Методы и приемы воспитания - их классификация. Общие методы воспитания

Прием - это педагогически оформленный акт взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение конкретной воспитательной задачи. Прием - это элемент метода.

Приемы широко используются в воспитательной работе наряду с методами. Применяются они как самостоятельно, так и в сочетании с различными методами и помогают существенно их разнообразить. Приемов в воспитательной работе великое множество, я перечислю самые основные из них.

Активное слушание. При использовании этого приема педагог должен уметь настраиваться на эмоциональную волну ребенка, стремиться понять чувства ребенка, слушать и слышать его, а также предложить ненавязчиво свою помощь. Воспитателю необходимо войти в зону переживаний ребенка и озвучить их, но не навязывать свою помощь, а предоставить ребенку самому решить свою проблему, только при этом ребенок должен чувствовать и понимать, что его не оставят наедине с его проблемой и окажут всяческую помощь при необходимости.

Великодушное прощение. Этот способ основан на проявлении милости в отношении определенной вины воспитанника. Нельзя наказывать ребенка за каждую малейшую провинность, иначе его жизнь превратиться в кошмар. Воспитатель должен понимать, что иногда воспитанник поступает не так, как нужно, потому, что пока не может вести себя иначе; он, прощая мелкие провинности своего воспитанника, обязан ему объяснить, почему нельзя так делать в дальнейшем. Он должен поднимать планку воспитаннику, обозначая четко, к чему тот должен стремиться.

Договор. Это взаимовыгодное соглашение. Здесь должны учитываться интересы двух сторон, но и ограничения предусматриваются тоже двумя сторонами. Здесь ребенок участвует с воспитателем на равных, и данный прием эффективен только при добровольном принятии на себя обязательств обеими сторонами и выполнения их.

Естественные последствия. Применение данного приема дает ребенку возможность почувствовать последствия своего поступка. Здесь сама ситуация наказывает ребенка за разрушительное поведение: сломал - почини, пролил - подотри, запачкал - постирай и т.д. Это эффективный прием, но следует помнить, что в силу своего возраста и опыта ребенок не все может исправить самостоятельно.

Замена действия. Дети часто шумят, хватают, дергают, черкают, то есть совершают действия, нежелательные для окружающих. В бесконечных запретах нет продуктивности воспитания, поэтому педагогически целесообразнее предложить ребенку привлекательную замену его разрушительным действиям.

Лишение дружеского расположения. Рассмотрю этот прием на примере моего сына. У нас с ним очень дружеские отношения и я являюсь для него авторитетом во всем, я всегда в курсе всех его переживаний, дел, увлечений. И если он в чем-то провинился, то я лишаю его своего дружеского расположения (я ему не улыбаюсь, не обнимаюсь с ним, не обсуждаю планы и т.д.). Он сразу понимает, что сделал плохо и пытается непременно вернуть нашу дружбу.

Предложение выбора. Прием основан на мягком преодолении сопротивления воспитательскому влиянию. Нельзя жестко давить на ребенка, в этом случае всегда воспитатель встретит бурное сопротивление. Ребенку надо предоставлять право выбора для принятия самостоятельного решения. Выбор предполагает выполнений требования, но с учетом личных обстоятельств. Варианты требований в этом приеме должны быть равноценными.

Просьба. Предполагает обращение к ребенку, призывающее удовлетворить какие-либо нужды или желание просящего. Этот прием рассчитан на то, что воспитанник будет готов проявить чувствительность к просьбе воспитателя, но при этом воспитатель должен быть готов и к отказу.

Просьба не должна дополняться приказом.

Прояснение позиций. Прием основан на четком и ясном изложении своего отношения к поступку или поведению воспитанника. Применение данного приема включает дискуссию или спор. Все дети поддаются соблазнам, но применение этого приема четко показывает воспитаннику, что у него нет возможности оправдать свое поведение, он знает отношение педагога к своему поступку или поведению, и что в случае ослушания воспитанник, в лучшем случае, получит неодобрение со стороны воспитателя.

Психологическое поглаживание. Дает воспитаннику ощущение комфорта, снимает психологические зажимы, делает открытым для продуктивного взаимодействия. Этот прием должен сопровождаться позой интереса, доброжелательной улыбкой. Я всегда хвалю своего сына, когда он сделал, пусть даже что-то незначительное, но хорошее: «Ты у меня умница!», «Кокой ты молодец!» и т.д. Можно использовать так же этот прием в целях манипуляции.

Разрешение запрещенного. Смысл данного приема заключается в том, чтобы, попробовав что-то запрещенное, воспитанник сам сознательно от него отказался. Этот прием действует, как шоковая терапия, и здесь педагог четко должен знать ту грань, за которой разрешение запрещенного может выработать новые нормы.

Разрыв контакта. Это крайне жесткая форма и она приемлема, если другие формы не действуют, но она будет эффективна только в том случае, если воспитанник стремится к общению, и разрыв контакта он будет переживать как значимое событие.

Скрытая инструкция. Это завуалированная помощь ребенку, в этом случае педагог ненавязчиво подсказывает конкретные шаги, вариант дальнейшего поведения, но окончательный выбор остается за ребенком.

Составление схемы проблемы. Этот прием основан на типичности многих жизненных ситуаций. Чтобы освободить ребенка от излишних переживаний (иногда бывают ситуации, находясь внутри которых, ребенок подвержен эмоциям, и не может объективно ее оценить) нужно произвести составление схемы проблемы, что поможет освободиться от излишних переживаний и способствует проявлению здравого смысла. Это и будет началом поиска продуктивного пути решения проблемы.

Тайм-аут. Иногда для решения проблемы, как воспитаннику, так и педагогу необходимо время. Часто бывает так, что воспитанник на данный момент не способен адекватно оценить свои действия и воспринять требования педагога. В этот момент педагог попросту «стучится в закрытую дверь». В этом случае надо дать воспитаннику время осознать свое поведение и понять негативное отношение педагога к его поведению. Тем самым педагог еще дает понять, что не намерен сдавать свои позиции по отношению к поведению или поступку воспитанника. Иногда самому педагогу нужна пауза для того, чтобы вернуть самообладание, осмыслить ситуацию, что бы разговор с воспитанником был продуктивным.

Третейский суд. Это признание сложности ситуации и обращение за помощью к авторитетному для обеих сторон лицу, мнение которого должно безоговорочно признаваться каждой стороной. От воспитателя зависит правильность выбора этого судьи. Здесь воспитатель должен быть готов принять мнение третей стороны, даже если это мнение будет не совпадать с его собственным мнением и с его оценкой ситуации.

Угашение. Этот прием основывается на неподкреплении - ни положительного, ни отрицательного - нежелательного поведения ребенка.

Устранение соблазнов. Прием основан на освобождении воспитанника от проблем выбора.

«Я - сообщение». Основан на том, что воспитатель говорит о своих чувствах от первого лица. При применении этого приема в некоторых ситуациях, воспитанник не ощущает себя обвиняемым. Этот прием позволяет установить более открытые и доверительные отношения. Всегда лучше заменить «Ты мне мешаешь!» на «Мне сложно говорить в таком шуме». Воспитателю важно помнить о своих интересах: он имеет право на личное время, на отдых, на уважительное отношение к себе.

Тема: Общие методы воспитания.

План:

Введение…………………………………………………………………………...1

1.Сущность методов воспитания и их классификация.

Приемы воспитания и средства………………………………………………..1.

………………………………………………………….……………..3.

3. Характеристика методов формирования сознания личности,

методы организации деятельности и методы стимулирования………………………………………………………………….4.

4. Условия и факторы, определяющие выбор методов воспитания………6.

Заключение………………………………………………………………….…….7.

Литература……………………………………………………………………..….7.

Введение.

Наука – это система закономерностей, действующих в определенной области. Предмет науки- это то, что она изучает. Предмет педагогики – воспитание.

Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека.

Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция – познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Теория вооружает педагогов- практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность.

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Педагогика выполняет социальный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько быстро или медленно оно будет развиваться.

1. Сущность методов воспитания и их классификация

Понятие о методах воспитания. В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти - со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Приемы воспитания (иногда – воспитательные приемы) в отечественной педагогике рассматриваются как конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого (например, создание эмоционального настроя в ходе воспитательной беседы) и обусловливаются целью их применения.

  • это индивидуальное, педагогически оформленное действие педагога, направленное на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач;
  • это частное изменение, дополнение, вносимое в общий метод воспитания, соответствующее конкретным условиям воспитательного процесса.

Средства воспитания - это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.

Схема функционально-операционного подхода к методам воспитания:

Категория Методы воспитания - это конкретные пути воздействия на сознание, чувства, поведение детей для решения педагогических задач и достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с педагогом и миром
Назначение Формирование социально-ценностных отношений субъекта, его образа жизни
Функции метода Формирование убеждений, понятий суждений, предъявление ребенку мира через:
1) Показ, пример - наглядно-практические формы
2) Сообщение, лекция, беседа, дискуссия, диспут, разъяснение, внушение, просьба, увещевание - словесные формы
Формирование опыта поведения, организация деятельности через:
1) упражнения, приучение, поручение, игру, воспитывающие ситуации - наглядные практические формы
2) Требование, приказ, совет, рекомендация, просьба - словесные формы
Формирование оценки и самооценки, стимулирование через:
1) Поощрение и наказание - практические и словесные формы
2) Соревнование, субьективно-прагматический метод - практические формы
Сущность Духовная деятельность по осмыслению жизни, формирование нравственной позиции субъекта, мировоззрения Проживание социально-ценностных отношений, предметная деятельность и общение. Приобретение навыков и привычек Развитие мотиваций, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции жизнедеятельности
Некоторые приёмы воспитания Убеждение на собственном опыте, «непрерывная эстафета мнений», импровизация на свободную или заданную тему, столкновение противоречивых суждений, товарищеский спор, использование метафор, притч, сказок, увлечение творческим поиском добрым делом и т.д. Организация групповой деятельности, товарищеское поручение, творческая игра, косвенное требование: совет, просьба, выражение доверия, коллективное творческое дело Творческое соревнование, конкурс, товарищеское побуждение, напоминание, контроль, осуждение, похвала, награда, наказание по логике естественных последствий, предоставление почётных прав, подражание чему-либо стоящему
Результат Устройство и преобразование собственной жизни, самореализация и развитие личности

2. Классификация методов воспитания

Создание метода - это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих дости­гать практически любые цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разо­браться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоя­тельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнару­жить в методах общее и специфическое, существенное и слу­чайное, теоретическое и практическое и тем самым способ­ствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает на­значение, характерные признаки различных методов и их мо­дификаций.

Любая научная классификация начинается с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Таких признаков, учитывая метод - явление многомерное, много. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание. В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно. Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко на­званы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, само­воспитания.

Доклад «Методы и приемы воспитания в коррекции поведения обучающихся школы-интерната VIII вида

Наука – это система закономерностей, действующих в определенной области. Предмет науки- это то, что она изучает. Предмет педагогики – воспитание.

Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека.

Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция – познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Теория вооружает педагогов- практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность.

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Педагогика выполняет социальный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько быстро или медленно оно будет развиваться.

1. Сущность методов воспитания и их классификация

Понятие о методах воспитания. В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти - со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Приемы воспитания (иногда – воспитательные приемы) в отечественной педагогике рассматриваются как конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого (например, создание эмоционального настроя в ходе воспитательной беседы) и обусловливаются целью их применения .

  • это индивидуальное, педагогически оформленное действие педагога, направленное на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач;
  • это частное изменение, дополнение, вносимое в общий метод воспитания, соответствующее конкретным условиям воспитательного процесса.

Средства воспитания - это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.

Схема функционально-операционного подхода к методам воспитания:

Методы воспитания - это конкретные пути воздействия на сознание, чувства, поведение детей для решения педагогических задач и достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с педагогом и миром

Назначение

Формирование социально-ценностных отношений субъекта, его образа жизни

Функции метода

Формирование убеждений, понятий суждений, предъявление ребенку мира через:
1) Показ, пример - наглядно-практические формы
2) Сообщение, лекция, беседа, дискуссия, диспут, разъяснение, внушение, просьба, увещевание - словесные формы

Формирование опыта поведения, организация деятельности через:
1) упражнения, приучение, поручение, игру, воспитывающие ситуации - наглядные практические формы
2) Требование, приказ, совет, рекомендация, просьба - словесные формы

Формирование оценки и самооценки, стимулирование через:
1) Поощрение и наказание - практические и словесные формы
2) Соревнование, субьективно-прагматический метод - практические формы

Сущность

Духовная деятельность по осмыслению жизни, формирование нравственной позиции субъекта, мировоззрения

Проживание социально-ценностных отношений, предметная деятельность и общение. Приобретение навыков и привычек

Развитие мотиваций, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции жизнедеятельности

Некоторые приёмы воспитания

Убеждение на собственном опыте, «непрерывная эстафета мнений», импровизация на свободную или заданную тему, столкновение противоречивых суждений, товарищеский спор, использование метафор, притч, сказок, увлечение творческим поиском добрым делом и т.д.

Организация групповой деятельности, товарищеское поручение, творческая игра, косвенное требование: совет, просьба, выражение доверия, коллективное творческое дело

Творческое соревнование, конкурс, товарищеское побуждение, напоминание, контроль, осуждение, похвала, награда, наказание по логике естественных последствий, предоставление почётных прав, подражание чему-либо стоящему

Результат

Устройство и преобразование собственной жизни, самореализация и развитие личности

2. Классификация методов воспитания

Создание метода - это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.

Любая научная классификация начинается с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Таких признаков, учитывая метод - явление многомерное, много. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание. В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно. Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.

2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

3. Характеристика методов формирования сознания личности, методы организации деятельности и методы стимулирования. (Г.И. Щукина)

  1. Методы формирования сознания личности (убеждение ): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение ): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;
  3. Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация ): соревнование, поощрение, наказание.

Рассмотрим кратко эти методы:

Методы формирования сознания личности:

Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса.

Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Управлять этой деятельностью педагоги могут благодаря тому, что ее удается разбить на составные части - конкретные действия и поступки, а иногда и на более мелкие части - операции.

Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника.

Лекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции – теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Диспут – столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок. Это отличает диспут от беседы и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить самостоятельно. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.

Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:

Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования хороших привычек. В учебном процессе все упражнения – специальные, а в воспитательной работе – это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.

Методы стимулирования поведения и деятельности:

соревнование. Последние десятилетия к этим традиционным рычагам манипулирования деятельностью и поведением человека данные научных исследований позволяют добавить еще один - субъективно-прагматический. Научные исследования и практика подтверждают, что отличительная черта нынешних подрастающих поколений - ярко выраженное деловое (прагматическое), потребительское отношение к жизни, вытекающее из него избирательное отношение к воспитанию, его ценностям.

Стимулирование – это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию.

Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие ответственности и инициативы.

Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особый заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Наказание – один из старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их". Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

  • нельзя наказывать за неумышленные поступки;
  • нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;
  • сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
  • строго соблюдать педагогический такт;
  • опираться на понимание и поддержку общественного мнения;
  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Весьма существенным в методике воспитания было в трудах П.П. Блонского и С. Т. Шацка отчетливо выдвигается идея о внутреннем стимулировании учащихся в процессе воспитания, которая потом стала активно разрабатываться нашей психологией. С. Т. Шацкий обращал серьезное внимание на то, чтобы каждый ребенок был занят увлекательным делом. В статье «Как мы учим» (1928) он отмечал, что «огромное количество причин, создающих нарушение дисциплины в детской среде, происходит от отсутствия у детей интересного дела... Атмосфера занятости да еще интересным делом, если она возбуждается привычным образом, создает хорошую рабочую обстановку, в которой всякий выпад в сторону беспорядка будет неприятен даже для самих детей».

Педагоги используют напряженную общественно-экономическую ситуацию в воспитательных целях. Они, прежде всего, подчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим социально-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что маловоспитанные, необразованные люди имеют мало шансов занять хорошие должности, оказываются на низкооплачиваемых и непрестижных работах, первыми пополняют ряды безработных. В этой связи воспитание приобретает обостренно-личностную направленность, когда воспитанник изо всех сил стремится заслужить положительные отзывы, которые большинство предприятий в ряде стран сделали обязательным условием для поступления на работу или учебу. Если академические успехи, считают они, зависят от способностей и не каждому даются, то хорошо воспитанными гражданами должны быть все.

4. Условия и факторы, определяющие выбор методов воспитания.

Среди тех зависимостей, которые определяют построение и выбор методов воспитания, на первом месте находится их соответствие идеалам общества и целям воспитания.
«Методика,- писала Н. К. Крупская,- органически связана с теми целями, которые стоят перед школой. Если цель школы - воспитать послушных рабов капитала - и методика будет соответствующая, и наука будет использована для того, чтобы воспитать послушных исполнителей, как можно менее самостоятельно думающих... если цель школы - воспитать сознательных строителей социализма - и методика будет совсем другая: все достижения науки будут использованы для того, чтобы научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно... развивая максимум инициативы, самодеятельности».
В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.
Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим».
Методы воспитания, при помощи которых достигаются ожидаемые воспитательные результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процесса. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов воспитания закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся.
«Мы не говорим педагогам,- писал К. Д. Ушинский,- поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты?».
Таким образом, выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания, по меткому замечанию А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.

На самом деле выбор методов жестко детерминирован, так как он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее он намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы. Нет плохих и хороших методов, везде и всегда учитываются условия их применения. Рассмотрим общие факторы, определяющие выбор методов воспитания :

  1. Цели и задачи воспитания.
  2. Содержание воспитания.
  3. Возрастные особенности. Это и социальный уровень, и уровень развития психологических и нравственных качеств (например: методы подходящие первому классу - не подходят десятому).
  4. Уровень сформированности коллектива.
  5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанника. Гуманный воспитатель будет стремиться применить такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, реализовать свое «я».
  6. Средства воспитания - это весь мир. Педагогическая техника: речь, мимика, движение. Средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.
  7. Уровень педагогической квалификации.
  8. Время воспитания (когда времени мало, а цели большие применяются сильнодействующие методы).
  9. Ожидаемые последствия.

Общий принцип выбора методов - гуманный подход к ребенку.

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

  1. Непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование, приучение).
  2. Создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию.
  3. Создание общественного мнения.
  4. Общение, деятельность организованные воспитателем.
  5. Процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования.
  6. Погружение в мир искусства и творчества.

Воспитателям нельзя забывать, что мы всегда имеем дело с цельной системой методов, и никогда никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой, следовательно, нужен комплексный, системный, конструктивный подход к применению методов воспитания для эффективности воспитательного процесса .

Заключение

Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие, т.е. действительно быть субъектом конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения, но также используют с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.

Методы и средства воспитания применяются во взаимосвязи. Такое сочетание возможно в контексте как комплекса, так и отдельной воспитательной ситуации. Например, в рамках воспитательной работы родителей, членов трудового (ученического, студенческого) коллектива и в ходе воспитательной деятельности профессионалов в специальных учреждениях.

К основным понятиям, используемым для понимания способов воспитательного воздействия на человека и приемов взаимодействия воспитателя и воспитанника, относят методы, приемы и средства воспитания, формы воспитания, методику и технологию воспитания.


Классификации методов воспитания, подобно любым другим, весьма условны. Воспитательная задача должна решаться посредством комплекса методов, приемов и средств.

Частичные изменения, дополнения, усовершенствования методов воспитания в конкретных условиях воспитательного процесса называются приемами воспитания.

Прием воспитания - это часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их обыграть и применить, является признаком высокого мастерства педагога.

Например, учитель впервые организует субботник по уборке класса. Прежде чем расставить детей на определенные участки работы, он рассказывает и показывает, как нужно промыть тряпку, протереть ею парты, куда и как сдвинуть парты, чтобы легче было сделать влажную уборку. Вот рассказ учителя в данном случае выступает как методический прием. Методы и приемы между собой тесно связаны и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.

В системе воспитательной работы следует выделить и средства воспитания. Средствами воспитания называются целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности в которые поощряют учащихся. Но универсальными средствами всегда являются деятельность и общение. Если под приемом понимают единичное воздействие, под средством -- совокупность приемов. Например, труд является средством воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибки, является приемом воспитания. Общение -- средство воспитания, но реплика, сравнение -- приемы. В связи с этим методы воспитания определяются как совокупность средств и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств, поскольку структура метода обязательно предполагает наличие приемов и средств.

  • * непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);
  • * создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
  • * общественное мнение референтной группы, например коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку -- отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средств массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);
  • * совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;
  • * процессы обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;
  • * погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы .

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности » (А.С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Воспитатель может действовать по-разному:

  • - «воздействовать на ребенка», и тогда маленький человек будет представляться ему «мягким воском»;
  • - «противодействовать», то есть искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами;
  • - «содействовать», значит помогать;
  • - «взаимодействовать», то есть сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руку» (C.А. Смирнов).

Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

Предпринимаются попытки систематизировать методы воспитания. Так, например, выделяют три группы методов (Г.И. Щукина):

  • 1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;
  • 2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;
  • 3) использующие поощрения и наказания .

П.И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:

  • 1) формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;
  • 2) организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;
  • 3) оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков .

Оценивая воспитательную технологию как систему методов воспитания, которая позволяет учителю решать множество педагогических задач, важно определить условия, позволяющие ему успешно их использовать. Уточним круг вопросов, имеющих практическое значение.

Метод воспитания как основной элемент технологии представляет собой определенный способ однородного педагогического воздействия на учеников и школьные коллективы или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Чтобы раскрыть его содержание, следует уяснить, какие стороны педагогической деятельности учителя находят в нем отражение.

Методы воспитания представляют собой сложные действия, предполагающие применение системы педагогических мер. Это, прежде всего, своеобразно организованная деятельность; каждый из методов воспитания направлен на решение специфических воспитательных задач, обусловленных целью воспитания, а также особенностями участвующих в этом процессе субъектов; оказывая воспитывающее влияние на человека, каждый метод воспитания обладает свойствами преимущественного развития у него определенных качеств; методы воспитания выполняют вполне определенные функции; любой из них включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приемов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи.

Деятельность учителей по воспитанию школьников имеет комплексный характер. Комплексный подход к воспитанию, представляющий собой скоординированное взаимодействие всей многообразной педагогической деятельности учителей, общественных организаций и коллективов в процессе всех видов труда и отдыха, предполагает использование системы методов воспитания – совокупности взаимосвязанных методов, объединенных единой целью (замыслом).

Средства и приемы составляют основу методов воспитания , они связаны между собой и на практике применяются в единстве. Однако их следует отличать друг от друга.

Средства воспитания – это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитуемых. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой – совокупность конкретных мероприятий, а также предметов, которые используются учителем в процессе реализации того или иного метода воспитания (слово, наглядные пособия, кинофильмы, беседы, собрания, факты, документы, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства и т.д.).

Приемы воспитания – это частные случаи использования элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер. Методы и приемы могут заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Так, убеждение является одним из основных методов формирования научного мировоззрения, убежденности. И в то же время оно может быть одним из методических приемов, используемых на различных этапах реализации методов упражнения или примера. Знание и использование нескольких средств и приемов вовсе не означает владения воспитательной технологией. Совокупность средств и приемов играют воспитательную роль лишь тогда, когда им придается соответствующая педагогическая целеустремленность и упорядоченность. Владение средствами и приемами воспитания позволяет учителям отобрать наиболее эффективные для данной ситуации методы и применять их в определенном сочетании или отдавая предпочтение одному из них.

Методы воспитания применяются учителем комплексно, во взаимосвязи, непосредственно и опосредованно. Их главное предназначение состоит в установлении эффективного взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.

В системе методов воспитания нельзя рассматривать каждый конкретный метод изолированно от других. Только применение совокупности методов в их технологической взаимосвязи позволяет достигать воспитательных целей. Ни один метод воспитания, взятый изолированно, не может обеспечить формирование у людей высокой сознательности, убежденности и высоких моральных качеств. Иначе говоря, ни один из методов не является универсальным и не решает всех задач воспитания.

Исходным моментом для построения системы методов является уточнение их роли в педагогической практике. В повседневной жизни учитель, как правило, не задумывается о том, какой метод применить для решения воспитательной задачи. Однако для определения принципиальной педагогической линии поведения в сложной ситуации ему необходимо знать определенную совокупность возможных решений. Овладение методами воспитания и их системное применение позволяют не только четко представлять, что делать при повседневном воспитании школьников, но и определять перспективы воспитательной работы, выявлять эффективные средства достижения ее целей.

На выбор конкретных педагогических методов влияют многие факторы. С одной стороны, это ситуационные факторы : состояние работников и коллектива, психологические особенности учителя, внешние обстоятельства и многое другое. В данном случае применение тех или иных методов является реакцией на возникшую ситуацию и лишь частично может быть спланировано заранее. С другой стороны, действие факторов устойчивого характера обусловливает осознанный и спланированный выбор методов воспитания.

Это такие факторы, как уровень сознательности человека и зрелости коллектива, степень духовно-нравственного развития людей, освоенный стиль воспитания, потребность в использовании новых взаимоотношений воспитателей и воспитуемых и др. Они определяют основу системы методов воспитания, которые обусловливают качественные изменения ведущих параметров всего воспитательного процесса.

Методы воспитания взаимно дополняют друг друга, и никакой метод не действует изолированно, формируя определенную характеристику социального субъекта. В педагогике существует несколько классификаций методов воспитания. Одна из них выделяет такие методы, как убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример. Другая базируется на традиционных методах (убеждение, пример, упражнение, поощрение, принуждение) и дополнена такими методами, как соревнование, критика и самокритика. Третья включает в себя несколько групп: 1) группа методов, непосредственно побуждающих к проявлению активной жизненной позиции; 2) методы овладения обобщенным социальным опытом; 3) группа методов накопления личного опыта социально ценной деятельности; 4) оценочно-стимулирующие и корректирующие методы.

Традиционно сложившаяся в педагогике система методов, их классификация в определенной последовательности или по группам на современном этапе развития общества уже не может удовлетворить потребности в сложной и многообразной деятельности учителей. Это обус­ловлено, во-первых, требованиями современного этапа развития страны и характером профессиональной деятельности; во-вторых, новыми достижениями собственно педагогической теории и практики; в-третьих, результатами расширяющегося сотворчества педагогики с различными областями человековедения (социологией, психологией, акмеологией и пр.).

Поэтому при классификации методов воспитания были учтены совокупные стороны данного целостного процесса и прежде всего его основные функции. В соответствии с этими ориентирами предложено выделить наиболее действенные методы воспитания и представить их такими группами:

· традиционно принятые – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;

· инновационно-деятельностные (обусловлены внедрением новых воспитательных технологий) – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;

· неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых, авторитетных людей из числа родственников, друзей и близких);

· тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях) – социально-психологические тренинги, деловые игры, и др.;

· рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).

Воспитание как процесс использования воспитательных методов предстает очень сложной, многогранной, но обязательной и приоритетной функцией руководителя. Разумеется, на каком-то этапе воспитательного процесса тот или иной метод может использоваться в более или менее изолированном виде. Однако без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет достижение воспитательной цели. Такой подход позволяет полнее учесть исторический опыт, современные достижения педагогической науки и практики, которые творчески, во взаимодействии с другими сферами познания и преобразования вооружают педагогические кадры продуктивными воспитательными моделями, алгоритмами и технологиями.

Опыт показывает, что процесс воспитания всегда протекает в рамках воспитательной системы и опосредуется ею. Исходя из того, что в воспитательном процессе учитель непосредственно взаимодействует с подчиненными, можно предложить ему взять за основу воспитательной технологии систему методов воспитания традиционного и инновационного характера. В числе таких методов целесообразно рассмотреть убеждение, упражнение, поощрение, пример, принуждение, убеждающее воздействие, тренинг и др.

Система методов воспитания школьников призвана выполнять ряд функций. Важнейшими из них являются: передача опыта отношений (норм и правил поведения, установленных обществом); организация поведения учеников и классных коллективов в соответствии с установленными нормами и правилами; стимулирование духовных и физических сил людей в процессе обучения в школе; предупреждение развития нежелательных, негативных черт характера и поведения; разрешение возникающих конфликтов и др.

Важно, чтобы учитель непрерывно совершенствовал методы воспитания. Здесь можно выделить такие направления, как общая оптимизация технологии воспитания и совершенствование всей системы воспитательных методов; обогащение воспитательной практики продуктивными методами; овладение новыми приемами, средствами и действиями, которые составляют основу вновь применяемых методов и др.

Чтобы уверенно и эффективно применять воспитательные технологии и их ведущие компоненты – методы воспитания, прогнозировать искомый результат, принимать научно обоснованные решения, необходимо быть достаточно подготовленным к этой работе. Важно не только иметь представление о воспитательных технологиях и их взаимосвязанных компонентах, но и знать характерные для методов воспитания средства и приемы, условия оптимального выбора и применения избранных методов и многое другое. Рассмотрим некоторые вопросы из этого перечня и, прежде всего, обратим внимание на традиционные методы воспитания, средства и приемы их реализации.

В отечественной педагогике главным методом воспитания традиционно признается метод убеждения , так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека – научного мировоззрения, сознательности и убежденности.

Убедить человека – это значит сделать его личным достоянием приверженность идее, нравственным нормам, превратить их в главные мотивы поведения, действий и поступков.

Метод убеждения предполагает использование двух основных, неразрывно связанных средств: убеждение словом и убеждение делом.

Слово, речь педагога – мощное оружие воспитания. Успех убеждения словом обеспечивает сочетание содержания, живости и образности языка, простоты, ясности, доступности речи.

Наиболее распространенными приемами и средствами убеждения словом являются разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др. Убеждение словом должно органически сочетаться с убеждением делом, практикой.

При убеждении делом наиболее часто используются следующие приемы: показ школьнику общественной ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, способствующих преодолению сомнений, ложных взглядов; анализ жизненных явлений, опровергающих ошибочные взгляды; ссылка на опыт одноклассников; личный пример учителя и др. Эффективность и действенность метода убеждения зависит от ряда условий, которые облегчают процесс превращения знаний, теоретических положения, идей в личные убеждения.

Важнейшим условием является убежденность самого воспитателя, его принципиальность, исключающая разрыв между словами и поступками. Успешно убеждать других может только тот, кто сам твердо убежден в том, о чем говорит. Это чрезвычайно важное и необходимое качество воспитателя. Личная убежденность учителя, глубокая вера в правоту своего дела, справедливый характер целей позволяют воспитателю оказывать благотворное влияние на сознание людей.

Условиями успешного убеждения выступают справедливость, честность и искренность воспитателя, его готовность и умение отвечать на острые и злободневные вопросы. Успех убеждения достигается также умением воспитателя ясно, просто и доходчиво излагать свои мысли, эмоционально выражать их с помощью голоса, жестов.

Важными условиями действенности метода убеждения являются широкий общенаучный и профессиональный кругозор, образованность и эрудиция воспитателя, его жизненный и профессиональный опыт.

Успех убеждения зависит и от педагогического такта воспитателя, понимания им психологии человека. Тактичное взаимодействие с учениками предполагает прежде всего искреннее стремление воспитателя помочь им найти истину, преодолеть ошибочные взгляды и заблуждения.

Такт исключает проявление учителями высокомерия, назидательного тона, грубости, насмешек, упреков.

Необходимым условием успешного убеждения людей является дифференцированный подход к различным категориям школьников.

Непременным условием эффективности процесса убеждения является связь с жизнью. Конкретный материал, взятый из жизни страны, повышает убедительность речи, усиливает аргументацию, доказательность, воспитательную силу.

В воспитании широкое применение находит метод упражнения . Упражнение – специальная, многократно повторяемая человеком деятельность – необходимо для совершенство­вания навыков поведения в различных ситуациях.

Метод упражнения позволяет каждому воспитателю и самому воспитуемому быстрее достичь желанной цели: слить воедино слово и дело, сформировать устойчивые качества и черты характера. Его сущность состоит в такой организации повседневной жизни и деятельности, которая укрепляет их сознание, закаляет волю, способствует формированию привычек правильного поведения.

Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении тем, что в первом случае оно тесно связано с одновременным повышением сознательности, а во втором – направлено на отработку навыков и умений до автоматизма.

Метод упражнения эффективен при соблюдении ряда условий. Одним из важнейших условий выработки и развития положительных привычек поведения, волевых качеств, смелости, решительности, инициативы являются высокая сознательность и глубокая убежденность человека. Чем выше уровень сознательности, тем с большей настойчивостью и упорством человек будет закалять свою волю и характер, тем больше будет он проявлять инициативы, творчества.

Для совершенствования моральных и других профессионально важных качеств большое значение имеет системный подход к упражнениям, который подразумевает последовательность, плановость и регулярность. Это значит, что руководитель должен планировать объем и очередность нагрузок, влияющих на развитие положительных привычек, на совершенствование волевых качеств.

Для того чтобы успешно использовать метод упражнения при формировании качеств личности, необходимо всесторонне учитывать возрастные, психологические, физиологические и другие индивидуальные особенности людей. Чтобы не допустить моральных и психологических травм, не надломить человека, усложнять упражнения, увеличивать нагрузки следует постепенно.

Важным методом воспитания является пример . Пример учителя, выдающихся личностей в процессе воспитания оказывает большое воздействие на сознание, чувства и волю человека. Суть этого метода состоит в целенаправленном систематическом воздействии воспитателей на школьников личным примером, а также всеми другими видами положительного примера, призванными служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.

Воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении людей к подражанию. Не имея богатого жизненного опыта, навыков поведения в различных ситуациях, школьники вынуждены искать образцы правильного поведения. Это черта исторически сформировалась у человека как потребность.

В процессе воспитания на положительном примере необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего, пример должен быть общественно и лично значимым и ценным. Чем глубже осознают люди его общественную ценность, чем он ближе и доступнее им лично, чем больше сходства между ними и примером, тем сильнее влияние положительного примера. Поэтому пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он взят из знакомой всем сферы деятельности. Важно показать, какие внутренние силы управляли поведением человека, который ставится в пример, какие нравственные мотивы побуждали его на самоотверженные действия.

Влияние положительного примера тем сильнее, чем ярче, эмоциональнее описывается обстановка, в которой происходила деятельность, служащая примером для подражания, дается характеристика преодолеваемых трудностей. Такое описание примера вызывает чувство гордости, восхищения, заставляет прочувствовать обстановку, в которой находился герой, наглядно представить ее.

Положительный пример приобретает воспитательную силу в том случае, если он органически связан с высокими качествами личности учителя и проявляется не от случая к случаю, а постоянно. Практика показывает, чем организованнее и требовательнее к себе учитель, тем выше организованность и самодисциплина его подчиненных.

Значительное место в воспитании занимает метод поощрения . Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Поощрение всегда несет в себе оценочную и стимулирующую функции. Моральное и материальное поощрение активно помогает человеку осознать степень труда, а достижение общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.

Поощрения являются важным средством воспитания. Это очень тонкое и сильное средство воспитания подчиненных, и его применение требует от воспитателя серьезного и вдумчивого отношения.

Для того чтобы поощрение оказывало необходимое воздействие, при его применении следует соблюдать ряд педагогических условий.

Прежде всего, любое поощрение должно быть педагогически обосновано и целесообразно, направлено на стимулирование успехов в решении главных, стержневых задач. Действенность метода поощрения зависит и от правильного сочетания его видов. Важно разнообразить форму поощрения.

Недопустимо превращать один и тот же вид поощрения в обыденное дело, да еще приуроченное к празднику.

Любое поощрение предполагает гласность. Ведь поощрение имеет воспитательное значение не только для того, кто его получил, но и для остальных школьников. Гласность поощрения дает возможность привлечь внимание всех к поступкам товарища, вызвать у них чувство восхищения, желание подражать хорошему гримеру, побудить их более требовательно относиться к собственному поведению. Для того чтобы обеспечить гласность, поощрение следует проводить в торжественной обстановке, на собрании. При этом важно правильно выразить сущность поступков, за которые человек поощрен, отметить достигнутый результат, наиболее ярко проявившиеся черты личности, степень его усердия, инициативы и творчества.

В воспитании используется и метод принуждения – система средств и приемов воздействия на людей, нарушающих законы, нормы морали, призванных исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности. Принудить человека – значит заставить его выполнять волю учителя, волю коллектива в интересах решения задач, стоящих перед классом.

Этот метод применяется после того, как все другие методы воздействия на человека были исчерпаны и не дали желаемых результатов. В руках воспитателей имеются различные формы принуждения: категорическое требование, запрещение, предупреждение о возможном наказании, наложение дисциплинарного взыскания, общественное осуждение. Для того чтобы взыскание возымело нужный воспитательный эффект, при его применении целесообразно соблюдать определенные педагогические требования.

Прежде всего, необходимо глубоко разобраться в существе поступка, выяснить его мотивы, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение человека, особенности его личности. Все это позволяет верно оценить нарушение и определить меру взыскания, которое окажет наибольшее воспитательное воздействие на человека, совершившего проступок.

Для определения меры наказания очень важно знать, как провинившийся относится к совершенному проступку, как сам его оценивает и как реагирует на взыскание. Ведь недаром говорят, что признание ошибки – половина исправления. Исправить поведение нарушителя может только такое средство, которое заставит его почувствовать свою вину, осознать ее и понять, что жить и поступать надо иначе. До наложения взыскания необходимо в личной беседе установить причины проступка, степень осознания человеком своей вины и оценки поведения. Наказание за проступок оказывает положительное влияние только тогда, когда оно учитывает характер проступка и его влияние на окружающих. Любое воздействие, будь то замечание, критика, категорическое требование, предупреждение, взыскание должно быть справедливым. Несправедливое взыскание оскорбляет человека, подрывает авторитет учителя, наложившего взыскание, отрицательно влияет на состояние дисциплины, нравственную атмосферу коллектива.

Немаловажное значение имеет порядок наложения взыскания и приведение его в исполнение. Педагогически оправдано объявлять взыскание лично или в кругу товарищей. Это необходимо для того, чтобы провинившийся пережил чувство вины, ответственности перед товарищами. Кроме того, таким образом предупреждаются проступки со стороны других школьников.

Совершенно недопустимо наложение взыскания на весь коллектив вместо наказания непосредственных виновников. Огульное и массовое применение взысканий способствует возникновению и развитию отрицательного морально-психологического климата в коллективе, может привести к круговой поруке.

Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания людей во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их педагогической культуры, служебного и нравственного авторитета, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания.

Система методов воспитания основана на глубоком уважении человеческого достоинства, всестороннем развитии личности, духовных и физических сил, удовлетворении растущих материальных и духовных потребностей. Основным методом воспитания является метод убеждения, сочетаемый с методом примера, упражнения, поощрения, принуждения. Между всеми методами существует органическая связь и взаимозависимость. Именно она определяет сущность воспитательной технологии. Педагогика исходит из того, что успехи в воспитании достигаются с помощью воспитательных технологий, которые позволяют скоординированно использовать весь арсенал методов воспитания, все эффективные средства и приемы воспитательного воздействия.

Система воспитания в учебном заведении или семье представляет собой организованную совокупность всех компонентов воспитательной деятельности, используемых для достижения заданных целей. Здесь важно найти целесообразное место каждому приему, звену, цепочке и целостной воспитательной технологии. Именно они составляют организационно-методическую основу воспитательной деятельности руководителя, каждого родителя.

  1. Условия эффективности воспитательной деятельности

Эффективность воспитательной деятельности достигается:

· организацией целостного деятельностно-воспитательного процесса в соответствии с требованием законов, научными рекомендациями и реальными потребностями;

· социально-ценностной, целевой и содержательной направленностью воспитания, оптимальной его организацией в ранках продуктивных модели, алгоритма и технологии;

· обеспечением положительной мотивации в учебе, труде, раскрытием и реализацией сущностного потенциала каждого школьника;

· достижением сплоченности коллектива, согласия в семье, обеспечивая ему целостность как субъекта жизни, деятельности;

· личным отношением к выполнению должностных обязанностей на высокопрофессиональном, творческом уровне;

· всесторонним обеспечением воспитательного процесса.

Критерии эффективности воспитательной деятельности:

· достижение воспитательных целей, связанных с целостным формированием школьников, сплочением коллектива, которые проявляются в морально-психологическом состоянии и результатах учебы и труда;

· соответствие воспитательной работы объективным законам воспитания, правовым нормам, решаемым задачам и потребностям людей;

· оптимальность системы воспитательной деятельности и действенность воспитательных мероприятий, то есть соответствие ее продуктивной модели, алгоритму и технологии;

· уровень мастерства и искусства учителя в воспитательной деятельности, его личная роль в организации целостного деятельностно-воспитательного процесса, в решении практических задач и конкретных проблем.

Учет условий эффективности воспитательной деятельности ее и объективная оценка в соответствии с указанными критериями позволят добиваться высоких результатов в воспитании. В реальной практике это обеспечит соответствие воспитательной работы в школе новым решаемым задачам.

Поделиться: