План работы воспитателя по самообразованию по экологии. Воспитатель набиева светлана викторовна мкдоу шалапский детский сад «солнышко» тема по самообразованию экологическое воспитание в детском саду

Юлия Молгачёва
План по самообразованию «»

Актуальность

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей . Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю , прежде всего, воспитание человечности , т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя , и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей.

Цель : Создать условия для развития экологически воспитанной личности , формирования гуманного отношения к природе.

Задачи :

Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;

Формировать знания, умения и навыки воспитанников ;

Пополнить педагогическую копилку новой информацией;

Предполагаемый результат :

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс

-Воспитание защитников природы

Творческая активность воспитанников

Форма самообразования : индивидуальная, групповая, коллективная.

План методической работы

воспитателя по экологическому воспитанию .

Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию :

Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;

Изучение нормативно-правовых документов;

Посещение семинаров, конференций;

Прохождение курсов повышения квалификации;

Ознакомление с публикациями в печатных изданиях;

Создание эколого-развивающей среды (уголки природы) .

Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников .

Разработка конспектов образовательной деятельности по экологическому воспитанию .

Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии .

Подведение итогов анкетирования по экологии .

Выпуск экологической газеты на тему «Берегите нашу планету » .

Проведение конкурса рисунков «Я – часть природы» .

Оформление стендов и выставок тематической литературы.

Проведение досугов, экологических , народных праздников.

Изготовление экологического лэпбука .

Участие в конкурсах.

План работы с детьми :

образовательная деятельность по экологическому воспитанию :

Моделирование ситуаций;

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.) ;

Опытно-исследовательская деятельность;

Разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;

Просмотр мультфильмов;

Инсценирование сказок;

Досуги, экологические , народные праздники и развлечения :

- «Праздник Урожая» , «Масленица» , «Пасха» , «День Земли» , «День птиц» , «День посадки деревьев» , «Всемирный день охраны окружающей среды» .

Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.

Беседы на темы :

«Значение воды в жизни людей» , «Покормим птиц зимой» , «Значение почвы и воды в жизни всего живого» , «Мы друзья природы» , «Лес и наше здоровье» , «Поможем природе» , «Овощи и фрукты – лучшие продукты» , «О здоровой и вкусной пище» ,«Животные Сибири» .

Проекты : - «Стань природе другом»

- «Огород на подоконнике»

Выставка поделок из природного материала, из овощей и фруктов

Экологические акции :

«Чистая планета Земля » , «Птичья столовая» ,«Зеленая елочка – живая иголочка» ,«Цветущий участок» .

Чтение художественной литературы :

В. Бианки «Как муравьишка спешил домой» , Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича» , Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» , С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц» , Г. Серебрецкий «Берегите птиц» , В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал» , Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» , Ю. Демянская «Дом Земли» , Н. Т. Бромлей «Охотник» , заучивание наизусть : Николай Забило «Любимый край, моя земля» , В. Орлов «Общий дом» , П. Воронько «Журавль» .

Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.

Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания .

План работы с родителями :

Консультация «Ребенок и природа» .

Консультация по экологическому воспитанию «Птичья столовая» .

Консультация «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка» .

Анкетирование по экологии .

Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя сказка» .

Помощь родителей в изготовлении кормушек.

Участие родителей в проектах, акциях, выставках, конкурсах.

Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам.

Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.

Индивидуальные беседы, консультации.

-Работа с родителями : привлечение родителей к созданию альбомов «Растения нашего края» , «Берегите природу» ,«Дикие животные России» .

-Экологические акции «Чистая планета Земля » , «Птичья столовая» .

Литература :

1. С. Н. Николаева «Юный эколог » . Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ .

2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ » 2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.

3. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет » Москва. Издательство АСТ 1997г.

(5-7 лет) . Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми

старшего дошкольного возраста (5-7 лет) . Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

5. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс» .1998г.

6. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-

синтез» 2006г.

7. С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г.

8. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника » 2003г.

9. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.

10. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы , сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.

Публикации по теме:

Организация методической работы с педагогами «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ Тема самообразования «Организация методической работы с педагогами по теме «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного.

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Экологическое воспитание - это уникальное воздействие на.

Перспективный план по самообразованию «Экологическое воспитание детей» Перспективное планирование кружка по самообразованию «Юные экологи» в старшей группе «Волшебная радуга» Октябрь Октябрь Индивидуальная.

Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Сенсорное воспитание является неотъемлемой.

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании.

План по самообразованию «Экологическое воспитание старших дошкольников» План по самообразованию воспитателя МБДОУ №4 Зольниковой Ольги Михайловны Тема: Проектная деятельность в экологическом воспитании детей.

«Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

1 слайд:Презентация на тему"Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста" 2 слайд: Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста План самообразования воспитателя Бушуевой Екатерины Евгеньевны на 2017-2018 учебный год. Тема: «Экологическое воспитание детей старшего.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание в детском саду. Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения. Дети нацелены обучаться бережливо относиться.

Библиотека изображений:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития-детский сад № 133»

Перспективный план по самообразованию по теме

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа.

2014-2015 уч. год

Выполнила:

Воспитатель

Попова И.С.

Цель:

    воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

    формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

    развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

    участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы

Задачи:

    формирование у детей системы знаний.

    формирование у детей трудовых навыков и умений.

    формирования у детей любви в природе.

Актуальность

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.
Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века.
А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.
В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности.

Сентябрь.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

Наблюдения и опыты в природе.

Сбор материалов в копилку «Подарки осени»

Подвижные игры:

а) «Солнышко и дождик»

б) «Воробышки и автомобиль»

Знакомство с комнатными растениями группы.

Загадки-движения

Беседы о лете.

Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты. Д/задача: Развивать умение различать овощи и фрукты

-«Найди листок, какой покажу» Д/задача: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету.

«Осенняя прогулка с малышом» Папка- раскладушка

Традиционная осенняя выставка «Кабачки, тыквы…на огородной выставке».

Организовать сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки, желуди.

Оформить уголок природы: подбор комнатных растений.

Создание копилки «Подарки осени»

Изготовление эколого – дидактических игр:

-«Овощи и фрукты».

-«Животные и птицы».

Сбор цветочных семян, природного материала.

Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. и др. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду. – М.: Просвещение, 2005.

(ежемесячно)

Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981

Д/и «Узнай на вкус» Д/задача: Упражнять детей в определении вкуса овощей; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность.

Праздник овощей-корнеплодов.

Чтение стихов, р.н.песенок, потешек, познавательных сказок.

Октябрь.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

НОД: Рыбы.

1.Загадки – движения.

2.Групповой праздник «Семена-носики»

3.Игры с природным материалом: лист, ветка, шишка.

4.Наблюдения за комнатными растениями.

5.Чтение художественной литературы о животных и птицах.

6.Наблюдения за природой.

7.Прогулки по окрестностям.

8.Пополнение материалов «Подарки осени»

9.Праздник осени

10.Дидактические игры:

«Чудесный мешочек»

Д/задача: Закрепить умение детей узнавать предметы по характерным признакам.

«Такой листок – лети ко мне» Д/задача: Упражнять детей в нахождении листьев по сходству,воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей.

НОД: Аквариум (экскурсия).

НОД: «Кто-кто в водяном домике живёт?»

«Ваш ребенок познает мир»

Организовать сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка, беседы с родителями

Оформить альбом «Насекомые»

Создать картотеку дидактических игр

Организовать центр воды и песка

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Ноябрь .

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Изготовление поделок из природного материала (шишка)

2.Загадки – движения.

3.Групповой праздник «Шишки»

4.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

5.Экологические и подвижные игры.

6.Опыты.

7.Наблюдения за природой.

8.Прогулки по окресностям.

9.Пополнение материалов копилки «Подарки осени»

10.Фольклор – поэзия об осени, животных, рыбах.

11.Эк.лото «Животные и птицы»

12.П/и «Зайка беленький сидит», «Ловкие зайчата». «Воробышки и кошка».

13.Д/и «Сбор урожая» Цель: Упражнять детей в различении фруктов и овощей, назывании их.

НОД: Подарки осени.

Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка.

«Об отношении взрослых к вопросам детей» Индивидуальные консультации

«Сенсорное воспитание как основа умственного развития» Консультация

Создание коллекции шишек

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Декабрь.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

НОД: Птицы зимой.

1.Подкормка птиц.

2.Наблюдения и опыты в природе.

3.Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Три медведя»

4.Заучивание стихов о зиме, загадки.

5.Рассматривание картин о животных.

6.Загадки-движения.

7.Наблюдения за природой.

8.Прогулки по окресностям.

9.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

10.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

11.Проза о жизни животных зимой в лесу.

12.Рассматривание картин.

13.Зимние подвижные игры.

14.Д/и «Назовем, что видим»

15.Беседа «Как мы играем

зимой»

НОД: Изготовление кормушек.

«Роль игры в развитии ребенка» Консультация

«Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в жизни малышей) Папка-раскладушка

Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.

Изготовление эк\игры «Экологическое лото».

Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные», «Наши питомцы», «Насекомые».

Изготовление эк\игры «Сложи целое животное»

Создание копилки «Подарки зимы»

Алябьева Е.А. Тематичес-кие дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Январь.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Загадки – движения.

2.Групповой праздник «Лёгкие снежинки»

3.Наблюдения и опыты со снегом, льдом.

4.Театр на фланелеграфе «Три медведя»

5.Наблюдения в природе, опыты со снегом.

6.Прогулки по окресностям.

9.Исследования: снег – вода – лед.

10.Д/и «Загадки и отгадки»

Д/задача: Развивать умениедете соотносить речевую форму описания предметов с графической.

НОД: Наш новый зелёный друг.

Организовать сбор изготовленных из бумаги снежинок.

Организовать сбор фантиков от конфет

Изготовление экологической игры по теме: «Растения»

Изготовить игру: «Загадки и отгадки»

Посадить «Огород на окне»

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Февраль.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Экологические игры: «Зимняя столовая», «Зимующие птицы»

2.Драматизация.

3.Беседа «Холодно ли птицам зимой»

4.Подкормка птиц на прогулке.

5.Наблюдения на прогулках.

6.Прогулки по окрестностям.

7.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

8.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

9.Загадки-движения.

10.Опыты с водой, льдом: «Цветные льдинки»

11.Целевая прогулка: «Поделки из снега»

НОД: Подарки зимы.

Изготовить папку- раскладку «Играем вместе»

«Как знакомить малышей с природой?» Мини-библиотека

Изготовление поделок из природного материала: «Плетень», «Лесовичок» в уголок природы.

Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород»

Изготовить игру «Найди такую же снежинку»

Изготовить фантики – бабочки

Фольклор о зиме, о птицах.

Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычева А.И. и др. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвеще-ние, 1991

ДыбинаО.В.Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. – М.: Педагогическое общество России, 2007

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Март.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Поделки из природного материала: «Плетень», «Лесовичок».

2.Мини огород на окне.

3.Экологическая игра «Через ручеёк»

4.Беседы: «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригреет солнышко», «О птицах»

5.Групповой праздник «Мыльные пузыри»

6.Загадки-движения.

7.Наблюдения в природе.

8.Прогулки по окресностям.

0.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы, весны»

10.Подкормка птиц.

11.Поэзия о весне (заучить).

12.П/и «Воробушки и автомобиль».

13.Развлечение «Птицы – наши друзья!»

«Первые ступени обобщений» Консультация

«Учим стихи – развиваем память». Папка-передвижка

Изготовление эк\игры «Где ты живёшь?»

Изготовление кукол для театра.

Оформление игры «Весёлые поросята»

Создание копилки «Подарки весны»

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Апрель.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Наблюдения и опыты в природе.

2.Экологические игры: «К дереву беги», «Через ручеёк», «Угадай по описанию»

3.Беседы: «Мамы и их малыши», «Какие растения живут у тебя дома»

4.Загадки-движения.

5.Прогулки по окресностям.

6.Пополнение материалов копилки «Подарки весны»

7.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

8.Групповой праздник «Бумажные кораблики»

9.Д/и «В гостях у Красной шапочки» Д/задача: Закрепить знания детей о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве), из которых сделаны предметы.

Д/и. «Когда это бывает?» Д/задача: Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро, - пользуясь цветовыми моделями.

НОД: Помоги зелёным друзьям.

НОД: Зелёный детский сад (экскурсия).

НОД: Подарки весны.

«Организация домашнего театра» Папка-раскладушка

Изготовить и принести бумажные кораблики

Создать условия для наблюдения за берёзовой веткой.

Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа»

Изготовить игру «Когда это бывает?»

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Май.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Обследование детей

2.Фольклор – потешки: «Солнышко», «Дождик – дождик», «Радуга – дуга»

3.Экологические игры: «Кто, где живёт?», «Найди дерево по описанию»

4.Беседы: «Что подарит лето нам?», «Что солнце нагревает быстрее?», «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации)

5.Наблюдения на прогулках.

6.Прогулки по окресностям.

7.Пополнение материалов копилки «Подарки весны»

8.Целевые прогулки, экскурсии: «Цветочная поляна»; «Площадь цветов»

9.Рассматривание картин и картинок.

10. Чтение художественной литературы.

11.Опыты: для комнатных растений нужны тепло, вода.

«Прогулка с детьми в лес»

Папка-раскладушка

Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!»

Организация мини-библиотеки

Пополнить картотеку дидактических игр

Методическая литература:

    О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург, «ДЕТСТВОПРЕСС»,2003 г.

    О.В. Дыбина «Ребенок в мире поиска», Москва, ТЦ «Сфера» - 2005г.

    О.В. Дыбина «Ребенок в мире поиска» (Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста), Москва, ТЦ «Сфера» - 2011г.

    О.М. Дьяченко «Чего на свете не бывает?», Москва, «Знание», 1994 г.

    С.Д. Ермакова Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте: Сборник научных трудов / - СПб., 1996 г.

    А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Волгоград – 2010 г.

    Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», Волгоград – 2010 г.

    С.Н. Николаева Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.,1995 г.

    С.Н. Николаева Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005 г.

    С. Н. Теплюк «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста»: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, Владос, 2001 г.

План работы по самообразованию

«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе »

На _2011-2017 год

ФИО: Лихацкая Евгения Александровна

Должность: воспитатель МКДОУ ДС №7 «Колосок» с.Благодатное

Стаж педагогической работы: 2 года

Начало работы по теме 2011-2012 уч. год

2016-2017 уч. год

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по

самообразованию

Воспитатель:

Лихацкая Е.А.

с.Благодатное,

2011-2017 г.

План работы по самообразованию

«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

На _ 2011-2017 год

ФИО: Лихацкая Евгения Александровна

Должность: воспитатель МКДОУ ДС №7 «Колосок» с.Благодатное

Стаж педагогической работы: 2 года

Начало работы по теме 2011-2012 уч. год

Предполагаемый срок окончания 2016-2017 уч. год

Тема : Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе

Цель: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения

Задачи:

  • Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
  • Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
  • Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
  • Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
  • Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
  • Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным.
  • Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
  • Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
  • Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах села.

Список литературы:

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.1991.
  3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.
  4. Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
  5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду . Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
  7. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
  8. Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
  9. Гризик Т.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
  10. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  11. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М.,Просвещение, 1988.
  12. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  13. Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
  14. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
  15. Николаева С.Н. «Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез,
  16. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995.
  17. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.:Просвещение, 1978.

Предварительный просмотр:

Раздел плана

Срок

Практические выходы

2011-2012 учебный год

Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме.

Сентябрь

2011г

Планирование работы по самообразованию.

Определение содержания работы по самообразованию;
выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.


Составление плана

Октябрь

2011г.

Изучение научно-методической литературы:

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.

Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.

Папка-передвижка «Ребенок и природа»

Ноябрь

2011 г.

Создание экологического уголка.

Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала)

Выставка: «Дары природы»

Декабрь

2011 г.

Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы.

Консультация для родителей на тему:«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Январь

2012 г.

Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице.

Стенгазета со стихами «Зимняя прогулка в детском саду!»

Февраль

2012 г.

Анкетирование родителей.

Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем».

Выступление на педсовете: «Экологическое воспитание детей в детском саду».

Март

2012 г.

Повышение квалификации на курсах.(I этап)

Апрель

2012 г.

Изготовление дидактических игр, пособий по экологии.

Картотека дидактических игр для детей II младшей группы

Май

2012г.

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

2012-2013 учебный год

1Подготовить материал для фундаментальных курсов.

2. Разработать конспект НОД по экологии

3. Пополнить картотеку дидактических игр по экологии 4. Внедрение и реализация новых современных, образовательных технологий, вариативных воспитательно – образовательных программ.

Сентябрь

2012г

Разработать план работы дополнительного образования «Познайка» для детей 4-6 лет

Фоторепортаж «Воспоминания о лете!»

Выставка, оформление «Развиваемся играя в сентябре»

Октябрь

2012г.

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива

Акция «Наши меньшие друзья!»

Ноябрь

2012 г.

Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей.

Открытый просмотр НОД «Осень золото роняет» Мастер-класс для детей и родителей «Лебеди»

Декабрь

2012 г.

Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы». деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Январь

2013 г.

Разработать конспекты этических бесед по экологии «Ключи природы»дидактические игры по экологическому развитию

Развлечение для детей средней группы «В зимнем лесу»

Выступление на семинаре «Развитие речи дошкольников»для родителей воспитывающих детей на дому

Февраль

2013 г.

Подбор материала для оформления картотеки

План самообразования по теме:

" Экологическое воспитание

детей дошкольного возраста".

Хапачевой Саиды Махмудовны

воспитателя высшей квалификационной категории

на 2016 - 2017 уч.г.

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Актуальность:

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать детей не только смотреть, но и видеть.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

распространения

1 этап: Информационно-аналитический

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.

Сентябрь- октябрь

Составление перспективного плана работы

Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры

П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»

М. В. Лучич «Детям о природе».

Н. А. Рыжова « Не просто сказки»

Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»

В.Дрязгунова «Дидактические

игры для ознакомления детей с растениями»

В течение года

При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, педагогических часов, родительских собраний. При организации игровых досугов, праздничных утренников

Проект «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста.

Январь-май

Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология души» с детьми дошкольного возраста.

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Март-апрель

Выставка игр, пособий для практической деятельности.

Разработать карты мониторинга.

Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

В течение года

Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.

"Под парусом Лето плывёт по Земле".

Июнь, июль, август

Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов.

II . ЭТАП - внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Сентябрь-май

Календарно – тематическое планирование

Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей.

Сентябрь-май

Наглядный материал

Семинар-практикум для воспитателей: «Экологическое воспитание –экологическая тропинка в детском саду».

Просмотр деятельности педагога

Родительское собрание «Дошкольник и экология».

Накопление практического материала по теме «Формирование речевого творчества дошкольников», внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов.

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

Составление перспективного плана работы.

Подготовка материала к информационным стендам.

Ноябрь, май

День открытых дверей

III . ЭТАП - представление опыта работы по теме

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

В течение года

Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования

В течение года

Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

Подготовка статьи для публикации в СМИ

Сентябрь

статья «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»

Презентация опыта работы по теме самообразования

Творческий отчёт для педагогов ДОУ г. Майкопа.

Обобщение опыта.

Оформление отчета

Информационные листы в виде таблицы с результатами

IV . Работа с семьёй

Наглядная агитация

В течение года

1. Оформление родительских уголков по теме "Наш режим", "Примите наши правила" "Расписание НОД"

2. В родительских уголках отразить вопросы развития индивидуальных способностей детей в ДОУ и семье.

Анкетирование

В течение года

«Детский сад глазами родителей!», «Что я хочу узнать о подготовке к школе»

Выставка

Фотовыставка «Я и мой воспитатель»

Презентация «Наш детский сад»

Групповые родительские собрания

Раз в квартал

По плану работы с родителями

День открытых дверей

«Приходите в гости к нам! Здесь всегда мы рады Вам!»

Фотоотчет и презентация

О летней оздоровительной работе «Вот оно какое – наше лето!»

V. Мероприятия для детей

«Волшебный сундучок осени»

Сентябрь

Выставка поделок из природного материала и овощей

«Дети о родном саде»

Выставка детских рисунков

"Земля - наш дом родной"

Экологическое мероприятие

«Ребенок и природа», «Природа –наш дом»; конкурс стенгазет «Экология в жизни ребенка»

КВН и викторины по экологии

«Цветок моего настроения»

Экологическая игра-наблюдение

«Что растет на грядке?» Дидактическая игра «Собираем урожай»

«Что нужно растениям для роста» и др.

В течение года

Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа.

Приложение №1

Проект

«Экология души»

Тип проекта: групповой, долгосрочный, творческо-исследовательский.

Интеграция образовательных областей: познаний (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд, социализация, здоровье, безопасность.

Участники проекта : педагоги, дети старшей группы, родители

Длительность проекта: долгосрочный

Цель проекта:

Основные задачи проекта:

Актуальность проблемы:

От нас, взрослых, зависит какими вырастут наши дети! Мы, родители, воспитатели должны научить наших детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять её и приумножать её богатства.

Проблема загрязнения окружающей среды сейчас очень актуальна. Экономический рост, с точки зрения экологов, идёт дикими, необузданными шагами, не оглядываясь ни на что: зарабатывая деньги, бизнес губит леса, загрязняются и становятся безжизненными моря и реки, теряют плодородие почвы Страна в погоне за экономических процветанием приносит в жертву окружающую среду. Пришла пора осознать, что человек не властелин природы, а её часть и выходец, Человек – единственный зоологический вид, наделённый разумом и нарушает законы экологии, уничтожая собственную среду обитания. Учёные доказали, что ныне до 80 % заболеваний прямо или косвенно связаны с факторами внешней среды. Это тревожный сигнал, призывающий нас разумно относиться к окружающему нас миру.

Проблемные вопросы . Уничтожая собственную среду обитания, люди задумываются над простыми вопросами «Что съесть?», «Чем обогреться?», и над сложными «Как сохранить природу? Как обрести истинную культуру мышления и сознания по отношению к природе?

Гипотеза. Выход один – взрослые должны «прозреть», а детей надо воспитывать в духе экологической культуры и грамотности. Опыт показывает, людей с уже сложившимися взглядами трудно убедить и перевоспитать, сформировать человека с новым экологическим типом мышления можно только с раннего детства,

Дошкольный возраст является первым звеном в системе непрерывного экологического образования, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, основы познания окружающей действительности. Поэтому необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологическим знаний, но и эффективная деятельность с их учетом. Единственный и надёжный помощник – культура, духовность. И вся нравственная направленность ребёнка ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. У них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка. Активная позиция детей – показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения, умение оценивать действия людей и формировать собственное отношение к природе.

Цель проекта: Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Основные задачи проекта:

    Сформировать представление о растениях, животных, человеке как живых существах

    Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т.е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям

    Сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе)

    Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.

Формы и методы проекта:

- Интеграция образовательных областей: познание (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд.

Наблюдения за животными и растениями на прогулке и в уголке природы

Экскурсии и целевые прогулки на территории д/с (по экотропе) и в природе (в парк, поле, луг)

Работа с календарями природы

Сбор коллекций семян, камней, листьев

Опыты, поисковая деятельность

Создание проблемных ситуаций

Экологические досуги, праздники, фольклорные вечера

Беседы, рассказы, чтение художественной литературы на экологические темы

Дидактические игры

Игры с моделями

Подвижные игры

Диагностика экологической воспитанности детей

Консультативная работа с родителями

Ожидаемые результаты:

    повышение экологической грамотности , развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

    у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

    формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

    приходит понимание в необходимости бережного, заботливого и созидательного отношения к окружающему миру, предметам созданным руками человека.

Совершенствование психических процессов:

    Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения;

    Стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

    Развитие логического мышления и памяти;

    Речевое развитие.

Линии развития личности:

Физическое развитие:

Формирование здорового образа жизни.

Социальное развитие:

Формирование способов общения.

Познавательное развитие:

Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

Формирование системы экологических знаний и представлений.

Эстетическое развитие:

Развитие эстетических чувств (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть красоту природы, восхищаться ею, желание её сохранить)

Нравственное воспитание:

Воспитание гуманного отношения к природе.

Трудовое воспитание:

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными,

по охране и защите природы.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков :

    Осознание поставленной цели.

    Овладение различными способами решения поставленных задач;

    Способность предвидеть результат, основываясь на своём прошлом опыте;

    Поиск различных средств для достижения цели.

Задачи для педагога:

Развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Задачи для родителей:

Освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании;

Создавать в семье благоприятные условия для развития личности, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду;

Объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.

Вовлечение родителей в активное эколого-образовательное пространство детского сада

Выявление интересных идей по модернизации дизайна территории детского сада;

Сбор необходимой информации, литературы, материала, средств, необходимых для реализации проекта;

Определение содержания деятельности всех участников проекта.

2 ЭТАП.ОСНОВНОЙ:

Работа с детьми по перспективному плану;

Оформление выставок на разную тематику;

Оформление и создание развивающей среды на прогулочном участке детского сада

ПОДПРОЕКТЫ:

    «Детский сад моей мечты»

Цель: создание нового культурного образа дошкольного учреждения через улучшение дизайна территории детского сада. Создание развивающей среды из бросового материала

(автопокрышек, пластиковых бутылок, брёвен и др)

Практические результаты:

- современный дизайн и создание развивающей среды на прогулочном участке детского сада с наибольшей пользой для детей;

Удовлетворение от того, что всем посетителям приятно прогуливаться с детьми по участку нашего детского сада, полюбоваться и подышать ароматами цветов, высаженных воспитателями на клумбах, отдохнуть на лавочке, оформленной в виде льва, а детям по кататься на импровизированной машине.

    «Экологическая тропа». Обозначение и экскурсии по экологической тропе детского сада ,

Цель: формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, исследования и природоохранная деятельность по изучению растений и животных во взаимосвязи с его экосистемой, развивать коммуникативные качества детей.

3 .Выставка поделок из природного материала «Осень», с участием родителей

4. Осеннее развлечение с участием детей «Пушкинская осень!»

Цель: воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе изучения народного фольклора., воспитание творчески развитой личности.

Летний экологический праздник ко Дню охраны окружающей среды: «Земля – наш общий дом» Цель: развивать у детей познавательный интерес к миру природы, воспитывать в детях желание помогать животным, попавшим в беду. Доставлять радость от участия в празднике. Развивать логическое мышление, память, речь.

    Новогодняя акция с участием родителей «Умный взгляд на мусор»

Цель: расширение знаний детей о зависимости мира природы и деятельности человека, формирование представлений о целесообразности вторичного использования бытовых отходов в изготовлении новогодних украшений.

В ходе акции были проведены:

  1. украшений для ёлки.

    Мастерская природы . Цель: создание сувениров-подарков для мам и бабушек на 8 Марта, с использованием природного материала.

    Огород на подоконнике. Цель: заинтересовать детей перспективой выращивания «зелёных витаминов», дать представление об условиях, необходимых для наиболее быстрого прорастания посевов, формировать навыки труда в природе.; развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о комнатных растениях, об условиях их жизнедеятельности, об особенностях ухода за ними и учить детей видеть их красоту и создавать её своими руками.

    Цветочная мозаика . Цель: закреплять знания детей о цветочных растениях, правилах посадки и ухода за ними, формировать трудовые навыки,учить пользоваться садово-огородным инвентарём, обучать правилам дизайна цветников,, развивать творчество и фантазию детей.

3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Анализ деятельности и обобщение результатов работы

Презентация проекта (фото, видеозаписи развлечений, выставки рисунков и поделок детей)

Удовлетворенность всех участников проекта

Работа с родителями

    Беседы, консультации, собрания

    Анкетирование «Экологическое образование в семье»

    Выставка на тему « Пасхальное яичко»

    Развлечение «Пасха»

    Выставка на тему «Осень»

    Развлечение «Покровские посиделки»

    Новогодняя акция «Умный взгляд на мусор»

    Летний экологический праздник «Земля – наш общий дом»

Приложение №2

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе

Дни недели

Понедельник

Сентябрь

Тема: «Лес – многоэтажный дом»

Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.

Дидактическая игра «Найди дерево по описанию».

Дидактические игры «Найди свое дерево», «Узнай и назови».

Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков

Настольно-печатная игра «Прогулка в лес».

Дидактическая игра «Магазин «Семена».

Экскурсия в парк.

Сбор осенних листьев для гербария. Дидактическая игра «Что помогает растениям расти».

Тема: «Животные леса осенью»

Беседа с детьми о животных леса, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

Беседа о взаимосвязях, существующих в природе, составление пищевых цепочек. Дидактическая игра «Кто чем питается?».

Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.

Отгадывание загадок.

Рисование деревьев и лесных зверей.

Дидактическая игра

«Кто где живет?».

Тема: «Насекомые»

Наблюдение за насекомыми.

Беседа на тему «Насекомые осенью»

Словесно-дидактическая игра «Четвертый лишний»

В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»

Дидактические игры «В слова», «Летает-не летает».

Тема: «Водоем и его жители»

«Водоем и его жители»

Рисование водоема и его обитателей.

Словесно-дидактическая игра «Кому нужна вода»

Чтение художественной литературы: рассказа

Д.Н. Мамин-Сибиряк

«Серая шейка»

Поход к водоему.

Подвижная игра

«Ходят капельки по кругу».

Дни недели

Понедельник

Тема: «Декоративные рыбки»

Наблюдение за аквариумными рыбками.

Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются».

Дидактическая игра

«Угадай по описанию».

Чтение художественной литературы: Л. Бере

«Рыбка» (пер. с англ. О. Образцовой)

О.Г. Зыкова «Камбала», «Рыба-прилипала».

Рисование

«Моя любимая рыбка».

Тема: «Человек – часть живой природы»

Наблюдения за людьми, внешним видом, поведением.

Беседа о характере, поступках, интересах

Беседа о живой и не живой природе.

Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

Беседа о человеке, о строении человеческого организма.

Дидактическая игра «Из чего состоит человек»

Чтение художественной литературы: А. Дайнеко «Вот на земле огромный дом», С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц».

Художественное творчество. Рисование человека.

Тема: «Овощи и фрукты на нашем столе»

«Овощи и фрукты».

Дидактическая игра–сказка «Фрукты и овощи».

Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Определи на вкус».

Чтение художественной литературы: Ю. Тувин «Овощи»; Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок».

Дидактические игры «Съедобное - не съедобное»; «Вершки-корешки».

Художественное творчество. Аппликация «Ваза с фруктами», «Овощи на тарелке».

Тема: «Растения в нашем уголке природы»

Беседа о комнатных растениях;

о необходимости для них условий жизни; об элементах труда.

Познавательно-исследовательская деятельность. Опыты (различная потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете).

Труд в уголке природы.

Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».

Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение».

Чтение художественной литературы:

Б. Житков «Что я видел», «Сад».

Дни недели

Понедельник

Тема: «Осень золотая».

Наблюдение за живой и неживой природой. Экскурсии по экологической тропе детского сада.

Рассматривание репродукций художников об осени.

Беседа об осени.

Развлечение

«Осень –русская краса».

Дидактические игры

«Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото».

Составление коллажа из листьев и ягод «Осенний пейзаж».

Тема: «Птицы осенью»

НОД «Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах).

Наблюдения за птицами на участке.

Дидактические игры «Кто лишний», «Кто где живет», Перелетные- зимующие».

Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка».

Чтение художественной литературы:

Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», И. Крылов «Кукушка и петух», Е. Чарушин «Утка».

Просмотр фильма «Перелетные птицы».

Тема: «Птицы живого уголка»

Дидактическая игра

«Кто наблюдательный».

Уход за обитателями живого уголка.

Игра –имитация

«Я загадаю, а вы угадайте».

Дидактическая игра Перелетные- зимующие».

Подвижная игра «Перелет птиц».

«Красивая птица»

Тема: «Жизнь хомяка в природе»

Наблюдение за хомяком в клетке: окрас, повадки, чем питается, как ест (рассмотреть корм, покормить), уход.

«Жизнь хомяка в природе».

Чтение художественной литературы:

М. Зверев «Суслики», «Хомяки».

Дидактическая игра

«Замаскируй хомячка».

Художественное творчество. Рисование «Хомячок».

Дни недели

Понедельник

Тема: «Зимующие птицы».

Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.

Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа.

Просмотр фильма «Зимующие птицы».

Изготовление кормушек для птиц.

Чтение художественной литературы:

Г. Серебрецкий «Берегите птиц»,

И. Поленов «Синичкины кладовки».

Работа в дневнике наблюдений.

Тема: «Как лесные звери проводят зиму».

НОД «Как лесные звери проводят зиму».

Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций, чтение художественной литературы).

Дидактические игры

«Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу».

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Купание медвежат»,

Е. Чарушин «Волчишко»,

В. Варанжин

«Как ежик зиму перезимовал».

Художественное творчество. Лепка

«Звери на новогодний праздник».

Тема: «Зимушка- зима».

Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы.

«Пришла красавица зима».

Дидактические игры

«Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?».

Ритмопластика «Снежинки».

Чтение художественной литературы:

С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…»,

Н. Павлова «Под снегом на лугу»,

С. Есенин «Пороша».

Экскурсия в парк «Вот и к нам пришла зима»

Тема: «Деревья зимой».

Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза).

Работа в фенологическом календаре.

Беседа о деревьях.

Дидактические игры

«Что где растет?», «С чьей ветки детки». Сюжетно-ролевая игра «в лес за дровами».

Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе.

Чтение художественной литературы:

Т. Шорыгина «Сосновые леса»,

«Зимний ельник», «Прогулка в лес».

«Нарядная ёлка».

Дни недели

Понедельник

Тема: «Мой любимый цветок».

Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода. Труд в уголке природы.

«Узамбарская фиалка –цветущее растение».

Чтение художественной литературы:

Е. Серов «Фиалка».

Дидактические игры

«Кому что нужно», «Как выросла фиалка».

Художественное творчество. Рисование.

«Мой любимый цветок».

Тема: «Мы все такие разные».

«Мы все такие разные».

Беседа «Кто чем любит заниматься?»

Дидактические игры

«Мы все разные»,

«Найди себе пару».

Чтение художественной литературы:

Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»

Художественное творчество. Рисование.

«Портрет своего друга».

Дни недели

Понедельник

Тема: «Живое – неживое»

«Живое – неживое»

(Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т.д.).

Наблюдения за птицами живого уголка (попугаями).

Труд – уборка клетки, кормление.

Дидактические игры

«Какая она?», «Кто чем питается».

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей».

Просмотр фильма «Животные».

Тема: «Глаза – зеркало души»

«Глаза – зеркало души» - беседа о зрении и глазах.

Беседа о правилах сохранения зрения.

Гимнастика для глаз.

Дидактическая игра

«Жмурки». Сюжетно-ролевая игра «На прием к офтальмологу».

Заучивание стихотворения. «Видеть папу,

Видеть маму,

Видеть небо и леса. Помогают нам глаза».

Экспериментирование «Волшебные стеклышки». Знакомство с приборами для наблюдения – микроскоп, лупа, бинокль.

Тема: «Особенности слуха у животных и человека».

«Особенности слуха у животных и человека».

Беседа о правилах сохранения слуха.

«Психогимнастика»

Дидактические игры

«Проверяем слух», «Хвастушка», Что услышал?», «Чьи уши?».

Сюжетно-ролевая игра «На прием к отоларингологу».

Чтение художественной литературы:

Э. Мошковская «Уши»,

Е. Бахдуренко «Уши и язык».

Работа по картинкам.

Тема: «Зима

недаром злится,

Прошла её пора…»

«Прошла зима холодная»

Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме.

Дидактические игры

«Приметы зимы»,

«Когда это бывает?».

Игра-имитация «Снежные явления».

Чтение художественной литературы:

Конкурс-викторина стихотворений о зиме.

Художественное творчество. Рисование.

«Чем красива зимняя природа».

Дни недели

Понедельник

Тема: «Как поссорились март и февраль»

Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели.

Беседа «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи»

Дидактические игры

«Сравни и найди», «Бывает – не бывает».

Чтение художественной литературы:

И. Токмакова «Весна», Ф Тютчев

«Весенние воды»

Рассматривание картин И. Левитана «Март»,

И. Грабарь «Февральская лазурь».

Тема: «Русское поле»

«Хлеб – наше богатство».

Рассматривание иллюстраций в книге «Хлеб – главное богатство России», гербария.

Пословицы, поговорки о труде.

Чтение художественной литературы:

Н. Юсупов «Голубь и пшеничное зерно», Ю. Круторогов

«Дождь из семян».

Дидактические игры

«Каравай», «Узнай растение», «Пищевые цепочки», «Ботаническое лото».

Тема: «Птицы весной»

Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада.

Обобщающая беседа с использованием схем, моделей.

Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.)

Игра-имитация

«Строим гнёзда».

Дидактическая игра

«Попрыгунчики-воробышки».

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Лесные домики», И. Поленов «Синичкины кладовки»

«Голубь», «Воробей» или «Лебедь».

Тема: «Органы чувств»

«Как мы чувствуем запахи» (беседа с элементами самонаблюдения).

«Какие бывают болезни и как уберечься от инфекций».

Дидактические игры

«Узнай запах»,

«Можно-нельзя»

Чтение художественной литературы:

Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия».

Художественное творчество. Лепка человека.

Дни недели

Понедельник

Тема: «Домашние животные».

Наблюдение за кошкой, собакой (внешний вид, повадки, что едят, какую пользу приносят и т.д.).

Рассматривание картин, иллюстраций.

Дидактические игры

«Вспомни и назови», «Кто что ест».

«Домашние животные»

Чтение художественной литературы:

А. Введенский «Щенок и котенок»,

К. Ушинский «Слепая лошадь».

Показ фильма «Домашние животные»

Тема: «Цветущие деревья».

Рассматривание картинок цветущих деревьев.

Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели

Чтение художественной литературы:

«Литературный калейдоскоп».

Экскурсия в парк.

Художественное творчество. Рисование. «Цветущая ветка».

Тема: «Космос. Вселенная».

«Вселенная».

Экскурсия в мини-музей «Космос».

Наблюдения вечером «Кого можно увидеть на небе».

Чтение художественной литературы:

Н. Носов «Незнайка на луне», А. Митяев

Показ фильма

«Космические путешествия».

Тема: «Тело человека».

«Тело человека» (беседа о коже, о скелете, о росте, как человек спит и т.д.)

Рассказ воспитателя «Что могут делать руки и ноги».

Беседа «Как люди заботятся о своем здоровье весной».

Чтение художественной литературы:

Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»,

К. Чуковский «Доктор Айболит»

Поделки из природного материала.

Дни недели

Понедельник

Тема: «Первые цветы на участке»

Наблюдение за растениями на участке.

Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре.

«Первые цветы на участке»

(сравнительный рассказ о мать-мачехе и одуванчике).

Эстафета-игра «Собери цветок».

Игра-имитация

«Собери нектар с цветов».

Дидактическая игра «Отгадайте: «Почему?».

Чтение художественной литературы:

Н. Павлова «Хитрый одуванчик»,

Т. Белозёров

«Одуванчик».

Художественное творчество (оригами).

«Красивые тюльпаны».

Тема: «Весенние заботы птиц».

Наблюдение за появлением перелетных птиц (скворец, соловей).

Послушать пение птиц.

Беседа с детьми о соловье, дятле, голубе.

Подвижные игры

«Совушка»,

«Перелет птиц», «Коршун и наседка».

Чтение художественной литературы:

Г. Скребицкий «Берегите птиц»,

Художественное творчество (оригами).

«Сова», «Воробей».

3-я неделя

Тема: «Как человек охраняет природу».

Рассматривание и беседа о Красной

«Национальный парк «Завидово» (беседа, рассматривание, книг, иллюстраций)

Экскурсия в лес.

Составление природоохранительных знаков и их обсуждение.

Беседа «Чем мы можем помочь природе?»

Тема: «Строим экологический город».

Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми. Наблюдение разных видов дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый.

Оформление клумб перед детским садом. Посадка рассады цветов.

Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны».

Художественное творчество. Рисование.

«Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта».

Литература .

1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.

2. О.Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.

3. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с природой и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми

4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми

старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

5. Т.И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.

6. Л.С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-

синтез» 2006г.

7. С.А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г.

8. Т.И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.

9. Л.Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.

10. С. Мусиенко, Г. Бутылкина. «Оригами в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Москва. «Обруч» 2010г.

11. Н.А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.

12. Н.П. Ильчук, В.В. Гербова, Л.Н. Елисеева, Н.П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.

Всем привет! Вас приветствует Татьяна Сухих с новой темой: самообразование экологическое воспитание дошкольников. Интересно кто-то подметил: человек всегда ищет красоту, но не замечает, что она его сопровождает с самого рождения. Это – природа. Она – первый источник эстетических чувств, вдохновения, ощущения гармонии и совершенства. Но мало просто любоваться природой, нужно уважать дерево у дороги, заботиться о каждой травинке и былинке.

Вы согласны со мной? Мне очень нравится высказывание: «Окурок, брошенный в урну, более патриотичен, нежели самый громкий лозунг». Больно смотреть на мусор в посадках, парках, реках. А наши мужчины, похоже, не считают окурки мусором, мало кто из них способен сделать пару лишних шагов в сторону урны. Откуда в нас это наплевательское отношение к миру, в котором мы живем и который не ограничивается пределами квартиры?

Ответ простой: все мы родом из детства. Оттуда и хорошее, и плохое воспитание. Если ребеночка с малых лет приучить ни в коем случае не бросать обертку от конфетки на землю, на тротуар, метко целиться в урну, убирать после себя, то он и во взрослой жизни не станет свиньей. Но не просто рассказывать, что мусорить – плохо, а показывать личным примером и внушить, что мусорить – омерзительно.

Вести работу по экологическому воспитанию дошкольников нужно на двух «фронтах»: дома и в детских учреждениях. Мы, педагоги, со своей стороны прилагаем все усилия для того, чтобы внушить ребятам понятия о нравственности, что включает и уважение к окружающей среде. Но что мы можем сделать, если, выйдя из садика, малыш видит, как папа бросает окурок на тротуар и тут же плюет? Или мама говорит: выбрось бумажку тут, никто не видит…

Вооружаемся литературой!

Если воспитателю нужно написать план по самообразованию по теме экологического образования дошкольников, обязательно придется воспользоваться методической литературой. Я постаралась подобрать все лучшее для этой цели.

« .RU» порадует воспитателя и учителя разнообразием пособий по экологическому воспитанию . Здесь есть все, что понадобится педагогу для всестороннего освоения теоретического материала.

Из «УчМага» я для себя присмотрела такие книги:

«Экологическое воспитание для детей младшего дошкольного возраста» – здесь есть методические материалы и интересная рабочая тетрадка для малышей для занятий в детском саду и дома;«Экологическое воспитание. 5-6 лет. ФГТ» – отличный материал, который стимулирует познавательную деятельность дошкольников по теме экология;«Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» – богатейший материал, который пригодится для работы воспитателя на экологическую тему (утренники, занятия, викторины, игры).


Что представляет собой план по самообразованию на тему: «Воспитание любви к природе у дошкольников»?

Стандартный план включает перечень литературы, задачи и цели работы, конкретные методы, концепцию образовательной деятельности, самоанализ и отчет (самообразование), выводы и задачи на будущий учебный год. Основные направления, по которым ведется работа по экологическому воспитанию в детском саду, это беседы, наблюдение за природой во время прогулок и экскурсий, простые эксперименты с ветром, водой.

Творческие занятия обязательно включают темы природы, окружающей среды, животные, птицы. Я всегда акцентирую внимание деток на том, как беззащитна природа перед человеком, как важно не обижать дерево, животное, реку, нашу землю.

Важно, чтобы ребята сами делали правильные выводы в результате беседы или после услышанного рассказа, стиха, сказки. В мозгу остается крепко-накрепко не та информация, которую заботливо вложил в голову ребенка взрослый, а та информация, которую малыш добыл самостоятельно.

Нужно обращать внимание детей на очевидные факты отвратительного поведения людей на природе, на улице, рассказывать, к чему приведет загрязнение воды, воздуха, наших улиц, парков. Дети очень чувствительны к несправедливости и это хорошо, ведь разбудив совесть в раннем возрасте, трудно будет ее приспать во взрослой жизни.


Самообразование воспитателя по теме «Экологическое образование дошкольников» – одновременно простое, но и с нюансами. По теме есть много литературы, материалов в Интернете, но многие педагоги игнорируют возможность общения с родителями. А ведь только во взаимодействии с семьей ребенка можно достичь поставленных целей воспитания личности.

Работа с родителями может быть организована в виде консультаций, личных бесед, совместных занятий и викторин. Также я делаю выставки рисунков деток, фотовыставки на тему экология, можно организовать совместный субботник.

Задачи экологического воспитания детей:

  • Сформировать понимание, что человек – не царь природы, а ее часть;
  • Воспитать стремление сохранить свое здоровье и окружающую среду;
  • Объяснить важность природных ресурсов в жизни людей;
  • Заложить навыки бережного отношения ко всему живому;
  • Привить четкие знания, как вести себя в лесу, около водоемов, в парке;
  • Показать красоту природы посредством средств изобразительного искусства.


Коротко можно сказать так: задачи экологического образования заключаются в воспитании нового человека с экологическим мышлением.

Поделиться: