Под гипнозом. Научные эксперименты по гипнозу. Гипноз. Теории гипноза

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Гипноз

Рассуждая о гипнозе, люди часто имеют в виду нечто почти сверхъестественное. При этом влияние одного человека на другого объясняется истечением этой силы в виде так называемого флюида с концов пальцев или из глаз гипнотизирующего во время сеансов гипноза. И поныне этот взгляд особенно охотно поддерживается так называемыми магнетизерами, пользующимися явлениями гипноза в своекорыстных целях эксплуатирования доверенных лиц. Но наука давно отрешилась от этих и подобных им необоснованных теорий.

Древнейшие памятники письменности многих народов упоминают о чудотворной сущности божественного вмешательства во время сна. За тысячи лет до нашей эры жрецы Древнего Египта, Греции и Индии умели вызывать святой сон, предназначенный для лечения людей, страдающих от различных болезней и расстройств. Надлежит признать, что многие из старых теорий и их практических применений, основанных на магии и шарлатанстве, пусть видоизмененные, но существуют и сегодня. Причем, не сколько у племен, находящихся на низком уровне развития, но и в цивилизованном обществе. Представление о вмешательстве дьявола, злых духов в дела человеческие, влияние планет и звезд на здоровье и личность цветет буйным цветом.

Чудесные исцеления, прорицатели на любой вкус, телесеансы психотерапии, массовые увлечения экстрасенсами, передача мыслей на расстоянии, и передача биоэнергии, колдовство, общение с инопланетянами и т.д. заполнили наше ежедневие. Правдивое и подлинное научное слово об этих явлениях имеет неоценимое значение. Знакомство с богатством идей, фактов, наблюдений всех перечисленных выше авторов в этой сложнейшей области сейчас, как никогда, на мой взгляд, необходимо. Оно помогает разобраться в проблемах, связанных с гипнозом.

Классические формы суггестивного воздействия

Теории классического гипноза

Внушение как мощное средство влияния на психику было известно ещё в древние времена, однако в силу исторической ограниченности человеческого познания оно на протяжении многих веков не могло стать объектом научного познания. В то же время религия широко применяла самые разнообразные способы. «Божьи пастыри » были знакомы только с внешним проявлением внушения, но широко пользовались этим психологическим феноменом для утверждения своего могущества. Одним из таких социально-психологических механизмов, используемых религией, является внушение.

Религиозные культы многих племён и народов на протяжении столетий изыскивали приёмы, с помощью которых можно оказать влияние на психику человека. В этом процессе поисков средств гипноза, внушения и самовнушения, перевода психики в сумеречное состояние наиболее преуспели йоги.

Йоги предлагают систему физических и психических упражнений, с помощью которых якобы достигается общение со сверхестественными силами. В древних египетских книгах «Ведах» даётся детальное описание системы упражнений, которые обязан проделать йог для того, чтобы научится управлять душой и телом. Находясь в таком состоянии, йог не чувствует боли, он может длительное время оставаться без пищи, без воды. Если отбросить религиозное содержание учения йогов, то следует признать, что сама техника внушения, самовнушения и гипноза у них разработана весьма искусно.

Примерно в 1530 году швейцарский врач Парацельс создал теорию, согласно которой здоровье человека зависит от влияния некоего магнетического флюида, который представляет собой излучение небесных тел.

Парацельс (так называл себя Теофаст Гогенгейм) писал: «Имеется одна жизненная субстанция в Природе, на которой основаны все вещи. Она называется Археусом, или жизненной силой, которая есть синоним астрального света или духовного воздуха древних… Будучи гораздо тоньше в своей субстанции, нежели земные тела, эфирный двойник гораздо более подвержен импульсам и рассогласованию. Беспорядок в этом астральном теле является причиной многих болезней. Человек с болезненным умом может отравить свою собственную эфирную природу, и эта инфекция, нарушая естественный ток жизненной силы, позднее проявится как физическая болезнь…».

Спустя более чем два столетия венский врач Франц Антон Месмер развил эту теорию и занимался лечением в соответствии с её принципами. Основные понятия месмеризма следующие:

для успешного лечения сам месмерист должен быть здоров;

месмеричская сила зависит от индивидуальных особенностей субъекта;

для магнетизирования нужно выбирать спокойное место, одеваться легко; на ход процесса также влияют сомнение, моральные воздействия;

магнетический сеанс постепенно удлиняется с 10 до 20 минут и т.д.

Основным достижением Месмера была не его псевдонаучная теория, а разработанный им метод погружения в транс, который он увязал с сомнамбулизмом. Он видел, что терапевтическое воздействие наиболее качественно по отношению к пациентам, погружённым в состояние транса.

Существенный шаг в научном разъяснении явлений гипноза сделал в свое время Бред, написавший в 40-х годах прошлого столетия исследование о гипнотизме, затем французский врач в Нанси Льебо, лечивший гипнотическим внушением больных и тоже написавший об этом методе интересное сочинение.

Наконец, видную роль в истории вопроса сыграл знаменитый невропатолог Шарко, демонстрировавший в парижском госпитале явления гипноза на истеричных врачам всего мира. Он рассматривал гипноз как особое нервное состояние, вызываемое физическими приемами. Однако Шарко встретил резкого противника своих взглядов в лице профессора Бернгейма, вызывавшего гипноз путем словесного внушения и рассматривавшего сам гипноз как внушенный сон и все явления, наблюдаемые в гипнозе, как результат одного лишь словесного внушения. Эти разноречия сыграли затем большую роль в выяснении явлений гипноза, почему названные четыре исследователя и должны считаться основоположниками учения о гипнозе.

Опровергая мнение Шарко, Бехтерев говорит о том, что гипнозу в той или иной степени поддается большинство людей, если не все. Признать же всех истеричными, очевидно, нельзя. Этой теории нанесен был окончательный удар, когда выяснилось необходимость признать гипноз и у животных за явление, совершенно аналогичное и родственное человеческому гипнозу. Если гипноз, как мы уже знаем, наблюдается и у животных, то вполне естественно, что корни его происхождения находятся глубоко в органическом мире.

Исследования внушения в экспериментальной психологии и психофизиологии

Русские учёные трезво подходили к учению о животном магнетизме, но в то же время стали исследовать практическую и лечебную деятельность месмеристов. Профессор Харьковского университета В.Я. Данилевский в многочисленных экспериментах изучал гипнотические явления у животных. В 1891 году он сделал вывод, что гипнотическое состояние у человека и у животных очень сходно по проявлению. Он объяснял гипноз, как паралич воли и самостоятельности мышления, а причиной считал психическое принуждение. Конечно, это было далеко от действительности.

На 4-м съезде общества русских врачей в Москве, где выступил В. Я. Данилевский с докладом «О терапевтическом применении гипнотизма», выступил психиатр Ардалион Ардалионович Токарский (1859-1901гг). Это выступление и вся последующая деятельность Токарского была направлена на научное представление о гипнозе. Он считал, что применение гипноза в принципе доступно каждому человеку, но успех в этом деле, может быть, достигнут лишь, при хорошем знании техники гипнотизации и глубоком знакомстве с этими явлениями.

В. М. Бехтерев, изучая особенности гипнотического состояния человека, приходит к выводу, что большую роль при наступлении гипнотического состояния играют словесное внушение, а также ряд физических раздражителей, способствующих погружению человека в гипнотическое состояние. Он подразделял гипноз на три стадии – малый, средний и глубокий, которые соответствовали трем общепринятым стадиям Фореля – сонливость, гипотаксия и сомнамбулизм. Бехтерев уделял много внимания исследованиям, направленным на то, чтобы разработать способы повышения лечебной эффективности внушения, проводимого больному в гипнозе или наяву.

Основа стратегии И.М.Сеченова - И.П.Павлова - рефлекторный принцип. Он лежит в основе объяснения того, каким образом организм приобретает (и утрачивает) прижизненные акты, форму и структуры поведения. С позиций нервизма решаются проблемы решений работы различных отделов мозга и разных уровней его организаций - от молекулярного и нейронного до поведения целостного организма, анализируется взаимодействие между процессами в коре головного мозга и в подкорковых структурах. Учение И.М.Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип невризма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, И.М.Павлов перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга - высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного.

Внушение и раппорт

Внушение – это подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Внушение содержится в любом общении людей. Любая речь – это внушение, действенное или нет в зависимости от таланта и умения говорящего и готовности слушающего поверить, от активности и достаточности ума. Внушением можно назвать всякое информационное воздействие на личность помимо сознательного контроля разума.

Сопутствующее внушению понятие – внушаемость. Человек обладает врождённым механизмом податливости ко внушению, который находится в определённой связи с присущими людям способностями к научению и развитию. При проведении гипноза важен учёт внушаемости пациента. Её можно определить с помощью ряда специальных приёмов. Их принцип заключается в том, что если пациент показывает в этих испыта-ниях плохие результаты, то он скорее всего будет сопротивляться погружению в гипно-тическое состояние. К ним относятся: тест равновесия тела (приёмы с падением назад или вперёд), внушение сцеплённых пальцев рук или век глаз, определённых внушённых запахов, внушение невозможности согнуть руку/ногу или встать со стула, внушение забыть свою фамилию и ряд других.

Термин «раппорт» (от франц. rapport - связь, отношение) - в широком смысле употребляется в зарубежной литературе для обозначения:

близких межличностных отношений, основанных на высокой степени единства мыслей, интересов, чувств;

доброжелательной, дружественной атмосферы, складывающейся в ситуации психологического эксперимента между исследователем и испытуемым.

В узком смысле термин «раппорт» обозначает связь, которая устанавливается между гипнотизером и гипнотизируемым во время сеанса гипноза. Раппорт характеризуется высокой степенью избирательности как следствием суженного гипнозом сознания, сверхвосприимчивостью к внушениям гипнотизера (преимущественно вербальным, словесным) и нечувствительностью к воздействиям из других источников. Раппорт как специфический вид внутренней зависимости, заключающейся в готовности выполнять внушения гипнотизера, развивается и стабилизируется по мере углубления гипнотического состояния.

Раппорт существует благодаря тому, что в состоянии гипноза остаются незатронутые, бодрые, сторожевые, дежурные пункты в коре больших полушарий, в частности имеется связь через незаторможенный слуховой анализатор. Именно эти сторожевые, дежурные пункты являются физиологической основой раппорта.

Вот что говорил о раппорте И.П. Павлов: «Так же я понимаю гипноз и раппорт. Большие полушария захвачены торможением не на всем протяжении, в них могут образоваться и возбужденные пункты. Из такого возбужденного пункта вы действуете на себя и внушаете. И гипнотизируемый потом роковым образом исполняет наше приказание потому, что когда вы делаете приказ, то у вас все чрезвычайно ограничено. Следовательно, все влияние остальных частей полушарий направлено на то, что вы даете в ваших словах, в ваших раздражениях, совершенно скрывается от всех остальных. И когда человек приходит в бодрое состояние после этого внушения, он ничего не может сделать с этим изолированным раздражением, потому что оно разъединено со всеми остальными. Следовательно, при гипнозе речь идет не о полном сне, а о парциальном сне. Этим отличается гипнотический сон от естественного».

При гипнотизации у человека отдельные участки коры мозга не спят, находятся в расторможенном состоянии. Эти бодрствующие участки составляют зону раппорта. Только через эту зону раппорта гипнотик избирательно воспринимает лишь слова гипнотизера. Говоря физиологическим языком, гипнотизирующий врач через эту зону находится в своеобразной связи с другими участками коры мозга гипнотика, которые были до этого заторможены. Благодаря, этому врач словесным воздействием может влиять на вторую и первую сигнальные системы, на подкорку, на многие, функции организма. Значит, раппорт может возникать как в первой, так и во второй сигнальной системе.

Различают два вида раппорта: изолированный и генерализованный. При изолированном раппорте гипнотик тонко дифференцирует слова гипнотизера, интонацию его речи, тембр его голоса, и потому реагирует только на слова усыпившего, а при генерализованном раппорте любой присутствующий на сеансе может вступить в контакт с гипнотиком. В этом случае возможно передать раппорт другому лицу.

Явление «сторожевого пункта», наблюдаемое в состоянии нормального сна, лишь внешне похоже на раппорт. Уже Б.Н. Бирман (1925 г.) доказал, что «сторожевой пункт» лишь пробуждает спящего, а при раппорте нарушение сна не наблюдается и усыпленный реагирует на все слова гипнотизера. Зона раппорта - явление, относящееся исключительно ко второй сигнальной системе. Она не застывает на месте, подвижна. Кроме того, зона раппорта вступает в связь с другими участками коры головного мозга, а отсюда и с первой сигнальной системой. К.И. Платонов по этому поводу пишет: «Это вовлечение в сферу деятельности зоны раппорта новых корковых участков, по-видимому, осуществляется путем направленного иррадиированного раздражительного процесса, вследствие чего эти участки, растормаживаясь, временно приходят в деятельное состояние».

Методы и техники гипнотизации

Многие приемы определения степени внушаемости и гипнабельности сами по себе могут быть использованы как метод гипнотизации. С их помощью - применяя их обособленно или в сочетании со словесным внушением признаков сонливости и сна - можно вообще погрузить человека в обычное и часто даже глубокое гипнотическое состояние. Эти приемы служат для укрепления доверия сомневающихся в гипнозе, для усиления восприимчивости к гипнозу, но в основном - для выявления внушаемости.

На практике используют различные приемы и техники гипнотизирования. К первой группе относятся приемы, воздействующие на те или иные анализаторы без словесного внушения. Чаще всего применяется смешанный способ гипнотизации. Он заключается в одновременном применении словесного воздействия и воздействия на различные анализаторы - зрительный, слуховой, кожный и др.

Вот что по этому поводу писал И.П. Павлов: «Теперь постоянно применяющийся способ - повторяющиеся слова (к тому же произносимые в минорном однообразном тоне), описывающие физиологические акты сонного состояния. Эти слова суть, конечно, условные раздражители, у всех нас прочно связаны с сонным состоянием и поэтому его вызывающие».

Погружению в гипнотический сон способствует все то, что приводит к наступлению естественного сна, поэтому человека, который хочет спать, погрузить в гипнотический сон легче, чем выспавшегося. Вечером загипнотизировать легче, чем днем или утром, отсюда желательно первый сеанс проводить в вечернее время. При гипнотизации лучше посадить человека в удобное для него кресло или предложить лечь в той позе, в которой он обычно засыпает, так как когда человек стоит, в мозг поступает большое количество интроцептивных раздражителей от мышц, связок, суставов, повышающих тонигенное влияние ретикулярной формации и тем самым препятствующих наступлению сна. Наступлению гипнотического сна способствует также тишина, отсутствие яркого, раздражающего света (полумрак), то есть уменьшение потока раздражений, поступающих через слуховой или зрительные анализаторы. Важно также, что бы кресло или кровать, на которых проводится гипнотизация, не были холодными, а условия окружающей среды комфортными (средняя комнатная температура 18-20°С). И.П. Павлов в своих работах приводит пример: если животному перерезать нервные волокна, по которым проходят импульсы от всех органов чувств, то оно засыпает почти на полные сутки и просыпается лишь на короткий промежуток времени.

Для эффективности гипнотизации имеет особо важное значение поза гипнотизера, жесты, мимика, речь. Психическое воздействие на человека начинается уже с того момента, как он увидел гипнотизера, а возможно и раньше, если в коллективе формируется мнение об этом человеке. Вся обстановка, внешний

Похожие рефераты:

Гипноз столь же стар, сколь и само человечество.. Клинописные таблички, найденные в междуречье Тигра и Евфрата, свидетельствуют о том, что древнейшему из известных нам культурных народов мира, шумерам, гипноз был известен еще в четвертом тысячелетии до Рождения Христова, и они использовали его тогд...

Внушенные изменения уровня активности психических процессов. Гипнорепродукция психических состояний. Репродуктивное внушение заданных психических состояний. Квалифицированная репродукция психических процессов и состояний. Изменение самооценки личности.

История изучения гипноза как одной из разновидностей сна. Тысячелетия гипноз был необъяснимым явлением и порождал суеверия и ложные представления. Свойства гипноза, методики его проведения. Явления гипноза у животных (акинезия, танатозис, каталепсия).

Сон, история его изучения. Исследование эффектов депривации (лишения) сна. Снохождение и ночные страхи. Нарколепсия, гиперсомния, апноэ во сне. Борьба с сонным параличом. Дыхательная релаксация по методу йогов. Эриксоновский гипноз, феномен Кашпировского.

Кто знает, присылайте научные статьи, доказывающие или опровергающие феномены гипноза. Организуем пару экспериментов и включим в соавторы, а лучше приглашу на съемку или предоставлю доступ к видео.

«Сторонники традиционного подхода считают наиболее убедительным доказательством реальности гипноза такие реакции испытуемых, которые не могут быть воспроизведены в ОСС и, следовательно, не могут быть повторены симулянтами. На данный момент описано три таких феномена (Orn, 1979).

❶ «Трансовая логика». Феномен получен в экспериментах, проведенных под руководством М. Орна. Испытуемому внушалась яркая галлюцинация известного ему человека (например, доктора Икс), затем экспериментатор указывал на реального доктора Икс, ранее находившегося вне поля зрения испытуемого, и спрашивал: «Кто это?» ВГи обычно отвечали, что «это еще один доктор Икс». В ответ на просьбу объяснить, как это возможно, они говорили: «Наверное, зеркало», «Он может иметь брата-близнеца» или что-либо в этом роде. Напротив, симулянты были склонны давать такие ответы, как «Я не знаю», «Мистер Игрек» или «Здесь никого нет». Их сообщения были основаны на осознании того факта, что один и тот же человек не может быть в двух разных местах одновременно; они не знали, как должны отреагировать ВГи. Таким образом, загипнотизированные люди демонстрировали эффект нечувствительности к противоречиям, который Орн назвал «трансовой логикой». Этот феномен обычно возникает на глубоких стадиях гипноза и не может быть воспроизведен симулянтами (Orn,1979).

❷ «Амнезия источника». Феномен получен в экспериментах Эванса и Торна. Испытуемым во время гипноза сообщали несколько малоизвестных фактов (например, что аметист при нагревании становится желтым), затем выводили их из гипнотического состояния с внушением амнезии и давали тест на общую эрудицию, включавший вопросы на знание тех фактов, информацию о которых они получили под гипнозом. ВГи, неспособные вспомнить, что происходило в гипнозе, отвечали правильно, но не могли указать источник этих знаний. Напротив, симулянты не воспроизводили данный феномен, поскольку неверно предполагали, что при амнезии невозможно вспомнить содержание информации, полученной в гипнозе (Orn, 1979).

❸ Реакция на прерванный гипноз. Орн и Эванс провели следующий оригинальный эксперимент. Во время гипноза все внушения производились с аудиокассеты, а затем моделировалась ситуация падения напряжения в сети, в связи с чем экспериментатор выходил из комнаты. Были исключены малейшие намеки на то, что падение напряжения могло быть запланированной частью эксперимента: в комнате и в коридоре гасли все лампы, останавливалась не только кассета, но и полиграф, измеряющий физиологические реакции. Было обнаружено, что четверо из шести симулянтов прекратили симуляцию; их поведение ясно демонстрировало, что они перестали чувствовать себя под наблюдением. Напротив, пятерым из шести ВГи потребовалось определенное время, чтобы выйти из гипнотического состояния; очнувшись, они выглядели дезориентированными и растерянными (Orn, 1979).»

Метод, практика и овладение гипнозом.

Введение (теория гипноза). Говоря о гипнозе, люди часто имеют в виду что-то почти сверхъестественно ("...он к нему подошел, загипнотизировал и сказал: "Дай сдачу с десятки, как с с 1000 отни", - и тот так и сделал"). Бывают там и такие вещи, и мы о них будем говорить, но в основном это - исключения. Мы же займемся правилами гипноза, изучая их от простого к сложному, чтобы вы поняли, что гипноз - естественное следствие применения определенных навыков. Немного теории. Чтобы представить себе, что такое "гипноз", достаточно вспомнить школьный курс анатомии и физиологии человека - теорию И.П. Павлова с ее процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Там все просто: в состоянии бодрствования в коре преобладает процесс возбуждения, в состоянии сна - процесс торможения, а гипноз -- это очаг возбуждения в заторможенной коре. Вся кора спит, но команды гипнотизера поступают в мозг через этот очаг, и, поскольку спящий мозг не может критически осмыслить их - гипнотизируемый выполняет эти команды, тут же забывая об этом. Теория достаточно удобная, но если следовать только ей, мы наталкиваемся на ряд ограничений.

Во-первых, гипноз по Павлову - это всегда сон. Значит, для того, чтобы привести человека в гипнотическое состояние (торможение коры головного мозга с очагом возбуждения в ней) и начать им управлять, его надо сначала усыпить (термин "гипноз", введенный в XVIII веке Брэдом, в переводе с греческого означает "сон" - Павлов не стал спорить с таким истолкованием данного состояния). Во-вторых, раз человека надо усыплять, то кто-то заснет, а кто-то - нет: появляются такие понятия, как "гипнабельность" (способность конкретного человека погружаться в гипнотический сон) и "внушаемость" (способность конкретного человека выполнять приказы гипнотизера некритично). В рамках павловской теории эти понятия имеют смысл, но все ли явления охватываются этой теорией? Оказывается, не все.

Сергей Горин

Кто может стать гипнотизером?

ГИПНОЗ - это тайна, которая до сих пор тщательно оберегается посвященными. Возьмите любую литературу по этой теме и Вы убедитесь, что это действительно так. Даже самые замечательные специалисты по гипнозу в своих книгах не раскрывают все свои секреты. Покров таинственности как был так и остается. В этой книге кроме гипноза просто и доступно показан механизм воздействия на человека без погружения его в сои ("внушение наяву"), а также пути развития этих способностей. Те, кто освоил приемы бесконтактного массажа найдут для себя дополнительные полезные сведения о нем:, методику развития чувствительности рук, малоизвестные сведения о том, как усилить лечебное воздействие. В загипнотизированном состоянии у многих людей обостряются их телепатические способности, а внушение от гипнотизера к загипнотизированному человеку может передаваться прямо из мозга в мозг. Если кто-либо считает, что можно стать гипнотизером просто прочитав книгу, тот глубоко ошибается, Нужны упорные занятия по приводимой методике. Гипноз был известен еще в древние времена.

Он использовался служителями различных культов для укрепления веры в "чудесные исцеления", для показа различив" видений религиозного характера. Гипноз является составной частью искусства колдовства и используется колдунами, знахарями, шаманами различных стран и народов. Какую бы природную силу воли не имел человек, он всегда рискует подчиниться влиянию другого человека, даже менее сильного духом, но основательно изучившего правила гипнотизирования, личного влияния, внушения и самовнушения. Достигнуть способности гипнотизировать - значит уметь привлекать, навязывать и внушать окружающим свои мысли и желания. Способность гипнотизировать может быть врожденной или приобретенной в результате полученных знаний. Гипнотизером может стать каждый Я задался целью в простой и общепонятной форме изложить способы и средства для развития своего могущества.

Препятствия для овладения гипнозом

Гипнотизер должен быть абсолютно, уверен в своих силах. Это главное правило. Эта внутренняя уверенность должна пронизывать его сознание и подсознание. Эта уверенность - сущность гипнотизера. Это чувство не дается сразу, оно вырабатывается постепенно и его необходимо беречь. Ни в коем случае нельзя браться за дело, которое заведомо не будет выполнено, или давать обещание, которое не будет сдержано, нельзя говорить неправду.

Неправда подтачивает ту уверенность, которая находится в подсознании. Это ваш тормоз: 1. Неискренность 2. Курение 3. Употребление спиртных напитков 4. Употребление напитков, возбуждающих нервную систему (крепкий кофе и 5. т.п.) Помните - слово гипнотизера - это закон. Если Вы дали обещание, Вы должны его выполнить. Если Вы знакомы с оккультными науками или йогой, то Вы, конечно, обратили внимание на сходство в данном вопросе. Изучение классической йоги начинается с первой ступени, которая называется Яма. Одним из важнейших принципов Ямы является правдивость (сатья), которую необходимо соблюдать не только в словах, но и в мыслях. Это же является одним из важнейших принципов колдовства. В колдовских учебниках сказано прямо: "Слово ведьмы - есть слово ведьмы и нарушать его не позволено". Еще одна аналогия: в колдовстве, когда берут несколько простых немагических правил и начинают выполнять их одновременно, то получается магический эффект от их сочетания. Этот эффект сразу же исчезает, если хоть одно из тех простых немагических правил перестанет соблюдаться. В гипнозе тоже существует ряд с виду простых правил и условий, которые нужно выполнять. Невыполнение хотя бы одного из них не позволит добиться эффекта гипноза.

"Внушение наяву" (без погружения в сон)

Начнем с более сложного, чем просто гипноз - "внушения наяву". Этот секрет подробно еще не раскрывался в книгах. Владеющий этим методом выглядит настоящим волшебником. Человек, не закрывавший глаза, ни на секунду не погружаясь в сон, полностью попадает под влияние гипнотизера. Рассчитываем на то, что читатель уже имеет представление о том, что для того, чтобы оказать гипнотическое воздействие на человека, необходимо воздействовать на его подсознание. Вход в подсознание бдительно оберегается сознанием. В различных руководствах по гипнозу, публиковавшихся еще в начале века есть удачное сравнение сознания с умным братом, а подсознания с доверчивым, глупым братом, который верит абсолютно всему тому, что ему говорят. Умный брат следит за тем, чтобы никто не обманул его доверчивого брата, потому что, как только доверчивый брат войдет в контакт с кем-либо, он больше не услышит предостережений умного брата, он будет слушать и подчиняться другому. Поэтому цель гипнотизера состоит в том, чтобы, обмануть, отвлечь сознание человека и войти в контакт с его подсознанием.

Гипноз. Как отобрать голос, сделать человека немым

Если Вы возьмете двумя пальцами за кожу на горле, уже прошедшего тест на внушаемость до момента сцепки пальцев, предварительно сказав: "Сейчас я отберу Ваш голос и Вы не сможете говорить", дернете двумя пальцами за кожу и отведя руку с зажатым кулаком скажете: "Вот Ваш голос, пробуйте говорить", то внушаемый, естественно, ничего не сможет сказать, как бы он ни старался. Если Вы хлопнете в ладоши, предварительно сказав: "Я сейчас хлопну в ладоши и вы забудете свое имя и фамилию", то испытуемый забудет имя и фамилию. Он в полной Вашей власти. Он стоит с открытыми глазами, все понимает, может даже делает попытку сопротивляться, но у него ничего не получается. Он разговаривает, даже спорит с Вами, но он в полной Вашей власти. И если вы ему прикажете забыть, то, что с ним происходило, он забудет и ничего не вспомнит. Так же вы можете дать ему постгипнотическое внушение, т. е. дать установку, чтобы он в определенное время выполнил определенное действие. И он, забыв об этом, в нужное время выполнит требуемое действие как бы по собственному желанию. Зрелище, конечно, потрясающее, особенно когда это демонстрируется на сцене перед зрителями.

Детальный разбор метода внушения без погружения в сон. Гипноз

Разберем еще детальнее формулы и приемы, при помощи которых Вы привели испытуемого в такое состояние. Как уже было сказано ранее, для того чтобы включить подсознание, нужно дать подкрепление реальным действием. Мощнейшее подкрепление, воздействующее толчком на подсознание, получается когда вы без паузы выкрикиваете: "Напряжение растет! Смотрите на свои руки! Три! Вы видите как сближаются ваши руки!" В тот момент когда вы крикните "Три!" он резко опустит голову и, так как до этого он смотрел вам в глаза, то опускание головы автоматически повлечет за собой движение его рук навстречу друг к другу. В тот момент он еще ничего не подумал, даже не осмыслил того факта, что было движение рук. Это зафиксировало только его подсознание. Вы и не даете ему это осмыслить, а просто "вкрикиваете" это в его подсознание. Эти слова подкрепили то, что действительно имело место и то, что его подсознание непроизвольно зафиксировало. Еще существенным моментом является то, что Вы заставляете растопырить пальцы как можно шире, так чтобы они выгибались назад. Когда вы говорите, что напряжение в руках растет, оно действительно растет, это обусловлено прежде всего тем,. что руки деревенеют сами по себе. Вы, произнося установки, еще можете взяться за пальцы и чуть встряхнуть, когда произносите: "Пальцы как можно шире", "Ваши пальцы как гвозди". Этим Вы добиваетесь того, чтобы ваш испытуемый изо всех сил растопырил пальцы и выгнул их назад. Третьим важнейшим компонентом вхождения в подсознание за счет подкрепления реальным действием будет момент, когда Вы выкрикиваете без паузы на одном дыхании: "Ваши пальцы как цельнометаллические! Вы не можете сжать пальцы в кулак. Пробуйте! Вы видите! Ваши руки подчиняются только моим командам! Мои слова воздействуют на вас! Мои слова проникают в ваш мозг! Я полностью управляю Вами!" Здесь есть нюанс. Любой нормальный человек добросовестно растопыривший пальцы изо всех сил и выгнувший их с силой назад в тыльную сторону, пробыв в таком положении более минуты не может просто так, мгновенно, взять и сжать пальцы. Они деревенеют и в первый момент испытуемый просто не может это сделать. Это чутко ловит его подсознание и в этот момент вы "вкрикиваете" то, что сказано выше. И теперь получается парадокс: испытуемый уже мог бы сжать руки, момент оцепенения проходит, ко подсознание уже блокирует эту попытку. Он уже просто не в состоянии сделать эту попытку. Сознание испытуемого уже не может разрушить установившуюся связь между вами и его подсознанием. Он уже ваш. Далее, еще раз (для надежности) продолжаются установки и руки испытуемого доводятся до сцепки. С различными вариациями это вы можете видеть у профессионалов, гастролирующих по стране: Вместо теста на внушаемость с воздействием рук может быть тест, в котором участвует весь зал. Все встают и с закрытыми глазами представляют что едут в поезде. Кто закачался при одной этой мысли, тот в данный момент наиболее внушаемый, того и приглашают на сцену. Подсознание того кто закачался получило первое подкрепление, так как факт этот не остался без внимания его собственного подсознания. А дальше дело техники. У каждого могут быть свои формулы. Для приведенной методики важно каждое слово, интонация и важен порядок слов. Если Вы хоть что-либо измените, результат будет отрицательным.

Итак, продолжаем углубляться. Прежде чем приступить к выполнению психологических опытов, вы должны дать самому себе позитивную инструкцию: "У меня это прекрасно получится, я имею на это полное право". Теперь, когда вы убедились в том что это так просто, вам придется расстаться с мыслью, что все это так просто. Мы рассмотрели лишь вершину айсберга. Во время проведения опытов вы должны соблюсти 10 обязательных правил. Помните, как в магии: "Сочетание простых правил дает магический эффект." Вот эти правила, и в них заключена вся суть. Помните: Если хоть одно из этих правил не будет соблюдено, у вас ничего не получится.

Рассмотрим подробнее содержание десяти правил гипноза

Выполнение первого правила практически невозможно без владения методами аутогенной тренировки или йоги. Чувство абсолютной уверенности Вы можете заложить в свое подсознание только находясь в состоянии аутогенного погружения ("транса"). Это чувство абсолютной уверенности в своих силах Вы должны будете постоянно оберегать и культивировать. Помните, что всякое невыполненное обещание, всякая ложь разрушает многодневную работу по выработке этого состояния абсолютной уверенности. Если вы хотите стать гипнотизером. Вам придется поработать над своей дикцией и голосом. Придать голосу уверенность, найти для себя подходящий темп речи. Большое значение имеет взгляд гипнотизера. Нужно выработать, как называют гипнотизеры "гипнотический взгляд". Максимально расслабиться может только тренированный человек, освоивший приемы аутогенной тренировки или занимающийся йогой. Пункт пятый не требует комментария. Для того чтобы человек был внутренне настроен на результат, которого вы хотите добиться, ему нужно дать установку на требуемое ожидание. У некоторых людей получение установки дает обратный эффект. Т. е., если ему сказать: "Вас сильно тянет назад", он обязательно будет клониться вперед. Это особенно наглядно у психотерапевтов, проводящих оздоровительные сеансы по телевидению. Если вы внимательно вслушаетесь в их установки, то вы выясните, что у них соседствуют установки прямо-таки взаимно противоположные: "Вы можете мне верить или не верить..." и т. д. Эти установки даются ими в расчете на тех, кто всегда действует наоборот. Вам тоже нужно учитывать возможность дачи противоположной установки, чтобы испытуемый поступил так, как вам нужно.

Пункт седьмой тоже простой, но от его соблюдения также зависит результат. Посещающие сеансы гипноза или публичные демонстрации психологических опытов знают по собственному опыту, что гипнотизер никогда не начинает свою работу с шуток и прибауток, не устраивает шумных дискуссий, не демонстрирует наличие эмоций. Когда гипнотизер появляется перед присутствующими, от начинает свою работу с бесстрастным выражением лица, с видом полной уверенности, без малейшей суеты. Если он говорит в зал, то только то, что может принести ему пользу. Так, для создания нужного эмоционального фона он может начать рассказывать о гипнозе, не раскрывая, естественно, истинного механизма этого явления, а наоборот еще более придавая ему ореол таинственности. Главное здесь не дать понять присутствующим, что гипнотизер такой же человек как и все люди с их обычными достоинствами и недостатками. А эта информация может быть почерпнута подсознанием присутствующих при обычном разговоре. То есть. Вас просто могут рассекретить на бессознательном уровне и Вас не сможет выручить ни магнетический взгляд, ни голос, ни таинственный вид. Если Вы каким-то образом дали негативную оценку испытуемому, типа: "Какой же Вы бестолковый", он может сосредоточить свое внимание на этой оценке, отвлечься и разрушить ту тонкую неосязаемую связь между вами, которую Вы создавали до этого. Последнее - десятое правило необходимо как воздух (подкрепление слов реальным действием). Без этого условия Вы просто не сможете проникнуть в подсознание.

Ваша сверхзадача - следить за состоянием партнера, его малейшими реакциями и выдавать их за результат своего воздействия. Когда описывался тест на внушаемость, было сказано о воздействии руками на голову испытуемого. Природа воздействия руками такая же, как при бесконтактном массаже. Чтобы быть последовательными, рассмотрим теперь методику занятий аутогенной тренировкой, как более приемлемый для нас путь развития скрытых сил, затем рассмотрим другие методы гипноза и внушения. Помните, что психофизические способности можно развить только после развития способности к релаксации (полному расслаблению) тела.

Гипноз (от греч. hypnos - сон) - специфическое измененное состояние сознания, сопровождающееся особыми физиологическими проявлениями, внешне напоминающими сон, для которого характерна концентрация сознания на содержании внушения. Гипнотическому состоянию свойственны повышенная восприимчивость к внутренним психическим стимулам, изменение функций самоконтроля и самосознания. Научное изучение гипноза началось в конце XVIII в., когда Франц Месмер, венский врач, начал использовать гипноз для лечения своих пациентов. Обычно гипноз вызывается специальным воздействием гипнотизера или целенаправленным самовнушением, в результате чего сужается объем сознания, которое фокусируется на содержании внушения. Внушенные человеку во время гипноза идеи проявляются в сфере мотивации, внимания, ожиданий, установок, межличностных отношений и в обычном состоянии.

Теории гипноза - в исторической последовательности теоретические объяснения гипноза носили следующий характер: гипноз рассматривался Месмером как способ передачи «магнетической энергии»; Фария (тория сомнамбулизма), Брейд («нейрогипноз») и Павлов («состояние неполного сна») полагали, что гипноз является модифицированным вариантом сна; с точки зрения Шарко (Сальптриерская школа), гипноз представляет собой патологическое состояние, подобное истерии; представители т.н. нансийской школы Льебо и Бернгейм считали гипноз состоянием «навязанной внушаемости»; согласно теории диссоциации Жане («автоматизм»), гипноз представляет собой особое состояние, при котором подсознание пациента выполняет познавательные функции независимо от сознания. Теории гипноза рассматривали его с точки зрения психоанализа - как регрессию личности к своему примитивному состоянию (тория «частичной регрессии на службе Эго», тория «ролевой вовлеченности» и т.д.), с точки зрения бихевиоризма - как определенную форму «заученных реакций». Современные теории гипноза, как правило, модифицируют уже известные, дополняя их новыми достижениями различных психологических школ: гипноз как следствие концентрации внимания на определенном объекте, как «мотивированное участие», как «разыгрывание роли» и как естественное и кросскультуральное явление.

Стадии гипноза - первые классификации гипноза по стадиям принадлежат Сальпетриерской и Нансийской школам гипноза. По мнению Шарко, можно выделить три стадии гипноза: летаргическую, каталептическую и сомнамбулическую. Нансийская школа классифицировала стадии гипноза по его глубине, по воспоминанию или способности к восприимчивости. Одна из первых классификаций глубины гипноза предложена Форелем, который выделял три стадии: сонливость, гипотаксию, снохождение (сомнамбулизм). Сонливость характеризуется легкой мышечной слабостью и небольшой дремотой, гипнотизируемый по собственному желанию может открыть глаза, встать и прервать сеанс гипнотерапии. Гипотаксия отличается полной мышечной слабостью, может наблюдаться внушенная каталепсия - восковидная гибкость мышц (возникает, как правило, спонтанно), сохраняется возможность преодоления состояния сонливости, появляется состояние глубокой дремоты. Третья стадия гипноза - снохождение (сомнамбулизм) - представляет собой наиболее глубокую стадию, во время которой гипнотизируемый не воспринимает посторонние раздражители, ему можно внушать галлюцинаторные переживания, извращать у него характер реакций на первосигнальные раздражители. В сомнамбулической стадии можно добиться путем внушения возрастной регрессии, полной потери чувствительности к болевым раздражителям и выключения других анализаторов, производить постгипнотические внушения. В настоящее время различные авторы выделяют до 12 и более стадий глубины гипноза. На западе большой популярностью пользуется шкала Дэвиса и Хусбенда, включающая в себя тридцать стадий гипноза.

Врач-психиатр, психотерапевт высшей категории, профессор, д.м.н.
Клиника «Психическое здоровье»

2. Теории гипноза

Трудно дать определение гипнотизму или гипнозу. Оба термина имеют очень близкое значение. Термин «гипнотизм» был введен Брэдом в 1843 г. и через несколько лет появился во Франции.

В Littre (1863) читаем: «Гипнотизм: физиологический термин . Магнетическое состояние, которое достигается путем разглядывания блестящего предмета на очень близком расстоянии». Трудно определить точную дату появления слова «гипноз». В большом универсальном словаре Ларусса оно впервые встречается в издании 1865-1890 гг. (том IX, вышедший в свет в 1873 г.) со следующим определением: «Сон, вызванный главным образом продолжительным разглядыванием блестящих предметов». Мы будем употреблять оба термина в одинаковом значении, однако укажем, что некоторые авторы отмечают разницу между ними, обозначая термином «гипноз» состояние, а термином «гипнотизм» - совокупность технических приемов, позволяющих вызвать это состояние.

Недавно испанские авторы 2 предложили заменить термины «гипноз» и «гипнотизм» терминами «софроз» и «софротерапия». Они хотели таким образом устранить магическое звучание слова «гипноз». Эта затея представляется нам совершенно необоснованной. Предложенные термины не отражают каких-либо теоретических изменений в отличие от того случая, когда Брэд заменил термин «животный магнетизм» термином «гипнотизм». Но давайте спросим себя, не создает ли в некоторых случаях ореол таинства, присущий слову «гипноз», мотивационный фактор, облегчающий развитие психотерапевтических взаимоотношений. В дальнейшем это слово может утратить свой магический характер. Впрочем, возможно, что некоторые врачи не склонны ставить в зависимость от этого условия налаживание контакта с пациентом. Возможно также, что этот отказ послужил бессознательным мотивом предложения изменить терминологию. Как заметил известный психосоциолог Otto Klinberg, вполне вероятно, что если бы эта замена произошла, а техника осталась той же, то кончилось бы тем, что новое слово приобрело бы значение прежнего термина.

Итак, мы предпочитаем сохранить слово «гипноз». В современной литературе Porot (1952) дает ему следующее определение: «Гипнозом называют искусственно вызванный неполный сон особого вида ». Более полным является определение, предложенное Британской медицинской ассоциацией (1955). Оно гласит, что гипноз - это «кратковременное состояние изменяющегося внимания у субъекта , состояние, которое может быть вызвано другим человеком и в котором могут спонтанно возникать различные феномены в ответ на вербальные или другие стимулы. Эти феномены содержат в себе изменения сознания и памяти, повышение восприимчивости к внушению и появление у субъекта реакций и идей, которые ему не свойственны в его обычном состоянии духа. Кроме того, такие феномены, как потеря чувствительности, паралич, мышечная ригидность и вазомоторные изменения, могут быть вызваны и устранены в гипнотическом состоянии»

Мы не будем приводить другие примеры. Ни одно из предложенных определений не является вполне удовлетворительным. Каждое из них отражает представление автора о природе феномена, как мы увидим ниже. Кроме того, область гипноза очерчена недостаточно четко, и нет объективных критериев гипнотического состояния. Мы не знаем, что свойственно собственно данному состоянию и что зависит от внушения - прямого или косвенного. Иначе говоря, имеет ли гипнотическое состояние нечто специфическое или только элементы, введенные гипнотизером?

Одни авторы, представляющие крайнюю точку зрения, считают, что все зависит от внушения, другие предполагают существование специфического гипнотического состояния, имеющего почти органическую основу, ввиду чего сравнивают гипнотическое состояние с состояниями постэнцефалитическими. Павловская школа говорит о гипнотическом состоянии как о состоянии частичного сна. Schultz также предполагает существование чистого гипноза (Heilschlaf). Kretschmer рассматривает и гипноз en soi (в себе). Для него гипноз даже разложим в своих конституциональных, нейропсихологических и психофизиологических механизмах.

Чтобы подчеркнуть сложность проблемы, напомним еще, что гипнотический транс - это состояние лабильное и динамическое , изменяющееся в зависимости от психотерапевтической ситуации. Schilder еще в 1926 г. обратил внимание на то, что глубина транса в классическом смысле термина не всегда соответствует глубокому погружению личности пациента в гипнотические взаимоотношения: один пациент в состоянии сомнамбулизма может быть менее втянут в гипнотические связи, чем другой во время легкого транса.

Уже старые авторы подметили, что терапевтический эффект гипноза не всегда зависит от глубины транса. Кроме того, транс может иметь различную направленность - то более выраженную психологическую, то более физиологическую. В зависимости от своей индивидуальности пациент мобилизует или физиологические, или психологические структуры.

Можно вообразить (и это явно рискованная гипотеза), что когда-нибудь такая перспектива будет использована для освещения столь трудной проблемы выбора, который делает субъект, выражая себя посредством психоневроза или психосоматического заболевания. Возможно, те, кто в межличностных отношениях реагирует больше в физиологическом плане, ориентируются на психосоматическое заболевание, а те, кто реагирует скорее в плане психологическом, ориентируются на психоневроз?

Кроме того, нельзя определить, загипнотизирован субъект или нет. Некоторые пациенты думают, что они загипнотизированы, когда они не были загипнотизированы; другие считают, что они не загипнотизированы, в то время как они находились в состоянии гипноза. Существует также симуляция - сознательная, подсознательная, или бессознательная. Кроме того, у некоторых пациентов лечебный эффект достигается потому, что они действительно находились в трансе, тогда как другие получают аналогичную пользу именно оттого, что не дали себя загипнотизировать. В последнем случае больной избавляется от симптомов заболевания через отказ от лечения. Такое поведение можно квалифицировать как «бегство в здоровье».

В качестве примера приведем следующее наблюдение: мужчина 60 лет приехал на консультацию (из-за границы) по поводу реактивной депрессии. После смерти жены он находился в состоянии уныния и апатии, сопровождавшихся полной анорексией. Больной был убежден, что его можно вылечить только гипнозом. По приезде в Париж, еще до прихода к нам, он ознакомился с предыдущим изданием настоящей книги. Прочтя ее, он понял, что гипнотерапия - это не болеутоляющее лекарство, как он себе представлял. В то же время он почувствовал, что его печаль стала рассеиваться, и в этот вечер впервые за несколько месяцев хорошо поел. Придя к нам на следующий день, он сказал, что больше не нуждается в гипнотическом сеансе. Простой психотерапевтической беседы было достаточно, чтобы убедить его в выздоровлении.

Даже бесплодная попытка гипнотизации приводит в движение психодинамические механизмы и может мобилизовать благоприятную защиту.

Мы лечили мужчину 55 лет с бредовой ипохондрией на депрессивно-тревожном фоне. Несколько несвоевременных хирургических вмешательств ухудшили состояние больного, все внимание которого было сконцентрировано на своей анальной области. Он дошел до того, что просил сделать ему искусственный задний проход. Все виды терапии, включая электролечение и лечение сном, не имели эффекта; больной для борьбы с упорными запорами употреблял огромные дозы слабительного, им было поглощено значительное количество наркотиков и алкоголя, чтобы устранить приступы тревоги, и это создало токсическую путаницу. Оставалась надежда лишь на гипнотическую психотерапию. Конечно, в данном случае не было показаний для гипнотерапии, но по настоятельным просьбам лечащего врача и самого больного мы сделали несколько попыток гипнотизирования в экспериментальном порядке. Как и следовало ожидать, больной, слишком занятый самосозерцанием, оказался невосприимчивым к гипнозу, но его сопротивление психотерапевтическому контакту вызвало защитные реакции, что было вознаграждено некоторой ремиссией. В течение 15 дней он мог заниматься своими делами. Он прервал лечение, заключив с сожалением и триумфом, что его не смогли «магнетизировать».

Не существует теорий, дающих исчерпывающее объяснение гипноза. Все теории гипноза неполные, каждая дает объяснение на определенном уровне. Таким образом, можно говорить о трех основных тенденциях: 1) теории павловской школы; 2) теории экспериментальной психологии; 3) психоаналитические теории. Мы проанализируем тенденции, кратко остановимся на отношениях гипноза и сна и обсудим гипноз животных.

3 Теория гипноза Павлова

Павловская школа создавала свою теорию гипноза, исходя из опытов на животных. Бирман в 1925 г. сумел экспериментально создать «сторожевой центр» у собаки с условным рефлексом, связанным со звуком трубы, сигнализирующим о пище. Заснув, собака просыпалась для принятия пищи только при звуке трубы, оставаясь нечувствительной ко всем другим, даже более интенсивным звукам. Кора головного мозга собаки в этих условиях заторможена, но «сторожевые пункты» в некоторых областях мозга находятся в состоянии бодрствования. Таким путем шла павловская школа, создавая свою теорию, рассматривающую гипноз как частичный сон, теорию, предугаданную в прошлом веке Liebault, Beaunis (1887), Brown-Sequart (1882). Гипноз - это промежуточное состояние между бодрствованием и сном, частичный сон, частичное торможение 1 как в топографическом смысле, так и в смысле глубины. В коре головного мозга остаются «сторожевые центры», делающие возможными контакты между гипнотизируемым и гипнотизером.

Гипнотическое состояние включает три фазы: уравнительную, парадоксальную и ультрапарадоксальную. В первой фазе все условные раздражители, как сильные, так и слабые, действуют одинаково. В парадоксальной фазе сильный раздражитель вызывает или слабую реакцию, или не вызывает никакой, а слабый раздражитель вызывает сильную реакцию. В ультрапарадоксальной фазе реакция может быть достигнута с помощью негативного стимула, т. е. посредством стимула, на который клетки головного мозга не реагируют в состоянии бодрствования. Таким образом объясняются гипнотические феномены, получаемые в парадоксальной фазе, названной Павловым «фазой внушения».

К. И. Платонов (1955), интерпретируя высказывание Павлова, объясняет, что «фазовые состояния» скоротечны, мимолетны в физиологических состояниях, но в патологических состояниях они могут длиться неделями и месяцами. Таким образом, гипноидные фазы, с одной стороны, могут рассматриваться как физиологический субстракт неврозов или психозов, но, с другой стороны, они представляют собой «нормальную форму физиологической борьбы против болезненного агента».

1 Один из советских авторов, Слободняк, в своей работе пишет: «Объясняя гипноз (и сон) торможением, мы до сих пор не знаем даже природы этого торможения, этого «проклятого», по выражению Павлова, феномена» [Слободняк А. П, 1962].

Перенесение этих теорий на человека представляет трудности вследствие вмешательства речи, названной сторонниками павловского учения второй сигнальной системой. Слово рассматривается как сигнал, стимул столь же материальный, как любой физический стимул. Но тем не менее Павлов подчеркивает, что эти два рода стимулов нельзя отождествлять ни с количественной, ни с качественной точки зрения, учитывая пережитое человеком прошлое. Именно здесь возникают затруднения, так как павловская школа не принимает во внимание бессознательных наслоений в аффективной жизни субъекта. Кроме того, межличностные отношения строятся не только на речевой основе.

На знаменитой сессии двух академий (АН и АМН) в 1950 г., посвященной официальному признанию главенства павловской физиологии в медицине, многочисленные ораторы (Б. Н. Бирман, Б. А. Гиляровский, Е. А. Попов, К. И. Платонов, И. В. Стрельчук, А. Г. Иванов-Смоленский) рекомендовали изучение и использование гипноза как психотерапию, основанную на физиологии.

С 1956 г. психология вступила на путь реабилитации 1 и начала постепенно освобождаться от засилия физиологии 2 . Некоторые авторы подчеркивают, что павловская теория не объясняет полностью гипноза. Чехословацкий исследователь павловского направления Horvai писал:

«Павловская теория гипноза не догма. Павлов недостаточно обработал свои идеи... некоторые из них только гипотетичны» . Все эти идеи должны служить точкой отправления для новых исследований.

Вопросы применения павловской теории в гипнотической психотерапии освещают С. И. Консторум (1959), М. С. Лебединский (1959), К. И. Платонов (1959), В. Е. Рожнов (1954), А. М. Свя-дощ (1959), Volgyesi (1938, 1959), Horvai (1959). Работа Svorad и Hoskovec содержит необходимый библиографический материал о клиническом и экспериментальном изучении гипноза в Советском Союзе и социалистических странах Европы.

1 Она была отмечена появлением в журнале «Коммунист» (1956, № 4, с. 87-93) редакционной статьи, озаглавленной «Крепить связь психологической науки с практикой».

2 Авторитетное собрание исследователей, посвященное философским вопросам в психологии, было созвано по инициативе Академии наук, Академии медицинских наук и Академии педагогических наук в Москве 8-12 мая 1962 г. Оно заняло позицию против некоторых догматических интерпретаций решений 1950 г. и официально реабилитировало психологию, подняв ее на уровень автономной науки.

4 . Теории экспериментальной психологии

В этой главе мы рассмотрим концепции Hull, White Sarbin, Weitzenhoffer и др.

Первый из названных авторов, Hull, изучал гипноз в аспекте концепций Бернгейма. Известно, что Бернгейм, обескураженный острой дискуссией со школой Сальпетриера и не соглашаясь с Льебо, в конце концов заявил в полемическом запале: «Гипнотизма не существует, есть только внушаемость». Психолог-бихевиорист Hull (1933) тщательно изучал пределы внушаемости. По его мнению, внушаемость удерживает словесные (символические) процессы субъекта в состоянии пассивности и позволяет реализоваться словесным побуждениям (символическая стимуляция), которые передаются экспериментатором. Эта точка зрения близка к тому, что Бернгейм называл «законом идеодинамики», согласно которому в определенных условиях идея может непосредственно претворяться в движение. Отсюда Бернгейм заключил, что внушаемость - это способность поддаваться влиянию «идеи, воспринятой мозгом», и реализовать ее .

Начиная с White (1941), произошли значительные перемены, обусловленные тем, что исследователи стали учитывать фактор мотивации. White определял гипнотическое поведение как экспрессивное, направленное к определенной цели, которая по существу состоит в пассивном поведении, подчинении указаниям, постоянно даваемым экспериментатором, в соответствии с тем, как гипнотизируемый субъект их себе представляет.

Sarbin (1950) подчеркивает важность элемента игры (role-taking) в поведении гипнотизируемого. Игра является обычной формой его социально-психологического поведения, которая может реализоваться в гипнотическом состоянии.

Огпе (1959, 1962) воскресил идеи White и Sarbin, значительно обогатив их. Он был поражен тем фактом, что поведение гипнотизируемых зависит от господствующих в данное время представлений о гипнозе. В доказательство он приводит два примера диаметрально противоположного поведения; во время сеансов Месмера у пациентов, не получавших словесного внушения, возникали приступы конвульсий, тогда как при использовании метода Соиё (автор считает этот метод более совершенным) гипнотизируемые не проявляли никаких внешних признаков транса. Огпе задает себе вопрос: имеет ли гипноз специфическую сущность или это полностью социально-культурный продукт? Чтобы выявить влияние предварительного знания (prior konwiedge), автор производил следующие эксперименты (см. ниже).

На лекциях о гипнозе он говорил студентам, что одним из характерных признаков гипнотического состояния является каталепсия поднятой руки 1 (что не соответствует действительности; каталепсия, как правило, проявляется в обеих руках одновременно, однако такое объяснение казалось правдоподобным). Студенты, присутствовавшие на сеансе гипноза, видели, что пациенты, согласно полученной ими ранее установке, демонстрировали каталепсию поднятой руки. Загипнотизированные после этого студенты также обнаруживали каталепсию одной руки.

1 Каталепсию здесь надо понимать так, что, если экспериментатор поднимает руку гипнотизируемого, она остается в том же положении.

В данном случае пациент получал от гипнотизера точные, хотя и не прямые, указания о том, как себя вести. Но вопрос о зависимости поведения гипнотизируемого от экспериментатора иногда очень труден, поскольку гипнотизер может даже безотчетно, бессознательно внушить именно то, что он ожидает получить у пациента. Под названием «Специфические требования экспериментальной ситуации» Огпе описывает совокупность указаний, передающих намерения или желания гипнотизера (в том числе скрытые, невысказанные указания экспериментатора и указания, связанные с процессом самого эксперимента).

Однако специфические требования экспериментальной ситуации влияют не только на пациента, но и на экспериментатора. Гипноз во многих отношениях можно рассматривать как «folie a deux» (сумасшествие вдвоем), каждый из вовлеченных в гипнотические отношения играет ту роль, которую другой от него ожидает. Пациент ведет себя так, как будто он не может сопротивляться внушениям гипнотизера, а тот играет роль всемогущей особы. Например, если пациент испытывает внушенные галлюцинации, то гипнотизер ведет себя так, будто эти галлюцинации отражают реальные явления 1 .

Это взаимное влияние гипнотизера и гипнотизируемого ярко проявилось в случае, когда экспериментатор был предубежден против пациента, полагая, что он является симулянтом. На самом же деле пациент был способен впасть в глубокий транс. Гипнотический сеанс потерпел неудачу, так как пациент проявил враждебность к гипнотизеру, который, делая обычное внушение, не сумел вполне убедительно сыграть свою роль.

Brotteaux (1936,1938) подчеркивал значение бессознательной связи между гипнотизером и пациентом. Он цитировал работу одного из хирургов, который использовал скопохлоралозу как вспомогательное средство при анестезии. Brotteaux, как известно, считал, что этот препарат прежде всего способствует повышению внушаемости. Хирург не разделял его мнения, так как «теоретически не признавал использования гипноза и внушения». «Подмена воли, - говорил он (хирург), - это самая большая ошибка, которую может совершить человек по отношению к себе подобным». Brotteaux указывал: «Гипнотизеры обычно выбирают тех пациентов, которые для них желательны. Liegeois и Liebault имели очень послушных пациентов. Brouardel и Babinski не могли заставить загипнотизированных выполнить внушение, которое, как они считали, должно было вызвать возмущение их морального сознания. В сущности, пациенты всегда выполняют те основные внушения, которые соответствуют предвзятым идеям гипнотизера... Во времена Шарко считалось, что у истериков нервные припадки должны иметь вид красочных зрелищ. Но Babinski не признает подлинности этих кризов... Конечно, ему не придется их наблюдать: сам того не подозревая, он внушит своим больным не проявлять больше этих признаков болезни» .

1 Конечно, этот пример не является случаем «folie a deux» в обычном его понимании, поскольку отсутствует бредовое убеждение; не только у гипнотизера, но и у гипнотизируемого «я» все время сохраняет контроль реальности, которая в любой момент может быть восстановлена. Принять выражение Огпе буквально - значит обрадовать нынешних противников, которые с удовольствием цитируют остроумный выпад Dupre: «кто более безумен - гипнотизер или гипнотизируемый?».

По мнению Огпе, трудно определить, что характеризует гипнотическое состояние само по себе, поскольку невозможно найти наивных пациентов, полностью избавленных от влияния своей социально-культурной среды. Если бы удалось освободить основной процесс от множества социально-культурных наслоений, тогда, по автору, проявилась бы в чистом виде сущность гипноза.

Не только в гипнозе, но и в психотерапии в целом социально-культурные факторы играют, по мнению Огпе, самую значительную роль. Процесс психотерапии зависит от того, какое представление о ней в данное время имеют пациент и терапевт. Идеи, распространенные в обществе в тот период, когда проводится курс психотерапии, в большой мере определяют ее успех. Степень доверия социальной среды к этому виду лечения также в какой-то мере влияет на его эффективность. Таким образом, для того чтобы вскрыть сущность всякого психотерапевтического процесса, необходимо отделить его от всех этих социально-культурных факторов.

Безусловно, важно подчеркнуть влияние социально-культурных факторов на поведение гипнотизируемых. Однако они не кажутся нам столь решающими, какими представляются Огпе. Они взаимодействуют с психобиологическими факторами. Различные «паттерны» могут сосуществовать. К тому же не совсем верно то, что в конце XVIII в. у всех гипнотизированных возникали конвульсивные кризы. Даже среди окружавших пресловутый металлический чан Месмера не у всех постоянно наблюдался приступ конвульсий: некоторые из пациентов прогуливались и разговаривали между собой. Имеются многочисленные тому свидетельства. Приведем некоторые из них. Mahon (1752-1801), судебно-медицинский эксперт и историк медицины, присутствовавший на сеансах Месмера, писал в 1784 г: «Я видел людей в таком состоянии, какое описывают у лунатиков, с открытыми, но неподвижными глазами, не произносивших ни слова, но знаками показывавших, что они хотели; казалось, они слышали то, что им говорили относительно их поведения.., уверяя потом, что ничего не помнят из того, что было» (постмагнетическая амнезия) .

Швейцарский теолог Шарль Мулинье (1757-1824) также сообщает, что в окружении Месмера одна юная служанка 13 лет, будучи подвергнутой магнетизации, вела себя, как настоящий лунатик (Moulinie, 1784).

Ряд описаний поведения больных в состоянии сомнамбулизма приведен в знаменитом докладе Bailly (1784): «Больные ищут контакта, спешат навстречу друг другу, улыбаются, ласково разговаривают и стремятся взаимно облегчить приступы конвульсий».

Анонимный автор, который присутствовал на опытах Месмера, заявляет (датировано 3 сентября 1784 г.), что он видел, как в состоянии сомнамбулизма пациенты указывали локализацию заболевания у других участников группового сеанса (известно, что способность диагностировать в то время считалась особенностью лунатиков).

В докладе знаменитого ботаника Jussieu (1784) описывается, в частности, один случай, когда «молодой человек спокойно проходил по залу, часто прикасаясь к больным... Придя в нормальное состояние, он разговаривал, не припоминая ничего из происшедшего, и больше не мог магнетизировать. Я ничего не понял из того, что многократно повторялось на моих глазах».

Gauthier (1842) сообщает в своей «Истории лунатизма» о 25-летней девушке, у которой в магнетическом состоянии, вызванном ассистентом Месмера доктором Обри, часто наблюдались явления сомнамбулизма. Однажды, когда она находилась в таком состоянии в отсутствие этого доктора, никто не смог разбудить ее окончательно, и она дошла до дома доктора Обри, ибо только он мог ее «размагнетизировать».

Примерно к тому же времени относится известный случай с пастухом, загипнотизированным Puysegur. В гипнотическом состоянии у него практически не наблюдалось никаких выраженных двигательных реакций. В таких условиях трудно говорить о том, что загипнотизированный играл роль (role-taking).

Американский автор Pattie, напоминая об открытии Jussieu постмагнетической амнезии, замечает: «Эта амнезия, до тех пор неизвестная, не могла в то время сыграть особую роль». (О постмагнетической амнезии сообщалось еще до Jussieu, как указывалось выше, но это не меняет сути проблемы.)

Следовательно, в эпоху Месмера бурные кризы возникали не всегда. Вместе с тем подобные кризы можно наблюдать и сегодня при гипнотизации явно истерических особ.

Вероятно, что первая пациентка Месмера страдала истерией. Такое поведение, должно быть, импонировало Месмеру по мотивам контртрансферентным и рациональным (криз являлся целительным эпилогом). Месмер был убежден в целебном действии кризов, и в дальнейшем его пациенты воспроизводили такое поведение путем подражания. Метр рассматривал сомнамбулизм как вторичный нежелательный эффект магнетического состояния, но мы думаем, что, напротив, конвульсивный криз означает преобладание истерического в этом состоянии. Итак, по-видимому, уже во времена Месмера в магнетических состояниях проявлялась вся гамма гипнотических феноменов. Тем не менее эта проблема весьма сложна, поскольку трудно отделить искренние проявления от симуляции (сознательной или бессознательной). Интересно отметить, что старые авторы уже принимали во внимание этот аспект проблемы. В «Секретном докладе», опубликованном вместе с официальным докладом членов Королевской комиссии, сказано: «Существует еще одно средство вызывать конвульсии, средство, об использовании которого члены комиссии не имеют прямых и неоспоримых доказательств, но о существовании которого могут подозревать. Это симулированный 1 криз, который служит сигналом или определяющим фактором для возникновения множества других кризов посредством имитации» . Charles de Villiers (1787) пишет во «Влюбленном Магнетизере» (стр. 133): «Я думаю, что воображение 2 играет весьма существенную роль в магнетизме (и я не усматриваю в этом ничего дурного, поскольку вижу в нем лишь духовное начало). Вероятно, сомнамбулизм, возникший впервые, не был результатом воображения, но когда этот эффект стал известным, то больной, страдавший сомнабулизмом, мог легко повторно впадать в подобное состояние вследствие собственного душевного настроя, будучи хорошо осведомлен в том, что дерево или чан 3 способны его вызвать. Я отнюдь не уверен в подлинности такого сомнамбулизма».

Мы склонны думать, что существует несколько разновидностей сомнамбулизма, среди которых истинный, «настоящий», сомнамбулизм представляет собой адаптивное психобиологическое состояние, а более поверхностный, «приобретенный», является результатом имитации. Ввиду этого не приходится удивляться утверждению Weitzenhoffer, что он за многие годы экспериментирования на сотнях субъектов встретил не более десятка подлинных сомнамбул. Мы не производили таких подсчетов. Наш опыт был поневоле более ограниченным, поскольку наш «экспериментальный материал» составляли главным образом больные, а не нормальные субъекты, как в Соединенных Штатах, где обычно для этой цели пользуются услугами студентов. Но мы знаем, что «удачные случаи» редки. Небезынтересно отметить, что наши «лучшие случаи» были представлены индивидуумами со спонтанным сомнамбулизмом или с феноменом раздвоения личности.

1 Это слово выделено в тексте доклада.

2 Если истолковывать слово «воображение» согласно современному пониманию, можно констатировать, что оно отражает два пласта нашей личности: оно имеет отношение или к глубоко эмоциональной жизни со всеми присущими ей психоаффективными сдвигами, или к интеллектуальному аспекту нашей личности, к ее культурной деятельности (обучение, подражание).

3 Металлический блестящий чан - атрибут гипнотических сеансов в эпоху Месмера. - Примеч ред.

На основании опубликованных работ старых авторов можно предположить, что раньше сомнамбулизм встречался чаще. Но утверждать это трудно. Если данное предположение справедливо, то возникает вопрос: каким было соотношение «подлинного» и «поверхностного», имитационного сомнамбулизма? Если первая из этих двух категорий была более многочисленной, чем в настоящее время (и это вероятно), то надо признать, что тип («паттерн») экспрессивного поведения изменился. Это верно по отношению к истерии. У некоторых слаборазвитых народов мы еще встречаем формы поведения, которые не свойственны более развитым народам. Все это возвращает нас к вопросу о социально-культурных влияниях, значение которых особенно подчеркивал Огпе и исследование которых, несомненно, представляет большой интерес. Мы сделали оговорки лишь по поводу одного из слишком смелых его предположений относительно того, что «наивных» субъектов практически больше нет.

Такое утверждение кажется нам слишком категоричным. Во Франции, где гипноз в настоящее время в немилости, как мы уже отмечали, нередко можно встретить пациентов, не имеющих никаких предварительных сведений об этом предмете. Однако реакция пациентов, ничего не знающих о психотерапии, которую к ним применяют, не отличается от реакции других пациентов. Поскольку трудно предположить, что эта реакция целиком определяется гипнотизером, то приходится думать о существовании специфического механизма, представленного в различных вариантах. Этот механизм в его элементарной форме выявляется в гипнозе животных. Он обусловливает адаптивное поведение, изменяющее взаимоотношения животного с окружающей средой и характеризующееся прекращением двигательной активности (см. далее «Гипноз животных»). У человека в первой стадии гипноза также тормозится активность двигательного аппарата - инструмента исследования окружающего мира. Нам возразят, что пациент в состоянии сомнамбулизма ходит. Это объясняется тем, что у человека вступают в игру психодинамические феномены; можно сказать, что гипнотизируемый ходит не по своей воле, а по воле гипнотизера.

Американский исследователь Barber (1961,1962) шел по пути, намеченному еще Бернгеймом. Он пытался доказать, как и глава школы Нанси, что все феномены, названные гипнотическими, а именно - изменение под гипнозом различных физиологических функций (сенсорных, кровообращения, желудочно-кишечных и др.), можно посредством внушения получить у предрасположенных субъектов и в состоянии бодрствования.

Это уподобление гипноза внушению выдвигает проблему, к которой мы вернемся позже. Ограничимся пока замечанием, что сторонники этой точки зрения продолжают использовать гипнотические приемы, чтобы добиться феноменов, для получения которых (по логике вещей) достаточно было бы внушения наяву. Такую непоследовательность проявил даже Бернгейм.

Работы Barber представляют несомненный интерес. Они показывают, что и в состоянии бодрствования для возникновения психофизиологических реакций имеет значение фактор взаимоотношений. Однако эти работы не облегчают понимания гипноза. Гипнотическое воздействие, включающее в себя воздействие сенсомоторное и эмоциональное, вызывает изменение сознания, связанное с особым интерсубъективным опытом, что рассматривается некоторыми учеными как регрессия. В большинстве случаев гипноза проявляется повышенная внушаемость, но некоторые психодинамические констелляции могут ее подавлять. Когда внушаемость проявляется в гипнозе, внушение может оказать гораздо более глубокое воздействие, чем внушение в состоянии бодрствования. Примером возможности гипноза может служить выполнение с его помощью такого серьезного хирургического вмешательства, как лапаротомия, что не было осуществлено в экспериментах Barber. Такого рода попытка стала предметом душераздирающего представления, предположенного французским телевидением (знаменитая передача в феврале 1963 г.): больной, получивший «установку», но не загипнотизированный, был подвергнут аппендэктомии, во время которой он проявлял все признаки чрезмерных страданий.

Weitzenhoffer(1953,1957,1963), будучи вначале под сильным влиянием Bernheim и Hull, считал, что возможность воздействия в гипнозе определяется внушаемостью. Но впоследствии он, по-видимому, изменил свою точку зрения, так как в одной из последних работ признал, что гипноз содержит в себе «нечто другое». Он добавляет, что сам Bernheim никогда не был так категоричен, как часто думают, и что он признавал существование некоего «гипнотического состояния», которое нельзя сводить только к внушению.

По мнению Weitzenhoffer, по существу нет противоречий между тем, что писал Бернгейм в 1887 г., когда он еще различал эти два состояния, и тем, что он писал в 1903 г., когда различия между ними начали стираться, и взгляды Бернгейма за данный период не претерпели значительных изменений.

Мы же думаем, что в его работе 1903 г. выявилось некоторое изменение точки зрения. Правда, при этом обнаружилась и определенная двойственность суждений, от которой Бернгейм никогда не мог освободиться. Она присутствует и в более поздних его работах, в которых он полностью отрицает существование собственно гипнотического состояния, независимого от внушаемости. Эта двойственность снова проявляется в последней формулировке его идей в 1917 г. (за 2 года до смерти). Он пишет по поводу феноменов, именуемых гипнотическими: «Все эти феномены не являются результатом особого состояния, называемого гипнотическим, поскольку их можно вызвать в состоянии бодрствования у субъектов, которых никогда не усыпляли и которые никогда не видели, как усыпляют других. У внушаемых индивидуумов посредством словесного внушения наяву также можно добиться обезболивания, галлюцинаций, действий по приказу и т. д., которые вызываются у них и в состоянии спровоцированного сна. Значит, вовсе не этот сон обусловливает внушаемость. Состояние сна и гипнотическое состояние, или состояние внушаемости, следовательно, не связаны друг с другом (подчеркнуто нами. - Л. Ч.). Иначе я могу сказать: гипнотизма нет, а есть только внушаемость» (подчеркнуто автором) .

На возражение, сделанное ему по поводу того, что его утверждение внушено любовью к парадоксам и внушаемость есть не что иное, как гипнотизм наяву, Бернгейм ответил еще более категорично: «Точнее было бы сказать: гипнотизм - это внушаемость в состоянии сна». Здесь внутреннее противоречие становится явным, и оно усиливается, когда автор добавляет: «Необходимо ещё, как я уже говорил, чтобы сон был неполным». Но что такое «неполный сон?» Существует ли он? Если да, то это не что иное, как внушаемость. Впечатление противоречивости не исчезает, когда Бернгейм старается уточнить свои идеи. Он продолжает: «Сон не является необходимостью для возникновения феноменов внушаемости. Их можно было бы обнаружить непосредственно в состоянии бодрствования, минуя необязательное посредничество провоцированного сна; тогда и слово «гипнотизм» не появилось бы, а идея особого магнетического или гипнотического состояния, вызванного специальными действиями, не была бы связана с этими феноменами. Внушение родилось из древнего гипнотизма, как химия родилась из алхимии». Эти рассуждения Бернгейма, высказанные столь категорично, не представляются нам бесспорными. В самом деле, ведь существует состояние, определяемое Бернгеймом (и другими) как «неполный сон», «спровоцированный сон», которое является все же чем-то иным, отличным от чистой внушаемости. Именно это «нечто иное», этот неполный сон остается неуловимым, непостижимым, хотя существование его засвидетельствовано веками, а его изучение с конца XVIII в. вызвало столько страстей.

Определенная «слабинка» в теории Бернгейма, о которой мы только что говорили, позволяет выдвинуть предположение о том, что им бессознательно не была полностью принята абсолютная тождественность гипноза и внушаемости и что его позиции, все более и более категоричные по отношению к гипнозу, не всегда соответствовали глубокому убеждению. Нам кажется, что частично они обусловлены той борьбой, которую Бернгейму приходилось вести на двух фронтах: с одной стороны, атаки школы Сальпетриера, которая после смерти Шарко и краха соматической теории гипноза стала отрицать само существование гипноза, с другой - возражения морального порядка, выдвинутые против гипноза швейцарской школой (Дюбуа из Берна).

Борьба велась крайне жестко (что, впрочем, часто бывает в дискуссиях, касающихся психологических проблем), причем аргументы в спорах нередко носили далеко не научный характер. Все это послужило причиной колебаний Бернгейма и заставило его настаивать на том, что гипноза не существует.

Отрекаясь от гипноза, от отстаивал внушение, что вызывало враждебность его прежних сторонников (сформировавших в некотором роде третий фронт), которые протестовали против безусловного и простого отождествления гипноза и внушения. Бернгейм (1917) полагал, что «это значит отнять у гипнотизеров весь их престиж»; «они отвергнут меня и исключат из своей среды», - добавлял он с горечью.

Помимо влияния Бернгейма, некоторые исследователи, работавшие над теорией гипноза, испытывали также влияние Жане. Они исходили из понятия «диссоциации сознания», суть которой, напомним вкратце, заключается в том, что какие-то течения сознания могут «отделяться» и брать на себя «автоматическую» активность. Крайняя степень диссоциации сознания выражается раздвоением личности или появлением так называемых множественных личностей. Подобная диссоциация возникает в состоянии спонтанного сомнамбулизма или вне его. В литературе описано много примеров такой диссоциации, из которых наиболее известны сообщения о Мари Рейнольде (1811), о Фелиде (сообщение доктора Azam из Бордо в конце XIX в.), а также Элен Смит, описанной в книге Theodore Floumoy в начале XX в. Этот механизм объясняет провоцированный сомнамбулизм; прочие гипнотические феномены можно рассматривать как проявления неполной диссоциации.

Работы Жане оказали влияние на многих американских авторов, среди которых отметим McDougall (1926), Morton Prince (1925-1926), Sidis.

В механизме диссоциации психики важную роль играет бессознательное. Но, показав всю важность бессознательного, Жане не интерпретировал его динамически, не подчеркнул его императивность. Этот шаг был сделан Фрейдом, и мы увидим в следующей главе влияние его идей на развитие теории гипноза.

Поделиться: