Перспективный план работы по художественному творчеству во второй младшей группе

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида «Родничок» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников

п. Гирсово Юрьянского района Кировской области

Календарно-тематическое планирование

художественное творчество (рисование, лепка) в 1 младшей группе

п.Гирсово,2012г.
Лепка и рисование

Перспективное планирование в 1-ой младшей группе ведется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по физическому направлению. Программа соответствует современным задачам дошкольного образования, предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Программа разрабатывается, утверждается и реализовывается в образовательном учреждении на основе Устава МДОУ, Временных требований Министерства образования, Закона РФ об образовании. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с образовательными программами. Образовательные программы реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Направление «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Художественное творчество»

Задачи на год:

Рисование:

1. Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками.

2. Формировать представление о том, что карандашами, фломастерами и красками рисуют.

3. Развивать эстетическое восприятие.

4. Формировать правильную позу при рисовании.

5. Учить бережно обращаться с материалами.

6. Учить держать кисть и карандаш свободно.

Лепка:

1. Вызывать интерес к лепке, знакомить с пластическими материалами: глина, пластилин;

2. Учить отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, соединять концы палочек.

3. Учить раскатывать круговыми движениями ладоней для предметов круглой формы, сплющивать комочки между ладоней.

4. Учить соединять вылепленные формы в один предмет.

5. Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку.

Промежуточные результаты:

1. Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать.

2. Различать красный, зеленый, синий, желтый, белый, черный цвета.

3. Раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать маленькие комочки от большого комка, сплющивать ладонями, соединять раскатанные палочки.

4. Лепить несложные предметы.

Литература:

- «Программа воспитания и обучения в детском саду» - М., 2008.

Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество». М. «Просвещение», 1985.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Адаптация детей

Тема: «Учимся рисовать красками».

Познакомить с изобразительными материалами. Вызывать у детей эмоциональный отклик на яркие цвета и краски. Учить наносить мазки.

Казакова Т.Г., с. 16

Тема: «Что за палочки такие?».

Учить держать карандаш в правой руке. Вызывать интерес к рисованию. Замечать следы от карандаша на бумаге.

Казакова Т.Г., с. 15

Тема: «Дождик кап-кап-кап».

Учить рисовать короткие штрихи и линии. Познакомить с синим цветом. Воспитывать аккуратность.

Казакова Т.Г., с. 15

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Тема: «Дорожки, по которым поедут машины».

Закреплять умение ритмично проводить линии на листе бумаги. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать желание рисовать.

Казакова Т.Г., с. 19

Тема: «Разноцветные клубочки».

Учить круговыми движениями рисовать клубок ниток. Развивать восприятие цвета. Правильно держать карандаш.

Казакова Т.Г., с. 18

Тема: «Осенний листопад».

Учить рисовать листья способом примакивания. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать аккуратность.

Казакова Т.Г., с. 16

Тема: «Выпал первый снежок».

Учить ритмично наносить мазки на бумагу, используя весь лист. Развивать внимание. Воспитывать цветовое восприятие.

Казакова Т.Г., с. 17

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ноябрь

Тема: «Падающий снег».

Учить рисовать снежинки кисточкой способом намачивания. Вызывать радость от восприятия белого снега на бумаге контрастного цвета (синий). Воспитывать аккуратность.

Казакова Т.Г., с. 54-55

Тема: «Салют».

Учить рисовать кистью методом «примакивания». Развивать речь и мышление. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту.

Казакова Т.Г., с. 18

Тема: «Топ-топ».

Учить детей ритмично располагать следы мазками на полосе бумаги в определенной последовательности. Развивать восприятие цвета. Воспитывать аккуратность.

Казакова Т.Г., с. 18-19

Тема: «Разноцветные колечки».

Учить рисовать замкнутые линии, похожие на круг. Развивать речь. Воспитывать желание рисовать.

Казакова Т.Г., с. 27

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Декабрь

Тема: «На деревья, на лужок тихо падает снежок».

Учить ритмично располагать мазки на определенных частях листа. Создавать интерес к образу зимы. Воспитывать любовь к природе.

Казакова Т.Г., с. 20

Тема: «Закрасим елку».

Учить мазками в одном направлении закрашивать силуэт. Развивать мелкую моторику пальцев. Находить части тела и лица.

Тема: «Украсим матрешкам сарафаны».

Учить ритмично наносить мазки. Развивать речь и мышление. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Казакова Т.Г., с. 21

Тема: «Зажжем огоньки».

Учить ритмично наносить на темный фон бумаги мазки контрастных цветов. Развивать восприятие цвета. Воспитывать умение радоваться своим работам.

Казакова Т.Г., с. 21

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь

Каникулы

Тема: «Маленькая елочка в гости к нам пришла».

Учить детей правильно держать кисть, набирать краску на ворс. Развивать восприятие цвета, речь. Создавать радостное настроение.

Казакова Т.Г., с. 22

Тема: «Новогодняя елочка» - коллективная работа.

Создавать радостное настроение от совместной работы. Учить пользоваться красками разных цветов. Воспитывать дружеские отношения друг к другу.

Казакова Т.Г., с. 22

Тема: «Мишка, зайка танцуют на празднике елки».

Учить рисовать мазки. Развивать сюжетно-ролевой замысел. Воспитывать аккуратность.

Казакова Т.Г., с. 23

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Февраль

Тема: «Снежная улица».

Учить правильно держать кисточку. Развивать восприятие цвета. Воспитывать умение радоваться своим работам.

Казакова Т.Г., с. 24

Тема: «Солнышко».

Закреплять умение рисовать округлую форму, мазки, узнавать красный и желтый цвет. Развивать желание рисовать. Воспитывать умение радоваться яркому рисунку.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «Кукла Маша катается на санках».

Учить детей проводить линии разной протяженности. Развивать сюжетно-игровой замысел. Воспитывать усидчивость.

Казакова Т.Г., с. 25

Тема: «По замыслу».

Развивать самостоятельность в создании изображений. Побуждать дополнять полученные образы речью. Воспитывать умение обыгрывать изображение.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Март

Тема: «Солнышко, нарядись, красное, покажись».

Учить создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, правильно держать кисть. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать желание рисовать красками.

Казакова Т.Г., с. 26-27

Тема: «Колечки».

Продолжать учить правильно держать карандаш, рисовать замкнутые линии. Развивать мелкую моторику пальцев, восприятие цвета. Воспитывать желание рисовать.

Казакова Т.Г., с. 27

Тема: «Ловим солнечных зайчиков».

Учить детей рисовать пятном солнечных зайчиков, создавать радостное настроение. Развивать речь и мышление. Воспитывать аккуратность.

Казакова Т.Г., с. 27-28

Тема: «Повисли с крыш сосульки-льдинки».

Учить детей рисовать разные по длине линии, мазками - капельки. Развивать речевую активность. Воспитывать умение рассматривать работу.

Казакова Т.Г., с. 28

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Апрель

Тема: «Рыбки плавают в водице».

Учить передавать формы линейным контуром, пятном. Развивать сюжетно-игровой замысел. Воспитывать желание рисовать.

Казакова Т.Г., с. 29

Тема: «Вот картинки разные, синие и красные».

Учить самостоятельно выбирать рисунок, цвет карандаша. Развивать сюжетно-игровой замысел, цветовое восприятие. Воспитывать желание радоваться изображению своему и других детей.

Казакова Т.Г., с. 30

Тема: «Колобок».

Учить детей передавать образ колобка, правильно держать кисточку, закреплять умение пользоваться красками. Развивать речь и мышление. Воспитывать умение эмоционально откликаться на сказку.

Казакова Т.Г., с. 29

Тема: «Узор на платье кукле Кате».

Учить детей ритмично наносить мазки на силуэт платья. Развивать чувство цвета. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Казакова Т.Г., с. 30

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема: «Шарики воздушные, ветерку послушные».

Учить детей рисовать формы, похожие на круги и овалы, располагать их по всему листу. Развивать координацию движений, образное восприятие. Воспитывать желание рисовать.

Казакова Т.Г., с. 31

Тема: «Вот как мы умеем рисовать!».

Учить детей самостоятельно выполнять рисунок. Развивать творческое воображение. Воспитывать желание рисовать.

Казакова Т.Г., с. 33

Диагностика детей

Диагностика детей

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Т. С. Комарова

Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада

Конспекты занятий

2-е издание, исправленное

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Комарова Тамара Семеновна – заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Международной педагогической академии, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Автор многочисленных трудов по различным вопросам дошкольной педагогики, истории педагогики, эстетического воспитания, развития детского творчества и художественно-творческих способностей, преемственности в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, создатель и руководитель научной школы. Под руководством Т.С. Комаровой защищено более 90 кандидатских и докторских диссертаций.

Предисловие

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой и аппликацией. Начинать приобщение детей к изобразительной деятельности в условиях дошкольного учреждения следует с 2–3 лет.

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации и проведения занятий по изобразительной деятельности во второй младшей группе.

В книгу включена программа по изобразительной деятельности для второй младшей группы, планирование работы на год и конспекты занятий по рисованию, лепке и аппликации. Занятия расположены в том порядке, в котором их следует проводить. Это не значит, однако, что воспитатели должны слепо соблюдать предлагаемый в книге порядок занятий. Изменение последовательности занятий – может быть продиктовано особенностями группы (например, дети воспитывались в дошкольном учреждении с первой младшей группы), региональными особенностями, необходимостью сократить разрыв между двумя занятиями, взаимосвязанными по содержанию и т.п.

Представленные в пособии занятия разработаны на основе следующих положений.

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с игрой. Разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности и к игре. При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игры («красивая салфетка в кукольный уголок», «угощение для игрушек-зверюшек» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых и сюрпризных моментов, ситуаций («слепить мишке друзей» и т. п.); рисование, лепка, аппликация предметов для игр, на темы игр («Как мы играли в подвижную игру „Охотники и зайцы“ („Воробушки и кот“)» и др.).

Для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; включать в оформление группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеют эстетическое оформление занятий; удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное их размещение; доброжелательное отношение педагогов к каждому малышу, эмоционально-положительная атмосфера занятия; уважительное отношение взрослых к детским рисункам, лепке, аппликациям.

В основе развития любых способностей детей лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов и их частей поочередные движения по контуру кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на основе его ребенок мог создавать изображения. Этот опыт следует постоянно обогащать и развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, важным для создания изображений предметов разнообразных форм, – сначала простым, а затем более сложным. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей группе, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество, в дальнейшем. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного и кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру (силе нажима, размаху, длительности), поэтому мы рассматриваем каждый вид изобразительной деятельности, включенной в педагогический процесс, отдельно. Вместе с тем, все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т.д. Овладение формообразующими движениями обеспечивает детям свободу творчества, снимает необходимость постоянного показа воспитателем способов изображения, позволяет активизировать опыт ребят («Как вы обводили пальчиками форму, так и будете рисовать»).

Создание изображений в рисовании, лепке и аппликации, а также формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости), которые развиваются и в процессе изобразительной деятельности, если воспитатель помнит о необходимости их развития.

На всех занятиях необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей. Следует побуждать их вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.

Каждое занятие должно заканчиваться коллективным просмотром всех созданных ребятами изображений. Важно чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей. В процессе оценки созданных детьми изображений важно обращать их внимание на наиболее интересные из них, вызывать положительные эмоции. Это способствует повышению их интереса к изобразительной деятельности.

При работе с детьми второй младшей группы воспитатели должны учитывать личный опыт каждого ребенка и всей группы в целом. Особенности каждой группы могут определяться возрастом детей (в одной группе могут оказаться ребята чуть постарше; дети, живущие в одном микрорайоне или в разных; группа может состоять из детей, перешедших в нее из первой младшей группы). Перед воспитателями стоит задача осмыслить особенности своей группы и скорректировать работу по изобразительной деятельности в соответствии с этим, усложняя задания в тех случаях, если группа состоит из детей, воспитывавшихся в первой младшей группе или из ребят, который в массе своей старше на 2–4 месяца. Усложнения могут состоять в использовании более широкого круга материалов (включение большего количества красок, жирной пастели, сангины), увеличения числа изображений (не одной елочки, куколки и др., а нескольких) и т. д.

В представленных в данном пособии конспектах занятий выделяются следующие рубрики.

Программное содержание. В этой рубрике указывается, какие задачи обучения и развития решаются на занятии.

Методика проведения занятия. В этой части последовательно раскрывается методика проведения занятия, постановка перед детьми изобразительной задачи и постепенное направление на получение результата.

Материалы. В этой рубрике перечислен весь наглядный и раздаточный материал, необходимый для создания изображений.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Эта часть конспекта раскрывает возможные взаимосвязи занятия с разными разделами воспитательно-образовательной работы, с играми и другими занятиями. Установление взаимосвязи и ее реализация позволит детям разносторонне познать предметы и явления, обогатит их опыт.

В конспектах некоторых занятий мы предлагаем варианты той или иной темы, вида деятельности. Это дает педагогам возможность понять, что одни и те же изобразительные задачи могут быть решены на разном тематическом содержании и в дальнейшем творчески относиться к выбору тематики занятий.

Во второй младшей группе еженедельно проводится 1 занятие по рисованию, 1 по лепке и один раз в две недели 1 занятие по аппликации. Всего в месяц проводится 10 занятий (4 по рисованию, 4 по лепке и 2 по аппликации). В учебном году 9 учебных месяцев, и, следовательно, около 90 занятий. В ряде месяцев 4,5 недели (если в месяце 31 день), и если в этом месяце прибавляется одно занятие, педагог может взять его из включенных в конспекты вариантов занятий или выбрать занятие по своему усмотрению.

Мы надеемся, что эта книга поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений в организации работы по обучению рисованию, лепке и аппликации детей 3–4 лет, в развитии их творчества.

Программа по изобразительной деятельности

Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить изображать в рисовании, лепке, аппликации простые предметы и явления, передавая их выразительность.

Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками, обведение предмета по контуру одной, затем другой рукой, следя взором за их действием.

Развивать умение видеть красоту цвета в объектах природы, одежде детей, картинках, народных игрушках (дымковские, филимоновские игрушки, матрешки).

Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Рисование

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на землю снежинки и т.п.).

Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью в процессе рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.

Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек (птичка, козлик, конь и др.), и предметов (блюдечко, рукавички), вырезанных воспитателем.

Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап…» и др.).

Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).

Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить детей располагать изображения по всему листу.

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.

Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом.

Учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.

Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективные композиции (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.

Аппликация

Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать на листе бумаги в определенной последовательности готовые детали разной формы, величины, цвета, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.

Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Вызывать у детей радость от полученного изображения. Формировать навыки аккуратной работы.

Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма.


К концу года дети могут

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.

В рисовании

Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).

Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.

Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.

Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.

В лепке

Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы); понимать, какие предметы можно из них вылепить.

Отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.

Лепить различные предметы, состоящие из 1–3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

В аппликации

Создавать изображения предметов из готовых фигур.

Украшать заготовки из бумаги разной формы.

Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам, и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.

Примерное распределение программного материала на год

Сентябрь

Занятие 1. Рисование «Знакомство с карандашом и бумагой»

Программное содержание. Учить детей рисовать карандашами. Учить правильно держать карандаш, вести им по бумаге, не нажимая слишком сильно на бумагу и не сжимая его сильно в пальцах. Обращать внимание детей на следы, оставляемые карандашом на бумаге; предлагать провести пальчиками по нарисованным линиям и конфигурациям. Учить видеть сходство штрихов с предметами. Развивать желание рисовать.


Занятие 2. Лепка «Знакомство с глиной, пластилином»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что глина мягкая, из нее можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть глину и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить.


Занятие 3. Рисование «Идет дождь»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления. Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш. Развивать желание рисовать.


Занятие 4. Лепка «Палочки» («Конфетки»)

Программное содержание. Учить детей отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.


Занятие 5. Аппликация «Большие и маленькие мячи»

Программное содержание. Учить детей выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине. Учить аккуратно наклеивать изображения.


Занятие 6. Рисование «Привяжем к шарикам цветные ниточки»

Программное содержание. Учить детей правильно держать карандаш; рисовать прямые линии сверху вниз; вести линии неотрывно, слитно. Развивать эстетическое восприятие. Учить видеть в линиях образ предмета.


Занятие 7. Лепка «Разные цветные мелки» («Хлебная соломка»)

Программное содержание. Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания глины прямыми движениями ладоней. Учить аккуратно работать с глиной, пластилином; класть вылепленные изделия и лишнюю глину на доску. Развивать желание лепить, радоваться созданному.


Занятие 8. Рисование «Красивые лесенки» (Вариант «Красивый полосатый коврик»)

Программное содержание. Учить детей рисовать линии сверху вниз; проводить их прямо, не останавливаясь. Учить набирать краску на кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску; снимать лишнюю каплю, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть в воде, осушать ее легким прикосновением к тряпочке, чтобы набрать краску другого цвета. Продолжать знакомить с цветами. Развивать эстетическое восприятие.


Занятие 9. Лепка «Бублики» («Баранки»)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с глиной, учить свертывать глиняную палочку в кольцо (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу). Закреплять умение раскатывать глину прямыми движениями, лепить аккуратно. Развивать образное восприятие. Вызывать у детей чувство радости от полученных изображений.


Занятие 10. Аппликация «Шарики катятся по дорожке» (Вариант «Овощи (фрукты) лежат на круглом подносе»)

Программное содержание. Знакомить детей с предметами круглой формы. Побуждать обводить форму по контуру пальцами одной и другой руки, называя ее (круглый шарик (яблоко, мандарин и др.)). Учить приемам наклеивания (намазывать клеем обратную сторону детали, брать на кисть немного клея, работать на клеенке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью).


Занятие 11. Рисование «Разноцветный ковер из листьев»

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. Учить детей правильно держать кисть, опускать ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю о край баночки. Учить изображать листочки способом прикладывания ворса кисти к бумаге.


Занятие 12. Рисование «Цветные клубочки»

Программное содержание. Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша (фломастера) от бумаги; правильно держать карандаш; в процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Обращать внимание детей на красоту разноцветных изображений.


Занятие 13. Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке»

Программное содержание. Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания (брать на кисть немного клея и наносить его на всю поверхность формы).


Занятие 14. Рисование «Колечки» («Разноцветные мыльные пузыри»)

Программное содержание. Учить детей правильно держать карандаш, передавать в рисунке округлую форму. Отрабатывать кругообразное движение руки. Учить использовать в процессе рисования карандаши разных цветов. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов. Вызвать чувство радости от созерцания разноцветных рисунков.


Занятие 15. Лепка «Колобок»

Программное содержание. Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая глину между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с глиной. Учить палочкой рисовать на вылепленном изображении некоторые детали (глаза, рот).


Занятие 16. Рисование «Раздувайся, пузырь…»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке образы подвижной игры. Закреплять умение рисовать предметы круглой формы разной величины. Формировать умение рисовать красками, правильно держать кисть. Закреплять знание цветов. Развивать образные представления, воображение.


Занятие 17. Лепка «Подарок любимому щенку (котенку)»

Программное содержание. Формировать образное восприятие и образные представления, развивать воображение. Учить детей использовать ранее приобретенные умения и навыки в лепке. Воспитывать доброе отношение к животным, желание сделать для них что-то хорошее.


Занятие 18. Аппликация «Ягоды и яблоки лежат на блюдечке»

Программное содержание. Закреплять знания детей о форме предметов. Учить различать предметы по величине. Упражнять в аккуратном пользовании клеем, применении салфеточки для аккуратного наклеивания. Учить свободно располагать изображения на бумаге.


Занятие 19. Лепка по замыслу

Программное содержание. Закреплять умение детей передавать в лепке образы знакомых предметов. Учить самостоятельно определять, что им хочется слепить; доводить задуманное до конца. Воспитывать умение и желание радоваться своим работам.


Занятие 20. Рисование по замыслу

Программное содержание. Учить детей самостоятельно задумывать содержание рисунка. Закреплять ранее усвоенные умения и навыки в рисовании красками. Воспитывать желание рассматривать рисунки и радоваться им. Развивать цветовое восприятие, творчество.

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе (3 - 4 года) по художественному творчествуна тему "Матрёшкины помощники". Занятие направлено на воспитание у детей любви к русской народной игрушке, воспитанию чувства прекрасного, эстетического вкуса, аккуратности. Сценарий полностью соответствует современным требованиям образования, с использованием ИКТ, охвачено много образовательных областей, в которых дети могут проявить свою индивидуальность.

Возраст воспитанников: 3-4 года

Цели:

Образовательные: продолжать знакомство детей с народной игрушкой, закрепить приёмы рисования узоров (платочек), приёмы лепки из солёного теста.

Развивающие: развивать у детей желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно. Различать предметы по величине, умение любоваться прекрасным. Развивать активную речь, мелкую моторику, умение использовать инструменты. Эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет, цветовой ритм, форма). Продолжать развивать музыкально - ритмические навыки, двигательную активность, метроритм, посредствам игры на народных музыкальных инструментах.

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, эстетический вкус, аккуратность, любовь к русской народной игрушке

Приоритетная образовательная область: «Художественное творчество».

Интеграция образовательных областей: музыка, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная, музыкальная, продуктивная.

Методы: игровой, словесные, наглядные, игровые, практические.

Приемы: художественное слово, самостоятельная деятельность воспитанников, физкультминутка. Использование приемов сотворчества, применение нетрадиционных техник и материалов.

Предварительная работа: игры с матрешками, народными игрушками рассматривание узоров на них, заучивание стихов, экскурсия в кабинет ИЗО в ДОУ, рассматривание русских народных костюмов, просмотр презентаций.

Оборудование: матрешки разной величины, народные игрушки, деревянные лошадки, заготовка "платочки", гуашь основных цветов, штампы, влажные салфетки, доски для лепки, солёное тесто, фартуки, косынки, нарукавники- на каждого ребёнка. Музыкальные инструменты: свистульки, колокольчики, коробочки, бубны, погремушки. Мультимедиопроектор, ноутбук, видеоклип "Матрёшки - фигуристки", "Матрёшкин дом", запись фонограмма русской народной мелодии "лирическое настроение", "Хозяюшка", "Лошадки" песни «Мы веселые матрешки».
Место проведения: музыкальный зал.

Время проведения – 15 минут.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Звучит русская народная мелодия. На фоне музыки…

Воспитатель: проходите дети в музыкальный зал, посмотрите сколько тут гостей! Давайте с ними поздороваемся. Посмотрите, ребята, к нам кто то спешит! Кто же это?

Матрёшка: здравствуйте, дети! Я - матрёшка! Русская народная игрушка.
Вся такая ладная:
Яркая нарядная!
Как хорошо, что я вас встретила. Скоро конкурс красоты, и наши матрёшки решили в нем участвовать. Но матрешкам сложно самим подготовиться к конкурсу, и они просят вас о помощи.

ВИДЕО РОЛИК "Телемост Детский сад - Матрёшкин дом" (Матрёшки просят детей о помощи)

Матрёшка: дети, вы готовы нам Матрёшкам помочь?

Дети: да готовы.

Матрёшка: тогда нужно поторопиться, но путь предстоит не близкий. Поэтому нам нужен транспорт. На чем вы бы хотели поехать?

Дети: на самолете, на машине, поезде...

Матрешка: Прекрасно! Тогда каждый садится в свой транспорт и вперед! Я покажу вам путь к матрешкиному дому.

Дети имитируют транспорт и следуют за воспитателем.

Матрёшка: вот мы и добрались до дома матрёшек. Посмотрите как здесь красиво, сколько много народных игрушек! Какие игрушки вы видите?

Дети: дымковские барышни, собачка, лисичка. свистульки, мишки, птички, матрёшки и тд...

Матрёшка: правильно, дети.
Ах, матрешечка-матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!

Воспитатель рассматривает с детьми матрёшку.

Матрёшка: Посмотрите и расскажите какие они, матрешки.

Дети: они красивые, нарядные, яркие, весёлые, их много.

Матрёшка: Покажите мне большую матрёшку, маленькую матрёшку.

Дети показывают.

Матрёшка: молодцы, ребята! Много игрушек вы знаете. Но теперь нам нужно приниматься за дело. Нашим матрёшкам - красоткам необходимо расписать платки, чтобы они были самыми красивыми и нарядными!

Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
А чем вы хотите рисовать?

Дети: краски, штампы, карандаши, фломастеры...

Все это лежит на столе

Матрёшка: Давайте разрисуем платочек разными узорами!
Мастера, скорей за дело
Украшай платочек смело
Лист, полосочка, кружок,
Будет ярким твой платок!
(Во время росписи воспитатель напоминает детям пословицы о труде.)
Поспешишь – людей насмешишь.
Умелые руки не знают скуки.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Каков мастер, такова и работа.
Всякое дело мастера красит.
После завершения росписи проводит итог)

Матрёшка: молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники!

Дети вывешивают на стенд свои работы.

Матрёшка: ребята, я для вас приготовила сюрприз. Как вы думаете, что это?

Дети: свистульки, коробочка, бубен, погремушки, ....

Матрёшка: правильно, это музыкальные игрушки, а по другому можно сказать музыкальные инструменты. Давайте мы на них сыграем, а наши матрёшки покажут как они умеют танцевать.

Дети играют на музыкальных инструментах "Оркестр"

Танец матрешек

Матрёшка: Дети, мне подсказывает моя сестричка - подружка, что тесто уже подошло. Пора готовить угощение для наших матрёшек. А чтобы вы не испачкались у нас есть для вас фартуки, нарукавники и для девочек - косынки. Налепим из теста много угощения, чтобы всем хватило! Что мы будем лепить?

Дети: бублики, пирожки, булочки, пончики.

Матрёшка: Как будем лепить бублики? (скатаем колбаску и соединим концы) Пончик? (то же самое) Как будем лепить булочку? (скатаем шарик и чуть приплюснем)

Дети лепят.

Матрёшка: сколько много мы с вами сладостей налепили. Тут на всех хватит! Сейчас мы поставим их в печь выпекать. А как Руси из давно говорят: «Сделал дело – гуляй смело!» Кто хочет танцевать?

Дети исполняют танец "Мы весёлые матрёшки"

Матрёшка: как хорошо вы танцевали! И булочки успели испечься. Вот какие они у нас получились вкусные, ароматные! Как быстро время пролетело, вам наверное пора возвращаться в детский сад! Где ваш транспорт? До свидания, дети!

Воспитатель: вот вы и вернулись, а где вы были, что делали?

Дети: мы были в гостях у матрёшки, расписывали платки, лепили угощение, играли на музыкальных инструментах, танцевали.

Видеоролик "Подарок от матрёшек" (Матрёшки благодарят ребят за помощь и предлагают угощение)

Воспитатель достаёт деревянную матрёшку, внутри которой находятся конфеты в форме матрёшки "Ксюша", раздает деткам, дети прощаются и уходят под музыку из музыкального зала.

Ирина Ивановна Жабина

По традиции в нашем детском саду украшают к праздничным датам стены лестничных пролётов и общих коридоров детскими работами. Так как в младшей группе дети ещё недостаточно владеют кистью и карандашом, мы создаем коллективные работы (всей группой или по подгруппам детей).

Аппликация «Букет для мам». На цветной офисной бумаге дети нарисовали гуашью цветы (кто-то просто закрасил любимым цветом, воспитатель вырезал их в форме круга. На листе нарисовали гуашью волнистые линии. Далее наклеили вазу, «травинки», цветы. Украсили серединку цветов кругами из жёлтой бумаги и пайетками.

«Аленький цветочек». Один цветок получился очень необычным, решили сделать для него стебель и листок. Рамку выполнили с помощью ватных палочек.


«Букет тюльпанов». Эскиз выполнен воспитателем. Цветы и листики закрашены фломастерами простыми линиями. Ваза и стол – обрывная аппликация.


«С 8 Марта!». Шаблоны восьмёрки и тюльпанов приложили к листу, фон затонировали в технике штамповка жатой бумагой. Восьмёрку - с помощью ватных палочек, тюльпаны - гуашью.


«Веточка мимозы». Дети жесткой кистью нарисовали цветы мимозы, рамка – ватными палочками.

А это работа ко Дню Матери «Цветок-сердечко» , в основе работы заготовки в форме детских ладошек.

«Снеговик» выполнен к Новому году, тоже из «ладошек».

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Добрый день, дорогие коллеги! Снова осень за окошком,дождик сыплется горошком, Листья падают шурша, как же Осень хороша! Все мы любим.

Мы елочные игрушки, Зайцы, белки, лягушки. Ежики, черепашки - Такие очаровашки! Нам не страшны иголки, Мы – украшенье елки. В волшебном.

Тематическая неделя «Настало время классное, настало время школьное» в нашей группе завершилась своеобразным продуктом – сказкой «Как звери.

«Новогоднее творчество» - самая интересная деятельность для детей. Дети с удовольствием рисуют, раскрашивают, помогают взрослым делать поделки,.

Выставка на тему "Осенние поделки". Цель:Развитие совместной деятельности взрослого и ребёнка;повышение творческого союза детей и родителей.

Творческая группа нашего детского сада долго думала, как же будет называться выставка совместных работ родителей и детей в осенний период….

В нашем детском саду проходила выставка совместного творчества родителей и детей на тему "Осенние затеи". Цель данного мероприятия: активизация.

Елена Тимошенко
«Колобок». Конспект НОД. Художественное творчество. Лепка в первой младшей группе.

Тема : «Колобок »

Цель : продолжать развивать умение скатывать комки пластилина между ладонями круговыми движениями; учить создавать изображать изображения по мотивам русских народных сказок; воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки; вызвать интерес к лепке .

Материалы : игрушки бабушка, дедушка, колобок из кукол театра , ширма; пластилин желтого или светло – оранжевого цвета; доска для лепки , салфетки.

Ход НОД

Воспитатель : Дети, вы любите сказки?

Воспитатель : Давайте с вами отправимся в волшебную страну сказок.

Воспитатель : По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Шагают наши ножки

Совсем не устают

Вот деточки попляшут

Покружатся на месте,

Присядут, отдохнут.

Воспитатель : Все садятся рядком,

Поиграем ладком

Приготовьте ушки, глазки

Начинаем нашу сказку.

Воспитатель : Жили, были дедушка и бабушка.

Из – за ширмы выглядывают дедушка и бабушка. Дедушка говорит :- испеки мне бабка колобка . Испекла бабушка колобка . Поставила на окошко остывать.

Воспитатель : Ребята, а какой колобок получился ?

Дети : Круглый (хоровые и индивидуальные ответы) .

Воспитатель : Колобок - Колобок

У него румяный бок.

И хорош он и пригож,

И на солнышко похож!

Положили колобок

Остудиться на окошко.

Колобок с окошка – скок !

Покатился по дорожке.

Дедушка расстроился, бабушка плачет.

Воспитатель предлагает детям помочь бабушке и дедушке и слепить для них много новых колобков .

Дети садятся за столы. Воспитатель показывает, как круговыми движениями ладоней катать шар. Воспитатель лепит из пластилина колобка , делает стекой глаза, рот. Дети делают круговые движения ладоней, будто катают шар (без пластилина) .

Физминутка.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

Воспитатель : А теперь ребята выбирайте себе пластилин (желтый, оранжевый) . Дети лепят колобка (индивидуальная помощь) . Дедушка и бабушка хвалят ребят и благодарят. Бабушка предлагает поиграть в игру, где были у бабушки : «Ладушки – ладушки, где были у бабушки. Игра повторяется два раза.

Дедушка и бабушка прощаются и уходят.

Публикации по теме:

Ёжик». Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область «Художественное творчество» (лепка) Задачи: 1. Продолжать учить скатывать.

Цель: продолжать воспитывать у детей интерес к лепке; совершенствовать умение скатывать ком теста между ладонями прямыми движениями; учить.

Конспект ННОД по образовательной деятельности «Художественное творчество» (Лепка) вторая младшая группа Конспект ННОД по образовательной деятельности «Художественное творчество» (Лепка) 2 мл. группа Тема «Самолёт» Задачи: 1. Учить детей лепить.

Конспект НОД в области «Художественное творчество» для детей второй младшей группы Конспект НОД в области «Художественное творчество» для второй младшей группы. «Веселые ладошки» Программное содержание: - Знакомство с крупами:.

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в первой младшей группе «Вишневый компот» Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в первой младшей группе «Вишневый компот». Цель: 1. Развивать у детей мышление,.

Программное содержание: Формировать знания о здоровом образе жизни: делать гимнастику, соблюдать чистоту своего тела, правильно питаться.

Поделиться: