Негативное подкрепление. Проблемы контроля поведения собак, положительное наказание

Дамы и господа, лорды, сэры и пэры!

Поднимается вопрос вновь об отрицательном подкреплении и наказании собак...
Итак, для начала проведём существенную разницу между наказанием и отрицательным подкреплением. Цель отрицательного подкрепления является указать собаке на её ошибки, например, с помощью рывка поводком, недачи лакомства, если обычно оно давалось при правильном выполнении команды. Это достижимо, только если собака идеально слушается и воспринимает Вас как доминанта в "стае", хозяина. Цель наказания направлена ТОЛЬКО на подавление попыток доминирования собаки над Вами, использует т.н. инструментальную агрессию, с помощью лая и покусов заставляя Вас дать ей лакомство или выполнить иное действие. В этом случае психологическое давление на собаку оправдано. Собак вообще нельзя бить, во-первых, потому что они мало чувствительны к удару, и осознют поражение, лишь когда уже нанесена серьёзная травма, и закричать об этом не успевают. Поэтому лучше свернуть газетку и проимитировать удар по мордочке. Только проимитировть!

На чём это основано. Устройство собачьей стаи. Во-первых, это далеко не стая, а полноценное Общество, такое как у людей. Есть научное предположение, что основное устройство человеческого общества скопировано у собак. Не случайно в далёком четвертичном периоде неандертальцы вымерли, имея РОДОВОЙ СТРОЙ, а сапиенсы выжили, перейдя к ОБЩИННОМУ. Этот общественный строй позволил, кроме родового ядра, набирать охотников извне, а также собак, на что неандеры небыли способны. По этому принципу устроена собачья "стая". Начнём с того, что собака- существо территориальное, весь, не побоюсь сказать, Мир у них поделен на сферы влияния, как у людской мафии. В хоршем смысле слова.

Итак, "стая" состоит из четырёх социальных слоёв. Во-первых, это кобель-доминант, самый главный в стае, но не надо путать понятие "доминант" с "вожаком"- вожак, это самая опытная сука, хорошо знающая все места добычи еды, кобели же выполняют в основном защитную функцию. У доминанта есть заместитель- субдоминант, и на этом линейная схема доминирования заканчивается. Ниже их по рангу идёт основная стая, примерно равные по рангу. Среди кобелей есть так называемые "пограничники", это собаки, выгнанные из других стай, изгои, которым Доминант определил место на краю территории, подать сигнал в случае опасности. И, наконец, суки. У них отсутствует иерархия, каждая считает себя главной.

Ну так вот, доминант и субдоминант постоянно спорят за главенство. Если доминантная собака у доминантного хозяина, конфликт неизбежен. С такой собакой можно только сотрудничать, как в далёком четвертичном! И если хотите заниматься динамичными видами кинологического спорта, никогда не пресекайте прыжки и "излишнюю" активность собаки дома, это снижает результаты! Лучше работайте над управляемостью!

Подкрепление и наказание играют ключевую роль в процессе научения. Большинство экспертов согласны в том, что подкрепление важнее наказания. Первым теоретическим обоснованием принципа подкрепления при научении, который и поныне является ведущим, стал классический закон американского психолога Торндайка - закон эффекта.

Закон эффекта

По словам самого Торндайка, закон эффекта (lawofeffect ) гласит: «Из нескольких реакций индивидуума на одну и ту же ситуацию с большей вероятностью будут повторены те из них, которые сопровождаются или за которыми близко следует удовлетворение (подкрепление)... те же, которые сопровождаются дискомфортом (наказанием) ... будут повторены с меньшей вероятностью». С точки зрения практики большинство ученых-бихевиористов, даже имеющих когнитивную ориентацию, в целом признают обоснованность этого закона. Он неод-

нократно проявлялся в строго контролируемых экспериментах по научению, и его действие можно непосредственно наблюдать в повседневной учебной практике.

Хотя закон эффекта широко признан, бывают случаи, когда когнитивная рационализация со стороны личности может его нейтрализовать. Так, например, на лиц с неадекватной самоэффективностью могут не влиять последствия их действий. На рабочем месте это обстоятельство оказывается серьезной проблемой для менеджеров. Лица с неадекватной самоэффективностью, у которых раз за разом случаются неудачи в работе, не учатся на своих ошибках и не реагируют на рекомендации менеджера. Эти люди обладают высокой самоэффективностью (считают, что формы их поведения способствуют успешному выполнению задачи), но они ошибаются.

Несмотря на теоретические дискуссии, немногие могут оспорить важность подкрепления в процессе научения. Теоретические усилия, предпринятые вне закона эффекта, потерпели не­удачу в попытке всесторонне объяснить феномен подкрепления.

Определение подкрепления

Часто цитируемое определение подкрепления, не выходящее, правда, из порочного логического круга, характеризует его как все то, что человек воспринимает в качестве поощрения. Это определение не очень ценно, ибо использует слова «подкрепление» и «поощрение» как взаимозаменяемые при том, что ни одно из них не имеет собственного операционального определения. Более операциональное определение: подкрепление (reinforcement ) может быть определено как то, что повышает интенсивность ответной реакции и стимулирует к повторению ведения, которое предшествовало подкреплению.

Вознаграждение - это всего лишь то, что считает желаемым лицо, предоставляющее вознаграждение. Подкрепление определено функционально. Нечто является подкреплением лишь в случае, если оно усиливает реакцию, ему предшествующую, и стимулирует повторение этой реакции. Например, менеджер, казалось бы, вознаграждает работника, который обнаружил ошибку в отчете, похвалив его публично. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что коллеги раздражены поведением этого работника и осуждают его, поэтому в будущем частота обнаружения ошибок может уменьшиться. В этом примере «вознаграждение» не является подкреплением. И все же, несмотря на формальную разницу между подкреплением и вознаграждением, оба термина нередко используются как взаимозаменяемые.

Чтобы лучше понять сущность подкрепления, следует разграничить подкрепление пози­тивное и негативное.

Позитивное и негативное подкрепление

Существует большая путаница в терминах «позитивное подкрепление», «негативное подкрепление» и «наказание». Прежде всего, необходимо понять, что подкрепление, позитивное или негативное, усиливает ответную реакцию и повышает вероятность ее повторения, однако позитивное и негативное подкрепление оказывает воздействие на поведение совершено разными путями. Позитивное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что демонстрирует его желаемые последствия. Негативное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что прекращает или устраняет его нежелательные последствия.

Последствие

Вознаграждение

(нечто желаемое)

Пагубные стимулы

(нечто неприятное, нежелательное)

Обстоятельство

Применение

ПОЗИТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

НАКАЗАНИЕ

Устранение

НАКАЗАНИЕ

(поведенческая реакция ослабевает)

НЕГАТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

(поведенческая реакция нарастает)

Рис. 7.1. Сводная таблица операциональных определений позитивного и негативного подкрепления и наказания

Негативное подкрепление - явление более сложное, чем подкрепление позитивное, однако не следует приравнивать его к наказанию. По существу, они оказывают на поведение противоположные воздействия. Негативное подкрепление усиливает желательное поведение и делает его более вероятным, в то время как наказание ослабляет его и делает менее вероятным. На самом деле негативное подкрепление - это своего рода социальный шантаж, поскольку побуждает личность поступать определенным образом, чтобы избежать наказания.

Значение и использование наказания

Наказание Является одним из наиболее применяемых, хотя и наименее понятых и плохо управляемых аспектов научения. Для изменения поведения или контроля за ним - будь то вос­питание детей или руководство подчиненными в сложной организации - родители и менедже­ры, вместо того чтобы использовать позитивное подкрепление, часто обращаются к наказанию. Обычно считается, что наказание противоположно подкреплению, но столь же эффективно для изменения поведения. Однако эта простая аналогия с подкреплением может и не иметь доста­точных оснований. Дело в том, что наказание - явление весьма сложное и его следует тщатель­но изучить и использовать с осторожностью.

Наказание - это все, что ослабляет поведение и уменьшает вероятность его повторения. Наказание обычно заключается в применении нежелательных действий и появлении пагубных последствий, однако, как показано на рис. 7.1, его также можно определить как устранение желательных последствий. Например, лишение менеджера с плохими показателями деятельности некоторых организационных привилегий можно рассматривать как наказание.

Независимо от различий между наказанием в форме получения нежелательных послед­ствий и в форме устранения желательных последствий можно сказать, что наказание подейст­вовало, если имеет место ослабление и снижение интенсивности поведения, которое ему пред­шествовало. До тех пор пока поведение работника, которому начальник сделал словесное заме­чание, не изменится в лучшую сторону, нельзя утверждать, что это замечание было наказанием. Во многих случаях, когда руководители считают, что наказывают работников, на самом деле они закрепляют их поведение, поскольку оказывают работникам внимание, а внимание являет­ся важным фактором подкрепления.

- Приведите примеры

Мнения относительно применения наказаний широко разнятся - от заклинаний никогда их не использовать до утверждения, что наказание является единственным эффективным мето­дом изменить поведение. Пока исследования не дают оснований полностью поддержать ни ту, ни другую точку зрения. Однако мало сомнений в том, что наказание может вызвать много не­желательных побочных эффектов. Поведение наказуемого скорее всего будет лишь временно подавлено, но не полностью изменено, и он будет чувствовать напряжение, озлобление и обиду на того, кто его наказал. Таким образом, применение наказания в качестве стратегии контроля за поведением является подходом, в результате которого обе стороны проигрывают. Если нака­зание не является очень суровым, нежелательное поведение проявится очень скоро вновь. Од­нако чем более сурово наказание, тем сильнее его побочные эффекты.

Для минимизации проблем тот, кто использует наказание, должен всегда предоставлять приемлемую альтернативу наказуемому поведению. Наказание всегда должно следовать за не­желательным поведением как можно ближе по времени. Неэффективно вызывать подчиненных «на ковер» и делать выговор за нарушение какого-то правила, происшедшее неделю назад. Та­кого рода выговор является всего лишь наказанием за то, что их поймали на нарушении. Нака­зание за поведение, связанное с нарушением правил, малоэффективно. При осуществлении на­казания необходимо помнить, что оно оказывает воздействие также на тех, кто его наблюдает и имеет отношение к происшедшим событиям.

На практике менеджеры по персоналу должны реализовать следующий принцип: чтобы изменить поведение, всегда стремитесь использовать подкрепление вместо наказания. Более того, стратегия подкрепления обычно более эффективна для повышения частоты возникнове-

ния желаемого поведения, нежели наказание - для торможения нежелательного поведения, поскольку подкрепление не сопровождается какими-либо побочными эффектами.

Пожалуй, лучшим практическим советом может быть старое дисциплинарное правило: наказанию должно предшествовать предупреждение, и оно должно быть немедленным, после­довательным и не задевать достоинства личности. Кроме того, наказание должно соответство­вать ситуации и усиливаться постепенно.

Использование положительных и отрицательных подкреплений (поощрения и наказания) при формировании поведения

Поощрение и наказание представляют собой стимулы, усиливающие или ослабляющие те или иные мотивации собаки. Поэтому они могут рассматриваться как основные способы формирования желательного поведения собаки и подавления ее нежелательного поведения.

В теории и практике бихевиоризма поощрение принято характеризовать как положительное подкрепление , наказание – как отрицательное подкрепление. По существу, подкрепление представляет собой фактор, изменяющий оценку результативности и эффективности поведения, а следовательно, воздействующий на прогнозирование и принятие решений в будущем. Этим обуславливается мощное действие подкреплений как факторов долгосрочного формирования поведения собаки. Понятия положительного и отрицательного подкрепления не вполне совпадают с традиционной интерпретацией поощрения и наказания, поскольку, в отличие от последних, они включают в себя не только целенаправленные действия партнера (хозяина), но и непреднамеренные действия, а также естественные результаты поведения. Для того, чтобы уточнить используемую терминологию, следовало бы называть поощрением и наказанием только целенаправленные действия хозяина (они играют роль соответственно положительных и отрицательных подкреплений), а собственно подкреплением – результат поведения, не связывающийся в восприятии собаки с действиями хозяина, хотя в действительности он может быть продуман и организован хозяином.

В дополнение к положительным и отрицательным воздействиям может использоваться и третий сильный стимул – так называемое нулевое подкрепление . Оно с успехом применяется в тех случаях, когда собака (намеренно или непроизвольно) стремится спровоцировать хозяина на те или иные действия. В этой ситуации весьма эффективным средством воздействия оказывается именно нулевое подкрепление – отказ хозяина от тех действий, которых желает собака. При этом сохраняется перспектива положительного подкрепления при изменении поведения собаки, то есть возобновления желательного поведения хозяина. Например, собака пытается ускорить выход на прогулку, пуская небольшие лужи или сильно нервничая и издавая разного рода звуки при сборах на прогулку. Отрицательным подкреплением был бы полный отказ собаке в прогулке и возвращение хозяина к своим занятиям. Нулевое же подкрепление состоит в том, что хозяин в описанной ситуации не бранит собаку и не делает ничего, что могло бы послужить отрицательным подкреплением, всего лишь прекращает сборы на прогулку. Он остается стоять посередине прихожей в том положении, в каком находился в момент нежелательного поведения собаки – с ошейником в руках или в процессе одевания. Как только собака прекращает нежелательное поведение, направленное на реакцию хозяина, действия хозяина возобновляются. Практика показывает, что нулевое подкрепление действует более эффективно, чем отрицательное подкрепление, быстро заставляя собаку понять, что данное поведение не только не эффективно (задерживает сборы на прогулку), но и приводит к нулевому результату. Важным условием правильного применения нулевых подкреплений является последовательность и терпение хозяина, умение при любых обстоятельствах и независимо от затрат времени добиться или дождаться желательного (или хотя бы допустимого) поведения собаки.

Само понятие подкрепления как результата поведения подразумевает его связь с удовлетворением любой потребности собаки. В частности, поощрением со стороны хозяина могут являться активные действия человека, способствующие удовлетворению той или иной активной в данный момент потребности. Основными способами поощрения могут служить следующие действия:

· использование лакомства (вкусопоощрительный метод дрессировки) – опирается на пищевую потребность;

· предоставление свободы от поводка – опирается на потребность в движении, в игре и других активных действиях;

· переход для прогулки в более интересное для собаки место – опирается на потребность в информации;

· предоставление возможности выполнить любимое упражнение – опирается на потребность в подчинении;

· снятие намордника (например, в присутствии других собак) – опирается главным образом на потребности в самозащите и самоутверждении;

· словесная похвала, одобрение, выражение удовлетворения и гордости за собаку – опирается на социальные потребности и потребность в самоутверждении;

· похлопывание, поглаживание и т.п. – опирается на потребность в ласке и эмоциональном контакте;

· игра с собакой – опирается на потребность в общении.

Таким образом, реальные возможности поощрения собаки намного шире, чем принято считать в теории и практике дрессировки. Равным образом это относится и к наказанию собаки – это лишение возможности удовлетворить любую из активных потребностей. Можно отказать собаке в общении или не отпустить ее играть с другими собаками – и это будет более эффективным наказанием, чем рывки поводка или, тем более, побои. При формировании желательного поведения собаки особую роль играют социально обусловленные и эмоциональные подкрепления , сила которых зависит от полноценных отношений с хозяином.

Значимость и действенность того или иного способа поощрения и наказания зависит от индивидуального баланса потребностей и сиюминутного приоритета той или иной мотивации. С одной стороны, разные собаки по-разному относятся к одним и тем же методам поощрения и наказания, с другой стороны – одна и та же собака в разных своих состояниях может по-разному воспринимать силу того или иного поощрения и наказания. Нулевое подкрепление может опираться на конкурирующую потребность, что также изменяет баланс мотиваций. Методы мотивационного анализа предоставляют широкие возможности для индивидуального подбора воздействий, позволяющего варьировать их с высокой точностью и эффективностью.

При выборе средств поощрения следует тщательно соотносить между собой эгоистические и альтруистические мотивации собаки, всемерно развивая стремление животного работать не столько ради удовлетворения эгоистических потребностей (пищевой, двигательной и т.п.), сколько ради удовлетворения потребностей высших порядков – социальных, познавательных, идеальных. "Пограничное", переходное место между эгоистическими и альтруистическими потребностями занимают мотивации третьего и четвертого порядков – самоутверждение, подчинение, а также эмоциональные потребности. Преобладание эгоистических мотиваций (например, постоянное выполнение команды "за кусочек") приводит к тому, что собака перестает выполнять требования хозяина при появлении конкурирующих эгоистических мотиваций (желание побегать, поиграть, появление приятного человека и т.п.).



Многие хозяева собак не придают должного значения поощрению даже при первичном освоении навыка или упражнения, когда собака еще не поняла, чего именно добивается от нее человек. Тем самым создаются предпосылки для нарушения контакта с хозяином и для осложнений в формировании и коррекции поведения. Зоопсихолог вынужден постоянно напоминать хозяину собаки о том, что только подкрепление может дать собаке понять, что именно в ее поведении желательно или нежелательно для человека. В противном случае собака оказывается не в состоянии определить, какое действие соответствует команде или ситуации, а следовательно, в дальнейшем не может включить критерии человека в процесс оценки поведения и принятия решения. Это касается как простейших навыков, так и сложного поведения собаки.

Крайне важным аспектом поощрения и наказания является правильное определение не только его характера, но и силы воздействий, пропорциональной степени желательности или нежелательности поведения собаки. Чрезмерное поощрение, не соответствующее сложности выполненного задания и реальным успехам собаки, воспринимается собакой как незаслуженное и быстро обесценивает любое другое воздействие со стороны хозяина, одновременно подрывая авторитет хозяина в данной ситуации. Если несоразмерность поощрения становится постоянной, то это идет в ущерб отношениям с хозяином в целом, подрывая доверие собаки к человеку и осложняя выработку межвидовых критериев поведения. В еще большей мере сказанное относится к чрезмерно строгим или несправедливым наказаниям.

В теории и практике дрессировки известен прием вариативного подкрепления , основанный на четком дозировании поощрений. Одновременно этот прием использует эмоциональное закрепление, поскольку невозможность прогнозирования поощрения создает более сильный эмоциональный отклик. В этом случае вероятности удовлетворения потребности Р и помощи H, входящие в знаменатель "формулы стресса", оцениваются собакой как низкие. Кроме того, варьирование характера поощрений (чередование лакомства и ласки, игры и свободы) повышает новизну N соответствующей информации, а сила воздействия соответствует объему информации I (эти величины входят в числитель "формулы стресса" и, следовательно, повышают силу эмоционального отклика). Тем самым усиленный эмоциональный отклик на поощрение или наказание способствует лучшему запоминанию события и закреплению или угасанию поведения.

На практике применение вариативного подкрепления выглядит следующим образом. В процессе первичного освоения навыка или упражнения собаку следует активно поощрять за каждое достижение, за каждый шаг к пониманию поставленной задачи. Чем дольше не удавалось собаке нужное действие, тем сильнее должно быть поощрение и искреннее радость хозяина.

Когда собака поняла суть отрабатываемого навыка и связь своего поведения с требованиями хозяина, необходимо тут же перейти на более редкое подкрепление (ориентировочно – в 50 % случаев и со случайным распределением, без прогнозируемой собакой закономерности). Позже, в процессе дальнейшей отработки навыка процент подкреплений снижается до 30 % и менее, причем необходимо и далее тщательно следить за тем, чтобы собака не могла прогнозировать поощрение. Единственная допустимая закономерность – поощрение более четкого, более правильного, более быстрого выполнения команды. После окончательного закрепления навыка поощрение следует отменить вообще, чтобы не снижать его значимости при отработке новых форм поведения. Важно также то, что при каждом выполнении упражнения отрабатывается и, соответственно, поощряется только один компонент навыка – либо правильность выполнения, либо скорость, либо надежность и т.п. Это требование приобретает особое значение при отработке сложных динамических стереотипов, когда нелегко выделить компонент поведения, подлежащий закреплению в данный момент.

Важнейшим аспектом поощрения как способа формирования поведения собаки является его своевременность. Поскольку человек значительно уступает собаке по скорости мыслительных процессов и поведенческих реакций, то нередки случаи, когда хозяин поощряет собаку не в момент выполнения команды, а позже, когда состояние и поведение животного успело еще раз измениться (например, собака выполнила команду "Сидеть", но уже вскочила). По логике животного, поощрение является результатом последнего по времени действия, следовательно, относится, по существу, не к посадке, а к вставанию.

Правильно выбранное время поощрения позволяет без большого труда вырабатывать выдержку даже у очень возбудимых собак с осложненной концентрацией внимания. Для того, чтобы этого достичь, нужно немедленно после введения режима вариативного подкрепления начинать варьировать и момент поощрения, затягивая интервал между выполнением команды и реакцией хозяина. Смысл приема тот же, что и при вариативном подкреплении: неуверенность собаки в поощрении делает его более ценным, повышая эмоциональный отклик животного. В этом случае желательное поведение вырабатывается быстрее и легче и закрепляется гораздо надежнее, чем при постоянном поощрении. Поощрение никогда не обесценивается и остается для собаки не только значимым, но и желанным. В этом случае у собаки очень быстро вырабатывается стремление хорошо и правильно выполнить команду хозяина, которое дрессировщики-практики рассматривают как "заинтересованность в работе". Результатом этого является и облегчение перехода к альтруистическим мотивациям в ходе работы.

Если собака сильно заинтересована в работе, то есть мотивацией становится сама возможность успешно выполнить упражнение, то успех сам по себе превращается в надежное и мощное средство поощрения. При этом всегда обнаруживается одно или несколько упражнений, доставляющих собаке большее удовольствие, чем другие (они удались с первой попытки; сами по себе помогают удовлетворить какую-либо потребность, становясь самоподкрепляемым поведением; хозяин особенно удачно и активно поощрил выполнение именно этого упражнения и т.д.). Нередко собака сама показывает особо эффектные и нравящиеся ей упражнения, стремясь заслужить одобрение и поощрение хозяина. С этого момента появляется возможность вознаградить собаку за более скучную и неприятную работу, заканчивая занятие именно самыми любимыми упражнениями. Чем лучше собака работала в ходе занятия, тем важнее этот прием.

Своевременность поощрения, как и выделение поощряемой компоненты поведения, особо важна при формировании и отработке сложного поведения, когда собака с трудом выделяет тот элемент поведения, который желателен для хозяина. Это заставило бихевиористов разработать концепцию условного подкрепления , представляющего собой своеобразный символ реального удовлетворения. Требованием к средству условного подкрепления является его быстрая реализация, поэтому в практике бихевиоризма в этом качестве обычно применяется свисток. В зоопсихологической практике могут использоваться любые быстро воспроизводимые знаки – хлопок в ладоши, возглас и т.п.

Возможность применения условного подкрепления базируется на способности животных воспринимать смысл знака, не совпадающего с реальностью, то есть на одном из вариантов абстрактного мышления , а поэтому способствует лучшему развитию этого типа мышления. Как и применение синонимов команд, использование условного подкрепления развивает понимание речи и совершенствует контакт собаки с хозяином. Поэтому этот вид подкрепления желательного поведения следует считать важным приемом прикладной зоопсихологии. Условное подкрепление сначала используется как синоним реального подкрепления, одновременно с ним. Затем реальное подкрепление дается позже условного, со все большим и большим отставанием. Так у животного складывается восприятие сигнала свистка как проявления удовлетворения человека. Реальное подкрепление (лакомство, ласка, предоставление свободы и т.д.) может даваться только в конце сложного комбинаторного упражнения, в ходе которого отрабатывалась целая последовательность действий, поощряемых по отдельности условным подкреплением. Благодаря этому удается выработать у животного сложнейшие формы комбинаторного и вариативного поведения, предусматривающего изощренные сочетания отдельных навыков. Кроме того, применение условного подкрепления существенно облегчает переход к вторичному научению.

Одним из "комбинированных" вариантов подкрепления, сочетающих достоинства и условного, и реального подкрепления, является словесная похвала. Она вводится первоначально как условный синоним другого поощрения, но скоро начинает применяться в качестве реального подкрепления, поскольку сама по себе удовлетворяет социальные потребности собаки. Важным достоинством словесной похвалы, в отличие от лакомства и других подкреплений, опирающихся на эгоистические потребности собаки, является то, что она активизирует в процессе работы именно альтруистические мотивации животного.

Учитывая специфику видовой звуковой речи собак, следует произносить похвалу в высоком тоне, с протяжной и певучей интонацией. В том случае, если за похвалой следует повтор команды, то он произносится в более низком тоне, коротко, твердо, но ни в коем случае не угрожающе. Это позволяет еще раз внушить собаке, что похвала не отменяет команды.

Словесная похвала, применяемая как реальное подкрепление, открывает новые возможности воздействия на поведение собаки. Реальное подкрепление, в противоположность условному, может относиться не только к конкретному действию собаки, но и к целой последовательности действий и любой сложной форме поведения. Хозяин получает возможность выразить свое удовлетворение поведением собаки в целом, например, за все занятие (невзирая на отдельные неудачи) или за всю прогулку (хотя в течение прогулки могли быть и неприятные моменты). Чтобы подчеркнуть различие между подкреплением отдельного действия и общим удовлетворением, сделав его понятным для собаки, в первом случае необходимо при поощрении повторять соответствующую команду (например, "Хорошо, сидеть"). Одновременно собака привыкает к тому, что похвала хозяина не служит отменой предыдущей команды, а требуемые действия на этом не заканчиваются.

Если собака приучена к тому, что хозяин поясняет ей, за какое действие он ее хвалит, то в дальнейшем это дает возможность отнести похвалу (без уточняющего повтора команды) к целому комплексу действий – упражнению или инициативному сложному поведению в целом. В этом случае становится возможным похвалить собаку даже за нереализованные намерения. Например, собака проявила обоснованную настороженность или даже угрожающее поведение по отношению к постороннему, но для реальной агрессии повода не было. В этом случае целесообразно отозвать собаку командой "Ко мне!" или "Рядом" и похвалить общей похвалой "Хорошо!" без уточняющего повтора последней команды. Собака, приученная к поощрению целой последовательности действий, относит похвалу ко всему поведенческому комплексу, понимая: хозяин доволен как тем, что она проявила бдительность, так и тем, что отошла от постороннего, не реализуя активной агрессии. Общая похвала может относиться и к новой комбинации действий при вторичном научении, и к любому вариативному поведению при непроцедурном обучении, когда собака самостоятельно выбирает средства достижения цели. Это не только эффективно подкрепляет сложные динамические стереотипы поведения, но и дополнительно способствует совершенствованию процесса принятия решений в целом.

В дальнейшем этот прием открывает возможности для использования отложенной оценки поведения и, следовательно, повышает социальную значимость критериев хозяина.

Большое самостоятельное значение имеет и такой прием поощрения, который может быть назван "косвенной похвалой". Он выражает оценку поведения собаки хозяином, но не непосредственно в момент реализации поведения и не в виде общения с собакой. На практике косвенная похвала реализуется в рассказе хозяина членам семьи и другим людям, воспринимаемым собакой как потенциальные социальные партнеры (например, близкие друзья семьи) об успехах и достижениях собаки. В целом этот прием сходен по смыслу с отложенной оценкой, но он позволяет подчеркнуть не только долговременный характер оценки, но еще и социальную, а не индивидуальную значимость ее. Косвенная похвала затрагивает социальный и модальный уровни СИМ собаки, а следовательно, опирается на ее альтруистические мотивации, что повышает ценность соответствующих критериев принятия решения.

При управлении поведением собаки применяется также и такой вариант нулевого подкрепления, как "отвлечение" или "переключение". Этот прием сходен по существу с тем, что Карен Прайор назвала "выработкой несовместимого поведения", но отличается от него тем, что в данном случае несовместимое поведение замещает нежелательный вариант поведения не постоянно, а только в конкретный момент и поэтому не становится конкурирующей доминантой даже на ситуативном уровне.

Однако здесь кроется опасность, которая связана с не очевидным для хозяев собак характером подкрепления. В качестве эффективной отвлекающей деятельности хозяева собак чаще всего используют лакомство или игру, особенно для молодых собак. Поскольку оба эти фактора удовлетворяют приоритетные потребности молодых собак, то они служат мощным положительным подкреплением того самого нежелательного поведения, от которого хозяин стремился отвлечь собаку.

В результате непродуманных действий хозяина нежелательное поведение не только не угашается, но и повторяется все чаще, собака может даже провоцировать им хозяина, "зарабатывая" желанные для нее подкрепления ("дрессировка на обратный результат"). То же самое происходит и в выставочной практике – недостаточно опытные и знающие хендлеры обычно "отвлекают" собаку от нежелательного поведения в ринге (чаще всего – агрессивного) при помощи кусочков лакомства. В некоторых случаях (у собак с хорошо развитым стереотипным уровнем психики – по породе или в результате активной дрессировки) достаточно одного такого подкрепления, чтобы агрессия в ринге стала постоянной. Наблюдаются и случаи непреднамеренного закрепления нежелательного поведения в быту, например, когда хозяева по незнанию "выменивают" у щенка на лакомство взятые им вещи вместо того, чтобы отработать команду "Дай". В этих случаях попытки хозяев отказаться от "обмена" чаще всего носят непостоянный характер и сами по себе превращают подкрепление в вариативное, что, вопреки ожиданиям человека, еще эффективнее закрепляет нежелательное поведение.

То же характерно и для весьма распространенного поведения "выпрашивания" лакомства у стола. Обычно хозяин, стремясь отучить щенка или взрослую собаку от такого поведения, старается подольше не давать кусочков, но в конце концов не выдерживает и уступает, полагая, будто "достаточно помучил собаку". Если это происходит нерегулярно и с наращиванием времени выдержки, то вариативное подкрепление срабатывает с максимальным эффектом, прочно закрепляя настойчивость собаки. У собаки надежно вырабатывается и сам навык попрошайничества, и выдержка по времени.

При отучении собаки от любого нежелательного поведения в быту и от так называемых "дурных привычек" запреты и попытки угасить поведение, "не замечая" его, оказываются крайне неэффективными – в первую очередь, из-за непоследовательности и недостаточного терпения хозяев. Заметим также, что методы отучения вообще не всегда являются результативными, а зависит это от того, является ли нежелательное поведение просто рефлекторным или обусловлено более глубокими причинами (более подробно см. в разделе 8.2). Если же отучение возможно (при закреплении нежелательных стереотипов поведения), то достаточно действенным способом является именно выработка несовместимого поведения и закрепление его на том же стереотипном уровне, на котором сформирован нежелательный стереотип. Варианты несовместимого поведения выбираются строго индивидуально, в зависимости от характера угашаемого поведения, породных и индивидуальных особенностей психики собаки, образа жизни семьи.

В сознании большинства хозяев собак пресечение нежелательного поведения прочно связано с наказанием собаки. Здесь становится особенно важным мотивационный анализ поведения, позволяющий определить его причины. Наказание может оказаться более или менее эффективным только в случае сознательного неподчинения собаки требованиям хозяина, однако, и в этой ситуации важно прежде всего выявить те нарушения контакта и социальных стереотипов, из-за которых стало возможным такое неподчинение. Это касается в первую очередь отказа собаки от выполнения требований хозяев. Следовательно, в этих случаях наказания должны носить прежде всего социальный характер (аналогично мерам пресечения конфликтов при возрастном бунте).

К сожалению, на практике наиболее частым вариантом наказания являются побои и другие формы физического насилия по отношению к собаке, что, как правило, ведет не к угашению нежелательного поведения, а к разрыву контакта с хозяином. Выбор адекватной формы наказания становится важнейшим условием не только угашения нежелательного поведения, но и сохранения и совершенствования отношений собаки с человеком. Нередко от формы наказания зависит и такая важная характеристика поведения, как самооценка собаки, особенно молодой.

Так же, как смысл поощрения состоит в возможности удовлетворения какой-либо потребности, наказанием служит отказ в удовлетворении той или иной потребности или ограничение возможности ее самостоятельного удовлетворения. Поэтому и виды наказания зависят от тех потребностей, на которые они опираются. В качестве основных форм наказания могут применяться:

· ограничение в пище;

· ограничение в свободе;

· ограничение в игре;

· ограничение в ласке и общении;

· ограничение в самостоятельном принятии решений;

· ограничение в контактах с сородичами

При выборе форм наказания для щенка и молодой собаки следует учитывать возрастной баланс мотиваций. Так, например, весьма действенным наказанием для щенка служит ограничение в возможностях игрового общения с хозяином, тогда как для собаки в возрасте молодняка это наказание неэффективно. В возрасте шести-семи месяцев эффективным наказанием следует считать ограничение самостоятельности, которое в более раннем возрасте вообще не воспринимается щенком как отрицательное воздействие.

На наказания распространяются все соображения, касающиеся активного поощрения и подкрепления, представляющего собой естественный результат собственного поведения. Тем самым возникает возможность организовать отрицательные результаты поведения, которые воспринимаются собакой как естественные следствия, словно бы и не исходят от самого хозяина.

При существующей практике воспитания собак сам факт наказания нередко воспринимается щенком или молодой собакой не как отрицательные последствия поведения, а как немотивированное и не связанное с поведением насилие со стороны хозяина. Вполне естественным результатом таких действий становится утрата доверия собаки и дальнейший разрыв контакта. Это происходит в тех случаях, когда человек руководствуется исключительно своей собственной логикой, не понимая естественных причин поведения собаки. Так, например, щенка в возрасте 3-4 месяцев сурово (вплоть до побоев) наказывают за лужи в квартире или за попытку играть с хозяйскими вещами, вполне естественную для собаки в этом возрасте. То же, по существу, относится и к силовым методам разрешения конфликтов – выход из конфликтной ситуации не должен служить одновременным наказанием за попытку бунта, а хозяин собаки нередко понимает ситуацию именно так.

Щенок или молодая собака может воспринимать как наказание и чрезмерно жесткие действия хозяина, вовсе не имеющие целью отрицательное подкрепление, а способствующие, по ошибочному мнению человека, желательному поведению собаки. Например, щенок, еще не приученный к выходу на прогулку и побаивающийся улицы, сопротивляется, когда его ведут к дверям, а хозяин силой, резко тащит его на поводке с ошейником. Силовые методы в данной ситуации не могут не служить отрицательным подкреплением всех процедур, предшествующих выходу на прогулку. Естественным результатом таких действий хозяина становится нежелание гулять, сохраняющееся и во взрослом возрасте. Это явление сродни "дрессировке на обратный результат", с той разницей, что приводит не к закреплению нежелательного поведения, а к стойкому угашению желательного.

Важнейшей особенностью наказания собаки, особенно в молодом возрасте, является то, что цель его состоит исключительно в прекращении нежелательного поведения – это обусловлено видовыми социальными нормами, "собачьей педагогикой". Это обуславливает важнейшее требование к мерам наказания – все отрицательные воздействия прекращаются в момент изменения поведения! Поскольку это требование в значительной степени противоречит видовому восприятию человека, одной из важных задач зоопсихолога становится постоянное отслеживание и коррекция мер наказания со стороны хозяина собаки.

Кроме того, в восприятии собаки наказание (отрицательное подкрепление со стороны старших членов стаи) становится непосредственным результатом поведения, а осознание отдаленных результатов, через цепочку причинно-следственных связей, организуется с трудом (его надо подготавливать так же, как и отложенное поощрение). Следовательно, любой интервал между проступком и наказанием разрывает логическую связь, а отрицательное подкрепление в этом случае может, в восприятии собаки, относиться к другому состоянию, к уже изменившемуся и вполне благополучному поведению. Поэтому своевременность наказаний для формирования поведения собаки приобретает едва ли не большее значение, чем своевременность поощрений. И если все же приходится наказывать собаку за прошлую провинность, то лучше всего, если это возможно, спровоцировать ее на повтор нежелательного поведения.

По этой же причине очень трудно использовать в качестве отрицательного подкрепления ограничение в пище. Оно может применяться в основном при невыполнении команды, в форме отказа в лакомстве, которого ожидает собака. В некоторых случаях, однако, можно применять и отказ в основной пище (например, положить в миску собаке вместо вечерней еды испорченную ею вещь). Это становится возможным только после того, как собака научена воспринимать отложенную оценку своего поведения (сначала – отложенное поощрение).

Ограничение в свободе обычно сводится к тому, что нежелательное поведение становится невозможным, то есть, к тому приему, который Карен Прайор назвала "дрессировкой методом физического устранения". Так, например, собака на поводке не может ни убежать от хозяина, ни гоняться за кошкой и т.п. Однако этот способ, во-первых, не является обучающим, а во-вторых, в тех случаях, когда нежелательное поведение обусловлено более глубокими причинами, он может существенно усугубить основную проблему.

Лучшей иллюстрацией ограничений "метода физического устранения" является распространенное решение проблемы отношения к гостям: собаку, лающую на гостей или пытающуюся проявлять агрессию, запирают в другом помещении. При этом нежелательное поведение с высокой вероятностью является результатом информационной недостаточности и непонимания действий человека, пришедшего в дом. Будучи запертой, собака лишается возможности наблюдать, анализировать и принимать решения относительно своих действий, следовательно, и активная, и пассивная оборонительные реакции только усиливаются. В восприятии хозяина это служит лучшим подтверждением того, что собаку, во избежание неприятностей, запирать обязательно!

Для того, чтобы выполнять функцию отрицательного подкрепления, ограничение свободы должно утратить непосредственную связь с вызвавшими его событиями. Так, если собаку берут на поводок лишь для того, чтобы провести мимо кошки, это служит физическим сдерживанием, но ничему не учит, то есть, не влияет на принятие решений в будущем. Если же после этого собаку водят на поводке по выгулу, где она привыкла бегать свободно, то это служит не только мерой непосредственного сиюминутного пресечения поведения, но и воспитательным воздействием. Надев на собаку намордник во избежание "помойничества", не следует снимать намордник сразу, как только собака взята на поводок, чтобы пройти по улице. В этом случае, как кажется, нарушается требование своевременности наказания, однако, собака после нескольких повторений осознает связь ограничения с собственным поведением в качестве отрицательного результата.

Очень действенными наказаниями следует считать те меры, которые затрагивают социальные представления собаки, ее эмоции и самооценку. Это отказ в общении (наказание отчуждением), отказ в ласке и игре, а также ограничение права на самостоятельное принятие решений и ограничение прав и ответственности, присущих нормальному стайному рангу собаки (вплоть до отказа в возможности охранять хозяина). Естественно, что эти меры, как и всякое сильнодействующее средство, могут применяться только крайне ограниченно и крайне осторожно, с тонким учетом индивидуального баланса мотиваций, значимости социальных отношений, типа и уровня развития контакта собаки с хозяином и т.д. Особая осторожность в применении наказаний такого рода нужна в отношении молодой собаки (в период становления самооценки) и в отношении стареющей собаки (при убывании самооценки).

Большой набор возможных отрицательных подкреплений, затрагивающих самооценку, связан с использованием ритуального поведения собаки. Это все меры, основанные на рывке и встряхивании за холку, на "заваливании" собаки, а также осаживание ее на снарядах. Эти меры должны применяться также очень осторожно, при условии постоянного контроля самооценки и исключительно с целью устранения доминирования и завышенной самооценки, но не снижения ее ниже адекватной. В противном случае вполне возможен отказ собаки от выполнения ее полезных функций (например, собака, до тех пор охранявшая хозяина, при резком снижении самооценки перестает выполнять охранные функции). Это связано с тем, что социальный ранг собаки, ее представления о своей ответственности в сообществе основываются именно на самооценке, при снижении которой нарушаются индивидуальные нормы социального поведения собаки.

В любом случае при выборе адекватных мер наказания необходимо тщательнейшим образом проанализировать причины и происхождение нежелательного поведения, не придавая излишнего значения той интерпретации, которую предлагает хозяин собаки. Если такое поведение мотивировано естественными биологическими или видовыми законами поведения собаки, то активные отрицательные подкрепления со стороны человека следует считать недопустимыми. Одной из задач зоопсихолога в таких случаях является постоянное развенчивание заблуждений и ошибок хозяина (например, представлений о том, что собака поступает плохо "назло" ему, из "мести" и т.п.).

При всех обстоятельствах наиболее действенными становятся не активные отрицательные подкрепления, а пассивные, воспринимаемые собакой как естественные результаты поведения. По отношению к наказаниям это еще важнее, чем при поощрении. Простейшим примером такого пассивного наказания может служить запутывание поводка за дерево, в кустах и т.п. и невозможность двигаться дальше при плохом выполнении команды "Рядом". Такие пассивные отрицательные подкрепления могут применяться для пресечения нежелательного поведения в отсутствие хозяев.

Для этих случаев обычно рекомендуются меры, которые оцениваются как ошеломляющие – например, опрокидывание банки с сухим горохом, внезапное включение громкого звука, проливающаяся вода и т.п. На самом деле воспитательное действие этих мер в гораздо большей степени основывается именно на восприятии неприятных событий как отрицательных последствий собственного поведения. Совершенно не обязательно, чтобы эти последствия имели резко ошеломляющий характер, чреватый для маленького щенка или молодой собаки стрессом. Вполне приемлемы и более мягкие меры, например, падающая тряпка, которая не может не только причинить собаке вреда, но и вызвать более или менее выраженный эмоциональный отклик. Немаловажным аспектом таких отрицательных подкреплений становится еще и эффект неожиданности, связанный с нарушением прогнозируемых собакой событий. Непременным условием такого рода воздействий является изобретательность и новизна в их применении, а также неизбежность последствий до тех пор, пока собака не откажется от нежелательного поведения.

В большинстве случаев при угашении нежелательного поведения необходимо помнить о том, что для этого недостаточно запрета и пресечения, какими бы мерами это ни достигалось. Совершенно необходимо предложить собаке правильный, то есть желательный или, как минимум, допустимый, вариант поведения. В выборе этого варианта следует опираться на мотивационный анализ поведения собаки (конкурирующие и сдерживающие мотивации). Определив достаточно сильную положительную мотивацию, конкурирующую с теми, которые обуславливают нежелательное поведение, нужно построить схему допустимого или желательного заместительного поведения, в основе которого лежала бы выбранная мотивация. Очевиднейшая иллюстрация к этому – предоставление собаке возможности охранять вещь в отсутствие хозяев вместо того, чтобы грызть ее и портить. Следует обратить внимание на то, что в этом случае запрещается использовать в качестве заместительного поведения игру с вещью, даже при сильных игровых мотивациях.

Особого внимания заслуживает вопрос о роли страха в выборе мер наказания собаки. Сама идея наказания связана в сознании человека со страхом как сдерживающим фактором, субъективным отрицательным критерием принятия решения. Хозяин, как правило, рассчитывает на то, что собака станет оценивать боязнь наказания (побои, болевые воздействия, долгое ограничение свободы на поводке или взаперти и т.п.) как самостоятельный отрицательный результат собственного поведения. При этом страх путается с отрицательным прогнозом последствий и отрицательными критериями принятия решений.

Напомним, что страхом называется выраженная реакция избегания. Страх физического насилия и соответствующая поведенческая реакция (избегание) связывается собакой не с результатами собственного поведения, а с хозяином и его действиям, тем более, что такого рода действия редко бывают своевременными. Поэтому применимость отрицательных подкреплений, основанных на страхе, весьма ограничена, если не сводится к нулю.

Отрицательные критерии принятия решения ни в коем случае не должны затрагивать социальных представлений и не должны базироваться на инстинкте самосохранения, чтобы не мотивировать агрессии самозащиты в отношениях с хозяином и не вызывать избегания по отношению к нему. Использование угрозы как отрицательного подкрепления допустимо весьма ограниченно и только в тех случаях, когда страх никак не связывается с хозяином (например, это допустимо, хотя и не желательно, по отношению к транспорту). При этом необходимо внимательно следить за тем, чтобы страх не достигал стрессовых значений (это может привести к неврозу) и не изменил самооценки собаки, что скажется на других видах поведения.

Хорошо продуманный баланс положительных и отрицательных подкреплений, основанный на результатах мотивационного анализа поведения собаки и на структуре процесса принятия решений, позволяет эффективно формировать практически любое желательное поведение собаки. При этом сформированные критерии поведения продолжают действовать не только в присутствии хозяина, а включаются в структуру критериального уровня СИМ, приобретая для собаки значение собственных норм поведения. Еще раз подчеркнем, что этот подход к формированию поведения в корне отличается от принятого в дрессировочной практике "отучения" и "приучения", которые базируются исключительно на стереотипном уровне СИМ.

Вы заметили, что я сказала «положительное наказание», а не просто наказание. В повседневной речи мы часто говорим о наказании, когда то, что мы технически под этим подразумеваем, является положительным наказанием. У нас также может быть отрицательное наказание, но это будет тема другого поста.

«Наказание» означает что-то, что уменьшает вероятность повторения поведения, т.е. снижается частота проявления подобного поведения. А «положительное» означает, что что-то добавлено.

Таким образом, положительное наказание означает добавление чего-то после того, как собака совершила поведение, что снижает частоту проявления этого поведения.

Например, если собака прыгает на вас, вы можете ударить ее коленом в грудь, и в следующий раз, когда вы увидитесь собака не будет прыгать, т.е. вы положительно наказали прыгающую собаку. Вы добавили что-то (неприятное ощущение толчка от колена в грудь) и снизили частоту проявления поведения.

Пожалуйста, обратите внимание: я не рекомендую этот способ обучения собаки, и мы доберемся до причин почему чуть позже. И он также может не сработать (например, если собака воспринимает это как игру и продолжает прыгать, и в этом случае это не работает как наказание).

Примеры положительного наказания

Существует множество примеров положительного наказания: , отшлепать с помощью газеты, использовать ошейник с аэрозолем цитронеллы, чтобы прекратить лай (когда собака залает — выплескивается струя с запахом цитронеллы), альфа-переворот или «доминирование», когда собаку укладывают на бок или переворачивают на спину и удерживают в таком положении после того, как она сделала что-то, что не понравилось владельцу; применение строгого ошейника, который врезается в шею собаки, когда она тянет на поводке, удары собаки поводком или резкие рывки, когда она делает то, что не нравится владельцу, использование электрошокового ошейника, чтобы прекратить то, что собака делает и т.д.

Это не исчерпывающий список, и вы, возможно, видели и другие виды положительного наказания.

В повседневном языке некоторые из них называются «коррекцией». Например, рывок поводком, чтобы собака села, когда ее попросили, часто называется «коррекцией поводком».

Но важно понимать, что это все то же положительное наказание. Другими словами, вы все равно добавили что-то (рывок поводком, который собака чувствует на шее), что должно уменьшить вероятность возникновения поведения.

Одна из причин, по которой важно помнить об этом, заключается в том, что дрессировка собак никак не регулируется, и иногда тренеры собак не очень разбираются в методах, которые они используют. К сожалению, люди иногда говорят, что это не наказание. Даже в некоторых популярных книгах объяснения могут быть весьма запутанными и не ясными (Browne et al., 2017). Это затрудняет для обычных людей понимание того, что тренер на самом деле собирается делать с их собакой.

Но я попробовал на себе и это мне не повредило!

Иногда люди говорят, что они повесили строгий ошейник на свою руку и потянули, и это им не повредило. Иногда люди повторяют этот опыт с электрошоковым ошейником. Поэтому они считают, что это нормально использовать их на своей собаке.

Проблема состоит в том, что обычно они контролируют натяжение строгого ошейника и силу удара током, потому что они сами делают это (или это делает кто-то другой, но они знают, когда это произойдет).

Это может звучать как незначительная деталь, но это имеет большое значение. Одно дело иметь контроль над ним, и совершенно другое — если это случается с вами совершенно неожиданно, и если подобное повторяется и продолжается.

Отсутствие контроля над чем-то само по себе может стать источником стресса.

Другой момент, о котором следует помнить, — это то, как это работает. Чтобы оно сработало, чтобы остановить поведение, животное должно посчитать его неприятным (если ему понравилось или оно даже не заметило, это не уменьшит частоту проявления поведения).

И, наконец, кожа на шее вашей собаки на самом деле очень тонкая. San Francisco SPCA сообщает , что «кожа на шее человека на самом деле толще (10-15 слоев клеток), чем кожа на шее собаки (3-5 слоев)». У них много полезных ресурсов , если вы хотите узнать больше о строгих ошейниках (англ.).

Мы склонны думать, что поскольку у собак есть шерсть, они должны быть более защищены от подобных вещей, чем мы с нашей голой кожей. Но шея собаки — очень чувствительная область. Если вы вспомните анатомию шеи, то она содержит важные органы, например, трахею. Приложение давление к трахее не проходит даром для любой собаки, но может быть особенно опасным для брахиоцефалических пород, которым и так сложно дышать.

Так что приложить что-то к руке — это не самый надежный способ испытать, что почувствует ваша собака (существует, конечно, более философский вопрос о том, что чувствует собака, но в этом случае я предлагаю вам прочитать ).

Но разве моя собака не пытается доминировать?

На самом деле ученые согласны с тем, что доминирование — это не способ обучения собак. Теория доминирования раньше была очень распространена (вы и сейчас все равно можете встретить ее в некоторых книгах, телепередачах и услышать от тренеров), но это устаревший подход к обучению собак.

Одна из проблем с подходом с точки зрения доминирования заключается в том, что он предполагает, что собака всегда пытается доминировать над вами. Прежде всего это не так, и во-вторых, он описывает ваши отношения с собакой как состязание. И это может убедить людей использовать положительное наказание (например, альфа-переворот), потому что они думают, что это рекомендует наука, но это не так.

Некоторые из вещей, которые люди относят к доминированию, включают движение впереди вас, когда собака на поводке, проход первым в дверь, прием пищи первым, залезание на диван или кровать. Люди говорили мне, что они беспокоятся, что их собака станет непослушной, потому что им нравится позволять ей сидеть на кушетке с ними.

Позвольте мне успокоить вас, что вполне нормально позволять вашей собаке сидеть на кушетке, если вы этого хотите. Это одинаково хорошо, если вы предпочитаете, чтобы она не делала этого; просто предоставьте собаке хорошую лежанку и вознаградите ее за ее использование (вы даже можете спрятать там кусочек корма, чтобы сделать собаке приятный сюрприз, когда она ляжет спать). Таким образом она полюбит свой лежак больше, чем кушетку. И вы даже можете научить ее идти туда по команде, если это требуется.

Точно также нормально, если собака идет впереди вас, первой выходит в дверь и первой получает свою порцию еды. Просто решите, что удобно для вас и придерживайтесь этого.

С другой стороны, если собака идет впереди вас, потому что она идет на натянутом поводке, то это не ваша собака доминирует, это просто собака, которая хочет идти быстрее, потому что где-то там есть что-то очень интересное, и она хочет получить это побыстрее. Вы можете использовать специальную корректирующую шлейку наподобие Easy Walk, чтобы облегчить свое передвижение с собакой, которая к тому же не вызывает стресс (Grainger, Mills and Montrose 2016).


Существуют ли риски при использовании положительного наказания?

К сожалению, научные исследования различных методов обучения собак показывают, что существуют потенциальные риски при использовании положительного наказания, который является аверсивным методом.

В своем обзоре научной литературы по обучению собак Ziv (2017) сообщает:

«Не смотря на методологические проблемы, похоже, что аверсивные методы дрессировки имеют нежелательные непреднамеренные результаты, и что их использование ставит под угрозу благополучие собак. Кроме того, не существует никаких доказательств того, что аверсивные методы более эффективны, чем методы обучения, основанные на поощрении. По крайней мере 3 исследования в этом обзоре демонстрируют, что противоположное может быть правдой в отношении как домашних, так и рабочих собак. Поэтому рекомендуется, чтобы сообщество использовало в основе обучения собак поощрение и избегало, насколько это возможно, аверсивных методов обучения».

Некоторые из проблем, которые, как сообщается, являются следствием применения положительного наказания в обучении собак, это увеличение страха, агрессии и стресса.

В одном исследовании был обнаружен агрессивный отклик у собак при применении положительного наказания (Herron, Reisner и Shofer, 2009). Например, 11% собак были агрессивны в ответ на использование строгого ошейника или удавки, 15% когда собаке кричали «нет», и 43%, когда собаку били или пинали.

Чем чаще люди используют положительное наказание, тем больше вероятность того, что они сообщают, что их собака агрессивна и / или возбудима (Arhant et al., 2010). Использование аверсивных методов обучения является фактором риска для агрессии по отношению к незнакомым людям и членам семьи (Casey и соавт 2010). И то, что удивляет некоторых людей, заключается в том, что люди, которые говорят об использовании положительного наказания при обучении собак, с большей вероятностью сообщают о проблемах поведения (Hiby, Rooney and Bradshaw, 2004). Подобное также имеет место быть, когда мы сравним тех, кто использует электрошоковый ошейник, с теми, кто использует положительное подкрепление при обучении подзыву (подходу по команде). Люди, которые используют ЭШО были менее успешны в обучении, чем они ожидали (Blackwell et al 2012).

Иногда люди говорят, что они используют ЭШО, потому что считают, что его более эффективным. Фактически в экспериментальном исследовании, в котором участвовали профессиональные тренеры собак, не были никакой разницы в эффективности применения электрошокового ошейника по сравнению с положительным подкреплением для обучения подзыву в присутствии скота (овцы) (Cooper et al., 2014). Но были проблемы с благополучием собаки при использовании ЭШО.

«Похоже, что рутинное использование электрошоковых ошейников даже при наличии опыта (как утверждают производители ЭШО) представляет риск для здоровья собак. Ожидается, что масштабы этого риска возрастут, когда его будет использовать не профессионал.»

Что говорят профессиональные организации об использовании положительного наказания в обучении собак?

«Исследования показывают, что собак не нужно физически наказывать, чтобы обучить правильно вести себя, и существуют значительные риски, связанные с использованием наказания (например, торможение обучения, увеличение страха и / или провоцирование агрессии).

Поэтому следует избегать тренеров, которые обычно используют строгие ошейники, удавки, электрошоковые ошейниники и другие методы физического наказания в качестве основного метода обучения».

А как насчет трусливых, тревожных или агрессивных собак?

Иногда люди думают, что положительное наказание — единственное, что будет работать на агрессивной собаке. К сожалению, использование аверсивных техник может привести к тому, что собака станет более агрессивной. Причиной агрессии часто является страх и беспокойство, и использование положительного наказания не делает ничего, чтобы устранить их.

Один из рискованных сценариев — когда собака наказывается за рычание, потому что владелец не любит, когда на него рычат. Но он ничего не делает, чтобы разобраться с причиной, по которой собака рычит (например, может быть собака боится и хочет, чтобы кто-то держался от нее подальше, или она рычит, когда у нее отбирают миску с кормом).

Что происходит в этом случае? Собака учится не рычать, но проблема, которая вызывала такое поведение, все еще существует. Наказание не делает ничего, чтобы помочь собаке полюбить людей или довериться им. Вполне возможно, что в следующий раз вместо рычания, она просто укусит.

Если собака рычит на вас, вы должны прекратить делать то, что делаете. Спросите себя, почему она рычит. Затем найдите другое решение, даже если это долгосрочный подход, который требует помощи тренера для собак.

Если ваша собака боится или беспокоится, тогда особенно важно не использовать положительное наказание, поскольку это только усугубит страх или тревогу. Это может также заставить собаку бояться вас, если они свяжут вас с источником наказания. Опять же, вам может потребоваться найти хорошего тренера собак, чтобы помочь решить вашу проблему.

Разве мы не должны использовать все доступные инструменты?

Некоторым людям нравится использовать сочетание положительного подкрепления и положительного наказания для обучения своей собаки. Обычно это называется «сбалансированным» обучением собак.

Однако с этим «сбалансированным» обучением собак есть ряд проблем. Риски применения наказания не исчезают только потому, что иногда вы предлагаете собаке лакомства или игру. Это очевидно из некоторых упомянутых выше исследований, где многие участники использовали как положительное подкрепление, так и положительное наказание.

Просто потому, что доступен целый ряд методов, это не означает, что вы должны использовать их все.

К счастью, в наши дни доступны инструменты, такие как корректирующие шлейки (например, Easy Walk) и автоматические дозаторы корма, поэтому сейчас есть гораздо больше вариантов, чем раньше, для людей, которые хотят альтернативы наказанию. И есть гораздо больше информации в книгах, на телевидении и в Интернете, чем раньше, поэтому, если вы ищете информацию, там она есть (но вы все равно должны быть очень осторожны с вашими источниками, так как также есть много ошибочной информации о дрессировке собак).

Это зависит от вас, как владельца собаки, использовать методы, которые, по вашему мнению, безопасны для вашей собаки и будут работать. Если тренер по собакам предлагает метод, который вас не устраивает, ищите другого тренера.

Как я должен тренировать свою собаку?

Если вы привыкли думать о дрессировке, как о способе отучить собаку от какого-то занятия, тогда вам следует подумать, чему бы вы хотели бы научить свою собаку делать вместо этого.

Например, вы не хотите, чтобы ваша собака прыгала на людей, которые приходят к вам или прохожих на улице. У вас есть несколько вариантов того, чему можно обучить собаку в таком случае. Может быть, вы захотите, чтобы собака садилась, чтобы ее погладили. Возможно, вы хотели бы научить собаку касаться носом руки человека, поэтому собака получит возможность понюхать человека, но все ее четыре лапы останутся на земле. Может быть, вы действительно не возражаете, если не все эти лапы остаются на земле. Или, может быть, вам просто хотелось бы, чтобы собака могла ходить рядом, а не бегать ко всем встречным людям в мире.

Все это возможно, и что вы выбирете, зависит от вас. Ваша собака демонстрирует очень распространенное, доброжелательное поведение, когда прыгает на людей, чтобы приветствовать их, но вы можете обучить ее, чтобы она приветствовала их так, как вам хотелось бы.

Вместо того, чтобы использовать положительное наказание за неправильное поведение, попробуйте подумать об использовании положительного подкрепления, чтобы обучить вашу собаку тому, что нужно делать. Это лучше для вашей собаки, потому что это позволяет избежать рисков, связанных с положительным наказанием. И есть и другие преимущества использования положительного подкрепления в обучении собак, которые здесь не рассматриваются.

И если вам нужна помощь, вы всегда можете нанять тренера для собаки. Просто помните, что дрессировка собак никак не регулируется, поэтому будьте осторожны в выборе хорошего тренера для своей собаки.

Заключение

Когда люди говорят о наказании в обучении собак, часто они подразумевают то, что технически известно как положительное наказание.

Положительное наказание означает добавление чего-то, чтобы снизить вероятность поведения, например, использовать рывок, альфа-переворот или ударить собаку. Хотя многие люди по-прежнему используют положительное наказание для обучения своей собаки хотя бы иногда, есть риски, связанные с ее применением, в том числе риски страха, тревожности, стресса и агрессии. Также возможно, что собака свяжет наказание с владельцем, и поэтому станет бояться его. Метод положительного подкрепления лучше для благополучия животных, и есть даже несколько исследований, которые предполагают, что они работают лучше.

Я закончу цитатой из Hiby, Rooney и Bradshaw (2004).

«Поскольку методы, основанные на поощрении, связаны с более высоким уровнем послушания и меньшим количеством проблемного поведения, мы предлагаем их использование в качестве более эффективной и положительно влияющей на благополучие альтернативы наказанию для обычного владельца собаки».

Мы должны решить, как обучать наших собак, но имеет смысл использовать методы, которые хороши для благополучия собак.

Ссылки

  • Arhant, C., Bubna-Littitz, H., Bartels, A., Futschik, A., & Troxler, J. (2010). Behaviour of smaller and larger dogs: effects of training methods, inconsistency of owner behaviour and level of engagement in activities with the dog. Applied Animal Behaviour Science, 123(3), 131-142. https://doi.org/10.1016/j.applanim.2010.01.003
  • Blackwell, E. J., Bolster, C., Richards, G., Loftus, B. A., & Casey, R. A. (2012). The use of electronic collars for training domestic dogs: estimated prevalence, reasons and risk factors for use, and owner perceived success as compared to other training methods. BMC Veterinary Research, 8(1), 93. https://doi.org/10.1186/1746-6148-8-93
  • Cooper, J. J., Cracknell, N., Hardiman, J., Wright, H., & Mills, D. (2014). The welfare consequences and efficacy of training pet dogs with remote electronic training collars in comparison to reward based training. PloS one, 9(9), e102722 .
  • Grainger, J., Wills, A. P., & Montrose, V. T. (2016). The behavioral effects of walking on a collar and harness in domestic dogs (Canis familiaris). Journal of Veterinary Behavior: Clinical Applications and Research, 14, 60-64. https://doi.org/10.1016/j.jveb.2016.06.002
  • Herron, M. E., Shofer, F. S., & Reisner, I. R. (2009). Survey of the use and outcome of confrontational and non-confrontational training methods in client-owned dogs showing undesired behaviors. Applied Animal Behaviour Science, 117(1), 47-54. https://doi.org/10.1016/j.applanim.2008.12.011
  • Hiby, E. F., Rooney, N. J., & Bradshaw, J. W. S. (2004). Dog training methods: their use, effectiveness and interaction with behaviour and welfare . Animal Welfare-Potters Bar then Wheathamstead, 13(1), 63-70.
  • Ziv, G. (2017). The Effects of Using Aversive Training Methods in Dogs–A Review. Journal of Veterinary Behavior: Clinical Applications and Research.

общественный отклоняющийся поведение контроль

Наказание, как и уголовная ответственность в целом, -- проблема не только социальная, но и индивидуально-психологическая. Оно будет иметь соответствующий эффект только тогда, когда получит соответствующий «отзвук» у человека. Здесь, прежде всего следует выделить проблему восприятия осужденным наказания, то есть чувственного отражения и переживания осужденным наказания. Восприятие наказания в качестве явления, вызывающего страдания, составляет один из важных элементов всего отношения осужденного к наказанию. Без этого нельзя, «подключить» механизм самовоспитания к процессу исправления осужденного. Практика показывает, что отдельные рецидивисты в результате длительного пребывания в местах лишения свободы рассматривают условия в исправительных учреждениях (далее ИУ) чуть ли не в качестве обычных. Подобная искаженность восприятия объясняется, с одной стороны, адаптацией к условиям наказания, с другой - тем, что рецидивист теряет значительный интерес к жизни на свободе, рассматривая ее как очередную возможность вновь совершить преступление.

По данным изучения, характерно, например, что более половины преступников-рецидивистов считают наказание несправедливым, незаслуженным, чрезмерно суровым, в то же время 6,0% рецидивистов в качестве идеала указали человека, совершающего преступления, а 13,7%--(помимо указанных 6,0%)--вообще не имеют социально одобряемого идеала. Лица с извращенным восприятием наказания и пониманием жизни в целом, как правило, упорно не желают встать на путь исправления. Восприятие наказания как справедливого акта со стороны общества и в качестве явления, вызывающего чувство неудовлетворительности и страдания, является необходимой предпосылкой перевоспитания правонарушителя. Исходя из выше сказанного можно заключить, что правильное отношение осужденного к наказанию, предполагает не только адекватное его восприятие, но и осознание им ответственности перед обществам, справедливости наказания и подлинной причины своего нахождения в местах лишения свободы, а также формирование у него нового отношения к нормам права и морали, в чем собственно и состоит смысл лишения свободы на определенный срок.

Уголовное наказание в виде лишения свободы обладает рядом как положительных, так и отрицательных свойств. Оно делимо и поэтому у суда есть возможность определить его продолжительность в границах санкции с учетом всех обстоятельств дела и личности виновного. Возможно создание различных мест лишения свободы с отличающимися по строгости условиями исполнения этого наказания. Лишение свободы может отбываться круглосуточно в одиночных камерах, исполняется это наказание и в общих помещениях. Существует смешанная форма исполнения лишения свободы: с ночным раздельным заключением по одиночным камерам и совместным дневным содержанием их в общих камерах .

Лишение свободы преследует и цель предупреждения совершения новых преступлений осужденными. Вполне очевидно, что помимо этого лишение свободы преследует также и цель общей превенции.

С другой стороны заключенный изолируется от привычного окружения: семьи, коллектива по работе, учебе и т. д. Резко меняются условия жизни, работы, ограничиваются или вовсе отпадают возможности удовлетворения многих жизненных потребностей, как физиологических, так и духовных. Многие заключенные находятся в угнетенном состоянии из-за опасения потерять семью. Браки с заключенными распадаются более, чем в 2 раза чаще, чем это происходит на свободе. Около 90% заключенных работают не по специальности, что предопределяется производственными возможностями в колониях и тюрьмах. Это ведет к низкой производительности труда заключенных, а, следовательно, и низкой оплате их труда. Качество выпускаемой в местах лишения свободы продукции зачастую низкое.

Коллектив, в который попадает осужденный, слагается не из лучших индивидуумов. Обстановка в коллективе заключенных сложна и во многих случаях оказывает негативное воздействие на заключенного и на его психику. Встречаются факты расправы с отдельными заключенными со стороны тех, кто придерживается воровских обычаев и традиций. На психику заключенного в подобных случаях оказывает давление как сам факт лишения свободы, так и отрицательное воздействие агрессивных сторонников преступного мира.

Вместе с тем, отказаться от применения лишения свободы -- уголовного наказания -- человечество пока не имеет возможности. Следовательно, постоянной необходимостью является ослабление негативных свойств этого наказания, повышение его эффективности.

Государство, применяя различные виды лишения свободы, ставит перед ними специфические цели. Прежде всего, лишение свободы применяется в интересах следствия для того, чтобы лицо, подозреваемое в совершении преступления, не мешало его проведению или не скрылось от следствия и суда.

Лишение свободы обладает наибольшим числом правоограничений для осужденного, а, следовательно, повышенной по отношению к другим видам наказания репрессивностью. Оно предусматривается в законе и применяется судом в случаях совершения тяжких и особо тяжких преступлений к лицам, ранее осуждавшимся к этому наказанию, к рецидивистам и т.п. Лишение свободы назначается в качестве наказания, когда цели наказания не могут быть достигнуты более мягкими мерами уголовно-правового воздействия, исправление лица возможно лишь в условиях строгой изоляции и специального режима .

Осужденный к этому виду наказания существенно ограничивается в целом ряде основных прав. Уголовно-исполнительное законодательство к осужденному предусматривает возможность применения специальных принудительных мер (за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, например, перевод в помещения камерного типа). Важным элементом при всей совокупности социальных мер лишения свободы, является свобода личности.

Свобода личности -- понятие исключительно сложное и многогранное.

Юристов оно интересует, прежде всего, как один из моментов взаимодействия права и личности. Однако разобраться в механизме этого взаимодействия было бы затруднительным без анализа философского, политического, социально- психологического и индивидуально-психологического аспектов понятия свободы, без анализа ее социального и личностного содержания.

Опуская философскую, политическую стороны, выделим социально- психологический аспект лишения свободы как вида уголовного наказания.

Применение его ведет к ограничению доступа осужденных к средствам массовой коммуникации, поскольку имеют место ограничения или даже лишение возможности в просмотре программ телевидения, специальный подбор кинофильмов и т. д. Тем самым, лишение свободы, ведет к ограничению не только непосредственного, но и опосредствованного средствами массовой коммуникации общения осужденных с внешним миром .

Наказание, как и уголовная ответственность в целом, -- проблема не только социальная, но и индивидуально-психологическая. Оно будет иметь соответствующий эффект только тогда, когда получит соответствующий “отзвук” у человека. Здесь, прежде всего, следует выделить проблему восприятия осужденным наказания, то есть чувственного отражения и переживания осужденным наказания. Восприятие наказания в качестве явления, вызывающего страдания, составляет один из важных элементов всего отношения осужденного к наказанию. Без этого нельзя, “подключить” механизм самовоспитания к процессу исправления осужденного.

Поделиться: