Нетрадиционные формы воспитательной работы. Курсовая работа нетрадиционные формы организации воспитательной работы с обучающимися

Понятие об организационных формах воспитания. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм воспитания

Воспитательный процесс, как любое социально-пси­хологическое и культурологическое явление, имеет форму. Так как субъекты организованного процесса индивиду­альны и неповторимы, то сочетание методов и подбор средств, обусловленные индивидуальным своеобразием пе­дагога (либо педагогического коллектива в качестве сово­купного субъекта), определяет неповторимость и своеобра­зие формы воспитательного процесса. Поэтому форму воспитательного процесса можно определить следующим образом.

Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Форма логически вытекает из аналитической педагогической оценки средства. Отобранное средство диктует форму, и педагог прямо следует за этим диктатом, лишь шлифуя форму, придавая ей завершенный вид.

Вопрос о классификации форм воспитательной работы обсуждается давно. Основы решения этого вопроса заложены Е.В. Титовой в работе «Если знать, как действовать», интересны наблюдения С.Д. Полякова, представленные в книге «Психопедагогика воспитания», а также Л.В. Байбородовой и М.И. Рожкова, изложенные в учебном пособии «Воспитательный процесс в современной школе». Любую форму воспитательной работы, согласно Е.В. Титовой, можно отнести к одной из следующих больших групп: мероприятия, дела, игры. Первые и вторые, по ее мнению, различаются по субъекту организации деятельности (взрослые и дети).

Так, согласно определению Н.Е. Щурковой, воспитательное мероприятие – это отдельный единичный акт педагогического инициирования физической и духовной активности детей путем организации и проведения группового дела, содержание которого имеет социально-ценностный характер и в ходе протекания дела, благодаря ценностному содержанию, обретает личностный смысл для каждого ребенка. При этом необходимо отметить, что воспитательное мероприятие – это всегда «групповое дело» (группа что-то «делает»: поет, пьет чай, моет пол, читает стихи, слушает гостя, размышляет над вопросами жизни), поэтому тот, кому не по душе методический термин «воспитательное мероприятие», может использовать другой термин «групповое дело».

Дело – общая работа, важные события, осуществляемы и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Воспитательное дело – это организация яркого, наполненного трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни сотрудничества. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками. Главные отличительные особенности ВД – необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.

Предложение рассматривать в качестве особой формы воспитательной работы игру также не вызывает возражений. Действительно, целый ряд форм имеет признаки игры (воображаемая ситуация, роли, правила). Например, ярмарка, ситуационно-ролевая игра, вечер общения в импровизированном кафе, игра-путешествие, парад, продуктивная инновационная игра немыслимы без игровых атрибутов.

С. Д. Поляков, опираясь, на подход к классификации форм совместной деятельности Л.И. Уманского, выдвигает в качестве основания для их типологии характер взаимосвязи субъектов действия. Он предлагает различать следующие типы форм воспитательной работы: «защита», «эстафета», «бои», «хеппинг».

«Защита» - каждая группа (или школьник) выступает, действует сама по себе, а объединяет участников только общая тема.

«Эстафета» - совместная деятельность группы школьников (или отдельных участников), совершаемая в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом.

«Бой» - соревнование между группами (отдельными школьниками), с использованием, например взаимообмена заданиями (классический пример - КВН).

«Хеппинг» - одновременное взаимозависимое действие школьников, групп без целей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.

По степени сложности ученые выделяют простые и составные формы воспитания . К простым формам относятся беседы, экскурсии, рассказы и т. д. К составным формам воспитания ученые относят уроки-конференции, уроки-КВН и т. д. Комплексные формы сочетают в себе простые и составные. К ним относятся дни открытых дверей, недели и т. д. Кооперативные формы характеризуются распределением функций между участниками.

Также все формы можно разделить на индивидуальные, групповые, коллективные (субботники, смотры).

Интересным представляется разделение форм воспитания на традиционные и нетрадиционные. К традиционным формам относятся классный час, так как он характеризуется закрепленным положением в распределении рабочего дня, беседы, экскурсии, КВН и другие. Нетрадиционных форм ученые выделяют более 200 видов. Многие из них представлены в книге Н.Е. Щурковой «Собрание пестрых дел»: «ринги», «конверты», «качели» и многие другие.

Л. В. Байбородова и М.И. Рожков предлагают для различения форм воспитательной работы два показателя: количественный (количество участников) и качественный (субъект организации и общественно значимый результат). Предложенный ими подход можно представить в виде таблицы:

Наибольший интерес представляют кратковременные (от 1 до 2 часов), массовые (не менее 15 участников) формы воспитательной работы, причем такие, где субъект организации может быть любым, как и предполагаемый результат.

Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравст­венного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из об­щих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т. д.). Осмысление задач ВД - необходимое условие его эффек­тивности. Они должны быть умело интерпретированы и доведены до учеников. Не навязывайте им свою точку зрения, убедите детей принять необходимое решение, которое они должны воспринять как свое. Пассивность - первый враг воспитательных дел. Присматри­вайтесь к поведению школьников, они сами подскажут, что нужно изменить. Воспитательные дела не терпят шаблона, гибкость и ши­рота маневра - их отличительные признаки. Стремитесь максималь­но использовать непохожесть классов, отдельных ребят. Проекти­руя дело, помните, что удачный опыт, полученный в одном классе, далеко не всегда прививается в другом. Шаблонный подход, трафа­ретность, формализм погубят дело, если педагог позволит себе хотя бы раз воспользоваться не скорректированным по обстоятельствам сценарием.



Воспитательные дела должны быть разнообразными. Яркие де­ла воспитанники помнят долго, а поэтому любое повторение неже­лательно, ибо оно сыграет отрицательную роль. Воспитательные дела проектируются как мощный катализатор эмоций. Известно, что взволнованный ребенок более восприимчив. Найти в каждом ВД близкое, созвучное воспитанникам и донести его так, чтобы оно по­могло в развитии положительных черт характера, в формировании твердой жизненной позиции, в правильном понимании окружаю­щей действительности, - в этом один из важнейших путей повы­шения культуры воспитательной работы (Ю. А. Конаржевский).

Планируя ВД, педагог будет опираться на уровень подготовлен­ности воспитанников, максимально учитывать их возрастные и личностные особенности. Сложность дел, недоступный пониманию ребят замысел педагога, смутное представление о том, что, зачем и почему нужно делать, превращают ВД в формальное мероприятие.

По главным целям и назначению выделяются воспитательные де­ла: этические, социально ориентированные, эстетические, познава­тельные, спортивно-физкультурные, экологические, трудовые и др. Выделение это условно, ибо цель любого воспитательного дела - комплексная.

Социально ориентированные воспитательные дела . Их главная цель - формирование у школьников системы социальных отноше­ний: к обществу, закону, органам государственной власти, правопо­рядка и т. д. Стержневое качество, воспитываемое в таких ВД, - дисциплинированность. Именно через понятную даже младшим школьникам дисциплину - осознанную необходимость - соверша­ется постепенный и незаметный переход к усвоению социальных отношений. Дисциплинированность проявляется в поступках и от­ражает сознательное выполнение общественных норм и правил по­ведения. Она не требует постоянного напряжения мысли, потому что это следствие привычки поступать в соответствии с уже сло­жившимся образом мыслей и действий. Благодаря такому отноше­нию ребенок находит верную линию поведения в различных ситуа­циях.

Воспитание дисциплинированности согласуется, прежде всего с правилами поведения, которые отражают, с одной стороны, мораль­ные принципы общества, с другой - специфику работы школы.

Определенный порядок жизни и деятельности школьников при­нято называть распорядком. Распорядок дня - это постоянно теку­щее ВД. Выполнение его требований - одно из основных условий эффективного воспитания: распорядок быстро вырабатывает ус­тойчивые привычки личности. Воспитанники привыкают к правиль­ному чередованию труда и отдыха, учатся определять объем рабо­ты, усваивают гигиенические требования. Соблюдение распорядка не только оказывает положительное влияние на физиологические функции организма, но играет большую дисциплинирующую роль: приучает к определенному стилю поведения, помогает выработать умения и навыки выполнения дисциплинарных требований.

Этические воспитательные дела . Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям обществен­ной морали. Основные задачи нравственного воспитания: 1) форми­рование нравственного сознания: 2) воспитание и развитие нравст­венных чувств; 3) выработка умений и привычек нравственного поведения. Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что воз­никла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности.

Главная такая ценность - жизнь. Право человека на жизнь свя­то и нерушимо. С молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и свою жизнь не­допустимо. Сегодня большую тревогу вызывает возросшее число са­моубийств среди школьников. Некоторые из них идут на это, поте­ряв смысл жизни, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Христи­анская мораль на протяжении веков учила - когда трудно, неуют­но, одиноко, надо идти к людям, искать у них помощи и защиты.

Еще одна общечеловеческая ценность - свобода. В условиях демократизации значительно возросли права и свободы личнос­ти. И это особенно отчетливо выявило низкий уровень культу­ры, воспитанности многих выпускников школ. Демократический стиль общения малокультурный человек понимает как безгра­ничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих. На самом деле свобода и ответствен­ность, свобода и дисциплина нерасторжимые понятия. Послуша­ние в школе необходимо, это одно из условий плодотворного вос­питания, особенно в младшем возрасте. Но от послушания ребе-

нок должен как можно быстрее переходить к ответственности, к осознанной дисциплине.

Не утратили своего значения, а наоборот, стали еще важнее та­кие нравственные качества, как патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и др. Чрез­вычайно актуальны в системе современного нравственного воспи­тания проблемы полового воспитания школьников, отношения к труду. Проблем много, разных, сложных. Наркомания, алкоголизм, проституция, агрессивность, жестокость молодежи - далеко не пол­ный перечень негативных явлений, с которыми школа сталкивает­ся ежедневно. Они разрушают и нравственную сферу, и самого чело­века: он деградирует духовно и физически. Идет процесс само­уничтожения. Нравственные критерии всегда должны стоять выше всех других интересов. Сегодня вопрос стоит о спасении молодых поколений.

Эстетические и физкультурные воспитательные дела. Эстетичес­кие (художественные) дела - общее название дел, доминирующая цель которых - формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению. Уже назывались главные задачи эстетического воспитания, в числе которых - формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей. Критерием эстетичес­кой воспитанности считается овладение эстетической культурой. Эстетическая культура как составная часть культуры духовной пред­полагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но и в любом проявлении жизни: в труде, быту, поведении человека.

Важнейший компонент эстетического восприятия - эмоциональ­ность. Характер ВД зависит от того, что выступает средством эсте­тического воспитания - природа, труд, человеческие отношения, искусство и т. д. Чрезвычайно большие возможности открывает природа. К. Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем мо­лодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств. Экскурсии, походы, прогулки, изучение про­изведений искусства, посвященных природе, - традиционные дела данного направления. Однако только пребывать среди природы не­достаточно. Надо уметьвидеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время про­гулок, походов, работы на пришкольном участке воспитателю реко­мендуем обращать внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.

Учебный труд - основной вид труда школьников. Важно разви­вать в нем способность видеть прекрасное в этом труде, вызывать радость участия в нем, создавать эстетическую обстановку ежеднев­ной трудовой деятельности.

Постоянный источник эстетических воспитательных дел - мир искусства . Произведения искусства всегда были «учебником жизни» (Н. Г. Чернышевский). Художественный образ, принятый в искус­стве, в конкретной форме отражает типические явления окружаю­щей действительности. Он эмоционален и активен, в нем выражено отношение художника к изображаемому им явлению. Искусство сво­ей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю лю­дей и играет огромную роль в жизни общества. Воспитание средст­вами искусства всегда привлекательно и действенно.

Доминирующая цель ВД физкультурной направленности выте­кает из уже известных нам задач физического воспитания: 1) укре­пление здоровья, содействие правильному физическому развитию школьников; 2) овладение физкультурно-спортивными знаниями; 3) выработка двигательных умений и навыков; 4) развитие двига­тельных качеств (силы, ловкости и т. д.); 5) воспитание нравст­венных качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и т. д.); 6) формирование эстетических качеств (осанки, культуры движений и т. п.); 7) выработка привычки к систематическим заня­тиям физкультурой и спортом; 8) формирование гигиенических уме­ний и навыков. Такое разнообразие ВД позволяет решать в комплек­се задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Очень важна гимнастика перед занятиями (утренняя физзаряд­ка), которой начинается трудовой день в школе. Утренние физичес­кие упражнения на открытом воздухе повышают работоспособность, содействуют общему закаливанию организма. Полноценность ут­ренних физкультурных упражнений зависит от их систематичнос­ти и организации. Учитель физкультуры заранее составляет ком­плексы упражнений для учеников различных классов с учетом их подготовленности. При этом обязательно принимаются во внима­ние особенности школы и климатические условия. Основное содержание утренней гимнастики составляют общеразвивающие упраж­нения. Они дополняются ходьбой, легким бегом, прыжками на месте, танцевальными упражнениями, специально подобранными иг­рами для всего класса.

К постоянным воспитательным делам относятся и физкультми­нутки (физкулътпаузы), во время которых выполняется несколько упражнений, предупреждающих или уменьшающих переутомление. Смена деятельности помогает поддерживать высокую работоспособ­ность. При хорошо организованном и методически правильном про­ведении физкультпаузы положительно сказываются на учебно-вос­питательном процессе.

Экологические и трудовые воспитательные дела . Опасность над­вигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвра­тить только немедленной и кардинально улучшенной природоохран­ной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природо­охранных действий, слить с трудовым воспитанием. Часть времени в таких воспитательных делах отводится экологическому просве­щению - формированию необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убежде­ние в необходимости безотлагательной помощи природе, стремле­ние хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее бра­ли. Если ребенок поймет, что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.

Таким образом, внеклассная и внеурочная воспитательная рабо­та в школе проводится в форме специально организованных и постоянно текущих воспитательных дел. ВД - это форма организа­ции и осуществления конкретной деятельности воспитанников. По целям и назначению выделяются воспитательные дела: этические, социально ориентированные, эстетические, познавательные, спор­тивно физкультурные, экологические, трудовые и др. Выделение это условно, ибо цель любого воспитательного дела - комплексная.

Форма воспитательного процесса выполняет чрезвы­чайное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме, воспитанник проживает удовлетво­рение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетво­рения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности. Пленитель­ность эпизода жизни переносится на объект - теперь пле­нительным для субъекта становится сам объект. Так, ис­пытав духовное наслаждение на конкурсе чтецов, один ре­бенок проявляет, любовь к стихам, пленяясь их мелодич­ностью, другой открывает для себя своих товарищей, удивляясь их талантам, третий обнаруживает ценность слова, вмещающего в себя бурю чувств.

У формы есть еще одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, подростков и юношей, несходство групп, классов, индивидуальностей. Чтобы найти соответствующую форму, надо поискать ее вместе с детьми, знакомясь с их пристрастиями, вкусами, предпочтениями. Иногда педагоги проводят творче­ские конкурсы на лучший проект реализации какой-либо идеи: проект Устава школы, проект новогоднего праздника, проект размещения разновозрастных групп, проект дежурства по школе и т.д.

Педагогический поиск формы сопряжен с некоторыми условиями:

² Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности.

² Форма должна быть изменчивой, но осу­ществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, им неизвестной, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и неза­метно быть вытесненной чем-то принципиально иным.

Таким образом, форма, средство, метод и цель стягиваются в тугой педагогический узел. Если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно методу, то сам метод проистекает из цели воспитания и задачи, постав­ленной на данный период работы с детьми.

Вопросы и задания

1. Что такое формы воспитания?

2. Перечислите три наиболее общие группы форм воспитательной работы.

3. В чем заключается характерное отличие воспитательного мероприятия от воспитательного дела?

4. Какие существенные признаки игры свойственны формам воспитания?

5. Какие классификации форм воспитания вам известны?

6. Назовите виды воспитательных дел.

7. Какие воспитательные дела относятся к социально-ориентированным?

8. Какие дела относятся к этическим?

9. Какие воспитательные дела относятся к эстетическим, физкультурным, трудовым?

Согласно базисному учебному плану начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

1. Спортивно- оздоровительное;

2. Художественно- эстетическое;

3. Научно- познавательное;

4. Военно-патриотическое;

5. Общественно- полезная и проектная деятельность.

Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника.

Указанные предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие внеурочные мероприятия как различные олимпиады, конкурсы, разнообразные тематические викторины, сочинения разных типов, выступления учащихся на утренниках, классные часы, посвященные определенным нормам поведения в школе и за ее пределами и многие другие мероприятия.

Внеурочная работа должна строиться с учетом возраста детей, их психологических и индивидуальных особенностей. Система воспитательной работы в классе строится на основе единства учебно- воспитательного процесса.

1 класс- развитие коммуникативных навыков;

2-4 классы - вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность.

Формы проведения внеурочных мероприятий:

· творческие игры, праздники, конкурсы, концерты;

· музыкальные спектакли;

· субботники, организация дежурств по классу;

· классные часы, беседы, викторины;

· экскурсии в музеи и на выставки города, в другие города;

· участие в школьных, городских, Российских конкурсах.

В организации внеурочной работы с младшими школьниками большое значение имеют развлекательно- познавательные мероприятия, помогающие детям хорошо отдохнуть, сплотить коллектив.

В настоящее время существуют различные нестандартные творческие формы организации внеурочной деятельности, которые мы изобразили на нашем коллаже. Например,

1. Очень полезно использовать проектную деятельность , которая вошла в практику многих современных российских школ. Перечислим неоспоримые плюсы данного метода:

Он развивает познавательный интерес;

Ребята используют различные формы работы: дискуссии, изучение литературы, сбор эмпирической информации и т.п.;

В процессе этой деятельности происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, от её результата;

Знания находят практическое применение;

Устанавливается связь с жизненным опытом детей;

В групповых проектах школьники овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь.

В ходе работы над проектом нужно стараться на всех его этапах помогать в поиске источников информации, поощрять и поддерживать энтузиазм участников проекта, помогать при появлении трудностей, поддерживать обратную связь.

2. КВН проводится в форме соревнований между командами.

Этапами являются задания для команд: приветствие, разминка, домашнее задание, практические задания, поединок капитанов и другие. Вопросы и задания по содержанию могут носить познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.

3. Викторина

Она предполагает индивидуальную работу учащихся и проводится, как и урок-КВН, с целью повторения учебного материала.

4. «Путешествия»

Эти занятия красочные, на них применяется наглядность, элементы игр, во время проведения таких уроков дети необыкновенно активны, почти каждый получает оценку своим знаниям и серьезнее, ответственно относится к изучению нужного материала.

5. Занятия, опирающиеся на фантазию: сказки.

Такой вид нетрадиционных занятий лучше проводить в 1-2 классах. Он может быть построен по сказкам В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, по русским народным сказкам, или учитель сам сочиняет новую сказку. Как и в любой сказке, на таком занятии должны быть положительные и отрицательные герои. В сказке должна быть завязка;

6. Игры

Они могут быть построены по аналогии с одноименными телевизионными играми «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час» и другие. Интересна и такая форма игры как «Крестики-Нолики». Учебная задача данных уроков - обобщение и систематизация знаний.

7. Конкурс «Русский медвежонок»

Языкознание кажется многим школьникам сводом сухих и скучных правил. Чтобы преодолеть это заблуждение, открыть детям красоту науки о языке, с 2000 года ежегодно проводится международная игра-конкурс "Русский медвежонок - языкознание для всех". Игра проводится прямо в школах, не требует от учителя особых усилий, а задания веселы, занимательны и в большинстве доступны не только "одаренным", но и самым обычным детям (что не мешает их содержательности). Даже те участники, которые не слишком увлекаются языкознанием, верно решают хотя бы несколько задач, и мало кто уходит обиженным.

8. Конкурс «Кенгуру»

В России конкурс впервые был проведен в 1994 году по инициативе

Санкт-Петербургского Математического общества.Конкурс «Кенгуру» — это олимпиада для всех школьников с 3 по 11 класс. Цель конкурса - увлечь детей решением математических задач. Задания конкурса очень интересные, все участники (и сильные, и слабые в математике) находят для себя увлекательные задачи.

Проходя производственную практику в школе, я впервые столкнулась с проблемой разработки конспекта внеурочных занятий и их проведения.

Для решения данных проблем, мы опирались на возрастные особенности и жизненный опыт учащихся. Мы проводили различные внеурочные мероприятия, в таких кружках:

· «Умелые ручки»

· «Занимательная математика»

· «Занимательная экология»

· «Азбука добра»

· «Веселая грамматика»

При проведении кружковых занятий использовались следующие

· индивидуальная (проведение опытов и самостоятельное выделение свойств воздуха и воды на занятиях «Занимательная экология»);

· групповая (выполнение заданий по карточкам на занятиях «Веселая грамматика», «Занимательная математика»);

· парная (взаимопроверка решения арифметического диктанта друг другом на занятии «Занимательная математика»),

· коллективная (на занятиях «Азбука добра» учащиеся составляли перечни правил разговора по телефону, вежливости),

· фронтальная (использовалась на каждом занятии).

· словесные (использовалась на каждом занятии);

· наглядные (использование на занятиях презентации, проведение опытов, инсценирование различных ситуаций);

· частично - поисковые (использовалась на каждом занятии);

· контроль и взаимопроверки (использовалась после выполнения детьми самостоятельной работы).

Для того чтобы продолжить формирование мотивационной сферы учащихся, студенты применяли следующие установки:

1. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

2. Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности;

3. Эмоциональную речь учителя;

4. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

5. Применение поощрения и порицания;

6. Нестандартные формы проведения кружковых занятий;

7. Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

8. Создание ситуации успеха.

ВЫВОД: Во время прохождения практики мы столкнулись с трудностями организации деятельности детей. Практика способствовала положительному отношению к своему выбору специальности «Преподавание в начальных классах».

Бесспорно, все содержание школьной жизни должно представлять школьнику возможности духовного возвышения. Но особо выделенное время школьной жизни и специально организованное дело, в ходе которого проходят дискуссии, диалоги, сообщения, выступления, дебаты, выводят школьников прямо на свободный выбор взглядов, мнений, суждений, оценок, идеалов. Таким образом, духовная деятельность приобретает характер так называемого воспитательного мероприятия.
В ходе воспитательного мероприятия педагог осуществляет тонкое психолого-педагогическое влияние. При этом он занимает скрытую педагогическую позицию. Это оказывается реальным только в том случае, когда педагог-организатор дела сам увлечен проблемами духовной культуры человека, обладает необходимым духовным развитием, является одним из участником коллективного размышления.

Практика современной школы богата разнообразием групповой духовной деятельности. Эти формы не нуждаются в длительной подготовке, они в основе своей гуманистичны и по своей организации очень просты.
Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колоссальной силой влияния: во-первых, создает сильнейшее поле эмоционального заряда, в которое попадает ребенок, приобретая при этом опыт эмоциональных переживаний. Во-вторых, оно концентрирует внимание детей на социальном значении происходящего и содеянного, высвечивая социально-культурную ценность во всей общечеловеческой пленительной значимости. В-третьих, реальное взаимодействие ребенка подкрепляется высокой удовлетворенностью в силу того, что для подростка крайне важно товарищество, общение, дружеские связи, чувство "своей" группы, где только он и способен ощущать свое "я" среди других и осознать себя как некую индивидуальность. Наконец, в деятельности группы легко и незаметно формируется умение взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.

Формы групповой деятельности:

1. Презентация мира

Эта форма групповой деятельности является лишь одним из элементов общей системы духовного становления школьника.
Избирается любой предмет из окружающей школьника действительности (бессмысленно избирать нечто лежащее за пределами реальности, например, тостер, пуанты и т. п.), ставится вопрос о его роли в жизни человека, утилитарном и духовном предназначении, в том числе и вопрос о личном отношении к предмету. Этот предмет представлен для общего восприятия так, чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, обставлен как некая ценность общечеловеческой культуры. Например, на драпированном столике – очки, на красивом блюде – красное яблоко; через эпидиоскоп на экране – иголка с ниткой; на демонстрационном кубе – кусочек мела.
Педагог предлагает взглянуть на этот предмет по-новому, как говорится, свежим глазом, отыскать в предмете весь спектр пользы и ценности для людей или, подойдя от обратного, представить жизнь без этого предмета. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки (может быть впервые осторожно и бережно), демонстрируют всей группе через призму своего видения, раскрывая то содержание, которое обнаружено ими. Не страшно, если ребенок, показывая почтовый конверт, скажет только "для писем"; ничего плохого нет в том, когда ребенок в кувшине видит лишь "сосуд для молока" – это все тоже социальное предназначение и участие предмета в социальной жизни. Мысль детей обычно довольно скоро подымается до духовных вершин, "почтовый конверт" служит "любви", "помощи", "поддержке другому человеку", а "кувшин" становится средством "добра", "общения", "заботы".
Предметом презентации могут стать явления, события, факт, процесс. Но на первых порах лучше всего начинать с вещей, непосредственно находящихся вокруг. Дети и сами могли бы предлагать такие предметы, открывая в них скрытые отношения, вознося их на пьедестал жизненных человеческих ценностей. Если группа небольшая, то возможен вариант поочередного предъявления предмета индивидуально каждым участником: тут интересен индивидуальный выбор и веер таких выборов.
"Презентация мира" может выступать частью какой-либо программы (на вечере, на поляне в лесу, на уроке).

2. Приглашение к чаю

Испарилось кондитерское содержание, но осталась форма, сохранив себя самое, и наполнилась новым содержанием.
В "Приглашении к чаю" много символического, во-первых, чайная чашка, передаваемая из рук в руки: кого бы ты из всех сейчас хотел бы пригласить на чай? Во-вторых, алгоритм поведения: кого именно пригласишь, о чем с ним хотел бы поговорить, что ему скажешь, что услышать бы хотел в ответ. В-третьих, момент преподнесения чайной чашки как знак симпатии, уважения, признания достоинств желаемого партнера для общения и момент принятия ее избранным партнером как благодарность за интерес к своей личности. в-четвертых, чайная чашка пуста, и не ведется разговор о продуктах, угощении, сластях, а происходит лишь общение, которое объявлено целью встречи. Наконец, в-пятых, музыкальное сопровождение (например, "Приглашение к танцу" Вебера) как будто отражает душевный настрой, как будто сообщает о состоянии и приглашающего, и приглашенного.
Это похоже на игру, но это не игра. Это похоже на раздумье, но это не раздумье как таковое. Это похоже на свободное общение, но здесь господствует алгоритм. Трудно квалифицировать такую форму группового дела. Название вечера "Приглашение к чаю", сегодня перерастает в нечто новое: "Приглашение в космос", "Приглашение к совместной работе", "Приглашение в театр"... Может быть, примет общую форму "Приглашаю".
Здесь много психологического: выбор происходит на глазах группы, следует найти мотивировку, необходимо пластически исполнить требуемое и не оказаться в неудобном положении. Тут сгусток этических проблем: нельзя никого обидеть, производя выбор; нельзя грубо произнести приглашение, следует продумывать формулировки обращения. Педагог может оказывать помощь, но она не должна быть явной. Тонкие корректировки педагога должны быть деликатными и почти незаметными для детей. Это сделать нетрудно, потому что дети в этот момент основное внимание направляют на личностный выбор, а сопровождающие его слова, скорректированные педагогом воспринимаются как второй план действий. Но корректировать можно и выбор: если педагог скажет: "Ты не забыл, что у нас кроме мальчиков есть в классе и девочки?", – то эти слова открывают для мальчика канал выбора. "Приглашение к чаю" обладает большой силой гуманизации психологической атмосферы, смягчения взаимных отношений некоторых детей, психологического раскрепощения отдельных детей.
самой трудной стороной этого группового дела выступает тон педагога и стиль его поведения, именно от педагога, его педагогической технологии зависит исход этого группового дела: мягкий, добрый, веселый, уверенный, воодушевляющий тон учителя и спокойный, элегантный, простой и располагающий стиль его поведения сыграют свою позитивную роль.

3. Сократовская беседа

"Сократовская беседа" – это одна из форм культивирования искусства думать, умения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности, взрывая очевидность общепринятых расхожих суждений.
Данная форма получила название по имени философа Сократа, обучающего учеников путём постановки системы вопросов.
К предложенному суждению или вопросу учитель и ученики ставят ряд предварительных вопросов, от решения которых зависит выбор ответа. Вопросы фиксируются на доске, но на них не ищут правильного ответа. Предполагается, что каждый участник сделает для себя свой собственный выбор. Суждения предлагаются с учётом конкретных педагогических обстоятельств и уровня воспитанности детей. Например, "Хорошо живётся на свете эгоисту", "Всегда ли надо отстаивать истину?", "Одиночества не боится сильный", "Свободен ли дикарь?".
Однако, чтобы беседа была плодотворной, необходима своеобразная разминка-подготовка к интеллектуальному усилию. Она состоит из попыток оценить предварительные вопросы к суждению повседневного, житейско-обыденного порядка: "Полезно ли ходить босиком по земле?", "Всегда ли надо солить пищу?", "Следует ли по утрам делать зарядку?", "Надо ли чистить зубы?". Так как в этих вопросах не оговорены частные условия: о человеке ли идёт речь? В какое время года? Какова мера?, – то, несомненно, дети поставят много предварительных вопросов к предъявленному вопросу. Первые успешные шаги в разминке послужат большим стимулом к последующему духовному усилию, возможно, финалом "сократовской беседы" станут индивидуальные поиски ответа на поставленный вопрос. Под тихую музыку в течение нескольких минут ученики пробуют выразить в письменных формулировках свой выбор.
Количество участников – в пределах одного класса либо параллели. Темы: "Деньги ли главное в жизни?", "Человек проявляет своё я", "Самое страшное наказание – одиночество".
Корзина грецких орехов

"Грецкий орех" – зрительный образ трудного вопроса жизни, стоящего перед школьниками.
"Корзина грецких орехов" – это разговор о том, что заботит школьника, перед чем он останавливается в раздумье, с чем не может пока справиться, вопросы крепкие, как грецкий орех, который не расколешь без инструмента и без особых усилий.
Дети "бросают" в корзину (произносят один за одним, передавая корзину или подходя к ней) мучительные неразрешимые ситуации или случаи, отношения или желания, свои качества или черты других людей, непонятные для них. Никто не даёт никаких советов, не предлагает ответов, внутренняя реакция участников остаётся тайной каждого, о ней можно догадываться по мимическим, пластическим проявлениям, изредка по репликам, брошенным кем-либо вслед "грецкому ореху", опущенному на дно корзины.
Бесспорна решающая роль психологического климата этого нового дела: доброжелательность, деликатность, сочувствие и понимание – вот черты благоприятного климата. Они зависят от тона педагога, от характера речевого обращения к детям, от манеры слушать и от общей поведенческой стилистики педагога. Имеют значение даже детали: как выглядит символическая "корзина", каков интерьер помещения, как организуется поочерёдность детей в высказываниях, как будет обставлен "момент опускания" в корзину "грецкого ореха", будет ли в руке каждого реальный "грецкий орех" или будет единственным, передаваемым из рук в руки.
Конечно, "корзина грецких орехов" – это доверительный разговор, эта форма может быть отдельным приёмом. Игровая деталь создаёт детям психологическую опору, снимает зажатость и, безусловно, стимулирует активность.

4. Волшебный стул

Цель группового дела – развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности. Присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза. Все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих.
Дети называют качества (умный, нежный, добрый) или указывают на поведенческие характеристики (он всегда помогает и т. д.), иногда сообщают о случаях, во время которых проявилась личность (когда я болел, он ко мне приходил). Для старших школьников очень важны провозглашения достоинств внешнего портрета (красивая, грациозная, сильный).
Такого рода упражнения не бесплодны, они помогают обрести уверенность в себе, поднимают школьника к осознанию себя как носителя достоинств, изменяют его положение в группе. В итоге переориентируют внимание детей с недостатков на достоинства.
"Волшебный стул" проводится неоднократно, чтобы через момент возвышения прошёл каждый ребёнок, тон задаёт педагог, его педагогическая техника (голос, мимика, пластика) как бы лепят эмоциональную ауру, вовлекая детей в добрую расположенность к каждому, кто находится в комнате, и пробуждая желание сказать любому что-то ободряющее и возвышающее его как личность.
Не следует бояться пауз, тишины, когда дети молчат, не находят ответа на вопрос, какие достоинства они видят.

5. Философский стол

Быть философом – значит отдавать себе отчет в собственной жизни. Содержание "философского стола" самое разнообразное, потому что любой вопрос жизни может быть проанализирован с высоты общего взгляда на существующий мир. назначение данного группового дела и заключается в развитии у школьника умений всматриваться в текущую действительность, обнаруживая объективные закономерности в частном и случайном.
К общим вопросам жизни относятся такие, как "Жизнь и смерть", "Счастье и смысл жизни", "Свобода и долг", "Цена и ценность", "Человек и природа", "Жизнь женщины и жизнь мужчины", "Труд и творчество", "Истина и добро", "Красота в жизни человека".
Предметом размышления может стать и узкий вопрос, однако он обсуждается в аспекте философском: "Конфликт с родителями", "За что следует уважать стариков?", "Безобидна ли неряшливость?".
Предметом обсуждения может стать одно понятие (например, добро), один вопрос (что такое свобода?), одно суждение (например, духовность – это сопричастность жизни). составляется программа "стола" в виде трех-пяти вопросов. Эти вопросы логически связаны и, тем самым, определяют движение коллективной мысли в деловом разговоре. Предположим, группа учащихся собирается обсудить категорию совести. вопросы, предварительно выдвигаемые, могли быть такими: что такое совесть? Приведи пример жизненных явлений, связанных с совестью человека. Как узнать о наличии или отсутствии совести? Можно ли развивать совесть у себя и у других? что делать, когда нет совести? Что ты понимаешь под "муками совести?" Вопросы оглашаются задолго (за неделю) до "философского стола". Педагог договаривается с некоторыми учениками о том, что они возьмут на себя начало обсуждения какого-то одного вопроса. рекомендует посмотреть книги, словари, газеты, журналы, вспомнить кинофильмы, театральные спектакли, стихи, живописные полотна, песни, в течение недели ученики могут побеседовать на эту тему с родителями, приятелями, продумать свои жизненные события и наблюдения или специально организовать наблюдения за людьми на улице, в общественных местах, в магазине.
"Философский стол" оснащается портретами философов, их афористическими изречениями, украшается ритуалом зажжения свечи как символа живой мысли, музыкой, помогающей создать необходимое психологическое состояние. Располагаются участники разговора по кругу – имитируя "круглый стол", где все – равные участники беседы, только одному ведущему даются некоторые дополнительные полномочия организационного плана.
Участие педагогов в "философском столе" обязательно, но следует сделать все, чтобы исключить момент поучения, наставления.
Полезно приглашать на "философский стол" учащихся на год моложе, чтобы ознакомить их с такой формой и более плодотворно в будущем устраивать такого рода дискуссии.
Эффективным приемом для стимулирования духовной активности детей является разделение всех участников на две группы: одна – выдвигает суждения, другая – оппонирует предлагаемые решения.

6. Открытая кафедра

"Открытая кафедра" – это одна из ступенек взросления школьника, пусть маленькая и несущественная, однако значительная. На открытую кафедру восходит школьник в роли гражданина мира, человека, жителя Земли: он говорит о своих общественных интересах, личностной озабоченности всем происходящим в мире, как если бы ему предоставили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством.
Данная формула импонирует старшему подростку и юношеству, отвечает его потребности в активном преобразовании жизни, его романтическим мечтам о возведении дворцов, его острому желанию вмешиваться в реальность, содействовать изменению ее.
Выходя на открытую кафедру, школьник опирается на свое воображение, скорее, играя роль в воображаемой ситуации перед всем миром, чем обращаясь непосредственно к сидящей публике.
Это один из способов вывести школьника на осознание себя в мире, мира в себе, содержания и сути жизни, связи своего я с всеобщей жизнью.
Учитывая эмоциональность юношества, кратковременность их переживаний, нетерпеливость и резкие перепады в настроении, педагог сводит до минимума подготовительную работу, чтобы школьники приняли участие в "открытой кафедре" на уровне высокой психологической активности, иногда достаточным является подготовка помещения, интерьера, объявления и приглашения всех желающих. Важно, чтобы максимально соблюдался принцип добровольности: на кафедру свободно восходит тот, кто сам изъявляет желание публично высказать свое мнение.
Отправным моментом мог бы стать вопрос: "Что я сказал бы, если бы..". Варианты поставленного вопроса: "Если бы в моей власти было изменить мир", "Если бы меня услышало человечество", "Если бы все государственные деятели сидели передо мной".
в случае необычайных событий в школьной жизни или в общественной жизни "открытая кафедра" предоставляет возможность гражданского отклика на случившееся. Этот отклик инициирует духовные усилия каждого школьника, ставя его перед выбором отношения к свершившемуся самим фактом широкого спектра мнений, разворачивающихся перед ним. Участвовать в "открытой кафедре" могут и педагоги, предварительно обдумав тактику, чтобы не подавить свободы детей и не навязать им своей жизненной позиции. Такое участие дети приветствуют, очень внимательны к суждению педагога, нередко благодарят его за то, что выступление на "открытой кафедре" помогло им решить для себя какой-то трудный вопрос. Зная это, педагоги должны основательно готовиться к такому простому внешне делу.

7. Защита проекта

В этой групповой деятельности школьник проявляет себя как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни.
Тематику проектов диктует сама действительность. Вот примеры: "Наша школа через 50", "Классная комната, построенная мною", "чем будет заниматься школьник через 100 лет", "Внешний образ учителя и ученика в будущем веке", "Школьный двор моих внуков".
Первоначально можно создавать свободные группы с набором жестких игровых ролей: мечтателя-докладчика, критика-оппонента, союзника, пропагандиста, финансиста. Обсуждение проекта, таким образом, запрограммированно в его церемониале, содержание же остается свободным и непредсказуемым, позже, когда защита проектов как форма творческой игры будет освоена, можно отказаться и от групповых проектов, обращаясь к обсуждению индивидуальных вариантов творческих картин будущего. Объявление о предстоящем состязании должно быть ярким, красочным, веселым и добрым, чтобы каждому школьнику захотелось создать свой проект-мечту.
Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: "За самый смелый проект", "За самый изящный проект", "За самый обоснованный проект", "За красивый проект".

8. Диалог с веком

Быть на уровне современности – это жить в контексте общечеловеческой культуры, история развития которой не отбросила в прошлое духовные достижения, а внесла их в нашу жизнь.
Диалог ведут школьники с представителями разных веков. Образ прошлого века преподносит школьнику произведения искусства любого вида и жанра, чаще всего это живописный портрет, но не исключен и музыкальный, скульптурный, поэтический портрет.
Материалом может стать все, что имеется в школе: репродукция, слайд, фотография. Не имеет значения авторитет и статус художника. Здесь главное – представительство века, отраженное в портрете. Он экспонируется на экран, и тогда все дети ведут беседу с одним героем, а вернее, беседы, так как школьник индивидуален в восприятии и проявлении. Беседа ведется тихо, "глаза в глаза", "наедине" – субъект ХХI века с субъектом века прошедшего. Если разговор состоялся и автор хочет его обнародовать, то диалог воспроизводится при всеобщем внимании и инструментованном педагогом интересе. Поясним последнее: подростку в ранней юности при всей центрированности на своем "я", не свойственен интерес к рядом находящимся людям, этот интерес следует развивать и культивировать, отмечая все своеобразные черты проявлений личности рядом сидящих. Вот почему мы говорим об инструментовке интереса: его еще нет, но мы его порождаем, оформляем, подчеркиваем; чтобы разговор с представителями иного века начался, детям предлагают задать персоне один вопрос, любой, первый пришедший в голову. А далее – пристально вглядеться в лицо героя и услышать ответ. Разумеется, на ответ бросить реплику из нашего века и вновь ждать последующего ответа.
Психологическими условиями "диалога с веком" являются доверительные взаимоотношения, звуковая изоляция каждого во время воображаемой беседы, создаваемая за счет музыкального фона (музыкальное произведение тщательно отбирается), а также световое поле, открытое для персон прошлого: яркий свет не может смутить героя, позволяющего разглядывать себя не один век, – и скрытое для современника, еще не привыкшего к публичному вниманию. Беседы, которые поведут дети, не равнозначны по их духовной насыщенности. При острых материальных нуждах семьи дети несут в себе экономическую озабоченность и выплескивают ориентированность на материальные ценности ("Милая сеньора, как мне нравится Ваше платье!"). В этом нет ничего страшного, продолжение беседы все равно выводит разговор на проблемы духовные, педагог должен слегка помочь ребенку ("Что же она в ответ сказала? Она с тобой согласилась или возражает?" Если художественное полотно сохранило бессмертный облик личности великой, то диалог модифицируется в "диалог с великим".
великим мы называем человека, достоинство которого превышает меру обычного, по масштабам влияния на развитие жизни далеко выходит за пределы общераспространенного.
Откажемся от примитивного использования персоналий выдающихся личностей в качестве примера для детей: будьте как… Во-первых, потому что великий человек уникален и неповторим; во- вторых, столь же уникален и неповторим и ребенок, который, в итоге, может и должен остаться самим собой. Обращение к материалам персоналий обусловлено необходимостью создавать у детей широкий образ жизни, достойной человека, и широких возможностей человека как такового.
Обратимся к облику Марии Николаевны Ермоловой, великой актрисы, начавшей свой путь со скромного рядового работника сцены, с завидным упорством и похвальным трудолюбием работающей над собой, изучающей немецкий и французский языки, осваивающей игру на фортепьяно, пластику, риторику, философию, и закончившей свое творчество на вершине профессионального мастерства, потрясая сердца людей (об этом говорит множество фактов).
Представшая перед детьми на портрете художника В. Серова, великая актриса не взывает к подражанию, но лишь к удивлению и восхищению: вот какие люди бывают! И когда школьник попробует повести с ней диалог ("Уважаемая Мария Николаевна, скажите, пожалуйста...), он, по сути, поведет диалог сам с собой. Но персона великого определит усилия школьника по поддержанию собственной планки поведения и жизни.

Диалог с великим базируется на фактах, предоставляемых детям в рассказе педагога. Интересно вести разговор с человеком, чьи поступки известны, чья деятельность обрисована. Поэтому педагог, наряду с наглядно-художественным обликом великого, развертывает вербально иллюстративный поведенческий или характерологический материал персоны. Двух-трех ярких событий бывает достаточно, чтобы у детей появились вопросы и родилось желание вступить в общение с великим. Противопоказание к этой форме работы – отсутствие у педагога личного желания говорить с веком или с великим. При таком показателе не спасет ни методика, ни технология, а воспитательные результаты могут быть непредсказуемо отрицательными.

9. Разброс мнений

"Разброс мнений" – это организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Суждения могут быть самыми разными, неожиданными. Никаких границ для выражения мнений не существует, каждый имеет право сказать то, что хочется, что "приходит в голову".
методическим ключом этого дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Их прочтение и произнесение вслух инициирует мышление, как бы провоцируя на нечаянное высказывание, которое рождается тут же, в момент чтения и произнесения. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент беседы иметь что сказать, потому что определяет подход к теме и ракурс взгляда на поставленный вопрос.
Вот вероятные формы первоначальных инициирующих мыслительную активность детей недописанных фраз: "Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...", "Мне кажется, что в этом вопросе больше всего меня смущает то, что...", "Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что..."
Педагог представляет детям высказать свое мнение по определенной теме: "Что вы думаете о..." – либо ставит вполне конкретный вопрос: "Считаете ли вы, что...". Обсуждаемые вопросы: "Человек и его одежда", "что такое хорошая жизнь и хороший человек в ней?", "Нужна ли мне книга?", "Как человек проводит каникулы?", "Когда я очень разозлюсь…", "Родители и я", "Красота, меня окружающая". возможен разговор о только что происшедшем в классе, школе, обществе.
Методическая сторона этого группового дела предельно проста и сводится к выдвижению интересного для детей вопроса и подготовке карточек. Число карточек непременно равняется числу участников дискуссии. На карточке (плотный картон, лучше цветной) четкий текст фразы – первые слова. Условия игры следует соблюдать.
Педагогическая трудность: необходимо создать благоприятный психологический климат в группе, чтобы каждый участник был психологически свободен, и чтобы мнение каждого воспринималось как предмет интереса. Тональность разговора, максимальная доброжелательность, психологическое поглаживание, подбадривающие реплики, подкрепляющие психологические оценки, ритмичность построения беседы и даже расположение всех членов группы (по кругу) – все это имеет огромное значение и для успеха дела. Центральное условие: принимается мнение каждого как некоторая ценность, не подлежащая оценке "правильно – неправильно". "Разброс мнений" – очень оперативная и гибкая форма организации группового дела, удобная для обсуждения конфликтных ситуаций, для выявления группового общественного мнения, его можно использовать перед тем, как приступить к большому делу или при подведении итогов большого дела.

10. Театр-экспромт

В этом деле принимают участие абсолютно все дети группы и делают все легко, весело, успешно. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, предполагает сиюминутное созидание, несовершенное, не очищенной формы, с ошибками, казусами, смешными ситуациями. Все неудачи участников оправданы заранее экспромтом: никто не готовился к игре, никто не знал, какая у него будет роль – поэтому его поведение свободно.
Театр-экспромт в качестве ведущей имеет психологическую задачу. Она состоит в раскрепощении школьника, в формировании у него чувства уверенности и поддержании чувства достоинства.
Методика организации театра-экспромта предельно проста, составляется текст для "голоса за кадром", обычно – сказочный, фантастический, детективный, так, чтобы на сцене развертывались занимательные события. Потом фиксируются все персонажи, обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди детей. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает "голос за кадром".
Надо, чтобы в пьесе было много действий, сменяющих одно другим, чтобы поворот событий был неожиданным и, в итоге, веселым и чуть смешным. Действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления.

11. Пять минут с искусством

Это гибкая, легкая форма приобщения детей к искусству, в ней реализуется, прежде всего, исходный принцип "малой дозировки": коль скоро отлученные от искусства дети не приучены к художественному мышлению, первоначально организуемое общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным в целях предотвращения утомленности и отстраненности от демонстрируемого произведения.
Дети в течение коротких, но насыщенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Свободное общение и свободное впечатление, даже если речь идет о всемирно известном художнике, композиторе, скульпторе.
Методически такой миг общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расположение стульев, демонстрационное место, момент представления произведения, вступительное слово для психологического настроя, расположение педагога, видимого детьми в момент восприятия художественного восприятия художественного произведения, заключительный аккордно-финальный момент. Очень важна и поставленная перед детьми перспектива будущей "пятиминутки": "В следующий раз мы с вами…"
Содержание зависит целиком от запасника школы: наличия репродукций, фонозаписей, слайдов, художественных альбомов, фотографий и т. п.
Принципы отбора могут быть самыми разными: в связи с юбилейной датой, в связи с учебным материалом, в соответствии с настроением, хронологический, тематический, жанровый.
Наилучшим методическим решением является двойной художественный ряд (аудио-визуальный), когда одновременно демонстрируются разновидовые произведения и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатлений. Например, картина Боттичелли "Весна" – музыка Вивальди, портрет Струйской кисти художника Рокотова – ноктюрн Шопена. Дети получают сильное впечатление, положительные эмоции обусловливают желание повторных минут эстетического наслаждения.
Назначение "Пяти минут с искусством" не в изучении шедевров, а в развитии способности воспринимать шедевры, поэтому акцент педагогического внимания ставится на процессе представления произведений искусства более, чем на самом содержании: продумывается место демонстрации, освещение, временной период восприятия, финальный аккорд восприятия, первые и заключительные слова ведущего, способы создания психологического благоприятного климата.
возможно, дети, увлеченные такими приятными минутами общения с искусством, станут приносить в школу репродукции, пластинки, скульптурные копии, фотографии, книги. Такую активность следует поощрять и помогать вести "Пять минут с искусством" этим детям, через некоторое время в коллективе заметно повышается интерес к искусству, растет лидерство тех, кто любит искусство, увеличивается количество детей, желающих заниматься художественной деятельностью. Но самое главное – преобразуется в сознании школьника образ достойного человека и его достойной жизни.

12. Проблемы и аргументы

Это командная состязательная форма духовной деятельности школьников. Назначение этой формы – в развитии способности оценивать реальную действительность во всем многообразии ее проблем, свое место в этой реальности и свои отношения к отдельным объектам раскрывающейся для школьника жизни. Момент осмысления выступает одним из факторов, побуждающих школьника к саморегулированию своего поведения.
Организуются две команды, две группы, два класса. Поочередно выступая то в роли "аналитиков", то в роли "прагматистов", команды рассматривают один из жизненных вопросов с точки зрения правомерности заявленной проблемы и с точки зрения ее решения. представители команд выбирают из "корзины проблем" карточку, на которой написаны слова, обозначающие какую-то проблему сегодняшнего дня, например, "Духовное и материальное в жизни человека", или "Мужчины и женщины", или "Иждивенчество детей в семье", или "Способности и талант человека". Команда "аналитиков" выдвигает ряд аргументов в пользу предложенной им проблемы, тем самым показывая объективность явления, команда "прагматиков" должна предложить ряд практических решений проблемного вопроса.
Как во всяком состязании, время для обдумывания строго ограничено, его отмечает по часам "хронос", иногда шутливо это лицо называют "счетчик". Главный арбитр жюри начисляет баллы за число и качество аргументов, а также за число и качество предложенных решений. конечно, такой подход кажется несправедливым, пока не произойдет смена ролей команд. Окончание первого тура состязаний означает смену названий команд: та, что выступала под именем "аналитиков", становится "прагматиками" и наоборот. второй тур сразу выравнивает условия, и принцип справедливости уже не вызывает сомнения.
В состязании могут принять участие и школьники из болельщиков, из публики. По окончании каждого из туров им предлагается внести свои аргументы или решения в пользу какой-то команды. Разгорается негласное состязание и между болельщиками.
Оценивает способности болельщиков один член жюри, и он же оглашает результаты, иногда останавливаясь на характеристиках деятельности болельщиков. "Счетчик" ведет общие подсчеты на большой доске или табло.
"Проблемы и аргументы" – очень гибкая форма, в нее можно влить любое проблемное содержание. Если вдруг педагогов стало волновать поведение детей по отношению к людям неординарным или странным, по отношению ко всему нетрадиционному, непривычному, то они могут воспользоваться игрой "Проблемы и аргументы", развернув перед детьми палитру самых различных проявлений "странного" человека, тогда игра получает особое название, скажем "…а не странен кто?".
В карточках школьникам предложено осмыслить с позиции аргументов и решений, как относиться к "странному" человеку, самые неожиданные проявления "странных" людей, предположим, такие: "Старуха идет в детской панаме", "Директор школы встречает учащихся в цыганском наряде", "Муж истратил всю зарплату на подарок жене", "Мальчик идет по улице и поет", "Девушка одна в лесу на поляне танцует", "Человек, не будучи дворником, метет улицу".
Содержанием обсуждения могут стать и проблемы школьной жизни, в ходе такой игры рождаются нередко интересные решения, которые не могут не учитывать педагоги.

методическая сложность игры – соблюдение темпоритма, четкий не сбивающийся ритм обеспечит активность всех участников. Достаточно быстрый темп предотвращает утомляемость: смена ролей команд, церемония изъятия из "корзины проблем" карточки с заданием, звучание музыкальной паузы для публики, пока команды ведут обсуждение, появление время от времени цифровых оценок жюри – все это способствует сохранению веселого, живого ритма. Игра проходит легко, не утомляет детей, число туров зависит от возраста участников, старшеклассники могут провести от 4 до 8 туров. Подросткам же рекомендуется не более 4 туров, следует тщательно продумывать формулировки проблем так, чтобы их лексическое содержание было понятно детям.

14. С истема форм и методов воспитания

Методы воспитания - это взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитуемого в процессе воспитания.

Методы подразделяются на приёмы. Методы воспитания тесно взаимосвязаны со средствами воспитания.

Классификация методов:

Традиционные:

1- я группа - меотды убеждения (беседа; школьная лекция; пример (как метод воспитания); диспут). Осн. Назначение - разъяснение норм общепринятых ценностей.

2- я группа - методы формирующие поведение (игра, как метод воспитания; соц соревнование; общественная деятельность; общественное поручение).

3- я группа. Методы поощерения и наказания. Их осн функция – стимулирование, поощерение.

Не традиционные (по Щукиной) :

1. группа. Методы формирования положительного опыта поведеня в деятельности (пед требование; общественное мнение; приучение; создание воспитательной ситуации).

2. Группа. Методы формирования сознания (разъяснение; пример; беседа; диспут).

3. Группа. Методы поощерения и наказания.

По Бабанскому

1. Методы формирования сознания личности (беседа; разъяснение; пример; диспут).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта положительного поведения (педагогическое требование; общественное мнение; приучение; создание воспитывающей ситуации; уважение).

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование; поощрение; наказание).

По Васильевой

1. Метод выдвижения воспит.целей, задач и путей их достижения. Данный м-д приучает шк-ов ставить цели и выбирать ценностные ориентации.

2. Информационно-просветительский м-д. Приучает учащихся к выработке умений проводить беседы.

3. Труд как метод восп-я (формирование осознанного отношения к труду у каждого шк-ка).

4. Общение как метод восп-я. Рассматривает общение как вид деят-ти. Оно способствует осознанию шк-ком норм общественного поведения. Главная функция м-да заключ в воспитании отношения ч-ка к чел-ку.

5. Методы оценки (отличаются разными формами проявления: педагогическая; самооценка; оценка коллектива) Нрав оценка предупреждает слепое подражание. Через оценку формир идеал, в оценочных суждениях проявл отношение шк-ов к изуч предметам, по оценке судят об успехах или не успехах, о качественной стороне его деят-ти

В любом виде деят-ти проявляется ценностные ориентации шк-ка.

Методы воспитания - это пути целенаправленного, систематического, специально организованного воздействия на личность воспитуемого при условии активности самой личности. М-ды воспитания - это управление развитием личности.

М-ды восп по Макаренко – это инструмент прикосновения к лич-ти шк-ка. Сухомлинский – прикоснов к сердцу ребенка.

М-ды восп – способы взаимод педагогов и уч-ов с пом ктр происходит становление лич-ти шк-ка. Все м-ды должны быть обращены и к уч-лю и к уч-ку.

Формы воспитательной работы - это варианты организации конкретного воспитательного процесса и композиционное построение воспитательного процесса.

Мероприятие - организованное действие коллектива направленное на достижение разных целей.

Каждая из форм воспитательной работы решает свои воспитательные задачи, использует при этом интересы потребности личности и на этой основе формируют те или иные качества личности школьника.

Формы воспитательной работы:

1. Уважение к личности воспитуемого.

2. Признание его индивидуальности.

3. Признание его прав и свобод.

4. Учитель всегда должен обязательно опираться на потенциал возможности личности.

Классная форма воспитательной работы:

1. как организованны учащиеся (массовые, индивидуальные, групповые);

2. на направления воспитательной работы

· познавательно-развивающая деятельность (викторины, аукционы, деловые игры, смотры знаний);

· осуществление задач нравственного воспитания и самовоспитания (круглый стол, пресс конференции, диспуты);

· деятельность, связанная с профориентацией;

3. при формировании эстетического воспитания (вечера поэзии, музыкальные вечера, утренники, экскурсии в музей, прогулки на природу, танцы)

4. при формировании физического воспитания (спартакиады, походы, эстафеты, встречи со спортсменами)

Структура воспитательного мероприятия:

1. В классе создается временная группа, которая разрабатывает план данного мероприятия.

2. Идет обсуждение данного мероприятия.

3. Инициативная группа готовит список средств для проведения мероприятия.

4. Распределяет каждому задание, поручение.

5. Включение в деятельность.

6. Проведение подготовленного мероприятия.

7. Итоговый этап, обсуждение результатов; как избежать допущенных ошибок.

Наряду с традиционными формами воспитания существуют различные нетрадиционные формы .Это коллективное творческое дело (КТД), ток-шоу, "Сократовская беседа", интеллектуальный аукцион, дискуссионные качели, воспитательный тренинг и другие.

Форма воспитания (воспитательной работы) - это варианты организации конкретного воспитательного процесса. Под мероприятие можно подвести десятки форм воспитательной работы, каждая из которых имеет свою специфику. Важно учитывать то, что педагогическую ценность воспитательной внеклассной работы определяет не количество мероприятий, а разнообразие их форм .

Нетрадиционное воспитательное мероприятие- это воспитательное мероприятие, имеющее нетрадиционную форму и структуру проведения.

Достоинства нетрадиционных форм воспитательной работы

  • не сковывают учебно-воспитательный процесс
  • вносят разнообразие в школьные будни
  • оживляют атмосферу в коллективе, приподнимают настроение
  • активизируют ребят
  • приближают учебно-воспитательный процесс к жизненным ситуациям

Одним из нетрадиционных мероприятий, форм воспитания является воспитательный тренинг.

Тренинг является одним из методов практической психологии, применяемых в психотерапии, в психокоррекции, в обучении. Однако сегодня вычленяют групповой психологический тренинг из ряда других методов работы психолога, как вполне самостоятельное направление .

Воспитательный тренинг является разновидностью группового тренинга, наряду с психологическим и учебным (педагогическим), и вбирает их основные черты:

  • небольшая группа участников (от 8 до 20 человек)
  • специально подобранная или разработанная система упражнений
  • доверительность общения участников тренинга
  • наличие обратной связи на занятии
  • саморефлексия каждого участника тренинга

Воспитательный тренинг - это форма специально организованных действий, в ходе которых решаются вопросы формирования у воспитанников определённых знаний, умений, отношений (к себе, людям, природе, труду, обязанностям и др.); повышения их познавательной активности; создания установки на творчество, на поиск .

Воспитательный тренинг - форма внеклассной работы, которая способствует воспитанию школьников, приобщению их к духовным общечеловеческим ценностям. Эта форма предполагает партнёрские отношения субъектов процесса воспитания, совместное продвижение к новым знаниям и уровню личностных отношений, качеств, установок.

Занятие в форме тренинга проводится под руководством ведущего. Участники располагаются на стульях по кругу, что способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия.

Принципы организации воспитательных тренингов:

Максимальное вовлечение участников в активную деятельность на занятии. Пробуждение у них различных видов активности: внутренней и внешней; познавательной, социальной и физической.

Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона занятия;

Поддержка альтернативности, множественности мнений;

Развитие функции общения как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения .

Подготовка педагога к воспитательному тренингу начинается с определения целей и задач занятия, с изучения исходного материала, литературы. У педагога должно сложиться четкое представление о том, какой материал дети должны отработать и, на этой основе, он разрабатывает задания, упражнения для тренинга.

Материал, выносимый на педагогические тренинги, должен удовлетворять следующим требованиям:

  • содержать сведения, углубляющие знания;
  • содержать проблемные вопросы;
  • требовать углубленной работы и обдумывания;
  • включать разноуровневые задания: облегченные и повышенной сложности;
  • включать задания, информацию, активизирующую интерес к теме занятия, эмоциональную сферу.

Чтобы активизировать учащихся, побудить у них интерес к овладению знаниями, умениями, взаимодействие в условиях тренинга строится на основе постановки и решения детьми задач, выполнения упражнений различного типа .

Виды тренинговых упражнений / в зависимости от их основной функции/:

"Индикаторы" - упражнения, побуждающие активность, интерес;

Репродуктивные - упражнения, требующие воспроизведения знаний, умений;

Поисковые - упражнения, ставящие в ситуацию поиска, обдумывания;

Творческие - упражнения, направленные на включение в творческую деятельность.

Алгоритм работы на воспитательном тренинге содержит этапы:

  1. Сообщение правил работы.
  2. Активизация мыслительной деятельности и группового взаимодействия.
  3. Основная часть.
  4. Рефлексия.

Каждый этап, с учетом его специфики, осуществляется через:

  • постановку перед участниками определенных задач;
  • организацию их деятельности с помощью системы заданий, упражнений;
  • использование определенных материалов (текстов, информационных листов, отрывков из литературных произведений, рисунков, видеозарисовок, фотографий, музыкальных записей).

Так, постановка правил работы, учитывая специфику занятия, может осуществляться в разной форме: коллективного обсуждения или прямого сообщения ведущим.

Активизация группового взаимодействия необходима для создания благоприятной, доброжелательной атмосферы во время занятия, где каждый чувствует себя свободно, не боится высказать свое мнение, ощущает поддержку со стороны участников. На этом этапе целесообразно использовать психотехнические, интеллектуальные игры, динамические игры, позволяющие вызвать у участников тренинга определенный настрой, "запустить" психические познавательные процессы, способствовать самопознанию.

На основном этапе тренинга коллективная работа чередуется с работой в парах и индивидуальной работой, задания теоретического характера с практическими заданиями, репродуктивные с поисковыми и творческими.

Определенным заданиям необходимо придавать "личностную" окраску, чтобы дети могли "пропустить" материал через себя, найти личный смысл, актуализировать собственный опыт, выразить авторскую позицию.

Методы работы на тренинге: беседа, дискуссия, постановка проблемы, анализ конкретных случаев, ролевая игра, практические упражнения, мини-презентации, самостоятельная работа, работа с литературными источниками, и др.

Заключительный этап любого тренинга - рефлексия - самоанализ собственной деятельности, ощущений, чувств, мыслей, осознание того, что я хочу, могу и не хочу, не могу. Рефлексия придает логическое завершение всей работе. Ребята рефлексируют полезность занятия, как в плане познания, так и в плане развития, воспитания.

Приведем примеры экологических тренингов - тренинг "Я + природа = Мы", "Мои домашние любимцы".

Эко-тренинг

"Я + Природа = Мы"

Цели тренинга:

  • формирование субъектного восприятия природных объектов;
  • формирование экологической эмпатии через идентификацию с природой.

Этапы тренинга

1. Сообщение правил работы

Будь активным!

Уважай мнение других!

2. Активизация группового взаимодействия и мыслительной деятельности

1. Игра "Яблоко, апельсин, персик"

Правила игры: Каждый называет себя каким-нибудь фруктом. Нужно запомнить название каждого игрока. Играющие садятся по кругу. Один стул остается не занятым.

Водящий стоит в круге. Тот, у кого пустой стул стоит справа, хлопает правой рукой по стулу и называет фрукт. Тот, кого назвали, перебегает со своего стула на свободный стул. Если он зазевается, то свободный стул может занять водящий, а игрок, в свою очередь, становится водящим.

Как только стул освобождается справа, игрок хлопает по стулу и называет фрукт. Если он забывает это сделать, то водящий садится на пустой стул, а этот игрок выходит в круг и становится водящим. Игра проходит в быстром темпе.

2. Игра "Ассоциация"

Задание: Если бы:::. (имя участника тренинга) был временем года (деревом, зверем, цветком, насекомым, птицей, рыбой, водоёмом, явлением природы, природной зоной, звуком природы), то кем бы он был?

Затем, когда все по кругу скажут свою ассоциацию на данного участника тренинга, этот участник говорит, какая из ассоциаций ему больше понравилась. Почему? С кем он себя ассоциирует. Итак, с каждым участником тренинга.

3. Упражнение "Никто не знает, что у меня:"

Задание: Каждый, продолжая фразу, говорит что-то связанное с природой.

3. Основная часть

1. Ассоциации к понятию "Природа"

Задание: Все по очереди произносят свою ассоциацию к "Природе".

2. Упражнение "Природа = человек"

А) Каждый получает изображение природного объекта (белки, лисы, леопарда, бабочки, розы, орла, варана, слона, гриба, лошади, щегла и др.) и готовит ответ на вопросы:

Если бы этот природный объект стал человеком, то какого пола, возраста, профессии?

Его имя, характер, увлечения?

Социализация: представление своего природного объекта.

Б) Предлагаются различные изображения людей (картинки из журналов, газет).

Задание: Найдите изображение человека, соответствующее вашему описанию. Сравните изображение этого человека и природного объекта. Ответьте на вопрос: Кто из них как людей мог бы подружиться? А кто бы из них мог подружиться в природе? Почему?

В) Задание: Разыграйте диалог между ними на любую тему.

3. Упражнение "Вопрос - ответ"

Задание: На листочке бумаги запишите вопрос о своём природном объекте или от его лица.

Все листочки складываются в коробочку. Затем участники по очереди достают листок с вопросом и готовят ответ на него.

Социализация: представление своего вопроса и ответа на него.

4. Упражнение "Составь тезис"

Задание: Составьте тезис

"По отношению к природе

Правильно::

Неправильно::

4. Рефлексия

Какие упражнения понравились? Какие чувства, мысли испытывали?

Эко-тренинг "Мои домашние любимцы"

Цели тренинга:

  • формирование экологических установок и экологической эмпатии;
  • формирование экологических представлений.

Этапы тренинга

1. Сообщение правил работы

- "Правило кувшина"

Будь активным!

Уважай мнение других

2. Активизация группового взаимодействия

1. Игра "Обмен"

Ведущий произносит слова: "Обменяйтесь те, кто...(например, любит яблоки; у кого в одежде есть зелёный цвет, у кого есть кошка; по знаку зодиака - лев и т.д.).

Все игроки, относящие сказанное к себе, меняются местами. Кому места не досталось, становится ведущим.

2. Упражнение "Продолжи фразу"

Задание: Каждый из участников произносит фразу и к ней добавляет свое слово, а затем наоборот - каждый убирает слово из фразы в последовательности его появления во фразе.

Фраза "У меня живёт попутай..."

3. Основная часть

1. "Ассоциативная гроздь"

Задание: Назовите ассоциации к слову "дружба"

2. Работа по группам "Моё животное"

Задание: Разделитесь на группы в зависимости от того, какое животное живёт у вас дома:

  • собака
  • кошка
  • грызуны
  • птицы
  • рыбки
  • черепаха
  • нет никого

3. "Вопросы"

Каждый отвечает на вопросы:

Почему вы завели это животное? Как он у вас появился? (Или почему вы ни кого не заводите?)

Что он любит и чего не любит? (Кого бы вы завели? Почему?)

Какой у него характер?

4. "Интересный факт"

Задание: вспомните и обсудите интересный факт об этом животном. Представьте его перед всеми.

5. Работа с информационными листами

Задание: прочитайте текст о животном, выберите ту информацию, которая вам понравилась или удивила, или чем-то привлекла ваше внимание, и познакомьте всех с данной информацией.

6. Упражнение "Перевоплощение"

Задание: перевоплотитесь в ваше животное и разыграйте диалог между животными на тему взаимоотношения с их хозяином.

7. "Портрет моего друга" /работа в группах/

Задание: нарисуйте коллективно портрет вашего животного. Но представьте, что он также как и человек любит какую-то одежду, какие-то вещи, хочет красиво выглядеть на портрете. И на обороте портрета напишите пожелания своему другу.

8. Индивидуальное задание : что общего и в чём отличия между животными и человеком?

Социализация: представление размышлений

9. Продолжи фразу : "Когда я вижу своё любимое животное......."

Вывод: ваше животное - ваш друг, оно любит вас, так пусть эта любовь будет взаимной.

4. Рефлексия

Какие чувства испытал во время занятия? Чем было оно полезно?

Таким образом, эко-тренинг - это инновационная форма групповой деятельности учащихся, призванная повысить экологическую культуру. Эко-тренинг направлен на решение следующих задач: коррекция, формирование и развитие экологических установок личности; формирование экологической эмпатии, непрагматического отношения к миру природы, субъектного восприятия мира природы; расширение субъективного экологического пространства - зоны персональной ответственности за природу.

Воспитательные тренинги по различным направлениям воспитательной работы представлены в приложениях:

  • по нравственному воспитанию - тренинг толерантности, тренинг "Уважай человека" (Приложение 1) ;
  • по умственному воспитанию - тренинг творческого мышления (Приложение 2) ;
  • по подготовке к семейной жизни - тренинг супружеского взаимодействия, тренинг "Слагаемые семейного счастья" (Приложение 3) ;

организация свободного общения и досуга детей - тренинг на сплочение коллектива (Приложение 4) .

Воспитательные тренинги как нетрадиционная форма воспитания направлены на воспитание в детях гуманизма, эмпатии, толерантности, чувства прекрасного, на развитие познавательной активности, самостоятельности и др.

Эффективность нетрадиционных форм обучения, воспитания и развития очевидна. Такие занятия, мероприятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, т.к. нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, интуицию, творчество. С помощью нетрадиционных форм можно решить проблему дифференциации обучения и воспитания, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Нестандартные формы работы во внеурочное время помогают учителю-воспитателю формировать личность интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.

И в заключении стоит отметить, что педагог, владеющий современными подходами к организации воспитательного процесса, сможет более эффективно взаимодействовать со всеми его участниками.

Литература.

  1. Артёменко З.В., Завадская Ж.Е. Азбука форм воспитательной работы / З.В. Артёменко, Ж.Е.Завадская. - Минск, 2001. - 253 с.
  2. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие / А.К. Быков. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
  3. Воспитание. Второй класс / Под общей редакцией профессора М.П. Осиповой. - Минск, 2003. - 259 с.
  4. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта// Педагогика. - 2000. - №7. - с. 15 - 19
  5. Решетников, Т.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей / Т.Е. Решетников. - М.: Владос, 2000. - 304 с.
Поделиться: