Как научить ребенка говорить в семь месяцев. Основные стадии развития речи. Расширяйте пассивный запас слов малыша

Как гордится каждая мама первым лепетом своего грудничка! Первыми членораздельными звуками! Первыми «ба-ба-ба» и «да-да-да»! Как вся семья ищет в них смысл и спорит до хрипоты, что это значит - баба, дядя или дай… Но вот проходит первый год жизни вашего чада, второй подходит к концу. А словарный запас ребенка не меняется. Вместо понятных слов - новые вариации звуков и слогов. Мы бежим к педиатру, неврологу, психологу и еще бог знает к кому. Одни выписывают лекарства, стимулирующие развитие мозга, другие советуют оберегать от стрессов, третьи машут руками и снисходительно говорят, что вы, мол, хотите, вот подождите до трех лет. Но чутье вам подсказывает - надо действовать.
Начнем с того, что действовать нужно было с самого начала. Развитие речи у детей - это процесс комплексный. Артикуляция сама по себе не имеет отдельного значения для того, чтобы ребенок научился говорить. Есть, конечно, исключения - короткая уздечка, неправильный прикус и, соответственно, шепелявость, но ими занимаются уже профессиональные логопеды или даже стоматологи.
Не ленитесь разговаривать с 2-х месячным ребенком, это благоприятно сказывается и на последующем умении воспринимать общение, и на способности делиться своими эмоциями.
А в полгода уже начинается накопление пассивного словаря. Ведь «птичий» язык двухлетнего ребенка - это не что иное, как неумение подобрать нужные слова для выражения своих мыслей. И не думайте, что если через неделю ваш годовалый карапуз не научился показывать глазки у медвежонка и зайчика, то он не усвоил, где они находятся. Дети усваивают намного больше, чем мы это замечаем, просто дело в том, что еще не сформирована связь между координацией движений и речью. Вот попал в поле зрения ребенка мяч, ребенок тут же хватает его руками. А если мы просим взять мяч, лежащий среди других игрушек, то большая вероятность того, что ваша просьба будет проигнорирована. Это происходит из-за неумения сосредоточиться и сфокусировать внимание по просьбе родителя. А мы начинаем переживать - мой ребенок никак не выучит, что такое мяч! И опускаем руки, мол, не дорос еще до разговоров с ним, поговорим попозже, через месяц-другой. И в этом главная начальная ошибка. Нет стимуляции к общению - нет общения. Повторяйте каждое свое действие. Даже если вы умываете дитя 10 раз в день, то ровно столько же раз сообщайте ему - мы умываемся: щечки, носик, глазки, ротик. Не нужно добавлять, что все действия сопровождаются спокойным голосом, веселыми стишками и неторопливостью.
И тогда ваши труды не пропадут даром. Не успеете оглянуться, как рядом с вами окажется интересный и забавный собеседник!
Как же стимулировать развитие речи? Есть несколько нехитрых способов.

  1. Повторение- мать учения. Называйте все, что делаете, все предметы дома, все явления на улице, предупреждайте, что сейчас придет папа, бабушка или гости. И, поверьте, результаты скоро дадут о себе знать.
  2. Повторение за ребенком. Вам кажется нудным и бесконечным лопотание «ду-ду-ду-ду»? А попробуйте хором! И тут же увидите, как весело это покажется вашему ребенку. И тут вдруг увлеченно затейте новую «песню» - «до-до-до». Повторяет? Продолжайте в том же духе, перебирая все гласные. Это прекрасная тренировка не только речевого аппарата, но и развивающая игра.
  3. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой. Кончики пальцев и умение управлять своими движениями напрямую связаны с участками мозга, отвечающими за развитие речи. Конечно, шнурки завязывать еще рановато. Давайте для игры совершенно разные предметы - круглые, шершавые, ребристые, мягкие, липкие, шуршащие, гладкие и т.д. Чем разнообразнее, тем лучше. Не секрет, что многие дети предпочитают играть не дорогущими развивающими ковриками и играми, а обычными баночками с крышечками, ложками, коробочками, лоскутками и фантиками. Огромной популярностью пользуются разноцветные пуговицы, нанизанные на нитку, которые можно перебирать наподобие четок. Предоставьте ребенку выбор!
  4. После года старайтесь избегать языка жестов. Попробуйте не реагировать на протянутую руку или тычущий палец, и, отдавая ребенку вещь, говорите - скажи «дай». Постепенно усложняйте вариант - «Скажи, мама, дай грушу». Можно выучить слова «пожалуйста» и «спасибо».
  5. Активный интерес пробуждают звуки животных и подражание им - «му-му», «ав-ав», «ква-ква» и т.д. Попутно вы выучите многих животных, рассматривая картинки в книжках.
  6. Общайтесь с «говорящими» сверстниками или иногда с разговорчивыми детьми постарше. Желание подражать пересилит все неудачи.
  7. Пойте песни! Даже если у вас нет слуха и голоса. Применяйте хитрый прием - вдруг «путайте» некоторые слова и после небольшой паузы редкий ребенок удержится, чтобы не исправить вас! Например, «добрый доктор Айболит, он под деревом… лежит (идет, стоит, поет)»
  8. Ритмичные, легко запоминающиеся стихи - это не только развлечение, но и обучение. Стихи можно читать по 10 раз и каждый раз ребенок их слушает как первый. Делайте вид, что забыли некоторые фразы в самом интересном месте, или продолжение и окончание - и вы их услышите.
  9. Не игнорируйте попытки ребенка что-то вам рассказать. Старайтесь слушать внимательно, глядя в глаза. Можно удивляться, переспрашивать, поражаться «как? Покажи-ка» и вообще делать крайне заинтересованный вид. И вы обнаружите желание вашего ребенка рассказать вам все, что он видит и слышит. Особенно полезно, придя с прогулки, рассказать кому-нибудь из домашних, что произошло. Например, папе. Что там выпал снег, он холодный, белый, можно брать его ручкой и Ваня брал его ручкой и т.д. Или как кормили птичек, упали в лужу, катались с горки, дружили с девочкой Аней и т.д. Папа должен без конца поддакивать и удивленно переспрашивать.
  10. Старайтесь не окружать игровое пространство годовалого малыша электронными игрушками, потому что ребенок становится пассивным наблюдателем за игрой, а не активным участником. Исключаются фантазия, все действия (кроме нажатия кнопки или рычажка), и ребенок привыкает, что ни процесс, ни результат игры, от него не зависят. Играйте мячами, машинками, кубиками, пирамидками, матрешками, а яркие сияющие изобретения оставьте на потом.

Попробуйте пользоваться этими нехитрыми приемами, и тогда вы будете сами раздавать направо и налево советы, как научить ребенка говорить!

Малыш уже ходит, но еще не научился разговаривать. Этот вопрос очень волнует родителей.Но важно помнить, что каждый ребенок индивидуальность и если отставания в развитии нет, тогда нужно просто набраться терпения.

Маленького ребенка можно сравнить с диктофоном и копирайтом. Он все записывает и копирует за родителями. Кроха как чистый лист. Он слушает маму и папу, запоминает звуки и слоги от них, и сам пытается повторить, размещая язычок в разное положение.

И получается, что получается. Сначала он прорабатывает звук, потом уже старается соединить его в слово. На это нужно время и тренировки.

И как в этой ситуации могут помочь мама и папа? Что бы малыш побыстрее заговорил, с ним нужно вести беседу. Она должна быть непринуждённой. Делая обычные дела, прогуливаясь на свежем воздухе, играя с крохой, родители должны с малышом вести диалог.

Логопеды выделяют два вида развития речи: пассивный и активный. Пассивный – это понимание языка, а активный – разговаривать. Пассивный формируется у малыша намного быстрее.

Начиная с 10-12 месячного возраста, малыш понимает, о чем идет речь. Знает название предметов, но сказать еще не получается. Повторяет отдельные слоги, скажем ав-ав, ко-ко, да, ма, па.

Дети все разные, но большинство из них до двух лет не разговаривают. Это нормально, главное без паники. Они все понимают и обязательно заговорят.

Потом малыш расскажет все, что накопил за все эти два года. Наступит этот момент неожиданно. И уже в три года ребенок в развитии будет на уровне своих сверстников или еще и перегонит их.

Важно помнить момент осознанности. То-есть, когда ребенок просто повторяет слова за родителями, а когда уже осознанно их называет. Поэтому ребенку нужно еще и показывать о чем идет речь.

Например, играя с малышом в игрушки, рассказывать ему, что это за игрушка, показать как ею играть, можно придумать историю и сделать своего рода кукольный театр. Главное разговаривать с ребенком, воспринимать его как взрослого человека.

Стадии развития речи

Выделяют пять стадий:


Методики развития речи


Ребенок не говорит в два годика. Причины. Как можно научить разговаривать?

Малышу два годика, а он все не хочет говорить? Почему такое бывает? Как его можно этому научить? Эти вопросы волнуют молодых родителей.

Разобраться помогут специалисты, которые изучают основные причины неразговорчивости малышей:

  1. Наследственность. Если родители крохи не спешили разговаривать
  2. Лень. Малыш лениться, а родители еще ему в этом и потакают
  3. Скопление информации. Ребенок накапливает долгое время, а потом говорит уже фразами.

Есть еще и физиологические отклонения: травмы при рождении, перенесенные заболевания, отсутствие слуха.

Малыша научить говорить можно, главное не отчаиваться и регулярно с ребенком заниматься. Сотворить в доме благоприятную языковую среду, побуждать малыша к языку. Первым делом берем картинки на любую тематику – фрукты, овощи, звери, машины, планеты и т.д.

Или же книги с большим количеством иллюстраций. Развешиваем на стенах, шкафчиках, холодильнике, на уровне детских глаз. Заодно с крохой обговаривайте, что изображено на картинке.

Сначала объясните крохе называя изображение, по максимуму приблизив его к своему лицу. Маленькие дети читают по губам. Здесь важно, что бы малыш прочитал, что Вы ему сказали.

Картинки нужно менять каждую неделю. Игра обязана быть веселой, приносить малышу хорошее настроение. Если ребенку будет не интересно, ничего с этого не получится.

Логопедические упражнения для развития умения говорить

Профессор Павлов доказал прямую зависимость от использования мышечных ощущений, которые идут от языкового органа к коре головного мозга. Простыми словами — мелкая моторика благоприятно влияет и стимулирует развитие речи.

Подготовительные упражнения для развития как физически так и скорейшего умения говорить:


Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Очень полезно перед гимнастикой, малышу сделать массаж. Кроха должен находиться в хорошем настроении, быть здоровым. Время упражнений рекомендуется одно и тоже и продолжительностью не более 15 минут. Любая мама знает своего ребенка и сможет построить гимнастику в интересной форме.

  1. Надувной шар. Показываем малышу как надувать воздушный шарик, при этом раздуваем щечки. Таким образом массажируем личика.
  2. Локомотив. Учим ребенка различать звуки. Как делает паровозик? Правильно ту-ту. Складываем губки уточкой, делая одновременно круговые повороты влево и вправо. Время, одна минута на сторону.
  3. Улыбка. Сначала улыбаемся, а далее складываем губки в трубочку, две минуты.
  4. Поцелуй. Целуемся и сводим губки уточкой. Упражняемся две минуты.
  5. Лошадушка. Нужно издать звук схожий, когда останавливают лошадь — тфпр-тфпр. Делаем по возможности, беспрерывно. Упражнение помогает разработать губы.
  6. Ротик — губки. Язычком проводим по губам в обе стороны.
  7. Язык. Последовательно дотрагиваемся верхней и нижней губы. Далее к уголкам левой и правой сторон ротика.
  8. Утреннее умывание. Имитируем умывание лица, обеими ручонками гладим личико и шейку, растираем от лобика, по гайморовых пазухах, к шее.
  9. Гимнастику заканчиваем повторением гласных и согласных звуков.

Логопеды, для формирования артикуляционного аппарата, рекомендуют почитать с малышом книжечку «Веселая артикуляционная гимнастика», Нищева Н.В. Книга подойдет и самым маленьким.

Повторяя за животными звуки и имитируя движения, рассматривая яркие картинки, такую гимнастику делать легко и непринуждённо. А красивое зеркальце во вложении — приятный сюрприз для деток, ведь они так любят в него смотреться.

Еще очень классная книга для деток от шести месяцев — «Уроки логопеда» Косинова Е.Н. Содержимое книги просто завораживает. В ней представлена целая коллекция игр на пальцах, языковой гимнастики в форме игры (веселые истории о языках мира), скороговорки для детей от 3 лет и старше. Книга очень яркая.

Как научить ребенка говорить букву Р: логопедические упражнения

Для детей звук «р» является самым сложным у произношении. Большинство родителей волнует вопрос, как научить малыша говорить букву «Р».

Как говорят дефектологи, благоприятный возраст для усвоения звука «р» — это пять-шесть лет.Именно в этом возрасте, вмешательство специалиста может помочь ребенку правильно заговорить.

Хотя фундамент нужно закладывать с самого малого. Для этого разработан комплекс упражнений в игровой форме, для самых маленьких:


Как научить ребенка говорить букву Ш

Еще один «проблемный» среди детей звук «Ш». Важно начать обучение как можно раньше, что бы не упустить момент и вовремя скорректировать произношение. Начинаем с артикуляционной гимнастики.

  1. «У стоматолога». Ребенок максимально широко открывает ротик, и фиксирует положение на 15 секунд. Повторяем 10 раз. Упражнение укрепляет нижнюю челюсть.
  2. «Забор». Улыбаемся, верхнюю челюсть ставим на нижнюю. Фиксируем на 20 секунд, мышцы лица стараемся расслабить.
  3. «Улыбка». Сомкнув зубы, пытаемся растянуть губы в улыбке на 5-10 секунд, повторяем 10 раз.
  4. «Хоботок». Губы вытягиваем в трубочку как можно дальше. Повторяем 10-15 раз

После разминки приступаем к языковому изучению:


Как научить ребенка говорить букву Л

Нарушение произношения звука «Л» в дефектологии называют Ламбдацизм. Очень часто дети не выговаривают эту букву, так как не слышат ее в слове. Что бы научить ребенка произносить букву «Л», нужно показать ему слова, где она встречается и желательно показать иллюстрации.

Выравнивают языковое произношение потешки и скороговорки. А разминку начинаем с логопедических упражнений:

Игры и Скороговорки для развития речи

Развлечения каждая мама может придумать самостоятельно для своего малыша. Вариантов много: разные угадайки, изучение потешок, разучивание песенок и т.д.

Вот некоторые скороговорки для становления разговорной речи:

Буква «Р»

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы

Клара у Карла украла кларнет

Буква «Л»

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

Малышка-глупышка

Малышка-глупышка

Сосала ледышку,

Маму слушать не хотела,

Потому и заболела.

Буква «Ш»

Жужжит над жимолостью жук,

Зелёный на жуке кожух.

В каком возрасте начинать учить ребенка разговаривать

Начинать нужно чуть ли не с первых дней жизни малыша. Чем чаще родители будут общаться с ребенком, обращаться к нему, рассказывать о происходящем вокруг, тем насыщеннее будет словарный запас крохи.

Человек устроен так, что когда слышит слова, мышцы языкового аппарата рефлекторно сокращаются, мы как бы неслышно повторяем услышанное.

Таким образом, слушая взрослых, малыш начинает постепенно напрягать голосовые связки, шевелить языком, губами — все его языковые мышцы начинают работать.

Малыши очень любят разговаривать на своем языке и прекрасно понимают друг друга. Но родителей такая ситуация не устраивает и возникает желание научить ребенка говорить правильно. В статье изложены методики обучения развития речи у малышей и советы, которые пригодятся всем родителям.

Как научить ребенка говорить в год

Материнское сердце - самый лучший советчик, ведь его не обманешь. Инстинкты мамы подсказывают, что с ребенком надо разговаривать с первых дней его жизни. Эта база является основой и помогает карапузу учится говорить. Каждое слово, сказанное мамой или папой, у ребенка откладывается в голове. Поэтому чем чаще вы будете разговаривать с малышом, тем лучше для него.

Советы, которые помогут научить ребенка разговаривать:

  • Разговаривайте с малышом короткими предложениями. Не сюсюкайте и не коверкайте слова. Например, машина, а не би-бика.
  • Применяйте в речи различные интонации.
  • Пока малыш еще только лежит, наклоняйтесь к нему и медленно произносите слова или звуки. Со временем он начнет подражать вам и вы услышите первые «Агу».
  • Если ребенок хочет высказаться, не перебивайте его. Слушайте внимательно и постарайтесь его понять.
  • Прогуливаясь по квартире, показывайте карапузу различные предметы и проговаривайте как они называются. Для него это будет очень интересно, ведь мир еще неизведан.
  • Купите книжки с яркими картинками. Читайте и рассказывайте о происходящем сюжете. Пусть ребенок наблюдает за вашей артикуляцией.
  • Выключайте телевизор. Ребенок не воспринимает речь из голубого экрана. Для него это сплошной гул, который не позволяет сосредоточится на воспроизведении звуков. Касается также мультфильмов на телефоне или планшете.
  • Хвалите малыша за любые проявления речи. Будь это просто звук «у» или «а», неважно. Он поймет, что сделал правильно и его поощрили поцелуем или объятиями.
  • Давайте ребенку играть с мелкими предметами. Для этого подойдут гречка, горох, макароны. Даже если вы не углядите за малышом и он проглотит продукт, то ничего страшного нет. Хуже, если это окажется монета или пуговица.

Эти базовые правила помогут научить малыша разговаривать.

Как научить ребенка говорить в 2 года

Если ваш ребенок в 2 года совсем не разговаривает, то стоит показаться врачу-неврологу. Так как это считается

Следующие советы помогут научить ребенка правильно говорить и подтолкнут к активному использованию речи:

  • Постоянно комментируйте свои действия, рассказывайте что происходит на улице. Например: поехала машина или на площадке играют ребята.
  • Старайтесь не показывать действия жестами. Иначе ребенок поймет, что можно «говорить» руками и его понимают без слов.
  • Чаще показывайте как говорят различные животные. Старайтесь, чтобы ребенок смотрел на вас в момент произношения слога. Интерактивные книги с воспроизведением звука применять не стоит.
  • Пойте детские песни. Рифма лучше воспринимается мозгом ребенка. Настанет время и он начнет повторять за вами.
  • Читая стихи, намеренно забывайте окончание предложения. Малыш сможет закончить его за вас.
  • Участвуйте в диалоге с малышом. Задавайте вопросы, поддакивайте. Стимулируйте на общение, а не монолог.
  • Больше времени проводите в живом общении.
  • Запишите малыша в развивающий кружок, если позволяет финансовая возможность. Общаясь с другими детками, ваш малыш начнет разговаривать.
  • Используйте логопедическую гимнастику для пальчиков рук. Например: сорока-белобока, ладушки и др. игры.

Занимайтесь с малышом каждый день, используя различные техники и приемы. Так вы добьетесь нужного результата в короткие сроки.

Как научить ребенка говорить Л

Если врач-логопед не выявил нарушения в ротовой полости ребенка, то можете смело приступать к постановке буквы «Л» на дому:

  • Попросите улыбнуться ребенка как можно шире, но не размыкая зубы. В таком положении нужно оставаться 10 секунд. В течение дня повторите 7-8 раз.
  • Пусть малыш слегка прикусит язык и начнет дуть, словно веет ветер. Одно упражнение длится не более 3 минут, иначе может закружиться голова.
  • Предложите ребенку поцокать, как будто идет лошадка. Нижняя челюсть должна быть неподвижной, работает только язык. Ускоряйте и замедляйте темп «ходьбы» лошадки.
  • Немного побалуйтесь, высовывая язык максимально далеко. Попросите ребенка попытаться достать до носа или подбородка. Поучаствуйте в процессе и сами. Это подстегнет малыша к победе.
  • Научите свое чадо сворачивать язык в трубочку.
  • Играйте с мыльными пузырями, задувайте спички, свечи, сдувайте одуванчики и пылинки.

‘]

Вот такие нехитрые упражнения помогут научить правильно произносить букву «Л».

Как научить ребенка говорить букву Р

Звук «Р» считается одним из самых сложных. Логопеды советуют обращать внимание на то, как ребенок произносит эту букву. Возможно, мешает короткая уздечка на языке или присутствует такое заболевание, как

Упражнения для постановки буквы «Р» в исходном положении «Улыбка»:

  • Попросите малыша приоткрыть рот. Затем, языком как кистью провести по небу от верхних зубов в сторону горла. В течение дня повторить 10-12 раз.
  • Пусть ребенок немного высунет язык и покачает им от уголков рта 10-20 раз.
  • Поиграйте в игру «Посчитаем зубки». Для этого попросите малыша дотронуться до внутренней части зуба. После подсчета зубов, пусть «подметет» их языком. Комплекс упражнений повторить 20 раз.

Эти базовые упражнения помогают научить малыша правильно говорить столь нелегкую букву.

Как научить ребенка говорить букву Ш

Если ваш ребенок хорошо произносит букву «Т», то в постановке звука «Ш» проблем быть не должно.

Упражнения для постановки звука «Ш»:

  • Попросите малыша произнести букву «Т» несколько раз, затем звук «Тссс», словно обозначая тишину. Но язык нужно спрятать за зубами. Повторив задание несколько раз, вы добьетесь нужного результата. Теперь можете сказать, что ваше чадо умеет шипеть как змея и попросите его это сделать.
  • Покажите, как можно прошептать букву «Р», но только в том случае, если малыш умеет ее произносить. Тихая «Р» дает звук «Ш».
  • После закрепления результата, почитайте скороговорки.

Помните: посещение врача-логопеда никто не отменял. Только он сможет выявить проблему с произношением. Занятия с врачом-дефектологом принесут лучшие результаты. Все упражнения это только малый комплекс занятий для вашего ребенка.

В этой статье:

Нужно ли учить малыша говорить, или он будет учиться этому сам? Если нужно, то как научить ребенка разговаривать? А если сразу предложениями? Да еще с богатым словарным запасом! Возможно ли это?

Примеры и факты

Ответить на эти вопросы несложно – достаточно только вспомнить несколько интересных фактов. Помните историю о Маугли? Она выдумана Редьярдом Киплингом, но в основу легли примеры из жизни. Только правда жизни не такая сказочная, как книжная история.

На самом деле, когда дети попадают в логово к животным и их воспитанием занимаются дикие звери – волки или обезьяны, то при возвращении и погружении в человеческую среду такие дети достаточно долго и сложно обрастают требуемыми навыками и привычками. Их нелегко научить говорить, им тяжело привить привычки воспитанного человека. А иногда и вовсе невозможно.

И второй пример. Знаете ли вы, что если в раннем возрасте детки попадают в иную языковую среду, то она очень быстро становится для них своей? Маленький человек запоминает новый иностранный язык и начинает на нем говорить гораздо быстрее взрослых.

Какие выводы можно сделать из этих фактов? Учить кроху разговаривать нужно обязательно, и делать это следует как можно раньше. Карапузу необходимо прививать навыки правильной и красивой человеческой речи.
Дети очень быстро учатся всему подряд: и плохому, и хорошему. Особенно сильно на них воздействует пример родителей.

Развивается речь ребенка в соответствии с тем возрастным периодом, в котором он находится. Кроме того, каждый малыш – индивидуальность. Поэтому родителям, которые хотят знать, как же научить ребенка разговаривать, следует ознакомиться с некоторыми особенностями развития речи детей в период раннего детства.

Как развивается речь ребенка в первые три года жизни

  • Год первый

В первые шесть месяцев жизни малыш только знакомится со звуком своего голоса. Он постепенно осваивает его и понимает, что может издавать звуки. Вход в говорение начинается с произнесения гласных звуков: а, у, о, э.

В полтора месяца ребенок переходит в период «гуления». Гуление – это говорение младенца. Он пытается говорить с мамой, когда она наклоняется к нему и обращается с ласковыми словами, с папой – радостно приветствуя его приход с работы. Глядя на взрослых, кроха пробует издавать не только гласные, но уже и согласные звуки. Чаще всего от детей можно услышать звуки, похожие на слово «агу», от которого и происходит название самого периода. Произносят их младенцы
еще не как взрослые, а будто бы в нос. В это время начинается развитие интонационных навыков речи.

К шести месяцам малыши переходят к стадии лепета. Они пробуют говорить слоги, состоящие из сочетания гласных и согласных звуков: ма, па, ба, ку, да…

К одиннадцати месяцам количество слогов растет и появляются простые слова, состоящие из повторов одинаковых слогов: ма-ма, па-па, да-да, ба-ба. До года малыш может начать произносить некоторые простые предложения.

  • Год второй

Начало года знаменуется тем, что кроха старается все больше понимать взрослую речь. Он силится вслушиваться в разговоры взрослых. Старается повторять за ними слова и целые фразы. У детей второго года жизни часто возникает «свой язык» – слова и предложения, которые понимает только он и иногда мама. Кроме того, малыш чаще повторяет слова за другими и внимательно слушает обращенную к нему речь. Также он может вступать в диалоги, отвечая взрослым на своем собственном языке. В период второго года у детей идет активная работа над речью. Говорение – это наиболее интересный процесс для карапуза.

  • Год третий

Это период активного развития речи ребенка. Появляется много новых предложений. Он переходит от стадии непонятных слов к разговору почти правильными словами, задает вопросы «когда?» и «почему?». В его речи появляются сложноподчиненные предложения, единственное и множественное число. Как в возрасте трех лет научить малыша лучше говорить?

В первую очередь следует уделить внимание чтению и пению. Деткам важно слышать правильную литературную речь. Только разговорной мало. Пение также необходимо, так как своей плавностью и мелодичностью позволяет легче освоить особо сложные и трудно запоминаемые слова.

Кроме того, мышление и говорение ребенка будет быстрее развиваться, если взрослые будут уделять общению с карапузом больше времени. То, насколько хорошо развивается речь детей, можно понять по тому, как хорошо они отвечают на вопросы, строят логические цепочки, перенимают инициативу в разговоре.

Упражнения для развития речи

Чтобы знать, как научить свое чадо говорить, сначала нужно уделить максимум внимания его общему развитию. В этот период дети очень любознательны. Они получают информацию из окружающего их мира, который и мотивирует к разговору. Поэтому работа над речью детей начинается с развития слухового,
зрительного и тактильного аппаратов. Эту особенность обязательно надо использовать. И именно она помогает развивать речь ребенка с первых дней его жизни.

Повесьте над кроватью яркие и красивые игрушки. Давайте своему карапузу забавляться погремушками разного размера и звучания. Также игрушки должны иметь разные по структуре материалы изготовления. При этом не стоит забывать о безопасности и экологической чистоте.

Однако сколько ни было бы у ребенка игрушек, они никогда не заменят человеческого общения. Родители, больше общайтесь со своим чадом! Во время общения находитесь лицом к лицу с карапузом. Это позволит ему видеть, как вы произносите звуки и слова в целом. Пусть малыш следит за движением губ. Это позволит ему правильно повторять услышанное.

Что еще? Проводите массаж пальчиков рук и кистей. Причем начинайте это делать как можно раньше – с первого-третьего месяца жизни. Не случайно логопеды называют руки вторым органом речи.

Вместе с массажем пойте песенки, рассказывайте стишки, истории, да и просто говорите. Но делайте это эмоционально! Эмоции – это то, что
привлекают внимание ребенка, пока он не понимает сути сказанного. Разукрасьте свое общение нотками веселья, удивления, любознательности.

Также необходимо развитие мелкой моторики. В этом помогут простые игры с бусинками, камешками, пуговками и прочими мелкими предметами. Естественно, их не стоит давать ребенку, предварительно не пришив или приклеив намертво к какой-нибудь поверхности. Еще можно положить маленькую игрушку в кастрюлю с мукой и попросить ребенка достать ее. Грязи будет много, а восторга еще больше! Да и результат подобных игр порадует, хотя и будет заметен не сразу.

После первого года жизни прогрессу речи способствует подражание звукам животных. Отныне родители могут начинать обзаводиться детской библиотекой, покупая книги с изображением различных зверей и домашних животных. Читая их с ребенком, мама с папой могут рассказывать ему простые истории о том, кого он видит на картинке, придумывая их на ходу или заранее почерпывая из различных источников. В ходе чтения кроху следует побуждать к обсуждению, диалогу, повторению звуков и слов.

Научить говорить слова не сложно

Обычно до года дети могут овладеть словарным запасом, состоящим минимум из десяти слов. Первым, как правило, малыш произносит то слово, которое слышит чаще, поэтому всякий раз, беря его на руки, следует говорить с ним, стараясь показать, как вы произносите слова. Чтобы ребенок первым произнес слово «мама», контактируя с ним и совершая различные обязательные ритуалы,
произносите это слово. Например: «сейчас мама тебя переоденет», «мама будет тебя купать» и так далее.

Важно, чтобы крошка видел артикуляцию. При этом звуки следует выговаривать нарочито четко и громче обычного. В этом возрасте нельзя пользоваться образным языком. Если на картинке, к примеру, изображен дельфин, то так и говорите, что это дельфин, не придумывайте ему упрощенных названий. Позже ребенку будет легче отличать его от других животных.

В возрасте одиннадцати месяцев малыши говорят несколько простых и понятных слов, при этом продолжая использовать в своей речи лепет и цепочки из слогов. Маленькие детки очень любят игру в повторение слов. Лучше всего, листая книжку, задавать крохе вопрос «что это?».

Как научить ребенка разговаривать целыми предложениями

Лучше всего читать с детьми детскую литературу, заучивать наизусть незатейливые стишки. Особенно хорошо малютки запоминают простые предложения в стихах, связанные с игрой или массажем. Например, покачивая дитятко на коленях, рассказывайте такой стишок:

«На лошадке ехали, до угла доехали,

Сели на машину, налили бензину,

На машине ехали, до реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот! На реке пароход.

Пароходом ехали, до горы доехали.

Пароход не везет, надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у-у…».

При этом хорошо имитировать движения лошадки, машины, парохода, самолета. Неплохо включить в общение с ребенком вопрос «что делает?». С ним знакомство с глаголами станет более интересным и простым. А еще это важное занятие подготовит малыша к общению предложениями.

Есть еще вопросы, которые при занятиях с малышами стоит ввести в речь крохи. Это вопросы «какой предмет (животное)?» и «где находится?». С их помощью обогащается мышление ребенка, развивается фантазия, появляется умение анализировать ситуацию.

Следуя данным советам, родители не будут задаваться вопросом, как научить ребенка говорить целыми и правильными предложениями, потому что при помощи ответов на эти вопросы в его речь будет мягко и естественно входить большое количество эпитетов и глаголов.

Также для достижения данной цели нелишним будет поощрять карапузов, например, говоря
слова «дай», «на», и совершать само действие только в ответ на сказанное ребенком слово.

Мама может делать вид, что не понимает малыша, когда вместо слов он тычет пальчиком в какой-нибудь предмет, давая понять, что желает его заполучить. И только когда ребенок скажет «дай», тогда следует дать вожделенную игрушку или разрешенную вещицу. Позже, когда дитя освоит несколько слов, предмет следует давать не после произнесения одного слова, а после произнесения простого предложения. Например, не «дай», а «мама, дай мяч, пожалуйста». Таким образом можно еще научить своего карапуза вежливому обращению со старшими, что постепенно войдет в хорошую привычку.

Три секрета, как научить ребенка говорить грамотно

Работать над грамотностью следует начинать как можно раньше. С чего же начать? С главного и простого.

Первое – это работа над артикуляцией. Начинать заниматься нужно с первых дней жизни. Как? Показывая любимому крохе движения губ и языка при произнесении простых слов. Можно даже позволять трогать родительский рот, когда мама или папа произносят те или иные слова.

Для деток постарше подойдут игры с имитацией звуков, при которых нужно по-разному складывать губы, язык, щеки для произнесения звуков: у, о,
а, и, ы, тр, пф и пр. При этом следует показывать, как «делает» поезд, кастрюля при варке, как пищит комар и тому подобное.

Родителям необходимо внимательно слушать малыша, поправляя его, если он неправильно произносит звуки. Не стоит поощрять неправильное произнесение слов, иначе у ребенка затянется период «сюсюкания». Кроме того, необходимо учить дитя правильному выражению эмоций. А для этого в ответ на его речь придется следить за собой, чтобы правильно выражать свои чувства в жестах, взглядах, движениях рук, плеч, бровей.

В работе над грамотным говорением деток важным остается общение со взрослыми. Хорошо помогают развитию правильной речи чтение книг, прослушивание аудиозаписей с профессиональной речью диктора в сказках, стишках, потешках, песенках.

Как научить ребенка произносить звуки л, ш, ж, р?

То, что маленькие дети часто не могут выговаривать звуки «л», «ш», «ж» и «р», чаще всего связано с недостаточно хорошей подвижностью языка и нарушением воздушных потоков внутри ротовой полости. Над исправлением этого недостатка работают посредством специальных упражнений на выдувание воздушных струй. Хорошо с этим дефектом справляется упражнение «лошадка». Оно представляет собой цоканье языком. Чтобы ребенку было интереснее выполнять упражнение, можно найти или придумать небольшой стишок или просто рифму, чтобы в ней много раз повторялось слово «цок-цок». С помощью «лошадки» исправляют неправильное произношение звука «л», когда вместо нее кроха говорит звук «в».

Правильно произносить звук «ш» крохе поможет упражнение «чашечка». Язык прикладывается к нижней губе, а его боковые стороны приподнимаются. Движения на растягивание губ и имитация жевания
также помогут исправить неприятности с произнесением данного звука. Эти упражнения помогут не только исправить произношение звука «ш», но и вообще всех шипящих.

Самым сложным для произношения детьми был и есть звук «р». Чтобы ребенок быстро научился выговаривать его, нужно просто стараться чаще произносить слова, в которых он присутствует. Показывайте малышу, как движется ваш язык при произнесении таких слов. Попросите его попробовать повторить. Вначале он будет делать это только при вас, но если вы не перестанете с ним заниматься, то заметите, что даже в минуты самостоятельных игр карапуз будет пытаться правильно складывать язык и силиться произносить слова с этой буквой правильно.

Хорошо помогают скороговорки и специальные стишки, где есть много слов со звуком «р». Кстати сказать, эта же методика подойдет и для устранения неприятностей, связанных с произнесением звука «ж», только рифмы и скороговорки должны содержать уже этот конкретный звук. Еще можно имитировать полет жука, жужжать, как мушка. Очень важное дополнение: слова с этими звуками нужно говорить медленно!

Когда стоит обратиться к логопеду?

Если вы уже использовали все доступные способы, чтобы научить ребенка разговаривать правильно и красиво, но улучшений не добились, подумайте о походе к специалисту. Возможно, вам известны не все тайны решения проблемы.

Признаки, подсказывающие, что поход к логопеду не только неизбежен, но еще и жизненно необходим:


Чтобы преодолеть все эти проблемы, родителям необходимо приложить немного усилий и много любви. И тогда никакие трудности и неприятности не одолеют вас и ваше чудо-чадо.

Как научить ребенка разговаривать? Начните с ним учить стихи, проговаривать буквы. Как это делать? Читайте дальше…

Как научить ребенка говорить?

Как утверждают эксперты по раннему развитию, умение говорить в раннем возрасте является важнейшим фактором, определяющим всё дальнейшее развитие ребёнка. И то, насколько оно будет гармоничным, напрямую зависит от самих родителей. Именно поэтому многие сегодня так стремятся научить своего ребёнка говорить как можно раньше. К тому же это один из лучших способов сделать жизнь малыша ещё более интересной.

Важно уже в раннем возрасте учить детей грамотно выражать свои ощущения и эмоции, правильно строить предложения. Конечно, мы не помним, как и когда учимся говорить сами, и поэтому кажется, что процесс обучения всегда лёгок и прост. Но так ли это на самом деле? Действительно ли просто научить ребенка говорить?

Только в том случае, если вы выбрали правильную методику!

Компания «Умница» предлагает уникальные методики раннего развития, созданные специально для того, чтобы научить ребенка говорить, читать, считать и быть самостоятельным. Хотите узнать больше? Мы расскажем вам как научить ребенка правильно говорить слова. Выбирайте лучшее для своих детей!

Приводим несколько способов того, как быстро научить ребёнка говорить.

С самого рождения уделяйте внимание установлению эмоционального контакта с крохой. Ловите его взгляд, улыбайтесь, разговаривайте. Пойте, говорите с переменами интонации. Ваша речь должна быть чёткой, правильной, разнообразной.

Рассказывайте малышу о том, что происходит вокруг, чем вы с ним сейчас будете заниматься. При этом делайте паузы, чтобы кроха мог вам ответить на своём языке. Обязательно поддержите разговор, повторяя вслед за ребёнком его звуки или эмоционально вопрошая: «Ты вправду так считаешь?».

Целенаправленно ходите по дому или по улице и рассказывайте малышу про различные предметы. Когда кроха сам научится указывать пальчиком на интересующую его вещь, ваши беседы станут дольше и содержательней.

Развивайте речь малыша, обучая чтению целыми словами. Заниматься можно начать как с рождения, так и после 2–3 лет. Сначала показывайте ему карточки со словами, затем переходите к совместному чтению детских книг из комплектов «Книжная разминка» – часть 1 и часть 2. Для активного пополнения словарного запаса крохи мы также рекомендуем использовать программу «Говорим с пелёнок».

Дополняйте слова малыша. Например, он научился говорить «Ба», показывая на собаку. Ответьте ему: «Правильно, это собака, собачка говорит «Гав». Активно пользуйтесь звукоподражанием животным, это приносит малышу особенное удовольствие.

Выберите несколько предметов одного цвета, и покажите крохе со словами: «Вот колечко, оно синее, вот кубик, он тоже синий, и коробка синяя. Все эти вещи синие». После изучения основных цветов можно переходить к знакомству с оттенками цветов.

Рассказывайте малышу стихи и пойте песенки, благодаря ритмичности они прекрасно запоминаются ребенком. Когда стихотворение будет прочитано много раз, давайте крохе возможность самому закончить строчку, или же заканчивайте ее намеренно неправильно, чтобы малыш ее исправил.

Используйте специальные стихи-игры: ладушки, сороку-ворону, гуси-гуси, которые к тому же развивают мелкую моторику рук. Все они, а также другие прибаутки, считалочки, умывалочки, просыпалочки, шагалочки есть в комплекте «Букварь с пелёнок». Будут полезны для занятий и уникальные «книжки-листалки», которые входят в состав системы «Говорим и читаем с пелёнок»
К слову о мелкой моторике. Уже давно доказано, что ловкость пальчиков и развитие речи связаны прямо пропорционально, поскольку за них отвечают соседние участки мозга. Поэтому постоянно давайте крохе играть разными по фактуре и форме предметами.

Вот такие полезные и весёлые занятия по развитию речи - точный ответ на вопрос, как научить ребенка говорить. В процессе обучения малышу никогда не будет скучно, ведь его самое любимое занятие сейчас - это учиться и познавать мир. Общайтесь с крохой с удовольствием, и вы не только научите его разговаривать, но и установите тесный эмоциональный контакт с вашим самым близким маленьким человечком.

Развитие речи ребенка от 1 до 2,5 лет

Чтобы ваш малыш заговорил, используйте различные стимуляторы. Это могут быть ваши эмоции, или же слова из лексикона детей и взрослых. Давайте детальней рассмотрим варианты стимуляции речи малыша.

  1. Положительно реагируйте на любые попытки ребенка произнести что-то новое , даже если слово прозвучало не идеально.
  2. Используйте такие слоги и буквы: ааа, га-га, да-да, ма, па, ба.
  3. Выделите 5 основных слов и используйте их часто в речи, либо же отдельно.Это могут быть следующие слова: мама, папа, бабушка, дедушка, собака.
  4. Используйте слова-подражания :- спать – ааа,- скушать – ням-ням,

    — сдождик – кап-кап,

    — ссобака – гав-гав,

    — сгусь – га-га,

    — слягушка — ква-ква,

    — сдать – дам-дам,

    — супал – бах-бах,

    — барабан – бам-бам.

  5. Используйте слова из лексикона взрослого : трава, собака, часики, смотри и т.д. Ребенок может их повторять по-своему. Например: тава, бабака, титики, моти. Упрощать слова естественно для деток в возрасте от 1 до 2,5 года.

Помните о том, что обучение чему-то новому должно вызывать у ребенка положительные эмоции. Играйте с малышом, часто говорите ему “да” вместо “нет” и скоро ваш ребенок заговорит.

Логопедические стихи для детей, считалки на согласные звуки: В, Г, Т, Д, Б

Считалки

В

Воробьи, вороны, совы,
Волки, львы, волы, коровы.
Кто сумеет повторить?
Не сумел – тебе водить!

В небе паровоз летает,
В море плавает вагон,
Волк по воздуху шагает,
Кто не верит – выйди вон!

Стихи

Г

Гром гремит, грозит, грохочет –
Напугать гроза нас хочет!

Небо было голубое –
Стало грозное, стальное…

Град горошинами бьет,
Град гулять нам не даёт!
Но гроза всё дальше, тише,
Глуше гром, и небо чище…

Загорелась полукругом
Радуга – дуга над лугом!

Друг за другом выбегаем –
В догонялки мы играем!

Гомоним, галдим, гогочем,
Прыгаем, гремим, грохочем!

Т

Собаке Лайке гость
Принес большую кость.
Открыла лайка пасть,
Схватила кость и шасть
Под Настину кровать,
Чтоб кот не мог достать.
Собака: хрусть да хрусть,
Но вдруг – какая грусть! –
Застряла в пасти кость
И колет, словно гвоздь!
Котенок крикнул: «Насть!
Раскрой собаке пасть!».
Схватил когтями кость
И спас собаку гость.
Котенок, Костя, Настя
Сияют все от счастья!
Весь день котёнок Вася
Учил собаку Насти:
«Жадных, знай, никто не любит,
Жадность, знай, тебя погубит!».

Т-К

Татке надели
Тапки на лапки.
Тапки – на Татке.
На тапках – заплатки.

Скинула Татка
Тапки в заплатках.
— Дайте носочки!
— Дайте чулочки!

Наденьте сапожки
На Таткины ножки!
Наденьте перчатки
На рученьки Татки!

Накиньте платочек
В синий цветочек!
Теперь всё в порядке
У модницы Татки.

Д

Бездельники

Ходили, бродили,
Судили, рядили,
Галдели, гудели
Без дела, без цели.

Недели проходят,
Года пролетели…
Бездельники бродят
Без дела, без цели…

Дразнилка

Жадина, жадина,
Съела шоколадину,
Съела виноградину,
Смородину – громадину,
Съела девять видиков,
Девятнадцать ходиков,
Девяносто гвоздиков,
Десять пароходиков!

Б

Робин – Бобин – Барабек
Съел барана на обед,
Съел быка, балык, бобы,
Борщ, бульон, блины, грибы
Яблоко, арбуз, бананы,
Кабачки и баклажаны,
Съел клубнику и бруснику,
Барбарис и голубику,
Съел батон, бисквит, буханку,
Булку, бутерброд, баранку!

… Бедный Робин говорит:
— Невелик мой аппетит.
Я обедом недоволен…
Может быть, я очень болен?

Музыканты

Барабан, баян и трубы,
Балалайка, бубен, тубы.
Мы играем, бьем, бренчим,
Барабаним и трубим!

Логопедические стихи и скороговорки на согласные звуки: Р, ̕P̕

Вертолет

Вот готовится в полет
Винтокрылый вертолет.
Ни разгона, ни разбега:
Раскрутили винт – и в небо.

Трамвай

Трамвай гремит,
Трамвай звонит,
По рельсам быстро мчится.
В любую сторону домчит.
Кто хочет прокатиться?

*****
Метро

Нам проехать не хитро
Через город на метро:
Нет машин и пешеходов,
Перекрёстков, переходов –
Путь проложен под землей
Самый быстрый и прямой.

Корабль

Посмотри:
Корабль старинный
С парусами,
С мачтой длинной,
У штурвала – рулевой,
Ветер дует за кормой.
Ветер парус надувал,
По морям кораблик гнал.

Троллейбус

Затормозил
У тротуара
Синий троллейбус,
Круглые фары.
Вошли пешеходы,
Лишь двери открылись,
И в пассажиров
Все превратились.

По небу летит ракета.
По дороге едет карета.

На лугу пасется корова
У царя золотая корона.

На березе сидит ворона.
Во дворе открыты ворота.
*****

Задали Мише урок
Со словами: дорога, порог,
Ворона, сорока, бараны,
Воробей, караси, барабаны.

Мама с сыном успели
Рассказ сочинить за неделю.
Мама сказала сыну:
— Представь такую картину:

Вот озеро. В нём караси.
Над озером дождь моросит.
Растут у дороги ромашки
И ароматные «кашки».

По дороге корова идёт,
Ароматную «кашку» жуёт.
Идёт по дороге баран,
Несёт баран барабан.

Воробей на дороге пирует,
Горох и корки ворует.
Стоит конура у забора,
Дворняга рычит на вора.

Сорока сидит на воротах,
Ждет деток своих, зовет их
(Сорока кашу варила,
А деток еще не кормила).

А розовые поросятки
(Совсем расшалились ребятки)
Корыто с водой опрокинули
И в озеро рыбам кинули!

Ворона над ними летает
И каркает – их ругает!
Миша учил старательно,
Но не очень внимательно,

И вот какая картина
Получилась в рассказе сына:
«По озеру, как пароход,
Корыто с бараном плывёт.

От радости этот баран
Рогами стучит в барабан!
По дороге идут караси
(Самый важный едет в такси!).

Из конуры корова
Мычит воробью: — Здорово!
Пируй, дорогой, на здоровье
И пей молоко коровье!

Над порогом дворняга летает
И очень старательно лает.
Поросята сидят на воротах
И песню поют о сороках:

— Сорок сорóк воровали горох,
Сорок ворон обокрали сорóк.
Воробей вызывает ворону
На разговор к телефону».

Спорили, ссорились
Андрей с Григорием:
— Я – говорит Андрей, —
Переговорю тебя быстрей!

— А я – говорит Григорий, —
Быстрей тебя переспорю!
А рядом стоял Кирилл,
Смотрел на них, говорил:
— Помирились, Андрей, с Григорием!
Григорий, с Андреем не ссорься!
Андрею Григория не переговорить,
Не переспорить Григорию Андрея.
Я один сумею вас уговорить,
Помирить, передружить сумею!

Скороговорки

Постой-ка, постройка
Простую постройку.
Постой на простой постройке,
Постой на пустой постройке,
Постой на пустой,
Постой на простой,
На пустой, на простой постройке!

Мандаринки у Иринки,
У Иринки мандаринки.

Фонари на двери.
На двери фонари.

Тетерев на дереве,
На дереве тетерев.

Логопедические стихи на согласные звуки: К, Г, Р, В, М, Н

Котя-котя, кыс-кыс-кыс,
Ты ловил сегодня крыс?
Крыски вышли погулять.
Котик, нужно их поймать!

Кашу варим каждый день.
Кушать кашу нам не лень.
Каша нам дает все силы,
С кашей будем мы красивы.

Гуси-гуси, га-га-га!
Гонят их все со двора.
Гуси вышли на газон.
«Га-га-га!» — кричат на нем.

Гоша в городе гулял.
Гену Гоша там искал.
Где живет его друг Гена,
Год назад сказала Лена.

«Р-р-р, — тигренок зарычал, —
Разных я зверей встречал.
Но тигрята р-р-р-рычат
Лучше всех зверей-ребят!»

Радуга красками небо
Вдруг разукрасила смело.
Радостно вновь по дорожке
Прыгают Ромка с Антошкой.

Восемь вежливых медведей
Вместе кашу всю доели.
Всех перепугав соседей,
Благодарно заревели.

Вася, Вова и Виталик
Взяли с краской синей валик.
Валиком ворота красить
Им доверил папа Васи.

Восемь вафель и ватрушек
Вова будет с Васей кушать.
Вася быстро съел все вафли.
Вова будет рад навряд ли.

Маша мыла руки с мылом,
Заодно помыла сливу.
Маша Милу угостила,
Мила улыбнулась мило.

Мама, можно мне гулять?
Меня Маша может ждать.
Мы хотели вместе с Машей
Мелом рисовать с Наташей.

Ночью нужно нам всем спать,
Чтобы сны все повидать.
Ночью Нину-Антонину
Навещает фея Нила.

«Ню-ню-ню, — сказала Нина,-
Обзываться некрасиво.
Нужно нам всем маму слушать
И не обижать Настюшу».

Логопедические стихи на согласные звуки: З-С, Д-Т, В-Ф, Б-П, Ж-Ш

За соской Зося вниз пошла,
Но соски Зося не нашла.
Заснуть у Зоси не выходит,
И Зося соску ищет, ходит.

Саша с Зоей в сад за сливой
Шли, держась за ручки мило.
Зоя Саше вслух сказала:
«Краше сада я не знала!».

Взрыв салюта – сильный звук.
Сразу исчезает слух.
Ушки ты свои закрой.
Тише звук – слух чище твой.

Дятел долбит для детей
Дом-дупло уж девять дней.
Дети дятла будут там
Долбить дырки по утрам.

«Дотёр до дыр я тряпку дома, —
С досадой Диме сказал Тёма, —
Вот, Дима посмотри на дыры!
Я не дочистил половины!»

Сидит дятел долбит дуб.
В этом деле дятел крут!
Дятел деток долбить учит.
Детки дятла не конючат.

Вафли с кофе во дворе –
Фросин завтрак по весне.
Вот бы Фросю попросить
Вафлями всех угостить.

В руки я флажок возьму,
Всем флажком я помашу.
Вот какой флажок в руке!
Всем флаг виден вдалеке.

Финики возьму в дорогу.
Заверну в фольгу немного.
По два финика нам всем.
Финики всегда я ем.

Бык по полю быстро ходит,
Бык пыхтит, бык к нам подходит.
Быстро с Петей побежали.
Бык, похоже, бежит с нами.

Боря и Петя пошли на борьбу.
Боря хотел раз устроить пальбу.
Но Петя у Бори забрал пистолет:
Умел он бороться, Борис – пока нет.

Бобов чуть больше половины
Отсыпал нам по-братски Дима.
Бобов побольше нам бы кушать,
Побольше бы нам папу слушать.

По жаре шоссе шипит.
«Жарко, шумно, — говорит, —
Жутко быстро все машины
По жаре сжигают шины».

Шажок один, шажок другой.
Прыжок и снова шаг ногой.
Шагаю живо, широко.
Шагать с желаньем так легко.

Жутко шумно жук жужжал.
Шум жужжаньем создавал.
Подошел я сам к жуку.
«Тише, жук!» — сказал ему.

Логопедические стихи на гласные звуки: Ы, О, А, И, У, Е

Рыба к рыбе подплыла:
«Я в Крыму вчера была.
Крабы и дельфины в море
Отдыхают на просторе».

Есть у Димы две машины,
Есть и мячик из резины.
Если б был батут у Димы,
Был бы он совсем счастливый.

Рысь рычала на рысенка:
«Ты вчер-р-ра дразнил сестрёнку,
А ведь вы дружить должны.
Сёстры, братья всем нужны!»

Очень скучно во дворе –
Оли с Толей нет нигде.
Олю увезли на море.
С бабушкой уехал Толя.

Ехал паро-паровоз.
Он дрова в деревню вёз.
Очень часто паровозик
В ту деревню что-то возит.

«Очень хочется на море, —
Говорит подружке Соня, —
Я люблю на Черном море
Загорать и плавать вдоволь».

Астры Ася очень любит
И выращивать их будет.
А потом все астры Ася
Девочкам подарит в классе.

Арбузы бабушка купила,
Сначала их так много было.
Но Аля быстро все их съела,
Заметить даже не успела.

Зайка собирал мозайку,
А енот читал Незнайку.
Ёж в альбоме рисовал,
Братец лис ворон считал.

Синий иней всё покрыл –
Им морозец наследил.
Зимушка-зима пришла,
С собой иней принесла.

Сливы синие висели,
Приглашали, чтоб их ели.
Сливы в миску собираю,
Иру, Вику угощаю.

Лилия и просто Лиля –
Лишь одно и то же имя.
Так же Рита-Маргарита,
Виталина – это Вита.

У меня уроков много.
Позову сестру в подмогу.
Выучить уроки дружно
Много времени не нужно.

У кукушки кукушонок
Говорит «ку-ку» спросонок.
Кукушонку утро любо,
Гусениц он съел бы блюдо.

У Ульяны есть юла.
Кукла есть, и не одна.
Дональд Дак, утенок, есть –
Всех игрушек нам не счесть.

Еле-еле душа в теле,
Черепашка поползла.
Шаг ее всегда размерен,
Не спеша живет она.

Елена любит полениться,
Лениться Лене не годится.
Лентяйкой Лене стыдно быть,
О лени нужно ей забыть.

Ежедневно у енота
Есть одна только забота:
Находить себе еду,
Полоскать еду в пруду.

Логопедические стихи на согласные звуки: Т, Д, С, Б, П

Трём-потрём, трём-потрём,
Чистой тряпкой всё протрём.
Убираем всё, метём.
А потом гулять пойдём.

Тётя Таня, посмотри,
Я котлет съел целых три.
А теперь я тортик буду –
Приготовь большое блюдо!

Три котенка так играли,
Что игрушки растеряли.
Ищут тут и смотрят там…
«Попадёт от мамы нам!»

В дудочку, ду-ду, ду-ду,
Песенку дудеть могу.
Дважды в день её беру
И играю: «Ду-ду-ду».

Дайте яблочка две дольки:
Долька – мне и долька – Тольке.
С другом поделюсь всегда.
Не был жадным никогда!

Даша, Дина и Дарина
Дружат с Даней, дружат с Димой.
В садик вместе они ходят,
Дружно время все проводят.

Сорока прилетела в сад.
Садовник этому не рад.
Стащить сорока может сливы,
А сливы сладкие на диво.

Сорок семь сомов поймал
Наш сосед рыбак Иван.
Всем селом ему сказали:
«Столько рыбы не видали!»

Сашу Сонечка спросила:
«Сколько сушек всего было?»
Саша быстро посчитала,
«Семь» — уверенно сказала.

Бабушка блины пекла,
Внука Борю позвала.
Боря ел блины с грибами,
А с брусникой блины — маме.

«Баю-бай, баю-бай,
Бегемотик, засыпай» —
Пела мама-бегемот,
Королева всех болот.

У барашка – барабан.
Барабанит по утрам.
У бычка есть балалайка,
Ну-ка нам, бычок, сыграй-ка.

Пароходик по реке,
Плыл так плавно, налегке.
В порт зашел наш пароход —
Пассажиров он везёт.

Полю покатать на пони
Папа в парк привел с утра.
Пони милую в попоне
В парке ждет вся детвора.

Паучок сплел паутинку.
Паутинка как картинка.
Он в нее поймает мушек.
Будет паучок их кушать.

Чистоговорки на звуки Ш, Ж, Ч, Щ

Ша-ша-ша-ша,
Наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо,
И поет хорошо.
Шу-шу-шу-шу,
Поет песню малышу.
Ши-ши-ши-ши,
Любят песни малыши.

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.

Ча-ча-ча-ча,
На столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо,
Ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу,
Я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи,
Пламя сдую у свечи.

Ща-ща-ща-ща,
В дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу,
Зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще,
Буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё,
И в сапожках еще.

ПЕСНЯ МАЛЫШУ

Ша-ша-ша,
Пойте с нами не спеша.
Шу-шу-шу-шу,
Поем песню малышу.
Ши-ши-ши,
С нами пели камыши.
Шо-шо-шо,
Получилось хорошо.

Поделиться: