Как быть правильной женой. Правила счастливого брака: как быть хорошей женой? Ревность — это признак недоверия

Зинченко Владимир Петрович (Харьков) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО.

Родился семье психологов. В 1948 году поступил в МГУ на отделение психологии. После окончания университета (1953) занимался изучением развития восприятия у детей. 1957 г. - кандидат психологии; 1966 г. - доктор; 1969 г. - профессор.

В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН.

Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.

Зинченко Владимир Петрович является действительным членом РАО (Российская Академия Образования), заведующим кафедрой эргономики МИРЭА, профессором Самарского государственного педагогического университета, почетным членом Американской академии искусств и наук.

Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

Книги автора:

Эту книгу студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь - это основа как теоретических исследований, так и для практической работы. Эта книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаменитого словаря. Новое четвертое расширенное издание представляет собой продукт глубокой переработки "Большого психологического словаря" (2003), который, в свою очередь, опирался на предшествующие два издания 1983 и 1996 годов. Его...

Большой психологический словарь

Эту книгу студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь – это основа как теоретических исследований, так и для практической работы. Эта книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаменитого словаря. Новое четвертое расширенное издание представляет собой продукт глубокой переработки «Большого психологического словаря» (2003), который, в свою очередь, опирался на предшествующие два издания 1983 и 1996 годов. Его основные...

Читайте ещё:

Авторитарный стиль общения убивает познавательный интерес у учащихся, которые хоть и усваивают преподаваемый материал в полном объеме, но не могут самостоятельно развивать свои умения и навыки, мыслительные способности не развиваются. Преподаватель, обладающий авторитарным стилем общения...

Валидизация выявила ограниченные возможности тестов интеллекта: прогнозировать на их основе успешность выполнения конкретных, достаточно узких видов деятельности часто не удавалось. Требовалась, помимо знания общего уровня интеллекта, дополнительная информация об особенностях психики человека....

Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их...


Мы говорили уже, что эти драматические роли могут исполнять самые разные фигуры, конкретные и абстрактные, одушевленные и неодушевленные. Возбуждение воодушевления, как и многих других инстинктивных реакций, подчиняется так называемому правилу суммирования раздражений. Согласно этому правилу...

Сферой применения анкетного метода служат по преимуществу массовые явления более или менее внешнего порядка. Так, посредством анкетного метода могут обследоваться читательские или профессиональные интересы определённой группы лиц.

Зинченко Владимир Петрович (1931-2014) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО.

В П. Зинченко являлся членом редколлегии журналов: «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Человек», Journal of Russian and East European Psychology, ежегодника «Системные исследования» и др., главным редактором Международного научного журнала «Культурно-историческая психология».

В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН. Был членом Президиума и вице-президентом Общества психологов СССР, членом Президиума и председателем Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК РФ, заместителем председателя ряда Межведомственных научных советов «Эргономика», «Сознание», «Человек», председателем Международного Научного совета «Эргономика» стран - членов СЭВ, председателем совета по Федеральным экспериментальным площадкам Министерства образования РФ, членом Совета Российского фонда фундаментальных исследований, президентом Международной ассоциации развивающего обучения.

Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.

Основные научные труды: Формирование зрительного образа. М:. МГУ, 1969 (В соавт.); Психология восприятия. М:. МГУ, 1973 (В соавт.); Психометрика утомления. М:. МГУ, 1977 (соавт. А.Б.Леонова, Ю.К.Стрелков); Проблема объективного метода в психологии / / Вопр. философии, 1977 № 7 (соавт. М.К.Мамардашвили).; Основы эргономики. . М: МГУ, 1979 (соавт. В.М.Мунипов); Функциональная структура зрительной памяти. М, 1980 (в соавт.).; Функциональная структура действия. . М: МГУ, 1982 (соавт. Н.Д.Гордеева); Человек развивающийся. Очерки российской психологии. . М, 1994 (соавт. Е.Б. Моргунов); Живое знание. Психологическая педагогика. Самара, 1997; Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М, 1997.; Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов ". М., 1998 (соавт. В.М.Мунипов).

Среди изданных книг заметное место занимают учебники и учебные пособия В начале 70-х гг. по инициативе и под редакцией В.П. Зинченко изданы 4 выпуска Хрестоматий "Зрительные образы: феноменология и эксперимент".

Публикации

  1. + - Время - действующее лицо[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1107782917&archive=1120045907&start_from=&ucat=27& http://www.library.by/portalus/modules/psychology/show_archives.php?subaction=showfull&id=1107782917&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&

  2. + - Как построить свое "я" (Диалоги о Человеке без начала и конца)

    Эта книга - своеобразный диалог философов и историков, обществоведов и этнографов, психологов и педагогов по одной из самых острых и актуальных проблем современности - формирования и становления личности человека. Дискуссионная форма разговора, неординарности подхода к решению поставленных проблем дают возможность читателям стать заинтересованными участниками диалога. Для широкого круга читателей....

    // Под ред. В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991. - 136 с. ISBN 5-7155-0277-2

    Http://www.psychlib.ru/mgppu/Zkp_1991/Zkp-136.htm

  3. + - Кризис или катастрофа? (Психология и новые идеалы научности (материалы "круглого стола"))

    Http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/psychsci1.htm

  4. + - Культурно-историческая психология: опыт амплификации

    Http://mary1982.narod.ru/zinchenko.htm

  5. + - На пути к осмыслению теоретического мира психологии

    Http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=1278 http://www.auditorium.ru/books/6206/

  6. + - О душе и ее воспитании

    Http://www.rl-online.ru/articles/1-02/54.html

  7. + - О человеческой душе и плоти

    Стенограмма выступления на конференции "Междисциплинарные проблемы психологии телесности" 2004 В. П. Зинченко "Психология на качелях между душой и телом" и последовавшего за ним доклада В. А. Подороги "Феноменология телесности". ных, разрабатывающих проблему телесности

    Http://mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_1/Zinchenko&Podoroga/index.pdf

  8. + - Очень субъективные заметки о психологической диагностике

    Http://www.rl-online.ru/articles/3_4-01/194.html http://courier.com.ru/homo/ho0101zinchenko.htm

  9. + - Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.auditorium.ru/aud/p/showindex.php?ShowIndex=3014

  10. + - Проблема объективного метода в психологии

    Http://psylib.org.ua/books/_zimamar.htm http://narrativepsy.narod.ru/num1-2004_45.html

  11. + - Психология доверия

    Автор брошюры - психолог рассматривает различные аспекты проблемы доверия: ситуация и этимология, коммуникативные, вещные и природные корни возникновения глубокого (базисного) чувства доверия (недоверия); некоторые психологические механизмы этого чувства. Специально рассматривается доверие в игре (на примере игры чемпиона мира и компьютера). В разделе культура доверия значительное внимание уделено психологии личности. Предназначена для преподавателей гуманитарных дисциплин, а также для студентов факультетов и отделений психологии университетов и гуманитарных вузов

    // Самара: Издательство СИОКПП, 2001. - 104 с.

    Http://www.psychlib.ru/mgppu/Zpd-001/Zpd-001.htm

  12. + - Психология на качелях между душой и телом

    Http://www.zpu-journal.ru/zpu/2005_3/Zinchenko/20.pdf

  13. + - Психология развития (по мотивам Л. Выготского)

    Http://elib.org.ua/psychology/ua_readme.php?subaction=showfull&id=1161761105&archive=&start_from=&ucat=4&category=4 http://www.portalus.ru/modules/biology/readme.php?subaction=showfull&id=1125997760&archive=&start_from=&ucat=19&

  14. + - Работа понимания

    Понимание - это очень широкое понятие, не имеющее строго фиксированного содержания и объема. Оно нередко отождествляется с познанием. Укажем на некоторые наиболее важные значения слова "понимание": 1. Способность осмыслять, постигать содержание, значение, смысл чего-нибудь. 2. То или иное толкование чего-нибудь (текста, поведения, сновидений и т.д.). В этом смысле возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное понимание. 3. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла; этот процесс может быть успешным или безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным, быстрым или медленным, произвольным и осознанным или же непроизвольным и интуитивным.

    // "Психологическая наука и образование", 1997. № 3

    Http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1029&binn_rubrik_pl_articles=121

  15. + - Размышления о душе и ее воспитании

    Http://telesnost.ru/omega/psihologiya/razmyshleniya_o_dushe_i_ee_vospitanii.htm

  16. + - Участность в бытии[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.auditorium.ru/books/974/

  17. + - Человек в пространстве времен

    Http://www.rl-online.ru/articles/3-02/140.html

  18. + - Человек развивающийся. Очерки Российской психологии

    В учебнике предпринята попытка восстановления психологии в роли и функции неотъемлемой части культуры и цивилизации, придания ей статуса профессии, а не узкой специальности, которой она стала в советское время. Учебник представляет собой опыт, направленный на расширение профессионального сознания психологов. Поэтому его центром стали культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности, обогащенные традициями Серебряного века российской культуры. Он предназначен для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей философских и психологических факультетов университетов и может быть полезен при подготовке к курсам «Психология развития», «Общая психология», «История и методология психологии», «Мышление и искусственный интеллект».

    Http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=1492 http://tipa-biblioteka.narod.ru/chelrazv.zip

Методология и история психологии (2009. № 1. С. 87-112)

Публикации в сборниках и трудах

Другие публикации автора

  1. Зинченко В.П. Человек и техника (1965)
  2. Зинченко В.П. Восприятие и действие (1967) – издана также на японском языке
  3. Зинченко В.П. Формирование зрительного образа (1969) – издана также на английском, венгерском и чешском языках
  4. Зинченко В.П. Психология восприятия (1973) – издана также на испанском и чешском языках
  5. Зинченко В.П. Методологические проблемы эргономики (1974)
  6. Зинченко В.П. Эргономические основы организации труда (1974) – издана также на английском и испанском языках
  7. Зинченко В.П. Микроструктурный анализ исполнительной деятельности (1975)
  8. Зинченко В.П. Психометрика утомления (1977) - издана на английском языке
  9. Зинченко В.П. Основы эргономики (1979)
  10. Зинченко В.П. Функциональная структура зрительной памяти (1980)
  11. Зинченко В.П. Методологические вопросы психологии (1963)
  12. Зинченко В.П. Формирование действия (1984)
  13. Зинченко В.П. Возможна ли поэтическая антропология? (1994)
  14. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии . - М.: Тривола, 1994. - 304 с.
  15. Зинченко В.П. За пределами зоны ближайшего развития. - на английском языке (1994)
  16. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании (1995)
  17. Зинченко В.П. От классической к органической психологии (1996), - издана также на английском языке
  18. Зинченко В.П. Посох О. Мандельштама и трубка М. Мамардашвили К началам органической психологии (1996)
  19. Зинченко В.П. Образ и деятельность (1997)
  20. Зинченко В.П. Живое знание (1998)
  21. Зинченко В.П. Психология доверия (1999, 2001)
  22. Зинченко В.П. Мысль и Слово Г. Шпета (2000)
  23. Зинченко В.П. Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. (2001)
  24. Зинченко В.П. Мышление и язык (2001)
  25. Зинченко В.П. Психологическая педагогика (2001)

Биография

В. П. Зинченко окончил в 1953 г. отделение психологии философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; в 1956 г. – аспирантуру Института Психологии АПН РСФСР.

В 1957 г. В.П. Зинченко под руководством А. В. Запорожца защитил кандидатскую диссертацию на тему "Некоторые особенности движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков". Официальными оппонентами были А. Р. Лурия и П. Я. Гальперин. В 1966 - защитил докторскую диссертацию на тему "Восприятие и действие". Официальными оппонентами были Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов и Б. Ф. Ломов.

В 1969 г. В. П. Зинченко присвоено звание профессора МГУ.

В 1974 г. В. П. Зинченко избран членом-корреспондентом АПН СССР, в 1988 - почетным членом Американской академии искусств и наук, в 1992 г. – академиком РАО по Отделению психологии и возрастной физиологии. В 2001 г. – В. П. Зинченко перешел в Отделение образования и культуры РАО.

Вехи трудовой деятельности

В 1951–1956 гг. учитель психологии и педагогики 593 и 598 средних школ г. Москвы.

1954–1961 - аспирант, м.н.с., ст. н.с. Института психологии АПН СССР.

В 1961 г. создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической аппаратуры и возглавлял ее до 1969 г.

В 1960 г. начал преподавание в МГУ, в 1970г. создал кафедру психологии труда и инженерной психологии на факультете психологии МГУ и возглавлял ее до 1982 г. 31 августа 1982 г. был уволен по телефону назначенным ЦК КПСС деканом психологического факультета МГУ Бодалевым. В 1969–1984 годы был заведующим Отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики.

В 1984 году создал кафедру эргономики Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета). Руководит ею до настоящего времени.

В 1988–1991 годы был заместителем директора Института философии РАН и директором-организатором Института человека РАН.

С 1991 по 1998 год - член президиума Российской академии образования, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии.

В 1998 году создал кафедру психологии Государственного университета природы общества и человека "Дубна" и руководит ею до настоящего времени.

Под руководством В. П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Педагогическая и лекционная работа

В 2001 году исполняется 50 лет педагогической работы В.П.Зинченко. За эти годы он преподавал психологию и логику в средней школе; более 20 лет работал в Московском университете, читал курсы и спецкурсы по Общей психологии, по Инженерной психологии, по Методологическим проблемам психологии; около 20 лет преподает в МИРЭА, ведет курсы Эргономика, Психология и Педагогика.

В Еврейском университете (Москва), в Самарском государственном педагогическом университете, в Московском Психолого-педагогическом институте, в Западносибирском гуманитарном институте, в Государственном университете "Дубна", в Университете Натальи Нестеровой, в Московском институте молодежи в др. вузах В.П.Зинченко читает курсы Введение в психологию, Общая психология, Психология доверия, Методология психологии, Психологическая педагогика, Культурное и духовное развитие человека и др. К новому учебному году он готовит курс Психология искусства.

На протяжении ряда последних лет В.П.Зинченко систематически читал лекции по психологической педагогике учителям Москвы. Самары, Усть-Илимска, Якутска, Сочи, Красноярска, Биробиджана, Риги и др. городов.

Выступал с лекциями и докладами в Калифорнийском университете (г. Ирвайн), Калифорнийском университете (г. Сан-Диего), Университете Кларка (г. Вустер), Вашингтонском университете (г. Сент-Луис), Университете им. В. Гумбольдта (г. Берлин), а также в университетах Болгарии, Венгрии, Латвии, Чехии, Эстонии, Польши, Словакии, Испании, Японии, Кубы и др. В августе 2001 г. его в третий раз ждут, в Японии с докладом "Размышления о воспитании души".

Государственное и общественное признание научной деятельности

Действительный член Российской Академии образования, почетный член Американской академии искусств и наук. В П Зинченко многие годы был членом Президиума и вице-президентом Общества психологов СССР, членом Президиума и председателем Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК РФ, заместителем председателя ряда Межведомственных научных советов" "Эргономика", "Сознание", "Человек", председателем Международного Научного совета "Эргономика" стран-членов СЭВ, председателем совета по Федеральным экспериментальным площадкам Министерства образования РФ, членом Совета Российского фонда фундаментальных исследований.

В настоящее время В. П. Зинченко - президент Международной ассоциации развивающего обучения.

Владимир Петрович - член редколлегии ряда журналов "Вопросы психологии", "Вопросы философии". "Человек", Ежегодника "Системные исследования", "Journal of Russian and East European Psychology" и др.

В.П. Зинченко - основатель и главный редактор международного научного журнала .

Научная деятельность

Обшая психология; инженерная психология и эргономика, человеко-машинные системы, взаимодействие человека с компьютером; теория и методология психологической науки; проблемы психического и духовного развития; психологическая педагогика и развивающее обучение; а также российские психологические и философские традиции.

Приоритетна, безусловно, психология - культурно-историческая, возрастная, общая, экспериментальная, когнитивная, инженерная.

Медиа-материалы

Ночной эфир А. Гордона с Зинченко В. П. "Душа"

Доклад профессора В. П. Зинченко "Сознание как предмет и дело психологии" на Международном симпозиуме "Развитие и применение теории деятельности: реструктурирование социальных практик" , Москва, 2009.

Выступление В. П. Зинченко на III Всероссийской научной конференции «Психология индивидуальности».

В. П. Зинченко в фильме "Покажем зеркало природе". Часть 2

В. П. Зинченко в фильме "Покажем зеркало природе". Часть 4

Доклад В. П. Зинченко "Опыт думанья о думанье"

Владимир Петрович Зинченко на юбилее Психологического института РАО 23 октября 2012 г.

В.П. Зинченко об отчестве Л.С. Выготского

Зинченко Владимир Петрович (родился 10 августа 1931, Харьков) - российский психолог. Один из создателей инженерной психологии в России. Представитель семейной династии известных психологов (отец - Пётр Иванович Зинченко, сестра - Татьяна Петровна Зинченко). Активно развивает идеи культурно-исторической психологии.

Биография Владимира Петровича Зинченко

Владимир Петрович Зинченко окончил отделение психологии МГУ (1953). Кандидат психологических наук (1957). Доктор психологических наук (1967), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (1992), вице-президент Общества психологов СССР (1968-1983), заместитель председателя Центра наук о человеке при президиуме АН СССР (с 1989), почетный член Американской академии искусств и наук (1989). Профессор Самарского государственного педагогического университета. Член редколлегии научного журнала «Вопросы психологии».

Педагогическая работа в МГУ (1960-1982). Владимир Петрович Зинченко - организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1970 г.). Заведующий отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969-1984). Заведующий кафедрой эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (с 1984 г.), профессор Самарского Государственного педагогического университета. Под его руководством защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

Научная деятельность Владимира Петровича Зинченко

Владимир Петрович Зинченко экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и информационную подготовку решений. Представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Разработал функциональную модель структуры предметного действия человека. Развил учение о сознании как функциональном органе индивида. Его труды внесли существенный вклад в дело гуманизации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманизацию системы образования.

Основные научные труды Владимира Петровича Зинченко

1. Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (в соавт.).
2. Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (в соавт.),
3. Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков),
4. Проблема объективного метода в психологии// Вопросы философии, 1977. № 7 (соавт. М. К. Мамардашвили).
5. Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В. М. Мунипов).
6. Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980 (в соавт.).
7. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева)
8. Живое знание. Психологическая педагогика. Самара. 1997.
9. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.
10. Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов. М., 1998 (соавт. В. М. Мунипов).
11. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (ред.) (2003). Большой психологический словарь (idem)

Работы по истории психологии Владимира Петровича Зинченко

1. Зинченко, В. П. (1993). Культурно-историческая психология: опыт амплификации. Вопросы психологии, 1993, № 4.
2. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994 (соавт. Е. Б. Моргунов).
3. Зинченко, В. П. (1995). Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца), Вопросы психологии, 1995, № 5
4. Зинченко, В. П. (2006). Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): скачать doc/zip
5. Зинченко В. П. (1993). Пётр Яковлевич Гальперин (1902-1988). Слово об Учителе, Вопросы психологии, 1993, № 1.
6. Зинченко В. П. (1997). Участность в бытии (К 95-летию со дня рождения А. Р. Лурия). Вопросы психологии, 1997, № 5, 72-78.
7. Зинченко В. П. Слово о С. Л. Рубинштейне (К 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна), Вопросы психологии, 1999, № 5
8. Зинченко В. П. (2000). Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (К 125-летию со дня рождения Ухтомского) (idem). Вопросы психологии, 2000, № 4, 79-97
9. Зинченко В. П. (2002). «Да, очень противоречивая фигура...». Интервью с В. П. Зинченко 19 ноября 2002 года.

Поделиться: