Массаж двухлетнему ребенку. Техника массажа малышам. Примерный комплекс упражнений при массаже

Массаж для детей до года способствует повышению тонуса, сократительной способности и пластичности мышц у ребенка, укреплению полностью всего опорно-двигательного аппарата, подвижности и эластичности связочного аппарата, а также способствует приобретению стойкого иммунитета к разнообразным болезням.

Когда на кожу, связки и мышцы воздействуют с помощью массажных приемов, со стороны разных систем и органов возникают ответные реакции. Особенно сильно массаж для ребенка 1 года влияет на нервную систему и периферическую сеть из капилляров, лимфообращение, благодаря чему усиливается ток крови и лимфы, что создает благоприятные условия для тканей и органов организма.

Детям первого года жизни массаж необходимо делать обязательно.

Массаж для детей до года можно делать с 1,5 месяцев жизни малыша. Как правило, массаж делают на столе, на который кладут сложенное вдвое байковое одеяло, а сверху – клеенку и байковую пеленку.

Температура воздуха должна быть не ниже 20-22 градусов, чтобы ребенок не замерз. Начинать массаж для детей до года желательно не раньше, чем через 40-45 минут после того, как ребенок покушал. Перед массажем ребенка необходимо раздеть, подмыть и уложить на массажный стол. Если ребенок не спокоен, раздражителен, возбужден, плачет и отказывается от предстоящей процедуры, массаж не проводится.

Массаж для ребенка 1 года необходимо проводить чистыми и теплыми руками. Масло или крем для массажа годовалого ребенка, как правило, наносится на руки массажиста для лучшего скольжения по коже малыша, но не на тело ребенка.

Противопоказания к массажу для детей до года

  • Острых лихорадочных болезнях;
  • Заболеваниях кожи – гнойничковых и гнойных поражениях;
  • Остеомиелите;
  • Тяжелых формах недостаточности питания – атрофии, гипотрофии;
  • Склонности к кровотечениям;
  • Острых воспалениях лимфоузлов, костей или мышц – флегмоне, лимфадените, эмфиземе;
  • Врожденных пороках сердца, которые протекают с расстройством компенсации и выраженным цианозом;
  • Острых артритах и туберкулезе суставов и костей;
  • Остром диатезе;
  • Остром гепатите и нефрите;
  • Сильных расстройствах нервной системы;
  • Больших бедренных, пупочных и мошоночных грыжах со значительным выпадением органов из полостей.

Приемы массажа для детей до года

Массаж состоит из четырех приемов: поглаживания, растирания, разминания и вибрации.

Детям до трех месяцев во время массажа используются только приемы поглаживания. После трех месяцев добавляют поколачивание и разминание. Массаж годовалому ребенку начинают поглаживаниями, чередуя их с другими приемами и заканчивая ими массаж. Во время поглаживания руки массажиста должны плотно прилегать к коже малыша, медленно, ритмично и спокойно скользить. Поглаживания следует выполнять по венозному и лимфатическому оттоку.

Во время растирания кожу необходимо слегка потягивать пальцами. Растирать необходимо не только кожу, но и ткани, которые лежат под ней.

Разминание делается для улучшения питания и усиления кровоснабжения массируемого участка. Применяется разминание, в первую очередь, для глубокого мышечного массажа. Мышцы захватываются пальцами массажиста, несильно отводятся и разминаются.

Поколачивание снижает возбудимость периферических нервов, улучшает кровоснабжение и питание мышечных тканей и глубоко лежащих внутренних органов. Поколачивание производят легким похлопыванием концами пальцев двоих рук. У совсем маленьких детей этот прием производят ритмическим похлопыванием ладонной поверхностью пальцев отдельных частей тела – спины, задней поверхности голени и бедер.

Вибрация производится в виде быстрых и равномерных сотрясений. Чаще всего вибрацию используют в массаже ребенку после года.

Массаж ребенку после года состоит из тех же приемов, только в более усиленной форме.

Массаж полезен ребенку из-за его комплексного влияния на весь организм. Массажные движения укрепляют мышечный каркас, улучшают движение крови, развивают осязание. Отдельный массаж ног проводят для формирования осанки и улучшения подвижности суставов. Перед началом домашних сеансов нужно проконсультироваться с детским врачом на наличие противопоказаний и определение количества процедур.

Начинают массаж ног грудничков, когда малышу исполнилось 2-2,5 месяца, и обязательно учитывают особенность детской ноги. У новорожденных очень хрупкие кости и на стопе отсутствует жировая прослойка, поэтому с силой воздействовать на ноги запрещено.

Легкие расслабляющие движения полезны для малышей: они вызывают положительные эмоции, расслабляют, усиливают тактильный контакт с родителями.

Цель и эффект от массажа меняется вместе с возрастом ребенка: первые три месяца проработка направлена на расслабление мышц-сгибателей. Следующие три месяца — это нормализация мышечного тонуса и укрепление мышечной ткани, затем — координация работы разных мышечных групп. С 9 месяцев до года целью массажа является подготовка опорно-двигательного аппарата к ходьбе.

Полезное воздействие массажа проявляется в:

  • Развитии координации движения;
  • Улучшении работы мозга;
  • Формировании правильной осанки;
  • Улучшении дыхания и кровообращения, обменных процессов;
  • Улучшении работы нервной системы;
  • Снижении риска развития рахита;
  • Расслаблении нервной системы.

После регулярных сеансов массажа ножек малыши быстрее встают и начинают ходить.

На стопах расположено много нервных окончаний и биологически активных точек, и их проработка укрепляет здоровье ребенка. Во время массирования улучшается процесс пищеварения, укрепляется иммунитет, активируется кровообращение. Механическое воздействие формирует правильный силуэт стопы.

Массаж ног детям продолжают делать и после года. Ежедневные процедуры укрепляют иммунитет, улучшают обменные процессы, предупреждают искривление ног. 4-5-ти летние дети активны и подвижны, им необходимы общеукрепляющие процедуры. Массаж пятилетнего ребенка направлен на профилактику плоскостопия и сколиоза, заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Массаж при вальгусной деформации

У некоторых малышей в возрасте до 3-х лет наблюдается деформация ног. Вальгусной деформацией называют изменение формы коленного сустава, которая деформирует форму нижних конечностей. Заметить ее можно, когда малыш стоит так, что его пятки и колени соединены. При деформации ног ребенка лодыжки разъединяются, а если они находятся рядом — коленки заходят друг за друга. Одновременно с деформацией может поразить малыша и рахит. К развитию рахита приводит гиповитаминоз D, который также сказывается на нарушении обмена веществ.

При Х образных ногах ребенку назначают курс лечебного массажа. Его цель — укрепление мышечной ткани бедер и внутренней части голени, расслабление внешней стороны ноги. Во время проработки задействуется также спина, поясница и ягодицы. Регулярные сеансы позволяют вернуть коленным суставам нормальное положение.

Дефекты ног — Х- и О-образная деформация

Показания и противопоказания

Массаж — это процедура активной физиотерапии, которую применяют для профилактики ортопедических проблем, рахита, заболеваний нервной системы, укрепления иммунитета. Процедуры назначают не только малышам грудного возраста. Детям старше 1 года домашние сеансы рекомендуют при:

  • Плоскостопии;
  • Неправильном развитии опорно-двигательного аппарата;
  • Косолапости;
  • Гипертонусе и гипотонусе мышечной ткани;
  • Искривлении ног и позвоночника;
  • Высоком своде стопы.

Проводят процедуры и при заболеваниях, которые возникли в результате ношения неудобной обуви и недостатка движения.

Противопоказано массирование ног детей при:

  • Заболеваниях кожи и ее повышенной чувствительности;
  • Обостренной стадии рахита;
  • Ломкости костей;
  • Высокой температуре;
  • Рвоте;
  • Болезнях крови, почек, печени и органов пищеварения;
  • Туберкулезе и диатезе;
  • Острых формах артрита;
  • Диатезе;
  • Пороке сердца;
  • Грыжах.

Если у ребенка проблемы с дыханием, то перед сеансом необходимо проконсультироваться с врачом.

Механизм влияния на организм

Массаж воздействует на рецепторы кожи, что приводит к возникновению кожно-висцеральных рефлексов. Суть их в том, что раздражение участка приводит к рефлекторному повышению деятельности внутренних органов, связанных с эти участком. Активизация нервной системы стимулирует деятельность основных функций и систем организма ребенка.

За счет улучшения кровообращения увеличивается приток кислорода, крови и питательных веществ к органам и тканям. Ускорение движение лимфы приводит к естественному и быстрому выводу продуктов обмена веществ из организма.

Механическое воздействие на кожный покров провоцирует активную выработку эндорфинов и гормонов роста. Организм расслабляется, освобождается от мышечных спазмов и блоков. Проработка стоп также стимулирует развитие центров речи.

Массажные приемы и техники

При проведении массажных процедур для ног следует помнить, что скелет малыша еще не сформирован и состоит из хрящевой ткани. Грубое, сильное и резкое движение может вызвать боль и привести к травме.

Массаж начинают и заканчивают с поглаживаний ладонями. Этот прием подготавливает кожу к более интенсивному воздействию и помогает расслабить мышцы. Растирание проводят более интенсивно, чтобы проработать глубокие подкожные слои. При выполнении этого приема ткани смещаются по часовой стрелке. Растирание направлено на снижение тонуса мышц, улучшение движения крови и на разогрев сухожилий.

Разминание состоит из захватывающих движений, сдавливания и легкого смещения тканей. Его проводят тремя пальцами. Этот прием стимулирует кровоток, уменьшает отечность и улучшает работу системы дыхания. Следующий прием — вибрации. Быстрые и колебательные движения приводят к сотрясению тканей, что успокаивает нервную систему. Используется при лечении заболеваний ног и травмах.

Правила проведения массажа

Техника и особенности массажа зависят от возраста малыша. В первые месяцы жизни ребенка рекомендуется воздержаться от вибрационных движений. Со временем легкий массаж сменяется более интенсивным, увеличивается его продолжительность и разнообразие приемов.

Как правильно делать массаж:

  • Все приемы выполняются в положении лежа на спине;
  • Массаж делают одной рукой, другой рукой все время придерживают ногу малыша;
  • Все движения проводятся по направлению от стопы к бедру;
  • Массировать начинают с задней поверхности;
  • Прорабатывают ахилловы сухожилия, голень и бедро.

При работе со ступней сначала разминают пальчики малыша, затем всю поверхность. Движения — круговые и спиралевидные, направление — от пятки к пальцам и обратно. При заболеваниях ног для малышей проводят сеансы массажа с парафином. Его использование помогает прогреть ткани, расслабить мышцы, расширить капилляры и снять болевые ощущения.

Массаж при деформации конечностей проводят следующим образом:

  • Поясницу массируют от позвоночника вниз и в стороны;
  • Ягодицы и коленные чашечки прорабатывают по часовой стрелке;
  • Заднюю поверхность бедер и голени — снизу вверх;
  • Стопы — с тыльный стороны от пальцев.

С какой частотой применять

Регулярность и время проведения процедуры зависят от возраста ребенка и индивидуальных показаний. Если нет негативных реакций и специальных рекомендаций врача, то сеансы можно проводить ежедневно.

Первые сеансы должны продолжаться не более 5 минут, а к 6 месяцам время массажа вместе с гимнастическими упражнениями доходит до 20-25 минут. К сеансу приступают через час после приема пищи и за 30 минут до еды.

Детский массаж ног — это профилактика возникновения многих заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной системы и пищеварения. Перед тем как делать массаж ног ребенку нужно проконсультироваться с педиатром для выявления противопоказаний и возможных ограничений. Необходимо помнить, что детские кости хрупкие, и неосторожное движение может привести к травмам. Выполнять самостоятельно массаж можно ежедневно, если нет негативных реакций. Основные движения — по кругу, по прямым линиям, зигзагообразные и волнообразные. Выполнение процедуры должно проходить с нарастающей интенсивностью и всегда заканчиваться мягкими поглаживающими движениями.

Развивающая гимнастика и массаж детям 1—3 лет значительно отличаются от комплексов, выполняемых ранее. В этом возрасте малыши склонны к подражанию. Кроме того, что все свои действия взрослым нужно озвучивать, их можно показывать, сравнивать с движениями животных или сказочных персонажей.

Для детей от 1 до 3 лет характерна быстрая утомляемость, однако и восстанавливают силы они достаточно скоро. Поэтому занятия должны проходить с небольшими паузами, быть достаточно разнообразными.

Массаж детский после года: особенности выполнения

Во время процедуры пассивные и активные движения должны чередоваться. Причем первые всегда необходимо выполнять перед вторыми. Если малыш 1—3 лет не хочет делать массаж, убегает, не дается, то занятие лучше всего перенести на вторую половину дня, когда непоседа уже слегка устанет и не будет так активен.

Чтобы заинтересовать карапуза сеансы можно превращать в игру, давать новую куклу, зверушку. Однако ни в коем случае нельзя заставлять детей заниматься силой или криками. Также запрещается отвлекать их внимание во время сеансов лакомствами — малыш может подавиться.

Массаж для ребенка от 1 года до 3 лет делается с целью укрепления мышц, на которые приходится наибольшая нагрузка во время хождения:

  • Нижних конечностей.
  • Спинки.
  • Животика.

Манипуляции должны подготавливать еще недостаточно развитые мышцы и связки карапуза к увеличивающимся физическим нагрузкам.

Массаж после года ребенку направлен и на профилактику возникновения патологий опорно-двигательного аппарата:

  • Плоскостопия.
  • Косолапости.
  • Искривления нижних конечностей.
  • Нарушений походки, осанки.

Большое внимание необходимо уделять массажу ладошек и пальчиков, а также стимуляции мелкой моторики детей. Учеными доказана безусловная связь между воздействием на эти части тела и развитием речи у малышей.

Массаж ребенку в 1, 2, 3 года: комплекс упражнений

При проведении процедуры детям этого возраста наряду с поглаживанием, разминанием и растиранием применяются легкие ударные прикосновения. Движения повторяются по 3 раза. Рекомендуется использовать следующий комплекс:

Выполняя массаж детям от 1 до 3 лет, необходимо ориентироваться на двигательные навыки малышей. Если карапузу недоступно какое-либо активное упражнение, нужно отложить его выполнение и заменить более легким.

Чем старше становится непоседа, тем больше рекомендуется добавлять активных и игровых элементов. Должна вестись подготовка к тому, что детский массаж от 3 лет будет практически полностью состоять из них.

В свободное от занятий время взрослым необходимо стимулировать большую физическую активность детей. Поощрять лазания, ползания, ходьбу, беганье, организовывать игры с различными предметами: мячиком, палочкой, обручем.

Добавьте комментарий.

Физические упражнения и игры для ребенка второго и третьего года жизни необходимо подбирать с учетом его двигательных навыков, особенностей физического и психического развития. Основу двигательной активности малыша должны составлять ходьба, лазанье, преодоление препятствий, различные игры с мячом, обручем, гимнастической палочкой и другими игрушками.

Самая эффективная форма занятий с двух-, трехлетним ребенком - игра. Для начала это могут быть простые и интересные задания: подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке, за спиной, за диванной подушкой, за креслом. Постепенно игры становятся богаче по содержанию, сложнее, но они не должны заменять гимнастику, т. к. правильность и точность движений вырабатываются упражнениями. Поскольку дети в этом возрасте очень восприимчивы и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, сравнивайте их с движениями животных, персонажей из сказок и мультфильмов. При проведении занятий на улице используйте оборудование детской площадки, рельеф местности, скамейки, бревна, камешки и т. п.

Усложнять задания надо постепенно, только после того, как ребенок овладеет более простыми движениями. Если ребенок устал и не хочет выполнять какое-либо упражнение, не настаивайте, пусть он отдохнет. Дети младшего возраста отличаются повышенной утомляемостью и наряду с этим способностью быстро восстанавливать свои силы. Поэтому занятия гимнастикой должны быть не слишком долгими (5 – 6 упражнений) и включать паузы отдыха.

В занятиях с детьми до года активные упражнения чередовались с пассивными, и с массажем, который являлся хорошим отдыхом. Если ребенок привык к этому, то желательно по-прежнему сочетать массаж и гимнастику, причем массаж какой-либо области (например, спины) предшествует упражнениям для данной группы мышц (например, прогибанию спины). Если совмещать массаж и гимнастику не удается, то лучше перенести упражнения на утреннее время, превратив их в веселую зарядку. Массаж можно делать во второй половине дня.

Особенности массажа

При массаже ребенка от одного года до трех лет особенное внимание уделяется тем частям тела, тем мышцам, которые несут большую нагрузку, связанную с прямохождением. Укрепляются мышцы спины, живота и ног.

Массаж наилучшим образом подготавливает несовершенный мышечно-связочный аппарат к новым нагрузкам и способствует профилактике нарушения осанки, искривлений ног, плоскостопия. Для улучшения деятельности органов дыхания следует массировать грудную клетку сзади и спереди. Желательно делать массаж кистей, каждого пальчика в отдельности, т. к. существует тесная связь между развитием тонких движений пальцев и умственным развитием, особенно речью. Массировать ручки можно несколько раз в день. Ребенку полезно играть с мелкими предметами (под контролем взрослых), «считать» на счетах, «играть» на пианино и т. п.


В массаже применяются все приемы: поглаживание, растирание, разминание, легкие ударные приемы.

1. Массаж спины (особенно тщательно - поясничной области). Поглаживание по всей поверхности, 2 – 3 раза. Растирание подушечками пальцев (тыльной поверхностью согнутых пальцев), пиление, по всей поверхности спины (2 – 3 раза), отдельно - граблеобразное растирание по межреберным промежуткам, (1 – 2 раза). Разминание – преимущественно накатывание и сдвигание (1 – 2 раза), ударные приемы – пунктирование или легкие похлопывания по боковым поверхностям грудной клетки. Поглаживание.

2. Ягодичная область. Поглаживание – круговое или Х-образное (2 – 3 раза). Растирание – поочередно каждую ягодицу, другая рука удерживает массируемую область (2 – 3 раза каждую). Разминание двумя руками (2 – 3 раза). Ударные приемы – легкое рубление, похлопывание, пощипывание. Поглаживание.

3. Массаж ног. Проводится поочередно: сначала задняя поверхность одной ноги, затем – другой, после этого массируется передняя поверхность ног. Поглаживание всей ноги 1 – 2 раза.

Бедро (задне-наружная поверхность). Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление (2 – 3 раза). Разминание одной или двумя руками (2 – 3 раза). Поглаживание 1 – 2 раза.

Голень (задне-наружная поверхность). Поглаживание, 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев или кольцевое (1 – 2 раза). Разминание одной или двумя руками (2 – 3 раза). Поглаживание (1 – 2 раза). Для укрепления коленного сустава проводится поглаживание и круговое растирание мыщелков бедра (костных выступов по краям подколенной складки). Отдельно поглаживается и растирается ахиллово (пяточное) сухожилие. Внутреннюю и наружную лодыжки следует поглаживать и растирать круговыми движениями. Подошва поглаживается и растирается гребнеобразным приемом, разминается наружный и внутренний край стопы.

Передняя поверхность ног . Исходное положение ребёнка – лежа на спине, под его коленями располагается валик. Производят поглаживание всей ноги 1 – 2 раза.

Бедро (передне-наружная поверхность). Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев и др. (2 – 3 раза). Разминание (одной или двумя руками). Ударные приемы (легкое похлопывание, пунктирование). Поглаживание.

Голень (передне-наружная поверхность). Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев (1 – 2 раза). Щипцеобразное разминание одной рукой 1 – 2 раза. Поглаживание 1 – 2 раза.

Стопа. Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание – граблеобразное, поперечное, 2 – 3 раза. Желательно промассировать каждый пальчик. Затем следует еще раз погладить и растереть внутреннюю и наружную лодыжки. Заканчивайте массаж ноги общим поглаживанием.

Для профилактики плоскостопия можно сразу после массажа стоп дать ребенку задание: удерживать стопами мячик или какую-нибудь округлую игрушку.

4. Массаж живота. Поглаживание круговое и встречное по косым мышцам (2 – 3 раза каждый прием). Растирание подушечками пальцев (по ходу часовой стрелки), стимулирующий точечный массаж или пощипывание вокруг пупка. Поглаживание (все приемы).

5. Массаж передней поверхности грудной клетки.

Поглаживание 2 – 3 раза. Растирание по межреберным промежуткам (граблеобразно в направлении от грудины). Поглаживание.

Упражнения для детей

Ходьба по «узкой дорожке».

На полу обозначьте мелом (веревками, палками, можно использовать рисунок ковра) дорожку шириной 30 см. В дальнейшем «дорожку» следует постепенно сужать до 20 – 10 см. Предложите ребенку самостоятельно пройти по ней, сохраняя равновесие. Обращайте особенное внимание на положение стоп при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы слегка приподнят.

Ходьба по гимнастической скамейке.

Хорошо, если есть возможность установить дома гимнастическую скамейку или невысокую лавочку. Если нет, то эти упражнения делайте во время прогулки, используя «бревно» на детской площадке, ствол лежащего на земле дерева, и т. п.
Для начала помогите малышу идти по скамейке, поддерживая его за руку. Но не стоит слишком «опекать» ребенка, дети в этом возрасте стремятся к самостоятельности.

Ходьба боком.

Ходить боком мелкими приставными шагами можно по «узкой дорожке » или по гимнастической скамейке. Научите малыша одинаково хорошо передвигаться и в правую, и в левую стороны.

Ходьба с предметами.

Если ребенок хорошо освоил ходьбу по гимнастической скамейке, то можно предложить ему пройти, удерживая в руках мяч, кегли и т. п.

Ходьба в различном темпе.

Подготовьте ребенка к заданию. Для этого посадите его перед собой и попросите показать свои ножки. Когда ребенок поднимет ноги, скажите, что ножки у него маленькие, но бегают быстро.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке.

А у медведя и слона ноги большие, а ходят они медленно.

Большие ноги

Шли по дороге.

Создав образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения, предложите ребенку поиграть. Дети с удовольствием ходят и бегают в соответствии со словами припевки и ритмом мелодии.

Перешагивание через препятствия.

Научите ребенка ходить, высоко поднимая ноги, как «цапля»:

До чего трава высока!

То крапива, то осока.

Поднимай повыше ноги,

Коль идешь не по дороге.

Начертите на полу мелом две параллельные линии на расстоянии 10 – 20 см (или положите две параллельные палочки). Предложите ребенку перешагнуть через них несколько раз. Можно, положив на пол лесенку, провести ребенка внутри лесенки по полу, перешагивая через ступеньки. Затем проведите его по ступенькам от одного конца к другому. Попросите перешагнуть через невысокий предмет (10 – 15 см). Если это упражнение выполняется хорошо, усложните его, разместив на полу несколько препятствий. Следите, чтобы ребенок не шаркал ногами, учите его перешагивать через невысокие бугорки, камешки. Пусть ребенок сам поднимается по лестнице, сначала приставным шагом, а затем и переменным.

Игра «по ровненькой дорожке».

Игра «по ровненькой дорожке» наверняка понравится ребенку и поможет усовершенствовать навык ходьбы.

По ровненькой дорожке

Бежали наши ножки.

По камешкам, по камешкам

И в ямку за товарищем.

При словах «по ровненькой дорожке» ребенок идет обычным шагом, при словах «по камешкам» перешагивает через воображаемые камешки, при словах «в ямку за товарищем» приседает. Затем встает и снова идет:

Встали мы на ножки

На ровненькой дорожке.

Но вот наш дом,

В нем мы живем.

Игра «Петушок».

Расставьте на полу на расстоянии шага невысокие предметы. Руки ребенка - «крылья» - опущены. Он перешагивает через предметы, высоко поднимая колени и произнося: «Петушок» по слогам. На слоге «-шок» опускает ногу за предмет.

Ходьба по наклонной скамейке.

Укрепите гимнастическую скамейку или длинную доску, приподняв один ее конец на высоту 20 – 25 см. Предложите ребенку пройти по скамейке вверх, повернуться и спуститься вниз. Вначале помогайте ему, поддерживая за руку.

Игра «Погладь мишку».

Посадите на вершине «горки» мишку или любого другого игрушечного зверька. Предложите ребенку подняться наверх и, наклонившись, погладить игрушку.

Игра «Собери кубики».

На вершине «горки» закрепите корзину для кубиков. Попросите ребенка собрать разбросанные на полу кубики и по одному перенести их в корзину.

Игра «Мяч с горки».

Ребенок поднимается по «горке» и поворачивается. Затем скатывает мяч вниз и бежит, догоняя его. Научите ребенка всходить на невысокую (10 – 20 см) скамеечку или ящик и сходить вниз, сохраняя равновесие. Поощряйте стремление ребенка подняться по склону холма, взобраться на горку, покачаться на качелях, покружиться на каруселях.

Игра «Пролезь в окошко».

Поставьте лесенку вертикально и удерживайте се руками. Предложите ребенку пролезть между второй и третьей ступенькой.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка.

Затем поставьте лесенку на боковую перекладину и предложите ребенку пролезть между перекладинами. Полезно научить ребенка влезать по наклонной лесенке. Для этого закрепите один конец лестницы на сиденье стула или специальной подставке. Поддерживая ребенка за туловище, помогите ему пройти вверх на четвереньках. И, наконец, обязательно покажите ему, как правильно перелезать через препятствия. Для этого удобно использовать гимнастическую скамейку или невысокую лавочку. Пусть ребенок встанет боком к скамейке и, опираясь руками, перелезет через нее. Повторите упражнение несколько раз в обе стороны. Можно предложить ребенку вскочить на скамейку двумя ногами в положении на четвереньках и соскочить с другой стороны. При этом он продолжает опираться на скамеечку руками.

Упражнение – ползание.

Если ребенок не ползал на четвереньках в младенчестве, еще не поздно научить его этому. Ползание замечательно укрепляет все мышцы туловища, рук и ног, развивает координацию движений.

«Собачка». Ребенок ходит на четвереньках по комнате, подражая собаке.

«Бычок». Ребенок ходит на четвереньках, поворачивая голову направо и налево. При ходьбе протяжно произносит звук «му-му», подражая бодающемуся бычку.

«Козлик». Можно предложить ребенку п ередвигаться по полу на четвереньках мелкими прыжками, подражая козленку и произнося «бэ-бэ»; ходить на четвереньках по скамейке, сохраняя равновесие.

«Поскачи, как зайчик». Ребенок встает на четвереньки на скамейку. Переставляет одновременно руки вперед и подтягивает ноги прыжком.

«Пройди между ступеньками». Положите лесенку на пол и предложите ребенку пройти на четвереньках внутри ее, перешагивая через ступеньки.

«Пройди по ступенькам». Предложите ребенку пройти по лежащей на полу лесенке, опираясь ногами и руками о ступеньки.

«Поздоровайся с зайкой». Поставьте посередине комнаты стул (табурет, невысокий журнальный столик), на расстоянии 1,5 – 2 м – другой стул, на который посадите игрушечного зайца (мишку, куклу...). Предложите ребенку пролезть на четвереньках под стулом, затем выпрямиться и поздороваться с зайкой, пожав ему лапку.

«Мяч в ворота». Воротами может служить стул, табурет и т. п. Ребенок берет мячик, катит его в ворота и бежит за ним. Пройдя в ворота на четвереньках, выпрямляется и догоняет мяч.

Упражнения с флажками.

Маленькие дети с удовольствием выполняют упражнения с флажками.

«Покажи и спрячь флажки». Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки с флажками опущены. Вытягивает руки вперед при словах: «Покажи флажки», прячет их за спину при словах: «Спрячь флажки» .

Встать прямо, ноги врозь . Из этой исходной позиции выполняются следующие упражнения:

Руки с флажками опустить, поднять прямые руки вперед, затем опустить.

«Флажки - в стороны». Поднять прямые руки в стороны, затем опустить.

«Флажки - назад». Отвести прямые руки, как возможно дальше назад, и опустить.

«Флажки - вверх». Поднять прямые руки вперед, вверх и опустить.

«Помаши флажками». Попеременно взмахивать одной рукой вверх, другой – назад.

«Флажки - к плечам». Согнуть руки к плечам, держа флажки вертикально, затем опустить.

«Скрещивание флажков внизу». Руки с флажками отведены в стороны, затем прямые руки опускаются вниз, скрещиваются перед собой, затем руки поднимаются в стороны.

«Скрещивание флажков над головой». Руки с флажками внизу, ребёнок поднимает руки через стороны вверх и скрещивает их над головой, затем опускает.

«Ходьба с флажками». Ребенок ходит по комнате, поднимая флажки по вашему указанию: вперед, в стороны, вверх.

«Постучи флажками». Руки с флажками опущены, ребенок низко приседает и несколько раз стучит флажками о пол, затем выпрямляется, поднимая руки вверх.

«Прыгни через флажок». В руке ребёнок держит свернутый флажок, далее надо наклониться, положить флажок на пол у носков ног, выпрямиться, перепрыгнуть через флажок, затем повернуться и вновь перепрыгнуть.

«Повороты с флажками». Руки с флажками опустить, поворачиваться в стороны, поднимая флажки вперед.

«Достань флажками пол». Руки с флажками поднять вперед, наклониться и достать флажками пол (ноги не сгибать).

«Покачайся с флажками». Руки с флажками отвести в стороны, покачиваться вправо и влево, не опуская рук.

Если ребенок очень подвижный и успокаивается с трудом, делай ему расслабляющий массажик: легкие поглаживания всего тела, особенно спинки (ею он касался внутриутробно стенок матки, и потому прикосновения к ней возвращают ощущения защищенности и покоя).

Малыш не слишком утомляет себя движением? Тогда массаж нужен укрепляющий. Ведь именно сейчас позвоночник уже приобрел все необходимые изгибы, но еще не закрепил их как следует. Нужно помочь мышцам спины и ягодиц!

А еще важно подготовить к нарастающим нагрузкам голеностопные связки и ноги в целом.

Отличная профилактика ОРВИ - массаж спинки, грудки и рук

В год детки начинают болеть простудными заболеваниями в среднем в 3 раза чаще, чем до этого. При этом хорошо вентилируются легкие, происходит мягкая закалка организма, ускоряется обмен веществ, что полезно для иммунитета. Гимнастику проводи в проветренном помещении. Пусть на малютке не будет ничего, даже подгузника!

Новый порядок

Малышу, пробующему ходить, массаж начинают не с ручек и животика, как раньше, а со спинки (позвоночник не трогай). Затем переходи к животику и груди (гладь вокруг пупка по часовой стрелке, грудку от боков кверху вдоль ребер, но грудные железы обходи). Потом ноги и, наконец, руки (коленных и локтевых суставов не касайся). То есть начинают с самых больших участков тела и заканчивают наименьшими, как у взрослых.

Приемы массажа выполняй в такой последовательности:

  • поглаживание (3-4 раза)
  • растирание (3-4 раза проходи полностью весь участок)
  • поглаживание (3-4 раза)
  • разминание (3-4 раза пройдись по всему участку, пощипывая и разминая кулаками)
  • поглаживание (3-4 раза)
  • похлопывание (3-4 раза)
  • поглаживание (2 раза - с некоторым усилием и 2 - очень легко)

Полезные игры

Всего массаж займет примерно полчаса. После него хорошо провести гимнастику. Но если ребенок после массажа засыпает, то выполняйте упражнения до него. Чтобы малыш с удовольствием занимался, придай гимнастике вид игры и начинай, и заканчивай ее самым любимым упражнением.

Дай малышу в руки кольца, любые удобные для захвата предметы или игрушки. Встань перед ним и тоже возьмись за них. Рисуйте ими в воздухе большие круги («Какие мама блинчики пожарит? Вот такие большие!»). Пусть ребенок, лежа на спине, пинает попеременно ногами подставленные тобой ладони или воздушные шарики (попеременное сгибание и разгибание ног).

Для наклонов и выпрямления туловища рассыпь по полу яблоки и попроси собрать их на стол. Поставь кроху возле устойчивого стула. Пусть по команде «Медведь!» приседает, держась одной рукой за стул, - прячется от игрушечного мишки у тебя в руках. Танцуйте, держась за руки (их нужно сгибать и разгибать в локтях).
Поставь стопы ребенка поверх своих, и идите по полу скользящим шагом, как на лыжах. Малыша аккуратно придерживай за руки.

Поделиться: