположного пола появляется раньше, чем потребность в половом контакте, поэтому нет оснований ограничивать его.

Психосексуальное развитие - один из аспектов индивидуального психического развития, в процессе которого формируются половое самосознание, половая роль и психосексуальная ориентация человека. Начинается с первых месяцев жизни и полностью завершается к 20-25 годам вступлением индивида в период зрелой сексуальности (началом регулярной половой жизни с постоянным партнером).

Фактически уже в пренатальном периоде (с момента зачатия до рождения) происходит развитие и половая
дифференцировка гонад, гениталий, а также структур мозга, ответственных за половое поведение, агрессивность, материнский инстинкт, и т. д. Нарушения половой дифференцировки структур мозга могут происходить, если в критический период беременности (7-32 недели внутриутробной жизни) на плод действуют различные патогенные факторы (стрессы у беременной, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, прием женщиной таких лекарственных препаратов, как глюкокортикоиды, анаболические стероиды, прогестины, резерпин и др.). Еще в конце 60-х годов прошлого века было установлено, что девочки, родившиеся у матерей, которые для предотвращения выкидыша получали прогестин, отличались высоким интеллектом, по физическому развитию походили на мальчиков, играли в войну, дрались, проявляли независимость и самоуверенность. Вырастая, такие девочки часто становятся руководящими работниками, у них слабо выражен материнский инстинкт, они проявляют агрессивность, бескомпромиссность и неуживчивость в семье. Известно также, что мальчики, родившиеся в блокадном Ленинграде, напротив, отличались мягкостью, покладистостью, домовитостью, любили играть в куклы, что связывают с феминизирующим влиянием стрессов на мужской плод. Таким образом, профилактика нарушений психосексуального развития должна начинаться еще до рождения ребенка, поэтому для беременной матери необходимо создание условий, исключающих вредные воздействия на плод.

Российские сексологи Г.С. Васильченко, В.М. Маслов и И.Л. Ботнева (1983, 1990) выделяют три этапа психосексуального развития.

Психосексуальное развитие человека

Возрастные периоды

Этапы психосексуального
развития

Фазы и их основные
проявления

С первых месяцев жизни до
2-4 лет (максимум 5 лет)

I этап. Формирование полового
самосознания

1-я фаза (выработка установки):
осознание собственной половой
принадлежности и пола других людей 2-я фаза
(научение и закрепление установки): любопытство, направленное на половые признаки, в том числе изучение половых органов

От 2-5 лет
до 7-10 лет

II этап. Формирование половой роли в
соответствии со своим
полом

1-я фаза:
выработка полоролевых установок
2-я фаза: научение полоролевому поведению в играх

От 7-10 лет
до 18-20 лет
(максимум 25 лет)

чаще 7-10 лет

чаще 11-15 лет

чаще 16-20 лет

III этап. Формирование психосексуальных
ориентации, обуславливающих выбор объекта полового влечения и форм его реализации.

1-я стадия - формирование
платонического либидо

1-я фаза: обожание, платонические мечты, фантазии
2-я фаза: ухаживания, платоническое общение

2-я стадия - формирование эротического либидо

1-я фаза: эротические фантазии
2-я фаза: эротические ласки и игры

3-я стадия - формирование сексуального либидо

1-я фаза: сексуальные фантазии
2-я фаза: начало половой жизни, сочетание сексуальных эксцессов с периодами воздержания и мастурбации

Первому и второму этапам и стадиям третьего этапа свойственна определенная фазность, которая является одной из закономерностей психосексуального развития. В первой фазе (выработка установки) накапливается и перерабатывается информация: на I и II этапах - о существовании полов, о половой роли, на III этапе - об особенностях полового поведения, его внешних проявлениях и сущности.

Первую фазу можно считать завершенной только при наличии внутренней готовности к реализации сформированных тенденций. Во второй фазе (научение и закрепление установки в игровых ситуациях, т. е. «на практике», происходит научение определению половой принадлежности (I этап) и полоролевому поведению (II этап), а на Ш этапе -реализации полового влечения.

В процессе научения апробируются и закрепляются выработанные в первой фазе установки. Социальная изоляция, в первую очередь лишение общения со сверстниками, ведет к искажению сексуального поведения, нарушениям реализации влечения не только у человека, но и у животных.

I этап. Формирование полового самосознания, т. е. осознание собственной принадлежности к тому или иному полу (1-4 года) происходит под влиянием микросоциальной среды, но в значительной мере определяется половой дифференцировкой мозга во внутриутробном периоде. На этом этапе формируются сознание половой принадлежности себя и других людей, уверенность в ее необратимости, после чего любые попытки изменить половое самосознание оказываются безуспешными.

Психосексуальное развитие объясняется на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Опыт человека на каждом этапе оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретённых в соответствующей фазе.

Фазы - этапы на пути развития, результаты прохождения которых являются предпосылками к формированию характера . В случае сильных потрясений могут вызывать неврозы . Названия фаз определяют основную телесную (эрогенную) зону, в которой концентрируется энергия либидо и с которой связано ощущение удовольствия в данном возрасте.

Фазы

Оральная фаза

От момента рождения до 1,5 лет - первый этап детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения основной органической потребности, что выражается в процессах сосания, кусания и глотания. Характеризуется катекцией (сосредоточением) большей части энергии либидо в области рта.

В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения , но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации. Рот же является первой областью организма, которой ребёнок может управлять.

Первым объектом орального компонента является материнская грудь, удовлетворяющая потребность младенца в пище. В акте сосания эротический компонент становится самостоятельным и заменяется органом собственного тела. Последующее развитие имеет две цели: отказ от аутоэротизма и объединение объектов отдельных влечений.

Во время кормления, ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Эти ритуалы помогают уменьшить напряжение и могут ассоциироваться ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие - недоверие, зависимость - независимость, чувство опоры или фатального отсутствия помощи извне. Формируются навыки любви.

В первые 6 месяцев чрезмерная или недостаточная стимуляция может привести к дальнейшей пассивности человека и впоследствии проявиться в адаптационных способах, связанных с демонстрацией беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения.

Во второй половине фазы акцент смещается на действие кусания и жевания. В зависимости от прохождения может выражаться в любви к спорам, циничности и пессимизму. Область рта, по мнению Фрейда, остаётся важной эрогенной зоной на протяжении жизни человека и выражается остаточным оральным поведением - обжорством, курением, грызением ногтей. Человек с оральным типом характера (оральной фиксацией) обычно неспособен копить деньги, инфантилен и аморфен , это "содержанки" и "маменькины сынки".

Анальная фаза

(1,5 - 3,5 года) - второй этап детской сексуальности, на которой ребёнок учится контролировать свои акты дефекации , испытывая удовольствие от опорожнения и интерес к производимому процессу. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом , умению сдерживать позывы к испражнениям . Формируется Эго как инструмент реализации потребностей Ид .

Способ приучения к туалету и реакции родителей определяют формы самоконтроля и саморегуляции ребёнка.

В случае неадекватных либо завышенных требований родителей формируются реакции протеста - «удерживание» (запоры) или «выталкивания» (плохое пищеварение, поносы). Эти реакции в последующем трансформируются в формы характера: анально-удерживающий (упрямый, скупой, жадный, педантичный, перфекционистичный) и анально-выталкивающий (беспокойный, импульсивный, склонный к разрушению).

Фаллическая фаза

(3.5 - 6 лет) - третий этап детской сексуальности, на которой ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы . Возникает интерес к отношениям полов, появлению детей. Появляется интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. Формируется Супер-Эго как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения.

У мальчика начинает проявляться Эдипов комплекс - желание обладать своей матерью. Препятствием желанию является более сильный мужчина - его отец. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх кастрации как результата проигрыша борьбы. В возрасте около 5-6 лет амбивалентные чувства (любовь к матери/ненависть к отцу) преодолеваются, и мальчик подавляет свои сексуальные желания к матери. Одновременно начинается идентификация себя с отцом: подражание интонациям, высказываниям*, перенимание привычек, установок и норм поведения.

Латентная фаза

(6 - 12 лет) - четвёртый этап детской сексуальности, характеризующийся снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на несексуальные цели: учёбу, освоение культурного опыта, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная фаза

(12 лет) - пятый этап, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Обуславливается биологическим созреванием в пубертатный период и завершением психосексуального развития. Происходит прилив сексуальных сил и агрессивных побуждений. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Становится важным поиск своего места в обществе, выбор полового партнёра, создание семьи. Происходит освобождение от авторитета родителей и от привязанности к ним.

Критика психоанализа

Психоанализ З. Фрейда, включающий и концепцию психосексуального развития, дал самый значимый импульс развитию сексологии за всю её историю. Однако современные достижения науки не позволяют рассматривать его положения, как универсальные [ ] .

Краткое содержание: Половое воспитание. Сексуальное просвещение. Интимное воспитание. Психосексуальное развитие детей. Половая дифференциация детей-дошкольников

Если спросить родителей, осуществляют ли они в семье половое воспитание ребенка, ответить на вопрос смогут далеко не все. Да и что вообще значит "половое воспитание"? Попробуем разобраться в этих и других вопросах, которые волнуют родителей, воспитывающих детей трех - пяти лет.

Младший дошкольный возраст - период активного проявления любознательности ребенка. Ребенку интересно все: животные и растения, то, что создано руками человека, и, конечно, сам человек - и как биологическое существо, и как представитель определенного пола, и как субъект, вступающий в самые разные отношения с другими людьми.

Свою потребность в любознательности ребенок удовлетворяет по-разному. Ежедневно он делает открытия, которые позволяют ему чувствовать свою значимость (конечно, если она имеет внешнее подкрепление в виде поддержки или похвалы взрослых). Он задает вопросы, на которые сам же пытается ответить, если же не получается - обращается к тем, кто - и малыш уверен в этом - непременно знает ответ.

В возрасте трех - пяти лет ребенок усваивает модель поведения "как мама" или "как папа" в зависимости от того, является девочкой или мальчиком. В этой связи у него тоже возникает множество вопросов, требующих разрешения.

Родители очень часто бывают не готовы к "каверзным" (а для детей - жизненно важным!) вопросам. А тут еще их любопытство к противоположному полу, манерничанье, желание жениться на маме у мальчиков и выйти замуж за папу - у девочек, которое, к ужасу мам и пап, иногда сопровождается желанием избавиться от неугодного родителя.

Действительно, перед взрослыми стоит непростая задача: удовлетворить детское любопытство и в то же время не травмировать очень ранимую детскую психику.

Беседовать с ребенком на сексуальные темы - огромная ответственность, особенно если нет уверенности в качестве родительских знаний.

Бывает, доходит до крайностей: либо родители, считая "невинность ребенка" идеальной, скрывают даже намеки на половые различия людей, либо под предлогом: "У меня подрастает мужик - пусть все знает" - воспитывают слишком откровенно.

Что понимается под сексуальностью взрослого человека? Прежде всего - половое влечение, осознание принадлежности к своему полу, эротические мечты и ласки и т. д. Можно ли подобное обнаружить в детях от трех до пяти лет? Должны ли взрослые тактично воспитывать или, наоборот, приглушать в них эти взрослые "проявления" сексуальности?

Мы отлично знаем, что настоящий мужчина не всегда высок и внешне мужествен. И женственность не ограничивается очертаниями тела. Есть понятие полового сознания, которое и определяет половое поведение.

Постараемся, вспоминая, как мы сами взрослели и какие вопросы возникали у нас, вместе пройти возраст первичной половой идентификации ребенка, отвечая и на его вопросы.

Как формируется половое сознание

Тенденция смешивать женские и мужские ролевые функции, как и во всем мире, укореняется в современной России. Женщины водят автомобили, юбкам и платьям предпочитают брюки, курят. Мужчины пользуются духами и дезодорантами и носят украшения. Осталось не так уж много признаков, говорящих о половой принадлежности человека. Длина волос, манера поведения, круг интересов и характер занятий... Такая схожесть между мужчинами и женщинами вызывает растерянность у детей при отнесении "бесполого" человека к определенному полу. Дети зачастую не видят четко различимых имиджей, которым могли бы соответствовать, поэтому им остается по наитию выбирать подходящие модели поведения и образы.

Ценность воспитания традиционного чувства принадлежности к мужскому или женскому полу и выполнения детьми соответствующих ролей с самого раннего возраста неоспорима. Исключить полоролевую ориентацию из жизни ребенка - значит еще больше разрушить его ощущение половой принадлежности.

Формирование женских и мужских полоролевых функций происходит с помощью кодирования самими родителями определенных различий: мужское или женское имя (Ваня или Маша), различия в одежде (брючки, рубашечки - платьица, бантики), осознание своей близости по тем или иным признакам с мамой - женщиной или папой - мужчиной. Поручая выполнять ту или иную работу по дому, мы кодируем и соответствующее поведение (уборка, наведение чистоты - починка бытовой техники), здесь же на помощь приходят и игрушки (куклы и наборы посуды - девочкам, солдатики, оружие - мальчикам).

Не думаем, что надо паниковать, почувствовав стремление ваших девочек играть роль мальчишек-озорников, так же как не стоит требовать от мальчиков, чтобы они вели себя только как настоящие мужчины, не позволяя им плакать или быть по-девичьи сентиментальными. Нет ничего страшного (даже наоборот!) в том, чтобы мальчик помыл посуду или помог в приготовлении обеда, а девочка помогла папе повозиться с компьютером. Но все-таки родители должны тактично помочь своим детям правильно определить свою традиционную половую роль.

Период дошкольного детства начинается с момента осознания себя членом человеческого общества (два-три года) и длится до момента систематического обучения в школе (до шести-семи лет). Здесь решающая роль не за календарными сроками развития, а за социальными факторами формирования личности.

Для детей в возрасте трех - пяти лет характерна в первую очередь потребность в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей (в любви и заботе, духовных, познавательных потребностей и т. д.).

В процессе психического и сексуального развития ребенка происходит становление его личности. Благодаря собственной деятельности по освоению действительности, опосредованной его отношениями со взрослыми, ребенок приобретает социальный опыт. В это же время он переживает одно из важнейших противоречий: необходимость жить жизнью взрослых, занимать определенное положение в жизни общества, с одной стороны, и все возрастающая потребность в самостоятельности - с другой.

Сексуальность человека проходит в своем развитии несколько этапов. Обобщенные представления о сексуальности строятся на том убеждении, что половое влечение и сексуальные инстинкты не пробуждаются неожиданно в возрасте полового созревания (двенадцать - семнадцать лет), а созревают постепенно.

Гибко изменяясь при взрослении детей, меняя одну форму выражения на другую, сексуальные инстинкты превращаются во взрослую сексуальность, отличающуюся гармоничным и сложным состоянием и сочетанием чувств, которые дополняют друг друга, усиливают и уравновешивают. Сексуальность, ощущение принадлежности к определенному полу неотъемлемы от личности.

Дети нередко распознают во входящем к ним в комнату человеке мужчину или женщину и только потом маму, папу, воспитателя и т. д. Самые выраженные физиологические, эмоциональные, социальные и культурные явления формируют нашу сексуальность в раннем и позднем детстве, а не в зрелом возрасте.

Норма в сексологии - понятие трудновыводимое. Детский возраст под "норму" не подпадает, то есть выделить границы нормы в психосексуальном развитии маленького ребенка не просто.

Сексуальность в раннем и позднем детстве до Зигмунда Фрейда освещалась достаточно скудно, поэтому настоящим шоком для взрослых явилось не то, что дети с возрастом входят в сексуальную активность, а то, что она является существенной и неотъемлемой частью формирования характера любого ребенка (а не только "дурно воспитанных" детей, как считалось ранее).

Психосексуальное развитие детей рассматриваемого нами возраста Фрейд определяет как инфантильную сексуальность. Рассмотрим некоторые ее проявления.

1. Оральная стадия , или сосание, появляется уже у младенца. Состоит в ритмически повторяемом сосущем прикосновении ртом, причем цель принятия пищи исключается. Часть самих губ, язык, любое другое место кожи, которое можно достать, выбираются для сосания. Сосание по большей части поглощает все внимание малыша и кончается сном.

2. Анальная стадия , или проявление зоны заднего прохода. Эрогенное значение этой части тела велико, а испытываемое малышом удовольствие от процесса дефекации - научно установленный факт.

3. Генитальная , или урогенитальная, стадия - получение удовольствия от акта мочеиспускания. Благодаря анатомическому положению, раздражению выделениями, мытью и вытиранию при гигиеническом уходе, случайным возбуждениям ощущение удовольствия, которое способны давать эти части тела, неизбежно обращает на себя внимание ребенка уже в младенческом возрасте. (Отметим, что такое деление все же достаточно условно.)

Итак, природа словно бы подсказывает ребенку, в каком направлении совершать свои исследования и задаваться вопросами. Интерес к половым органам, удовольствие от акта мочеиспускания и дефекации и т. д. для ребенка трех - пяти лет не более чем желание уравновесить (как и во всех других случаях) свое представление о предмете или явлении и представление окружающих, и прежде всего авторитетных взрослых. И тут возникает парадокс: то, что доставляет удовольствие ребенку, оказывается неприемлемым с точки зрения взрослых.

Бывает, ребенок встает перед дилеммой: подавить в себе любопытство или, проигнорировав запрет взрослых, предаться удовольствию тайком. Конечно, это крайние варианты. Чаще малыш, нацеленный на поиск гармонии своего существования в окружающем мире, все-таки пытается так или иначе найти ответ на волнующий вопрос. Безусловно, многое здесь зависит от позиции родителей. Как они отвечают на вопросы малыша: тактично и исчерпывающе или с установкой на неприличность затрагиваемых сыном или дочкой тем? Хорошо, если мамам и папам удается найти золотую середину, то есть удовлетворить детское любопытство и познавательную потребность ребенка - конечно, в соответствии с его возрастом. И плохо, если к неудовлетворенному любопытству добавляется резко негативная реакция взрослого на обозначенные ребенком темы и ребенок остается один на один со своими вопросами.

Попробуем разобраться в сущности детских вопросов, имеющих столь важное значение в формировании полоролевой идентификации ребенка, и в наиболее приемлемых способах удовлетворения любопытства малыша.

Вопросы, которые ставят в тупик

Во многих современных молодых семьях практически нет запретных тем. Любые "что?", "где?" и "почему?" родители пытаются объяснить с учетом возраста маленького ребенка. Но есть вопрос, перед которым пасует большинство родителей, осознавая в то же время его неизбежность: "Откуда берутся дети?".

Многие из нас могут ясно вспомнить, как интенсивно в период, предшествующий половой зрелости, они интересовались вопросом, откуда берутся дети. Анатомическое разрешение вопроса было различным: дети "появляются из груди", или "их вырезают из живота", или "пупок открывается, чтобы выпустить их". Детей "получают из того, что едят" (как в сказках), они "рождаются через кишечник" и т. д.

Например, когда А. исполнилось четыре года, у него появилась сестра. Интересен тот факт, что взрослые не особенно старались это объяснить подробно, что натолкнуло на вполне естественный поиск ответа. В те годы это решилось само собой: поскольку в начале 1960-х годов XX века по радио очень часто передавали сообщения о вновь открытых детских комбинатах (ясли-садик), сообразить, что это места для "делания детей", для ребенка его возраста было вполне логично. Своей догадкой А. поделился с мамой, которая не стала его разубеждать, а похвалила за сообразительность.

Каждый день тысячи родителей делают попытки рассказать детям о появлении пчелок, птичек, коровок, уток, щенят, котят и т. п. Когда же речь заходит о появлении детей, многие внезапно вспоминают, что не уверены в знаниях медико-анатомических терминов, и начинают сыпать деталями, от которых сконфузился бы даже медик - первокурсник.

Дети покорно принимают эту информацию из дебрей науки и... придумывают сами различные версии своего появления на свет. Возможно, однако, что некоторые дети, не удовлетворившись ответами взрослых, продолжают упорствовать в разъяснениях.

Наиболее эффективным средством в развитии ребенка считается правдивая информация, соответствующая его возрастным запросам. Если мы поймем, о чем именно хочет узнать ребенок, мы сможем дать правильный ответ на интересующие его вопросы. Самое интересное в общении с детьми то, что вы можете прочитать им научно выверенную лекцию о деторождении и даже услышать почти дословный пересказ, а через день понять, что ваши старания пропали даром.

Как только дети узнают что-либо правдивое от взрослых о деторождении, история сразу же получает собственное толкование.

Когда Б. исполнилось три года, то на вопрос, не хочет ли она узнать, как появилась на свет, ее отец получил полное согласие. Взяв семейный альбом, показал фотографию мамы до родов и после, снабдив весь показ соответствующими пояснениями. Тот же рассказ чуть позже Б. уже сама с помощью фотографий передала бабушке. "Экзамен" сдан! Но вот недели через две: "Папы, мамы раньше не было. А я была всегда!" (Кстати, многие дети уверены, что были всегда.)

С. М. Мартынов: "Каким бы для вас каверзным ни был вопрос, реагировать на него надо спокойно, чтобы у ребенка не создалось (а если оно уже есть, то разрушилось) представление о том, что он коснулся какой-то запретной области. Конкретную схему ответа дать трудно - все зависит от обстановки, в которой задавался вопрос, от того, как он сформулирован, даже от выражения лица малыша: ведь всегда можно увидеть, действительно ли ребенок ничего не знает или что-то знает и хочет вас испытать. Во всех случаях информация должна быть правдивой - конечно, ребенку преподносится та часть правды и в такой форме, какая может быть ему доступна. Немецкие исследователи, участвовавшие в свое время в разработке программы полового воспитания детей, считают обязательными три принципа информации для дошкольников: правдивость, ясность и соответствие возрасту".

Еще одна детская фантазия на тему появления на свет из уст четырехлетней девочки: "Чтобы ребенок вырос в животике, надо сначала там поместить несколько глаз, затем голову и волосы. Это делается вместе с материалом, который продается в магазине. Наконец мама и папа собрали ребенка, кладут его в животик, откуда он затем быстро появляется". Ни о чем подобном этому ребенку не говорили. Она соединила в один ответ информацию, которой обладала на данный момент, и, используя детскую логику, создала понятную ей картину окружающего мира.

Обратите внимание: ребенок, выстраивая собственные умозаключения или же интерпретируя услышанные от взрослых, адаптирует их к своему уровню развития и понимания. А потому, отвечая на вопросы детей, мамам и папам прежде всего следует ориентироваться не на детальность информации, а на ее доступность пониманию трех-, четырех- или пятилетнего ребенка!

Детское понимание появления на свет из ответов детей разных возрастов можно распределить на несколько уровней. Различия между любыми соседними уровнями определяют и различие решаемых родителями воспитательных проблем.

Первый уровень условно назовем "географический". Ребенок считает, что до его "приобретения" где-то находился: "в детском мире", "в животике", "в разных местах" и т. п. На первом уровне дети верят, что все окружающие его люди уже существовали. Это характерно для возраста три-четыре года. Где и как рос ребенок до рождения - выше детского понимания. Ребенок, у которого сформировалось подобное убеждение, не может себе представить мир без него самого.

Второй уровень - "изготовление детей". На этом уровне дети верят, что детей изготавливают точно так же, как делают холодильники, телевизоры или автомобили. Сейчас дети уже знают, что они раньше не существовали, но их должны были сделать. Вот примерное рассуждение четырехлетней девочки. "Когда люди уже сделаны, они делают других людей. Они делают кости, и кровь, и кожу... Чтобы оказаться в мамином животике, их надо завернуть в пакетик, а мама в себя его положит". На вопрос о том, где же дети были до того, как их завернули в пакетик, прозвучал ответ: "Их покупают в магазине". Дети не смущаются тем, что не видели фабрик по производству детей или полок в супермаркетах, на которых бы лежали пакетики с детьми. Застигнутые врасплох провокационными вопросами, они рассказывают то, что им когда-то говорили, или то, что они сами представляют. Поскольку на этом уровне дети верят в волшебство и деятельность других людей, то и дети, по их разумению, появляются либо по волшебству, либо как другие предметы.

Некоторые дети на этом уровне уже понимают необходимость отца в деторождении, но считают, что это все-таки механический процесс: "Он своей рукой достает из своего животика семя и кладет его в низ маминого животика, а мама достает из своего животика яйцо и кладет на эту горстку семени. Затем они закрывают свои животики, и ребенок рождается". Дети считают, что семена и яйцеклетки могут соединяться только тогда, когда их соединят руки родителей.

Третий уровень - "переходный". В четыре-пять лет дети представляют деторождение как процесс слияния физиологии и техники и уверены, что это в принципе возможно. На этом уровне дети знают, что мама и папа не могут открывать и закрывать свои животики, в их представлении зачатие невозможно без женитьбы. Уже достаточно литературно дети могут объяснить участие родителей в зачатии как "засевании семени": "Папа сеет семена, как цветок, только здесь не нужна земля". Дети на этом уровне верят, что мир природы живой, а говоря об одушевленных и неодушевленных предметах, приписывают им целеустремленность в действиях.

На "переходном" уровне дети могут знать, что есть три необходимых условия для появления детей: социальные отношения - любовь и брак, половая связь и слияние сперматозоида с яйцеклеткой. Но попытка все это объяснить и объединить весьма поверхностна.

Как вести разговор с детьми о деторождении?

Никогда не переполняйте ребенка информацией, а говорите о том, что он хочет знать, и теми словами, которые он понимает. Детское любопытство должно удовлетворяться достаточно полными вашими объяснениями. Начните со встречных вопросов, уточняющих взгляды ребенка, но не подсказывающих ему ответы: откуда у людей берутся дети? Как мамы становятся мамами? Как папы становятся папами?

С. М. Мартынов: "Детских вопросов страшиться не надо. Интерес к данным проблемам у ребенка, как правило, еще не имеет сексуальной окраски, а бывает лишь проявлением общей любознательности. И от такта взрослых зависит, будут ли полученные сведения восприняты как нечто естественное или приобретут окраску чего-то стыдного, запретного, а значит, по-особому влекущего".

Дети уже готовы принять объяснения терминами, стоящими на ступеньку выше их уровня. Если родители к этому интересу относятся спокойно и реалистично, то дети почувствуют, что могут спросить обо всем, что хотят знать. Никогда не заставляйте ребенка чувствовать себя глупым только лишь потому, что он фантазирует на тему деторождения. Поддержать детские усилия по разрешению этих проблем можно, лишь подтверждая или уточняя информацию.

Например, если дети считают, что уже когда-то существовали, дайте понятия из второго уровня, сказав: "Только от людей могут появиться другие люди. Чтобы появился ребенок, нужны два взрослых человека - мужчина и женщина, которые станут его папой и мамой. Мама и папа сделают ребенка из яйца, которое находится в мамином теле, и из семени, которое находится в папином теле".

Детям второго уровня, считающим, что их где-то делают, родители могут сказать: "Это интересный взгляд на вещи. Этим путем можно сделать куклу, для чего можно купить голову, волосы и все остальное и соединить их вместе. Но изготовление настоящего, живого ребенка очень отличается от изготовления неживых предметов - куклы, пирога или самолета".

Ребенок должен понять, что если вещи делаются из разных частей - деталей на фабрике, то дети делаются из частей, которые можно взять только в организмах матери и отца. Продолжить можно так: "Мамы и папы имеют специальные органы в своих телах, которые они используют для изготовления детей. У мамы есть маленькие яйцеклетки, а у папы есть маленькие семена-сперматозоиды. Когда мамина яйцеклетка сливается с папиным сперматозоидом, они вместе становятся новым существом, вырастающим в ребенка".

Как видим, нет ничего сложного и тем более противоестественного в разговоре с детьми на тему деторождения. Но этой темой детское любопытство не ограничивается. Исследовательский интерес ребенка выходит за рамки его вопросов и умозаключений.

"Запретный" плод?

Волнующая тема появления на свет содержит также интерес к детям противоположного пола, который можно заметить в возрасте четырех-пяти лет, хотя эротическое начало здесь представлено в несколько иной, детской форме. Иногда мы наблюдаем такие действия, как объятия и поцелуи, а в редких случаях - взаимное разглядывание половых органов. Последнее порой шокирует родителей, и они с ужасом думают о порочных наклонностях детей. Хотя чаще всего такой интерес обусловлен интересом к строению человека вообще.

В возникновении чувства симпатии большую роль играет внешность. Маленький ребенок оказывается способным, хотя и по-своему, различать привлекательную и непривлекательную внешность. А вот скрывается ли за этим хоть доля эротичности, сказать трудно. Можно только предположить, что в этом чувстве симпатии только чуть брезжит проявление инстинкта. Скорее всего, положительный отклик на внешнюю привлекательность - гораздо более общее свойство. Любой взрослый может вспомнить тысячу примеров, когда какое-либо лицо противоположного пола ему просто нравилось - без всяких сексуальных устремлений.

Действия маленьких детей, внешне напоминающие эротические: объятия, ласки, дотрагивания, поглаживания, поцелуи - являются, по существу, подражательными. Мальчик четырех-пяти лет, подойдя к симпатичной девочке, играющей в песочнице, приветствует ее словами: "Куколка ты моя". Выясняется, что так его папа обращается к маме. Малыши, подражая взрослым, видимо, испытывают удовольствие, точно такое же, как и при любой другой игре. Поэтому неверно усматривать в их играх нечто только сексуальное.

Что же касается рассматривания половых органов или дотрагивания до них, то здесь проявляется обычное детское любопытство, дополненное первым интересом к различиям полов. В подобных исследовательских действиях нет ничего предосудительного. Однако заслуживает внимания одна важная деталь. А именно: совершает ли ребенок упомянутые действия, не опасаясь порицания со стороны взрослых, или же действует тайком и, будучи застигнутым "на месте преступления", испытывает страх и смущение. Здесь важно уловить первоначальный настрой ребенка до того, как он столкнулся с реакцией взрослых.

Застигают чаще всего где? В укромных уголках парков или детских площадок, в детских туалетах, где собираются три-четыре ребенка обоего пола. Многие родители, как и воспитатели, реагируют на подобные "исследования" бурным негодованием, вплоть до наказания ремнем, и малыш, естественно, опасается повторить свои действия, что закрепляется в комплексе неполноценности. Ну а если его не ругали за это, но он все равно старается действовать тайком? В таком случае ребенок каким-то образом понял, что существует область, знание которой лучше всего скрывать от родителей.

Сам факт появления в жизни ребенка такой "ужасной" двойной тайны ("взрослые скрывают от меня, а я должен скрывать, что догадываюсь об этом") означает возникновение первой трещины в половом воспитании ребенка. В дальнейшем такая взаимная скрытность еще более усугубит первоначальные смутные представления о сексуальном как о чем-то постыдном и недостойном.

Конечно, вовсе не обязательно первые столкновения с областью сексуального происходят в дошкольном возрасте. Не обязательно и то, что эта тема будет воспринята ребенком как запретная.

Где же обо всем можно поговорить вслух? Да, конечно же, на улице, в месте так называемой внесемейной социализации. Однако не всегда влияние улицы должно расцениваться непременно как отрицательное. В среде сверстников и при самостоятельных встречах с явлениями взрослой культуры (не исключается и сексуально окрашенная ненормативная лексика, имеющие сексуальную направленность картинки, брачное поведение животных и т. д.) ребенок получает более широкие и разносторонние сведения о поле, отношениях мужчин и женщин, чем может получить дома, и более свободно "примеряет" их на себя, вырабатывая собственные оценки, позиции и предпочтения.

Иногда единственными просветителями в половых вопросах являются дворовые приятели и подружки. Когда рядом нет авторитетных взрослых и дети предоставлены сами себе, в компаниях обсуждаются многие, в том числе "запретные", вопросы.

Обнаружив в своей компании более осведомленных, готовых поучать и демонстрировать некоторые манипуляции сверстников, дети легко воспринимают малодостоверную и искаженную информацию. Обстановку осложняет объединение старших и совсем маленьких детей. Маленький ребенок - самый благодатный материал для уличного "просвещения", если в семьях не задумываются над этими вопросами.

Если бы во всех семьях правильно воспитывали детей, то проблемы улицы стали бы мягче - поведение детей в компаниях было бы более предсказуемым. Опасность заключается в том, что улица играет на эмоциях - отсюда и сильный воспитательный эффект. И дурно она воспитывает не всегда и не потому, что она "улица", а потому, что на улицу дети выносят то, чему не научились (или чего не постигли) в семье.

И еще раз о роли взрослых

К эмоциональной неустойчивости ребенка, мешающей его общению, формированию нормальных отношений в детском обществе и со взрослыми. Это, в свою очередь, может провоцировать патологическую робость, застенчивость, некоммуникабельность либо, наоборот, агрессивность, неадекватность реакций, постоянную сверхвозбудимость, то есть отягощающие развитие ребенка факторы как психического, так и нравственного плана.

В пять лет выраженный до этого интерес к анатомическим различиям полов часто исчезает, сменяясь вопросами о детстве родителей и выражением желания иметь брата или сестру и своих детей, когда вырастет.

Если к трем-четырем годам ребенок осознает отличия людей по полу, но еще не придает им решающего значения, то к пяти-шести годам тот же ребенок уже уверенно идентифицирует себя с полом, осознавая необратимость половой принадлежности. В этом возрасте психологически "переделать" пол практически невозможно.

"Мама, я на тебе женюсь!" Такие слова хотя бы раз сказал каждый нормально развивающийся мальчик. Явление первичной половой идентификации позволяет четырех-пятилетнему мальчику почувствовать себя мужчиной. Однако названное чувство возникает лишь в том случае, если мама для него настоящая женщина, то есть если она демонстрирует так называемое женское поведение. То же самое происходит между дочерью и отцом. Такие отношения продуктивны только в данном возрасте. Некоторые элементы восторга родителем противоположного пола и поиска образца допустимы в подростковом возрасте. Но затянувшийся поиск, ориентация на родителя противоположного пола как на образец в выборе полового партнера опасны.

Детское любопытство следует удовлетворять спокойно. Для этой цели служат открытые туалеты для малышей в группах детских учреждений, совместное мытье детей одного пола. Следует научить детей относиться к обнаженности без страха и предрассудков, отвечать на все вопросы ребенка, используя необходимые примеры из книг и жизни.

Однозначно запрещать или поощрять совместное обнажение родителей и детей или диктовать меру обнажения нельзя. Это зависит от культурных традиций общества и семьи, но, по заключению многих специалистов, обретенный в раннем детстве стыд обнаженности во взрослом возрасте может мешать в сексуальных отношениях.

Не принуждая детей к обнажению, надо помнить, что для многих случайные наблюдения за обнаженным братом или сестрой - главный источник обучения половым различиям. Совместное мытье брата и сестры чаще прекращают сразу после пяти-шести лет.

Холодность родителей, их занятость собой, своими делами, другими детьми и непонимание переживаний ребенка приводят к тому, что он чувствует себя лишним и ненужным. У таких сына или дочери не возникает потребности в подражании, приобретении навыков и привычек отца или матери. Они хуже других детей усваивают образцы половых ролей и оказываются менее подготовленными к жизни. Кроме того, ими усваиваются методы, которые они повторят при воспитании собственных детей.

Аналогичная ситуация складывается и в том случае, когда семья оказывается неполной. Отсутствие воспитателя-отца отрицательно сказывается на психосексуальном развитии не только сына, но и дочери. Если мальчику при этом будет не от кого перенять мужскую половую роль, то девочке не удастся усвоить идеал противоположного пола, она не увидит женственного поведения матери-жены по отношению к мужу. Отсутствие же в семье матери не только затрудняет формирование примера женственности, но и может препятствовать приобретению эмоциональной теплоты, необходимой в человеческих взаимоотношениях.

Крайне неблагоприятное влияние оказывает искажение нормальных образцов поведения мужчин: отец-пьяница, дебошир и скандалист, поднимающий руку на жену и детей, приносит больше вреда, чем отец, ушедший из семьи. Мальчики при этом часто отвергают вместе с отрицательными поступками отца и положительные проявления его мужественности - либо, наоборот, стремятся походить на отца во всем без исключения. Дочери же, воспитанные в подобных условиях, либо долгие годы потом неспособны установить нормальные, без страха и ненависти, отношения с мужчинами, либо считают непременным признаком мужчины употребление алкоголя и грубость - деликатный, тактичный и непьющий, некурящий мужчина в их представлении просто "баба". Сходные процессы в психике ребенка происходят и при аморальном поведении матери.

Появление в семье отчима или мачехи нередко вызывает дополнительное эмоциональное напряжение у ребенка, уже пережившего распад семьи. Если же между ребенком и новым членом семьи почему-либо не устанавливаются хорошие отношения, это приводит к сопротивлению любым воспитательным мерам, отвержению наблюдаемых образцов поведения и ускоряет уход детей из семьи к любым лицам, проявляющим искреннюю или показную расположенность.

Существуют ли правила, на которые нужно ориентироваться родителям (в том числе и приемным)? Да, существуют. Так, не следует быть слишком мягким и уступчивым либо чрезмерно строгим по отношению к ребенку своего пола. К чему это приводит? Ребенок перестает подражать и учиться у своего родителя. Выражения: "Когда вырасту, стану как папа" или "Я, как мама, уложила своих дочек (кукол) спать" - не будут радовать родителей, они таких слов просто не услышат.

Необычайно робкие мальчики в четыре-пять лет могут смущаться при виде обнаженного отца. Их не следует настойчиво принуждать обнажаться вместе со взрослыми или ровесниками - это может привести к слишком волнующим переживаниям.

Следующее правило поведения заключается в том, что родитель противоположного пола не должен быть слишком нежным, или, наоборот, часто наказывающим, или эмоционально неустойчивым. Как иначе ребенок сможет доверять лицам противоположного пола? Сегодня часто можно услышать, что у кого-то чрезмерно властная мать и мягкий отец. Если, вырастая, мальчики становятся мягкими, послушными, с женскими чертами, значит, мать, воспитав сына, сделала его себе подобным. Девочка, получившая мужское воспитание, становится часто черствой, неженственной. Иногда неправильное воспитание, основанное на представлении, что все связанное с полом порочно, приводит к постоянному контролю за ребенком, вплоть до подбора ему друзей или изоляции от сверстников. Все это чревато развитием или нарциссизма - направленности полового влечения на самого себя, или гомосексуализма, одной из его форм. Ласковые мальчики-тихони становятся приманкой для взрослых совратителей.

Если родители воспринимают поведение ребенка как благополучное, игры в "папу-маму" продолжаются и в школьные годы, расширяя и обогащая опыт полоролевого поведения.

Как мы видим, для усвоения и закрепления нормальной гетеросексуальности ребенку важны не только биологические свойства, данные от рождения, но и родительское воспитание и собственный опыт.

Сила подражания людям, которых дети обожают, хорошо известна. Образцом первых моделей поведения являются родители. Позже дети сознательно копируют любимых героев, воспитателей, понравившихся людей. Получается, что личность ребенка и его взгляды составляются из подражаний другим людям: они складывают собственную неповторимую мозаику. Пол - очень важная основа, вокруг которой скрепляются все навыки и подражания.

Любознательный пятилетний ребенок каждый день решает множество трудных задач. Часто неясно, где кончается здоровое самовыражение и начинается непослушание. Теперь, когда матери уже не являются главными дневными няньками детей, вопросы воспитания стали больше интересовать отцов, нянь, родственников, воспитателей и др. Важно признать, что в семье все отношения взаимозависимы. Наверное, самое важное то, что дети учат своих родителей не меньше, чем родители детей. Другими словами, дети далеко не пассивные комки глины и значительно влияют на свое собственное воспитание.

Усвоение мужской или женской половой роли - важная жизненная необходимость для ребенка, не проходящая сама без "каких-то там хлопот". Все, что делают или говорят люди для самораскрытия, является признаком мальчика или девочки, мужчины или женщины.

Половая роль - это не врожденное качество, а самоутверждение, приходящее с опытом и общением, получающее "внеплановые уроки" и точную инструкцию. Иначе говоря, половая роль выучивается как родной язык. И хотя критический период может наступить и в полтора, и в три-четыре года, полоролевое научение начинается с рождения.

Сегодня появился новый взгляд на дошкольный возраст, который ранее считался временем "скрытого периода", когда сексуальное развитие вроде бы останавливается. Но так ли это? С трех до пяти лет детский кругозор значительно расширяется за счет информации и новых приятелей. К четырем годам интеллект ребенка развивается на 50 процентов от взрослого состояния. За выражением "от нуля до семи" обычно скрывается не только возрастной, количественный, но и качественный смысл. В этот период ребенок из "никого" становится "кем-то" - личностью вообще, мальчиком или девочкой со своими способностями, склонностями, индивидуальными чертами поведения.

Есть смысл упомянуть о кризисе трех лет - периоде становления собственного Я. Родителям, наверное, хорошо знакомы яркие его признаки: упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, протестное поведение, деспотизм или ревность. Кроме того, не освоены еще понятия "хороший - плохой", "красивый - некрасивый" и т. д., которые помогают ребенку ориентироваться в окружающем мире и составлять о происходящем правильное мнение. Но после столь подробного ознакомления с вышеизложенными сведениями стоит понять, что эти негативные черты отражают не желание ребенка настоять на своем, а понимание того, что этого потребовал он. Удовлетворить потребность в ощущении собственной значимости помогает проигрывание различных ролей. Ребенок может исполнить без особых стрессовых переживаний любую роль - даже роль собственных родителей. И это очень важно, тем более что подражательная игра подготавливает детей к взрослой жизни.

games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Мы считаем целесообразным сначала остановиться на принципиальных вопросах терминологии, которую пока нельзя считать упорядоченной.

При описании половой социализации человека используют понятия "половой" и "сексуальный". Термины "пол", "половой" (в иностранной литературе в этом смысле часто используются термины "род", "родовой") отражают любые свойства (биологические, психологические, социальные и пр.), связанные с принадлежностью к мужскому или женскому полу. Термины "сексуальность", "сексуальное" описывают только те свойства и отношения, которые касаются генитально-эротической сферы (сексуальное влечение, сексуальные переживания, сексуальное поведение и пр.), т. е. все то, что связано с инстинктивной потребностью в продолжении рода.

Другими важнейшими категориями половой социализации являются половое самосознание (половая идентичность, половая аутоидентификация) и полоролевое поведение. По определению J. Money (1972), половая идентичность есть осознанная принадлежность индивида к определенному полу, а полоролевое поведение есть публичное выражение половой идентичности, соответствующее принятым в обществе нормативам и обеспечивающее индивиду принадлежность к определенному полу в глазах окружающих.

Приведенные выше дефиниции основных категорий половой социализации личности разделяются не всеми специалистами, что отчасти связано с широким использованием понятий "половой", "сексуальный", "полоролевое поведение" не только в медицине (генетика, эмбриология, сексология, психиатрия), но и в общей и социальной психологии, антропологии, этнографии. Переходим к изложению основных этапов психосексуального развития.

Психосексуальное развитие является одним из компонентов весьма сложной системы детерминации пола человека в целом. Основные этапы процесса становления пола человека представлены Г. С. Васильченко (1977) в схеме, согласно которой первичным звеном становления системы пола является хромосомный (генетический) пол организма, формирующийся при оплодотворении яйцеклетки и определяемый кариотипом. Генетический пол обусловливает формирование гонадного (истинного) пола, идентифицируемого по гистологическому строению половых желез. Под влиянием продуцируемых гонадами гормонов (гормональный пол) происходит дифференцировка внутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол) и наружных гениталий (внешний морфологический пол), на основании которого при рождении ребенка ему определяют акушерский (аскриптивный, т. е. приписанный) пол. Таковы основные этапы пренатального формирования пола человека. В постнатальном периоде, главным образом в пубертате, гонады под контролем гипоталамо-гипофизарной системы начинают интенсивно вырабатывать соответствующие половые гормоны - это пубертатный гормональный пол, под влиянием которого у подростков появляются вторичные половые признаки.

Следует отметить, что даже вполне нормальное биологическое развитие, включающее пре- и постнатальный периоды, само по себе еще не делает человека мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле. Биологические характеристики должны быть дополнены психологическим полом, который включает в себя половую идентификацию, стереотипы полоролевого поведения и психосексуальные ориентации. Проследим основные этапы этого процесса.

Почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, но половозрастными, а самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное "я", - это половая принадлежность [Кон И. С., 1981].

По мнению большинства исследователей, первичная половая идентификация (знание своей половой принадлежности) складывается к 3 годам и служит наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания. По данным G. Gesell (1930), большинство детей 2 1 / 2 лет не могут правильно отнести себя к тому или иному полу, тогда как в 3 года 2 / 3 детей делают это верно. Однако уловить точное время возникновения половой идентичности сложно, так как единственным способом ее определения становится ответ ребенка на такой казалось бы простой вопрос: "Кто ты мальчик или девочка?". Естественно, что на определяемое таким образом время становления половой идентификации влияет общее интеллектуальное развитие ребенка, нередко зависящее от множества факторов, в том числе социальных. По смене пола в течение первого года жизни ребенка требуется переадаптация только родителей, а подобная процедура для ребенка старше 1 1 / 2 лет представляет собой задачу чрезвычайно сложную, не редко просто невыполнимую. В связи с этим некоторые авторы делают вывод о формировании половой идентификации к 1 1 / 2 годам .

С возрастом понятие половой идентичности, сохраняясь в своей сути, изменяется по объему и содержанию. Так, 3-летние дети знают, как уже отмечалось, свой пол, но еще не умеют обосновать эту атрибуцию. К 4 годам ребенок ясно различает пол окружающих его детей, хотя и ассоциирует его с внешними, часто случайными признаками. Дети 3-4 лет допускают принципиальную возможность изменения пола, хотя на вопрос: "Кем ты хочешь быть - мальчиком или девочкой?" большинство детей 3-4 лет отвечают, что хотят остаться в своем поле . Это свидетельствует о том, что в 3-4 года половая аутоидентификация дополняется таким важным понятием, как полоролевое предпочтение. Примечательно, что на всех возрастных этапах развития человека предпочтение своей половой роли больше выражено у мальчиков .

В 6-7 лет большинство детей окончательно осознают необратимость (константность) своей половой принадлежности. Этот момент становится одним из основных этапов формирования половой аутоидентификации. Следует отметить, что на протяжении всего периода становления полового самосознания ребенок в играх и при расспросе взрослых или сверстников накапливает достаточно знаний о строении гениталий у представителей своего и противоположного пола, механизмах деторождения и т. д. По-видимому, эти знания необходимы для формирования половой идентификации, поэтому в возрасте 2-5 лет усиливается интерес детей к своим гениталиям. По данным R. Sears и соавт. (1965), половина детей этого возраста манипулируют гениталиями. В возрасте 4-5 лет весьма часты игры с раздеванием, изучением гениталий (игры в "папу-маму", "доктора"), которые по существу представляют собой исследование (доступным ребенку способом) половых различий.

К моменту осознания необратимости половой принадлежности достаточно подробные сведения о различии в строении мужских и женских гениталий имеют 61% девочек и 52% мальчиков [Исаев Д. Н., 1984]. Представления о деторождении, включая родовой акт, имеют в этом возрасте около 30% детей, причем каждый 5-й мальчик и каждая 10-я девочка учитывают роль отца в этом процессе .

Следует также отметить, что становление необратимости половой принадлежности совпадает с бурным усилением половой дифференцировки деятельности и установок: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и соответствующих партнеров, в чем проявляются неодинаковые интересы, стиль поведения и т. д. [Кон И. С., 1981]. Эта стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и осознанию половых различий.

Одним из важнейших периодов становления половой социализации человека является пубертат, когда развивается такая составляющая психосексуального развития, как психосексуальные ориентации. Хотя пубертат во многом определяется гормональными факторами, сексуально-эротические переживания и связанное с ними поведение (мастурбация, генитальные игры, сексуальное экспериментирование) и эмоционально-романтические привязанности и влюбленности развиваются в значительной мере автономно, гетерохронно и в различном соотношении у разных людей [Кон И. С., 1978]. Содержание сексуальных интересов и эротических фантазий подростков в значительной мере определяется их детскими переживаниями и образцами культуры.

Таковы основные этапы формирования полового самосознания, стереотипов полоролевого поведения и психосексуальных ориентаций.

Весь процесс формирования пола в целом можно условно разделить на два периода.

В первом периоде, от возникновения хромосомного пола (при оплодотворении яйцеклетки) до формирования пола гонадного, действуют генетически жестко запрограммированные механизмы, приводящие к последовательной, строго фиксированной во времени и необратимой смене одних этапов дифференцировки пола другими. В основе этого биологического процесса лежит эмбриогистогенез, достаточно подробно описанный в ряде специальных публикаций [Колесов Д. В., Сельверова Н. Б., 1978; Вундер П. А., 1980, и др.].

Второй период охватывает события от момента рождения ребенка до формирования необратимой половой аутоидентификации, т. е. осознанного отнесения индивидом себя к мужскому или женскому полу. Представления о детерминирующих механизмах, лежащих в основе этого периода полового онтогенеза, на протяжении последних 20-25 лет претерпевали существенные изменения. Ранее считалось, что в процессе формирования полового самосознания основная роль принадлежит биогенетическим и гормональным механизмам, действующим хотя и не столь жестко (процесс уже не только биологический, но и биосоциальный), как в пренатальном периоде, но все же достаточно сильно. Однако проведенные в конце 50-х годов исследования половой аутоидентификации лиц с гермафродитизмом существенно поколебали эту точку зрения. У людей с одинаковым диагнозом гермафродитизма, но с неодинаково определенным полом и вследствие этого с различным полом воспитания половая идентичность и полоролевое поведение формируются соответственно" полу воспитания, а не генетическому полу .

Кроме того, в серии межкультурных исследований было показано, что структура половых различий является универсальной для всего человечества. В некоторых этнических общностях; построена своя структура полового самосознания, нередко противоречащая всем биологическим основам в нашем понимании . В результате в науке о дифференцировке пола вообще отрицалось значение биологических факторов в генезе психосексуального развития и основная роль отводилась факторам социально-психологического порядка. Крайнее суждение по этому поводу высказывал американский сексолог Д. Мани (1965), который уподоблял психосексуальное развитие становлению языка: "Генетические, врожденные и другие факторы предопределяют лишь саму возможность развития и дифференцировки языка, но никак не предопределяют, будет ли этот язык английским, арабским или каким-либо иным. Точно так же в психосексуальной сфере генетические и другие врожденные факторы предопределяют лишь саму возможность дифференцировки половых ролей и сексуальной аутоидентификации, но никак непосредственно не предопределяют, будет ли направление этой дифференцировки мужским или женским". Однако подобный подход отражал скорее эмоции при ломке устоявшегося мировоззрения, чем строгий научный анализ. Вскоре большинство исследователей, в том числе и сам Д. Мани (1969), отказались от противопоставления врожденных факторов приобретенным, биологических (психологических, генетических) - средовым и тем самым признали их неразрывное диалектическое единство.

В настоящее время психосексуальное развитие рассматривают как сложный биосоциальный процесс, в котором генетическая программа и предусмотренная культурой половая социализация проявляются в непрерывном единстве, преломляясь в самосознании индивида.

В специальных исследованиях основное внимание уделяется биологическим факторам в психосексуальном развитии: морфизму в строении некоторых отделов ЦНС, регулирующих функционирование половых желез и некоторые стороны полового поведения, вследствие их различной чувствительности к так называемым пубертатным гормонам, генитальной внешности и др. [Колесов Д. В., Сельверова Н. Б., 1978; Вундер П. А., 1980].

Значительно меньше (особенно в литературе по клиническим дисциплинам) освещены участие психологических факторов в психосексуальном развитии детей и подростков и основные механизмы этого воздействия. Между тем правильная оценка этих механизмов, как уже отмечалось, необходима для лечебно-профилактических и педагогических мероприятий в плане предупреждения аномалий психосексуального развития. Эти аномалии, как правило, закладываются в детском и подростковом возрасте.

Процесс психологической дифференцировки пола изучен недостаточно. В настоящее время психологические механизмы половой идентификации и развития половой роли в онтогенезе наиболее активно обсуждаются в рамках теорий идентификации, социального научения и когнитивно-генетической теории.

Теория идентификации , уходящая корнями в психоанализ, особенно выделяет роль эмоций и подражания в генезе психосексуальной дифференцировки, полагая, что ребенок бессознательно имитирует поведение представителей своего пола, прежде всего родителя. Согласно этой теории, ребенок спонтанно и без прямого подкрепления (вознаграждения) усваивает не дискретные акты поведения, а комплексный интегрированный образец, модель полоролевого поведения. Важным фактором формирования идентификации является интимная эмоциональная связь между ребенком и родителями; нормальному течению этого процесса способствуют внимание взрослых к ребенку, забота о нем.

Теория социального научения (половой типизации), вытекающая из бихевиоризма, утверждает, что поведение человека, в том числе половое, формируется главным образом благодаря положительным или отрицательным подкреплениям из внешней среды . По этой теории родители или другие взрослые поощряют мальчиков за поведение, которое в данном обществе принято считать мальчишеским (маскулинным), и осуждают их тогда, когда они ведут себя "женственно"; девочки, напротив, получают положительное подкрепление за фемининное поведение и отрицательное - за маскулинное. В связи с этим дети предпочитают вести себя согласно модели своего пола, так как за это их больше вознаграждают и меньше критикуют. Установлено, что мальчики предпочитают типичное для своего пола поведение и отвергают нетипичное, а девочки, также предпочитая типичное для своего пола поведение, не отвергают поведение нетипичное. В частности, мальчики описывают "мужское" поведение в отрицательной форме ("чтобы быть мальчиком, нельзя плакать, не надо играть в куклы" и т. д.), т. е. как не следует поступать, а девочки определяют образец своего поведения в положительных понятиях, говорящих о том, что нужно делать. В процессе половой типизации индивид сначала учится различать образцы поведения людей разного пола, а затем начинает следовать им сам. Сторонники теории социального научения считают, что родители начинают "тренировать" ребенка сразу после рождения, задолго до того, как сам ребенок окажется способным наблюдать и различать образцы поведения . Большая роль в этом процессе отводится выбору имени, различиям в одежде, наборам игрушек - все это достаточно четко указывает самому ребенку и окружающим на его пол. При исследовании механизмов половой типизации получено много интересных данных, имеющих определенное значение не только для доказательства этой теории, но и для воспитания в целом. В частности, было замечено, что с первого дня жизни новорожденного родители ведут себя неодинаково с детьми разного пола. Так, в течение первых месяцев матери чаще находятся в физическом контакте с сыновьями, зато с девочками больше разговаривают. Приблизительно после 6-го месяца у матерей увеличивается физический контакт с девочками, а мальчиков они начинают отучать от физического контакта, что способствует большей самостоятельности сыновей . Интересно, что сразу же после рождения родители воспринимают девочек как более мягких, миловидных, больше похожих на мать, мальчики кажутся более радостными, активными .

С точки зрения когнитивно-генетической теории (теории самокатегоризации) первым этапом в процессе психосексуальной дифференцировки является самоопределение ребенка в роли мальчика или девочки. После когнитивного самоопределения - первичной половой идентификации - ребенок позитивно оценивает те вещи, действия, формы поведения и поступки, которые связываются с ролью девочки или мальчика. В результате этого типичное для данного пола поведение вызывает в нем положительные чувства, благодаря которым происходит самоутверждение [Коломинский Я. Л., Мелтсас М. X., 1985]. Психосексуальное развитие путем самокатегоризации включает 3 процесса:: ребенок узнает, что существует два пола; он включает себя в одну из двух категорий; на основе самоопределения ребенок руководит своим полоролевым поведением . В когнитивно-генетической теории подчеркивается такой важный, на наш взгляд, факт, что с возрастом объем и содержание первичной половой идентификации ребенка меняется соответственно изменению основных форм познавательной организации ребенка. Изменение содержания половой идентичности включает усвоение ребенком половой идентичности, открытие неизменности пола во времени и, наконец, становление понимания константности (необратимости) пола. Отсутствие общения со сверстниками, особенно в предподростковом и подростковом возрасте, может заметно нарушить эту сторону психосексуального развития, оставив ребенка неподготовленным к весьма непростым переживаниям пубертатного периода.

Во-вторых, необходимо затронуть психологию различий, связанных с полом. Многие исследователи пытаются выяснить, каковы в строго научном плане (в отличие от ходячих мнений и стереотипов массового сознания) психологические различия между полами, какие признаки маскулинности и фемининности являются универсально биологическими, а какие прививаются в ходе половой социализации.

Исследования касались особенностей восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, мотивации, темперамента, уровня активности, самосознания, когнитивного стиля, эмоциональности и т. д. Твердо установленных фактов оказалось значительно меньше, чем представлений. Можно считать, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее в визуально-пространственных представлениях, у них выше математические способности и они более агрессивны . Сообщения о различиях между полами в тактильной чувствительности, предрасположенности к страху и тревожности, в уровне общей активности, соревновательности, доминантности, внушаемости, подчиняемости требуют дальнейшей проверки. Не доказано также, что мальчики лучше девочек справляются с более сложными познавательными процессами, овладение которыми предполагает ранее усвоенные реакции, что их познавательный стиль более аналитичен..,

Поделиться: