Правовые нормы семейно-брачных отношений. Блог Центра эмоционально-образной терапии Линде Н.Д

К малой социальной группе можно отнести: А) научно-техническую интеллигенцию страны Б) выпускников всех университетов страны

В) сборную команду страны по фигурному катанию Г) преподавателей высших учебных заведений страны
Что отличает семью от других малых социальных групп:
А) возложение домашних обязанностей на женщину Б) кровнородственные отношения
В) устойчивые связи Г) собственные обычаи и традиции
Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному) признаку:
А) православные Б) украинцы
В) русские Г) москвичи
Что характерно для социальных отношений в современной России:
А) рост численности промышленного пролетариата Б) стабильное положение среднего класса
В) усиление миграционных процессов Г) отсутствие безработицы
Народности являются одной из стадий развития:
А) этноса Б) общины
В) государства Г) класса
Что отличает семью от других малых групп:
А) совместное проведение досуга Б) сходный социальный статус
В) наличие групповых правил и норм Г) совместное ведение хозяйства
Татьяна работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много времени тратит на общение с родителями учащихся. В действиях Татьяны проявляется:
А) социальная роль Б) социальный конфликт
В) социальная структура Г) социальная политика
8. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:
А) москвичи Б) инженеры
В) мусульмане Г) землевладельцы
9. Что является характерным признаком нации:
А) общность исторической памяти Б) наличие политической системы
В) конкурентоспособность Г) наличие аппарата управления
10. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества:
А) социально-классовую Б) профессиональную
В) социально-территориальную Г) социально-этническую
11. Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует:
А) политический строй Б) социальную структуру
В) хозяйственный уклад Г) форму государства
12. В 90-е годы прошлого века в нашей стране появились новые социальные группы, связанные с частной собственностью. Среди этих групп:
А) бюрократия Б) фермеры
В) учёные Г) служащие
13. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является:
А) патриархальной Б) многодетной
В) неполной Г) малой (нуклеарной)
14. Национальная принадлежность человека является характеристикой его:
А) прирожденного статуса Б) социальной роли
В) достигаемого статуса Г) общественного преcтижа
15. Исследования в стране С. показали, что шансы детей фермеров стать менеджерами крупных компаний в три раза меньше, чем у детей инженеров. Этот факт отражает неравенство:
А) социального происхождения Б) индивидуальных особенностей
В) личностных характеристик Г) семейного положения
16. Верны ли следующие суждения о социальном статусе
А . Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.
Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.


17. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А . Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.
Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
18. Верны ли следующие суждения о семье?
А . Семья регулирует поведение своих членов.
Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Установите соответствие примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Выделите ряд причин девиантного (отклоняющегося) поведения человека в обществе? а) системный кризис общества, приводящий к разрушению социальных норм;

б) конфликт между ведущей культурой и какой-либо асоциальной субкультурой; в) наследственная предрасположенность к нарушениям социальных норм; г) низкое самоуважение, самоунижение, заниженная самооценка (проявление слабости); д) наличие у человека иной, альтернативной системы ценностей (проявление силы); е) негативное влияние окружающей среды: самого общества. которое аморально; ж) отсутствие чувства социальной ответственности, некритическая самооценка; з) искажённое представление о добре и зле как следствие хаоса в создании индивида. (Нужно выбрать несколько вариантов)

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом.

Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть обще ственными отношениями . Значительная часть обще?ственных отношений характеризуется противоречи?выми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между чле нами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальныенормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельнос?ти людей . Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ?лений людей о добре и зле, о справедливости и не?справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев — это правила поведения, вошед?шие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по меренеобходимости.

С развитием общества они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обще?стве были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно — главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психику человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому?либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т.

е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций.

Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и неформальные (исходящие от неофициальных организаций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.

Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Так, известный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному изменению, раскрывая альтернативы уже существующим нормам. Однако в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются преступлениями. Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое название — деликвентное (буквально — преступное) поведение.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типу относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.), ко второму — поведение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).

Исследуя причины отклоняющегося поведения, ученые?социологи обратили внимание на то, что и девиантное и деликвентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию социальной системы. Причем в условиях общего кризиса социума такое поведение может приобретать тотальный характер.

Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведение конформистское (от лат. conformis — подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конечном счете основной задачей нормативного регулирования и социального контроля является воспроизводство в обществе именно конформистского типа поведения.

Социальные нормы: понятие, признаки, виды.

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 21Следующая ⇒

Современные общ отношения регулируются совокупностью соц- нормат системы.

Соц нормы — правила поведения, регулирующие группу общ отношений.

Социальные нормы — это необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

Общее назначение социальных норм — упорядочить совместное существование людей, обеспечить и согласовать их социальные взаимодействия, придать последним стабильный, гарантированный характер.
Признаки социальных норм:
1. отражают достигнутую степень экономического, политического, культурного развития общества
2.являются правилами поведения людей и их групп
3.являются правилами общего характера с абстрактными адресатом и многократностью действия
4.характеризуются обязательностью исполнения и общественным осуждение в случае своего нарушения.
Критерии разграничения социальных норм:
— по способу образования выделяются стихийно образованные (мораль, обычаи) и нормы, установленные сознательно (нормы права)
— по способу закрепления выделяют: устные и письменные
— по сфере регулирования общественных отношений (правовые, моральные, религиозные и т.д.)

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права — это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности ) — правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев — это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

Традиции - как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества (традиции проведения демонстраций, застолья, получения офицерского звания, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе. Традиции имеют определенное значение и в политической жизни государства.

Ритуалы. Ритуал - это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна.

Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека. Примеры: церемония заключение брака или захоронения.

Деловые обыкновения - это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Корпоративные нормы:

создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;

распространяются на членов данного сообщества;

обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;

закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

5. Религиозные нормы — правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах - Библии, Коране и др. - либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;

определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;

регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;

закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

6. Нормы соц этикета — Нормы этикета - это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения бла­гоприятного, располагающего к общению (обхождение с окружаю­щими, формы обращений и приветствий, манеры, одежда и т. п.). Однако за учтивостью могут скрываться недоброжелательность и неуважительное отношение к человеку, и в этом плане можно сказать, что выполнение человеком данных норм может расхо­диться с его истинным отношением к людям, событиям.

8. Виды социальных норм

Примеры норм этикета: мужчина, выходя из автобуса, подает руку своей спутнице; за столом хлеб берут руками, а не вилкой; гостю непри­лично пристально разглядывать интерьер квартиры, а тем более интересоваться стоимостью вещей.Складываются стихийно с целью облегчения общения между людьми. Они не охраняются, а обеспечиваются автоматически: человеку выгодно соблюдать эти нормы, т.к. несоблюдения этикета усложнит общение.

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

Читайте также:

  1. Административно-правовой режим: понятие и виды.
  2. аконность: понятие, принципы, гарантии.
  3. Акт применения норм права: понятие, структура, виды. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  4. Акты применения права и их виды.
  5. Акты применения права: понятие, структура и виды.
  6. Акты применения права: понятие, структура, виды.
  7. Акты применения правовых норм: понятие, виды.
  8. Акты толкования: понятие и виды.
  9. Аутоэротические фатальности: понятие, особенности, практика
  10. Банковская система РФ: понятие, структура, правовое положение кредитных организаций. Правовой режим банковской тайны.
  11. Билет 12 Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения гражданства
  12. Билет 20 Избирательное право РФ – понятие, виды, источники

Вернуться назад на Деловая этика

Одной из уникальных способностей человека является его умение надстраивать природную и социальную действительность вторым миром, миром идеальным, в котором ведущую роль играют представления о добре и зле, т.е. этические, нравственные ценности.

Нравственные нормы и правила, выработанные людьми в целях регулирования своих взаимоотношений, чрезвычайно многообразны. Это многообразие объясняется как всепроникающим характером этих норм, воздействующих на все сферы социальной жизни, так и возможностью свободного выбора каждым из нас тех или иных моральных ценностей. Одним из проявлений этого многообразия нравственных правил и норм и их высокой роли в любой сфере человеческой деятельности является существование не только сводов норм общечеловеческой морали, но и различного рода модификаций этих общих норм в виде совокупности правил, кодексов корпоративной, профессиональной этики. Одной из разновидностей подобной групповой морали является этика бизнеса, или деловая этика. Правда, нет никаких специальных учреждений, которые, наподобие органов правопорядка, отслеживали бы соблюдение этих норм. При этом опытные бизнесмены учитывают в своей практической деятельности требования этих норм не в меньшей степени, чем требования норм права. Жизнь научила их, что самым выгодным является тот бизнес, который основан на соблюдении требований не только права, но и деловой морали.

Неписаные нормы этики, которыми руководствуются так или иначе участники деловых взаимоотношений в целях предотвращения возможных трений и конфликтов, бывают сведены к следующим простым требованиям:

Не опаздывайте. Опоздание должна быть оценено вашим партнером как проявление неуважения к нему. В случае если вы задерживаетесь по непредвиденным обстоятельствам, лучше сообщить об этом заранее. Это правило относится не только к явке на работу, совещание, но и к соблюдению установленных сроков выполнения работы. Чтобы избежать опозданий, задержек, следует выделять время на выполнение работы с тем или иным запасом. По общему признанию, пунктуальность является важнейшим требованием делового этикета.

Будьте немногословными, не говорите лишнего. Смысл этого требования в том, чтобы беречь секреты фирмы аналогично тому, как и свои личные тайны. Общеизвестно, что охрана служебной тайны является одной из важнейших деловых проблем, которые нередко становятся источником серьезных конфликтов. Эта норма относится и к секретам личной жизни сослуживца, которые стали вам по случаю известны. Причем это касается как хороших, так и плохих новостей из личной жизни ваших коллег.

Будьте доброжелательны и приветливы. Соблюдение этого правила особенно важно, когда сослуживцы или подчиненные придираются к вам. И в данном случае вы должны вести себя с ними вежливо, доброжелательно. Нужно помнить, что никому не нравится работать с людьми неуравновешенными, ворчливыми, капризными. Вежливость, приветливость нужны для общения на всех уровнях: с начальниками, подчиненными, клиентами, покупателями, как бы вызывающе они порою себя не вели.

Сочувствуйте людям, думайте не только о себе, но и о других. Очень часто бывает, что у клиентов, которых вы обслуживаете, имеется негативный опыт общения с другими организациями. В этом случае особенно важно проявить отзывчивость, сочувствие и предупредить законные опасения. Конечно, внимание к окружающим должно проявляться не только в отношении клиентов и покупателей, оно распространяется и на сослуживцев, начальство и подчиненных. Уважайте мнение других, даже если оно не совпадает с вашим. Не прибегайте в данном случае к резким возражениям, в случае если вы не хотите оказаться в разряде людей, которые признают существование только двух мнений: своего и неправильного. Именно люди подобного склада часто становятся зачинщиками конфликта.

Виды социальных норм и признаки

Следите за своей одеждой, внешним видом. Это значит, что нужно уметь органично вписываться в ваше окружение на службе, среду работников вашего уровня. Причем это не исключает возможности одеваться со вкусом, подбирая соответствующую цветовую гамму и т.п.

Будучи оператором в банке, не стоит являться на работу с дорогим кейсом, который не по карману даже президенту банка. Конечно, это мелочь, но такая, которая может повредить вашему продвижению по службе.

Говорите и пишите хорошим языком. Это означает, что все произнесенное и написанное вами должно быть изложено грамотным, литературным языком. В случае если у вас есть на данный счёт сомнения, перед тем как отправить письмо от имени фирмы, сверьте правильность написания со словарем или дайте проверить письмо сотруднику вашего уровня, которому вы доверяете. Следите за тем, чтобы никогда не употреблять бранных слов, даже в разговоре личного характера, ибо это может перерасти во вредную привычку, от которой будет трудно избавиться. Не воспроизводите выражения тех людей, которые подобные слова употребляют, поскольку может найтись человек, который поймет эти слова как ваши собственные.

Эти основные правила деловой этики служат важнейшей предпосылкой формирования той атмосферы сотрудничества, которая создает надежный заслон против деструктивных конфликтов.

Конечно, реальная жизнь сложна, противоречива. Хорошо известно, что кроме цивилизованного, гуманного бизнеса, существует еще и бизнес криминальный, использующий совсем другие методы и исповедующий иные моральные ценности. Основными методами здесь являются обман и мошенничество, угрозы и шантаж, заказные убийства и террор. По этой причине каждый, кто вступает в суровый мир бизнеса, делает свой выбор между ценностями цивилизованного и криминального, теневого бизнеса.

И каждый рано или поздно убеждается в том, что по настоящему эффективным, успешным должна быть только цивилизованный, гуманный бизнес, основанный на позитивных морально-этических ценностях.

Рассмотренные требования психологического характера, организационно-управленческие принципы, а также позитивные моральные нормы делают любую организацию надежной, стабильной. Все эти нормы служат долговременной основой для предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов. В странах с развитой рыночной экономикой эти требования и нормы часто включаются в тексты договоров между компаниями.

Среди таких норм, специально направленных на предупреждения конфликтов, наиболее часто встречаются следующие:

Использование при возникновении разногласий форм бесконтактного общения, к примеру, в форме писем или электронной почты, поскольку в условиях возникшего эмоционального напряжения непосредственный контакт чреват возможностью обострения отношений.
Поручение ведения переговоров по спорным вопросам только лицам, занимающим высокое положение в фирме и имеющим все необходимые полномочия.
Привлечение в необходимых случаях уже на ранних стадиях конфликтной ситуации специалистов – конфликтологов, чтобы избежать возможного дальнейшего ухудшения ситуации и больших материальных и моральных потерь.
Использование в ходе переговоров всех, даже самых малых шансов на достижение примирения.
В случае неудачи переговоров четко определять дальнейший порядок рассмотрения спора в досудебном или судебном порядке.


©2009-2018 Центр управления финансами.

Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Социальная норма

Социальные нормы - это одобренные и принятые большинством порядки поведения, направленные на регулирование общественных отношений. Социальные нормы устанавливают, какое поведение человека считается приемлемым в рамках общества; что делать допустимо, а что нет; создают ситуацию, при которой один человек знает, чего ждать от другого.

Социальная норма является таковой в случае, если присутствуют следующие признаки :

  • одобрение большинства
  • объективность, т.е. независимость от воли человека
  • различие по степени обязательности соблюдения
  • ориентация на регулирование отношений между индивидом и обществом
  • направленность на контроль отклоняющегося поведения

Социальные нормы имеют разные классификации.

По способу регулирования:

По степени обязательности выполнения:

Социальные нормы

Сущность

Пример

Запрещающие

Исполнение социальных норм предполагает отсутствие какой-либо деятельности.

Запрет на использование нецензурной лексики в общественных местах.

Побудительные

Результат следования социальным нормам побуждает к их исполнению.

Дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ за участие в олимпиадах на городском, федеральном и международном уровне.

Выполнение социальных норм необязательно, но желательно.

Погашение кредита в срок.

Императивные/повелительные

Социальные нормы, выражающие обязанность индивида.

Обязанность президент РФ руководит внешней политикой государства.

По масштабу:

По сфере действия:

  • Обычаи и традиции - эталоны массового поведения.
  • Моральные нормы - негласные социальные нормы, формирующие представление человека о хорошем и плохом.
  • Правовые нормы — юридически закреплённые, обязательные правила поведения, контроль над выполнением которых осуществляет государств.
  • Религиозные нормы — предписания в священных книгах.
  • Эстетические нормы , формирующие представление человека о красивом и безобразном.

Социальные нормы выполняют ряд функций:

Функция

Толкование

Пример

Регулятивная

Создание ограничений возможного поведения человека в обществе

Согласно ПДД, велосипедисты старше 14 лет должны ездить по правой стороне проезжей части

Социализация

Способствуют успешному функционированию личности в обществе

Зная, что нельзя неуважительно относиться к учителям, Света стала любимицей педагога по математике.

Оценочная

Возможность классифицировать поступки окружающих как законные-незаконные, хорошие-плохие.

Владимир осведомлен, что избивать своих одноклассниц - запрещено нормами морали, но приемлемо дергать их за косички.

Признаком права, от­ли­ча­ю­щим его от дру­гих видов со­ци­аль­ных норм, является

1) фор­маль­ная неопределённость

2) ра­ци­о­наль­ный характер

3) обес­пе­чен­ность исполнения силой государства

4) со­ци­аль­ная значимость

Пояснение.

Основные отличия:

по про­ис­хож­де­нию - нормы права уста­нав­ли­ва­ют­ся и санк­ци­о­ни­ру­ют­ся государством, нормы мо­ра­ли формируются обществом, ис­хо­дя из пред­став­ле­ний о добре и зле, спра­вед­ли­во­сти и несправедливости, чести и достоинства, бес­че­стии и т. д.

по сфере дей­ствия - нормы права ре­гу­ли­ру­ют те отношения, ко­то­рые государством воз­ве­де­ны в закон, обес­пе­чи­ва­ют­ся и охра­ня­ют­ся его при­ну­ди­тель­ной силой, в то время как нормы мо­ра­ли оказывают вли­я­ние не толь­ко на пра­во­вые отношения, но и на со­во­куп­ность общественных отношений, не уре­гу­ли­ро­ван­ных правом;

по форме за­креп­ле­ния - пра­во­вые нормы по­лу­ча­ют закрепление в офи­ци­аль­ных нормативных актах, а нормы мо­ра­ли содержатся в со­зна­нии людей.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 5.

Пояснение.

1) Пра­во­вые нормы (согласно Кон­сти­ту­ции РФ, Мест­ное са­мо­управ­ле­ние в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции обес­пе­чи­ва­ет са­мо­сто­я­тель­ное ре­ше­ние на­се­ле­ни­ем во­про­сов мест­но­го значения, владение, поль­зо­ва­ние и рас­по­ря­же­ние му­ни­ци­паль­ной собственностью;

2) ре­ли­ги­оз­ные нормы (согласно нор­мам синтоизма, че­ло­ве­ку нужно раз­ви­вать в себе добросердечие, со­чув­ствие к окру­жа­ю­щим и спо­соб­ность вза­и­мо­дей­ство­вать с ними);

3) эти­че­ские нормы (золотое пра­ви­ло нрав­ствен­но­сти гла­сит «Относись к людям так, как хочешь, чтобы от­но­си­лись к тебе». Могут быть на­зва­ны иные нормы, при­ве­де­ны иные примеры.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные нормы как элемент социального контроля». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1. Понятия «социальные нормы» и «социальный контроль».

2. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

3. Виды социальных норм:

а) мораль;

в) эстетические нормы;

г) политические нормы;

д) религиозные нормы и др.

4. Причины возникновения социальных норм.

5. Функции социальных норм как элемента социального контроля:

а) контроль;

б) регулирование;

в) оценка;

г) социализация и др.

Отсутствие любых двух из 2, 3 и 5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (2) (часть С)

1) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.

2) Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.

3) Все социальные нормы обязательны для исполнения.

4) Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.

5) B социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

Пояснение.

Социальные нормы - предписания о правильности поведения в обществе. Виды социальных норм разделяют по масштабу: в малых группах, в больших группах. По форме правления: стандарты поведения (мужчины - сильные), ожидания поведения (мужчина должен защищать женщину). По строгости исполнения: обычай (традиционно установившийся порядок поведения, например, гостеприимство), манеры (внешняя форма поведения, основанная на привычках; могут быть повседневные, например, не чавкать, и светские, например, говорить даме комплименты), этикет (принятая в особых кругах система правил поведения, например, в дипломатических кругах), традиции (все, что унаследовано от предшественников, например, встреча одноклассников), привычка (установившаяся схема поведения в определенной ситуации; могут быть групповые, например, спать лёжа, и индивидуальные, например, пить кофе утром, вредные, например, пьянство и курение и невредные), нравы (формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке, например, не бить женщин), законы, табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет, например, кровосмешение, канибализм).

1) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства - нет, неверно.

2) Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм - да, верно.

3) Все социальные нормы обязательны для исполнения - нет, неверно.

4) Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами - да, верно.

5) B социальных нормах отражаются ценностные представления общества - да, верно.

Ответ: 245.

Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «социальная норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Социальная норма - уста­нов­лен­ное в об­ще­стве пра­ви­ло поведения, ре­гу­ли­ру­ю­щее от­но­ше­ния между людьми. Су­ще­ству­ют раз­ные виды со­ци­аль­ных норм (обычаи, традиции, нормы морали, нормы права.)

Социальный кон­троль - механизм, ре­гу­ли­ру­ю­щий от­но­ше­ния ин­ди­ви­да и об­ще­ства с целью укреп­ле­ния по­ряд­ка и стабильности, опи­ра­ет­ся на со­ци­аль­ные нормы.

Санкция - ре­ак­ция на по­ве­де­ние со сто­ро­ны остальных; меры воздействия, воз­на­граж­де­ния (позитивные) и на­ка­за­ния (негативные) за со­ци­аль­ные действия.

Отклоняющееся по­ве­де­ние - поведения, не со­от­вет­ству­ю­щее об­ще­при­ня­тым правилам.

Самоконтроль - форма внут­рен­не­го со­ци­аль­но­го контроля, когда че­ло­век сам кон­тро­ли­ру­ет свое поведение.

Выпадающие термины: со­ци­аль­ная мо­биль­ность (перемещение ин­ди­ви­да или груп­пы в со­ци­аль­ной струк­ту­ре общества, из­ме­не­ние их статуса.) и социальная структура

Ответ: 1, 4.

Ответ: 14|41

А. В со­ци­аль­ных нормах от­ра­жа­ют­ся ценностные пред­став­ле­ния общества.

Б. Тра­ди­ции и обы­чаи являются раз­но­вид­но­стя­ми социальных норм.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Суждение А верно. На­при­мер нормы морали, яв­ля­ю­щи­е­ся разновидностью со­ци­аль­ных норм, от­ра­жа­ют ценностные пред­став­ле­ния общества.

Суждение Б верно. Тра­ди­ции и обы­чаи − вид со­ци­аль­ных норм.

Правильный ответ ука­зан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.

1) На выполнение социальной роли человеком влияют его индивидуальные качества.

2) Ролевые ожидания делают социальное поведение людей в значительной степени предсказуемым.

3) Социальный статус человека не влияет на выполнение им социальных ролей.

4) Индивид всегда выполняет одновременно только одну социальную роль.

5) Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом.

Пояснение.

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определенный статус. Социальные нормы - предписания о правильности поведения в обществе. Виды социальных норм по строгости исполнения: обычаи, манеры, этикет, традиции, привычки, нравы, законы, табу. Значит, ролевые нормативные требования - элемент системы социальных норм.

1) На выполнение социальной роли человеком влияют его индивидуальные качества - да, верно.

2) Ролевые ожидания делают социальное поведение людей в значительной степени предсказуемым - да, верно.

3) Социальный статус человека не влияет на выполнение им социальных ролей - нет, неверно.

4) Индивид всегда выполняет одновременно только одну социальную роль - нет, неверно.

5) Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом - да, верно.

Ответ: 125.

Ответ: 125

Социальные нормы

Пояснение.

Пропущенное слово: морали.

Ответ: морали.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Виды социальных норм:

а) моральные;

б) правовые;

в) религиозные;

г) этикет и др.

2. Особенности норм морали:

а) ориентированы на ценности, образцы поведения;

б) проявляются в обычаях и традициях;

в) регулируются общественным мнением, совестью человека;

г) имеют исторический характер.

3. Структура морали:

б) принципы;

4. Мораль и нравственность.

5. Этика - наука о морали.

6. Взаимосвязь морали и других регуляторов.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Отсутствие 1, 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 363 (часть С)

Пояснение.

Ответ: морали

Ответ: мораль|морали

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1) По­ня­тие права.

2) При­зна­ки права: а) уста­нав­ли­ва­ет­ся государством; б) пись­мен­ная форма; в) обес­пе­чи­ва­ет­ся ме­ха­низ­мом юри­ди­че­ской ответственности.

3) От­ли­чия права от дру­гих видов со­ци­аль­ных норм.

4)Структура си­сте­мы права: а) от­рас­ли права; б) ин­сти­ту­ты права; в) нормы права

5) Ис­точ­ни­ки права: а) пра­во­вой обычай; б) юри­ди­че­ский прецедент; в) нор­ма­тив­ный пра­во­вой акт и др. Воз­мож­но дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана.

Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной форме.

Автор, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Личность «...каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности...

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность "рождается" дважды.

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.

Между прочим, её обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».

(Ю.Б. Гиппенрейтер)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

Приведены указанные в тексте этапы формирования личности (два ее рождения) и иллюстрирующие их "приобретения", допустим:

1) первый этап (первое рождение) - дошкольный возраст, который "знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам"

- "приобретения":

Ребенок-дошкольник осознает, что не все свои потребности он может удовлетворить, если они противоречат интересам близких, например, не может добиться покупки игрушки, если у родителей нет необходимой суммы денег, пойти гулять на улицу к друзьям, если бабушка больна и не может проводить его во двор, и т.д.

Ребенок-дошкольник уже осваивает необходимость согласования своих интересов с близкими, друзьями

2) второй этап (второе рождение) - "начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению".

- "приобретения"

Подросток осознает свои способности, определяет какую профессию он хотел бы получить в будущем, в соответствии с этим делает ответственный и осознанный выбор профиля образования;

Подросток начинает осваивать новые социальные роли (труженика, собственника), принимать решения по обслуживанию своей собственности, например, мопеда, скутера;

Подросток, к примеру, приняв решение идти в профильный класс, в свободное время будет заниматься математикой, а прежние его привязанности, например дворовый футбол, прогулки с друзьями отйдут на второй план и т.д.

Могут быть приведены иные два адекватные "приобретения", характерные для каждого этапа.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие права.

2. Признаки права:

а) устанавливается государством;

б) письменная форма;

в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.

3. Отличия права от других видов социальных норм.

4. Система права:

а) отрасли права;

6) институты права;

в) нормативные правовые акты.

5. Источники права:

а) правовой обычай;

б) юридический прецедент;

в) нормативный правовой акт и др.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

А. вклю­ча­ют в себя как универсальные, не­из­мен­ные с те­че­ни­ем времени, так и ак­ту­аль­ные только в определённые эпохи пра­ви­ла поведения.

Б. су­ще­ству­ют исключительно в виде не­пи­са­ных правил, пе­ре­да­ю­щих­ся из по­ко­ле­ния в поколение.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Социальные нормы - уста­нов­лен­ные в об­ще­стве правила поведения, ре­гу­ли­ру­ю­щие отношения между людьми, об­ще­ствен­ную жизнь. Обычаи, традиции, нормы морали, пра­во­вые нормы, ре­ли­ги­оз­ные нормы, по­ли­ти­че­ские нормы, эс­те­ти­че­ские нормы - все это со­ци­аль­ные нормы. Сред них есть не­из­мен­ные с те­че­ни­ем времени (нормы морали), а есть ак­ту­аль­ные только в опред­ме­чен­ные эпохи пра­ви­ла поведения, на­при­мер обычай за­щи­ты чести среди дво­рян на дуэли т. д.

Социальные нормы су­ще­ству­ет как в виде не­пи­са­ных правил, так и в виде пра­во­вых норм, один из при­зна­ков которых - пись­мен­ная форма.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

1) Моральные нормы, в от­ли­чие от пра­во­вых со­ци­аль­ных норм, все­гда предъ­яв­ля­ют­ся в пись­мен­ном виде.

2) Моральные нормы обес­пе­чи­ва­ют­ся об­ще­ствен­ным мнением.

3) Моральные нормы пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в поколение.

4) Моральные нормы спо­соб­ству­ют со­ци­а­ли­за­ции под­рас­та­ю­ще­го поколения.

5) Моральные нормы вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся и предъ­яв­ля­ют­ся государством.

Пояснение.

1) Мо­раль­ные нормы, в от­ли­чие от пра­во­вых со­ци­аль­ных норм, все­гда предъ­яв­ля­ют­ся в пись­мен­ном виде - нет, неверно, наоборот.

2) Мо­раль­ные нормы обес­пе­чи­ва­ют­ся об­ще­ствен­ным мне­ни­ем - да, верно.

3) Мо­раль­ные нормы пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние - да, верно.

5) Штраф - пример формальной социальной санкции.

Пояснение.

Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Виды социальных санкций: по степени интенсивности (жесткие, мягкие), по типам (формально позитивные, формально негативные, неформально позитивные, неформально негативные).

1) Выдача премии менеджеру за перевыполнение плана продаж - пример неформальной социальной санкции - нет, неверно.

2) Общественное осуждение человека за поведение, противоречащее моральным нормам, относится к неформальным негативным санкциям - да, верно.

3) Предусмотренное законом наказание за нарушение правовых норм - это формальная позитивная санкция - нет, неверно.

4) Аплодисменты исполнителю оперной арии - пример позитивной социальной санкции - да, верно.

5) Штраф - пример формальной социальной санкции - да, верно.

По­это­му очень важно вы­явить тес­ную вза­и­мо­связь права и морали. <.. .="">

Юристы по роду своей де­я­тель­но­сти изучают, толкуют, применяют, пре­жде всего, пра­во­вые нормы - это их специальность. Но для оцен­ки по­ве­де­ния субъ­ек­тов пра­во­вых от­но­ше­ний и пра­виль­но­го раз­ре­ше­ния воз­ни­ка­ю­щих кол­ли­зий по­сто­ян­но об­ра­ща­ют­ся и к эти­че­ским критериям, ибо в ос­но­ве права лежит мораль. Рус­ские пра­во­ве­ды не­из­мен­но подчеркивали, что право есть юри­ди­че­ски оформ­лен­ная мораль. Право - сред­ство ре­а­ли­за­ции нравственно-гуманистических иде­а­лов общества. Без уро­ков нравственности, морали, этики право немыслимо.

B.C. Соловьёв, например, опре­де­лял право как «принудительное тре­бо­ва­ние осу­ществ­ле­ния ми­ни­маль­но­го добра и порядка, не до­пус­ка­ю­ще­го из­вест­но­го про­яв­ле­ния зла». <...> Право и мо­раль раз­ли­ча­ют­ся по спо­со­бам их установления. Пра­во­вые нормы со­зда­ют­ся государством, и толь­ко го­су­дар­ством (или с его со­гла­сия не­ко­то­ры­ми об­ще­ствен­ны­ми организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смыс­ле го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ским твор­цом права. По­это­му право вы­ра­жа­ет не про­сто волю народа, а его го­су­дар­ствен­ную волю и вы­сту­па­ет не про­сто регулятором, а особым, го­су­дар­ствен­ным регулятором.

(Н. И. Матузов )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие от­ли­чия права от морали:

1. По происхождению. Нормы мо­ра­ли скла­ды­ва­ют­ся в об­ще­стве на ос­но­ве пред­став­ле­ний людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они при­об­ре­та­ют обя­за­тель­ное зна­че­ние по мере осо­зна­ния и при­зна­ния их боль­шин­ством чле­нов общества. Нормы права, уста­нав­ли­ва­е­мые государством, после вступ­ле­ния в за­кон­ную силу сразу же ста­но­вят­ся обя­за­тель­ны­ми для всех лиц, на­хо­дя­щих­ся в сфере их действий.

2. По форме выражения. Нормы мо­ра­ли не за­креп­ля­ют­ся в спе­ци­аль­ных актах. Они со­дер­жат­ся в со­зна­нии людей. Пра­во­вые же нормы по­лу­ча­ют вы­ра­же­ние в офи­ци­аль­ных го­су­дар­ствен­ных актах (законах, указах, постановлениях).

3. По спо­со­бу охра­ны от нарушений. Нормы мо­ра­ли и нормы права в пра­во­вом граж­дан­ском об­ще­стве в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев со­блю­да­ют­ся доб­ро­воль­но на ос­но­ве есте­ствен­но­го по­ни­ма­ния лю­дь­ми спра­вед­ли­во­сти их предписаний. Ре­а­ли­за­ция и тех и дру­гих норм обес­пе­чи­ва­ет­ся внут­рен­ним убеждениям, а также сред­ства­ми об­ще­ствен­но­го мнения. Такие спо­со­бы охра­ны впол­не до­ста­точ­ны для мо­раль­ных норм. Для обес­пе­че­ния же пра­во­вых норм при­ме­ня­ют­ся еще и меры го­су­дар­ствен­но­го принуждения.

4. По сте­пе­ни детализации. Нормы мо­ра­ли вы­сту­па­ют в виде наи­бо­лее обоб­щен­ных пра­вил по­ве­де­ния (будь добрым, справедливым, честным). Пра­во­вые же нормы пред­став­ля­ют собой детализированные, по срав­не­нию с мо­раль­ны­ми нормами, пра­ви­ла поведения. В них за­креп­ля­ют­ся четко опре­де­лен­ные юри­ди­че­ские права и обя­зан­но­сти участ­ни­ков об­ще­ствен­ных отношений.

Могут быть при­ве­де­ны и иные фор­му­ли­ров­ки отличий, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

Олифирович Н.И.
канд. психол. наук, директор по организационному развитию Белорусского института гештальта, гештальт-терапевт, семейный психолог, руководитель секции семейной психотерапии Белорусской ассоциации психотерапевтов, руководитель секции семейной психологии Белорусского общества психологов, Минск, Беларусь.
Велента Т.Ф.
канд. психол. наук, проректор по учебной работе Рижского гештальт института, гештальт-терапевт, семейный психолог, Рига, Латвия

Системе, обратившейся за помощью,
необходимо дать решающий импульс:
«Подталкивание вместо проработки».

А. фон Шлиппе, Й. Швайтцер

Введение
К регуляторам семейной системы относят показатели ее функционирования, которые обеспечивают поддержание гомеостатических/гетеростатических процессов. К ним относятся семейные нормы и правила, семейные ценности и ритуалы.

Холмогорова А.Б. данные показатели называет «содержательными основами жизни семьи» (А.Б. Холмогорова, 2002). Другие авторы называют их семейными стабилизаторами (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003). На наш взгляд, предложенные определения недостаточно полно раскрывают влияние данных показателей на семейное функционирование. Традиционно им приписывается функция поддержания равновесия в семейной системе. Однако одни и те же показатели в разные периоды жизни семьи могут как ее стабилизировать, так и дестабилизировать. Поэтому мы предлагаем использовать термин «регуляторы семейной системы» как более точно описывающий роль данных показателей в семейном функционировании, а также расширить предлагаемый перечень, включив в него понятие об обменах, т.е. о балансах между «давать» и «брать» в семейной системе.
Пример . В семье было принято отмечать вместе Новый год и дни рождения. Когда дети вступили в подростковый возраст, и у них появились интересы вне дома, в частности, потребность отмечать праздники с друзьями, данная традиция, которая до этого объединяла членов семьи и была источником радости и поддержания эмоциональной близости, стала причиной конфликтов и напряжения.
Семейные нормы и правила
Семейные нормы и правила — совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи. Правила играют важную регулирующую роль во взаимоотношениях членов семьи и детерминируют различные их варианты поведения. Они определяют распределение ролей, выполнение функций, характеризуют иерархический статус и нормативное взаимодействие и т.п. Правила определяют внешние и внутренние границы семьи, так как члены семьи по-разному ведут себя друг с другом и с внешним окружением.
Семейные правила могут касаться любых аспектов жизнедеятельности семьи — как режима дня, так и возможности открытого выражения чувств. Их можно разделить на две группы — открытые (эксплицитные, прямые, прозрачные) и скрытые (имплицитные). В. Сатир, описывая закрытые семейные системы, подчеркивала, что для них характерны скрытые, устаревшие, жесткие, неизменные правила семейной жизни. Члены таких семей должны подстраивать свои потребности под установленные правила, нередко в сочетании с запретом на их обсуждение.
Примером могут служить правила не обсуждать определенные семейные тайны («Никто не должен знать, что ваш отец имеет другую семью»; «Ваш дядя погиб случайно — не нужно рассказывать о том, что он выбросился из окна из-за несчастной любви»). Скрытые правила негативно влияют на жизнедеятельность семьи, особенно в ситуации, когда она расширяется за счет появления новых членов. В семье с такими правилами невозможно получить необходимую информацию о той реальности, на которой базируется жизнь семейной системы, а узнать о правилах можно лишь после их нарушения, за которым следует наказание. Вацлавик П. характеризует данный феномен как патологию общения. Однако даже в подобных ситуациях функцией правил выступает поддержка целостности семьи.
Главная задача семейных правил — определять способы взаимодействия в семье. Правила описывают, как необходимо вести себя в тех или иных ситуациях, что должны делать члены семьи и какие санкции влечет за собой их невыполнение.
Отсутствие правил и норм приводит к хаосу в семейной системе, а также представляет серьезную опасность для психического здоровья членов семьи. Многие дети и подростки с делинквентным поведением выросли в семьях, характеризующихся хаотичностью. Нечеткость правил и норм, их постоянная изменчивость способствуют росту тревоги у членов семьи и могут приводить к стрессам, а также тормозить развитие как всей семейной системы, так и отдельных ее членов. Правила позволяют членам семьи ориентироваться в реальности и придают устойчивость семье в целом.
Нередко именно дефицит правил становится главным источником обид и конфликтов. Самый распространенный пример — мать, которая жалуется на то, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять ее просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие правила, принятые всеми членами семьи, и регулирующие их обязанности.
Нормы и правила в семье могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер.
Пример . Валентин, мужчина 37 лет, героиновый наркоман в ремиссии, рассказывая историю своей жизни, не раз упоминал, что его «мало били». В его анамнезе — жестокая агрессия со стороны отца. Например, когда Валентину было 7 лет, за школьную провинность отец облил его бензином и грозился поджечь, что могло произойти, если бы не вмешалась мать. Семейная история изобилует случаями внутрисемейного насилия. Брат отца напал на свою мать, бабушку Валентина, и несколько раз ударил ее ножом. Дедушка убил своего брата. Нормой в семье считаются жестокие избиения, нанесение травм, драки. Однако клиент утверждает, что, если бы его «били больше», он бы вырос хорошим человеком, а не наркоманом. Он не замечает связи между семейной историей и своей жизнью.
На начальном этапе жизненного цикла семьи молодым супругам предстоит определить семейные правила. Так как все происходят из семей с очень разными правилами, супругам необходимо решить задачу согласования и совмещения зачастую конфликтных правил взаимодействия, принятых в семьях их родителей.
На каждой стадии жизненного цикла семьи должен происходить пересмотр и изменение устаревших семейных правил. Если правила не трансформируются в соответствии с изменившейся ситуацией, в семье происходит кризис.

Пример . Елена и Максим поженились во время обучения в университете. Елена училась на пятом курсе, Максим — на третьем. Когда Елена закончила учебу и получила диплом, в семье появился сын. Елена занималась домом, готовила еду, убирала, стирала, возилась с ребенком, в то время как муж учился и подрабатывал. Когда Максим окончил университет, ребенку исполнилось 2,5 года, и Елена тоже вышла на работу. Однако правила в семье не изменились. Елена пыталась договориться с мужем, но он отказывался брать на себя часть домашней нагрузки, мотивируя это усталостью и тем, что раньше он не занимался бытовыми вопросами. Эти проблемы и привели их на консультацию.
Согласно мнению Дж. Хейли, несогласованные правила зачастую являются источником конфликтов в браке. Эти конфликты могут быть сфокусированы:
. на несогласованности правил семейной жизни;
. на несогласии с тем, кто устанавливает эти правила;
. на попытках интегрировать правила, несовместимые друг с другом.
Понятие о семейных правилах помогает в описании повторяющихся способов семейного поведения. В дисфункциональных семьях обычно существует ряд негласных правил, представляющих устойчивые циркулярные последовательности. Они могут охватывать различные способы семейного поведения и взаимодействия, образующие замкнутый круг и ведушие к хронической неудовлетворенности семейной жизнью.
Формулирование основных правил семьи и умение устанавливать взаимосвязь этих правил с проблемным поведением зачастую является важной частью процесса терапии. Терапевт также должен учитывать культурный и социально-экономический контекст.
Пример . За помощью обратилась Юлия, студентка 19 лет. Это уже вторая попытка найти поддержку у психолога. Первый раз Юля посетила психолога университетской психологической службы полгода назад. У нее возникли проблемы в отношениях с парнем, и она пыталась понять, почему так происходит. Однако психолог акцентировал внимание Юли на отношениях с матерью, живущей в другом городе. По словам Юлии, психолог объяснил, что все ее актуальные проблемы возникают от того, что она не отделилась от родительской семьи. Юля стала дистанцироваться от матери, объясняя ей, что их отношения мешают ее взаимодействию с молодым человеком… В итоге Юля рассталась с парнем, испортила отношения с матерью и пришла за помощью в субдепрессивном состоянии и ощущении, что она что-то не так делает…
Работа велась с учетом особенностей семейных правил и той культурной среды, из которой «происходит» Юлия. Она — девушка из маленького города, выросла в среде с коллективистской культурой. Дети, как правило, покидают дом только в ситуации отъезда на учебу. Семья у Юли не богата, и поэтому все стараются помогать друг другу. Юлю «учат на платном всем миром» — помогает и бабушка, и брат отца… Терапевт обсудила с Юлей «нормальность» дифференциации в развитых и богатых странах, ориентированных на индивидуализм, обсудила современную ситуацию в Белоруссии как стране с «коммунитарной» культурой, выяснила, какая модель ближе лично ей… Девушка смогла осознать те аспекты жизни в семье, с которыми она согласна, и приняла решение действовать дальше в соответствии с важными для нее правилами и ценностями. Отношения с матерью вновь стали теплыми, при этом последняя не нарушает Юлины границы.
Семейные ценности

Поделиться: