Конспект НОД на тему «Осень поздняя пришла, снег и холод принесла. Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Осень

Афанасьева Галина Ивановна

МБДОУ д/с № 29 г.Гулькевичи

воспитатель

Образовательная область «Познавательное развитие»

Конспект НОД «Мир природы»

Тема: «Путешествие в осенний лес» старшая группа.

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к животному миру Краснодарского края. Воспитывать любовь к своей малой родине. Формировать доброжелательное отношение к объектам живой природы.

Программное содержание.

  • Уточнить и дополнить знания детей об осенних изменениях в природе.
  • Формировать умение устанавливать причинно - следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.
  • Воспитывать у детей интерес к жизни животных в осенний период.
  • Расширять кругозор детей.
  • Развивать мелкую и крупную моторику

Словарная работа.

  • Ввести в активный словарь детей слова: трухлявые, хворост, линька, шёрстка, трудолюбивая, хатка и др.

Оборудование.

Мультимедийное оборудование.

  • Подбор материала - презентация по данной теме,
  • Музыкальное сопровождение.
  • игрушка Каркуша.

Предварительная работа.

  • беседы с детьми,
  • рассматривание иллюстраций,
  • отгадывание загадок,
  • наблюдения в природе.

Воспитатель детям: Ребята, нам сегодня пришло письмо, и принесла его ворона Каркуша. Сейчас мы узнаем, а что же там написано? А в письме лесные зайчата просят у нас помощи, они не знают какую шубку им нужно сейчас носить? Хотите помочь зайчатам? Как вы думаете, чем мы может им помочь? (Ответы детей.) А я предлагаю отправиться нам в путешествие в лес. И глядя на изображение леса, рассказать какое время года наступило в лесу. Путешествие будет необычным...

Скажем волшебные слова: «Вокруг себя покружись, повертись и в лесу ты окажись».

Загадывает детям загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима. (Осень).

Начало показа презентации.

И как вы это узнали? А что такое лес, и кто там живёт? (ответы детей)

Правильно дети лес, это дом для многих растений, животных, насекомых и птиц, которые обитают у нас на Кубани. Так что же происходит сейчас у всех у них в осеннем лесу мы и поговорим об этом. А точнее, как живая природа: животные и птицы, насекомые и растения готовятся к зимним холодам. (слайд)

Ребята, почему то уже не летают бабочки, жуки, божьих коровок не видно, комары не звенят над головой? Почему их не видно? (Ответы детей.)

Дети рассказывают, а воспитатель дополняет. (Холодно) (слайд).

Куда прячутся от холодов жуки? (Под кору деревьев, под опавшие листья, в щели домов.)

Муравьи (слайд).

Что делают муравьи? (Муравьи осенью сбиваются в плотный клубок глубоко в земле. Так глубоко где земля не замерзает.)

Бабочки превратились в куколок, как в колыбельках будут спать до тёплой весны.

Ребята, в тёплое время, на дорожке можно было увидеть ящериц и лягушек. Куда прячутся ящерицы и змеи? (Ящерицы и змеи заползают под корни старых деревьев или трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.

А лягушки? (Лягушки зарываются в тину на дне водоёмов.)

Куда деваться птицам, если нет насекомых? (Чтобы не умереть с голода, основная часть птиц, улетает в теплые края, где тепло и много корма. А те птички, которые остались, летят поближе к жилью людей, и мы должны помочь пережить им тяжелое время.) (слайд).

А кто из вас знает, как мы можем помочь птицам? (ответы детей) Дети рассказывают, а воспитатель дополняет.

А кто из вас знает, как дикие животные готовятся зиме? И почему мы называем их дикими? (слайд).

Что делает осенью ёжик? (Ёжик еле-еле передвигается, куда делась его быстрота и ловкость, он засыпает на ходу. Он уже приготовил себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо это старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков, ёж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.) (слайд).

Ребята, а каких вы ещё знаете животных, которые впадают в зимнюю спячку? (Медведь, барсук, бурундук) А еще в спячку впадает барсук, осенью он тоже наедает много жира, и укладывается в теплую нору(слайд).

Ребята, оказывается осенью надо по лесу ходить осторожно, тихо, Почему? (Дети называют правила поведения в лесу.) (Чтобы не разбудить уже заснувших животных.)

А где зимует медведь? Как называется его жилище? (В берлоге )

Давайте посмотрим на Слайды медведи в осеннем лесу.

  • Какое время года в лесу?
  • Что делают медведи?

Медведь готовится к зиме с лета, он много ест и запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосен и елей полосы коры и перемешивает их со мхом. Роет глубокую яму. Устилает травой, листьями, ветками высокую постель. А ёлочки и деревца, что по краям ямы росли, подгрызает - они накланяются и получается крыша, как шатёр. Надумает медведь спать укладывается, свернётся калачиком и уснёт с медвежатами до весны.

Ребята, посмотрите на картину. (Выставляется другой слайд )

Чем занимаются белочки в осенние дни?

Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи - всё зимой пригодится. В лесу у неё есть жилье. Как называется жилище белки? (ответы детей) Правильно, а в дупле есть кладовочки. В таких кладовых много запасов, на всю зиму хватит. А кроме кладовой в дупле ещё есть место для сна. Очень трудолюбивые и запасливые белочки. (слайд)

Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика « Осень» (Автор Н. Нищева)

Ветер по лесу летал, (плавные волнообразные движения скрещенными

Ветер листики считал: ладонями)

Вот дубовый (Дети загибают по одному пальцу на обеих руках

Вот кленовый, на каждое прилагательное)

Вот рябиновый, резной,

Вот с берёзки - золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер сбросил на тропинку. (Спокойно опускают руки)

Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов. Какие это животные? (Лиса, заяц, волк, лось, кабан, олень.) У них происходит линька, это смена летней шёрстки на зимнюю. (слайд).

Всем этим животным щедрая осень раздаривает тёплые пушистые красивые шубки. В таких теплых шубах, с подшерстком внутри можно пережить морозы. Лисичка меняет свой серовато - рыжий наряд на рыжую тёплую шубку. Очень любит переодеваться заяц. Какого цвета шубку? (Из серой в белую) Почему? (слайд).

Правильно, у зайцев слишком много врагов, а на белом снегу его зимой не заметят. Так что же мы ответим зайцам? Пришло время менять им шубку или нет? А чем питаются зайцы зимой? А еще есть такое выражение - зайца ноги спасают. Что это значит? (ответы детей)

Ребята, теперь повторим, то о том, как же животные готовятся к зиме:

  1. Уходят в спячку.
  2. Делают запасы.

Могут себя прокормить. (У них густая и тёплая шубка, и они не боятся морозов. А какие жилища умеют устраивать себе животные к зиме? (дети называют) Правильно ребята - норы роют зайцы, лисы, барсуки, логово - волк, ну а хозяин леса - медведь устраивает себе берлогу. Теперь вы знаете, как лесные жители нашего края готовятся к приходу зимы? (слайд).

Скажем волшебные слова: «Вокруг себя покружись, повертись и в группе окажись».

Я думаю, что уже можем передать вороне Каркуше ответ для зайцев, мы расскажем о том, что еще рано менять шубку. Снег еще не выпал, и зайцам на осенней траве и листве в белой шубке будет очень трудно спрятаться от хищных животных - волка и лисы.

Каркуша благодарит детей за рассказ и ответ. Ей понравилось у детей в гостях. Прощается с детьми и улетает.

- Я думаю, что мы с вами сегодня сделали доброе дело - помогли зайчатам! И поэтому заслужили просмотр мульфильма, а называется он "Осенние заботы"

Воспитатель предлагает детям посмотреть мультфильм, об осенних заботах животных в лесу.

По познавательному развитию

«Золотая Осень» познавательное занятие
в старшей группе

Воспитатель: Куликова Е.П.
Детский сад № 204 ОАО «РЖД»
г. Абакан

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
  2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
  3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
  4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
  5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Развивающая среда:

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик.
  • Две ветки в вазах.
  • Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
  • Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Словарная работа

  • Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.

Педагогические технологии: ТРИЗ, музыкальное воздействие.

Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, динамическая пауза.

ХОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 204 детям группы «Затейники».

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман) . Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру) .

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

  • Когда идет дождь - дождливая.
  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да) .

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. От осени к лету, поворота нету.
  5. Лето со снопами, осень с пирогами.
  6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре - теплая осень.
  3. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
  4. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
  5. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А сейчас прочитайте стихотворение "Осень", написанное на таблице.

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки) .

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить) .

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут) .

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют) .

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Раскрась листья в соответствии со значками

Подойдите к столам и раскрасьте листья в соответствии со значками. Будьте внимательны, посмотрите где стоит значок.

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? - спросим.

Осень, осень, осень.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе ДОУ на тему «Осень поздняя пришла, снег и холод принесла».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени (осенние месяцы, периоды и осенние явления).

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания о различных периодах осени;
  • Учить выразительно читать стихи, заучивать с помощью мнемотаблицы.
  • Активизировать словарь по данной теме, пополнить активный словарь прилагательными.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память.
  • Развивать речь детей.
  • Активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
  • Развивать умение отвечать четко, давать полные ответы.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение, сочувствие, желание помочь в трудную минуту.
  • Воспитывать умение трудиться в коллективе.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью.

Деятельность детей: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная, двигательная.

Материал : картинки - иллюстрации разных периодов осени, других времен года, отрывок из произведения Чайковского «Осень», мнемосхема (из отдельных фрагментов, придуманных совместно с детьми), стихотворения Плещеева «Осень наступила…», папка с файлами для изготовления книги.

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за осенней погодой во время прогулок.
  2. Разучивание стихов об о сени.
  3. Беседы о приметах осени.
  4. Загадывание загадок об осени.
  5. Чтение коротких рассказов о различных периодах осени, пение песен, подвижные и дидактические игры по теме.

Яркие, удобные рюкзаки 4youbags.ru для детей обладают современным дизайном, интересными 3D-изображениями, имеют анатомическую спинку. В ряд ли можно будет увидеть такой же рюкзак у кого-то еще .

Конспект НОД

Части НОД

Ход НОД

Деятельность детей

Оргмомент

Звучит мелодия из сборника «Времена года. Ноябрь» П.И.Чайковского

Дети входят в группу.

Воспитатель:

Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними и пожелаем хорошего настроения, доброго утра всем - и гостям, и самим себе.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
И доброе утро длится до вечера!

Дети слушают приветствие педагога, желают доброго утра друг другу и присутствующим взрослым.

Вводная часть

Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, загадывает загадку:

Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она приготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима».

Спрашивает, какое время года загадано.

Музыка, которая сейчас звучит, тоже осенняя, она из сборника П.И.Чайковского «Времена года. Ноябрь». Послушайте внимательно, можете закрыть глаза… Какой характер у этой музыки? Что вы можете сказать о ней?

Отгадывают загадку, обосновывая свой выбор времени года.

Слушают музыку, рассказывают свои впечатления о ней.

Беседа

Воспитатель : (Предлагает детям сесть на ковер) Ребята, эта музыка напомнила мне мое детство. И я хочу рассказать вам об одном эпизоде.

Когда я была еще такой, как вы сейчас, мне подарили книгу с картинками и стихами. Рисунки в книге были разные. На одном было нарисовано чистое, голубое небо. Светило яркое солнышко, стояла тёплая безветренная погода. Трава еще зелёная, но на некоторых деревьях листва уже пожелтела.

А под картинкой подписано «Осень».

На втором рисунке деревья уже стояли жёлтые, а с некоторых из них даже облетела листва. Небо пасмурное, дует ветер, идёт дождь. Птицы улетают на юг.

И под картинкой снова написано «Осень».

А на третьей картинке деревья стоят вообще голые, с них облетела вся листва. Низкие серые тучи висят над землёй. Дует холодный пронизывающий ветер. У берега озера появилась тонкая кромка льда. Трава засохла и пожелтела. С неба сыплет первый снег.

И опять написано «Осень».

Взрослый: Ребята, как вы думаете, почему картинки такие разные, а на всех них написано осень?

Слушают рассказ, делают вывод, что там были картинки о разных периодах осени: ранняя осень, середина осени и поздняя осень.

Мотивация на дальнейшую деятельность

К сожалению, ребята, книга эта не сохранилась, мне очень жаль.

Мне так хочется, чтобы у меня была такая книга…Но, наверное, никто не сможет мне помочь. Вернуть ее невозможно, а новой такой нет.

Может быть вы, ребята, знаете, как мне помочь?

Ой, как здорово, что вы можете сделать ее сами!

Высказывают предположения, где можно было бы взять книгу: купить, нарисовать, сделать самим.

Речевая деятельность

Вы знаете много стихов об осени, этом чудесном времени года, их тоже можно разместить в книге, ведь в моей книги тоже были стихи.

Кто хочет прочесть стихотворение?

Я предлагаю вам заучить наизусть еще одно стихотворение поэта Плещеева «Осень наступила». Мне очень хотелось бы, чтобы оно тоже появилось в нашей книге.

Для подсказки мы с вами используем символы-приметы осени, которые мы с вами нарисовали ранее, и составим стихотворение из них.

(Мнемотаблица)

Этапы работы над стихотворением:

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Сообщает, что это стихотворение будут учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая уяснить основную мысль.

4. Выясняет, какие слова непонятны, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Чтение стихов, заучивание наизусть с помощью мнемотаблицы.

Двигательная деятельность

(Физминутка)

Ребята, как мы уже с вами выяснили, сейчас у нас поздняя осень. А вы любите гулять в это время года? А что нужно делать, чтобы не простудиться на прогулке?

Правильно, тепло одеваться и обуваться. Предлагаю вам поиграть в игру «Все наденем для тепла».

Я называю вам предметы одежды, а вы, если эта одежда подходит для прогулки осенью, шагаете, если нет - стоите на месте.

Шапка, юбка, куртка, шорты, пальто, сандалии, валенки, шуба, бейсболка, кеды, теплые штаны, футболка.

Выполняют движения в соответствии с правилами игры, классифицируют предметы одежды по сезонам.

Планирование деятельности по выполнению учебной задачи


Исследовательская деятельность

Ну, что ж, а теперь - за работу!

Что вам нужно, ребята, для создания книги?

Вы знаете, из чего состоит книга?

Есть ли у вас вопросы и предложения по ее созданию?

С чего вы планируете начать свою работу?

Нужна ли вам моя помощь?

Как вы думаете, к кому вы можете обратиться за помощью, подсказкой при нахождении нужного текста стихотворения?

У меня приготовлены различные иллюстрации времен года. Посмотрите, может быть, какие-то из них подойдут для нашей книги.

Самостоятельно подбирают иллюстрации и стихи для книги, разделившись на мини-группы по желанию.

Отбирают иллюстрации осенней тематики.

Практическая часть

Ну и осталось только собрать нашу книгу в одно целое. Вот обложка с вложенными файлами, вот ваши картинки, стихи.

Приступайте!

Закончили? Молодцы! Какая замечательная книга у вас получилась! Что вы будете делать с этой книгой?

Подарите мне? Спасибо большое! Я очень рада, что мое желание иметь книгу, как в детстве, осуществилось. Я хочу оставить эту книгу на некоторое время в нашем книжном центре, чтобы каждый мог рассматривать ее, может быть, даже почитать.

Собирают книгу в соответствии с выбранным материалом.

По необходимости обращаются за помощью друг к другу, воспитателю.

Размещают книгу в книжном центре «Лукоморье».

Упражнение на релаксацию

Устали? Давайте немного отдохнем. Проходите на наш ковер. Я включу вам еще раз музыку П.И.Чайковского, а вы пока отдыхаете, можете вспомнить все, чем сегодня занимались.

Можно посидеть на ковре, даже прилечь, кому хочется.

А теперь я приглашаю вас в наш круг.

Отдыхают, слушая музыку в удобном для каждого положении.

По просьбе воспитателя рассаживаются по кругу.

Рефлексия

Чем вы сегодня занимались?

Что у тебя получилось лучше всего?

Кто помог тебе сегодня?

Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Что ещё не получается?

Кого бы ты хотел поблагодарить за работу на занятии? и т. д.

Дети отвечают на заданные вопросы.

Делают самоанализ работы.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "В осеннем лесу"

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени. Формировать умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, учить делать выводы, умозаключения.

Задачи:

Образовательная : Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, способствовать закреплению счёта в пределах 10.

Развивающая : Развивать внимание, мышление, память, связную речь, слуховое внимание, воображение, опираясь на представление об окружающем мире, логическое мышление .

Воспитательная :Воспитывать гуманные отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, интерес к поэзии, живописи, музыке, а также любовь к природе в любое время года. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, коммуникативное развитие, художественно – эстетическое.

Предварительная работа:

Наблюдения за живой и неживой природой.

Экскурсии по экологической тропе сада.

Рассматривание репродукций и картин об осени.

Чтение художественной литературы по теме.

Заучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок.

- Заготовки из солёного теста.

Материал:

Демонстрационный: Репродукции картин «Золотая осень» Левитана; Шишкина. Картинки с изображением осеннего леса, перелётные птицы, листья и плоды с деревьев, аудиозапись «Шум леса», «Времена года. Осень».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся: Придумано кем- то просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам Доброе утро улыбчивым лицам

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам в группу залетел осенний листочек. В какой цвет покрасила его осень? Дети : золотой, жёлтый.

Воспитатель: Этот листок приглашает нас в сказочное путешествие. А чтобы узнать куда, вам надо отгадать загадку, слушайте:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят: Сашу – ежевикой,

Полину – брусникой, Никиту – орешком Диму – сыроежкой, Алису – малиной, Ваню хворостиной.

Дети: Это лес.

Воспитатель: Вот сейчас мы с вами совершим путешествие в загадочный лес,Но прежде нам надо посмотреть прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра "Погода осенью"

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью? . Когда идет дождь - дождливая.

    Когда дует ветер – ветренная,

    Холодно - холодная

    Пасмурно - пасмурная

    Сыро - сырая

    Хмуро - хмурая

    Ясно - ясная

Воспитатель: Молодцы: Вы правильно говорите, о погоде. А теперь можно отправляться в наше путешествие. (Звучит музыка «шум леса»). Сначала пойдём по тропинке, переступим через лужи, перепрыгнем с кочки на кочку, пройдём по мостику, вот и пришли. Вот и лес – Здравствуй лес, дремучий лес,полон сказок и чудес! Сколько разных деревьев тут растёт, я загадаю загадки, а вы дадите ответ, но сначала давайте присядем. Загадки про деревья: Русская красавица стоит на поляне, В жёлтенькой кофточке, В белом сарафане (берёза)

Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год (ель).

Каждый год на нем с охотой

Вырастают самолёты. Жаль, что каждый вертолёт На один всего полёт (клён).

Тёмной он покрыт корой, Лист красивый вырезной. А на кончиках ветвей, Много-много желудей (дуб).

Стройная, высокая, С липкою смолой, Крепкой древесиною, Шапкою густой (сосна). Игра с движениями: «Пришла осень» Пришла осень, пришла осень. Мы с друзьями в лес идём, Много листьев самых разных Мы в букеты соберём

Вверх листочки мы поднимем И покружимся легко. А потом их вверх подбросим – Пусть взлетают высоко. Воспитатель: А какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Посмотрите перед вами несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вам известно что, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Отлично! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, дуют прохладные ветры, желтеет и высыхает трава. Иногда идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, кизил, шиповник, барбарис, боярышник, тёрн появляются в лесу грибы. Воспитатель: Какая погода в октябре?

Дети: Дни короче, ночь длиннее. Солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь. Небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночи холодные, листья на деревьях приобретают разноцветный окрас. Насекомых становиться всё меньше, улетают на юг журавлиные, лебединые, гусиные, утиные стаи. Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Дети: Листья все облетели и потемнели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди, ночью иногда бывает мороз, звери готовятся к зиме. Воспитатель: Замечательно. Вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна.

Ой, посмотрите, письмо на пенёчке лежит, «Детям 4-й группы от лесовика», он пишет, что нас ждёт сюрприз, если мы справимся с заданиями.

Для начала надо решить, лесные задачи: и на счёт и на внимание, слушайте внимательно, отвечайте старательно. Осенние задачи:

Дружно муравьи живут и без дела не снуют: Два несут травинку, два несут былинку, Три несут иголки. Сколько их под ёлкой? (7).

Ёжик по грибы пошёл, Пять рыжиков нашёл. Три грибка в корзинку, Остальных на спинку. Сколько рыжиков везёшь На своих иголках, ёж? (2) На берёзе 3 толстые ветки. На каждой ветке по 3 тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблоку. Сколько всего яблок? Заяц весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (2) Шесть весёлых медвежат

За малиной в лес спешат, Но один из них устал. А теперь ответ найди – сколько мишек впереди? (5)

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы отлично справились с задачами.

Воспитатель: Ещё задание лесовика, какие пословицы и поговорки вы знаете об осени.

Дети: Сентябрьпахнет яблоками – октябрь капустой. Осень – перемен восемь. Осенний дождь мелко сеется да долго тянется. Осень идёт за собою дождь ведёт.

В ноябре зима с осенью борются.

Воспитатель: Дети, вы, верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. Чудесно! А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?

Дети: У лося отпадают рога. Зайцы меняют серые шубки на белые. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому что они сами могут достать себе корм. Белка, меняет окрас с рыжего на серовато-белый. Делает запасы в дуплах деревьев и сухой листве.

Воспитатель: Хорошо. А теперь третье задание от лесовика.

Игра "Четвертый лишний"

    Сентябрь, октябрь, ноябрь, март (весенний месяц).

    Подосиновик, сыроежка, рябина , груздь (плод дерева)

    Белка, горностай, лиса, заяц (не меняет шкурку)

    Мышь, полевка, белка, заяц (не делает запасы).

Физкультурная минутка

Руки подняли и помахали – Это деревья в лесу в лесу.

Локти согнули – кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу

Плавно руками помашем,

Это птицы на юг летят

Как они сядут, покажем -

Крылья мы сложим назад.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?

Дети: Перелетные, зимующие

Воспитатель: А что же это за перелетные птицы?

Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.

Физкультурная минутка

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Дидактическая игра «Перелётные птицы»

Сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому, что вода на реках замерзает.

Воспитатель: Во время перелета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

(Ответы детей):

    Никогда бы не было коротких дней.

    Не увидели золотую листву.

    Не наблюдали за цветными листьями.

    Не было бы листопада.

    Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, кизил, барбарис.

    Не успели - бы улететь птицы на юг.

    Не было бы туманов.

    Не летали бы серебряные нити паутины.

    Насекомые, жуки, червяки не успели - бы спрятаться и замерзли.

    Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.

    Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.

    Не лил бы осенний моросящий

Пальчиковая гимнастика «Птицы к югу улетают»

Птицы в небе тают, тают -
Птицы к югу улетают.
(Машем руками, постепенно поднимая их вверх)
Все растаяли вдали
(ладонь «козырьком» ко лбу)
Аист, цапли, журавли.

(Загибаем по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы)

Если вместе мы встречаемся (соединить ладони)
Мы друг другу улыбаемся (Раскрыть ладони.)
Добрый, добрый, добрый день,

Нам здророваться не лень (Ритмично подушечками пальцев правой руки здороваться с пальцами левой руки)

Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать и почему?

Дети: Воробьи, галки, вороны, голуби, сороки, свиристели, клесты, синицы, перепелки, дятлы, глухари, тетерева, филины. У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится.

Воспитатель: Дети вы, верно, подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. Чудесно! У вас отличные знания о птицах.

Воспитатель: Хорошо. И последнее задание от лесовика.

На занятии по лепке вы делали оттиски дубовых листиков на соленом тесте, и вот они высохли. Возьмите карандаши и раскрасьте их так, как это делает осень.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось сегодняшнее путешествие в сказочный лес? Что вам запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. Подарите свои работы гостям. У меня для вас угощенье от лесовика.

Цель: закреплять знания детей о характерных признаках осени и явлениях в природе.

Задачи:

Образовательные:

— уточнить и обобщить представлении детей о приметах осени, осенних изменениях в природе;

— формировать умение подбирать образные слова и выражения по теме «осень»;

— закреплять навык образования новых слов (прилагательные от существительных);

— закреплять умение давать полный развернутый ответ;

— познакомить детей с пластилинографией, приемами нанесения пластилина на контур – надавливание и размаливание;

Развивающие:

— продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые приемы;

— развивать умение детей составлять опорные таблицы и составлять по рассказы;

— развивать творческую инициативу

Воспитательные:

— продолжать воспитывать любовь в к природе, желание прийти на помощь;

— формировать умение работать аккуратно

Материалы и оборудование: письмо «От жителей леса», дидактическая игра «С каких деревьев листики?», сундучок, фонограмма музыки П.И. Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь», репродукция картины Левитана «Золотая осень», пластилин, стеки, доски, цветной картон, салфетки.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: ребята, смотрите, нас сегодня почтальон принес письмо! (открывает его, читает)

Здравствуйте ребята! Угадайте, кто вам написал письмо?

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

« Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.. ..» (осень)

Правильно, я осень! У лесных жителей беда: они никак не могут решить, пришла пора готовится им к зиме, или нет… Одни говорят – еще рано, другие — что уже самая пора! Помогите им пожалуйста, напишите им письмо! А то не приготовят запасов на зиму и беда большая будет – погибнут животные от голода!»

Вопрос очень интересный. Поможем лесным жителям? (ответы детей). А что бы им показать, что уже наступила осень, мы с вами выложим осенний календарь.

Основная часть:

— Вы знаете, что каждое время года состоит из трёх месяцев. Назовите три осенних месяца (ответы детей) какой сейчас месяц? (ответы детей)

Воспитатель выкладывает в ячейке календаря название месяца.

Как вы думаете, дети, вся осень одинаковая или осенью бывают какие-то периоды? Какие периоды осени вы знаете? Чем отличается ранняя осень от поздней? (ответы детей)

Давайте, поиграем в игру «Осенние слова» . Я вам кидаю шар, а вы мне говорите по одному красивому слову об осени. (Золотая, красивая, печальная, дождливая, пасмурная, холодная, тёплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая и др.)

Воспитатель рисует в ячейке календаря дерево и солнышко и дерево и тучку.

Воспитатель: молодцы, справились с заданием. А вот скажите, как можно узнать, какая погода нас сегодня ожидает? (ответы детей)

Речевая игра «Какая погода бывает осенью?»

— Когда идёт дождь, погода? (Дождливая).

— Когда дует ветер, погода? (Ветряная).

— Когда холодно, погода? (Холодная).

— Когда пасмурно, погода? (Пасмурная)

— Когда сыро, погода? (Сырая)

— Когда хмуро, погода? (Хмурая)

Воспитатель рисует в ячейке календаря схематично тучку, дождик и ветер.

Воспитатель: Как называется явление, когда опадают листья? (ответы детей)

Воспитатель рисует в ячейке календаря несколько листиков, означающих листопад.

Физкультурная минутка « Мы листики осенние»

Мы листики осенние, Покачивание руками вверху над головой

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. Руки в стороны

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. Присели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял покачивание руками вверху над головой

Закружились, полетели

И на землю снова сели. дети садятся по местам

«Узнай, с какого дерева лист»

Воспитатель: Мы с вами на прогулке рассматривали листья с разных деревьев. Ну-ка, назовите, с какого дерева этот лист? (ответы детей)

Какой лист у клена? (ответы детей) правильно, у клена лист большой, с острыми зубцами. Он похож на растопыренную ладошку.

Дети выбирают разные листья. Воспитатель называет дерево, дети показывают лист.

Какой лист у дуба? У дуба лист ……….

Какой лист у калины? У калины лист……

Какой лист у осины? У осины лист…..

Какой лист у каштана? У каштана…..

Игра «Назови по-другому»

Лист дуба – дубовый лист

Лист клена – кленовый лист

Лист березы – березовый лист

Лист каштана – каштановый лист.

Воспитатель: У меня для вас небольшой сюрприз – Осень прислала для вас посылку . Она прислала вам осенние листочки, но они все белого цвета. Нам нужно раскрасить их.

— Чем мы можем раскрасить листья? (Красками гуашь, акварель, цветными карандашами, цветными мелками). А как вы думает, пластилином можно разукрасить? (ответы детей)

— есть такая техника рисования пластилином, которая называется пластилинография . Дети выбирают листья, пластилин красного, жёлтого, оранжевого, зелёного и коричневого цветов.

Воспитатель: (обращает внимание к схеме) Посмотрите, все ли мы приметы осени вспомнили? Перечислите мне их. (ответы детей) А теперь расскажите, как же надо готовиться к зиме птицам? (ответы детей). правильно, некоторые птицы улетают в теплые края…как их называют? (ответы детей)

Воспитатель в следующей ячейке рисует птицу.

А как называют птиц, которые остаются на зиму? (ответы детей) им нужно готовиться к зиме? (ответы детей) Как мы можем помочь зимующим птицам? (ответы детей)

Как животные готовятся к зиме? (ответы детей)

Воспитатель рисует медведя и белку

Заключительная часть

Воспитатель: Мы с вами много узнали об осени, её признаках, и теперь можем лесным животным дать ответ на письмо. Вы мне говорите, а я буду писать. Чтоб мы ничего не пропустили, смотрите на наш календарь.

Дети рассказывают, воспитатель записывает. Потом письмо и календарь запечатывают.

Поделиться: