Какую одежду носили римляне? Одежда римлян и ее описание. Римская военная одежда I–III вв

Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией. Римское искусство условно делят на искусство периода Республики (IV-I вв. до н. э.) и искусство периода Империи (I - V вв. н. э.). Как видно из самих названий, периодизация искусства связана с политическим и государственным устройством Древнего Рима. В период Республики Рим завоевал Грецию (II в. до н. э.), и с этого времени культура и искусство римлян испытывают большое влияние культуры и искусства Греции.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота - таковы основные черты идеала, сформировавшиеся на ранних стадиях римского государства.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.

Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы-германцы.

ТКАНИ, ЦВЕТОВАЯ ГАММА

Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.

Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовляли вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить красивые дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые с каждым годом становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной. Цветовая гамма в римском костюме - яркая красочная, основные цвета - пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Мужской костюм

В основе римского мужского костюма лежали два вида одежды: нижняя - туника и верхняя - тога. По своему назначению они сходны с греческими хитоном и гиматием, однако их конструктивное решение различно: хитон - драпированная одежда, которой обертывали тело, туника - накладная, надеваемая через голову одежда.

Туники (рис. 19) имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде - тоге - римляне придавали глубоко символическое значение. Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира - народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу. Тога (рис. 20) представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером бХ 1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры.

Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой наперед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей,и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх на груди, укладывая полукруглой складкой (рис. 21). В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса - знак сословного отличия - должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества.

В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча. Такой плащ изготовлялся из небольшого прямоугольного куска дорогой, затканной золотом и серебром ткани.

Разновидностью плаща, небольшого по объему, длиной до коленей, был палудаментум, набрасываемый на спину и левое плечо и застегиваемый на правом (рис. 22). Палудаментум - костюм императора и знати - возродился впоследствии в пурпурной мантии королей. В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах - накидках возрожден еще один вид римского плаща - пенула (рис. 23) - в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей - в костюме богатых щеголей. Воины в ранние периоды римской истории носили шерстяную тунику, кожаный панцирь с металлическими пластинками, шлем на голове и плотный шерстяной плащ. В период Империи с появлением солдат-наемников видоизменяется форма воинской одежды и ее ассортимент: короткие, до коленей, штаны и короткий плащ появляются под влиянием варваров - германцев и галлов.

Костюм знатного римлянина дополнялся полу-сапогами или сандалиями с задниками (рис.24). В период Империи в костюме знати были широко распространены ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носили по 5 - 6 штук на каждом пальце. Браслеты играли роль наградного знака. Прямые, зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени императора Тита Веспасиана.

Одежда римской бедноты и рабов - туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду - простые деревянные башмаки.

Женский костюм

Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III - IV в. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.

Женская туника (рис. 25) по покрою не отличалась от мужской. Обычно она выполнялась из шерстяной ткани и была различной по ширине и длине рукавов.

Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. Если у гречанки нижняя одежда была из тонкой, а верхняя из плотной ткани, то у римлянки, наоборот, туника делалась из плотной ткани, а стола - из тонкой, прозрачной. Если туника была с рукавами, стола - без них, и наоборот. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции. Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ, напоминающий по форме греческий гиматий, - палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы (рис. 26).

В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто- желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней. В III - IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими, статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых, неэластичных тканей. Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, искусственным волосом. Обувь римлянок - мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

Современные знания о военной одежде Рима основаны на письменных сведениях современников, археологических находках и изображениях. Существенно помогает понять крой и особенности ношения одежды военно-историческая реконструкция. Комплект одежды простого легионера состоял из нижней и верхней туники (вероятно, парадная туника также носилась с собой), пояса, шарфа, штанов, плаща та обуви. Высшее командование не было ограничено в весе одежды, и имело по несколько пар туник и плащей.

Туника. В период ранней Империи римляне носили широкие безрукавные туники. По письменному свидетельству, размер военной туники составлял 1,55 м в длину и 1,40 м в ширину. Находки из Израиля, Иордании и Египта и изображения вцелом подтверждают эти данные.

Существовало несколько способов ношения военной туники. Широкие туники подтягивались так высоко, чтоб оголять колени, и фиксировались в этом положении кушаком из ткани (fascia ventralis) и военным поясом (balteus). В таком состоянии туника прикрывала руки по локоть или даже ниже. Но в основном ткань выше пояса подтягивалась в узел позади шеи: такие узлы видно на одежде солдат с колонны Траяна, а также на статуэтке из Ольвии. Во время работ в лагере легионеры могли развязывать узел и пропускать в шейный вырез правую руку.

Со II в. н. э. в армии распространяются туники с рукавами. Еще для I в. существуют изображения всадников вспомогательной конницы, одетой в туники с рукавами. Есть свидетельство, что император Каракалла в начале II в. носил германскую одежду. Вероятно, часть солдат в это время носила туники, похожие по крою на находку из Торсберга. Но особенно распространены в римской армии конца II–III вв. были широкие длиннорукавные туники. На римских рельефах и фресках туники III вв. показаны как рубахи с узкими рукавами и множеством складок.

Штаны. Холодный климат стран, где на заре новой эры оказались римские легионы, быстро привел римлян к заимствованию у варваров разнообразных штанов. Наиболее распространенным видом штанов были bracae – бриджи, оканчивающиеся немного ниже колена. С короткими штанами или без них легионеры могли носить обмотки. Уже в I–II вв. римские легионеры, воюющие в Галлии, Германии и Дакии, познакомились с длинными штанами. Судя по фрескам синагоги Дура-Европос, длинные штаны в III в. стали обычной вещью в среде римских войск, воевавших на Ближнем Востоке.

Плащ. Командиры от центуриона и выше носили плащ paludamentum – статусную вещь, изготовленную из дорогого материала. Простые солдаты носили два вида плащей. Первый – paenula – был полукруглым куском ткани с пришитым в центре прямоугольником на капюшон. Пенула спереди сшивалась, застегивалась на пуговицы или завязывалась на шнурки. Но более популярным был плащ sagum – прямоугольный плащ размерами 2,5–2,7 м на 1,4–1,77 м. Он носился застегнутым на правом плече фибулой. В римской армии носили также другие виды плащей – sagulum, abolla та lacerna – которые были уменьшенными версиями прямоугольного сагума.

Головные уборы. До конца III в. римских солдат редко изображали в головных уборах. Однако в Египте найдено несколько головных уборов II–III в., купол которых состоял из треугольных сегментов и имел поля. Они могли носиться в качестве подшлемников. Римляне могли носить также плетёные широкополые шляпы или варварские шапки, например «фригийский колпак» – шапку похожей формы, которая вероятно тоже могла носиться под шлемом, нашли в Дура-Европосе.

Шарф. Частым элементом одежды римских солдат был шарф – focale. Одной из функций шарфа была защита от натирания шеи краями доспеха. Некоторые исследователи предполагают, что шарфы одного цвета могли служить для идентификации подразделений.

Обувь. Наиболее популярной обувью легионеров I–II вв. были каллиги (caligae) – открытые кожаные ботинки на толстой подошве, подбитой гвоздями. Эта обувь очень удобна: из-за открытости она не давит на пальцы и косточки, не натирает, а гвозди обеспечивают хорошее сцепление на любой поверхности (кроме гладкой). Тем не менее, каллиги не были предназначены для сурового северного климата, и в легионах в Германии, Дакии и Британии постепенно на протяжении II в. каллиги полностью выходят из употребления. На смену им приходят кальцеи (calcei) – закрытая обувь. Вне службы, вероятно, носили и другие виды обуви – carbatinae, crepidae, вероятно также «варварскую» обувь.

Военная принадлежность солдат определялась не формой - солдатская туника и плащ мало отличались от гражданской одежды - а военным поясом («балтеус») и обувью («калиги»).

«Балтеус» мог иметь форму простого ремня, носимого на талии и украшенного серебряными или бронзовыми накладками, или двух перекрещенных ремней, связанных на бедрах. Время появления таких скрещенных ремней неизвестно. Они могли появиться ближе к периоду правления Августа, когда возникла дополнительная защита в виде кожаных полос на рукавах и талии («птеруги») (металлические накладки для таких полос были найдены недалеко от Калкризе, где потерпел поражение Вар). Вероятно, в период правления Тиберия стало широко применяться чернение по серебру, свинцу или меди при изготовлении декоративных поясных накладок со сложным мозаичным рисунком (Deschler-Erb, 2000). Такой пояс был свидетельством воинского статуса. Ювенал описывал солдат, как «вооруженных и опоясанных людей» (Ювенал. «Сатиры», 16, 48). Лишение «балтеуса» означало для солдата исключение из военного сословия. Пояс отбирали у обесчестившего себя солдата. В Риме в 69 г. н.э. имел место случай, когда какие-то шутники, используя остро наточенные ножи, срезали в толпе ремни с нескольких солдат. Когда солдаты поняли, что произошло, они пришли в неописуемую ярость и убили нескольких мирных людей, включая отца одного из легионеров (Тацит. «История», 2, 88).

Военная обувь «калиги» была другим важнейшим атрибутом принадлежности к солдатскому сословию. Точное время их введения неизвестно. Стандартной обувью для римских солдат они были со времени правления Августа до начала II в. н.э. Это были крепкие сандалии. Скрип подбитых гвоздями подошв, говорил о присутствии солдат также, как и позвякивание их поясов (Иосиф Флавий «Иудейская война», 6, 85). Археологические находки по всей территории империи свидетельствуют о большой степени стандартизации в форме «калиг». Это говорит о том, что модели для них, а возможно и других предметов военного снаряжения, утверждались самими императорами.

О цвете военных туник было много споров. Упоминания о центурионах, выступающих на параде в белых одеждах, могут говорить об использовании холщовых туник. Вероятно также, что в данном случае указывался цвет гребней и «птеругов» (Тацит. «История», 2, 89). Вполне вероятно, что центурионы также носили шерстяные туники, выкрашенные в красный цвет, а нижестоящие офицеры носили белые туники.

Снаряжение

Легионеры главным образом действовали в бою мечом. Они приближались к противнику и использовали мечи для нанесения преимущественно колющих, а не рубящих ударов (Вегеций. «О военном деле», 1, 12). Однако в начале боя использовать мечи могли только те солдаты, которые находились в первых рядах. Перед началом сражения часто сопровождались длительными перестрелками с использованием стрел и «пилумов».

«Пилум»

«Пилум» был одним из главных видов оружия римского легионера. В отличие от «гладиуса» - меча, который имел несколько четко выраженных и последовательных разновидностей, «пилум» на протяжении шести веков сохранялся в двух основных видах - тяжелый и легкий. Дротик общей длиной более 2 м был снабжен длинным железным стержнем с пирамидальным или двушипным наконечником. «Пилум» был оружием, которое использовали на короткой дистанции. С его помощью можно было пронзить щит, доспехи и самого вражеского воина. Для римской техники сражения мечами использование «пилума» было существенно, поскольку в начале сражения они вносили сумятицу в ряды противника и создавали легионерам хорошие условия для атаки с использованием мечей.

Сохранилось несколько «пилумов» с плоскими наконечниками и остатками деревянного древка, найденных в Обераденском форте Августа в Германии. Они могли весить до 2 кг. Однако те экземпляры, которые были найдены в Валенсии и относились к периоду Поздней Республики, имели гораздо более крупные наконечники и значительно больший вес. Некоторые «пилумы» были снабжены утяжелителями, вероятно, сделанными из свинца, но ни одного такого экземпляра не было обнаружено археологами. Такой тяжелый «пилум» в руках преторианца можно увидеть на сохранившейся панели от разрушенной арки Клавдия в Риме, которая была возведена в честь завоевания Южной Британии. Утяжеленный дротик весил, по меньшей мере, вдвое больше, чем обычный, и его нельзя было метать на большое расстояние (максимальная дистанция для броска составляла 30 м). Ясно, что такое утяжеление делалось для увеличения пробивной способности дротика.

Традиционным щитом легионера был изогнутый «скутум» овальной формы. Экземпляр из Фаюма в Египте, относящийся к I в. до н.э., имел в длину 128 см и в ширину 63,5 см. Он был сделан из деревянных планок, положенных друг на друга поперечными слоями. В центральной части такой щит имел небольшое утолщение (толщина здесь была 1,2 см, а по краям - 1см). Щит был обтянут войлоком и кожей теленка и весил 10 кг. В период правления Августа такой щит был модифицирован, получив изогнутую прямоугольную форму. Единственный сохранившийся экземпляр такой формы дошел до нас из Дура Европос в Сирии и относится приблизительно к 250 г. н.э. Он был сконструирован так же, как и щит из Фаюма. В длину он достигал 102 см, в ширину - 83 см (расстояние между изогнутыми краями равнялось 66 см), но был гораздо легче. При толщине 5 мм он весил около 5,5 кг. Питер Конноли полагает, что более ранние образцы были толще в середине и весили 7,5 кг. (Connoly, 1981, р. 233).

Такой вес «скутума» означал, что держать его приходилось горизонтальной хваткой на вытянутой руке. Изначально такой щит был предназначен для наступления. Щит мог использоваться также для того, чтобы сбивать противника с ног. Плоские щиты наемников не всегда были легче, чем щиты легионеров. Прямоугольный щит с изогнутым верхом, найденный в Ход Хилл, весил около 9 кг.

Обычно римского легионера представляют вооруженным коротким и острым мечом, известным под названием «гладиус», но это неверное представление. Для римлян слово «гладиус» было обобщенным и обозначало любой меч. Так, Тацит использует термин «гладиус» для обозначения длинных рубящих мечей, которыми были вооружены каледонцы в сражении при Монс Граупиус. Знаменитый испанский меч, «гладиус хиспаниенсис», часто упоминаемый Полибием и Ливием, представлял собой колюще-рубящее оружие средней длины. Длина его лезвия достигала от 64 до 69 см, а ширина - 4-5,5 см (Conolly, 1997, р. 49-56). Края лезвия могли быть параллельными или слегка суженными у рукоятки. Приблизительно с пятой части длины лезвие начинало сужаться и заканчивалось острым концом.

Вероятно, это оружие было взято римлянами на вооружение вскоре после битвы при Каннах, состоявшейся в 216 г. до н.э. До этого оно было адаптировано иберийцами, взявшими за основу длинный кельтский меч. Ножны изготавливали из полосы железа или из бронзы с деталями из дерева или кожи. Вплоть до 20 г. до н.э. в некоторых римских подразделениях продолжали использовать испанский меч (интересный экземпляр дошел до нас из Берри-Боу во Франции). Однако в период правления Августа он был быстро вытеснен «гладиусом», тип которого представлен находками в Майнце и Фулхэйме. Этот меч явно представлял собой более развитую ступень «гладиус хиспаниенсис», но имел более короткое и широкое, суженное у рукоятки, лезвие. Его длина составляла 40-56 см, при ширине до 8 см. Вес такого меча составлял около 1,2-1,6 кг. Металлические ножны могли быть отделаны оловом или серебром и украшены различными композициями, часто связанными с фигурой Августа.

Короткий «гладиус» типа того, что был найден в Помпеях, был введен достаточно поздно. Этот меч с параллельными краями лезвия и коротким треугольным острием совершенно отличался от испанских мечей и мечей, найденных в Майнце/Фулхэйме. В длину он имел 42-55 см, а ширина лезвия была 5-6 см. Пользуясь в бою этим мечом, легионеры наносили колющие и рубящие удары. Весил такой меч около 1 кг.

На смену прекрасно украшенным ножнам, подобно найденным в Майнце/Фулхэйме, пришли ножны из кожи и дерева с металлическими оковками, на которых гравировали, выбивали или чеканили различные изображения. Все римские мечи рассматриваемого нами периода крепились на поясе или вешались на перевязи. Поскольку на колонне Траяна чаще всего встречается изображение «гладиуса», подобного найденному в Помпеях, этот меч стал восприниматься как основное оружие легионера. Однако время его использования в римских подразделениях было очень недолгим, по сравнению с другими мечами. Введенный в середине I в. н.э., он вышел из употребления во второй четверти II в. н.э.

Рядовой римский солдат носил свой меч на правой стороне. «Аквилиферы», центурионы и вышестоящие офицеры носили меч слева, что являлось знаком их звания.

Кинжал

Другим заимствованием у испанцев был кинжал («пугио»). По форме он был похож на «гладиус» с суженным у рукояти лезвием, длина которого могла быть от 20 до 35 см. Кинжал носили с левой стороны (рядовые легионеры). Начиная с периода правления Августа, рукояти кинжалов и металлические ножны украшались искусной серебряной инкрустацией. Основные формы такого кинжала продолжали использоваться и в III в. н.э.

Доспехи

Большинство легионеров периода Империи носили тяжелые доспехи, хотя некоторые виды войск не пользовались доспехами вовсе. Цезарь использовал легионеров без доспехов («экспедити»), сражающихся в качестве «антисигнани». Это были легковооруженные легионеры, которые начинали перестрелку в начале боя или служили в качестве подкрепления для кавалерии (например, при Фарсале). На рельефе со здания штаб-квартиры легионеров (принципии) в Майнце изображены сражающиеся в плотном строю два легионера. Они вооружены щитами и копьями, но не имеют защитных доспехов - даже тяжеловооруженные легионеры могли сражаться «экспедити».

На двух других рельефах из Майнца можно увидеть доспехи установленного образца, которые использовались легионерами. На одном изображении - легионер в доспехах «лорика сегментата» (современный термин), сделанных из металлических полос и пластин, шагает следом за «сигнифером». Правда, использовались такие доспехи не повсеместно. Недавние находки, сделанные в Калкризе, на том месте, где армия Вара потерпела поражение (битва в Тевтобургском лесу), среди которых полностью сохранившийся нагрудник с бронзовой каймой, говорят о том, что такие доспехи появились в период правления Августа.

Другие детали доспехов были найдены в тех местах, где когда-то находились базы Августа, недалеко от Халтерна и Дангштетена в Германии. Панцирь обеспечивал хорошую защиту, особенно для плеч и верхней части спины, но, оканчиваясь на бедрах, оставлял открытым низ живота и верхнюю часть ног. Вероятно, что под панцирем носилась какая-нибудь стеганая одежда, смягчавшая удары, предохранявшая кожу от потертостей и способствовавшая тому, чтобы панцирь сидел как следует, а нагрудник и прочие пластины правильно располагались по отношению друг к другу. Реконструкция одного из таких доспехов показала, что он мог весить около 9 кг.

Еще один рельеф из Майнца изображает центуриона (его меч находится на левом боку), одетого в то, что на первый взгляд кажется туникой. Однако разрезы у рук и бедер свидетельствуют о том, что это кольчужная рубашка («лорика хамата»), разрезы которой необходимы для того, чтобы облегчить передвижение воина. На многих таких памятниках изображены детали в виде колец. Кольчуга была, вероятно, тем доспехом, который широко использовался римлянами. В рассматриваемый нами период кольчужные рубахи были с короткими рукавами или вовсе без рукавов и могли опускаться гораздо ниже бедер. Большинство легионеров носило кольчуги с дополнительными кольчужными накладками на плечах. В зависимости от длины и количества колец (до 30 000), такие кольчуги весили 9-15 кг. Кольчуги с наплечниками могли весить до 16 кг. Обычно кольчуги изготавливались из железа, но известны случаи, когда для изготовления колец применяли бронзу. Чешуйчатый доспех («лорика скуамата») был другим распространенным видом, дешевле и проще в изготовлении, но уступал кольчуге в прочности и эластичности.

Такие чешуйчатые доспехи носились поверх рубахи с рукавами, сделанной, вероятно, из холста, подбитого шерстью. Такая одежда способствовала смягчению ударов и не давала металлическим доспехам вдавливаться в тело легионера. К такому одеянию часто добавляли «птеруги» - холщовые или кожаные защитные полосы, прикрывавшие верхние части рук и ног. Такие полосы не могли уберечь от серьезных ранений. До конца I в. н.э. центурионы могли носить наголенники, да и то, вероятно, не во всех случаях. Шарнирные доспехи для рук использовались в рассматриваемый нами период гладиаторами, но в войсках они не вошли в широкое употребление до правления Домициана (81-96 гг. н.э.).

Шлем

Легионеры использовали различные виды шлемов. Во времена Республики большое распространение получили бронзовые, а иногда железные, шлемы типа «Монтефортино», которые стали традиционными шлемами легионеров с IV в. до н.э. Они состояли из одной чашеобразной части с очень небольшим задним козырьком и боковыми пластинами, которые прикрывали уши и боковые части лица. Более поздние варианты шлемов, включая так называемый тип «Кулус», использовались до конца I в. н.э. Они были снабжены крупными пластинами для защиты шеи.

В начале периода правления Августа, а возможно даже в период галльских завоеваний Цезаря, римские кузнецы начали изготавливать для легионеров железные шлемы типа «Галлик Порт» и «Аген».

Эти так называемые «Галльские имперские» шлемы были очень высокого качества, снабжены передним и задним козырьком. К этому шлему также были добавлены крупные боковые пластины для защиты шеи. Ближе к середине I в. н.э. разновидность такого шлема изготавливалась в итальянских мастерских. Для их изготовления использовали железо и бронзу (что было шагом вперед по сравнению со шлемом типа «Монтефортино»).

Шлемы легионеров были достаточно массивны. Толщина стенок достигала 1,5-2 мм, а вес - около 2-2,3 кг. Шлемы и их боковые пластины имели войлочные прокладки, а устройство некоторых шлемов оставляло небольшое пространство между головой и куполом, что позволяло смягчить удар. Шлемы «Монтефортино» были снабжены широкими боковыми пластинами, которые полностью закрывали уши, но в новых шлемах типа «Галльский имперский» уже были предусмотрены вырезы для ушей. Правда, за исключением тех случаев, когда шлемы изготавливались для солдата на заказ, боковые пластины могли частично закрывать уши легионера. Боковые пластины хорошо закрывали боковые части лица, но могли ограничивать периферическое зрение, а открытая передняя часть лица становилась мишенью для противника. Батавианские и тунгрианские наемники, сражавшиеся при Монс Граупиус, поражали своих британских противников в лицо. Цезарь вспоминал, как центурион Крастин был убит в битве при Фарсале ударом меча в рот (Цезарь. «Гражданские войны», 3, 99).

Вес снаряжения

Помимо эмоционального напряжения во время боя, легионеру эпохи Августа приходилось нести на себе значительный вес боевого снаряжения. Доспехи «лорика сегментата» и использование изогнутого прямоугольного «скутума» позволяло уменьшить вес снаряжения до 23 кг. На марше вес, который приходилось нести легионеру, увеличивался за счет его багажа, включавшего утварь для приготовления пищи, сумку с провизией, запасную одежду. Все это имущество, вес которого мог превышать 13 кг, укладывалось в кожаную сумку с веревками и переносилось с помощью Т-образной жерди на плече. Иосиф Флавий отмечает, что при необходимости, легионеру приходилось переносить также и все снаряжение для земляных работ. Сюда входила кирка, топор, пила, цепь, кожаный ремень и корзинка для переноски земли (Иосиф Флавий. «Иудейская война», 3, 93-96). Не удивительно, что Юлий Цезарь следил за тем, чтобы определенная часть легионеров на марше не была обременена грузом и могла быстро среагировать в случае атаки противника (Цезарь. «Галльская война», 2, 22).

Таблица показывает вес боевого снаряжения, которое приходилось переносить легионеру эпохи Августа.

Достойна удивления способность легионеров проходить длинные дистанции с грузом, а затем сразу вступать в бой. Например, шесть легионов Вителлия, принимавших участие во второй битве при Кремоне, прошли 30 римских миль (около 60 км) из Хостилии в течение одного дня, а затем сражались всю ночь. Тацит замечает, что исход этой битвы мог бы быть иным, если бы эти солдаты были накормлены, согрелись и отдохнули, прежде чем вступили в сражение с флавианской армией (Тацит. «История», 3, 21-22). В конце концов, усталость легионеров Вителлия сказалась, и они были разбиты, когда, по ошибке, приняли клич III легиона Галлика, приветствовавшего восходящее солнце, за клич подразделений, идущих в качестве подкрепления флавианской армии. Утомление солдат часто влияло на исход сражений между римскими армиями, которые, как показывает вторая битва при Кремоне, могли продолжаться достаточно долго. Тяжесть доспехов и та энергия, которую приходилось затрачивать легионеру, действуя «пилумом», мечом и щитом, ограничивали продолжительность сражения, которое регулярно прерывалось для передышек.

Рис. 1

Неизбежная война между Антонием и Октавианом началась в 32 г. до н.э. Антоний двинулся на запад для обороны Греции и Македонии, но оказалось, что его флот блокирован Агриппой в заливе Амбрация. Полевая армия Антония, состоявшая из 19 легионов, была отрезана Октавианом на мысе Акциум в устье залива. 2 сентября 31 г. до н.э. Антонию и Клеопатре удалось прорваться сквозь заслон, но в этом сражении они потеряли большую часть своих кораблей. Флот был укомплектован солдатами четырех легионов, и 5 тыс. легионеров погибли в этом сражении. Уцелевшие сдались в плен, а полевая армия перешла на сторону Октавиана. После бегства в Египет Антоний покончил с собой, оставив Октавиану полный контроль над всей империей.

На иллюстрации показан ветеран-моряк, из чего следует, что XII легион Антика был одним из легионов флота. Октавиан переименовал этот легион в XIIлегион Фульмината.

Изображение этого легионера имеет приблизительное сходство с надгробным изображением Публиуса Гессиуса, который, вероятно, был легионером-цезарианцем (Keppie, 1984, р. 226). Его кольчуга и шлем «Монтефортино» С (1) с вклеенной внутри фетровой тканью соответствует снаряжению, которое использовалось легионерами, изображенными на надгробии Домиция Агенобарба (середина I в. до н.э.). Бронзовые бляхи ремня имеют аналогии на острове Делос (около 75 г. до н.э.). Кинжал соответствует экземплярам, найденным во время раскопок в Алезии (52 г. до н.э.) и Оберадене. Показаны два варианта меча, один с параллельными краями (2а), другой (26) с фигурной формой лезвия. Ножны имеют аналогии с находкой из Дангштеттена в Германии. Детали кольчуги (3) показывают способ ее изготовления: одно кольцо-заклепка соединяет четыре кольца. Трехслойный скутум (4) соответствует экземпляру I в. до н.э., найденному в Фаюме (Египет). Показаны также слои деревянных планок (4а), войлочная и кожаная облицовка. Синий цвет щита, туники и плюмажа на шлеме, по Вегецию, предназначался для моряков. Эмблема с носом корабля была выбита на динарии, выпущенном Антонием в честь этого легиона. XI легион Фретенсис имел такую же эмблему, поскольку сражался за Октавиана против флота Секста Помпея.

«Пилум» (5) снабжен тяжелым хвостовиком, в соответствии с экземплярами, найденными в Валенсии и Алезии (70 и 52 гг. до н.э.). Способ крепления хвостовика соответствует находкам на месте, где находилась крепость Августа у Оберадена в Германии.

Марк Целий (1), центурион XVIII легиона, ведет небольшой отряд ветеранов и колонов против вождя херусков Арминия. В этом трехдневном сражении были уничтожены три легиона (XVII, XVIII, XIX) и девять полков наемников.

Когда бывший союзник Арминий начал восстание против римского господства, Квинтилий Вар (не показан здесь), действуя по информации верного римлянам германца Сегеста, осенью 9 г. н.э. повел армию, чтобы подавить восстание на частично покоренной территории. Готовясь к бою с херусками, Вар попал в засаду, подготовленную Арминием в Тевтобургском лесу. Зажатая между лесистыми холмами слева и болотами справа, римская армия выдержала первую атаку, но, продвигаясь через «дружественную» территорию, она слишком растянулась и нарушила боевое построение. Постоянные атаки и отходы херусков усилили беспорядок и панику, и лишь немногим римским солдатам удалось спастись, переплыв через Рейн. Место сражения недавно было установлено близ Калкризе, недалеко от Оснабрюка.

Все показанное на иллюстрации снаряжение соответствует находкам из Калкризе. В основном это были обломки шлемов, доспехов, щитов, мечей, копий, поясных бляшек и шанцевого инструмента (Franzius, 1995).

Кольчуга и украшения доспехов Целия воссозданы по его надгробному изображению из Ксантена в Голландии. Награды в бою не снимались, но остается неясным, носили ли во время боя хрупкий венок из дубовых листьев. Поперечный гребень и посеребренные поножи говорят о ранге Целия. На нем шлем «Гальский имперский» D, датируемый второй четвертью I в. н.э. Части таких шлемов были обнаружены близ Калкризе. Там же были обнаружены и другие находки, среди которых была и «лорика сегментата», которую мы видим на ветеране слева от Целия (2). Эти находки свидетельствуют о том, что многие детали снаряжения использовались раньше, чем это предполагалось. На нем мы также видим «Гальский имперский» шлем, но более раннего образца, датируемый концом I в. до н.э. Ветеран (4) имеет более традиционный для легионера Августа вид. В его снаряжение входит кольчуга, бронзовый шлем «Кулус» и выгнутый «скутум».

На «векселариусе» (3) - знаменосце XVIII легиона ветеранов - под шлемом надета серебряная лицевая маска, одна из наиболее ярких находок из Калкризе. На самом деле эта маска могла принадлежать кавалеристу, но и знаменосцы легионов также носили подобные маски-шлемы в I в. н.э. Кирка-«долобра», которую сжимает в руках колон (4), также использовалась в сражении (Тацит. «Анналы» 3, 46), а военные рабы могли получать такое снаряжение для строительства походного лагеря (Иосиф Флавий. «Иудейская война», 3, 69-70, 78).

В 41 г. н.э. Клавдий стал императором после того, как был убит его племянник Калигула. Для укрепления положения ему необходимо было добиться военных успехов. В 43 г. н.э., осуществляя планы своего предшественника, он отправился на завоевание Южной Британии. Его армия состояла из четырех легионов (II легион Августа, XIV легион Гемина и, вероятно, IX легион Хиспана и XX легион), а также войска наемников. Осуществив быстрое наступление, римская армия одержала важную победу у Камулодунума (современный Колчестер). Император с триумфом въехал в Рим верхом на слоне.

Во время вторжения II легион Августа находился под командованием Веспасиана. Он принял участие в 30 боях и захватил 20 укрепленных пунктов на холмах. На иллюстрации мы видим изображение легионера, снаряженного для похода, хотя многие легионеры могли иметь такое же снаряжение, каким располагали их предшественники в период Поздней Республики, состоявшее из бронзовых шлемов, кольчуг и «скутумов».

Его изогнутый прямоугольный «скутум» (1), вероятно, получил тогда более широкое распространение, но еще не стал снаряжением стандартного образца. Так же и его доспехи типа «Корбридж» А («лорика сегментата»), которые так часто встречаются на колонне Траяна, могли принадлежать только опытным и профессиональным воинам. Шлем относится к типу «Гальский имперский» F, но изображение 2 представляет собой современный ему «Италийский имперский» шлем С, сделанный из бронзы. Такой шлем носили многие легионеры, но конструкция его была хуже.

Утяжеленный свинцовым шаром «пилум» (3) имеет аналогии на рельефах арки Клавдия в Риме. Такой утяжеленный дротик мог появиться в армии в период правления Тиберия. «Гладиус» типа «Помпеи» (4) был коротким мечом с параллельными сторонами клинка. Вместе с этим мечом продолжали пользоваться и старыми мечами типа «Майнц» (5). Знаменитый меч этого типа (6), с изображенными на ножнах Ромулом, Ремом и волчицей, был найден в Темзе близ Фулхейма и относится к периоду завоевания Британии.

Подбитые гвоздями «калиги» (8) изображены по образцам, найденным в Калкризе и Ход Хилле. Заготовка обуви, изображенная выше (9), делалась из цельного куска кожи.

Римское государственное образование возникло примерно в восьмом веке до нашей эры. Сначала это было маленькое поселение на левой стороне Ко II-I вв. до н.э. оно переросло в Римскую империю, став таким образом локомотивом развития Европы, величайшей империей, подчинившей себе почти полмира: от Гибралтарского пролива до Персии, от Британских островов до дельты Нила.

Влияние, распространившееся на огромной территории, стало следствием того, что многие представления европейских народов о духовности и общественной жизни, а также традиционные ценности вышли из Рима, который, в свою очередь, перенял их от Древней Греции. Первыми законодателями мод в Европе также стали римляне, одежда которых актуальна и в настоящее время.

История Римской империи делится на три основных этапа:

Царизм (VIII - VI века до н.э.).
- Развитие республики (III - I века до н.э.).
- Развитие Римской империи (I - V века н.э.).

Все исторические перемены можно определить по тому, как трансформировалась одежда римлян, описание которой подробно представлено ниже.

Общая информация

Еще в глубокой древности римляне разработали подробную и детальную систему убранства. Так, согласно ей, римлян - тога и туника у мужчин, а у женщин - стола, инстита и палла.

Каждый представлял собой цельный кусок ткани без швов. Такая особенность римской одежды считалась подтверждением приверженности к уникальной культуре Средиземноморья, делала римлян представителями прогрессивной городской цивилизации.

Особое отличие убранства заключалось в том, что самой популярной и универсальной являлась белая одежда римлянина, которую можно было носить и дома, и в людных местах, и на официальных встречах. Этот цвет считался нейтральным. Также он был популярен в народе потому, что вся территория Римской империи располагалась в зоне жаркого климата, а белый, как известно, отталкивает и в такой одежде не жарко.

Тога как одежда древних римлян

Она считалась не просто официальным облачением, которое надевали на торжественные мероприятия и различные серьезные встречи. Тога - самая популярная мужская одежда римлян - шерстяная рубаха с короткими рукавами - являлась своеобразным знаком подданства Римской империи, принадлежности к великой цивилизации. Одеяние, вырезанное из полотна белой шерсти с ярко-пурпурной полосой, носили исключительно сенаторы, представители высшего социального слоя в Риме.

В период средней республики (эпоха, длившаяся со второй половины IV до начала III века до н.э.) были разработаны специальные приемы и правила ношения тоги, которые соблюдались вплоть до падения Римской империи в 476 году.

Туника

Еще одна популярная одежда римлян - туника - представляла собой рубаху с короткими рукавами из шерсти. Так же широко использовались варианты без рукавов. Чаще всего подобное убранство носили с поясом, поскольку туника без этого аксессуара воспринималась как простое нижнее белье, что придавало ей неприличный вид.

Отличительной чертой такого одеяния было то, что у него отсутствовал вырез на шее. Это обуславливалось особенностями кроя. Невозможно было создать полноценный шейный вырез.

На туники наносилась сплошная вертикальная полоса алого цвета, которая позволяла отличать сенаторов и всадников от простых римских граждан. По одежде, которую надевали сенаторы, проходила одна широкая полоса от воротника до подола. На туники всадников наносились две узкие полоски (также от ворота до подола). Эти полосы имели свое название: clavus (дословно значит «полоса»). Соответственно, туника сенаторов называлась laticlava («с широкой полосой»), а всадников - angusticlava («узкополосная»).

Женская одежда: стола

Стола считалась таким же важным элементом женской одежды, как тога у мужчин. Она показывала принадлежность представительницы прекрасного пола к Римской империи, рассказывала о ее социальном положении (столы полагалось носить только женам и матерям, а девушки и незамужние дамы их не носили).

Стола, важная одежда римлян, - шерстяная рубаха с короткими рукавами, похожая на удлиненную тунику, которую перепоясывали под грудью и в области талии. На статуе Юноны, которую скульптор облачил в одежду знатной жительницы Рима, можно увидеть единственное изображение столы со спущенной паллой. Также особенностью одеяния Юноны было то, что у столы отсутствовали рукава.

В настоящее время сложно представить, как выглядела вышеописанная одежда римлян. Фото того периода по понятным причинам отсутствуют, а картины и скульптуры не сохранились. Кроме того, нет точных данных о том, какой длины шились столы. Но в любом случае, независимо от наличия или отсутствия рукавов, можно с уверенностью говорить, что данный вид убранства полностью подходил под древнеримские каноны драпирующей одежды.

Повседневные одеяния римлян

К будничным относились следующие виды одежды: сагум, пенула, камиса, лацерна, палла и многие другие. Римляне, одежда которых строго делилась на официальную и повседневную, четко классифицировали убранства. Так, будничные наряды представляли собой разомкнутую систему, которая постоянно пополнялась новыми видами.

Женская одежда римлян - шерстяная лацерна, сагум и палла - была разновидностями плаща. Как правило, подобные убранства представляли собой окрашенные куски ткани, которые надевали сверху тоги или туники и придерживали с помощью аграфа на шее.

Одним из самых известных в истории лацерны стал момент, когда Кассий, решив, что он проиграл битву, захотел покончить с жизнью. Он надел этот предмет одежды, после чего отдал приказ убить себя.

Сагум являлся аналогичным кусочком окрашенной ткани. Его единственное отличие от лацерны заключалось в том, что он шился из более толстых и грубых видов ткани.

Сагум был намного короче, чем лацерна, и по своей форме напоминал квадрат. Наибольшую популярность он обрел в среде солдат, которые несли воинскую службу в провинциях на севере Римской империи. Так, известно, что в сагуме с полосатой окраской ходил государственный деятель Цецина. Ну а если рассматривать плащ как вид одежды римлян, то его можно было увидеть на пятикратном консуле Рима Клавдии Марцелле, на Тертуллиане и на многих других деятелях политики, искусства и культуры.

Плащ в Древнем Риме

Это наряд, который очень любили многие римляне. Одежда подобного типа играла роль драпировки. Стоит сказать, что этот вид убранства был общим для всех народов Средиземноморья. Другие типы римской одежды (к примеру, рубаха и пенула) являются вариациями кроеных и сшитых материалов, а кройка и шитье - чуждые римскому народу занятия, поэтому они по своему происхождению точно не римские.

Обувь

Обувь в Римской империи получила широкое распространение, так как государство ввело специальный закон, по которому носить ее стало обязанностью всех граждан. Наиболее дорогие изделия предназначались для консулов, сенаторов и воинов. Самым популярным считались сандалии, так как их могли носить представители всех слоев населения. Кроме того, свободным гражданам разрешалось надевать сапоги-кальцеи с высоким подъемом.

Представители аристократии носили подобные сапоги с украшениями в виде серебряных пряжек и черных кожаных ремешков. Простые римские жители надевали такую же обувь, но только без украшений. От всех кальцей, безусловно, отличались императорские: они имели ярко-пурпурный цвет. Из-за этого в Риме появилась поговорка «Надеть башмаки пурпурного цвета», что означало занять государственный трон.

Солдатам и путешественником предлагалось носить калиги - высокие ботинки из грубых видов кожи. Они отличались тем, что имели открытые пальцы и массивную подошву, подбитую гвоздями.

Крестьянской обувью считались курбатины, которые делались из куска грубой кожи и скреплялись ремешками.

Головные уборы и прически

Римляне позаимствовали некоторые виды головных уборов у греков. Как правило, изготавливались шляпы и шапочки из фетровой ткани, коровьей кожи и соломы. Нередки были случаи, когда в качестве головного убора женщины использовали часть полы, которую накидывали на голову. Мужчины часто использовали край тоги в этих целях.

До I века до н.э. у мужчин считалось почетным иметь длинную бороду и волосы, однако позднее, с наступлением новой эры, модными стали короткие стрижки и гладко выбритые лица.

Прически женщин Древнего Рима, как и у современных представительниц прекрасного пола, отличались разнообразием видов. Одни дамы завивали свои волосы в локоны, другие же заплетали длинные косы или спускали шевелюру на шею, поднимали на макушку, оборачивали косы вокруг головы и т.д. Кроме того, многочисленные виды причесок очень часто дополнялись модными аксессуарами наподобие кокошников, а также шпильками, венками или диадемами.

Аксессуары у жителей Рима

Период становления и ознаменовался бурным экономическим развитием и общественным подъемом. Люди начали жить в достатке, поэтому возникла необходимость дополнять какими-либо оригинальными украшениями. Так, на мужчинах можно было увидеть большие перстни, медальоны и пряжки. Женщины часто надевали на платья броши из драгоценных камней и ценных пород дерева, а на пальцы надевали много колец.

Уход за телом

Во всем мире известно, что главными любителями гигиены в период античности были римляне. Одежда их стиралась в акведуках. Многие жители города имели доступ к различным косметическим средствам, среди которых - вещества для окраски волос, ароматические масла, искусственные зубы, накладные брови, краска для тела и многое другое. Очень популярно было использовать рабов-косметологов, которых называли косметами и тонсоросами.


Костюм от Елены Ефановой

Материалы:

Костюмная ткать красного цвета 0,6 см (ширина1,5 м.) - для плаща, белая атласная ткань 1 м -для туники и шорт, кож.зам 0,4 см(ширина 1,5 м), атласная лента золотого цвета 20 метров, эластичная лента 2 м шириной 2 см.


Описание работы:

Туника: Тунику сшила просто, выкройку сделала пофутболки, сделала спущенный рукав. Сшила боковые и плечевые швы. Вшила рукава. Подогнула припуски по краю рукавов и низу туники. Обработала горловину. К вырезу горловины,низу рукавов и низу туники настрочила золотую атласную ленту.
Шорты: Шорты сшила из белого атласного материала. Выкройку сняла из готовых шортиков, сделала их немного шире и без боковых швов. Стачала шаговый шов. Снизуи сверху припуски подогнула. Вставила резинку. Низ так же обработала атласнойлентой золотого цвета.


Плащ:
Плащ из красного материала, размер 0,75х0,5 см, обработала припуски, вставила ленту.Настрочила золотистую атласную ленту по всему плащу.

Доспехи: Они выполнены из кож. заменителя, два прямоугольника размером А4 скрепленные между собой небольшими полосками с закругленными концами. Такие же полоски на плечах, по 3 штуки на плечо. По низу доспех пришила кожаные полоски в 2 ряда. Все части доспех отстрочила золотой тесьмой.Рисунок на доспехах выполнен через трафарет, при помощи золотой краски.

Нарукавники и поножны, также сделаны из кож. заменителя, обработала их лентой. Нанесла рисунок. Крепятся нарукавники и поножны спомощью резинки.

Шлем, из кож. заменителя раскроила шапочку с 6 клиньями. Средний шов оставила открытым. Элемент "гребень" сделала из бахромы золотого цвета. Вшила его.

Поделиться: