Как китайцы воспитывают своих детей. Воспитание в современном Китае

July 12th, 2016 , 09:02 am

Если вы считаете себя строгим родителем, то после прочтения этой статьи — поймете, что вы просто лапушка для своих детей. Почему китайцы стали занимать ведущие позиции в мире? Почему среди них так много крутых бизнесменов, гениальных спортсменов и ученых? Есть все основания думать, что дело в воспитании, которое позволяет делать из юных китайцев лучших из лучших.



Начнем с того, что к детям в Китае особое отношение ввиду объективных причин. Крупнейшее по чиленности населения государство в мире было вынуждено еще в 70-х принять программу "Одна семья — один ребенок", которая предусматривала серьезные штрафы за рождение второго и последующих детей. В последние годы, правда, демографическая политика заметно смягчилась. Есть исключения для определенных категорий граждан: например, для национальных меньшинств; для китайцев, занятых в сельском хозяйстве; для китайских пар, где хотя бы один из родителей был единственным ребенком в своей семье. И так далее. Тем не менее, двое детей в Китае — удовольствие достаточно дорогое, не все могут себе позволить. А еще в Китае рождение мальчиков гораздо предпочтительнее девочек. Такая уж традиция. Поэтому в некоторых провинциях разрешено рожать второго ребенка, если первой оказалась девочка. Для нас может звучать дико, но так обстоят дела в Поднебесной. Из-за этого, кстати, в Китае гендерная диспропорция — 106,28 мужчин на 100 женщин. По прогнозам социологов к 2020 году в Китае будет 35 миллионов "лишних" мужчин. В том смысле, что им объективно не хватит невест. Сейчас таковых 20 миллионов. И конкуренция за женщин является одной из тысяч других конкуренций, которые выдерживают китайцы на протяжении всей своей жизни. Подготовка к борьбе за место под солнцем среди миллионов конкурентов начинается в детстве.

Воспитывают детей в Китае совершенно по-другому, нежели у нас. Китайские женщины работают очень много, поэтому выходят из декрета уже спустя 3-4 месяца после родов. Потому что там на работе особенно не держат, чуть зазеваешься — уволят и найдут другую. Как только мама выходит на работу, ребенок отдается в ясли. С 3 лет — в детский сад. В детских садах строгий режим: четкое распиание для сна и еды, ранне приучение к горшку. Детей стараются развивать как можно быстрее. Считается нормальным учить ребенка в полтора года рисованию и счету.

С самого раннего детства китайцы жестко подчинены воле своих родителей. Традиции конфуцианства дают о себе знать. Уважение к старшим и еще раз уважение к старшим. Родители играют с детьми только в те игры, которые развивают полезные для будущей трудовой деятельности навыки. Мама и папа очень конкретно подходят к выбору кружков и секций для своего ребенка. Нет такого, чтобы выбрать музыкальную школу только для того, чтобы "чем-то занять ребенка". Нет, ребенок должен стать музыкантом. Великолепным музыкантом.

В китайском воспитании нет метода "кнута и пряника". Почти всегда кнут. Похвалу ребенок может услышать редко. В исключительных случаях. Родители учат своих детей прежде всего дисциплине и трудолюбию. Благодаря этим качествам можно стать успешным человеком. Благодаря этим качествам Китай и стал одной из передовых стран мира.

Вот так закладывают дисциплину у маленьких китайцев.

Китай, начиная еще с древних времен, уделял большое внимание воспитанию детей. Воспитание начиналось с рождения. Покорность и смирение - два основных принципа воспитания китайцев. Ранее в сельской местности ребенок целый день проводил с матерью, будучи привязанным к ней куском ткани. Грудное вскармливание длилось долгое время, кормили ребенка по требованию, спали малыши с родителями. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за их поведением и нравами на земле. Считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание членов семьи. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут повредить старшим и остальным родственникам. Поэтому в жилищах развешивались картинки с изображениями нравоучительных сценок.

Считалось, что для достижения успешной жизни, хорошей семьи каждому человеку необходимо совершенствовать свой характер, работать над собой. Начиналось воспитание с игры в мяч с перьями, «волки и овцы» и так далее. Но как только ребенку исполнялось семь лет, игры прекращались. Начиналось жесткое воспитание, основанное на дисциплине.

Воспитание в Древнем Китае делилось на два направления - семейное и школьное. В основе семейного воспитания лежало стремление научить ребенка различать добро и зло, развивать нравственность и добродетель. В школе предпочтение отдавалась истории, музыке. Дети обучались основам мироздания, изучали начала «небо», «землю» и «человека». Им преподавали теории добродетелей и пяти элементов .

Как правило, мальчиков воспитывали более серьезно, чем девочек. Их учили вежливости, нравственным песнопениям, знакомили с летоисчислением и календарем. Для девочек было достаточно научиться скромности и быть послушными. Как будущих хозяек их учили правилам ведения домашнего хозяйства.

В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе».

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Приобретение образования было делом крайне важным.

Согласно древним книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. Они назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI-XI вв. до н. э.). В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI-III вв. до н. э.). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ): госюэ -в столице, сансюэ - в провинциальных городах.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле:легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы .

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н. э. К ним относились: даосизм, буддизм и конфуцианство.

Наиболее архаичные традиции были свойственны даосизму (основатель Лаоцзы - VII в. до н. э.), рассматривавшему образование как нечто искусственное на пути к гармонии человека и неба. Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.

Конфуций (551-479 гг. до н. э.) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области.

В основе идей лежали общефилософские и социальные воззрения. Конфуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном» .

Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную мощь, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью.

Развивая этот тезис, Конфуций отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы. Он различал обладателей высшей врожденной мудрости («сыны неба», «правители»), тех, кто достигает знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам («благородные мужи», «опора государства»), людей, не способных к трудному процессу постижения знаний («чернь»).

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдается нравственному началу, раскрытая в трактате «Беседы и суждения» («Лунь юй»).

Приведем некоторые высказывания из этого трактата: «Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?»,

«Учиться без пресыщения»,

«Учиться и время от времени повторять изученное».

394Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат «Книга обрядов» (IV-I вв. до н. э.). В этой книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека: «Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении». В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: «Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть»; «Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца», «Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях»; «Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься»; «Питай почтение к последовательности»;«Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны», «Учитель и ученик растут вместе» и т.д..

Китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372-289 гг. до н. э.) и Сюнъцзы (Сюнь Куан) (298-238 гг. до н. э.) продолжили развитие конфуцианского взгляда на воспитание и образование, внеся свои коррективы. Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвигал тезис о доброй природе человека, и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.

На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н. э.-II в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере (Джуринский) .

Итогом воспитания в Древнем Китае считалось получение человеком определенных положительных качеств, таких как благородство, благовоспитанность, стремление к получению истины, почтительность к старшим. Большое влияние на теории воспитания оказало учение Конфуция. Человек, согласно его учению, должен быть спокойным и усердным, и в то же время последовательным в самообразовании.

В основе культуры воспитания лежит почтительное отношение младшего поколения к старшему. Именно итогом такого отношения стала выработка в человеке терпения, самоконтроля, самообладания, которые и до сих пор считаются приоритетными качествами при оценке человека.

Средневековая эпоха Китая охватывает временное пространство с конца 1го тысячелетия до н. э. до конца XIX в., состоящая из ряда периодов, имеющ их свои особенности в педагогической мысли, образовании и воспитании. При династии Цинь (II в. до н. э.) была создана централизованная система образования из правительственных (казенных) школ (Гуанъ сюэ) и частных школ (Сы Сюэ). Эта типология учебных заведений просуществовала до начала XX в.

В период династии Хань (II в. до н. э. - II в. н.э.) развивается трехступенчатая система образования, предусматривающая начальные, средние и высшие школы. Первые высшие школы (Тай сюэ) являлись столичными государственными учреждениями и были предназначены для состоятельных людей. Официальной идеологией воспитания и образования становится конфуцианство. Классические конфуцианские трактаты делаются главным предметом изучения в школах. Окончивший курс мог сдавать экзамены на ученую степень, которая позволяла занять место в государственном аппарате.

Особый расцвет культура и образование Средневекового Китая переживали в период с III по X в. Расширялась сеть учебных заведений. Благоденствовали высшие школы. Появились первые учебные заведения университетского типа. Произошли важные перемены в государственных экзаменах. К ним стали допускать практически любого человека, независимо от социального происхождения. На исходе «золотого века» китайского Средневековья все заметнее стал проявляться разрыв между системой образования и практическими потребностями общества. Некоторые ученые считали, что средством преодоления застоя в образовании является корректировка конфуцианства как идейной основы теории и практики воспитания. К их числу принадлежал Ван Анъши (1019-1086). В этой ревизии особая заслуга принадлежала философу и педагогу Чжу Си (1130-1200), трактовавшего жизнь как победу человеческого разума и любви. Начатая им реформа, однако, не принесла успеха. В результате были вновь обоснованы идеи безусловного подчинения младших старшим.

При монгольской династии Юань (1279-1368) происходит развитие естественных и точных наук, что привело к появлению математических, медицинских, астрономических и других специализированных школ. Прежние идеи воспитания были подтверждены.

В период правления династии Мин (1368-1644) возникли предпосылки для организации всеобщего начального обучения за счет увеличения сети учебных заведений элементарного образования.

При маньчжурской династии Цин (1644-1911) китайская школа не претерпела никаких серьезных перемен, воспитание и обучение по-прежнему определялись неоконфуцианской идеологией. На ее основе, например, были составлены правила морального поведения, популяризировали которые специальные лица - беседчики. Учащиеся фактически не получали никаких сведений о соседних и дальних странах. Им внушалась мысль, что «Китай есть весь мир». Школьная система и государственные экзамены сохранялись в традиционном виде. Обучение мальчиков грамоте начиналось с 6-7летнего возраста и проходило в государственных школах за небольшую плату. Длилось обучение 7-8 лет. Девочки получали лиш ь домашнее воспитание. Состоятельные родители нанимали домашних учителей или отдавали детей в частную школу. Придя впервые в школу, мальчик кланялся изображению Конфуция, припадал к ногам учителя и получал иное - школьное имя. Понятие учебного года отсутствовало, так как прием в школу происходил в любое время года. Учились весь календарный год за вычетом праздников и новогодних каникул, с 7 ч утра до 18 ч вечера с перерывом на 2-часовой обед. Символ власти учителя - бамбуковая трость - красовалась на видном месте и ее то и дело пускали в ход. Каждый учился в собственном ритме. Главным методом было мнемоническое обучение. Программа предусматривала последовательное заучивание текстов классических и других книг нравоучительного характера, например, «Детские годы». Сдав экзамен в начальной школе, учащиеся могли продолжить образование на следующей ступени. Обучение здесь длилось 5-6 лет. В качестве учебных пособий использовались два конфуцианских трактата: «Четверокнижие» и «Пятикнижие». Преподавались лишь начала арифметики. Учащиеся регулярно сдавали экзамены (месячные, семестровые, годовые). По окончании школы 18-19-летние юноши готовились к сдаче государственных экзаменов.

После прихода к власти Гоминьдана продолжали существовать классическое начальное китайское образование, которое включало в себя знакомство с учением Конфуция и изучение древнекитайской литературы.

К середине XX века экономическая, политическая и социальная ситуация в Китае была крайне тяжелой - недавно закончилась Вторая мировая война, а так же гражданская война между Коммунистической партией Китая и правительством Гоминьдана. Так же, как и многие другие отрасли, образование находилось в упадке, 80% населения были неграмотны, и новому правительству было необходимо срочно принимать меры для улучшения ситуации. В Китайской народной республики (1949) стали активно развиваться школы с введением учебных дисциплин, которые изучались в Советском Союзе. В связи с расширением международного сотрудничества Советского Союза и КНР в 50-х - начале 60-х гг. учебные заведения Китая всех видов изучали педагогическую теорию и опыт Советского Союза, а также приглашали советских специалистов. Советская помощь сыграла большую роль, особенно в создании широкой сети производственного обучения и профессионально-технического образования. В конце 50-х - начале 60-х гг. в учебных заведениях СССР прошли обучение более 10 тысяч китайских специалистов.

Мероприятия КНР в области образования были направлены на скорейшее преодоление неграмотности большинства населения путем создания централизованной системы учебных заведений, активное сотрудничество с Советским Союзом и расширение сети педагогических вузов.

В 1958 году КНР провозгласила «Большой скачок» как новый курс партии. Целью курса был быстрый рост экономического и технического потенциала страны. Однако Кампания «большого скачка» с треском проваливается. После провозглашения политики «Большого скачка» управление образованием было передано от Министерства просвещения местным органам власти - народным коммунам. Они создавали самостоятельные учебные заведения, главным образом, с сокращённым сроком обучения по упрощённым программам, в которых половина времени отводилась на труд. Число учащихся начало сокращаться. Ухудшилось качество обучения.

В соответствии с ранее объявленной Мао программой «Учимся социализму», в стране провозглашались социалистические принципы. Социализму учили в школах, не допуская никакого «буржуазного» влияния. Все образование было поставлено на идеологическую основу, знание основ социализма стало обязательным. При этом подчеркивалось необходимость усердного учения, самовоспитания.

Приведем некоторые цитаты Мао Цзэдуна :

«Когда наша интеллигенция прочитает ряд марксистских произведений и в той или иной мере осмыслит их в ходе сближения с рабоче-крестьянскими массами, через практику своей работы, то у всех нас появится общий язык, и не только в области патриотизма и социализма, но, возможно, и в области коммунистического мировоззрения. В таком случае работа у всех пойдет намного лучше».

Речь на Всекитайском совещании КПК по вопросам пропагандистской работы» (12 марта 1957 года) .

«Когда мы говорим, что учиться и применять знания на практике нелегко, мы имеем в виду, что нелегко досконально изучить и безукоризненно применять изученное; когда же мы говорим, что штатский может быстро превратиться в военного, мы имеем в виду, что переступить этот порог совсем нетрудно. Словом, здесь уместно вспомнить старую китайскую пословицу: «в мире нет трудных дел - нужны лишь усердные люди». Переступить этот порог нетрудно и совершенствоваться возможно - нужно лишь усердие, нужно лишь умение учиться» («Вопросы стратегии революционной войны в Китае» (декабрь 1936 года), Избранные произведения, т. I).

«Как говорится, «учиться самому, не зная насыщения, учить других, не зная устали»- вот как мы должны поступать» («Место Коммунистической партии Китая в национальной войне» (октябрь 1938 года), Избранные произведения, т. II).

«Культурная революция» в Китае вылилась в открытое уничтожение инакомыслящих и сопровождалась массовыми убийствами. 1июня 1966 года после прочтения по радио дацзыбао, сочинённого Не Юаньцзы, преподавателем философии Пекинского университета, миллионы школьников и студентов организовались в отряды и начали выискивать «монстров» среди преподавателей, университетского руководства, а затем среди местных и городских властей, которые пытались защищать преподавателей. Хунвейбины активно занимались поисками «пережитков буржуазной идеологии», на этом основании были организованы массовые кампании по переселению представителей интеллигенции в деревни, гонения, перевоспитание членов КПК и кадровых работников в «школах 7 мая».

В ходе «культурной революции» хунвэйбины уничтожили значительную часть культурного наследия китайского и других народов КНР. Например, были уничтожены тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов ит.д.

«Культурная революция» нанесла огромный ущерб образованию. Большинство университетов было закрыто. В том числе закрылся Пекинский педагогический университет, и его студенты приняли активной участие в революции. Многие педагогические вузы так же приостановили работу, а их сотрудники были отправлены в лагеря. «Культурная революция» практически свела на нет все успехи модернизации образования в начале 50х г.г.

Восстановление и дальнейшее развитие образования началось с 1978 года, когда было признано, что «Культурная революция» привела образование в состояние глубокого кризиса и полностью дезориентировала работу учебных заведений.

В результате была сформирована следующая система образования: дошкольные учреждения при городских промышленных предприятиях, сельских и поселковых народных коммунах; 9-летние школы для детей в возрасте от 7 до 15 лет (5-летняя младшая школа, 2-годичная неполная средняя и 2-годичная полная средняя), профессиональные и высшие учебные заведения (срок обучения не менее 3 лет после 9-летней школы), затем практика на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве или в военных организациях. В 1978 решением Госсовета КНР было введено 10летнее общее образование (начальная школа - 5 лет обучения; неполная средняя - 3 года; полная средняя - 2 года), был также увеличен до 4-5 лет срок обучения в высшей школе. В 1-й половине 80-х гг. восстановлено 12летнее общее образование: младшая школа (6 лет обучения), неполная средняя (3 года), полная средняя (3 года).

Базовое образование в Китае включает в себя дошкольное образование, обязательное девятилетнее образование (начальная и средняя школа низшей ступени), обучение на высшей ступени средней школы, специальное образование для детей-инвалидов и образование в рамках программы ликвидации безграмотности.

В Китае насчитывается более 200 млн. школьников в начальных и средних классах. Число детей школьного и дошкольного возраста составляют 1/6 всего населения Китая, поэтому правительство уделяет особое внимание школьному образованию. В том числе правительство создало специальный фонд, средства которого направлены на улучшение условий обучения в школах, строительство новых учебных заведений, приобретение современного оборудования, учебных материалов и др. Правительство КНР проводит активную политику в сфере образования, направленную на уменьшение количества малообразованного населения. Работа по повышению доступности девятилетнего обязательного образования выходит на новый уровень (Шилов А. П. Проблемы образования в современном Китае // Вопросы культурологии. 2009. № 2. С. 49-51).

В настоящее время в Китае проводился в жизнь курс, согласно которому «образование должно служить социалистической модернизации, должно быть соединено с производством и с трудом, растить всесторонне развитых строителей социализма и их смену в моральном, интеллектуальном, физическом и эстетическом отношениях».

Традиционная семья в Японии – это мама, папа и двое детей. Как во всяком традиционном обществе, распределение обязанностей в семье было однозначным: муж – добытчик и защитник, жена – хранительница дома и очага. Мужчина всегда считался главой семьи (кстати, не только на Востоке), и все домочадцы должны ему беспрекословно подчиняться.

Воспитание детей в Японии и в Китае

Влияние западной цивилизации сказалось на традициях сегодняшней японской семьи. Как и в нашей стране, японские женщины совмещают работу и семейные обязанности. Тем не менее, по-прежнему муж остаётся ответственным за содержание семьи, а жена – за ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Японка обычно до трехлетнего возраста ухаживает за своим ребенком сама, после чего малыш поступает в детский сад. Отдавать кроху в ясли в Японии считается неприличным.

Некоторые секреты японских родителей

1. Японская мама прикладывает все усилия к тому, чтобы маленький ребенок не испытывал неудовольствия и не плакал. Весь первый год мама постоянно носит малыша с собой, а ночью кладёт рядом в кровать.

2. Родители считают, что желания и потребности малыша важнее любого режима.

3. Маленькому ребенку не говорят: «Нет» или «Нельзя». Предостережения мамы высказываются так: «Опасно», «Горячо» и т.д.

4. Мамы активно опекают, играют и забавляют своих малышей, не оставляя их без присмотра.

5. В Японии мальчиков и девочек воспитываю по-разному, для выполнения разных социальных ролей в будущем.

7. При возникновении конфликтов родители, особенно мамы стараются уделять детям еще больше внимания.

8. Японцы придают огромное значение раннему развитию малышей, от 0 до 3 лет.

9. Сначала родители предоставляют своему ребенку возможность познать мир, деликатно ограничивая его только в тех случаях, когда пытливость отпрыска угрожает его жизни и здоровью. И только затем сужают рамки требований, ориентируя ребенка на включение в коллективное общее дело.

История Китая за последние два века претерпела множество катаклизмов, в процессе которых население страны во многих провинциях существовало на грани нищеты. Невзирая на экономический подъём, китайцы и сейчас живут небогато. Какой же базис воспитания малышей в Китае? Китайцы трудолюбивы, дисциплинированы и воспитывают детей в пределах тех же национальных традиций. Покорность и смирение – два главных аспекта в воспитании китайцев. Наряду с традиционными ценностями терпения, послушания и долга появились новые: ориентация на достижения, конкурентность, целеустремленность. Воспитывать малыша начинают прямо с пеленок. В отличие от свободных европейских методов воспитания, китайцы более требовательны к детям. Они стараются как можно раньше приучить детей к истинной самостоятельности: принимать пищу без помощи взрослого, умываться, одеваться и прочее. Китайские мамы и папы, как и их европейские коллеги, очень любят своих малышей, но бывают вынуждены отдавать их на воспитание бабушкам или в ясли (с трёх месяцев), чтобы выйти на работу.

Некоторые секреты китайских родителей

1. Родители не экономят на питании своих детей, но воспитывают их в традициях безусловного послушания старшим.

2. Очень рано мама начинает заниматься познавательным развитием своего ребенка, проявляя поистине удивительную настойчивость и гибкость в том, чтобы мотивировать малыша к обучению.

3. В Китае взрослые рано начинают готовить детей к реалиям современной трудовой жизни, воспитывая в них трудолюбие и упорство.

4. Семьи с детства воспитывают и поощряют в детях стремление к победе, первенству.

5. Родители воспитывают в своих детях целеустремленность и последовательность в овладении навыками.

6. Китайские дети растут в системе чётких и определенных запретов.

7. Отношение в семье к мальчикам и девочкам несколько разнится.

История Китая знаменита великими изобретениями: шелк, порох, бумага, чай и фарфор прославили эту страну на весь мир. Китайцы и сейчас производят для всего мира огромное количество товаров - качественных, и не очень. Китайцы дисциплинированны и сплочены, спортивные успехи этой нации в последние годы заставляют завидовать им «белой завистью». Как же им удается воспитывать таких вот самоотверженных тружеников и спортсменов?

А ведь современный процесс воспитания детей в Поднебесной не так прост, как кажется. Проблемы воспитания в китайском обществе совсем не те, что волнуют нас. Да и проблемы ли это для самих китайцев?

Проблема №1. Самопринижение

Воспитание детей в Китае – вопрос государственного уровня, поэтому считается нормальным, когда ребенка отправляют в ясли с трехмесячного возраста. В полтора года ребенка уже начинают учить: счет, пение, рисование, письмо. Скорей, скорей сделать из ребенка «полезного члена общества», включить в процесс производственной гонки! Большинству наших российских мам и в голову бы не пришло бросать на произвол государственной машины своих малышей в таком нежном возрасте.

Да, малыши растут деятельными, общительными, любопытными. Но детей приучают быть сговорчивыми и послушными. Казалось бы, а что в этом такого? Не мечта ли это и наших отечественных родителей?

Чтобы вам стали более понятными основные ценности, которыми должны проникнуться китайские дети, я расскажу одну известную историю про мальчика, ставшего проповедником Дао. Когда ему предлагали вкусное, он мужественно отказывался. Ему мороженое предлагают- а он ни в какую! Почему? Он объяснял это тем, что он маленький, и ему надо мало. Эту назидательную историю обязательно рассказывают детям, преподнося непритязательность мальчика как важную добродетель.

Побывавшие в Китае очень удивляются, когда мама в магазине говорит мальчику: "Подожди", и он ждет ее час или два без малейшего беспокойства. Представьте себе, что бы в это время делал ваш ребенок? Поднял бы на уши весь магазин, не правда ли?

Самопринижение и покорность здесь - очень значимые факторы воспитания.

Послушание и принятие всего происходящего со смирением – эталон.

Проблема №2. Мужской шовинизм

Рождение мальчика всегда было очень важным событием в жизни китайской семьи. Это -огромный праздник. По народным приметам рождению ребенка мужского пола способствует волчок на веревочке, и именно такой подарок родители отправляют беременной дочери. Если рождался мальчик, ребенка наряжали в красные одежды, символизирующие радость, и гордо показывали всем родственникам и знакомым. Вот, мол, полюбуйтесь!

Воспитание мальчиков всегда было более важным и ответственным делом по сравнению с воспитанием девочек, которых просто учили вежливости и знакомили с календарем, обучали песням нравственного содержания. Без нравственности – никуда! Юным дамам было достаточно научиться быть пассивными, развить скромность и послушание, а также получить навыки ведения домашнего хозяйства. А много ли надо домохозяйкам?

Девочкам часто подчеркивали их неравноправие с мальчиками. Как вам, например, такое достаточно традиционное имя для девочки (особенно в селах), переводящееся как "Большая ошибка"?

А вот для мальчиков были разработаны игры, целью которых является подготовка к дальнейшей трудовой деятельности. Дети играют в производственные работы! Вот так и готовятся - словно на конвейере - самоотверженные труженики и трудоголики, готовые к многочасовой неустанной работе.

В итоге такого воспитательного процесса получаются тихие трудолюбивые люди, способные работать целыми сутками в самых нечеловеческих условиях.

Всем известно, что китайцы производят неимоверное количество разных товаров… не очень высокого качества, от детских игрушек до национальных флагов других стран. Зато много. Китайские товары заполонили весь мир и породили так называемое китайское экономическое чудо. Впрочем, ходят слухи, что для внутреннего пользования делаются качественные товары. А для «лаоваев» сгодится и попроще. Главное- оборот.

Конечно, в современном Китае в воспитательной работе в последнее время выросла роль «человеческого фактора», и уделяется внимание гармоничному развитию личности: физическому, интеллектуальному, эстетическому.

Но все они придерживаются общего традиционного принципа, и хорошо это или плохо,- вопрос очень неоднозначный.

Как я уже говорила, отличительная черта китайцев (как минимум тех, которые живут в Шанхае - чтобы не нарываться на беспокойных правдорубов) – любовь к детям.
В нашей стране к детям относятся по-другому, даже когда пытаются их любить – как бы там ни было мотивация пропитана агрессией, нацеленной либо на детей, либо на родителей. Здесь все по-другому. Здесь дети никого не раздражают, родители не бесятся от чужих взглядов, люди открыто улыбаются друг другу.


Как выглядит отношение китайцев к детям.
В метро:

Появление ребенка в общественном месте, особенно если этот ребенок европеец и голубоглазый красавец, - это фурор. В метро на малыша ласково смотрят взрослые, стар и млад. Как правило, детям уступают место без напоминания, уступают место маме с коляской, беременной, маме со слингом – в любом качестве мама будет сидеть в метро.

Если маме не уступили место, мама может подойти к любому и попросить об уступке – ей уступит тот, кого мама просила или сосед. Китайцы при виде мамы, ловят ее взгляд и пытаются понять, хочет ли мама сесть, и те, кто хочет посидеть сами (а китайцы любители посидеть в метро) так и остаются на месте, если мама не проявляет желания. То, что никто не уступил тебе место, не значит, что они не хотят его уступать. Это значит. Что они сами хотят посидеть, и могут встать если тебе надо. Не стоит трагично нависать над китайцами. Это люди, которым можно и нужно говорить о том, что ты от них хочешь. Если они не уступают, то это без злобы, а просто потому, что нормально попросить о помощи, когда она тебе правда нужна.

Китайцы не будут делать вид, что они спят, чтобы не вставать, судорожно закрывать глаза и якобы отрубаться при вашем детском появлении – они будут смотреть в глаза. И если ты иностранец и просишь конкретного человека уступить тебе место, а он совсем не понимает, что ты от него хочешь (уступить место маме – это не первая необходимость в транспорте, он не факт что поймет по выражению твоих глаз), ему переведет сосед, либо уступит место сам.

В метро, да и на улице, китайцы будут фотографировать детей на телефон. Фотографировать будут девушки, женщины, молодые люди, мужчины среднего возраста, деревенские или городские, на айфоны или на поношенные дешевые звонилки – они будут делать фотки со стороны или подойдут прямо к коляске. Иногда китайцы будут просить родительского разрешения сфотографировтаься с ребенком, мобилофотки как правило творятся без разрешения.

При этом китайцы радостно улыбаются, машут, агукают с ребенком, Лада это или Лис, - они всячески стараются привлечь к себе внимание, развлечь ребенка. Если мои дети, Лис в особенности ищут глазами с кем поперемигиваться, объекты десткого внимание всегда отвечают. Я еще ни разу не встретила безучастного к ребенку китайца. Даже грубые морщинистые мужские лица разглаживаются и светятся киатйской радостью при обменом взглядами с ребенком.

Некоторые пытаются щипать и тягать за щечки.

Я к вниманию отношусь спокойно, зачастую мне даже приятно, учитывая то, что я обычная курица, которая гордится своим выводком. Они не предлагают еду, они не суют руки детям в рот, они держатся дружелюбно и все это отчасти для того, чтобы помочь мне, а не только чтобы развлечь себя. К матери здесь есть уважение, все что мать делает – правильно. (Я по прежнему не говорю по китайские, не могу слышать разговоров, но по поведению, я догадываюсь, - они стараются облегчить обращение с ребенком в общественном месте)

Они не просто терпимы к детям, они искренне желают им добра. Часто в метро Лис бескомпромиссно тянется к сидящим рядом людям, и мне не надо извиняться за его поведение. (Я все равно извиняюсь, и мне в ответ только радостно улыбаются). Ему подкладывают под руки брелки на сумках или игрушекчки на одежде, чтобы он мог свободно с ними играть. Я не всегда это поддерживаю, не позволяю ему тянуть чужое в рот, но он умудряется ухватить за что нибудь соседей, если сидит у меня на руках или у саши.

В общественных местах:
Мне всегда помогут с детьми. Когда мы с ладой приходим на занятия по рисованию, ладу раздевает помощница учителя, берет за руку и уводить в класс. Я сажусь на диван, ко мне и к лису сразу же бросается администратор, которая совсем не говорит по английски потискать лиса, ко мне подходит еще одна девушка из центра, помогает снять малышу ботинки, комбинезон, укладывает все эти вещи в мой рюкзак, - и это так трогательно.

В музее проектирования нам затребовалась детская комната (именно их кстати в шанхае мало и они мало понимают, что я имею ввиду). Девушки с рецепшн пригласили меня к ним за рецепшн, внутри оказалась полукругом расставлены стулья. мы сели с ладой, разложили наши вещи - нас обступили китайские девушки, к ним собирались еще, и смотрели, что мы делаем. Одна из ним подняла с пола подгузник, выкинула его в мусорку, пододвинула ее к нам, - без брезгливости или чего еще. Провожали нас будто бы всем музеем, до сих пор улыюась, очень уж это было комично.

Китайцы очень положительно настроены к детям, и готовы помочь в любой ситуации. Если китаец не может помочь тебе сам, он будет просить других, и сопровождать вас всех, пока другие не исполнят все, что нам требуется. Например, передвижения с коляской в метро возможно, даже если я одна, а лифтом нет вблизи и нет экскалаторов. Так же я спойоно могу просить китайца взять Ладу за руку, чтобы она ехала в сопровождении по экскалатору, пока я еду рядом с коляской.

Фанатизм:
Они не дают мне советов, только тогда, когда что-то на их взгляд так очевидно, что может быть не видно мне. Уборщица ростикса очень переживала, что у лады торчал кусочек межбулья, попы пока она бегала по детскому центрику для посетителей заведения. Лада периодически подтягивала ей штаны, я была невозмутима, смысла в подятгиваниях нет – штаны сваливаются и ничего здесь не поделаешь - не могу же я ладу каждый пят минут дергать, чтобы подтягивать их самой.

Наша горничная неоднократно делала мне замечания, что лис плохо\холодно одет, но я ее успокаивала, что все в порядке и ему совсем не холодно.

Китайцы антифанаты холода и дождя – они не могут допустить, чтобы им было холодно или мокро, - они превращаются в одержимых фанатов, когда дело касается холода или мокровсти. Поэтому зимой так мало народу на улицах. Так же они дуреют, когда начинается дождь – это для них страшно: зонтиками они пользуются на любое качество дождя, даже на морось, и при малейших признаках капель прыгают в такси или пережидают под навесами.

Детей они кутают, одевают очень толсто, при том, что китайские дети не фанаты камбинезонов, как наши, - дети одеты раздельно и куртки и штаны пухлые будто в ватники, коляски задрапированы разноцветными одеялами.

Агрессия русских мам:

Очень многие русские мамы ведут себя в шахае соответственно русскому человеку в россии. Многие выбирают себе кондоминиумы, чтобы никогда не выходить на улицы, чтобы сидеть дома, чтоб отгородиться от той страны, где они вынуждены жить. Некоторые, в течение многих месяцев не выходят в шанхай, потому что либо не любят эту страну, не любят китайцев, либо им просто страшно\неудобно\неприятно\не хочется.

Большая часть русским мам несет нашу агрессию в массы: они орут на китайцев, которые тянут к их детям руки, орут, когда кто-то обращает на детей внимания, когда фоткает – у нас в стране есть поверье, что детей нельзя фотографировать, чужим особенно. Чем обсловлен этот пережиток, я не могу объяснить. Так же в нашей стране всех и везде подозревают в педофилии, возможно небеспочвенно, но честно говорят здесь подобное русское отношение наблюдать дико, учитывая то, какой антисекс народ в китае.

Я себя чувствую здесь хорошо. Меня не раздражает внимание к ребенку. Я понимаю, что не все люди, которые тянут к ребенку руки, мыли свои конечности в недавнем времени, и все подобное. Тем не менее, я пытаюсь быть разумной, и понимаю, что у моих детей сделаны прививки, дети растут и так не стерильных условиях, что фанатизм везде плох, и к тому же если я боюсь заразы, я могу взять ребенка на руки и отойти в сторону, что я и делаю, если кто-то на мой взгляд перегибает палку или собирается.

каждый раз, когда в россии мой ребенок плачет, я будто слышу шипение в спину, вижу что все эти люди, не важно есть у них дети или нет, сидят и думают, что я тупая, что я не могу справиться, что я не умею, да вот если бы они да они бы быстро разобрались и все такое. Любая мамаша расскажет о том, как ей надоедают с советами и вбросами на каждом шагу

В Шанахе так же как и в Нью Йорке я вижу только заинтересованные глаза: люди оборачиваютсян плач ребенка, видят нас, улыбаются и отворачиваются, либо продолжают наблюдать с интересном или участием, без раздражения без злости и агрессии.

Однажды мы столкнулись с девочкой инвалидом в метро.
Я даже и представить себе не могу, что там за диагноз был, умственно отсалая точно, очень агрессиваная, бросалась на людей, хотела у всех что-то отнять, не могла и минуты посидеть спойоно. Видимо перевозбудилась: ее мама бегала за ней по вагону, то крича на нее то целуя, держала в руке рюкзачек - они наверное ехали из спецшколы. Люди не щарахались от инвалида, они смотрели, грустно, но не шарахались, не покидали мест, хотя места еще были. Не хочу никакой морали выносить, но нам было страшно. Я забеспокоилась за детей, мы встали и вшли через две станции, почти сбежали, а все останые ехали и смотрели, да, доброжелательно, с пониманием.

Дети китайцев:
На счет туалетов и специальных шатнов: папа присылал нам национальные комплекты для малышей, я так и не смогла придумать им применение, и я слышала про детей, которые в теплое время года ходят по улицам с дыркой между ног – за 5 недель пребывания в киате я еще не встречала таких детей, при том, что дома я не сижу.

Один раз видела, как ребенок писал на улице, при этом лада писает на улице регулярно, потому что зачастую у нас нет другого выхода.

Как то раз лада присела около тротуара под кустик, чем вызвала безумный восторг у двух проходящих мимо китайских бабушек. Они остановились и стали активно жестами и улюлюканьем поддерживать снимающего штаны ребенка. Лада обычно не стесняется, но тут растерялась и спросила что ей надо делать, такая реакция таки показалась ей страннной.

Общения своих детей китайцы поддерживают, стараются подпихнуть детей друг к другу, не против, когда дети берут чужие игрушки не против чтобы брали их.

Китайские дети везде имеют кучу возможностей. Они имеют красивые удобные площадки, в супермаркетах и торговых центрах для них есть спец игровые зоны, зоны для творчества (за деньги), детские стульчики в кафешках и все подобное и прочее. Китайцы регулярно думают о том, как они могут развлечь своих детей, пока родители заняты учебами работами – большое значение придается интеллектуальному развитию, но так же и физическому. Обычная шкала напротив моего дома оснащена лучше, чем любая другая дико платная школа в МСК, это при том, что я не знаю, что там имеется в наличие внутри.

При этом китайцы очень странно относятся к детским жизням:

В метро во время давки никто не пропустит маму с коляской, беззлобно, но будут лезть вперед тебя, отталкивая, не видя ничего перед собой, удивляясь немного, если ты будешь на них наезжать, но вряд ли станут ругаться, просто не обратят внимание.

они возят детей на мотоциклах - сажают их перед собой на табуретки в любом возрасте и все в таком духе. Как только я приехала, сразу же встретила женщину, сидящую позади водителя со свертком на руках из одеял с младенцем внутри. И это нормально. Такие дела

Поделиться: