Образовательный салон доу. Конспект НОД в подготовительной группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Зима

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. КАЛИНИНГРАДА ДЕТСКИЙ САД № 000

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН»

СОСТАВИЛА

ВОСПИТАТЕЛЬ: СТЕПАНЧЕНКО О. А.

КАЛИНИНГРАД

Конспект занятия в подготовительной группе

«Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Цель: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

Образовательные: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин.

Развивающие: Развивать способность самостоятельно придумывать события.

Воспитательные: Воспитывать уважение к чужому труду. Развивать наблюдательность

Предварительная работа: Игра «что было сначала, что потом?» Чтение рассказов о временах года.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – личностное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Предметно – развивающая среда: серия сюжетных картинок (в конверте), мяч.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в детской сад почтальон принес письмо.

Обнаруживают, что в нашу группу.

Воспитатель: Давайте посмотрим что в нем! (Письмо от Лисички, в котором она пишет, что хочет принять участие в конкурсе рассказов. Но ей нужна помощь, чтобы составить самый лучший рассказ. В конверте еще лежат картинки).

Воспитатель: Вы согласны помочь Лисички? Что для этого надо сделать?

Ответы детей: Расставить картинки по порядку, рассмотреть каждую картинку, составить по каждой картинке несколько предложений, придумать название, составить рассказ по всем картинкам.

Воспитатель: Для того, чтобы наш рассказ получился давайте поиграем и вспомним признаки зимы.

Игровое упражнение «Закончи предложение» (с мячом)

    Осенью бывает листопад, а зимой (снегопад) Летом бывает дождь, а зимой (снег). Весной снег тает, а зимой (идет). Летом катаются на велосипеде , а зимой на (санках). Весной все просыпается, а зимой все (спит). Летом жарко, а зимой (холодно). Осенью листья жёлтые, а зимой (белые). Летом растут растения, а зимой (сугробы). Весной насекомые вылезают, а зимой (прячутся). Весной медведь просыпается, а зимой (спит). Летом день длинный, а зимой (короткий). Летом ветер теплый, а зимой (холодный) Летом заяц серый, а зимой (белый).

2. Основной этап

Дети садятся на стулья возле магнитной доски.

Воспитатель выставляет картинки на магнитную доску не по порядку (одна картинка не по сюжету).

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки. Что общего на этих картинках?

Дети: На всех картинках одни и те же герои.

Воспитатель: Как вы думаете, какая картинка должна быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой?

Ответы детей.

Дети расставляют картинки в правильном порядке поочередно.

Беседа по картинкам:

Воспитатель: Какое время года изображено на первой картинке?

Дети: Зима

Воспитатель: Чем заняты дети?

Ответы детей.

Воспитатель: Рассмотрите вторую картинку.

— Что изменилось на картинке?

— Что задумал сделать заяц?

— Как он это решил сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Рассмотрите третью картинку.

— Что придумал заяц после неудачного прыжка за морковкой?

Смог заяц дотянуться до морковки? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Рассмотрите четвертую картинку.

В каком настроении находится заяц? Почему?

Воспитатель: Рассмотрите пятую картинку.

Что произошло со снеговиком?

Почему он растаял?

Какое настроение у зайца? Почему?

3. Физкультминутка «Зимние игры»

Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах),

И снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).

Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)

Стали лепить их и друг в друга кидать - («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).

Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения)

—бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)

Весело зимой! Не хочется домой!

Воспитатель:

А теперь поиграем с вами в игру « Продолжи рассказ».

Воспитатель: Ребята, я думаю, что составленный нами рассказ очень понравиться Лисички и она сможет победить на конкурсе. А мы с вами ещё немного поиграем.

Игра « Живые слова». (Один из детей становится словом –дети, само по себе это слово нам ничего не говорит и не рассказывает и мы не знаем о детях ничего: какие они, что они делают.

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы слова начали рассказывать?

Им надо подружиться и встать в определенный порядок.

(Выбираются дети, которые становятся словами «дружные», «дети», «слепили», «большого», «снеговика»).

Задание: встать в нужном порядке – «Дружные дети слепили большого снеговика».

Вот и получилось предложение. Давайте его прочитаем.(сначала «дети-слова» повторяют свои слова, а потом кто-то из «детей-зрителей»

Скажите, что вы узнали о детях из этого предложения?

Воспитатель: У меня для вас есть еще одна игра! Подберем к слову «снег» однокоренные слова.

(Дети говорят поочередно, кто не называет, тот выбывает из игры, победитель получает медаль).

Ответы детей.

4. Рефлексия:
— О чём мы сегодня говорили на занятии? От кого получили письмо? О чем нас просила Лисичка? Про кого составляли рассказ? Что вам больше всего понравилось делать?


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому и социально – личностному развитию детей

№ 21 «Искорка» г.Бердск

Конспект занятия в подготовительной группе

«Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Подготовила и провела:

Ефанова С.Ю.

2015 г.

Цель: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

Задачи:

Образовательные: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин.

Развивающие: Развивать способность самостоятельно придумывать события.

Воспитательные: Воспитывать уважение к чужому труду. Развивать наблюдательность

Предварительная работа: Игра «что было сначала, что потом?» Чтение рассказов о временах года.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – личностное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Предметно – развивающая среда: серия сюжетных картинок (в конверте), мяч.

Ход организационной образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в детской сад принесли письмо.

Обнаруживают, что в нашу группу.

Воспитатель: Давайте посмотрим что в нем! (Письмо от Лунтика, в котором он пишет, что хочет принять участие в конкурсе рассказов. Но ему нужна помощь, чтобы составить самый лучший рассказ. В конверте еще лежат картинки).

Воспитатель: Вы согласны помочь Лунтику? Что для этого надо сделать?

Ответы детей: Расставить картинки по порядку, рассмотреть каждую картинку, составить по каждой картинке несколько предложений, придумать название, составить рассказ по всем картинкам.

2. Основной этап

Педагог вместе с детьми выставляют картинки на магнитную доску не по порядку.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки. Связаны ли они общим содержанием?

Дети: Да.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: На всех картинках одни и те же герои.

Воспитатель: Как вы думаете, какая картинка должна быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой?

Ответы детей.

Беседа по картинкам:

Воспитатель: Какое время года изображено на первой картинке?

Дети: Зима

Воспитатель: Чем заняты дети?

Ответы детей.

Воспитатель: Рассмотрите вторую картинку.

Что изменилось на картинке?

Что задумал сделать заяц?

Как он это решил сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Рассмотрите третью картинку.

Что придумал заяц после неудачного прыжка за морковкой?

Смог заяц дотянуться до морковки? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Рассмотрите четвертую картинку .

В каком настроении находится заяц? Почему?

Как вы думаете, что будет делать заяц дальше?

Воспитатель: Рассмотрите пятую картинку.

Что произошло со снеговиком?

Почему он растаял?

Какое настроение у зайца? Почему?

3.Физкультминутка « Во дворе стоит сосна»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней, (Стоя на одной ноге, потягиваемся)
Быть он хочет подлинней. (Руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Воспитатель: Ребта, я думаю, что составленный нами рассказ очень понравиться Лунтику и он сможет победить на конкурсе.

Давайте еще поиграем.

4. Игровое упражнение «Закончи предложение» (с мячом)

  • Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад) .
  • Зимой бывает снег, а летом (дождь) .
  • Зимой снег падает, а весной (тает) .
  • Зимой катаются на санках, а летом (на велосипеде) .
  • Зимой лес спит, а весной (просыпается) .
  • Зимой бывает холодно, а летом (жарко) .
  • Зимой деревья белые, а осенью (жёлтые) .
  • Зимой растут сугробы, а летом растут (растения) .
  • Зимой насекомые прячутся, а весной (вылезают) .
  • Зимой медведь спит, а весной (просыпается)
  • Зимой день короткий, а летом (длинный)
  • Зимой ветер холодный, а летом (теплый)
  • Зимой заяц белый, а летом (серый)

5. Рефлексия:
- О чём мы сегодня говорили на занятии? От кого получили письмо? О чем нас просил Лунтик? Про кого составляли рассказ? Что вам больше всего понравилось делать?

Конструкт "Составление творческих рассказов по картине "Прогулка в лесу" (Образовательная технология: обучение дошкольников составлению творческих рассказов по сюжетной картине методами ТРИЗ)

Группа: подготовительная группа
Образовательная область : Речевое развитие
Тема : Составление творческих рассказов по картине "Прогулка в лесу"
Образовательная технология: обучение дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ
Виды деятельности : игровая, познавательная, коммуникативная
Учебно-методический комплект:
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена 2014. – 321с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
3. Репродукция картины " Прогулка в лесу".
4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей.-4-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2014.-40с.: ил. (Растём умными (Технология ТРИЗ)).
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Цель: освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов по сюжетной картине методами ТРИЗ. Развитие всех компонентов устной речи детей.

Планируемый результат:
- Дети проявили умение строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
- Проявили речевое творчество в составлении творческого рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ
- Дети определили объекты, изображенные на картине и схематизировали их.
- Дети правильно объяснили взаимосвязи объектов, изображенных на картине и обозначили эти связи стрелками.
- Дети запомнили эмблему этапа и озвучили правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; «Один объект связан с другим»; «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
- Дети проявили умения слушать других, не перебивая их.
- Дети активизировали словарь в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей; называние действий и взаимодействий объектов; слова, характеризующие звуки запахи и тактильные ощущения)
- Дети на основе восприятия представили возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, зрение).

Задачи совместной деятельности:

Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.
Развивающие задачи:
- Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
- Развивать речевое творчество в составлении творческого рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ.
- Активизировать словарный запас (называние объектов и их частей; называние действий и взаимодействий объектов; слова, характеризующие звуки запахи и тактильные ощущения).
Обучающие задачи:
- Учить детей определять объекты, изображенные на картине и схематизировать их.
- Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине, соединять связи стрелками.
- Учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; «Один объект связан с другим»; «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь» ».
- Учить детей на основе восприятия представлять возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, вкус, зрение).
Средства воспитания и обучения: Наглядные (сюжетная картина «Прогулка в лесу», картинки - объекты картины, мольберт с магнитами, схемы этапов).

1. Этап ознакомления с методом

2. 1 Этап «Определение состава картины»
2. 2 Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
2. 3 Этап «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»
Физминутка
3. Этап продуктивной деятельности
4. Этап рефлексии
5. Этап оценки уровня творческих работ
6. Открытость.

1. Этап ознакомления с методом
Задача: организовать детей на предстоящую деятельность.
Воспитатель мотивирует детей к деятельности.
- Ребята, вы помните, что к нам в группу вчера пришла посылка? Скажите, а что было в ней?
- Ребята, да, нам прислали картину. Дети взаимодействуют с педагогом.
2. Этап организации системы игр и творческих заданий по освоению метода
Задача: побуждать детей на совместную деятельность.
Воспитатель организует игры и творческие задания реалистического и фантастического плана. Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.
- Ребята, а вы бы хотели поиграть с картиной еще раз в новые игры? Тогда давайте начнем
Воспитатель вместе с детьми подходит к картине.
2.1 Этап
«Определение состава картины»

Задачи:
Учить детей определять объекты, изображенные на картине и схематизировать их.
Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей).
Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»
-Ребята, посмотрите на картину. К нам в гости пришел Волшебник «Дели» и предлагает нам поиграть в игру. Хотели бы вы, поиграть с ним? Нужно назвать как можно больше объектов на картине и описать его в подробностях. Тот, кто назовет больше всех объектов, тот окажется самым внимательным.
Воспитатель показывает пример. У него приготовлены разрезанные объекты картины. По ходу называния детьми объектов, воспитатель вывешивает их на доске.
- Ребята, в игре есть правило – не выкрикивать, поднимать руку, отвечать полными предложениями.
- Миша, какой объект ты увидел. Хочешь его описать? (Когда я смотрю на картину, я вижу….).
В итоге перечисляются все названые объекты. Воспитатель хвалит детей. Воспитатель вывешивает схему данного этапа.
Воспитатель просит детей смотреть на эмблему и запомнить ее правило «Смотрю на картину и называю объекты».
Дети рассматривают картину. Описывают предметы на картине по очереди, соблюдая правило.
2.2 Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
Задачи:
Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине, обозначать эти связи стрелками.
Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим».
Активизировать словарь детей в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов).
- Еще к нам пришла Фея Объединяй и соединила два предмета (педагог указывает на них) - Девочка и земляника. Фея просит объяснить, почему она это сделала (ответы детей).
- Они между собой связаны, потому что девочка собирает землянику.
- Белка и дупло (они взаимосвязаны, потому что белка сидит в дупле).
- Мальчик и кепка (они взаимосвязаны, так как кепка одета на голову мальчика), и т.д.
Последовательность объединения объектов получается случайная, в зависимости от выбора детей.
- Ребята, что мы с вами делали? С кем играли? (мы играли с волшебником «Объединяй»).
- Что мы делали? (мы объединяли объекты на картине).
Воспитатель просит детей смотреть на эмблему и запомнить ее правило «Один объект связан с другим"
Дети играют в игру с Феей Объединяй- объясняют взаимосвязи объектов, изображенных на картине.
Отвечают на вопросы, слушают друг друга, не перебивают друг друга.
2.3 Этап «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»
Задачи:

Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание).
Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины (слова, характеризующие звуки запахи и тактильные ощущения).
Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
- Ребята, вместе с Волшебником «Дели» и Феей «Объединяй» к нам пришли: гномик - «Я чувствую запах», гномик - «Я пробую на вкус», гномик - «Я слышу», гномик - «Я вижу», гном - «Я трогаю руками». Хотите с ними поиграть?
- Ребята, я предлагаю вам, отправиться в путешествие по картине. Возьмите с собой любого гномика, «войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя.
- Я советую вам начинать предложение так: «Я слышу, как… », «Я чувствую запах… » (в зависимости от того, какого гнома вы взяли с собой в картину) и т. д. Описывать свои чувства можно от лица постороннего наблюдателя или одного из персонажей картины.
Например, « Я слышу, как шелестит трава, когда я иду по ней».
-«Я смотрю на картину и чувствую запах свежих ягод».
-«Я ощущаю руками, какой гриб мокрый и скользкий»
- Ребята, какие интересные истории вы придумали, мне так было интересно слушать их.
Воспитатель вывешивает схему данного этапа.
Воспитатель просит детей смотреть на эмблему и запомнить ее правило «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
Дети с картинкой гнома в руках описывают свои ощущения «внутри картины»
Дети по очереди рассказывают, что они слышат, какие запахи чувствуют и что они ощущают руками.
Дети на основе восприятия представили возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, зрение)
Физ. минутка
Задача: развивать общую моторику и речь детей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Дети отдыхают, выполняют упражнения. .

3. Этап продуктивной деятельности
Задачи:

Организовать продуктивную деятельность.
Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.
Воспитатель организует продуктивную деятельность детей.
- Ребята, на картине, с которой мы играли, изображено, как мальчик и девочка вместе с мамой пошли в лес собирать ягоды и грибы.
- Кто хотел бы составить рассказ по картине? Когда мальчик и девочка с мамой пришли в лес, какие запахи они чувствовали? Какие звуки слышали? Что ощущали, когда собирали ягоды и грибы в лесу?
Воспитатель записывает рассказы детей с помощью схем, слов и т.п. Затем предлагает свой рассказ детям. Дети составляют творческий рассказ по картине. Дети проявили активность в продуктивной деятельности.
Дети проявили умения слушать других, не перебивая их.
4. Этап рефлексии
Задачи:

Учить детей анализировать свою деятельность.
Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы.
- Ребята, что мы с вами делали? - Как мы это делали?
- Зачем мы это делали?
- В какие игры мы играли?
- Какая игра вам понравилась больше всего?
- Что было труднее всего?
- Вам было интересно играть с картиной?
- Ребята, вы так хорошо играли, мне так понравилось с вами играть. Дети высказывают свое мнение. Слушают воспитателя. Дети оценили собственную деятельность.
Дети проявили умения строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
5. Этап оценки уровня творческих работ
Задача: побуждать детей к обсуждению своих действий
Воспитатель оценивает уровень оригинальности работы.
-Ребята, вам понравилось составлять рассказы?
- Маша, чей рассказ тебе понравился больше всего? А тебе Вова?
- Мне понравились все ваши рассказы, вы такие молодцы. Ваши рассказы получились очень интересными. Дети отвечают на вопросы, высказывая свое мнение. Дети проявляют инициативность, отвечая на вопросы, обсуждают свои действия.
6. Открытость
Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность. Вопросы - Ребята, мы записали ваши рассказы на листочках. Я хочу предложить вам вечером с родителями снова посмотреть эту картину и озвучить им ваши рассказы. Дети высказывают свое мнение.

1. Цель:

1.1. Связная речь: Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины.

Учить композиционно, строить рассказ (начало, середина, конец) и распределять содержание при изложении.

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

1.2. Грамматика: Активизировать употребление в речи однокоренных слов (снег, снежок, снеговик снегурочка, снежинка, снежный; зима, зимний, зимовье, зимовать, зимушка-зима, зимовщик).

Учить понимать смысл пословиц.

Развивать мышление, память, воображение.

1.3. Воспитывать интерес к окружающему, обратить внимание детей на значимость труда взрослых.

1.4. Индивидуальная работа.

2. Лексический материал : снегоуборочная машина, транспортер, снегопад, липкий, хрустящий и др.

Учить составлять два - три предложения с заданными словами, сочетая их по смыслу трус, храбрец.

3. Оборудование : картина по теме, игрушечные машины.

4. Предварительная работа: Наблюдение за трудом взрослых, за работой транспорта.

I. Оргмомент

II. Работа с темой занятия

1. Беседа о зиме

Какое сейчас время года?

Чем зима отличается т других времен года? /снег/

Послушайте стихотворение. Стихи М. Познанской.

Тихо, тихо снег идет, белый снег, мохнатый

Мы расчистим снег и лед во дворе лопатой,

От калитки мы с трудом к дому стежку проведем,

Выйдет мама на порог, скажет:

«Кто бы это мог

Провести дорожку к нашему порожку?»

Ребята, как вы думаете трудно чистить снег лопатой? А чтобы легче было чистить снег в городе, что придумали люди? Как вы думаете?

2. Знакомство с картиной. Беседа

Хотите посмотреть на машину убирающую снег? /показать картинку/.

Как вы думаете, о чем эта картина?

Почему пришла убирать снег машина? –

/Вчера много снега выпало, был снегопад/.

Снег падал - снегопад. Очень и интересное слово «снегопад».

Как эту машину можно назвать? - Снегоуборочная машина. Она убирает снег.

Повторим словосочетание «снегоуборочная машина» хором и индивидуально.

Посмотрите на машину, как она убирает снег. Что у нее есть? - Ковш, в котором есть две лопаты - они сгребают снег и отправляют его на транспортер. По транспортеру снег идет и попадает в кузов грузовика, который увозит снег за город. Как называется профессия людей, которые выполняют эту работу?

Водители или шофера.

Правильно.

Как вы думаете если бы их не было не было такой машины, как бы столько снега можно было убрать?

Посмотрите, кто наблюдает за работой снегоуборочной машины?

Расскажите об этих детях: откуда они пришли, что делали до этого, как пришли смотреть на машину, что они говорят, рассматривая машину.

Вы рассказали, что дети лепили снеговика.

А почему его можно было слепить? - Снег был липкий, и его было много.

А почему снег был липкий? - Потому что потеплело.

А когда был мороз, можно было лепить?

Какой был снег? - Он рассыпался, был жесткий, хрустящий.

Молодцы, хорошо рассказывали, а теперь послушайте мой рассказ о картине.

3. Рассказ по картине

Стоял теплый зимний день. Ребята оделись и вышли с воспитательницей на прогулку. Вчера был сильный снегопад. Ребята стали лепить большого снеговика, потому что снег был липкий. Снегу много нападало, и его приехала убирать снегоуборочная машина и грузовик. Дети стали наблюдать, как большие лопаты ковша сгребают снег, бросают его на транспортер, а оттуда в кузов грузовика. «Вот здорово! Как быстро столько снега убрал! Но и мы им помогли - лопатками дорожку расчистили» - сказали ребята.

Кто расскажет про картину?

Заслушивается 2-3 рассказа. В ходе рассказов воспитатель помогает детям подобрать нужные слова, построить предложение, оценивает и анализирует рассказы.

III. Физминутка

Представим, что мы с вами на улице.

Снег идет, снег идет

Дворник улицу метет

Веселей, веселей (хлопки)

Нам помочь ему не лень.

Мы немножко разомнемся (наклоны)

И за дело сейчас возьмемся

Руки вытянуть пошире (поворот)

Раз, два, три, четыре

Наклоняться три, четыре

И на месте поскакать

На носок, потом на пятку

Вот и сделали зарядку (хлопки)

IV. Д/и «Родственные слова»

1. А сейчас поиграем в другую игру, со словами

Воспитатель предлагает вспомнить слова родственные словам «снег», «снежок», «снежинка». Они похожи по звучанию, они считаются родственными.

Как сказать о горке, сделанной из снега? - /Снежная/

Каким еще, словом можно назвать снежную бабу? - /Снеговик/

Как называются цветы первыми расцветающие в лесу, когда еще лежит снег? - /Подснежник/

Объясните, почему подснежники так называются? - /Они появляются из-под снега, начинают расти еще под снегом/.

2. - Как вы считаете слово «зима» родственное слову «снег»? Ведь зимой много снега. - /Родственные слова должны звучать, похоже, а в слове «зима» нет такой части которая бы звучала похоже на слово «снег»/.

Подберите слова родственные слову «зима».

Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? Какие они?

- /Зимующие/

Что они делают? - /Зимуют/

Каким словом можно назвать день зимой? - /Зимний/

Каким ласковым словом называют зиму? - /Зимушка/

3. Назовите еще раз родственные слова. Вместе с воспитателем дети еще раз называют слова-родственники:

снег , снеговик снежинка, подснежник; зима , зимний, зимующий, зимушка. Составьте предложение со словами «зима», «снежок».

Очень трудно играть? Но вы справились.

V. Итог занятия.

Сегодня вы познакомились со снегоуборочной машиной. Составили про нее рассказ. У нас в группе много разных машин и все они могут выполнять разную работу. Можете с ними поиграть.

Литература:

1. Г.Я. Затулина «Конспекты занятий по развитию речи в подготовительной группе», М. 2007 г.

Практикум «Составление рассказа по картине»

ПОДГОТОВКА:

  1. Объявление о предстоящем практикуме.
  2. Изучение материалов: учет возрастных особенностей детей при работе с картиной, виды занятий по картинам, приемы работы с сюжетными картинами

ХОД ПРАКТИКУМА:

  1. Организационный момент (распределение педагогов на три группы).
  2. Выступление организатора практикума (презентация).

Давайте вспомним, что такое связная речь.

Слайд 1. Определение связной речи.

Связная речь неотделима от мира мыслей, связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении рассказов по картинкам ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в её широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

Так, в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.

Формирование грамматического строя речи направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи способствует тому, чтобы речь ребенка была четкой, внятной, выразительной.

Этапы формирования связной речи

Анализируя ошибки, допускаемые детьми при составлении рассказов, можно не только определить составные части связной речи, но и этапы ее формирования.

Подготовительный этап - расширение кругозора, развитие мыслительных операций, формирование фонетически и грамматически правильной речи, обогащение словаря.

Формирование навыка или обучение составлению рассказов :

Накопление слов по теме; накопление общих знаний по теме из стихов, рассказов, наблюдений; отработка сочетаемости слов, осваивание грамматических конструкций;

Работа над пониманием содержания картины: установление причинно-следственных связей, последовательности событий, значимости героев;

Составление плана рассказа;

Составление рассказа;

Исправление ошибок: дополнение содержания, исправление грамматических ошибок, распространение предложений.

Самостоятельная речь - умение составлять рассказ без помощи взрослого.

В детском саду для обучения детей составлять рассказы используются как предметные, так и сюжетные картинки и картины.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Назовите основные задачи и приемы работы по составлению рассказов по картине:

1 подгруппа – младший дошкольный возраст

2 подгруппа – средняя группа

3 подгруппа – старший дошкольный возраст

На обсуждение задания группам отводится по 5- 10 мин, после чего представители групп зачитывают свои конспекты и анализируют ошибки

Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине, поскольку трехлетний ребенок ещё не может составить связного изложения. Как правило, дети ограничиваются перечислением объектов, отдельных их свойств и действий.

На данном этапе главным является учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы педагога).

Первые картины для младших дошкольников - это картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные), а также несложные сюжеты, близкие личному опыту детей

(серии «Наша Таня» О. Соловьевой, «Мы играем» Е. Батуриной, «Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни» Е. Радиной и В. Езикеевой и др.).

Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Например, занятие можно начать с вводной беседы, цель которой - выяснить представления и знания детей об изображенном, создать эмоциональный настрой для лучшего восприятия картины. Основной прием - вопросы воспитателя; они должны быть четкими, лаконичными. Если ребенок затрудняется с ответом, надо помочь ему пояснениями, уточнениями. Необходимо добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями и говорили при этом грамматически правильно.

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение, например рассказ писателя о домашних животных, небольшое стихотворение или потешку («Петушок, петушок, золотой гребешок», «Кисонька-мурысенька» и др.).

Можно загадать загадку (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки»- к картине «Кошка с котятами»; «Громко лает, а в дом не пускает»-к картине «Собака со щенятами»; «Золотой гребешок, масляна головушка, утром рано встает, голосисто поет» - к картине «Куры» и т. д.). Можно спеть с детьми знакомую им песенку о кошечке, собачке, курочке.

Во второй младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы. М. М. Конина предлагает, например, такие, как: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке». С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине, пришедшей к ним в гости кукле (собаке и др.).

Рассматривание предметной картины можно связать и с рассматриванием похожей игрушки. Воспитатель задает детям вопросы, закрепляющие полученные знания о данном объекте. Этот прием побуждает детей к новым высказываниям.

После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассматривают ее, замечают то, что не заметили раньше, высказываются. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.

В средней группе становится возможным составление детьми небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

Детей среднего дошкольного возраста учат составлять главным образом описательные рассказы, как по предметным, так и по сюжетным картинам.

Рассказывание по картине проводится по вопросам и образцу рассказа воспитателя. Первое время многие дети почти дословно повторяют предложенный образец, но постепенно в их рассказах все чаще начинают появляться элементы творчества.

В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводя дошкольников к самостоятельному рассказыванию. Так, воспитатель дает образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой (используются, например, картины из серии «Наша Таня»). Можно ввести рассказывание по плану. Например, по картине «Таня и голуби» предлагается такой план: расскажите, где гуляет Таня. Что она делает? Во что играет? Что видно за забором? И т. п.

В старшей и подготовительной к школе группе, в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. К рассказам детей предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Рассказ - образец дается в старшей и особенно в подготовительной к школе группе для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Используются литературные образцы. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития.

Меняется роль воспитателя - он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

В работе со старшими дошкольниками широко используются серии сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Сюжеты могут быть самыми разными («Как еж спас ежонка», «Медвежонок на прогулке» и др.).

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях воспитатель ставит ряд вопросов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.

Интересно проходит составление коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий - последующие действия, поступки героев и чем закончились их приключения. На таких занятиях необходимо воспитывать у детей умение оценивать рассказы (и содержание, и форму) друг друга, подмечать удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины или метко характеризующие события, поступки персонажей.

Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их. Когда дети будут достаточно свободно владеть навыками рассказывания, им можно предложить; две или несколько картин (знакомых или совсем новых) для составления рассказа по любой из них на выбор (например, картинки на тему «Наш участок зимой и летом»). Это дает возможность каждому ребенку выбрать наиболее интересный для него или же наиболее доступный сюжет.

Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.

Развитие связной речи на занятиях по картине занимает центральное место, но вместе с тем очень важно сочетать эту задачу с другими речевыми задачами: обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи. Так, например, в беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т. п.).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

ВАРИАНТ 1: Фрагмент конспекта образовательной деятельности по составлению пересказа сказки «Почему у месяца нет платья?» с опорой на иллюстрации (подготовительная группа).

ПОЧЕМУ У МЕСЯЦА НЕТ ПЛАТЬЯ?

(сербская сказка)

Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. А платье-то узко и коротко.

Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. Опять платье мало.

Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной.

В третий раз месяц пришел к портному.

Увидел портной: идет по небу круглый месяц – не месяц, а луна целая, вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.

Так и остался месяц без платья.

Воспитатель: Вчера мы с вами читали сказку «Почему у месяца нет платья?» Посмотрите, какие я принесла вам картинки – иллюстрации к этой сказке. Давайте расставим их по порядку. (Вызывает ребенка к доске, если он делает ошибку, исправляет ее). А теперь перескажем сказку. (Дети выполняют задание).

После того, как ребенок закончил, воспитатель исправляет его ошибки: «Надо было сказать…»

Ребята, как вы считаете, у кого был самый хороший рассказ? (дети отвечают).

НАЗОВИТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:

  • Воспитатель не прочитал сказку, не напомнил ее содержание.
  • Картинки демонстрировались впервые, у детей не было времени рассмотреть их и разобраться в содержании.
  • Перед тем как расставить картинки по порядку, дети должны были назвать эпизоды, изображенные на них.
  • Ошибки при расстановке картинок надо было исправить по окончании работы, спросив у ребят, правильно ли расположены картинки и почему?
  • Порядок опроса детей:
  1. Сначала дети с низким уровнем подготовки по цепочке, в заключение ребенок с высоким уровнем подготовки полностью.
  2. Сначала ребенок с высоким уровнем подготовки дает образец пересказа, за ним несколько детей с низким уровнем подготовки, в заключение повторяет ребенок с высоким уровнем подготовки.
  • Не был подведен итог: почему же у месяца нет платья, с каким явлением это связано?

ВАРИАНТ 2: Фрагмент образовательной деятельности по составлению рассказа по серии картинок «Старший товарищ» (старшая группа).

Воспитатель: На занятии по рисованию мы рассматривали матрешку. Вспомните, что есть особенного в этой игрушке? (Ставит на стол матрешку).

Дети: Она раскладывается, внутри есть еще матрешки.

Воспитатель: Да, это игрушка с секретом. Стоит одна игрушка, а в ней спряталось еще несколько. (Показывает на матрешке). Сегодня мы будем составлять рассказ по серии картинок, а называется он «Старший товарищ». (Выставляет картинки по порядку). Давайте рассмотрим, что на них нарисовано.

Дети: Мальчик не дает девочке матрешку. Другой мальчик на них смотрит, потом берет матрешку. Раскрыл ее, а там еще одна матрешка. Он ее девочке показал. У всех детей стало по матрешке. Мальчик и девочка сели играть, а другой мальчик стоял с матрешкой.

Воспитатель: Давайте дадим детям имена, чтобы удобнее было рассказывать. Кто хочет составить рассказ по картинкам? (Спрашивает 3-4 детей, по ходу ответа делает замечания, исправляет ошибки).

НАЗОВИТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:

  • Матрешка не является героем, определяющим смысл рассказа, поэтому вспомнить о свойствах этой игрушки надо было после рассматривания картинки. У каждой картинки есть название. Нужно было обратить на это внимание и обсудить, почему они названы именно так, объяснить слово «фокус». Обсудить название рассказа. Выяснить, кто же из детей «старший товарищ».
  • При рассматривании картинок следовало обратить внимание на выражение лиц детей, описать их эмоциональное состояние.
  • С именами детей нужно было определиться еще при описании каждой картинки в отдельности.
  • В предложениях не отражены причинно-следственные связи.
  • Воспитатель не предложил детям образец рассказа.
  • Заранее не продумал порядок опроса детей.
  • Не подвел итог. Не использовал воспитательный потенциал картины.

ВАРИАНТ 3: Фрагмент конспекта образовательной деятельности по составлению рассказа по картинке «Дети кормят птиц» (средняя группа).

Воспитатель: Когда мы изучали птиц, рассматривали эту картинку. (Демонстрирует картинку). Какое время года здесь изображено? (Дети отвечают).

Какие признаки зимы вы знаете? (холодно, идет снег, деревья голые).

Каких птиц кормят дети? (Воробья, синичку, ворону).

Какие еще птицы могут прилететь к кормушке? (Снегири, галки, голуби).

Чем дети кормят птиц? (Крошками).

Чем еще можно кормить птиц? (Хлебом, семечками, крупой).

Почему надо кормить птиц зимой? (Им холодно и голодно).

Послушайте мой рассказ по этой картинке, а потом повторите его.

Стояла зима. На улице было очень холодно. Листья с деревьев давно облетели. Теперь ветки деревьев, земля покрыты толстым слоем снега. Холодный ветер наметает сугробы. Артур и Лариса надели теплые куртки, шапки, варежки и пошли на улицу. Дети хотели посмотреть, прилетели ли птицы к кормушке, которую они повесили на дерево. Ребята взяли с собой крошки, оставшиеся от завтрака, чтобы покормить птиц. Они насыпали корм. Тут же прилетели воробышки и синички. Они бойко клевали крошки. На суку сидела ворона. Она тоже хотела есть, но боялась детей. Дети были рады, что помогают птицам выжить холодной зимой.

Воспитатель: Послушаем ваши рассказы. (Спрашивает детей, исправляя каждое предложение, добиваясь повтора образца).

НАЗОВИТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:

  • Необходимо повторить признаки зимы, названия птиц по предметным картинкам, а затем выставить знакомую картинку и беседовать только по ее содержанию.
  • Не продуманы вопросы.
  • Ответы должны сопровождаться показом называемых предметов.
  • От детей в качестве ответа надо было требовать предложение, а не слово.
  • Рассказ, составленный воспитателем, не соответствовал уровню речевого развития детей: много непонятных слов и оборотов, слов, сложных по звуковому составу. Этот текст мог прозвучать в конце занятия как образец, к которому надо стремиться.
  • Когда составление рассказа только начинается, его следует составлять по цепочке, комментируя и справляя ошибки в каждом предложении. Лишь в конце ребенок с высоким уровнем развития может составить рассказ.

На обсуждение задания группам отводится по 5- 10 мин, после чего представители групп зачитывают свои конспекты и анализируют ошибки.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: какие модели для обучения составлению рассказов по картине вы могли бы предложить своим коллегам.

Модели для обучения детей составлению рассказов по картине

1. Модели, помогающие детям освоить структуру рассказа.

а) Модель «Птичка»: На листе картона изображена птица, разделённая на 3 части. Голова изображает начало рассказа, туловище - основную часть, хвост - конец рассказа. Данная модель может быть использована для анализа детских рассказов (индивидуальные "птички" для каждого ребёнка, ребёнок слушает рассказ товарища и выкладывает на столе "птичку").

б) Модель «Круг»: Распространённой моделью является круг, разделённый на 3 неравных части, каждая из которых обозначает начало, основную часть и конец рассказа.

2. Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ, не пропуская смысловых звеньев.

Данная модель может быть использована в качестве плана рассказа.

1 - Какое время года?

2 - Какая погода?

3 - Деятельность детей, взрослых, животных, их взаимоотношения.

4 - Настроение героев картины.

3. Модели могут быть использованы для того, чтобы дети в своих рассказах употребляли эпитеты, сравнения, давали характеристику героям, месту события .

а) Модель «Ладошка»: На листе картона изображена ладошка. В центре её помещается картинка с изображением героя картины (например, зайца). Дети подбирают слова, характеризующие героя (каждый пальчик - слово). Заяц - трусливый, длинноухий, ловкий, быстрый... Данная модель нацеливает детей на употребление подобранных слов в своих рассказах.

б) Вариант - модель «Солнышко»: На листе картона изображается "Солнышко". Каждый лучик - определённая характеристика героя (автор - О.Ушакова).

4. Модель для самоанализа и анализа детских рассказов.

1 - Сохранена ли структура рассказа?

2 - Громко или тихо рассказывал?

3 - Употреблял ли в речи интересные слова, давал ли характеристику героям?

4 - Рассказывал эмоционально или вяло, сухо? Интересно ли было слушать рассказ?

При выборе моделей необходимо учитывать этап обучения, программные задачи, индивидуальные особенности детей.

Подведение итога: составление памятки воспитателю.

Памятка воспитателю по работе

над составлением рассказа по картинке

1. В рассказе должно быть отражено настоящее, представленное на картинке, предшествующее и последующее - в их причинном и логическом взаимоотношении .

2. Картинка, намеченная для работы, должна быть вывешена заблаговременно.

3. Картинка должна соответствовать графическим и эстетическим нормам.

5. При работе с картинкой следует четко определить главное и второстепенное.

6. При планировании и проведении работы следует использовать весь потенциал картинки (познавательный, нравственный, эмоциональный).

7. Образец рассказа и требования к детям должны соответствовать уровню их развития.

8. Работу над составлением рассказа всегда надо начинать с подготовки (уточнение знаний, накопление словаря, уточнение грамматики).

9. Не следует подменять составление рассказа детьми заучиванием образца воспитателя.

10. Дети рассказывают поочередно.

11. Нельзя прерывать рассказчика. Все замечания делаются по окончании ответа.

12. Опрос детей следует проводить с учетом их индивидуальных особенностей.

13. В зависимости от сложности картинки следует использовать разные формы составления рассказа: по цепочке, образцу, плану.


Поделиться: