Итоговое занятие в средней группе. Конспект нод по математике в средней группе «сказочное путешествие» по фгос

Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе на тему

«Пять ключей»

Подготовила воспитатель средней группы: Андрейчикова Ж.Е.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».

Цель: коммуникативные навыки, расширять активный словарь детей, закреплять знания о частях суток, закреплять умение различать и называть времена года, навыки в складывании разрезанных картинок по сказкам, закреплять знания о цифрах от 1 до 5 (в прямом и обратном порядке), закреплять знание о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать внимание и память, развивать логическое мышление (продолжать учить отгадывать загадки описательного характера), воспитывать у детей эмпатию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.

Демонстрационный материал:

Сундучок, пять ключей разного размера, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, ребристая дорожка (мостик), дорожка «Цветочная поляна», голубая ткань (озеро), пять рыбок разного цвета с цифрами от 1 до 5, телефон.

Раздаточный материал:

Набор геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), разрезные картинки по сказкам.

Методические приёмы:

Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, физминутки, эксперимент с водой в баночке, анализ, подведение итогов.

Секретный эксперимент с водой. Чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь. После того, как вы встряхнёте или поболтаете закрытую баночку, в ней появится цветная вода.

Ход занятия:

Настрой на позитив «Ласковуша» (передают мягкую куклу друг другу, здороваясь и называя свое имя ласково).

«Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

В группу входит доктор Айболит. Дети стоят полукругом.

Айболит. Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель. А что случилось?

Айболит. Представляете, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал. В Африке заболели все зверята. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня волшебную воду! Они закрыли её в сундук, а ключ бросили в глубокое озеро.

Воспитатель. Как мы можем помочь? Что нужно делать?

Айболит. Вам предстоит выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы от рыбки получите ключ. Если наберёте пять ключей, то сможете открыть ларец с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут другие больные зверята.

Воспитатель. Поможем, ребята? Надо отправляться в путь. Но сначала мы должны сказать, как нужно вести себя в путешествии. (ответы детей)

Воспитатель. Правильно! Доктор Айболит, может, ты хочешь проверить детей справятся ли они с заданиями? Задай им какой-нибудь вопрос.

Игра «Части суток» («Закончи предложение»)

Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)

Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)

Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)

Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)

Сколько частей в сутках? (4). Назовите их. Скажите, а когда начинается наше путешествие, в какое время суток?

Айболит. Молодцы! Я думаю, что вы справитесь и достанете все ключи.

Айболит уходит.

Воспитатель. Тогда отправляемся в путь к озеру.

Мы по мостику пройдем, на поляну попадем,

На поляне той цветы небывалой красоты.

Мост, поляну мы прошли, вот и к озеру пришли!

Посмотрите, в озере плавают рыбки. Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т.д., нам нужно рыбок расположить по порядку. (какого цвета рыбка 1, а какого цвета 2 и т.д.).

Воспитатель: Ну, а теперь давайте посмотрим, какое же задание нам приготовила первая рыбка:

1 задание: Ребята в первом задании мы должны с вами отгадать, о каком животном будет идти речь. При правильном отгадывании на проекторе будет появляться отгаданное животное. Если выполним задание правильно, рыбка отдаст нам первый ключ.

Рыжая плутовка, обманывает ловко (Лиса - түлкі)

Он боится всех в лесу, и медведя и лису. (Заяц - қоян)

Страшный он и очень злой,слышен днем и ночью вой. (Волк - қасқыр)

Он болшой и неуклюжий, любит мед, малину кушать. (Медведь - аю).

Любит долго умываться, со шнурком еще играться. (Кошка - мысық)

Проскакала по полям, и вернулась снова к нам (Лошадь - ат)

Верный друг, нас охраняет, на чужих так грозно лает. (Собака - ит).

А скажите мне ребята какие животные у нас находятся слева (дикие), а какие справа (домашние).

Воспитатель: Молодцы! Вот ребята за первое правильно выполненное задание мы с вами получаем первый ключ. Давайте посмотрим, что же для нас приготовила вторая рыбка.

2 задание: Ты кусочки собери, что получилось, посмотри. Ребята, рыбка предлагает нам собрать кусочки картинок, что лежат на подносах, мы их соберем и посмотрим, что на них изображено? (ТРИЗ. На картинках изображены герои сказок – Красная шапочка и Колобок). Ребята скажите мне из каких сказок у нас герои на картинках?

Воспитатель: Ну, вот и со вторым заданием мы справились и получили ключ 2. А теперь давайте немного передохнем.

Физминутка: «Кузнечики»

3 задание: ребята рыбка спрашивает, а умеем ли мы считать до 5? А назвать соседей?

4 задание: «Ковер самолет»

Ребята вы знаете доктор Айболит полетит в Африку на ковре самолете. Разворачиваю «ковёр», а там дырки в виде геометрических фигур.
- Ой, ребята, его прогрызли мыши. Помогите починить ковёр. (на подносе лежат геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра).
- Назовите фигуры, которые вам понадобились для починки ковра?

Физминутка «Мишка»

5 задание: Рисование «Веточка»

Ребята рыбка спрашивает, сколько времен года мы с вами знаем, пожалуйста, назовите их, а какое сейчас время года? Ой, ребята посмотрите на веточку, разве весной веточки на деревьях такие или чего - то не хватает? А давайте мы с вами попробуем оживить нашу веточку подойдем к нашим волшебным столам и на наших веточках нарисуем листочки. (Рисуют через марлю листочки.)

Пальчиковая гимнастика «Пальчик»

Выполнение работы. Получают пятый ключ.

В конце работы обращаю внимание на то, что веточка в нашей группе распустилась листочками. Случилось волшебство!

Воспитатель: Ребята мы с вами собрали все ключи, можно уже звонить доктору Айболиту. (звонок)

Айболит: теперь надо нужный ключ подобрать к ларцу, тогда он откроется и мы сможем достать волшебную воду. (подбираем ключ, ларец открывается, достаем воду).

Воспитатель: Доктор Айболит вода то простая не волшебная!?

Айболит: Так нужно волшебные слова сказать и тогда она стане волшебной. (накрывает платком, трясет и вода становится цветной).

Воспиатель: Вот так чудо!

Айболит благодарит детей и говорит, что ему нужно спешить в Африку лечить зверят, прощается.

Воспитатель говорит детям, что пора возвращаться в группу, предлагает покружиться и в группе очутиться. Предлагаю ребятам высказать свое мнение о путешествии и выбрать себе смайлик. Если понравилось то с улыбкой, если нет то грустный.

Итоговое занятие в средней группе «Путешествие в страну Цветалию».

Цель : выявить уровень знаний детей к концу года.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о цифрах от 1 до 9
2. закрепить умение детей соотносить количество предметов с цифрой
3. обобщить знания детей о временах года, частях суток
4. закрепить умение детей пользоваться обобщающими понятиями
5. упражнять детей в подборе слов к прилагательному
6. закреплять умение детей сравнивать предметы по высоте
7. закрепить умение детей в подборе слов с противоположным значением
8. развивать логическое мышление, память, внимание
9. способствовать развитию связной речи.
Оборудование: аудиозапись, кукла Фея Цветов, картинки животных, 3 домика различной высоты, цветы с серединками цифрами, разрезные картинки «Времена года», картинки «Обобщающие понятия», бумажные цветы по количеству детей, карандаши цветные.

Ход занятия:

Воспитатель : Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой сегодня чудесный день! Давайте поздороваемся со всем, что нас окружает. Психогимнастика «Доброе утро!»
Доброе утро яркое солнце,
Доброе утро синее небо,
Доброе утро зверям и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Воспитатель: Посмотрите дети, кто к нам сегодня пришел в гости (достает куклу)? Это Фея цветов, давайте ее послушаем (включается аудиозапись):
«Здравствуйте ребята, в нашей стране Цветалии случилось несчастье, злой волшебник заколдовал Цветик – Семицветик, он забрал все цвета с лепестков, и цветочек потерял свою волшебную силу, чтобы его расколдовать нужно выполнить задания, но никто в нашей стране не умеет. Помогите нам пожалуйста!»
Воспитатель: ну, что ребята поможем?
Дети: да!
Воспитатель: для того, чтобы попасть в волшебную страну, нужно произнести волшебные слова, вспомните какие слова говорила девочка Женя из сказки «Цветик - Семицветик»?
«Лети, лети лепесток
Через север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по нашему вели:
Вели, чтобы мы очутились в волшебной стране Цветалии!»
Воспитатель: Посмотрите, а вот и Семицветик, он совсем некрасивый, скучный, давайте его расколдуем. Для этого нужно выполнить задание на каждом лепестке цветка. Приступим?
Дети: да!
Воспитатель: А вот и первое задание «поляна цветов», перед вами лежат серединки цветов, но у них нет лепестков, на каждой серединке своя цифра, наша задача подобрать к каждой серединке такое количество лепистков, какая указана цифра.
Воспитатель : Молодцы! Вы справились с заданием, посмотрите и лепесток окрасился, в какой цвет? Давайте посмотрим следующее задание?
Воспитатель: а здесь загадки:
- комочек пуха, длинное ухо,
Летом серый, зимой белый. (заяц)
Выставляется картинка на доску.
- Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую (лису)
-Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков -
Дом хранить от чужаков. (Собака)
-Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт? (Медведь)
- Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети?……(петушок)
Посмотрите ребята, в какой сказке встречаются все эти звери?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно «Заячья избушка», почему лиса выгнала зайца? Кто помог прогнать лису? Кто первый гнал лису? Кто второй гнал лису? Кто третий гнал лису? они все поссорились, давайте поможем им помириться, как нам это сделать?
Ответы детей.
Воспитатель : правильно нужно каждому дать свой домик, перед вами на столе лежит карточка с изображением животных и три домика, подберите каждому свой (Лисе – высокий, петуху – пониже, зайцу – самый низкий).
И снова ребята молодцы, справились с заданием! Посмотрите лепесток снова окрасился! Каким цветом?
Воспитатель: посмотрите, а здесь лежит мяч, он здесь неспроста, это следующее наше задание, вставайте скорее в круг, поиграем.
Д/и «Каким, что бывает?»
- что бывает синее?
-что бывает твердое?
- что бывает мокрое?
- что бывает мягкое?
- что бывает солнечное?
- что бывает овальное?
- …….
Молодцы ребята справились и с этим заданием и лепесток снова стал цветным! Каким цветом?
Что же на следующем лепестке? Посмотрите перед нами картинки, их нужно собрать. Послушайте о чем здесь говориться?
- Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой! (А.Берестов)

- Ой, сердит мороз;
Ветки снегом занёс,
Хватает за нос, щиплет до слёз.
Ребятишки не пугаются,
На лыжах да на санках катаются,
Над морозом потешаются! (А. Босев)
О каком времени года говорится в этом стихотворении?
- Уж, тает снег, берут ручьи
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою. (А. Плещеев)
Какому времени года посвящены эти строки?
- Убежал куда-то ветер,
Летний ветер в ранний час.
А когда спустился вечер.
Он вернулся, обнял нас.
И запахло мятой,
Мятою немятой. (В. Степанов)
Молодцы! Скажите ребята, слышали ли вы пословицу «Весна – это утро природы!» как вы думаете почему так говорят? А если весна – это утро, то лето – это какая часть суток? А осень? А зима? Все правильно, молодцы! Смотрите лепесток окрасился каким цветом?
А следующее задание выполнить физкультминутку, сделаем?
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко- легко подышим.
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами,
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Потянитесь столько раз,
Сколько пальчиков у нас!
Лепесток сменил цвет, значит мы все сделали правильно. Посмотрим следующее задание? Каждому из детей показывается набор картинок, нужно сказать, что между ними общего, отнести к одной группе (одежда, транспорт, продукты питания, цветы, насекомые, обувь, дикие животные, детеныши домашних животных).
Молодцы! Снова справились с заданием правильно, посмотрите лепесток окрасился в какой цвет? У нас остался последний лепесток продолжим?
Дети: да!
Воспитатель : у меня есть картинки, на которых изображено свойство предметов, я вам его назову, а вы мне скажите противоположное.
Д/и «Скажи наоборот»
Смотрите последний лепесток окрасился, каким цветом. Вот мы и помогли расколдовать Семицветик. А теперь нам пора возвращаться а детский сад.
Посмотрите на столе лежат цветы, это нам оставила Фея, если вам понравилось путешествие разукрасьте свой цветок любым цветом, а если вы устали – синим. Оформление коллективной аппликации.

"В поисках волшебного сундучка"

Итоговое, интегрированное занятие в средней группе

ЦЕЛЬ: Закрепление полученных знаний, представлений, умений, которые дети получили в течение учебного года.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: Обобщить полученные знания. Закрепить умения пройденному материалу: количество и счёт в пределах 5; закрепить умение детей классифицировать - транспорт.

Закрепить знания по ПДД.

Развивающая: Развивать: речь; логическое мышление, память, мелкую моторику пальцев рук.

Развивать умение сопоставить размер и форму фигурок, находить правильное положение, точно поместить фигурку на основе-подсказке. (игра «Танграм»)

Поддерживать интерес к интеллектуальной и игровой деятельности в игре с песком.

Развивать чувство единства, сплоченности, учить детей действовать согласованно.

Воспитательная: Воспитание дружеского отношения друг к другу.

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

ОБОРУДОВАНИЕ: разрезная картинка «Звездный волшебник», звездочки с заданиями, картинка «Улицы», «звуковой паровозик», цифровой поезд, картинки «Танграм», морской песок, подставки для создания картины из песка, сундук, колпак «Звездного волшебника», костюм Незнайки, звуковая запись «Музыка ЛЕТА».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вхождение в день.
«
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!»

Отлично!

2. Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики»

- А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте с ними поиграем.

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять –

Десять пальцев, пара рук –

Вот твое богатство друг»

Дети считают каждый пальчик отдельно, загибая его.

Молодцы!

Посмотрите, ребят, к нам в группу залетел воздушный шарик, с необычном конвертом.
- Ребята, что это такое? Странный какой-то конверт, на нем ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там. Здесь разрезные картинки. Тут какое-то волшебство? Давайте попробуем собрать картинку, может тогда мы все поймем, от кого письмо? (сбор волшебника-картинки по числам)
- Все ясно, значит, письмо нам прислал Звездный волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть.

ПИСЬМО
" Здравствуйте, дорогие ребята!

Хочу поздравить вас, ведь скоро летние каникулы.

И по такому замечательному поводу, я приготовил вам сюрприз, вы сможете его найти, если будете дружными, и помогать друг другу.

Задания вы найдете с помощью моих звезд на месяце.
Я оставляю вам свой волшебный колпак.

Выполнив задания, вы должны собрать все звездочки на мой колпак, и тогда вы узнаете дорогу к волшебному сундучку.
Задания будут сложными, но интересными.

Выполнив их, вы узнаете дорогу к волшебному сундучку.

Вы готовы к путешествию? Удачи!"

Ну что, ребята, начнем путешествие? Пойдем за первой звездочкой.

3.Д/упр-ние «Светофор»

«Всем ребятам надо знать,

Как по улице шагать.

Как пройти дорогу скоро

По сигналу светофора»

Ребенок в костюме Незнайки:

«Светофоры, светофоры,

Ну, зачем они нужны.

Светофоры, светофоры

Для кого они важны?

Наш город небольшой

И машин не много.

Где хочу – перехожу

Я свою дорогу»

Дети: Если правила не знать, то беды не миновать!!!

На красный свет – дороги нет,

На желтый – подожди,

Когда горит зеленый свет – счастливого пути.

Незнайка: Значит красный – стоп!

Желтый – жди!

А зеленый – проходи!

Молодцы ребята! Вы справились с заданием. Напомнили Незнайки, для чего нужен СВЕТОФОР И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПЕШЕХОДА. Давайте прикрепим первую звездочку на волшебный колпак и будем путешествовать дальше.

4. Д/и «Назови, одним словом»

«Вы скажите, умницы.

Что же это?

Улица! (показ на доске )

Интересная картина:

(выкладывается изображения транспорта на доске )

Вот автобус, … вот машина, …

В небе самолет летит,

Очень громко он гудит.

Кораблик по реке плывет, …

Набирает полный ход.

Отгадайте, что же это?»

Ответы детей: Это транспорт, транспорт это.

Молодцы! Вот и вторую звездочку мы прикрепим на волшебный колпак.

5. «Звуковой паровозик»

«Поезд наш бежит, торопится

На заданном звуке остановится,

А поезд наш останавливается на звуке – Ш »

Придумайте слова со звуком Ш .

Умницы! Вот и третья

ФИЗМИНУТКА

«Два хлопка над головой

Два хлопка перед собой

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Мы одной рукой помашем.

Правую руку мы покажем

И левую руку мы покажем.

Две руки и две ноги,

Сколько вместе посмотри?» (4 )

6.Д/и «Загадки веселых друзей»

«Скоро будет много света,

Много солнца и тепла.

К нам приходит в гости …(ЛЕТО )

Рада, рада детвора!»

«На праздник лета веселые друзья едут поездом. В вагоне сразу за паровозом, ехала лисичка. Под каким номером этот вагон? Белочка ехала в вагоне, который находится между первым и третьим. Под каким номером вагона ехала белочка? Волк ехал в вагоне, который находился между вторым и четвертым вагонами. Под каким номером был вагон волка? Медведь ехал в вагоне, который находиться за третьим. Под каким номером вагона ехал медведь?»

- Правильно, ребята! Вот на колпаке появилась и четвертая звездочка.

7. «Танграм»

Расскажу вам
Как недавно,
В зоопарк ходила я.
Там зверей так много разных,
Обойти всех - мало дня!!!

Принесла я вам ребята, фотографии зверей.

Но что, случилось, посмотрите, краски все исчезли с них.

Надо нам помочь, зверятам, сделать их красивыми, красочными.

У вас на столах лежат, что …(ответы детей ). Как вы думаете, что это за животные? (ответы детей ) Разноцветными фигурками их можно «разукрасит», а что же это за фигурки, у них есть … (углы, называют геометрические фигуры).

Ну что, справились мы с заданием? Тогда прикрепим пятую звездочку на волшебный колпак.

Звучит музыка ЛЕТА, воспитатель предлагает закрыть глазки и представить себе картинку … ЛЕТА.

8. «Песочная терапия»

«Что без чего не бывает?»

Не бывает море без - воды

Не бывает берега - без реки

Не бывает леса без - деревьев

Не бывает полянки без - цветов.

Мы сегодня создать такую картинку с помощью морского песка. (Дети «рисуют» морским песком на стекле )

Молодцы! Вот уже и шестая звездочка на волшебном колпаке.

9. Заключительная часть
- Давайте посмотрим, что же нам еще предстоит сделать.
- Ребята, здесь опять к нам Звездный Волшебник обращается. Послушайте:

«Вы выполнили много заданий.

Поздравляю!

За это я хочу исполнить ваши заветные желания.

Возьмите каждый себе звездочку и положите её на ладошку.

Закройте глазки и загадайте свое желание»

Подумайте, чего бы вам хотелось больше всего на свете, и добрый волшебник поможет вам осуществить ваши мечты. Открывайте глазки, покажите ваши звездочки на ладошках

Звездный волшебник передал мне палочку, она должна коснуться каждой звездочки, чтобы желания сбылись.
А теперь сложите их в колпак, и мы отправим его нашему другу-волшебнику.

Ребята, а на столе осталось ещё одно письмо. Давайте посмотрим, что же там?

«Вы прошли все препятствия на пути,

а теперь вас ждет впереди 3 дороги:
По первой пойдете - попадёте к лягушкам в болото.

К лягушкам в болото. Кому попасть охота?
По второй пойдёте - угодите сразу к Бабе-Яге.

Здесь в конце дорожки, живёт в избушке Бабка-Ёжка.
По третьей пойдёте – сундук волшебный найдете»


- Какую дорогу выбираем? Ну что не боитесь? Тогда вперед!
- А вот и волшебный сундучок! А что же внутри? Мы нашли настоящие сокровища! (Шоколадные монеты ) . Это для вас Звездный Волшебник постарался. Значит, хорошо вы работали на занятии.

Конспект комплексного итогового занятия для детей средней группы.

Тема занятия: "Путешествие в сказку".

Программное содержание: выявить уровень сформированности экологических знаний и представлений у детей об изменениях в природе весной, среде обитания растений, их многообразии, о группах животных, птиц и насекомых, о различной среде обитания птиц и насекомых, о природных объектах и явлениях, о бережном отношении к природе, экологической воспитанности;

упражнять в составлении описательных рассказов-загадок о насекомых;

упражнять в выделении заданного звука в слове, в образовании прилагательных и существительных, в подборе существительных к прилагательному; формировать связную речь детей; развивать эмоциональность речи, сообразительность и фантазию в процессе отгадывания загадок; уточнить знания о видах транспорта;

закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10, знание цифр в пределах смежных чисел, знания о предыдущем и последующем числе; закрепить умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и тела (цилиндр, шар, куб); развивать умение решать логические задачи на основе слухового восприятия информации; закрепить умение ориентироваться в таблице (определять "адрес" каждого жильца домика); развивать умение продолжать заданную закономерность; оценивать результаты работы (получилось - не получилось), исправлять ошибки;

развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие, память;

воспитывать интерес к занятиям, уважение к товарищам, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца.

Словарная работа: активизировать в речи слова: санитар леса, хвойный и лиственный лес, явления природы, предыдущее и последующее число.

Материал для занятия: демонстрационный: шкатулка с предметами (рогатка, камень, пистолет, палка), конверт с заданиями, портреты сказочных героев (Незнайка, Красная шапочка, Буратино, Карлсон, три поросёнка), изображение цветов (мать-и-мачеха, ромашка, ландыш, мак), насекомых (кузнечик, божья коровка, пчела), деревьев (ель, сосна, дуб, берёза, клён, осина), животных (волк, медведь, лиса, лось, олень, белка, белый медведь, жираф, корова), схематичное изображение солнца, облаков, ветра, дождя, воздуха; цифровой ряд 1 - 9, число 10, геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник) и тела (цилиндр, шар, куб);

раздаточный: карточки с изображением букв С и Ш, предметные картинки, таблица-домик, набор геометрических фигур.

Предварительная работа: НОД, наблюдения, экспериментальная деятельность, беседы, чтение сказок, заучивание стихотворений, экскурсии в парк.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Круг общения (дети стоят в кругу).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой хороший сегодня день! Улыбнитесь от всей души друг другу. Ведь улыбка - это символ добра, Возьмитесь за руки, поделитесь теплом своих ладошек друг с другом. Я хочу, чтобы у вас сегодня было хорошее настроение.

2. Игровое упражнение "Путешествие в сказку".

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие. Скажите, а на чём можно путешествовать? (Ответы детей).

Воспитатель: Ой, я забыла вам сказать, что путешествие мы совершим в сказку. А попасть туда можно сказочным образом, С помощью сапог-скороходов. (Дети "одевают" воображаемые сапоги).

Воспитатель: Мы на месте покружим - раз, два.

Каблучками постучим - три, четыре,(дети закрывают глаза)

Пять и шесть и семь и восемь,(повороты вокруг себя)

В сказку всех мы переносим...(дети открывают глаза)

(Перед детьми на столе "волшебные" предметы - шкатулка и конверт).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, не для нас ли кто-то оставил эти предметы? Я предлагаю сначала открыть шкатулку. От кого же она? (Читает записку).

В лесу тёмнгом есть избушка,

В той избушке есть старушка.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят,

Дыбом волосы стоят. (Дети отгадывают загадку).

3. Основная часть.

Воспитатель: Баба Яга приглашает нас в лес:

"Для таких хороших деток мне не жалко ничего.

Припасла я вам подарки, нет таких ни у кого.

Вот рогатка вам, ребятки, чтобы птичек пострелять,

Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.

Этим камнем тяжеленным можно гнёзда разорять,

Этой палкой-выручалкой все цветочки посшибать."

Ребята, хорошие подарки нам оставила Баба Яга? (Дети расказывают, как нельзя себя вести в лесу. Включается фонограмма звуков леса).

Воспитатель: Какие звуки можно услышать в лесу? (Ответы детей).

Воспитатель: А чем пахнет в весеннем лесу? (Ответы детей).

Воспитатель: Если в лесу растут сосны и ели, какой это лес? (Ответы детей).

Воспитатель: А какие деревья растут в лиственном лесу? (Ответы детей).

Воспитатель: Существуют смешанные леса. Почему их так называют? (Ответы детей).

4. Игровые упражнения "Кто лишний?"

(На доске картинки с изображением волка, медведя, лисы, лося, оленя, белки, жирафа, белого медведя, коровы).

Воспитатель: В лесу нам повстречались животные. Все ли они там живут? Кто лишний? (Ответы детей).

(Перед детьми картинки с изображением соловья, кукушки, клёста, дрозда, дятла, воробья).

Воспитатель: А вот и птицы прилетели. Кого из них вы узнали? (Ответы детей).

Воспитатель: А какую птицу называют лесным доктором или санитаром леса? Почему? (Ответы детей).

5. Игровое упражнение "Угадай по описанию".

Воспитатель: А вот на поляне расцвели цветы. Под ними спрятались насекомые. Денис, возьми мак и посмотри, какое насекомое под ним спряталось. Попробуй нам рассказать о нём, чтобы дети узнали его. Кого из детей ты хотел бы послушать?

(Игра повторяется несколько раз с другими детьми, с другими карточками).

6. Игровое упражнение "Четвёртый лишний".

Воспитатель: Ребята, лес нам приготовил задание. Ваша задача - определить, что здесь лишнее и почему. Пчела, паук, кузнечик, ласточка.

Земляника, черника, брусника, подберёзовик.

Маслёнок, пдберёзовик, подосиновик, мухомор.

Стрекоза, муха, бабочка, муравей.

7. Дидактическая игра "Объекты природы".

(Детям показывают карточки с символами природных объектов: воды, воздуха, солнца и тучи).

Воспитатель: Какие явления в природе могут происходить благодаря этим объектам? (Ответы детей).

Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться из леса.

8. Физкультминутка.

Воспитатель,открывая конверт: Герои разных сказок прислали нам свои задания. Угадайте, от кого первое? Он не знает ничего, а вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки, как зовут его?.. (Незнайка).

9.Игровое упражнение "Расскажи о Космосе".

Воспитатель: Однажды Незнайка совершил полёт на Луну. Он хочет проверить, что вы знаете о Космосе. Как называется наша планета? Какие планеты вы знаете ещё? Что мог увидеть Незнайка в Космосе кроме планет? Как называется модель нашей планеты? Что на глобусе обозначено голубым цветом? (Ответы детей).

Воспитатель: Мне кажется, что с этим заданием вы справились хорошо. Какое же задание приготовил следующий герой? Бабушка внучку очень любила,

Красную шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну-ка, подскажите, как зовут её? (Красная шапочка).

10. Работа в парах.

Воспитатель: Послушайте, какой звук я выделяю, произнося слово "крас-с-сная"? А слово "ш-ш-шапчка"? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте поиграемс этими звуками. Перед вами карточки с буквами С и Ш, а также картинки с предметами, в названиях которых живёт звук С или Щ. Ваша задача правильно расположить картинки на карточках. Работайте дружно, помогайте друг другу.

(Дети выполняют задание. Воспитатель использует индивидуальный подход, недирективную помощь).

Воспитатель: От кого будет следующее задание, вы узнаете, отгадав загадку.

Носик круглый пятачком, им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком, вместо туфелек копытца.

Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три поросёнка).

11. Игровое упражнение "Образуй новое слово".

Воспитатель: В своей сказке поросята строили дома. А теперь они просят нас построить им общий дом. Части дома будут из разного материала. Я называю материал, а вы - новое слово.

(Из железа - железные, из дерева - деревянные, из стекла - стеклянные, из кирпича - кирпичные, из металла - металлические, из пластмассы - пластмассовые, из бетона - бетонные, из мрамора - мраморные).

Воспитатель: Поросята хотели узнать, какие предметы в их доме могут находиться. Назовите мягкие предметы, твёрдые, зелёные, круглые. (Ответы детей).

Воспитатель: И с этим заданием вы тоже справились. Отгадываем следующего героя.

Деревянным острым носом всюду лезет он без спроса.

Даже дырку на картине сделал носом... (Буратино).

Воспитатель: Вместе с Мальвиной Буратино любит заниматься математикой. И сейчас он пытается выполнить её задание. Поможем?

12. Игровое упражнение "Весёлая математика".

(На доске ряд чисел 6, 3, 5, 7, 2, 8).

Воспитатель: Назовите наибольшее, наименьшее число. Назовите числа в порядке возрастания, убывания. (Ответы детей).

Воспитатель: Выложите числовой ряд от 1 до 10. Назовите числа на английском языке. Назовите предыдущее число числу 7. Назови последующее число числу 5. Назови соседей числа 6. (Ответы детей).

Воспитатель: И ещё одно задание нам прислал вот этот герой:

Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше

С пропеллером на спине. Кто это? Ответьте мне! (Карлсон).

Воспитатель: Наш Карлсон живёт на крыше многоэтажного дома, в котором поселились геометрические фигуры.

13. Игровое упражнение "Рассели жильцов в домике".

(Перед детьми домики-таблицы, где колонка - это подъезд, а ряд - это этаж).

Воспитатель: Сколько этажей в доме? Сколько подъездов? (Ответы детей).

Воспитатель: Посели в первый подъезд на первый этаж красный овал. А во второй подъезд на первый этаж - красный треугольник. На первом этаже в третьем подъезде посели красный квадрат. (Дети выполняют задания по словесному указанию воспитателя до тех пор, пока одно окошко не останется пустым).

Воспитатель: Что общего у жильцов первого подъезда, второго, третьего? (Ответы детей).

Что общего у жильцов первого этажа, второго, третьего? (Ответы детей).

Какая фигура заселится в пустой квартире? (Ответы детей).

Какие ещё плоскостные фигуры вы знаете? А объёмные? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. И нам пора возвращаться в детский сад.

14. Физкультминутка.

15. Итог занятия.

Воспитатель: Понравилось ли вам наше путешествие? Что понравилось больше всего? А что показалось самым трудным? Поблагодарите друг друга за взаимопомощь. Пожмите друг другу руку и скажите "спасибо".

Елена Шестеркина
Итоговое комплексное занятие в средней группе «Волшебное путешествие в лес»

Программное содержание :

Обобщить полученные знания. Закрепить умения по всему пройденному материалу : количество и счёт в пределах 5; умение сравнивать предметы по величине, ориентировка во времени и в пространстве; различать геометрические фигуры, закрепить обитателей леса, насекомых, птиц, некоторые виды деревьев; закрепить умение детей классифицировать. Закрепить приём драматизации. Учить самостоятельно создавать образ насекомых, используя нетрадиционные формы рисования (штампы и ватные палочки)

Развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счёт обучения приёмам умственных действий (анализа, синтеза, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей).

Воспитывать интерес к экологии,математике, развитию речи, драматизации и желание работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей : коммуникация, познание, музыка, физкультура, здоровье, социализация, художественное творчество (рисование) .

Оборудование : муляжи фруктов, овощей и даров леса, диких и домашних животных; картина с изображением зверей; картинки с изображением перелетных и зимующих птиц; запись голосов птиц весной, акварель, поролоновые штампы, ватные палочки, акварель, салфетки, магниты, доска.

Музыка «Звуки леса» .

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята. Какое у вас настроение? А чтобы было еще лучше поздороваемся со всем миром и улыбнемся друг другу :

Здравствуй, небо голубое! (Одна рука вверх и вправо)

Здравствуй, солнце золотое! (Другая рука вверх и влево)

Здравствуй, вольный ветерок! (Покачивание рук вверху) .

Здравствуй, маленький дубок! (Присесть и показать росточек) .

Мы живем в одном краю! (Встать и развести руки в стороны) .

Всех я вас приветствую! (Рукопожатие двумя руками над головой) .

Мы за руки возьмемся, (дети берутся за руки и качают ими)

Друг другу улыбнемся (наклоняются вправо, влево, улыбаются)

Мы не будем ссориться (грозят указательным пальцем)

Будем мы дружить, (Жмут две руки у себя над головой) .

Ручками своими (крутят кистями перед лицом»фонарики»).

Тепло души дарить. (гладят друг друга по рукам, по спине и голове) .

Ребята, а какое сейчас время года? (Весна) . Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май) . Какой по счеты весенний месяц идет? (Май)

Ребята, вы любите путешествовать ?

А трудностей не боитесь? Я думаю, у вас большое желание узнать, куда мы отправимся? Для этого нужно отгадать загадку :

Ждет нас в гости друг зеленый,

Ждут березки, липы, клены,

Травы, птицы и цветы

Небывалой красоты.

Сосны, ели до небес,

Друг зеленый,- это (лес.)

Да, я приглашаю вас в путешествие в сказочный лес . Становитесь друг за другом, пойдем мы по узенькой дорожке, чтобы травку не помять, цветочек не сломать и на жучка не наступить.

Вот мы и дошли до леса. Посмотрите сколько здесь деревьев! Скажите как они называются?

Ой, ребята, посмотрите, под березкой лежит конверт. Посмотрим, что там… Да это письмо от Лесника…

Воспитатель : А вы знаете, кто такой лесник?

Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель уточняет : Лесник-это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы.

Письмо : Здравствуйте, ребята. Я очень ждал встречи с вами. Слышал, что вы очень умные и трудолюбивые детки. Хочу попросить вас помочь навести порядок в лесу. Надеюсь, что вы со всем справитесь.

С благодарностью Вирява.

Ребята, поможем Виряве наладить порядок в лесу?

Тогда слушайте первое задание :

Знаете ли вы части суток? Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте в какое время суток это бывает…

На траву роса ложится,

Ну а нам пора вставать,

На зарядку становиться,

Чтобы лучше день начать. (Утро)

Мы уже зеваем сладко,

Тени тут и там снуют,

Чистим зубы для порядка

И готовимся ко сну. (Вечер) .

Ничего не видно стало,

Будто кто-то одеялом

С головою нас закутал.

Это что за время суток? (Ночь) .

В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Землю щедро согревают

Всех обедать приглашают. (День) .

Задание 2 :

Помогите разобрать корзину. В лукошко положите дары леса, в кастрюлю –овощи, а в вазу – фрукты.

Молодцы ребята! Сосчитайте сколько грибов ягод, фруктов, овощей? Назовите их.

Ребята, посмотрите, у пенечка лежит конверт, поднимем его и прочитаем какое следующее задание нужно выполнить.

Задание 3 :

На опушке лес густой вам откроет двери,

В тишине здесь встретят вас все лесные звери.

Ребята, какая красота! Посмотрите, здесь не только лесные звери, но и домашние животные. Давайте поможем расселить их. Зверей в лес, а домашних животных в дом. (картины с изображением леса и дома) .

Задание 4 : Покажите стрелочкой зверей, которые весной просыпаются от спячки.

Игра с мячом «Животные и их детеныши» Я называю животного, вы возвращаете, называя его детеныша).

Задание 5 : Посмотрите, сколько в лесу птиц! Помогите, пожалуйста, расселить птиц правильно. Возьмите каждый по птичке и поселите перелетных птиц – на юг, а зимующих – в наш лес. (В одной стороне - изображение пальм. В другой - березки, ели) . Назовите зимующих и перелетных птиц по - мордовски.

Молодцы, ребята. И с этим задание вы легко справились.

Ребята, Вирява хотел, чтобы вы увидели и красоту луга. Но лес и луг разъединяет широкая река, чтобы переправиться через нее нужно построить лодку. У меня на столе лежит стекляшка, камушек, деревянная дощечка и кусочек картона. Попробуем определить, что не тонет в воде. (Эксперимент)

Да в воде не тонет дерево. Лодку построим из деревянных геометрических фигур. Какие фигуры для этого потребуются (Прямоугольник, треугольники) .

Молодцы, ребята, у вас получились очень красивые и интересные лодочки. А через нашу речку мы пройдем перепрыгивая с камушка на камушек….

Вот и луг. Как много на лугу цветов и бабочек. На красивых бабочек и великолепные цветы прилетела посмотреть любопытная божья коровка. Увидела она как много бабочек, какие они дружные, и захотела, чтобы и у нее было много подружек.

Ребята, нарисуем нашей божьей коровке подруг?

Физминутка «Божья коровка»

Божья Коровка черная головка (сжимают кулачок и оттопыривают большие пальцы,

Улети на небо (машут крыльями,

Принеси нам хлеба (сжимают горсточки и вытягивают их вперед,

Черного и белого (показывают вправо и влево,

Только не горелого (грозят пальчиком)

Дети ставят на «лугу» оттиск поролоновым тампоном округлой формы, обмакнув его в красную краску, а затем ватными палочками, набрав черную краску, рисуют точки божьей коровке).

Замечательные божьи коровки получились у вас.

Даша выучила стихотворение о божьей коровке и сейчас нам его прочитает.

Евгений Корюкин.

Божья коровка мне на пальчик села.

«Божья коровка, ты куда летела?

И куда, малютка, ты теперь спешишь?

Скоро пальчик кончится, ты и улетишь.

Крылышки-скорлупки весело расправишь…

Поиграть тебя со мной как заставишь?

Молодцы, со всеми заданиями вы с легкостью справились. Я думаю, Вирява, очень обрадуется, увидев порядок в лесу.

(Воспитатель предлагает детям встать в круг.)

Ребята, вот и заканчивается наше волшебное путешествие . Нам пора возвращаться домой.

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

Снова в группе очутитесь .

Ребята, а вам понравилось путешествовать ? Если понравилось – возьмите себе солнышко. А если кому- то не понравилось – возьмите тучку.

Литература :

Антипина Г., Чупрова Л., Калараш Е. Войди в лес другом!//Дошкольное воспитание. –2011.– № 8.–С. 34–39.

Балаценко Л. И. Занятия по экологии : ["Чудесный подарок", "Лесной доктор" (средняя группа ) ]//Ребенок в детском саду. –2002.– № 3.–С. 67–69.–(Практика) .

Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим.: Из опыта работы//Дошкольное воспитание. –2003.–№ 7.–С. 31–37.–(Работаем по программе "Юный эколог") .

Поделиться: